Памятники Санкт-Петербурга эпохи Петра I

Памятники Петербурга петровской эпохи

Адмиралтейство

Адмиралтейство — это одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, памятник русского классицизма. Золотой кораблик на его шпиле — один из символов города. К зданию Адмиралтейства лучами сходятся три важные улицы Санкт-Петербурга: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица.

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года. Место для строительства выбрали не случайно. В 1732-1738 годах Адмиралтейство было перестроено в камне, под руководством архитектора И.К.Коробова. Прежний план здания был сохранен.

В 1806-1823 годах Адмиралтейство перестраивали еще раз, работы проводил архитектор А.Д.Захаров. Причиной нового строительства стало несоответствие архитектуры Адмиралтейства званию «центрального» здания города. К 1823 году здание, за исключением башни со шпилем, было полностью перестроено в классическом стиле.

Кунсткамера

Кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук.

Кикины Палаты

Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9. Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина. Он был построен в 1714—1720 годах неизвестным архитектором Смольного (возможно, Андреасом Шлютером).

В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну. В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I. В 1720-х годах Кикины палаты были перестроены неизвестным архитектором. С 1733 года здесь разместились канцелярия, лазарет и церковь лейб-гвардейского Конного полка.

Меншиковский дворец

Строительство дворца началось в мае  1710 года  по проекту  Джованни Мария Фонтаны  и  Готфрида Иоганна Шеделя . K  1714 году  большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до  1727 года .

Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь  Васильевский остров  от  Большой  до  Малой Невы . На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь  Пётр Первый  называл этот дворец  Посольским домом  и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В Меншиковском дворце свадьбу сыграли 

царевич Алексей  и немецкая принцесса  Шарлотта София  (в православии Наталия Алексеевна) и племянница  Петра Первого , будущая российская императрица  Анна Иоанновна  с  герцогом Курляндским .

Для отделки использовались самые дорогие и современные материалы, некоторые из которых привозились из-за границы, а некоторые изготавливались русскими мастерами. Большие  сени  — парадный вестибюль  — отличаются своим торжественным и нарядным обликом. В петровское время на первом этаже здания располагались некоторые служебные помещения и мастерские, обслуживающие 

князя . Второй этаж занимала княжеская семья. Помимо роскошных покоев, на этаже располагались парадные залы,  галереи  и  анфилады .Рассказывают что в перилах главной лестницы Меньшиков соединил две монограммы свою и Петра первого за что получил от Петра кулаком по лицу.

Здание Двенадцати Коллегий

Строительство здания начато в 1722 году, окончено в 1742. Строительство замедлил кратковременный перенос столицы в Москву с 1722 по 1732 год, когда работы остановили. Однако при Анне Иоанновне с 1732 года работы снова возобновились. Состоит здание из 12 одинаковых частей, каждая часть принадлежала отдельному министерству.

Общая длина здания составила более 400 метров. В 1802 году здание передали Главному педагогическому институту. В 1819 году на его основе был создан Петербургский университет, которому предоставили часть, а затем и всё здание.

Петропавловская Крепость

крепость в Санкт-Петербурге. расположенная на Заячьем острове. Является историческим ядром города, первоначально крепость именовалась Занхт-Питер-Бурх, заложена 16 мая 1703 по плану Петра I с архитектором Де Ланбергом: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально дерево-земляные, в 30 — 40-х и 80-х годах XVIII века одеты камнем. Остров соединён с Петроградской стороной в 1703 году Иоанновским мостом

7 самых старых сохранившихся зданий Петербурга

Вспоминаем памятники архитектуры, сохранившиеся в Северной столице с 18 века. Их не так много, как может показаться. Например, любимый дворец Петра I, первое здание из камня и любимая церковь Бродского. Что в них было 300 лет назад, а что находится сейчас?

Домик Петра I – 1703 год

 

Первая не походная постройка Северной столицы, в которой жил Пётр I. Возвели её солдаты-плотники из сосновых брёвен всего за три дня – с 24 мая по 26 мая 1703 года.

