Государство в экономике в ЕГЭ по обществознанию: функции, роль, задания

Функции государства в экономике

Таким образом, основные функции государства в экономике в обществознании – это компенсация рыночных несовершенств и поддержание экономической стабильности. В смешанной экономике государство является важнейшим хозяйственным институтом, успех деятельности которого напрямую сказывается на балансе государственного бюджета.

Государственный бюджет

Государственный бюджет – это законодательно утвержденный (в РФ – Федеральным собранием) перечень статей доходов и расходов государства на определенный период времени.

 Государственный бюджет также понимается как:

  • источник средств, обеспечивающих расходы государства;
  • особый закон, содержащий годовой план доходов и расходов государства, который разрабатывается и исполняется правительством, а рассматривается и принимается парламентом страны.

Основные статьи дохода госбюджета

  1. Налоговые поступления;
  2. Тарифные сборы;
  3. Доходы от использования государственной собственности;
  4. Прибыль государственных предприятий;
  5. Проценты по кредитам, ранее взятым другими государствами и т.д.

Статьи государственных расходов

  1. Социальные статьи – пенсии, пособия, образование, здравоохранение, наука и т.д.;
  2. Оборонные нужды;
  3. Обеспечение государственных закупок;
  4. Обслуживание государственного долга;
  5. Зарплаты аппарату государственной службы и работникам бюджетной сферы и т.д.

Разница между доходами и расходами государства называется сальдо государственного бюджета. В России органом, разрабатывающим государственный бюджет, является Правительство РФ – при этом сложнейшей задачей является достижение сбалансированности бюджета, т.е. равенства планируемых доходов и расходов. В противном случае возникает неблагоприятная ситуация, в которой суммарные расходы государства превышают планируемые доходы – или дефицит государственного бюджета.

Если же доходные статьи превышают сумму запланированных расходов, то бюджет находится в профиците, и у государства открываются возможности для дополнительных инвестиций и сбережений на будущее (пример Федерального резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния).

Отмечаем, что главным органом государственной власти, отвечающим за разработку и исполнение бюджета России, является Правительство РФ. Именно оно монопольно контролирует проведение налогово-бюджетной, или фискальной политики РФ, которую мы в дальнейшем разберем конкретнее. Не менее важным направлением экономической деятельности государства является

кредитно-денежная, или монетарная политика Банка России (или Центрального Банка), осуществляющего контроль над денежным обращением.

Роль государства в экономике в ЕГЭ — Центральный банк (ЦБ)

Центральный банк (ЦБ) монопольно осуществляет эмиссию денег в государстве и хранит его золотовалютные запасы. Он также воздействует на объем денежной массы в экономике следующими мерами:

  1. ЦБ повышает или снижает учетную ставку, т. е. процент годовых отчислений, под который он кредитует коммерческие банки. Если процентная ставка снижается, это говорит о том, что государство приветствует экономическую активность граждан: кредиты становятся дешевле, бизнесу и потребителям проще получить инвестиции – количество денег в обращении увеличивается (но следует помнить, что вместе с этим увеличиваются и темпы инфляции).
  2. ЦБ повышает или снижает норму обязательного резервирования, т.е. объем средств от общего капитала банков, который они обязаны держать в резерве и не выдавать их в качестве кредитов. Если норма резервирования высока, то ЦБ стремится снизить объем денежной массы, изъяв из экономики лишние деньги. Банки, зная, что их активы ограничены, выдают кредиты менее охотно (что замедляет темпы инфляции).
  3. В целом, если установленные нормы резервирования и процентные ставки высоки, то такие меры ЦБ называют политикой «дорогих денег», нацеленной на снижение инфляции и общее охлаждение деловой активности. Если же ЦБ сворачивает антиинфляционные меры, снижая учетные ставки и нормы резервирования, то это называется политикой «дешевых денег», и ее основная цель – «оживить» экономику, создав благоприятные условия для производителей и потребителей.
  4. Центральный банк занимается лицензированием банковской деятельности. Это значит, что если какой-то банк будет проводить операции сомнительной надежности, раздавать слишком рискованные кредиты или не начислять вовремя проценты по вкладам, то ЦБ может лишить эту организацию права работать в банковской сфере.
  5. Центральный банк может осуществлять валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Например, в результате скупки рубля Банком России в конце 2014 – начале 2015 года произошло искусственное повышение спроса на рубль, в результате чего его курс по отношению к доллару и евро немного возрос.

Монетарная политика является основным механизмом воздействия на деловую активность.

