Решение задач ЕГЭ по жизненному циклу растений
Цели занятия: повторение и обобщение материала по разделу “Жизненные циклы растений”; обучение решению задач части С5 ЕГЭ по жизненным циклам растений разных отделов.
Форма занятия: лекционно-практическая.
Оборудование: проектор, слайды, набор карточек с задачами.
Ход занятия
Лекция
Понятие о жизненном цикле растений
В жизненном цикле растений происходит чередование бесполого и полового размножения и связанное с этим чередований поколений.
Гаплоидный (n) растительный организм, образующий гаметы, называется гаметофитом (n). Он представляет половое поколение. Гаметы формируются в половых органах путём митоза: сперматозоиды (n) — в антеридиях (n), яйцеклетки (n) – в архегониях (n) .
Гаметофиты бывают обоеполые (на нём развиваются антеридии и архегонии) и раздельнополые (антеридии и архегонии развиваются на разных растениях).
После слияния гамет (n) образуется зигота с диплоидным набором хромосом (2n), а из неё развивается путём митоза бесполое поколение – спорофит (2n). В специальных органах — спорангиях (2n) спорофита (2n) после мейоза образуются гаплоидные споры (n), при делении которых митозом развиваются новые гаметофиты (n).
Жизненный цикл зелёных водорослей
В жизненном цикле зелёных водорослей преобладает гаметофит (n), то есть клетки их слоевища гаплоидны (n). При наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма) происходит половое размножение – образуются гаметы (n), которые попарно сливаются в зиготу (2n). Зигота (2n), покрытая оболочкой зимует, после чего при наступлении благоприятных условий делится мейозом с образованием гаплоидных спор (n), из которых развиваются новые особи (n). (Демонстрация слайдов).
Схема 1. Жизненный цикл зелёных водорослей. (Приложение)
Практикум
Задача 1. Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.
Ответ:
1. В клетках слоевища гаплоидный набор хромосом (n), они развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.
2. В гаметах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток слоевища с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.
Задача 2. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.
Ответ:
1. В зиготе диплоидный набор хромосом (2n), она образуется при слиянии гамет с гаплоидным набором хромосом (n).
2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.
Лекция
Жизненный цикл мхов (кукушкин лён)
У мхов в цикле развития преобладает половое поколение (n). Листостебельные растения мхов – раздельнополые гаметофиты (n). На мужских растениях (n) формируются антеридии (n) со сперматозоидами (n), на женских (n) – архегонии (n) с яйцеклетками (n). С помощью воды (во время дождя) сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), происходит оплодотворение, возникает зигота (2n). Зигота находится на женском гаметофите (n), она делится митозом и развивается спорофит (2n) – коробочка на ножке. Таким образом, спорофит (2n) у мхов живёт за счёт женского гаметофита (n).
В коробочке спорофита (2n) путём мейоза образуются споры (n). Мхи – разноспоровые растения, различают микроспоры – мужские и макроспоры – женские. Из спор (n) путём митоза развиваются сначала предростки, а затем взрослые растения (n). (Демонстрация слайдов).
Схема 2. Жизненный цикл мха (кукушкин лён)
Практикум
Задача 3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.
Ответ:
1. В гаметах мха кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из антеридиев (n) и архегониев (n) мужского и женского гаметофитов с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.
2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток спорофита — коробочки на ножке с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.
Задача 4. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.
Ответ:
1. В клетках листьев кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они, как и всё растение, развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.
2. В клетках коробочки на ножке диплоидный набор хромосом (2n), она развивается из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.
Лекция
Жизненный цикл папоротников
У папоротников (также хвощей, плаунов) в жизненном цикле преобладает спорофит (2n). На нижней стороне листьев растения (2n) развиваются спорангии (2n), в которых путём мейоза образуются споры (n). Из споры (n), попавшей во влажную почву, прорастает заросток (n) – обоеполый гаметофит. На его нижней стороне развиваются антеридии (n) и архегонии (n), а в них путём митоза образуются сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). С капельками росы или дождевой воды сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), образуется зигота (2n), а из нее – зародыш нового растения (2n).
Схема 3. Жизненный цикл папоротников
Практикум
Задача 5. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
Ответ:
1. В клетках листьев папоротника диплоидный набор хромосом (2n), так они, как и всё растение, развиваются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.
2. В клетках заростка гаплоидный набор хромосом (n), так как заросток образуется из гаплоидной споры (n) путём митоза.
Лекция
Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)
Листостебельное растение голосеменных растений – спорофит (2n), на котором развиваются женские и мужские шишки (2n).
На чешуйках женских шишек расположены семязачатки – мегаспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – эндосперм (n) с двумя архегониями (n).
На чешуйках мужских шишек располагаются пыльцевые мешки – микроспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются микроспоры (n), из них развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной) и двух воздушных камер.
Пыльцевые зёрна (n) (пыльца) ветром переносятся на женские шишки, где митозом из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n). Один спермий погибает, а второй участвует в оплодотворении, образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n).
В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (n).
Схема 4. Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)
Практикум
Задача 6. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
Ответ:
1. В клетках пыльцевого зерна гаплоидный набор хромосом (n), так как оно образуется из гаплоидной микроспоры (n) путём митоза.
2. В спермиях гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.
Задача 7. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
Ответ:
1. В мегаспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток семязачатка (мегаспорангия) с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.
2. В клетках эндосперма гаплоидный набор хромосом (n), так как эндосперм формируется из гаплоидных мегаспор (n) путём митоза.
Лекция
Жизненный цикл покрытосеменных растений
Покрытосеменные растения являются спорофитами (2n). Органом их полового размножения является цветок.
В завязи пестиков цветка находятся семязачатки – мегаспорангии (2n), где происходит мейоз и образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – зародышевый мешок из 8 клеток (n), одна из них – яйцеклетка (n), а две сливаются в одну – крупную (центральную) клетку с диплоидным набором хромосом (2n).
В микроспорангиях (2n) пыльников тычинок путём мейоза образуются микроспоры (n), из которых развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной).
После опыления из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n) и центральной клетке (2n) . Один спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). Второй спермий (n) сливается центральной клеткой (2n) с образованием триплоидного эндосперма (3n). Такое оплодотворение у покрытосеменных растений называется двойным.
В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (3n).
Схема 5. Жизненный цикл покрытосеменных растений
Практикум
Задача 8. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры, которая образуется в пыльнике, и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.
Ответ:
1. В микроспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток микроспорангиев с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.
2. В клетках эндосперма триплоидный набор хромосом (3n), так как эндосперм образуется при слиянии гаплоидного спермия (n) с диплоидной центральной клеткой (2n).
Общие выводы
1. В процессе эволюции растений происходила постепенная редукция гаметофита и развитие спорофита.
2. В гаметах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём митоза.
3. В спорах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём мейоза.
Жизненный цикл папоротников
У папоротников (также хвощей, плаунов) в жизненном цикле преобладает спорофит (2n). На нижней стороне листьев растения (2n) развиваются спорангии (2n), в которых путём мейоза образуются споры (n). Из споры (n), попавшей во влажную почву, прорастает заросток (n) – обоеполый гаметофит. На его нижней стороне развиваются антеридии (n) и архегонии (n), а в них путём митоза образуются сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). С капельками росы или дождевой воды сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), образуется зигота (2n), а из нее – зародыш нового растения (2n).
Схема 3.Жизненный цикл папоротников
1. Спорофит- взрослое растение 2. Бугорки со спорангиями ( сорусы)3. Спорангий 4.Спора 5. Проросшая спора 6. Заросток ( гаметофит) 7. Антеридий ( Сперматозоиды) 8. Архегоний (яйцеклетка) . 9.Зигота 10. Молодой папоротник
Задача 5. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
Ответ:
1. В клетках листьев папоротника диплоидный набор хромосом (2n), так они, как и всё растение, развиваются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.
