Спецкурс «Подготовка к ЕГЭ». Тема «Изобразительно-выразительные средства языка»
Цель: подготовка учащихся к выполнению экзаменационного задания В-8 по комплексному анализу текста и определению изобразительно-выразительных средств языка.
Задачи:
- совершенствование навыка анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры;
- развитие речи учащихся, восприятия художественной образности текста;
- воспитание любви к родной речи на лучших образцах художественных произведений.
Ход занятия
1. Орг. момент
2. Постановка задачи урока, вступительная беседа
Вопросы учащимся:
— Какие стили речи вы знаете?
— Какой из стилей самый богатый? Почему?
Учащиеся называют особенности художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка. Этот стиль позволяет испытывать эстетическое наслаждение, сопереживание.
Обобщая ответы, отметим, что художественный стиль является «ключом» к душе человека. «Ключ» этот можно подобрать при помощи изобразительно-выразительных средств языка. Сегодня на спецкурсе мы продолжим работу над изобразительно-выразительными средствами языка и их ролью в тексте.
3. Работа по определению изобразительно-выразительных средств языка в тексте
Сначала повторим, что изобразительно-выразительные средства языка - это тропы и стилистические фигуры. Вспомним, что тропы — это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности. Учащиеся называют известные им тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, аллегория, ирония.
Названные тропы записываются на доске и в тетрадях.
Затем с помощью ассистента 1 организуем работу по определению тропов в тексте.
Ассистент раздает учащимся таблицы, в которых в первой колонке процитированы строчки художественных произведений. Учащиеся определяют тропы, называя их функциональную роль в тексте.
«Чахлая рябина мокнет под дождём» | эпитет | помогает зримо представить предмет |
«Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела» | сравнение | делает зримым отвлечённое понятие |
«В саду горит костёр рябины красной» | метафора | образное выражение превращается в реальную картину |
олицетворение | усиливает выразительность речи | |
«Съел три тарелки» | метонимия | употребляет название предмета на основании внешней или внутренней связи |
«И слышно было до рассвета, как ликовал француз» | синекдоха | для выразительности речи |
«Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед» | перифраза | |
«В сто сорок солнц закат пылал» | гипербола | чтобы преувеличить значение, обратить внимание |
«Мальчик с пальчик» | литота | для эмоциональной оценки |
«За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души растраченный в пустыне, За всё, чем я обманут в жизни был. Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я ещё благодарил» |
ирония | даёт отрицательную оценку предмета или явления |
Ассистент определяет правильность выполнения задания.
После работы с таблицей задание усложняется.
Предлагаем стихотворение Ф. Тютчева «Осенний вечер»
Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:Зловещий блеск и пестрота дерев
Багряных листьев томный, лёгкий шелест
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
Подготовленный ученик читает стихотворение выразительно наизусть. Учащиеся определяют тропы в полном тексте.
Работа по определению стилистических фигур текста организуется аналогично:
1. Определение стилистической фигуры (синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания).
2. Перечисление стилистических фигур (анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, синтаксический параллелизм, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие, риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос, умолчание парцелляция). Запись названий стилистических фигур на доске и в тетрадях.
3. Организация работы с таблицей. Помощь ассистента 2
«Всё моё», — сказало злато; «Всё моё», — сказал булат; «Всё куплю», — сказало злато; «Всё возьму», — сказал булат» |
анафора, эпифора | для усиления предшествующего слова |
«Ты и убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь» |
антитеза, риторическое восклицание, риторическое обращение | для создания контраста |
«Да, это была непогода! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас» | градация | производит впечатления нарастания или убывания |
«Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле» |
инверсия | расположение слов в особом порядке для усиления выразительности |
«Молодая старость. Не каждому отпущено такое счастье!» | оксюморон | |
«О России петь — что стремиться в храм. О России петь — что весну встречать» |
синтаксический параллелизм | одинаковое построение предложений |
«Зверю — берлога, Страннику — дорога» |
эллипсис | придаёт речи живость |
«Нет, я хотел:, быть может, вы:» | умолчание | сознательная недосказанность, чтобы читатель дорисовал картину |
парцелляция | часть предложения отделяется от основной, чтобы сосредоточить внимание | |
«Швед, русский колет, рубит, режет» | бессоюзие | показывает динамику |
«И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы» | многосоюзие | подчёркивает однородность, придаёт выразительность |
После работы с таблицей необходимо вспомнить и назвать звуковые средства выразительности (аллитерация, ассонанс).