С другой стороны, на бизнес-климат в стране значительное воздействие оказывают налоговые ставки, от которых напрямую зависят издержки всех экономических агентов.

Государство в экономике в ЕГЭ по обществознанию: задания

Что из перечисленного относится к источникам пополнения государственного бюджета? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Налоги с граждан и предприятий;
  2. Прибыль от приватизации;
  3. Государственные закупки товаров;
  4. Государственные инвестиции;
  5. Доходы от деятельности частных предприятий;
  6. Доход от эмиссии денег.

Выберите верные суждения о расходной части государственного бюджета и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Средства расходной части государственного бюджета тратятся на уплату налогов.
  2. К расходам государственного бюджета относятся средства на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам.
  3. Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие общества.
  4. Расходы государственного бюджета не могут быть больше его доходов.
  5. К расходам государственного бюджета относятся средства на обслуживание и погашение государственных долговых обязательств.

Ответы:

  • 1,2,6;
  • 3,2,5.

Бесплатный курс ЕГЭ и ОГЭ по математике 2023

Получи бесплатное видео в телеге

Получи бесплатный курс по математике

Все статьи

Тесты ЕГЭ по обществознанию

Тренажеры по планам позволяют убить сразу двух зайцев: во-первых, вы повторяете тему (это поможет в решении стандартных заданий теста ЕГЭ), а во-вторых, вы запоминаете, учите планы для задания из второй части теста. В заданиях требуется вставить пропущенные слова. Если пропущенных слов два — пишите их в поле для ответа через запятую. Если вы не знаете ответ, то жмите на «Подсказку».

     Человек и Общество

План 1.
  Познаваем ли мир?

План 2.
  Религия в современном мире

План 3.
  Моральные нормы в системе социального контроля

План 4.
  Социализация индивида

План 5.
  Наука

План 6.
  Общество как система

План 7.
  Промышленный рост и экологическая ситуация

План 8.
  Образование

     Социология

План 1.
  Семья как социальный институт

План 2.
  Социальные нормы

План 3.
  Механизм социального контроля

План 4.
  Социальные роли и статусы

План 5.
  Социальный конфликт

     Экономика

План 1.
  Объекты микроэкономики

План 2.
  Доходы населения и социальная политика

План 3.
  Содержание и функции рыночной конкуренции

План 4.
  Организация международной торговли

План 5.
  Предпринимательская деятельность

План 6.
  Инфляция

     Политика

План 1.
  Как организовать власть в демократическом государстве?

План 2.
  Избирательное право в РФ

План 3.
  Субъекты политического процесса

План 4.
  Политическое участие граждан

План 5.
  Судебная система Российской Федерации

План 6.
  Политическая система

План 7.
  Институт президентства в РФ

План 8.
  Форма государства

План 9.
  Правительство РФ как институт исполнительной власти

План 10.
  Политические институты

План 11.
  Гражданское общество и правовое государство

     Право

План 1.
  Право в системе социальных норм

План 2.
  Международное гуманитарное право

План 3.
  Юридическая ответственность

План 4.
  Воинская обязанность и воинская служба в РФ

План 5.
  Система российского права

План 6.
  Гражданский процесс

План 7.
  Уголовный процесс

План 8.
  Трудовые правоотношения

План 9.
  Права и обязанности налогоплательщика

План 10.
  Правовой статус несовершеннолетних граждан в РФ

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка психического статуса и документация

Автор: Тиква Портной, LICSW

Оценка психического статуса является необходимой частью любой оценки клиента, независимо от существующей проблемы. Это должно быть задокументировано в протоколе либо в форме списка, либо в описательной форме. Эта статья иллюстрирует как список, так и повествование. Должны быть включены следующие клиентские функции.

1. Внешний вид, включая выражение лица, внешний вид, одежду, походку и т. д.

2. Ориентация — включает осознание времени и места, событий и т. д.

3. Модель речи — описывает речь, т. е. невнятную, напористую, медленную, ровную, спокойную и т. д.

4. Аффект/настроение — описывает настроение, проявляющееся как в поведении, так и в высказываниях клиента, т. е. грустное, нервное, маниакальное, безмятежное и т. д.

5. Импульсивность/потенциал причинения вреда – оценивает контроль импульсов с особым вниманием к потенциальной суицидальности и/или причинению вреда другим.

6. Суждение/Инсайт – описывает способность клиента предсказывать последствия своего поведения, принимать «разумные» решения, признавать свой вклад в решение своей проблемы.

