Нормы экологического права

Понятие экологического права

Определение 1

Экологическое право является самостоятельной отраслью права, которое регулирует отношения социума и государства с окружающей средой.

Основными нормативно-правовыми актами в данной области считаются конституция РФ и ФЗ №7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».

Окружающая среда, в рамках данной области научного знания, понимается как часть природной среды, которая подвергается воздействию со стороны человека.

Понятие природная среда в юридической литературе понимается объективная реальность, которая существует как независимый от человека результат развития эволюции.

Природа и окружающая среда существуют в рамках природной среды в рамках которой существует человек.

Понятие норм права

Норма права – это юридически зафиксированные правила о дозволенных рамках взаимодействия субъектов права.

Определение 2

Под нормами экологического права понимают правила поведения, которые регулируют дозволенные рамки действия по охране и использованию окружающей природной среды.

Готовые работы на аналогичную тему

Классификация норм экологического права

В юридической литературе принято выделять три группы норм экологического права.

  • Первая группа норм получила наименование отраслевая, эти нормы занимаются вопросами использования и охраны отдельных объектов природы, таких как недра, земля, водные ресурсы и прочее.
  • Вторая группа норм получила наименование комплексных, эта группа норм отвечает за использование и охрану в целом природной среды и отдельных экологических комплексов.
  • Третья группа норм в юридических науках именуется экологизированными, то есть нормы права по вопросам окружающей среда, которые содержаться в других отраслях права, например административного или гражданского.

Классификация норм экологического права может осуществляться по самым различным признакам. В юридической литературе принято, помимо вышеизложенной классификации, приводить и другие.

Классификация норм экологического права, может быть осуществлена, отталкиваясь от предмета регулирования правовых норм, то есть в зависимости от отношений, которые регулируют нормы права.

Классификация норм экологического права может быть осуществлена в зависимости от их функций и роли в регулировании правовых отношений, выделяют:

  • Регулятивные, которые в свою очередь, делятся на управомачивающие, обязывающие, запрещающие;
  • Охранительные, которые регулируют отношения в сфере субъективных прав и обязанностей, закрепляют меры принуждения, привлечения к ответственности, защиты нарушенных норм;
  • Специализированные нормы права, которые применимы только для конкретной правовой отрасли.

Классификация норм экологического права может осуществляться по характеру их обязательности, выделяют:

  • Императивные, эти нормы имеют обязательный характер и не подлежат изменению;
  • Диспозитивные, которые определяются через договорные обязательства между субъектами правоотношений.

Классификация норм экологического права может осуществляться в зависимости от его содержания и делиться на следующие нормы:

  • Нормы-принципы, которые являются базовыми в экологическом законодательстве.
  • Нормы-приоритеты, которые выстраивают иерархию приоритетов одних норм по отношению к другим внутри экологического законодательства.
  • Нормы-правила, которые содержат набор нормативно-правовых актов касательно определенной сферы отношений в экологии.

Классификация норм экологического права производится исходя из содержания прав и обязанностей субъектов экологического законодательства, они делятся на четыре категории:

  • Природопользователи, которые являются носителями прав и обязанностей относительно использования и охраны природных ресурсов;
  • Органы исполнительной и представительной власти, а так же специально уполномоченные лица и органы государственной власти, которые наделены правомочиями по регулированию, контролю и охране природной среды;
  • Общественные организации, имеющие экологически направленные цели;
  • Органы судебно-прокурорского надзора, которые контролируют правоотношения в сфере экологического законодательства.

понятие, виды, особенности — Студопедия

Механизм реализации норм

Экологические правоотношения

Нормы экологического права

21.09.2011.

Терминология: в литературе есть термин эколого-правовые нормы. Это взаимозаменяемый термин с понятием «нормы экологического права».

Понятие норм экологического права связано с общим понятием правовых норм. Они соотносятся как общая и особенная. У них есть сектор пересечения и специфические моменты в сфере взаимодействия общества и природы.

Для юриста самая главная проблема: понимание механизма действия права. Если возьмем правовые проблемы, то нужно понять, как реально работает законодательство. Самое страшное для юриста состоит в том, что они знают, чего нельзя. Нужно знать, как можно сделать в рамках реально действующего законодательства.

1. Нормы права и в особенности эколого-правовые нормы- это разновидность социальных норм. Все они призваны регулировать, а некоторые и регулируют правила поведения людей. В этом смысле эколого-правовые нормы ничем не отличаются от других норм. Экологическое право регулирует отношения между людьми, складывающихся по поводу объектов экологического права.

Отличия правовых норм:

Ø Правовая норма других социальных норм отличается общеобязательностью. Моральные нормы являются групповыми. Право всегда имеет общеобязательный характер или должно иметь такой характер. Это основная характеристика права. это связано с теми отношениями, которые связаны с экологическими интересами. Например, сначала закрыли ЦБК у Байкала, а потом через некоторое время открыли. Есть другой пример- Закон о недрах. Прямо, вопреки Конституции, закреплена исключительная компетенция государства на недра. На п/и, добытые из недр может быть частная собственность.


Лет 10 не можем провести через Думу новый Закон о недрах. Это природным монополиям невыгодно.

2. Формальная определенность- без исключения, за исключением норм морского права, все нормы являются формально-определенными.

Существуют специальные акты, регулирующие эколого-правовые нормы.

3. Наличие принудительной силы государства.

Есть нюансы эколого-правовых норм:

Ø Специфика состоит в том, что все остальные группы социальных норм противостоят экологическим нормам. Т.к. иногда легче нарушить закон, чем нести издержки с его исполнением. До 70% затрат на проект строительства занимают природоохранные издержки. Все западные инвесторы в намерениях подчеркивают верность закону, в том числе и по экологическим моментам. Мы берем участок леса, недр, животное, водный объект. Переход этих объектов из государственной собственности в частную не только меняют его статус, но и не отменяет статус части природного объекта ресурса. Здесь две группы норм, которые регулируют отношения участников оборота. Проблема состоит не в игнорировании факта того, что недвижимость перестала быть объектом природоохранного законодательства, а нужно понимать, что проблема в защите общих интересах.


Ø Не работают моральные, этические нормы. Не было осуждения со стороны групп людей, общественности, связанных с нарушением эколого-правовых норм, за исключением случаев, когда это затрагивает частные интересы.

Ø Есть проблемы эффективности правоприменения, в т.ч. в УК, в КоАПе.

Ø В этих отношениях изначально заложен некий дуализм. Это система норм, которая направлена на охрану окружающей среды. Можно их понимать как нормы, связанные с природными ресурсами, а также нормы об экологической безопасности.

Классификация норм экологического права (за основу можно взять классификацию норм права):

1. По функциям права:

Ø Регулятивные:

o Управомачивающие-Например, п.1. ст. 12 Закона об охранен окружающей среды: общественные, иные некоммерческие организации, имеют право..устанавливать общественную экологическую экспертизу. Если допустить, чтобы этап норма реализовывалась, то нужна норма обязывающая. Норма такая есть. Но она не работает.

o Обязывающие- ст. 13 ЗООС- органы гос власти РФ обязаны оказывать содействие гражданам, организациям в реализации прав охраны окружающей среды. Есть также норма об ответственности.

o Запрещающие. Ст. 36 ЗООС (2002)- запрещается изменение стоимости проектных работ при строительстве, реконструкции объектов. Эти нормы называются нормы-гарантии. Такого рода нормы- это нормы-гарантии.

