ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Т. Н. Кандаурова

ВОЕ́ННЫЕ ПОСЕЛЕ́НИЯ, осо­бая ор­га­ни­за­ция час­ти войск в Рос­сии в 1810–57, со­че­тав­шая во­ен. служ­бу с за­ня­ти­ем про­из­во­ди­тель­ным тру­дом. В. п. соз­да­ва­лись с це­лью под­го­то­вить обу­чен­ный ре­зерв войск (без уве­ли­че­ния рас­хо­дов на ар­мию) и ком­плек­то­вать ар­мию из во­ен. по­се­лян (час­тич­но уп­разд­нив ре­крут­ские на­бо­ры).

При соз­да­нии В. п. уч­тён опыт су­ще­ст­во­ва­ния в Рос­сии в 16–18 вв. по­се­лен­ных войск. В 1810–12 по ини­циа­ти­ве имп. Алек­сан­д­ра I в Мо­ги­лёв­ской губ. ор­га­ни­зо­ва­но В. п. Елец­ко­го муш­ке­тёр­ско­го пол­ка, ме­ст­ные жи­те­ли бы­ли вы­се­ле­ны в юж. гу­бер­нии, но Отеч. вой­на 1812 по­ме­ша­ла пол­но­стью осу­ще­ст­вить эти на­ме­ре­ния. В 1815 соз­да­ние В. п. раз­вер­ну­лось пол­ным хо­дом (с 1816 при ор­га­ни­за­ции В. п. ме­ст­ное на­се­ле­ние вклю­ча­лось в их струк­ту­ру). К 1825 В. п. бы­ли соз­да­ны на ка­зён­ных зем­лях в С. -Пе­терб., Нов­го­род­ской, Мо­ги­лёв­ской и Ви­теб­ской гу­бер­ни­ях (по­се­ле­ны в осн. пех. час­ти), а так­же в Сло­бод­ско-Укр., Хер­сон­ской и др. гу­бер­ни­ях (по­се­ле­ны кав. час­ти). В. п. под­чи­ня­лись на­чаль­ни­ку В. п. (1817–21), шта­бу В. п. (1821–1826) и Гл. шта­бу Е. И. В. по В. п. (1826–1832), Де­пар­та­мен­ту В. п. Во­ен. мин-ва (1835–57). В 1821 об­ра­зо­ва­ны шта­бы по­се­лен­ных ди­ви­зий пе­хо­ты, в 1824 штаб по­се­лен­но­го кав. кор­пу­са. В 1837 для ох­ра­ны гра­ниц соз­да­ны В. п. на Кав­ка­зе (вы­пол­ня­ли роль опор­ных пунк­тов и впо­след­ст­вии при­чис­ле­ны к ка­зачь­им вой­скам). К 1857 в В. п. про­жи­ва­ло св. 620,5 тыс. чел. По­се­лен­ный пех. (2 дей­ст­вую­щих, 1 ре­зерв­ный, 1 по­се­лен­ный ба­таль­он) или кав. (6 дей­ст­вую­щих, 3 ре­зерв­ных и 3 по­се­лен­ных эс­кад­ро­на) полк со­став­лял ок­руг В. п., ко­то­рый воз­глав­лял ко­ман­дир пол­ка. Ме­ст­ны­ми ор­га­на­ми управ­ле­ния бы­ли рот­ные и эс­кад­рон­ные к-ты, а так­же к-ты пол­ко­во­го управ­ле­ния (пред­се­да­тель – ко­ман­дир пол­ка), ко­то­рые име­ли во­ен. и хо­зяйств. функ­ции. В по­се­ля­не-хо­зяе­ва (ком­плек­то­ва­ли по­се­лен­ные час­ти) за­чис­ля­лись се­мей­ные сол­да­ты, про­слу­жив­шие не ме­нее 6 лет, и ме­ст­ные жи­тели (гл. обр. го­су­дар­ственные кре­сть­я­не) в воз­рас­те 18–45 лет; ка­ж­дый из них со­дер­жал 2 (с 1827 – 1) сол­дат-по­сто­яль­цев дей­ст­вую­щих час­тей, ко­то­рые по­мо­га­ли ему по хо­зяй­ст­ву. Де­ти во­ен. по­се­лян по дос­ти­же­нии 7 лет за­чис­ля­лись в кан­то­ни­сты, а в 18 лет пе­ре­во­ди­лись в во­ин­ские час­ти. В 45 лет по­се­ля­не вы­хо­ди­ли в от­став­ку, пе­ре­дав хо­зяй­ст­во пре­ем­ни­ку, од­на­ко про­дол­жа­ли ис­пол­нять обя­зан­но­сти на вспо­мо­гат. служ­бе. Ос­таль­ные год­ные к во­ен. служ­бе жи­те­ли за­чис­ля­лись в по­мощ­ни­ки по­се­лян-хо­зя­ев (ком­плек­то­ва­ли ре­зерв­ные час­ти). Ти­по­вое В. п. на ро­ту (228 чел.) со­стоя­ло из 60 од­но­тип­ных до­мов-свя­зей (про­жи­ва­ли 4 се­мьи по­се­лян-хо­зя­ев и сол­даты-по­сто­яль­цы), по­стро­ек для рот­но­го и пол­ко­во­го шта­бов и др. Жизнь во­ен. по­селян стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ва­лась. Они обяза­ны бы­ли но­сить во­ен. фор­му, жить и ра­бо­тать по рас­по­ряд­ку. Го­су­дар­ст­во пре­дос­тав­ля­ло им до­та­ции на обу­ст­рой­ст­во хо­зяй­ст­ва, по­мощь при не­уро­жа­ях и др., бес­плат­ное мед. об­слу­жи­ва­ние. Во­ен. по­се­ля­не ос­во­бо­ж­да­лись от по­да­тей, зем­ских по­вин­но­стей, но на­ря­ду с ре­гу­ляр­ным во­ен. обу­че­ни­ем и не­се­ни­ем ка­ра­уль­ной служ­бы за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем, ра­бо­та­ли в ка­ме­но­лом­нях, на по­ро­хо­вом и ле­со­пиль­ных за­во­дах.

