Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву.

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры

– “горит еще желанье“.

Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“.

Оксюморон – “тихой славы“.

Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья“.

Обращение – “мой друг”.

Инверсия – “власти роковой“.

История создания

Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Тема

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “

утренний туман” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“.

Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье“, но также есть и другие:

  • Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы“.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты верного свиданья“.
  • Обращение – “мой друг”.
  • Инверсия – “
    власти роковой
    “.
  • Метонимия – “звезда пленительного счастья”.

Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 251.

Краткий анализ стихотворения «К Чаадаеву» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «К Чаадаеву» своим вольнолюбивым настроем, красноречием, пылкостью чувств явно говорит, что принадлежит раннему Пушкину.

Действительно, оно написано в 1818 году, практически сразу после окончания Лицея.

Посвящая эти строки старшему другу – Петру Чаадаеву, молодой поэт искренне верил в торжество справедливости, смелость и свободу взглядов, творчества.

Впоследствии Пушкин и Чаадаев разошлись в мировоззрениях. Однако оба были гонимы правительством за свои взгляды. Петра Чаадаева вообще признали сумасшедшим. Пушкина неоднократно ссылали.

Однако все это еще впереди, а пока гениальный юноша пишет вот такое стихотворение и адресует его старшему товарищу.

Широкая публика увидит текст гораздо позже: в 1829 году, да и то напечатанный с серьезными правками. Причем, Пушкин не даст официального согласия на искаженную публикацию, однако все равно «К Чаадаеву» будет представлено в «Северной звезде».

 

2. Литературное направление

Без сомнения, произведение относится к романтизму.

 

3. Род

По роду литературы это лирика.

 

4. Жанр

Жанр тоже определяется очень просто, это дружеское послание.

 

5. Проблематика

Автор завуалировано поднимает проблему свободы и несвободы. Прежде всего, творческой, но так же и человеческой – свободы слова, выражения мыслей, действий.

Пока еще поэт не боится говорить об этом открыто, яростно, вдохновенно. Поздний Пушкин, устав от постоянных гонений, был более сдержан в высказываниях и проявлении чувств.

Такая эмоциональность характерна именно для раннего периоды творчества великого русского гения.

 

6. Тематика

Формально стихотворение написано на тему дружбы, что и определяется самим жанром. Однако это только внешняя сторона.

Автора явно волнуют совсем иные темы: гласность, свобода выражения мыслей.

Если посмотреть глубже, то гений намекает на свержение существующего строя, иначе откуда появляются эти красноречивые строчки?

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Учитывая тонкости содержания, можно говорить уже и о гражданской лирике, в которой четко отображена позиция автора.

 

7. Идея

Прежде всего, Пушкин написал стихотворение, чтобы поддержать друга.

Но так же в тексте он выразил собственные политические взгляды, весьма прогрессивные для того времени.

 

8. Пафос

Рассматриваемое стихотворение буквально бурлит эмоциями.

Читатель улавливает и нотки гнева, возмущения, и искреннюю преданность автора не только дружбе, но и своим идеалам.

В тексте сквозит уверенность в лучшем будущем, в том, что когда-нибудь существующий строй изменится, и все будет совсем по-другому!

 

9. Система образов

Стихотворение является посланием к Чаадаеву, но образ друга Пушкин практически не прописал. Он только обращается к нему, призывая отчизне посвятить «души прекрасные порывы». Александр Сергеевич словно поддерживает, вдохновляет Петра Яковлевича.

Автор рисует образ родины, олицетворяя ее:

Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Здесь чувствуется любовь к Отчизне, страстное желание помочь ей освободиться от «гнета власти роковой».

Писатель в красивых сравнениях описывает молодость, юность, когда еще сердца горят сильными чувствами. Не зря он сравнивает ожидание прихода нового режима, более вольного и свободного, с томлением любовника, торопящего миг назначенного свидания.

 

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей тут несколько, и образ Чаадаева не является главным.

Скорее, поэт строит свое произведение на противопоставлении свободной Отчизны и угнетающей, несправедливой власти.

В этом смысле фигура Петра Яковлевича, к которому Пушкин обращается, служит как бы формальным прикрытием истинного посыла стихотворения. Получается гораздо более глубокий, сложный текст.

Мы наблюдает яркую художественную антитезу: с одной стороны, любимая родина, с другой – ненавистное самодержавие, не дающее ей развиваться правильно и гармонично. С одной стороны, страстное желание свободы, с другой – царский режим, при котором ни шагу нельзя сделать в сторону, будешь крепко наказан.

 

11. Лирический герой

Лирическим героем является творческая проекция личности самого автора. Это говорит Пушкин, это его мысли слышит читатель, его эмоции воспринимает.

 

12. Сюжет

Как такового, сюжета нет.

Как и в любой гражданской лирике, поэт высказывает собственные взгляды, идеи, открывает личное видение сложившейся ситуации.

В конце он выражает искреннюю надежду, что неправедный строй будет свержен, и наконец-то, люди освободятся от царского гнета. И, конечно, учтут заслуги тех, кто привел их к этой победе – певцов, провозглашающих либеральные взгляды.

 

13. Композиция

В произведении можно выделить три части.

В первой повествуется о молодом, вдохновенном лирическом герое и его друге, которые жили в своем собственном, красивом мире:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман

Однако все это развеялось очень быстро. Условно назовем первую часть прошлым.

Вторая часть – суровое настоящее. Открываются глаза не только у персонажей произведения, но и самого читателя: отчизна стонет, зовет на помощь.

Третья часть – это попытка заглянуть в будущее. Пушкин рисует совсем другой порядок, когда уже «самовластье» пало.

Учитывая, что мотивы призывов повторяются и в начале, и в конце стихотворения, можно назвать композицию кольцевой.

 

14. Художественное своеобразие произведения

Язык стихотворения точный, меткий и выразительный. Используется много слов, относящихся к свободе, существующему политическому строю, что опять же подтверждает гражданскую направленность лирики: «власть», «отчизна», «вольность», «свобода».

Автор использует слова возвышенного стиля, чтобы подчеркнуть значимость, торжественность послания.

Кроме того, очень много глаголов, прилагательных и словосочетаний, характеризующих внутреннее состояние Пушкина: «свободою горим», «горит желанье», «души прекрасные порывы» и т.д.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Рифма разнообразная:

  • перекрестная по типу АБАБ (первые четыре стиха, например),
  • опоясывающая ВГГВ (следующие четыре стиха).
  • Последние пять строчек зарифмованы особенно интересно: ДЕДЕД.

На строфы разделения нет.