Место для строительства было выбрано в тылу Петропавловской крепости – такое, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты: водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости.

Летнее жилище императора не впечатляет габаритами и богатым декором, но именно здесь 27 мая прошло празднование по случаю основания Петербурга. С тех пор в этот день ежегодно отмечается День города.

Кстати, скорее всего, первый домик императора был уничтожен наводнением 1777 года, и в настоящем нам доступна лишь его копия, воссозданная по приказу Екатерины II в 1784 году.

Похожая судьба, например, у Большого дворца в Петергофе, который считается одновременно и шедевром Растрелли, и памятником сталинской эпохе: ведь он был построен в середине 18 века, практически полностью разрушен во время Второй мировой войны и восстановлен в 1952 году. 

В 1930 году в домике открылся музей, где представлены артефакты прошлого и подлинные вещи Петра I.

Где: Петровская наб., 6

Фото: wikipedia.org
 

Летний дворец Петра I – 1714 год

 

В летнем домике у Петропавловки Пётр I бывал до 1708 года. В 1710-м началось строительство летнего дворца в Летнем саду. До наших дней он сохранился как одно из старейших зданий Петербурга и главный представитель петровского барокко. 

Авторы проекта – Доменико Трезини и ведущий прусский зодчий Андреас Шлютер. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.

Пётр въехал в частично отделанный дворец в 1712 году и жил там каждое лето до самой смерти в 1725 году. Он занимал нижний этаж, а помещения второго этажа предназначались для его второй жены Екатерины I.

Сейчас здесь работает филиал Русского музея.

Где: Дворцовая наб., 2А

Фото: ratanews.ru
 

Меншиковский дворец – 1714 год

 

Первое каменное здание Петербурга предназначалось для первого губернатора города Александра Меншикова. Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту итальянца Джованни Фонтаны и немца Готфрида Шеделя. 

В отличие от первых построек для императора, на Меншиковском дворце почему-то сильно не экономили. А внушительная коллекция предметов искусства только добавляла облику дворца штрихи великолепия.

Здесь не только жил Меншиков, но и женили несчастного царевича Алексея с принцессой Шарлоттой и будущую императрицу Анну Иоанновну с герцогом Курляндии Фридрихом Вильгельмом.

В сентябре 1727 года Меншиков подвергся опале за то, что неоднократно уличался в присвоении казённых средств. Он был лишён имущества, званий и наград, а затем – арестован и сослан с семьёй в Сибирь, где через полтора года умер. Губернаторский дворец перестал быть столь роскошным местом.

В конце 20-го века его отреставрировали, но внутреннее убранство не восстанавливали, а придумывали заново сотрудники Эрмитажа. В настоящее время дворец является филиалом главного музея Петербурга. Здесь находится экспозиция истории и культуры России петровского времени.

Где: Университетская наб., 15

Фото: Instagram / @ju_somkina
 

Благовещенская церковь Александро-Невской лавры – 1719 год

 

Самый старый сохранившийся храм Петербурга. Здесь похоронены члены императорской фамилии. Строить его должен был Трезини, но в итоге проект отдали Кристофу Конраду, который не довёл церковь до конца, – его на финальном этапе сменил Теодор Швертфегер.

Здание было выведено под кровлю к 1719 году, но отделочные работы продолжались ещё три года.

В верхнем двусветном этаже ранее размещалась церковь Александра Невского, куда в 1724 по велению Петра I были перенесены останки князя Александра Невского. Рака Александра Невского находилась здесь до 1790 года, а затем была перенесена в основной собор. Ансамбль лавры вырос как раз вокруг этого храма.

Где: наб. реки Монастырки, 1

Фото: wikipedia.org
 

Кунсткамера – 1734 год

 

В конце 17 века Пётр I отправился в Великое посольство в Европу. На страницах дневника, который приказал вести император, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, – сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, – как нитки…».

