сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


В своем небольшом рассказе «Господин из Сан-Франциско» Иван Бунин сумел достоверно отобразить эпоху, в которую жил. Власть денег превратилась для многих в абсолют, жажда накопления капитала стала самоцелью. В образах богатых людей автор показал ужасающие черты капитализма, увиденные им в реальной жизни. Зарубежный мир буржуазии описан в стиле натурализма, без эмоциональной окраски. Читатели наблюдают, как богачи пьют, едят, веселятся, при этом, не считая за людей тех, кто им служит. Авторская позиция очевидна в произведении – отвращение к капиталистам, ценящим только деньги.

В рассказе писатель подымает важную проблему истинных ценностей и ложных. В эпоху расцветающего капитализма все чаще люди стали жить и работать только ради обогащения. Только тот, кто накопил достаточный капитал, мог позволить себе отдых. Именно так считает главный герой рассказа, господин из Сан-Франциско. Автор много внимания уделяет его внешнему виду и социальному статусу и никак не отображает его внутренний мир.

Этот мужчина в свои 58 лет скопил много денег, ведь работал не покладая рук, что, правда, в основном рук своих рабочих. Нанятые им китайцы прекрасно знали его трудолюбие и «высоко» ценили. Герой не щадил своих работников, выжимая с них все соки ради накопления личного капитала – и в результате сумел добиться высокого положения в обществе. Вот такие «идеальные» черты капиталиста показывает нам автор в этом господине.


И когда герой стал большим капиталистом, то решил отправиться в путешествие по Европе вместе с женой и дочкой. Они отправляются в плавание на роскошном пароходе, напоминающем отель. И даже пребывая на отдыхе, господин выказывает пренебрежение к нищим, надменно крича им «Прочь!»

Пароход имел символическое название «Атлантида» и удовлетворял любую прихоть богатых людей. Но подобно легендарной Атлантиде, на пароходе все преимущества исчезали в тот момент, когда клиент терял власть, то есть, больше не представлял никакой денежной ценности. Автор использует прием антитезы, показывая два путешествия героя на пароходе.

В первый раз господин из Сан-Франциско – почетный гость на пароходе. У него есть деньги, власть, а значит, он может наслаждаться всеми удобствами. Служащие ему улыбаются и стараются угодить. Герой чувствует себя хозяином мира. Но когда по трагической случайности он погибает и возвращается на том же пароходе назад уже его тело, то к нему никто не испытывает уважения. Люди продолжают наслаждаться жизнью наверху судна, и никому нет больше дела до господина, ведь даже его имени никто так и не смог запомнить.

Авторская позиция по отношению к главному героя тоже ясна – он видит в нем безликое воплощение среднестатистического капиталиста, которому не ведомы настоящие ценности, а только ложные. То, что господин трагически нелепо погибает, в какой-то мере служит предупреждением автора для тех, кто признает только власть денег и не развивается духовно как личность.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Каковы нравственные уроки рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
  • Какова роль композиции в раскрытии главной идеи рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
  • Почему главный персонаж рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско» не имеет имени?
  • К каким «вечным» вопросам обращается Бунин в своих рассказах?

  • С1- В чём проявляется авторское отношение к господину из Сан-Франциско и пассажирам «Атлантиды»? — Студопедия

    Поделись с друзьями: 

    Авторское отношение к пассажирам из «Атлантиды» проявляется через описание их внешности и поведения. Портретами господина из Сан-Франциско, его жены и дочери автор показывает богатство, которое не только их окружает, но и въелось в них: «Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы», «Богато, но по годам была одета его жена, женщина крупная, широкая и спокойная», «…дочь, высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием». Пассажиры «Атлантиды» обедали, танцевали, курили «гаванские сигары» и «напивались ликерами в баре», многие из них не слышали даже сирену, которую заглушали звуки «прекрасного струнного оркестра». Приём антитезы является центральным в данном эпизоде. С помощью этого изобразительно-выразительного средства автор противопоставляет буржуазный мир и реальный: «на баке поминутно взвывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышали сирену — ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра», «где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма».

    Сравнивая звуки, людей, цвета, Бунин показывает своё негативное отношение к пассажирам из «Атлантиды» и жалостливое к другой стороне жизни.

    С2- Кто из русских писателей 20 века обращался к теме «сытых» и как эта тема преломляется в судьбе господина из Сан-Франциско.