2. В клетках заростка гаплоидный набор хромосом (n), так как заросток образуется из гаплоидной споры (n) путём митоза.
Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)
Листостебельное растение голосеменных растений – спорофит (2n), на котором развиваются женские и мужские шишки (2n).
На чешуйках женских шишек расположены семязачатки – мегаспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – эндосперм (n) с двумя архегониями (n). В архегониях образуются 2 яйцеклетки (n), одна погибает.
На чешуйках мужских шишек располагаются пыльцевые мешки – микроспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются микроспоры (n), из них развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной) и двух воздушных камер.
Пыльцевые зёрна (n) (пыльца) ветром переносятся на женские шишки, где митозом из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n). Один спермий погибает, а второй участвует в оплодотворении, образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n).
В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (n).
Схема 4.Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)
Задача 6.Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
Ответ:
1. В клетках пыльцевого зерна гаплоидный набор хромосом (n), так как оно образуется из гаплоидной микроспоры (n) путём митоза.
2. В спермиях гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.
Задача 7. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
Ответ:
В мегаспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток семязачатка (мегаспорангия) с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.
В клетках эндосперма гаплоидный набор хромосом (n), так как эндосперм формируется из гаплоидных мегаспор (n) путём митоза.
Жизненный цикл Покрытосеменных 1. Задание 0 (задание учителя) В результате слияния каких клеток происходит образование эндосперма
1) спермия и центральной клетки
2) спермия и яйцеклетки
3) яйцеклетки и центральной клетки
4) двух спермиев и центральной клетки
2. Задание 0 (задание учителя)
Двойное оплодотворение открыл русский ученый
1) И.И. Мечников
2) С.Г.Навашин
3) Н.И.Вавилов
4) И.П. Павлов
3. Задание 0 (задание учителя)
В какой части растения происходит образования мегаспор
1) пыльцевой мешок
2) семязачаток(мегаспорангий)
3) женский гаметофит
4) пыльцевое зерно
4. Задание 0 (задание учителя)
Какой хромосомный набор характерен для листа смородины
1) гаплоидный
2) диплоидный
3) триплоидный
4) одинарный
5. Задание 0 (задание учителя)
Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка семени пшеницы?
1) гаплоидный
2) диплоидный
3) триплоидный
4) двойной
6. Задание 0 (задание учителя)
С помощью какого деления образуются микроспоры
1) митоз
2) мейоз
3) амитоз
4) прямое деление
7. Задание 0 (задание учителя)
Какой набор хромосом имеет яйцеклетка
1) гаплоидный
2) диплоидный
3) триплоидный
4) двойной
8. Задание 0 (задание учителя)
Какой набор хромосом имеет центральная клетка зародышевого мешка
1) гаплоидный
2) диплоидный
3) триплоидный
4) одинарный
9. Задание 0 (задание учителя)
Женский гаметофит представлен
1) 8-ядерным зародышевом мешком
2) яйцеклеткой
3) центральной клеткой
4) спорой
10. Задание 0 (задание учителя)
Оплодотворение цветковых растений называется двойным т.к
1) 2 спермия оплодотворяют 1 яйцеклетку
2) 2 яйцеклетки оплодотворяет 1 спермий
3) один спермий оплодотворяет центральную клетку,а второй яйцеклетку
4) 2 спермия оплодотворяют центральную клетку с двойным набором хромосом
11. Задание 0 (задание учителя)
Пыльцевая трубка формируется из
1) споры
2) пыльцевого зерна
3) вегетативной клетки
4) генеративной клетки
12. Задание 0 (задание учителя)
Мужской гаметофит представлен
1) вегетативной клеткой
2) генеративной клеткой
3) спермием
4) вегетативной и генеративной клетками
13. Задание 0 (задание учителя)
Какой набор хромосом имеет эндосперм
1) гаплоидный
2) диплоидный
3) триплоидный
4) двойной
14. Задание 0 (задание учителя)
Из генеративной клетки образуется
1) 1 спермий
2) 2 спермия
3) 3 спермия
4) 4 спермия
15. Задание 0 (задание учителя)
Само растение отдела покрытосеменных является
1) гаметофит
2) спорофит
3) эндосперм
4) спора
16. Задание 0 (задание учителя)
В результате слияния каких клеток происходит образование зиготы
1) спермия и центральной клетки
2) спермия и яйцеклетки
3) яйцеклетки и центральной клетки
4) двух спермиев и центральной клетки
17. Задание 0 (задание учителя)
8-ядерный зародышевый мешок является
1) мужским гаметофитом
2) женским гаметофитом
3) мегаспорой
4) микроспорой
18. Задание 0 (задание учителя)
С помощью какого деления образуются мегаспоры
1) митоз
2) мейоз
3) амитоз
4) прямое деление
Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
Скільки людей у світі, стільки існує різних смаків. Уявімо, що всі люди на Землі мають одні й ті самі смаки, однакові уподобання, однакові думки. Жили б ми тоді й досі у кам’яному віці, бо жодна людина не намагалася б виділитися, довести свою думку, стати кращою, щоб привернути до себе увагу та змусити інших поділяти її переконання. Саме це і робить життя цікавим, бо із-за наявності різних смаків у людей ми бачимо абсолютно несхожі колекції одежі у відомих модельєрів, із-за різниці поглядів може розвиватися мистецтво (хтось, наприклад любить класичні твори, а хтось, можливо, авангард), наука тощо.Із самого початку свого розвитку люди вступили у суперечності. Завдяки цьому ми маємо те, що маємо: міста, будинки, сім’ї. Людина — найрозвиненіша істота на Землі, дуже складний механізм, створений природою. Ми бачимо незвичайні твори мистецтва, такі несхожі один на одного, читаємо справжні літературні скарби, але кожен розуміє їх по-своєму… Та чи можливою була б наявність всього цього, якби серед шістьох мільярдів людей панував якийсь один смак?
Саме те, що люди мають різні смаки, робить наше життя кольоровим та яскравим, сповненим великих несподіванок. Тому суперечки й образи тут зайві. Іноді бачимо людину, яка вважає, що оточуючі повинні мислити, як вона, висміює чужі погляди й ображається, коли хтось не дотримується її думки. Не варто сперечатися з такою людиною, адже вона не розуміє, наскільки цінною є різниця в поглядах, від неї навіть можна почути образливі слова. Але якщо добре подумати, то розумієш, що не варто відповідати їй тим самим: така людина, як правило, обмежена, тому її можна лише ти. Правда, обговорення різних поглядів може бути надзвичайно цікавим (на подібних дискусіях базуються різноманітні телевізійні ток-шоу), але тільки якщо воно відбувається у межах розумного і не переходить у з’ясування стосунків з опонентами. Неправильно, коли свою думку починають нав’язувати іншій людині, оскільки кожен з існуючих на землі погля¬дів може знайти своїх прихильників. Чи то буде суперечка про літературні жанри, чи то обговорення ансамблів одягу, чи то виникне дискусія, яким повинен бути домашній інтер’єр, завжди знайдеться людина, що підтримає саме вас.
Така річ, як власна думка, робить людину особливою. Це властиво людям сильним, впевненим у собі, тому особистість зазвичай несхожа на інших. Якщо всі люди будуть такими, то так і житимемо, маючи різні смаки, різноманітністю думок будемо прикрашати життя, роблячи його унікальним. Але навіть якщо маєш власне бачення будь-якої проблеми чи питання, не слід забувати про те, що поряд із тобою така сама особистість, як і ти сам. Думки ближнього треба поважати і цінувати, інколи незайвим є й прислухатися до них. Чинячи так, людина має репутацію мудрої й розважливої, до неї звертаються за порадою, як до зразка поміркованості.
