3.8 Виды социальных норм
Видеоурок:
Больше видеоуроков для ЕГЭ на моём YouTube канале «Школа обществознания»Лекция:
Социальные нормы, их функции
Важную роль в обществе играют правила поведения, упорядочивающие и регулирующие общественные отношения. Эти правила принято называть социальными нормами, в них отражаются ценности отдельных социальных групп или общества в целом. Также социальные нормы формируют модели должного поведения. Запомните определение:
Социальные нормы – установленные в обществе правила, предписания, требования, образцы дозволительного либо запрещающего характера.
Социальные нормы выполняют ряд общественно значимых функций:
Интегративная функция
Регулирующая функция – социальные нормы служат своего рода эталонами поведения, содержат в себе определённые инструкции того, как следует вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.
Воспитательная функция – подготовка подрастающего поколения к жизни, социализация.
Контролирующая функция – предупреждение отклоняющегося поведения и наказание за отклонения.
Виды социальных норм
Существует несколько классификаций социальных норм. Наиболее общая классификация подразделяет их на нормы – правила и нормы – ожидания.
Более детальная классификация подразделяет социальные нормы на:
- Морально-этические – нормы, основанные на представлениях людей о добре и зле, хорошем и плохом, которые обеспечиваются силой общественного мнения (пример: уступить место пожилому человеку в общественном транспорте).
- Правовые нормы – общеобязательные нормы, установленные и охраняемые государством, сформулированные и закрепленные в нормативных актах (примеры: обязанность платить налоги, право на образование).
- Политические нормы – нормы, регулирующие отношения между людьми и государственной властью, межгосударственные отношения (пример: Президент РФ избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет).
- Религиозные нормы – нормы, регулирующие поведение людей той или иной конфессии (пример: мусульманин обязан совершать ежедневную пятикратную молитву).
- Эстетические нормы – нормы, основанные на представлениях людей о прекрасном и безобразном (пример: ношение бело-синей школьной формы).
- Обычаи – нормы, основанные на привычках и стереотипах, воспроизводящаяся в определённой социальной группе (примеры: праздновать Новый год, Пасху, день рождения).
Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальные нормы и их функции»
Интеллект-карта по обществознанию №42
© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!
8. Виды социальных норм
В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная часть обще?ственных отношений характеризуется противоречи?выми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между чле нами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е.
Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальныенормы.
Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельнос?ти людей
Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм:
Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.
Нормы обычаев — это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.
Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.
Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.
Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.
Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.
Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.
С развитием общества они все более усложнялись.
Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обще?стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.
Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.
Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому?либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.
Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.
В период возникновения государства появляются первые нормы права.
Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.
Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.
Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.
Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.
Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название — деликвентное (буквально — преступное) поведение.
Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму — поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).
Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые?социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.
Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.
Виды социальных норм, их виды и функции
Социальные нормы – это одобренные и принятые большинством порядки поведения, направленные на регулирование общественных отношений. Социальные нормы устанавливают, какое поведение человека считается приемлемым в рамках общества; что делать допустимо, а что нет; создают ситуацию, при которой один человек знает, чего ждать от другого.
Социальная норма является таковой в случае, если присутствуют следующие признаки:
- одобрение большинства
- объективность, т.е. независимость от воли человека
- различие по степени обязательности соблюдения
- ориентация на регулирование отношений между индивидом и обществом
- направленность на контроль отклоняющегося поведения
Социальные нормы имеют разные классификации.
По способу регулирования:Социальные нормы | Сущность | Пример |
Формальные | Зафиксированы юридически | Правовые нормы |
Неформальные | Не зафиксированы в официальных документах | Моральные нормы |
Социальные нормы | Сущность | Пример |
Запрещающие | Исполнение социальных норм предполагает отсутствие какой-либо деятельности. | Запрет на использование нецензурной лексики в общественных местах. |
Побудительные | Результат следования социальным нормам побуждает к их исполнению. | Дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ за участие в олимпиадах на городском, федеральном и международном уровне. |
Рекомендательные | Выполнение социальных норм необязательно, но желательно. | Погашение кредита в срок. |
Императивные/повелительные | Социальные нормы, выражающие обязанность индивида. | Обязанность президент РФ руководит внешней политикой государства. |
Социальные нормы | Сущность | Пример |
Межличностные | Регулируют отношения двух людей | Здороваться при встрече |
Внутригрупповые | Затрагивают социальную группу | Школьная форма |
Национальные | Рассчитанные на народ или нацию в целом | Празднование Нового года |
Общечеловеческие | Определяют поведение человека в общих чертах | Надевать обувь на улицу |
- Обычаи и традиции – эталоны массового поведения.
- Моральные нормы – негласные социальные нормы, формирующие представление человека о хорошем и плохом.
- Правовые нормы — юридически закреплённые, обязательные правила поведения, контроль над выполнением которых осуществляет государств.
- Религиозные нормы — предписания в священных книгах.
- Эстетические нормы, формирующие представление человека о красивом и безобразном.
