Помогите написать эссе на тему:»всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и неприменима. Семья-это кристалл общества. «(В. Гюго)…
Часть 1.А1. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?
1) воспитательную 2) репродуктивную 3) хозяйственную 4) досуговую
А2. Социальное неравенство проявляется в:
1) различиях между людьми по природным данным 2) разном семейном положении
3) отсутствии частной собственности 4) уровне получаемого дохода
А3. К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относится:
1) совместная деятельность 2) общие политические взгляды
3) общий быт 4) общая цель
А4. Принадлежность к семье Ф. предоставляет ее членам возможность получить работу в коммерческом банке. Данный пример отражает функцию семьи:
1) экономическую 2) социального контроля
3) эмоционально-психологическую 4) социально-статусную
А5. Найдите и укажите социальную группу,«выпадающую» из ряда, образованную не по этносоциальному признаку.
1) латыши 2) католики 3) эстонцы 4) литовцы
А6. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?
1) дети 2) пожилые люди 3) мужчины 4)молодежь
А7. В перечне социальных групп лишним являются:
1) сословия 2) касты 3) классы 4) партии.
А7. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?
1) политический; 3)профессиональный;
2) социально-классовый; 4) территориальный.
А8. К достигаемому статусу человека не относится:
1) пол 2) образование 3) профессия 4) материальное положение.
А9. Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, — это:
1) род 2) сословие 3) семья 4) элита
А10. И для подростка, и для взрослого характерна социальная роль:
1) военнослужащего срочной службы;
2) депутата городской думы;
3) учащегося средней общеобразовательной школы.
4) потребителя услуг мобильной связи.
А11. Сословное деление общества отражает
1) вид государственного устройства 2) тип социальной стратификации
3) характер экономических связей 4) особенность политической системы.
А12. Социальная роль, характерная и для подростка, и для взрослого:
1) выпускник профессионального колледжа; 3) футбольный болельщик;
2) кандидат в депутаты законодательного собрания; 4) военнослужащий — контрактник
А13. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
1) Москвичи 2) инженеры 3) мусульмане 4) землевладельцы
А14. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А15. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А16. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья регулирует поведение членов семьи.
Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Там еще задания во вложениях
schoolmaks.ru
помогите с обществознанием. высказывание Виктора Гюго. Эссе
Великий французкий писатель Виктор Гюго в 19 веке мудро заметил, что семья-кристалл общества. А ведь правда, человек за всю свою жизнь может входить в разные социальные группы, менять свой статус. И семья-это та самая частичка, которую человек не покидает. Почему же семью сравнивают с кристаллом? Кристаллы-это твёрдые вещества, имеющие естественную внешнюю форму правельных многогранников, основанную на их внутренней структуре. Кристаллическая структура, будучи индивидуальной для каждого вещества, относится к основным физико-химическим свойствам. Вот, в чём дело, кристалл как и семья твёрдый, но как только из неё выпадает какая-то часть, будь то понимание, или любовь, то всё рушится. Устойчивость, есть в сплочённости. Именно она держит семейные отношения в крепком узле. Ведь семья-это карточный домик, не углядишь, разрушится.Этот «кристалл» надо беречь. Ведь он-основа жизни. Без него не может существовать ни общество, ни жизнь. По-моему В. Гюго был генеем, если смог сравнить две, на первый взгляд, не сравнимые вещи. Семья-устойчивая опора общества, построенная на любви и понимании. Хотя ни одна семья на друг друга не похожа, в основном они одинаковые. В каждой семье все индивидуальны, имеют свои привычки, желания, вкусы… Я задаю себе такой вопрос: Как люди могли бы жить мирно, если бы не было семьи? Думаю, ни как! Давайте заглянем в историю. Кто устраивал войны? Да те, кто не был доволен своей семьёй, у кого не было возможности выговориться, прижаться к материнскому плечу.. . Семья-это кристалл во всех значениях. Жаль тех, кто находится в детских домах. Ведь не каждый из них сможет испытать на себе этот «солнечный свет».Я бы очень хотела, чтобы у всех была семья. Ведь это, как я говорила, опора общеста, или же кристалл. Это пишут в 10 классе. Мне сказали, что эссе хорошее :-)
touch.otvet.mail.ru
«Выборы – единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников». (Л. Питер)
«Выборы – единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников». (Л.Питер)Данное высказывание связано с проблемой политики. Эта проблема актуальна на сегодняшний день, потому что от выборов зависит будущее страны. Именно поэтому я выбрала ее предметом своих рассуждений.
Я полностью согласна с высказыванием известного философа Лоуренса Питера. Автор был прав, утверждая, что в выборах побеждает большинство участников. Действительно, люди сами выбирают власть, принимают важные документы с помощью голосования. Именно по тому, сколько людей проголосовало за кандидата, определяется победитель. За него проголосовало большинство участников, а, значит, они сами решили кто будет ими управлять и согласны с этим.
25 декабря 1993 года в стране вступила в силу конституция РФ. Она была принята всероссийским голосованием – референдумом, который проходил 12 декабря 1993 года. Значит, большинство людей сочли нужным иметь в своей стране основной закон – конституцию. Этому закону не должны противоречить все другие законы, принимаемые государством.
Если обратиться к истории США, то мы видим, что в настоящее время президентом страны является Барак Обама. Он был выбран путем голосования. Это выбор страны.
Выборы встречаются и в малых социальных группах. Например, выборы «президента» школы. Президент школы избирается большинством голосов. Ученики сами выбирают, кого бы они хотели видеть на этом месте.
Таким образом, мы пришли к выводу, что «выборы – это гонка, где побеждает большинство участников».
Новикова Татьяна 10 класс.
«Налоги – это та цена которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.Холмс)
Данное высказывание связано с проблемой экономики. Эта проблема актуальна на сегодняшний день, потому что в наше время очень много людей уклоняются от уплаты налогов, именно поэтому я выбрала ее предметом своих рассуждений.
Я полностью согласна с мнением американского писателя Оливера Холмса о том, что «налоги — это та цена которую мы платим, чтобы жить в цивиливизованном обществе».
Действительно, налоги нужны для предоставления государством каких-либо социальных услуг. Налоги – основной источник пополнения бюджета страны.
Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются за доходы от факторов производства, а косвенные состоят в цене на предметы потребления.
Например, мы платим подоходный налог. Он относится к прямым налогам. Этот налог идет в бюджет администрации. Потом бюджет распределяют на разные нужды, тем самым, мы видим, что этот налог частично возвращается людям.
К косвенным налогам относят акцизы. Акциз устанавыливают на предметы массового потребления внутри страны. Мы платим за товар, тем самым мы платим еще и налоги.
Таким образом, мы пришли к выводу, что уровень и качество жизни зависит от выплаты налогов.
Новикова Татьяна 10 класс.
«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». (Дж.Актон)
Данный афоризм принадлежит английскому историку и политическому деятелю лорду Джону Актону. Краткость изречения говорит о том, что ее автор уверен в правоте своих мыслей.
Здесь поднимается проблема власти: как она влияет на того, кто ею обладает и где границы политической власти.
Актуальность этих вопросов была на пике, когда формы правления и политические режимы ведущих стран мира были неустойчивы и только формировались. Теперь мы видим эти страны состоявшимися и высокоразвитыми. Но актуальность затронутой проблемы по – прежнему имеет свой вес, поскольку до сих пор неясно, до какой степени должны простираться полномочия верховного правителя.
