Межличностная дистанция — Студопедия
Межличностное пространство, которое обычно сохраняется между людьми во время общения, как полагает К. Изард, имеет, возможно, в своей основе социокультурные нормы, регулирующие тактильные контакты (Изард К., 1980). Следовательно, межличностную дистанцию можно рассматривать как такое средство коммуникации, которое производно от тактильного канала общения. Пространство между людьми несет в себе смысловые, психологические значения, поэтому антрополог Эдвард Холл (1966), вероятно, наиболее авторитетный специалист в области исследований межличностной дистанции, дал ей название “психологии пространства”. Им же составлена наиболее известная сегодня классификация дистанций, или зон межличностного взаимодействия. Правда, она отражает, в основном, те культурные нормы, которые существуют у североамериканцев, поскольку создавалась на основе наблюдений поведения американцев.
Холл выделяет четыре основные дистанции, которые служат показателем того, какого рода отношения связывают взаимодействующих людей, и которые получили, соответственно, названия: интимная, личностная, социальная, официальная (публичная).
Интимная зона – это расстояние между людьми от непосредственного соприкосновения до 0,5 метра. Такая дистанция свидетельствует об очень близких отношениях собеседников. Разумеется, за исключением тех случаев, когда незнакомые люди оказываются тесно скученными не по своей воле в общественном транспорте, в магазинах, на стадионах и т. д. Такое вынужденное уменьшение межличностного пространства вызывает у человека обычно ощущение дискомфорта, поскольку в толпе возникает тесный физический контакт с совершенно незнакомыми людьми.
Личностная зона – устанавливается в пределах от 0,5 до 1,25 метра. Она характерна для общения людей, имеющих дружеские отношения, или между близко знакомыми индивидами.
Социальная зона – она более протяженная и простирается примерно от 1,25 до 3,5 метров. Такое расстояние сохраняется людьми, например, в деловых взаимоотношениях или других социальных взаимодействиях. Эта дистанция поддерживается, скажем, во время взаимодействия покупателя и продавца, студента и преподавателя и т. д. Причем крайний предел данной зоны свидетельствует либо о весьма формальных, либо о достаточно напряженных отношениях.
Официальная (публичная) зона – она колеблется в пределах от 3,5 до 7,5 метров. Данная дистанция свидетельствует о совершенно официальном характере общения. Это могут быть дистанции во время публичных выступлений, общения с официальными лицами, торжественных ритуализованных мероприятий.
Классификация Холла свидетельствует о том, что наиболее близкие отношения предполагают наименьшую межличностную дистанцию. Более того, дистанция между друзьями и хорошими знакомыми имеет тенденцию к уменьшению, в отличие от оптимальной дистанции, сохраняющейся между незнакомыми людьми. Поскольку степень близости и межперсональная дистанция столь тесно связаны между собой, мы часто используем дистанцию для передачи другим людям своего отношения к ним. Посредством дистанции можно также устанавливать новые и изменять старые, уже сложившиеся отношения. Если вы, например, хотите по какой-либо причине установить с человеком более близкие отношения, то, скорее всего, общаясь с ним, попытаетесь уменьшить расстояние между ним и собой. И, наоборот, когда человек вам не нравится, то вы, вероятно, поведете себя иначе и будете “держать дистанцию”.
Этот поведенческий эффект нашел подтверждение в исследованиях, и, в частности, в эксперименте Говарда Розенфельда, который просил участниц (студенток) пообщаться с каким-нибудь собеседником (обычно тоже студентом, помощником исследователя). В одном случае студентки должны были выказывать собеседнику свое дружеское расположение, в другом – избегать проявления дружеских чувств. В первой ситуации студентки садились в метре-полутора метрах от ассистента исследователя, во второй – в двух-двух с половиной метрах (Rosenfeld G., 1965).
Здесь необходимо сразу уточнить, что у некоторых людей “чувство дистанции” может быть нарушено. Проявляется это либо в том, что собеседник, не отдавая себе в том отчета, приближается настолько близко, что буквально дышит вам в лицо, что, разумеется, заставляет вас отступать шаг за шагом. И тогда со стороны ваша беседа будет напоминать исполнение танца “тустеп”. Другое проявление “сбитого чувства дистанции” обнаруживается в противоположной тенденции, когда собеседник предпочитает разговаривать с дистанции в три и более метра, так что вам приходится напрягать и слух, и голос, чтобы слышать и отвечать ему.
Конечно, этот ваш собеседник может оказаться человеком с вполне здоровым и нормальным чувством дистанции, но выходцем из Латинской Америки, Средиземноморья, Индии или из других стран, где высокая плотность населения. Во всех этих странах и регионах устанавливается меньшее, чем в северной Европе или в Северной Америке межперсональное пространство (Атватер И., 1988). В целом, здесь просматривается такая закономерность: чем большая плотность населения в стране, тем меньшая межличностная дистанция устанавливается людьми при общении. И наоборот. Эта закономерность нашла отражение в традициях и культурных нормах.
Межличностная дистанция может сообщать не только о степени близости между людьми или о типе социального взаимодействия. Она служит также индикатором социального статуса общающихся людей. Люди, равные по статусу, как правило, стоят ближе друг другу, чем люди с различным социальным статусом Чем значительнее различие статусов людей, тем большая межличностная зона устанавливается между ними. Причем если низкостатусный индивид обычно всегда “соблюдает дистанцию”, то высокостатусный может позволить себе самостоятельно определять межличностное пространство во взаимоотношениях с низкостатусным. Как видим, в данном случае проявляется та же тенденция, что и в использовании прикосновений.
Кроме того, некоторые авторы сообщают, что межличностная зона в определенной мере зависит от гендерной и возрастной принадлежности взаимодействующих людей. Так, например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают находиться на большем расстоянии от собеседника. Женщины, обычно, сидят или стоят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины (Атватер И., 1988).
В целом же, люди с нормальным чувством дистанции обычно удобно чувствуют себя в тех случаях, когда находятся на таком расстоянии друг от друга, которое соответствует их представлениям как о степени близости и знакомства между ними, так и о существующем в данный момент типе социальных отношений – словом, их представлениям о социальных нормах.
B. умение «встать на место другого человека»
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
c. способность переживать те чувства, которые испытывает другая личность
d. осмысление индивидом, как он воспринимается партнером по взаимодействию
Автор, выделивший основные дистанции взаимодействия:
a. К. Роджерс
B. Э. Холл
c. А.А. Бодалев
d. К. Левин
Основной проблемой информационного аспекта общения является:
Выберите один ответ:
A. соотношение знака и значения
b. передача индивидуального и общечеловеческого опыта
c. понимание невербального поведения
d. влияние СМИ
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя:
a. контакт глаз
b. социальную и индивидуальную дистанцию
C. жесты, мимику, пантомимику
d. тональность, диапазон голоса
При любом подходе к категории общения в отечественной психологии принципиально важным является вопрос о связи общения с:
a. речью
B. деятельностью
c. мотивами
d. личностью
Множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т.п.) называются:
a. манипуляция
B. массовое общение
c. коммуникабельность
d. массовая коммуникация
Тенденция выполнять деятельность хуже в присутствии других людей (при выполнении незнакомой или сложной работы)
a. социальная фасилитация
b. группсинг
c. социальная леность
D. социальная ингибиция
То, как индивид объясняет поведение людей (или свое собственное), обозначается термином:
a. локус контроля
b. проекция
c. каузальная атрибуция
d. аттракция
Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) это
a. ингрупповой фаворитизм
b. социальная категоризация
c. социальное сравнение
D. межгрупповая дискриминация
Автором теории социального обмена является:
A. Дж. Хоманс
b. У. Шутц
c. А. Бандура
d. К. Хорни
Барьеры отношений возникают, когда:
a. коммуникаторы не согласны с приводимыми доводами
b. используются разные приемы средств языка для выражения мыслей
c. люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного
D. во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции
Восприятие внешности другого человека с одновременной или последующей интерпретацией его как личности это:
a. стереотипизация
B. физиогномическая редукция
c. проекция
d. эффект ореола
Совпадение вербальных и невербальных сигналов называется:
a. убеждение
B. конгруэнтность
c. коммуникативный барьер
d. коммуникация
У. Липпман в 1921 году, описывая процесс межгруппового восприятия, ввел понятие
a. социальная ингибиция
B. социальный стереотип
c. социальное сравнение
d. социальная фасилитация
Что из ниже перечисленного не является фундаментальной ошибкой каузальной атрибуции:
a. ошибка неравных возможностей ролевого поведения
b. ошибка «ложного согласия»
c. игнорирование информационной ценности неслучившегося
D. тенденция переоценивать роль ситуативных факторов и недооценивать влияние личностных факторов
Какой вид транзакции может указывать на конфликт:
a. двойная
b. дополнительная
c. угловая
D. пересекающаяся
Какие параметры межличностного общения можно установить социометрическим методом:
A. мотивы межличностного общения
b. установки личности
c. статус личности в группе
d. локус контроля
Внушение – это:
A. целенаправленное, неаргументированное воздействие одного индивида на другого
b. привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги
c. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне
d. воздействие методом логически выстроенных доказательств
Различные функции, которые человек выполняет в соответствии со своим положением в группе, называются:
a. репертуарная решетка
B. роль
c. маска
d. статус
Аттракция – это:
A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
b. постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств
c. приписывание причин поведению другого человека
d. процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте
Какой вид общения соответствует описанию «неполный психический контакт при помощи каких-либо устройств (например, разговор по телефону, переписка и т.п.):
a. непосредственное
B. опосредованное
c. массовое
d. деловое
Изучением субъективных каналов восприятия и передачи информации занимается такое направление в психологии как:
a. символический интеракционизм
B. нейро-лингвистическое программирование
c. бихевиоризм
d. психоанализ
Кто описал 4 манипулятивные системы общения:
A. Э. Шостром
b. Рогов Е.И.
c. А. Пиз
d. Леонтьев А.Н.
Для стратегии «избегание» характерно:
a. жертвование собственными интересами ради интересов другого человека
b. как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей
c. стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки
d. стремление человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку
Основные характеристики социальной роли были выделены
a. Ч. Кули
b. Дж. Мидом
C. Р. Бернсом – неверно
D. Т. Парсоном
Проецирование – это:
A. это приписывание другому человеку собственных качеств
b. вербальные и невербальные сообщения, которые человек намеренно или ненамеренно посылает в ответ на сообщение другого человека
c. положительное эмоциональное отношение к объекту общения, сосредоточение внимания на нем.
d. процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка
Знаковой системой вербальной коммуникации является:
a. мимика
b. только устная речь
c. тональность и темп речи
D. письменная и устная речь
Коммуникация, связанная с тактильной системой восприятия, называется:
a. полисемия
b. экстралингвистика
C. такесика
d. проксемика
Коммуникативная рефлексия – это:
a. способ понимания человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе
b. умение «встать на место другого человека»
c. способность переживать те чувства, которые испытывает другая личность
d. осмысление индивидом, как он воспринимается партнером по взаимодействию
Автор, выделивший основные дистанции взаимодействия:
a. К. Роджерс
B. Э. Холл
c. А.А. Бодалев
d. К. Левин
Основной проблемой информационного аспекта общения является:
A. соотношение знака и значения
b. передача индивидуального и общечеловеческого опыта
c. понимание невербального поведения
d. влияние СМИ
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя:
a. контакт глаз
b. социальную и индивидуальную дистанцию
C. жесты, мимику, пантомимику
d. тональность, диапазон голоса
При любом подходе к категории общения в отечественной психологии принципиально важным является вопрос о связи общения с:
a. речью
B. деятельностью
c. мотивами
d. личностью
Множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т.п.) называются:
a. манипуляция
B. массовое общение
c. коммуникабельность
d. массовая коммуникация
Тенденция выполнять деятельность хуже в присутствии других людей (при выполнении незнакомой или сложной работы)
a. социальная фасилитация
b. группсинг
c. социальная леность
D. социальная ингибиция
То, как индивид объясняет поведение людей (или свое собственное), обозначается термином:
a. локус контроля
B. проекция – неверно
c. каузальная атрибуция
d. аттракция
Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) это
a. ингрупповой фаворитизм
b. социальная категоризация
c. социальное сравнение
D. межгрупповая дискриминация – неверно
Автором теории социального обмена является:
A. Дж. Хоманс
b. У. Шутц
c. А. Бандура
d. К. Хорни
Барьеры отношений возникают, когда:
a. коммуникаторы не согласны с приводимыми доводами
b. используются разные приемы средств языка для выражения мыслей
c. люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного
Рекомендуемые страницы:
Проксемика | Блог 4brain
Человек всегда был и остается существом социальным, и жить в этом мире без коммуникации с окружающими его другими людьми совершенно невозможно (отдельные случаи аскезы и «отказа от мира», являющиеся скорее исключением, чем нормой, мы не рассматриваем). Однако у каждого из нас есть совершенно особое и трепетно охраняемое личное физическое пространство. В зависимости от комфортности взаимоотношений мы можем его увеличивать с одними людьми и сокращать с другими.
Пространственные отношения между людьми – это тема, уже очень давно интересующая психологов по всему миру. Изучению этих взаимоотношений даже посвящена отдельная область психологической науки – проксемика. В этой статье мы расскажем, что это такое, что она изучает в контексте психологии, какие имеет особенности и чем полезны знания о ней для любого из нас.
Зарождение проксемики
Одним из первых людей, начавших изучать пространственные отношения, стал американский ученый – антрополог и психолог Эдвард Холл. По его словам, любой из людей стремится обладать своим личным физическим пространством, а также самостоятельно его организовывать. По сути, это естественная биологическая потребность человека.
В результате долгих и плодотворных научных изысканий в 1969 году Эдвард Холл написал книгу «Молчаливый язык», где во всех подробностях изложил ответы на главные вопросы на тему пространственных отношений. Кроме того, ученый и ввел в обиход понятие «проксемика», под которым понималась физическая дистанция, соблюдаемая людьми во время коммуникации. Так и появилась область психологии, посвященная изучению пространственных условий человеческого общения.
Важно заметить также, что сегодня есть и другие направления, которые исследуют нюансы невербального общения. К ним относится кинесика, изучающая пантомимику, мимику и жесты людей, и такесика, фокусирующаяся на невербальном общении между людьми при помощи прикосновений. Кстати, нередко можно наблюдать и совместное применение этих терминов, например, кинесика-проксемика и такесика-проксемика, хотя это и не совсем правильно, и проксемику вернее считать самостоятельным направлением.
Главным постулатом проксемики служит следующая идея: все человеческие перемещения в процессе взаимодействия с другими людьми не случайны, а обусловлены отношением людей друг к другу и их принадлежностью к конкретной культуре.
Самое близкое к себе пространство человек считает своей личной территорией, и если кто-то в нее вторгается, он может отреагировать на это агрессивно. Именно поэтому практическая польза проксемики выражается в умении правильно выбирать дистанцию для общения и учитывать взаимное расположение с собеседниками.
Чтобы систематизировать информацию об этом Эдвард Холл распределил пространство, окружающее человека, на четыре зоны. Далее мы рассмотрим каждую из них, но прежде предлагаем вам посмотреть любопытное видео о том, какую реакцию вызывает у людей внезапное вторжение в их личное пространство.
Пространственные зоны
Холл определил четыре зоны (иногда их называют дистанциями), соблюдаемые людьми во время общения:
- интимная зона;
- личная зона;
- социальная зона;
- публичная зона.
Схематично эти зоны можно представить так:
Интимная зона
Интимную зону удобнее всего представить в форме воображаемого пузыря радиусом около полуметра. В этом пузыре находится человек. Если кто-то посторонний находится в этой зоне, предполагается физический контакт, например, прикосновения, поглаживания, объятия и т.д. (Вот здесь уместно применять два термина: проксемика-такесика).
Интимная зона соблюдается человеком лишь при общении с наиболее близкими людьми – родными, членами семьи или очень близкими друзьями. Интересно, что чем более близки люди друг к другу в плане отношений, тем меньше дистанция между ними. Примеры тому есть у каждого из нас – просто вспомните, как мы стремимся сократить дистанцию со своими любимыми.
Интимная зона дает людям возможность прикасаться друг к другу. Если человек недостаточно общителен, он будет стремиться к расширению интимной зоны, в частности при общении с незнакомцами. Такой человек может избегать общественного транспорта или мест большого скопления людей, где люди находятся в тесном физическом контакте друг с другом.
Если человек агрессивен, он тоже может увеличивать интимную зону, причем делать это он будет неосознанно. К примеру, он может стоять с широко расставленными ногами, размахивать руками во время разговора или вальяжно сидеть на диване, раскинув руки в стороны. Если кто-то внезапно вторгнется в «его» пространство, он может начать агрессировать и недовольствоваться.
Вот еще примеры: симпатизирующие друг другу люди будут располагаться ближе друг к другу; человек, которому неприятен его собеседник, будет отодвигаться от него подальше; дистанция между супругами с проблемами в отношениях всегда будет увеличиваться. Вспомните разные ситуации из своей жизни, и вы сами сможете найти подтверждение этим словам, и это касается как личного, так и делового общения.
И еще немного практической информации, полезной в жизни. В обычных условиях не стоит располагаться слишком близко к человеку, иначе можно спровоцировать конфликт (видео, представленное выше, это прекрасно иллюстрирует). Когда в интимную зону одного человека вторгается незнакомец, организм первого выделят стрессовые гормоны, отчего происходит психическая мобилизация, направленная на отражение агрессии. Этот механизм самозащиты заложен в нас природой.
Несмотря на это, сегодняшняя жизнь часто вынуждает нас быть в близком контакте с окружающими. Мы все ездим в метро и лифтах, стоим в очередях и толкаемся в толпе. Отсюда и родились определенные компенсирующие механизмы – негласные нормы поведения, которым рекомендуется следовать. Если не хотите неприятностей (или просто думаете о других и не желаете доставлять им дискомфорт), не стоит громко разговаривать по телефону (и вообще), находясь с кем-то рядом, не отрывая взгляд рассматривать незнакомых людей и т.п.
Соблюдение этих простейших правил способно сделать комфортнее и вашу жизнь и жизнь тех, с кем вам приходится сталкиваться по воле случая.
Личная зона
Личная зона – это пространство дружеского и делового общения. Дистанция в этом случае может составлять от полуметра до 1 метра 20 сантиметров, т.е. есть ближняя и дальняя личная дистанция. В первом случае в личную зону допускаются родственники и друзья, а во втором – деловые партнеры, коллеги и т.п.
Отличается личная зона тем, что в ней, как правило, отсутствует физический контакт. Также ее можно назвать «зоной симпатии», и здесь, как и в первом случае, симпатия влияет на расстояние – чем больше люди друг другу нравятся, тем меньше между ними расстояние.
Любопытно и то, что у разных людей размер «зоны симпатии» может разительно отличаться и в зависимости от их личностных характеристик. Например, коммуникабельные люди, оптимисты и экстраверты сокращают личную дистанцию, а замкнутые, закомплексованные или неуверенные в себе люди, «негативщики» и интроверты буду эту дистанцию увеличивать. В некоторых случаях широкая личная зона создает для человека иллюзию защищенности.
В дополнение к этому личная дистанция может зависеть и от возрастных факторов. Вероятно, вы и сами замечали, что дети и пожилые люди стремятся физически быть ближе к тем, с кем общаются, а молодежь и люди средней возрастной категории, наоборот, комфортнее себя чувствуют, располагаясь от собеседника подальше. Проксемика это (в психологии) объясняет тем, насколько человек чувствует себя уверенным и защищенным.
Социальная зона
Как и следует полагать, границы социальной зоны еще шире – они составляют от 1,2 до 3,7 метров. Практически всегда этим пределам соответствует деловое общение. Кстати, фраза «сесть за стол переговоров» и с позиции проксемики имеет интересную трактовку: стол – это непременная составляющая переговоров, а его размер соответствует социальной зоне. Это же касается и формы стола и того, как располагаются за ним собеседники.
Заметим, что расположение собеседников за столом само по себе разделяет пространство на личные сегменты. Как правило, граница всегда расположена по центру стола, и человек воспринимает часть до границы со «своей» стороны в качестве личной (иногда даже интимной) территории. И если кто-то внезапно положит что-то на «чужую» половину, это может стать вторжением в личную (или интимную) зону и вызовет негативный отклик.
И снова чуть-чуть практики. Для разговора в духе «босс-подчиненный» психологи советуют выбирать прямоугольные или квадратные столы, а стулья расставлять напротив друг друга. При этом нужно, чтобы стул босса имел более высокую спинку и вообще был более массивным. Это создает определенный настрой, ведь начальник как бы «возвышается» над подчиненным, и последний уже изначально чувствует себя более «слабым».
В случае с деловыми переговорами или любым другим общением, например, для встречи большой компании друзей, стоит использовать овальный или круглый стол без острых углов и одинаковые для всех стулья. При таком раскладе все участники коммуникации будут чувствовать себя в одинаковом положении.
И еще немного о психологическом комфорте. Возьмите на заметку, что всегда, когда за спиной сидящего человека происходит какое-то движение (например, кто-то постоянно ходит, все время открывается/закрывается дверь, слышен шум машин за окном и т.п.), он находится в стрессовой ситуации. Это может сказаться на состоянии собеседника и общении в целом. Поэтому если вы хотите, чтобы вашему партнеру было комфортно, если есть возможность, усаживайте его спиной к стене или к той части помещения, где ничего не происходит.
Заметим и еще одну особенность: социальная дистанция предлагает знающему человеку важное преимущество – если он не хочет общаться со своим собеседником, устал или ему просто неинтересно, он может без ущерба отвести от партнера взгляд, и это не будет воспринято, как нечто нетактичное.
Публичная зона
Публичная зона не понаслышке знакома преподавателям, лекторам, ораторам и всем тем, кому приходится выступать на публике, ведь она предназначена именно для общения с аудиторией. Величина этой зона варьируется от 3,7 до почти 8 метров, а это как раз то расстояние, на котором в большинстве случаев располагается выступающий перед зрителями или слушателями.
Публичная зона – это средство общения, позволяющее донести информацию до группы без применения вспомогательных средств, таких как проекторы, громкоговорители или микрофоны. И это касается не только вербальной, но и значительной части невербальной информации. Однако здесь нужно учитывать один момент – если помещение небольшое, то следует располагаться от аудитории на минимальной для публичной зоны дистанции, а если большое, то расстояние нужно увеличивать.
Таковы четыре зоны, которые определяет проксемика. Коммуникация – это настоящее искусство, и психологическая наука дает возможность использовать для овладения им и такие вещи, о которых мы зачастую даже не задумываемся.
Вы, конечно же, заметили, что определенное внимание уделяется в проксемике и расположению собеседников в пространстве, а не только расстоянию между ними. И здесь тоже есть несколько важных особенностей, которые важно и нужно учитывать при общении.
Пространственное расположение
Ориентация собеседников в процессе коммуникации играет важную роль. Любой бизнес-тренер и специалист по переговорам скажет, что атмосфера, царящая в кабинете или аудитории (и любом другом помещении вообще), самым прямым образом влияет на успех общения. Чтобы оно было конструктивным и дало положительные результаты, нужно уметь располагать собеседников особым образом, способствующим правильному психологическому настрою.
Далее мы поговорим о пространственном расположении участников общения за столом, т.к. именно за ним во многих ситуациях сидят собеседники и при деловом, и при дружеском общении. Проксемика изучает этот вопрос очень тщательно, и специалисты выделяют четыре основные позиции, занимаемые участниками коммуникации:
- Угловое расположение. При таком расположении собеседники сидят по диагонали; их разделяет диагональ стола. Почти всегда можно заметить, что таким образом сидят при общении хорошие знакомые, друзья или родственники. Данная позиция хороша тем, что собеседники могут видеть друг друга и фиксировать все невербальные проявления партнеров – жесты, мимику, пантомимику (здесь уместно говорить о совместном использовании понятий: прокесмика-кинесика). Углы стола играют роль своеобразного разделительного барьера, благодаря которому создается психологический комфорт людей. Также интересно, что при угловом расположении стол никогда не делится людьми на «свои» зоны.
- Позиция делового общения. Второй тип расположения более подходит для деловых встреч. Собеседники занимают одну сторону стола, т.е. сидят рядом друг с другом. Это не только позволяет, к примеру, вместе просматривать документы и другие материалы, но и способствует более доверительному общению, что положительно влияет не весь процесс взаимодействия между людьми. Кстати, при групповых встречах за одной стороной стола часто сидят люди, работающие над одним проектом, выполняющие общие задачи и/или симпатизирующие друг другу.
- Конкурентно-оборонительная позиция. Классический вариант расположения, когда собеседники занимают места друг напротив друга по разные стороны стола. Этот вариант характерен для оппонентов с противоположными взглядами на рассматриваемую проблему, и в большинстве случаев соответствует деловым переговорам. Людей, расположенных в конкурентно-оборонительной позиции, разделяет стол, что придает общению формальности. О непринужденности и доверительности здесь говорить не приходится, и если требуется прийти к компромиссу, лучше выбрать другое расположение, например угловое.
- Независимая позиция. Еще одна часто встречающаяся позиция. Соответствует ситуациям, когда люди не заинтересованы в том, чтобы друг с другом общаться. Люди просто располагаются на почтительном расстоянии друг от друга. Если это стол, то по разным краям стола, если лавочка, то по разным краям лавочки, и т.д. Каждый из нас может видеть людей в независимой позиции в парках, на остановках, в библиотеках или ресторанах (речь, естественно, о людях, не знакомых между собой).
Конечно, в одной статье вряд ли получится рассмотреть все интересные вещи, предлагаемые проксемикой, но уже из сказанного выше можно сделать вывод, что это направление психологической науки очень полезно в повседневной жизни. Разбираясь в тонкостях пространственных отношений, мы можем понимать особенности личности других людей и находить к каждому из них правильный подход, а также упрощать общение и делать его более продуктивным.
Если вам хочется разобраться в этой теме более подробно, советуем почитать книги по проксемике. Среди таких книг можно выделить:
- Эдвард Холл «Молчаливый язык»;
- Джулиус Фаст «Язык тела. Азбука человеческого поведения»;
- Алан Пиз «Язык телодвижений»;
- Ю. И. Филимоненко «Отношение к пространству как функция подсознания».
И в заключение статьи приводим немного интересных данных о межкультурных различиях у людей с позиции проксемики. Многим эта информация тоже может пригодиться.
Личные зоны в разных культурах
В своих исследованиях Эдвард Холл, как и подобает профессиональному культурологу, уделял большое внимание межкультурным отличиям и анализировал различные культуры. В ходе изучения пространственного восприятия представителей разных народов Холл установил несколько особенностей, на которые стоит обратить внимание всем, кого интересует тема проксемики вообще и тема улучшения взаимоотношений с окружающими в частности.
Вот несколько наблюдений Холла:
- представители культуры Запада акцентируют внимание не на пространстве между объектами, а на самих объектах;
- японцы больше восприимчивы к промежуточным пространствам, т.е. к интервалам между людьми и объектами;
- североамериканцы и европейцы предпочитают меблировать помещения вдоль стен и разделяют их плинтусами и кантами;
- китайцы и японцы любят раздвижные стены, т.к. это позволяет им использовать одни и те же пространства в разных целях;
- арабы, прикасаясь к собеседнику, стремятся выразить симпатию, а японцы воспринимают подобные жесты негативно;
- у жителей многих арабских стран, Средиземноморья и Латинской Америки размеры пространственного пузыря меньше, чем у жителей Западной Европы, Австралии и Северной Америки;
- в Бразилии совершенно обычно беседовать в личной и интимной зоне, что доставляет немалый дискомфорт, например, приезжим американцам или западноевропейцам;
- социальная дистанция русских меньше, чем у американцев, но больше, чем у латиноамериканцев.
Национальные особенности оказывают огромное влияние на общение людей, и их всегда нужно учитывать. Именно из-за незнания тонкостей пространственного восприятия между людьми зачастую могут происходить недоразумения и конфликты.
Тот же японец, к которому, выражая хорошее отношение, прикоснулся араб, будет обескуражен его «бесцеремонностью», а араб воспримет дистанцированность японца как высокомерие. Русский или бразилец может поставить американца в неловкое положение, постоянно сокращая дистанцию, ведь так он привык общаться в своей стране, а американец покажется русскому или бразильцу подозрительным типом, который сторонится людей, но в США просто принято располагаться на более далеком расстоянии от партнера по общению.
Таких примеров существует немало, и все они говорят о том, что мы должны соблюдать чужие пространственные нормы, ведь одни и те же коммуникационные средства могут восприниматься по-разному даже людьми в одной стране, не говоря уже о разных культурах.
Проксемика может стать замечательным инструментом и средством общения, и по большому счету овладеть знанием о пространственных отношениях беспрепятственно может любой человек. Нужно лишь задаться целью, общаться с умом и всегда помнить о том, что каждый достоин уважительного отношения.
Мы желаем вам удачи в улучшении своего умения общаться, и напоследок предлагаем несколько советов по общению от психолога Евгения Захарова.
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Тест с ответами: «Что такое общение?»
1. Выделяют следующие стили общения:
а) Ритуальный. +
б) Манипулятивный. +
в) Иронический.
2. Что понимается под содержанием общения:
а) Передача от человека к человеку информации.
б) Восприятие партнерами по общению друг друга.
в) Ориентация в коммуникативной ситуации.
г) Взаимооценка партнерами по общению друг друга.
д) Взаимодействие партнеров друг с другом.+
3. Укажите виды общения.
а) Формальное.+
б) Деловое. +
в) Спор.
г) Духовное.+
д) Светское.+
4. Что включает в себя механизм общения?
а) Заражение.+
б) Внушение.
в) Убеждение.+
г) Принуждение.+
д) Копирование.
5. Что такое общение?
а) Взаимодействие людей, не имеющих общие или взаимозаменяющие интересы, либо потребности.
б) Взаимодействие людей, имеющих общие или взаимозаменяющие интересы, либо потребности. +
в) Отношение к поступающей информации.
6. Невербальные средства общения являются…
а) Интерактивной стороной общения.
б) Персептивной стороной общения. +
в) Коммуникативной стороной общения.
7. Невербальные средства общения – это:
а) Кинесика.+
б) Дистанция.
в) Такесика.+
г) Проксемика.
д) Рукопожатие.
8. Назовите ученого, который изучал пространственную структуру общения:
а) Р. Экслайн.
б) Л.Винтере.
в) Э. Холл.+
г) А. Шефлен.
9. Вербальные средства общения являются:
а) Коммуникативной стороной общения.+
б) Интерактивной стороной общения.
в) Персептивной стороной общения.
10. К вербальным средствам общения относят:
а) Мимика.
б) Слова.+
в) Жесты.
11. К основным принципам грамотного телефонного общения относят:
а) Положительные эмоции.
б) Хорошее настроение собеседника.+
в) Жаргон.
г) Четкость и правильность произношения слов.+
д) Нецензурное общение.
12. К наиболее распространенным ошибкам в телефонном общении относят:
а) Цель не конкретизируется.
б) Неправильно выбрано время для разговора.+
в) Излишняя эмоциональная насыщенность.+
г) Длительные телефонные переговоры.+
д) Использование жестов.
13. Какие можно выделить правильные способы, чтобы начать беседу:
а) Метод снятия напряжения.
б) Метод зацепки.+
в) Метод риторических вопросов.
г) Метод открытых вопросов.+
д) Метод прямого подхода.
14. Назовите главные средства человеческого общения?
а) Знаки.
б) Язык+
в) Жесты.+
г) Мимика.+
д) Движение.
15. В каких формах реализуется деловое общение?
а) Деловая беседа+
б) Деловые переговоры+
в) Деловая переписка.
г) Деловые совещания+
д) Публичные выступления.
Психологический тест представляет собой некоторое тестирование, которое приобрело популярность в наше время. Но далеко не все знают для чего же они существует и какую несут ценность. Некоторые думают, что прорешав 1 тест они просмотрят результаты и сразу прозреют и изменят свою жизнь.
А некоторые наоборот считают полной глупостью проходить подобное. Да, некоторые изменения в жизни некоторых людей действительно произошли из-за тестов. Бывает и такое, что и вовсе меняют свою судьбу кардинально. Есть много подобных тому примеров. Например, математик пройдя тест понял, что ему нужно что-то менять и пошёл учиться дальше развивать свои знания, чтобы быть более умным.
Иногда люди склонны делать ошибочные выводы. К примеру, девочка из школы была очень стеснительной и замкнутой в себе и редко отвечала на уроке, т.к у неё был страх перед другими детьми. Однако, после пройденного теста было выявлено, что её тесты оказались намного выше, чем у её сверстников и в итоге её включили в класс для одарённых детей, где она в дальнейшем очень себя хорошо показала среди таких-же детей как и она.
Но не стоит забывать, что нельзя всегда опираться на результаты тестирования, ведь у каждого знания индивидуальны и каждый разбирается в чём-то своём лучше, чем кто-то другой.
1. К видам компетентности не относят:
1. менеджерскую 3. Коммуникативную +
2. профессиональную 4. квалификационную
2. Процесс установления и развития контактов среди людей – это:
1. общение + 2. восприятие
3. взаимодействие 4. идентификация
3. Характеристика делового общения:
1. партнёр в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта
2. общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела
3. основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество
4. все ответы правильные +
4. Общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы достичь значимые для них цели – это:
1. неформальное общение 2. деловое общение +
3. конфиденциальное общение 4. нет правильного ответа
5. Процесс, в ходе которого два или более человек обмениваются и осознают получаемую информацию, которого состоит в мотивировании определённого поведения или воздействия на него – это:
1. восприятие 2. Коммуникация +
3. взаимодействие 4. эмпатия
6. Обратная связь:
1. препятствует коммуникативному процессу
2. способствует коммуникативному процессу +
3. иногда способствует, а иногда препятствует коммуникативному процессу
4 все ответы правильные
7. Одноканальный процесс коммуникации – это коммуникация:
1. без обратной связи + 2. с истинной обратной связью
3. с неистинной обратной связью 4. с истинной и неистинной обратной связью
8. Виды коммуникации:
1. первичные и вторичные 2. главные и второстепенные
3. вербальные и речевые 4. вербальные и невербальные +
9. Вербальные коммуникации – это:
1. язык телодвижений и параметры речи 2. устные и письменные +
3. знаковые и тактильные 4. нет правильного ответа
10. Факторы, не способствующие эффективному выступлению:
1. отдавайте предпочтение длинным предложениям +
2. никаких скороговорок
3. держите паузу
4. берите в руки что поярче и расставляйте акценты
11. К эффективным приёмам слушания не относят:
1. активная поза слушающего 2. умение задавать уточняющие вопросы
3. активное слушание 4. нерефлексивное слушание +
12. Как быть внимательным во время беседы?
1. не доминируйте во время беседы 2. не давайте волю эмоциям
3. смотрите на собеседника + 4. не принимайте позы обороны
13. Что не относят к правилам эффективного слушания?
1. перестаньте говорить 2. будьте терпеливы
3. задавайте вопросы 4. планируйте беседу +
14. К невербальным средства коммуникации не относят:
1. нерефлексивное слушание + 2. взгляд
3. тактильный контакт 4. рефлексивное слушание
15. Движения тела человека и визуальный контакт – это:
1. жест 2. походка
3. мимика 4. все ответы правильные +
16. Если дистанция между общающимися составляет 0,51…1,2 м – это дистанция:
1. интимная 2. социальная
3. личная + 4. публичная
17. Если дистанция между общающимися составляет 0…0,5 м – это дистанция:
1. публичная 2. социальная
3. интимная + 4. личная
47. Если дистанция между общающимися составляет более 3,6 м – это дистанция:
1. интимная 2. личная
3. социальная 4. Публичная +
18. Формальному общению соответствует дистанция:
1. более 3,6 м 2. 0…0,5 м
3. 0,51…1,2 м 4. 1,21…3,6 м +
19. Неформальному общению соответствует дистанция:
1. 0…0,5 м 2. 0,51…1,2 м +
3. более 3,6 м 4. 1,21…3,6 м
20. Создаётся впечатление, что говорящий навязывает своё мнение в том случае, если речь:
1. слишком быстрая 2. слишком громкая +
3. слишком медленная 4. неразборчивая
21. Речь состоящая из длинных фраз:
1. показывает эрудицию говорящего 2. плохо воспринимается по смыслу +
3. свидетельствует о гибкости ума 4. свидетельствует о неуверенности говорящего
22. Неразборчивая речь:
1. снижает интерес у собеседника +
2. плохо воспринимается по смыслу
3. вызывает мысль, что человек тянет время, либо тугодум
4. создаёт впечатление, что говорящий навязывает своё мнение
23. Все разнообразные движения руками и головой, которые сопровождают разговор – это:
1. мимика 2. Жесты +
3. позы 4. жесты и позы
24. Жесты открытости:
1. пиджак расстегнут
2. ладони рук прижаты к груди
3. развёрнутые на встречу собеседнику руки с ладонями вверх
4. все ответы правильные +
25. Посадка на кончике стула с выпрямленной спиной:
1. самоуверенность, благодушие настроения, нет готовности к деятельности
2. крайне отрицательное отношение к собеседнику +
3. высокая степень заинтересованности в предмете разговора
4. недостаток дисциплины, бесцеремонность, леность
1. Как называется отрасль социально — психологических исследований
межличностных отношений в малых группах, осуществляемая с помощью
количественных методов?
а) социодрама
б) психодрама
в) социометрия+
г) стратометрия
2. Чем является определенное эмоциональное состояние массы людей,
являющееся средством дефицита информации о какой-либо пугающей или
непонятной новости, либо избытка информации?
а) стрессом;
б) фрустрацией;
в) паникой. +
3. В чем сущность формальной группы?
а) группа, где поведение членов группы и их положение строго регламентировано правилами организации+
б) группа, где нечетко выражена цель совместной деятельности
в) группа, где ценности группы играют в жизни личности роль эталона
г) низкая зависимость от традиций
4. Чем является «заражение, внушение, подражание»?
а) способы регуляции;
б) способы воздействия; +
в) способы исследования.
5. Методами чего является фокус-группа, семантический дифференциал, социометрия?
а) исследования; +
б) воздействия;
в) изучения.
6. Кто является основателем школы групповой динамики?
а) Курт Левин+
б) Чарльз Кули
в) Джекоб Морено
г) Б. Такмен
7. Чем является физическое и вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо?
а) злостью;
б) завистью;
в) агрессией. +
8. Как называется мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами?
а) карьеризм;
б) альтруизм; +
в) эгоизм.
9. Как выражается групповая сплоченность?
а) в исполнении функций, которые выполняют члены группы
б) характером групповых коммуникаций
в) в стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач
10. Как называют феномен, по которому между социальной установкой и реальным поведением личности существует расхождение?
а) феноменом Фолля;
б) феноменом Ла Пьера; +
в) феноменом Олпорта.
11. В каком случае проявляется феномен «сдвига риска»?
а) когда решение принимается коллективно; +
б) если ранее предложенные задания решались субъективно легко;
в) когда происходит соревнование между индивидами.
12. Как называется направление, которому принадлежит идея о том, что
все поступки и действия индивида совершаются ради построения
последовательной, непротиворечивой картины мира в его сознании?
а) психоанализ
б) бихевиоризм
в) когнитивизм+
г) интеракционизм
13. Кто предложил деление малых групп на первичные и вторичные?
а) Э. Мэйо;
б) Г. Хайменом;
в) Ч. Кули. +
14. Что выделяют среди стихийных групп в социальной психологии?
а) этнос;
б) толпу; +
в) класс.
15. Выберите функции общения?
а) манипулятивная
б) прагматическая+
в) формирующая+
г) подтверждения+
д) организации и поддержания межличностных отношений+
е) внутриличностная+
ж) диалогическая
з) императивная
Тест с ответами по теме “Психология общения”
1. О каком процессе идет речь, если видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями?
а) идентификации+
б) эмпатии
в) рефлексии
2. Какие функции выполняет/не выполняет лидер в производственной группе?
а) регулирует неофициальные межличностные отношения в группе; +
б) не контролирует ход выполнения производственных задач и не отвечает за качество выпускаемой продукции; +
в) назначается;
г) обладает определенной системой различных санкций.
3. Что свойственно манипуляторному стилю общения?
а) имеет тайный характер намерений;
б) вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего порядка; +
в) предполагает ясность внутренних приоритетов;
г) используется духовно зрелыми речевыми партнерами.
4. Определите пропущенное слово, вставив верное:
Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением.
а) личностным
б) деловым
в) ролевым+
5. Что будет являться существенным признаком внушения:
а) некритическое восприятие информации+
б) недоверие
в) критичность
6. Чем является осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией?
а) психическое заражение
б) конформность+
в) убеждение
г) подражание
7. Что свойственно эффекту стереотипизации?
а) удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, способностей, равенство интеллектуального потенциала;
б) возникает при минимальной информированности об объекте восприятия, восприятие его в результате специфических установок воспринимающего направлено на обнаружение у объекта определенных качеств;
в) предполагает сходство взаимодействующих людей на основе их темперамента, зависит от скорости протекания психических процессов;
г) возникает относительно групповой принадлежности человека, когда специфические характеристики данной группы рассматриваются как черты, присущие каждому её представителю. +
8. Что такое передача эмоционального состояния человеку или группе, помимо собственно смыслового воздействия?
а) убеждение
б) психическое заражение+
в) эмпатия
9. Какие условия должны быть соблюдены для преодоления всех барьеров общения?
а) понимание целей партнера
б) все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения+
в) понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения
г) знание индивидуальных особенностей партнера
10. Выберите форму, при которой осуществляется деловое общение:
а) оперативка
б) переговоры+
в) брифинг
г) совещания+
д) беседа+
е) видеоконференция
11. Согласно французской пословице, чем является умение сказать человеку то, что он сам о себе думает?
а) комплиментом
б) лестью+
в) критикой
12. Каким общением является желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других?
а) примитивное
б) закрытое
в) ролевое
г) открытое+
13. Отметьте этапы делового общения:
а) установление контакта
б) выявление мотивов общения
в) взаимодействие
г) завершение общения
д) все варианты верны+
14. Выберите механизмы, которые будут являться механизмами познания другого человека:
а) эмпатия
б) все ответы верны+
в) рефлексия
г) идентификация
15. Такой ученый, как Роджерс считал, что конгруэнтность – это …
а) Самоактуализацию в общении.
б) Соответствие опыт, осознания и сообщения. +
в) Взаимодополнительность функций, эмоций, интуиции и общения.
г) Самосовершенствование личности.
Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!
Поделиться ссылкой:
Оценить статью:
Загрузка…238 вопросов
Показать Скрыть правильные ответыВопрос:
Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом изучения в:
Варианты ответа:
- когнитивной психологии
- гештальтпсихологии
- бихевиоризме
- отечественной психологии
Вопрос:
Основной задачей психологии является:
Варианты ответа:
- коррекция социальных норм поведения
- изучение законов психической деятельности
- разработка проблем истории психологии
- совершенствование методов исследования
Вопрос:
К психическим процессам относится:
Варианты ответа:
- темперамент
- характер
- ощущение
Глава 11. Что такое психология [в двух томах]
Заполнить пробелы
1. Животное маркирует….. вокруг гнезда или норы внутри своего жизненного…..
2. Дистанция, позволяющая людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки, называется…..; дистанция, которая устанавливается между людьми на собраниях и в аудиториях, называется…..
3. К внешним факторам, способным вызвать серьезные нарушения психического равновесия человека, относятся………. и………
4. Социальное положение человека связано с его…… на которую рассчитывают другие члены группы и которая позволяет им….. определенного поведения.
5. Власть….. обеспечивается доскональным знанием той или иной области человеческой деятельности, что, например, характерно для….. и вообще…..
6. Конформизм особенно сильно развивается в тех случаях, когда велико….. конформности, а человек испытывает большую потребность в…..
7. Хотя человеческая история и изобилует примерами…… недавние наблюдения выявили многочисленные случаи….. со стороны свидетелей….. ситуаций.
8. Влечение, которое мы испытываем к другим людям, чаще всего связано с такими….. особенностями, как………….. с нами………., а также………
9. Как полагает Мерабян, смысл слов передает….. % содержания сообщения, а выражение лица —….. %.
10. Невербальный язык включает…………………………
11. Метакоммуникация представляет собой «коммуникацию над…..», т. е. над тем, что буквально означает смысл…..
12……… представляет собой ситуацию, в которой никакой….. невозможен.
13. Наше восприятие других людей основано на впечатлениях, на которые часто влияет эффект…… когда доминирует какая-то одна черта личности, или эффект…… выражающийся в том, что наши первые впечатления наиболее…..
14. Каузальная атрибуция состоит в том, что поведение других людей объясняют либо свойственными им…… либо…… в которых эти люди оказались.
15. Из-за стереотипов мы часто имеем о других людях…… сравнительно….. представление.
16. Установка имеет три измерения:………. и…..
17. Многие из наших установок формируются в результате контакта с…..; свою….. форму они, однако, приобретают в возрасте от….. до………
18. Установка легче изменяется в том случае, если коммуникатор внушает…… если он говорит не слишком…… если он………. и похож на нас самих.
19. Содержание передаваемого сообщения не должно слишком сильно….. от мнения реципиента и должно показать ему, какие его могут ожидать…… если он не….. свою установку.
20. Наша….. к сообщению тем больше, чем больше оно нас…… с учетом сложившейся для нас…… наших….. и нашей…..
21. Механизм избирательного….. позволяет человеку сохранять….. и….. своих установок, но в то же самое время редко делает его более…..
22. Согласно Фестингеру, стремление сохранить….. своих установок заставляет нас делать все возможное, лишь бы….. возникающий…… и искать доводы, чтобы….. себя, что сделанный нами выбор — наилучший.
23. Чтобы поддерживать высокий уровень….. с другими людьми, мы склонны….. или даже….. расхождение между нашими и их установками.
24. О предубеждении говорят в том случае, когда мы….. о человеке или о группе людей, даже не….. с ними и не зная причин их…..
25. Предубеждение, в частности, позволяет направлять….. на «группу-мишень», которой, таким образом, отводится роль………
Верно или неверно?
1. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций.
2. Во всех перенаселенных странах жители крупных городов испытывают серьезные проблемы, связанные с чувством одиночества, уходом в себя и апатией.
3. В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно.
4. Достижение человеком власти чаще всего зависит от обстоятельств или даже от случая, а не от его внутренних качеств.
5. Влияние, которое может оказать какое-то меньшинство на остальных людей, очень мало зависит от стиля поведения этого меньшинства.
6. Взаимное влечение двух людей определяется главным образом внутренними качествами каждого из них.
7. Коммуникация основывается на всем поведении человека в целом.
8. В отличие от стран с латинской культурой в странах с англо-саксонской культурой прикосновение играет большую роль в коммуникации.
9. Метакоммуникация — это такая форма коммуникации, которая уже сама по себе является сообщением, указывающим на то, как следует понимать передаваемую информацию.
10. Эффект ореола состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у него и другие свойства, гармонирующие с этим качеством.
11. Мы склонны чаще объяснять поведение другого человека внешними причинами, нежели внутренними.
12. Стереотип — это сравнительно объективное представление о группе людей, с которой у нас были ограниченные контакты.
13. Установки «выкристаллизовываются» в период от 12 до 20 лет, и впоследствии изменить их очень трудно.
14. Если коммуникатор внушает доверие, для изменения установок совсем не требуется, чтобы терминология, которой он пользуется, была доступна реципиенту.
15. В сообщении, преследующем цель изменить установку, часто можно с успехом использовать информацию, апеллирующую к страху.
16. Сообщение может изменить установку реципиента благодаря механизму избирательного восприятия.
17. В случае когнитивного диссонанса мы всячески стараемся обосновать сделанный нами выбор.
18. Попытки достичь когнитивного равновесия часто приводят к изменению наших аффективных отношений с другими людьми.
19. Предубеждение всегда означает, что суждение о другом человеке или группе людей выносится a priori.
20. Авторитарная личность менее подвержена предрассудкам, чем прочие люди.
Выбрать правильный ответ
1. Свою территорию животные
а) разделяют с другими сородичами;
б) ожесточенно защищают от всякого вторжения;
в) защищают от сородичей;
г) ограничивают только тем местом, где расположено гнездо или нора.
2. Чрезмерная плотность населения чаще всего усиливает у людей
а) чувство одиночества;
б) чувство «анонимности»;
в) уход в себя.
г) Все ответы верны.
3. Чрезмерный уровень шума может вызвать у людей
а) уменьшение агрессивности;
б) усиление взаимопомощи;
в) ухудшение успеваемости в школе.
г) Все ответы верны.
4. Социальные роли связаны
а) с социальным положением;
б) с поведением, которого ждут от человека другие члены группы;
в) с фактическим поведением человека.
г) Все ответы верны.
5. Власть человека, представляющего существующий порядок, называется
а) законной;
б) властью вознаграждения;
в) принудительной;
г) властью эксперта.
6. Конформизму особенно сильно подвержены
а) очень дисциплинированные люди;
б) сравнительно умные люди;
в) люди, неустойчивые к стрессу.
г) Ни один из ответов не верен.
7. Апатию свидетелей в критических ситуациях можно объяснить
а) «распылением» ответственности;
б) уменьшением остроты ситуации;
в) боязнью принять решение в присутствии других.
г) Все ответы верны.
8. Вероятность увлечься другим человеком возрастает, если он
а) часто находится поблизости;
б) обладает качествами, противоположными нашим собственным;
в) компетентен в тех областях, в которых мы сами плохо разбираемся.
г) Все ответы верны.
9. Интерес к другому человеку можно невербально выразить
а) помещенными на бедра руками;
б) пронзительным голосом;
в) пристальным взглядом, устремленным на собеседника.
г) Ни один из ответов не верен.
10. Двойное принуждение
а) мешает людям общаться на уровне метакоммуникации;
б) связано с невозможностью выбора;
в) позволяет избежать шизофренического поведения.
г) Ни один из ответов не верен.
11. Склонность объяснять все поведение человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом
а) первичности;
б) ореола;
в) плацебо;
г) Пигмалиона.
12. Согласно Келли, мы объясняем поведение человека внутренними причинами, если это поведение является
а) постоянным, мало отличающимся и необычным;
б) постоянным, отличающимся и обычным;
в) непостоянным, мало отличающимся и необычным.
г) Ни один из ответов не верен.
13. Стереотипы
а) представляют собой результат нашего личного опыта;
б) укрепляются при тесном общении с другой группой людей;
в) всегда являются предубеждениями.
г) Ни один из ответов не верен.
14. Установки
а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;
б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;
в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни.
г) Все ответы верны.
15. Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он
а) внушает доверие;
б) любезен;
в) похож на нас самих.
г) Все ответы верны.
16. Для того чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно
а) не слишком сильно отличаться от мнения реципиента;
б) часто видоизменяться;
в) взывать глазным образом к страху.
г) Ни один из ответов не верен.
17. Реципиент сообщения склонен
а) легко менять свои установки;
б) объективно расшифровывать сообщение;
в) проявлять избирательность восприятия.
г) Все ответы верны.
18. Если мы стараемся убедить себя, что сделанный нами выбор — наилучший, мы тем самым пытаемся
а) усилить когнитивный диссонанс;
б) создать когнитивное равновесие между своими чувствами и поведением;
в) увеличить когнитивное расхождение.
г) Ни один ответ не верен.
19. Согласно теории когнитивного равновесия, мы склонны
а) убеждать себя, что другие согласны с нашим мнением;
б) преуменьшать расхождение между собственным мнением и мнением других;
в) избегать установок, нарушающих наши взаимоотношения с другими людьми.
г) Все ответы верны.
20. Предубеждения
а) чаще всего создаются у авторитарной личности;
б) основаны на потребности человека удостовериться в ценности собственной персоны;
в) позволяют направить агрессивность людей на «группу-мишень».
г) Все ответы верны.
Ответы на вопросы
Заполнить пробелы
1 — территорию, пространства; 2 — личной, публичной; 3 — перенаселенность, шум, загрязнение среды; 4 — ролью, ожидать; 5 — эксперта, ученого, профессионала; 6 — давление, одобрении; 7 — альтруизма, апатии, критических; 8 — внешними, физическая привлекательность, сходство, комплементарность, компетентность, взаимное вознаграждение; 9–7, 55; 10 — выражение лица, взгляд, телодвижения, прикосновения, голос; 11 — коммуникацией, сообщения; 12 — «Двойное принуждение», выбор; 13 — ореола, первичности, стойки; 14 — поведение, склонностями, ситуация; 15 — расхожее, упрощенное; 16 — когнитивное, аффективное, поведенческое; 17 — родителями, окончательную, 20, 30 лет; 18 — доверие, быстро, привлекателен, любезен; 19 — отличаться, последствия, изменит; 20 — восприимчивость, касается, ситуации, нужд, цели; 21 — восприятия, стабильность, согласованность, объективным; 22 — непротиворечивость, ослабить, диссонанс, убедить; 23 — согласия, преуменьшить, отрицать; 24 — судим, познакомившись, поведения; 25 — агрессивность, «козла отпущения».
Верно или неверно?
1 — В; 2 — Н; 3 — Н; 4 — В; 5 — Н; 6 — Н; 7 — В; 8 — Н; 9 — В; 10 — В; 11 — В; 12 — Н; 13 — Н; 14 — Н; 15 — В; 16 — Н; 17 — В; 18 — Н; 19 — В; 20 — Н.
Выбрать правильный ответ
1 — в; 2 — г; 3 — в; 4 — г; 5 — а; 6 — в; 7 — г; 8 — а; 9 — в; 10 — б; 11 — б; 12 — г; 13 — г; 14 — б; 15 — г; 16 — а; 17 — в; 18 — г; 19 — б; 20 — г.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
90000 Who was the first scientist? 90001 90002 The word «scientist» entered the English language in 1834. That’s when Cambridge University historian and philosopher William Whewell coined the term to describe someone who studies the structure and behavior of the physical and natural world through observation and experiment. You could make the argument, then, that the first modern scientist was someone like Charles Darwin or Michael Faraday, two iconic figures who also happened to be Whewell’s contemporaries.But even if the term did not exist before the 1830s, people who embodied its principles did. 90003 90002 To find the very first scientist, we must travel back in time even further. We could go back to the most ancient of the ancient Greeks, all the way back to Thales of Miletus, who lived from about 624 B.C. to about 545 B.C. By many accounts, Thales achieved much in both science and mathematics, yet he left no written record and may have been, like Homer, a celebrated figure who received credit for many great achievements but who may never have existed at all.90003 90002 We could consider other ancient Greeks as well, such as Euclid (the father of geometry) or Ptolemy (the misguided astronomer who put Earth at the center of the cosmos). But all of these men, although great thinkers, relied on making arguments instead of running experiments to prove or disprove hypotheses. 90003 90002 Some scholars believe that modern science had its origins in an impressive class of Arabic mathematicians and philosophers working in the Middle East decades before the European Renaissance began.This group included al-Khwarizmi, Ibn Sina, al-Biruni and Ibn al-Haytham. In fact, many experts recognize Ibn al-Haytham, who lived in present-day Iraq between 965 and 1039 A.D., as the first scientist. He invented the pinhole camera, discovered the laws of refraction and studied a number of natural phenomena, such as rainbows and eclipses. And yet it remains unclear whether his scientific method was truly modern or more like Ptolemy and his Greek predecessors. It’s also not clear whether he had emerged from the mysticism still prevalent at the time.90003 90002 It’s almost impossible to determine when the influence of mysticism had faded completely among scientists. What’s easier to identify are the characteristics of a modern scientist. According to author Brian Clegg, a modern scientist must recognize the importance of experiment, embrace mathematics as a fundamental tool, consider information without bias and understand the need to communicate. In other words, he or she must be unshackled by religious dogma and willing to observe, react and think objectively.Clearly, many individuals doing scientific work in the 17th century — Christiaan Huygens, Robert Hooke, Isaac Newton — satisfied most of these requirements. But to find the first scientist with these characteristics, you have to travel to the Renaissance, to the mid-16th century. 90003 90002 We’ll head there next. 90003 .90000 Data Scientist vs. Decision Scientist 90001 90002 Last Updated: 07 Jun 2020 90003 90004 90005 90006 What is the difference between a Data Scientist and a Decision Scientist? 90007 90008 90009 The differences between the job roles of a data scientist and a decision scientist is subtle. While a data scientist is only involved with finding meaning in the chaos of big data, a decision scientist looks at big data with a view to solve a business problem.Decision scientists are nurtured and valued in the organization and they have an acute understanding of the businesses ‘goals and vision, can clearly define business problems and have the necessary acumen to solve these problems using data science skills. What follows is an elaborate discussion on the differences between a Data Scientist and a Decision Scientist job roles. 90010 90009 CLICK HERE to get the 2016 data scientist salary report delivered to your inbox! 90010 90013 90006 90015 «Data Scientists are hot property, but Decision Scientists are what you need to nurture.»-Said Deepinder Dhingra, Head of Products and Strategy at Mu Sigma. 90016 90007 90018 90009 Organizations have realized the importance of big data but the value of big data is difficult to quantify and it is unquestionably huge. As organizations continue to leverage big data, numerous big data jobs have been reviewed and profiled as the most appealing jobs of 21 90020 st 90021 century. The two sought after major big data job roles that can not be overlooked are- Decision Scientist and Data Scientist.At times, these professionals are professed as data analysts but in reality they are the ones who help organizations understand the importance of voluminous data, make the data talk and continuously strive to provide fascinating business insights that can be easily understood. You can call them the best data storytellers. 90010 90009 90010 90005 90006 Data Scientist vs. Decision Scientist- Two Disparate but Interconnected Job Roles 90007 90008 90009 90006 90007 90010 90009 Data Scientists are professionals capable of applying technology, mathematics and statistics to well-defined business problems but the challenging part of this job role is that business problems keep changing constantly and are often poorly defined.To tackle such business problems, expertise in technology, mathematics and statistics is not enough. There is a need for professionals who have broad and strong business acumen, ability to effectively communicate with different stakeholders of the business, thinking ability to design and simplify poorly defined business problems and have an in-depth understanding of decision making processes within the organization. A rare breed of such professionals are termed as Decision Scientists who aim at helping organizations not only with deriving and translating meaningful insights but also assist in effective and profitable decision making.90010 90009 Decision scientists must possess exceptional knowledge of the business domain along with expertise in technology, math and statistics. Decision scientists have intellectual and quantitative horsepower, have the ability to think from business synthesis and principles and have that special X factor i.e. the right curiosity quotient. 90010 90013 90006 90015 Deepinder Dhingra, Head of Products and Strategy at Mu Sigma correctly said in his blog post titled 90016 «Data science misses half the equation: An argument for decision science» — «90015 Data science is essentially an intersection of math and technology skills .Individuals with these skills have been labelled data scientists and organizations are competing to hire them. But what organizations need are individuals who, in addition to math and technology, can bring in the right business perspective. These individuals must have the ability to artfully blend left-brained and right-brained thinking to solve complex business problems. They should possess the requisite analytical skills to understand, translate and generate insights that can then be consumed effectively.»90016 He refers to them as decision scientists 90015″ 90016 90015 who complete the data-driven decision making process started by data scientists. » 90016 90007 90018 90009 Click here to know more about our IBM Certified Data Science in Python course 90010 90051 90006 Data Scientist vs. Decision Scientists- Differences Unleashed 90007 90054 90009 90010 90057 90058 Decision scientists are rare. Professionals who can deviously combine technology, mathematics, business and behavioural science are referred to as decision scientists.Decision scientists have the ability to create and gain buy-in for novel ideas with the main motive to produce a working model that can help business make effective data driven decisions. Data scientists are professionals with expertise in math and technology but when you add in behavioural science, business acumen and design thinking to these professionals they can be termed as decision scientists who help in — informed decision making and improved insights. 90059 90058 Decision scientists are professionals who do not essentially work with big data but data scientists are dedicated to work with big data and all kinds of problems associated with the big data domain.90059 90058 Data scientists strive to create stories from number crunching whereas decision scientists strive to make those stories realistic. 90059 90058 Being a decision maker plays a vital role in differentiating the two popular job roles- data scientist and decision scientist. A data scientist aims at creating a framework that is provided to a machine for decision making whereas a decision scientist provides framework for decision making to human beings. 90059 90058 A data scientist begins with the data by focusing on the previous data trends to make the best decision whereas a decision scientists begins from values by focussing on what customers want in the future to make the best decision.90059 90058 The job role of a data scientist is at one side of the equation — linking the predominant analytics talent shortage and a decision scientist is at the core of analytics that help organizations make informed decisions. Decision scientist completes the equation of analytics successfully. 90059 90070 90013 90006 90015 Data Scientist + Decision Scientist = Perfect Analytics Equation 90016 90007 90018 90009 90006 90015 90016 90007 90010 90009 7. The insights drawn by data scientists can be meaningful if they can be transformed into a decision by the decision scientist otherwise it is a mere waste of time and resources.To sum it up, data analytics that can be used to drive business impact is decision science otherwise it is not analytics but just statistics termed as data science. 90010 90009 8. Data scientists helps organizations create analytics whereas decisions scientists help organizations consume analytics. 90010 90009 9.The job roles of a decision scientist and data scientist intersect each other but none of them is a subset of the other. One can study about decision making using big data and also various other tools like experiments and mathematical models.90010 90009 10. A decisions scientist’s problem is similar to a marketing analytics problem — where the customer base is segmented, high margin target market is identified, to search for qualified leads, etc. In this case, the cost of making a bad decision is comparatively low as the decision making is under uncertainty whereas a data scientists ‘problem can be something like- 90010 90091 90058 How to achieve reliable and stable output by analysing a jet engine’s performance to ensure uptime and maximum efficiency during the light? 90059 90058 How to optimize the consumption of fuel or how to decrease the maintenance cost? 90059 90058 How to increase the life span of the engine? 90059 90098 90009 90100 90010 90009 If we consider these problems, the impact and cost incurred due to failure in flight is considerably high.The data scientists need a reliable machine learning algorithm which in this case can make computations and decisions in real time based on in-flight streaming data and ground data to monitor the condition in real time. 90010 90009 11. A data scientist builds machines to make decisions about complex and important dynamical processes that are too fast for a human operator to tackle. They are not bothered whether the data science algorithm is understandable or socializable but they focus on the reliability, accuracy, robustness and functionality of the algorithm.A decision scientist on the other hand develops decision support tools for taking actions or decisions with a data centric preference under uncertainty.Decision scientists generally like linear solutions which are simple, can be understood and are socializable decision making framework. 90010 90009 In the epic war of big data, for organizations to build a winning strategy, they need the data storytellers-decision scientists and data scientists. The two disparate interconnected job roles- decision scientist and data scientist can help organizations realize the complete potential of data driven decision making.It is extremely important for organizations to institutionalize decision support by hiring data scientists and decision scientists to complete the analytics equation.If you work at an organization that hires data scientists and decision scientists- contribute to the discussion above in comments below to understand the differences between the two. 90010 90009 Click here to know more about our IBM Certified Data Science in Python course 90010 90009 90010 90009 90113 90010 .90000 What Do Data Scientists Do? 90001 90002 90003 90004 90002 90006 In simple terms, a data scientist’s job is to analyze data for actionable insights. 90007 90004 90002 Specific tasks include: 90004 90011 90012 Identifying the data-analytics problems that offer the greatest opportunities to the organization 90013 90012 Determining the correct data sets and variables 90013 90012 Collecting large sets of structured and unstructured data from disparate sources 90013 90012 Cleaning and validating the data to ensure accuracy, completeness, and uniformity 90013 90012 Devising and applying models and algorithms to mine the stores of big data 90013 90012 Analyzing the data to identify patterns and trends 90013 90012 Interpreting the data to discover solutions and opportunities 90013 90012 Communicating findings to stakeholders using visualization and other means 90013 90028 90002 In the book, 90030 Doing Data Science 90031, the authors describe the data scientist’s duties this way: 90004 90002 «More generally, a data scientist is someone who knows how to extract meaning from and interpret data, which requires both tools and methods from statistics and machine learning, as well as being human.She spends a lot of time in the process of collecting, cleaning, and munging data, because data is never clean. This process requires persistence, statistics, and software engineering skills-skills that are also necessary for understanding biases in the data, and for debugging logging output from code. 90004 90002 Once she gets the data into shape, a crucial part is exploratory data analysis, which combines visualization and data sense. She’ll find patterns, build models, and algorithms-some with the intention of understanding product usage and the overall health of the product, and others to serve as prototypes that ultimately get baked back into the product.She may design experiments, and she is a critical part of data-driven decision making. She’ll communicate with team members, engineers, and leadership in clear language and with data visualizations so that even if her colleagues are not immersed in the data themselves, they will understand the implications. » 90004 90002 Source: O’Neil, C., and Schutt, R. 90030 Doing Data Science. 90031 First edition. 90004 90041 Would You Make a Good Data Scientist? 90042 90002 To find out, ask yourself: Do you.. . 90004 90011 90012 hold a degree in mathematics, statistics, computer science, management information systems, or marketing? 90013 90012 have substantial work experience in any of these areas? 90013 90012 have an interest in data collection and analysis? 90013 90012 enjoy individualized work and problem solving? 90013 90012 communicate well both verbally and visually? 90013 90012 want to broaden your skills and take on new challenges? 90013 90028 90002 If you answered yes to any of these questions, you may find a lot to like in the field of data science.90004 90002 Data scientists require a knowledge of math or statistics. A natural curiosity is also important, as is creative and critical thinking. What can you 90030 do 90031 with all the data? What undiscovered opportunities lie hidden within? You must have a knack for connecting the dots and a desire to search out the answers to questions that have not yet been asked if you are to realize the data’s full potential. 90004 90002 Data scientists are also highly educated. According to industry resource KDnuggets, 90006 88 percent of data scientists have at least a master’s degree and 46 percent have PhDs.90007 90004 90002 You also need some background in computer programming so you can devise the models and algorithms necessary to mine the stores of big data. Python and R are two of the premier programming environments for data science. 90004 90002 You must be something of an entrepreneur. A head for business strategy is important. Although you may work with other data specialists or even with an interdisciplinary team of professionals, you will not be successful if you can not devise your own methods and build your own infrastructures to slice and dice the data that will lead you to your new discoveries and new visions for the future.90004 90002 You must also be able to communicate complex ideas to your nontechnical stakeholders in a way they can easily understand. Data-science software tools can help you visualize your findings, but you will also need the verbal communication skills to tell the story clearly. 90004 90002 90076 90077 90078 ___ 90004 90080 What’s Next? 90081 90002 90083 Discover 90078 90085 University of Wisconsin offers an online Master of Science in Data Science. Start your journey. 90004 90002 90083 Explore 90078 90085 Curious about what you’d learn in UW Data Science courses? See the curriculum.90004 90002 90083 Ask 90078 90085 Have questions about University of Wisconsin Data Science? Contact an adviser at 1-877-895-3276 or [email protected]. 90004 .90000 7 Scientists whose ideas were rejected during their lifetimes 90001 90002 We’ve all had ideas — some good, some not so good. 90003 90002 I can not begin to imagine how hair-pullingly frustrating it must be to hatch a brilliant new idea, believe passionately that it’s right, then find everyone else ignoring you, or telling you that you’re wrong, or even mocking you. 90003 90002 Worse still, imagine reaching the end of your life and finding your brilliant idea is at best gathering dust, or at worst generating hostility.90003 90002 Here are seven scientists whose ideas became widely accepted only after they were dead. 90003 90010 The Ideas Rejected 90011 90012 Alfred Wegener 90013 90002 Continental Drift 90003 90002 90003 90002 90019 Lived 1880 to 1930 90020 90003 90002 Alfred Wegener proposed that Earth’s continents move very slowly. Over millions of years they can move a long way. Between 1912 and 1929 he published a stream of fossil and rock evidence to support his theory. He died on an expedition to Greenland in 1930.90003 90002 Wegener’s theory of continental drift was rejected by most other scientists during his lifetime. It was only in the 1960s that continental drift finally became part of mainstream science. 90003 90002 Advertisements 90027 90003 90012 Ignaz Semmelweis 90013 90002 Hand Washing Saves Lives 90003 90002 90003 90002 90019 Lived 1818 to 1865 90020 90003 90002 The story of Ignaz Semmelweis is tragic on a number of levels. 90003 90002 Firstly, there are the women who died who should not have.90003 90002 In 1847 Semmelweis, who was an obstetrician, (a doctor specializing in childbirth), published evidence that when doctors washed their hands before examining or treating patients, the mortality rate for women in his birthing ward in Vienna, Austria, was greatly reduced. 90003 90002 In his hospital, doctors routinely examined diseased corpses in the mortuary, then attended women in childbirth without first washing their hands. In some months as many as a third of the women in the birthing part of the hospital were dying! 90003 90002 Semmelweis could not explain why hand-washing was effective — he did not know about germs — he just saw that it worked and that patients no longer caught fevers and other diseases.90003 90002 The second tragedy is that although Semmelweis cut death rates in his own hospital, his attempts to spread the word failed. Many people died because hand-washing was not made a routine part of hospital practice. 90003 90002 The third tragic part of the story took place in 1865. Semmelweis had become clinically depressed when his work was rejected and he started behaving oddly. He was lured by another doctor into an insane asylum in Vienna. Realizing it was a trap, Semmelweis tried to get out, but was held and badly beaten by guards and placed in a straightjacket.He died two weeks later, most likely from injuries he suffered during the beating. 90003 90002 With Semmelweis gone, the fourth tragedy is that his hospital went back to running ‘properly’ again, discarding his ‘crazy’ ideas. Mortality rates increased by a factor of six, but nobody cared. 90003 90012 Aristarchus 90013 90002 Heliocentric Solar System 90003 90002 90003 90002 90019 Lived c. 310 BC to c. 230 BC 90020 90003 .
Leave A Comment