Разгром русского флота во Втором Роченсальмском сражении
Битва при Роченсальме. Юхан Титрих Шульц
230 лет назад состоялось Второе Роченсальмское сражение. Шведский флот нанёс тяжелое поражение русской гребной флотилии под командованием принца Нассау-Зигена. Это позволило Швеции заключить почётный мир с Россией.
Преследование противника
В ходе Выборгского сражения («Как Чичагов упустил возможность уничтожить шведский флот») шведский корабельный и гребной флот ценой больших потерь смог прорваться и избежать полной гибели в окружении. Парусные корабли шведов ушли на ремонт в Свеаборг. Гребной флот под командованием короля Густава III и флаг-капитана подполковника Карл Олафа Кронстедта остался в Роченсальме (Свенскзунде). Здесь уже стоял померанский шхерный дивизион — 40 судов. Шведское командование значительно укрепило оборону военно-морской базы. В частности, на островах разместили артиллерийские батареи. Шведские корабли закрепились на рейде мощным Г-образным строем, став на якорь. Шведская флотилия насчитывала около 200 вооруженных судов, включая 6 фрегатов и 16 галер, по разным данным, 12,5—14 тыс. человек экипажа. Шведы имели здесь около 100 канонерских лодок с 450 тяжелыми орудиями. Кроме того, было большое количество транспортов.
Таким образом, шведская флотилия стояла на крепкой позиции южнее большого рейда. Северный проход был завален, заблокирован. Между большими кораблями стояли галеры и канонерки, на флангах за островами – бомбардирские суда. На островах поставлены батареи. Фланги прикрывали канонерские лодки.
Русской гребной флотилией, которая преследовала противника, командовал вице-адмирал Карл Нассау-Зиген. Храбрый флотоводец жаждал победы. Принц уже бил врага в Роченсальме в августе 1789 года. Русские корабли вышли к Роченсальму в ночь на 28 июня (9 июля) 1790 года и решили с ходу атаковать врага, несмотря на неблагоприятный для наших судов ветер. Очевидно, русское командование недооценило противника, считая, что враг деморализован и не окажет сильного сопротивления. Также рассчитывали на превосходство в корабельной артиллерии. Поэтому русские даже не провели разведку. Русская флотилия насчитывала около 150 судов, включая около 20 гребных фрегатов, 15 средних судов, 23 галеры и шебеки, свыше 18 тыс. человек.
Разгром
Принц Нассау решил атаковать только с одной стороны (в ходе первого Роченсальмского сражения наступали с двух сторон). Утром русские корабли атаковали южный фланг противника. В авангарде был Слизов с канонерскими лодками и плавучими батареями. В разгар боя, когда наши парусные суда стали выходить в первую линию, в интервалы между судами гребного флота, канонерки Слизова из-за сильного утомления гребцов и ветра были брошены на линию галер. Строй смешался. Шведские суда этим воспользовались, пошли на сближение и открыли сильный огонь, который нанёс серьёзные повреждения русским кораблям.
Активный огонь русских плавучих батарей на некоторое время исправил положение. Суда стали занимать свои места, сражение с новой силой разгорелось по всей линии. Однако ветер усилился и мешал движению наших судов. Качка не давала вести прицельный огонь. Гребцы падали от изнеможения. Шведские корабли стояли на якоре, из-за островов обстреливали противника. Русская флотилия несла потери. После пятичасового упорного боя, когда часть вражеской флотилии стала обходить наши суда, русские канонерки начали отход на юг.
В результате на этот раз превосходство было на стороне шведов. Погода была неблагоприятная, русские суда отбрасывались сильным ветром, их движение и маневрирование было затруднено. Русские попали под сильный огонь береговых батарей и стоявших на якоре шведских галер и канонерок. Затем, умело маневрируя, канонерки неприятеля перешли на левое крыло и атаковали русские галеры. Русский строй смешался, началось отступление. В ходе беспорядочного отхода большинство русских фрегатов, галер и шебек было разбито о скалы, опрокинулось и утонуло. Некоторые русские суда стали и на якорь и оказали сопротивление. Но преимущество было за противником, и они были сожжены или взяты на абордаж.
Утром 29 июня (10 июля) шведы сами атаковали и отогнали разбитую русскую флотилию от Роченсальма. Русские потеряли около 7400 человек убитыми, ранеными и пленными. Было потеряно 52 судна, включая 22 крупных. Шведы захватили русский флагман – «Катарину». Шведский флот потерял всего несколько судов и около 300 человек.
Командующий русской флотилией принц Нассау-Зигенский признал, что причиной главной поражения была его самоуверенность и легкомыслие. Он отослал русской императрице все пожалованные ему ордена и награды. Но Екатерина была милостивой и вернула их со словами: «Одна неудача не может истребить из моей памяти, что Вы 7 раз были победителем моих врагов на юге и на севере».
Стоит отметить, что Роченсальм не мог оказать серьёзного влияния на ход кампании. Русские вооруженные силы сохранили инициативу. Получив из Кронштадта и Выборга подкрепления, русская гребная флотилия вернулась к Роченсальму и блокировала шведов. Русские готовились к новой атаке на Роченсальм. Русская армия в Финляндии вела наступление на Свеаборг, где стоял парусный флот противника. Русский корабельный флот блокировал Свеаборг. То есть продолжение войны вело к полному разгрому Швеции.
Верель
Однако неудачное для Балтийского флота сражение имело крупные политические последствия. Престиж короля Швеции и его флота в Европе, пошатнувшийся после Ревеля, Красной Горки и Выборга, был восстановлен. Сражение при Свенскзунде (в проливе Свенскзунд) считается самой блестящей победой в военно-морской истории Швеции. Шведы смогли начать мирные переговоры на равных условиях. Екатерина Вторая, которая с самого начала смотрела на этот конфликт как на досадную помеху в войне с Турцией, продолжать кампанию также не желала. 3 (14) августа 1790 года был подписан Верельский мир. От имени России договор подписал генерал-поручик Осип Игельстрём, от Швеции – генерал Густав Армфельт. Две державы решили сохранить статус-кво, никаких территориальных изменений не произошло. Россия отказалась от некоторых формулировок Ништадтского и Абоского договоров, по которым Петербург имел право вмешиваться во внутренние дела Шведского королевства.
15 блистательных побед русского флота
Самые яркие боевые страницы связаны с действиями против Швеции и Турции, соперниками России на Балтийском, Чёрном и Эгейском морях. Каждый из этих противников — и Швеция, и Турция — в результате менее чем столетней последовательной военной борьбы перестали существовать как военно-морские державы.
Кратко охарактеризуем наиболее славные победы русского флота:
1. «Русский орёл мух не ловит». Гангутское сражение 27 июля (7 августа) 1714 года. Сражение произошло во время Северной войны 1700-1721 годов между русскими и шведскими эскадрами в Балтийском море, около полуострова Ханко.
Целью русского флота была высадка войска для усиления русского гарнизона в Або в современной Финляндии. Шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, и ещё 11 судов) под командованием адмирала Г. Ваттранга преградил путь русскому гребному флоту (99 галер, скампавей и вспомогательных судов) с десантом в пятнадцать тысяч человек под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина.
Лично Пётр I решил применить тактический манёвр и перебросить часть своих галер через перешеек севернее Гангута. Шведский командующий отрядил эскадру адмирала Эреншёльда (1 прам «Элефант» (в переводе «Слон»), 6 галер и 3 шхербота, 116 орудий, 941 моряка), чтобы воспрепятствовать русским.
Но воцарившийся штиль помог русскому флоту пройти мимо шведского и взять на абордаж всю эскадру Эреншёльда. Шведов было убито 361 человек, а остальные взяты в плен. Русские потеряли 127 человек, и 342 было ранено.
Победа была ознаменована воздвижением арки с изображением Орла, сидящего на спине Слона с надписью «Русский орёл мух не ловит».
2. «Добрый почин». Эзельское сражение 24 мая (4 июня) 1719 года между русскими и шведскими эскадрами на Балтике, около острова Сааремаа, современная Эстония. Семь русских кораблей атаковали 3 шведских и заставили их спустить флаги. Потери шведов составили 50 человек убитых, 14 раненых, ещё 387 сдались в плен. Это была первая победа в морской артиллерийской дуэли корабельного русского флота.
Царь Пётр I назвал эту победу «добрым почином».
Император Пётр I. Фото: www.globallookpress.com
3. «Приблизивший Ништадтский мир». Гренгамское сражение 27 июля (7 августа) 1720 года
Русский потери: 82 убито, 236 ранено.
4. «Граф Орлов Чесменский». Чесменская битва 24-26 июня (5-7 июля) 1770 года, в ходе Первой Архипелагской операции русского флота (9 линейных кораблей, 3 фрегата, и около 20 вспомогательных судов, около 6 500 человек) под командованием графа А. Г. Орлова в Эгейском море против турецкого флота (16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых судов, около 15 000 человек) под командованием капудан-паши Хусамеддина Ибрагим-паши. Загнав турецкий флот в результате Хиосского боя (по одному кораблю с обеих сторон взорвались) в Чесменскую бухту, русский флот (потери 4 брандера и около 20 человек) сжёг его своим артиллерийским огнём и действиями своих брандеров в последующие два дня. Турки потеряли 15 линейных кораблей, 6 фрегатов, большинство мелких судов, около 11 000 человек. Один линейных корабль и 5 галер были захвачены русскими моряками.