Раздел 7. Определение количества ДНК и хромосом в клетке. — Студопедия.Нет
85. Соматические клетки кукурузы имеют 20 хромосом. Какой хромосомный набор содержат клетки верхушки корня и генеративной клетки пыльцы кукурузы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
86. Соматические клетки пшеницы имеют 28 хромосом. Какой хромосомный набор содержат клетки кожицы и эндосперма семени пшеницы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
87. Соматические клетки сои имеют 24 хромосомы. Какой хромосомный набор содержат клетки камбия и вегетативной клетки пыльцы сои? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
88. Соматические клетки гороха имеют 10 хромосом. Какой хромосомный набор содержат клетки основной ткани листа и семязачатка завязи гороха? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
89. Соматические клетки фасоли имеют 18 хромосом. Какой хромосомный набор содержат клетки верхушки стебля и микроспоры в тычинках? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
90. Какой хромосомный набор характерен для спермиев и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
91. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры, которая образуется в пыльнике, и спермия цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
92. Какой хромосомный набор содержат клетки камбия и эндосперма цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и результате какого деления образуются эти клетки.
93. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
94. В клетке животного диплоидный набор хромосом равен 34. Определите количество молекул ДНК и хромосом перед митозом, после митоза, после первого и второго деления мейоза. Объясните полученные результаты.
95. В клетке животного диплоидный набор хромосом равен 20. Определите количество молекул ДНК и хромосом в профазу митоза, после митоза, после профазы 1 и профазы 2 мейоза. Объясните полученные результаты.
96. В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое количество хромосом и молекул ДНК содержится в ядре клетки при гаметогенезе перед началом деления, в анафазе мейоза I и мейоза II. Объясните полученные результаты.
97. В клетке животного диплоидный набор хромосом равен 42. Определите количество молекул ДНК и хромосом в анафазу митоза, после митоза, после анафазы 1 и анафазы 2 мейоза. Объясните полученные результаты.
98. В клетке животного диплоидный набор хромосом равен 16. Определите количество молекул ДНК и хромосом перед митозом, после митоза, после первого и второго деления мейоза. Объясните полученные результаты.
99. В клетке животного диплоидный набор хромосом равен 48. Определите количество молекул ДНК и хромосом в профазу митоза, после митоза, после профазы 1 и профазы 2 мейоза. Объясните полученные результаты.
100.В клетке животного диплоидный набор хромосом равен 12. Определите количество молекул ДНК и хромосом в метафазу митоза, после митоза, после метафазы 1 и метафазы 2 мейоза. Объясните полученные результаты.
101.В клетке животного диплоидный набор хромосом равен 30. Определите количество молекул ДНК и хромосом в анафазу митоза, после митоза, после анафазы 1 и анафазы 2 мейоза. Объясните полученные результаты.
102.В клетке животного диплоидный набор хромосом равен 4. Определите количество молекул ДНК и хромосом перед митозом, после митоза, после первого и второго деления мейоза. Объясните полученные результаты.
103.В клетке животного диплоидный набор хромосом равен 24. Определите количество молекул ДНК и хромосом в метафазу митоза, после митоза, после метафазы 1 и метафазы 2 мейоза. Объясните полученные результаты.
104.В кариотипе лука содержится 16 хромосом (2n). Определите число хромосом в анафазе митоза в клетках эндосперма, если у него триплоидный набор хромосом (3n). Ответ поясните.
105.Определите число хромосом в начале и в конце телофазы митоза в клетках эндосперма семени лука (в клетках эндосперма триплоидный набор хромосом), если клетки корешков лука содержат 16 хромосом. Ответ поясните.
106. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
107. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках семязачатка перед началом мейоза, в конце профазы мейоза I и в конце телофазы мейоза I. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
108. В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом деления, в метафазе мейоза I и мейоза II. Объясните полученные результаты.
109. Соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления, в конце телофазы мейоза I и мейоза II? Объясните полученные результаты.
110. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6*10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления (в процессе их образования) и после его окончания. Ответ поясните.
111. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6*10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при овогенезе перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и мейоза II. Объясните полученные результаты.
112. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6*10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при овогенезе перед началом мейоза, после мейоза I и мейоза II. Объясните полученные результаты.
113. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6*10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при овогенезе перед началом деления, в конце телофазы мейоза I и мейоза П. Объясните полученные результаты.
Подготовка к ЕГЭ, вопросы и ответы по биологии
1) У человека ген, отвечающий за развитие «римского» носа (А), доминирует над геном, отвечающим за развитие прямого носа, а тонкие губы — рецессивный признак (в). Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители имели толстые губы и один из них имел прямой нос, а другой — «римский2, родился ребёнок с тонкими губами и прямым носом. Их второй ребёнок имел толстые губы и «римский » нос. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления детей с тонкими губами и прямым носом.
Элементы ответа: 1) генотипы родителй: ааВв и АаВв
2) ребёнок с тонкими губами и прямым носом — аавв, второй ребёнок с толстыми губами и «римским» носом — АаВВ илиАаВв
3) возможные генотипы детей: АаВВ, 2АаВв, ааВВ, 2ааВв, Аавв, аавв, вероятность рождения детей с тонкими губами и прямым носом — 12,5% (аавв)
Повторить:
понятия: парасимпатическая система,симпатическая система, отделы мозга, железы внешней и внутренней секреции; признаки цинги, бери-бери, «куриной слепоты», рахита — при недостатке каких витаминов развиваются эти заболевания.
Сахарный диабет,базедова болезнь, кретинизм, карликовость, акромегалия — недостаток или избыток каких гормонов.
Адреналин, тироксин, соматотропин, инсулин — какими железами эндокринной системы выделяются.
1.Какой хромосомный набор характерен для спермиев,эндосперма цветковых растений. Из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
1. спермии — п, эндосперм -3п
2.спермии формируются путём митоза из микроспоры
3.эндосперм образуется в результате слияния центральной клетки (2п) и одного спермия (п). Он имеет триплоидный набор хромосом
2.Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны
В мужских шишках сосны развиваются пыльцевые мешки, внутри которых из материнских клеток путём митоза образуются микроспоры (пыльцевые зёрна), имеющие набор хромосом п.
Микроспоры прорастают в мужской гаметофит, состоящий из 2 клеток: вегетативной и генеративной. Генеративная клетка делится с образованием 2 спермиев, имеющих гаплоидный набор хромосом п.
3.Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор мха кукушкин лён. Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.
Гаметы образуются на гаплоидном гаметофите путём митоза. Набор хромосом — п. Споры образуются на диплоидном спорофите путём мейоза. Набор хромосом у спор — п.
4.Определите хромосомный набор в клетках заростка и клетках взрослого растения папоротника.
1. хромосомный набор в клетках заростка -п
2.хромосомный набор в клетках взрослого растения -2п
3.заросток образуется из гаплоидной споры, которая делится митозом, а взрослое растение образуется из 2п зиготы, которая делится митозом.
Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. -Какие клетки в схеме размножения улотрикса обозначены цифрой 3?
27 ЗАДАНИЕ_образование клеток (митоз и мейоз)циклы растений_сперматогенез и оогенез
При решении задач на определение хромосомного набора
и способа образование клеток растений следует помнить:
1) Споры и гаметы гаплоидны. Спорофит диплоидный.
2) Споры образуются на спорофите в результате мейоза.