Социальные нормы выполняют ряд функций:
Функция | Толкование | Пример |
Регулятивная | Создание ограничений возможного поведения человека в обществе | Согласно ПДД, велосипедисты старше 14 лет должны ездить по правой стороне проезжей части |
Социализация | Способствуют успешному функционированию личности в обществе | Зная, что нельзя неуважительно относиться к учителям, Света стала любимицей педагога по математике. |
Оценочная | Возможность классифицировать поступки окружающих как законные-незаконные, хорошие-плохие. | Владимир осведомлен, что избивать своих одноклассниц – запрещено нормами морали, но приемлемо дергать их за косички. |
ОГЭ. Обществознание. 4.4. Социальные ценности и нормы. |
4.4. Социальные ценности и нормы.
План.
- Социальные ценности, сущность понятия.
- Виды социальных ценностей.
- Уровни социальных ценностей.
- Значение социальных ценностей.
- Общечеловеческие ценности.
- Социальные нормы и их признаки.
- Способы регулирования поведения людей социальными нормами.
- Функции социальных норм.
- Виды социальных норм.
- Виды социальных норм по степени официальности.
Социальные ценности.
Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальные ценности – это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть; это идеи, принципы, предметы и их свойства с точки зрения значения для жизни человека и общества.
Виды социальных ценностей.
- жизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
- универсальные ценности — жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
- ценности межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность;
- ценности общественного признания — трудолюбие, социальное положение;
- демократические ценности — свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.
Уровни социальных ценностей:
- ценности отдельного человека
- социальной группы
- народа
Значение социальных ценностей:
- являются ориентирами поведения,
- являются основой критериев оценки поведения.
Общечеловеческие ценности – ценности всех народов, независимо от с страны, вероисповедания, традиций, являются общими для всего человечества.
Социальные ценности являются основой социальных норм.
Норма — правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как человек должен вести себя в данной ситуации. Именно нормы регулируют социальные взаимодействия, отношения между членами группы, определяют обязанности и права индивидов. Нормы служат образцами, эталонами поведения индивидов в обществе.
Социальные нормы
Социальные нормы – установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, социальными группами, общественными организациями.
Признаки социальных норм.
- Являются общими правилами для членов общества.
- Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
- Регулируют общественные отношения.
- Возникают в ходе сознательной деятельности людей.
- Возникают в процессе исторического развития.
- Являются мерой общественно значимого поведения.
Способы регулирования поведения людей социальными нормами.
- Дозволение (ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ)– указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
- Предписание (ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ) – указание на требуемое действие.
- Запрет (ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ)– указание на действия, которые не следует совершать.
Функции социальных норм.
- Регулятивная – нормы регулируют процесс социализации, освоение социальных ролей и ценностей.
- Интегрирующая – нормы способствуют введению человека в социальную среду, окружение, объединяют членов общества.
- Являются образцами, эталонам поведения.
- Контролирующая – являются основой для санкций по отношению к тем, кто нарушает нормы.
Виды социальных норм
Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендует выполнять (обычай встречи Нового года).
Традиции — ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников( например, встречи выпускников школы).
Нормы морали (этические нормы) – правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Их несоблюдение осуждается обществом (это отношение к старшим, к женщине. Золотое правило: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы потупили по отношению к тебе»).
Правовые нормы – установленные и санкционированные государством правила поведения, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения (все официальные правила, законы).
Корпоративные нормы – правила поведения, установленные общественными организациями.
Политические нормы – правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданами, государством, социальными группами. Находят отражение в законах, различного рода документах.
Религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. Обязательны для верующих, исповедующих ту или иную религию.
Нормы этикета – формальные правила поведения в заранее определенных ситуациях, нормы общения, сотрудничества. Они проявляются во внешних образцах поведения, например, поведение за столом, отношение к старшим, женщинам в общественных местах и т.д.
Эстетические нормы – представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве, а также в поведении людей (красиво-некрасиво).
Мода – кратковременные нормы, возникающие под влиянием вкусов, господствующих в обществе или в его определённой группе (молодёжная мода, например).
Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет.
Виды социальных норм по степени официальности:
- формальные (писаные), например, законы, уставы, приказы.
- неформальные (неписаные), например, приветствие, правила этикета, поздравление с днем рождения и т. п.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Определение социальных норм и функции социальных норм
Определение социальных норм
Социальные нормы четко определяют роли людей или людей в различных ситуациях, следовательно, эти социальные нормы являются кодексами взаимоотношений. Они проводят грань между правильным и неправильным. С одной стороны, они направляют наши шаблоны взаимодействия и воспроизводятся в том же процессе. Они различают поведение человека и животных и развиваются в ходе социальных процессов. Согласно Young & Mack «Нормы относятся к общим ожиданиям группы».
Нормы не являются формальными законами в обществе, но тем не менее они играют важную роль в социальном контроле и могут быть наложены формально с помощью санкций или телесных жестов и создают соответствие, которое позволяет людям социализироваться в своей культуре. Возможно, у людей есть определенные нормы, заимствованные из предыдущей организации. Когда они переезжают в новое место, они не имеют ни малейшего представления о том, как реагировать и полагаться на предыдущий опыт.
