«В чем заключается сущность межнационального сотрудничества?» – Яндекс.Кью

UPD поскольку до конца дочитают не все — пишу наверху: крайне рекомендую учебник «Психология социального познания» Г.М. Андреевой.

При оценке стереотипов (любых, не только этнических) надо учитывать несколько моментов.

  1. Стереотипы неизбежны в принципе. Психика тяготеет к экономности, и стереотипы — способ своего рода «архивации» имеющейся информации. Поэтому можно было бы уже остановиться на одном этом пункте — нет, от стереотипов не избавиться никогда, это механизм работы с информацией.

  2. Confirmation bias, в русскоязычной среде известный как «склонность к подтверждению своей точки зрения» — во всем потоке информации человек вычленяет, запоминает или больше доверяет тому, во что он верит и так/что для него является привычным и логичным.

  3. Стереотипы имеют свойство не всегда быть неверными. Конечно, во многом это нередко объясняется п.2, но будем помнить, что для зарождения стереотипу все-таки необходимо на чем-то основываться, и это «что-то» может быть вполне закономерным и объективным (с т.зр. культуры наблюдателя) наблюдением.

  4. Среди исследователей бытует мнение, что само понятие человеческого общества появилось тогда, когда пришло понимание разницы между «своими» и «чужими».

  5. К этому добавляется ворох общих механизмов социальной психологии — ингрупповой фаворитизм (предпочтение «своих» в противовес «чужим»), фундаментальная ошибка атрибуции (если я делаю что-то не так — это так обстоятельства сложились, если другой что-то делает не так — это потому что он сам такой по натуре) и т.д., можно пасьянсы раскладывать.

Если обобщить: «другие» всего были, есть и будут; за «другими» всегда будут наблюдать; о «других» всегда будут делать выводы и обобщать их на всю выборку. Дополнительно: в любой ситуации межкультурного контакта «других» —  минимум двое 🙂 в то время, когда мы наблюдаем за представителем другой культуры, он точно так же наблюдает за нами.

Теперь про глобализацию. Конечно, было бы прекрасно, если на фоне учащения межкультурных контактов люди бы увидели, что различий между ними не так много, тараканы в головах в большинстве своем универсальны, а кровь во всех красная. Но. Для того, чтобы это увидеть в полной мере, надо быть, наверно, роботом. Потому что человек — не чистый лист, и к моменту контакта уже обладает каким-то багажом информации. Кто-то может это отслеживать (например, отвечая на вопрос «Я действительно это наблюдаю или я ожидаю это увидеть?»), но не все так умеют — раз, хотят  — два. Считать свою культуру самой правильной, а остальные — правильными в зависимости от степени ее соответствия своей — тоже вполне себе базовый механизм. Покуситься на него — это в прямым смысле потрясти основы. Ситуация культурного релятивизма в принципе некомфортна, как и любая другая ситуация неопределенности, и навигация в таких условиях не всем легко дается. Хотя ей можно очень быстро научиться.

Поэтому, если завершить прямым ответом на вопрос: нет, полное избавление от стереотипов невозможно, и глобализация здесь — обоюдоострое оружие (может как показать несостоятельность имеющихся, так и подкрепить их или сформировать новые). Выкорчевывать стереотипы — индивидуальная задача, с которой справляются в зависимости от мотивации, если берут на себя вообще. На институциональном уровне этому можно помочь путем обучения работе с информацией, повышением уровня осведомленности в вопросах социальной психологии и человеческого общежития, но насколько каждый за это возьмется — дело опять-таки индивидуальное.

этнические общности и межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты

 

Национальные отношения представляют собой отношения между народами (этносами), которые охватывают все стороны общественной жизни.

Понятие национальных отношений

Выделяются две категории национальных отношений: взаимодействие народов в производстве, культуре и политике и личные взаимоотношения между людьми, принадлежащим к разным этническим группам.

Национальные отношения находят свое выражении е в общественных действиях, которые во многом зависят от индивидуальной мотивации и поведения субъектов общества.

Национальные отношения могут быть дружескими и взаимоуважительными, либо наоборот – враждебными и конфликтными.

Понятие этнических общностей

Этнические общности – это объединения людей, на основе общего исторического прошлого, которое провоцирует тождество в их мировоззрении, в культурных и духовных традициях.

Главной особенностью этнических общностей является их общий исторический регион проживания.

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этнических общностей, современная география их расселения самая разнообразная.

Межнациональные конфликты и межнациональное сотрудничество

Межнациональные конфликты – это разновидность социальных конфликтов, которые происходят между членами разных этнических общностей. Во многих научных трудах основой межнациональных конфликтов указываются разновидности политического, гражданского противоборства.

Межнациональные конфликты зачастую существуют в двух формах: в форме политической конкуренции и в форме вооруженных противостояний. Нередко формирование образа врага в лице другого народа происходит на исторической основе.

Межнациональное сотрудничество является взаимодействием между представителями разных этносов, которое находит отображение в экономических, политических и культурных общественных отношениях. Главным принципом межнационального сотрудничества является взаимопомощь, а также уважение к представителям других народов.

Культура межнациональных отношений

Культура межнациональных отношений представляет собой уровень взаимоотношений между людьми и этносами различных национальностей, в основе которого лежат нравственные принципы, правовые нормы, а также нормы взаимного доверия и уважения.

Низкий уровень культуры межнациональных отношений провоцирует возникновение межнациональных конфликтов, высокий способствует развитию межнационального сотрудничества.

Национальная политика

Национальная политика является составной частей деятельности любого государства, которая регулирует межнациональные отношения граждан в различных видах общественного взаимодействия.

Сущность национальной политики прямо зависит от общих векторов государственной политики. В основе национальной политики правовых демократических государств лежит принцип уважения к людям, принадлежащим к любым этническим общностям.

Задачей национальной политики является сближение народов и установление наиболее благоприятного сотрудничества межу их представителями. 

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Социальные нормы и девиантное поведение: самоконтроль и социальный контроль
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspСемья и быт: семья как социальный институт и семья в современном обществе

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Межэтнические отношения и национальная политика

Тема урока. Межэтнические отношения и национальная политика.

Цели: 1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления;

2) развивать умения осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, вести беседу;

3) Воспитывать толерантность, формировать негативное отношение к проявлению национализма, расизма, антисемитизма.

Основные понятия и термины: межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика, этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность.

Оборудование: раздаточный материал (пакет документов, тестовые задания), схемы, ученические презентации.

Оформление доски: запись темы урока, высказывание Н.А.Добронравова «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный», проблемного вопроса «Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?», основных понятий и терминов.

Тип урока: комбинированный – элементы лекции, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация «Нации и межнациональные отношения»

Ход урока.

I.Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа.

Вспомните и объясните понятие «этническая общность», назовите ее виды

.

Учитель: Известный русский философ Н.А Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть»

— Подумайте, насколько прав философ? Не слишком ли пессимистическую картину он нам рисует?

О сложностях межэтнических отношений, тенденциях и проблемах национальной политики пойдет речь у нас на уроке.

Тема урока: «Межэтнические отношения и национальная политика».

В конце урока мы попробуем ответить на проблемный вопрос «Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?» и «Можно ли считать современную Россию толерантным государством?» (на втором уроке)

Задание: по ходу урока записывать термины и дать дома им определения.

План урока.

  1. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.

  2. Межэтническое сотрудничество. Межэтнические конфликты.

  3. Регулирование межэтнических отношений.

III. Изучение нового материала.

1. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.

— Вспомните, что такое межэтнические отношения?

Проблема межэтнических отношений достаточно многоаспектна и сложна. Она включает в себя следующие вопросы:

— История и современная повседневная жизнь;

-духовный мир личности;

— культура;

-образование;

— социология;

— психология;

-Экономические, политические, правовые отношения.

С середины XIX в. эту проблему исследует ЭТНОЛОГИЯ- наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.

— К каким выводам пришли этнологи?