3) Гаметы у растений образуются в результате митоза на гаметофите.
4) В жизненном цикле зеленых водорослей и мхов преобладает гаметофит (n), у остальных растений спорофит(2n).
5) У семенных растений микроспора образуется из 2n клетки в результате мейоза (у голосеменных на чешуях мужских шишек, у покрытосеменных в пыльниках тычинок). Результатом микроспорогенеза является образование пыльцевого зерна из микроспоры митозом.
6) Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Генеративная клетка делится митозом, образуя два спермия.
7) У семенных растений макроспоры (мегаспоры) образуются в результате мейоза из 2n клетки семязачатка. Клетки зародышевого мешка образуются митозом из макроспоры (n).
8) При двойном оплодотворении у покрытосеменных, образуется зигота 2n и эндосперм 3n.
9) У голосеменных, при оплодотворении образуется зигота (2n) и эндосперм (n), т.к. второй спермий погибает.
10) Зигота (2n) делится митозом и дает начало всем тканям и органам растения.
Споро- и гаметогенез у цветковых растений
Рис. Схема образования (А) и развития (Б) пыльцевого зерна:
1 – вегетативная клетка; 2 – генеративная клетка; 3 – спермии
Рис. Схема образования (А) и развития (Б) зародышевого мешка:
1 – антиподы; 2 – два центральных ядра; 3 – синергиды; 4– яйцеклетка
У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки при половом размножении.
————————————————————————————————————————-
Определите хромосомный набор в клетках взрослого растения и спорах кукушкиного льна. В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?
————————————————————————————————————————-
Определите хромосомный набор в клетках заростка и взрослого растения папоротника. В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?
————————————————————————————————————————-
Какой хромосомный набор характерен для спор и гамет сфагнума? В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?
————————————————————————————————————————-
Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
————————————————————————————————————————-
Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
————————————————————————————————————————-
Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
————————————————————————————————————————-
Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
————————————————————————————————————————-
В кариотипе яблони 34 хромосомы. Сколько хромосом и ДНК будет содержаться в яйцеклетке яблони, клетках эндосперма её семени и клетках листа? Из каких клеток образуются указанные клетки?
————————————————————————————————————————-
Хромосомный набор соматических клеток картофеля равен 48. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках при мейозе в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните все полученные результаты.
————————————————————————————————————————-
Хромосомный набор соматических клеток овса равен 42. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядрах (клетках) семязачатка перед началом мейоза I и в метафазе мейоза II. Объясните все полученные результаты.
————————————————————————————————————————-
Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семени и листьев цветкового растения. Объясните полученные результаты.
————————————————————————————————————————-
Определите хромосомный набор основной ткани и спермиев цветкового растения. В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?
————————————————————————————————————————-
Гаплоидный набор хромосом мягкой пшеницы составляет 21. Сколько хромосом содержится в клетках корня пшеницы, зародыша семени и эндосперма семени. Ответ поясните.
————————————————————————————————————————-
Используя рисунок процесса полового размножения хламидомонады, объясните, в чем сущность полового размножения и каково его отличие от бесполого. В результате какого процесса образуются гаметы, в чем их особенность? Какой цифрой на рисунке обозначена зигота? Чем она отличается от гамет?
————————————————————————————————————————-
Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.
————————————————————————————————————————-
Определите число хромосом в конце телофазы митоза в клетках эндосперма семени лука (в клетках эндосперма триплоидный набор хромосом), если клетки корешков лука содержат 16 хромосом. В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число хромосом.
————————————————————————————————————————-
Какие клетки в схеме размножения улотрикса обозначены цифрой 3? Какой набор хромосом они имеют, в результате какого деления они образуются? Что обозначено на рисунке цифрой 2, какой набор хромосом у этой клетки? Что является гаметофитом в жизненном цикле улотрикса, какой цифрой обозначен гаметофит на рисунке?
————————————————————————————————————————-
Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их.
————————————————————————————————————————-
Какой хромосомный набор характерен для клеток чешуй женских шишек и женской споры ели? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются клетки шишки и мегаспора ели.
————————————————————————————————————————-
Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
————————————————————————————————————————-
Какой хромосомный набор характерен для заростка и зародыша плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются клетки заростка и зародыша плауна?
————————————————————————————————————————-
В соматической клетке кукурузы 20 хромосом. Определить набор хромосом в клетке верхушки растения и в ядре пыльцевого зерна.
————————————————————————————————————————-
Размножение животных
Сравнение сперматогенеза и овогенеза
Стадия
Сперматогенез
Овогенез
Размножение (митоз) 2n2c
размножение первичных половых клеток (гоноцитов) начинается с периода полового созревания и продолжается всю жизнь самца:
сперматогонии
гоноциты закладываются в период эмбриогенеза самки; их размножение заканчивается к рождению:
овогонии
Рост (интерфаза) 2n4c
незначительный рост клетки:
сперматоциты I порядка
значительный рост клетки:
овоциты I порядка
Созревание
мейоз I (n2с)
мейоз II (nc)
в профазе I конъюгация гомологичных хромосом и кроссинговер:
2 сперматоцита II порядка
в профазе I конъюгация гомологичных хромосом и кроссинговер:
1 овоцит II порядка и редукционное тельце
из каждого сперматоцита 2 порядка образуются 2 сперматиды
из овоцита II порядка образуется 1 яйцеклетка и 1 редукционное тельце. Первое редукционное тельце образует 2 редукционных тельца
Формирование nc
из сперматиды формируется сперматозоид
стадия отсутствует
Кариотип собаки включает 78 хромосом. Определите число хромосом и число молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Какие процессы происходят в этих зонах? Ответ обоснуйте (в ответе должно содержаться четыре критерия).
————————————————————————————————————————-
У полевой мыши 40 хромосом. Сколько хромосом у самца мыши в сперматогониях, с которых начинается формирование сперматозоидов, в зрелых сперматозоидах и в клетках зародыша? Какое деление приводит к образованию этих клеток? Из каких клеток они образуются?
————————————————————————————————————————-
В кариотипе осла 62 хромосомы. Определите число хромосом в клетках при овогенезе у самки в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Объясните, какие процессы происходят в этих зонах.
————————————————————————————————————————-
Кариотип одного из видов рыб составляет 56 хромосом. Определите число хромосом в клетках зоны роста при сперматогенезе и в клетках зоны созревания в конце первого деления. Объясните, какие процессы происходят в этих зонах.
————————————————————————————————————————-
В кариотипе одного из видов рыб 56 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне роста в конце интерфазы и в конце зоны созревания гамет. Объясните полученные результаты.