Функции социальных норм
Контроль поведения: Социальные нормы контролируют наше поведение таким образом, что они обеспечивают установленный образец нашего поведения. Эти установленные шаблоны становятся обычаями, когда их одобряют обществом. Ожидается, что люди будут следовать этим обычаям.
Сделать поведение систематическим и шаблонным: Другая функция состоит в том, что поведение людей становится систематическим и шаблонным. В обществе создается гармония между членами группы. Благодаря гармонии поведения могут быть применены определенные законы, чтобы управлять ими.Это означает, что закон и порядок могут поддерживаться в обществе благодаря порядку в социальном поведении.
Защита наших ценностей: Это защита наших социокультурных , ценностей. Это хранители наших ценностей.
Поддерживает социальный порядок в обществе: Они создают социальный контроль и поддерживают структуру общества. Это позволяет людям анализировать то, что важно для выживания группового поведения.
Создание социальной сплоченности и социальной солидарности: Создает социальную гармонию и улучшает социальную интеграцию.
Помогает в самоконтроле: Нормы также помогают в самоконтроле.
Помогает обществу в его выживании: Выживание общества зависит от норм.
Социальных норм среди животных нет. Только человеческие общества имеют нормы. У животных этого нет в жизни, поэтому не может быть и речи об их нарушении. Таким образом, нормы носят скорее культурный, чем социальный характер. Они придают людям форму общества с культурой.
Типы социальных норм
Народные обычаи. По словам Лундберга «Народные обычаи — это типичные или привычные верования, установки и стили поведения, наблюдаемые в группе сообщества».
Mores. «Термин« нравы »лучше всего подходит для тех обычаев, которые связаны с довольно сильным чувством ограниченности или неправильности образа поведения».
Законы. Это основной элемент социального контроля. Это написано в книгах и является продуктом общества в соответствии с социальными условиями жизни.
.Подход к социальным нормам — Повторная публикация в Википедии // WIKI 2
социальных норм приближаются к , или социальных норм маркетинга , [1] — это экологическая стратегия, которая получает все большее распространение в кампаниях по охране здоровья. [2] Во время проведения исследований в середине 1980-х годов два исследователя, Х.В. Perkins и A.D. Berkowitz, [3] сообщили, что студенты небольшого американского колледжа преувеличенно верят в обычную частоту употребления алкоголя и привычки других студентов к употреблению алкоголя.Эти завышенные представления были обнаружены во многих образовательных учреждениях с разным населением и местами. [4] Несмотря на то, что в колледже алкоголь находится на повышенном уровне, воспринимаемое количество почти всегда превышает реальное поведение. [2] Подход, основанный на социальных нормах, показал признаки противодействия ложным представлениям, однако исследования изменений в поведении в результате изменения восприятия варьируются от смешанных до окончательно несуществующих. [5]
Энциклопедия YouTube
1/5
Просмотры:1021 832
743
74 173
3746
87 966
✪ Социальное влияние: ускоренный курс психологии № 38
✪ Институты социальных норм и экономического роста-2
✪ СМИ | Общество и культура | MCAT | Хан Академия
✪ 2009 TLHE Приглашенная лекция 3: Стипендия преподавания и обучения, исследований и исследований —
✪ Отклонение: ускоренный курс социологии № 18
Содержание
Конструкции
Подход, основанный на социальных нормах, основан на наборе допущений, согласно которым люди неправильно воспринимают, что отношения или поведение других отличаются от их собственного, хотя на самом деле они схожи.Это явление известно как плюралистическое невежество. [6] В основном это происходит потому, что люди считают, что наиболее запоминающееся и яркое, часто экстремальное поведение является репрезентативным для поведения большинства. Это может привести к тому, что люди приспосабливают свое поведение к поведению предполагаемого большинства, придерживаясь псевдонорм, созданных наблюдением за таким запоминающимся поведением. Эти преувеличенные представления или, скорее, неправильные представления о поведении сверстников будут продолжать влиять на привычки большинства, если они не оспариваются. [2] Это означает, что люди с большей вероятностью будут разыгрывать проблемное поведение и подавлять более здоровые методы, делая поддержку здорового поведения гораздо менее заметной на совокупном уровне. Этот эффект был задокументирован в отношении алкоголя, незаконного употребления наркотиков, курения, других видов поведения, связанных со здоровьем, и таких отношений, как предрассудки. [6]
Феномен, известный как ложный консенсус, тесно связан с идеей плюралистического невежества и относится к неправильному убеждению, что другие похожи, хотя на самом деле это не так.Например, сильно пьющие будут думать, что большинство других потребляют столько же, сколько они, и будут использовать это убеждение для оправдания своего поведения. Berkowitz, [6] , независимый консультант, который постоянно работает над продвижением этих идей, описывает ложный консенсус и плюралистическое невежество как «взаимно усиливающие и самовоспроизводящиеся … большинство молчит, потому что считает себя меньшинством, и меньшинство голосует, потому что считает, что оно представляет большинство »(с. 194).