Есть нормы об ответственности в ЗООС, которые устанавливают виды ответственности и обязанность возместить причиненный вред. В Конституции есть право на возмещение вреда, причиненного экологическом правонарушением. Статья 77 ЗООС- вред возмещается в соответствии с утвержденными нормативами, а в случае их отсутствия- фактическими затратами на восстановление.

Ø Охранительные

2. По другим критериям можно классифицировать нормы:

· Нормы-правила (см. выше- всё это нормы правила)

· Нормы-дефиниции- это термин и его определение в законе. Первопроходцами в определении таких норм были ученые, которые занимались УП.

Например, ст. 1 ЗООС- термин окружающая среда («в целях настоящего закона»). Это совокупность трех видов объектов- естественный характер происхождения объектов, смешанные и антропогенные. Дальше идет определение природной среды: природное происхождение и антропогенное происхождение объектов.

· Нормы-принципы. Это базовые положения. Но это и практическое значение. Не все отношения отрегулируются с самого начала. И в закон переходят только те отношения, на которых закон сошелся. Это особая деятельность.

Например, статья 3 ЗООС: всего 17 принципов. Их можно классифицировать, разбить на группы по определенному критерию. Появился такой принцип как презумпция экологической опасности планируемой, хозяйственной или иной деятельности. В законе нет определения этого принципа. Речь идет не о текущей деятельности, но речь идет не только о хозяйственной деятельности, но и деятельность, связанная с принятием решений, инвестиции на ранней стадии. Это норма охватывает стадию, когда не только нет вреда от деятельности, но и самой деятельности нет.

Презумпция в плане ст. 3- до той поры, пока не будет обосновано, что деятельность ведется без вреда экологии, деятельность будет считаться опасной. Есть экологическая экспертиза и оценки воздействия на окружающую среды. Экологическая экспертиза- это редчайший элемент, а оценка воздействия- здесь нужно выяснять мнение граждан по определенным проектам.

Практическая реализация- если выяснить, что экспертиза не проводилась, то суд может признать нарушение презумпции.

Обязательность проведения экологической экспертизы проектов и иной документации, которая может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

· Нормы-приоритеты- устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Такие преимущества могут быть отраслевыми. Особая охрана защитных лесов и насаждений, может быть приоритет особо ценных земель. Может быть охрана лесов первой группы.

3. Экологические нормы можно разделить на нормы:

Ø Специальные- например, нормы статьи 3 ГК. Любая норма может действовать, если не противоречит ГК. В экологическом праве есть нормы, которые содержаться в специальных актах. Есть нормы, которые находятся не в специальных актах. Такие нормы не могут противоречить основному Закону об ООС.

Ø Экологизированные нормы- нормы, которые изначально предусмотрены для регулирования иных отношений, не природоохранных. Они параллельно решают задачу охраны окружающей среды или разумного использования природных ресурсов.

Например, ст. 19 Устава ж/д транспорта- грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, владельцы инфраструктур несут ответственность за загрязнение окружающей среды.

Ст. 209 ГК- владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственником свободно, если не нарушает прав и законных интересов других лиц, а также не приводит к нарушению охраны окружающей среды.

Ст. 751- подрядчик не праве использовать материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, если это может привести к нарушению правил охраны окружающей среды.

Понятие, особенности, классификация экологического права

Наличие развитой системы источников экологического права — существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. экологические отношения.

Чтобы служить источниками экологического права, нормативный правовой акт должен отвечать определенным требованиям:

а) иметь объективно выраженную форму — закон, указ Президента, постановление Правительства, приказ или инструкция министерства, решение органов местного самоуправления;

б) должен быть принят уполномоченным органом;

в) должен иметь предусмотренную законом форму;

г) должен быть официально опубликован. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Источники экологического права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Такая классификация может быть проведена по ряду оснований.

1. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты:

а) законы — нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти;

б) все иные нормативные правовые акты являются подзаконными актами. Это акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

Специальные: Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и другие акты.

3. По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные.

Нормативные правовые акты материального характера — акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами актов материального характера могут служить Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях».

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Акты процессуального характера: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ в ред. от 11 июня 1996 г. и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.

4. По своему характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве кодифицированные акты — Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ, Закон «О недрах» и др.

Систему источников экологического права образуют:

— Конституция РФ,

— федеративные договоры,

— международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

— федеральные законы,

— нормативные правовые акты Президента РФ,

— нормативные правовые акты Правительства РФ,

— нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,

— конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

— нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

— локальные нормативные правовые акты,

— судебные решения.

В приведенный перечень источников современного экологического права России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным, хотя обычай и не выделен нами в качестве самостоятельного вида источника права. В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается, в частности, Земельным кодексом РФ (ст. 31), Федеральным законом «О животном мире» (ст. ст. 9, 48, 49).

Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.

Нормы экологического права и их классификация


Планы практических занятий по дисциплине «Экологическое право» для очной формы обучения

ЗАНЯТИЕ №1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА

 

История правового регулирования экологических отношений

Становление и основные этапы развитие экологического законодательства

3. Объект экологических отношений

4. Понятие экологического права как комплексной отрасли

российского права

5. Предмет экологического права

6. Методы правового регулирования экологических отношений

7. Система экологического права

8. Принципы экологического права

 

Темы докладов

 

1. Проблемы взаимодействия природы и общества

2. Природа — источник жизни, материального и духовного благополучия.

3. Общая характеристика экологических проблем в мире и в России.

4. Концепции отношения общества к природе.

5. Причины кризисного состояния окружающей среды.

6. Пути решения экологических проблем.

7. Законы развития природы.

8. Декларация Рио по окружающей среде и развитию.

9. Экологическое право как комплексная отрасль российского права

10. Экологическая функция Российского государства.

11. История развития российского экологического права.

12. Проблемы дифференциации и интеграции в развитии экологического права.

13. Проблемы названия отрасли права.

14. Экологическое право как отрасль правовой науки и учебная дисциплина.

 

 

ЗАНЯТИЕ №2. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

1. Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права

2. Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Федеративные договоры

3. Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды

4. Закон как источник экологического права

5. Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств в системе источников экологического права

6. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

7. Акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны окружающей среды

 

Темы докладов

 

1.Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права

2. Экологическое законодательство

3.Гражданское, конституционное, административное, предпринимательское, уголовное и иное законодательство как источник экологического права

4. Роль судебной практики в регулировании экологических отношений

 

ЗАНЯТИЕ №3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

 

1. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы

2. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы

3. Право частной собственности на природные ресурсы

4. Право государственной собственности на природные ресурсы

5. Право муниципальной собственности на природные ресурсы

6. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы

 

Темы докладов

 

1. Природные богатства — общественное достояние

2. Право собственности на землю

3. Право собственности на недра

4. Право собственности на водные объекты

5. Право собственности на лес и растительный мир вне лесов

6. Право собственности на животный мир

7. Право собственности природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа

 

ЗАНЯТИЕ №4. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1. Понятие права природопользования, его виды.