Вернувшись в Россию, царь начал обустраивать свой «кабинет редкостей». В коллекции были книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости, которые он приобретал во время путешествия.

Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Это событие произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Во время своего второго посещения Голландии Пётр I посетил кабинет Альберта Себа. К этому времени у аптекаря возникла мысль продать свою коллекцию русскому царю, что они уже обсуждали в переписке. Всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для Кунсткамеры.

Коллекция уродцев и чудес со всего света постепенно разрасталась, поэтому в 1718 году было решено построить отдельное здание под музей на стрелке Васильевского острова. Строительство закончили уже после смерти Петра I в 1734 году. Здесь, например, работал первый русский учёный-естествоиспытатель Михаил Ломоносов.

«Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счёт чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным», – говорил император. 

За время возведения здание поменяло множество архитекторов, главным считается ученик Шлютера Христиан Маттарнови.

Где: Университетская наб., 3

Фото: Instagram / @sohi799799
 

Церковь Симеона и Анны – 1734 год

  

Пётр II перенёс столицу из Петербурга обратно в Москву, а Анна Иоанновна вернула обратно. Соимённая императрице церковь Симеона и Анны была заложена как раз в честь этого события.

Церковь строилась в период с 1731 по 1734 год архитектором Михаилом Земцовым, проходившего стажировку в Стокгольме, и его помощником Иваном Бланком. Стиль – «аннинское барокко». Архитекторы соединили черты русского церковного зодчества с приёмами западноевропейской архитектуры.

Это любимая церковь Анны Ахматовой и Иосифа Бродского, жившего неподалёку.

Где: Моховая ул., 48

Фото: globus.aquaviva.ru
 

Академия художеств – 1788 год

 

Пётр I хотел, чтобы в России были не только умные, но и культурные люди. Сначала была основана рисовальная школа при Санкт-Петербургской типографии. В официальных документах она именовалась «Академией».

За год до своей смерти Пётр I подписал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Спустя десятилетия ожиданий и появилась Академия художеств.

Авторы величественного сооружения на Университетской набережной – Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот и Александр Кокоринов. Строительство здания началось в 1764 году по приказу Екатерины II. Строили больше 20 лет, а отделку интерьеров затянули до 1817 года.

Рядом со зданием можно заменить памятник основателю вуза графу Ивану Шувалову.

Где: Университетская наб., 17

Фото: Instagram / @kxukxukxu
 

История Санкт-Петербурга в эпоху Петра Великого

Трудно переоценить влияние Петра Великого на основание и становление Санкт-Петербурга. Начнем с того, что место для нового города выбрал сам Петр, заложив в мае 1703 года камень в основание Петропавловской крепости и города у ее стен.

По одной из легенд, Петр и его сподвижники плавали на лодках по дельте Невы, осматривая разные острова. Он вышел на берег на Зайчий остров (Заячий остров) и вдруг заметил парящего высоко в небе над ним орла (орел в двуглавом виде — символ российской власти). Это было истолковано как хорошее предзнаменование, и царь повелел построить на этом месте крепость. Случайно или намеренно расположение крепости имело и стратегическое значение, преграждая вход в Неву неприятельскому флоту.

В последние годы семнадцатого века Петр Великий посетил Западную Европу и начал мечтать о строительстве великолепного города по европейскому образцу. Однако самые ранние постройки в новом городе были скромны по сравнению с его грандиозными планами. Санкт-Петербург уникален тем, что сохранил свой первый жилой дом

. Всего через несколько дней после официального основания города для Петра была построена небольшая деревянная дача, сочетающая в себе элементы русской и голландской архитектуры, прославившаяся как Изба Петра Великого. Царь планировал построить город из кирпича и камня, но, поскольку поблизости не было кирпичных заводов, царь приказал выкрасить избу красным цветом с белыми деталями, имитирующими кирпичную кладку, в качестве наглядного наставления и назидания. жителям нового города. Хижина Петра Великого до сих пор стоит на Петровской набережной, где в защитном кирпичном павильоне можно увидеть и хижину, и личные вещи, которые Петр хранил при себе в первые дни строительства города.