Тем не менее, объектом наших рассуждений служит именно абсолютная власть. В политологии существует такое понятие, как абсолютизм или абсолютная монархия – это форма монархии, при которой власть монарха является неограниченной, верховной. Такая форма монархии по сей день существует в Саудовской Аравии и ряде других стран. Но к чему не может привести неограниченная власть?
Сама по себе власть – явление очень опасное и порой неконтролируемое. Ее действия похожи на действие наркотиков: стоит неподготовленному человеку попробовать ее на вкус, как она манит тут не потерять голову, начать неадекватно воспринимать реальность, утратить чувство меры. Когда человек ощущает непомерную силу в своих руках, он просто не может ею не воспользоваться. Необходимо обладать хладнокровием и волевыми качествами характера, чтобы справиться с этим соблазном. Но порой даже очень сильные люди дают слабинку. А об иронии судьбы, власть пробуждает в человеке самые отвратительные и низкие черты: эгоизм, горделивость, вседозволенность, самовлюбленность, алчность. А что, если эта власть не имеет никаких рамок, она абсолютна? Я думаю, ответ очевиден: рано или поздно такое государство придет к краху. Остается только посочувствовать народу, которому придется терпеть все издержки данной власти, и тому несчастному, кому выпадет доля самодержавия.
В подтверждение этих мыслей я могу привести в пример такую историческую личность, как Иван 4 Васильевич. Все прекрасно помнят, каков был характер его правления, за что, собственно, он и получил прозвище «Грозный». Царь был ярким сторонником неограниченной самодержавной власти. Известно, к чему это привело. Конечно, не стоит забывать, что его детство было довольно тяжелым: маленький царевич был свидетелем постоянных интриг, обманов и убийств, что и породило в нем жестокость и ненависть к людям. Но если бы его власть ограничивал какой – нибудь фактор (парламент, Конституция и т.п.), многих жертв можно было бы избежать.
Еще одним, особым проявлением абсолютизма можно назвать такое явление в нашей истории, как «культ личности Сталина». Насколько мы помним, в СССР царил коммунизм. Но это не мешало Иосифу Сталину быть единогласным правителем страны. Тогда его звали «вождем народа», но фактически он являлся самодержавцем, поскольку вся работа партии подчинилась воли Сталина. Не стоит и говорить, насколько серьезны были потери, вызванные известными «сталинскими репрессиями».
Одна из проблем абсолютизма заключается в том, что даже достаточно сильного, характерного человека, имеющего в своих руках гигантскую власть, одолевает недуг параноика: человек буквально «влюбляется» в свою власть и очень боится ее потерять – ему постоянно кажется, что все хотят его убить и отобрать «сокровище». Из этого развивается подозрительность и излишняя жестокость. Такие люди, как правило, кончают плохо.
В заключение мы можем сделать вывод о том, что абсолютизм себя изжил. А поэтому с мыслью Джона Актона я совершенно согласна.
Рындина Александра 11 класс.
«Для гражданина политическая свобода есть духовное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности». (Ш.Монтескье)
Данное изречение принадлежит известному французского писателю, правоведу и философу 18 века Шарлю Монтескье, где он раскрывает свое собственное понимание сущности политической свободы.
На сегодняшний день актуальность этого высказывания стоит на достаточно высоком уровне, поскольку сейчас набирает обороты тенденции развития личности, как значимой и самостоятельной единицы общества. То есть каждый человек представляет из себя индивидуальную систему взглядов и имеет полной право не только выразить ее, но и каким – либо образом влиять на течение политических событий в стране.
Проблематика слов автора очевидна и она концентрируется на вопросе: что есть политическая свобода? Монтескье считает, что именно уверенность в личной безопасности обеспечивает гражданину политическую свободу. Действительно, когда ты не опасаешься за свою жизнь и знаешь, что тебе ничего не грозит, ты можешь смело и спокойно выказывать свою точку зрения. В защиту авторской позиции хочется сказать, что такая политическая свобода эффективна, так как она способствует сближению народных масс с внешними органами власти, а также приобщает население к политической культуре, что приводит к формированию политического сознания народа. Именно тогда гражданин начинает чувствовать силу своего мнения и готовности принять активное участие в решении судьбы своей отчизны. Ведь вполне возможно, что среди простых людей ходят носители оригинальных и прогрессивных идей, новаторы, которые могли бы стать в будущем политическими лидерами нового поколения. Даже представить страшно, сколько таких потенциалов сгнивает в скромном сознании из – за страха за свою безопасность и неуверенность в том, что его услышат и поддержат.
Отражением последних моих слов может стать обстановка в СССР с 35 по 51 год. Этот период знаменит «сталинскими репрессиями», которые унесли жизни тысяч людей. Все это результат сильнейшего политического гнета, строжайшего идеологического контроля со стороны правящей власти. Это не только лишило людей возможности свободного выбора, но и заставило их содрогаться от каждого ночного шороха, в прямом смысле слова.
В противовес представленной ситуации можно привести в пример нынешнее положение России. Право на свободу слова и политический плюрализм гражданина прописан в главе 2 действующей Конституции РФ. Поэтому каждый гражданин России может быть полностью уверен в своей защищенности в политическом смысле, ведь закон – самая сильная защита, которую может предоставить государство.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: Монтескье был абсолютно прав, сказав, что «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности».
Рындина Александра 11 класс.
«В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». (И. Посошков)
Данное высказывание связано с проблемой экономики. Эта проблема очень актуальна для меня и моей страны, потому что без богатых и нищих не может существовать ни одно царство.
По мнению автора, с убогими людьми в царстве и царство будет убогим.
Я полностью согласна с выдающимся русским экономистом Посошковым. Автор очень четко отразил картину былого общества. Именно богатые держат на своих плечах все государство. Приведем такие примеры.
Джон Рокфеллер богатый человек 18 века. Занимался благотворительностью, тем самым помогая развиваться своей стране.
На средства Строгановых был снаряжен поход в Сибирь против хана Кучума во главе с Ермаком Тимофеевичем.
Джон Гонт благодаря благотворительности помогал своей стране расти и развиваться.
Таким образом, действительно, без богатых людей и царство не богатое.
Нуйкина Дарья 10 класс.
«Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»(А.И.Радищев).
Данное высказывание актуально на сегодняшней день для меня и для моей страны в целом т.к.. Именно поэтому я выбрала ее предметом своих рассуждений.
Автор А.И. Радищев — известный писатель, считает, что человечность в себе мы можем увидеть благодаря тому, как мы видим человечность в другом. Люди, видящие в ближайшем только зло и ненависть , сами являются такими . Потому что искренний и добрый человек пытается в человеке найти как можно больше положительных качеств ,а потом уже только черствых ,и то , он старается обосновать ,почему этот «плохой» человек так поступил , что его на это с подвигло и множество др. факторов .
Я полностью согласна с мнением автора. Действительно , прежде чем обсуждать, человека, говорить о нем скверные вещи , нужно подумать : «А кем я являюсь на самом деле? Какое право есть у меня, чтоб оговаривать человека , совершенно не зная его».
