Вопросы к олимпиаде по истории
Категория: История и обществознание.
1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
- Д. Донской, С. Радонежский, Мамай, Пересвет, Челубей.
- Кривичи, вятичи, радимичи, поляне, древляне.
- Славянская, Центристская, Норманская —
2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор.
- Холоп, тысяцкий, закуп, рядович —
- Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Александр I
- А.В. Суворов, М.Б. Барклай де Толли, М. И. Кутузов, Н.М. Карамзин
3. Студент должен грамотно писать понятия и термины, понимать их. Впишите правильные буквы вместо пропусков, и кратко обозначьте смысл приведенных слов.
- К_нс_рватор –
- Вотч_на –
- _брок –
4. Расположите в хронологической последовательности:
А. Принятие христианства в Древнерусском государстве.
B. Церковный раскол
C. Смутное время
D. Куликовская битва
5. Установите соответствие между позициями первого и второго столбцов.
1) Дмитрий Донской 2) Петр I 3) Лжедмитрий 4) Александр III | A. Смутное время B. Куликовская битва С. Северная война D. Контрреформы E. Февральская революция |
1 | 2 | 3 | 4 |
6. Соотнесите даты и события
1. Отмена крепостного права 2. Восстание декабристов 3. Первая российская революция 4. Вторая мировая война | A.1825 г. B. 1861 г. C. 1939-1940 гг. D. 1905-1907 гг. E. 1917 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
7. Выберите правильный вариант ответа.
7.1. Начало проведения коллективизации относится к:
- 1921-1922 гг
- 1925-1926 гг
- 1928-1929 гг
- 1933-1934 гг.
7.2. Новую экономическую политику большевиков характеризует:
- Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю
- Введение продразверстки
- Введение продналога
- Создание колхозов
7.3. Прочитайте отрывок из документа и укажите название политики, с которой он связан: «Вот уже пять месяцев, как мы выселены… Неужели вы думаете, что мы кулаки? Нет, мы не кулаки, а мы труженики, наши мозолистые руки теперь, как скелеты; мы не раскулачены, а разграблены местными властями».
- НЭП
- Коллективизация
- Борьба с нетрудовыми доходами
- Военный коммунизм
8. Дайте характеристику политики Военного коммунизма, когда и в каких условиях она проводилась?
9. Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова: «теперь я бы хотел напомнить, как проходила историческая операция. Артподготовка была назначена на 5 часов утра. В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…»
9.1. К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. О каком сражении идет речь?
9.2. Опишите историческое значение (не менее трех пунктов) победы советского народа в Великой Отечественной войне.
10. Решите кроссворд на тему: «Земледельческие орудия труда русского крестьянина в прошлом». Буквы вписывайте в т.ч. и в клетки, в которых дана нумерация слов.
- Это орудие труда использовалось при уборке сена. Представляло собой колодку с зубьями, насаженную на длинную рукоятку.
- Это орудие труда применялось для обработки почвы после вспашки, заволакивания семян. Она представляла собой решетки из деревянных брусьев, либо парных толстых прутьев, между которыми закреплялись деревянные или железные зубья. Они крепились к постромкам лошади.
- Старинное деревянное пахотное орудие в виде крюка, вырубленного из дерева с корневищем с насаженным железным сошником. Отличалось низким приложением тяговых усилий. Известны однозубые, двузубые и многозубые.
- Это орудие труда применялось при уборке хлебов. Представляла собой сильно изогнутую, в виде не правильного полукруга, железную пластину, сужавшуюся к концу; на противоположный конец под прямым углом насаживалась ручка, на внутренней кромке насекались частые зубья.
- Орудие для тяжелых, например целинных почв, отличалось выгнутым дышлом с низким приложением тяговых усилий, колесным передком и высокими ручками. Вначале его делали из дерева, а затем, из железа. В основном был распространен в южных степных районах.
- Пахотное орудие с крупным лемехом и мало выгнутым отвалом, с низко расположенными над самым лемехом оглоблями. Это земледельческое орудие сильно раздробляло почву, облегчая боронование, было более устойчивым, и работать им было легче, чем сохой.
- Это орудие труда использовали мужчины при уборке хлеба. Представляла собой длинное древко, к которому прикреплялась короткая поперечная рукоять – зуб.
- Примитивное пахотное орудие, в основном применявшееся в средней полосе Европейской России, его устройство зависело от почвы, систем и традиций ведения земледелия.