 

16. Средства художественной выразительности

Для создания необходимых художественных образов Пушкин использует множество эпитетов: «юные забавы», «роковая власть», «нетерпеливая душа».

А также сравнения « как сон, как утренний туман», «как ждет любовник молодой».

Кроме того, автор олицетворяет отчизну: «Отчизны внемлем призыванье». А вот метафора только одна: «горит еще желанье».

 

17. Значение произведения

Произведение воспевает любовь к своему отечеству, что всегда значимо для любого человека. Кроме того, оно помогает понять настроения молодого Пушкина.

 

18. Актуальность

Именно из-за своего патриотического содержания, бессмертное творение великого гения будет актуально всегда.

 

19. Моё отношение

Мне нравится это стихотворение именно своим эмоциональным фоном. С помощью него я могу узнать, каким был молодой Пушкин: что его волновало, какие настроения владели им.

 

20. Чему учит

Оно учит любить родину и всегда, несмотря ни на какие обстоятельство, верить и стремиться к лучшему будущему для Отчизны и народа.

Композиция стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина.

Стихотворение «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Мы видим, как замечательно передает поэт ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходит время расстаться с наивными мечтами и иллюзиями детства.
Это стихотворение написано в форме послания к приятелю. Чаадаев — друг Пушкина, офицер, философ, член революционного общества «Союз благоденствия».
Нельзя не обратить внимания на то, что в этом стихотворении интимная лирика сливается с политической и гражданской:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной. Она не забудет тех, кто боролся против самодержавия:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Это стихотворение можно определить и как патриотическое. Слова «отчизна» и «свобода» здесь звучат как синонимы. Слово «звезда» во времена Пушкина символизировало революцию. Стихотворение это не было напечатано сразу, но его знала и повторяла прогрессивная молодежь, будущие декабристы. Именно с такими людьми Пушкин связывал все свои мечты и надежды. В послании «К Чаадаеву» чувствуется убежденность поэта в том, что именно в этот момент исторического развития отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине. Вот почему такая глубокая вера в лучшее будущее звучит в финале стихотворения:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А. Пушкин)

Известный философ своего времени, П. Я. Чаадаев в жизни А. С. Пушкина играл особенную роль. С этим человеком поэт полемизировал и спорил, но в одном порыве был един: они оба мечтали о свободной и прогрессивной России без деспотизма самодержавия. Поэтому имя отвергнутого и непризнанного таланта увековечено в послании, которое Александр Сергеевич написал в поддержку Петру Яковлевичу.

История создания

А.С. Пушкин не мог оставаться равнодушным к тем проблемам, что существовали в обществе после европейской кампании Александра I, в чём открыто признавался и после Декабрьского восстания. Революционными идеями с поэтом делился его близкий, ещё с лицейских лет, друг П. Я. Чаадаев, ему и посвящено стихотворение.

Датируется оно 1818-м годом, когда Пушкин жил в столице, еще не знал наказаний за вольные мысли со стороны властей. «К Чаадаеву» — одно из тех произведений, что спровоцировали первую, южную ссылку Пушкина в 1820 году. Не только это сочинение автор адресовал своему единомышленнику. Кроме «Любви, надежды, тихой славы», ещё существуют стихотворения «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…» и «К чему холодные сомненья?..».

Жанр, размер, направление

Жанр произведения «К Чаадаеву» — послание. Для него свойственна прямая адресация стихотворения определённому человеку, изложение определённых идей, рекомендаций или надежд. До XIX века такой жанр назывался эпистолой, от латинского «письмо, «поручение».

«К Чаадаеву» написано четырехстопным ямбом. Данный стихотворный размер делает стих лёгким и воодушевляющим. Так Пушкин придаёт позитивную интонацию произведению о мечтах и надеждах. Эти качества необходимы вольнолюбивой лирике, к которой поэт обращался нередко, особенно в ранний период творчества. Революционное направление в русской литературе начала XIX века разрабатывали многие литераторы: Радищев, Рылеев, Бестужев, Глинка. Все собратья по перу боролись за общую идею – освобождение страны от гнёта «самовластья».

Продолжателями социального направления в лирике стали Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок.

Композиция

Композиция «К Чаадаеву» трёхчастна:

  1. Первая часть ограничивается начальным катреном, который пронизан лирическими интонациями, сожалениями об уходящей юности.
  2. Вторая часть вносит противоположное настроение в стихотворение. Здесь появляется некое чаяние возможного счастья: «Мы ждем с томленьем упованья// Минуты вольности святой».
  3. Третья часть, со слов «пока свободою горим», является кульминацией произведения. Она наполнена призывом, звучит наиболее напряженно и громогласно. Финал носит характер манифеста, побуждающего к героическим поступкам.

Главные герои и их характеристика

Лирический герой стихотворения обращается к своему другу с намерением пробудить в нём желание бороться за свободу. Можно предположить, что адресат подавлен, теряет былой энтузиазм, но его сотоварищ не поддаётся отчаянию. И движет им, главным образом, «отчизны … призыванье».

Этот голос помогает сохранять веру в лучшее, в этом он видит свою миссию, долг. Прислушаться к этому голосу поэт предлагает и собеседнику. Борец хорошо осознаёт, что они оба ещё слишком молоды, чтобы сдаваться. Он считает, что они должны посвятить себя благому делу освобождения, в надежде, что их имена останутся в истории.

Темы

  • Патриотизм. На нем зиждется тематика произведения. Стихотворение проникнуто духом патриотизма. Лирический герой ясно видит все проблемы, существующие в стране. Но это не служит причиной отказаться от родины, напротив, молодой человек намерен посвятить свою жизнь преображению отчизны, он верит в её светлое будущее. Автор слышит голос страждущей страны и жаждет спасти её.
  • Дружба. Поэт не остаётся равнодушным к пессимистичному настрою своего товарища. Он пытается развеять его тоску, обессмысливающую существование. Лирический герой всячески поддерживает своего друга, мотивирует на достижение новых целей. Поэт верит в потенциал своего единомышленника, потому и посвящает ему послание.

Проблемы

  • Самовластие. Поэт осознает бедственную ситуацию в своей стране, сложившуюся в связи с тираническим политическим режимом. Он ощущает гнёт «власти роковой» и жаждет избавления от него. Но герой понимает, что в одиночку ему не справиться, и призывает на помощь своего верного друга.
  • Отчаяние. Автор испытал на себе воздействие юношеский иллюзий, он уже знает, какое бывает разочарование, если обмануться мечтами. Об этом он пишет в первой части. Очевидно, подобные чувства испытывает и адресат послания. Но Пушкин сумел преодолеть сплин, теперь он хочет излечить от него и своего друга. Таковы проблемные вопросы стихотворения «К Чаадаеву».