Петр Великий основал Адмиралтейство, которое до начала девятнадцатого века использовалось как верфь и где царь Петр лично участвовал в проектировании и строительстве кораблей для Балтийского флота. На месте бывшей верфи сейчас стоит памятник Петру Великому как «Царю-плотнику». Через лес от Адмиралтейства к Александро-Невской Лавре была прорублена просека и проложена дорога, ставшая впоследствии самым главным проспектом города — Невским проспектом. Считается, что сам Петр предложил идею «Невского трезубца», в котором все три главных проспекта Санкт-Петербурга (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) сходятся на золотом шпиле Адмиралтейства. По велению царя дома в Петербурге строились на европейский манер вдоль «красной линии» (то есть обочины или тротуара) без традиционных, допетровских садов перед домами. Царь приказал строить дома по типовым архитектурным проектам для различных слоев населения. Кикин зал на Шпалерной улице служит образцом типичного дома для состоятельных людей.

Характерную архитектуру петровского Санкт-Петербурга можно оценить по следующим зданиям: Двенадцать коллегий, Меншиковский дворец, Летний дворец Петра Великого в Летнем саду, Кунсткамера. На левом берегу Невы, против Хижины Петра Великого, царь повелел устроить парк с мраморными статуями и фонтанами. В парке, названном Летним садом, стоит скромный двухэтажный Летний дворец Петра Великого. Мраморные статуи были заменены копиями в 2011 году, а несколько фонтанов (разрушенных во время наводнения 1777 года) недавно были восстановлены.

На берегу крохотной Зимней канавки, пролегающей между Новым Эрмитажем и Эрмитажным театром, можно обнаружить фрагмент Зимнего дворца Петра Великого, в котором с 1712 года жил и умер царь. Стены первоначального дворца Петра были включены в конструкцию Эрмитажного театра, но во время последней реставрации фрагмент стены остался открытым.

Личность Петра также оставила глубокий след в «ожерелье» дворцовых резиденций, окружающих Петербург. Царь заложил в Петергофе великолепный архитектурный ансамбль, дворцы и фонтаны которого должны были затмить Версаль. Петр подарил жене старинную шведскую усадьбу с охотничьими угодьями, которая впоследствии была преобразована в роскошное Царское Село. На острове Котлин Петр основал военно-морскую базу Кронштадт, а соседний город Сестрорецк возник вокруг военного завода, также основанного Петром Великим.

  • Зимний дворец Петра Великого.

    Алексей Зубов

  • Вид на Летний сад с Невы.

    Алексей Зубов

  • Вид на Екатерингоф

    Алексей Ростовцев

  • Небольшая Зимняя усадьба Петра Великого в 1708 году.

    Реконструкция Григория Михайлова

Петр ввел традицию стрелять из пушек со стен Петропавловской крепости каждый день в полдень. Эта традиция была отменена в конце XVIII века, но вновь введена в 1957 году. Мы редко вспоминаем, что именно Петр Великий познакомил Россию с немецкой традицией наряжать елку на Рождество и Новый год (до Петра русские праздновали Новый год 1 сентября). Поэтому, когда мы видим елку на Дворцовой площади или на других площадях города, мы должны помнить о великом царе-реформаторе.

В память об основателе Петербурга установлено большое количество памятников, самым известным из которых является конная статуя, созданная французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе по прозвищу «Медный всадник». Еще одна конная статуя в стиле барокко работы Бартоломео Карло Растрелли стоит перед Михайловским замком. Необычный памятник Петру работы Михаила Шемякина находится на территории Петропавловской крепости и отражает не только внешний вид царя, но и черты его характера. На Адмиралтейской набережной стоит скульптура Леопольда Бернштама «Царь-плотник», изображающая Петра в образе молодого корабела. На территории Дворца съездов в Стрельне установлена ​​современная скульптурная группа «Царская прогулка», на которой запечатлены Петр вместе с супругой Екатериной I. Также есть памятники Петру в Нижнем парке Петергофа, на Большом Самсониевском проспект, напротив гостиницы «Прибалтийский», в Большом зале Московского вокзала и в начале Большеохтинского проспекта на Охте.

