№1 Верны ли следующие суждения о характере общественн… -wolpik.ru
Скорее всего, оба верны, но Б точно, насчет А есть небольшие сомнения
6 комментария: Переход от ручного труда к машинному служит примеромА. Социальной революцииБ. Общественных реформВ. Научной революции Г. Общественного прогресса Сторонники теории прогресса в общественном развитии считают что А. «золотой век» человечества остался в прошломБ. Общество не имеет определенного направления развитияВ. Человечество развивается от менее совершенного состояния к более совершенномуГ. Общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам переход от присваивающего хозяйства к производящему служит примеромА. Социальной революцииБ. Общественного прогрессаВ. Научно-технической революцииГ. Социальной реформы Представлением об истории человечества как о прогрессе и представлениям об истории человечества как о регрессе свойственно мнениеА. О развитии общества по восходящей спиралиБ. О направленном развитииВ. О развитии в направлении от лучшего к худшемуГ. О неизменности общественных отношений Противоречивости прогресса свидетельствует фактА. В период промышленного переворота изобретен паровой двигательБ. В годы внедрения компьютеров увеличилось число заболеваний органов зренияВ. Внедрение компьютеров расширило Возможности творческого трудаГ. В эпоху великих географических открытий начал формироваться мировой рынок Все это последнееПрактикум «Общественный прогресс»
Практикум «Общественный прогресс»1. Термины «совершенствование», «поступательное движение» относятся к представлениям о развитии общества как о
1) регрессе
2) циклическом круговороте
3) не имеющем направления процессе
4) прогрессе
2. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.
Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
3. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, — это
1) общественный прогресс
2) социальная стратификация
3) социальная адаптация
4) социальная мобильность
4. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?
А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.
Б. Темп общественных изменений возрастает.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5. С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер
1) отмирания обычая кровной мести
2) изобретения письменности
3) учения о разделении властей
4) успехов в освоении космоса
6. Вставьте пропущенное слово:
«Промышленной революцией называется замена ___ труда машинным, мануфактуры — фабрикой».
7. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.
Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Характерной чертой регресса в обществе является
1) переход от низшего к высшему
2) движение назад к менее совершенному
3) переход от простого к сложному
4) движение вперед к более совершенному
9. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире.
Б. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
10. Определение: «Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным» относится к понятию
1) модернизация 3) революция
2) эволюция 4) реформа
11. Верны ли следующие суждения о регрессе общества?
А. Регресс — глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени.
Б. Регресс — попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
12. Определение: «Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества» относится к понятию
1) контрреволюция 3) революция
2) реформа 4) контрреформа
13. Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?
А. Критерием общественного прогресса может быть совершенствование нравственности людей.
Б. Критерием общественного прогресса может быть развитие человеческого разума.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
1) регрессивная направленность
2) революционные изменения
3) постепенные процессы
4) скачкообразные перемены
15. Верны ли следующие суждения о революциях?
А. Революции представляют собой преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ общества.
Б. Революции всегда являются долговременными.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
16. Определение: «Изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры общества» относится к понятию
1) реформа 3) революция
2) перестройка 4) стагнация
17. Верны ли следующие суждения о реформах?
А. Реформы, как правило, затрагивают все страны.
Б. Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о модернизации?
А. Модернизация представляет собой приобщение
данной страны к культуре, технологиям и научным достижениям индустриального общества.
Б. Основой модернизации выступают развитие и распространение культуры «модернити»: рыночных отношений, рациональных ценностей, расчетливости.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
19. Прогрессом в истории человечества первобытного периода является
1) переход от скотоводства к земледелию
2) разделение труда
3) возникновение государства
4) все перечисленное
20. С помощью такого критерия, как гуманизация общества, можно показать прогрессивный
характер
1) развития компьютерных технологий
2) смягчения юридической ответственности
3) открытий в области нанотехнологий
4) изменения процедуры парламентских выборов
21. Упадок ремесла и торговли на Руси после монгольского нашествия является примером
1) стагнации 3) регресса
2) прогресса 4) модернизация
22. Высшим критерием общественного прогресса с точки зрения современных представителей является
1) развитие производительных сил
2 моральное, духовно-нравственное состояние общества
3) степень возрастания человеческой свободы
4) развитие человеческого разума
23. Характерной чертой прогресса в обществе является
1) переход от высшего к низшему
2) движение назад к менее совершенному
3) изменение к худшему
4) переход от простого к более сложному
24. Какой пример иллюстрирует противоречивость общественного прогресса?