4. Работа со стихотворением М. Цветаевой «Глаза».
Выразительное чтение наизусть и определение в нем стилистических фигур.
Глаза
Привычные к степям — глаза,
Привычные к слезам — глаза
Зелёные — солёные —
Крестьянские глаза.Была бы бабою простой —
Всегда б платили за постой —
Всё эти же — весёлые —
Зелёные глаза.Шёл мимо паренёк с лотком:
Спят под монашеским платком
Смиренные — степенные —
Крестьянские глаза.Привычные к степям — глаза
Привычные к слезам — глаза
Что видели — не выдадут
Крестьянские глаза!
После такой подготовительной работы обращаемся к примерам экзаменационных заданий В-8. Даётся фрагмент рецензии на текст, в котором необходимо определить языковые особенности текста.
4. Совместная работа класса с рецензией.
На столах перед учениками лежит текст. После выразительного прочтения выполняется задание В-8.
(1)Александра Ивановна..(2) Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на неё повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?
(3) Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства - любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.
(4) Она нам почти каждый день что-нибудь читала из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.
(5) Осталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6) Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.
(7) Помню, Александра Ивановна заболела, и её три дня заменяла другая учительница. (8) На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали её голос, нас охватил ужас и отвращение.
(9) Это было совсем, совсем не то! (10) Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11) Она закрыла книгу и больше не пыталась нам её читать.
(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность её чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно её голос сказались. (14)Но было и ещё что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два её у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.
(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19) Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20) Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21) Не только меня, я уверен, и весь класс.
(22) В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог себе позволить в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличиях. (24) Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26) Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чём мы не ведали), а иногда и уродливой (о чём мы тем более не ведали) силой.
(27) Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28) И именно поэтому мы толкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.
Задание В-8. Прочитайте фрагмент рецензии, где анализируются языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Когда автор вспоминает эпизоды из детства и говорит о любимых героях, его речь особенно эмоциональна, здесь и запоминающиеся —- (предложение 5, 6, 27), и —- (предложение 22), и — (предложение 9).
:Осмысливая прошлое, Искандер будто размышляет вслух, поэтому используются такие синтаксические средства, как — (предложение 5, 13), —- (предложения 21, 24)»
Список терминов.
- слова с уменьшительными суффиксами;
- просторечные слова и формы слов;
- эпитеты;
- метафора;
- сравнительные обороты;
- риторическое обращение;
- инверсия;
- экспрессивный повтор;
- ряды однородных членов;
- парцелляция.
(Ответы: 3, 4. 8, 7. 10)
5. Обобщение, подведение итогов занятия.
Обязательно отметим активно работающих детей и еще раз подчеркнем, насколько важно уметь анализировать текст с точки зрения его изобразительных средств для успешной сдачи экзамена.
6. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания учащиеся получают новый текст для самостоятельной подготовки.
Основные изобразительно-выразительные средства в языке
1. Основные изобразительно-выразительные средства к экзамену в 9 классе Составитель: Кальмина Т.В.
Основныеизобразительновыразительные
средства к экзамену
в 9 классе
Составитель: Кальмина Т.В.
Эпитет – («приложение») образное
определение, подчёркивающее какое-либо
свойство предмета или явления
(прилагательное, наречие,
существительное)
N: сказочный лес, великий русский язык,
бродяга-ветер, тихонько плачет,
великолепная картина
Постоянные эпитеты: красна девица,
добрый молодец
Олицетворение – перенос качества живого
существа на неживые предметы
( это разновидность метафоры)
N: Осторожно ветер из калитки вышел
Робко месяц смотрит в очи
Улыбнулись сонные берёзки
Море смеялось
Метафора («перенесение») – переносное
значение слова, основанное на
уподоблении одного предмета или
явления другому (скрытое сравнение)
N: Горит восток зарёю новой…
Золотое сердце
Пчела из кельи восковой летит за данью
полевой
Речь льётся, бурлит
Сравнение — предметное или смысловое
сходство явлений
N: Глаза как звёзды
Он пролетел метеоритом (в форме Т. п.)