2. Право общего природопользования.

3. Право специального природопользования.

4. Принципы права природопользования.

5. Субъекты права природопользования, их правовой статус.

6. Объекты права природопользования.

7. Содержание права природопользования.

 

Темы докладов

 

1. Право землепользования и его виды

2. Право пользования объектами животного мира и его виды

3. Право недропользования и его виды

4. Право водопользования и его виды

5. Право лесопользования (пользования растительным миров вне него) и его виды

6. Право пользования атмосферным воздухом

7. Отличие права природопользования от права экологопользования

 

ЗАНЯТИЕ №5. НОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

Нормы экологического права и их классификация

2.Понятие и виды экологических правоотношений

3.Субъекты экологических правоотношений. Правоспособность и дееспособность

4. Объекты экологических правоотношений

5. Содержание экологических правоотношений

6.Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений

 

Темы докладов

 

1. Эколого-правовой статус человека

2. Понятие и виды экологических прав человека.

3. Состояние правового регулирования экологических прав человека.

4. Политическое и юридическое значение признания экологических прав.

5. Право на благоприятную окружающую среду.

6. Права общественных экологических формирований.

7. Гарантии реализации экологических прав граждан.

8. Защита экологических прав граждан.

9. Способы защиты экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти.

10. Защита экологических прав граждан в общих судах.

11. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ.

12. Защита экологических прав граждан Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

13. Защита экологических прав граждан и Европейский суд по правам человека.

14. Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам.

 

ЗАНЯТИЕ №6-7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

1. Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды

2. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды

3. Правовые основы экологического нормирования

4. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы

5. Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды

6. Эколого-правовые основы технического регулирования: технические регламенты, стандартизация и сертификация

7. Правовые основы экологического аудита

8. Правовые основы экологического контроля

 

Темы докладов

 

1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.

2. Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

3. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции.

4. Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами.

6. Понятие и роль экологически значимой информации.

7. Право граждан на экологически значимую информацию.

8. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

9. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье.

10. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации.

11. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации.

12. Источники экологически значимой информации.

13. Источники нормативной экологически значимой информации.

14. Российское экологическое федеральное информационное агентство.

15. Государственный статистический учет и отчетность.

16. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов.

17. Мониторинг окружающей среды.

18. Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ.

19. Экологический паспорт предприятия. Декларация безопасности промышленного объекта.

20. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.

21. Нормирование — основные правовые меры рационального природопользования и охраны окружающей среды.

22. Система экологических нормативов.

23. Нормативы качества окружающей среды.

24. Нормативы предельно допустимых воздействий на состояние окружающей среды.

25. Нормативы изъятия (использования) природных ресурсов.

26. Понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду в механизме правовой охраны окружающей среды.

27. Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду.

28. Содержание оценки воздействия на окружающую среду.

29. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду.

30. Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды. Соотношение экологической экспертизы и ОВОС.

31. Виды и принципы экологической экспертизы.

32. Развитие законодательства в области экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы.

33. Порядок проведения государственной экологической экспертизы.

34. Заключение государственной экологической экспертизы.

35. Общественная экологическая экспертиза.

36. Лицензирование и договор как правовые инструменты регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

37. Нормативные правовые акты в области экологического лицензирования.

38. Лицензируемые виды экологически значимой деятельности.

39. Процесс экологического лицензирования.

40. Особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсами и их охраны.

41. Лицензионно-договорные основы комплексного природопользования.

42. Акты на право пользования землей.

43. Лицензионные основы права пользования недрами.

44. Особенности оформления права пользования водами.

45. Договорные основы права пользования лесами.

46. Лицензионно-договорные основы права пользования объектами животного мира.

47. Особенности лицензирования деятельности по удалению отходов в окружающую среду.

48. Понятие и основные характеристики технического регулирования.

49. Технологические регламенты.

50. Экологические требования технических регламентов.

51. Процесс разработки и утверждения технического регламента.

52. Экологическая стандартизация.

53. Экологическая сертификация.

54. Понятие и цели экологического аудита.

55. Виды экологического аудита и порядок его проведения.

56. Понятие, виды и задачи экологического контроля.

57. Государственный экологический контроль.

58. Государственный общий экологический контроль.

59. Государственный специальный экологический контроль.

60. Государственный экологический контроль и надзор, осуществляемые функциональными и иными органами.

61. Ведомственный и производственный экологический контроль.

62. Муниципальный экологический контроль.

63. Общественный экологический контроль.

 

 

ЗАНЯТИЕ №8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1. Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды

2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды

3. Финансирование охраны окружающей среды

4. Плата за природопользование

5. Экологическое страхование

6. Меры экономического стимулирования рационального

природопользования и охраны окружающей среды

 

Темы докладов

 

1. Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер.

2. Плата за пользование природными ресурсами.

3. Плата за загрязнение окружающей среды.

4. Плата за пользование объектами животного мира

5. Плата за пользование недрами

6. Плата за пользование водными объектами

7. Плата за пользование лесными ресурсами и объектами растительного мира вне лесов

8. Плата за пользование землей

 

 

ЗАНЯТИЕ №9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

1.Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения

2. Понятие, виды и структура экологических правонарушений

3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

4.Административная ответственность за экологические правонарушения

5. Уголовная ответственность за экологические преступления

6. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред

 

Темы докладов

 

1. Конституционная ответственность за экологические правонарушения

2. Ответственность за нарушение земельного законодательства

3. Ответственность за нарушение водного законодательства

4. Ответственность за нарушение лесного законодательства

5. Ответственность за нарушение законодательства о недрах

6. Ответственность за нарушение законодательства о животном мире

7. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

8. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании континентального шельфа, исключительной экономической зоны, морской среды и их ресурсов

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

ПРАВО. Теория. Экологическое право. |

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Принципы экологического права.
  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Предотвращение вреда окружающей среде.
  • Охрана жизни и здоровья человека.
  • Демократизация экологического права.
  • Гуманность.
  • Обеспечение рационального использования природных ресурсов.
  • Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.
  • Сохранение и защита экологического равновесия.
  • Свободный доступ к экологической информации.
  • Платность природопользования.
  • Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию.
  • Ответственность за нарушение требований экологического законодательства.
 Объекты экологических правоотношений.

Объекты экологического права – это то, по поводу чего совершается правовое регулирование.

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» к объектам относятся:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Субъекты экологических правоотношений:
  • государство – в лице компетентного органа;
  • юридические лица;
  • физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
  • хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.
Источники экологического права.
Конституция. Статья 42.

Экологические права человека.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Право на достоверную информацию о её состоянии.
  • Право на возмещение ущерба, нанесённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обязанности граждан РФ.

  • Сохранять природу и окружающую среду.
  • Бережно относиться к природе и природным богатствам.

