как прошли досрочные ЕГЭ по биологии и химии

Вариант № 1875107

ЕГЭ — 2017. До­сроч­ная волна

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Единицы измерений писать не нужно.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Ответ:

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. С помощью световой микроскопии в клетке можно различить

1) рибосомы

2) вакуоль

3) микротрубочки

4) клеточную стенку

5) эндоплазматическую сеть

Ответ:

Сколько молекул ДНК содержится в ядре клетки после репликации, если в диплоидном наборе содержится 46 молекул ДНК? В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ:

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания процессов происходящих в интерфазе. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) репликация ДНК

2) синтез АТФ

3) формирование ядерной оболочки

4) синтез всех видов РНК

5) спирализация хромосом

Ответ:

Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

AБВГДЕ

Ответ:

Сколько разных фенотипов образуется у потомков при скрещивании двух гетерозиготных растений душистого горошка с розовыми цветками (красный цвет неполно доминирует над белым)? В ответе запишите только количество фенотипов.

Ответ:

Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) образуется под воздействием рентгеновских лучей

2) обладает направленной модификацией

3) изменяется в пределах нормы реакции

4) формируется в результате нарушения мейоза

5) возникает внезапно у отдельных особей

Ответ:

Установите соответствие между примерами и способами размножения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ

Ответ:

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Для грибов характерны следующие признаки:

2) имеют ограниченный рост

3) по типу питания — гетеротрофы

4) имеют корневые волоски

5) выполняют роль редуцентов в экосистеме

6) являются доядерными организмами

Ответ:

Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

АБВГДЕ

Ответ:

Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

2) Членистоногие

3) Двукрылые

4) Насекомые

5) Комар малярийный

6) Животные

Ответ:

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) лобная кость

2) затылочная кость

3) височная кость

4) теменная кость

5) нижнечелюстная кость

6) скуловая кость

Ответ:

Установите соответствие между органами человека и полостями тела, в которых эти органы расположены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ

Ответ:

Установите последовательность прохождения сигналов по сенсорной зрительной системе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) роговица

2) зрительная зона коры мозга

3) стекловидное тело

4) зрительный нерв

5) хрусталик

6) сетчатка

Ответ:

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2) Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3) Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4) Пузырчатка цветёт с июня по сентябрь. (5) Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5−10 на цветоносе. (6) Пузырчатка обыкновенная — насекомоядное растение.

Ответ:

Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД

Ответ:

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К естественным биогеоценозам относят

1) дубраву

6) пастбище

Ответ:

Установите соответствие между признаками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ

Ответ:

Установите последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с выделения яиц окончательным хозяином во внешнюю среду. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) образование цисты

2) внедрение личинки в тело малого прудовика

3) размножение личинки

4) выход личинки из яиц в воде

5) прикрепление хвостатой личинки к водным предметам

6) выход личинки из тела малого прудовика

Ответ:

Рассмотрите рисунок с изображением фазы сердечного цикла.

Определите название этой фазы, её продолжительность и направление движения крови. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и процессы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.

СПИСОК ТЕРМИНОВ И ПРОЦЕССОВ:

1) поступление крови из предсердия в желудочек

2) поступление крови из желудочка в артерию

3) поступление крови из вен в предсердие

4) систола предсердия

6) систола желудочка

Ответ:

Проанализируйте таблицу «Время, необходимое для узнавания тест-изображения». Испытуемым демонстрировались цифры разных цветов и чёрно-белые изображения разной сложности. Фиксировалось время, необходимое испытуемому, чтобы распознать и назвать объект.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1) Чем проще объект, тем меньше света необходимо для его узнавания.

2) Время узнавания цифр не зависит от их цвета.

3) Чёрные объекты распознаются быстрее цветных.

4) Цветные цифры распознаются быстрее, чем сложное изображение.

5) В сумерках распознавание цветного объекта ослабевает.

Ответ:

В плодах некоторых сортов растений (апельсинов, мандаринов) отсутствуют семена. Какие методы классической селекции используются для получения таких сортов и как размножаются эти растения?

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Продолжаем делиться с вами личным опытом ребят, которые уже прошли испытание ЕГЭ и сдали экзамены в досрочный период. Школьники дают советы тем, кому только предстоит сдача, и рассказывают, какая обстановка была у них на экзамене. Следующие предметы – биология и химия.

Биология:

Александра Закирова

ЕГЭ по биологии мне пришлось сдавать в соседнем городе – два-три часа езды от моего. Школа располагалась очень удобно, практически на въезде в город, так что не пришлось долго плутать.

В холле школы меня попросили показать паспорт. Нас проводили до раздевалки, показали, где находится комната хранения личных вещей и списки участников ЕГЭ. Все вещи были подписаны и выдавались только с паспортом.

Далее предстояло пройти самую кошмарную, на мой взгляд, процедуру – металлоискатель. Ждёшь своей очереди, достаёшь паспорт, держишь его у лица (чтобы легче было сравнить с фотографией). Если звенишь, то снимаешь все металлическое, и процедура повторяется заново.

Поверяющие у рамки были какие-то нервные, ворчали чуть ли не на каждого ученика, который проходил рамку и держал паспорт ниже лица.

После нас отвели в кабинет. Все по классике жанра: занавешены все учебные плакаты, опечатаны все двери и шкафчики. Ровно в 10:00 нам зачитали правила проведения экзамена, после чего мы ждали системного администратора с флешкой, чтобы нам распечатали КИМы. Мне кажется, это очень неудобно, потому что ушло около 40 минут на активацию, распечатку и раздачу бланков, но зато есть хоть какая-то гарантия, что задания не знает никто.

Вопросы были довольно простыми, на мой взгляд. Уж точно легче тех, которые публикуются на разных сайтах и печатаются в книгах. Это очень хорошо, потому что когда ты можешь решать сложные задания, тесты ЕГЭ кажутся кроссвордом.

Совет: не расслабляться перед экзаменом, повторить то, что лезет в голову (мне помогло – попалось именно то, что я повторила за пару часов), и не нервничать.
ЕГЭ досрочно я сдавала, чтобы в этом году после окончания медицинского колледжа поступить в институт.

Павел Базаров

Экзамен по биологии прошел без всяких сбоев. Удивительно, что были спокойные проверяющие.

Могу сказать, что первая часть была не особо трудной, но задания по анатомии ввели в ступор – это моя ошибка. Было чуточку сложнее, чем в обычных тестах в сборниках. Вторая часть оказалась простой, но в нескольких заданиях не был уверен.

Сдаю ЕГЭ второй раз (пересдаю, поэтому и в досрочный период) и скажу, что не надо волноваться и переживать. Кроме того, советую работать каждый день, но при этом давать голове немного отдохнуть.

Химия:

Никита Добровольский

Я живу в Белоруссии, поэтому наше ЦТ (центральное тестирование – прим. ред.) по датам совпадает с ЕГЭ. Пришлось сдавать досрочно в России.

Задания по химии – это каждый раз загадка. Ты можешь быть уверен, что все сделал правильно, но при этом ошибка будет именно там.