Русский командующий получил право прибавить к своей фамилии наименование «Чесменский».
5. «Уничтожение Дульционистского флота». Патрасское сражение 26-29 октября (6-9 ноября) 1772 года, в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов в Эгейском море. Русская эскадра (2 линейных корабля, 2 фрегата и три мелких судна, 224 пушки) под командованием капитана 1-го ранга М. Т. Коняева разгромила турецкую эскадру (9 фрегатов, 16 шебек, 630 пушек) под командованием капудан-паши Мустафы-паши. В ходе трёхдневного сражения были уничтожены русской артиллерией и сгорели от брандскугелей 9 фрегатов, 10 шебек и более 200 турок. Русские потери: 1 убит и 6 ранены.
6. «Рубка на рейде». Первое Роченсальмское сражение 13(24) августа 1789 года
7. «Прогон сквозь строй». Ревельское сражение 2 (13) мая 1790 на Балтике во время русско-шведской войны 1788–1790 гг. Корабли шведского флота (22 линейных корабля, 4 фрегата и 4 вспомогательных судна) под командованием герцога Карла Зюдерманландского, проходя мимо боевой линии русского флота (10 линейных кораблей, 5 фрегатов и 9 вспомогательных судов) под командованием адмирала В. Я. Чичагова, по очереди подверглись долговременному сосредоточенному огню всей русской артиллерии, были «прогнаны сквозь строй», терпя жестокие повреждения. В результате шведы потеряли 1 корабль уничтоженным, 1 взятым в плен и 1 посаженным на мель, 61 моряк был убит, 71 ранен и 520 взяты в плен. Русские потери: 8 убитых и 27 раненых.
8. «Трафальгар Балтики» или «Выборгские шпицрутены». Выборгское сражение 22 июня (3 июля) 1790 года на Балтийском море в ходе той же русско-шведской войны. Русский флот (50 линейных кораблей и фрегатов, 20 галер, 8 гребных шхерных фрегатов, 52 малые галеры, 21.000 матросов и солдат) под командованием адмирала В. Я. Чичагова блокировал шведский флот (22 линейных корабля, 13 фрегатов, 366 малых судов, 3 000 орудий, 30 000 матросов и солдат) под командованием короля Густава III и принца Карла Зюдерманландского в Выборгском заливе, после очередной неудачной попытки захватить Санкт-Петербург. Прорываясь, шведы потеряли 7 линейных кораблей, 3 фрегата, почти 60 малых кораблей и до 7 тысяч убитыми, ранеными и пленными. Русские потеряли 117 убитыми и 164 ранеными.
Адмирал Ф. Ф. Ушаков. Фото: www.globallookpress.com
9. «Контр-адмиралу Ушакову великое спасибо». Сражение у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 года во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов между русским флотом (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, и 17 других судов, 837 пушек) под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова с турецким флотом (10 линейных кораблей, 8 фрегатов, 36 других судов, 1100 пушек) под командованием Капудан-паши Гиритли Хусейн-паши, шедшим на завоевание Крыма. Сконцентрировав артиллерийский натиск на турецкий флагман, русский командующий получил победу. Турки бежали, потеряв один корабль, понеся большие потери в составе своего десанта.
Императрица Екатерина II выразила нашему командующему «контр-адмиралу Ушакову великое спасибо».
10. «Неожиданное нападение». Сражение у мыса Тендра 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года в Чёрном море во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Русский Черноморский флот (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, и 21 вспомогательное судно, 830 пушек) под командованием контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова неожиданно напал на стоящий на якорях турецкий флот (14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судна, 1 400 пушек) под командованием Гиритли Хусен-паши и опрокинул его строй. Турки потеряли 2 линейных корабля и 3 вспомогательных судна, флагманский линейный корабль был захвачен в плен, более 2 000 человек было убито. Ещё один линейный корабль и несколько вспомогательных турецких судов затонули по дороге домой. Русские потери: 21 убитый, 25 раненых.
11. «Спуститься на неприятеля». Сражение при Калиакрии 31 июля (11 августа) 1791 года. Нынешняя Северная Болгария, русско-турецкая война 1787-1791 годов. Русский флот (15 линейных кораблей, 2 фрегата и 19 вспомогательных судов) под командованием контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова прошёл между турецким флотом (18 линейных кораблей, 17 фрегатов и 48 вспомогательных судов) под командованием Гиритли Хусен-паши и береговыми батареями и заставил турок бежать. Турки понесли большие потери. Флагманский корабль затонул в проливе у Константинополя.
12. «У самой столицы Османской Империи». Дарданелльское сражение, 10 (22)-11 (23) мая 1807 года в Эгейском море, у пролива Дарданеллы во время русско-турецкой войны 1806-1812 годов. Проводя свою Вторую Архипелагскую операцию, русский флот (10 линейных кораблей, 1 фрегат) под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина в результате сражения заставил турецкий флот (8 линейных кораблей, 6 фрегатов, 55 вспомогательных судов) под командованием капудан-паши Сеита-Али уйти обратно в проливы с потерей 3 кораблей и около 2 000 человек.
Русские потери: 26 убитых и 56 раненых.
13. «Между Афоном и Лемносом». Афонское сражение, 19 июня (1 июля) 1807 года в Эгейском море, между полуостровом Афон и островом Лемнос. Русский флот (10 линейных кораблей) под командованием того же вице-адмирала Д. Н. Сенявина нанёс сокрушительное поражение вышедшему вновь из проливов турецкому флоту (10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 3 шлюпа и 2 брига) под командованием того же капудан-паши Сеита-Али.
Турки потеряли 2 линейных корабля, 2 фрегата, 1 шлюп, до 1 000 человек были убиты. Один линейный корабль был захвачен вместе со 774 пленными. Ещё два корабля так и не вернулись в Дарданеллы.
Потери русских: 77 убитых и 189 раненых.
Османская Империя потеряла боеспособность своего флота на целое десятилетие.
14. «Поступленно будет с неприятелем по-русски». Наваринское сражение 8 (20) октября 1827 года, Эгейское море. При прощании с русской эскадрой (9 кораблей) под командой контр-адмирала Л.П. Гейдена, на корабле «Азов» Император Николай I произнёс: «Надеюсь, что в случае каких-либо военных действий поступленно будет с неприятелем по-русски».
Соединённая русско-англо-французская эскадра (10 линейных кораблей (4 русских, 3 английских, 3 французских), из 10 фрегатов (4 русских, 4 английских, 2 французских), 4 брига, 2 корветов (1 русский), и 1 тендер) поддерживала греческое освободительное движение и столкнулась с противодействием турецкого флота (3 линейных корабля, 17 фрегатов, 30 корветов, 28 бригов, более 10 других судов). Сражение произошло в Наваринской гавани, где были уничтожены свыше 60 турецких кораблей и более 4 000 матросов. Особо отличился флагманский линейный корабль «Азов» русской эскадры, уничтоживший пять турецких кораблей, в том числе и турецкий флагман. Впервые в русском флоте «Азову» был присвоен за это сражение Георгиевский флаг.
Потери союзников: 181 убитых и 480 раненых.
«Синопская резня». Фото: www.globallookpress.com
15. «Синопская резня». Синопское сражение 18 (30) ноября 1853 года. Место действия — Чёрное море во время Крымской войны 1853-1856 годов. Русская эскадра (6 линейных кораблей, 2 фрегата, 3 парохода, 720 пушек) под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова в гавани черноморского побережья Турции разгромила турецкий флот (7 фрегатов, 3 корвета, 2 парохода и 2 транспорта, 478 пушек и 44 береговых орудий) под командованием вице-адмирала Осман-паши.
Турки потеряли все 7 фрегатов, 2 корвета, около 3 000 человек были убиты и ранены, 200 пленных (вместе с адмиралом).
Синопское сражение стало последним крупным сражением парусных флотов.
О людях подвига и победы, деяния которых мы описали, лучше всех сказал великий М. И. Кутузов: «Железная грудь ваша не страшится ни суровости погод, ни злости врагов: она есть надёжная стена Отечества, о которую всё сокрушится».
Причины разгрома русской эскадры в Цусимском сражении: historical_fact — LiveJournal
14 (27) мая — 15 (28) мая 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра, шедшая на помощь 1-й Тихоокеанской эскадре, заблокированной в Порт-Артуре, была разгромлена японским флотом. Термин «Цусима» даже стал нарицательным обозначением любого фиаско. Потрясение русских моряков и всех россиян понять легко, ведь потери в кораблях были огромны. Общий шок позволил российской оппозиции яростно обвинять «гнилое самодержавие», которое якобы «не смогло подготовить флот к войне». Цусимская катастрофа стало одной из причин революционных событий в 1905-1906гг.Русская эскадра в походе
Попытаемся спокойно рассмотреть действия сторон по основным пунктам и разобраться, как говорится, «без политики».
1. Корабельная артиллерия.
По орудиям крупного калибра (254—305 мм) значительное преимущество было на стороне русской эскадры — 41:17; по среднему калибру лидировали японцы: 200 мм — 6:30, 150 мм — 52:80. Русские 12-дюймовые снаряды наносили противнику огромный ущерб. Например, на броненосце «Фудзи» русский снаряд пробил 6-дюймовую броню у правого орудийного порта, прошел вдоль орудия и разорвался на верхней траверсе. Тыльная плита была выбита взрывом и вылетела за борт, а большая часть крыши была сорвана. Находившийся в орудии полузаряд вспыхнул, загорелись также находившиеся в верхнем заряднике 8 четвертьзарядов, 8 человек погибло и 9 человек было ранено. Были и другие повреждения.