7. Мыслительные процессы/Тестирование реальности — описывает стиль мышления клиента и его способность познавать реальность, в том числе разницу между стимулами, исходящими изнутри себя/самого себя, и стимулами, исходящими извне. Здесь могут появиться утверждения о бреде, галлюцинациях и выводы о том, является ли клиент психотиком.

8. Интеллектуальное функционирование/память – описание уровня интеллекта и недавних и удаленных функций памяти.

Параграф о психическом состоянии в протоколе может выглядеть примерно так:

Клиент — 43-летняя женщина, которая выглядит старше своего возраста. Она хорошо ухожена и одета соответствующим образом для профессионального собеседования. Она хорошо ориентируется. Ее речь медленная и затрудненная, как будто говорить больно. Время от времени у нее были мысли о том, чтобы «покончить со всем этим», но она не строила никаких суицидальных планов или приготовлений. Она говорит о будущих событиях с надеждой на то, что будет жива. чувство исходит от «внутреннего настроения», хотя она часто ссылается на трудности своей ситуации. Ее мысли организованы и хорошо представлены с очень хорошим словарным запасом. Она не психотик.

Краткий абзац об этом клиенте может выглядеть следующим образом:
Эта 43-летняя женщина с интеллектом выше среднего одевается соответствующе, ориентируется и говорит затрудненно. Она выглядит подавленной, но не склонна к суициду. Суждение адекватное и она не психотик. Импульсы контролируются.

Компании управляемого ухода часто предъявляют определенные требования к тому, как психическое состояние должно быть задокументировано в документации. Их, конечно, следует соблюдать.

Психическое состояние, хотя и не единственная часть оценки клиента, является основным и важным элементом любой оценки клиента. Клиницист, который имеет в виду компоненты психического статуса, скорее всего, сможет оценить клиента в ходе первого интервью. Это предоставит важную информацию для первоначальной оценки и сделает возможным разработку целей и планов лечения на самом раннем этапе контакта.

 

Ресурсы частной практики:

  • Группа общих интересов частной практики
  • Справочная служба социальной работы (SWTRS)
  • Страхование ответственности 90 043
  • Реклама офисных помещений
  • Реклама групп и услуг

Частная практика Советы:

  • Часто задаваемые вопросы: начало частной практики
  • Двенадцать советов для финансово здоровой практики
  • Обзор затрат на частную практику

Другие ресурсы:

  • Уход на пенсию? Советы по закрытию вашей частной практики
  • Внезапная смерть: подготовка вашей практики
  • Проверка психического статуса и документация
  • Информированное согласие относительно ограничений на конфиденциальное общение (образец формы)
  • Где получить формы HCFA
  • Информационный бюллетень Medicare B
  • 2 008 Оплата Medicare для клинических социальных работников
  • 2006 г. Возмещение Medicare для клинических социальных работников

 

Исследование психического статуса – StatPearls

Исследование психического статуса организуется каждым практикующим врачом по-разному, но включает в себя одни и те же основные направления. Для целей этой деятельности исследование психического статуса можно разделить на широкие категории внешнего вида, поведения, двигательной активности, речи, настроения, аффекта, мыслительного процесса, содержания мысли, нарушений восприятия, познания, понимания и суждения. Познание может подразделяться на различные когнитивные области в зависимости от того, какие области практик считает необходимым оценить. В каждом разделе ниже будет подробно описано определение, правильный метод оценки и то, как эта информация может быть использована для диагностики и мониторинга психических заболеваний.

Внешний вид

Описание того, как выглядит пациент во время наблюдения. Его можно определить в первые секунды клинического введения, а также отметить на протяжении всего интервью. Детали, которые должны быть включены, включают, выглядят ли они старше или моложе своего заявленного возраста, во что они одеты, их уход и гигиена, а также есть ли у них татуировки или шрамы. Если пациент выглядит моложе своего заявленного возраста, у него может быть задержка в развитии или одежда не по возрасту. Пациенты, которые выглядят старше своего заявленного возраста, могут иметь сопутствующие тяжелые заболевания, годы злоупотребления психоактивными веществами или часто годы плохо контролируемого психического заболевания. Уход и гигиена могут дать представление об уровне функционирования пациента. Те, у кого плохая гигиена и уход, обычно указывают на то, что в контексте их психического заболевания они в настоящее время плохо функционируют. Люди с плохим уходом или гигиеной могут быть в тяжелой депрессии, иметь нейрокогнитивное расстройство или испытывать негативные симптомы психотического расстройства, такого как шизофрения.