Два уровня межэтнических отношений.

hello_html_m2557863a.gif

hello_html_m77458314.gif

hello_html_7ac81983.gifhello_html_m94065e6.gifhello_html_m94065e6.gifhello_html_m69615342.gifhello_html_m94065e6.gifhello_html_m94065e6.gif

Первый уровень Второй уровень

Взаимодействие народов в разных Межличностные отношения людей

сферах общественной жизни: различной этнической принадлежности

политике, культуре, производстве, в разных формах общения – трудовом,

науке, искусстве и т.д. семейно-бытовом, образовательном.

hello_html_7ac81983.gifhello_html_m69615342.gif

Мhello_html_82a0232.gifhello_html_82a0232.gifежнациональные отношения:

— находят свое выражение в человеческих действиях;

hello_html_1944aabe.gifhello_html_1944aabe.gif зависят от индивидуального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Ученые, исследовав природу развития межэтнических отношений, выявили, что для этнических процессов характерны две основные тенденции. Посмотрите на схему:

Д. Света попробует проанализировать природу данных отношении

Основные тенденции развития этнических отношений

hello_html_m7d79a6fb.gifhello_html_1ce90792.gif

Мhello_html_m497e9fe4.gifhello_html_7ac81983.gifhello_html_m94065e6.gifhello_html_m94065e6.gifhello_html_m94065e6.gifhello_html_m94065e6.gifежнациональная Межнациональная

дифференциация интеграция Процесс разъединения, Процесс постепенного

разделения, противостояния объединения различных этносов,

различных наций, этносов и народов и наций через сферы

народов в самых разных планах общественной жизни.

hello_html_m497e9fe4.gifhello_html_7ac81983.gifhello_html_27029b02.gifhello_html_27029b02.gif

hello_html_m497e9fe4.gifhello_html_7ac81983.gifhello_html_2a57896a.gifhello_html_2a57896a.gifhello_html_82a0232.gifhello_html_82a0232.gif

Ф

О

Р

М

Ы

1. Самоизоляция в целом. 1. Экономические и политические

2. Протекционизм в экономике. союзы.

3hello_html_m7ca33b9b.gifhello_html_me9c7a7.gif. Национализм в различных формах 2. Транснациональные корпорации.

в политике и культуре. 3. Межкультурные и народные

4. Религиозный фанатизм и экстремизм. центры.

hello_html_m497e9fe4.gif 4. Взаимопроникновение религий и

культур.

hello_html_7ac81983.gifhello_html_27029b02.gif

hello_html_m427c45b7.gifhello_html_m427c45b7.gifhello_html_7e7304a2.gif

Глобализация — исторический процесс сближения

наций и народов, между которыми постепенно

стираются традиционные границы, и человечество

превращается в единую политическую систему.

hello_html_7e7304a2.gif

2. Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты.

Учитель. Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными или, наоборот, конфликтными, враждебными.

  • Б.И. – межнациональные конфликты из истории и современности

  • Б.А. — геноцид

  • Д.С. – материал из соц.сетей – Отношение молодежи к нац вопросам, т.е. что пишет молодежь о национальных проблемах и вообще, интересуется ли? Проанализируй и сделай выводы.

Представьте, что вы поддерживаете одну из сторон? Какие аргументы вы бы приводили?

Несмотря на мировой опыт по решению нац.конфликта, идеи превосходства одних народов над другими до сих пор пользуются определённой популярности. Человечество вновь задумывается над вопросом: «Что способствует разжиганию конфликтов в отношениях между народами, а что – преодолению.

Работа в группах.

I группа – Проблемы межэтнических конфликтов – стр.89 учебника+ из опыта, из услышанного в ходе урока.

II группа — А теперь представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделатьдля урегулиров нац конфликтов? – стр.90-91

Примерный ответ: 1) Смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений. 2) Гуманистический подход в реализации регулирования межэтнических отношений.

  1. Воспитание толерантности, которая будет определять сознание и поведение отдельной личности, групп населения, представителей властных органов. 4) Использование правовых механизмов и организация переговорных процессов. 5) Использование информационного способа и др.

(результаты отображаются на экране)

III группа – Национальная политика РФ (см. Конституция РФ ст.2,19,26,68,13,29 + Концепция государственной национальной политики РФ)

(До выступл. Группы – сообщ. К. Аланы «Нац состав РФ, РСО-А, Ардона»

После выступления группы видеролик – Путин В.В. «Россия – национальный вопрос»)

Всем группам: Составить Заповеди, которых следует придерживаться в отношениях с людьми других национальностей, дабы сохранить мир на Земле.

Работа с документом.

Перед вами документ «Этика межнациональных отношений», автор философ В.С Соловьев. Внимательно изучите документ и ответьте на вопросы:

  1. Почему, говоря об отношении к другим народам, как к своему собственному, философ не ставил знака равенства между «психологической одинаковостью чувства» и «этическим равенством»? В чем тут различия?

  2. Что означают слова «этническая любовь»? С чем она связана, как формируется, к чему ведет?

  3. Что означают слова «любовь одобрения»? Почему она не тождественна с чувствами к своему народу? Какой известный вам моральный закон (норма, правило) лежит, согласно мнению В.С. Соловьева, в основе межнациональных отношений? Найдите в учебнике положение, близкое по смыслу нравственной позиции В.С. Соловьева.

IV. Закрепление.

Беседа по вопросам.

1. Назовите уровни межэтнических отношений.

2. В чем заключается сущность межнационального сотрудничества?

3. Что такое межэтнические конфликты?

4. Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными? Почему?

5. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать для преодоления межнациональных конфликтов?

Тестовые задания (6 учащихся)

V. Итог урока (рефлексия)

В начале урока был поставлен проблемный вопрос, ответьте на него:

«Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?»

Заключит. Слово учителя. Наука утверждает, что построение относительно гармоничных межнациональных отношений – задача крайне трудная, но не безнадежная. Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты, в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, т.е. невозможность взвалить вину за все беды на «инородцев». Как следует строить свои отношения с людьми другой национальности? Как вести себя с ними? Поскольку все мы жили и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность и ответственность в отношении к людям другой национальности. Ответственный человек всегда должен предвидеть последствия своих поступков и знать, что за них придется отвечать по законам морали и прав. А слово «деликатность» в русском языке всегда означало и означает вежливость, предупредительность, тактичность, тонкость в обращении.

VI. Домашнее задание.

Выучите § 9, Задания 1,2 – письменно

Или

Приложение

Тестовые задания к уроку на тему « Межэтнические отношения и национальная политика»

Вариант 1

  1. Тенденция к межнациональной интеграции ведет к

А) сепаратизму

Б) усилению национальных особенностей

В) сближению народов

Г) национальной изоляции.

  1. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?

А) демографическому

Б) этническому

В) территориальному

Г) классовому.

  1. К. родился в Берлине, его родители уехали из России сразу после революции 1917г. К. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Это проявление признаков общности

А) демографической

Б) территориальной

В) этносоциальной

Г) конфессиональной

  1. Наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды – это

А) социология Б) политология

В) этнология Г) этика.

  1. Цивилизационный подход к решению национальных проблем предусматривает

А) отказ от национального насилия во всех его формах

Б) оказание военной помощи сепаратистам

В) курс на ослабление многонациональных государств

Г) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение.

Вариант 2.

1.Одной из причин напряженности в межнациональных отношениях является:

А) нарушение прав человека

Б) уважение к национальным обычаям

В) пресечение противоправной деятельности криминальных группировок

Г) поддержка национальной культуры.

2. Преодолению национальных противоречий способствует

А) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра

Б) государственная поддержка малого бизнеса

В) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности Г) переход к рыночным методам ведения хозяйства.

3. Верны ли следующие суждения?

Межнациональное сотрудничество способствует

А. развитию национальной культуры.

Б) преодолению национальной ограниченности.

1) верно только А

2). Верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

  1. Племена и народности – это

А) этнические общности

Б) исторические типы общества

В) социальные страты

Г) демографические группы

  1. Исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему – это

А) глобализация Б) дифференциация

В) интеграция г) демократизация.