Проиллюстрируем данную мысль примером из социальной реальности .В.В.Жириновский лидер партии ЛДПР, всегда осуждает и оскорбляет людей ,власть, иногда совершенно беспричинно. Задумывался ли он когда-нибудь о том ,какое у него есть право сквернословить на человека. Потому можем сделать для себя вывод, что данная личность не способна видеть человека в другом .Ему следовало бы научиться быть человеком в человеческом обществе.
В ветхом завете написано: «Возлюби ближнего своего как самого себя » , данный завет полностью раскрывает высказывание Радищева, т.к мы относимся к себе , так и относимся к другим .Пословица «Не суди, и не судим будешь!»так же раскрывает и поддерживает мысль автора в том, что лучше не суди человека попусту ,тогда тебя самого не будут судить так же ,как и ты.
Таким образом ,мы пришли к выводу о том ,что нравственные качества самого человека, отражаются на относящихся к другим людям. Станешь человеком тогда, когда научишься видеть человека в другом.
Чекалина Наталья 11 класс.
«Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и неприменима. Семья-это кристалл общества» (В.Г.Гюго)
Данное высказывание актуально на сегодняшний день для меня и для моей страны ,так как многие люди в наше время ,начали забывать о настоящей ценности семьи ,и именно поэтому я выбрала данную тему предметом своих рассуждений.
Автор В.Гюго считает ,что никакие силы ,никакая доктрина ,не смогут воздействовать на семью. Семья-это единое целое, которое очень сложно разрушить .Узы ,безусловно ,родных и любимых людей в семье не разорвать никакими силами.
Я Полностью согласна с мнение автора. Действительно ,под словом семья мы понимаем нерушимую ,крепкую стену, за которой находятся родные друг другу люди. Общество будет жить и процветать только тогда ,когда в стране останется хоть одна семья.
Человек без семьи ,что ветер в поле ,он гуляет ,развлекается ,общается с людьми ,но у него нет своего пристанища ,где можно отдохнуть думой ,побыть с любимыми людьми.
Проиллюстрируем данную мысль примером известной актрисы Анжелиной Джоли .Семья Анжелины состоит из шести детей, причем некоторые из них неродные. Он сам, не смотря на свой социальный статус в светском обществе ,дорожит прежде всего своей семьей. Анжелина стала для всех примером глубокого чувства материнства и безграничной любви к своей семье.
Противоположным примером о ценности семьи может послужить развод В.В.Путина со своей супругой. По данным из социальных источников ,причиной развода стало то, что жена Светлана в материальном положении стала более сильнее ,чем сам В.В.Путин и потому ,чтобы не принизить свое положение перед публикой.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что семья помогает человеку в любых ситуациях. Родные люди рядом — самое великое счастье на земле.
Чекалина Наталья 11 класс.
«Выборы — единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (Л.Питер)
Данное высказывание актуально на сегодняшний день для меня и моей страны, так как в нашей стране господствует демократия ,а демократию , в своем роде ,и иллюстрируют выборы. Поэтому я выбрала эту тему предметом моих рассуждений.
Автор высказывание Л.Питер считает ,что выборы- это единственно правильное решение, на пути к истинным и правдивым итогам.
Выбираем кандидата, люди, «рассматривают его со всех сторон», тем самым узнавая положительные ,либо отрицательные стороны его идеологий, целей и принципов. Не предвзятое отношение граждан к голосованию – верный путь к выбору кандидата.
Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, в выборах побеждает тот ,кто набирает более количество голосов ,то есть мнений граждан. Поэтому данный кандидат, по мнению граждан, наиболее подходящий.
Проиллюстрируем данную мысль примером, сложной и многообразной схемой выборов президента США, каждые 4 года они выбирают главу государства не прямым, а двухступенчатым голосованием, победитель в конечном итоге определяется коллегией выборщиков.
На Украине люди не отстают в оригинальности, при выборе своего президента. Сначала с начала приглашали голосовать исключительно мужчин, а потом уже остальных голосующих.
Таким образом мы приходим к выводу о том, что сколько народов столько и традиций, сколько стран столько и разновидностей выборных систем, но выборы – это единое целое мнение народа в любых странах мира.
Чекалина Наталья 11 класс.
«Средства, с помощью которых мы живём, определили цели, ради которых мы живём.Наша научная мощь оставила позади мощь духовную. Мы запускаем ракеты и запустили человека». (Мартин Лютер Кинг)
Данное высказывание связано с проблемой социологии. Она является на сегодняшний день актуальной для страны, потому что развивая определённую сферу жизни человека, мы забываем о существование других сфер.
Я согласна с высказыванием американского публициста Мартина Лютера Кинга о том, что «средства, с помощью которых мы живём, определили цели, ради которых мы живём. Наша научная мощь оставила позади мощь духовную. Мы запускаем ракеты и запустили человека»
Действительно, человек делает все, что бы ему было хорошо жить, и не задумывается, что кому-то деятельность может принести вред.
Человек ставит перед собой определённую цель и пытается добиться её любыми способами. Порой ,для быстрого достижения своей цели ,человеку нужны средства .Человеку ,у которого есть деньги ,легче добиться чего-то ,ведь можно просто заплатить .Подтвердим эту мысль на примере .В каждом районе существует свой бюджет. Администрация расписывает этот бюджет на определённые цели. Например, в районе нужно улучшить качество дорог. На эту цель из бюджета выделяется определённая часть. Значит, средства района будут определять цель, в данном случае, это ремонт дороги.
Разберём вторую часть высказывания. «Наша научная мощь оставила позади мощь духовную». С развитием науки люди стали уделять духовной жизни малую часть времени. Они перестали посещать храмы, музеи, театры. А ведь именно духовная жизнь делает человека человеком.
Докажем это на следующем примере из повседневной жизни. С развитием науки появились компьютеры и интернет. Сейчас, вместо того, что бы пойти на улицу, почитать книги, люди предпочитают интернет. Молодые люди проводят в социальных сетях всё свободное время. Интернет стал частью жизни человека, и без него уже жизнь не представляется. Значит, мощь научная отодвигают на второй план мощь духовную.
«Мы запускаем ракеты и запустили человека»
Эту часть высказывания я понимаю так : если запуск ракеты это процесс ,развитие ,то «запустили человека» — это регресс .Например ,в нашей стране ,на первый взгляд ,всё идёт хорошо : строятся сооружения ,запускаются ракеты ,развивается экономика ,но если заглянуть поглубже ,то можно столкнуться с проблемой деградации населения.
Люди перестали следовать моральный и нравственным ценностям, для их на первое место вышли материальные ценности.
Таким образом, мы пришли к выводу, что потребности человека имеют свои минусы. Делая, развивая что-то ,мы забываем о других отраслях.
Новикова Татьяна 10 класс.
«Самое главное при всяком государственном устройстве — … устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было напиваться». (Аристотель)
Высказывание Аристотеля, древнегреческого философа, ученика Платона, относится такой дисциплине как политология — наука о политике, действии её механизмов. В словах мыслителя заключён важнейший фактор процветания любого государство — честность и добросовестность должностных лиц.
Проблема данного высказывания выражена чрезвычайно ярко и понятно: бессовестность и корыстность высокопоставленных лиц. Актуальность этой проблемы стоит на весьма высоком уровне: как в древности, так и посей день, люди не могут отказаться от соблазна легко нажиться на недобросовестной работе. Как говорит русская пословица «Стоять у колодца да не напиться?» Чтобы преодолеть этот аморальный поступок, необходимо располагать сильными, волевыми качествами характера. Нынешние чиновники ими явно не обладают. Именно поэтому этот вопрос является извечным и требует кардинальных перемен.