Ясно, что японцам нужно было как можно быстрее устранить русское преимущество в крупнокалиберной артиллерии и они выполнили эту задачу, в 1-ю очередь уничтожив лучшие русские броненосцы. В итоге мощная русская артиллерия вела огонь недолго и не смогла причинить кораблям адмирала Того фатальные повреждения.
Броненосец «Микаса» получил около 40 попаданий и потерял 113 человек. На корабле, не считая мелких, вышли из строя одно 305-мм и два 152-мм орудия. Этот японский броненосец стрелял не быстрее, чем русский броненосец «Орел»; он израсходовал всего 124 снаряда главного калибра.
Повреждения внутри корпуса на броненосце «Микаса»
Русский броненосец «Орел» получил около 70 попаданий снарядами калибром от 152 до 305 мм. Внешняя картина разрушений была впечатляющей — многочисленные пробоины небронированного борта, искалеченные надстройки, разрушенные и обгоревшие ростры, шлюпки. Корабль был серьезно поврежден, экипаж потерял 41 человека убитыми и 87 человек ранеными. Однако он сохранил ход и значительную часть боеспособности, в том числе три 305-мм, пять 152-мм и десять 75-мм орудий. Эффект неприятельских попаданий сказался на интенсивности огня броненосца, тем не менее он 14 мая выпустил по противнику сто восемьдесят пять 305-мм и более восьмисот 152-мм снарядов.
Броненосец «Орел» после сражения
2. Боеприпасы.
Русские бронебойные снаряды обладали серьезными недостатками: малое количество взрывчатки, чрезвычайно тугой взрыватель (рассчитанный на срабатывание только после пробивания снарядом брони), из-за чего при попадании в небронированную часть борта или надстройку они не всегда не взрывались. Из двадцати четырех 305-мм снарядов, попавших в японские броненосные корабли, не разорвались восемь (33%). Это, без сомнения, отрицательно сказалось на эффективности их воздействия. Но русские снаряды в этом сражении пробили броневые казематы 152-мм орудий на «Mikasa» и «Shikishima» (шестидюймовую броню Терни), на «Azuma» — шестидюймовую броню Круппа. Серьезнее пострадал крейсер «Asama» — снаряд пробил толстую броню кормовой оконечности и повредил рулевое управление.
Однако не стоит считать, что японские снаряды были значительно лучше русских. В японских 305-мм фугасных снарядах с очень чувствительным взрывателем 8,5% массы занимала шимоза (лиддит, или мелинит), превосходившая по бризантному действию бездымный порох русских аналогов. Эти снаряды легко повреждали надпалубные постройки русских кораблей, но не пробивали мал-мальски приличную броню. И еще: в отличие от русских снарядов японские имели крайне неприятное свойство разрываться в стволах своих собственных орудий. Например, в Цусимском сражении крейсер «Ниссин» таким образом потерял три 8-дюймовых орудия из четырёх.
Повреждения на японском крейсере «Ниссин» — орудийная башня главного калибра лишилась обоих стволов
Главным итогом решающего дневного боя стала гибель ядра русской эскадры — броненосцев «Император Александр III», «Князь Суворов» и «Бородино», а также быстроходного «Ослябя». Четвертый броненосец типа «Бородино» — «Орел» получил большое количество попаданий, но сохранил боеспособность. Из 360 попаданий крупных снарядов около 265 приходилось на долю вышеупомянутых кораблей. Русская эскадра вела менее сосредоточенный огонь, и, хотя главной целью являлся броненосец «Микаса», в силу невыгодного положения русские артиллеристы были вынуждены переносить огонь на другие корабли противника.
Главной причиной гибели четырех лучших русских кораблей явилась не чудодейственность японских снарядов (кстати, после войны японцы от них отказались), а большое количество попаданий. Броненосцы типа «Бородино» до самого конца сохраняли целым свой бронированный борт, обеспечивавший необходимую плавучесть. Но многочисленные попадания привели к образованию огромных пробоин в легком небронированном борту, куда заливалась вода от постоянно рвавшихся вблизи снарядов. Роковую роль сыграли многочисленные пожары; во время их тушения на палубы обрушивали огромное количество воды. Попадая внутрь, она способствовала снижению остойчивости и появлению крена. Сам по себе он не был опасен, так как при налаженной трюмной службе быстро спрямлялся. Однако русские корабли были перегружены углем, поэтому верхний броневой пояс погружался в воду при крене 6,5 градусов вместо 10,5 по проекту.
Японцам из-за низких боевых характеристик снарядов нужно было добиться большого количества попаданий в русские корабли, компенсировав качество количеством. Японский командующий Того сумел обеспечить это, взяв голову русской колонны в полукольцо благодаря значительному превосходству в скорости. Грамотно выбранный Того маневр «черта над Т» (еще встречается термин «петля Того»)позволил ему разгромить мощную русскую броненосную эскадру почти без потерь.
3. Скорость хода кораблей.
Преимущество японских кораблей в скорости стало основным фактором, обусловившим гибель русской эскадры. Русская эскадра вела бой на скорости 9 узлов; японский флот — 16. Причем следует отметить, что большинство русских кораблей могли развивать куда больший ход. Русские превосходили противника по количеству новейших броненосцев. Четыре русских броненосца типа «Бородино» могли развивать скорость до 18 узлов, многие русские корабли 2-го и 3-го боевых отрядов могли дать скорость в 12-13 узлов.
Связав русскую эскадру тихоходными транспортами и устаревшими кораблями, которые были бесполезны, командующий эскадрой адмирал Рожественский предопределил исход боя. Имея большое преимущество в скорости, японский флот вел бой в выгодных для себя условиях. Длительный дневной бой был отмечен рядом пауз, когда противники теряли друг-друга из вида и у русских кораблей вроде бы появлялся шанс прорыва, но невысокая скорость сопровождения транспортных судов приводила к тому, что противник снова настигал русскую эскадру.
4. Управление сражением (человеческий фактор).
Здесь все ясно, японский командующий Того полностью переиграл русского командующего Рожественского. Собственно, конкретно этот «человеческий фактор», а вовсе не гипотетическое «гнилое самодержавие», стал главной причиной катастрофы, постигшей русскую эскадру. Переход командования от раненого Рожественского к адмиралу Небогатову уже не мог ничего изменить, ведь главные ошибки совершены были еще до начала сражения.
Японские корабли в боевом строю ведут огонь
Общий вывод.
Вне всякого сомнения, русская эскадра имела все возможности сразиться с японским флотом достойно. Русские корабли имели достаточное бронирование и вполне современную артиллерию, значительная часть эскадры имела не уступающую противнику скорость. Японцы одержали победу только из-за критических ошибок, допущенных адмиралом Рожественским. Превосходство в скорости позволило им применить оружие в выгодной обстановке и, сосредоточив огонь на лучших русских броненосцах, добиться большого количества попаданий и потопления или фатальных повреждений. Классический маневр японцев был направлен на создание благоприятных условий для действия артиллерии и, благодаря значительному превосходству в скорости, был успешно выполнен. В общем итоге 22 русских боевых корабля пошли на дно, 5045 русских моряков погибли. Японцы потеряли всего 3 миноносца, людские потери были также незначительны. Россия, потерпев худшую в истории своего флота катастрофу, оказалась отброшенной в разряд второстепенных морских держав.
Что могли сделать и не сделали адмирал Рожественский и Главное командование флотом? Возможны следующие варианты:
1. Не отправлять эскадру в беспримерный труднейший поход фактически вокруг света, не имея надежных баз ремонта и снабжения на ТВД. Все равно исход войны решался на суше.
2. Отделить вспомогательные суда от главных сил, направив их во Владивосток под охраной крейсеров вокруг Японии или оставив их до окончания сражения в районе одного из китайских портов.
3. Послать на ТВД не огромную громоздкую эскадру, а отряд быстроходных крейсеров, которые бы устроили морскую блокаду Японии.
Опыт русско-японской войны внимательно изучали эксперты всех морских держав. Он оказал большое влияние на дальнейшее развитие флотов и военно-морского искусства. Так, прием охвата головы теоретики признали классическим и рекомендовали как универсальный. Возросшие дистанции боя уменьшили значение орудий среднего калибра; это потребовало пересмотра системы артиллерийского вооружения. Возникла необходимость разработки новых способов управления огнем, которые бы обеспечили его эффективность на больших дистанциях. Применение мощных фугасных снарядов заставило еще больше увеличить площадь бронирования борта, а увеличение дистанции боя — усилить горизонтальную защиту. Отчетливо выявилось значение живучести и остойчивости кораблей, а также превосходства в скорости хода. Цусимское сражение закончило историю броненосцев и дало старт эпохе линкоров.