1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины
2) увеличение числа психологических проблем человека с развитием компьютерных технологий
3) рост численности городского населения с развитием транспорта
4) облегчение общения людей с развитием мобильной связи и компьютерных сетей
25. Установите соответствие:
Характерные черты | Формы социального прогресса |
A) разрушение основ сущест-вующего социального строя Б) активное политическое действие народных масс B) целенаправленное преобразо-вание какой-либо стороны общественной жизни Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса Д) сохранение фундаментальных основ существующего строя | 1) реформа 2) революция |
26. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс». Найдите термин, не связанный с понятием «прогресс».
Социальная реформа; стагнация; социальная
революция; общественное развитие; модернизация. 27. Упадок Римской империи после нашествия варваров и образование варварских королевств на ее обломках является примером
1) прогресса 3) модернизации
2) стагнации 4) регресса
28. Примером модернизации является
1) Петровские реформы XVIII в.
2) сталинская индустриализация 30-х гг. XX в.
3) перестройка 1985 г.
4) все перечисленные
29. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Общество — продукт совокупной деятельности множества людей. (2) По мнению древнегреческого философа Аристотеля, только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общест-во, что делает человека «политическим животным». (3) Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций, для реализации которых формируются соответствующие организации (институты) и отношения. (4) На наш взгляд, одна из самых злободневных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является проблема взаимосвязи общества и природы.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
30. (1) Человечество в целом, по нашему мнению, никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливать-ся. (2) Французский философ-просветитель Ж-А. Кондорсе признавал общественный прогресс, считая его критерием развитие разума. (3) Прогресс идет по многим направлениям во всех областях человечес-кой деятельности и в то же время у него есть побочные эффекты, неприятные, отрицательные последствия. (4) Считается, что понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими характеристиками.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
31. (1) Реформа — это какая-либо степень усовер-шенствования в какой-либо сфере жизни, проводи-мого одновременно, через ряд постепенных преоб-разований, не затрагивающих фундаментальные основы. (2) По мнению большинства исследовате-лей, реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными). (3) С точки зрения советской исторической науки, поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результаты реформ всегда ниже ожидаемого. (4) Однако степень реформаторских преобразований, на наш взгляд, может быть очень существенной, даже изменять общественный строй.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Практикум «Общественный прогресс»
1. Термины «совершенствование», «поступательное движение» относятся к представлениям о развитии общества как о
1) регрессе
2) циклическом круговороте
3) не имеющем направления процессе
4) прогрессе
2. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.
Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
3. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, — это
1) общественный прогресс
2) социальная стратификация
3) социальная адаптация
4) социальная мобильность
4. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?
А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.
Б. Темп общественных изменений возрастает.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5. С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер
1) отмирания обычая кровной мести
2) изобретения письменности
3) учения о разделении властей
4) успехов в освоении космоса
6. Вставьте пропущенное слово: (ручной)
«Промышленной революцией называется замена ___ труда машинным, мануфактуры — фабрикой».
7. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.
Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Характерной чертой регресса в обществе является
1) переход от низшего к высшему
2) движение назад к менее совершенному
3) переход от простого к сложному
4) движение вперед к более совершенному
9. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире.
Б. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
10. Определение: «Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным» относится к понятию
1) модернизация 3) революция
2) эволюция 4) реформа
11. Верны ли следующие суждения о регрессе общества?
А. Регресс — глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени.
Б. Регресс — попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
12. Определение: «Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества» относится к понятию
1) контрреволюция 3) революция
2) реформа 4) контрреформа
13. Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?
А. Критерием общественного прогресса может быть совершенствование нравственности людей.
Б. Критерием общественного прогресса может быть развитие человеческого разума.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14. Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является (ются)
1) регрессивная направленность
2) революционные изменения
3) постепенные процессы
4) скачкообразные перемены
15. Верны ли следующие суждения о революциях?
А. Революции представляют собой преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ общества.
Б. Революции всегда являются долговременными.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
16. Определение: «Изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры общества» относится к понятию
1) реформа 3) революция
2) перестройка 4) стагнация
17. Верны ли следующие суждения о реформах?
А. Реформы, как правило, затрагивают все страны.
Б. Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о модернизации?
А. Модернизация представляет собой приобщение
данной страны к культуре, технологиям и научным достижениям индустриального общества.
Б. Основой модернизации выступают развитие и распространение культуры «модернити»: рыночных отношений, рациональных ценностей, расчетливости.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
19. Прогрессом в истории человечества первобытного периода является
1) переход от скотоводства к земледелию
2) разделение труда
3) возникновение государства
4) все перечисленное
20. С помощью такого критерия, как гуманизация общества, можно показать прогрессивный
характер
1) развития компьютерных технологий
2) смягчения юридической ответственности
3) открытий в области нанотехнологий
4) изменения процедуры парламентских выборов
21. Упадок ремесла и торговли на Руси после монгольского нашествия является примером
1) стагнации 3) регресса
2) прогресса 4) модернизация
22. Высшим критерием общественного прогресса с точки зрения современных представителей является
1) развитие производительных сил
2 моральное, духовно-нравственное состояние общества
3) степень возрастания человеческой свободы
4) развитие человеческого разума
23. Характерной чертой прогресса в обществе является
1) переход от высшего к низшему
2) движение назад к менее совершенному
3) изменение к худшему
4) переход от простого к более сложному
24. Какой пример иллюстрирует противоречивость общественного прогресса?