Химия была средней по сложности. Часть С была проще, чем та, к которой готовился. А вот часть В оказалась непривычно трудной – уже с первого задания.

Еще отмечу, что изменились задания – два-три точно. Но суть при этом осталась такой же.

Мне повезло и попались темы, которые я изучал для олимпиады, например, про перегонку нефти.

Многие забывают про особые свойства алкинов, реакции с подкисленной марганцовкой – помните и повторяйте эти темы.

Шамиль Исалдибиров

Экзамен по биологии прошел спокойно, но мне не очень понравилось, что учеников провожали до туалета или, например, ко мне дважды подошли на экзамене и сказали не понимать КИМы в воздух.

Проверяющие – обычные учителя, которые всегда помогут и объяснят про бланки. Сложность вызывают камеры и сама обстановка на экзамене. Психологически неподготовленный человек может перенервничать и многое забыть.

Сами задания не вызвали никаких вопросов, но, думаю, что волнение скажется на баллах.

Сдавал досрочно экзамен, потому что в прошлом году были низкие баллы. Я поступил в вуз, но хочется перепоступить в другой и достичь своей цели.

ЕГЭ по биологии сдается по выбору ученика, который планирует поступать в высшее учебное заведение с определенной специализацией. По уровню популярности этот предмет занимает каждый год 5-6-е места, его сдают около 18% школьников. В каких ВУЗах нужна биология? Этот предмет сдается в учебных заведениях такой направленности: медицина, биология, педагогика по специальности «Учитель биологии», сельское хозяйство, ветеринария, физическая культура, психология, садовый дизайн, экология, технические специальности, где биология граничит с физикой. Профессии: психолог, эколог, спортсмен, инженер, врач.

Работа состоит из заданий, которые условно поделены на две части. В 2018 году заданий было 28: 21 – тесты, требуется выбрать вариант из предложенных, 7 – повышенной сложности, нужно дать развернутый ответ.

На работу дается 210 минут – как распределять время на ответы решает ученик самостоятельно.

Пороговый балл для поступления в различные ВУЗы зависит от требования конкретного учебного заведения – эту информацию нужно уточнять в ВУЗе.

  • В первой части содержатся задания на знание теории и умение пользоваться этими знаниями. Типы заданий первой части: на множественный выбор (может сопровождаться рисунком), на установление логической последовательности, на решение задач, дополнение данных в таблице, на анализ данных.
  • Вторая часть ставит целью выявление особенностей и глубины знаний испытуемого. Цель подобных заданий: проверка умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, пользоваться теорией на практике, обосновывать свою позицию, мыслить логически. Именно эта часть испытания является ключевой в процессе отбора потенциальных студентов ВУЗов.

Первая часть проверяется автоматически, при помощи компьютера. Вторая анализируется специалистами.

В чем сложность экзамена по биологии?

  • Главная трудность состоит в значительном объеме информации, которую необходимо повторить. Школьный курс начинается в 5-6 классах, поэтому при подготовке придется «копать глубоко».
  • Сложности связаны также со структурой экзамена. Не обязательно качественные теоретические знания гарантируют успешную сдачу ЕГЭ – необходимо научиться выполнять задания определенных типов. Этому можно научиться при помощи профессионального репетитора или, проходя тестирование в онлайн режиме. Каждый год в структуру вводятся задания нового типа – к этому необходимо быть готовым.
  • Наибольшую сложность вызывают такие темы: фотосинтез, ДНК, энергетический обмен. С этими разделами и заданиями на данную тему лучше обращаться к репетитору.

Как эффективно подготовиться к экзамену?

  • Главное – внимательно слушать на уроках и изучать учебники. Это станет надежной базой для успешной сдачи экзамена.
  • Планирование: систематическая подготовка требует стабильного и тщательного изучения материала программы ЕГЭ.
  • Самообразование: читайте справочники, самостоятельно.
  • Проходите онлайн тестирование.

Главное преимущество онлайн тестирования – возможность отработать до автоматизма умение решать задания разного типа и уровня сложности, правильно распределять время на экзамене. С учителем или репетитором рекомендуется готовиться ко второй части.

Досрочный вариант ЕГЭ по биологии в 2019 году доступен отдельным категориям лиц: выпускникам прошлых лет, тем, кто учится за границей или планирует уехать после школы на ПМЖ в другую страну, кому во время проведения основного этапа экзамена показано реабилитационное или санаторное лечение по медицинским показателям, спортсменам (если основная волна испытаний совпадает с датой проведения соревнований), ученикам, проживающим в регионах с особыми условиями климата.

Сразу же после проведения весеннего этапа на сайте ФИПИ в Открытом банке заданий выкладывается досрочный вариант ЕГЭ по биологии 2019 с ответами, спецификацией и кодификатором. Ответы на досрочный ЕГЭ по биологии помогут оценить существующий уровень знаний, выявить слабые места, темы, которым нужно уделить во время подготовки больше внимания. К тому же школьники, которые будут сдавать испытание на общих основаниях, получают дополнительную возможность ознакомиться со всеми изменениями текущего года, уровнем сложности заданий, критериями оценивания работ. Досрочникам же приходится труднее: так как реальные билеты ЕГЭ недоступны, остаётся довольствоваться вариантами КИМ прошлых лет.

Не ограничивайтесь тренировками по одному демоварианту!

Ограничиваться тренировкой по демонстрационным вариантам недостаточно для полноценной подготовки. Постарайтесь пройти все темы из общего курса биологии. Не забудьте уделить внимание разделам, которые изучались ещё в 6-7 классе: ботанике, зоологии. Они также будут включены в вопросы экзаменационных билетов. Особую сложность на экзамене вызывают задания из второй практической части, требующие не только знания теории, но и умения решать задачи по генетике и цитологии.

Как видим, изучить придётся очень много. К тому же у участников досрочного ЕГЭ по биологии нет палочки-выручалочки в виде разбора сложных заданий из реальных тестов текущего года. По сути, они даже не знают, что их ждёт на экзамене, как долго он будет идти, насколько сложными окажутся вопросы. Ввиду этого, если вы гарантированно хотите получить высокий балл, занимайтесь с репетитором или в нашем центре онлайн-подготовки.

Специально для вас мы создали видеоуроки по биологии для подготовки к ЕГЭ. Наша эффективная программа рассчитана на 1 месяц обучения. Она не перегружена теорией, но позволяет получить те знания, которые необходимы для сдачи экзамена на высокий балл. Отлично смонтированные, интересные и увлекательные занятия легки для восприятия, задействуют все виды памяти, благодаря чему информация быстро запоминается. Чтобы оценить уровень полученных знаний и закрепить материал мы предлагаем пройти пробное тестирование в режиме онлайн. Задания для тестов взяты из КИМов прошлых лет, а также составлены нашими преподавателями по рекомендациям ФИПИ. По уровню сложности они соответствуют реальным, поэтому сюрпризов на экзамене не будет!

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ. Как проходит обучение?