1. Верны ли суждения о межнациональных отношениях?

А. В конце XX в. в системе межнациональных отношений ярко проявились разделительные и объединительные процессы.

Б. Основой демократических международных отношений является равенство и взаимная помощь.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

2. Предотвратить межнациональные конфликты можно посредством:

1) создания национально однородных государств;

2) компактного расселения одной национальности в пределах многонационального государства;

3) последовательного наращивания военного потенциала;

4) соблюдения прав и свобод всех граждан независимо от национальной принадлежности.

3. Борьба басков в Испании за независимость – это пример:

5) национальной интеграции;

6) национальной дифференциации;

7) национального конфликта;

8) национального сотрудничества.

4. Истребление целых групп населения по национальному признаку:

1) геноцид;

2) апартеид;

3) шовинизм;

4) национализм.

5. Примером экономической интеграции является:

1) Европейский союз;

2) Суд европейских сообществ;

3) Организация Объединенных Наций;

4) блок НАТО.

6. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А. Межнациональные отношения включают в себя взаимоотношения личностей в процессе производства, в развитии культуры.

Б. Межнациональные отношения включают в себя отношения национальностей в процессе производства, в развитии культуры.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

7. Принижение, умаление, ущемление прав по национальному признаку:

1) национализм; 3) апартеид;

2) конфликт; 4) дискриминация.

8. Верны ли суждения о межнациональных отношениях?

А. Межнациональные отношения – это отношения между разными национальностями внутри одного государства.

Б. Межнациональные отношения – это отношения между разными нациями-государствами.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

9. В Бельгии государственными языками являются французский, датский и немецкий языки. Это пример:

1) формирования многонационального государства;

2) этноцентризма;

3) национальной интеграции;

4) культурной интеграции.

10. В 1991 г. в немецком городе Хоиерсверда неофашисты, вооруженные ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. Это пример:

1) национальной и расовой нетерпимости;

2) этноцентризма;

3) военного конфликта;

4) девиантного поведения.

Документ

В.С. Соловьев «Этика межнациональных отношений».

« Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей)… то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную.<…>

Требование любить другие народности, как свою собственную, вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному… Разумеется, такая этическая любовь связана с … пониманием … положительных особенностей… чужих наций, преодолев… бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности… Но эта «любовь одобрения» не может быть тождественна с тою, которую мы чувствуем к своему народу, как и самая искренняя любовь к ближним, этически равная любви к самому себе, никогда не может быть с нею психологически одинаковою. За собою, за своим народом остается неизменное первенство исходной точки».

«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

Николай Александрович Добролюбов

Межэтнические и межнациональные отношения

Межнациональное взаимодействие осуществляется на двух уровнях:
— отношения между различными этническими группами в пределах одного государства;
— отношения между разными нациями-государствами.
В межнациональных отношениях этнические общности реализуют свои интересы.
Национальные интересы имеют двойственную природу: с одной стороны, необходимость сохранения самобытности, уникальной культуры, с другой стороны, обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического взаимодействия, постижение общечеловеческих ценностей.

Одна из важных проблем в сфере межнациональных отношений — соблюдение прав этнических меньшинств. Этническое (национальное) меньшинство — это совокупность представителей этноса, которые проживают на территории какого-либо государства и являются его гражданами, но не принадлежат к коренной национальности, осознают себя национальной общиной и стремятся сохранить специфические черты своей культуры.

Для успешного развития межнациональных отношений необходимо соблюдение важных гуманистических принципов:
— отказ от насилия и принуждения;
— признание прав и свобод человека важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности;
— готовность к мирному урегулированию противоречий, участие третьей стороны в достижении компромиссных решений;
— развитие экономического и культурного сотрудничества между этническими общностями.

Основные тенденции развития наций

В современном мире наблюдаются две противоречивые тенденции в развитии наций: межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Межнациональная дифференциация — разъединение различных наций и этносов, стремление наций к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры и национального самосознания. Проявления этой тенденции носят разный характер: с одной стороны, внимание к внутренним потребностям нации, раскрытие ее потенциала, с другой стороны, самоизоляция, различенные формы политического и культурного национализма, национальный экстремизм.

Межнациональная интеграция — процесс сближения и объединения народов, расширение связей между этносами, интернационализация общественной жизни, взаимовлиянии и взаимообогащение национальных культур.

Глобализация — процесс сближения наций и народов на основе экономического сотрудничества и политического сотрудничества, формирования международных организаций (транснациональные корпорации, политические союзы, международные культурные центры).

Межнациональные конфликты

Межнациональные отношения могут принимать форму мирного сотрудничества либо межэтнических конфликтов.
Межнациональный конфликт — это нарастание социального напряжения в отношениях между народами, защищающими свои национальные интересы, и обострение противоречий вплоть до воору­женных столкновений, открытых военных действий.
Основные причины возникновения межнациональных конфликтов:
— неравенство в уровне жизни и доступе к материальным и духовным благам;
— несовпадение государствен­ных или административных границ с границами расселения народов;
— быстрое изменение в соот­ношении численности разных народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста насе­ления;
— принадлежность к разным религиям и конфессиям;
— этноцентризм — уверенность в превосходстве одного этноса над другими;
— прошлые взаимоотношения народов и исторические национальные обиды;
— крайние формы национализма в официальной политике;
— предрассудки и стереотипы обыденного сознания;
— неприятие особенностей культуры и бытового поведения представителей иных этносов.

Национализм

Национализм — идеологическое течение и социально-политическое движение, основанное на отстаивании многообразных интересов национальной общности в ее отношениях с другими этносами и государствами. Проявления национализма в жизни общества разнообразны и противоречивы, могут оказывать позитивное и негативное влияние на развитие социальных отношений. Однако традиционно в русском языке это понятие используется для обозначения крайних форм и радикальных течений национализма.

Различают несколько форм национализма.
1. Этноцентризм — уверенность в превосходстве одной этнической культуры над другими, предубеждение, недоверие и пренебрежение по отношению к стандартам другой культуры. Этноцентризм часто становится источником бытовых предрассудков и основой враждебности.
2. Ксенофобия — навязчивый необоснованный страх перед чужими взглядами, обычаями, культурными особенностями, восприятие их как опасного и враждебного явления.
3. Шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновыва­ющая исключительность той или иной нации, противопос­тавление ее интересов интересам других наций и народов.

Расовая дискриминация

Причиной межэтнического конфликта может стать расовая дискриминация.
Расовая дискриминация — систематическое ущемление прав этнической группы граждан по признаку ее национальности или расы, а также пропаганда расистских идей. Расизм может проявляться в законодательстве, официальной государственной политике и бытовых формах дискриминации.

Крайние формы дискриминации и проявления государственного национализма — апартеид и геноцид.

Апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

Геноцид (от лат. genos — «род» и caedere — «убивать») — совокупность преднамеренных систематических действий, направленных на уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы населения. Пример геноцида в истории — холокост (преследование и массовое уничтожение еврейского населения в Германии во время Второй мировой войны).

Способы мирного взаимодействия этносов

В этническом плане современное человеческое общество представляет собой сложную структуру, образованную множеством разнотипных национальных общностей. Почти все государства современного мира многонациональны. Этим обусловлена необходимость урегулирования этнополитических процессов, предотвращения национальных конфликтов.

Различают несколько способов мирного сосуществования и сотрудничества этнических общностей.
1. Этническое смешивание — стихийная интеграция представителей разных этнических групп в единую национальную общность, осуществляемая на протяжении многих поколений. Пример образования нации на основе этнического смешивания — современные народы Латинской Америки.
2. Ассимиляция — поглощение одного народа другим, растворение одной этнической общности в другой.
3. Гуманистический подход к сосуществованию разных этнических групп в пределах одного государственного образования предполагает соблюдение интересов, прав и свобод каждого народа. Этот вариант мирного межэтнического взаимодействия возможен в рамках многонационального государства, в котором реализуются принципы культурного плюрализма, предусмотрено создание культурно-национальных автономий, преодолен радикальный сепаратизм национальных меньшинств.