    Так же как и И.А.Бунин, к теме «сытых» обращались такие писатели 20 века, как М.Булгаков и А.Куприн. В произведении «Гранатовый браслет» А.Куприн» проводит грань между миром богатых и реальным миром. К «сытым» людям относятся Вера, её муж, и, в общем, всё их окружение, простой служащий Желтков(Г.С.Ж., представитель реального мира) им чужд. Василий Львович превращает любовь Г.С.Ж. к Вере в забавную историю «княгиня Вера и влюбленный телеграфист»(и окружению Веры тоже кажется смешной эта история). Духовные ценности отходят на второй план, материальные в этом обществе превыше всего. Похожую ситуацию изобразил М.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Для некоторых персонажей материальные ценности(деньги, квартира и тд) являлись самыми важными в жизни, это автор показывает через образ взяточника Босого.

    Только различие «сытых» в «Мастере и Маргарите» с богатыми буржуа из «Господина из Сан-Франциско» в том, что в романе М.Булгакова они не остаются безнаказанными, Воланд всё расставляет по своим местам.

     


    Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


    

    «Господин из Сан-Франциско» Ивана Бунина, 1915 г. решив «влиться в поток жизненных удовольствий», берет жену и дочь в грандиозное турне по Европе. Его имя никогда не называлось — действительно, никто не может потом вспомнить, как его звали, — как и его жена и дочь. Единственные персонажи, идентифицированные по имени, — это второстепенные, например, слуги и два танцора, что указывает на то, что они более человечны, чем главный герой. Анонимность в значительной степени способствует символичности джентльмена и его истории, поскольку автор явно критикует образ жизни и деловую практику баронов-разбойников Соединенных Штатов в начале двадцатого века. В некотором отношении этот джентльмен напоминает одного из самых известных американских магнатов, банкира Дж.

    П. Моргана.

    Джентльмен и его семья плывут в Европу на роскошном пароходе Atlantis, , и их маршрут включает Италию, Францию, Испанию, Грецию, Турцию, Палестину, Египет и Японию. В дополнение к тому, что он вознаграждает себя за годы накопления состояния, видя мир, джентльмен заинтригован возможностью испытать на себе сексуальные услуги девушек в Неаполе, а также выдать свою дочь замуж за принца или мультимиллионера. Описывается как «самый дорогой европейский отель».0005 Atlantis напоминает злополучный Титаник , , затонувший всего за несколько лет до того, как Бунин написал этот рассказ. Пассажиры первого класса, «все влиятельные люди», предаются гедонистической жизни корабля, насыщаясь роскошной едой и дорогими винами и ликёрами. Их ждет внимательный персонал, обученный удовлетворять все их потребности. Вечером джентльмен собирается с другими богачами, которые курят гаванские сигары, напиваются и «решают судьбы народов на основании последних политических и биржевых новостей».

    Именно в Неаполе, который оказывается гораздо менее романтичным, чем представлял себе джентльмен, очарование путешествия начинает рассеиваться. Главный герой всегда предполагал, что «те, чьей обязанностью было должным образом принять джентльмена из Сан-Франциско», были искренними и преданными его нуждам, но он начинает думать об итальянцах как о «жадных жуках, воняющих чесноком». Погода портится ливнями и бурями, улицы становятся раскисшими, а господин с женой начинают ссориться, а дочь страдать от головных болей и перемен настроения. Недовольные своим опытом в Неаполе, они решают отплыть на Капри, остров, на котором много веков назад жил и умер римский тиран Тиберий. Море бушует, небольшой пароход беспрестанно качает волны, а джентльмена и его жену одолевает морская болезнь.

    Остров Капри оказывается таким же сырым и непривлекательным, как Неаполь, и джентльмена не впечатляют другие туристы, которые кажутся ему пустяками. В отеле семью встречает владелец, которого джентльмен узнает во сне накануне вечером. Поскольку у него нет чувства мистики, джентльмен вскоре забывает о странном, знаменательном опыте. В отеле его морская болезнь проходит, и он начинает наслаждаться перспективой богатой еды и выступления двух танцовщиц тарантеллы, Кармеллы и Джузеппе. Увидев на открытке фотографию Кармеллы, джентльмен испытывает растущее сексуальное желание от перспективы увидеть ее во плоти.