Оба эти явления потенциально могут быть устранены с помощью вмешательства социальных норм.Berkowitz [7] описывает эту возможность в отношении сокращения употребления алкоголя:
… вмешательства социальных норм оказались эффективными в изменении поведения умеренно пьющего или время от времени пьющего большинства (плюралистическое невежество), а также в противодействии и изменении поведения много пьющего меньшинства (ложный консенсус) (стр. 9)
Таким образом, подход, основанный на социальных нормах, предсказывает, что вмешательство, направленное на исправление неправильных представлений путем выявления фактических норм, принесет пользу обществу, а также отдельным лицам, поскольку оно приведет людей к уменьшению проблемного поведения или увеличению участия в здоровом образе жизни. [6] Было проведено множество исследований, которые действительно показали, что кампании по соблюдению социальных норм могут иметь такое положительное влияние на целевые группы населения. В частности, одно исследование, в котором участвовали 18 различных колледжей за трехлетний период, показало, что кампании по соблюдению социальных норм были связаны с более низким восприятием студентами алкоголя и более низким уровнем потребления. [8] Как ни странно, когда результаты того же исследования были доложены на конференции преподавателей алкогольной продукции, ДеДжонг сообщил, что потребление алкоголя увеличилось как среди контрольных участников, так и среди экспериментальной группы (тех, кто прошел курс лечения по маркетингу социальных норм).Это несоответствие в опубликованных результатах между докладом на конференции и опубликованным журналом трудно устранить.
Другое мероприятие, направленное на сокращение употребления алкоголя среди студентов-спортсменов, дало аналогичные результаты, уменьшив неправильное восприятие употребления алкоголя. Кроме того, в течение периода вмешательства наблюдалось снижение личного потребления, употребления алкоголя с высоким риском и связанных с алкоголем последствий. [9] Критикуя это исследование, следует спросить, сколько зависимых переменных было оценено, поскольку эта группа исследователей часто оценивает до 20 или более переменных результата и находит изменение в 2 или 3 и называет программу успешной.
Недавнее испытание живой, интерактивной нормативной программы обратной связи, в которой учащиеся использовали клавиатуры для ввода информации, имело положительный эффект с точки зрения уменьшения количества неправильных представлений и алкогольного поведения. [10] Есть много других примеров успешных кампаний по установлению социальных норм, которые охватывают различные темы, размеры населения и средства массовой информации, через которые передаются нормативные сообщения.
Виды норм
Два типа норм имеют отношение к подходу социальных норм: описательные нормы и предписывающие нормы.Судебные нормы включают представления о том, какое поведение обычно одобряется или не одобряется. Они помогают человеку определить, какое социальное поведение является приемлемым, а что — неприемлемым. Это будет мораль ваших межличностных сетей и окружающего сообщества. Описательные нормы включают представления о том, какое поведение обычно выполняется. Обычно они относятся к восприятию поведения других. Эти нормы основаны на наблюдениях за окружающими. [11]
«Оба типа норм мотивируют человеческие действия; люди склонны делать то, что одобряется обществом, а также то, что популярно.(105) В совокупности эти нормы имеют контрпродуктивный эффект. Например, кампания, направленная на выявление частыми случаями правонарушений против окружающей среды, может увеличить число таких правонарушений «. [11] Эти две нормы построены из трех источников: наблюдаемое поведение, прямое / косвенное общение и самопознание. Миллер и Прентис 1996
- Наблюдаемое поведение : Наблюдение за поведением других — самая простая форма информации о нормах.Однако он подвержен фундаментальной ошибке атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции — это склонность людей рассматривать поведение других как черту, а не как фактор, на который влияют ситуационные переменные (Ross 1997)
- Прямое / косвенное: «прямое (что означают слова) и косвенное (что подразумевают слова) коммуникация также имеет свои недостатки. Информация может быть искажена намеренно или непреднамеренно». (Росс 1997)
- Я: Личное отношение и поведение также влияют на восприятие норм, однако оно очень восприимчиво к « эффекту ложного консенсуса»
- Эффект ложного консенсуса — это когда человек думает, что другие думают и действуют так же, как они.(Маллен и Ху)
- Эти разные источники информации о нормах могут иногда приводить к неточному восприятию поведения и отношения других людей (Miller and Prentice 1996).
Допущения
Есть семь допущений подхода социальных норм: [6]
- Действия часто основаны на дезинформации или неправильном восприятии отношения и / или поведения других.
- Когда неправильные представления определяются или воспринимаются как реальные, они имеют реальные последствия.
- Люди пассивно принимают неправильные представления, вместо того чтобы активно вмешиваться, чтобы изменить их, скрывая от других свои истинные представления, чувства или убеждения.
- Последствия неправильного восприятия являются самовоспроизводящимися, поскольку они препятствуют выражению мнений и действий, которые ложно считаются несоответствующими, и поощряют проблемное поведение, которое ошибочно считается нормативным.
- Надлежащая информация о действительной норме будет побуждать людей выражать те убеждения, которые соответствуют истинной, более здоровой норме, и препятствовать проблемному поведению, которое ей не соответствует.