  • Карта Санкт-Петербурга 1705 г. Историческая реконструкция (1853 г.)

  • Карта Санкт-Петербурга 1717 года Николая де Фера.

  • Карта Санкт-Петербурга 1720-х годов Иоганна Хомана.

Ежегодно 27 мая, в день основания Санкт-Петербурга, и 9 июля, в день рождения Петра Великого, благодарные петербуржцы возлагают цветы на его могилу в Петропавловском соборе. В то время как некоторые историки могут выступать за переоценку преимуществ петровских реформ, а некоторые русские националисты презирают его за «предательство» национальных традиций и обычаев, в созданном им городе им почти все восхищаются и лелеют. Более того, хотя его потомки, возможно, значительно отклонились от его первоначальных планов относительно Санкт-Петербурга, именно видение Петра, его вежливость и энергия, его любовь к прогрессу, науке и ремеслу вдохновили многое из того, что было лучшим в городе.

Русская архитектура. Путешествие русской архитектуры

Чтобы узнать больше о богатой культурной истории России, достаточно осмотреться. Русская архитектура, от ее фирменных луковичных куполов до кремлей из красного кирпича, рассказывает тысячи историй о прошлом нации.

Русская архитектура до сих пор относительно неизвестна на Западе, и большинство путешественников стекаются в Кремль в Москве или Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге , когда вы находитесь в России. Однако достопримечательности крупнейших городов России даже не касаются поверхности богатой истории страны.

От изразцовых связок до шедевров барокко русская архитектура самобытна и узнаваема. Многочисленные исторические влияния и формы мастерства, как и территория России, невероятно обширны и разнообразны и отражают многовековую историю нации. Эти здания, достопримечательности и небольшие города не только отражают происхождение России, но и воплощают в жизнь культуру и индивидуальность нации и ее имперские корни.

Приведенная ниже хронология российской архитектуры позволяет лучше понять развитие разнообразных и великолепных архитектурных стилей по всей России.

Оглавление

Русское зодчество периода Киевской Руси (988 – 1230 гг.)

Десятинная церковь в Киеве стала первым церковным зданием, построенным из камня, а ранние храмы были украшены фресками и мозаиками в Византийский стиль. Другие образцы этой ранней архитектуры можно увидеть в Софийском соборе в Великом Новгороде и Рождественском соборе в Суздале.

Русское зодчество раннемосковского периода (1230 – 1530)

В период, начинающийся с 1230 года, монголы сильно разграбили Россию, настолько, что Россия не могла строить каменные здания в течение следующих пятисот лет. Была одна спасительная благодать; однако, что Новгород и Псков остались нетронутыми и поэтому сохранили одни из лучших образцов средневековых церквей в России.

Троицкий собор, Псков (1682-1699)

В этих городах расположены церкви, такие как Спас на Ильиной улице, построенный в 1373 году, с высокими скатными крышами, изысканной резьбой и средневековыми фресками. Кроме того, в Пскове сохранились уникальные элементы, такие как кокошники и колокольни. Этот стиль дизайна был привнесен в Москву псковскими масонами и встречается во многих зданиях XV века, в том числе в Ризоположенской церкви Московского Кремля.

Церковь Ризоположения Московского Кремля (1484-1486)

Существует множество других форм архитектуры, восходящих к временам правления Ивана III, включая укрепления, такие как Китай-город и Кремль. Другие примеры этого периода включают колокольню Ивана Великого, Спасскую башню в Московском Кремле и собор Святого Георгия в Юрьев-Польском.