1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины
2) увеличение числа психологических проблем человека с развитием компьютерных технологий
3) рост численности городского населения с развитием транспорта
4) облегчение общения людей с развитием мобильной связи и компьютерных сетей
25. Установите соответствие:
Характерные черты | Формы социального прогресса |
A) разрушение основ сущест-вующего социального строя Б) активное политическое действие народных масс B) целенаправленное преобразо-вание какой-либо стороны общественной жизни Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса Д) сохранение фундаментальных основ существующего строя | 1) реформа 2) революция 1вд 2абг |
26. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс». Найдите термин, не связанный с понятием «прогресс».
Социальная реформа; стагнация; социальная
революция; общественное развитие; модернизация. 27. Упадок Римской империи после нашествия варваров и образование варварских королевств на ее обломках является примером
1) прогресса 3) модернизации
2) стагнации 4) регресса
28. Примером модернизации является
1) Петровские реформы XVIII в.
2) сталинская индустриализация 30-х гг. XX в.
3) перестройка 1985 г.
4) все перечисленные
29. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Общество — продукт совокупной деятельности множества людей. (2) По мнению древнегреческого философа Аристотеля, только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общест-во, что делает человека «политическим животным». (3) Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций, для реализации которых формируются соответствующие организации (институты) и отношения. (4) На наш взгляд, одна из самых злободневных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является проблема взаимосвязи общества и природы.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер 13
Б) характер оценочных суждений 24
30. (1) Человечество в целом, по нашему мнению, никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливать-ся. (2) Французский философ-просветитель Ж-А. Кондорсе признавал общественный прогресс, считая его критерием развитие разума. (3) Прогресс идет по многим направлениям во всех областях человечес-кой деятельности и в то же время у него есть побочные эффекты, неприятные, отрицательные последствия. (4) Считается, что понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими характеристиками.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер 3
Б) характер оценочных суждений 124
31. (1) Реформа — это какая-либо степень усовер-шенствования в какой-либо сфере жизни, проводи-мого одновременно, через ряд постепенных преоб-разований, не затрагивающих фундаментальные основы. (2) По мнению большинства исследовате-лей, реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными). (3) С точки зрения советской исторической науки, поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результаты реформ всегда ниже ожидаемого. (4) Однако степень реформаторских преобразований, на наш взгляд, может быть очень существенной, даже изменять общественный строй.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер 1
Б) характер оценочных суждений 234
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Понятие «общественный прогресс» отражает направленность общественного развития.
Б. Результаты общественного прогресса противоречивы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А5. Верны ли следующие суждения о регрессе общества?
А. Регресс представляет собой движение вперед к более совершенному.
Б. Регресс имеет всегда пространственную и временную характеристику
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию
1) стагнация 3) регресс
2) прогресс 4) модернизация
11. Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?
А. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития производительных сил.
Б. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития общественных институтов, в том числе науки и культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.
Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15. Верны ли следующие суждения о сущности революции?
А. Революция — это изменение (преобразование, переустройство) какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
Б. Революция — это постепенный переход общества из одного состояния в другое.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
17. Верны ли следующие суждения о реформах?
А. Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Б. Реформы могут изменять общественный строй или типы хозяйственной деятельности.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А5. Верны ли следующие суждения об общественном развитии?
А. Человечество в целом никогда не регрессировало.
Б. Движение человечества вперед могло задерживаться, останавливаться.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о революциях?
А. Революции носит скачкообразный характер.
Б. Революции всегда кратковременны.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
A3. Верны ли следующие суждения о прогрессе общества?
А. Прогресс — глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени.
Б. Понятие «прогресс» неприменимо по отношению к политике и религии.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А1. Верны ли следующие суждения о модернизации?
А. Модернизация — революционный переход от доиндустриального к индустриальному обществу.
Б. Модернизация осуществляется путем комплексных реформ, растянутых во времени.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
22. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Прогресс в различных сферах общественной жизни происходит неодинаковыми темпами.
Б. Прогресс в одних сферах общественной жизни может сочетаться с регрессом в других сферах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть 3 (С) (Баранов сборник В-19)
Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4.
«Общество — сложнейший социальный организм и оценить его в одномерной системе координат невозможно. Необходимо использовать группу, совокупность критериев, каждый из которых видоизменял бы ведущий (основной, решающий) критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества.