Смысл

Никогда противостояние не бывает простым, путь, ведущий к заветной цели, может быть тернист. Враг может быть как внешним – самовластье -, так и внутренним – разочарование. Обо всем этом Пушкин напоминает Чаадаеву.

Идея Пушкина заключается в том, что бороться нужно до конца, проявляя настойчивость, смелость и отвагу. Нельзя усыплять свои силы тоской, нельзя отказываться от мечты при малейшем разочаровании. Подарить родине свободу – истинное счастье для молодого, импульсивного человека.

Средства выразительности

Для того чтобы сделать своё послание воодушевляющим и убедительным, Пушкин использует множество различных средств выразительности.

В стихотворении встречается побудительные предложения с восклицательной интонацией. Интересно, что поэт использует в них глаголы будущего времени («посвятим», «напишут»). В отличие от повелительного наклонения, такие формы глаголов не обладают приказным характером. Так Пушкин ненавязчиво мотивирует своего адресата.

Не обходится автор и без эпитетов («тихой славы», «пленительного счастья», «нетерпеливою душой»). Широко используются в тексте инверсии: «Души прекрасные порывы!», «Отчизны внемлем призыванье».

Чтобы добиться наиболее успешного воздействия на своего читателя, Пушкин обращается к сравнительным оборотам. Наиболее ярким, из представленных в тексте, является сопоставление чаяние свободы с ожиданием свидания. И автор, и его друг на тот момент – молодые люди, со свойственными им сердечными порывами, и такое сравнение весьма актуально для них.

На композиционном уровне можно наблюдать антитезу, так соотносятся между собой первая и вторая части.

Критика

Влиятельный литератор пушкинской эпохи Белинский относил «К Чаадаеву» к тем стихом, что прививает патриотизм, что в том числе помогает воспитать в читателе человека.

Друзья-декабристы горячо приняли это стихотворение, они видели в нём провозглашение своих идей, к тому же не без восхищения мастерством и талантом самого Пушкина.

В двадцатом веке С. Л. Франк в статье «Светлая печаль» подчеркивает двойственность пушкинского мышления: импульсивность и умиротворение, веселье и мука. Послание «К Чаадаеву» критик считает одним из тех стихотворений, что иллюстрируют эту особенность.

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина 📚 история создания, тема, идея, основная мысль, разбор по плану, вывод, главные образы, сюжет

Об авторе произведения

Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) — великий русский поэт, драматург и прозаик. Автор знаменитых романов «Евгений Онегин» и «Дубровский», поэмы «Руслан и Людмила», сказок для детей и других произведений. Впервые стих поэта был опубликован в 1814 году в журнале «Вестник Европы». Он носил название «К другу-стихотворцу». В 1817 году по окончании Царскосельского лицея Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел и продолжил заниматься литературным творчеством.

На взгляды поэта значительное влияние оказали труды Радищева, Фонвизина, Жуковского, Батюшкова. В период 1817—1820 годов политическая лирика поэта («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву») вызвала гнев Александра I. От ссылки в Сибирь Пушкина спасло заступничество Крылова, Жуковского и Карамзина. Наказание заменили ссылкой на юг России.

При жизни поэта многие его произведения не печатались из-за цензуры (например, поэма «Медный всадник»). С 1836 г. поэт издавал свой журнал «Современник»,где впервые была опубликована повесть «Капитанская дочка». Однако журнал не пользовался популярностью. В 1837 г. автор был смертельно ранен на дуэли Жоржем Дантесом. После его смерти император Николай I распорядился оплатить долги поэта и обеспечить его семью средствами.

Создание стихотворения

Интересной является история создания стихотворения «К Чаадаеву». А.С. Пушкин был неравнодушен к трудностям, которые возникли в обществе после европейской кампании Александра I. Страна была в бедственном положении, что вызывало революционные настроения среди думающей интеллигенции. До декабрьского восстания 1825 года оставалось совсем немного времени, недовольство правлением самодержца возрастало.

Идея стихотворения «К Чаадаеву» возникла у Пушкина вполне закономерно. Он хотел поделиться с другом своими размышлениями о том, что происходит в обществе, и надеждами на светлое будущее страны. Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) был близким другом поэта по лицею и разделял его революционные взгляды. Ему и посвящен стих, написанный в 1818 г.

В возрасте 19 лет Пушкин жил в столице, он еще не знал наказаний со стороны властей за вольномыслие и написание произведений революционного направления. Адресованный другу стих спровоцировал его первую южную ссылку в 1820 году.

Характеристика и анализ

Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в девятом классе. Но прежде стоит познакомиться с текстом стихотворения.

Сюжет послания развивает мысль о становлении личности гражданина и патриота. Его начало вызывает грустные эмоции: поэт говорит об обманчивых надеждах былой юности. Все мечты о свободе и славе столкнулись с реальностью и обернулись сном, который развеялся в считаные секунды. Большинство современников улавливало в первой части стихотворения истинное отношение к эпохе правления Александра I, который придерживался либеральных взглядов.

Вторая часть послания — антитеза. Нетерпеливая душа героя испытывает порывы свободолюбия. Он стремится защищать не свои интересы, а выступает за нужды родины. Это зрелый шаг на нелегком пути становления гражданина своей страны и важное условие для проявления «вольности святой». Поэт убежден, что Россия проснется, когда каждый ее гражданин станет неравнодушным и внесет свой вклад в судьбу страны.

При всей пылкости, свойственной девятнадцатилетнему юноше, поэт осознавал, что в России есть силы, которые будут всячески препятствовать пробуждению. Порывам «нетерпеливой души» у него противопоставлен «гнет власти роковой». Однако Пушкин убежден, что лучшие годы жизни следует посвятить Отчизне, тогда патриотов будет ждать посмертная слава. В концовке на это указывает выразительная фраза: «на обломках самовластья напишут наши имена». Кратко проведя художественный разбор, можно подытожить:

  1. Жанр стихотворения — дружеское послание. Ему свойственна адресация к определенному человеку, призывание к действию, выражение идей, надежд. До XIX века подобный жанр носил название «эпистола». Стиль стихотворения — романтический.
  2. Композиция. Произведение написано по принципу «теза-антитеза» (контраст). В первой части упоминается прошлое (наивная юность). Вторая треть посвящена настоящему, остальное — будущему. Открывает и закрывает композицию мотив пробуждения страны от сна. Отсюда несложно понять, что поэт пребывал в приподнятом эмоциональном состоянии.
  3. Стихотворный размер — четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмой. С его помощью произведение выглядит легким, воодушевляющим.
  4. Темы стихотворения «К Чаадаеву» — патриотизм и дружба. На патриотизме основано все произведение. Лирический герой не только видит проблемы, существующие в России, но и готов принять участие в их разрешении. Нет мысли бежать из страны, но есть надежда на светлое будущее. Обращаясь к Чаадаеву, поэт пытается развеять пессимистичное настроение друга. Он мотивирует Чаадаева на достижение целей вопреки препятствиям и искренне верит, что тот сможет раскрыть свой потенциал.
  5. Метафоры (выражения, употребляемые в переносном значении). «Горит еще желанье».
  6. Оксюморон (остроумное сочетание противоречивых понятий). «Тихой славы».
  7. Инверсия (перестановка частей фразы для придания ей особой выразительности). «Власти роковой».
  8. Эпитеты (художественно-образные определения, подчеркивающие наиболее существенный признак предмета или явления). «Утренний туман», «власти роковой».
  9. Сравнение. «Как сон, как утренний туман».

Стихотворение насыщено общественно-политической лексикой («власть», «гнет», «честь»), что присуще раннему творчеству декабристов. Оно распространялось практически анонимно среди петербургской интеллигенции и было напечатано в альманахе «Северная звезда» в 1829 году (после восстания декабристов).

Режиссер Владимир Мотыль взял строчку из него для названия киноленты о судьбе людей, вышедших в 1825 году на Сенатскую площадь. Фильм 1975 года носит название «Звезда пленительного счастья».

Главная мысль

Основная мысль стихотворения «К Чаадаеву» состоит в том, что путь к справедливости и светлой цели не бывает простым, а противников может быть несколько: внешний (самовластие) и внутренний (уныние), о чем напоминает Чаадаеву поэт. Идея Пушкина в том, что нельзя опускать руки. Следует бороться за свою свободу, проявляя настойчивость. Нельзя отказываться от намерений, встретив на пути помехи. Для молодого возвышенного юноши истинная цель — подарить свободу своему народу. В произведении рассматриваются две главные проблемы для поэта:

  1. Самовластие. Поэту небезразлична ситуация, которая происходит в стране из-за тиранического политического режима. Он чувствует гнет роковой власти и стремится найти путь избавления о нее. Однако в одиночку добиться счастья для народа невозможно, поэтому поэт ищет помощи у друга.
  2. Отчаяние. Испытав воздействия юношеских иллюзий, Пушкин четко осознает, как горько обмануться мечтами. Очевидно, что такие же чувства возникают и у адресата послания. Но Пушкин сумел победить уныние, воспрянул духом. Того же он ждет от Чаадаева.

Исходя из смысла стихотворения, возникает вопрос: почему Пушкина не было на Сенатской площади в день, когда многое можно было изменить? Накануне, узнав о смерти Александра I, поэт намеревался выехать из Михайловского (ныне — Псковская область), где был в очередной ссылке, и присоединиться к декабристам. Однако дорогу его повозке дважды перебежал заяц, а слуга заболел лихорадкой. Он взял другого человека, но навстречу вышел поп. Всего этого было достаточно, чтобы суеверный поэт отказался от плана ехать в Петербург.

Восстание закончилось трагически: 5 повешенных (близкие друзья автора), 120 сосланных на каторгу и сотни разжалованных военных. Неизвестно, как бы сложилась судьба Пушкина, если бы он принял в нем участие. В селе Михайловском установлен памятник зайцу, перебежавшему дорогу поэту. Надпись на нем гласит, что до Сенатской площади — 416 верст.

Стихотворение юного Пушкина «К Чаадаеву» проникнуто любовью к родине, горячим призывом к свободе, верой в светлое будущее России. В будущем поэт адресовал другу еще несколько произведений.

Это свидетельствует о том, что он дорожил этим блестящим философом и публицистом, преклонялся перед его талантом.


история создания произведения, средства выразительности

Автор Маргарита Малиновская На чтение 7 мин. Опубликовано

«К Чаадаеву» — одно из самых известных стихотворений А. С. Пушкина. Главная тема в нем — судьба Родины. Но если сравнить его с творениями современников поэта, можно заметить некие новшества. Анализ стихотворения «К Чаадаеву» показывает, что произведение отличается вольнолюбивым настроем, красноречием, пылкостью чувств. Оно написано в ранний период творчества Пушкина.

История создания

Поэт жил в 19 веке, когда общество ожидало изменений от Александра Первого, правящего императора. Особое влияние на эту общественную мысль оказала Отечественная война 1812 года. Казалось бы, война выиграна, народ сплочен боями. Многие дворяне оказались в одних окопах с обычными крепостными крестьянами и увидели, что они ничем не отличаются от них самих, потому что так же любят Родину и готовы пожертвовать жизнью ради неё. Они увидели жизнь в Европе, где люди равны.

Дворяне осознали, что нужна новая внутренняя политика, и ожидали изменений от Александра Первого. Но после изгнания Наполеона в стране все пошло по-старому. Крестьяне, герои войны, все ещё были подчинены барину, подневольный труд также не отменили. А. С. Пушкин, как и многие его современники, выступал против крепостного права. В своём стихотворении «К Чаадаеву» поэт говорит о своём неравнодушии к судьбе Отечества, о готовности служить на благо России.

 А. С. Пушкин

Из названия можно догадаться, что стихотворение посвящено Чаадаеву, другу и соратнику Пушкина. Пётр Яковлевич Чаадаев был одним из самых известных мыслителей и либеральных публицистов своего времени. Он очень резко высказывался о деспотизме правителей, об их бездействии. Публицист выступал за равенство, то есть за отмену крепостного права.

Легко догадаться, что такое свободомыслие могло привести к ссылкам, каторгам и невозможности публиковаться в журналах. При жизни Чаадаев постоянно подвергался травле. Впечатления от такого отношения общества к мыслителю легли в основу «Философических писем». После публикации одного из таких писем в 1836 году Чаадаева раскритиковали и объявили сумасшедшим. Общество было не готово к таким громким высказываниям. Пушкин, понимая страдания и мучения друга, посвятил ему одно из своих лучших произведений.

Жанр, размер, направление

Стихотворение «К Чаадаеву» относится к жанру дружеского послания. Хотя оно и посвящено другу и товарищу Александра Сергеевича Пушкина, обращено оно ко всему народу. Поэт призывает общество принять меры для светлого будущего. Произведение очень многогранное, поэтому его можно отнести к нескольким разновидность лирики.

В первую очередь стихотворение относят к гражданской лирике. Это выражается в том, что Пушкин призывает народ способствовать процветанию Родины, искренне переживает за ее судьбу.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб. Несложно определить и направление — это реализм. Сделать такой вывод помогают черты, присущие этому направлению:

  • обсуждение политического устройства государства;
  • поднятие социальных проблем;
  • выражение требований к правителю.

А также произведение относится и к философской лирике в связи с тем, что в нем присутствуют размышления о прошлом России, о её настоящем и будущем. «К Чаадаеву» можно отнести и к любовной лирике. В стихотворении лирический герой ждёт свидания с возлюбленной. Но на самом деле смысл здесь в другом. Муки возлюбленного сравниваются с ожиданием публицистов отмены жёсткой цензуры и наступления свободомыслия.

Композиция стиха

Разочарование Пушкина

Хотя стихотворение «К Чаадаеву» и не разделено на строфы, условно оно делится на 3 части. Начинается произведение с разочарования: «Недолго нежил нас обман». Лирический герой повествует о том, что все юношеские забавы исчезли, теперь он видит настоящую картину происходящего в России. Эта часть проникнута тоской, печалью и разочарованием.

Вторая часть является антитезой первой. Она звучит торжественно и звонко. Лирический герой с воодушевлением говорит, что в нем ещё есть надежда что-то изменить: «Но в нас ещё горит желанье», несмотря на жестокость и деспотизм «власти роковой». Пламенный порыв сердца героя показывает, что он желает помочь процветанию страны, несмотря ни на что: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!».

Третья часть представляет собой обращение ко всему русскому народу, а не только к Чаадаеву. Поэт призывает людей верить только в хорошее, разрушить самодержавный строй в стране.

Тема свободы эмоционально озвучена в стихе «К Чаадаеву». Анализ произведения показывает, что автор выражает свою позицию яростно, с вдохновением, открыто. В дальнейшие годы под натиском постоянных гонений Пушкин ведёт себя более сдержанно.

Образы и символика

Читает книгу

Жанр «К Чаадаеву» — дружеское послание, поэтому образ лирического героя сливается с автором. Прочитав стихотворение, можно сделать вывод о том, что лирический герой очень свободолюбив, он желает свергнуть самодержавие и избавить Россию от крепостного права. Видны и внутренние чувства лирического героя.

Несмотря на всю его решимость, присутствует и тревога. Можно сделать предположение, что лирический герой — это не отдельный человек, а группа граждан, выступающих против крепостничества. Именно поэтому в стихотворении многократно употребляется местоимение «мы», которое указывает на определённую общность людей, сплоченную:

  • идеями свободы;
  • мыслями о воцарении справедливости;
  • демократии.

Образ правительства в этом произведении носит негативный характер. Пушкин считает, что при правителе Россия спит, лишь некая сила способна разбудить её: «Россия вспрянет ото сна».

Проблематика, идея и темы произведения

Основной темой стихотворения «К Чаадаеву» является тема свободы. Пушкин выступает против самодержавия, поддерживая идею Чаадаева о демократизации страны.

Не менее важная тема, которая прослеживается в стихотворении, — патриотизм. Пушкин призывает современников и потомков «посвятить Отчизне души прекрасные порывы». Поэт уверен, что Россия не может процветать, когда у граждан отсутствуют права и свободы.

Стоит выделить и тему поколений. Она прослеживается в последних строках: «И на обломках самовластья напишут наши имена». Поэт уверен, что труд его современников не забудется, потомки будут вспоминать и благодарить тех, кто стоял за процветание Родины.

Петр Яковлевич Чаадаев

Нельзя не упомянуть о теме товарищества, ведь стихотворение посвящено другу Пушкина — Петру Яковлевичу Чаадаеву. В стихотворении автор старается поддержать друга, находящегося в очень тяжелом положении, его взгляды и идеи.

А также в стихотворении Александр Пушкин выделяет большое количество политических проблем того времени. Если после окончания войны 1812 года у людей ещё была надежда на изменения, вера в свободу, то после нескольких лет полного бездействия императора многие поняли, что правитель не желает заниматься делами простых людей. Все дворян видели иллюзию, мешающую объективно рассматривать ситуацию в России.

Пока они верили в слова правителя, нежились в обмане, ждали изменений, ничего для этого не предпринимая, положение в стране только ухудшалось. Теперь им остался единственный выход — выступить против императора и самодержавия, ведь только так можно спасти страну и русский народ. Если император не хотел заниматься решением общественных проблем, то образованные люди должны были привести Россию к свободе и демократии. Именно так считал Александр Сергеевич Пушкин.

Основная идея произведения — это призыв высших слоев общества объединить свои силы и посвятить их Родине, то есть выступить за свободу и равноправие.

Интересные факты и средства выразительности

Стихотворение «К Чаадаеву» использовалось как агитация перед восстанием на Сенатской площади в 1825 году. Пушкин и сам был не прочь войти в ряды декабристов, но его друзья, понимая, чем это может обернуться для поэта, отговорили его от этой идеи.

Написание «К Чаадаеву» принято считать началом конфликта между поэтом и императором Александром Первым, который в итоге закончится ссылками литературного гения. Концовка довольно сильная. В ней автор убеждает героя произведения в том, что он ещё сможет добиться поставленных целей.

Стих «К Чаадаеву»

Отдельного слова заслуживают средства художественной выразительности. Александр Сергеевич Пушкин использует множество различных троп, чтобы задать соответствующее настроение произведению и более чётко передать свои взгляды и идеи:

  • Эпитеты: «тихой славы», «власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «верного свиданья», «прекрасные порывы», «пленительного счастья».
  • Сравнения: «исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман», «мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья».
  • Метафоры: «нежил нас обман», «минуты вольности святой», «свободою горим»,»звезда пленительного счастья»,»на обломках самовластья напишут наши имена».

Такова краткая характеристика стихотворение. Этот разбор поможет школьникам, которые проходят в старших классах рассматриваемое произведения. Он будет полезен и учителям, если им необходимо кратко составить план по занятиям.

Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»: размер, сюжет, настроение

Пушкин пишет ЧадаевуПушкин пишет ЧадаевуВ далеком 1818 году данное стихотворение приобрело широкую известность в кругах декабристов и стало их литературным гимном. Оно не планировалось публиковаться и было написано для чтения в узких кругах, но передача из рук в руки сделала свое дело и уже 1929 году стихотворение «К Чаадаеву», искаженное по стилистике, опубликовали в альманахе «Северная звезда». В кругах декабристов, благодаря этому произведению, А. Пушкин приобрел известность вольнодума, но и по вине ряда стихотворений он не единожды находился в ссылке.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

История написания

Чаадаев являлся Пушкину давним другом, с которым они еще с лицейских времен, любили обсудить политику, дела, происходящие в России. По прошествии множества лет их дружба лишь набирала силы, они доверяли друг другу все свои тайны, желания и мечты. Пушкин говорил, что Чаадаев — настоящее счастье, которое делает его жизнь насыщеннее. Так, в первых строках стиха «К Чаадаеву» говорится о беззаботных юношеских годах, когда у них не было серьезных проблем, и они лишь опьянялись общественным признанием и литературными успехами. Помимо этого, в первом четверостишье можно увидеть критику в сторону Александра I, осуждение его реформ, подавление декабристов и бесконечные репрессии.

В последующих строках Пушкин говорит, что слава и юношеский максимализм не смогли подавить стремление делать мир лучше, начиная, конечно, с России, чтобы исчезло закоренелое самодержавие. Особое внимание сосредоточено на том, что крепостное право до сих пор не отменено, несмотря на царский приказ. Поэт выражает недовольство, выступая лидером мнений молодежи того времени, но все равно понимает, что высшие власти вряд ли пойдут на уступки, настолько сильно они погрязли во лжи и порочности.

Именно из-за этого в последних строках своего произведения»К Чаадаеву», Пушкин призывает народ свергнуть самодержавие. Ранее никто не решался на такой открытый призыв. Но следует помнить, что такую буйную точку зрения Пушкин афишировать совсем не собирался и изначально это стихотворение было лишь для узкого круга лиц, точнее, для декабристов.

К моменту активного распространения произведения, сам Петр Чаадаев уже занимал место члена масонской ложи и присоединился к обществу декабристов, именуемое «Союзом благоденствия». Последние как раз-таки и приняли строки стихотворения, как явный призыв, за что их и отправили в Сибирь. После печального события Пушкин долго убивался, желая облегчить участь своих друзей, но ничего не мог для этого сделать.

На какие две четкие части можно разделить стих?

  • лирическое обращение к другу;
  • гражданское обращение к народу.

В стихотворении «К Чаадаеву» мы видим послание, но, как правило, послание обращены к хорошему другу или даме сердца (что причисляется к разряду лирических произведений), а здесь доминирует обращение ко всему народу. Таким образом, Пушкин создал новый жанр — гражданское послание.

Композиция же данного произведения построена через антитезу, которая свидетельствует о наличии контраста. Если начало пропитано грустью, юношеской тоской, то концовка полна обличительного настроя.

Стоит отметить, что Пушкин использовал общественно-политическую лексику для раскрытия темы произведения.

К ней относятся такие слова, как:

  • отчизна;
  • гнет;
  • власть.

Они были характерны временам декабристов и многие молодые авторы, не скупясь, наполняли ими свои творения, пытаясь побудить народ на действия.

Анализ идеи

Анализ стихотворенияАнализ стихотворенияПомимо призыва, автор пытается отразить сложный переход, называемый взрослением человека. Особенно взросление человека в качестве полноценного гражданина, который будет участвовать в делах своей родины, отстаивать ее честь и быть по-настоящему верным. В начале стихотворения можно увидеть, как все прелести юношеской жизни (тихая слава, надежда, любовь) превращаются в ничто под гнетом взрослой и тяжелой судьбы.

Надежды маленького мальчика на свободу и славу подвергаются сомнению. Именно поэтому Пушкин и сравнивает их с мимолетным сном, туманом — они способны так же быстро рассеяться, не оставив после себя ни следа.

Во второй же части чувства Пушкина перерастают в нечто большее — обращение не к своим желаниям, а к желаниям народа, родины.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб.

Звучание стихотворения, анализ его настроения

Анализ стихотворения пушкина к чадаевуАнализ стихотворения пушкина к чадаевуСтихотворение звучит торжественно, бодро. Оно призывает народ к движению, поскольку адресовано не только Чаадаеву, но и всему русскому населению. Пушкин призывает людей служить Отчизне, оставаться верным ей и не допускать репрессий со стороны правительства. В произведение есть строки, показывающие, что Отчизна страдает под гнетом власти, и ее нужно спасти, помочь выбраться из этого ужасного капкана, освободить.

Немалую роль в стихотворении «К Чаадаеву» играет понятие чести. Только в данном случае оно играет роль совести — призыва к добру и благородности. Если человек готов впустить в свою душу совесть, то он не останется равнодушен к собственной Родине и постоит за ее свободу.

На этом анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» и разбор темы подошли к концу.

Разбор стихотворения «Чаадаеву»

Анализ стихотворения «Навстречу Чаадаеву» основан на раскрытии основного смысла произведения. Этот стих написан в эпистолярном жанре. Его литературное направление — сентиментализм: Александр Сергеевич Пушкин открывает читателю глубину своего опыта. В тему этого стихотворения уместно включить само время, на которое опирается автор.

Многие биографические источники указывают на то, что стихотворение было написано Пушкиным в 1818 году, но есть и такие, которые ставят под сомнение официальную дату его создания.Скорее всего, это стихотворение было написано после революции 1817 года, когда оптимизм и патриотизм многих русских военных окончательно угас. На это указывают революционная направленность работы и призыв молодого поэта верить в освобождение родины от ига самодержавного руководства. Слово «товарищ», использованное Пушкиным в этом стихотворении, для него приравнивалось к выражению «близкий друг». В то время, когда автор только учился, наполняя свою жизнь лирикой и стремясь к освобождению русского народа, Чаадаев уже служил на войне, рискуя стать разочарованной и раздраженной родиной.

Александр Сергеевич Пушкин считал, что рано или самодержавная власть рухнет поздно, а на его руинах будут воздвигнуты не чудотворные памятники тем, кто верил в величие русского народа, несмотря на скудную научную и финансовую ситуацию. Если обратиться к переписке между Чаадаевым и Пушкиным, то можно сделать принципиально новый вывод, что через 15-20 лет они стали явными политическими противниками. Так что же все-таки чувствовал Пушкин к Чаадаеву? Стих дает очень жизнеспособный ответ на это.Мы увидим это, только внимательнее читаем и чувствуем настроение автора. Стихотворение «Навстречу Чаадаеву» начинается с признания автора: он раскрывает свою грусть и тоску по мирному времени. Пушкин пишет, что «обман не долго жил с обманом», что означает его желание испытать славу поэта и мирного деятеля, а не доблестно терпеть войну, в которой царит несправедливость и месть. Используя местоимение «мы» в начале стихотворения, он подчеркивает ту общую духовную горечь, которая существует.