В чём же суть проблемы? Что с того, что чиновники пользуются государственным бюджетом в своих целях. А вся ирония в том, что, когда человек поднимается на такую планку, он встаёт у развилки: пробираться по непролазной тропе трудолюбия и самоотверженности к солнцу процветания Отечества или шагать по вытоптанной и широкой можно сказать «асфальтированной» дороге бесчинства и эгоизма к личному «рогу изобилия». Этот самый человек чувствует в своих руках гораздо больше возможностей, но именно здесь его подкашивает этот проклятый недуг, который знаком всем нынешним чиновникам — жадность и нечеловеческое желание денег и богатство. Эта болезнь убивает все высокие чувства (если конечно, они вообще были) и заставляет несчастного стремится только к личной, материальной выгоде.
В истории немало примеров, подтверждающих суть данной проблемы. Таковым может послужить один из самых страшных и разрушительных для России периодов, известных как «бироновщина». Бирон, герцог Курляндский, был весьма хорош собой, чем, собственно, и покорил вдову — императрицу Анну Иоанновну. Но вместе с тем он был донельзя жаден, корыстолюбив и жесток. Поэтому став фаворитом императрицы, он бездушно и беспощадно обворовывал царскую казну, брал взятки и бесчинствовал. Стоит сказать, что сама Анна Иоанновна была женщина во всех отношениях неопрятной и невнимательной: она совершенно не интересовалась государственными и политическими делами страны, не следила за порядком. Бирон фактически управлял целой страной. Неудивительно, что и гвардия, и народ поддержали дворцовый переворот в пользу Елизаветы Петровны.
Стоит ли говорить, что такова природа человека и если корыстные люди существовали в XVIII веке, то они будут и в нашем XXI веке. К разряду таких примеров можно отнести нашумевшее дело Анатолия Сердюкова, экономиста и министра обороны РФ. Денежные махинации, которые он провернул, достойны внимания самых умных и хитрых тактиков-мастеров. Но если в XVIII веке всё можно было решить дворцовым переворотом, то сейчас всё гораздо сложнее. Ведь судебный процесс по этому делу длится до сих пор.
И так, насущная проблема гос. устройства требует не медленного решения. Конечно, можно чаще менять людей на высоких должностях, тогда они не будут успевать наживаться. Но, честно говоря, эта проблема будет решена полностью только тогда, когда каждый человек поймёт, что благополучие своего отечества и народа всегда должно быть выше личных выгод.
Рындина Александра 11 класс.
h.120-bal.ru
Что делает нас здоровыми и счастливыми: evan_gcrm
Оригинал взят у 1way_to_english
Родство
Выживет только один
О смертельной опасности утраты перспективы
Педоморфность
Отодвинули облако, и спросили…
Хотелось напомнить…
Эльфы
Рой.
Земля превратится в огромный мозг
Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья — это кристалл общества.
/Гюго В./
Нам постоянно твердят о том, что надо делать ставку на работу, усердие и достижение большего. У нас создаётся впечатление, что именно к этому надо стремиться, чтобы жить лучше. Полная же картина жизни, принимаемых людьми решений и последствий этих решений — такая картина нам практически недоступна.
Но что, если бы мы смогли увидеть жизнь полностью так, как она складывается во времени? Что, если бы мы смогли проследить за людьми с подросткового возраста до самой старости и увидеть, что же на самом деле делает их здоровыми и счастливыми?
Это мы и сделали. Гарвардское исследование по развитию взрослых можно считать самым продолжительным исследованием взрослой жизни. В течение 75 лет мы год за годом наблюдали за жизнью 724 мужчин, задавали им вопросы о работе, личной жизни, здоровье, и всё это время задавали их, не зная, как будут складываться их жизни.
Подобные исследования чрезвычайно редки. Почти ни один проект такого рода не дотягивает и до десяти лет либо из-за ухода слишком многих участников, либо из-за прекращения финансирования, либо из-за новых интересов у сотрудников, либо по причине их смерти при отсутствии последователей. Но по счастливому стечению обстоятельств и благодаря настойчивости нескольких поколений исследователей этот проект выжил. Около 60 из наших первоначальных 724 участников до сих пор живы и участвуют в проекте; большинству их них за 90. И теперь мы начинаем исследование более чем 2 000 детей этих людей. Я четвёртый руководитель проекта.
С 1938 года мы изучаем жизни двух групп мужчин. В начале проекта участники из первой группы были студентами второго курса Гарвардского колледжа. Все они закончили колледж во время Второй мировой войны, и большинство из них отправилось на войну.
Второй изучаемой нами группой была группа мальчиков из беднейших районов Бостона, которых выбрали для исследования именно из-за их принадлежности к наиболее неблагополучным и обездоленным семьям Бостона в 30-х годах. Большинство из них жили в съёмных многоквартирных домах без водопровода.
В начале проекта все юноши прошли собеседования. Все прошли медосмотры. Мы приходили к ним домой и говорили с их родителями. Потом эти юноши стали взрослыми, каждый из них со своей судьбой. Они стали фабричными рабочими, адвокатами, строителями и врачами, а один стал даже Президентом Соединённых Штатов. Кто-то из них стал алкоголиком. У некоторых развилась шизофрения. Некоторые поднялись по социальной лестнице со дна до самого верха, а другие совершили путешествие в обратном направлении.
Основатели проекта даже в своих самых сокровенных мечтах не могли себе представить, что я буду стоять здесь сегодня, 75 лет спустя, рассказывая о том, что проект всё ещё продолжается. Каждые два года наши терпеливые и преданные делу сотрудники звонят нашим участникам и спрашивают, можно ли им прислать очередную анкету с вопросами об их жизни.
Итак, что же мы узнали?
Какие уроки извлекли из десятков тысяч страниц информации, накопленной об их жизни?
Так вот, эти уроки — не о богатстве или славе и не об усердной работе. После 75 лет исследования нам стало предельно ясно, что счастливее и здоровее нас делают хорошие отношения.
Точка.
Мы усвоили три главных урока об отношениях:
Первый — это то, что взаимосвязь с людьми нам очень полезна, а одиночество убивает. Оказывается, что люди, у которых сильна связь с семьёй, с друзьями, с сообществом, счастливее, здоровее физически, и живут они дольше, чем люди, лишённые общества других людей.
А состояние одиночества, как выяснилось, отравляет. Люди, изолированные от других больше, чем им бы того хотелось, чувствуют себя менее счастливыми, их здоровье ухудшается раньше, функции мозга у таких людей отказывают раньше, и жизни у них короче, чем у людей неодиноких.
Второй — извлечённый нами урок в том, что дело не в количестве друзей и не в том, есть ли у тебя постоянная пара, а в качестве этих отношений с близкими людьми. Как оказалось, жизнь в состоянии конфликта крайне вредна для нашего здоровья. Конфликтные семьи, например, где недостаточно любви и ласки, очень пагубно влияют на наше здоровье, это, возможно, даже хуже, чем развод. А жизнь в хорошей, душевной обстановке является для нас защитой.