Источники:
Причины поражения в Цусимском сражении http://www.korabli.eu/blogs/bronenoscy/srazheniya/prichiny-porazheniya-cusima
5 причин поражения в Цусимском сражении http://planet-today.ru/stati/vzglyad-na-istoriyu/item/10818-pyat-prichin-porazheniya-v-tsusimskom-srazhenii
Повреждения японских кораблей в Цусимском сражении http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=7620
8 июля (19 июля) 1790 года произошло Керченское сражение
8 июля (19 июля) 1790 года произошло Керченское сражение между русской и турецкой эскадрами. В ходе него русские корабли под началом контр-адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова нанесли поражение турецким Военно-морским силам и сорвали высадку турецкого десанта на Крымский полуостров. Этот морской бой является одним из примеров использования новой манёвренной тактики, основы которой были заложены русским флотоводцем Федором Фёдоровичем Ушаковым во 2-й половине 18 столетия.
Предыстория
В начале мая 1783 года перед Ахтиарской бухтой, расположенной в юго-западной части Крымского полуострова, появилась эскадра Азовской флотилии. Это был отряд под командованием вице-адмирала Ф. А. Клокачёва. Уже в этом же месяце началось строительство города и порта, который первое время назвался Ахтиарским. В феврале 1784 года появился указ русского правительства, где официально объявлялось о основании военного порта Севастополь (с греч. «Знаменитый город», «Величественный город», «Город славы»). С этого времени открылась история русского Черноморского флота. Основой для создания нового флота стали корабли Азовской флотилии. Однако вскоре флот стал пополняться кораблями, построенными на верфях Херсона. Этот новый портовый город, основанный вблизи устья Днепра в июне 1778 года, стал главным кораблестроительным центром Южной России. В 1784 году в Херсоне спустили на воду первый линейный корабль Черноморского флота. Здесь же учредили Черноморское Адмиралтейство.
Создание Черноморского флота шло в сложных условиях: огромные территории Северного Причерноморья были в тот период отдалённой окраиной империи, где только начали осваивать плодородные земли, строить города, прокладывать дороги и создавать промышленную базу. Петербург в целях ускорения пополнения Черноморского флота решил перевести эскадру с Балтийского моря. Шесть фрегатов вышли из Кронштадта, совершили поход вокруг Европы и дошли до Дарданелл. Однако турки отказались пропускать русские корабли в Чёрное море. Целый год шли безрезультатные переговоры, но Стамбул отказался пропускать русскую эскадру. Порта стремилась не допустить укрепления России на Чёрном море, взять реванш за прошлые поражения и вернуть потерянные земли и прежде всего Крымский полуостров. Турки мечтали отбросить Россию от Чёрного и Азовского морей и восстановить то положение, которое существовало на южных русских рубежах в течение нескольких столетий.
Дипломатическая борьба между двумя великими державами обострялась с каждым годом. Реваншистские планы турецкой элиты поддерживались правящими кругами Франции и Англии. Лондон и Париж хотели отбросить Россию от Балтийского и Чёрного морей, не допустить прорыва русских в Средиземное море. В начале августа 1878 года русскому послу в Стамбуле-Константинополе Я. И. Булгакову был предъявлен ультиматум, в котором турки требовали вернуть Крымский полуостров и пересмотреть ранее заключённые соглашения между Петербургом и Портой. Русский посол отверг эти наглые требования и был арестован. Подобный шаг турецкого правительства означал начало войны между Османской империей и Россией. Одновременно турецкий флот вышел из Босфора к Днепровско-Бугскому лиману. Руководил эскадрой «Крокодил морских сражений» — Гассан-паша.
Русский флот на Чёрном море не был готов к войне. Морская инфраструктура и Черноморский флот находились на стадии первоначального строительства. Не хватало запасов, материалов, вооружений и кораблей. Чёрное море в навигационном отношении было изучено слабо. Турция обладала на море подавляющим превосходством. Только по числу фрегатов русский и турецкий флоты были примерно равны, по всем остальным типам кораблей Черноморский флот уступал врагу в несколько раз. Так, в начале войны примерно 20 турецким линейным кораблям Россия могла противопоставить на Черноморском театре военных действий только 4 корабля. Кроме того, русский флот был разделён на две части. Основное ядро флота, состоявшее преимущественно из парусных кораблей, находилось в Севастополе. Гребные суда с небольшой частью парусных кораблей (Лиманская флотилия) базировались в Днепровско-Бугском лимане. Русским морякам, чтобы хоть как-нибудь усилить Лиманскую флотилию, пришлось переоборудовать в военные суда «армаду» Екатерины II (в 1787 году императрица с огромной свитой совершила путешествие из столицы в Тавриду, для неё соорудили множество различных судов).
Главнокомандующим сухопутными и морскими силами Юга России был князь Г. А. Потёмкин-Таврический. Главной задачей русской армии и флота являлась оборона побережья с целью не допустить неприятеля вглубь южных областей империи. Одним из самых уязвимых участков обороны был район Днепровско-Бугского лимана, где тогда проходила граница между Турцией и Российской империей. На правом берегу лимана располагалась мощная турецкая крепость Очаков, которая препятствовала свободному выходу русских судов из Днепра и Южного Буга. На противоположном берегу начиналась территория России. Здесь на узкой косе напротив турецкого берега находилась небольшая крепость Кинбурн, северо-восточнее неё, в 30 км от устья Днепра – Херсон. Турецкое командование сосредоточило здесь главные силы, чтобы захватить территорию между Бугом и Днепром и создать плацдарм для дальнейшего наступления на Крым.
Война
20 августа 1787 года, когда Черноморское Адмиралтейство ещё не было извещено о начале войны, 11 турецких кораблей обстреляли стоящие близ Кинбурнской косы два русских корабля (фрегат «Скорый» и бот «Битюк»). Русские корабли под командованием капитан-лейтенанта А. А. Обольянинова и штурмана И. Ф. Кузнецова и приняли бой, в течение нескольких часов они сражались с превосходящими силами врага. Турки, не сумев внезапным ударом достичь успеха, предприняли более масштабное наступление. 30 сентября турецкая эскадра открыла огонь по Кинбурну из 600 орудий. 1 (12) октября 1787 года турецкие корабли высадили десант. Однако русский гарнизон под командованием Александра Васильевича Суворова уничтожил большую часть турецкого десанта.
Весной 1788 г. турецкое командование возобновило наступление. У входа в лиман турки сосредоточили более 100 кораблей с 2200 орудиями. Русские ВМС имели на этом направлении только несколько крупных парусных кораблей и около 50 гребных судов с 464 орудиями. В июне Лиманская флотилия отразила два турецких нападения, несколько вражеских кораблей было уничтожено и захвачено. 18 июня русская флотилия атаковала турков и одержала убедительную победу. В результате в течение 17-18 июня Гассан-паша потерял 15 кораблей, в том числе 5 линейных кораблей и 5 фрегатов. Турки потеряли более 6 тыс. человек, в том числе 1673 пленными. Очаковское поражение стало самым тяжёлым для турецкого флота со времён битвы под Чесмой.
3 июля у острова Фидониси произошло сражение Севастопольской эскадры с турецким флотом. Турецкий флот имел значительное преимущество: Гассан-паша располагал 17 линейными кораблями против 2 русских линейных кораблей, турки имели более 1500 орудий против 550 пушек русской эскадры. Контр-адмирал Войнович был нерешительным человеком и при виде большого турецкого флота самоустранился от руководства эскадрой. Возглавил русскую эскадру командир авангарда капитан бригадирского ранга Ф. Ф. Ушаков. Маневрируя Ушаков смог нанести поражение противнику и сильно повредить турецкий флагман. Выход турецкого флагмана из боя стал для турков сигналом к общему отступлению. Вскоре после сражения при Фидониси Ушакова назначили главой Севастопольской эскадры, а в марте 1790 года он был назначен командующим Черноморским флотом.
Сражение при Фидониси имело большое значение. Турки потеряли полное господство над морем. Русский флот стал делать дальние походы. В сентябре 1788 года отряд кораблей под началом Д. Н. Сенявина достиг Синопа и прошёл вдоль турецкого побережья, обстреливая неприятельские опорные пункты. Флот Гассан-пашы поспешил уйти из района Очакова, русский флот получил полную свободу действий. В декабре была захвачена крепость Очаков, которую осаждали с лета 1788 года. Россия обрела важный стратегический пункт, который прикрывал весь Днепровско-Бугский лиман. В июле 1789 года русская армия под началом Суворова одержала блестящую победу при Фокшанах, а спустя два месяца при Рымнике.
Керченское сражение
Около двух лет после поражения у острова Фидониси турецкие ВМС не предпринимали активных действий в Чёрном море. В Турции велось активное строительство новых кораблей. Ушаков вступив в должность командующего, преодолевая огромные внутренние трудности, активно занимался укреплением Черноморского флота. В июле 1789 года при слиянии Буга и Ингула был основан Николаев, где развернули строительство кораблей. Впоследствии в Николаев перенесли Черноморское Адмиралтейство. В сентябре 1789 года русские войска взяли замок Хаджибей, через несколько лет на этом месте начнут строить гавань. Новый порт будет назван Одессой.
Турецкое командование посчитало, что продвижение основных сил русской армии к реке Дунай неминуемо ослабит защиту прибрежных территорий, которые расположены вдалеке от театра военных действий. Исходя из этой идеи, Порта решила нанести удары по тем участкам русского побережья, где не ожидали встретить серьёзного сопротивления. Первое место в этих планах занял Крымский полуостров.