Россия — многонациональное государство

Россия относится к числу многонациональных государств: на ее территории проживает более 180 народов.
Самый многочисленный народ в России — русские: их численность составляет более 111 млн человек (около 78 % от всего населения). Второй по численности народ Российской Федерации — татары: их численность 5,3 млн человек (или 3,7 %) от общей численности населения). На третьем месте находятся украинцы: около 2 млн человек (что составляет приблизительно 1,4 % от всего населения).

Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства.

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции РФ и нормах международного права.

Концепция национальной политики Российской Федерации

Государственная национальная политика в Российской Федерации определяется Конституцией РФ, а также «Концепцией национальной политики Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5.06.1996 года № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации».

В 1997 и 2000 годах Указами Президента РФ Концепция национальной политики Российской Федерации была уточнена новыми Указами. В последующие годы вышел еще ряд документов, определяющих деятельность государства в области национальной политики, межнациональных отношений и национальной безопасности России (см. Примечания).

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определена стратегия безопасности государства на ближайшие годы.

Основные принципы государственной национальной политики в России:
— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
— сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
— содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
— запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Практическая работа «Нации и межнациональные отношения»

1. Исторические разновидности этноса – это:

1/ государства, 2/общины, 3/ племена, 4/ классы

2.Племена и народности – это:

1/ этнические общности, 2/ исторические типы общества, 3/ социальные страты 4/ демографические группы

3.Признак, присущий понятию «нация» — это:

1) наличие партий, 2) наличие собственной армии, 3) общность территории, 4) разделение властей.

4.Одним из признаков этнической общности является:

1/ профессиональная принадлежность, 2/ единство убеждений, 3/ общность социального статуса, 4/ общность языка

5.Основа успешного решения национальных проблем:

1/ использование вооружённых сил,

2/ специализация регионов на выпуске определённой продукции,

3/ уважение прав и свобод граждан,

4/ компактное расселение представителей одной национальности

6. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Межнациональное сотрудничество способствует.

А. развитию национальных культур.

Б. преодолению национальной ограниченности

1/ верно только А 2/ верно только Б 3/ верны оба суждения 4/ оба суждения неверны

7. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений гуманистической национальной политики? 1) каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность 2) национальная принадлежность человека определяется государственными органами 3) делопроизводство в республиках ведется только на государственном – языке 4) вопрос о сохранении родного языка решается только на уровне государственных органов данного национального образования

8. К предотвращению межнациональных конфликтов ведет:

1/ создание национально-однородных государств

2/ компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства

3/ обеспечение прав и свобод граждан независимо от национальной принадлежности

4/ последовательное наращивание военного потенциала государства

9.Одной из причин напряжённости в межнациональных отношениях является: 1) нарушение прав человека, 2) уважение к национальным обычаям, 3) пресечение противоправной деятельности криминальных группировок, 4) поддержка национальной культуры

10. Возвеличивание своей нации, проповедь ее национальной исключительности называется

1) национализм 2) сегрегацией 3) сепаратизмом 4) расизмом

11.Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой ниже проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции. «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму» (Б. Вашингтон) или «У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить» (И.Н. Шевелёв)

1. Исторические разновидности этноса – это:

1/ государства, 2/общины, 3/ племена, 4/ классы

2.Племена и народности – это:

1/ этнические общности, 2/ исторические типы общества, 3/ социальные страты 4/ демографические группы

3.Признак, присущий понятию «нация» — это:

1) наличие партий, 2) наличие собственной армии, 3) общность территории, 4) разделение властей.

4.Одним из признаков этнической общности является:

1/ профессиональная принадлежность, 2/ единство убеждений, 3/ общность социального статуса, 4/ общность языка

5.Основа успешного решения национальных проблем:

1/ использование вооружённых сил,

2/ специализация регионов на выпуске определённой продукции,

3/ уважение прав и свобод граждан,

4/ компактное расселение представителей одной национальности

6. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Межнациональное сотрудничество способствует.

А. развитию национальных культур.

Б. преодолению национальной ограниченности

1/ верно только А 2/ верно только Б 3/ верны оба суждения 4/ оба суждения неверны

7. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений гуманистической национальной политики? 1) каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность 2) национальная принадлежность человека определяется государственными органами 3) делопроизводство в республиках ведется только на государственном – языке 4) вопрос о сохранении родного языка решается только на уровне государственных органов данного национального образования

8. К предотвращению межнациональных конфликтов ведет:

1/ создание национально-однородных государств

2/ компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства

3/ обеспечение прав и свобод граждан независимо от национальной принадлежности

4/ последовательное наращивание военного потенциала государства

9.Одной из причин напряжённости в межнациональных отношениях является: 1) нарушение прав человека, 2) уважение к национальным обычаям, 3) пресечение противоправной деятельности криминальных группировок, 4) поддержка национальной культуры

10. Возвеличивание своей нации, проповедь ее национальной исключительности называется

1) национализм 2) сегрегацией 3) сепаратизмом 4) расизмом

11.Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой ниже проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции. «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму» (Б. Вашингтон) или «У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить» (И.Н. Шевелёв)

ЕГЭ+Тема+СОЦИАЛЬНЫЕ+ОТНОШЕНИЯ — 11 класс — Каталог статей

Тема СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Социальные отношения»:

  • Социальные отношения и взаимодействия.
  • Многообразие социальных групп.
  • Социальный статус. Социальные роли.
  • Неравенство и социальная стратификация.
  • Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.
  • Социальный контроль и самоконтроль.
  • Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи.
  • Молодежь как социальная группа.
  • Этнические общности. Межнациональные отношения. Национальная политика.
  • Социальный конфликт и пути его разрешения.
  • Социальные процессы в современной России.

Основные понятия: социальная сфера, социальные отношения, социальная система, социальный статус, социальная роль, социальная группа, социальная общность, социальная структура, социальный институт, семья как малая группа и социальный институт, социальная мобильность, социальная стратификация, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, люмпены, маргиналы, этнос, народ, племя, народность, нация, ментальность, национальное самосознание, межнациональные конфликты, шовинизм, толерантность, социализация, социальные нормы, девиантное поведение, социальный контроль.

 

Задания уровня А

Выберите один прав ильный ответ из четырех.

 

А1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением

2) социальной дифференциацией

3) социальной адаптацией

4) социальным поведением

 

А2. Любая социальная группа характеризуется:

1) малочисленностью состава

2) общностью социального статуса

3) неформальным контролем поведения

4) родственными отношениями

 

А3. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между ними — это:

1) характер общества

2) политика общества

3) структура общества

4) социальная мобильность

 

А4. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит:

1) армию

2) церковь

3) школу

4) все перечисленное

 

А5. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества

2) наиболее бедных членов общества

3) деклассированные элементы

4) пограничные слои и группы

А6. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, называется:

1) аморальным

2) девиантным

3) безнравственным

4) противоправным

 

А7. Племена и народности — это:

1) исторические типы общества

2) социальные страты

3) этнические общности

4) социальные группы

 

А8. Социальный статус приобретается в результате:

1) трудовой деятельности

2) процесса обучения

3) семейного воспитания

4) социализации

 

А9. Глубинная причина всех социальных конфликтов — это:

1) несовпадение интересов

2) различные воззрения социальных групп

3) зависть людей друг к другу

4) несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей

 

А10. Преодолению национальных противоречий способствует:

1) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности

2) перераспределение полномочий от национальных образований в пользуцентра

3) переход к рыночным методам ведения хозяйства

4) государственная поддержка малого бизнеса

 

А11. Межнациональное сотрудничество способствует:

А. Развитию национальной культуры.

Б. Преодолению национальной ограниченности.

1) верно только А                2) верно только Б

3) оба суждения верны        4) оба суждения неверны

 

А12. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А                   2) верно только Б

3) оба суждения верны           4) оба суждения неверны

 

А13. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1) верно только А                    2) верно только Б

3) оба суждения верны           4) оба суждения неверны

 

А14. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий,

1) верно только А                    2) верно только Б

3) верны оба суждения           4) оба суждения неверны

A15. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально-значимого признака?