Третий — усвоенный нами урок об отношениях и здоровье — это то, что хорошие отношения защищают не только наше тело, они защищают наш мозг. Оказывается, надёжная и крепкая привязанность к другому человеку, когда вам за 80, защищает вас, и люди, состоящие в отношениях, где они действительно могут полагаться друг на друга в тяжёлые времена, дольше сохраняют хорошую память. А у людей, чьи отношения не позволяют по-настоящему положиться друг на друга, проблемы с памятью наблюдаются намного раньше.
«Истина о том, что хорошие, близкие отношения способствуют нашему хорошему самочувствию, стара как мир. Почему же её так сложно усвоить и так просто ею пренебречь?»
Да потому, что мы — люди.
Мы предпочитаем сиюминутные решения, нам бы получить что-то, от чего жизнь наша станет лучше и такой и останется. А у отношений нет гарантий, они сложны, запутаны и требуют постоянных усилий, отдачи семье и друзьям, в этом нет блеска и гламура.
И нет конца.
Это работа всей жизни.
Я хотел бы закончить цитатой из Марка Твена. Более века назад, оглядываясь на свою жизнь, он написал: «Нет времени — так коротка жизнь — на склоки, извинения, желчь и призвания к ответу. Есть только время, чтобы любить, да и на это, так сказать, есть лишь мгновение».
Хорошая жизнь строится на хороших отношениях.
Спасибо.
Аплодисменты.
/Источник/
p.s. Индивидуальность — есть.
Но важность её в обществе преувеличена.
наши индивидуальности создают «разность потенциалов», таким образом
обеспечивая ток энергий, всеобщее движение.
evan-gcrm.livejournal.com
всякая социальная доктрина пытающаяся разрушить семью эссе
В разделе Домашние задания на вопрос помогите с обществознанием. высказывание Виктора Гюго. Эссе заданный автором Гламурная девченка лучший ответ это Великий французкий писатель Виктор Гюго в 19 веке мудро заметил, что семья-кристалл общества. А ведь правда, человек за всю свою жизнь может входить в разные социальные группы, менять свой статус. И семья-это та самая частичка, которую человек не покидает. Почему же семью сравнивают с кристаллом?
Кристаллы-это твёрдые вещества, имеющие естественную внешнюю форму правельных многогранников, основанную на их внутренней структуре. Кристаллическая структура, будучи индивидуальной для каждого вещества, относится к основным физико-химическим свойствам. Вот, в чём дело, кристалл как и семья твёрдый, но как только из неё выпадает какая-то часть, будь то понимание, или любовь, то всё рушится. Устойчивость, есть в сплочённости. Именно она держит семейные отношения в крепком узле. Ведь семья-это карточный домик, не углядишь, разрушится.Этот «кристалл» надо беречь. Ведь он-основа жизни. Без него не может существовать ни общество, ни жизнь.
По-моему В. Гюго был генеем, если смог сравнить две, на первый взгляд, не сравнимые вещи.
Семья-устойчивая опора общества, построенная на любви и понимании. Хотя ни одна семья на друг друга не похожа, в основном они одинаковые. В каждой семье все индивидуальны, имеют свои привычки, желания, вкусы… Я задаю себе такой вопрос: Как люди могли бы жить мирно, если бы не было семьи? Думаю, ни как!
Давайте заглянем в историю. Кто устраивал войны? Да те, кто не был доволен своей семьёй, у кого не было возможности выговориться, прижаться к материнскому плечу.. .
Семья-это кристалл во всех значениях. Жаль тех, кто находится в детских домах. Ведь не каждый из них сможет испытать на себе этот «солнечный свет».Я бы очень хотела, чтобы у всех была семья. Ведь это, как я говорила, опора общеста, или же кристалл.
Это пишут в 10 классе. Мне сказали, что эссе хорошее :-)
Источник: http://reason.carguru.ru/558-660-jesse-na-temu-quot-sem-ja-kristall-obschestva-quot.zhtml
22oa.ru
Читать книгу ЕГЭ 2017. Обществознание. Алгоритм написания сочинения О. В. Кишенковой : онлайн чтение
Текущая страница: 2 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]
Приведём типичную тему по проблеме инфляции – высказывание М. Фридмана: «Инфляция – единственная форма наказания без законного основания». Тема достаточно ясная и прозрачная с точки зрения её раскрытия. Вводим само понятие «инфляции», раскрываем основные причины и факторы её возникновения, опасности, которые инфляция несёт экономическим субъектам, участникам экономических отношений и деятельности. Важно в контексте данных тем предложить и пояснить набор конкретных мер, которые может предпринять правительство в целях борьбы с инфляцией.
Завершая обзор тем, представленных в экономическом разделе, приведём темы, характеризующие специфику, роль и значение бизнеса, предпринимательской деятельности в хозяйственной жизни общества. Подобные темы весьма характерны для экзаменационных материалов. Их выбор можно вполне поддержать актуальностью, связью с конкретной экономической реальностью, с которой соприкасается каждый из нас, так как каждый из нас является потребителем благ, произведённых теми или иными предприятиями, бизнесами.
Приведём темы, посвящённые предпринимательству, функциям и значениям предпринимательской деятельности, ответственности бизнеса перед обществом:
«Если бизнес идёт хорошо, акции в конце концов последуют этому примеру» (У. Баффетт).
«Бизнес без прибыли – такой же бизнес, как солёный огурец – конфета» (Ч. Ф. Аббот).
«Бизнес – увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил» (Б. Гейтс).
В данном случае начинаем теоретический раздел сочинения с определения предпринимательства, расписываем функции и основные принципы предпринимательской деятельности, пишем о социальной ответственности современного бизнеса перед обществом.
В качестве примеров к темам, связанным с предпринимательством, развитием конкурентного бизнеса, можно привести пример из истории, где будет уместно рассказать о таких предпринимателях, как Генри Форд, основатель американского автомобильного производства в Детройте Ford Motor Company, Джон Рокфеллер, основатель одной из крупнейших нефтяных компаний Standard Oil. Иллюстрацией из современности вполне можно рассказать о деятельности самого Билла Гейтса, основателя компании Microsoft, Стива Джобса, основателя компании Apple и т. д.
Третий блок тем охватывает две области обществоведческого знания: «Социальная психология» и «Социология». Надо отметить, что именно высказывания из этого блока наиболее часто выбираются выпускниками на едином государственном экзамене. И это не случайно, поскольку тематика наиболее близка и понятна старшеклассникам, связана с их личным социальным опытом, социальной практикой.
Ключевой проблемой социальной психологии является формирование личности, обретение индивидом социально акцентированных качеств и свойств.
Приведём ряд высказываний, в которых в качестве базового понятия фигурирует понятие «социализация»:
«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Г. Белинский).
«Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев).
«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. А. Гельвеций).
Выбрав приведённые высказывания русского критика В. Г. Белинского, современного российского психолога А. Н. Леонтьева и французского философа-просветителя К. А. Гельвеция в качестве темы для написания сочинения, мы формулируем проблему – становление личности, социализация индивида, роль и значение в этом процессе природных факторов, врождённых качеств и факторов социальных, связанных с воздействием общества на человека. Раскрывая тему, останавливаемся на характеристике социализации как процесса освоения индивидом опыта, способов взаимодействия с обществом, усвоения ценностных установок, знаний, практических и познавательных умений, социальных компетентностей. Человек при рождении представляет собой индивид – единичного и типичного представителя человеческого рода, наделённого задатками, врождёнными биологическими основами для формирования способностей. Рассказывая о социализации индивида, останавливаемся на первичной стадии этого процесса, осуществляющейся в первые годы человеческой жизни, в детстве, доминирующем влиянии такого агента социализации, как семья. Показываем роль деятельности в процессе формирования личностных качеств.
