ЕГЭ обществознание. Анализ текста. Глобализация
«Глобализация является универсальной и всеобъемлющей тенденцией мирового развития. Исследователи отмечают наличие трёх измерений глобализации:
1) глобализация как постоянно идущий исторический процесс;
2) глобализация как гомогенизация и универсализация мира;
3) глобализация как разрушение национальных границ.
Общепризнано также, что глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия. В числе первых: ускорение внедрения и распространение технических достижений и современных методов управления, новые экономические перспективы для государств и отдельных лиц, возможности обеспечения более высокого уровня жизни и т. п.
В то же время к негативным последствиям глобализации относятся: растущее неравенство, когда получаемые выгоды и возможности концентрируются в относительно небольшом числе стран и неравномерно распределяются в самих этих странах; связанное с этим нарастание уязвимости и маргинализации многих государств; тяжкие и даже тяжелейшие последствия для земной цивилизации; возросшие угрозы целостности национальных культур и вызовы суверенитету государств.
Противоречие заключается в том, что современная международная система, создавшая условия для развития процесса глобализации, под его воздействием сама постепенно стала устаревать, а сформированные послевоенные институты международного сообщества оказались не готовыми эффективно функционировать в условиях глобального мира.
Под влиянием глобализации происходит трансформация роли государства, его суверенитета. Оно вынуждено делиться своими полномочиями с международными структурами, неправительственными организациями, бизнес-сообществами. Информационные, финансовые и иные процессы, связанные с глобализацией, сокращают возможности национальных правительств по контролю за внутриполитической ситуацией и управлению ею. Отдельные государства, находясь под усиливающимся воздействием ситуации на мировом рынке, в определённой мере теряют суверенитет над национальной экономикой. Они всё меньше могут влиять на положение в сфере экономики, финансов. Всё более неподконтрольными становятся информационные потоки. Многие функций, ранее выполнявшиеся правительствами, переходят к институтам гражданского общества, транснациональным корпорациям. Национальные и международные неправительственные политические, экономические, правозащитные, религиозные, благотворительные и иные организации оказывают растущее влияние на общественное мнение, формирование политики, выработку законов, сами выполняют некоторые властные функции, вплоть до участия в деятельности комитетов и комиссий ООН».
(Н. Б. Пастухова)
21. Какой институт, по мнению автора, наиболее полно подвержен влиянию глобализации. В чём выражается это влияние?
22. В чем, по мнению автора, выражается противоречие глобализации? Какие три функции, традиционно считавшиеся государственными, начинают выполнять другие институты?
23. Что, по мнению ряда исследователей, является проявлением глобализации? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте каждое проявление примерами.
24. Приведите положения текста, отражающие положительные последствия глобализации, с одной стороны, и негативные последствия, с другой стороны. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающие противоречивость данного явления.
№ 21
указан институт: государственный суверенитет;
раскрыт характер влияния: многие авторы предрекают закат «государственного суверенитета», вынужденного «делиться» своими полномочиями с международными структурами, неправительственными организациями, бизнес — сообществом и т. п.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
№ 22
Противоречие: современная международная система постепенно стала устаревать, а сформированные послевоенные институты международного сообщества оказались не готовыми эффективно функционировать в условиях глобального мира;
Три функции: влияние на общественное мнение, формирование политики, выработка законов.
Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках.
№ 23
1. Измерения глобализации:
2. Примеры:
Люди начинают отмечать праздники, которые не являются исконно национальными, например, День святого Валентина, Хеллоуин.
Могут быть приведены другие уместные примеры.
№ 24
1. Положение текста:
положительные последствия: ускорение внедрения и распространение технических достижений и современных методов управления, новые экономические перспективы для государств и отдельных лиц, возможности обеспечения более высокого уровня жизни
(Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме).
2. аргументы, например:
свободное перемещение граждан иностранных государств, с одной стороны, способствует быстрому общению, развитию туризма и обмену информацией, а, с другой стороны, росту безработицы, материальному расслоению;
иммиграция чуждых культур порождает рост национального самосознания, а как следствие появляется ксенофобия, фанатизм, экстремизм, терроризм.
Могут быть приведены другие аргументы.