    Когда он оделся, он удалился в библиотеку отеля, чтобы дождаться, когда его жена и дочь спустятся к ужину. Когда он сидит и читает газету, полную новостей об очередном балканском кризисе, джентльмен внезапно поражается и падает на пол. Единственный присутствующий человек — немецкий турист, который мечется по отелю, сообщая людям об обрушении. Хозяин отеля, который предпочел бы сохранить это в тайне, отказывает жене в просьбе вернуть ее умирающего мужа в его комнату и вместо этого помещает его в «самую маленькую, худшую, самую сырую и самую холодную комнату» на первом этаже, где впоследствии он умирает. После смерти джентльмен, которого описывают как толстого, непривлекательного и с желтой кожей, обретает своего рода «светящуюся» красоту. Поскольку гроба нет, тело помещают в упаковочный ящик, используемый для доставки газированной воды из Англии. Некоторые из служащих отеля, которые, как он полагал, были полны доброй воли по отношению к нему, высмеивают джентльмена, когда он лежит мертвым в своей изолированной комнате, что является таким контрастом с роскошью, которой он раньше наслаждался.

    После смерти этого человека Бунин подробно пишет о римском императоре Тиберии и о совершенных им злодеяниях, проводя параллели между этим тираном и «теми, кто ныне правит миром», включая джентльмена из Сан-Франциско. Ясно, что автор видит в баронах-разбойниках и символизирующем их всех заглавном герое современных тиранов, использующих менее удачливых людей для достижения своих корыстных целей.

    Пока Atlantis, этот гигантский корабль, «созданный высокомерием Нового Человека со старым сердцем», совершает обратный рейс в Америку, тело джентльмена из Сан-Франциско покоится в гробу, покрытом смолой в держать возле машинного отделения. Там гигантский вал, приводящий в движение судно, вращается «с точностью и уверенностью, которые сокрушают человеческую душу». Этот отрывок указывает на еще одну тему — бесчеловечность современной эпохи механизации. Между тем, в зале первого класса пассажиры танцуют и наслаждаются удовольствиями своего существования, в то время как пара молодых «наемных любовников» продолжает фальшивые ухаживания, задуманные как часть развлечения. Те, кто наслаждается корабельной роскошью, в блаженном неведении, что на дне корабля один из их сородичей, лишенный жизни, лежит мертвым на пути домой.

    Тон «Джентльмена из Сан-Франциско» безжалостно ироничен, когда Бунин называет джентльмена и привилегированный класс, к которому он принадлежит, «обществом, от которого зависят все блага цивилизации», которое он продолжает перечислять. как стиль в одежде, стойкость монархии, объявление войны и «процветание гостиниц». Ирония не только словесная, но и ситуационная, например, когда джентльмен становится почти красивым после смерти, когда с его телом обращаются как с бесполезным предметом теперь, когда его деньги больше не в состоянии обеспечить его потребности, и когда его тело отдыхает в самое дно огромного парохода, скрытое и забытое теми, кто все еще наслаждается удовольствиями, которыми он когда-то был в состоянии управлять.

    —В. Кеннет Холдич

    Анализ «Джентльмена из Сан-Франциско» Бунина. Вечные проблемы человечества в рассказе А

    Подробнее

    Рассказ Бунина «Джентльмен из Сан-Франциско» повествует о том, что все обесценивается перед фактом смерти. Человеческая жизнь подвержена тлену, она слишком коротка, чтобы тратить ее напрасно, и главная мысль этой поучительной истории — постичь суть человеческого существования. Смысл жизни героя этой истории заключается в его вере в то, что на имеющиеся богатства можно купить все, но судьба распорядилась иначе. Предлагаем анализ произведения «Джентльмен из Сан-Франциско» по плану, материал будет полезен при подготовке к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

    Краткий анализ

    Год написания – 1915

    История создания — В витрине Бунин случайно обратил внимание на обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», это послужило толчком к написанию история.

    Тема — Противоположности, окружающие человека повсюду, являются главной темой произведения — это жизнь и смерть, богатство и бедность, власть и ничтожество. Все это отражает философию самого автора.

    Композиция – Проблематика «Джентльмена из Сан-Франциско» имеет как философский, так и общественно-политический характер. Автор размышляет о бренности жизни, об отношении человека к духовным и материальным ценностям, с точки зрения различных слоев общества. Сюжет рассказа начинается с путешествия мастера, кульминацией становится его неожиданная смерть, а в развязке рассказа автор размышляет о будущем человечества.

    жанр — История, представляющая собой содержательную притчу.

    Направление — Реализм. В рассказе Бунина оно приобретает глубокий философский смысл.