Следует при этом иметь в виду, что в публикациях на эту тему общественный прогресс и социальный прогресс рассматриваются обычно как синонимы. Между тем они не тождественны, как и связанные с ними отношения. Социальные отношения — это лишь часть общественных отношений. Следовательно, общественный прогресс включает в себя прогрессивные изменения как в собственно социальной сфере (отношения между классами, внутриклассовые изменения, отношения между городом и деревней, физическим и умственным трудом, развитие социально-классовой структуры общества и политической надстройки), так и за ее пределами: производственные (экономические), идеологические, внешнеполитические и другие отношения. Значит, и критериями общественного прогресса должны быть схвачены более широкие явления и процессы, чем собственно социальные.
Для того чтобы общесоциологический критерий прогресса мог быть установлен, требуется также определить область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер. Это значит, что такая область не может быть устранена ни в каком обществе, ни в какую историческую эпоху.
Она должна быть единым общим признаком, непременным свойством для любого общества, причем областью фундаментальной, решающей, без чего невозможно его существование и развитие. Еще одно к ней требование: непрерывность функционирования, что обеспечивает преемственность общества, а значит и объективную возможность сравнения, сопоставления уровней развития»
(Миголатьев А. А. Общественный прогресс и регресс: философский аспект
// Социально-гуманитарные знания. 2004, № 3. С. 81-82).
С1. Каким образом можно объективно оценить то или иное общество? Чем обусловлен Такой способ его оценки?
С2. Опираясь на текст, укажите, чем различаются понятия «общественный прогресс» и «социальный прогресс». Какое из них является более широким по своему содержанию?
СЗ. Укажите непреходящие, вечные факторы («область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер») существования общества, его эволюции?
С4. Сформулируйте общий критерий общественного прогресса в условиях современной цивилизации. Раскройте его социальный смысл.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
14. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация — культура» верны?
А. Цивилизация — приспособление к условиям природной среды; культура — творческое отношение человека к миру и к самому себе.
Б. Цивилизация — сущее; культура в большей мере — должное (долг быть человеком).
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15. Верны ли следующие суждения (укажите самое глубокое обоснование)?
А. Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.
Б. Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабильности и развития человеческого общества, сколь генетическое разнообразие — для природы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Цивилизация — это:
A. Определенный этап общественного развития.
Б. Высокий уровень культуры и воспитанности.
B. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность людей от другой.
Г. Особое состояние общества с правами и свободами.
1) верно А Б
2) верно Б Г
3) верны А Б В Г
4) верны А В Г
flatik.ru
Практикум «Общественный прогресс» — Мегаобучалка
1. Термины «совершенствование», «поступательное движение» относятся к представлениям о развитии общества как о
1) регрессе
2) циклическом круговороте
3) не имеющем направления процессе
4) прогрессе
2. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.
Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
3.Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, — это
1) общественный прогресс
2) социальная стратификация
3) социальная адаптация
4) социальная мобильность
4.Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?
А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.
Б. Темп общественных изменений возрастает.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5.С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер
1) отмирания обычая кровной мести
2) изобретения письменности
3) учения о разделении властей
4) успехов в освоении космоса
6.Вставьте пропущенное слово:
«Промышленной революцией называется замена ___ труда машинным, мануфактуры — фабрикой».
7.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.
Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8.Характерной чертой регресса в обществе является
1) переход от низшего к высшему
2) движение назад к менее совершенному
3) переход от простого к сложному
4) движение вперед к более совершенному
9.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире.
Б. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
10.Определение: «Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным» относится к понятию
1) модернизация 3) революция
2) эволюция 4) реформа
11.Верны ли следующие суждения о регрессе общества?
А. Регресс — глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени.
Б. Регресс — попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
12.Определение: «Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества» относится к понятию
1) контрреволюция 3) революция
2) реформа 4) контрреформа
13.Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?
А. Критерием общественного прогресса может быть совершенствование нравственности людей.
Б. Критерием общественного прогресса может быть развитие человеческого разума.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14.Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является (ются)
1) регрессивная направленность
2) революционные изменения
3) постепенные процессы
4) скачкообразные перемены
15.Верны ли следующие суждения о революциях?
А. Революции представляют собой преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ общества.
Б. Революции всегда являются долговременными.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
16.Определение: «Изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры общества» относится к понятию
1) реформа 3) революция
2) перестройка 4) стагнация
17. Верны ли следующие суждения о реформах?
А. Реформы, как правило, затрагивают все страны.
Б. Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
18.Верны ли следующие суждения о модернизации?
А. Модернизация представляет собой приобщение
данной страны к культуре, технологиям и научным достижениям индустриального общества.