Уст­рой­ст­во В. п. встре­ти­ло со­про­тив­ле­ние ме­ст­ных жи­те­лей и са­мих по­се­лян (в 1817 вол­не­ния в Нов­го­род­ской губ., в 1819 вос­ста­ние Чу­гу­ев­ско­го улан­ско­го по­се­лен­но­го пол­ка). В 1826–27 по­се­лян-хо­зя­ев и их по­мощ­ни­ков ос­во­бо­ди­ли от строе­вой служ­бы, со­став по­се­лен­ных час­тей уд­вои­ли. По­сле вос­ста­ния в Нов­го­род­ской губ. (1831) не­ко­то­рые ок­ру­га В. п. пре­об­ра­зо­ва­ли в ок­ру­га па­хот­ных сол­дат (под­чи­ня­лись во­ен. за­ко­нам и уст­рой­ст­ву, об­ла­га­лись об­ро­ком, в 1834 на них рас­про­стра­не­ны рек­рут­ские на­бо­ры). В 1850 ок­ру­га В. п. ка­ва­ле­рии со­дер­жа­ли 2 ки­ра­сир­ские, 4 улан­ские ди­ви­зии и кон­но-арт. бри­га­ду (св. 64,3 тыс. чел. и св. 26,3 тыс. ло­ша­дей), пол­но­стью по­крыв за­тра­ты на их уст­рой­ст­во. В 1856 ок­ру­га па­хот­ных сол­дат пе­ре­да­ны в Мин-во гос. иму­ществ, за­тем в 1857 уп­разд­не­ны. Ок­ру­га В. п. ка­ва­ле­рии пе­ре­да­ны в то же ми­ни­стер­ст­во в 1857 и су­ще­ст­во­ва­ли как осо­бые Юж. по­се­ле­ния до 1866.

Гл. на­чаль­ни­ки В. п.: А. А. Арак­че­ев (1821–26), П. А. Клейн­ми­хель (1826–1832). Ди­рек­то­ра Деп-та В. п.: П. А. Клейн­ми­хель (1835–42), Н. И. Корф (1842–52), Г. Ф. Пи­лар фон Пиль­хау (1852–56), А. И. Ви­ри­гин (1856–57).

военные поселения | это… Что такое военные поселения?

вое́нные поселе́ния

особая организация войск в Российской империи в 1810—1857 с целью уменьшения военных расходов. Введены на казённых землях Петербургской, Новгородской, Могилёвской, Херсонской и других губерний. С 1817 главный начальник А. А. Аракчеев. Жители военных поселений совмещали военную службу с занятиями сельским хозяйством, их дети записывались в кантонисты. Муштра, жестокий режим, строгая регламентация жизни вызывали восстания: Чугуевское 1819, Новгородское 1831 и др.

* * *

ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ

ВОЕ́ННЫЕ ПОСЕЛЕ́НИЯ — особая организация войск в Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) в 1810—1857 годах. С целью сокращения военных расходов военные поселенцы совмещали военную службу с занятием сельским хозяйством. Военные поселения были введены Александром I Павловичем для создания резерва обученных войск без увеличения расходов на армию.

Первое военное поселение было организовано в 1810 году А.А. Аракчеевым (см. АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич) в Климовичском уезде Могилевской губернии. С 1816 года устройство военных поселений развернулось в широких масштабах. В 1817 году А.А. Аракчеев стал официальным начальником военных поселений. К 1825 году военные поселения были созданы в Петербургской, Новгородской (по реке Волхов и близ Старой Руссы), Могилевской, Слободско-Украинской, Херсонской, Екатеринославской губерниях. Военные поселения составляли от трети до четверти всей армии. Поселенцы формировались из солдат, прослуживших не менее 6 лет в армии и женатых, и из местных жителей — мужчин (главным образом крестьян) в возрасте от 18 до 45 лет. Те и другие именовались поселянами-хозяевами. Остальные местные жители того же возраста, не вошедшие в состав войска, но годные к службе, зачислялись в помощники хозяев и входили в резервные воинские подразделения. Дети военных поселенцев с семилетнего возраста зачислялись в кантонисты, а с 18 лет переводились в воинские части. С 45 лет поселенцы уходили в отставку, но несли службу в госпиталях и по хозяйству. Каждое военное поселение состояло из 60 домов-связей, в которых располагалась рота из 228 человек. В каждом доме помещалось четыре хозяина с нераздельным хозяйством. Жизнь военных поселений строго регламентировалась, круглый год крестьяне проходили военное обучение, земледельческие работы производились несвоевременно, телесные наказания были обычным явлением.

Военные поселения создавались на казенных землях, что вызывало сопротивление казенных крестьян (см. КАЗЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ). В 1817 году выступления крестьян охватили Холынскую и Высоцкую волости Новгородской губернии, в 1817—1818 годах вспыхнули волнения в Бугском войске. В июне 1819 года началось восстание Чугуевского полка (центр Слободско-Украинских военных поселений), в августе оно распространилось на округ Таганрогского полка. Восставшие требовали вернуть их в прежнее состояние, захватывали отрезанные у них земли, избивали и изгоняли начальников. Расправой над восставшими руководил лично Аракчеев: из более 2 тысяч человек арестованных 313 были преданы военному суду. Из 275 человек (по другим данным — из 204), приговоренных к наказанию шпицрутенами по 12 тысяч ударов каждому, 25 человек умерли; остальных сослали в Оренбургский корпус.
В июле 1831 года в военном поселении близ Старой Руссы (см. СТАРАЯ РУССА) произошло одно из самых крупных солдатских выступлений в первой половине 19 века.
Поводом послужила холерная эпидемия, вызвавшая ряд «холерных бунтов». Город Старая Русса перешел в руки восставших, устроивших на площади суд и казнивших начальников. Восстание распространилось на большинство военных поселений Новгородской губернии. Батальон, посланный на усмирение, перешел на сторону восставших. Расправа была жестокой: третью часть жителей деревень, участвовавших в восстании, прогнали сквозь строй и сослали в Сибирь, многих отправили в Кронштадтскую крепость на каторжные работы. В 1831 году многие военные поселений переименовали в округа пахотных солдат, что привело к фактической ликвидации большинства военных поселений. В 1857 году все военные поселения и округа пахотных солдат были упразднены.

Что означает «частичная мобилизация» в России?

Объявление Владимиром Путиным о частичной мобилизации 21 сентября стало сигналом серьезной эскалации войны и привлекло внимание всего мира. Путин был вынужден сделать это из-за боевых поражений и нехватки личного состава. Другие источники кадров иссякают. Многие комментаторы указывали на проблемы с обучением и экипировкой, которые будут реальными, но не непреодолимыми. Мобилизация не переломит ход войны, но может позволить Путину реализовать свою политическую стратегию, которая заключается в том, чтобы пережить европейцев. Что неясно, так это то, что российские народные оппозиции мобилизации сорвут военные планы. В любом случае, у Украины есть окно возможностей для успеха на поле боя до прибытия этих мобилизованных войск.

Что делает Россия

В своем выступлении 21 сентября Путин объявил частичную мобилизацию:

Сегодня наши вооруженные силы. . . ведут бои на линии соприкосновения протяженностью более 1000 километров, воюют не только с неонацистскими отрядами, но и фактически со всей военной машиной коллективного Запада. . . . Считаю необходимым поддержать предложение Министерства обороны и Генерального штаба о частичной мобилизации в Российской Федерации для защиты нашей Родины, ее суверенитета и территориальной целостности, обеспечения безопасности нашего народа и людей на освобожденных территориях. . . . Призыву подлежат только военнослужащие резерва, прежде всего те, кто служил в Вооруженных Силах и имеет конкретные военно-профессиональные специальности и соответствующий опыт. Перед направлением в свои части призванные на действительную военную службу проходят обязательную дополнительную военную подготовку с учетом опыта проведения специальной войсковой операции.

Указ о частичной мобилизации добавляет так называемый «стоп-лосс». Личный состав останется на действительной службе принудительно до окончания частичной мобилизации. Это разумный шаг, когда военные сталкиваются с кадровым голодом и масштабными боевыми действиями, так как сохраняемый личный состав уже находится в частях и обучен. Однако в Соединенных Штатах «стоп-лосс» оказался спорным, когда он применялся во время войн в Ираке и Афганистане. Критики назвали это «черным ходом».

Путин заявил, что эта мобилизация будет ограничена бывшими военнослужащими. Это не расширит призыв на военную службу и не поставит нацию в боевой порядок; что требует полной мобилизации. Заявление Путина также включало промышленный всплеск для увеличения производства оружия и боеприпасов.

Позднее министр обороны Сергей Шойгу уточнил, что мобилизация будет проходить поэтапно. Он также описал преднамеренный тренировочный процесс. Шойгу и Путин заявили, что студенты и рабочие оборонной промышленности будут освобождены.

Это действие примерно эквивалентно частичной мобилизации в США (10 USC 12302). Соединенные Штаты много раз использовали это право в прошлом для «Бури в пустыне» и для войн в Ираке и Афганистане, а также для более мелких операций.

СМИ сообщают о количестве 300 000 задействованных солдат, но этого нет в оригинальной речи. Исполнительный указ оставляет номер Министерству обороны. Некоторые российские блоггеры утверждают, что их может быть 1 миллион. Все эти цифры являются спекулятивными. Возможности России вводить, обучать, оснащать и перебрасывать войска на фронт ограничены. Эта мобилизация будет потоком, а не всплеском.

Некоторые предполагают, что это серьезно подорвет российскую экономику, но это маловероятно. Даже если будет мобилизовано 300 000 военнослужащих, это составляет лишь 0,4% рабочей силы России.

Первоначальные отчеты показывают, что мобилизация идет плохо

Бюрократия, похоже, не готова справиться с требованиями такой сложной операции. Персонал должен быть идентифицирован, уведомлен, подвергнут медицинскому освидетельствованию, в административном порядке приведен на действительную службу, а затем отправлен в учебное заведение. В течение этого административного периода персонал должен быть накормлен и размещен. Соединенные Штаты испытывали проблемы с мобилизационными механизмами в 1991, первая крупная мобилизация со времен Второй мировой войны, но со временем процедуры были отработаны. У россиян может быть такой же опыт.

Как и многие бюрократические задачи в России, мобилизация проводится по районным квотам. Система квот децентрализует и упрощает исполнение, но стимулирует местные органы власти любой ценой расставлять приоритеты в производстве. Это может привести к злоупотреблениям.

Помимо бюрократических проблем, силовики, похоже, угрожают демонстрантам мобилизацией, вопреки объявленной политике.

Россия изо всех сил пытается превратить потенциальную мощь в реальную власть

С самого начала конфликта комментаторы отмечали, что численность населения России более чем в три раза превышает численность населения Украины (146 миллионов против 41 миллиона), вооруженные силы и гораздо большую экономику. По идее, она должна победить в затяжной войне на истощение. Проблема России заключается в том, чтобы превратить потенциальную мощь в боевые возможности. Путин назвал конфликт «специальной военной операцией», а не войной. Это ограничивало его полномочия. Например, российские военные не смогли задействовать многих призывников, хотя они и составляют большую часть сухопутных войск. Частичная мобилизация задействует часть этой потенциальной силы. Украина, напротив, смогла получить доступ ко всем элементам своей национальной мощи.

Россия проводит мобилизацию, потому что у нее заканчиваются солдаты

Российская армия понесла много потерь (по некоторым оценкам, 80 000) из первоначальных сил вторжения численностью около 190 000 человек. Сухопутные боевые отряды насчитывали около 140 000 человек. С самого начала русские изо всех сил пытались сохранить свои ряды, предпринимая самые разные действия, иногда называемые «тайной мобилизацией». Они направили солдат почти из каждой части в России, мобилизовали некоторых резервистов, привлекли этнические меньшинства (в частности, чеченцев), предложили большие бонусы при наборе персонала, который зачислится или останется на службе, использовали частную группу Вагнера и даже вербовали в тюрьмы. Качество замещающего персонала не было высоким, но его количества и качества было достаточно, чтобы российские силы продолжали действовать в полевых условиях.

Как отмечают российские аналитики Майкл Кофман и Роб Ли, структура российской армии предназначена для защиты родины от вторжения, а не для вторжения в соседнюю страну. Таким образом, подразделения обычно насчитывали около 70 процентов личного состава и имели много призывников, которые не могли дислоцироваться за пределами самой России. Для защиты Родины пополнялся призыв в резерв. Для специальной военной операции, где мобилизационные полномочия были ограничены, просто не хватало войск для переброски. Это вооруженные силы, сильно отличающиеся от вооруженных сил Соединенных Штатов, построенных для обеспечения высокой готовности и быстрого развертывания за пределами страны.

Выбор времени обусловлен недавними неудачами русских на поле боя

Российские атаки в Донбассе захлебнулись в июле, захватив часть территории, хотя и дорогой ценой. Украинское контрнаступление началось. На юго-западе украинцы в настоящее время атакуют Херсон, и хотя они не захватили большую территорию, они оказывают значительное давление на русских. Российские войска уязвимы, занимая большой плацдарм на западном берегу Днепра. Украинские точечные удары давят на российскую логистику.

На северо-востоке украинское контрнаступление захватило большую часть территории к востоку от Харькова, хотя продвижение замедлилось. Российские генералы, вероятно, сказали Путину, что не смогут удержать свои позиции без дополнительных войск.

У Путина было два других варианта: применить ядерное оружие или договориться об урегулировании. Комментаторы бесконечно размышляли об использовании ядерного оружия. Такое использование поставило бы под угрозу выживание России на части украинской территории. До сих пор Россия ограничивала ядерные угрозы прямым вмешательством НАТО или движением Украины на территорию России.

Урегулирование путем переговоров в настоящее время невозможно, потому что стороны слишком далеко друг от друга. Путин не может отказаться от своих завоеваний, не ставя под угрозу свой режим, но Украина настаивает на том, чтобы Россия эвакуировала всю оккупированную территорию, включая Крым.

Российские силы невелики

Важно помнить, насколько малы российские силы. Во время холодной войны Советский Союз содержал около 3,5 миллионов вооруженных сил. Той армии давно нет. Сегодня в России общая численность вооруженных сил составляет около 9 человек.00000, из них 280000 в армии.

Чтобы представить российскую армию в перспективе, у Соединенных Штатов есть действующая армия численностью 1,3 миллиона человек и организованный, обученный резерв численностью 800 000 человек. Таким образом, в Соединенных Штатах имеется примерно в два раза больше легкодоступного обученного персонала, чем в России.

Чтобы лучше представить российские силы, в 1991 году Соединенные Штаты направили около 540 000 военнослужащих в Саудовскую Аравию, чтобы освободить Кувейт от Ирака. Всего силы коалиции насчитывали около 750 000 человек. Россия провела это вторжение в условиях ограниченного бюджета.

России не хватает сильных резервных сил

Россия пыталась создать резервные силы наподобие сил НАТО, которые регулярно тренируются, но эти усилия не принесли большого успеха. Вместо этого Россия ведет списки бывших солдат, которых можно было бы призвать на службу. Это типично для военной системы, использующей воинскую повинность, потому что эта система выпускает относительно большое количество личного состава. Те новобранцы, недавно освобожденные от действительной службы, обладают полезными навыками, но эти навыки быстро ухудшаются. Это гораздо менее дорогая система, но требует времени и обучения после мобилизации.

В Соединенных Штатах действует аналогичная система под названием «Резерв индивидуальной готовности» (IRR). Сюда входят военнослужащие, прошедшие действительную военную службу, но не выполняющие полные восьмилетние военные требования. (Все военнослужащие несут восьмилетнюю военную службу, и контракты о зачислении составляются на этот период времени.) Эти военнослужащие остаются в списках военнослужащих для возможной мобилизации. Тем не менее, это вторая резервная сила после организованных резервных подразделений, которые регулярно тренируются и которые большинство людей считают резервистами. Соединенные Штаты призвали некоторых сотрудников IRR на службу в разгар войны в Ираке, но это было очень спорно, и их количество было сведено к минимуму. По сути, Россия вызывает свою версию IRR.

Обучение будет сложной задачей

И Путин, и Шойгу заявили, что резервисты пройдут дополнительное обучение, вероятно, две недели. По американским меркам этого мало. Соединенные Штаты давали мобилизованным подразделениям месяцы обучения, прежде чем отправить их в Ирак или Афганистан, хотя персонал, мобилизованный в индивидуальном порядке, прошел меньше обучения. Российская военная бюрократия не готова принять такое количество войск. В отличие от США, у россиян нет базовых учебных центров. Большая часть обучения проводится в боевых частях, но большая часть этих учебных кадров была отправлена ​​​​на Украину или стала жертвами.

Впрочем, украинцы тоже плохо обучены. В начале войны Украина создала много новых частей в своей территориальной армии и снабдила их лишь зачаточными военными навыками. В сообщениях указывается, что персонал мог пройти двух- или трехнедельную подготовку. Войска приобрели некоторые навыки за шесть месяцев боев, но они сосредоточены в основном на выживании. НАТО обучает тысячи украинских военнослужащих, некоторые проходят базовую подготовку в Великобритании, а другие проходят специализированную подготовку на базах по всей Европе, но таких военнослужащих меньшинство. Средний уровень украинской подготовки по-прежнему очень низок. Для сравнения, корпус морской пехоты США дает новобранцам 22 недели обучения, прежде чем отправить их в бой. Обе стороны находятся намного ниже этого уровня. Так что российская подготовка будет неадекватной и не соответствующей стандартам США, но русские воюют с плохо обученными, хотя и высоко мотивированными украинскими войсками, а не с США.

Оборудование может быть менее сложной задачей

Хотя у русских наверняка будут некоторые проблемы с оборудованием, вряд ли это станет серьезной проблемой. Проблема с российскими войсками на сегодняшний день заключается в переоснащении, а не в недостатке. Как задокументировали Майкл Кофман и Роб Ли, русские содержали свои подразделения с полным набором оборудования, но лишь с частичным укомплектованием личного состава. Это одна из причин больших потерь—недостаточно пехоты для защиты всей техники. Русские, как и советские до них, никогда ничего не выбрасывают, поэтому у них много оборудования на складах. Это будет не самая современная техника, но она противостоит украинским силам, которые до сих пор вооружены в основном техникой советских времен.

Кроме того, если большая часть мобилизованного персонала заполнит пробелы в существующих подразделениях, проблемы с оборудованием облегчатся. Этот персонал будет ложиться на технику, которая уже есть в этих подразделениях.

С логистикой были проблемы, но, кажется, теперь стало легче. В первые дни российская логистическая поддержка была ужасной, из-за чего войска голодали, а машины бросали. Как и многие военные, русские не были готовы к материально-техническим требованиям войны, которые сильно отличаются от опыта учений мирного времени. Однако российские войска сегодня, похоже, не голодают, и тот факт, что русские ежедневно выпускают тысячи артиллерийских снарядов, свидетельствует о том, что система тылового обеспечения работает адекватно.

Цель мобилизации в конечном счете политическая, а не победа на поле боя

Маловероятно, что русские генералы считают, что эта мобилизация переместит инициативу и позволит России начать крупные атаки. Украинские силы становятся слишком могущественными благодаря иностранному оборудованию и обучению. Скорее, стратегия, скорее всего, будет удерживать то, что Россия уже захватила, и отодвигать войну до зимы. Путин стремится подвергнуть европейское население достаточному стрессу из-за холода, инфляции и высоких цен на энергоносители, чтобы оно потребовало прекращения войны. Данные опроса показывают, что европейское население поддерживает Украину в ее борьбе за демократию, но неоднозначно относится к предоставлению оружия и участию. (Исключением являются страны Балтии и Польша, которые находятся на передовой и гораздо больше обеспокоены намерениями России.) Таким образом, европейцы могут заставить свои правительства настаивать на прекращении огня и переговорах.

Подстановочный знак — политическая оппозиция

Внутренняя оппозиция возникла в начале войны, когда во многих городах прошли антивоенные демонстрации. Однако российские силовики успешно подавили эти демонстрации. Подконтрольные правительству СМИ доминировали в информационном пространстве, убеждая большинство россиян в том, что война носит оборонительный характер и направлена ​​на подавление неонацистского режима в Украине. В целом, война, похоже, нравится среднему россиянину. Однако мобилизация вовлекает в войну все больше русских семей и вызывает у многих мужчин опасения, что их могут призвать. Оппозиция кажется широко распространенной. Однако еще предстоит увидеть, будет ли эта оппозиция иметь оперативное влияние на войну или же она иссякнет, как это произошло с предыдущими антивоенными усилиями.

На что обращать внимание

Чтобы увидеть, как эта мобилизация работает, стоит отслеживать несколько индикаторов. Во-первых, не мешает ли мобилизации внутренняя оппозиция? С военной точки зрения ключевой вопрос заключается в том, значительно ли такое противодействие сокращает количество личного состава, доступного для мобилизации. Смогут ли российские войска продержаться до прибытия мобилизованных? Хотя линия фронта, похоже, стабилизировалась, позиция России неустойчива. Она может треснуть за несколько недель до прибытия мобилизованных сил. Может ли Россия обучить и вооружить эти силы? Хотя стандарты не должны соответствовать ожиданиям США, они должны достигать минимального уровня эффективности персонала. Наконец, поддерживает ли российский боевой дух хотя бы минимальный уровень? Боевой дух русских невысок, но русские продолжают сражаться. Тысяча лет истории свидетельствует о том, что русские могут продолжать сражаться в условиях, которые другие народы могут не вынести.

Марк Ф. Канчиан — старший научный сотрудник Программы международной безопасности Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия. , частное, освобожденное от налогов учреждение, занимающееся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).

© 2022 Центр стратегических и международных исследований. Все права защищены.

Позиция Китая по политическому урегулированию украинского кризиса

1. Уважение суверенитета всех стран. Должны строго соблюдаться общепризнанные нормы международного права, включая цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций. Суверенитет, независимость и территориальная целостность всех стран должны быть эффективно защищены.

Все страны, большие или малые, сильные или слабые, богатые или бедные, являются равноправными членами международного сообщества. Все стороны должны совместно поддерживать основные нормы, регулирующие международные отношения, и защищать международную честность и справедливость. Следует поощрять равное и единообразное применение международного права и отвергать двойные стандарты.

2. Отказ от менталитета холодной войны. Безопасность страны не должна обеспечиваться за счет других. Безопасность региона не должна обеспечиваться усилением или расширением военных блоков. К законным интересам безопасности и заботам всех стран следует относиться серьезно и должным образом учитывать их. Нет простого решения сложной проблемы. Все стороны должны, следуя видению общей, всеобъемлющей, совместной и устойчивой безопасности и помня о долгосрочном мире и стабильности во всем мире, способствовать созданию сбалансированной, эффективной и устойчивой архитектуры европейской безопасности.

Все стороны должны противодействовать погоне за собственной безопасностью в ущерб безопасности других, не допускать блоковой конфронтации и вместе работать во имя мира и стабильности на евразийском континенте.

3. Прекращение боевых действий.

Конфликты и войны никому не нужны. Все стороны должны оставаться рациональными и проявлять сдержанность, не допускать раздувания пламени и обострения напряженности и не допускать дальнейшего обострения кризиса или даже его выхода из-под контроля. Все стороны должны поддержать Россию и Украину в работе в одном направлении и скорейшем возобновлении прямого диалога, чтобы постепенно деэскалировать ситуацию и в конечном итоге достичь всеобъемлющего прекращения огня.

4. Возобновление мирных переговоров. Диалог и переговоры – единственное решение украинского кризиса. Необходимо поощрять и поддерживать все усилия, способствующие мирному урегулированию кризиса. Международное сообщество должно оставаться приверженным правильному подходу к содействию мирным переговорам, помогать сторонам в конфликте как можно скорее открыть дверь для политического урегулирования и создавать условия и платформы для возобновления переговоров.

Китай будет и впредь играть конструктивную роль в этом отношении.

5. Разрешение гуманитарного кризиса. Необходимо поощрять и поддерживать все меры, способствующие ослаблению гуманитарного кризиса. Гуманитарные операции должны следовать принципам нейтралитета и беспристрастности, а гуманитарные вопросы не должны политизироваться. Безопасность гражданских лиц должна быть эффективно защищена, и должны быть созданы гуманитарные коридоры для эвакуации гражданских лиц из зон конфликтов. Необходимы усилия по увеличению гуманитарной помощи в соответствующих районах, улучшению гуманитарных условий и обеспечению быстрого, безопасного и беспрепятственного гуманитарного доступа с целью предотвращения гуманитарного кризиса в более широком масштабе. Следует поддержать ООН в выполнении координирующей роли в направлении гуманитарной помощи в зоны конфликтов.

6. Защита гражданских лиц и военнопленных (военнопленных). Стороны в конфликте должны строго соблюдать международное гуманитарное право, избегать нападения на гражданских лиц или гражданские объекты, защищать женщин, детей и других жертв конфликта и уважать основные права военнопленных. Китай поддерживает обмен военнопленными между Россией и Украиной и призывает все стороны создать для этого более благоприятные условия.

7. Обеспечение безопасности атомных электростанций. Китай выступает против вооруженных нападений на атомные электростанции или другие мирные ядерные объекты и призывает все стороны соблюдать международное право, включая Конвенцию о ядерной безопасности (КЯБ), и решительно избегать техногенных ядерных аварий. Китай поддерживает Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в его конструктивной роли в содействии обеспечению безопасности и надежности мирных ядерных установок.

8. Снижение стратегических рисков. Нельзя применять ядерное оружие и вести ядерные войны. Следует противостоять угрозе или применению ядерного оружия. Необходимо предотвратить распространение ядерного оружия и ядерный кризис. Китай выступает против исследований, разработки и применения химического и биологического оружия любой страной при любых обстоятельствах.

9. Содействие экспорту зерна. Все стороны должны полностью и эффективно и сбалансированно реализовать Черноморскую зерновую инициативу, подписанную Россией, Турцией, Украиной и ООН, и поддержать ООН в том, чтобы она играла важную роль в этом отношении. Инициатива сотрудничества в области глобальной продовольственной безопасности, предложенная Китаем, обеспечивает реальное решение глобального продовольственного кризиса.

10. Прекращение односторонних санкций. Односторонние санкции и максимальное давление не могут решить проблему; они только создают новые проблемы. Китай выступает против односторонних санкций, санкционированных Советом Безопасности ООН. Соответствующие страны должны прекратить злоупотреблять односторонними санкциями и «юрисдикцией длинных рук» в отношении других стран, чтобы внести свой вклад в деэскалацию украинского кризиса и создать условия для развития экономики развивающихся стран и улучшения жизни их людей.

11.