- Лица, которые лично не участвуют в проблемном поведении, могут способствовать возникновению проблемы тем, как они рассказывают о своем поведении.Таким образом, неправильные представления укрепляют убеждения и ценности, которых «носители неправильного восприятия» сами не придерживаются, и способствуют созданию атмосферы, которая способствует проблемному поведению.
- Для того, чтобы норма была увековечена, не обязательно, чтобы большинство в нее верило, а только чтобы большинство верило, что большинство верит в нее.
История
Со времени исследования 1986 года, в котором Берковиц и Перкинс сообщили о неправильных представлениях о потреблении алкоголя среди студентов колледжей, использование и изучение подхода, основанного на социальных нормах, расширились.Он использовался в качестве профилактического метода для различных уровней профилактики: универсальный, с большими группами населения, такими как целые университетские городки; селективный, с целевыми подгруппами, и указанный, с отдельными лицами. [6]
Первое вмешательство в области социальных норм было осуществлено в 1989 году Майклом Хейнсом из Университета Северного Иллинойса, которое нацелено на универсальное население университетского городка и на протяжении многих лет показало значительный успех с точки зрения роста здорового поведения. [13] Это исследование в Университете Северного Иллинойса было проведено на средства гранта в размере 64 000 долларов США.S. Департамент образования Фонд улучшения послесреднего образования (FIPSE). Многие другие университеты с тех пор последовали их примеру и добились аналогичных успехов в сокращении рискованного употребления алкоголя, например колледжи Хобарта и Уильяма Смита, [14] , Университет Аризоны, [15] и Университет Северной Каролины. , [16] и многие другие. [3]
С тех пор, как эти достижения стали широко известны, подход, основанный на социальных нормах, был успешно использован для сокращения курения, [17] вождения в нетрезвом виде, [18] и поведения, связанного с риском заражения ВИЧ, [19] , а также для увеличения использование ремня безопасности. [20]
Он также получил широкое распространение среди подростков и старшеклассников и был использован в попытке снизить потребление алкоголя и курения среди этих групп населения. [13] [21] Недавно были протестированы меры по снижению сексуального насилия, и результаты были признаны «многообещающими». [22]
Критика
Подход, основанный на социальных нормах, не всеми учеными принимается как эффективный метод кампании.Некоторые критикуют этот подход, говоря, что лежащие в его основе предположения ложны. Одно исследование показало, что предполагаемая степень употребления алкоголя не может служить предиктором злоупотребления алкоголем, если учитывать другие нормативные факторы, [23] , а другое исследование показало, что неправильное восприятие проблем с алкоголем не связано с личным потреблением алкоголя. [24] Результаты обоих этих исследований противоречат первому предположению подхода социальных норм: действия часто основаны на дезинформации или неправильном восприятии отношения и / или поведения других.
Другие ученые оспаривают законность вмешательства социальных норм, которое считается успешным. Они говорят, что многие из этих вмешательств имели методологические проблемы, которые могли повлиять на обоснованность их эффективности (например, они не контролировали другие переменные, не имели групп сравнения и т. Д.). [25] Еще одна распространенная критика заключается в том, что они просто неэффективны: общенациональное исследование, в котором сравнивали колледжи, в которых применялись меры по соблюдению социальных норм, с теми, в которых они не проводились, обнаружило, что школы с такими вмешательствами не показали снижения показателей употребления алкоголя, и фактически обнаружило увеличение мер в отношении выпитого ежемесячно алкоголя и общего количества выпитого. [25] Есть также несколько исследований, в которых задокументированы неудавшиеся кампании социальных норм в определенных колледжах. [26] [27] [28]
Жизненный цикл
Подход, основанный на социальных нормах, определяет преувеличенные и действительные нормы населения посредством формирующего исследования, а затем информирует население о фактических нормах посредством кампании сообщений. Следующим шагом является определение эффективности сообщений посредством итоговой оценки.Наконец, результаты оценочного исследования также могут быть использованы для создания новых сообщений для пересмотра кампании сообщений, и, таким образом, кампания носит циклический характер. Ниже приводится более подробное описание этапов кампании по соблюдению социальных норм.
Формирующая оценка
Формирующая оценка — это первый шаг в кампании по соблюдению социальных норм и состоит из опроса населения, а также создания сообщений на основе результатов опроса. Фаза формирующей оценки — это время, когда от аудитории собирается информация о предполагаемых нормах и фактическом поведении.Чтобы подход, основанный на социальных нормах, стал подходящим средством вмешательства, сначала должны быть выполнены два условия:
- Должны быть неправильные представления между фактическим поведением и предполагаемым поведением — Это просто означает, что должна быть разница между тем, что люди делают, и тем, что, по их мнению, делают или во что верят другие люди. Это различие должно быть неправильным восприятием в сторону переоценки проблемного поведения. Если нет никакой разницы, подход социальных норм не подходит.Предостережение: разница есть почти всегда. Иногда требуется более чувствительный инструмент, чтобы выявить неправильные представления.