Права граждан РФ.

  • Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
  • Направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.
  • Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении.
  • Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2002 г.

Закон содержит:

  • понятия экологического права;
  • основные принципы охраны окружающей среды;
  • перечень объектов охраны окружающей среды;
  • полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;
  • полномочия органов местного самоуправления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
  • определяет методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
  • определяет нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д.;
  • отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды;
  • определяет основы формирования экологической культуры;
  • определяет ответственность за экологические правонарушения;
  • поясняет особенности международного сотрудничествуав области охраны окружающей среды.

 Статья 1.

Благоприятная окружающая среда – это среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогенных объектов.

Экологическая безопасность – состояние защищённости природой среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности , чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Предмет экологических правонарушений:

  • Право собственности на природные ресурсы
  • Экологические требования охраны окружающей среды
  • Порядок хозяйственной эксплуатации природных ресурсов.

Способы причинения вреда окружающей среде:

  • Загрязнение природной среды
  • Нерациональное использование природных ресурсов
  • Истощение природных объектов
  • Порча, повреждение, уничтожение природных объектов
  • Разрушение природной системы, её экологических связей.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Вид ответственностиПо какому законодательству наступает.

Характеристика.

Дисциплинарная.Трудовой кодекс.

Наступает у работника, должностного лица за совершённый им дисциплинарный проступок – противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду.

Материальная.Трудовой кодекс.

Наступает у работника, должностного лица, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению  вреда в связи с экологическим правонарушением.

Работник обязан возместить в установленном порядке и в определённых размерах имущественный ущерб.

Гражданско-правовая.

 

Гражданский, административный кодексы.

Правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне имущественный, моральный вред, причинённый в результате нарушения экологических требований; обязан восстановить состояние нарушенной окружающей среды. При нарушении предусматривается приостановление или прекращение деятельности физического или юридического лица

Административная.Административный кодекс.

Наступает за нарушение общих эколого-правовых требований по охране окружающей среды,

Уголовная.Уголовный кодекс.

Наступает за виновное опасное общественное деяние, посягающее на окружающую среду, рациональное использование и охрана которой обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории; за противоправное использование природных объектов, их уничтожение или повреждение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

 

1. Понятие и классификация источников экологического права

Источники — объективные носители норм.

Источники экологического права — нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.

Особенности источников экологического права:

1) два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;

2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;

3) значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления, коррупциогенность норм и т.д.).

Классификации источников экологического права

Рассмотрим различные классификации источников экологического права.

  1. По юридической силе:

    1. Законы

    2. подзаконные акты

  2. По предмету регулирования:

    1. Общие

    2. Специальные

  3. По направленности правового регулирования:

    1. Материальные

    2. Процессуальные

  4. По характеру:

    1. Кодифицированные

    2. Некодифицированные

2. Конституционные основы правового регулирования экологических правоотношений

Конституция РФ играет ключевую роль во всех отраслях права. В Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, зало­жены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

Можно выделить две группы конституционных норм:

1) общие:

  • ст. 1 — РФ есть демократическое федеративное правовое государство; демократичность Российского государства должна проявляться, в том числе, в демократических процедурах участия населения, общественных объединений в процессе принятия экологически значимых решений;

  • ст. 2 — человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что реализуется, в частности, в принципе приоритета экологических прав человека

  • ст. 7 — РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; к таким условиям, несомненно, следует отнести и благоприятную окружающую среду;

  • ст. 10 — разделение властей

2) специальные экологические:

Понятие и классификация источников экологического права. — Студопедия

Наличие развитой системы источников экологического пра­ва — существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Подисточниками экологического правапонимаются норматив­ные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отноше­ния в сфере взаимодействия общества и природы.

Источники экологического права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательст­во, законодательство о недрах и об охране окружающей среды от­несено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Феде­рации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специаль­ным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства. Так же определяющую роль играет транграничный глобальный характер экологических проблем, выступающих причиной большого числа принятых международных актов.

Классификация может быть проведена по ряду осно­ваний.

1. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы — нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.


Все иные нормативные правовые акты являются подзаконны­ми. Это — акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, ми­нистерствами и ведомствами, органами местного самоуправ­ления.

2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные обществен­ные отношения. К таким актам относится, в частности, Консти­туция РФ.

Специальные — Федеральные законы «Об охране окружаю­щей среды», «О животном мире», Водный кодекс РФ и другие акты.

3. По характеру правового регулирования нормативные пра­вовые акты можно подразделить на материальные и процессу­альные.

4. По характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными считаются систе­матизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве кодифицированные акты — Закон об охране окружающей среды, Лесной кодекс РФ, Закон РФ «О недрах» (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г., с изм. и доп.)2 и др.


Систему источников экологического права образуют:

• Конституция РФ,

• Федеративные договоры,

• международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

• федеральные законы,

• нормативные правовые акты Президента РФ,

• нормативные правовые акты Правительства РФ,

• нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,

• конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

• нормативные правовые акты органов местного самоуправ­ления,

• локальные нормативные правовые акты,

• судебные решения.

В приведенный перечень источников современного экологи­ческого права России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспе­чении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным, хотя обычай и не выделен нами в качестве самостоятельного вида источника права. В регулирова­нии использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природополь­зования, регулируемого множеством законов. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается ЗК РФ (ст. 31), ВК РФ (ст. 66), ЛК РФ (ст. 124), Законом о животном мире (ст. 9, 48, 49). Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.

Экологическое право | Britannica

Историческое развитие

На протяжении всей истории национальные правительства принимали отдельные законы для защиты здоровья людей от загрязнения окружающей среды. Около 80 г. н.э. Сенат Рима принял закон о защите снабжения города чистой водой для питья и купания. В 14 веке Англия запретила сжигание угля в Лондоне и удаление отходов в водные пути. В 1681 году лидер квакеров английской колонии в Пенсильвании Уильям Пенн приказал сохранить один акр леса на каждые пять акров, очищенных для заселения, а в следующем столетии Бенджамин Франклин руководил различными кампаниями по сокращению сброса отходов.В 19 веке, в разгар промышленной революции, британское правительство приняло постановления, направленные на уменьшение вредного воздействия сжигания угля и химического производства на здоровье людей и окружающую среду.

До 20-го века было несколько международных экологических соглашений. Достигнутые договоренности были сосредоточены главным образом на пограничных водах, правах на судоходство и рыболовство вдоль общих водных путей, а также на игнорирование загрязнения и других экологических проблем. В начале 20-го века были достигнуты конвенции об охране коммерчески ценных видов, в том числе Конвенция об охране птиц, полезных для сельского хозяйства (1902 г.), подписанная 12 правительствами Европы; Конвенция о сохранении и защите морских котиков (1911 г.), заключенная Соединенными Штатами, Японией, Россией и Великобританией; и Конвенция о защите перелетных птиц (1916 г.), принятая Соединенными Штатами и Соединенным Королевством (от имени Канады), а затем распространенная в Мексике в 1936 г.В 1930-х годах Бельгия, Египет, Италия, Португалия, Южная Африка, Судан и Соединенное Королевство приняли Конвенцию о сохранении фауны и флоры в их естественном состоянии, в которой эти страны обязались сохранять естественную фауну и флору в Африке посредством национальных парков и заповедников. Испания и Франция подписали конвенцию, но так и не ратифицировали ее, а Танзания официально приняла ее в 1962 году. На Индию, которая присоединилась к соглашению в 1939 году, распространялись разделы документа, запрещающие «трофеи», полученные от любого животного, упомянутого в приложении.