Татуировки и шрамы могут нарисовать картину истории, личности и поведения пациента. Шрамы рассказывают истории о старых значительных травмах в результате случайной травмы, вреда, причиненного другим человеком, или нанесенного самому себе вреда. Нанесенные самому себе травмы часто включают поверхностные порезы, следы игл от внутривенного употребления наркотиков или попытки самоубийства в прошлом.[2] Татуировки часто представляют собой имя члена семьи, близкого человека или потерянного любимого человека. Они также могут изображать следы банд, вульгарные образы или экстравагантные произведения искусства. Если в ходе интервью был установлен определенный уровень доверия, интервьюер может спросить о значении татуировок или шрамов и о том, какую историю они рассказывают о пациенте.

Поведение

Это описание, полученное путем наблюдения за поведением пациента во время интервью. Во-первых, важно отметить, находится ли пациент в состоянии дистресса. Если пациент находится в бедственном положении, это может быть связано с сопутствующими медицинскими проблемами, вызывающими дискомфорт, пациентом, который против своей воли был доставлен в больницу для психиатрического обследования, или из-за тяжести его галлюцинаций или паранойи, пугающих пациента. Далее следует отметить описание их взаимодействия с интервьюером.[2] Например, сотрудничает ли пациент, или он взволнован, избегает, отказывается говорить или не может быть перенаправлен? Пациент, который не соглашается на интервью, может сопротивляться, если психиатрическая оценка была непроизвольной или активно испытывает симптомы психического заболевания. Пациенты, которых невозможно перенаправить, часто остро реагируют на внутренние раздражители или проявляют маниакальное поведение. Наконец, важно отметить, соответствует ли поведение пациента ситуации. Например, можно считать уместным, чтобы пациент, доставленный через полицию для принудительного обследования, был раздражительным и не сотрудничал. Однако, если в том же сценарии пациент смеялся и улыбался на протяжении всего интервью, это считалось бы неуместным.

Двигательная активность

Описывает, как двигается пациент и какие у него движения. Двигательная активность может указывать на основное психическое заболевание или неврологическое расстройство. Кроме того, поскольку дофаминовая система, на которую воздействуют лекарства, играет жизненно важную роль в движении, она особенно важна для мониторинга побочных эффектов лекарств.

Одним из аспектов мониторинга является скорость движений. Это может быть описано как нормальная психомоторная заторможенность/брадикинезия или психомоторное возбуждение/гиперкинезия. У пациента с депрессией или нейрокогнитивным расстройством может быть задержка психомоторного развития.[5] С другой стороны, психомоторное возбуждение может свидетельствовать о том, что больной остро находится под влиянием стимулятора или проявляет маниакальное поведение. Важно следить за походкой больного. Например, если походка жесткая, шаркающая или атаксическая, это может указывать на основное неврологическое заболевание. Одним из таких неврологических расстройств является болезнь Паркинсона, на которую указывает кардинальная триада, состоящая из ригидности, брадикинезии и тремора в покое. Если эти симптомы выявляются на ранней стадии при внимательном наблюдении клинициста, это может помочь в более ранней диагностике и лечении таких состояний.

Важно обратить внимание на позу пациента, так как это может указывать на основные проблемы. Длительная поза может свидетельствовать о кататонии, типе психомоторной неподвижности/ступора/негибкости и признаке психотических расстройств. Практики, незнакомые с этим состоянием, часто не замечают кататонию, но очень важно дифференцировать ее, поскольку она требует отдельного лечения, а не основного психоза. Если у пациента проявляется акатизия, беспокойное желание двигаться/неспособность оставаться на месте, он может проявлять гиперактивность/импульсивность, которая часто проявляется у пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В качестве альтернативы, пациент с акатизией может испытывать побочный эффект антипсихотика.[6] Другими аспектами движения, которые могут указывать на экстрапирамидные побочные эффекты (ЭПС) нейролептиков, являются ригидность, тремор и тики, такие как скрежетание зубами, причмокивание губами или выпячивание языка. Тяжелая внезапная ригидность, наблюдаемая после введения нейролептиков, считается острой дистонической реакцией. Хотя и редко, в самой крайней форме это может быть опасным для жизни, если затрагиваются мышцы гортани. Таким образом, практикующий врач должен отслеживать и лечить малейшие реакции, прежде чем они станут более серьезными. Поздняя дискинезия — это неврологическое состояние, возникающее в результате длительного приема нейролептиков, которое поддерживает эти экстрапирамидные побочные эффекты. Эти симптомы и их тяжесть можно более тщательно отслеживать с помощью шкалы аномальных непроизвольных движений (AIMS).