Русское командование серьёзно относилось к возможной высадке турецкого десанта в Крыму. Турецкие войска посаженные на корабли в Синопе и Самсуне и других портах Турции, могли менее чем за двое суток достичь полуострова и высадиться на побережье. От турецкой крепости Анапа, где располагался большой гарнизон, до Керчи или Феодосии было вообще всего несколько часов хода. В Севастополе и Херсоне постоянно получали известия о подготовке турецкой армии к десантной операции. В Стамбуле был подготовлен флот для перевозки десанта под командованием Гуссейн-паши.
Ф. Ф. Ушаков вышел в поход с целью разведать силы неприятеля и нарушить его коммуникации. Русская эскадра дошла до Синопа и от него пошла вдоль побережья к Самсуну, далее к Анапе и возвратилась в Севастополь. Русские корабли захватили более десяти турецких судов, и Ушаков узнал, что в Константинополе идёт усиленная подготовка к выходу в море турецкого флота с десантными силами на борту. 2 июля 1790 года русская эскадра вновь вышла в море для поиска неприятеля и охраны побережья.
Утром 8 (19 июля) июля русская эскадра находилась напротив Керченского пролива, между Крымским берегом и Таманью. Один из крейсеров сообщил, что наблюдает «посторонние суда». Вскоре была обнаружена большая турецкая эскадра, которая шла со стороны Анапы по направлению к Крымскому полуострову. Гуссейн-паша имел под своим началом 10 линейных кораблей, 8 фрегатов и 36 вспомогательных судов. У Ушакова было 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 16 вспомогательных судов. Хотя обе эскадры имели равное число линейных кораблей, адмирал Гуссейн-паша имел превосходство в силах. Под началом турецкого адмирала было в два раза больше вспомогательных кораблей, и он имел превосходство в артиллерийском вооружении (1100 орудий против 850 русских пушек). Кроме того, турки занимали наветренное положение, что давало преимущество при маневрировании. Гуссейн-паша, завидев русскую эскадру, сразу отдал приказ идти в атаку.
В полдень вражеский флот подошёл к русской эскадре на расстояние пушечного огня и открыл огонь. Гуссейн-паша обрушил главный удар на русский авангард, где было два линейных корабля и фрегат. Русские корабли открыли ответный огонь. Особенно ожесточённая перестрелка шла между передовыми кораблями обеих эскадр. Видя, что передовые корабли не могут нанести поражение русскому авангарду, Гуссейн-паша направил против него огонь других кораблей. Тогда Ушаков принял неожиданное для противника решение: русский флотоводец приказал фрегатам выйти из боевой линии. Фрегаты «Иоанн-воинственник», «Покров Богородицы» и «Иероним» и др. отвернули от линии, а линейные корабли плотно сомкнули свою дистанцию. Ушаков хотел, чтобы кордебаталия (средняя часть флота, выстроенная к одну линию) могла ближе приблизиться к авангарду. Этому манёвру способствовала перемена ветра.
Турецкий адмирал решил сделать поворот. Турецкая эскадра стала поворачивать, чтобы улучшить своё положение по отношению к русским кораблям. Однако этот манёвр только ухудшил положение турецкого флота. В момент поворота турецкие суда ещё более сблизились с русскими кораблями, которые тут же усилил огонь. Особенно отличились пушкари линейных кораблей «Рождество Христово» под руководством капитана 2-го ранга М. М. Ельчанинова и «Преображение» под началом капитана 2-го ранга Я. Н. Саблина. Были сильно повреждены два вражеских линейных корабля, где были сбиты стеньги и реи. Эти корабли даже временно потеряли управление. Очень сильно был повреждён турецкий вице-адмиральский корабль. Стараясь защитить свои повреждённые корабли, турецкий адмирал с несколькими кораблями изменил курс и прошёл контр-галсом параллельно русской эскадре. Благодаря этому маневру туркам удалось отвлечь огонь русской эскадры от ранее повреждённых кораблей.
В результате умелого маневрирования русские корабли оказались в наветренном положении. Чтобы воспользоваться этим удачным моментом, Фёдор Ушаков дал сигнал авангарду повернуться на оверштаг. Флагманский корабль лёг на новый курс, вслед за ним стали занимать места другие корабли эскадры. Это неожиданное и быстрое перестроение русских кораблей вызвало замешательство среди турков. Турецкий адмирал был вынужден выстраивать свою линию под ветром. Русская же эскадра старалась сблизиться с турками, что нанести им окончательное поражение. Однако Гуссейн-паша приказал начать отступление. Пользуясь своей скоростью и наступающей темнотой, турецкие корабли бежали.
В полночь Гуссейн-паша изменил курс и поделил флот на две части: наиболее повреждённые корабли были направлены в Синоп, а остальная часть эскадры двинулась на запад. Утром 9 июля адмирал Ушаков, не обнаружив вражеские корабли, взял курс на Феодосию. Спустя три дня русская эскадра прибыла в Севастополь. Турки попытались скрыть поражение и сообщили, что потопили несколько русских кораблей. После поражения турецкий флот снова укрылся на своих базах, где начали проводить усиленные работы по восстановлению повреждённых кораблей. Турецкое командование хотело в кратчайшие сроки восстановить боеспособность флота.
Российский флот ЧАСТЬ 1: На пути к «фрегатно-ориентированному» флоту
от LeDahu
После короткой паузы по профессиональным причинам, пожалуйста, ознакомьтесь с первой частью статьи о ВМФ России, о фрегатах последнего поколения и технологических достижениях, благодаря которым российская морская мощь стала заметной во всем мире.
Эта статья частично является ответом на исходную статью «Новые голубые фрегаты, которые станут основными надводными кораблями ВМФ России», написанную еще летом украинским военно-морским офицером для Фонда Джеймстауна и широко распространенную в социальные медиа.Чтобы избавить читателей от лишних хлопот, возможности российского флота в основном представлены в негативном свете, но в то же время чрезмерно преувеличивают общие амбиции российского флота. [NB Типичный западный комментатор, образующий российских военных] .
Часть статьи автор посвящает проблемам эксплуатации авианосца «Адмирал Кузнецов». Автор также склоняет свою статью к восприятию того, что военно-морские амбиции России притупляются финансовыми проблемами.(Russia Insider 15 мая 2017 г.). Автор из Джеймстауна показывает, что ВМФ России концентрирует свои усилия на кораблях типа фрегатов, а не на авианосцах или кораблях-амфибиях типа «Мистраль». Учитывая необходимость согласования различных интересов, 1. Геополитические потребности, 2. финансовые ограничения и 3. фактические / прогнозируемые военно-морские оперативные возможности, все это требует тщательного рассмотрения при проектировании надводного военного корабля.
Что на самом деле означает, что такое фрегат? И как современные технологии размывают это определение за пределы традиционных концепций последних 50 лет.Возвращаясь к основам:
- Определение и роль фрегата:
« — военный корабль со смешанным вооружением, обычно легче, чем эсминец (в ВМС США — тяжелее), и того типа, который изначально использовался для сопровождения конвоев ». А послевоенное: «тоже взяло на себя роль зенитных».
Другими словами, многозадачный военный корабль , массой примерно 3000-7000 тонн, с различными типами ракет, пушек, систем ПВО / радаров и датчиков противолодочной обороны, предназначенный для работы либо автономно, либо в составе оперативной группы. , с возможностью сопровождения торговых судов.Сложная военно-морская платформа с многослойными и перекрывающимися системами на борту.
Таким образом, по самой своей природе фрегаты являются основным боевым кораблем и большинства военно-морских сил. Например, Китай имеет на вооружении 24 фрегата Тип 054А (всего 46) по сравнению с 35 эсминцами, тогда как Индия имеет 11 фрегатов и 11 эсминцев. Количество и использование фрегатов варьируется от флота к военно-морскому флоту, в зависимости от его военно-морской доктрины. Обозначение «фрегат» на кораблях может вводить в заблуждение, например, в настоящее время ВМС США также имеют в эксплуатации только 1 фрегат, «Конституцию США».
ВМС США сняли с вооружения свой класс фрегатов Oliver Hazard Perry, и его предполагаемой заменой является Littoral Combat Ship (LCS) (8 в настоящее время в строю), который долгое время был пронизан техническими сбоями и «проблемами» (Wikipedia 2017). Не совсем фрегат, а прославленный дорогой негабаритный патрульный катер, судя по комментариям в различных отчетах США. (Bloomberg, май 2013 г.) (DefenceWorld Net, апрель 2013 г.)
Немного о доставке и технологии в целом для контекста.В то время как верфи строятся все больше и больше, с контейнеровозами вместимостью 21 000+ TEU, это хорошо показывает, насколько важные части торгового мореплавания стремительно растут в размерах. А теперь сравните это с военными, где сокращение численности и автоматизация систем становятся все более нормой и чрезвычайно важны для повышения боевой эффективности.
Пространство, которое когда-то занимали линкоры, за которыми в центре внимания стояли большие ракетные крейсеры, теперь заполнено в основном фрегатами.Большие артиллерийские корабли устарели с улучшенной авиационной мощью и большой береговой обороной. Не совсем то же самое с большими ракетными крейсерами, поскольку это во многом основано на впечатляющих изменениях в ракетных технологиях, а также в электронике, вычислительной технике, инженерной миниатюризации и нанотехнологиях.