Б. Основой модернизации выступают развитие и распространение культуры «модернити»: рыночных отношений, рациональных ценностей, расчетливости.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
19.Прогрессом в истории человечества первобытного периода является
1) переход от скотоводства к земледелию
2) разделение труда
3) возникновение государства
4) все перечисленное
20. С помощью такого критерия, как гуманизация общества, можно показать прогрессивный
характер
1) развития компьютерных технологий
2) смягчения юридической ответственности
3) открытий в области нанотехнологий
4) изменения процедуры парламентских выборов
21.Упадок ремесла и торговли на Руси после монгольского нашествия является примером
1) стагнации 3) регресса
2) прогресса 4) модернизация
22.Высшим критерием общественного прогресса с точки зрения современных представителей является
1) развитие производительных сил
2 моральное, духовно-нравственное состояние общества
3) степень возрастания человеческой свободы
4) развитие человеческого разума
23.Характерной чертой прогресса в обществе является
1) переход от высшего к низшему
2) движение назад к менее совершенному
3) изменение к худшему
4) переход от простого к более сложному
24.Какой пример иллюстрирует противоречивость общественного прогресса?
1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины
2) увеличение числа психологических проблем человека с развитием компьютерных технологий
3) рост численности городского населения с развитием транспорта
4) облегчение общения людей с развитием мобильной связи и компьютерных сетей
25.Установите соответствие:
Характерные черты | Формы социального прогресса |
A) разрушение основ сущест-вующего социального строя Б) активное политическое действие народных масс B) целенаправленное преобразо-вание какой-либо стороны общественной жизни Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса Д) сохранение фундаментальных основ существующего строя | 1) реформа 2) революция |
26.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс». Найдите термин, не связанный с понятием «прогресс».
Социальная реформа; стагнация; социальная
революция; общественное развитие; модернизация. 27.Упадок Римской империи после нашествия варваров и образование варварских королевств на ее обломках является примером
1) прогресса 3) модернизации
2) стагнации 4) регресса
28.Примером модернизации является
1) Петровские реформы XVIII в.
2) сталинская индустриализация 30-х гг. XX в.
3) перестройка 1985 г.
4) все перечисленные
29.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Общество — продукт совокупной деятельности множества людей. (2) По мнению древнегреческого философа Аристотеля, только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общест-во, что делает человека «политическим животным». (3) Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций, для реализации которых формируются соответствующие организации (институты) и отношения. (4) На наш взгляд, одна из самых злободневных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является проблема взаимосвязи общества и природы.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
30.(1) Человечество в целом, по нашему мнению, никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливать-ся. (2) Французский философ-просветитель Ж-А. Кондорсе признавал общественный прогресс, считая его критерием развитие разума. (3) Прогресс идет по многим направлениям во всех областях человечес-кой деятельности и в то же время у него есть побочные эффекты, неприятные, отрицательные последствия. (4) Считается, что понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими характеристиками.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
31.(1) Реформа — это какая-либо степень усовер-шенствования в какой-либо сфере жизни, проводи-мого одновременно, через ряд постепенных преоб-разований, не затрагивающих фундаментальные основы. (2) По мнению большинства исследовате-лей, реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными). (3) С точки зрения советской исторической науки, поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результаты реформ всегда ниже ожидаемого. (4) Однако степень реформаторских преобразований, на наш взгляд, может быть очень существенной, даже изменять общественный строй.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
megaobuchalka.ru
Тест по обществознанию (10 класс) на тему: Тест «Системное строение общества. Общественный прогресс» | скачать бесплатно
Системное строение общества: элементы и подсистемы.
Общественный прогресс.
1. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?
- система
- весь материальный мир
- формы и способы взаимодействия людей
- этап исторического развития человечества
2. В отличие от природы, общество
- является системой
- находится в развитии
- выступает в качестве творца культуры
- развивается по собственным законам
3. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как
- систему
- часть природы
- материальный мир
- цивилизацию
4. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризуют общество как
- часть материального мира
- социальную среду обитания человека
- целостную систему
- совокупность общностей
5. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием
- культура
- общество
- природа
- цивилизация
6. Обществом в широком смысле называют
- всех жителей государства
- группу людей, объединившихся для совместной деятельности
- окружающий мир в целом
- все способы взаимодействия людей и формы их объединения
7. Одной из подсистем общества как целого является
- биосфера
- духовная культура
- природа
- трудовой коллектив
8. Общество, в отличие от природы
- развивается закономерно
- подвержено изменениям
- творит культуру
- является динамической системой
9. К главным институтам общества относится
- искусство
- государство
- личность
- мораль
10. К основным функциям школы как социального института относится
- развитие научных знаний
- социализация личности
- создание новых рабочих мест
- углубление социальной дифференциации
11. Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества?
А. Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого.
Б. Все сферы жизни общества неразрывно связаны между собой.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
12. Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называют
- социальной стратификацией
- общественной мобильностью
- социальной революцией
- общественным прогрессом
13. Общественный прогресс выражается в
- поступательном развитии общества
- связях общества и природы
- устойчивости форм общественной жизни
- системном устройстве общества
14. Понятию «общественный прогресс» противоположно понятие
- социальная революция
- общественный регресс
- общественное развитие
- социальная мобильность
15. Революция и реформа являются
- социальными институтами
- формами общественных преобразований
- элементами общества как системы
4) видами социальных связей
16. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.
Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
17. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?
А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса. Б. Темп общественных изменений возрастает.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
18. И традиционное, и индустриальное общества характеризуются
- низкой социальной мобильностью
- преимущественным развитием промышленности
- сословным типом социальной стратификации
- связью всех сфер жизни общества
19. Что является отличительной чертой индустриального общества?
- приоритет ценностей коллективизма
- превращение науки в общественный институт
- низкая социальная мобильность
- широкое использование компьютерных технологий
20. Какой признак характеризует индустриальное общество?
- низкая социальная мобильность
- глобализация экономики
- сословный тип стратификации
- зарождение массовой культуры
21. Для аграрного (традиционного) общества свойственно
- влияние церкви на общественную жизнь
- преобладание серийного производства продукции
- осуществление научно-технической революции
- доминирование семьи партнерского типа
22. Какой из признаков присущ традиционному обществу?
- коллективистский тип сознания
- высокая ценность науки
- автоматизация промышленного производства
- преобладание семьи партнерского типа
23. Традиционное общество, в отличие от индустриального,
- имеет классовую стратификацию
- является открытым
- базируется на религиозном мировоззрении
- поддерживает науку как социальный институт
24. Какой признак характеризует аграрное (традиционное) общество?
- преобладание семей демократического типа
- автоматизация промышленного производства
- преобладание религиозных ценностей в общественном сознании
- интенсивное развитие науки и научных технологий
25. Характерной чертой постиндустриального общества является
- расширение промышленного производства
- замедление темпов развития
- создание массовой культуры
- использование компьютерных технологий
26. Широкое внедрение компьютерной техники характерно
- только для постиндустриального общества
- для индустриального и аграрного общества
- только для индустриального общества
- для постиндустриального, индустриального и аграрного общества
27. Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество?
- появление массовой культуры
- развитие информационных технологий
- сословный тип стратификации
- преобладание сельского хозяйства
28. Какое слово пропущено в схеме?
29. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- приоритет коллективистских ценностей
- рост численности рабочего класса
- высокая социальная мобильность
- использование информационных технологий
- глобализация экономики и финансов
- резкий подъем рождаемости
30. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются
- эволюцией
- развитием
- прогрессом
- реформами
31. Реформа, в отличие от революции,
- носит всеобъемлющий характер
- является формой социальной динамики проводится, как правило
- правило, по инициативе сверху
- приводит к глубоким изменениям в общественной жизни
32. Реформа, в отличие от других форм социальных изменений,
- затрагивает все сферы общественной жизни
- обычно осуществляется властью
- представляет собой резкие качественные изменения
- предполагает радикальное обновление социальных отношений
33. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является(-ются)
- скачкообразность
- революционный характер перемен
- постепенность
- насильственные методы
34. Как называется направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему?
- социальная стратификация
- общественный прогресс
- социальная адаптация
- общественная мобильность
35. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
— « Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки» ( Г. Лихтенберг).
— « Без борьбы нет прогресса» ( Ф. Дуглас).
— « Общество- свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)
nsportal.ru
Проблема общественного прогресса
1. Общественный прогресс выражается в:
1) поступательном развитии общества
2) связях общества и природы
3) устойчивости форм общественной жизни
4) системном устройстве общества
2. Переход от ручного труда к машинному служит примером:
1) социальной революции
2) общественных реформ
3) научной революции
4) общественного прогресса
Переход от присваивающего хозяйства к производящему служит примером
1) социальной революции
2) общественного прогресса
3) научно-технической революции
4) социальной реформы
Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?
А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.
Б. Темп общественных изменений возрастает.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.
Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире.
Б. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в материальном производстве.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Сторонники теории прогресса в общественном развитии считают, что
1) «золотой век» человечества остался в прошлом
2) общество не имеет определенного направления развития
3) человечество развивается от менее совершенного состояния к более совершенному
4) общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам
О противоречивости прогресса свидетельствует факт
1) в период промышленного переворота изобретен паровой двигатель
2) в годы массового внедрения компьютеров увеличилось число заболеваний органов зрения
3) внедрение компьютеров расширило возможности творческого труда
4) в эпоху Великих географических открытий начал формироваться мировой рынок
Завершите фразу.