13PAGE 15
13PAGE 14515
15
Приложенные файлы
- 45196689
Размер файла: 281 kB Загрузок: 1
Вопросы 1-31: См. Разделение клеток (митоз) в эукариотических клетках. Эта ссылка объясняет митоз животных и растений, клеточный цикл, структуру нераспознанного дублета хромосом и разницу между гомологичными хромосомами и материнскими / отцовскими наборами хромосом. Вопросы 32–34: По вопросам о медоносных пчелах см. Партеногенез и агамоспермия. Вопросы 35–42: По вопросу о проверке пола на Олимпийских играх см. Определение пола у мужчин и женщин. Вопросы 43–47: По вопросу о сперматогенезе у мужчин см. Неразхождение во время сперматогенеза Вопросы 48–67: По вопросу о фазах деления клеток см. Митоз в эукаритических клетках.По вопросам о хромосомах и хроматидах у людей см. Гомологические, материнские и отцовские хромосомы. По вопросам об арбузах без косточек и мулах см. Гибридизация в округе Сан-Диего. Простая аналогия между хромосомой и дискетой:
Вопросы 68–77: По вопросам о диаграмме мейоза обращайтесь к разделу «Подробности мейоза». По вопросам о переходе см. Иллюстрацию о переходе. Вопросы 78–95: По вопросам о гаплоидах, диплоидах и триплоидах обращайтесь к шаблонам жизненного цикла растений.По вопросам о кроссинговере см. Сравнение водорослей, грибов, мха, папоротника и цветущих растений. При сравнении жизненного цикла единственные триплоидные клетки находятся в эндосперме семенного растения. Эндосперм формируется путем слияния гаплоидного сперматозоида (n) с двумя гаплоидными полярными ядрами (n + n), в результате чего образуются триплолидные клетки эндосперма (n + n + n = 3n). Вопросы 96–109: Если у вас есть вопросы о мхе, папоротнике или обоих, обратитесь к разделу «Образцы жизненного цикла» и «Сравнение жизненного цикла». Вопросы 110–115: По вопросам о цветущих семенных растениях обращайтесь к Жизненному циклу цветущих растений (1) и Жизненному циклу цветущих растений (2). Вопросы 116–121: Примечание: там, где я использовал термин «хромосомный набор», я просто имел в виду «полный» хромосомный состав ядра клетки в жизненном цикле цветущего растения. В Третьем новом международном словаре Merriam Webster есть много определений дополнения, но я использую одно: «количество или число, необходимое для наполнения предмета или его завершения.«Что касается хромосомных вопросов, мне нужны« полные »хромосомы (представленные буквами) для различных клеток и ядер в жизненном цикле растения. Например, если ABC относится к хромосомам яйца, а abc относится к хромосомам сперматозоида; тогда AaBbCc относится к полным хромосомам оплодотворенного яйца или зиготы (ABC + abc = AaBbCc). В ряде вопросов я говорил о хромосомном дополнении конкретной клетки или ядра, такого как зигота. В данном случае хромосома дополнением зиготы будет AaBbCc.Хромосомный комплект эмбриона также будет AaBbCc. Просто подумайте о хромосомном дополнении как о полном составе хромосомы клетки, где большие и маленькие буквы обозначают настоящие хромосомы. Если есть по одной каждой буквы, то ячейка гаплоидная (например, ABC или abc). Если каждой буквы по две, то ячейка диплоидная (например, AaBbCc). Если каждой буквы по три, то ячейка триплоидная (например, AAaBBbCCc). Если каждой буквы по четыре, то клетка тетраплоидная (например.грамм. AAaaBBbbCCcc). Если родительская диплоидная пыльца — aabbcc, то гаплоидный сперматозоид будет abc. Если родителем диплоидного семени является AABBCC, то гаплоидное яйцо будет ABC. При двойном оплодотворении один сперматозоид abc соединяется с одной яйцеклеткой ABC, образуя диплоидную зиготу AaBbCc. Другой гаплоидный сперматозоид abc объединяется с двумя гаплоидными полярными ядрами ABC + ABC с образованием триплоидного эндосперма AAaBBbCCc внутри семени. Поскольку семенная оболочка происходит от внешней стенки семяпочки (называемой покровом), которая была частью исходного материнского семенного материала, она хромосомно идентична исходному диплоидному семенному родительскому элементу.Зрелое пыльцевое зерно содержит ядро трубки и генеративное ядро, последнее из которых делится на два ядра сперматозоидов внутри пыльцевой трубки. Все эти ядра пыльцы хромосомно идентичны друг другу и ядрам сперматозоидов. На следующей диаграмме показано двойное оплодотворение в этом вопросе: Помните, что в вашем вопросе родительской диплоидной пыльцой является aabbcc, а сперматозоидом — abc; родительский диплоидный семя — AABBCC, а яйцо — ABC. Сперматозоид №1 (abc) сливается с гаплоидным яйцом (ABC), в результате чего образуется диплоидная зигота (AaBbCc), которая превращается в диплоидный зародыш (AaBbCc) внутри семени.Сперматозоид № 2 (abc) сливается с двумя гаплоидными полярными ядрами (ABC и ABC) в материнской клетке эндосперма, в результате чего образуется триплоидная клетка эндосперма (AAaBBbCCc), которая развивается в питательную ткань эндосперма (AAaBBbCCc), окружающую эмбрион. На следующем изображении показан крошечный диплоидный зародыш кокосового ореха, внедренный в триплоидный мясистый эндосперм в семенах кокосовой пальмы.
Вопросы 122–125: Если диплоидное число хромосом цветкового растения равно 24, то каждая соматическая клетка растения содержит 24 хромосомы (12 материнских и 12 отцовских). Каждое из трех гаплоидных ядер в проросшем пыльцевом зерне должно содержать 12 хромосом, а каждое из 8 ядер внутри зародышевого мешка должно содержать 12 хромосом.Триплоидная клетка эндосперма внутри семени должна содержать 36 хромосом (3 x 12 = 36). Вопросы 126–129: Генотип полиплоидной растительной клетки — AAaaBBbbCCccDDdd . Поскольку существует четыре гаплоидных набора, состоящих из одной буквы каждой буквы, эта ячейка должна быть тетраплоидной или 4n: ABCD + ABCD + abcd + abcd = AAaaBBbbCCccDDdd . Номер хромосомы относится к общему количеству хромосом в клетке, каждая из которых представлена одной буквой.Если всего 16 букв, сколько хромосом находится в клетке? Один набор хромосом представлен каждой буквой (например, abcd). В списке вариантов на самом деле есть два возможных гаплоидных набора на выбор. Вопросы 130–132: Некоторые цветущие растения выработали хитроумную стратегию, которая способствует перекрестному опылению. Мужские и женские половые органы у отдельных растений созревают в разное время, поэтому самоопыление не происходит.Перекрестное опыление между разными особями обеспечивает большую генетическую изменчивость и более сильную популяцию. Например, у вольфии (самого маленького цветкового растения в мире) женское клеймо становится восприимчивым до того, как мужские пыльники созреют. К тому времени, когда пыльник самца готов выпустить пыльцу, клеймо самки перестает быть восприимчивым. Это состояние называется протогиния (прото = 1-й + гинекологический = женский). Существует также термин для цветов, у которых пыльники выделяют пыльцу до того, как женское рыльце становится восприимчивым.Хотя цветковые растения имеют много преимуществ по сравнению с папоротниками, они оба являются сосудистыми растениями с водопроводящей системой трубчатых клеток, называемой тканью ксилемы. Без сосудистой ткани подъем воды в стеблях растений был бы ограничен осмосом и впитыванием, а размеры наземных растений были бы ограничены размерами низкорослых мхов и печеночников. Существует множество окаменелостей, свидетельствующих о наличии сосудистой ткани в эпоху динозавров, возраст которой насчитывает несколько сотен миллионов лет.В эти доисторические времена на земле были густые леса из древних папоротников и хвойных деревьев. Этим высоким растениям нужна была сосудистая ткань, чтобы проводить воду из почвы к листьям и кончикам стеблей. Вопросы 133–137: Ответы на эти вопросы можно найти в «Жизненном цикле цветущих растений». Чтобы узнать о растениях-рекордсменах, обратитесь к статье Wayne’s Word под названием Botanical Record-Breakers. Вопросы 138–144: По вопросам о цветущих семенных растениях обращайтесь к Жизненному циклу цветущих растений (1) и Жизненному циклу цветущих растений (2).Чтобы узнать о растениях-рекордсменах, обратитесь к статье Wayne’s Word под названием Botanical Record-Breakers. Вопросы 145–147: По вопросу о хромосоме растения, состоящей из кольцевой молекулы ДНК, см. Симбиогенез и происхождение хлоропластов. Есть несколько причин появления пестрых листьев у растений, включая хромосомные гены и вирусы. Пестрые листья также могут быть вызваны дефектами ДНК хлоропластов.