Печерский Вознесенский монастырь, г. Нижний Новгород (1328)

Печерский Вознесенский монастырь Основанный в XIV веке, этот монастырь стал духовным и религиозным центром Суздальского и Нижегородского княжеств. Окруженный стеной из красного кирпича, монастырь напоминает традиционный русский кремль.

Русское зодчество в среднемосковский период (1530 – 1630)

Ключевым событием 1500-х годов стало введение шатровых крыш в кирпичную архитектуру. Считается, что эта конструкция возникла на севере России, где она успешно предотвращала скопление снега на деревянных площадках и хижинах.

Вознесенская церковь в Коломенском, Москва (1528)

Вознесенская церковь в Коломенском — одна из первых построенных шатровых каменных церквей. Предполагается, что уникальность этого стиля, не встречающегося в других православных странах, свидетельствует о стремлении русских отличиться от византийского влияния. Некоторые ключевые примеры этой архитектуры можно найти в церкви св. Иоанна Крестителя в Коломенском и знаменитом соборе Василия Блаженного на Красной площади, построенном в 1561 г.

Русское зодчество позднемосковского периода (1630 – 1712 гг.)

Во времена финансовой разрухи церковь и государство были банкротами и не могли финансировать крупные строительные работы. В это время богатые купцы в Ярославле вмешались и построили много больших соборных церквей, часто с пятью куполами, окруженными колокольнями и проходами.

Церковь Ильи Пророка, Ярославль (1647-1650)

Начинались как асимметричные постройки, как видно в церкви Ильи Пророка, затем стали строго симметричными, с увеличением размеров куполов, которые возвышались над самими зданиями . Они также были украшены замысловатыми изразцами, как, например, в церкви Иоанна Златоуста на Волге. Эта экстравагантность достигла кульминации в Церковь Иоанна Предтечи , известная как самая большая церковь Ярославля, состоит из пятнадцати куполов и сотен фресок. Сама структура украшена изысканными резными мотивами и плитками.

Церковь Иоанна Предтечи (1671-1687)

В это время все еще пользовалась популярностью шатровая конструкция и зенитом этой архитектуры была Успенская церковь в Угличе (1627). Однако Никон быстро объявил стиль палатки вне закона, объявив его «неканоническим». После этого запрета количество церковных зданий, таких как 9-й собор, увеличилось.0099 Ростовский кремль на озере Неро .

Ростовский Кремль (1670-1683)

После запрета шатровой конструкции москвичи сменили остроконечные конструкции на ряды кокошников, известных как кокшники , что характерно для московского стиля XVII века. Примером тому служит Казанский собор на Красной площади . Воплощение этого яркого стиля можно увидеть в церкви Святого Николая в Китай-городе, но которая была разрушена Сталиным.

Казанский собор на Красной площади, построенный в 1633 – 1636 годах

Постепенно на русскую архитектуру оказало влияние польское и украинское барокко, и под Москвой в имениях, принадлежащих семье Нарышкиных, были построены небольшие часовни, откуда и происходит стиль Нарышкинского барокко. Троицкая церковь в Лыково (1696 г.) украшена так, что кажется почти драгоценностью, а не каменной кладкой.

Церковь Рождества Христова в Нижнем Новгороде (1703 г.)

По мере своего развития стиль вытеснял каноническую архитектуру и набирал обороты в регионе за счет средств купцов, спонсировавших строительство барочных церквей и зданий в Нижнем Новгороде, таких как 9-й0099 Рождественская церковь . Это благодеяние распространилось и на глухую тундру, где был построен Своднический собор в Сольвычегодске (1693 г.).

Русская архитектура в период царской России (1712-1917)

Первоначально задуманный как центральная церковь монастыря, потрясающее бело-голубое здание Смольного собора, несомненно, является одним из архитектурных шедевров России. Он был спроектирован итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, который также создал Зимний дворец, Екатерининский дворец в Пушкине, Большой дворец в Петергофе и многие другие крупные достопримечательности Санкт-Петербурга. башни, увенчанные позолоченными крестами, возвышающимися над территорией.