Оксюморон («умная глупость»)- сочетание
слов с противоположным значением
N: Живой труп, горячий снег, светлая тьма,
грустная радость, пленница свободы
Метонимия («переименование») — перенос
названия с предмета на предмет на основе
их объективной близости, логической
связи
N: Вся изба храпела (люди, которые
находятся в избе)
Принеси Пушкина (книгу)
Я съел всю тарелку (еду на тарелке)
Синекдоха («соотнесение») – разновидность
метонимии, перенос значения по
количеству (замена мн.ч. единственным)
N: Швед, русский – колет, рубит, режет…
Сегодняшний выпускник уже не желает
работать только за опыт, он претендует на
достойную оплату труда (все выпускники)
Покупатель, будь вежлив с продавцом!
Все флаги в гости будут к нам (корабли)
Аллегория — выражение отвлеченного,
абстрактного содержания мысли (понятия,
суждения) посредством конкретного
(образа)
N: изображение смерти в виде скелета с
косой
В баснях в образе лисы – хитрость, волка
– жадность, зайца – трусость
Перифраза – (парафраз) замена прямого
названия описательным выражением, в
котором указаны признаки не названного
прямо предмета
N: Царь зверей вместо лев
Создатель «Евгения Онегина» (Пушкин)
Петра творение (Петербург)
Ирония – (притворство) скрытая насмешка
N: Откуда, умная, бредёшь ты, голова?
(об осле)
О дурном деле отзываются: «Очень
хороший поступок!»
На глупые слова иронически замечают:
«Как это умно!»
Сарказм — злая и язвительная насмешка,
беспощадная издёвка. Одно из самых
сильных средств сатиры
N : Молчалин! Кто другой так мирно всё
уладит! Там Моську вовремя погладит, тут
в пору карточку вотрёт…
Пожалел волк кобылу, оставил хвост да
гриву
Гипербола — преувеличение
N: Солнца шар я держу на руках
В сто сорок солнц закат пылал
Я говорил это тысячу раз
Волны вставали горами
Литота – преуменьшение
N: Мальчик с пальчик
Мужичок с ноготок
Осиная талия
Ассонанс – повтор в стихотворной речи
одинаковых гласных звуков
N: У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки Французы тут как тут
(Ушки – прислушиваются)
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм.
Сижу ль меж юношей безумных.
Я предаюсь моим мечтам
( ощущение спокойствия)
Аллитерация — повторение одинаковых или
однородных согласных в стихотворении,
придающее ему особую звуковую
выразительность
N: Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости (рост)
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой… (шипенье)
Звукоподражание – мяуканье кошки, стук
копыт, лай собаки
Анафора — повторение каких-либо сходных
звуковых элементов в начале смежных
ритмических рядов (полустиший, строк,
строф)
N: Наше оружие — наши песни,
Наше золото — звенящие голоса
Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер,
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор
Эпифора — повторение каких-либо сходных
звуковых элементов в конце смежных
ритмических рядов (полустиший, строк,
строф)
N: Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот! (М.Цветаева)
Антитеза – противопоставление
N: Я зряч — без глаз; нем — вопли
испускаю;
И жажду гибели — спасти молю;
Себе постыл — и всех других люблю;
Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю
N: Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Градация – постепенное усиление или
понижение признака
N: Восток белел… Восток алел… Восток
вспылал
N: Были и лето, и осень дождливы,
Были потоплены пажити, нивы,
Хлеб на полях не созрел и пропал,
Сделался голод, народ умирал
Инверсия – нарушение прямого порядка
слов
N: Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами?
N: Чего ждала эта теплая, эта заснувшая
ночь? Звука ждала она
N: Государь мой, — читал он, — Александр
Васильич! Сколь прискорбно мне Ваш
мирный покой тревожить…
Парцелляция — стилистический прием
расчленения в поэтическом произведении
фразы на части или даже на отдельные
слова
N: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет…
N: Он тоже пошёл. В магазин. Купить
сигарет.
Вопросительные предложения предложения, выражающие вопрос
N: Далеко вы отсюда живете?
Риторический вопрос – вопрос, не
требующий ответа
N: Сколько еще мы будем терпеть эту
несправедливость?
N: Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?