1) дети

2) пожилые люди

3) мужчины

4) молодежь

 

А16. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:

1) высокой политической активностью

2) общностью быта

3) общими увлечениями

4) профессиональными интересами

 

А17. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам — это:

1) самоконтроль

2) самообразование

3) социализация

4) самореализация

 

А18. Верны ли следующие суждения?

А. Нравственные нормы возникли позже правовых.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, моральных нормах.

1) верно только А                 2) верно только Б

3) оба суждения верны         4) оба суждения неверны

 

А19. К показателям предписанного статуса личности относится:

1) карьера

2) возраст

3) квалификация

4) образование

 

А20. К малым группам, в отличие от больших, можно отнести:

1) мелких предпринимателей страны

2) директоров предприятий региона

3) бригаду рабочих на крупном предприятии

4) рабочих страны

 

Задания уровня В

 

В1. Определите понятие: «Изменение человеком или группой своего социального положения в обществе называется …»

Ответ:__________________

 

В2. Вставьте пропущенное слово: «На основе усиления межплеменных связей складываются народности, а из родственных и не родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли ………….. »

Ответ:__________________

 

В3. Какому понятию соответствует следующее определение? «Правила, требования общества к человеку, в которых более или менее точно определены объем, характер, а также границы возможного в его поведении»,

Ответ:__________________

 

В4. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, определениям, приведенным во втором.

 

В5. Установите соответствие между сферами проявления социальной дифференциации, приведенными в первом столбце, и их содержательной характеристикой, приведенной во втором.

 

В6. В приведенном ниже списке отметьте цифры, характеризующие традиционную (патриархальную) семью.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение.

2) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

3) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

4) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

5) Женщина находится в подчинении у мужчины.

6) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и равенстве.

Ответ:_______________

 

В7. Вставьте пропущенное слово: «Социальная ………. — это группа людей, выделяемая на основе дохода, власти, престижа, образования и отличающаяся от других по своему стилю жизни и менталитету».               Ответ:___________________

 

В8. Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания уровня С Дайте развернутый ответ.

 

С1. Какие социальные санкции существуют?

 

С2. Прочитайте высказывание: «Общество как таковое не существует. Есть лишь индивидуальности — мужчины и женщины, и еще — семьи» (М. Тэтчер). Ответьте на вопросы:

1) Какую проблему затрагивает М. Тэтчер?

2) Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

3) Что включает в себя социально-демографическая структура общества?

4) Что такое семья, какую роль в обществе она играет?

 

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Молодежь — это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле — потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает.

У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.                        

И.М. Ильинский. «О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи»

 

1) Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и динамичных обществах?

2) В чем видит автор основную социальную функцию молодежи?

3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позволяют ей играть эту роль?

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь.

 

С4. В Конституции Российской Федерации (ст. 7) записано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?

2) Что вкладываете вы в понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие»?

3) Какие направления социально-экономической политики могут обеспечить главную цель социального государства? Назовите не менее трех.

4) Назовите два фактора, препятствующих реализации этого направления, и приведите к ним примеры из жизни современного российского общества.

 

С5. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите в виде сочинения-эссе свои мысли.

1. «Семья — очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение». (A.C. Макаренко)

2. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». (Р. Дарендорф )

3. «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы». (Ж. Ренан)

 

 

 

Ответы по теме: Социальные отношения

УРОВЕНЬ А

№ Задания

Ответ

№ Задания

Ответ

№ Задания

Ответ

1

2

8

4

15

3

2

2

9

4

16

2

3

3

10

1

17

1

4

4

11

3

18

4

5

4

12

2

19

2

6

2

13

3

20

3

7

3

14

3

 

 

 

УРОВЕНЬ В

№ задания

Ответ

1

Социальная мобильность

2

Нация

3

Социальные нормы

4

1Г   2В   3Б   4А

5

1Б  2В   3А

6

1   4   5

7

Страта

8

1Б   2А   3Е   4В   5Д   6Г   7Ж

 

УРОВЕНЬ С

С1. Формальные и неформальные.

С2. 1) М. Тэтчер затрагивает проблему общества как сложного организма, динамичной системы, включающей социальные группы, социальные институты и взаимодействие между ними.   2) При утвердительном ответе могут быть приведены следующие позиции: Общество — результат взаимодействия людей. Безусловно, общество и человек взаимосвязаны, они — результат антропосоциогенеза. Только в обществе человек может проявить себя не только как индивид, но и как личность. Семья — первичная основа любого общества, обеспечивающая его воспроизводство. Могут быть приведены любые другие формулировки, не противоречащие суждению.      3) Социально-демографическая структура общества предполагает его деление по половому (мужчины и женщины) и возрастному признакам.    4) Содержание правильного ответа может содержать следующие позиции: семья в любом обществе занимает особое положение уже потому, что она является одновременно малой социальной группой и социальным институтом.  В строгом смысле семья — это общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. В любом государстве семейные отношения регулируются Семейным кодексом.  ФУНКЦИИ семьи как социального института вытекают из ее определения: дисциплинирование, воспитание и образование своих членов; религиозное влияние; подготовка к производственной деятельности; наделение наследственными статусами: национальностью, полом; эмоционально-психологическая функция направлена на эмоциональное общение, защищенность своих членов. Семья была единственным социальным институтом в первобытном обществе. По мере развития общественных отношений она постепенно передавала некоторые функции таким социальным институтам, как образование, религия, органы правопорядка и др. Вместе с тем роль семьи в современном обществе остается важной, сохраняя в основном все свои основные функции. В ответе допускаются иные формулировки, не искажающие смысла проблемы.

С3. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) В традиционных обществах молодежь не востребована — «потерянное поколение», т.к, «традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений» и опасаются «стихии молодежи». В динамичных обществах молодежь используется как «интеллектуальный и энергетический резерв», т,е. резерв обновления общества.         2) Основную социальную функцию молодежи автор видит в осуществлении «проектов будущего», социальных перемен, задуманных старшим поколением.             3) Автор называет активность молодежи, непривязанность к прошлому, а отсюда — открытость к переменам.  4) Российская молодежь живет в динамичном обществе – обществе глубоких перемен, и задача состоит в том, чтобы молодежь активнее была задействована в этих переменах.  Примеры могут быть приведены произвольно, в соответствии с суждениями.

С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции:  1) «политика … направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».    2) Ответ может быть свободным, но обязательно с учетом знания обществоведческого курса, например: «достойная жизнь» и «свободное развитие» предполагают наличие правового государства т.е, верховенство закона. единого для всех; защиту старости, детства; социальную справедливость и т.д.      3) Могут быть названы:  обеспечение политической и экономической  независимости личности; демократические формы правления; равенство граждан перед законом; приоритет национальных интересов во внешнеполитической деятельности; налоговая политика; защита интересов незащищенных категорий населения.         4) Могут быть названы следующие факторы и приведены самостоятельные примеры , отвечающие содержанию вопроса: несоответствие декларированных положений реальному положению дел в социально-экономической сфере; межнациональные конфликты;  социальные конфликты, возникающие на почве расхождения в уровне жизни и образе жизни и связанных с этим обид непонимания и т.д. в условиях отсутствия правовых средств решения и смягчения социальных проблем;  сложная экономическая и социокультурная ситуация, как, например, сегодня в нашей стране;  производственные отношения в нашей стране в государственных учреждениях и бюджетной сфере остаются вялыми, выжидательными. В коммерческой же сфере эти отношения сталкиваются с недостаточно сформированной юридической базой;  в силу коммерциализации творческой деятельности в нашей стране, слабо защищенным категориям населения стали недоступны некоторые театры, музеи, а сама творческая деятельность не всегда имеет высокий  уровень, отвечая сиюминутным требованиям.

 

ОГЭ. Обществознание. 4.7. Межнациональные отношения. |

4.7. Межнациональные отношения.