Еще один аспект, который следует учитывать, — это гибкость, другими словами, многозадачность. Первоначально ВМС США пошли по пути использования модульных единиц (с использованием контейнеров ISO) для кораблей класса LCS, имея в виду возможность изменить роль корабля в миссии за несколько недель.Эта новаторская концепция натолкнулась на несколько препятствий, и в результате она была пересмотрена. (ВМС США, апрель 2017 г.) . Но они определенно не обладают такой же огневой мощью, как гораздо меньший корвет класса «Буян-М» российского флота! [Подробнее об этом в Части 2].
Тем не менее, это демонстрирует огромную новаторскую и амбициозную концепцию дизайна, которую в течение нескольких десятилетий предлагало дальнейшее развитие высоких технологий в военно-морской сфере. Кроме того, более широкое использование беспилотных автомобилей в боевых действиях также является значительным шагом вперед.Интересно, что в настоящее время ВМС США реконфигурируют LCS в класс фрегатов. [NB Ключевые слова, которые следует сохранить, — это гибкость и многозадачность.]
В этой статье содержится исчерпывающий технический обзор 10 лучших современных фрегатов со всего мира. (Defencyclopedia, 2 января 2016 г.) . Удивительно, но пятно номер один — это русский фрегат, который еще не поступил на вооружение.
Фон — ВМФ России
Еще в апреле 2017 года министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что в ближайшее время главные боевые корабли фрегатов ВМФ будут похожи на «Адмирал Горшков».Он заявил, что: «Такие многоцелевые фрегаты, оснащенные высокоточным оружием дальнего действия , в ближайшем будущем должны стать основными боевыми кораблями ВМФ» (ТАСС, 21 апреля 2017 г.). Он продолжил, добавив «Их ввод в эксплуатацию. позволит обеспечить плавное обновление надводных сил флотов и повысить их боевой потенциал на 30% ».
Несколько дней спустя президент Путин заявил на совещании по вопросам обороны, что «к 2020 году доля современного вооружения и техники как в армии, так и во флоте должна вырасти до 70%.»(Kremlin.ru 25 апреля 2017 г.). По итогам 2016 года он составлял 47%.
Если смотреть строго консервативно, да, российский флот значительно сократился, это тень того, чем был советский флот, и до недавнего времени у него не было возможности эффективно модернизироваться. Президент Путин назвал это на этой неделе:… «Программа перезагрузки ВМФ…» (ТАСС, 16 мая 2017 г.)
Базовая оборонная доктрина в значительной степени основана на восприятии обеспечения безопасности России как части «Евразии» как единого целого.Во многом похоже на то, что делает Китай. Другими словами, обеспечение надежной защитной позиции того, что считается «на родине». Когда появляются новости о том, что строительство авианосца рекламируется в России, это потому, что некоторые оборонные подрядчики пытаются позиционировать себя для будущих потенциальных предложений. Тем не менее, верфи в основном заняты строительством подводных лодок или малых боевых кораблей.
Военные доктрины России и Китая находятся на противоположных сторонах доктрины США с их агрессивно милитаризованной глобальной доктриной «исключительности», с их 10+ «авианосцами», которые составляют основу военно-морского флота Америки.»(The National Interest, 15 мая 2017 г.) Они существенно различаются по подходам, методологии и ожиданиям.
Основное внимание ВМФ России уделяет операциям в зеленой воде, защищая свое побережье, в первую очередь, недалеко от дома. Даже ВМС США видели, что большие эсминцы не будут эффективны на мелководье, отсюда и введение LCS. Тем не менее, Россия убрала один элемент из замысловатого мыслительного процесса военно-морского флота США и сразу обратилась к универсальному военному кораблю класса фрегат, идеально подходящему для окружающей среды с зеленой водой, но также имеющему возможность при необходимости выполнять дальние миссии в открытой воде .Довольно сложное портфолио для военно-морских конструкторов.
Автор из Джеймстауна, однако, не упоминает тот очевидный факт, что в боевых возможностях российского флота в течение нескольких десятилетий существовала зияющая «дыра». Эту дыру необходимо было заполнить специальным военным кораблем класса фрегат, сопоставимым по ассортименту с современными фрегатами НАТО. В последний раз класс фрегатов был с фрегатами советских времен класса «Буревестник» (проект 1135).
Что есть на столе у России, чтобы сделать переход к «фрегатно-ориентированному» флоту целенаправленным?
По сути, у России был почти чистый лист при проектировании своих новых фрегатов, принимая во внимание возможности своих «конкурентов», а также свои внутренние оборонные потребности и прогноз мощности.Но иметь чистый лист также означает сталкиваться с проблемами на этом пути. Военно-морской флот США также достаточно ясно и постоянно испытал это в своей программе LCS. Однако реализация такого проекта также означала остановку и обращение вспять значительного долгосрочного спада в российских военно-морских исследованиях и разработках. Несмотря на ограниченный доступ к ноу-хау западных военно-морских кораблестроителей (в основном благодаря контракту на класс «Мистраль»), российские военно-морские конструкторы все еще отстают от своих западных и азиатских коллег.
Какой флот ВМФ России получит современные фрегаты, впервые спроектированные в 1997 и 2003 годах соответственно? Один, «Адмирал Эссен», имеет постоянный порт приписки в составе Черноморского флота, присоединяясь к «Адмиралу Григоровичу» (ТАСС, 5 мая 2017 г.) ». К концу года Черноморский флот получит два новых фрегата. ».
- «Класс Григорович» (пр. 11356Р / М), многоцелевой фрегат: Роль: AD-ASW-Escort. Водоизмещение полное: 4035 тонн. Длина: 124.8м и 60900 л.с.
Преемник класса «Буревестник», основанный на проверенной конструкции, восходящей к проверенному индийскому классу Talwar, класс «Адмирал Григорович» является альтернативой классу «Адмирал Горшков». Этот конкретный класс был построен как временная мера, во многом из-за продолжающихся проблем со строительством «Адмирала Горшкова». Не такой мощный, но все же с хорошими общими возможностями, как у фрегата.
Сам «Адмирал Григорович» уже получил некоторую «дурную славу», судя по шумихе статей МСМ, написанных о нем до сих пор.Этот ныне известный фрегат изначально заработал себе репутацию участника сирийских операций еще в 2015 году, совершив серию запусков Kalibr по целям террористов. Военно-морской эксперт США Дж. Харли заметил, что российский флот был ключевым фактором в сирийской кампании, что было немыслимо 15 лет назад. [Харли, Джеффри А. «Удовлетворение операционных потребностей. Президентский форум ». Обзор военно-морского училища , зима 2017 г., стр. 7+. Academic OneFile]
Не принимаю статьи MSM за чистую монету, но новейший ракетный комплекс, представленный на борту фрегата, такого как «Адмирал Эссен», имеет в два раза больше основного вооружения, чем эсминец класса «Современмены» с 8 «Москитами».Другой пример технологического скачка — советский крейсер класса «Кинда» с ракетной установкой SSN3 на борту. Он был настолько громоздким, что перезарядка ограничилась 16 ракетами. А теперь сравните его размер и вместимость с классом «Адмирал Григорович».
Интересно, что Черноморский флот должен иметь все четыре корабля этого класса. Так что вообще не ожидается, что у Северного и Тихоокеанского флотов будет этот класс боевых кораблей. Последние 2 судна этого класса предназначены для продажи в Индию, как сообщила верфь USC в августе 2017 года.
- Фрегаты типа «Адмирал Горшков» (проект 22350): Роль: AD-ASW- сопровождение.
Фрегат проекта 22350 водоизмещением 4550 тонн при длине 135 метров. Мощность дизель-газотурбинной электростанции — 65000 л.с.
Как показано в этом видео:
Фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков»
должен был стать жемчужиной боевого оснащения ВМФ России. С самого начала столкнувшись с целым рядом технических проблем, он задумывался как преемник класса «Кривак».
Хотя изначально планировалось, что к 2020 году будет построено 6 фрегатов («Лента-5» — 16 мая), к 2020 году в состав ВМФ России войдут еще два фрегата типа «Адмирал Горшков» (ТАСС, 5 марта 2017 г.) и еще 2 фрегата. ожидается к 2025 г. (RIA 16 мая 2017 г.)
Это в значительной степени связано с отсутствием соответствующих судовых турбин. Однако начало серийного производства таких турбин отечественного производства, запланированное на следующий год, должно помочь устранить задержку в программах строительства в будущем (РИА Новости, декабрь 2016 г.).Это настолько важно, что ранее в этом году президент Путин открыл линию по производству судовых газовых турбин на предприятии «Сатурн» (НПО).
«Адмирал Макаров» (на морских ракетных испытаниях) также находится на финальной стадии приемки в эксплуатацию, по состоянию на конец апреля, как было показано по российскому телевидению (апрель 2017 года). Предполагаемым получателем всех этих фрегатов является Северный морской флот.
Фотогалерея «Адмирал Макаров»
Видео судебных заседаний на русском языке
Видео испытаний «Штиль-1» на «Адмирале Макарове»
Примечательно, что глава Военно-морского судостроения Владимир Трапезников сообщил, что «после поступления в ВМФ четырех фрегатов проекта 22350 проект будет модернизирован.»(РИА 16 мая 2017 г.). Обратите внимание на «апгрейд», а не на новый «голубое небо», новый нестандартный дизайн, хорошо продуманную конструктивную концепцию, аналогичную той, которую ВМС США предусмотрели для программы LCS, но вместо этого оказались в беспорядке. [Вероятно, поэтому ВМФ России «Лидер-Класс» не ушел вперед, как планировалось изначально].
Ограничения на физическое количество фрегатов были компенсированы универсальной ракетной технологией, которая позволяет небольшому кораблю обладать огромными ракетными возможностями. Вероятно, о чем и говорила цитата министра обороны Шойгу о повышении боевого потенциала на 30%.
Ракетыкардинально меняют правила игры военно-морского флота после Второй мировой войны, например, уничтожение «Эйлата» и гибель HMS «Шеффилд». Оба изменили военно-морское измерение конфликта и впоследствии переопределили типы и роли военных кораблей в ответ на ракетную угрозу.
В основе программы модернизации ВМФ России лежит крылатая ракета «Калибр», первая поставленная на вооружение в 2012 году. Она является мощным усилителем мощности для российской армии в целом и делает ВМФ России значительно более мощным и с большей дальностью действия пропорционально его мощности. общий тоннаж.
Автономный, компактный, многоцелевой фрегат чрезвычайно полезен для выполнения общих высокотехнологичных морских миссий. Это то, что мы видим (как микромир) в Сирии в последнее время, тем более что там «Адмирал Эссен» и «Адмирал Григорович» были вместе в составе Средиземноморской эскадры. (ТАСС, 5 мая 2017 г.)
Преимущественное использование фрегатов и корветов (о которых я расскажу в части II) достаточно для того, чтобы дать России эффективную буферную зону безопасности / защиты с дополнительным преимуществом в виде возможности нанесения ударов на дальние расстояния.Как свидетельствует этот документ ВМС США « Новый технологически продвинутый российский флот, все более вооруженный семейством вооружений Калибр, сможет более эффективно защищать морские подходы к Российской Федерации и оказывать значительное влияние в прилегающих морях ».
[NB: Да — те «прилегающие районы», столь желанные НАТО в качестве исключительной собственности, медленно оспариваются российской морской мощью . ]
Краткое описание типов Калибров, используемых военно-морскими силами на военных кораблях:
ПОВЕРХНОСТНЫЙ КОРАБЛЬ | ПОДВОДНАЯ ЛОДКА | ||
Противокорабельный вариант | Вариант для наземной атаки | Противокорабельный вариант | Вариант для наземной атаки |
3М54Т | 3М14Т | 3М54К | 3М14К |
VLS | VLS | _ | _ |
Бустеры с вектором тяги | Бустеры с вектором тяги | _ | _ |
Диапазон 440-660 км | 1.Диапазон 500-2.500 км | Диапазон 440-660 км | Дальность действия 1,500-2,500 км |
Калибр имеет обозначение SS-N-27 Sizzler НАТО, а LACM имеет обозначение НАТО SS-N-30A. Российская крылатая ракета, являющаяся аналогом известного американского военно-морского флота «Томагавк», дебютировала в мире 7 октября 2015 года с корветов класса «Буян», базирующихся в Средиземном и Каспийском море.
Крылатая ракета корабельного базирования «Калибр» запускается с VLS (система вертикального пуска: «ячейка», часть модуля UKSK), основанная на трубчатой конфигурации 2x 4-х ракет.Преимущество этого заключается в том, что ракеты могут очистить корпус корабля перед воспламенением. Таким образом, корабль может наносить серию высокоточных ударов по береговым целям с расстояния в тысячи километров. Другой вариант — ракетная установка коробчатого типа 3С-14 (более прямоугольная на уровне палубы).
Россия продолжает использовать Калибры против террористической инфраструктуры в Сирии, в которой и «Адмирал Эссен», и «Адмирал Григорович» до сих пор играли значительную роль и, вероятно, будут продолжать это делать в настоящее время.Использование корабельных ракетных ударов во время сирийской кампании является классическим примером того, что называют «жидкой войной», жидкая война — это «способ войны, который избегает прямого контроля над территорией, вместо этого сосредотачиваясь на уничтожении врага. сил и / или инфраструктуры ». [Мучлер, Макс М.« Жидкая война как вызов международному порядку ».]
Другими словами, то, что раньше было исключительной прерогативой США и НАТО, также было использовано Россией.
Небольшое количество текущих и планируемых фрегатов ВМФ России в значительной степени компенсируется проверенными в боевых действиях универсальной ракетой «Калибр» и другими передовыми электронными технологиями.Вероятно, существовала надежда, что ВМФ России в следующем десятилетии перейдет в сторону «фрегатно-ориентированного» флота, но на самом деле этого не произошло из-за небольшого количества и ограничений по силовым установкам, параметрам кораблестроения и конструкции. Но в то же время акцент был сделан на «корветоцентричный» флот, который будет более подробно рассмотрен в Части 2.
The Essential Saker IV: Агония мессианского нарциссизма через тысячу порезов
The Essential Saker III: Хроника трагедии, фарса и краха Империи в эпоху господина МАГА
.Цусимская битва | Русско-японская война
Цусимское сражение , (27–29 мая 1905 г.), морское сражение в русско-японской войне, окончательное, сокрушительное поражение русского флота в этом конфликте.
Цусимское сражение Цусимский пролив (в правом нижнем углу Корейского полуострова) был местом первого крупного морского сражения в 20 веке. Бой произошел 27–29 мая 1905 г., когда Япония нанесла сокрушительное поражение российскому флоту. Британская энциклопедия, Inc.Русско-японские военные события
keyboard_arrow_left
keyboard_arrow_right
Японцы не смогли обеспечить полное господство на море, потому что русские военно-морские эскадрильи в Порт-Артуре и Владивостоке совершали вылазки, и обе стороны несли потери в последовавших за этим боях. Между тем, российское правительство решило отправить Балтийский флот полностью на Дальний Восток под командованием адмирала Зиновия Петровича Рожественского для соединения с Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре, после чего объединенный флот сокрушит японский флот.Балтийский флот России, проведя все лето в снаряжении, вышел из Лиепаи 15 октября 1904 года. 21 октября у берега Доггер (в Северном море) несколько русских кораблей открыли огонь по британским траулерам, ошибочно полагая, что это были японские торпедные катера, и этот инцидент вызвал такой гнев в Англии, что войны удалось избежать только благодаря немедленным извинениям и обещанию полной компенсации со стороны российского правительства. В Носси-Бе, недалеко от Мадагаскара, Рожественский узнал о сдаче Порт-Артура японским войскам и предложил вернуться в Россию; но, ожидая военно-морского подкрепления, которое было отправлено с Балтики через Суэц в начале марта 1905 года и которое позже присоединилось к нему в заливе Камран (Вьетнам), он решил продолжить.Его полный флот составлял грозную армаду, но многие корабли были старыми и непригодными к эксплуатации, а их экипажи были плохо обучены. В начале мая флот вышел в Китайское море, а Рожественский через Цусимский пролив направился во Владивосток. Флот адмирала Того Хейхачиро поджидал его на южнокорейском побережье недалеко от Пусана, и 27 мая, когда российский флот приблизился, он атаковал. Японские корабли превосходили по скорости и вооружению, и в ходе двухдневного боя две трети русского флота было потоплено, шесть кораблей взяты в плен, четыре достигли Владивостока и шесть укрылись в нейтральных портах.Это было драматическое и решительное поражение; после семи месяцев путешествия, когда он находился в нескольких сотнях миль от пункта назначения, Балтийский флот был разбит, а вместе с ним и надежда России на восстановление господства на море была разбита.
.Японская неожиданная атака, которой не учили в школе — блестящие карты
Поля сражений русско-японской войны, карта Источник: П. ф. Кольер и сын
Хотя большинство людей знакомо со знаменитым внезапным нападением японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года, вы, вероятно, не знаете о подобном нападении японцев 36 годами ранее. На карте выше показаны сражения относительно малоизвестной русско-японской войны 1904-1905 годов.
Война началась, как ни странно, с внезапного нападения японцев 8 февраля 1904 года на Тихоокеанский флот России, базирующийся в Порт-Артуре (современный Люшунькоу, Китай). Как и в Перл-Харборе, нападение произошло до официального объявления войны.
Если японцы в 1904 году использовали эсминцы и торпедные катера вместо самолетов (последний, конечно, только что изобретенный), результат был аналогичен атаке на Перл-Харбор. Японцам удалось повредить несколько линкоров и крейсеров, но нокаутировать им не удалось.Таким образом, битва при Порт-Артуре обычно считается безрезультатной.
Однако здесь сходства начинают расходиться. Во-первых, в отличие от 1941 года, атака была сочтена дерзкой и смелой, и лондонская Times заявила, что:
Японский флот открыл войну дерзким поступком, которому суждено занять почетное место в военно-морской летописи
Сравните это с речью президента Франклина Д. Рузвельта «Свидание, которое будет жить в позоре» 36 лет спустя:
Вчера, 7 декабря 1941 года — дата, которая будет жить в позоре, — Соединенные Штаты Америки были внезапно и намеренно атакованы военно-морскими и военно-воздушными силами Японской империи.
…
Будет записано, что расстояние между Гавайями и Японией делает очевидным, что атака была намеренно спланирована много дней или даже недель назад. За это время японское правительство сознательно стремилось обмануть Соединенные Штаты ложными заявлениями и выражениями надежды на продолжение мира.
Более того, Россия в 1904 году была больше похожа на бумажного тигра, чем на спящего гиганта. Япония выиграла от гораздо более коротких линий поставок, чем Россия.Таким образом, хотя первоначальная атака на Порт-Артур не достигла своей цели, японцы смогли быстро последовать за атакой блокадой, а затем осадой порта.