Риторическое восклицание — в котором
восклицательная интонация не вытекает
из смысла слова или фразы, а произвольно
ей придаётся, выражая тем самым
отношение к данному явлению
N: Взмах! Взлёт! Челнок, снуй! Вал вертись
вкруг!
Привод вихрь дли! Не опоздай!
Риторическое обращение, то есть опять
условное обращение к предметам, к
которым в сущности обращаться нельзя
(«Челнок, снуй!) Стилистическая фигура,
состоящая в том, что высказывание
адресуется неодушевленному предмету,
отвлеченному понятию, лицу
отсутствующему, тем самым усиливается
выразительность речи. «Мечты, мечты!
Где ваша сладость?» (Пушкин)
Тавтология — повторение однозначных или
одних и тех же слов
N: Масло масляное
Яснее ясного
Черные чернила
Синтаксический параллелизм стилистическая фигура, устанавливающая
подобие смежных синтаксических
отрезков текста (стихов, предложений или
частей предложения)
N: Твой ум — глубок, что море,
Твой дух высок, что горы
N: Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету
Синонимы – слова, имеющие одно значение,
но разное написание
N: Красный — алый, смелый – храбрый
Антонимы – слова, имеющие
противоположное значение
N: Верх – низ, ложь – истина, говорить молчать
Омонимы – слова, имеющие одно
написание, но различное лексическое
значение
N: Ключ, лук, ручка
Омофоны — слова, совпадающие по
произношению
N: Поколочу – по калачу, луг — лук, плод —
плот, род — рот, труд — трут, туш — тушь.
Омофоны называют также фонетическими
омонимами
Омографы – слова, различающиеся
ударением
N: орган – орган, замок — замок
Фразеологизмы — устойчивое по составу и
структуре, лексически неделимое и
целостное по значению словосочетание
или предложение
N: Водить за нос, дать отставку, не вести
ухом, зайти в тупик, бить ключом, плыть
по течению, держать камень за пазухой
Бессоюзие — бессоюзная связь однородных
членов простого предложения
N: Швед, русский колет, рубит, режет
N: Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики…
Многосоюзие — такое построение
предложения, когда все или почти все
однородные члены связаны между собой
одним и тем же союзом (чаще «и»)
N: Перед глазами ходил океан, и колыхался,
и гремел, и сверкал, и угасал, и светился,
и уходил куда-то в бесконечность
Профессионализмы – слова, связанные с
особенностями работы людей той или
иной профессии
N: Палитра, гуашь, аккорд, октава, наложить
пломбу
Диалектизмы — слова, употребляемые
только жителями той или иной местности
N: Бурак – свёкла, бахилы — охотничьи
сапоги, вестимо – конечно, чапыга –
частый кустарник
Жаргонизмы – слова, ограниченные в своём
употреблении социальной или возрастной
средой
N: Пришить – убить, домашка – дом.
задание, кумпол – голова, баксы – доллары
Эмоционально окрашенные слова – слова,
выражающие отношение к предметам
N: Кляча – лошадь, врать – говорить
неправду, жаждать – желать страстно
Устаревшие слова – слова, вышедшие из
употребления. Архаизмы – слова, которые
вытесняются более точными и удобными
N: Ветрило – парус, глас – голос, уста –
губы
Историзмы – слова, которые выходят из
активной лексики в связи с исчезновением
предметов
N: Веретено, кафтан, лапти
Неологизмы – новые слова, возникающие в
языке
N: Ракета, компьютер, атмосфера, принтер
Заимствованные слова – слова, вошедшие в
русский язык из других языков
N: Барабан (тюркск.), кукла (греч.), танк
(англ.)
Определите изобразительновыразительные средства
Чахлая рябина мокнет под дождём
Луна, как бледное пятно, сквозь
тучи мрачные желтела
В саду горит костёр рябины
красной
Заря алая улыбается
Съел три тарелки
И слышно было до рассвета, как
ликовал француз
Люди в белых халатах нашу жизнь
охраняют от бед
В сто сорок солнц закат пылал
Мальчик с пальчик
За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души растраченный в
пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был.
Устрой лишь так, чтобы тебя
отныне
Недолго я ещё благодарил
«Всё
«Всё
«Всё
«Всё
моё», — сказало злато;
моё», — сказал булат;
куплю», — сказало злато;
возьму», — сказал булат
Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная,
Матушка-Русь
Да, это была непогода! Какая там
гроза! Вихрь, ураган, циклон,
смерч, тайфун обрушился на нас
Сребрит мороз увянувшее поле
Молодая старость. Не каждому
отпущено такое счастье!