Отзывы наших пользователей

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ — залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ «Novisse». Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью препод…

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ — залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ «Novisse». Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью преподавателей; учебный материал уже не кажется страшным «винегретом» терминов, правил и исключений, особенно, когда его преподносит человек, которому самому интересен предмет и который легко способен вдохновить ученика на продуктивную деятельность. Качественные презентации быстро запоминаются и выстраиваются в голове в стройный ряд знаний, а подобранные практические задания помогут «набить руку» в решении экзаменационных вопросов. Такой формат видеолекций удобен для занятых выпускников из разных городов, нацеленных на достойный результат своих стараний. Я благодарна «Novisse» за качественную подготовку к ЕГЭ, харизматичных квалифицированных преподавателей и новые удивительные открытия! Учиться, нельзя прокрастинировать!

Отзыв полезен?

Отзыв полезен?

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этом…

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этому учителю. Хотела бы сказать спасибо за то, что проводите столь интересные и полезные занятия! И я уверена, что благодаря вашим занятиям я смогу набрать высокие баллы!

Отзыв полезен?

Очень классный вебинар😍 безумно понравился.и учитель замечательный,понимаю с полуслова😊Дальше буду заниматься вместе с Вами:)

Отзыв полезен?

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записываться ❤ ❤ ❤ скорее начинаете подготовку с профессионалами! Ведь образование -это главное,к чему стоит стремиться ❤ 🙂

Отзыв полезен?

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записы. ..

Тренировочные варианты ЕГЭ по биологии

После тематических заданий по биологии приступай к практике. Так как для демонстрации высокого уровня знаний необходимо уверенно работать со схемами, таблицами и графиками. Объяснять биологические процессы при помощи графической информации.

Первым делом скачай ФИПИ, который является образцом и дает представление о структуре и форме сложности будущих заданий на ЕГЭ.

На основе новой демоверсии разработано 10 тренировочных вариантов, зарегистрируйся и отслеживай уровень знаний в личном кабинете.

Выявляй, анализируй ошибки и тренируйся снова. Твой успех – постоянное решение вариантов во время подготовки!

Тест ЕГЭ по биологии 2019 включает 28 заданий.

  • Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом (последовательность цифр, число, слово или словосочетание)
  • Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом (дать полный ответ: объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Вариант тематически сгруппирован.

  1. Первая часть содержит 21 задачу, которые группируются по содержательным блокам, представленным в :
    • На множественный выбор;
    • На установление соответствий;
    • На установление последовательности процессов или явлений;
    • Задачи по цитологии и генетике;
    • На дополнение рисунков;
    • Анализ схемы или таблицы.
  2. Вторая часть содержит 7 задач. Для успешного решения которых от ученика требуется досконально владеть понятийным аппаратом и грамотно оперировать биологическими терминами.

Короткий анализ условий некоторых заданий

Задачи из блока первого билета:

  • – представлен биологический фрагмент, требующий установления связей между понятиями;
  • – посчитать количество хромосом и установить количество клеток, образовавшихся при различных процессах;
  • – найти в тексте примеры, соответствующие понятиям;
  • – на проверку знаний видовых свойств – из теста выбрать критерии, соответствующие виду.

Оценивание тестов по биологии ЕГЭ

За первую часть билета максимально – 38 баллов .
За решение задач второй части 20 баллов .

Полученные баллы за правильно выполненные задания, суммируются.

Перевод баллов в оценки

  • 0-35 баллов — 2,
  • 36-54 баллов — 3,
  • 55-71 баллов — 4,
  • 72 и выше баллов — 5;

Для поступления на бюджетное место в престижном вузе необходимо набрать более 84 баллов.

Решай! Дерзай! Стремись к лучшему!

Последовательность прохождения света через глаз. Прохождение света через глаз. Защитные приспособления глаза. Структура и функции слоёв сетчатки. Между воздухом и роговицей

Эмметропия – это термин, описывающий состояние зрения, при котором параллельные лучи, идущие от отдаленного объекта, фокусируются с помощью рефракции точно на сетчатке в условиях расслабленности глаза. Другими словами – это нормальное состояние рефракции, при котором человек четко видит удаленные предметы.

Эмметропия достигается, когда рефракционная сила роговицы и осевая длина глазного яблока сбалансированы, что позволяет световым лучам фокусироваться точно на сетчатке.

Что такое рефракция?

Рефракцией называют изменение направления светового луча, возникающее на границе двух сред. Именно благодаря этому физическому явлению человек имеет четкое зрение, поскольку оно приводит к фокусировке лучей света на сетчатке.

Как свет проходит через глаз?

Когда свет проходит через воду или линзу, он меняет свое направление. Некоторые структуры глаза имеют рефракционные способности, подобные воде и линзам, благодаря чему преломляют световые лучи так, что они сходятся в определенной точке, называемой фокусом. Это обеспечивает четкость зрения.

Большая часть рефракции глазного яблока возникает при прохождении светом через изогнутую, прозрачную роговицу. Важную роль в фокусировке света на сетчатке также играет естественная линза глаза – хрусталик. Рефракционные способности также имеют водянистая влага и стекловидное тело.

Природа наделила человеческий глаз способностью фокусировать изображение предметов, находящихся на различных расстояниях. Эта способность называется и осуществляется с помощью изменения кривизны хрусталика. В эмметропическом глазу аккомодация нужна только при рассматривании приближенного предмета.

Как видит человеческий глаз?

Световые лучи, отраженные от предметов, проходят через оптическую систему глаза и преломляются, сходясь в фокусной точке. Для хорошего зрения эта фокусная точка должна находиться на сетчатке, которая состоит из светочувствительных клеток (фоторецепторов), которые улавливают свет и передают импульсы по зрительному нерву в головной мозг.

Эмметропизация

Эмметропизация – это развитие в глазном яблоке состояния эмметропии. Этот процесс управляется с помощью поступающих визуальных сигналов. Механизмы, координирующие эмметропизацию, до конца неизвестны. Человеческий глаз генетически запрограммирован достигать эмметропической рефракции в юности и поддерживать ее по мере старения организма. Предполагается, что отсутствие фокуса лучей на сетчатке приводит к росту глазного яблока, на которое также влияют генетические факторы и эмметропизация.

Эмметропизация является результатом пассивных и активных процессов. Пассивные процессы состоят в пропорциональном увеличении размеров глаз во время роста ребенка. Активный процесс включает механизм обратной связи, когда сетчатка дает сигнал об отсутствии правильной фокусировки света, что приводит к регулировке длины оси глазного яблока.

Изучение этих процессов может помочь в разработке новых способов коррекции нарушений рефракции и быть полезным для профилактики их развития.

Нарушение эмметропии

Когда отсутствует эмметропия в глазном яблоке, это называют аметропией. В этом состоянии фокус световых лучей при расслаблении аккомодации не находится на сетчатке. Аметропию также называют нарушениями рефракции, к которым принадлежат близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

Способность глаза фокусировать свет точно на сетчатке, в основном, основана на трех анатомических особенностях, которые могут стать источником нарушений рефракции.