План.
  • Сущность понятия межнациональные отношения.
  • Основные направления межнациональных отношений.
  • Межнациональный конфликт, причины его возникновения, пути решения.
  • ТЕРМИНЫ по теме.
 

Межнациональные отношения – это отношения между народам (этносами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Основные направления межнациональных отношений.

Межнациональное сотрудничество, межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни; участие граждан различной национальной принадлежности, представителей национальных организаций, структур национальной государственности в общем деле, опирающееся на наличие устойчивых взаимовыгодных интересов.

Проявление межнационального сотрудничества.

  • В экономике – создание совместных предприятий, осуществление взаимовыгодной торговли.
  • В науке – совместные исследования.
  • В спорте – проведение соревнований, олимпиад.
  • В духовной сфере – театральные и кинофестивали, издание и распространение печатной продукции и др.
  • В политико-правовой сфере – совместное решение проблем международной политики, заключение договорённостей об улучшении условий жизни соотечественников за рубежом и др.

Международный конфликт – спор, столкновение, возникшее между людьми разных национальностей, между государствами.

Конфликт приводит к  межнациональной дифференциации – к разъединению, разделению, противостоянию различных наций, этносов и народов в самых разных планах.

Причины возникновения межнационального конфликта.
  • Территориальные споры.
  • Неравенство социально-экономических условий.
  • Противоречия с использованием национального языка, особенно национальных меньшинств, недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
  • Бытовые предрассудки обыденного сознания.
  • Отрицание государством самобытности этнических меньшинств
  • Ущемление достоинства личности на национальной или расовой почве.
  • Социально-экономическое неравенство — неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
  • Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему.

Пути решения межнациональных конфликтов
  • Проведение продуманной национальной политики.
  • Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, формирование культуры межнациональных отношений, уважения самобытности, национального самосознания, языка, обычаев народов, исключение проявления национального недоверия, вражды.
  • Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
  • Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
  • Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
  • Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека
Термины.

Этнос – совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.

Племя – объединение нескольких родов.

Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.

Нации появляются в период развития капиталистических отношений.

Нация – исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.

Признаки нации:
  • единство территории
  • единство языка
  • общность исторической судьбы
  • общая культура
  • общее самосознание – знание истории своего народа, бережное отношение к национальным традициям, чувство национального достоинства
  • устойчивая государственность
  • единство экономических связей
  • развитая социальная структура

 

Национальность – принадлежность человека к той или иной нации (использование её членами общего языка, приверженность общим традициям, осознание культуры народа).

Национальное меньшинство – значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности.

Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны.

Дискриминация – принижение, умаление, ущемление прав

Национализм – это идеология, политика, ставящие интересы нации превыше всего, любых других экономических, политических, социальных интересов; стремление к социальной занятости, недоверие к другим нациям, часто перерастающее во вражду.

Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедрение в сознание людей неприязни, ненависти к другим народам, разжигание вражды между людьми разных национальностей и вероисповеданий.

Геноцид – систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

Международное сотрудничество | Английский

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Международная таможня сотрудничество отвечает политическим и экономическим интересам Республики Беларусь и является важным фактором взаимодействия с глобальными структурами.

Международная таможня сотрудничество развивается в настроении добрососедских отношений и близких сотрудничество, развитие компромиссное решение, конструктивное взаимовыгодный диалог, который представляет собой углубление таможенных связей и отражает текущий процесс международной экономической интеграции.

Республика Беларусь участвует в международном сотрудничестве в сфере таможенного регулирования с целью гармонизации и унификации законодательства с нормами международное право и общепринятая международная практика.

В целях развития многопланового сотрудничества Республики Беларусь, совершенствования нормативно-правовой базы, реализации международные обязательства, таможенные органы Республики Беларусь сотрудничать с таможенными службами зарубежных стран, участвовать в работа различных международных организаций и интеграционных объединений.

Основные цели международное таможенное сотрудничество:

1. Сформировать международно-правовая база;

2. Проводить встречи и консультации, в том числе участие в работе отраслевых органов управления интеграцией;

3. Для участия в работа международных организаций по вопросам таможенного регулирования;

4. К сотрудничеству в рамки международной технической помощи и трансграничных программы сотрудничества.

1. Участие в интеграционных объединениях

Самые близкие и плодотворное таможенное сотрудничество Республики Беларусь ведется в постсоветское пространство в Союзном государстве России и Белоруссии, евразийском Экономический союз (ЕАЭС) и Содружество Независимых Государств (СНГ).

Союзное государство как межгосударственный союз знаменует собой новый этап в процессе объединения народов двух стран — Беларуси и России. Союзное государство было создано в соответствии с Соглашением о создании Союзного государства, подписанным в Москве 8 декабря 1999 года.

Основные цели создания Союзного государства:

— обеспечение развития братских народов;

— создание единого экономического пространства;

— уважение основных прав и свобод граждан;

— реализация согласованной внешней и оборонной политики;

— создание единой правовой системы;

— реализация единой социальной политики;

— обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью.

Союзное государство Беларуси и России основано на принципах суверенного равенства государств-членов, добровольности и добросовестного выполнения взаимных обязательств. Союзное государство предполагает разграничение полномочий и полномочий между Союзным государством и государствами-членами. В соответствии с положениями Соглашения для реализации целей Союзного государства создаются Высший государственный совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата Союзного государства.

Сотрудничество таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства по основным направлениям таможенного администрирования осуществляется в рамках функционирования Таможенного комитета Союзного государства.

Таможенный комитет Союзного государства является отраслевым органом, осуществляющим унификацию таможенного законодательства в пределах компетенции Союзного государства по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов государств-участников, а также совместной организации и управления ими. Таможенное дело в Союзном государстве в части обеспечения единого порядка и условий ввоза товаров и транспортных средств в Союзное государство, вывоза товаров и их транзита.

Функции Таможенного комитета Союзного государства довольно обширны — их 43. Обобщая их, с точки зрения организационной деятельности, можно отметить следующее:

— разработка мер и создание условий, ускоряющих товарооборот через таможенную границу Союзного государства, а также способствующих развитию внешнеэкономических связей государств-участников Союзного государства, предприятий, учреждений, организаций и граждан Союза. Государства-участники, в том числе развитие таможенной инфраструктуры;

— участие в пределах своей компетенции от имени Союзного государства в международном сотрудничестве по таможенным вопросам, координация участия в нем центральных таможенных органов государств-участников Союзного государства;

— организация исследований в области таможенного дела в Союзном государстве;

— обеспечение изучения и анализа состояния таможни в зарубежных странах и экономических союзах;

— обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц и специалистов таможенных органов и предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их ведении, и т. Д.

Таким образом, Таможенный комитет Союзного государства призван осуществлять таможенное регулирование в рамках полномочий, аналогичных компетенции таможенных служб, определенных законодательством государств-членов Союзного государства, с использованием международно-правовых методов и механизмы.

Еще одна интеграция Союз в рамках Евразийского экономического союза является объединенным советом таможенные службы государств-членов Таможенного союза, созданные в в соответствии с Соглашением о совместной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 22 июня 2011 года и в настоящее время включает в себя таможенные услуги Беларуси, России, Казахстана, Армении и Кыргызстан.

Решения Объединенного совета принимаются путем голосования (консенсуса) каждого государства-члена Евразии Экономический союз имеет решающий голос. Решение принимается, если ни один из членов Государства Евразийского экономического союза не голосовали против этого решения.

Участие в работа Объединенного совета способствует практическому сотрудничеству с таможенные органы государств-членов Евразийского экономического союза в Порядок проведения согласованной политики на таможне и сделать более глубокие обычаи сотрудничество, гармонизация национального таможенного законодательства, обеспечение единства управление таможенными услугами.

На заседаниях Объединенного совета обсуждаются актуальные вопросы таможенного сотрудничества, которые впоследствии в качестве согласованных решений ставятся перед Евразийским экономическим Комиссия.

Дополнительно стоит отметить активное развитие таможенного сотрудничества на постсоветском пространстве, в том числе в рамки СНГ. С момента появления таможенной политики СНГ в структура Содружества, является одним из основных инструментов влияния о динамике экономических преобразований, происходящих в каждом государстве-члене СНГ.

Частично это возможно благодаря функционированию непрерывного отраслевого органа сотрудничество СНГ — Совет руководителей таможенных служб стран-участниц СНГ государства, что обеспечивает координацию сотрудничества таможенных служб государств-участников СНГ в сфере таможенной политики. Совет также разрабатывает предложения по рассмотрению вопросов таможенного дела для рассмотрения на заседания Совета глав государств СНГ, Совета глав государств СНГ Правительства, Экономический совет СНГ.

Следует отметить, что Основным результатом сотрудничества таможенных служб в последние пару года в работе совета было завершение инициированной таможней Служба Республики Беларусь инвентаризация международно-правовых структура государств-участников СНГ в сфере таможенного дела, итоги которые определили международные соглашения, эффект от которого целесообразно прекратить и международные соглашения, которые требовать обновления путем внесения изменений и дополнений в них.

2. Сотрудничество с таможенными службами иностранных государств

Относительно создание международной правовой базы по вопросам таможенного контроля, Следует отметить, что он основан на общепризнанных правилах и принципах международное право, в частности о положениях Международного Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г., в протоколе от 26 Июнь 1999 года (так называемая Киотская конвенция), а также стандарты и правила Всемирной таможенной организации (ВТО), в частности, Рамочные стандарты Безопасность и содействие глобальной торговле.

Республика Беларусь присоединилась к Киотской конвенции в 2009 году и стала 72 9003 и государством-членом.

Основополагающим принципом Конвенции является максимальное содействие развитию международной торговли путем принятия упрощенных стандартных правил и процедур, широкого внедрения информационных технологий и установления партнерских отношений с законопослушными участниками внешнеэкономической деятельности.

Правила Конвенции путем установления простых для понимания, единообразных в толковании и понятных для применения нормативных требований создают условия для беспрепятственного перемещения товаров, сокращения времени таможенных процедур и унификации таможенных документов, что В результате способствует увеличению товарооборота между странами, инвестиционной привлекательности национальных экономик и повышению их деловой активности.

Конвенция определена, для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур, каждая Договаривающаяся сторона принимает на себя обязательства по оказанию упрощение и согласование путем введения стандартов Конвенции, не требуя от них буквального применения стандартов Конвенция в национальном законодательстве.

Таким образом, все международные соглашения, выдача которых осуществляется ГТК, соответствуют международным стандарты и требования международного права.

Разработка международные инструменты в сфере таможенного дела — один из важнейших деятельность таможенных органов Республики Беларусь, выполнение которых зависит от эффективности выполнения их задачи.

В частности, международные договоры Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощь в таможенных делах является правовой основой сотрудничества таможни услуги Республики Беларусь с таможенными органами иностранных государств, а также правовую основу для заключения международных договоров межведомственный характер по различным направлениям сотрудничества.

Подводя итог положениям и предмету регулирования таких международных соглашений, можно сказать, что таможенные органы по соглашениям могут сотрудничать и оказывать взаимную помощь в целях: а) обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства; б) предупреждение, расследование и устранение нарушений таможенного законодательства; в) содействие в упрощении транзита через таможенную территорию Договаривающихся сторон.

Соглашения определяют порядок предоставления и использования информации, передачи документов, проведение целевого контроля над товарами и транспортными средствами, использование Метод контролируемой доставки для выявления лиц, причастных к совершению таможенные правонарушения.

Договорная основа расширяет правовые границы международного сотрудничества, которое имеет влияние на эффективность выполнения задач по защите экономической интересы государства.

В настоящее время есть около 75 международных соглашений, касающихся различных аспектов таможни сотрудничество. Эта цифра не включает контракты, которые составляют право Евразийский экономический союз по вопросам таможенного администрирования.

3. Сотрудничество с международными организациями

Разрешение Совет Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 «О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями» определили, что ведущее агентство по сотрудничеству Республики Беларусь и Всемирная таможенная организация и Административный комитет по таможне Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП Государственный таможенный комитет, функция которого заключается в обеспечении эффективного участие республики во Всемирной таможенной организации и Административный комитет Конвенции МДП и принятие необходимых мер защищать национальные интересы.

Основные цели участие в работе Административного комитета МДП Конвенции должны рассмотреть и внести поправки в Конвенцию МДП, чтобы участвовать в системах гарантийного функционирования МДП, содействовать инициативы Республики Беларусь в части возможности применение дополнительных гарантий, а также изучение мер, принимаемых Договаривающиеся стороны в рамках Конвенции МДП создают благоприятные условия транзита товаров через территорию республики Беларусь, чтобы обеспечить рост объемов транзита и улучшить транзит привлекательность республики беларусь.

Следует отметить, сотрудничество таможенной службы Республики Беларусь с Миром Таможенная организация, которая является межправительственной международной организацией который содержит таможенные службы 180 стран, на которые приходится почти 98% мировой торговли.

Республика Беларусь стала член Всемирной таможенной организации с декабря 16, 1993 и в настоящее время является его активным членом, пользуясь правом получить некоторую помощь в рамках Всемирная таможенная организация по таможенным вопросам.

В июне 2005 года на сессии Совета Всемирной таможенной организации руководители таможенных служб ста семидесяти мировых таможенных служб приняли разработанную Всемирной таможенной организацией систему стандартов для обеспечения безопасности и содействия глобальной торговле ( Фреймворк).

Учитывая важность этой задачи, Секретариат ВТамО разработал и 26 января 2006 года запущена специальная программа поэтапного осуществления Рамочные стандарты стран-членов ВТамО, называемые «Колумб».

В 2007 и 2008 годах в рамках первого этапа программы «Колумб» в Республике Беларусь с миссиями экспертов ВТамО были проведены. На основе очень вдумчивого всестороннего анализа Эксперты отметили, что руководство Государственного таможенного комитета Республика Беларусь провела эффективную работу по улучшению функционирования своих таможенная служба

На втором этапе программы «Колумб», ВТО Секретариат оказал поддержку ГТК в проведении различных семинаров в определенных областях.

Республика Беларусь стала третьей страной в мире, которая был приглашен для участия в заключительном третьем этапе программы «Колумб» (май 2012 г.), обеспечивающий мониторинг и оценку достигнутые результаты таможенной службой.

В конце миссии эксперты ВТамО высоко оценили проделанную работу Республики Беларусь модернизировать и совершенствовать таможенную службу Республика Беларусь, для упрощения таможенных процедур, использования информации технологии и внедрение системы электронного декларирования.

,

Международное сотрудничество

Благодаря Целям в области устойчивого развития (ЦУР) устойчивое развитие стало глобальной повесткой дня с частным сектором в качестве центральной движущей силы. Предприятия играют решающую роль в достижении ЦУР. Многие компании и инвесторы могут делиться знаниями, технологиями, инновациями и капиталом, которые помогают решать глобальные проблемы. Поэтому Министерство иностранных дел сотрудничает с рядом ключевых международных игроков и партнеров, чтобы повысить роль промышленности в достижении ЦУР.Посредством международного сотрудничества и партнерства мы продвигаем ЦУР в разных странах и секторах.

Примеры международного сотрудничества:

Глобальный договор ООН
Дания поддерживает работу Глобального договора ООН по продвижению корпоративной ответственности и созданию глобального движения среди компаний и их партнеров для достижения ЦУР. Глобальный договор фокусируется на деловых возможностях, которые влечет за собой ЦУР, и продвигает десять принципов, которые составляют основу Глобального договора.Принципы основаны на международно признанных конвенциях по правам человека, трудовым правам, окружающей среде и борьбе с коррупцией и обеспечивают хорошую отправную точку для компаний в работе с КСО и устойчивым развитием. Узнайте больше здесь. Глобальный договор также имеет датскую сеть.

C40 Города
Дания сотрудничает с C40 Cities и поддерживает работу организации. C40 является ассоциацией крупнейших городов мира, которые прокладывают путь для создания климатических действий и устойчивых городов.C40 имеет более 90 городов-членов с общим населением более 650 миллионов жителей и составляет около четверти мировой экономики. C40 оказывает, среди прочего, техническую поддержку своим городам-членам в процессе подготовки планов действий по климату в соответствии с Парижским соглашением. В то же время организация следит за тем, чтобы важные города были переданы между городами. В практическом плане Дания поддерживает подготовку планов действий в области климата в пяти городах: Аддис-Абебе, Хошимине, Джакарте, Циндао и Ухани.В планах действий определяются и расставляются приоритеты в усилиях, которые обеспечивают наилучшие способы обеспечения того, чтобы города выполняли цели Парижского соглашения путем корректировки секторов, таких как транспорт, строительство, водоснабжение и продовольствие.

Инициатива по устойчивой торговле (IDH)
Дания поддерживает Инициативу устойчивой торговли (IDH), которая успешно объединяет компании и государственных партнеров для решения проблем и повышения устойчивости во всех аспектах цепочки поставок компании от почвы до стола.IDH фокусируется на таких продуктах, как кофе, какао, цветы и хлопок, которые производятся в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки и продаются на международном рынке, прежде чем они попадают к потребителям в Дании и других странах ЕС. Как нечто новое, IDH также работает в рамках целостного подхода к маргинальным ландшафтам, таким как лес Мау в Кении и равнина Матто Гросу в Бразилии. Все в тесном сотрудничестве с датскими и транснациональными компаниями. Узнайте больше здесь.

Институт мировых ресурсов
Дания сотрудничает с «зеленым» мозговым центром, Институтом мировых ресурсов (WRI), который работает для содействия «зеленому» переходу и устойчивому росту, чтобы принести пользу миру и населению мира.Основанный на знаниях подход WRI к зеленому переходу является важным вкладом в достижение Целей в области устойчивого развития и Парижского соглашения. На прочной основе данных и исследований ИМР работает над движением политических решений, бизнес-стратегий и действий гражданского общества в более устойчивом направлении, чтобы построить мост между научными учреждениями и практическими действиями. Поддержка Данией WRI сосредоточена на развивающихся странах, особенно в Африке.

Международная финансовая корпорация

Дания сотрудничает с Международной финансовой корпорацией (МФК) в мобилизации финансирования частного сектора для устойчивого роста, уделяя особое внимание инновационным бизнес-моделям.Помимо прочего, сотрудничество направлено на поиск новых технологических решений, направленных на изменение климата, особенно связанных с международными и национальными проблемами в области энергоснабжения, промышленности и производства продуктов питания. Сотрудничество также включает возможности мобилизации средств для малых и средних предприятий в нестабильных и затронутых конфликтом странах.

Всемирный экономический форум

Будучи первой страной в мире, Дания заключила всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве со Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) для содействия партнерским отношениям и прогрессивным социальным решениям глобальных проблем, в том числе в области климата, гендерного равенства и рынка труда. ,

World Benchmark Alliances
Дания поддерживает работу Всемирного альянса по сравнительному анализу, направленную на измерение и оценку вклада крупных компаний в достижение ЦУР. Эта инициатива будет способствовать повышению прозрачности для компаний, инвесторов и граждан, а также обеспечению конкурентных стимулов для усиления вклада частного сектора в достижение ЦУР.

PowerPoint Presentation

% PDF-1.5 % 1 0 объектов > endobj 2 0 объектов > поток

  • PowerPoint Presentation
  • Европейская комиссия
  • endstream endobj 3 0 объектов > / Метаданные 2 0 R >> endobj 4 0 объектов > endobj 6 0 объектов > / XObject> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 720 540] / Содержание 45 0 R / Group> / Tabs / S / StructParents 0 >> endobj 45 0 объектов > поток xn0sL * aGEtU6e + ^ г / VJ) k7ό [8 ?.Y4y45iMfp ޔ81] xoOifB] 1., fd | MC & ˦d 1% n @} V

    .

    International — Морская политика ЕС — Окружающая среда

    Дополнительные инструменты

    Международное сотрудничество

    Одной из ключевых целей морской директивы является содействие выполнению международных обязательств как Европейского союза (ЕС), так и государств-членов в области защиты морских вод.

    Многие концепции и подходы, используемые в Директиве для морских вод ЕС, такие как экосистема и комплексный подход, фактически возникли в результате международных форумов и соглашений.

    Директива конкретно относится к ряду инструментов, которым она стремится способствовать:

    • Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС): ЮНКЛОС обеспечивает правовую основу для современных принципов защиты морской среды, включая экосистемный подход, осторожный подход и устойчивое развитие.
    • Конвенция о биологическом разнообразии (КБР): КБР направлена ​​на то, чтобы остановить утрату биоразнообразия, обеспечить сохранение и устойчивое использование морского биоразнообразия и создать глобальную сеть морских охраняемых районов (МОР) к 2012 году (см. Вставку по МОР ).
    • Конвенции по региональным морям (RSC) : RSC являются структурами сотрудничества, созданными для защиты морской среды конкретного морского региона.
    • Директива также способствует международным политическим инициативам, связанным с защитой морской среды.В частности, это способствует выполнению обязательств, взятых на крупных саммитах, таких как:

    • Рио-де-Жанейрская декларация и Повестка дня на XXI век , принятые на Саммите Земли 1992 года в Рио-де-Жанейро
    • Йоханнесбургский план выполнения , принятый на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию 2002 года в Йоханнесбурге.

    Рио + 20

    20-22 июня 2012 года Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию (КБОООН) проведет совещание в Рио-де-Жанейро, Бразилия, по случаю 20-й годовщины Саммита Земли 1992 года и 10-й годовщины Всемирного саммита по устойчивому развитию 2002 года.

    Это крупное мероприятие, называемое Саммит Земли Рио + 20, будет направлено на то, чтобы заручиться подтвержденной политической приверженностью делу устойчивого развития, оценить достигнутый на сегодняшний день прогресс и остающиеся пробелы в реализации решений крупных встреч на высшем уровне по устойчивому развитию и устранить новые и возникающие проблемы. Океаны будут одной из семи критических тем, определенных для обсуждения на «Рио + 20». В частности, основными темами обсуждения станут устойчивое управление океанами, сохранение ресурсов океана и развитие «голубой экономики».

    Сотрудничество с ЮНЕП

    2018 Дорожная карта по здоровым, продуктивным и устойчивым океанам — Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде — Европейская комиссия

    морских охраняемых районов

    Одна из основных целей морской директивы состоит в том, что предотвращается сокращение биоразнообразия, вызванное деятельностью человека, и что биоразнообразие защищено (см. Дескриптор 1).

    Для достижения этого одной из мер, которую должны принять государства-члены, является создание сети морских охраняемых районов, что будет способствовать достижению одной из ключевых целей Конвенции о биологическом разнообразии: созданию глобальной сети из морских охраняемых районов участки .

    Проект «ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ЧЕРНОГО МОРЯ ЧЕРЕЗ ЛУЧШУЮ ОБРАБОТКУ ВОДНЫХ ОТХОДОВ И АДАПТАЦИЮ КЛИМАТА ВОДНОГО СЕКТОРА В МОЛДОВЕ», совместно спонсируемый ЕС и целевой группой ОЭСР / EAP, был недавно завершен.Он был нацелен на улучшение качества воды в бассейне Черного моря, а также на состояние здоровья в Молдове и в низовьях за счет усиления способности Молдовы адаптировать водную политику и инфраструктуру к изменению климата (с акцентом на качество воды) и разработки бизнес-модели для устойчивой санитарии в сельской местности. районы, села и небольшие городские поселения в Молдове. Он дополнял финансируемую ЕС Программу поддержки отраслевой политики для водного сектора в Молдове, особенно касающуюся институциональной реформы на центральном и местном уровне и обновления стратегии и эффективного управления сектором.

    ,

    Leave A Comment