Начиная с 1960-х годов, защита окружающей среды стала важным политическим и интеллектуальным движением на Западе. В Соединенных Штатах публикация Silent Spring (1962) биолога Рэйчел Карсон, страстное и убедительное исследование хлорированных углеводородных пестицидов и ущерб окружающей среде, вызванный их использованием, привела к пересмотру гораздо более широкого диапазона фактических и потенциальных экологических факторов. опасности. В последующие десятилетия правительство США приняло необычайное количество природоохранных законов, включая акты, касающиеся удаления твердых отходов, загрязнения воздуха и воды и защиты исчезающих видов, и создало Агентство по охране окружающей среды для контроля за их соблюдением.Эти новые законы об охране окружающей среды значительно увеличили роль национального правительства в области, ранее оставленной прежде всего для государственного и местного регулирования.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

В Японии быстрая реиндустриализация после Второй мировой войны сопровождалась неизбирательным выбросом промышленных химических веществ в пищевую цепь человека в некоторых районах. Например, в городе Минамата большое количество людей страдали от отравления ртутью после употребления в пищу рыбы, загрязненной промышленными отходами.К началу 1960-х годов правительство Японии начало рассматривать всеобъемлющую политику по борьбе с загрязнением, а в 1967 году Япония приняла первый в мире такой всеобъемлющий закон — Основной закон по контролю за загрязнением окружающей среды. Только в конце 20-го века Минамата была объявлена ​​свободной от ртути.

Тридцать четыре страны в 1971 году приняли Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, особенно как место обитания водоплавающих птиц, широко известное как Рамсарская конвенция для города в Иране, в котором она была подписана.Соглашение, вступившее в силу в 1975 году, в настоящее время насчитывает около 100 сторон. Потребовалось, чтобы все страны назначили хотя бы одну охраняемую водно-болотную зону, и признала важную роль водно-болотных угодий в поддержании экологического равновесия.

После Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде человека, состоявшейся в Стокгольме в 1972 году, ООН учредила Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в качестве главной международной экологической организации в мире. Хотя ЮНЕП наблюдает за многими современными соглашениями, она имеет мало полномочий навязывать или применять санкции в отношении несоблюдающих стороны.Тем не менее, ряд важных конвенций был принят непосредственно на конференции, включая Конвенцию о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов или других материалов (1972 г.) и Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.).

До Стокгольмской конференции европейские страны, как правило, медленно вводили правовые стандарты для защиты окружающей среды, хотя были некоторые исключения, такие как принятие Закона о защите окружающей среды в Великобритании в 1968 году.В октябре 1972 года, всего через несколько месяцев после конференции ООН, лидеры Европейского сообщества (ЕС) заявили, что цель экономического роста должна быть сбалансирована с необходимостью защиты окружающей среды. В следующем году Европейская комиссия, исполнительная власть ЕС, выпустила свою первую Программу действий по охране окружающей среды, и с того времени европейские страны были на переднем крае разработки экологической политики. Например, в Германии отношение общественности к охране окружающей среды резко изменилось в начале 1980-х годов, когда стало известно, что многие немецкие леса были разрушены кислотными дождями.Немецкая экологическая партия экологов, основанная в 1980 году, впервые в 1983 году получила представительство в Бундестаге (национальный парламент) и с тех пор проводит кампанию за ужесточение природоохранного законодательства. К концу 20-го века партия присоединилась к коалиционному правительству и отвечала за разработку и реализацию обширной экологической политики Германии. Как группа, Германия, Нидерланды и Дания — так называемая «зеленая тройка» — утвердились в качестве ведущих новаторов в области права окружающей среды.

В течение 1980-х годов «трансграничное воздействие» загрязнения окружающей среды в отдельных странах стимулировало переговоры по ряду международных природоохранных конвенций. Последствия аварии 1986 года на атомной электростанции в Чернобыле в Украине (бывшей части Советского Союза) были особенно значительными. Европейские страны, находящиеся на пути загрязнения, были вынуждены принять меры по ограничению потребления населением воды, молока, мяса и овощей. В Австрии были обнаружены следы радиации в коровьем молоке, а также в грудном молоке.Как прямой результат чернобыльской катастрофы, два международных соглашения — Конвенция о раннем оповещении о ядерной аварии и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, обе были приняты в 1986 году — были быстро разработаны для обеспечения уведомления и помощи в случае ядерной аварии. В следующем десятилетии Конвенция о ядерной безопасности (1994 г.) создала стимулы для стран принять базовые стандарты безопасной эксплуатации наземных атомных электростанций.

Часто имеются противоречивые данные о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду, а научная неопределенность часто усложняет разработку и реализацию законов и нормативных актов в области окружающей среды, особенно для международных конференций, пытающихся разработать универсальные стандарты. Следовательно, такие законы и нормативные акты обычно разрабатываются так, чтобы быть достаточно гибкими, чтобы учитывать изменения в научном понимании и технологическом потенциале. Например, в Венской конвенции об охране озонового слоя (1985 г.) не указаны меры, которые государства, подписавшие Конвенцию, должны принять для защиты здоровья человека и окружающей среды от воздействия разрушения озонового слоя, а также не упоминается ни одно из них. вещества, которые, как считается, повреждают озоновый слой.Аналогичным образом, Рамочная конвенция об изменении климата или Конвенция о глобальном потеплении, принятая 178 странами, собравшимися в Рио-де-Жанейро на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию 1992 года (широко известной как «Саммит Земли»), не ставили обязательных целей для сокращение выбросов «парниковых» газов, которые, как считается, вызывают глобальное потепление.

В 1995 году Межправительственная группа экспертов по изменению климата, которая была учреждена Всемирной Метеорологической Организацией и ЮНЕП для изучения изменений температуры Земли, пришла к выводу, что «совокупность фактических данных свидетельствует о заметном влиянии человека на глобальный климат.Несмотря на то, что экологи называют его окончательным доказательством реальности глобального потепления, некоторые критики осудили этот доклад за то, что он полагался на недостаточные данные, за завышение воздействия глобального потепления на окружающую среду и за использование нереалистичных моделей изменения климата. Два года спустя в Киото, Япония, на конференции, подписавшей Рамочную конвенцию об изменении климата, был принят Киотский протокол, в котором были определены обязательные целевые показатели выбросов для развитых стран. Протокол разрешил развитым странам участвовать в торговле квотами на выбросы для достижения своих целевых показателей выбросов.Его рыночные механизмы включали продажу «единиц сокращения выбросов», которые зарабатываются, когда развитая страна снижает свои выбросы ниже уровня своих обязательств, развитым странам, которые не смогли достичь своих целевых показателей выбросов. Развитые страны могут получать дополнительные единицы сокращения выбросов за счет финансирования энергоэффективных проектов (например, механизмов чистого развития) в развивающихся странах. Со времени его принятия протокол столкнулся с жесткой оппозицией со стороны некоторых стран, в частности Соединенных Штатов, которые не смогли его ратифицировать.