  • Длина глазного яблока. Если глаз имеет слишком длинную ось, свет фокусируется перед сетчаткой, что вызывает близорукость. Если ось глаза слишком короткая, световые лучи достигают сетчатки до того, как сфокусируются, что становится причиной дальнозоркости.
  • Изгиб роговицы. Если роговица не имеет идеально сферической поверхности, свет преломляется неправильно и фокусируется неравномерно, что вызывает астигматизм.
  • Изгиб хрусталика. Если хрусталик имеет слишком изогнутую форму, это становиться причиной близорукости. Если хрусталик слишком плоский, это может вызвать дальнозоркость.

Корригировать аметропическое зрение можно с помощью операций, направленных на коррекцию кривизны роговицы.

Если вы видите удаленные объекты не так хорошо, то рекомендуем почитать о , какие механизмы нарушаются при выявлении такой патологии.

Для более полного ознакомления с болезнями глаз и их лечением – воспользуйтесь удобным поиском по сайту или задайте вопрос специалисту.

Восприятие объектов окружающей среды человеком происходит путем проекции на . Сюда световые лучи попадают, проходя через сложную оптическую систему.

Строение

В зависимости от функций, которые выполняет отдел глаза, утверждает oбaглазa.рy, различают светопроводящую и световоспринимающую части.

Светопроводящий отдел

К светопроводящему отделу относят органы зрения прозрачной структуры:

  • влага передней ;

Главная функция их, по мнению оbаglaza.ru, пропускать свет и преломлять лучи для проекции на сетчатку.

Световоспринимающий отдел

Световоспринимающий отдел глаза представлен сетчаткой. Проходя сложный путь преломления в роговице и хрусталике, лучи света фокусируются на задней части в перевернутом виде. В сетчатке, благодаря наличию рецепторов происходит первичный анализ видимых объектов (различие цветовой гаммы, световостриятие).

Трансформация лучей

Рефракция — это процесс прохождения света оптической системой глаза, напоминает оbaglаzа ru. В основу понятия заложены принципы законов оптики. Оптическая наука обосновывает законы прохождения лучей света через разнообразные среды.

1. Оптические оси

  • Центральная — прямая линия (основная оптическая ось глаза), проходящая через центр всех преломляющих оптических поверхностей.
  • Зрительная — лучи света, которые попадают параллельно основной оси преломляются и локализуются в центральном фокусе.

2. Фокус

Основной передний фокус — точка оптической системы где, после преломления, локализируются световые потоки центральной и зрительной оси и образуют изображение удаленных объектов.

Дополнительные фокусы — собирает лучи от объектов, размещенных на конечном расстоянии. Расположены они дальше основного переднего фокуса, так как, чтобы сфокусироваться лучам, нужен больший угол преломления.

Методы исследование

Для измерения функциональности оптической системы глаз в первую очередь, по мнению сайт, нужно определить радиус кривизны всех структурных преломляющих поверхностей (передних и задних сторон хрусталики и роговицы). Немало важными показателями являются также глубина передней камеры, толщина роговой оболочки и хрусталика, длинна и угол преломления осей зрения.

Определить все эти величины и показатели (кроме преломления) можно с помощью:

  • Ультразвукового исследования;
  • Оптических методов;
  • Рентгенограмм.

Коррекция

Измерение длинны осей широко используется в области оптической системы глаз (микрохирургия, коррекция лазером). С помощью современных достижений медицины, подсказывает обaглaза.ру, можно устранить ряд врожденных и приобретенных патологий оптической системы (имплантация хрусталика, манипуляции на роговице глаз и её протезирование и прочее).

Согласно научным исследованиям ученых, дети в младенчестве обладают слабовыраженной рефракцией. Зрение у малышей первых лет жизни характеризуется постепенно трансформируется в показатели нормального (эмметропия) или (миопию).

Глазное яблоко растет до 15 летнего возраста (интенсивно до 3 лет) из-за чего рефракция постоянно увеличивается. С возрастом увеличивается длина основной оптической оси, достигая к 7 лет 22 мм (95% оси здорового глаза взрослого человека).

Самая передняя часть глаза называется роговица . Она прозрачная (пропускает свет) и выпуклая (преломляет свет).

За роговицей находится радужная оболочка , в центре которой расположено отверстие — зрачок. Радужная оболочка состоит из мышц, которые могут изменять размер зрачка, и таким образом регулировать количество света, поступающего в глаз. В состав радужной оболочки входит пигмент меланин, который поглощает вредные ультрафиолетовые лучи. Если меланина много, то глаза получаются карие, если среднее количество — зеленые, если мало — голубые.

За зрачком располагается хрусталик . Это прозрачная капсула, заполненная жидкостью. За счет собственной упругости хрусталик стремится стать выпуклым, при этом глаз фокусируется на близких предметах. При расслаблении ресничной мышцы связки, удерживающие хрусталик, натягиваются и он становится плоским, глаз фокусируется на дальних предметах. Такое свойство глаза называется аккомодация.

За хрусталиком располагается стекловидное тело , заполняющее глазное яблоко изнутри. Это третий, последний компонент преломляющей системы глаза (роговица — хрусталик — стекловидное тело ).

За стекловидным телом, на внутренней поверхности глазного яблока располагается сетчатка . Она состоит из зрительных рецепторов — палочек и колбочек. Под действием света рецепотры возбуждаются и передают информацию в мозг. Палочки находятся в основном на периферии сетчатки, они дают только черно-белое изображение, но зато им достаточно слабого освещения (могут работать в сумерках). Зрительный пигмент палочек – родопсин, производное витамина А. Колбочки сосредоточены в центре сетчатки, они дают цветное изображение, требуют яркого света. В сетчатке имеются два пятна: желтое (в нем самая высокая концентрация колбочек, место наибольшей остроты зрения) и слепое (в нем рецепторов нет совсем, из этого места выходит зрительный нерв).

За сетчаткой (сетчатой оболочкой глаза, самой внутренней) расположена сосудистая оболочка (средняя). Она содержит кровеносные сосуды, питающие глаз; в передней части она видоизменяется в радужную оболочку и ресничную мышцу .

За сосудистой оболочкой располагается белочная оболочка , покрывающая глаз снаружи. Она выполняет функцию защиты, в передней части глаза она видоизменена в роговицу .