Вопросы 148–152: Замечательный организм с наибольшим количеством хромосом на клетку можно увидеть на звене Pteridophte.Это растение можно увидеть в исчезающих местах обитания весенних водоемов в округе Сан-Диего. Чтобы узнать о растениях-рекордсменах, обратитесь к статье Wayne’s Word под названием Botanical Record-Breakers. Если фертильное тетраплоидное растение имеет число хромосом спорофита 40, то число хромосом его половых клеток (гамет) должно быть 20. Если 3 гаметы объединяются, образуя эндосперм (один сперматозоид плюс 2 полярных ядра), то клетки эндосперма должны содержат 3 х 20 = 60 хромосом. Вопросы 153–156: Пыльцевая трубка содержит 12 хромосом и 3 гаплоидных ядра, поэтому каждое ядро будет иметь 4 хромосомы.Если каждое ядро сперматозоида имеет 4 хромосомы, то яйцеклетка также должна иметь 4 хромосомы, а диплоидное число для растения должно быть 8. Если число 2n равно 8, то эндосперм должен иметь 12 хромосом, потому что он триплоидный (3n). Каждое гаплоидное ядро (например, полярное ядро) внутри зародышевого мешка также должно иметь 4 хромосомы. Вопрос 157 — 160: Зародышевый мешок содержит 32 хромосомы и 8 гаплоидных ядер, поэтому каждое ядро должно содержать 4 хромосомы.Следовательно, яйцеклетка имеет 4 хромосомы, синергидная клетка — 4 хромосомы и т. Д. Материнская клетка эндосперма имеет два полярных ядра, поэтому она содержит всего 8 хромосом. В зародышевом мешке 7 клеток, одна из которых (материнская клетка эндосперма) содержит 2 ядра. Яйцеклетка, 2 синергидные клетки и 3 антиподальные клетки содержат по одному ядру с 4 хромосомами. |
— обзор
3.1.1 Введение
(1,3) -β-d-глюканы широко распространены в растениях, водорослях, грибах, эвгленоидных простейших и бактериях, где они участвуют в структуре клеточной стенки и в ряде других биологических функций.У высших растений (1,3) -β-d-глюканы обычно называют каллозой и обнаруживаются в ультрафиолетовом свете после окрашивания флуорохромом анилинового синего (Stone et al., 1985). Во время нормального роста и развития растений каллоза обнаруживается в клеточной пластинке делящихся клеток. Он также является основным компонентом стенок материнских клеток пыльцы и пыльцевых трубок и обнаруживается как структурный компонент плазмодесматальных каналов. Каллоза откладывается в зонах оседания и на ситчатых пластинах спящей флоэмы (Stone, Clarke, 1992).В развивающемся эндосперме злаковых зерен каллозный материал откладывается через 3-6 дней после опыления, когда синцитий компартментализируется за счет центростремительного синтеза клеточных стенок вокруг отдельных ядер (Wilson et al., 2006). В этом процессе, который приводит к клеточному развитию эндосперма, (1,3) -β-d-глюканы появляются как один из первых компонентов растущих клеточных стенок, которые появляются через 3–4 дня после опыления (Wilson et al., 2006 г.). Помимо своей роли в нормальном росте и развитии, каллоза откладывается между плазматической мембраной и клеточной стенкой после того, как растения подвергаются абиотическим и биотическим стрессам, таким как ранение, высыхание, токсичность металлов и микробная атака (Stone and Clarke, 1992).Значительный интерес вызывает роль каллозы во взаимодействиях между растениями и микробами. После микробной атаки одна из распространенных реакций клеток-хозяев растений заключается в быстром синтезе и отложении каллозы в непосредственной близости от вторгающегося патогена (Ryals et al., 1996; Donofrio and Delaney, 2001; Jacobs et al., 2003). Осажденная таким образом папиллярная каллоза, как полагают, содержит (1,3) -β-d-глюканы, другие полисахариды, фенольные соединения, химически активные кислородные промежуточные соединения и некоторые белки (Smart et al., 1986; Болвелл, 1993; Bestwick et al., 1997; Тордал-Кристенсен и др., 1997; Heath et al., 2002).
В грибах (1,3) -β-d-глюканы встречаются в качестве основных компонентов клеточных стенок в сочетании с рядом других полисахаридов, включая хитин, целлюлозу и маннаны. Помимо своей роли в качестве структурных компонентов стенки, (1,3) -β-d-глюканы могут функционировать как внутри- и внеклеточные запасные полисахариды, а также внеклеточные (1,3) -β-d-глюканы и / или олигосахариды. полученные из них, могут вызывать увядание и другие эффекты во время патогенной атаки на высшие растения (Stone and Clarke, 1992).Курдлан представляет собой бактериальный (1,3) -β-d-глюкан, обнаруженный в виде защитной капсулы вокруг Agrobacterium и родственных ризобий, а также грамположительных Cellulomonas spp.
Широкое распространение и разнообразные функциональные роли (1,3) -β-d-глюканов и родственных полисахаридов в биологических системах хорошо документированы. Во многих системах (1,3) -β-d-глюканы могут иметь временный характер. Например, у высших растений раневая каллоза, ситчатая пластинка каллозы, плазмодесматальная каллоза, клеточная пластинка каллозы и (1,3) -β-d-глюканы, которые откладываются во время клеточности эндосперма, могут исчезнуть или могут значительно уменьшиться в количестве после их первоначальное осаждение.Это указывает на то, что существуют (1,3) -β-d-глюкангидролазы, действующие как неотъемлемые компоненты этих систем. Здесь мы суммируем основные классы ферментов, ответственных за деполимеризацию (1,3) -β-d-глюканов и родственных полисахаридов, с акцентом на ферменты, обнаруженные в высших растениях. Хотя (1,3) -β-d-глюканы обычно представляют собой линейные гомополимеры (1,3) -связанных β-d-глюкопиранозиловых остатков, структурные варианты линейных (1,3) -β-d-глюканов включают циклические (1 , 3; 1,6) -β-d-глюканы, разветвленные (1,3; 1,6) -β-d-глюканы, разветвленные по боковой цепи (1,3; 1,6) — β-d-глюканы, (1,3; 1,6) -β-d-глюканы с (1,3) — и (1,6) -связями в основной цепи и с разветвленными боковыми цепями (1 , 3; 1,2) -β-d-глюканы (Stone, Clarke, 1992; Stone et al., 2009). Кроме того, (1,3; 1,4) -β-d-глюканы обнаруживаются в качестве основных компонентов клеточной стенки у членов семейства однодольных Poaceae, к которому относятся злаки и травы, а также в родственных семействах отряда Poales ( Trethewey et al., 2005). Недавно появились сообщения о присутствии (1,3; 1,4) -β-d-глюкана в стенках хвоща (Fry et al., 2008a; Sørenson et al., 2008), который является примитивным растением. в группе хвощей. (1,3; 1,4) -β-d-глюканы Poaceae представляют собой линейные неразветвленные полисахариды, содержащие мономеры β-d-глюкопиранозила, полимеризованные через (1,4) — и (1,3) -связи (Fincher and Stone, 2004).Родственный по структуре (1,3; 1,4) -β-d-глюкан, лихенин, присутствует в стенках грибкового компонента лишайника, исландского мха ( Cetraria islandica ) (Honneger and O’Haisch, 2001 ) и ковалентно присоединен к невосстанавливающим концам ядра (1,3; 1,6) -β-d-глюканов полисахаридного комплекса клеточной стенки в дрожжах Saccharomyces cerevisiae (Kapteyn et al., 1997) и гриб Aspergillus fumigatus (Bernard and Latgé, 2001).