«Направленное развитие, в основе которого лежит движение от менее совершенного общественного состояния к более совершенному, называется______________________ ».
Целостность современного мира, его противоречия
3-net.ru
1.16. Общественный прогресс и его критерии
Общественный прогресс — движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.
Противоположное понятие — регресс — возврат общества к уже отжившим, отсталым формам.
Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:
развитие производительных сил;
развитие науки и технологии;
увеличение свободы людей;
совершенствование человеческого разума;
нравственное развитие.
Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую, и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность общественного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приводить к регрессу в других.
Помимо этого прогресс имеет такую черту как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.
Прогресс в обществе может осуществляться различными путями:
I.
1) революция — насильственный переход общества от одной общественно-политического строя к другому, затрагивающий большинство сфер жизни.
Признаки революции:
коренное изменение существующего строя;
затрагивает все сферы общественной жизни резкое;
скачкообразное изменение.
2) реформа — проводимые властью постепенные, преемственные преобразования отдельных сфер.
Выделяют два вида реформ: прогрессивные (полезные для общества) и регрессивные (имеющие отрицательное влияние).
Признаки реформы:
плавное изменение, не затрагивающее основ;
затрагивает, как правило, только одну сферу общества.
II.
1) революция — резкие, скачкообразные, непредсказуемые изменения, ведущие к качественному преобразованию.
2) эволюция — постепенные, плавные преобразования, носящие преимущественно количественный характер.
1.17. Многовариантность развития общества
Общество — настолько сложное и многостороннее явление, что невозможно однозначно описать и предсказать его развитие. Однако в обществознании сложились несколько типов классификации развития обществ.
I. Классификация общества по основному фактору производства.
1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество. Основной фактор производства — земля. Основной продукт производится в сельском хозяйстве, доминируют экстенсивные технологии, широко распространено внеэкономическое принуждение, неразвитость технологии. Социальная структура неизменная, социальная мобильность практически отсутствует. Религиозное сознание определяет все сферы жизни общества.
2. Индустриальное (промышленное) общество. Основной фактор производства — капитал. Переход от ручного труда к машинному, от традиционного общества к индустриальному — промышленная революция. Доминирует массовое промышленное производство. Развиваются науки и технологии, и они совершенствуют промышленность. Меняется социальная структура и появляется возможность изменения социального статуса. Религия отходит на второй план, происходит индивидуализация сознания, и утверждается прагматизм и утилитаризм.
3. Постиндустриальное (информационное) общество. Основной фактор производства — знания, информация. Доминирует сфера услуг и мелкосерийное производство. Экономический рост определяется ростом потребления («общество потребления»). Высокая социальная мобильность, определяющим в социальной структуре является средний класс. Политический плюрализм, демократические ценности и значимость человеческой личности. Значимость духовных ценностей.
studfiles.net
Урок «Проблема общественного развития»
Тема урока: Проблема общественного прогресса.
Цель:
Обучающая:
-обобщить и углубить знания учащихся о соотношении устойчивости и изменчивости в развитии общества,
— подвести к определению «социальный прогресс, как развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию»,
— раскрыть противоречивость прогресса, акцентировать проблему «цена прогресса», критерии прогресса,
— формировать у школьников научный подход к анализу и оценке общественных явлений.
Развивающая:
развитие навыков самостоятельной работы учащихся с документами и умения участвовать в эвристической беседе и обсуждении проблемных вопросов, расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, аналитические навыки, решение задач тестового характера.
Воспитательная :
уважение к социальному опыту предшествующих поколений, формирование толерантности к различным точкам зрения на существующие проблемы, привитие интереса к общественным проблемам, воспитание бережного отношения к природе
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: проблемный урок
Оборудование:
1) интерактивная доска
2) презентация
3) дидактический материал
Ход урок:
1. Организационный момент
2. Создание проблемной ситуации.
Ребята, откройте учебник на стр.147 и прочитайте взгляды древнегреческого поэта Гесиода, а так же взгляды французского философа эпохи Просвещения Ж.А.Кондорсе. Что интересного заметили в их взглядах? Как бы вы их охарактеризовали? (пессимистический взгляд у Гесиода, оптимистический у Кондорсе)
3. Формирование проблемы
— Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросом: в каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить, например, как в природе: вслед за летом обязательно должна прийти осень, затем зима, весна и снова лето? Может быть, по таким же правилам должно развиваться и общество? Период процветания сменяется эпохой упадка, далее следует возрождение и снова неизбежно наступает благоденствие, и этот непрерывный круговорот длится тысячелетиями? Так ли это?
Задумаемся вместе над этими проблемами.