Выберите один, наиболее правильный вариант. Функция зрачка в организме человека состоит в
1) фокусировании лучей света на сетчатку
2) регулировании светового потока
3) преобразовании светового раздражения в нервное возбуждение
4) восприятии цвета

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Черный пигмент, поглощающий свет, располагается в органе зрения человека в
1) слепом пятне
2) сосудистой оболочке
3) белочной оболочке
4) стекловидном теле

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Энергия световых лучей, проникших в глаз, вызывает нервное возбуждение
1) в хрусталике
2) в стекловидном теле
3) в зрительных рецепторах
4) в зрительном нерве

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. За зрачком в органе зрения человека располагается
1) сосудистая оболочка
2) стекловидное тело
3) хрусталик
4) сетчатка

Ответ

1. Установите путь прохождения луча света в глазном яблоке
1) зрачок
2) стекловидное тело
3) сетчатка
4) хрусталик

Ответ

2. Установите последовательность прохождения светового сигнала к зрительным рецепторам. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зрачок
2) хрусталик
3) стекловидное тело
4) сетчатка
5) роговица

Ответ

3. Установите последовательность расположения структур глазного яблока, начиная с роговицы. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) нейроны сетчатки
2) стекловидное тело
3) зрачок в пигментной оболочке
4) светочувствительные клетки-палочки и колбочки
5) выпуклая прозрачная часть белочной оболочки

Ответ

4. Установите последовательность прохождения сигналов по сенсорной зрительной системе. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зрительный нерв
2) сетчатка
3) стекловидное тело
4) хрусталик
5) роговица
6) зрительная зона коры мозга

Ответ

5. Установите последовательность процессов прохождения луча света через орган зрения и нервного импульса в зрительном анализаторе. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) преобразование луча света в нервный импульс в сетчатке
2) анализ информации
3) преломление и фокусирование луча света хрусталиком
4) передача нервного импульса по зрительному нерву
5) прохождение лучей света через роговицу

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Светочувствительные рецепторы глаза – палочки и колбочки – находятся в оболочке
1) радужной
2) белочной
3) сосудистой
4) сетчатой

Ответ

1. Выберите три правильных варианта: к светопреломляющим структурам глаза относятся:
1) роговица
2) зрачок
3) хрусталик
4) стекловидное тело
5) сетчатка
6) жёлтое пятно

Ответ

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Оптическая система глаза состоит из
1) хрусталика
2) стекловидного тела
3) зрительного нерва
4) жёлтого пятна сетчатки
5) роговицы
6) белочной оболочки

Ответ


1. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза». Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) роговица
2) стекловидное тело
3) радужная оболочка
4) зрительный нерв
5) хрусталик
6) сетчатка

Ответ


2. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза». Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) радужка
2) роговица
3) стекловидное тело
4) хрусталик
5) сетчатка
6) зрительный нерв

Ответ


3. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено внутреннее строение органа зрения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) зрачок
2) сетчатка
3) фоторецепторы
4) хрусталик
5) склера
6) желтое пятно

Ответ


4. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение глаза человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сетчатка
2) слепое пятно
3) стекловидное тело
4) склера
5) зрачок
6) роговица

Ответ

Установите соответствие между зрительными рецепторами и их особенностями: 1) колбочки, 2) палочки. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) воспринимают цвета
Б) активны при хорошем освещении
В) зрительный пигмент родопсин
Г) осуществляют черно-белое зрение
Д) содержат пигмент йодопсин
Е) по сетчатке распределены равномерно

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Отличия дневного зрения человека по сравнению с сумеречным состоят в том, что
1) работают колбочки
2) различение цветов не осуществляется
3) острота зрения низкая
4) работают палочки
5) различение цветов осуществляется
6) острота зрения высокая

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. При рассматривании предмета глаза человека непрерывно двигаются, обеспечивая
1) предупреждение ослепления глаза
2) передачу импульсов по зрительному нерву
3) направление световых лучей на желтое пятно сетчатки
4) восприятие зрительных раздражений

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых
1) образуется витамин А
2) возникают зрительные образы
3) черный пигмент поглощает световые лучи
4) формируются нервные импульсы

Ответ

Установите соответствие между характеристиками и оболочками глазного яблока: 1) белочная, 2) сосудистая, 3) сетчатка. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит несколько слоёв нейронов
Б) содержит в клетках пигмент
В) содержит роговицу
Г) содержит радужку
Д) защищает глазное яблоко от внешних воздействий
Е) содержит слепое пятно

Ответ

© Д. В.Поздняков, 2009-2019

В повседневной жизни мы с вами часто используем устройство, которое по своему строению очень похоже на глаз и работает по такому же принципу. Это фотоаппарат. Как и во многом другом, изобретя фотографию, человек просто сымитировал то, что уже существует в природе! Сейчас вы убедитесь в этом.

Глаз человека по форме — неправильный шар диаметром примерно 2,5 см. Этот шар называют глазным яблоком. В глаз поступает свет, который отражается от окружающих нас предметов. Аппарат, который воспринимает этот свет, находится на задней стенке глазного яблока (изнутри) и называется СЕТЧАТКОЙ . Он состоит из нескольких слоев светочувствительных клеток, которые обрабатывают поступающую к ним информацию и отправляют ее в мозг по зрительному нерву.

Но для того, чтобы лучи света, поступающие в глаз со всех сторон, сфокусировались на такой небольшой площади, которую занимает сетчатка, они должны претерпеть преломление и сфокусироваться именно на сетчатке. Для этого в глазном яблоке есть естественная двояковыпуклая линза — ХРУСТАЛИК . Он находится в передней части глазного яблока.

Хрусталик способен менять свою кривизну. Разумеется, он делает это не сам, а с помощью специальной цилиарной мышцы. Чтобы настроиться на видение близко расположенных объектов, хрусталик увеличивает кривизну, становится более выпуклым и сильнее преломляет свет. Для видения удалённых предметов хрусталик становится более плоским.

Свойство хрусталика менять свою преломляющую силу, а вместе с этим и фокусную точку всего глаза, называется АККОМОДАЦИЕЙ .


Принцип аккомодации

В преломлении света участвует также вещество, которым заполнена большая часть (2/3 объема) глазного яблока — стекловидное тело. Оно состоит из прозрачного желеобразного вещества, которое не только участвует в преломлении света, но также обеспечивает форму глаза и его несжимаемость.

Свет поступает на хрусталик не по всей передней поверхности глаза, а через маленькое отверстие — зрачок (мы видим его как черный кружок в центре глаза). Размер зрачка, а значит, количество поступающего света, регулируется специальными мышцами. Эти мышцы находятся в радужной оболочке, окружающей зрачок (РАДУЖКЕ ). Радужка, помимо мышц, содержит пигментные клетки, которые определяют цвет наших глаз.


Понаблюдайте за своими глазами в зеркало, и вы увидите, что если на глаз направить яркий свет, то зрачок сужается, а в темноте он, наоборот, становится большим — расширяется. Так глазной аппарат защищает сетчатку от губительного действия яркого света.

Снаружи глазное яблоко покрыто прочной белковой оболочкой толщиной 0,3-1 мм — СКЛЕРОЙ . Она состоит из волокон, образованных белком коллагеном, и выполняет защитную и опорную функцию. Склера имеет белый цвет с молочным отливом, за исключением передней стенки, которая прозрачна. Ее называют РОГОВИЦЕЙ . В роговице происходит первичное преломление лучей света

Под белковой оболочкой находится СОСУДИСТАЯ ОБОЛОЧКА , которая богата кровеносными капиллярами и обеспечивает клетки глаза питанием. Именно в ней находится радужка со зрачком. По периферии радужка переходит в ЦИЛИАРНОЕ , или РЕСНИЧНОЕ, ТЕЛО . В его толще расположена цилиарная мышца, которая, как вы помните, изменяет кривизну хрусталика и служит для аккомодации.

Между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хрусталиком находятся пространства – камеры глаза, заполненные прозрачной, светопреломляющей жидкостью, которая питает роговицу и хрусталик.