Речь

Речь оценивается пассивно на протяжении всего психиатрического опроса. Следует отметить такие качества, как количество словесных выражений, беглость, скорость, ритм, громкость и тон. Крайне важно отметить количество слов, которые говорит пациент. Если пациент говорит меньше, чем обычно, он может испытывать депрессию или тревогу. И наоборот, повышенное/гипервербальное количество речи также может указывать на некоторый уровень тревоги или на то, что пациент в настоящее время находится в маниакальном состоянии. Беглость относится к языковым навыкам пациента. Английский может не быть родным языком пациента, и он может не владеть им свободно. С другой стороны, английский может быть их родным языком, но у них могут быть трудности с подбором слов из-за измененного психического состояния или нейрокогнитивного расстройства. Темп речи может быть медленным у пациентов с депрессией или с нейрокогнитивным расстройством. Частота давления может указывать на острую интоксикацию психоактивными веществами или на то, что пациент переживает маниакальный эпизод.[6] Задержка речевого ответа может также указывать на нейрокогнитивное расстройство или на то, что пациент испытывает расстройство мыслительного процесса, такое как блокирование мыслей, наблюдаемое при психозе. Ритм речи может дать ключ к постановке ряда диагнозов. Невнятная речь может свидетельствовать об интоксикации. Дизартрия может свидетельствовать о возможной двигательной дисфункции при разговоре. Громкость может быть тихой, если пациент подавлен/замкнут, или громкой, если он взволнован. У некоторых пациентов есть нейрокогнитивное расстройство или проблемы со слухом, из-за которых они не могут контролировать громкость своего голоса. Наконец, тон может указывать на настроение пациента. Кроме того, детский тон может свидетельствовать о задержке развития в зависимости от возраста пациента.

настроение

Это субъективное описание пациентом своего самочувствия. Это определяется путем прямой просьбы пациента описать, как он себя чувствует, своими словами.[5] Он документируется цитатами, дословно расшифровывающими ответ пациента.

Влияние

Так практикующий врач описывает наблюдаемое выражение лица пациента с помощью его невербального языка.[2] Часто используемые термины: эвтимический, счастливый, грустный, раздраженный, сердитый, взволнованный, ограниченный, притупленный, плоский, широкий, причудливый, полный, лабильный, тревожный, яркий, приподнятый и эйфорический. В дополнение к этим терминам может быть описан диапазон воздействия. Например, пациент может быть минимально раздражен, а может быть крайне взволнован. Некоторые практикующие врачи также уточняют, соответствует ли аффект ситуации.[6] Считается, что пациент, который улыбается и смеется после того, как его доставили в больницу для непроизвольного обследования, испытывает неадекватно приподнятый аффект. Другой дескриптор, который клиницисты могут использовать для описания аффекта, заключается в том, соответствует ли аффект тому, что пациент говорит о своем настроении. Если пациент говорит, что его настроение «отличное» и он улыбается, то его аффект счастлив и, следовательно, конгруэнтен. Однако если этот пациент сказал «отлично» во время плача, то его аффект был бы слезливым и неконгруэнтным.

Мыслительный процесс

Это описание организации мыслей, выраженных пациентом.[5] Для нормального мыслительного процесса мысли описываются как линейные и целенаправленные. Общие описания нерегулярных мыслительных процессов: косвенные, тангенциальные, бегство идей, распущенность, настойчивость и блокировка мыслей. Обстоятельный мыслительный процесс описывает кого-то, чьи мысли связаны, но отходят от темы, прежде чем вернуться к исходной теме. С другой стороны, тангенциальный мыслительный процесс представляет собой серию связанных мыслей, которые уходят от темы, но не возвращаются к исходной теме. Полет идей — это тип мыслительного процесса, который похож на тангенциальный в том, что мысли уходят от темы, но связь между мыслями менее очевидна и слушателю труднее уследить. В свободном, неорганизованном мыслительном процессе нет никакой связи между мыслями и последовательностью мыслей.[5] Персеверации — это тип мыслительного процесса, при котором независимо от темы или вопроса пациент возвращается к одному и тому же предмету. Содержание этих персевераций будет важно отметить в следующем разделе. Наконец, блокировка мыслей наблюдается при психозе, когда у пациента возникают перерывы в мыслях, из-за которых трудно начать или закончить мысль. Ранее это обсуждалось в речи, поскольку у этих пациентов часто бывают паузы в речи и задержки в ответах на вопросы.