О России петь что стремиться в храм.
О России петь что весну встречать
Этим летом я видел море. Первый
раз
Швед, русский колет, рубит, режет
И пращ, и стрела, и лукавый
кинжал щадят победителя годы
Определения суровой погоды
Торнадо
Сильно вращающийся столб воздуха, обычно подвешенный к кучево-дождевым облакам, циркуляция которого достигает земли. Оно почти всегда начинается с воронкообразного облака и может сопровождаться громким ревущим шумом. В локальном масштабе это самое разрушительное из всех атмосферных явлений.
Предупреждение о торнадо
Выдается, когда радар WSR-88D или наблюдатели обнаруживают торнадо; поэтому люди в пострадавшем районе должны немедленно искать безопасное убежище. Они могут быть выданы без уже действующего Tornado Watch. Обычно они выдаются на срок около 30 минут.
Предупреждение о торнадо выпущено вашим местным офисом Национальной метеорологической службы (NWFO), см. карту ниже. В нем будет указано, где находился торнадо и какие города будут на его пути. Если торнадо затронет прибрежные или прибрежные воды, оно будет выпущено как комбинированный продукт — Предупреждение о торнадо и Специальное морское предупреждение. Если гроза, вызвавшая торнадо, также вызывает проливные дожди, это предупреждение также может быть объединено с предупреждением о внезапных наводнениях. Если в нижней части предупреждения есть символ амперсанда (&), это означает, что предупреждение было выпущено в результате сводки о неблагоприятных погодных условиях.
После того, как оно будет опубликовано, соответствующие СЗФО будут периодически публиковать сообщения о неблагоприятных погодных условиях. Эти заявления будут содержать обновленную информацию о торнадо, а также сообщать общественности, когда предупреждение больше не действует.
Наблюдение за торнадо
Выдается Национальной метеорологической службой, когда условия благоприятны для развития торнадо в зоне наблюдения и вблизи нее. Их размер может меняться в зависимости от погодных условий. Обычно они выдаются на продолжительность от 4 до 8 часов. Обычно они выпускаются задолго до фактического наступления суровой погоды. Во время дежурства люди должны ознакомиться с правилами безопасности при торнадо и быть готовыми переехать в безопасное место, если приближается угрожающая погода.
Центр прогнозирования штормов (SPC) в Нормане, штат Оклахома, выдает часы Tornado Watch. Перед выпуском Tornado Watch SPC обычно связывается с пострадавшим местным Национальным управлением прогнозов погоды (NWFO), см. карту ниже, и они обсуждают свое текущее мнение о погодной ситуации. После этого SPC выпустит предварительное наблюдение за торнадо, а затем затронутый NWFO затем скорректирует наблюдение (добавив или исключив округа / приходы), а затем опубликует его для общественности. После корректировки часов NWFO сообщит общественности, какие округа включены, посредством Заявления о пересмотре часов. Во время дежурства СЗФО будет информировать общественность о том, что происходит в зоне дежурства, а также информировать общественность, когда срок дежурства истек или был отменен.
На приведенной выше карте показаны районы предупреждения округа (CWA) офиса NWS. Это то же самое, что и прогнозируемые области. |
Сильная гроза
Гроза, вызывающая торнадо, скорость ветра не менее 58 миль в час (50 узлов или ~93 км/ч) и/или града не менее 1 дюйма в диаметр . Повреждение конструкции ветром может означать возникновение сильной грозы. Грозовой ветер, равный или превышающий 40 миль в час (35 узлов или ~64 км/ч) и/или град не менее ½ дюйма определяется как приближающийся к сильному. 0,50 дюйма горох
Предупреждение о сильной грозе
Выдается, когда либо радар WSR-88D указывает на сильную грозу, либо наблюдатель сообщает о грозе с градом диаметром один дюйм или больше и/или о ветре, равном или превышающем 58 миль. час; поэтому люди в пострадавшем районе должны немедленно искать безопасное убежище. Сильные грозы могут вызывать торнадо практически без предварительного предупреждения. Частота гроз не является критерием для выдачи предупреждения о сильной грозе. Обычно они выдаются на один час. Они могут быть выданы без уже действующего наблюдения за сильной грозой.