Защиту глаза обеспечивают также веки — верхнее и нижнее — и ресницы. В толще век находятся слезные железы. Жидкость, которую они выделяют, постоянно увлажняет слизистую оболочку глаза.

Под веками находится 3 пары мышц, которые обеспечивают подвижность глазного яблока. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая — вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси.

Мышцы обеспечивают не только повороты глазного яблока, но и изменение его формы. Дело в том, что глаз в целом тоже принимает участие в фокусировке изображения. Если фокус находится за пределами сетчатки, глаз немного вытягивается, чтобы видеть вблизи. И наоборот, округляется, когда человек рассматривает далёкие предметы.

Если в оптической системе есть изменения, то в таких глазах появляются близорукость или дальнозоркость. У людей, страдающих этими заболеваниями, фокус попадает не на сетчатку, а перед ней или за ней, и поэтому они видят все предметы размытыми.

При близорукости в глазу происходит растяжение плотной оболочки глазного яблока (склеры) в передне-заднем направлении. Глаз вместо шаровидной приобретает форму эллипсоида. Из-за такого удлинения продольной оси глаза изображения предметов фокусируются не на самой сетчатке, а перед ней, и человек стремится все приблизить к глазам или пользуется очками с рассеивающими («минусовыми») линзами для уменьшения преломляющей силы хрусталика.

Дальнозоркость развивается, если глазное яблоко укорочено в продольном направлении. Световые лучи при этом состоянии собираются за сетчаткой. Для того чтобы такой глаз хорошо видел, перед ним нужно поместить собирающие — «плюсовые» очки.


Коррекция близорукости (А) и дальнозоркости (Б)

Суммируем всё, что было сказано выше. Свет входит в глаз через роговицу, проходит последовательно сквозь жидкость передней камеры, хрусталик и стекловидное тело, и в конечном итоге попадает на сетчатку, состоящую из светочувствительных клеток

А теперь вернемся к устройству фотоаппарата. Роль светопреломляющей системы (хрусталика) в фотоаппарате играет система линз. Диафрагма, регулирующая размер светового пучка, который поступает в объектив, играет роль зрачка. А «сетчатка» фотоаппарата — это фотопленка (в аналоговых фотоаппаратах) или светочувствительная матрица (в цифровых фотоаппаратах). Однако важное отличие сетчатки от светочувствительной матрицы фотоаппарата состоит в том, что в ее клетках происходит не только восприятие света, но и начальный анализ зрительной информации и выделение наиболее важных элементов зрительных образов, например направления и скорости движения объекта, его размеров.

Кстати…

На сетчатке глаза и светочувствительной матрице фотоаппарата формируется уменьшенное перевернутое изображение внешнего мира — результат действия законов оптики. Но вы видим мир не перевернутым, потому что в зрительном центре мозга происходит анализ полученной информации с учетом этой «поправки».

А вот новорожденные видят мир перевёрнутым примерно до трех недель. К трём неделям мозг обучается переворачивать увиденное.

Известен такой интересный эксперимент, автор которого — Джордж М. Стрэттон из Калифорийского университета. Если человеку надеть очки, которые переворачивают зрительный мир вверх ногами, то в первые дни у него происходит совершенная дезориентация в пространстве. Но уже через неделю человек привыкает к «перевернутому» миру вокруг него, и даже все меньше осознает, что окружающий мир перевернут; у него формируются новые зрительно-двигательные координации. Если после этого снять очки-перевертыши, то у человека снова происходит нарушение ориентации в пространстве, которое вскоре проходит. Этот эксперимент демонстрирует гибкость работы зрительного аппарата и мозга в целом.

Обучающий видеофильм:


Как мы видим Оглавление темы «Температурная чувствительность. Висцеральная чувствительность. Зрительная сенсорная система.»:
1. Температурная чувствительность. Тепловые рецепторы. Холодовые рецепторы. Температурное восприятие.
2. Боль. Болевая чувствительность. Ноцицепторы. Пути болевой чувствительности. Оценка боли. Ворота боли. Опиатные пептиды.
3. Висцеральная чувствительность. Висцерорецепторы. Висцеральные механорецепторы. Висцеральные хеморецепторы. Висцеральная боль.
4. Зрительная сенсорная система. Зрительное восприятие. Проецирование световых лучей на сетчатку глаза. Оптическая система глаза. Рефракция.
5. Аккомодация. Ближайшая точка ясного видения. Диапазон аккомодации. Пресбиопия. Возрастная дальнозоркость.
6. Аномалии рефракции. Эмметропия. Близорукость (миопия). Дальнозоркость (гиперметропия). Астигматизм.
7. Зрачковый рефлекс. Проекция зрительного поля на сетчатку. Бинокулярное зрение. Конвергенция глаз. Дивергенция глаз. Поперечная диспарация. Ретинотопия.
8. Движения глаз. Следящие движения глаз. Быстрые движения глаз. Центральная ямка. Саккадамы.
9. Преобразование энергии света в сетчатке. Функции (задачи) сетчатки. Слепое пятно.
10. Скотопическая система сетчатки (ночное зрение). Фотопическая система сетчатки (дневное зрение). Колбочки и палочки сетчатки. Родопсин.

Зрительная сенсорная система. Зрительное восприятие. Проецирование световых лучей на сетчатку глаза. Оптическая система глаза. Рефракция.

Зрительное восприятие оставляет в памяти человека наибольшую часть его чувственных впечатлений об окружающем мире. Оно происходит в результате поглощения фоторецепторами сетчатки отраженной от окружающих предметов энергии световых лучей или электромагнитных волн в диапазоне от 400 до 700 нм. Энергия поглощенных квантов света (адекватный раздражитель) преобразуется сетчаткой в нервные импульсы, поступающие по зрительным нервам к латеральным коленчатым телам, а от них — в проекционную зрительную кору. В дальнейшей переработке зрительной информации у человека участвуют свыше тридцати отделов мозга, представляющих вторичные сенсорные и ассоциативные области коры.

Рис. 17.5. Оптическая система глаза и проекция световых лучей на сетчатку. Световые лучи, отраженные от рассматриваемой части наблюдаемого объекта (точка фиксации), преломляются оптическими средами глаза (роговица, передняя камера, хрусталик, стекловидное тело) и фокусируются в центральной ямке сетчатки. Проекция световых лучей на поверхность центральной ямки обеспечивает максимальную остроту зрения благодаря малым размерам рецептивных полей и отсутствию ганглиозных и биполярных клеток на пути прохождения световых лучей к фоторецепторам.

Проецирование световых лучей на сетчатку глаза

Прежде чем попасть на сетчатку, световые лучи последовательно проходят через роговицу, жидкость передней камеры глаза, хрусталик и стекловидное тело, вместе образующие оптическую систему глаза (рис. 17.5). На каждом из этапов этого пути свет преломляется и в результате на сетчатке возникает уменьшенное и перевернутое изображение наблюдаемого предмета, этот процесс называется рефракцией . Преломляющая сила оптической системы глаза составляет около 58,6 диоптрий при рассматривании удаленных предметов и возрастает до приблизительно 70,5 диоптрий при фокусировании на сетчатку световых лучей, отраженных от близко расположенных предметов (1 диоптрия соответствует преломляющей силе линзы с фокусным расстоянием 1 м).

Зрительная система | Центральная нервная система

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic The Central Nervous System (5 edn) NeuroscienceOxford Medicine OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic The Central Nervous System (5 edn) NeuroscienceOxford Medicine OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Бродал, Пер, «Зрительная система», The Central Nervous System , 5-е изд. (

New York , 2016; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 июня 2016 г.), https://doi.org/10.1093/med/ 97801

958.003.0016, по состоянию на 31 мая 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic The Central Nervous System (5 edn) NeuroscienceOxford Medicine OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic The Central Nervous System (5 edn) NeuroscienceOxford Medicine OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В главе 16 описывается зрительная система, от рецепторов глаза до коры головного мозга. Фоторецепторы преобразуют световую энергию в постепенные изменения мембранного потенциала с последующим высвобождением глутамата. От фоторецепторов сигналы поступают к биполярным клеткам, а от них к ганглиозным клеткам сетчатки. Палочки отвечают за зрение при тусклом свете, тогда как колбочки требуют дневного света и необходимы для восприятия зрительных деталей и цветов. Ганглиозные клетки сетчатки покидают глаз в составе зрительного нерва и заканчиваются в латеральном коленчатом теле. От латерального коленчатого ядра сигналы проходят в оптическом излучении в полосатую область (первичную зрительную кору). Зрительные пути демонстрируют точную ретинотопическую организацию. Полосатая область выполняет первичный анализ зрительной информации, а дальнейшая обработка происходит в экстрастриарных зрительных областях.

Ключевые слова: биполярная клетка, колбочка, экстрастриарные зрительные области, латеральное коленчатое ядро, зрительный нерв, зрительное излучение, ганглиозная клетка сетчатки, ретинотопическая организация, палочка, полосатая область

Субъект

Неврология

Коллекция: Оксфорд Медицина Онлайн

Отказ от ответственности

Издательство Оксфордского университета не делает заявлений, явных или подразумеваемых, о том, что дозировки лекарств, указанные в этой книге, верны. Поэтому читатели должны всегда… Более Издательство Оксфордского университета не делает заявлений, явных или подразумеваемых, о том, что дозировки лекарств, указанные в этой книге, верны. Поэтому читатели должны всегда проверять информацию о продукте и клинических процедурах с самой последней опубликованной информацией о продукте и таблицами данных. предоставленных производителями, а также самые последние кодексы поведения и правила техники безопасности. Авторы и издатели не несут ответственности и юридическую ответственность за любые ошибки в тексте или за неправильное использование или неправильное применение материала в этой работе. Если не указано иное, дозы препаратов и рекомендации для небеременных взрослых, которые не кормят грудью.

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Чувства — Учебник (Часть II)

Хотя сенсорные системы имеют общие базовые черты организации, каждая из них уникальна, чтобы реагировать на определенный аспект мира. Мы могли бы думать об основных чувствах как о вариациях на общую тему.

Зрение

Хотя все чувства важны, мы больше всего полагаемся на зрение. Мозг отводит больше места для обработки и хранения визуальной информации, чем все остальные органы чувств вместе взятые.

Роговица и хрусталик, прозрачные структуры в передней части глаза, фокусируют свет на сетчатке, светочувствительной области, покрывающей три четверти задней части глаза. Форма хрусталика меняется, чтобы приспособиться к ближнему и дальнему зрению.

Сетчатка содержит несколько слоев клеток, но фактическая сенсорная работа выполняется двумя видами фоторецепторных клеток в самом глубоком слое. Палочки достаточно чувствительны, чтобы реагировать на тусклый свет, но не воспринимают цвета. Колбочки бывают трех подтипов, которые реагируют на длины волн, примерно соответствующие красному, зеленому и синему свету.

Свет, падающий на поверхность фоторецептора, активирует белок родопсин, который инициирует химический каскад сигналов через сложные клеточные соединения, которые в конечном итоге сходятся в ганглиозных клетках, нейронах, чьи аксоны образуют зрительный нерв. Обработка, сортировка и конденсация сигналов фактически начинается здесь, в сетчатке.

В головном мозге зрительная информация проходит через промежуточные области в первичную, или полосатую, зрительную кору затылочной доли, а затем во вторичную зрительную кору, где информация разделяется на потоки: дорсальные пути, которые анализируют размер и положение изображения; и вентральные пути, которые различают цвет и форму, позволяя нам распознавать то, что мы видим.

Ученые идентифицировали структуры мозга, специализирующиеся, среди прочего, на лицах, местах и ​​словах. В общей сложности около 30 областей коры головного мозга участвуют в обработке зрительных образов.

Слух

Слуховая система преобразует механическую энергию — звуковые волны — в нервные импульсы. Звуки попадают в систему через слуховой проход длиной в дюйм, который заканчивается барабанной перепонкой (барабанная перепонка), колебания которой представляют собой чрезвычайно сложную реакцию на колебания давления. Ряд крошечных косточек (косточек) в среднем ухе усиливают и передают эти вибрации в улитку внутреннего уха, заполненную жидкостью трубку, свернутую, как раковина улитки.

Волосковые клетки улитки являются рецепторами слуховой системы. Движение мембраны, выстилающей улитку, растягивает кончики волосковых клеток, обеспечивая приток ионов К+ и Са+2 — заряженных частиц, которые накапливаются и генерируют электрические сигналы в акустических нервных волокнах. Частоты, на которые реагирует каждая волосковая клетка, зависят от ее положения в улитке.

Слуховые сигналы проходят через промежуточные области мозга к первичной слуховой коре височной доли. Прямые соединения облегчают быструю реакцию на громкие звуки. Другой путь позволяет обрабатывать в пути — например, координировать сигналы от обоих ушей.

После первичной слуховой коры сигналы делятся на потоки, которые определяют местонахождение и анализируют то, что мы слышим. К последним относятся область Вернике в доминантном полушарии, необходимая для понимания речи, и область правого полушария, обрабатывающая эмоциональные аспекты речи.

Слух — первое чувство, для которого было разработано устройство, заменяющее неработающие рецепторы. К 2010 году около 219 000 человек получили кохлеарные имплантаты, которые восстанавливают функциональный слух путем прямой стимуляции слухового нерва.

Вкус и запах

Рецепторы химических сенсорных систем посылают электрические сигналы в мозг, когда они связываются с переносимыми по воздуху (для обоняния) и растворенными (для вкуса) молекулами.

Обоняние — самое примитивное из чувств. Его роль в поиске пищи и предупреждении об опасности жизненно важна для выживания. Несколько примитивна и организация обонятельной системы: рецепторы — это дендриты нейронов, которые идут прямо в мозг. Через два или три синапса мозг может распознать запах.

Миллионы обонятельных рецепторов выстилают носовые ходы, каждый из которых предназначен для прикрепления к определенным молекулам, активируя молекулярный каскад, генерирующий потенциалы действия внутри своего нейрона. Нейроны заканчиваются в обонятельной луковице, которая обрабатывает сигналы от 350 типов рецепторов, представляющих тысячи запахов, и передает эту информацию в грушевидную кору для дальнейшей обработки.

Обонятельная луковица также напрямую связана с лимбической системой. Эта связь, которая развилась для управления функциями выживания, отвечает за сильные эмоции, которые могут мгновенно вызывать определенные запахи. Обоняние также может сигнализировать о неврологической дегенерации: оно нарушается на ранних стадиях болезни Альцгеймера и Паркинсона.

Несмотря на простоту, обоняние окружает некая тайна. Большинство ученых считают, что рецепторы реагируют на форму молекул; меньшинство считает, что вибрационная частота является ключевой. Феромоны — химические вещества, которые обрабатываются через обонятельную систему для запуска гормональных реакций — жизненно важны для размножения животных, но их значение для человека весьма спорно. То есть неясно, влияют ли такие химические вещества на влечение, выбор партнера или другие аспекты сексуального поведения. Настоящий человеческий феромон не обнаружен. Но было показано, что содержащиеся в воздухе молекулы мужского гормона изменяют уровень кортизола у женщин, а производное эстрогена стимулирует активность гипоталамуса (что может влиять на секрецию гормонов и настроение) у мужчин.

Молекулы в растворе связываются с рецепторами на вкусовых клетках, собранных во вкусовых рецепторах — около 10 000 таких отростков, большинство из которых находится на языке, но также и в других частях рта и горла. Отдельные рецепторы реагируют на сладкий, кислый, горький и соленый вкус, а также на «умами» (описываемый как «мясной» или «пикантный»), который теперь широко известен как пятый вкус.

Хотя когда-то считалось, что зоны языка имеют вкусовые особенности, на самом деле все области реагируют на все вкусы (хотя некоторые особенно чувствительны к тому или иному). Действительно, некоторые предполагают, что даже одна вкусовая почка может содержать рецепторы для нескольких вкусов.

Молекулы, связывающиеся со вкусовыми рецепторами, запускают серию химических реакций (или, в случае с соленым и кислым, просто открывают ионные каналы), чтобы генерировать потенциалы действия в черепных нервах. Эти импульсы сходятся в продолговатом мозге в стволе мозга и переходят в корковые и лимбические области. Через эти пути вкусовые сигналы влияют на пищеварительные процессы, эмоции и решения о еде. Некоторые вкусовые реакции почти универсальны (например, предпочтение сладкого), но другие являются идиосинкразическими и представляют собой комбинацию генетики (например, почему некоторые люди считают брокколи горькой) и опыта. То, что обычно называют «вкусом» пищи, на самом деле относится к аромату, сложному явлению, которое также включает запах и такие качества, как текстура.

Соматосенсорная система

«Пятое чувство», осязание, на самом деле является одним из нескольких, которые действуют через периферические, спинные и черепные нервы соматосенсорной системы: другими являются проприоцепция (положение тела и движения), температура и боль.

Не существует компактного органа чувств (например, глаза или уха), в котором бы размещались сенсорные рецепторы: они распределены в коже по всему телу. В отличие от рецепторов других органов чувств, подавляющее большинство рецепторов прикосновения не являются специализированными клетками, а просто окончаниями аксонов нейронов, соединенных со спинномозговыми или черепными нервными путями, инкапсулированными в не-нейральные структуры. Механические воздействия на эти рецепторы открывают ионные каналы, генерируя электрические сигналы.

Сенсорные рецепторы специализируются: одни чувствительны к легкому прикосновению, другие к вибрации или давлению. Их сигналы по отдельным волокнам проходят через спинной мозг или черепные нервы к стволу головного мозга, а затем к соматосенсорной коре теменной доли, где они отображаются на несколько искаженной проекции тела. Области мозга, соответствующие частям, где сосредоточены тактильные рецепторы (например, пальцы и лицо), намного больше, чем там, где они редки.

Проприоцептивные рецепторы представляют собой окончания аксонов в мышцах и суставах, расположенные в структурах, реагирующих на растяжение или напряжение, давление или движение.

Температурные и болевые рецепторы (ноцицепторы) представляют собой оголенные нервные окончания. «Быстрый» путь передачи локализованной боли, вызванной механическими силами или холодом; «медленный» путь несет тупую, глубокую боль, вызванную химическими веществами (такими как вещество Р), выделяемыми поврежденной тканью. Связи с передней поясной корой модулируют эмоциональную реакцию на боль.

Наряду с осязанием и проприоцепцией болевые сигналы сходятся в соматосенсорной коре, создавая единое ощущение тела.

В более широком смысле, несмотря на предыдущие описания отдельных систем, данные от всех органов чувств объединены в мозге способами, которые только начинают понимать, что позволяет нам ориентироваться в связном мире.

— Карл Шерман

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНО ОТ

Каталожные номера

Штейн, Дж. Ф. Неврология: введение. Уайли. 2006

Шепард, Г. М. Основные чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание — Путеводитель Дана. Сайт Фонда Дана. Ноябрь 2007 г. http://www.dana.org/news/brainhealth/detail.aspx?id=10064 

Мозг сверху вниз: Чувства: Зрение. Канадский институт медицинских исследований; Институт неврологии, психического здоровья и наркомании. http://thebrain.mcgill.ca/flash/a/a_02/a_02_cr/a_02_cr_vis/a_02_cr_vis.html

Baldassano C, Beck DM, Fei-Fei L Дифференциальная связность в области парагиппокампа. Нейроизображение. 2013 15 июля; 75: 228-37. Epub 2013 Mar 16. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23507385

Dehaene, S. Внутри почтового ящика: как грамотность меняет человеческий мозг. Головной мозг. 3 июня 2013 г. http://dana.org/news/cerebrum/detail.aspx?id=43644

Хеншоу, Дж. М. Путешествие по ощущениям: как ваш мозг интерпретирует мир. Издательство Университета Джона Хопкинса. 2012

Neuroscience Online: электронный учебник по нейронаукам. Сенсорные системы — слуховые системы: структура и функции. Медицинская школа Техасского университета. http://neuroscience. uth.tmc.edu/s2/chapter12.html

Bossomaier, T. R. J. Введение в органы чувств: от биологии к информатике. Издательство Кембриджского университета. 2012

Вильдгрубер Д., Рикер А. и др. Идентификация эмоциональной интонации оценивается с помощью фМРТ. Нейроизображение. 2005 г., 15 февраля; 24(4):1233-41. Epub 2004, 15 декабря. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15670701

Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств: Кохлеарные имплантаты. http://www.nidcd.nih.gov/health/hearing/pages/coch.aspx

Центр химических ощущений Монелла: новые открытия в области вкуса и запаха. http://www.monell.org/news/category/fact_sheets

Neuroscience Online: электронный учебник по нейронаукам: сенсорные системы — химические чувства: обоняние и вкус. Медицинская школа Техасского университета. http://neuroscience.uth.tmc.edu/s2/chapter09.html

Брайни, Ф. Х. Чувство мозга: наука о чувствах и о том, как мы воспринимаем окружающий мир. Амаком. 2009

Бошан ГК.