Содержание мыслей

По сути, это предмет мыслей, которые возникают у пациента. Это определяется путем прослушивания на протяжении всего интервью и путем прямого опроса. Если у пациента есть определенная озабоченность, у него может быть мыслительный процесс персеверационного типа, для которого важно документировать тему. При оценке содержания мыслей больного обязательно необходимо определить суицидальные мысли, мысли об убийстве, бред.

Врач может спросить пациента, есть ли у него суицидальные мысли или мысли об убийстве. Суицидальные мысли нуждаются в дополнительном разъяснении пассивными мыслями о желании умереть по сравнению с активными мыслями о желании покончить с собой. Кроме того, практикующие врачи должны быть в состоянии установить, есть ли у пациента план и намерение действовать в соответствии с такими мыслями. Это может быть трудно определить, поскольку пациенты редко сообщают такие подробности. Если есть какие-либо опасения по поводу суицидальных намерений, необходима более тщательная оценка суицидального риска. Оценка мыслей об убийстве следует аналогичной схеме: необходимо определить, являются ли мысли пассивными мыслями о желании кого-то умереть или активными мыслями об убийстве кого-то с планом и / или намерением действовать или без такового. Также жизненно важно попытаться получить от пациента, по отношению к которому у них есть мысли об убийстве. Согласно постановлению Тарасова по делу Верховного суда Калифорнии Tarasoff v. Regents of the University of California, , обязанность специалиста в области психического здоровья — предупредить человека, если пациент угрожает его жизни.[8]

Бред – это твердо укоренившиеся ложные убеждения пациента, которые не являются частью системы культурных убеждений и сохраняются, несмотря на противоречивые доказательства.[6] Они могут быть правдоподобными или фантастическими по своей природе. Типы бреда включают причудливый, грандиозный, паранойя, персекуторный и соматический типы. Доказательства этих заблуждений часто трудно получить от пациента, потому что он может знать, что другие не верят ему и опасаются преследований. Врачам-психиатрам требуется практика, чтобы выявлять эти заблуждения у пациентов тонким и непредубежденным образом. Например, нельзя спрашивать пациента: «Вы параноик?», а скорее: «Вы обеспокоены тем, что кто-то следит за вами или шпионит за вами?» Некоторыми распространенными бредом преследования являются паранойя, связанная с тем, что кто-то следит за ними или шпионит за ними с помощью камеры. Другие — это грандиозные убеждения о том, что вы — Бог, королевская особа, знаменитость или богатство. Соматический бред часто возникает из ощущений, которые испытывает больной. Например, распространенный соматический бред заключается в том, что пациент беременен (часто встречается у мужчин и женщин) или что внутри него находится паразит или инопланетянин из-за запора или вздутия живота. При определении того, является ли что-то бредом, важно сравнить то, во что верит пациент, с объективными побочными сообщениями от посторонних или лабораторными данными. Например, взлохмаченный пожилой пациент, утверждающий, что он известная модель, на самом деле мог быть таковой в прошлом. Другие типы бреда включают в себя включение мысли, трансляцию мысли, изъятие мысли, чтение мыслей и идеи ссылки. Это относится к случаям, когда пациенты считают, что они контролируют мысли других, или наоборот. Идеи ссылки относятся к ситуации, когда пациент считает, что он получает особое сообщение по телевидению, радио или из Интернета, которого там нет.

Восприятие

В этом разделе описываются некоторые из различных видов галлюцинаций, которые могут испытывать пациенты. Это оценивается путем опроса пациента, что он воспринимает. Галлюцинация – это восприятие чего-либо в отсутствие каких-либо внешних раздражителей. Важно противопоставить иллюзию, которая представляет собой неправильное восприятие, основанное на фактическом стимуле, например, когда вы думаете, что слышите свое имя в толпе. Напротив, галлюцинации, возникающие при засыпании (гипнагогические), пробуждении ото сна (гипнопомпические) или сонный паралич, не являются патологическими и могут считаться нормальными. Наиболее распространенными галлюцинациями являются слуховые и зрительные, но они также могут быть обонятельными, тактильными и вкусовыми. Спрашивая о слуховых галлюцинациях, важно отметить, какой звук слышен или голос. Если пациент слышит один или несколько голосов, спросите, узнает ли пациент этот голос или голоса, какого пола они кажутся и что эти голоса говорят ему. Слуховая галлюцинация Бога, желающего пациенту хорошего дня, потенциально может относиться к сфере нормы в зависимости от религиозной и этнической культуры пациента. Слуховые галлюцинации, которые не считаются нормальными, могут быть негативными и антагонистическими по отношению к пациенту или давать ему команды причинять вред себе или другим. Даже если больной верит, что это Бог, такие опасные слуховые галлюцинации считаются патологией и симптомом психического заболевания. Спрашивая о зрительных галлюцинациях, важно получить как можно больше подробностей. Если пациент видит змей, попросите его описать змей. Сколько их там? Что они делают? Кроме того, как и в случае со слуховыми галлюцинациями, некоторые зрительные галлюцинации можно считать нормальными, например, видение призрака умершего любимого человека вскоре после его смерти.