Композиционный анализ стихотворения «Чаадаеву»

Автор виртуозно «жонглирует» в двух измерениях: ямб 4-футовый и анапест. Есть также изменение в рифме: один крест, два кольцевых, два креста. Это позволяет разделить стихотворение на 5 частей, каждая из которых имеет свою законченную мысль.

Синтаксический анализ поэмы «Навстречу Чаадаеву»

Каждое предложение здесь облагорожено эпитет-художественным определением. Трассы — повороты, которые используются в переносном смысле — также присутствуют в большом количестве.Метафора в конце стихотворения помогает чувствовать основную тему ярче. Все это свидетельствует о выраженной сентиментальности работы.

Лексический анализ поэмы «Навстречу Чаадаеву»

В этой работе много абстрактных существительных, характерных для гражданской лирики. Лексический анализ указывает на разделение автора на личностные и гражданские аспекты его жизни. Но это вовсе не значит, что он один противостоит другому.

Стихотворение «Навстречу Чаадаеву» оставляет яркое чувство: есть надежда и вера в хорошее будущее.

р> ,

Разбор стихотворения «Чаадаеву»

Анализ стихотворения «Навстречу Чаадаеву» основан на раскрытии основного смысла произведения. Этот стих написан в эпистолярном жанре. Его литературное направление — сентиментализм: Александр Сергеевич Пушкин открывает читателю глубину своего опыта. В тему этого стихотворения уместно включить само время, на которое опирается автор.

Многие биографические источники указывают на то, что стихотворение было написано Пушкиным в 1818 году, но есть и такие, которые ставят под сомнение официальную дату его создания.Скорее всего, это стихотворение было написано после революции 1817 года, когда оптимизм и патриотизм многих русских военных окончательно угас. На это указывают революционная направленность работы и призыв молодого поэта верить в освобождение родины от ига самодержавного руководства. Слово «товарищ», использованное Пушкиным в этом стихотворении, для него приравнивалось к выражению «близкий друг». В то время, когда автор только учился, наполняя свою жизнь лирикой и стремясь к освобождению русского народа, Чаадаев уже служил на войне, рискуя стать разочарованной и раздраженной родиной.

Александр Сергеевич Пушкин считал, что рано или самодержавная власть рухнет поздно, а на его руинах будут воздвигнуты не чудотворные памятники тем, кто верил в величие русского народа, несмотря на скудную научную и финансовую ситуацию. Если обратиться к переписке между Чаадаевым и Пушкиным, то можно сделать принципиально новый вывод, что через 15-20 лет они стали явными политическими противниками. Так что же все-таки чувствовал Пушкин к Чаадаеву? Стих дает очень жизнеспособный ответ на это.Мы увидим это, только внимательнее читаем и чувствуем настроение автора. Стихотворение «Навстречу Чаадаеву» начинается с признания автора: он раскрывает свою грусть и тоску по мирному времени. Пушкин пишет, что «обман не долго жил с обманом», что означает его желание испытать славу поэта и мирного деятеля, а не доблестно терпеть войну, в которой царит несправедливость и месть. Используя местоимение «мы» в начале стихотворения, он подчеркивает ту общую духовную горечь, которая существует.

Композиционный анализ стихотворения «Чаадаеву»

Автор виртуозно «жонглирует» в двух измерениях: ямб 4-футовый и анапест. Есть также изменение в рифме: один крест, два кольцевых, два креста. Это позволяет разделить стихотворение на 5 частей, каждая из которых имеет свою законченную мысль.

Синтаксический анализ поэмы «Навстречу Чаадаеву»

Каждое предложение здесь облагорожено эпитет-художественным определением. Трассы — повороты, которые используются в переносном смысле — также присутствуют в большом количестве.Метафора в конце стихотворения помогает чувствовать основную тему ярче. Все это свидетельствует о выраженной сентиментальности работы.

Лексический анализ поэмы «Навстречу Чаадаеву»

В этой работе много абстрактных существительных, характерных для гражданской лирики. Лексический анализ указывает на разделение автора на личностные и гражданские аспекты его жизни. Но это вовсе не значит, что он один противостоит другому.

Стихотворение «Навстречу Чаадаеву» оставляет яркое чувство: есть надежда и вера в хорошее будущее.

р >> ,

стихотворение Пушкина «Чаадаеву». Жанр и тема

Из всех величественных произведений Пушкина выделяется стих «Чаадаеву». Жанр и тема этого стиха уникальны в его творчестве. Стих не похож на большинство его лирических стихов и обращений. Здесь лирическая поэзия умно сочетается с лирикой гражданской, патриотической. В то время это был довольно инновационный подход к творчеству.

Проведем небольшой анализ стихотворения «Чаадаеву». Жанр и тема будут объяснены ниже.Для начала давайте опишем, кто такой П. Чаадаев, почему его привлекают к поэту довольно патриотические послания?

Близкий друг А. Пушкина — П. Чаадаев

Знаменитое стихотворение посвящено известному в то время деятелю — гвардейскому гусарскому полку П. Я. Чаадаев. Петр Чаадаев, как офицер, участвовал в великой Бородинской битве и взятии Парижа.

Петр Чаадаев участвовал во многих организациях — был официальным членом Краковской масонской ложи, «Союза благосостояния» в Москве.В декабристы он был только в списке. Однако он не оказал никакой помощи движению. Поэтому Пушкин обращается к своему близкому другу в надежде, что он поймет его душевные порывы. Сам Петр отпустил своих крестьян на свободу, потому что он им сочувствовал. Его политические взгляды были очень прогрессивными. Кроме того, этот человек в итоге стал одним из самых умных людей того времени. Сам он великий философ и публицист.

«Чаадаеву». Стихотворение

Великий поэт создал это творение в св.Петербургский период творчества. Тогда молодой Александр Сергеевич, как известно, глубоко сочувствовал движению мятежников — декабристов.

Чаадаев, один из немногих товарищей своего молодого возраста, он мог доверять любой своей тайной идее, всегда ценил мнение своего старшего друга.

Этот стих был написан в 1818 году, он был известен всей молодежи декабристов, с которой Пушкин общался и стремился взаимодействовать в будущем.

Поэт опубликовал свое стихотворение не сам, но один из молодых людей, знакомых с самим поэтом, представил эти строки для публикации в 1829 году, вопреки воле Пушкина.

Жанр и тема

Если принять во внимание время выхода стихотворения, то можно понять страхи Пушкина. Стихотворение возвышает свободу от самодержавия. Хотя прямо не сказано о свержении царизма, дух революционера очень отчетливо ощущается в строфах.

Давайте вернемся к литературному анализу. По жанру поэтическое произведение считается посланием к другу. Хотя Пушкин обращается не только к Петру Яковлевичу Чаадаеву, но и ко всем его соотечественникам, разделяющим его либеральные взгляды.

Этот жанр — сообщение широко использовалось в древние времена. Он был использован в своей работе Овидия и даже Горация. В XVIII, XIX веке, начале XX века этот жанр также был очень популярен среди писателей.

Пушкин пишет в своем письме другу свои тайные мысли, которые, возможно, иначе бы не возникли из души поэта. Чувства в стихотворении и лирические ноты сердца. Ведь по натуре Пушкин — лирик. И даже в его гражданской лирике чувствуется возвышенная поэтическая душа.Он способен суммировать личные и гражданские чувства и придать своим мыслям необычайный пафос.

Что это за тема? Тема — это революционное провозглашение, глубоко проникшее в землю глубокой любовью к отечеству и юношеским горячим убеждением, что, пройдя революцию, она будет служить своему народу и будущим поколениям. Эта тема полностью соответствует выбранному жанру стиха «Чаадаеву». Жанр, как вы помните, сообщения в лирической и гражданской форме.

«Чаадаеву».Идея

В стихотворении «Навстречу Чаадаеву» главная идея — призыв к свободе и гражданскому выбору — изменить или не изменить политическую ситуацию? Во времена движения декабристов этот вопрос был острым в аристократических кругах. Александр Пушкин считает честью борьбу с царством и крепостничеством. И он не видит свою судьбу иначе; Поэт считает своим долгом помочь движению. Он использует социально-политический словарь, чтобы выразить, насколько он важен для судьбы его страны.

Прямые линии говорят: «Наши имена будут написаны на руинах самодержавия». Он говорит о свободолюбии как о достоинстве возвышенного гражданина своей страны. И он считает, что его стихи действительно пробудят импульсы гражданского неповиновения, и в этом он видит свою заслугу.

Поэтический размер

Как и большинство пушкинских стихов, «К.Чаадаев», жанр и тема которого мы уже подробно рассмотрели, написан в 6-футовом ямбикуле. Это поэтическое измерение было самым любимым в его творчестве.Ямба встречается практически в каждой работе и дается поэту с беспрецедентной легкостью.

Лишь изредка встречается в более поздних произведениях анапеста, но это было намного позже, когда поэт стремился к экспериментам в поэзии. Когда я пытался найти для себя новую музу и немного изменить ритм повествования.

Заключение

Как видите, молодой Пушкин, только что закончивший обучение в лицее, высоко ценил дружбу со старшим товарищем Петром Чаадаевым. Целое стихотворение — это послание другу, в котором поэт раскрывает свои патриотические чувства.И в чем основная идея стиха, в чем квинтэссенция сообщения «Чаадаеву»? Тема, выбранная поэтом, — стремление к свободной жизни на отечестве. А идея — это призыв посвятить все свои мысли и чувства отечеству.

,

А.С. Пушкин, «Чаадаеву». Разбор стихотворения

А.С. Пушкина «Навстречу Чаадаеву» — тема сегодняшней статьи. Стихотворение было написано в 1818 году. Человек, которому адресовано послание, был одним из ближайших друзей поэта. Пушкин встретил П.Я. Чаадаев пока еще в Царском Селе. В Петербурге их дружба не прекращалась. В 1821 году Чаадаев стал членом «Союза благосостояния» (тайное общество декабристов).

Но вскоре он, тем не менее, оставил свободолюбивые идеалы в молодые годы.Главное, что Пушкин хотел выразить в поэме «Чаадаеву» Пушкина, проходящая сквозь него тема — это красная нить — это борьба с самодержавием, свободой, свободой. Послание оказалось страстным, восторженным, темпераментным в вопросах политики, вдохновенным и даже претенциозным. Сразу видно, что это относится к раннему периоду творчества поэта. Однако наряду с элементами, характерными для Лицея Лирика Пушкина, здесь присутствуют серьезные побеги будущих зрелых произведений.В общем, в работе можно проследить сразу несколько мотивов. Позже они будут повторяться не раз в других вариациях творчества поэта.

Александр Пушкин, «Чаадаеву »: мотив славы

Во всех текстах, да, пожалуй, во всех поэтах, он самый устойчивый. Предполагается, что в творчестве Пушкина существительное «Слава» встречается около 500 раз в разных значениях. Конечно, речь идет не о количестве ее использования, но тем не менее. На протяжении всей своей жизни, вплоть до написания «Памятника», Пушкин думал о том, что такое слава: широко распространена слава, результат общепринятого мнения или просто светские разговоры и слухи.

А. С. Пушкин, «Чаадаеву»: мотив ложных надежд

Лирический герой послания обманут в своих лучших мечтах и ​​ожиданиях, но он не отчаивается. Ведь такой «возвышенный обман», такое благородное заблуждение неизбежно в юности связано с ее безудержными порывами. Под тяжестью лет они, конечно, разбросаны, но их след оставлен в каждой душе и, безусловно, лучше темных и низких истин. Мотив обмана и ложных, несбывшихся надежд у Пушкина часто сравнивают со сном, что наводит на мысль о первых философских стихах Г.Р. Державина.Видимо, прославление жизни в блеклых красках в 17 лет характерно для всех молодых поэтов.

А. С. Пушкин, «Чаадаеву» : мотив политической свободы

Далее, с пессимистической нотой, послание переходит в другую тональность, более величественную, веселую. Здесь автор в политическом контексте использует образы огня, характерные для любовной лирики. В сообщении они передают интенсивность чувств. С каждой строкой политический контекст работы становится все более и более очевидным.Под игом власти еще больше заложена надежда и надежда на то, что свобода восторжествует и справедливость восторжествует. В политическом рабстве ожидание свободы становится еще более нетерпеливым, голос Отечества слышен еще громче. По мнению поэта, служение Родине неразрывно связано с борьбой против власти — несправедливого, угнетающего людей. Гражданский пафос сообщения все больше усиливается от одного катрена к другому. Чаще звучат политические слова.Тон всей работы определяет мотив свободы. Чрезвычайно емко в поэме произносятся слова «Родина», «Честь», «Свобода» А.С. Пушкина. «Чаадаеву» — это призыв к товарищу посвятить всю свою жизнь такому священному делу, как освобождение Родины от самодержавия. И за это память о потомстве будет ему более благодарна, чем за пение в стихах о веселье молодости и тихих радостях жизни. Высокий энтузиазм и пафос, чистая любовь к Родине и свобода выполнены и заключительные строки сообщения.

р> ,

Leave A Comment