— Тема урока «Проблема общественного прогресса».
4. Поиск решения.
1. Прогресс и регресс
— Как вы понимаете слово прогресс? (ученики дают определения понятию прогресс)
— запишите определение «прогресса» в тетради
— знаете ли вы, какое понятие противоположно «прогрессу»? (регресс)
— запишите определение «регресса» в тетради
Итак, по какому пути идет общество – по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь, или не сулит ничего хорошего?
2. Противоречивость прогресса
Фронтальная беседа
— В истории разных стран были периоды, когда общественный прогресс замирал, а прогрессивные силы общества подвергались гонениям. Если сделать попытку графически изобразить историю человечества, то получатся следующие изображения:
(учитель одновременно чертит и задает вопросы)
1) (экономический подъем в Российской империи в конце XIX в.: экономический подъем в СССР в к.60-н.70х гг. ХХв.; Достижения в советской науке в к. 50-60-х гг. )
2) (экономический спад в 90-х гг. ХХв.; контрреформы Александра III)
3) ( циклическое экономическое развитие; развитие науки в античности — отсутствие развитие науки в средние века — новая волна развития науки в Новое и новейшее время; противостояние США и СССР в период «холодной войны» — разрядка – обострение отношений между державами в к.70-х гг.)
— Приведите примеры из истории, соответствующие этим графическим рисункам.
— Какие выводы можно сделать?
Процесс исторического развития общества противоречив: в нем проявляются как прогрессивные изменения, так и регрессивные.
Составление кластера
Давайте составим кластер, который отразит плюсы и минусы общественного прогресса.
(учащиеся называют достижения человечества, указывая их плюсы и минусы)
+ увеличение возможностей
работы на компьютере
— рост заболеваний
+ удобство передвижения в автомобиле
— уличный шум, пробки
+ атомная энергия
— атомное оружие
ПОСЛЕДСТВИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО
ПРОГРЕССА
+ уменьшение физической
нагрузки с усложнением
производства
— стрессы
+ великие достижения
человеческого духа и техники
— алкоголизм, наркомания,
преступность
+ удобства городской жизни
— загрязненный воздух
Итак, запомните главное свойство прогресса – противоречивость.
3. Критерии прогресса
Как же оценить эти противоречивые процессы? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Иначе говоря, необходимо определить критерии прогресса.
Критерии — это те обстоятельства, которые обуславливают существование и развитие какого-либо явления.
( ученики работают с материалом учебника на стр. 150-152 и заполняют таблицу)
Мыслитель | Критерий прогресса |
А . Кондорсе | Развитие разума человека |
Социалисты-утописты | Принцип братства людей |
Ф. Шеллинг | Постепенное приближение к правовому устройству |
Г. Гегель | Сознание свободы |
Современные философы | 1. Развитие производительных сил, включая самого человека. 2. Возвышение гуманизма — мера свободы человека, раскрытие его подлинно человеческих качеств, т. е. развитие человечности |
Универсальный критерий | Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. |
5. Выражение решения.
Итак, в чем заключается проблема общественного прогресса?
— Общество представляет собой сложную систему, в которой все элементы (люди, социальные институты) тесно взаимосвязаны. Более того, отдельные процессы, отношения могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Универсальный критерий прогресса позволит более надежно оценивать изменения, происходящие в обществе.
Графически:
6. Закрепление изученного материала.
Задание 1.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие — о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) общество | 2) разум | 3) правовое |
4) прогресс | 5) цивилизация | 6) мораль |
7) искусство | 8) техника | 9) регресс |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 2.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы____________(А): эволюция и революция. Учёные называют _________(Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе ________(В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.
Важным является вопрос о _______(Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею________(Д).
В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального ________(Е) и духовного развития».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) направленность | 2) социальные изменения | 3) процесс |
4) потребности | 5) эволюция | 6) информация |
7) прогресс | 8) социальная революция | 9) благосостояние |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 3.
Верны ли утверждения?
1. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни. (нет)
2. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс. (нет)
3. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса. (нет)
4. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства.(да)
5. Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый
экономический рост большинства государств в современном мире.(нет)
6. Темп общественных изменений возрастает.(да)
7. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.(да)
8. Общественный прогресс в современном мире графически можно изобразить в виде восходящей линии. (нет)
9. Содержанием общественного прогресса является необходимость удовлетворения человечеством возрастающих потребностей.(да)
10. Прогресс в одних сферах жизни общества всегда сопровождается регрессом в других. (нет)
11. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс. (да)
12. Прогресс проявляется в переходе от простых форм общественной организации к более сложным и совершенным.(да)
7. Постановка домашнего задания.
§15, составить план (задание № 28) «Проблема общественного прогресса»
multiurok.ru
Leave A Comment