При обсуждении ферментов, деполимеризующих (1,3) -β-d-глюканы и родственные полисахариды, необходимо рассматривать ферменты, которые гидролизуют ряд типов связей между β-d-глюкопиранозиловыми остатками.Кроме того, ферменты могут катализировать гидролиз гликозидных связей посредством паттерна эндо- или экзо-действия, а в случае (1,3; 1,4) -β-d-олигоглюкозидов, ферменты, более традиционно классифицируемые как β-d -глюкозидазы могут быть вовлечены. Для достижения полного гидролиза этих полисахаридов обычно требуется несколько типов ферментов. В некоторых случаях расщепление связей между остатками β-d-глюкопиранозила в (1,3) -β-d-глюканах и родственных полисахаридах достигается за счет активности фосфорилазы.Каждый из этих основных классов ферментов, а в некоторых случаях и близкородственных ферментов, обсуждается ниже.
Жизненный цикл покрытосеменных | Цифровой атлас древней жизни
Избранные ссылки и дополнительная литература
Примечание: Издатель предоставляет бесплатный полный текст для элементов, отмеченных зеленой звездочкой.
Журнальные статьи
* Фридман, W.E., and K.C. Райерсон. 2009. Реконструкция предкового женского гаметофита покрытосеменных: выводы из Amborella и других древних линий цветковых растений. Американский журнал ботаники 96: 129-143. https://doi.org/10.3732/ajb.0800311
* Фридман, W.E., and J.H. Уильямс. 2003. Модульность женского гаметофита покрытосеменных и ее влияние на раннюю эволюцию эндосперма у цветковых растений. Evolution 57: 216-230. https://doi.org/10.1111/j.0014-3820.2003.tb00257.x
* Фридман, W.E., and J.H. Уильямс. 2004. Эволюция полового процесса в древних линиях цветковых растений. Растительная клетка 16: S119-S132.https://doi.org/10.1105/tpc.017277
Фридман, W.E., W.N. Gallup, and J.H. Уильямс. 2003. Развитие женского гаметофита в Kadsura : значение для Schisandraceae, Austrobaileyales и ранней эволюции цветковых растений. Международный журнал наук о растениях 164: S293-S305. https://doi.org/10.1086/376877
* Мадрид, E.N., and W.E. Фридман. 2009. Эволюционная основа эволюционной диверсификации структуры женских гаметофитов у Piper и Piperaceae. Анналы ботаники 103: 869-884. https://doi.org/10.1093/aob/mcp011
* Мадрид, E.N., and W.E. Фридман. 2010. Женский гаметофит и раннее развитие семян у Peperomia (Piperaceae). Американский журнал ботаники 97: 1-14. https://doi.org/10.3732/ajb.0800423
* Рудалл П.Дж., М.В. Ремизова, А. Бир, Э. Брэдшоу, Д. Стивенсон, Т.Д. Макфарлейн, Р.Э. Такетт, С. Ядав, Д. Соколов. 2008. Сравнительное развитие семяпочек и мегагаметофитов у водорослей и водяных лилий выявило мозаику особенностей среди ранних покрытосеменных. Анналы ботаники 101: 941-956. https://doi.org/10.1093/aob/mcn032
* Шмид, М.В., А. Шмидт, У. Гроссниклаус. 2015. Женский гаметофит: новая модель клеточной системной биологии в развитии растений. Границы науки о растениях . https://doi.org/10.3389/fpls.2015.00907
Тобе, Х., Ю. Кимото и Н. Пракаш. 2007. Развитие и структура женского гаметофита у Austrobaileya scandens (Austrobaileyaceae) . Журнал исследований растений 120: 431-436.https://doi.org/10.1007/s10265-007-0085-0
Уильямс, Дж. Х. и У. Э. Фридман. 2002. Идентификация диплоидного эндосперма в ранней линии покрытосеменных. Nature 415: 522-526. https://doi.org/10.1038/415522a
* Уильямс, Дж. Х., и У. Э. Фридман. 2004. Четырехклеточный женский гаметофит Illicium (Illiciaceae; Austrobaileyales): значение для понимания происхождения и ранней эволюции однодольных, эвманолиид и эвдикотов. Американский журнал ботаники 91: 332-351.https://doi.org/10.3732/ajb.91.3.332
Книги и учебники
Берген, J.Y., and O.W. Колдуэлл. 1914. Введение в ботанику. Джинн и компания, Бостон. Читайте онлайн в Интернет-архиве.
Исав К. 1977. Анатомия семенных растений, 2-е изд. John Wiley & Sons, Нью-Йорк.
Эверт Р.Ф., С.Е. Эйххорн. 2013. Ворона Биология растений, 8-е изд. W.H. Freeman and Co., Нью-Йорк, Нью-Йорк.
Фостер, А.С., и Э.М. Гиффорд. 1974. Сравнительная морфология сосудистых растений, 2-е изд.W.H. Freeman and Co., Сан-Франциско.
Махешвари, П. 1950. Введение в эмбриологию покрытосеменных растений. McGraw-Hill Book Company, Inc., Нью-Йорк, Торонто, Лондон. Читайте онлайн в Интернет-архиве.
Симпсон, М. 2010. Систематика растений, 2-е изд. Academic Press, Берлингтон, Массачусетс.
dev0110.q
% PDF-1.4 % 111 0 объект > эндобдж 176 0 объект > поток application / pdf
Перепрограммирование эпигенома во время развития зародышевой линии и семян | Genome Biology
Gehring et al . [4] намеревались найти дополнительные генов Arabidopsis , которые проявляют экспрессию в эндосперме, специфичную (импринтированную) по отношению к родителям происхождения. Их стратегия состояла в том, чтобы идентифицировать области генома, которые имеют сниженное метилирование ДНК в эндосперме, по сравнению с эмбрионом, в качестве кандидатов на импринтированные локусы. Они препарировали эндосперм и ткани зародыша из развивающихся семян и иммунопреципитировали метилированную ДНК из каждого образца с помощью антитела против 5-метилцитозина.Затем они использовали высокопроизводительное секвенирование или гибридизацию с микрочипами, чтобы определить, какие последовательности были восстановлены. Анализ данных выявил широко распространенное снижение метилирования ДНК транспозонов и других повторов, которые генерируют малые РНК в эндосперме.
Эта тенденция была частично обращена мутацией DEMETER , что указывает на роль активного деметилирования ДНК. Затем авт. Сосредоточились на генах, которые лежат близко к дифференциально метилированным регионам. Они подтвердили пять новых импринтированных генов, продемонстрировав аллель-специфическую экспрессию в эндоспермах, полученную при скрещивании полиморфных родителей.В каждом случае импринтированная экспрессия коррелировала со сниженным метилированием ДНК на транспозоне или повторяющейся последовательностью в пределах 1 т.п.н. от кодирующей последовательности импринтированного гена. На основе характеристик проверенных генов авторы оценивают, что всего около 50 генов будут иметь импринтированную экспрессию в эндосперме.
Hsieh et al. [6] использовал другой подход — дробное бисульфитное секвенирование — для изучения паттернов метилирования ДНК в тканях зародыша, эндосперма и взрослых растений.Геномную ДНК обрабатывали мутагеном бисульфитом натрия для превращения цитозинов, но не 5-метилцитозинов, в урацилы. Затем ДНК подвергали высокопроизводительному глубокому секвенированию для визуализации общих паттернов цитозинового мутагенеза. Преимущество этого подхода перед иммунопреципитацией метилированной ДНК состоит в том, что можно определить точные паттерны метилирования ДНК. Это особенно важно для геномов растений, где цитозины в различных контекстах последовательностей метилируются разными путями.В частности, метилирование цитозинов в асимметричном контексте направляется малыми РНК, которые соответствуют метилированной последовательности [1].
