Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского — Литература — Школьнику — Каталог статей

Александр Невский — князь, имя которого наводило страх на всю Европу, вызывало чувство уважения у самых могущественных воинов и зарождало любовь в сердцах соотечественников. «Повесть и житии…» рассказывает не только о его самых великих подвигах, но и раскрывает особенности жизни великого защитника Руси.

Поразмышляем над прочитанным…

1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении?

Повесть посвящена великим подвигам русского полководца — Александра Невского. Она освещает битвы его воинов на Неве, на Чудском озере, а также поход к хану. Повесть вызывает чувство гордости за отвагу и свободолюбие русского народа. Также возникает чувство горечи, когда рассказчик повествует о преждевременной смерти князя.

Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

Рассказчик описывает себя как ничтожного, многогрешного и неразумного человека. Также он говорит, что был современником Александра: «Слышал я о нем от отцов своих и был самовидец деяний его».

Александр Невский — князь, о котором стали ходить легенды еще при жизни.

2. Каким героям уподобляет рассказчик князя?

Лицо князя рассказчик сравнивал с лицом одного из самых красивых египетских царей — Иосифа. Силу Александра он описывает как силу Самсона — еще одного библейского персонажа, отличающегося необычайно мощным телом. Умственные способности и опыт Невского сравнивается с премудростью Соломона — самого умного еврейского царя. Храбрость князя уподоблялась храбрости иудейского царя Веспасиана, завоевавшего в военных походах много земель.

О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создается образ героя?

Монах рассказывает о победе князя над немцами (ледовое побоище) битве на Неве (Невская битва). Александр укрепляет своих воинов словами: «Не в силе Бог, но в правде». Образ героя создается при помощи такого литературного приема как сравнение. Автор сравнивает князя с великими героями, которые известны ему из Библии.

3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замерзшее озеро двинулось?

За словами автора видятся картины великой битвы, от которой в буквальном смысле «дрожит земля». Озеро двинулось не только под тяжестью конницы. Русские воины рубили лед и топили закованных в доспехи врагов. Битва была настолько тяжелой, что звук сечения мечей был подобен грому от движения замерзшего озера.

Отчасти благодаря этой битве прославился Александр Невский. Князь совершил много подвигов ради своей земли, и Ледовое побоище было лишь одним из них.

Будьте внимательны к слову

1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»?

Александр Невский говорил слова ободрения, подразумевая, что Бог на стороне тех, кто выступает за справедливость. Они защищали свои земли, а враги движимые жадностью, вероломно вторглись на их территорию. И не важно сколько у них человек в войске, ведь «Бог не в силе, а в правде».

Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним Крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»?

 

1) Гаврила Алексич — воевал на коне, искустно пробрался на корабль врагов;

2) Збыслав Якунович — новгородец, бился одним топором;

3) Яков полочанин — ловчий (охотник) князя;

4) Миша — новгородец, погубил целых 3 вражеских корабля;

5) Савва — из младшей дружины, обрушил вражеский шатер;

6) Ратмир — один из слуг князя, бился до последнего в окружении врагов.

Сердца мужей Александровых были преисполнены храбрости.

Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками»?

Европейским властям не было выгодно соседство с Русью, которую представлял на международной арене Александр Невский. Князь так называл немецких правителей и воевод, которые решили напасть на землю славянскую.

2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?

Последний подвиг Александра заключался в походе к царю в Орду. Он собирался отмолить русских людей от участия в войнах татар с монголами. Говорящий об этом отрывок из повести: «Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ним. Князь же великий Александр пошел к царю, дабы отмолить людей от беды той».

3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.

Сначала к народу обращается митрополит Кирилл: «зашло солнце земли Суздальской». Затем идет описание горести всего народа, иереев и диаконов, черноризцев, нищих и богатых: «Уже погибаем!».

4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые ушли в прошлое, например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.