Помимо семьи, важнейшими институтами социализации являются образование, профессиональная деятельность, общественная активность, культурная среда. Рассказывая о воздействии этих факторов, приводим характеристику вторичной социализации, её особенностей, расширения спектра социальных ролей, выбора самим социализирующимся субъектом направлений и агентов социализации.
Подбирая примеры к теме, можно обратиться к конкретным ситуациям, иллюстрирующим развитие человеческих способностей и качеств, представить литературные образы, допустим, становление личности героев произведений русской классической литературы (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и т. д.). Целесообразно, на наш взгляд, написать об особенностях социализации подростков, молодёжи в современном обществе, влиянии компьютерной революции, сетевого мира, социальных сообществ, в которых участвуют современные тинейджеры.
Подобные темы весьма комфортны для представления личного опыта и личной социальной практики выпускника. Можно рассказать о том, какое влияние оказала на личностные качества семья, школа, малый социум.
Неоднократно встречалась среди экзаменационных тем фраза современного российского психолога А. Г. Асмолова: «Индивидом – рождаются, личностью – становятся, индивидуальность – отстаивают».
Рассматривая тему, останавливаемся на понятиях «индивид», «личность», «индивидуальность». Особо рассматриваем способы защиты своей индивидуальности – уникальных, неповторимых свойств отдельного человека. Уместно в этой связи остановиться на таких явлениях, как конформизм, приспособленчество, подстраивание отдельных людей под позицию большинства, и, напротив, нонконформизм, приверженность человека своим предпочтениям, взглядам, убеждениям, невзирая на позицию большинства.
Своеобразнее и сложнее представлена та же самая проблема в высказывании писателя М. де Унамуно: «Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, это всё равно что требовать от него, чтобы он прекратил быть самим собой. Всякая личность сохраняет себя, допуская изменения в своём способе мышления и бытия только в том случае, если эти изменения могут вписаться в единство и непрерывность её духовной жизни».
Рассмотрение различных моделей, направлений социализации предполагает высказывание британского мыслителя эпохи рационализма Ф. Бэкона: «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».
Можно подчеркнуть, что человек рождается не хорошим и не плохим, подобные оценки – это оценки социально значимые и социально акцентированные. Только другие люди, вступающие в социальные связи и взаимодействия с отдельным человеком, могут оценить его качества и поступки как положительные или же отрицательные. От условий социализации, окружения, семьи, близких зависит, какие качества будут сформированы у конкретного человека. От него же самого зависит выбор, какой путь – добра или зла – выбрать, при условии, если границы между этими понятиями у него адекватно сформируются и он сможет чётко отличить одно от другого.
Особый аспект проблемы социализации человека в обществе представляет высказывание французского просветителя Жана Д’Аламбера: «Нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера». Представляется актуальным раскрытие в контексте этой темы нравственного выбора человека, поведения в обществе, отстаивания своих убеждений, веры, позиции или подчинения внешним обстоятельствам, мнениям и влиянию других людей.
Чем опасен в человеческом обществе конформизм, приспособленчество, выбор позиции, близкой к грибоедовскому герою Молчалину? Прежде всего, беспринципностью, готовностью признать любую доминирующую позицию, подчиниться злу, стерпеть собственное унижение и унижения другого.
Важнейшему социализирующему воздействию на личность, процессу воспитания, посвящено высказывание английского историка Э. Гиббона: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам».
Составляя текст, в теоретическом разделе сочинения раскрываем суть понятия «воспитание». Процесс воспитания – это целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у неё определённых нравственных ценностей, установок, поведенческих стандартов, убеждений. Расписываем подробно воспитание «внешнее», исходящее от семьи, школы, социальных групп, общества в целом. Особо обращаем внимание на процесс самовоспитания, воздействия личности на саму себя, на формирование у себя определённых качеств, стремление развить у себя добрые, позитивные, нравственные качества. Нравственные ориентиры, система координат, в которых ориентируется человек, выбирая путь добра или зла, зависят от уровня и степени воспитанности личности, развития её интеллектуальных качеств.
Аналогично высказывание немецкого философа И. Канта: «Человек может стать человеком только путём воспитания. Он – то, что делает из него воспитание».
Предложим ещё несколько высказываний, посвящённых проблеме воспитания личности, формирования у неё позитивных нравственных качеств, социально одобряемых ценностных установок и ориентиров.
«Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими» (Платон).
«Хорошее воспитание – это умение скрывать, как много мы думаем о себе и как мало о других» (М. Твен).
«Воспитание должно искать свой путь между Сциллой полной свободы действий и Харибдой запрета» (З. Фрейд).
«Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями» (И. Кант).
«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних» (Сократ).
Процесс формирования личностных качеств, умения владеть собой, управлять своими страстями затрагивается в высказывании русского писателя Л. Н. Толстого: «Власть над собой – самая высшая власть, порабощённость своими страстями – самое страшное рабство». Выбрав данное высказывание для написания сочинения, мы акцентируемся на значимости процесса самовоспитания личности, воспитания умения владеть собой, контролировать свои эмоции. В контексте темы можно затронуть вопрос о значении социального контроля и самоконтроля, охарактеризовать место в структуре социального контроля правил этикета.
Процесс взаимосвязи и взаимодействия личности и общества, значимости общественных устоев, отношений, среды в формировании личностных качеств, умений взаимодействовать с социальной средой, другими людьми затрагивается в высказывании французского философа-просветителя Д. Дидро: «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря».
При рассмотрении темы продумываем приведение примеров, доказывающих невозможность нормального развития личности без взаимосвязей с обществом. К примеру, в традиционной Японии самым суровым наказанием признавалось лишение человека общения со своими близкими, заточение в горных пещерах, одиночество.
Для целого ряда тем ключевым понятием является понятие деятельности – специфической формы активности, присущей человеку и характеризующейся такими свойствами, как целенаправленность, осознанность, преобразовательный характер. Деятельность – универсальная форма человеческого бытия, единственная возможность для него раскрыться, сформировать комплекс личностных качеств, развить способности. Обратим внимание на высказывание российского психолога Б. М. Теплова: «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности». Помимо понятия деятельности, контекст темы предполагает раскрытие таких понятий, как задатки и способности. К уровням развития способностей можно отнести одарённость, талант и гениальность. Утверждаем, что только деятельность позволяет превратить природные задатки в одарённость, талант и даже гениальность. Важно продумать примеры, подтверждающие теоретические положения. Например, рассказать о формировании способностей известных учёных, писателей, музыкантов, актёров, выдающихся спортсменов и т. д.
По сути, также о деятельности и её роли в формировании личности следует писать и в следующих высказываниях:
«Как можно познать себя? Только путём действия, но никогда путём созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя» (И. В. Гёте).
«Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (Ф. Энгельс).
«Человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Г. Гегель).
Деятельная сущность человека позволяет объективировать, проявить его качества. Через дела, через поступки можно судить о человеке, какой он, что он может, какое влияние он оказывает на других людей, социальные процессы.