Подобно предупреждению о торнадо, предупреждение о сильной грозе выпускается вашей Национальной метеорологической службой (см. карту выше). Предупреждения о сильной грозе будут включать информацию о том, где была расположена гроза, какие города будут затронуты сильной грозой, а также об основной угрозе, связанной с предупреждением о сильной грозе. Если сильная гроза затронет прибрежные или прибрежные воды, она будет выпущена как комбинированный продукт — Предупреждение о сильной грозе и Специальное морское предупреждение. Если сильная гроза также вызывает проливные дожди, это предупреждение также может быть объединено с предупреждением о внезапных наводнениях. Если в нижней части предупреждения есть символ амперсанда (&), это означает, что предупреждение было выпущено в результате сводки о неблагоприятных погодных условиях.
После того, как оно будет опубликовано, соответствующие СЗФО будут периодически публиковать сообщения о неблагоприятных погодных условиях. Эти заявления будут содержать обновленную информацию о сильной грозе, а также сообщать общественности, когда предупреждение перестанет действовать.
Наблюдение за сильной грозой
Выдается Национальной метеорологической службой, когда условия благоприятны для развития сильных гроз в зоне наблюдения и вблизи нее. Сильная гроза по определению — это гроза, вызывающая град диаметром один дюйм или больше и/или скорость ветра, равная или превышающая 58 миль в час. Размер часов может меняться в зависимости от погодных условий. Обычно они выдаются на продолжительность от 4 до 8 часов. Обычно они выпускаются задолго до фактического наступления суровой погоды. Во время дежурства люди должны ознакомиться с строгими правилами безопасности во время грозы и быть готовыми переехать в безопасное место в случае приближения угрожающей погоды.
Центр прогнозирования штормов в Нормане, штат Оклахома, выпустил предупреждение о сильной грозе. Перед выпуском сводки о сильной грозе SPC обычно связывается с пострадавшим местным отделом прогнозов Национальной метеорологической службы (см. карту выше), и они обсуждают свое текущее мнение о погодной ситуации. После этого SPC выпустит предварительное предупреждение о сильной грозе, а затем затронутый NWFO затем скорректирует часы (добавив или исключив округа / округа), а затем опубликует их для общественности в виде Заявления о пересмотре определения наблюдения. Во время дежурства СЗФО будет информировать общественность о том, что происходит в зоне дежурства, а также информировать общественность, когда срок дежурства истек или был отменен.
Сообщение о суровой погоде
Продукт Национальной метеорологической службы, который предоставляет дополнительную информацию о суровых погодных условиях (сильная гроза или торнадо), которые произошли или происходят в настоящее время.
Внезапное наводнение
Наводнение, вызванное обильными или чрезмерными дождями за короткий период времени, как правило, менее 6 часов. Кроме того, иногда прорыв плотины может вызвать внезапное наводнение, в зависимости от типа плотины и периода времени, в течение которого происходит прорыв.
Предупреждение о внезапных наводнениях
Выпущено для информирования населения, органов по чрезвычайным ситуациям и других сотрудничающих учреждений о том, что внезапные наводнения происходят, неизбежны или весьма вероятны.
Наблюдение за быстроразвивающимися паводками
Выдается для указания текущих или развивающихся гидрологических условий, которые благоприятны для возникновения быстроразвивающихся паводков в зоне наблюдения и вблизи нее, но их возникновение не является ни определенным, ни неизбежным.
Заявление о внезапном наводнении
Заявление NWS, в котором содержится дополнительная информация о наблюдении за внезапными наводнениями и предупреждениях.
Затопление городских и малых водотоков
Затопление небольших водотоков, улиц и низин, таких как железнодорожные подземные переходы и городские ливневые стоки. Этот тип наводнения в основном доставляет неудобства и, как правило, не опасен для жизни и не наносит значительного ущерба имуществу.
Предупреждение о наводнениях в городских и малых реках
Это предупреждение предупреждает население о наводнениях, которые обычно причиняют неудобства (не опасны для жизни) жителей пострадавшего района. Выдается, когда сильный дождь вызовет затопление улиц и низин в городских районах. Также используется, если ожидается, что небольшие сельские или городские водотоки достигнут или превысят полный берег. Некоторый ущерб может быть нанесен домам или дорогам.