Смольный собор в Санкт-Петербурге (1764 г.)

По всей императорской России господствовали различные стили барокко в архитектуре, начиная с голландского стиля, излюбленного Петром I. Строительство 9К этому петринскому стилю барокко можно отнести 0099 Петропавловский собор и Меншиковский дворец . Однако в период правления Анны и Елизаветы Петровны произошел переход к более роскошному стилю барокко Бартоломео Растрелли. Это можно увидеть в Зимнем дворце и Екатерининском дворце.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754 г.)

Екатерина Великая поручила преимущественно неоклассическим архитекторам из Италии и Шотландии построить впечатляющие монолиты, такие как Александровский дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры. Екатерина также приветствовала стиль возрождения готики, представленный Василием Баженовым и Матвеем Казаковым в Москве.

Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге (1713 г. )

Стиль ампир был представлен Александрой I в России, и он был известен этим стилем на протяжении всего своего правления. Этот стиль можно увидеть в Казанском соборе , здании Адмиралтейства, Большом театре и Нарвских триумфальных воротах в Санкт-Петербурге . В результате пожара 1812 года, опустошившего Москву, многие дома были перестроены в стиле ампир, усилив его господство во время его правления.

Большой театр в Москве (1776 г.)

С 1830 г. Николай I освободил архитектуру от регламентации, и так была введена ранняя эклектика. Храм Христа Спасителя отражает стиль Константина Тона, ставший доминирующим в этот период.

Храм Христа Спасителя (1832 – 1883)

Александр II и Александр III были страстными энтузиастами русского византийского возрождения в церквях и стимулировали культуру русской архитектуры возрождения. На протяжении 189С 5 по 1905 год модерн был активен в Москве до начала Первой мировой войны, где он проложил путь к переходу к возрождению русского неоклассицизма.

Русская архитектура в послереволюционный период (1917 – 1932)

В послереволюционное время наиболее влиятельным возрожденческим произведением был формализм. Примером этого является Башня Третьего Интернационала, которая включала возвышающуюся спираль, окружающую стеклянные камеры. Хотя он не был построен, он вдохновил новую волну конструктивистской архитектуры в России и привел к завершению 9-го века.0099 Шуховская башня , которая теперь простирается на 160 метров в горизонт Москвы. В стране некогда футуристических реликвий московская Шуховская радиобашня стоит особняком, и она выше всего остального. 50-этажное коническое сооружение из стальных решеток по проекту легендарного инженера Владимира Шухова, башня, также известная как «Советский Эйфель», выглядит как гигантский складной телескоп, нечто среднее между фантастическими видениями доктора Сьюза и авангардом. геометрия Малевича.

Шуховская башня в Москве (1922)

В этот период возникло движение к массовой реконструкции городов. Этому способствовало создание Архитектурной мастерской Моссовета, перед которой стояла задача реконструкции Москвы как новой советской столицы. По мере того, как Петроград и другие крупные города последовали их примеру, произошли изменения в планировании и исполнении городских пейзажей и в структуре городского планирования, в результате которых произошли такие изменения, как более широкие дороги, большие общественные здания и всплеск строительства государственного жилья. Самым известным сооружением этого периода является Мавзолей Ленина Алексея Щусева. Первоначально построенное из дерева, в 1930 году это сооружение было перестроено из красного и черного лабрадорита.

С 1920-х годов культурная жизнь в значительной степени повлияла на архитектуру, и такие союзы, как Ассоциация новых архитекторов («Аснова»), поощряли слияние архитектуры и творчества для создания художественных и скульптурных зданий. Другие революции в архитектуре того времени включали изменения в общественных зданиях, таких как 9-й0099 Рабочий клуб и Дворец культуры . Он включал в себя крупные и индустриальные мотивы, воплощением которых является Zuev Club (1927-1929).