Высказывание учёного Ч. Дарвина «Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным» поднимает проблему существенных различий между человеком и представителями животного мира. Ключевым элементом различия учёный признаёт нравственные качества и ценности, свойственные человеку, человеческая совесть, не позволяющая человеку творить зло.
Нравственные искания человека, поиск им самого себя, своего места в жизни, понимание мира и других людей – проблемы, затронутые в утверждении австрийского писателя С. Цвейга: «Кто однажды обрёл самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей».
Проблемы формирования личности, развития человеческих качеств, способностей и талантов касается немецкий философ И. Г. Фихте. Он утверждает: «В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней – бесконечным». И сходное по смыслу: «В человеке есть разные стремления и задатки, и назначение каждого из нас – развить свои задатки по мере возможностей». Решив писать сочинение по любому из приведённых высказываний, акцентируемся на понятиях «индивид», «личность», «деятельность», «социализация». Подчёркиваем, что развитие и совершенствование человеческой личности осуществляется на протяжении всей его жизни, человек является творцом самого себя, создание его личности начинается с первых мгновений пребывания на земле после рождения и завершается с его уходом из жизни. Особенность человека – его стремление к изменению, бесконечность процесса самосовершенствования, переформатирования самого себя.
Д. Дидро в высказывании «Люди, выдающиеся своими талантами, должны тратить своё время так, как этого требует уважение к себе и потомству. Что подумало бы о нас потомство, если бы мы ничего не оставили ему?» также обращает наше внимание на вклад человека в развитие мира, общества, цивилизации.
Важный содержательный блок тем – темы, раскрывающие роль и значение в жизни общества различных социальных норм. Нормы – правила поведения, укоренённые в обществе и обеспечивающие ему целостность и поступательное развитие. В структуре социального контроля – многообразие социальных норм – механизмов регулирования общественных отношений, поведения личности и социальных групп.
Набор высказываний, посвящённых значению норм, предполагает раскрытие ключевого понятия – сущность социального контроля, различных правил, выработанных людьми, обществом, за длительные века и тысячелетия его существования.
Обратимся к конкретным высказываниям:
«Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства» (Г. Филдинг).
«Моральную силу невозможно создать параграфами закона» (К. Маркс).
«Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных» (Л. А. Сенека).
«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (О. де Мирабо).
Выбрав любое из приведённых высказываний о социальных нормах, их регулирующем воздействии на общественные отношения, поведении социальных субъектов, обращаем внимание на сравнительную характеристику действия норм права и норм морали. Проблему сочинения можно сформулировать так: автор поднимает вопрос о роли и значении в жизни общества таких социальных норм, как нормы права и морали. В теоретическом разделе сочинения, прежде всего, раскрываем понятие норм, обращаем внимание на специфику и особенности норм правовых и моральных, сравниваем сферу действия этих социальных регуляторов. В примерах необходимо показать ситуации, в которых действуют именно моральные нормы, имеющие гораздо более тонкие, неформальные, психологические механизмы воздействия на личность. Целесообразно коснуться вопросов применения по отношению к людям моральных и правовых санкций.
В контексте этих тем вполне уместны ссылки на литературные произведения, рассмотрение нравственных коллизий литературных героев, например, Родиона Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
К прокомментированным нами темам примыкают такие высказывания, как:
«Будь то общественная или личная жизнь, деловая или домашняя, частная или имеющая отношение к другим людям, нет ни одного жизненного явления, которое было бы лишено моральных обязательств» (Цицерон).
«Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморальным является делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе» (Г. Гегель).
Встречаются в содержательном контенте тем, предлагаемых на экзамене для написания сочинения, также темы фокусные, обращающие наше внимание на такой элемент социального контроля, как санкции. Приведём высказывание немецкого философа и экономиста К. Маркса: «Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушения условий его существования».
Базовым понятием для раскрытия этой темы и является понятие социальных санкций. Под социальными санкциями понимаются способы, меры воздействия общества на поведение людей. Если поведение одобряется, тогда по отношению к личности предъявляются санкции позитивные, стимулирующие данное поведение. Если же общество осуждает деяние человека, по отношению к нему будут предъявлены негативные санкции.
Поскольку Маркс упоминает о наказании, в фокусе внимания в нашем сочинении будут именно негативные санкции, на характеристике и функциях которых нам следует остановиться особо.
Примеры следует подобрать также иллюстрирующие применение негативных социальных санкций как способов защиты общества, социальной ткани от деструктивных, разрушающих её воздействий. Советуем привести один пример правового характера, наказания преступников, другой же пример целесообразно привести о действии норм общественной морали.
Специфическое воздействие на поведение людей оказывает такой механизм, как общественное мнение. Именно общественное мнение, как правило, обеспечивает действенность соблюдения норм морали, этикета. Познакомимся с высказыванием П. Буаста: «Общественное мнение – это поток; даже и тогда, когда бы удалось нам отвести его течение, мы вынуждены за ним следовать».
В словарях под общественным мнением понимается особая форма массового сознания, в которой проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества, поведение конкретных людей. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Раскрыв функции общественного мнения как регулятора жизни общества, приводим примеры, в которых именно данный механизм способствовал разрешению той или иной ситуации, определил поведение в ней субъектов.
Важным механизмом, регулирующим поведение людей, диктующим способы общения, взаимодействия, взаимопонимания и взаимоприятия, являются нормы и правила хорошего тона – правила этикета. В цивилизованном обществе они весьма и весьма важны, не случайно русская поговорка гласит, что человека встречают по одёжке. Именно первое впечатление создаётся о человеке по тому, как он выглядит, как он знакомится, как себя ведёт. Обратимся ещё к одной проблеме, связанной с социальными нормами и социальным контролем, – нормам этикета.
Остановимся на нескольких высказываниях, в которых затрагивается данная проблема:
Высказывание Ж. де Лабрюйера «Люди слишком беззаботно относятся к тому, что называют своим нравом; им следовало бы помнить, что быть добрыми недостаточно – они ещё должны казаться добрыми, коль скоро стремятся быть приветливыми, дружелюбными, благожелательными, короче говоря – людьми» акцентирует внимание на таком аспекте этикета, как установление позитивного контакта с окружающими, формирование доброжелательной, благоприятной для личности среды общения.
Афоризм Ф. Бэкона «Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают» убеждает нас в том, что без соблюдения определённых правил поведения нас просто не поймут другие люди.
Тот же Бэкон утверждает, что «правила поведения – это перевод добродетели на общедоступный язык». Решив написать сочинение по этой теме, обращаем внимание на то, как важно строить общение, соблюдая правила хорошего тона, приводим иллюстрации из жизни, литературы, собственного опыта общения и взаимодействия с людьми.
Аналогичны по тематике высказывания:
«Учтивые манеры не всегда говорят о справедливости, доброте, снисходительности и благодарности, но они хотя бы создают видимость этих свойств, и человек по внешности кажется таким, каким ему следует быть по сути» (Ж. де Лабрюйер).
«Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою» (Ж. де Лабрюйер).
«Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность. Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстают в надлежащем свете» (Ф. Честерфилд).
«В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо» (Д. С. Лихачёв).