Экологическое право | Britannica

Историческое развитие

На протяжении всей истории национальные правительства принимали отдельные законы для защиты здоровья людей от загрязнения окружающей среды. Около 80 г. н.э. Сенат Рима принял закон о защите снабжения города чистой водой для питья и купания. В 14 веке Англия запретила сжигание угля в Лондоне и удаление отходов в водные пути. В 1681 году лидер квакеров английской колонии в Пенсильвании Уильям Пенн приказал сохранить один акр леса на каждые пять акров, очищенных для заселения, а в следующем столетии Бенджамин Франклин руководил различными кампаниями по сокращению сброса отходов.В 19 веке, в разгар промышленной революции, британское правительство приняло постановления, направленные на уменьшение вредного воздействия сжигания угля и химического производства на здоровье людей и окружающую среду.

До 20-го века было несколько международных экологических соглашений. Достигнутые договоренности были сосредоточены главным образом на пограничных водах, правах на судоходство и рыболовство вдоль общих водных путей, а также на игнорирование загрязнения и других экологических проблем. В начале 20-го века были достигнуты конвенции об охране коммерчески ценных видов, в том числе Конвенция об охране птиц, полезных для сельского хозяйства (1902 г.), подписанная 12 правительствами Европы; Конвенция о сохранении и защите морских котиков (1911 г.), заключенная Соединенными Штатами, Японией, Россией и Великобританией; и Конвенция о защите перелетных птиц (1916 г.), принятая Соединенными Штатами и Соединенным Королевством (от имени Канады), а затем распространенная в Мексике в 1936 г.В 1930-х годах Бельгия, Египет, Италия, Португалия, Южная Африка, Судан и Соединенное Королевство приняли Конвенцию о сохранении фауны и флоры в их естественном состоянии, в которой эти страны обязались сохранять естественную фауну и флору в Африке посредством национальных парков и заповедников. Испания и Франция подписали конвенцию, но так и не ратифицировали ее, а Танзания официально приняла ее в 1962 году. На Индию, которая присоединилась к соглашению в 1939 году, распространялись разделы документа, запрещающие «трофеи», полученные от любого животного, упомянутого в приложении.

Начиная с 1960-х годов, защита окружающей среды стала важным политическим и интеллектуальным движением на Западе. В Соединенных Штатах публикация Silent Spring (1962) биолога Рэйчел Карсон, страстное и убедительное исследование хлорированных углеводородных пестицидов и ущерб окружающей среде, вызванный их использованием, привела к пересмотру гораздо более широкого диапазона фактических и потенциальных экологических факторов. опасности. В последующие десятилетия правительство США приняло необычайное количество природоохранных законов, включая акты, касающиеся удаления твердых отходов, загрязнения воздуха и воды и защиты исчезающих видов, и создало Агентство по охране окружающей среды для контроля за их соблюдением.Эти новые законы об охране окружающей среды значительно увеличили роль национального правительства в области, ранее оставленной прежде всего для государственного и местного регулирования.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

В Японии быстрая реиндустриализация после Второй мировой войны сопровождалась неизбирательным выбросом промышленных химических веществ в пищевую цепь человека в некоторых районах. Например, в городе Минамата большое количество людей страдали от отравления ртутью после употребления в пищу рыбы, загрязненной промышленными отходами.К началу 1960-х годов правительство Японии начало рассматривать всеобъемлющую политику по борьбе с загрязнением, а в 1967 году Япония приняла первый в мире такой всеобъемлющий закон — Основной закон по контролю за загрязнением окружающей среды. Только в конце 20-го века Минамата была объявлена ​​свободной от ртути.

Тридцать четыре страны в 1971 году приняли Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, особенно как место обитания водоплавающих птиц, широко известное как Рамсарская конвенция для города в Иране, в котором она была подписана.Соглашение, вступившее в силу в 1975 году, в настоящее время насчитывает около 100 сторон. Потребовалось, чтобы все страны назначили хотя бы одну охраняемую водно-болотную зону, и признала важную роль водно-болотных угодий в поддержании экологического равновесия.

После Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде человека, состоявшейся в Стокгольме в 1972 году, ООН учредила Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в качестве главной международной экологической организации в мире. Хотя ЮНЕП наблюдает за многими современными соглашениями, она имеет мало полномочий навязывать или применять санкции в отношении несоблюдающих стороны.Тем не менее, ряд важных конвенций был принят непосредственно на конференции, включая Конвенцию о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов или других материалов (1972 г.) и Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.).

До Стокгольмской конференции европейские страны, как правило, медленно вводили правовые стандарты для защиты окружающей среды, хотя были некоторые исключения, такие как принятие Закона о защите окружающей среды в Великобритании в 1968 году.В октябре 1972 года, всего через несколько месяцев после конференции ООН, лидеры Европейского сообщества (ЕС) заявили, что цель экономического роста должна быть сбалансирована с необходимостью защиты окружающей среды. В следующем году Европейская комиссия, исполнительная власть ЕС, выпустила свою первую Программу действий по охране окружающей среды, и с того времени европейские страны были на переднем крае разработки экологической политики. Например, в Германии отношение общественности к охране окружающей среды резко изменилось в начале 1980-х годов, когда стало известно, что многие немецкие леса были разрушены кислотными дождями.Немецкая экологическая партия экологов, основанная в 1980 году, впервые в 1983 году получила представительство в Бундестаге (национальный парламент) и с тех пор проводит кампанию за ужесточение природоохранного законодательства. К концу 20-го века партия присоединилась к коалиционному правительству и отвечала за разработку и реализацию обширной экологической политики Германии. Как группа, Германия, Нидерланды и Дания — так называемая «зеленая тройка» — утвердились в качестве ведущих новаторов в области права окружающей среды.

В течение 1980-х годов «трансграничное воздействие» загрязнения окружающей среды в отдельных странах стимулировало переговоры по ряду международных природоохранных конвенций. Последствия аварии 1986 года на атомной электростанции в Чернобыле в Украине (бывшей части Советского Союза) были особенно значительными. Европейские страны, находящиеся на пути загрязнения, были вынуждены принять меры по ограничению потребления населением воды, молока, мяса и овощей. В Австрии были обнаружены следы радиации в коровьем молоке, а также в грудном молоке.Как прямой результат чернобыльской катастрофы, два международных соглашения — Конвенция о раннем оповещении о ядерной аварии и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, обе были приняты в 1986 году — были быстро разработаны для обеспечения уведомления и помощи в случае ядерной аварии. В следующем десятилетии Конвенция о ядерной безопасности (1994 г.) создала стимулы для стран принять базовые стандарты безопасной эксплуатации наземных атомных электростанций.