Итого: максимальное кол-во балов – 55; фактически –
16.10.2011
Всероссийская олимпиада школьников 10 класс История 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. 1) С.Т. Морозов, А.А. Бахрушин, М.А. Морозов, П.И. Щукин __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) 1735—1739; 1768—1774; 1787—1791; 1806—1812. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) душегрея, полонез, салоп, ротонда, шушун. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Что или кто является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор. 1) холоп; тысяцкий; закуп; рядович __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) 1497 г. , 1550 г., 1552 г., 1649 г. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) В.А. Тропинин, Г.Г. Мясоедов, И.Н. Крамской, С.А. Коровин, В.С. Максимов, А.К. Саврасов. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.1. Расположите в хронологической последовательности: 1. А. Принятие христианства в Древней Руси. Б. Съезд князей в Любече, выработка принципа «каждый держит отчину свою». В. Введение «уроков и погостов». Г. Создание Правды Ярослава. 2. А. Год «великого перелома». Б. Кризис хлебозаготовок. В. Введение паспортной системы. Г. 3.2. Историк должен грамотно писать понятия и термины, понимать их. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков, и кратко обозначьте смысл приведенных слов. 1) Д_м_нанта – _______________________________________________________________ 2) К_нсерватор – ______________________________________________________________ 3) Местн_чество – _____________________________________________________________ 4) С_куляризация – ____________________________________________________________ 4. Соотнесите даты и события: 1. Включение Украины в состав России. А) 1700 г. 2. Освобождение Москвы от польских захватчиков. Б) 1654 г. 3. Начало Северной войны. В) 1721 г. 4. Провозглашение России империей. Г) 1612 г. Д)1762 г.
5. Перед Вами отрывки из мемуаров и воспоминаний, относящихся к событиям 1941-1945 гг. Запишите порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности. Укажите название события (битвы, операции и.т.п.) 1)Ставка Верховного Главнокомандования определила план захвата плацдармов на правом берегу …, с тем, чтобы в последующем решить задачу освобождения всей …… «Скорее …. потечет обратно, — заявил после падения Харькова Гитлер, — нежели русские преодолеют эту мощную водную преграду 700—900 м. ширины». Для координации боевых действий фронтов Ставка назначила Маршалов Советского Союза Г. К. Жукова и А. М. Василевского. ________________________________________________ 2)С 20-х чисел августа сражение перекинулось к востоку, на перешеек между Волгой и Доном. Главные силы 6-й армии …. и 4-й танковой армии Гота нацеливались на …. Командующий Юго-Восточным и …. фронтами А. И. Еременко для усиления обороны снял с фронта четыре истребительных противотанковых артиллерийских полка, четыре гвардейских минометных полка и 56-ю танковую бригаду перебросил на угрожаемый участок 57-й армии. ___________________________________________________________ 3)До парада я получал много писем от народа. В них давались различные советы по организации порядка в городе. От некоторых писем веяло неуверенностью. Указывалось на то, — правда, таких писем было очень немного, — что не надо подвергать опасности детей и стариков, нельзя ли было вообще не удерживать город, не оказывать сопротивления. После парада я не получил ни одного такого письма. Наоборот, писали о том, что надо защищать город, силы у нас есть, уверенность у нас есть. 7-го и в последующие дни народ стал совсем иным________________________________________ 4) «Теперь я бы хотел бы напомнить, — сказал маршал Жуков, — как проходила историческая … операция». Артподготовка была назначена на пять часов утра. … В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки…________________________________
7. Перед вами изображение короны, державы и скипетра. Какое отношение имеют эти регалии царской власти к гербу Российской империи? Что каждая из них символизировала? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Реформы ___ коснулись, прежде всего, управления и суда. В 1549 г. был созван первый __ – собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей (на некоторых соборах – и от черносошных крестьян). Выполняя его решения, правительство в 1550 г. приняло ___. По нему была ограничена власть ____и ___– их деятельность контролировалась центральной властью и представителями местного населения – «лучшими людьми» (выборными из посадских и черносошных крестьян). Складывается система органов центральной исполнительной власти -___, которые поначалу называли «избами». В них служили бояре, ____, дьяки, подьячие – складывался профессиональный аппарат центральной власти. Разрядный ведал дворянским войском, _____ — отношениями с иностранными государствами.__ __ осуществлял суд над грабителями, ворами, убийцами. Было создано постоянное ____войско. Оно было вооружено не только холодным оружием, как дворянское ополчение, но и огнестрельными пищалями. В мирное время для улучшения своей жизни им разрешалось заниматься ____ и вести____. Было ограничено ___: запрещены споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т.е. главнокомандующему. В 1551 г. под руководством митрополита ___и при участии Ивана IV состоялся церковный собор, вошедший в историю как ____, Он укреплял дисциплину духовенства, сводил к единообразию обряды, правила иконописания и строительства храмов.
9. Решите кроссворд на тему: «Земледельческие орудия труда русского крестьянина в прошлом». Буквы вписывайте в т.ч. и в клетки, в которых дана нумерация слов.
Благодарим за участие! Ответы 1. 1) Меценаты 2) Русско-турецкие войны 3) женская одежда 1) холоп; тысяцкий; закуп; рядович Тысяцкий – не относится к категории зависимых крестьян 2) 1552 г. – поход Ивана Грозного против Казани, а не этап закрепощения крестьян 3) художники-передвижники 3.1. 1.
2.
3.2. 1) Доминанта – главная идея, наиболее важная составная часть. 2) Консерватор – человек консервативных убеждений, отстаивающий неизменность существующих устоев, принципов и традиций 3) Местничество – в Русском государстве XIV-XVII вв. система распределения служебных мест при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения (знатности рода) и служебного положения предков человека. 4) Секуляризация – обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. 4.
5. 1) Форсирование Днепра 2) Сталинградская битва 3) Парад на Красной площади 7-го ноября 1941 г. 4) Штурм Берлина
6.
|
Leave A Comment