    История создания

    История создания повести Бунина берет свое начало в 1915 году, когда он увидел обложку книги Томаса Манна. После этого он навестил сестру, вспомнил об обложке, она почему-то вызвала у него ассоциации со смертью одного из американцев на отдыхе, случившейся во время отдыха на Капри. Тут же к нему пришло внезапное решение описать это происшествие, что он и сделал в кратчайшие сроки — рассказ был написан всего за четыре дня. За исключением погибшего американца, все остальные факты в этой истории полностью вымышлены.

    Тема

    В Джентльмене из Сан-Франциско анализ произведения позволяет выделить основную идею рассказа , заключающуюся в философских размышлениях автора о смысле жизни, о сущности бытия.

    Критики с восторгом отнеслись к творчеству русского писателя, по-своему интерпретировав суть философского рассказа. Тема рассказа — жизнь и смерть, нищета и роскошь, в описании этого героя, прожившего свою жизнь напрасно, отражено мировоззрение всего общества, разделенного на классы. Высшее общество, обладающее всеми материальными ценностями, имеющее возможность покупать все, что только продается, не имеет самого главного — духовных ценностей.

    На корабле танцующая пара, изображающая искреннее счастье, тоже подделка. Это актеры, которых купили, чтобы играть любовь. Нет ничего настоящего, все искусственное и наигранное, все купленное. А сами люди лживы и лицемерны, они безлики, в чем смысл названия этой истории.

    А у мастера нет имени, его жизнь бесцельна и пуста, он не приносит никакой пользы, он только пользуется благами, созданными представителями другого, низшего сословия. Он мечтал купить все, что можно, но не успел, судьба распорядилась по-своему, и отняла у него жизнь. Когда он умирает, о нем никто не вспоминает, он только доставляет неудобства окружающим, в том числе и своей семье.

    Суть в том, что он умер — и все, ему не нужны никакие богатства, роскошь, власть и почести. Ему все равно, где он лежит — в роскошном инкрустированном гробу или в простой коробке из-под газировки. Жизнь была напрасна, он не испытывал настоящих, искренних человеческих чувств, не знал любви и счастья, в поклонении золотому тельцу.

    Композиция

    Повествование разделено на две части : как джентльмен плывет на корабле к берегам Италии, и путешествие такого же джентльмена обратно, на том же корабле, только уже в гробу.

    В первой части герой пользуется всеми возможными благами, которые можно купить за деньги, у него есть все самое лучшее: номер в гостинице, изысканные блюда и все остальные прелести жизни. Денег у джентльмена так много, что он запланировал поездку на два года вместе с семьей, женой и дочерью, которые тоже ни в чем себе не отказывают.

    Но после кульминации, когда героя настигает внезапная смерть, все резко меняется. Хозяин отеля даже не позволяет положить труп джентльмена в свой номер, выделив для этого самый дешевый и неприметный. Нет даже приличного гроба, в который можно положить господина, и его кладут в обычный ящик, являющийся тарой для некоторых продуктов. На корабле, где джентльмен блаженствовал на палубе среди высшего общества, место его только в темном трюме.

    главные герои

    жанр

    «Джентльмен из Сан-Франциско» можно обобщить как жанровый рассказ а, но этот рассказ наполнен глубоким философским содержанием и отличается от других произведений Бунина. Обычно рассказы Бунина содержат описание природы и природных явлений, поражающих своей живостью и реалистичностью.

    В этом же произведении есть главный герой, вокруг которого завязан конфликт этой истории. Его содержание заставляет задуматься о проблемах общества, о его деградации, превратившейся в духовно меркантильное существо, поклоняющееся только одному идолу — деньгам, и отрекшееся от всего духовного.

    Вся история посвящена философскому направлению , а в сюжетном плане есть поучительная притча, дающая урок читателю. Несправедливость классового общества, где низшая часть населения прозябает в нищете, а сливки высшего общества бессмысленно прожигают жизнь, все это, в конце концов, приводит к единому финалу, и перед лицом смерти все равны , и бедные и богатые, никто не может купить его за деньги.

    Рассказ Бунина «Джентльмен из Сан-Франциско» по праву считается одним из самых выдающихся произведений в его творчестве.

    Художественный тест

    Анализ Рейтинг

    Средний рейтинг: 4,6. Всего оценок получено: 799.