Часто имеются противоречивые данные о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду, а научная неопределенность часто усложняет разработку и реализацию законов и нормативных актов в области окружающей среды, особенно для международных конференций, пытающихся разработать универсальные стандарты. Следовательно, такие законы и нормативные акты обычно разрабатываются так, чтобы быть достаточно гибкими, чтобы учитывать изменения в научном понимании и технологическом потенциале. Например, в Венской конвенции об охране озонового слоя (1985 г.) не указаны меры, которые государства, подписавшие Конвенцию, должны принять для защиты здоровья человека и окружающей среды от воздействия разрушения озонового слоя, а также не упоминается ни одно из них. вещества, которые, как считается, повреждают озоновый слой.Аналогичным образом, Рамочная конвенция об изменении климата или Конвенция о глобальном потеплении, принятая 178 странами, собравшимися в Рио-де-Жанейро на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию 1992 года (широко известной как «Саммит Земли»), не ставили обязательных целей для сокращение выбросов «парниковых» газов, которые, как считается, вызывают глобальное потепление.

В 1995 году Межправительственная группа экспертов по изменению климата, которая была учреждена Всемирной Метеорологической Организацией и ЮНЕП для изучения изменений температуры Земли, пришла к выводу, что «совокупность фактических данных свидетельствует о заметном влиянии человека на глобальный климат.Несмотря на то, что экологи называют его окончательным доказательством реальности глобального потепления, некоторые критики осудили этот доклад за то, что он полагался на недостаточные данные, за завышение воздействия глобального потепления на окружающую среду и за использование нереалистичных моделей изменения климата. Два года спустя в Киото, Япония, на конференции, подписавшей Рамочную конвенцию об изменении климата, был принят Киотский протокол, в котором были определены обязательные целевые показатели выбросов для развитых стран. Протокол разрешил развитым странам участвовать в торговле квотами на выбросы для достижения своих целевых показателей выбросов.Его рыночные механизмы включали продажу «единиц сокращения выбросов», которые зарабатываются, когда развитая страна снижает свои выбросы ниже уровня своих обязательств, развитым странам, которые не смогли достичь своих целевых показателей выбросов. Развитые страны могут получать дополнительные единицы сокращения выбросов за счет финансирования энергоэффективных проектов (например, механизмов чистого развития) в развивающихся странах. Со времени его принятия протокол столкнулся с жесткой оппозицией со стороны некоторых стран, в частности Соединенных Штатов, которые не смогли его ратифицировать.

Экологическое право | Britannica

Историческое развитие

На протяжении всей истории национальные правительства принимали отдельные законы для защиты здоровья людей от загрязнения окружающей среды. Около 80 г. н.э. Сенат Рима принял закон о защите снабжения города чистой водой для питья и купания. В 14 веке Англия запретила сжигание угля в Лондоне и удаление отходов в водные пути. В 1681 году лидер квакеров английской колонии в Пенсильвании Уильям Пенн приказал сохранить один акр леса на каждые пять акров, очищенных для заселения, а в следующем столетии Бенджамин Франклин руководил различными кампаниями по сокращению сброса отходов.В 19 веке, в разгар промышленной революции, британское правительство приняло постановления, направленные на уменьшение вредного воздействия сжигания угля и химического производства на здоровье людей и окружающую среду.

До 20-го века было несколько международных экологических соглашений. Достигнутые договоренности были сосредоточены главным образом на пограничных водах, правах на судоходство и рыболовство вдоль общих водных путей, а также на игнорирование загрязнения и других экологических проблем. В начале 20-го века были достигнуты конвенции об охране коммерчески ценных видов, в том числе Конвенция об охране птиц, полезных для сельского хозяйства (1902 г.), подписанная 12 правительствами Европы; Конвенция о сохранении и защите морских котиков (1911 г.), заключенная Соединенными Штатами, Японией, Россией и Великобританией; и Конвенция о защите перелетных птиц (1916 г.), принятая Соединенными Штатами и Соединенным Королевством (от имени Канады), а затем распространенная в Мексике в 1936 г.В 1930-х годах Бельгия, Египет, Италия, Португалия, Южная Африка, Судан и Соединенное Королевство приняли Конвенцию о сохранении фауны и флоры в их естественном состоянии, в которой эти страны обязались сохранять естественную фауну и флору в Африке посредством национальных парков и заповедников. Испания и Франция подписали конвенцию, но так и не ратифицировали ее, а Танзания официально приняла ее в 1962 году. На Индию, которая присоединилась к соглашению в 1939 году, распространялись разделы документа, запрещающие «трофеи», полученные от любого животного, упомянутого в приложении.

Начиная с 1960-х годов, защита окружающей среды стала важным политическим и интеллектуальным движением на Западе. В Соединенных Штатах публикация Silent Spring (1962) биолога Рэйчел Карсон, страстное и убедительное исследование хлорированных углеводородных пестицидов и ущерб окружающей среде, вызванный их использованием, привела к пересмотру гораздо более широкого диапазона фактических и потенциальных экологических факторов. опасности. В последующие десятилетия правительство США приняло необычайное количество природоохранных законов, включая акты, касающиеся удаления твердых отходов, загрязнения воздуха и воды и защиты исчезающих видов, и создало Агентство по охране окружающей среды для контроля за их соблюдением.Эти новые законы об охране окружающей среды значительно увеличили роль национального правительства в области, ранее оставленной прежде всего для государственного и местного регулирования.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

В Японии быстрая реиндустриализация после Второй мировой войны сопровождалась неизбирательным выбросом промышленных химических веществ в пищевую цепь человека в некоторых районах. Например, в городе Минамата большое количество людей страдали от отравления ртутью после употребления в пищу рыбы, загрязненной промышленными отходами.К началу 1960-х годов правительство Японии начало рассматривать всеобъемлющую политику по борьбе с загрязнением, а в 1967 году Япония приняла первый в мире такой всеобъемлющий закон — Основной закон по контролю за загрязнением окружающей среды. Только в конце 20-го века Минамата была объявлена ​​свободной от ртути.

Тридцать четыре страны в 1971 году приняли Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, особенно как место обитания водоплавающих птиц, широко известное как Рамсарская конвенция для города в Иране, в котором она была подписана.Соглашение, вступившее в силу в 1975 году, в настоящее время насчитывает около 100 сторон. Потребовалось, чтобы все страны назначили хотя бы одну охраняемую водно-болотную зону, и признала важную роль водно-болотных угодий в поддержании экологического равновесия.

После Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде человека, состоявшейся в Стокгольме в 1972 году, ООН учредила Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в качестве главной международной экологической организации в мире. Хотя ЮНЕП наблюдает за многими современными соглашениями, она имеет мало полномочий навязывать или применять санкции в отношении несоблюдающих стороны.Тем не менее, ряд важных конвенций был принят непосредственно на конференции, включая Конвенцию о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов или других материалов (1972 г.) и Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.).