Словарик:

  • пленять;

  • насад;

  • бдение;

  • червленый;

  • очи;

  • посрамить;

  • исполниться;

  • ломление;

  • зеницы.       

 

Развивайте дар слова

1. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра, используя художественные средства повести.

Полную характеристику на князя Александра, а также «Житие Александра Невского» (кратко) вы найдете по ссылке http://decadenz.ru/publ/studentu/kharakteristika_aleksandra_nevskogo/2-1-0-169

Похожие материалы:

О шести храбрых мужах

(По Симеоновской летописи)

В полку великого князя Александра оказалось 6 мужей храбрых, которые вместе с ним мужественно сражались. Первый – Гаврило Алексеевич, наехал на корабль и, увидев королевича, быстро помчался и въехал по сходням до самого корабля, а шведы вбежали перед нм на корабль, но снова обернувшись, сбросили его вместе с конём со сходен в море. Божиим же заступничеством он вышел невредим и, опять напавши, ожесточенно бился с самим воеводою посреди полка их, и тут были воевода шведов Спиридон и епископ их. Второй же новгородец, именем Сбыслав Якунович, много раз нападая, бился одним топором, не имея страха в сердце, и несколько человек пало от его руки, и подивились его силе и храбрости.

Третий же, Яков Полочанин, бывший ловчим у князя, напал на полк с мечом и отчаянно сражался, и похвалил его великий князь. Четвертый же новгородец, именем Миша, напал пешим с дружиною своею и погубил 3 корабля шведов. Пятый же из дружины некто, по имени Сава, напав на великий златоверхий шатер, подсек его столб, шатер упал, а полки Александровы, увидев падение шатра, возрадовались. Шестой же из слуг [Александра], по имени Ратмир, бился пешим, был окружен многими шведами, пал от многих ран и скончался.

Все это я слыхал от господина своего великого князя Александра и от других, которые в то время принимали участие в битве…

Уцелевшие же [из шведов ] побежали посрамленными, а трупами своих великих воевод наполнили 3 корабля и [корабли] вместе с ними потонули в море, а для остальных выкопали ямы и побросали в них великое количество трупов, а многие другие [шведы] были ранены и побежали той же ночью. Новгородцев же пали: Константин Луготинич, Юрята Пиняшинич, Намест Дрочило, Нездилов сын Кожевника, а всего пало 20 мужей вместе с ладожанами. Великий же князь Александр Ярославич возвратился с великою победою и пришел в Новгород.

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.162.

Ледовое побоище

(По Симеоновской летописи)

И пошел с братом Андреем и с новгородцами и с суздальцами на Немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря: «унизим Словенский язык». Уже город Псков был взят, и тиуны их [немецкие] посажены в городе. Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких, и в оковах отправил в Новгород, а город Псков освободил от плена, и. землю Немецкую повоевал в пожог, и взял много пленных, а иных перебил. Они же собрались, говоря с гордостью: «Пойдем на Александра и, победив, возьмем его в плен». Когда немцы приблизились, тогда стража великого князя Александра удивилась силе немецкой и ужаснулась… Князь же великий Александр, помолившись в Церкви Святой Троицы, пошел на землю Немецкую, желая отомстить за кровь христианскую.

Была зима в то время, и [Александр] распустил все свои полки за добычей, как только пришли в землю Немецкую, а Домаш Твердиславич и Кербет были в набеге; и тут убили Домаша, брата посадника, мужа доброго, и других многих перебили вместе с ним, а иных взяли в плен, а другие прибежали к великому князю в полки. Услышав об этом, магистр пошел против них со всеми своими епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области вместе с королевскою помощью; и сошли на озеро, именуемое Чудским. Великий же князь Александр отступил назад. Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени у Воронья камня и, укрепившись силою крестною и приготовившись к бою, пошел против них. [Войска] сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, и было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, и все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя»…

Был же тогда день субботний, и, на восходе солнца, сошлись оба войска. И немцы и чудь пробились клином сквозь полки. И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего тогда там. И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать; и били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна, а другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой 5 апреля.