Часто пациенты отрицают наличие галлюцинаций, несмотря на то, что они у них были. Это может быть либо из-за паранойи, либо из-за страха, вызванного тем, что они переживают. Даже если пациент отрицает наличие галлюцинаций, важно отметить, активно ли он реагирует на внутренние стимулы, разговаривая с кем-то, кого нет, или глядя на что-то, чего нет.

Познание

Наиболее распространенными областями познания, оцениваемыми при обследовании психического статуса, являются бдительность, ориентация, внимание/концентрация, память и абстрактное мышление. Если при оценке когнитивных функций или любой другой части исследования психического статуса практикующий врач обнаруживает симптомы возможного нейрокогнитивного расстройства, возможен более тщательный скрининг с помощью дополнительных инструментов оценки, таких как мини-тест психического состояния (MMSE), Монреальский когнитивный тест (МОСА), или Mini-Cog.[3][5]

Настороженность — уровень сознания пациента. Это может быть описано как бдительность, сонливость, оглушенность, ступор или коматозное состояние. Тревога означает, что пациент полностью проснулся и может реагировать на раздражители. Сонливость означает, что пациент вялый или сонливый. Сонливость считается пониженным уровнем сознания, но пациент все еще способен воспринимать раздражители и его довольно легко разбудить. Притупление означает, что слабые или умеренные стимулы могут не возбудить пациента, и когда разбуженный пациент будет сонливым с отсроченными реакциями. Больной в ступоре не реагирует почти на все раздражители и при возбуждении может быстро снова заснуть без продолжения стимуляции. Больной в коматозном состоянии не реагирует ни на какие раздражители, включая энергичные и вредные.[6] Измененный уровень сознания или чувствительности может указывать на то, что у пациента могла быть травма головы, он проглотил вещество или у него делирий из-за другого заболевания.[9]]

Ориентация относится к осознанию пациентом своего положения и окружения. Это оценивается путем опроса пациента, знают ли они свое имя, текущее местоположение (включая город и штат) и дату. Тот, кто в норме полностью ориентирован, но остро не ориентируется, может испытывать интоксикацию психоактивными веществами, первичное психическое заболевание или делирий. Делирий можно легко пропустить и ошибочно классифицировать как первичное психическое заболевание. Важно уметь дифференцировать это измененное психическое состояние, поскольку оно может означать наличие критического состояния здоровья, которое необходимо оценить и лечить.[10]

Внимание/концентрацию можно оценить на протяжении всего интервью, наблюдая, насколько хорошо пациент остается сосредоточенным на заданных вопросах.[3] В качестве альтернативы, это может быть непосредственно проверено множеством способов. Один из способов — попросить пациента постукивать по руке каждый раз, когда он слышит определенную букву в цепочке случайных букв. Если у них хорошие математические навыки, то другой метод — попросить пациента сосчитать от 100 до 7. Кроме того, практикующий врач может попросить пациента произнести слово вперед и назад или попросить его повторить случайную цепочку чисел вперед и назад. назад.[2][6] Нарушение внимания/концентрации может быть симптомом беспокойства, депрессии, плохого сна или нейрокогнитивного расстройства.[3] При описании состояния пациента практикующий врач может задокументировать его как плохое, ограниченное, удовлетворительное или, в случае предыдущего сравнения, ухудшение по сравнению с улучшением. Кроме того, практикующий врач может конкретно описать задачу и работу пациента.