Характеризуя значимость норм этикета, останавливаемся на их усвоении в семье, в детском возрасте. И, действительно, базовые правила приличий формируются у нас в детские годы, когда родители, близкие объясняют нам, как следует себя вести, а как нет. Предлагаем привести также примеры из истории, как формировались те или иные нормы этикета, к примеру, приветствие открытой ладонью в Древнем Риме свидетельствовало о миролюбии мужчины, о том, что у него нет оружия. Следует помнить и о том, что у каждого народа, в каждой культуре есть свои правила. К примеру, у восточных народов не принято предлагать женщине поздороваться за руку. Приличным будет, если женщина первая подаст мужчине руку для приветствия, если сочтёт это для себя возможным.
Ряд значимых тем, представленных в социологическом разделе, посвящён месту, роли и значению семьи в воспитании детей, в формировании социальных статусов человека, в обеспечении целостности и стабильности общества.
Остановимся на нескольких типичных высказываниях для представления этого тематического блока. Обратимся к высказыванию известного украинского педагога В. А. Сухомлинского: «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Раскрывая тему семьи в предложенном контексте, обращаем внимание на воспитательную, социализирующую функцию семьи. Семья представляется в качестве ключевого агента первичной социализации. В семье ребёнок прежде всего учится добру, справедливости, состраданию.
Французский писатель В. Гюго во фразе «Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья – это кристалл общества» обращает наше внимание на связь семьи и общества. Формулируем определение семьи как социального института, показываем взаимосвязи семьи и общества в экономической, социальной, политической, культурной сферах, в воспитании и образовании детей.
Аналогичный контекст понимания семьи представлен в высказываниях французского писателя О. де Бальзака «Семья всегда будет основой общества», индийского поэта Р. Тагора «Семья – основная ячейка любого общества и любой цивилизации», американского педагога Ф. Адлера, который утверждал: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».
Остановимся ещё на двух высказываниях В. А. Сухомлинского о семье. Фраза «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу» обращена к проблеме взаимопонимания между членами семьи, необходимости учёта интересов и потребностей каждого члена, уважении друг к другу. Только тогда можно достичь согласия и гармонии в отношениях с близкими. В определённом смысле, уступая близким, ограничивая свои запросы в интересах родных тебе людей, мы обучаемся отношению с людьми и в других группах и общностях. В этих сочинениях мы акцентируемся на понимании семьи как особой малой группы, раскрытии характера уз, связей, возникающих в семьях.
Фраза В. А. Сухомлинского «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание» обращает наше внимание к институту брака как фундаментальной основе семьи. Раскрытие данного аспекта потребует обращения к правовому статусу семьи, правам и обязанностям супругов, условий устойчивости брачного союза. Аналогичный контекст содержания предполагается при написании сочинения по высказыванию М. Т. Цицерона: «Брачный союз – первая ступень человеческого общества».
Интересна постановка вопроса о сущности и особенностях семьи в высказывании Г. Гегеля: «Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими – это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия». Раскрывая тему, показываем, как происходит становление в семье личностных качеств, характеризуем специфику семейных отношений, регулируемых моральными нормами, а также особые отношения между родственниками, подлежащими регулированию со стороны правовых норм.
Актуальна проблема связи семьи, семейного воспитания с формированием гражданской идентичности, развитием патриотических чувств. Об этом, в частности, упоминает Ф. Бэкон: «Любовь к Родине начинается с семьи». Каждая семья, обеспечивая усвоение младшим поколением ценностей, устоев, традиций, чувства малой родины, сопричастности памяти предков, наиболее успешно формирует устойчивые патриотические чувства, нравственную зрелость. Подобный же контекст – в высказывании Уго Фосколо: «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и родиной». В качестве примера рекомендуем привести реализацию в российских школах детского исследовательского проекта «Моя родословная», в рамках которого дети узнают о своих предках, составляют собственное родословное древо.
Сложный, философский аспект семейной проблематики поднимает цитата из догматической конституции «Свет народам», принятой на Втором Ватиканском соборе в 1964 г.: «Семья – это своего рода домашняя церковь». При комментировании этой темы необходимо остановиться на общности церкви как совокупности людей и семьи, как особой малой группы. Как и у церкви, так и у семьи существуют строгие правила и нормы. И церковь, и семья обладают определённым сакральным смыслом для человека.
И, наконец, приведём высказывание, в котором поднимается проблема особенности, специфики семьи в современном информационном обществе. Его автор, М. Кули, говорит: «Большой семье приходит конец, а за ней – и супружеским парам; нам остаётся лишь держать кошек и попугаев». Раскрывая проблему, останавливаемся на анализе кризиса традиционной модели семьи в современном мире, росте индивидуализма, индивидуального пространства у каждого из членов семьи. В современной семье действительно уже нет тех скреп, которые связывали людей в прошлом – совместный труд, чёткое разделение ролей в семье, забота женщины о сохранности семейного очага. Сложное общество, многообразие контактов, насыщенная информационная среда увлекает человека, особенно молодого, за рамки семейного круга. Обостряются конфликты поколений между детьми и родителями. Ослабевает единение между супругами, у каждого из них создаётся свой круг общения, своя среда, большую часть времени оба супруга часто проводят на работе. Социальные статусы и карьера для многих женщин становится важнее семейного уклада и быта. Высказываясь по данной теме, необходимо познакомиться с точками зрения и мнением современных учёных, социологов и психологов, исследующих проблемы семьи.
Завершает социологический раздел проблематика этносов, этнического самосознания, взаимосвязи и взаимодействия между народами. Этнические общности занимают особое место в системе социальных групп. Основной контекст высказываний, включающихся по данной проблематике в экзаменационные материалы, связан с раскрытием самого понятия этноса, нации, народа, обоснованием необходимости взаимосвязи, уважения и толерантного отношения между людьми, относящимися к разным этническим группам. Затрагиваем также понятие национальной культуры и национального менталитета, самосознания. В качестве примера приведём высказывание академика Д. С. Лихачёва: «Народы – это не окружённые стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации».
Проблема национальной памяти, сопричастности собственной истории и корням затрагивается в высказывании З. Герберта: «Народ, который теряет память, теряет и совесть». Французский писатель В. Гюго обращается к проблеме нравственного и интеллектуального развития народа как мерила его величия, места в историческом пространстве. Автор утверждает: «Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень».
iknigi.net
Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья — это кристалл общества.
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Счастье — это когда тебе ничего не нужно в данный момент, кроме того, что уже есть.
Эльчин Сафарли (100+)
Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья — как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится.
Туда без обратно (Эльчин Сафарли) (30+)
Два штампа в паспортах — это ещё не семья. Семья — это когда люди любят, ценят, понимают, целуют, обнимают, воспитывают детей, уважают и оберегают друг друга.
Неизвестный автор (1000+)
Есть на свете такое, за что стоит бороться до конца — это семья.
Неизвестный автор (1000+)
Дружба – это всё. Дружба – это больше, чем талант. Это больше, чем власть. Это почти то же самое, что семья.
Крестный отец (Марио Пьюзо) (40+)
Семья — это самое теплое место на земле.
Неизвестный автор (1000+)
Всякая стена — это дверь.
Ральф Уолдо Эмерсон (100+)
Семья — это лучшее, что у нас есть.
Неизвестный автор (1000+)
Сегодня «бунт против общества» — это не спать с кем попало, читать книги, заниматься спортом и быть воспитанным.
Неизвестный автор (1000+)
Семья — царство отца, мир матери и рай ребенка.
Неизвестный автор (1000+)
socratify.net
Leave A Comment