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.163.

Конспект урока «Повесть О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» 8 класс

«Повесть О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО
И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
(2 часа)

Образовательные:

  • Дать представление об Александре Невском как исторической личности и герое художественного произведения;

  • Формировать литературные понятия: житие, агиография, личность, благоверный.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение анализировать художественный текст и на основе анализа делать выводы;

  • Совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания;

  • Отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения;

  • Формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;

  • Формировать самостоятельность мышления.

Воспитательные:

  • Воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества: честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие;

  • Прививать любовь к литературе и истории своей Родины.


  • Тип урока: повторительно-обобщающий.

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Своих царей великих почитают
За их труды, за славу, за добро…
А.С.Пушкин

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком» с включением характерной для этого предания лексикой: много в ней великого добра таится; занемог; хвороба; доспехи; завел разговор; богатства несметные; нехоженая землица лежит; одолел сибирского хана и т. д.

2. В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите на примерах в процессе пересказа фрагментов.

IІІ. Изучение новой темы.

1. Беседа по вопросам по статье «Из древнерусской л –ры» (стр. 17)

Как начиналась русская литература? Определите ее хронологические (время) и географические («откуда есть пошла») истоки. (ΧІ летописи до 17 века – древнерусская литература период составляет 700 лет)

– Остались ли в вашей памяти творения древнерусской словесности? Вспомните самое волнующее. («Повесть временных лет», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Сказание о Белгородском киселе», «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Притча о блудном сыне»).

– Как надо читать произведения Древней Руси? В чем неповторимость их интонаций, лексики, художественных образов? Какие слова, обороты остались в памяти?

(Определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир:

неторопливость, обстоятельность;

степенность, торжественность;

велеречивость (высокопарность, напыщенность по языку, красноречивость), возвышенность, книжность; завораживает красотой слога, величественностью мысли, увлекает простотою содержания

исповедальность, монологичность;

драматизм, трагичность;

взволнованность, эмоциональность, лиризм;

человечность, сострадание, кротость, смирение, благоговение, религиозность.)

Хотя изучать, понимать древнерусскую л – ру совсем не просто, так как сложно преодолевать языковой барьер. Преодолевать эти трудности помогают исследования, переводы Д. С. Лихачёва, Бориса Зайцева.

Помните ли вы героев древнерусской литературы? Кто из них наиболее близок и интересен? (Пётр и Феврония, беззаветно любящие друг друга).

Как вы подразделили бы бесконечно многообразную литературу Древней Руси? Что такое «жанр» и необходимо ли это понятие?

(Жанры – группы произведений внутри литературных родов, имеющие один или несколько общих признаков и сходные черты художественного мира, определяемые особенностями художественной условности данной группы произведений. Жанры: молитва, притча, житие, поучение, повесть, воинская повесть, слово, хождение, летопись, включающая в себя мелкие жанровые формы – сказания, наставления, легенды.)

2. Викторина: узнайте прочитанные произведения и определите их жанр.

– «Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от Бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась! …Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом вы предстоите перед владыкой Христосом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!»

(«Повесть о Петре и Февронии Муромских»,

написана в жанре жития святых.)

– «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

(«Притча о блудном сыне».)

– «И сказал им:

Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во второй колодец».

(«Сказание о белгородском киселе».)

ІV. Разговор о «Житиях» продолжит «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (Ал-р Невский ок. 1220–1263).

— Житие — описание жизни святого. В древнерусской л – ре образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний.

Как правило, в житии сообщается

  • об основных событиях жизни святого,

  • его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была),

  • а также особых свидетельствах божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся пожизненные и посмертные чудеса)

Жития святых пишутся по особым правилам (канонам):

  • так, считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их)

  • Чаще всего святой с ранних лет ведёт строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская)

  • В процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их.

  • Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал её.

  • После смерти его тело оставалось нетленным.

V. Чтение вступительной статьи к «Повести о житии…» на стр. 18 — 19.

В 1237–1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось монголо-татарское нашествие. Развитие русской литературы было задержано и ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные мотивы: события понимались как «гнев божий» за «грехи».

В самом начале монголо-татарского завоевания, немецкой и шведской агрессии в русской литературе возникает стремление пробудить патриотические чувства читателей. Этой теме посвящаются в Северо-Восточной Руси «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского», о котором у нас и пойдет сегодня речь на уроке.

1) Когда была написана «Повесть о житии …Ал – ра Невского»? (в 80-х гг. ΧІІІ в.) Само заглавие произведения дает определение его специфики: «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» – рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги «храбрости».
– Какова цель данного жития? (Прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли).

2) Кем была написана? (Книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире)

3) Где было погребено тело князя А. Невского? (здесь же)

4) По каким источникам автор жития создаёт «Повесть…»? (современник, «самовидец», по рассказам соратников Ал –ра)

5) Что знаем об авторе «Повести…»? (широко начитан, писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы)

6) О каких подвигах А. Невского он рассказал? (о 3-х подвигах:

— битве на Неве со шведами (1240 г.),

— о Ледовом побоище (с немцами на Чудском озере (1242 г.),

— о поездке в Орду.

7) Чем отличаются 2 первых подвига от 3-го? (1-3 – бранные. 3-й самопожертвования)

8) Зачем А. Невский поехал к хану? (отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу)

9) Каково значение «Повести…» в развитии русской л – ры?

— ей подражали, следовали как лит. образцу,

— её влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях.

А каково значение слова «благоверный»?

Благо – это что? (Добро, благополучие)

Благой – это какой? (То же, что хороший. Благое намерение. Благие порывы).

— Значит, благоверный – это какой? (Верный благу, верный чему-то хорошему. Защите Родины, например.)

— А почему Александр назван Невским?

(Он одержал победу в битве со шведами на реке Неве в1240 году).

V. І. Анализ текста «Повесть о житии… Ал – ра Невского» Выразительное чтение по ролям фрагментов «Повести о житии … Александра Невского».

Работа по р/р: Проверка словариков: чтение слов и выражений (по цепочке), характерных для данного текста слов, которые можно использовать сегодня и которые «ушли в прошлое» и их объяснений.

(Деяния – (высок.) – действия, поступок.

Сеча (стар.) – сражение.

Распря (устар.) – ссоры, раздоры.)

  1. Чтение вступления

  • Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

«Житие» прославляет Александра как полководца и воина, правителя и дипломата. Оно открывается «славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности.

  • Прочитайте описание внешности князя и его характеристику. Какое значение имеет это описание? (автор не только показывает физическое совершенство князя Александра, но и сравнивает его с библейскими героями. Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра все эти качества нашли отражение.

Таким образом, восхищаясь своим героем, автор показывает, что Александр даже выше библейских героев. Он причислен к лику Святых. Очень редко бывает, что человек, стоящий у власти, обладает этими качествами. Перед нами князь – всем князьям князь.

  • Вопрос 2 (стр. 26) Каким героям уподобляет рассказчик князя? Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Иосифу, Самсону, Соломону, римскому императору Веспасиану. В князе нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость).

  • Какими ещё способами автор подчёркивает избранность князя Александра? (с. 19, Андрея́ш). Имя его прославилось повсюду от моря «Варяжского» (Балтийского) и даже до «великого Рима» — стр. 24.

  • До появления «Жития Александра Невского» было написано «Слово о погибели Земли Русской». Это своеобразное предисловие к повествованию об Александре Невском. Я хочу прочесть вам фрагмент:

«О светло светлая и искусно украшенная земля Русская! Многими красотами дивными наделена: озёрами многими, реками дивными, источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными, птицами бесчисленными, горами великими, сёлами дивными, виноградниками монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всего ты исполнена, земля Русская, о православная вера христианская…»

  • Как автор описывает Землю Русскую? Очень красиво описание Земли Русской (природы, селений). Именно у такой красивой, богатой земли должен быть такой князь, как Александр Невский. И вот он появляется для спасения и освобождения Русской Земли. В личности князя, несмотря на его высокое положение, мы наблюдаем удивительные качества характера.

  1. Известно, что черты характера человека особенно ярко проявляются в испытаниях. А через что в своей жизни пришлось пройти князю Александру? Вопрос 3 (стр. 26) О каких его подвигах рассказывает?

  1. Стр. 26 «Будьте внимательны к слову», вопрос 1 (1-я часть)

  1. Найдите в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой – праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем.

В грозные годы жил князь Александр. Приходилось ему оборонять русские пределы от иноземцев. Несмотря на юность, как написано в «Житии…», князь Александр « везде побеждал, был непобедим». Это говорит о нём как об умелом, храбром полководце.

  1. Слышал такие слова король страны Полуночной, но, ослеплённый завистью, обезумевший от гордости, взял с собой многочисленное воинство и пошёл на Александра: «Уже я здесь, хочу пленить землю твою – если можешь, обороняйся».

А у князя в это время была малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато есть крепкая вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу». «Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной (Храбрость; воин-полководец) князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю.

  1. Следующий эпизод:
    Некто Пелгусий, старейшина земли Ижорской, рассказал князю дивное видение. (Слайд: Святые Борис и Глеб). Александр просил о том никому не говорить (мудрый правитель) «И решил он напасть на врагов в шестом часу дня. И была крепкая сеча с римлянами; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьём». В этом эпизоде князь – опытный полководец. Он решителен, сметлив, ловок. У такого князя и воины – чудо-богатыри. Взаимопонимание и сплочённость приводят русичей к победе.

  1. подчеркивается доблесть князя, который «самому королю [шведскому королевичу Леспе] возложи печать на лице острымь своимь копиемь» — стр. 22.

  1. «Житие» выделяет основные моменты биографии Александра, связывая их с победоносными битвами и библейские реминисценции (воспоминания) сочетаются здесь с русским историческим преданием, литературные традиции – с реальными наблюдениями над битвой: «восходящу солнцу, и ступишася обои. И бысть сеча зла и труск от копий ломления и звук от сечения мечного, якоже и езеру померзъшю двигнуться; и не бе видети леду, покры бо ся кровию» — «Когда всходило солнце, сошлись обе стороны. И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замёрзшее озеро тдвинулось. И не видно было льда, ибо покрылся кровью» — стр. 23, внизу.

  1. Стр. 26 «Поразмышляем над прочитанным», вопрос 3: Какие картины видятся вам за словами рассказчика: «Словно замёрзшее озеро двинулось»?

  1. Стр. 26 «Будьте внимательны к слову», вопрос 1 (ч. 2-я) Кого Александр называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками» (города немецкие) – стр. 23)?

  1. Стр. 26 «Будьте внимательны к слову», вопрос 1 (часть 2-я). Стр. 22. Подвиги шести мужей, «храбрых и сильных» (Гаврилы Алексича, Збыслова Якуновича и др.) составляют взаимосвязанные эпизоды, имеющие характер пересказа эпической песни, сложившейся в княжеско-дружинной среде вскоре после битвы и, очевидно, по инициативе самого князя («всё это я слышал от господина своего великого князя Александра и от других, кто был тогда в той сече» — стр. 22, предпоследний абзац).

  1. каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести? «Отмолить людей от беды той», чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу.

  1. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? (с. 25, от слов «О, горе тебе, бедный человек!..» и до слов «Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».) Произнесите слова вслух и объясните их смысл.