- По крайней мере половина населения должна вести себя «правильно» — Если более половины населения ведет себя вопреки вмешательству, подход, основанный на социальных нормах, — не лучшая стратегия вмешательства. Поскольку подход, основанный на социальных нормах, предполагает, что люди хотят быть нормальными, если большинство людей (то есть более 50%) ведут себя вредным образом, кампания по информированию о социальных нормах может поощрять вредное поведение.Важно задавать вопросы как об описательных, так и о запретительных нормах.
Геодезия
Самый эффективный способ установить базовые уровни поведения и восприятия — это использовать опросы. Интернет-опросы, например, являются часто используемым методом получения значительного числа откликов. Они особенно подходят для студентов колледжей из-за их знакомства с технологиями, сдерживания населения (т.е. все они являются частью определенного сообщества) и способности студентов проходить опрос в своем собственном темпе и в течение времени. это лучше всего подходит для них.Интернет-опросы не только идеально подходят для студентов, но и очень полезны для исследователей. Они обеспечивают быстрое выполнение анализа данных, более высокую частоту ответов, меньшее количество пропущенных данных и устраняют влияние интервьюера. Другие возможные методы проведения опроса — это карандашные и бумажные опросы, телефонные опросы или личные интервью.
Ниже описывается типичный и тщательный процесс, используемый для опроса населения:
- План
- Решите, какие темы будут освещены
- Решите, когда проводить опрос
- Разработайте полезные вопросы
- Получите стимулы для респондентов — Существует два различных типа стимулов: индивидуальные награды и лотерейные награды.Индивидуальные награды получают каждый, кто заполняет опрос (например, купон на бесплатную пиццу). Награды лотереи выдаются людям случайным образом (например, 10 человек получают подарочный сертификат на 50 долларов). Индивидуальные награды дороже, но дают больше ответов.
- Дизайн обследования
- Уведомление об образце — Часто используется двуствольный метод:
- Предварительное письмо или уведомление по электронной почте — персонализированное уведомление в письме, доставленное за несколько дней до открытия опроса.В письме указываются цель и цель исследования, когда и на какой адрес электронной почты они получат уведомление по электронной почте, как долго опрос будет активен, информация о доступе (идентификаторы, коды доступа), что они получат от него (т. Е. , стимулы), как будет защищена их конфиденциальность, а также контактная информация инспекторов.
- Уведомление по электронной почте — это электронное письмо повторяет большую часть информации из исходного письма, но также содержит ссылку для опроса.
- Напоминание — напоминание часто упоминает предыдущие уведомления, сочувствует, почему респондент, возможно, не заполнил опрос, упоминает важность опроса и снова включает стимулирующую информацию.
Создание кампании
После завершения сбора данных исследователи затем анализируют данные и ищут закономерности, ища несоответствия между фактическим поведением, установками и воспринимаемыми нормами. Когда эти различия согласуются с кампанией и большинство студентов придерживаются полезной идеи, они затем используются в следующем раунде создания сообщения. Например, данные могут показывать, что студенты колледжа сообщают, что они выпили 0–4 напитка во время последней вечеринки, но они считают, что средний студент выпил 5 или более напитков.Обнаружив эту статистику, исследователь может написать сообщение вроде «Большинство студентов выпивают 0–4 напитка на вечеринке», чтобы исправить неверно воспринятую описательную норму.
Наиболее важными описательными исследователями, которые ищут в данных, являются статистические данные 51% или выше или элементы, по которым «большинство» (то есть более 50%) населения придерживается положительного поведения. Эти статистические данные могут иметь место в предписывающих нормах (например, «Большинство студентов считают, что отключаться от слишком большого количества алкоголя — это неправильно»), защитных / здоровых образах поведения (т.е., «Большинство учеников используют назначенного водителя, даже если выпивают только одну или две порции») или другие многочисленные варианты поведения.
Существуют различные компоненты сообщения, которые можно варьировать, с которыми экспериментируют во время предварительного тестирования. Например, исследователи тестируют разный словарный запас (например, «66%» против «Большинство» против «Большинство»), используя разные модели поведения, чтобы выяснить, какие из них являются наиболее легкими и наиболее приемлемыми для выполнения (например, «есть во время питья» или . «отслеживать, пока пьешь»), и используя разную степень цитирования (например,g., большие цитаты по сравнению с маленькими цитатами из источника данных). Эти предварительные сообщения предварительно тестируются на небольших группах, чтобы их можно было уточнить, прежде чем они будут представлены всему населению. Другие аспекты, исследуемые при предварительном тестировании, включают в себя, какие сообщения являются наиболее социально приемлемыми, какие считаются наиболее эффективными и какие сообщения наиболее правдоподобны.