Суровая погода 101: Основы Торнадо
Основы Торнадо
Загрузка плеераКратко о погоде: Торнадо. Смотрите на YouTube-канале NOAA Weather Partners»
- Что такое торнадо?
- Торнадо — это узкий, сильно вращающийся столб воздуха, простирающийся от грозы до земли. Поскольку ветер невидим, торнадо трудно увидеть, если только он не образует воронку для конденсата, состоящую из капель воды, пыли и мусора. Торнадо могут быть одними из самых сильных явлений из всех атмосферных бурь, с которыми мы сталкиваемся.
- Что мы делаем: Узнайте больше об исследованиях торнадо NSSL здесь.
- Где возникают торнадо?
- Торнадо происходят во многих частях мира, включая Австралию, Европу, Африку, Азию и Южную Америку. Даже Новая Зеландия сообщает о 20 торнадо каждый год. Две из самых высоких концентраций торнадо за пределами США — это Аргентина и Бангладеш.
- Сколько торнадо происходит в США каждый год?
- Ежегодно на США обрушивается около 1200 торнадо. Поскольку официальные записи о торнадо датируются только 1950, мы не знаем фактического среднего количества торнадо, которые происходят каждый год. Кроме того, методы обнаружения торнадо и сообщения о них сильно изменились за последние несколько десятилетий, а это означает, что мы наблюдаем больше торнадо, которые действительно случаются.
- Где Аллея Торнадо?
- Аллея торнадо — это прозвище, придуманное средствами массовой информации для обозначения обширной области с относительно высокой частотой торнадо в центральной части Соединенных Штатов. Различные карты «Аллеи торнадо» выглядят по-разному, потому что появление торнадо можно измерить разными способами: по всем торнадо, по округам-сегментам торнадо, только по сильным и сильным торнадо, а также по базам данных с разными временными периодами.
Однако идея «аллеи торнадо» может ввести в заблуждение. Угроза торнадо в США смещается с юго-востока в более прохладные месяцы года на южные и центральные равнины в мае и июне и на северные равнины и Средний Запад в начале лета. Торнадо могут возникать, и о них сообщалось во всех пятидесяти штатах!
Пожалуйста, помните, каждый год за пределами «Аллеи торнадо» случаются сильные торнадо.
- Когда наиболее вероятны торнадо? 902:27 Сезон торнадо обычно относится к времени года, когда в США наблюдается больше всего торнадо. Пик «сезона торнадо» для южных равнин (например, в Техасе, Оклахоме и Канзасе) приходится на период с мая по начало июня. На побережье Мексиканского залива это ранняя весна. На северных равнинах и в верхней части Среднего Запада (Северная и Южная Дакота, Небраска, Айова, Миннесота) сезон торнадо приходится на июнь или июль. Но помните, торнадо могут случиться в любое время года. Торнадо также могут возникать в любое время дня и ночи, но большинство торнадо происходит между 4 и 9 часами ночи.вечера.
- В чем разница между Tornado WATCH и Tornado WARNING?
- Наблюдение за торнадо выдается метеорологами Центра прогнозирования штормов NOAA, которые круглосуточно и без выходных наблюдают за погодой на всей территории США в поисках погодных условий, благоприятных для торнадо и суровой погоды. Часы могут охватывать часть штата или несколько штатов. Следите за суровой погодой и готовьтесь к ней, а также следите за новостями NOAA Weather Radio, чтобы знать, когда выпускаются предупреждения.
Предупреждение о торнадо выпущено метеорологами местного бюро прогнозов Национальной метеорологической службы NOAA, которые круглосуточно и без выходных наблюдают за погодой в определенной области. Это означает, что о торнадо сообщили наблюдатели или обозначил радар, и существует серьезная угроза жизни и имуществу тех, кто находится на пути торнадо. Предупреждение о торнадо указывает на то, что вы должны ДЕЙСТВОВАТЬ СЕЙЧАС , чтобы найти безопасное убежище! Предупреждение может охватывать часть уездов или несколько уездов на пути опасности.
Посмотрите это видео на Youtube, чтобы получить отличное объяснение!
- Как оценивается сила торнадо?