  2. Произведение соединяет черты жития и воинской повести. Кроме того, заключительная часть «Жития…» включает жанр плача. «Житие» восприняло лучшие «воинские» образцы оригинальных и переводных памятников Киевской Руси, продолжив также стилистические традиции галицкой литературы. Оно повлияло в дальнейшем на «Слово о житии и о преставлении князя Дмитрия Донского» летописную повесть «О Мамаевом побоище».

  3. Чтение материала учебника (с. 25–26).

  1. Рассматривание иллюстрации П. Корина «Александр Невский».

(Триптих – (гр. triptychos сложенный втрое) – 1) складная икона, имеющая три створки; 2) произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных одной идеей, темой, сюжетом.)

Обратите внимание на центральную часть триптиха. Сопоставляем житие и иконописное изображение.

Так ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем? Найдите цитаты из «Повести…», рисующие Александра. («Рост его был больше других людей», «лицо же его как лицо Иосифа».) Герой изображён монументально, в полный рост, с мечом).

Во что одет князь? Перед нами князь-воин и князь-правитель. Это вполне соответствует тому, как изображён князь Александр в «Житии…». Мы видим князя, одетого в воинские доспехи, поверх которых накинута мантия.

Можно ли увидеть в работе художника, что он изобразил мудрого правителя? На иконе изображён Александр Невский как мудрый правитель: лицо сосредоточено, во весь лоб пролегла глубокая морщина.

Какие признаки говорят нам о том, что это опытный воин? Это бесстрашный и опытный воин – переносицу пересекают волевые складки, волосы побелила седина.

Как изображены глаза Александра? Глаза князя Александра отражают покой, смирение, доброту. Это глаза праведного человека.

Итог. Живописцу известно «Житие Александра Невского», а иконографическое изображение свидетельствует, насколько он проникся душою и помыслами в содержание литературного памятника и насколько дорог ему образ князя Александра.

  1. Рассматривание картин Г. Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов», стр. 27.

  • Какую роль на картине играют детали? Самая важная деталь – хоругвь с изображением Христа, которая находится в центре верхней части картины. Она несёт идейную нагрузку: Александр твёрд в своей вере.

  1. В. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища», стр. 28. Фигура Александра в центре, но не отделяется от фигур др. людей, устремившихся к нему в порыве восторга и благодарности. Все лица обращены к победителю, народному освободителю. Александр Невский – это герой из народа и с народом.

  1. Подведение итогов урока.

— Характеристика А. Невского

  • Каким Вы представили князя Александра?

  • Опишите его личность.

  • Что вас удивило в личности А. Невскго? При характеристике можете использовать репродукции картин, посвящённых А. Невскому.

  • Сделаем записи в тетрадях: А. Невский бесстрашный, храбрый, справедливый правитель, великий полководец, живущий по христианским заповедям, тихий, приветливый, мудрый праведник, человек высокой духовности, подлинный защитник земли Русской. Личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя Александр в переводе с греческого языка означает «защитник».

– Как вы считаете, какие произведения Древней Руси были особенно близки и дороги их современникам? Почему они оказывали предпочтение житиям?

– Стоит ли перечитывать произведения древности? Живы ли они?

– Итак, каков же художественный мир литературы Древней Руси, ее интонации, образы, краски?

Сопоставление стихотворения А.Майкова «Кончина Александра Невского» и заключительной части «Жития…».

— Ребята, чтобы вы восприняли личность Александра Невского во всей полноте предлагаю вам прослушать стихотворение А. Майкова «Кончина Александра Невского». Прослушайте его внимательно и ответьте на вопрос:

— Каким настроением пронизано это стихотворение и заключительная часть «Жития…»?