Правдоподобность
Правдоподобность — необходимое, но не достаточное условие для эффективной кампании.Если правдоподобие сообщений низкое, изменений, вероятно, не произойдет, потому что убедительные сообщения попадают в пределы широты отказа аудитории. Другими словами, аудитория отвергнет сообщение, даже не приняв его во внимание. Однако важно также отметить, что если достоверность чрезвычайно высока (например, более 90%), изменение также маловероятно, потому что сообщение недостаточно сложное. Другими словами, он служит только подкреплением, а не элементом изменения. Таким образом, хотя нет никаких конкретных рекомендаций, в идеале стремиться к правдоподобности выше 50%. [29]
При оценке правдоподобия кампании социальных норм, Polonec, Major и Atwood [30] обнаружили, что собственный алкогольный опыт студентов и опыт их друзей способствовали недоверию к сообщению «Большинство студентов в кампусе выбирают выпить от 0 до 4 напитков на вечеринке «. Другое исследование показало, что неверие может быть вызвано предвзятым мнением о питье, которое у студентов развивается еще до того, как они прибывают в университетский городок. [31]
Оценка
После реализации кампании исследователи проводят итоговую оценку, которая измеряет успех кампании.Этот шаг состоит из изучения и оценки прогресса, достигнутого в результате вмешательства, путем оценки результатов и воздействия, затрат и выгод, а также экономической эффективности программы. Исследователи обычно используют опросы, аналогичные тем, которые используются при формирующей оценке. Ниже приведены вопросы, на которые может дать ответ итоговая оценка:
- Произошли ли изменения в восприятии? Подход, основанный на социальных нормах, основан на исправлении неправильных представлений до изменения поведения. Считается, что изменения в поведении происходят в результате исправленного восприятия.Таким образом, цель состоит в том, чтобы население понимало распространенное поведение, чтобы оно не чувствовало, что оно должно соответствовать неверно воспринимаемым нормам поведения. Если количество ложных представлений уменьшилось, то кампания проводилась в соответствии с подходом, основанным на социальных нормах.
- Сколько изменений произошло? Является ли разница значимой или с равной вероятностью она была вызвана случайностью?
- Связано ли изменение с вмешательством? Являются ли наблюдаемые изменения результатом какого-либо другого фактора или есть основания полагать, что программа была основой для изменения? На этот вопрос можно ответить, сравнив результаты со средними по стране.
- Сколько это стоило? Это метод взвешивания преимуществ, достигнутых программой, с ее стоимостью.
Особенно важной частью итоговой оценки является оценка насыщения и охвата рынка. Понятно, что если кампания по соблюдению социальных норм не достигает значительной части целевой аудитории, ее потенциальная эффективность снижается. Если исследователи смогут продемонстрировать, что их кампания имела высокий охват, это укрепит связь вмешательства с положительными результатами.Это также позволяет исследователям узнать, какие методы эффективны для распространения кампании. [32] Необходимо, чтобы аудитория часто подвергалась воздействию сообщений кампании, чтобы изменить неправильные представления. Однако возможна передержка, приводящая к потере доверия и привыканию. [33] Таким образом, важно определить правильную дозировку кампании для достижения максимальной эффективности. Silk et al. [34] предоставляют всестороннюю оценку кампании социальных норм, относящейся к психическому здоровью среди студентов колледжей, выявляя положительные результаты для студентов, которые участвовали в кампании социальных норм (e.g., большая вероятность посещения консультационного центра университета).
После завершения оценки она может помочь вмешательству. Итоговая оценка не только показывает, работает ли программа, но также может служить источником новых сообщений и новых кампаний, предоставляя новые обновленные данные.
Глоссарий
В этой статье обсуждаются следующие ключевые термины, имеющие отношение к подходу социальных норм:
- Плюралистическое невежество : ложное предположение человека о том, что отношение или поведение других отличается от его собственного, хотя на самом деле они схожи. [6]
- Ложный консенсус : неправильное убеждение, что другие похожи на себя, хотя на самом деле это не так.
- Нормы : образец или черта, которые считаются типичными для поведения социальной группы. [6]
- Описательные нормы : Описательные нормы касаются того, что люди на самом деле делают. Они относятся к восприятию «наиболее распространенных действий, фактически проявляемых в социальной группе», [35] (стр. 165), таких как количество и частота употребления алкоголя, и в значительной степени формируются на основе наблюдений за потреблением алкоголя другими людьми.Парк и Смит [36] обнаружили, что описательные нормы могут восприниматься как на личном, так и на общественном уровне, и определяют их как «индивидуальные убеждения относительно популярности рассматриваемого поведения» (стр. 196), либо среди других уважаемых людей. или общество в целом.
- Судебные запреты : Судебные нормы касаются того, что люди считают правильным, исходя из морали или убеждений. Perkins [35] определяет их как «широко разделяемые в социальной группе убеждения или ожидания относительно того, как люди в целом или члены группы должны вести себя в различных обстоятельствах» (стр.165). Парк и Смит [36] отмечают, что предписывающие нормы могут также восприниматься на личном или социальном уровне, определяя их как «индивидуальные убеждения относительно одобрения или неодобрения рассматриваемого поведения» (стр. 196) либо по оценкам другие или члены общества.