Полногеномное бисульфитное секвенирование ДНК из эмбрионов, эндосперма и взрослых тканей показало резко разные тенденции метилирования цитозинов в симметричном контексте CG, который является наиболее распространенным контекстом для метилирования ДНК Arabidopsis , по сравнению с асимметричным контекстом [6 ]. CG-метилирование было снижено в эндосперме как в последовательностях генов, так и в последовательностях повторов относительно эмбриона, взрослого и мутантного эндосперма demeter .Эта общая картина аналогична описанной Gehring et al. [4]. Однако Hsieh et al . [6] также обнаружили, что асимметричное метилирование цитозина в повторяющихся последовательностях было повышено как в эндосперме, так и в эмбрионе по сравнению с тканями взрослых, и что мутация demeter сильно истощила асимметричное метилирование цитозина в эндосперме.
Вероятное объяснение этих контекстно-зависимых изменений метилирования исходит из предыдущего исследования, показывающего, что потеря метилирования CG вызывает реактивацию транскрипции повторяющихся последовательностей по всему геному и всплеск новых малых РНК, стимулируя новое метилирование асимметричных цитозинов в комплементарных областях. [12].Проецируя этот каскад на женский гаметофит, DEMETER сначала будет действовать по всему геному в центральной клетке, чтобы стереть метилирование ДНК и активировать синтез малых РНК. Эти небольшие РНК д. Запускать новое асимметричное метилирование цитозина на двух материнских и одной отцовской хромосомах эндосперма, тогда как деметилирование в контекстах CG на материнских хромосомах будет сохраняться. В мутантах demeter малые РНК никогда не будут образовываться, предотвращая метилирование асимметричных цитозинов.
В соответствии с этой моделью недавнее высокопроизводительное исследование секвенирования малых РНК, проведенное Mosher et al. [5] обнаружил, что действительно существует всплеск малых РНК по всему геному из транспозонов материнского генома и повторов в семени. Дальнейшее испытание этой модели будет заключаться в том, чтобы определить, блокируют ли мутации, которые нарушают продукцию малых РНК, увеличение асимметричного метилирования цитозина, наблюдаемое в эндосперме по сравнению со взрослыми тканями.
Мужская гамета в растениях: определение и концепция — видео и стенограмма урока
Различные типы гамет
Помните, мейоз — это тип деления клеток, который специализируется на создании гаплоидных или полухромосомных половых клеток.У растений на самом деле есть два мейотических подразделения; Таким образом, вы получаете гаплоидные клетки из мужских и гаплоидные клетки из женских, образуя диплоидный или полный набор хромосом для нового потомства. Итак, мы видим два мейотических деления до того, как гамета полностью сформировалась.
От того, на какое растение вы смотрите, зависит, какие типы гамет образуются. У цветковых растений, или покрытосеменных, или , вы обычно видите мужскую форму гаметы внутри пыльцевого зерна, расположенного на пыльнике.
Эти мужские гаметы, которые образуются в пыльнике, начинаются как просто связка больших клеток, содержащих ядро.Эти клетки проходят через мейотические деления, образуя так называемые тетрады, или четыре гаплоидных (полухромосомных) пучка гамет. Они станут пыльцевыми зернами. Очевидно, что чем больше зерен, тем больше у нас шансов на размножение.
У нецветущих растений, очевидно, не будет цветов.У голосеменных, например, пыльцевые зерна находятся не в пыльнике, как у цветковых растений, а в пыльцевом конусе или «сосновой шишке». Сосновая шишка обычно образует женскую гамету, а на кончике ветки находится конус пыльцы, откуда берутся мужские гаметы.
«Менее сложные» растения, такие как печеночники и мхи, не имеют пыльцевых зерен, как их более сложные собратья.У них нет семян или пыльцы, но они все еще несут сперматозоиды. На кончике мха есть крошечный участок под названием antheridia . Именно здесь производятся и хранятся сперматозоиды. Они откроются, когда мох пропитается достаточным количеством воды, позволяя сперме выплыть наружу и обнаружив архегонию, женскую часть растения, которая хранит яйцеклетку.
Краткое содержание урока
Растения не могут воспроизводиться, как люди, но они по-прежнему производят две отдельные половые клетки, женскую (яйцеклетку) и мужскую (сперму).Эти половые клетки называются гаметами и производятся в процессе мейоза .
В случае более простых растений, таких как мох, сперматозоиды образуются около верхушки мха в антеридиях . При правильном увлажнении сперматозоиды попадают в воду, попадая в структуры яйцеклеток. У покрытосеменных , или цветковых растений, мужские гаметы образуются в пыльнике, заключенном в пыльцевое зерно. Затем они переносятся насекомыми, животными или ветром к другим растениям, где они прикрепляются к яйцеклетке и оплодотворяют ее.У голосеменных, например у сосны, пыльцевые зерна образуются, но на конце ветки, а не на пыльниках.
Понимание наследования
Понимание наследования
Точно так же, как мы наследуем черты от наших родителей, гены передаются от одного поколения к другому у растений и других организмов. Кукуруза, как и человек, и многие другие организмы, диплоид — каждая отдельная клетка в организме содержит два набора хромосом, по одной от каждого родителя (некоторые растения, такие как пшеница, полиплоидны; каждая клетка имеет более двух наборов хромосом). хромосомы).В процессе мейоза клетки делятся, образуя гаметы — клетки с одним набором хромосом — в процессе подготовки к оплодотворению. Во время оплодотворения гамета одного родителя соединяется с гаметой другого родителя, образуя новую особь.
У растений пыльцевые зерна несут мужские гаметы (сперму), а женские гаметы (яйца) содержатся в плодолистиках. У покрытосеменных растений, в том числе кукурузы, часть плодолистика, которая получает пыльцу, является рыльцем. У кукурузы шелк — это рыльце, а кисточки несут пыльцу.
Каждый шелк может принять одно зернышко пыльцы. Это зерно движется по шелку, чтобы оплодотворить яйцо у его основания. Один шелк имеет в своей основе одно яйцо, которое принимает одно зернышко пыльцы. Следовательно, каждое ядро на самом деле представляет собой отдельную особь со своим собственным набором генов. Вот почему могут быть початки кукурузы с зернами разного цвета. В каждом початке кукурузы действительно есть целая семья — сводные братья и сестры, которые имеют одну и ту же мать (но, возможно, были опылены пыльцой с разных кисточек).
Хотя может случиться так, что пыльца с кисточки оплодотворяет шелк одного и того же растения (самоопыление), у кукурузы это менее вероятно, чем перекрестное опыление между разными растениями. Самоопыление часто приводит к потере жизненных сил, что называется инбридинговой депрессией. И наоборот, когда два разных (часто намеренно инбредных) родителя кукурузы перекрестно опыляются, в результате часто получается потомство, которое крупнее и здоровее, чем любой из родителей. Это явление называется энергией гибрида или гетерозисом, и это одна из причин того, что большинство коммерческих сортов кукурузы, представленных на рынке, являются гибридами.
Определение: плоидность — количество полных наборов хромосом в каждой клетке организма. Человек, диплоидный организм, имеет 2 набора из 23 хромосом (по одной от каждого родителя) в каждой соматической клетке (но только по одному набору в каждой гамете, сперматозоиде или яйцеклетке). Многие растения полиплоидны — у них есть 3 или более набора хромосом в каждой клетке.
Leave A Comment