Кончина Александра Невского. (слайд № (икона (фреска)

Ночь на дворе и мороз.
Месяц – два радужных светлых венца вкруг него…
По небу словно идёт торжество.
В келье ж игуменской – зрелище скорби и слёз…
Тихо лампада пред образом Спаса горит…
Тихо игумен пред ним на молитве стоит.
Тихо бояре стоят по углам.
Тих и недвижим лежит головой к образам
Князь Александр, чёрной схимой покрыт…
Тихо лампада пред образом Спас горит…
Князь неподвижно во тьму, в
беспредельность глядит…
Там, что завеса, раздвинулась вдруг перед ним…
Видит он: облитый словно лучом золотым,
Берег Невы, где разил он врага…
Вдруг возникает там город… народом кишат берега,
Флагами веют цветными кругом корабли…
Гроб с корабля поднимают, ко храму несут,
звон раздаётся, священные гимны поют…
Крышку открыли… Царь что-то там говорит…
Вот перед гробом земные поклоны творят,
Следом все люди идут приложиться к мощам.
В гробе ж – князь видит – он сам.
Тихо лампада пред образом Спаса горит.
Князь неподвижен лежит…
Чудной лицо озарилось красой.
Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело –
И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

Эти произведения передают то горе, которое охватило всех русичей. В стихотворении А. Майкова так часто повторяется слово «тихо». Конечно, можно и молча скорбеть. Но в этой скорби опять-таки выражаются народная любовь к князю Александру и непоправимое горе от его утраты, которое в тишине ощущается ещё острее. В «Житии…» смерть князя описана в заключительной части и напоминает нам плач (цитату читают дети): «О, горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь

— Митрополит Кирилл говорил людям: «Дети мои, разумейте, что уже зашло солнце земли Суздальской…». «Уже погибаем

Лучше выразить своё отношение к князю Александру и ещё раз подчеркнуть его достоинства, чем это прозвучало в плаче третьей части «Жития…», невозможно…

5) Актуальность личности Александра Невского в 20-21 веках.

Прошли века… 13 век- 20 век… более 700 лет! В 1938 году на экраны страны выходит художественный фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», где главную роль исполняет Николай Черкасов. (видеоролик из к-ма «Александр Невский»)

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно в это время выходит такой фильм? О чём хотел сказать режиссёр?

Накануне какого события он был создан? Накануне 2-ой мировой войны. Это фильм вдохновение советских воинов на победу, это фильм предупреждение врага о том, что «враг будет разбит, победа будет за нами»

Сбылись слова героя: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». А в 1941 году для офицерского состава Красной Армии был учреждён Орден Александра Невского. Награда вручалась за руководство успешной операцией, в ходе которой враг нёс большие потери. В период Великой Отечественной войны Орденом было награждено более 40 тыс. человек. (слайд Орден Александра Невского)

Слова героя актуальны и сегодня… 21 век…2011 год…

На экранах телевизоров был проект «Имя России», в котором благоверного князя Александра Невского представлял Святейший Патриарх Кирилл. Он смог показать масштаб подвига и достижений Александра Невского, за что удостоен высшей российской общественной наградой – звездой ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество». В начале 21 века, когда страна вступает на путь глубокой модернизации, становится очень символичным, что именем России стал Святой человек. Святой Александр Невский – это то имя, которое реально будет помогать нашим современникам изменять жизнь к лучшему.

Домашнее задание: поделиться своими впечатлениями от урока в небольшом сочинении «Солнце Земли Русской, используя художественные средства повести.

Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение «Повести о Шемякином суде».

Работа (самостоятельная) по вариантам.

1-й вариант.

1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение воинской повести.

2. Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним [Александром] крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»?

2-й вариант.

1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение житиям.

2. Какими словами Александр укрепляет «дух дружины своей»? Как вы их понимаете? С помощью каких средств создается образ героя?

как отразилась русская история в картинах.

«Найдите достаточно точные слова-определения художественного мира литературы Древней Руси и запишите их, соотнеся с изученными произведениями (в том числе с «Повестью о житии… Александра Невского»)».

hello_html_m4d466bb7.png

Урок 7 «ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» (продолжение) | Поурочные планы по русской литературе 8 класс

Урок 7 «ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» (продолжение)