- Формирующая оценка : Первый шаг в кампании социальных норм, которая заключается в опросе населения, а также в создании сообщений на основе результатов опроса. Фаза формирующей оценки — это время, когда от аудитории собирается информация о предполагаемых нормах и фактическом поведении. a b Montclair-SNorms «Социальные нормы — здоровье — Государственный университет Монклера» [ постоянная мертвая связь ] , Государственный университет Монтклера, 2008, утверждает, что Алан Д. Берковиц и Х. Уэсли Перкинс первым предложил подход, основанный на социальных нормах. Алан Берковиц — независимый «консультант, который помогает университетам, колледжам, агентствам здравоохранения и сообществам разрабатывать программы, направленные на решение вопросов здравоохранения и социальной справедливости». a b c d e23
h
Берковиц, AD (2005). «Обзор подхода социальных норм». В L. Lederman & L. Stewart (Eds.), Изменение культуры употребления алкоголя в колледже: социальная коммуникационная кампания по вопросам здоровья (193-214) . a b Park, H. S., & Smith, S. W. (2007). «Своеобразие и влияние субъективных норм, личных описательных и предписывающих норм, а также социальных описательных и предписывающих норм на поведенческие намерения: случай двух видов поведения, критически важных для донорства органов». Human Communication Research , 93, 194-218.
Внешние ссылки
.2 Нормы в военной среде | Контекст военной среды: программа фундаментальных исследований социальных и организационных факторов, относящихся к малым подразделениям
Эпштейн, С. (1990). Когнитивно-эмпирическая теория себя. В издании Л. Первина, Справочник по личности: теория и исследования (стр. 165-192). Нью-Йорк: Публикации Гилфорда.
Evans, J.St.B.T. (2007). О разрешении конфликта в теории рассуждений с двойным процессом. «Мышление и рассуждение», 13 (4): 321-339.
Evans, J.St.B.T. (2008). Двойная обработка рассуждений, суждений и социального познания. Annual Review of Psychology, 59: 255-278.
Evans, J.St.B.T. (2010). Интуиция и рассуждение: точка зрения двойного процесса. Психологический справочник, 21 (4): 313-326.
Evans, J.St.B.T. (2012). Вопросы и вызовы новой психологии рассуждения. Мышление и рассуждение, 18 (1): 5-31.
Fine, G.A. (2001).Принятие норм: грибы и культура ожиданий и объяснений. В M. Hechter и K.D. Опп, ред., Социальные нормы (стр. 139–164). Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.
Фишбейн М. и Айзен И. (1975). Убеждение, отношение, намерение и поведение: Введение в теорию и исследования. Рединг, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
Фишбейн М. и Айзен И. (1977). Отношения отношения и поведения: теоретический анализ и обзор эмпирических исследований. Психологический бюллетень, 84: 888-918.
Габриэль Р.А. и П.Л. Дикарь. (1979). Кризис в командовании: бесхозяйственность в армии. Нью-Йорк: Хилл и Ван.
Гайиот, М.Т., С.А.Гиттер, М.Д. Бейкер, Р.Ф. Баумейстер. (2012). Нарушение правил: низкая черта или государственный самоконтроль усиливают нарушения социальных норм. Психология, 3 (12): 1,074–1083.
Гоффман Э. (1961). Приюты: Очерки социального положения душевнобольных и других заключенных. Гарден-Сити, Нью-Йорк: якорные книги.
Грин, Д.Д., С.А. Морелли, К. Ловенберг, Л.Е. Нистром и Дж.Д. Коэн. (2008). Когнитивная нагрузка выборочно мешает утилитарному моральному суждению. Cognition, 107 (3): 1,144-1,154.
Хокинс, Дж. П. (2005). Армия надежды, Армия отчуждения: культура и противоречия в американской армии Сообщество холодной войны Германия , 2-е изд. Таскалуса: Университет Алабамы Press.
Хехтер М. и К.Д. Опп. (2001). Социальные нормы . Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.
Heckathorn, D.D. (1990). Коллективные санкции и нормы соблюдения: формальная теория группового социального контроля. Американский социологический обзор, 55: 366-384.
Хоффман, Л. (1995). Вертикаль еще не становится горизонталью. Отчет № A201144. Вашингтон, округ Колумбия: Национальный военный колледж.
Homans, G.C. (1950). Группа людей. Нью-Йорк: Харкорт, Брейс.
Хорн, К. (2009). Награды за наказание: относительная теория соблюдения норм. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Янис, И.Л. (1972). Жертвы группового мышления: психологическое исследование внешнеполитических решений и фиаско. Бостон, Массачусетс: Хоутон, Миффлин.
Канеман Д. (2012). Мыслить быстро и медленно. Лондон, Великобритания: Penguin Books.
Канеман Д. и С. Фредерик. (2005). Модель эвристического суждения.В К.Дж. Holyoak и R.G. Morrison, Eds., Кембриджский справочник по мышлению и рассуждению (стр. 267-293). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Канеман Д. и Тверски А. (1984). Выбор, ценности и рамки. Американский психолог, 39 (4): 341-350.
Кейзер, К., С. Линденберг и Л. Стег. (2008). Распространение беспорядка. Science, 322 (5908): 1,681–1685.
Керр, Н.Л. и Р.С. Тиндейл. (2004). Работа группы и принятие решений. Annual Review of Psychology, 55: 623-655.
MacLeish, K.T. (2013). Война в форте Худ: жизнь и неопределенность в военном сообществе. Princeton, NJ: Princeton University Press.
.
Leave A Comment