Чтобы помочь освободить Порт-Артур, царь Николай II превратил большую часть своего Балтийского флота во Вторую Тихоокеанскую эскадру и приказал им отплыть из Кронштадта (около Санкт-Петербурга) в Порт-Артур. Однако из-за плохого планирования флот собирался через несколько месяцев и ушел только в октябре 1904 года.
Под командованием адмирала Зиновия Рожественского дела пошли еще хуже.Менее чем через неделю после выхода из порта российский флот решил открыть огонь по британскому рыбаку возле Доггер-банка, которого они приняли за японские торпедные катера.
По понятным причинам британское правительство было возмущено и в ответ закрыло Суэцкий канал для российского флота. Однако следует также отметить, что Великобритания и Япония подписали Союз в 1902 году, в котором они согласились оставаться нейтральными в случае, если они окажутся в состоянии войны с третьей державой. Так что, возможно, это также способствовало решению закрыть канал для русских.
В любом случае результат был таков, что Вторая Тихоокеанская эскадрилья должна была обогнуть мыс Доброй Надежды, как показывает синий маршрут на карте ниже.
Балтийский флот России / Морской путь 2-й Тихоокеанской эскадры 1904-1905, Источник карты: Тосака
В то время как европейские корабли путешествовали вокруг мыса Доброй Надежды на протяжении веков, переход на пароходы, работающие на угле, с парусных судов с ветровым двигателем, стал новой логистической проблемой. С середины 19 века и далее великие державы могли размещать угольные станции в портах своих постоянно расширяющихся и обширных колониальных империй.
Между прочим, сама Япония была открыта в 1853 году, отчасти потому, что американское правительство хотело, чтобы Япония разместила угольные станции в своих портах, что облегчило бы торговлю с Китаем для Соединенных Штатов.
Однако, поскольку Российская Империя располагалась на суше, а не на море, у нее не было этих важнейших угольных станций. Это означало, что Вторая Тихоокеанская эскадрилья должна была покинуть Россию с огромными запасами угля на борту. Наконец-то они смогли заправиться на контролируемом Францией Мадагаскаре, Франция в то время была союзником России.
По прибытии адмирал Рожественский узнал, что Порт-Артур пал перед японцами. В результате Рожественскому было приказано встретиться с 3-й Тихоокеанской эскадрой. Он состоял из оставшихся элементов Балтийского флота России, и ему было разрешено использовать Суэцкий канал после того, как головы остыли после инцидента с Доггер-Банком (см. Красный маршрут выше). Затем они должны были отправиться в российский порт Владивосток.
Вторая и третья тихоокеанские эскадрильи наконец встретились в Индокитае, другой контролируемой французами колонии, 8 мая 1905 года.В то время дела у российской армии тоже шли неважно. Помимо потери Порт-Артура (2 января 1905 г.), русские были отброшены во время контратаки при Сандепу (25-29 января 1905 г.) и потерпели поражение в битве при Мукдене (20 февраля — 10 марта 1905 г.). .
Тем не менее, Мукденская битва была для японцев чем-то вроде пирровой победы, поскольку, несмотря на победу, они понесли более высокие боевые потери, чем русские. Когда и русская, и японская армии были на грани истощения, теперь была подготовлена почва для военно-морского противостояния, которое, как мы надеемся, могло так или иначе решить исход войны.
Вторая Тихоокеанская эскадра адмирала Рожественского прошла более 18 000 морских миль (33 000 км), приближаясь к Цусимскому проливу 27 мая 1905 года. Невероятное и почти невозможное путешествие, в ходе которого она прошла более половины пути вокруг света, на дальнюю сторону. Российская империя.
Путешествие сказалось на флоте и не было готово к бою, поэтому адмирал Рожественский пытался пройти по проливу, чтобы достичь Владивостока. Однако флот был обнаружен японцами.Адмирал Того Хэйхачиро взял весь японский флот, чтобы вступить в бой с русскими. Посмотреть на карте:
Цусимская битва Карта 1905 года, составлена: historyair
Цусимское сражение было обманом для японцев. Несмотря на долгий путь, объединенный флот адмирала Рожественского был полностью уничтожен с потерей всех линкоров. Когда два из трех российских флотов были полностью уничтожены, у российского правительства не было другого выбора, кроме как просить мира.
Размер и масштаб победы на Цусиме ошеломили мир.Хотя европейские державы время от времени терпели временные поражения на суше, это было первое крупномасштабное поражение любого европейского флота от рук неевропейского флота за многие столетия, и впервые это произошло в современную эпоху. Сэр Джордж Сиденхэм Кларк писал, что:
Цусимское сражение — безусловно, величайшее и самое важное военно-морское событие со времен Трафальгара.
Портсмутский договор, заключенный при посредничестве президента США Теодора Рузвельта (который получил за свои усилия премию за Роман), официально положил конец боевым действиям и был подписан 5 сентября 1905 года.По совпадению, президентом стал другой Рузвельт, когда Япония напала на Перл-Харбор 36 лет спустя.
Хотя о войне сегодня мало что вспоминают, она имела несколько очень важных последствий, которые остались с нами. Вот лишь несколько:
- Война резко положила конец мифу о том, что европейские страны всегда могли рассчитывать на победу в конфликтах против неевропейских.
- Он подтвердил, что Япония должна считаться великой державой.
- В результате войны Япония начала оккупацию Кореи, что привело к полной аннексии всего через 5 лет в 1910 году.Оккупация закончилась только после окончания Второй мировой войны в 1945 году с образованием двух новых корейских государств, Северной и Южной Кореи.
- Война также привела к гораздо более тяжелым потерям с обеих сторон, чем ожидалось, — урок, который не был усвоен до тех пор, пока меньше чем десять лет спустя Европа не погрузилась в гораздо более серьезную войну.
- Потеря России помогла спровоцировать русскую революцию 1905 года, которая, хотя в конечном итоге и не увенчалась успехом, в ретроспективе может рассматриваться как генеральная репетиция 1917 года.
- Многие в Японии считали, что хотя они и одержали решающую военную победу, это не было точно отражено в Портсмутском договоре.Соединенные Штаты, которые выступили посредниками в установлении мира, понесли большую часть вины за то, что встали на сторону Николая II. Особое беспокойство вызывало то, что Япония не получила весь остров Сахалин (только южная часть была передана Японии), и, что гораздо важнее, Америка встала на сторону России в их отказе платить военные репарации. Эти чувства не отличались от мифа о «ранении в спину» в Германии после Первой мировой войны.
- Похвала, полученная Японией за дерзкую внезапную атаку на Порт-Артур, имела бы трагические последствия, если бы Япония предприняла аналогичный шаг против Соединенных Штатов.Более того, Цусимская битва породила в Японии миф о том, что все, что им нужно было сделать, чтобы выиграть войну, — это одержать победу в одном решающем сражении. Возможно, лучший пример этого — неудача японцев на Middway.
- Наконец, война доказала, что Япония, а не Китай или Россия, была доминирующей державой в Восточной Азии. В конечном итоге это привело бы к расширению Японской империи. См. Карту ниже
Японская империя в 1939 году, карта: Emok
Хотите узнать больше? Тогда прочтите:
Есть вопросы или комментарии о русско-японской войне? Тогда оставьте их ниже:
.Редкие фотографии показывают поражение России в 1905 году от Японии
Война, которую Путин хочет, чтобы вы забыли: на редких фотографиях запечатлено унизительное поражение России в 1905 году против Японии, в результате которого погибло почти 53000 ее солдат и потоплен почти весь ее Тихоокеанский и Балтийский флот
- Фотографии, опубликованные Библиотекой Конгресса, показывают жестокую реальность война за влияние 115 лет назад
- Впервые в современную эпоху европейская держава потерпела поражение от азиатского врага
- Российский царь Николай II предпочел продолжить войну, чем согласиться на «унизительный мир»
- Президент США Теодор Рузвельт позже получил Нобелевскую премию мира за посредничество в соглашении, положившем конец войне
Дэйв Берк Для Mailonline
Опубликовано: | Обновлено:
Реклама
Вид тонущих российских военных кораблей сделает неудобным просмотр в современной Москве, но захватывающий набор фотографий дает представление об одном из самых тяжелых поражений страны пострадал в 20 веке.
На редких изображениях изображены русские солдаты, идущие мимо своих павших товарищей в русско-японской войне 1904–1905 годов, и большие толпы людей, празднующих победы Японии.
Россия потеряла почти весь свой Тихоокеанский и Балтийский флот во время боев в конфликте, который разразился из-за соперничающих имперских амбиций в Маньчжурии, Китае и Корее.
Русско-японская война была бы унизительным поражением для России, в результате которой ее репутация великой державы серьезно пострадала.Эти две страны начали войну из-за соперничающих имперских амбиций в Маньчжурии, Китае и Корее. На этом изображении показаны затонувшие военные корабли в конфликте, который стоил России большей части ее Тихоокеанского и Балтийского флотов.
Русские солдаты смотрят на груды своих товарищей, павших после битвы при Порт-Артуре в феврале 1904 года. Битва ознаменовала начало войны в США. Россия понесет огромные потери, и началась с внезапной ночной атаки эскадры японских эсминцев на порт в Маньчжурии
.
Leave A Comment