До Стокгольмской конференции европейские страны, как правило, медленно вводили правовые стандарты для защиты окружающей среды, хотя были некоторые исключения, такие как принятие Закона о защите окружающей среды в Великобритании в 1968 году.В октябре 1972 года, всего через несколько месяцев после конференции ООН, лидеры Европейского сообщества (ЕС) заявили, что цель экономического роста должна быть сбалансирована с необходимостью защиты окружающей среды. В следующем году Европейская комиссия, исполнительная власть ЕС, выпустила свою первую Программу действий по охране окружающей среды, и с того времени европейские страны были на переднем крае разработки экологической политики. Например, в Германии отношение общественности к охране окружающей среды резко изменилось в начале 1980-х годов, когда стало известно, что многие немецкие леса были разрушены кислотными дождями.Немецкая экологическая партия экологов, основанная в 1980 году, впервые в 1983 году получила представительство в Бундестаге (национальный парламент) и с тех пор проводит кампанию за ужесточение природоохранного законодательства. К концу 20-го века партия присоединилась к коалиционному правительству и отвечала за разработку и реализацию обширной экологической политики Германии. Как группа, Германия, Нидерланды и Дания — так называемая «зеленая тройка» — утвердились в качестве ведущих новаторов в области права окружающей среды.

В течение 1980-х годов «трансграничное воздействие» загрязнения окружающей среды в отдельных странах стимулировало переговоры по ряду международных природоохранных конвенций. Последствия аварии 1986 года на атомной электростанции в Чернобыле в Украине (бывшей части Советского Союза) были особенно значительными. Европейские страны, находящиеся на пути загрязнения, были вынуждены принять меры по ограничению потребления населением воды, молока, мяса и овощей. В Австрии были обнаружены следы радиации в коровьем молоке, а также в грудном молоке.Как прямой результат чернобыльской катастрофы, два международных соглашения — Конвенция о раннем оповещении о ядерной аварии и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, обе были приняты в 1986 году — были быстро разработаны для обеспечения уведомления и помощи в случае ядерной аварии. В следующем десятилетии Конвенция о ядерной безопасности (1994 г.) создала стимулы для стран принять базовые стандарты безопасной эксплуатации наземных атомных электростанций.

Часто имеются противоречивые данные о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду, а научная неопределенность часто усложняет разработку и реализацию законов и нормативных актов в области окружающей среды, особенно для международных конференций, пытающихся разработать универсальные стандарты. Следовательно, такие законы и нормативные акты обычно разрабатываются так, чтобы быть достаточно гибкими, чтобы учитывать изменения в научном понимании и технологическом потенциале. Например, в Венской конвенции об охране озонового слоя (1985 г.) не указаны меры, которые государства, подписавшие Конвенцию, должны принять для защиты здоровья человека и окружающей среды от воздействия разрушения озонового слоя, а также не упоминается ни одно из них. вещества, которые, как считается, повреждают озоновый слой.Аналогичным образом, Рамочная конвенция об изменении климата или Конвенция о глобальном потеплении, принятая 178 странами, собравшимися в Рио-де-Жанейро на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию 1992 года (широко известной как «Саммит Земли»), не ставили обязательных целей для сокращение выбросов «парниковых» газов, которые, как считается, вызывают глобальное потепление.

В 1995 году Межправительственная группа экспертов по изменению климата, которая была учреждена Всемирной Метеорологической Организацией и ЮНЕП для изучения изменений температуры Земли, пришла к выводу, что «совокупность фактических данных свидетельствует о заметном влиянии человека на глобальный климат.Несмотря на то, что экологи называют его окончательным доказательством реальности глобального потепления, некоторые критики осудили этот доклад за то, что он полагался на недостаточные данные, за завышение воздействия глобального потепления на окружающую среду и за использование нереалистичных моделей изменения климата. Два года спустя в Киото, Япония, на конференции, подписавшей Рамочную конвенцию об изменении климата, был принят Киотский протокол, в котором были определены обязательные целевые показатели выбросов для развитых стран. Протокол разрешил развитым странам участвовать в торговле квотами на выбросы для достижения своих целевых показателей выбросов.Его рыночные механизмы включали продажу «единиц сокращения выбросов», которые зарабатываются, когда развитая страна снижает свои выбросы ниже уровня своих обязательств, развитым странам, которые не смогли достичь своих целевых показателей выбросов. Развитые страны могут получать дополнительные единицы сокращения выбросов за счет финансирования энергоэффективных проектов (например, механизмов чистого развития) в развивающихся странах. Со времени его принятия протокол столкнулся с жесткой оппозицией со стороны некоторых стран, в частности Соединенных Штатов, которые не смогли его ратифицировать.

% PDF-1.5 % 993 0 объектов> endobj Xref 993 96 0000000016 00000 n 0000003391 00000 n 0000002262 00000 n 0000003787 00000 n 0000003915 00000 n 0000004056 00000 n 0000004416 00000 n 0000004659 00000 n 0000004804 00000 n 0000004949 00000 n 0000005095 00000 n 0000005241 00000 n 0000005386 00000 n 0000005537 00000 n 0000005682 00000 n 0000005833 00000 n 0000005979 00000 n 0000006129 00000 n 0000006275 00000 n 0000006425 00000 n 0000006571 00000 n 0000006717 00000 n 0000006863 00000 n 0000007008 00000 n 0000007154 00000 n 0000007300 00000 n 0000007446 00000 n 0000007592 00000 n 0000007738 00000 n 0000007883 00000 n 0000008029 00000 n 0000008174 00000 n 0000008320 00000 n 0000008698 00000 n 0000009091 00000 n 0000009509 00000 n 0000009732 00000 n 0000009961 00000 n 0000010039 00000 n 0000010084 00000 n 0000010331 00000 n 0000010969 00000 n 0000011386 00000 n 0000011814 00000 n 0000012205 00000 n 0000012728 00000 n 0000012969 00000 n 0000013387 00000 n 0000013796 00000 n 0000014201 00000 n 0000014716 00000 n 0000014769 00000 n 0000014822 00000 n 0000014875 00000 n 0000014928 00000 n 0000014981 00000 n 0000015034 00000 n 0000015087 00000 n 0000015140 00000 n 0000015194 00000 n 0000015248 00000 n 0000015302 00000 n 0000015356 00000 n 0000015410 00000 n 0000015464 00000 n 0000015518 00000 n 0000015572 00000 n 0000015626 00000 n 0000015680 00000 n 0000015734 00000 n 0000015788 00000 n 0000015842 00000 n 0000015896 00000 n 0000015950 00000 n 0000016004 00000 n 0000016058 00000 n 0000016118 00000 n 0000016243 00000 n 0000016420 00000 n 0000016598 00000 n 0000016740 00000 n 0000016888 00000 n 0000017032 00000 n 0000017148 00000 n 0000017372 00000 n 0000017595 00000 n 0000017732 00000 n 0000017883 00000 n 0000018006 00000 n 0000018162 00000 n 0000018324 00000 n 0000018482 00000 n 0000018638 00000 n 0000018782 00000 n 0000018926 00000 n 0000003190 00000 n прицеп ] >> startxref 0 %% EOF 995 0 объект> поток х ڌ ТМЛК ~ ҭFhD5m) B «» l (j1ozh

xHc

.

Leave A Comment