    стихотворение Бунина прозаик

    И. Бунин поднимает проблему человека и человека современной цивилизации в повести «Джентльмен из Сан-Франциско». С самого начала повести писатель поставил вопрос о месте человека и человечества в мире. Человеку свойственно думать, что это его мир, он создал мир вокруг своими руками, но это не так. Ведь есть же и Дьявол, который смотрит со скал Гибралтара на корабль «Атлантис» и управляет его судьбой. И человек, и все человечество в лице этого корабля становится не чем иным, как игрушкой в ​​его руках. Вот люди и их жизнь: они заняты самой жизнью, они веселятся, наряжаются, решают свои мелкие бытовые проблемы. И теперь, кроме них, есть весь окружающий мир, мир природы, первозданного хаоса.

    Образы и персонажи рассказа глубоко символичны и значимы. Не случайно И. Бунин вносит в рассказ эту символическую глубину и символический подтекст, ему важно показать, что джентльмен из Сан-Франциско — не единичный представитель человеческой нации, он — Человек, символ всего человечества, со всем комплексом его чувств и эмоций, он является частью современного сообщества людей, частью современной цивилизации. Пароход «Атлантида» — это еще и символ, символ цивилизации людей, которая развивается, и путь ее развития подобен путешествию по бурному морю, о котором идет речь в этом рассказе. И образ корабля тоже приобретает символическое содержание. Весь мир, созданный руками человека, обречен на гибель, как обречен пароход Атлантида, он недолговечен перед иным, вечным миром. И это не случайно, потусторонний мир живет по законам, исключающим человека и человечество из себя, а потому таит в себе множество загадок и опасностей.

    Проблема человека и человечества решается автором на уровне философско-символического осмысления образов джентльмена из Сан-Франциско и парохода. Давайте внимательно посмотрим на эти изображения.

    В финале таинственный Дьявол из скал наблюдает за уходящим в море кораблем и охраняет его, как охраняет все человечество. И только в финале становится понятно, насколько хрупка эта цивилизация, и насколько она недолговечна. Тема цивилизации человечества включена вместе с названием корабля. «Атлантидой» называлась высокоразвитая культура, подобная высокой и прогрессивной современной культуре. В то же время «Атлантида» знаменует прогресс, в рассказе неоднократно подчеркивается, что это новейший пароход, пароход, который создан для того, чтобы покорять водные просторы и давать человеку огромное преимущество перед стихией. Однако так ли это? Вспомним трагическую судьбу исторической Атлантиды. Она ушла под воду. Так что же ждет эту современную цивилизацию и человечество, которое цепляется за вещи, созданные своими руками, и которые не вечны по сравнению с другим, вечным миром?

    Так через образ-символ Атлантиды передается ощущение обреченности, а также раскрывается тема гибели человечества. «Атлантида» олицетворяет все человечество в целом, как джентльмен из Сан-Франциско олицетворяет Человека, занятого своими мирскими делами и полностью погруженного в свое материальное существование.

    Вместе с образами Атлантиды и Дьявола появляются образы и темы «пира во время чумы», бала посреди метели, которые приобретают иной смысл, общечеловеческий.

    Они становятся самыми важными не только в финале, но и в контексте всей истории. Апокалиптические образы метели и Дьявола усиливают и раскрывают его полнее. Вьюга становится некой мистической стихией, дьявольской силой, атрибутом того нереального мира, который торжествует над миром людей и современной цивилизацией. Все в ней находится в стихийной «гармонии», во всем чувствуется дыхание дьявола: в рокоте океана, напоминающем поминальную мессу, в волнах, подобных скорбным серебряным горам.

    Вся природа вокруг чувствует присутствие Дьявола и предупреждает эту слепую человеческую цивилизацию о ее грядущем конце. Неслучайно звук сирены похож на «тяжелые завывания» и «буйные визги», а синие огни «вспыхивают» на корабле «с дрожью и сухим треском». Все говорит о том, что корабль с символическим названием «Атлантида» приближается к «вратам двух миров» и к месту своего крушения. На уровне символа автор говорит и о гибели всей современной цивилизации и человечества. Рассказ «Джентльмен из Сан-Франциско» можно назвать притчей о современной цивилизации и человеке, их настоящей и будущей судьбе.

    Для творчества Ивана Бунина характерны небольшие, но пронзительные рассказы на самые «большие» философские темы. Одним из его маленьких шедевров является рассказ «Джентльмен из Сан-Франциско», в котором поднимаются такие вопросы, как смерть, смысл жизни, любовь.