- Чтобы определить силу торнадо, специалисты исследуют нанесенный им ущерб. По этой информации мы можем оценить скорость ветра. В 2007 году Национальная метеорологическая служба внедрила «Расширенную шкалу Фуджиты» для более последовательной и точной оценки торнадо. Шкала EF учитывает больше переменных, чем исходная шкала Фудзита (F-шкала), при присвоении рейтинга скорости ветра торнадо, включая 28 показателей повреждения, таких как тип здания, конструкции и деревья. Для каждого индикатора повреждений предусмотрено 8 степеней повреждения от начала видимого повреждения до полного уничтожения индикатора урона. Первоначальная F-шкала не учитывала эти детали. Исходная база исторических данных F-Scale не изменится. Торнадо F5, оцененный несколько лет назад, по-прежнему остается F5, но скорость ветра, связанная с торнадо, могла быть несколько меньше, чем предполагалось ранее. Была разработана корреляция между исходной шкалой F и шкалой EF. Это дает возможность выражать рейтинги от одной шкалы к другой, сохраняя при этом историческую базу данных.
- Как образуются торнадо?
- Правда в том, что мы не до конца понимаем. Самые разрушительные торнадо происходят из суперячеек, которые представляют собой вращающиеся грозы с четко определенной радиолокационной циркуляцией, называемой мезоциклоном. (Суперячейки также могут вызывать разрушительный град, сильные неторнадообразные ветры, частые молнии и внезапные наводнения.) Считается, что образование торнадо в основном обусловлено явлениями, происходящими в штормовом масштабе, в мезоциклоне и вокруг него. Недавние теории и результаты программы VORTEX2 предполагают, что когда начинается мезоциклон, развитие торнадо связано с разницей температур на краю нисходящего потока воздуха, оборачивающего мезоциклон. Исследования образования торнадо с помощью математического моделирования также показывают, что это может происходить без таких температурных режимов; и действительно, вблизи некоторых из самых разрушительных торнадо в истории 3 мая 19 года наблюдалось очень небольшое изменение температуры.99. У нас еще много работы.
- На что обращают внимание наблюдатели за штормом, пытаясь идентифицировать торнадо или опасный шторм?
- Полосы притока представляют собой рваные полосы низких кучевых облаков, простирающиеся от главной штормовой башни обычно на юго-восток или юг. Наличие полос притока предполагает, что шторм собирает воздух на низком уровне за несколько миль. Если полосы притока имеют спиралевидный характер, это предполагает наличие вращения.
хвост бобра представляет собой гладкую плоскую полосу облаков, простирающуюся от восточного края свободной от дождя базы на восток или северо-восток. Обычно он огибает южный край области выпадения осадков. Это также предполагает наличие ротации.
Стеновое облако представляет собой изолированное опускание облаков, прикрепленное к бездождевой основе грозы. Пристенное облако обычно находится позади видимой области осадков.
Стеновое облако, которое может вызвать торнадо, может существовать в течение 10–20 минут до появления торнадо, но не всегда. Пристенное облако также может постоянно вращаться (часто заметно), иметь сильные поверхностные ветры, впадающие в него, и может иметь быстрое вертикальное движение, на которое указывают небольшие элементы облака, быстро поднимающиеся в свободную от дождя основу.
По мере того, как буря усиливается, восходящие потоки засасывают низкоуровневый воздух с нескольких миль вокруг. Некоторое количество воздуха низкого уровня втягивается восходящим потоком из зоны дождя. Этот охлажденный дождем воздух очень влажный; влага в охлажденном дождем воздухе быстро конденсируется под основанием без дождя , образуя настенное облако.
Задний фланговый нисходящий поток (RFD) представляет собой нисходящий поток воздуха с обратной стороны шторма, который опускается вместе с торнадо. RFD выглядит как «четкая щель» или «яркая щель» сразу за задней (юго-западной) стеной облака. Это также может выглядеть как завесы дождя, обволакивающие циркуляцию основания облаков. RFD вызывает порывистые приземные ветры, которые иногда сопровождаются нисходящими порывами. Нисходящий поток с задней стороны — это движение во время шторма, которое вызывает эхо-сигнал от крюка на радаре.
Воронка для конденсата состоит из капель воды и проходит вниз от основания грозы.
Leave A Comment