Память подразделяется на немедленную память, отложенную память, недавнюю память и долговременную память. Практикующий врач может выбрать оценку одного или всех типов памяти во время оценки. Немедленный отзыв — это просьба пациента повторить вам что-то. Это определяет, может ли пациент зарегистрировать новую информацию.[3] Это может быть список случайных слов, случайных чисел или предложение.[6] Отсроченный отзыв — это просьба пациента повторить вам то же самое через определенное время (обычно от 1 до 5 минут) после выполнения другого задания, которое не позволяет пациенту повторять ответ для отработки ответа. [3] Даже если у пациента нет отсроченного припоминания, он может вспомнить информацию, если ему дать подсказку. В этом случае отсроченный отзыв пациента не будет сохранен, а подсказанный отзыв останется.[3] Недавняя память — это оценка того, насколько хорошо пациент помнит недавние события. Это можно определить во время интервью, спросив об истории болезни в настоящее время, о том, что они ели в начале дня или чем они занимались в свободное время. Долговременная память оценивает память пациента на давно прошедшие события. Примерами этого являются вопросы пациента о том, когда у него был ребенок, в какую среднюю школу он ходил, в доме своего детства или на свадьбе. Если у пациента нарушены ответы на тесты на припоминание и/или память, это может указывать на нейрокогнитивное расстройство, которое требует дальнейшего скрининга с помощью одного из тестов, упомянутых в начале этого раздела.

Абстрактное мышление — это способность пациента делать выводы о значениях и понятиях. Это можно оценить, спросив пациента, что общего между двумя объектами или как интерпретировать распространенное высказывание, поговорку или пословицу. Буквальные интерпретации и ответы указывают на конкретное мышление, которое наблюдается при многих психических расстройствах, а также при некоторых умственных нарушениях и нейрокогнитивных расстройствах.[6]

Проницательность

Это относится к пониманию пациентом своего заболевания и функциональных возможностей.[2] Обычно его описывают как плохое, ограниченное, удовлетворительное или, если есть предыдущее сравнение ухудшения по сравнению с улучшением. Если пациент может признать, что его слуховые галлюцинации не реальны, то у него правильное понимание. Если пациент не осознает, что его паранойя по поводу того, что вся пища отравлена, не может быть правдой, то его понимание плохое.

Решение

Это относится к способности пациента принимать правильные решения. Способ непосредственно оценить суждение состоит в том, чтобы спросить пациента, что бы он сделал в определенных сценариях. Часто это оценивается по истории пациента во время интервью и его наблюдаемых действий. [2] Это, как и понимание, также оценивается как плохое, ограниченное, удовлетворительное или, если есть предыдущая оценка для сравнения, ухудшение или улучшение. Пациенты, которые повторяют одни и те же ошибки снова и снова или отказываются принимать лекарства, проявляют недальновидность. Нередко встречаются пациенты, которые не верят, что их лекарства влияют на них положительно или вообще не влияют. Независимо от их плохой интуиции, некоторые пациенты проявляют справедливость, принимая лекарства, потому что они знают, что, если они их не примут, они вернутся в больницу для стационарного лечения. Люди с плохим суждением, как правило, плохо функционируют из-за тяжести своего психического заболевания. Пациенты с таким неверным суждением и функционированием обычно серьезно инвалидизируются и часто нуждаются в стационарном психиатрическом лечении.[4]

Пример документации для карты пациента

Внешность: 25-летняя афроамериканка, возраст указан, одета в бумажную больничную форму, обрезанную таким образом, чтобы обнажить живот с видимым вертикальным шрамом на животе, и множественными татуировками с разными именами, видимыми на предплечьях с обеих сторон.

Поведение: Не испытывает острого дистресса, трудно перенаправить на собеседование, неуместно смеется и улыбается

Двигательная активность: Присутствует минимальное психомоторное возбуждение. Регулярная походка. Регулярная поза. Тиков, тремора или ЭПС нет.

Речь: гипервербальная, беглая, напористая, правильный ритм, равномерная громкость, счастливый тон идеи, отрицает мысли об убийстве. Вызвано грандиозное заблуждение о том, что он «ангел на миссии».

Восприятие: Одобряет слуховые галлюцинации Бога, повелевающего ей отправиться в Калифорнию. Отрицает зрительные галлюцинации. Не проявляет активной реакции на внутренние раздражители.

Познание: 

Сенсориум/ориентация: Бдительность и ориентация на человека, место и дату 

Внимание/концентрация: Плохая. Невозможно написать МИР вперед и назад.

Память: Способен вспомнить 3/3 объекта сразу и через 1 минуту. Недавнее воспоминание — Целый, чтобы позавтракать сегодня утром. Долговременная память — не повреждена, в какой школе она училась.