    Как и большинство произведений Бунина, «Человек из Сан-Франциско» — крик протеста против «неправильности» этого мира. Человек в капиталистическом обществе живет почти как робот, бесконечно зарабатывая деньги и не обращая внимания на все остальные стороны жизни. И вот, когда герой новеллы наконец-то заработал кучу денег и окончательно выдохся, он отправляется путешествовать и отдыхать. И вдруг, совершенно непредсказуемо, без всяких предпосылок и видимых причин он внезапно умирает.

    Пронзительность повествования достигается таким особым приемом, как обезличивание главных героев. Главный герой не имеет имени, предстаёт в образе какого-то ничем не примечательного джентльмена из Сан-Франциско; даже его жена и дочь не получили имен в литературном творчестве Бунина. В этом как бы проявляется равнодушие не только всего окружающего мира, но и самого автора к личностям нарисованных персонажей. На таком фоне даже самые мелкие сотрудники итальянского отеля, где происходит трагическое событие, получают от Бунина конкретные имена, подчеркивая тем самым ничтожность американских гостей. Впечатление усиливается контрастом между раболепием слуг перед личностью богатого американца перед его смертью и циничными насмешками над ним после.

    В рассказе отсутствует описание реакции жены и дочери джентльмена из Сан-Франциско на его смерть. Складывается ощущение, что они остались в целом равнодушными к тому, что произошло. Таким образом, весь мир, в том числе и близкие люди покойного, воспринимают его смерть лишь как какое-то досадное и очень несвоевременное происшествие.

    Невольно возникает вопрос: зачем жил этот человек? Кто был дорог ему и кто был дорог ему? Любил ли он кого-нибудь по-настоящему? Что он оставил после себя, кроме денег? И на все эти вопросы автор однозначно отвечает отрицательно, подводя суровый итог жизни человека из Сан-Франциско — его жизнь была бессмысленна. В тексте мы находим множество мелких указаний на жалкие, если не сказать жалкие, стремления главного героя: постоянное чревоугодие, чрезмерное увлечение сигарами и алкоголем, мечты купить продажную любовь юных итальянских красавиц и т. д. И все это на фоне на фоне отсутствия какого-либо живого общения с женой и дочерью.

    Какой вывод должен сделать читатель «Джентльмена из Сан-Франциско»?

    На мой взгляд, Бунин намекает нам, что смысл жизни не существует сам по себе, он приобретается каждым отдельным человеком самостоятельно в процессе его жизни. Каждый должен определить для себя, в чем для него смысл жизни; нельзя бездумно существовать и превращаться в безликий винтик капиталистического механизма. Поэтому и сам рассказ «Джентльмен из Сан-Франциско» служит постоянным напоминанием об этих вечных истинах, призывом не повторять жалкий жизненный путь главного героя произведения.

    Вечные проблемы человечества в рассказе И. А. Бунина «Джентльмен из Сан-Франциско»

    Повесть Бунина «Джентльмен из Сан-Франциско» имеет острую социальную направленность, но смысл этих рассказов не ограничивается критикой капитализма и колониализм. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, позволяющим Бунину показать обострение «вечных» проблем человечества в развитии цивилизации.

    В 1900-е годы Бунин путешествовал по Европе и Востоку, наблюдая за жизнью и порядком капиталистического общества в Европе и колониальных странах Азии. Бунин сознает всю безнравственность порядка, господствующего в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Состоятельные капиталисты не стыдятся никаких средств для увеличения своего капитала.

    Этот рассказ отражает все черты поэтики Бунина, и в то же время он необычен для него, слишком прозаичен его смысл.

    В рассказе почти нет сюжета. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: «Человек умер». Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы мало знаем о его духовной жизни.

    На самом деле этой жизни не существовало, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мелочей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и ужасом, царящим в его глубинах: оркестр…»

    Описание жизни на корабле дано в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: «Гигантские топки глухо урчали, пожирая груды раскаленного угля, с грохотом бросали в них люди, покрытые едким , грязный пот и по пояс голые люди, багровые от пламени; а здесь, в баре, небрежно забрасывали ноги на подлокотники кресел, курили, прихлебывали коньяк и ликеры…» Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшей капиталистической общества, достигается только за счет эксплуатации, порабощения людей, непрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И их наслаждение пусто и фальшиво, символический смысл играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом «играть в любовь за хорошие деньги».

    На примере судьбы господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества.