Основные стихотворные размеры. Двухсложные размеры ЯМБ и ХОРЕЙ — Поэтическое детство

 Стихотворная речь отличается от обычной речи особым ритмом, который в русском языке задается правильным чередованием сильных ударений в словах. Порядок чередования ударений – это и есть стихотворный размер. Основные размеры бывают двухсложные и трехсложные. Метрической единицей стиха является стопа. В двухсложном размере стопа состоит из двух слогов, в трехсложном – из трех слогов. Есть еще четырехсложные и пятисложные размеры, но они встречаются очень редко, поэтому пока мы их рассматривать не будем.

Самый распространенный стихотворный размер — ямб. Им написано большинство эпических произведений и значительная часть лирики (50-70% у классиков). Это двусложный размер с сильным ударением на втором слоге стопы. Схема этого размера такова (ударный слог выделен жирным курсивом):

Раз – два, раз – два, раз – два, раз – два

Роман в стихах «Евгений Онегин» написан ямбом – любимым размером Пушкина:

Мой дядя самых честных правил…

Сильные ударения в этом стихе[1] повторяются через один слог. | _

Последний слог – это как бы начало 5-й стопы, но он безударный и поэтому не входит в число стоп. Когда в неполной стопе есть ударный слог, тогда она считается.

Отметим, что первый слог «Мой» формально ударный, но ударение это слабое и на правильность ритма не влияет. На союзы, предлоги, местоимения сильное ударение падает  редко.

Чем больше стоп, тем «задумчивее», элегичнее стихотворение. Вот пример пятистопного ямба:

Я вас любил, любовь еще, быть может…

Однако чистый ямб с числом ударений, равным числу стоп, в стихах точно не выдерживается, поскольку существуют длинные слова, в которых 3, 4, 5 и более слогов. Вообще в русской речи в среднем каждый третий слог ударный. Поэтому в двухсложных размерах неизбежны пропуски ударений, которые не влияют на правильность ритма. Например, в первой строфе «Евгения Онегина» только в первом стихе 4 сильных ударения, а в остальных — по 3:

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог…

Во 2-м стихе пропущено третье ударение в третьем – первое, в четвертом – второе:

 

_ ^ | _ ^ | _ ^ | _ ^| _

_ ^ | _ ^ | _ _ | _ ^

_ _ | _ ^ | _ ^ | _ ^| _

_ ^ | _ _ | _ ^ | _ ^

Безударная стопа условно называется пиррихием.

Злоупотреблять внесхемными ударениями нельзя, иначе будут слышны перебивки ритма стиха.

Двусложный размер с ударением на первом слоге называется хореем. Он тоже довольно распространен в поэзии, но гораздо меньше, чем ямб. Схема этого размера такова (ударный слог выделен жирным курсивом):

Раз – два, раз – два, раз – два, раз – два…

Примером является стихотворение Пушкина «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Схема стихотворения такова:

^ _ | ^ _ | ^ _ | ^ _

^ _ | ^ _ | _ _ | ^

_ _ | ^ _ | ^ _ | ^ _

_ _ | ^ _ | _ _ | ^ _

Как видим, и здесь наличие пиррихиев не ломает размер стиха.

[1] Стих – это одна строка стихотворения. Иногда стихом ошибочно называют все стихотворение.

история написания, жанр, особенности стиха и строфики

  1) ознакомить учеников с творческой историей романа «Евгений Онегин»; показать, что «Евгений Онегин» — первый реалистический роман; дать понятие об «онегинской строфе»

1. «Онегин» – есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии» В. Г.Белинский

       Первое четверостишие данной строфы основано на перекрестной рифмовке — самом простом виде рифмы. Созвучные слова встречаются через строку.

      Так, мы видим рифму «правил (1 строка) — заставил (3 строка)» и «занемог (2 строка) — не мог (4 строка)».

     Следующее четверостишие содержит в себе параллельную рифмовку, то есть созвучные слова встречаются в двух следующих друг за другом строках. А именно «наука (1 строка) — скука (2 строка)» и «ночь (3 строка) — прочь (4 строка)».

       В третьем четверостишии встречается более сложный и менее распространенный вид рифмовки — кольцевая, или опоясывающая рифма. То есть созвучные слова содержатся в первой-четвертой строке и во второй-третьей. «Коварство(1) — лекарство(4)» и «забавлять(2) — поправлять(3)».

      Необходимо отметить, что стихотворным размером Онегинской строфы является четырехстопный ямб. Это означает, что в каждой строке ударные слоги — это 2, 4, 6 и 8.

1. Работа над романом.

Работу над своим романом в стихах Пушкин начал во время южной ссылки, в Кишиневе, в 1823 году. Последняя, восьмая глава романа была написана в Болдине в 1830 году. В своём окончательном виде роман вышел в свет в 1833 году. Лучшие годы жизни Пушкин отдал своему роману. Написав последнюю главу, Пушкин ощутил завершение многолетнего поэтического труда как торжественное событие своей жизни.

Главы «Евгения Онегина» писались в разные годы и в разных местах.

Первая глава – в Кишиневе, вторая  —  в 1824 году в Одессе, третья глава начата в Одессе и закончена в Михайловском, четвертая, пятая и шестая главы писались в 1825 – 1826 годах в Михайловском, седьмая –  с осени 1827 года и до осени 1828-го в Москве и Петербурге. Кроме указанных глав, Пушкиным были написаны в 1829 — 1830 годах «Отрывки из путешествия Онегина». Тогда же, видимо, начата десятая глава, в которой большое место занимает тема декабристов. Эту главу в 1830 году Пушкин сжег, и до нас дошли лишь отрывки из нее, да и то в зашифрованном виде.

«Евгений Онегин»- первый реалистический роман в русской литературе.

Реализм (от лат. real is — вещественный ) — художественный метод в искусстве и литературе, правдивое изображение действительности, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

 

      Роман писался в течение 7 лет 4 месяцев и 17 дней. За это время многое менялось и в России, и в самом Пушкине. Все эти перемены не могли не найти отражения в тексте романа. Роман писался как бы «по ходу жизни». С каждой новой главой, он все более становился

похож на поэтическую хронику русской жизни, на ее своеобразную поэтическую историю. Белинский недаром называл роман «Евгений Онегин» «историческим».

В пору начала работы над романом, 4 ноября 1823 года, Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».

       2.  Роман в стихах, или «большое стихотворение», «свободный» роман — неслыханное до этого жанр в русской литературе, соединивший два начала – лирическое (внутренний мир автора через изображение духовных процессов) и эпического (объективное бытие, независимое от автора).

Т. обр., герои, их судьбы и взаимоотношения служат для самораскрытия автора как личности.

      Прежде чем разъяснять своеобразие «онегинской строфы», следует напомнить о том, что называется строфой вообще: часть стихотворения, состоящая из двух или нескольких стихов, объединенных одной темой, системой рифмовки и повторяющимся метрическим строением.

Онегинская строфа — соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трех видов их рифмовки (

перекрёстная, смежная, опоясывающая), Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками.

 

В зависимости от количества и определенного чередования рифм, строфы называются двустишиями, трехстишиями (терцины), четверостишиями (катрены) и т. д.

       Зачем Пушкину понадобилась для «Евгения Онегина» новая, специально изобретенная им строфа? Дело в том, что обычная, чаще всего — короткая строфа лирических стихотворений не могла быть подходящей для романа в стихах, для эпического произведения, рисующего разнообразные картины действительности, «энциклопедии русской жизни».

Итак, «онегинская строфа» состоит из трех четверостиший с перекрестной, парной и опоясывающей рифмовкой и заключительного двустишия.

Такая система рифмовки придает строфе изящество, легкость. Все строфы романа, за исключением письма Татьяны, письма Онегина и песни девушек, где «онегинская строфа» не используется, строго выдерживают созданную Пушкиным строфическую схему.

Композиционно данная строфа тяготеет к определённому внутреннему построению: 1-е четверостишие даёт тему строфы, 2-е — развитие, 3-е — кульминацию, двустишие — афористическую концовку.

 

      Стихотворная речь необычная и в известной мере условная. В обыденной жизни стихами не разговаривают. Это определяет не только особенности стихотворной речи, но и ее возможности.

Стихи больше, чем проза, позволяют отклоняться от всего привычного, традиционного, потому что сами являются неким «отклонением». В мире стихов поэт чувствует себя в известном отношении свободнее, чем в прозе.

     В романе в стихах могут быть опущены некоторые связи и мотивировки, легче осуществляются  переходы из одного тематического и временного плана в другой, поэт во всем чувствует себя свободнее и непринужденнее.

Для Пушкина это и было главным. Роман в стихах был для него, прежде всего, свободным романом – свободным по характеру повествования, по композиции.

     Почему Пушкину так понадобился свободный роман? «Евгений Онегин» с самого начала мыслился Пушкиным как широкая историческая картина. Небольшой по объёму, но широкий по поставленным целям, роман нуждался в свободном ходе рассказа, в возможности отступать от фабульного повествования, свободно вмешиваться в его ход. Принцип поэтической свободы помогал Пушкину говорить о многом и разном на сравнительно маленьком пространстве текста. Он помог ему создать роман, который позднее Белинский определил как «энциклопедию русской жизни».

Фабула — совокупность событий, связанных между собой, о которых сообщается в произведении. Это то, «что было на самом деле».

Сюжет — те же события, но изложенные в том порядке, в каком они сообщены в произведении. Это то, «как узнал об этом читатель».

 

3. Основные особенности композиции

 

Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность).

  • Повторение одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главе: встреча – письмо – объяснение.  При этом Онегин и Татьяна как бы меняются местами.

В начале романа Татьяна пишет письмо и выслушивает исповедь Онегина, а конце романа – наоборот. Онегин пишет письмо Татьяне, признается ей в любви и выслушивает объяснение

  • Петербург играет обрамляющую роль
  • Ось симметрии – сон Татьяны.

Антитеза частей романа связана с раскрытием того или иного образа.                                         

                  Петербург – Онегин,  деревня – Татьяна.

Нет начала и нет конца

        Зеркальную симметрию можно назвать основным приемом в композиции романа. Любовное признание Татьяны Лариной в письме не вызывает ответных чувств у главного героя, напротив, он читает ей «проповедь», намекает на то, что юной девушке нужно учиться контролировать порывы своих любовных переживаний и эмоций. И вот в конце романа уже Евгений Онегин подвержен испытанию любовью, теперь он пишет письмо Татьяне, но после целой череды посланий

она при встрече отвечает, что будет верна своему мужу, несмотря на сильные чувства к Евгению.

       Зеркально противоположно показан Онегин в начале и в конце романа. В первых главах перед читателями раскрывается образ столичного франта, который может часами собираться и прихорашиваться. Для него внешний лоск и репутация кажутся важнее личных отношений и привязанностей. В последних главах А.С. Пушкин показывает уже другого Онегина, в душе которого зарождается настоящая любовь, желание восхищаться и любоваться любимой женщиной. Онегин предстает как пылкий, влюбленный, отчаянный герой. 

        Перемены заметны и в образе Татьяне Лариной. При первом знакомстве с читателями автор рисует ее как провинциальную, тихую, скромную девушку. Она задумчива, мечтательна, книги – ее главные спутники. В конце произведения Татьяна – это светская дама, хозяйка знаменитого салона, умеющая владеть собой. Так Пушкин показал внутреннюю эволюцию главных героев романа, построив произведение на контрастах и противопоставлениях как главных героев между собой, так и их версий самих себя.

 

Всего в романе выделяют две сюжетные линии, объединенные общим героем: Онегин — Татьяна и Онегин — Ленский.                                                                                                    Композиционная единица романа — глава. В каждой новой главе описывается новый виток сюжета.

·       Первая глава – расширенная экспозиция, посвященная Онегину.

·       Вторая глава – завязка второй сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).

·       Третья глава – завязка первой сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной)

·       Четвертая, пятая главы – основное действие.

·       Шестая глава – кульминация и развязка второй сюжетной линии (дуэль Онегина с Ленским).

·       Седьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии (Онегин — Ленский.)

·       Восьмая глава – кульминация и развязка первой сюжетной линии (Онегин — Татьяна)

 

Вставные эпизоды:

  • Письма
  • Сон Татьяны
  • Фольклорные элементы

Роль предметно-бытовой детали. В романе две сюжетные линии.

Онегин — Татьяна

Онегин – Ленский

  • Знакомство на вечере у Лариных
  • Разговор с няней, письмо к Онегину
  • Объяснение в саду через два дня
  • Сон Татьяны. Именины
  • Татьяна в доме Онегина
  • Отъезд в Москву
  • Встреча на балу в Петербурге через два года
  • Вечер у Татьяны.
  • Письмо к Татьяне. Объяснение
  • Знакомство в деревне
  • Разговор после вечера у Лариных
  • Именины Татьяны
  • Дуэль

Главным героем является Евгений Онегин, «мой приятель», как говорит о нем Пушкин.

  • Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». Белинский
  • Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе. Герцен.
  • Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации». Писарев.

Система образов

Представители определенных категорий общества

               Онегин

  • Высший свет
  • Лишний человек

                Татьяна

  • Патриархальное дворянство
  • Идеал русской души

            Ленский

  1. Дворянство
  2. Романтическое сознание

 

Автор = действующее лицо объединяет персонажей, драматические судьбы которых являются отражением судеб лучших людей России пушкинского времени:

  • Незримо присутствует всегда и везде
  • Принимает участие в судьбах героев
  • Делится с читателем своими мыслями и чувствами
  • Рассуждает о нравах и морали общества

 

        «Евгений Онегин» написан любимым пушкинским размером – четырёхстопным ямбом. Именно этот размер способен создавать интонацию непринуждённого повествования, беседы. Это очень гибкий размер: он может быть и разговорным, и напевным, и в меру торжественным, и лёгким. Это означает, что в каждой строке ударные слоги — это 2, 4, 6 и 8. Например, «Мы всЕ´ учИ´лись пО´немнО´гу».

        С содержательной точки зрения большой интерес представляет и строфическое построение романа. Что значит строфическое построение? Роман или, точнее, каждая глава романа написана не сплошным текстом, а одинакового размера группами стихов, имеющих одинаковую формулу рифмовки. Такие группы стихов и называются строфами. Каждая строфа в «Евгении Онегине» насчитывает 14 стихов, и они рифмуются следующим способом: абабввггдееджж. Первое четверостишие с перекрестной рифмовкой, второе – со смежной, третье – с опоясывающей. До Пушкина такого вида строфа не встречалась. Она получила название «онегинской».

       Для чего же поэт обратился к строфической  композиции, как связана «онегинская» строфа с пушкинским замыслом исторического романа? 

4. Практическая работа. Определение «онегинской» строфы.

       Итак,
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — это
14 строк,  срифмованных между собой следующим образом:   
А, Б, А, Б, В, В, Г, Г, Д, Е, Е, Д, Ж, Ж
              где строфа представляет собой сложное построение из:
1. четверостишия с перекрестной рифмовкой (А, Б, А, Б),
2. четверостишия с парной рифмовкой (В, В, Г, Г),
3. четверостишия с опоясанной рифмой (Д, Е, Е, Д) и
4. заключительных двух строк с парной рифмовкой (Ж, Ж)

Сочетание мужских и женских рифм можно чередовать двумя способами: АбАбВВггДееДжж или аВаВссDDeFFeGG, где большая буква означает  женскую рифму, а малая буква  — мужскую рифму.

       Каждая строфа в «Евгении Онегине» подобна маленькой, относительно законченной главе. Писателю всегда легче переходить к новой теме в новой главе, чем перескакивать с одного на другое внутри одной главы. В первом случае – так в  «Евгении Онегине» – авторские переходы, какими бы резкими и неожиданными они ни были, не удивят читателя. Во втором случае, напротив, переходы могут быть слишком заметными, и тогда они нарушат единство и цельность читательского восприятия.

       В «Евгении Онегине», по существу, не восемь глав, как это формально значится, а восемь глав, помноженных на количество строф в каждой главе. Это и позволяет Пушкину свободно и многообразно строить свой материал, быть максимально щедрым и широким в изображении жизненных явлений. Почти каждая строфа содержит в себе тему и завершает ее. Благодаря этому и облегчается отчасти незаметный переход от темы к теме, уход от фабульного действия и возвращения к нему, что так необходимо в многотемном, историческом по своему характеру повествовании.

    Задуманный как исторический, роман «Евгений Онегин» по самой жанровой природе своей является романом многотемным. Но как раз для многотемного произведения строфа, созданная Пушкиным, и оказалось особенно удобной.

       5. Лирические отступления

 Лирические отступления связаны с сюжетом романа (большие лирические отступления – 27 и небольшие лирические вставки – 50).

Значима роль и лирических отступлений в композиции романа. Такой «разговор» между автором и читателем придает динамику повествованию, усиливает интерес к произведению. В лирических отступлениях автор показан как непосредственный участник событий, сопереживающий своим героям. Он делится своими наблюдениями, размышлениями и переживаниями, что способствует погружению в произведение и происходящее на страницах книги. Голос автора здесь – еще один голос эпохи, в которой жил он и герои «Евгения Онегина».

6. Природа в романе

Композиционная роль пейзажа – показать ход времени, характеризовать духовный мир героев.

Выразительные, красочные и точные описания природы оживляют роман. Здесь встречаются пейзажи всех четырех времен года. Особенно хороша в романе русская зима, с ее глубокими снегами и «серебристыми» деревьями. Часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны. 

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

 Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

 Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

 Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

 

   В то же время единая схема строфы, повторяющаяся на протяжении всего романа, создает впечатление  единства художественного целого. В результате создается ощущение внутренней организованности, единства многообразного, которое и является одним из признаков истинного искусства.

     

      Открытая концовка

В романе нет однозначной концовки, поэт оставляет читателя наедине с загадками и с собственными рассуждениями: «А что же было дальше?». Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” — уникальное произведение в русской литературе, обладающее своей неповторимой композицией.

 

7. Вывод:

1. «Онегинской2 строфе присуща необыкновенная простота и ясность.

2. В романе показана русская жизнь времен Пушкина во всех ее проявлениях.

3. Автор – повествователь – одно из главных действующих лиц романа.

4. Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность).

5. Лирические отступления расширяют временные и географические рамки романа, выявляют авторскую оценку героев.

 

 

 

 

Текст

Буква

Рифма

 

Мой дядя самых честных правил,

 

 

 

Когда не в шутку занемог,

 

 

Он уважать себя заставил

 

 

И лучше выдумать не мог.

 

 

Его пример — другим наука;

 

 

 

Но, Боже мой, какая скука

 

 

С больным сидеть и день и ночь,

 

 

Не отходя ни шагу прочь!

 

 

Какое низкое коварство

 

 

 

Полуживого забавлять,

 

 

Ему подушки поправлять,

 

 

Печально подносить лекарство,

 

 

Вздыхать и думать про себя:

 

 

 

Когда же черт возьмет тебя!

 

Текст

Буква

Рифма

 

Мой дядя самых честных правил,

 

 

 

Когда не в шутку занемог,

 

 

Он уважать себя заставил

 

 

И лучше выдумать не мог.

 

 

Его пример — другим наука;

 

 

 

Но, Боже мой, какая скука

 

 

С больным сидеть и день и ночь,

 

 

Не отходя ни шагу прочь!

 

 

Какое низкое коварство

 

 

 

Полуживого забавлять,

 

 

Ему подушки поправлять,

 

 

Печально подносить лекарство,

 

 

Вздыхать и думать про себя:

 

 

 

Когда же черт возьмет тебя!

 

Текст

Буква

Рифма

 

Мой дядя самых честных правил,

 

 

 

Когда не в шутку занемог,

 

 

Он уважать себя заставил

 

 

И лучше выдумать не мог.

 

 

Его пример — другим наука;

 

 

 

Но, Боже мой, какая скука

 

 

С больным сидеть и день и ночь,

 

 

Не отходя ни шагу прочь!

 

 

Какое низкое коварство

 

 

 

Полуживого забавлять,

 

 

Ему подушки поправлять,

 

 

Печально подносить лекарство,

 

 

Вздыхать и думать про себя:

 

 

 

Когда же черт возьмет тебя!

 

Онегинская строфа Определение и примеры

Форма сонета — одна из важнейших форм русского стиха XIX века. Он был вдохновлен чертами традиционных сонетов Шекспира и Петрарки, но имеет свои уникальные элементы.

Исследуйте Станцу Онегин

  • 1 Станца Онегин Определение 
  • 2 Кто придумал Станцу Онегин?
  • 3 Примеры строф Онегина 
  • 4 Часто задаваемые вопросы
  • 5 Связанные литературные термины 
  • 6 Другие ресурсы