Русская архитектура в послевоенный период Советского Союза (1930 – 1970)

Сталинская архитектура переживала бум, и по сей день в стране существует сильное наследие сталинской архитектуры.

Типовое здание «сталинки» (1933-1960)

В это время большое внимание уделялось восстановлению разрушенных зданий в результате разрушений Второй мировой войны. Это включало в себя комиссию семи высотных зданий, известных как «Семь сестер». После победы России во Второй мировой войне Сталин ожидал притока туристов в столицу Москву. Его все больше беспокоило то, что люди будут сравнивать его город с другими крупными мегаполисами и быстро поймут отсутствие небоскребов. Следовательно, в 1947-го он издал указ о возведении семи зданий в едином сталинском стиле. Сегодня эти здания известны как: МГУ, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, гостиница «Ленинградская», здание на Кудринской площади, административное здание «Красные ворота». Эти здания в стиле барокко и готики были завершены в 1953 году, снабжены собственными бункерами и разбросаны по всей Москве. Однако Сталин также санкционировал строительство дополнительных братьев и сестер в других столицах СССР, и сегодня их можно найти в Праге, Варшаве, Бухаресте и Киеве.

Московский государственный университет (МГУ). Одна из «Семи сестер» (1755)

После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущев по своему усмотрению ускорил строительство жилья, подчеркнув, что здания теряют свои «декоративные излишества», чтобы ускорить процесс. Это привело к массовому производству конструкций, характеризующихся сборными бетонными блоками с проемами для окон и дверей. После завершения эти конструкции были перевезены на стальные каркасы домов. Они были известны как блочные дома. В 19В 60-е годы в стиле жилищного строительства доминировали Пятиэтажки или Хрущевки . Однако, несмотря на то, что они были эффективно построены и быстро построены, они были скучными, однообразными и «кукольными» зданиями, которые породили стереотипный образ мрачной советской архитектуры.

На протяжении 1970-х годов архитектура становилась все более раскрепощенной, и на сцену проникали разнообразные дизайнерские решения. В многоквартирных домах были восстановлены декоративные элементы, и они стали частью усадеб, а не отдельными зданиями.

Современная русская архитектура (с 1970 г. по настоящее время)

Архитектура процветала в современной России, где были сняты ограничения на дизайн, такие как высота и декор. Это, в сочетании с улучшением финансового состояния России, означало, что были построены первые небоскребы и возведен Московский международный деловой центр.

«Москва-Сити» (начат в 1995 г., все еще строится)

Некоторые архитекторы предпочли отдать дань уважения предыдущим стилям, например, Триумфальный дворец в Москве , посвященный сталинской архитектуре. Сегодня Москва представляет собой великолепную смесь очарования старого мира и шумных современных городских пейзажей — потрясающая встреча как летом, так и зимой.

Познакомьтесь с чудесами русской архитектуры в туре по Москве, Санкт-Петербургу и Золотому кольцу, откройте для себя богатый национальный фольклор и национальную историю.

Посмотрите видеоролик, демонстрирующий архитектуру Москвы сегодня:

Похожие сообщения

Russia Travel Experiences

По 56-й параллели | Последнее обновление: 9 июля 2020 г.

Если бы великие города Европы соревновались за звание «Самого красивого», Санкт-Петербург был бы на первом месте. Смесь истории, культуры и современной жизни — те элементы, которые делают посещение Санкт-Петербурга таким неотразимым. В разгар новой эры культурного самовыражения величественные исторические здания и классические художественные традиции по-прежнему сохраняются и ценятся местными жителями.

ПОДРОБНЕЕ

Russia Travel Experiences

Карен Мэй Франциско | Последнее обновление: 21 апреля 2020 г.

Дом, в котором проживает более 12 миллионов душ, Москва имеет большое значение для многих людей, и каждый находит свои причины посетить Москву.