Философско-социологический факультет ПГНИУ — КУЛЬТУРА И КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
УДК 008
DOI: 10.17072/2078-7898/2017-3-368-373
КУЛЬТУРА И КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ
СОВРЕМЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
Кузнецова Евгения Владимировна
кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры юридических и гуманитарных дисциплин
Университет управления «ТИСБИ» (Набережночелнинский филиал),
423825, Республика Татарстан, Набережные Челны, ул. Татарстан, 10;
e-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0003-2774-9858
Исследуются особенности развития культуры на глобализационно-интеграционном этапе развития общества в контексте коммуникативного взаимообмена. Средства массовой информации выступают ведущим фактором формирования нового миропорядка. Каждая культура уникальна, что необходимо учитывать при построении единого информационного пространства.
Современная культура в своем глобальном варианте — это по преимуществу система американских ценностей, американские образ жизни и мысли. Но для каждой культуры важны менталитет народа, ценности, традиции, обычаи в противоположность «глобальной» культуре, которая преследует главную цель — быть доступной массовой аудитории.
Коммуникация — составная часть глобализации. Коммуникация в социуме невозможна, если не изучены ее компоненты и механизмы. В качестве одного из важнейших факторов следует выделить культурный. Подход к новым культурным реалиям должен определяться согласно новым категориям, культура каждого этноса должна занять свое место в конгломерате культур. Автор статьи приходит к выводу, что если мы создаем общее информационное пространство, то не должны нарушать культурного многообразия мира. И средства массовой информации должны быть источником пропаганды ценностей толерантности и взаимного уважения.
Ключевые слова: глобализация, интеграция, культура, массовая культура, средства массовой информации, коммуникация, культурный плюрализм.
Благодаря глобализации культура как фактор социально-исторических изменений вновь оказалась в центре внимания ученых и общественных деятелей. Система культуры стала смысловым интегратором разноплановых явлений, многие из которых стали достоянием не только народа-создателя, но и вошли в мировую культуру, в чем большую роль сыграли радио, телевидение, Интернет. Мировая культура не имеет границ. В нее входят истины и ценности, выраженные в моральных установках и нравственных принципах, представлениях о подлинных научных уникальных технологических решениях. Ценности культуры — общезначимые ценности. Но для каждого отдельного человека кроме общезначимых ценностей важны и те ценности, которые обусловлены локальной культурной традицией его народа. При утрате любой из них происходит исчезновение определенных образцов, нравственных ориентиров и духовных идеалов.
Глобализация, охватившая в наше время весь мир — это следствие многих процессов. Интерес к данному явлению возник еще в XIX столетии, когда особенно актуальны стали такие темы, как геополитика, империализм, международные финансово-промышленные организации, интеграция Европы. Заметим, что сам термин впервые появился в базах данных Библиотеки Конгресса США в 1987 г.
Дискуссии относительно глобализации начались в связи с осмыслением проблемы завершавшегося колониализма и экспансии индустриальной цивилизации в страны третьего мира.
Обсуждение продолжилось и в 90-е гг. вследствие ряда причин.
Во-первых, это стремительное развитие информационных технологий, Интернета, спутниковых средств связи, т.е. начало «информатизации».
Во-вторых, новые технологии расширили рынок труда и изменили его структуру.
В-третьих, изменения на карте мира, распад СССР и Югославии, окончание холодной войны, распад так называемого социалистического лагеря определили содержание многих, если не всех, идеологических установок и ориентиров в мире.
Значение концепции глобализации заключается именно в том, чтобы определить эти ориентиры и приоритеты, противоречия между участниками процессов глобализации и интеграции и представителями национальных политических и интеллектуальных элит.
Компьютерная революция как следствие роста высоких информационных технологий обусловила переход социума к новому состоянию, к изменению содержания жизни общества в целом, а также жизни профессиональных и региональных сообществ всех уровней.
вных. На этапе вступления мира в третью, информационную, стадию развития цивилизации, когда решающую роль начинают играть демассифицированные средства массовой информации, сама информация в результате тотальной трансформации выступает как стимулятор творческих сил и поисков. Постоянное участие в коммуникативном взаимообмене учит людей ориентироваться в глобальных потоках информации, независимо от существующих стандартов и предубеждений. Благодаря информации новая цивилизация начинает перестраивать образование, определять границы научных исследований, реорганизовывать сами СМИ.
С одной стороны, медиа, безусловно, являются одним из важнейших факторов разворачивающейся глобализации. С другой стороны, именно в последние годы проявилась внутренняя региональная дифференциация национальных государств, связанная с принципами социального переустройства и с проявлением этнокультурных различий.
По мнению ряда исследователей, телевидение выступает в качестве определяющего фактора в формировании социокультурного пространства постиндустриального (информационного, трансиндустриального) общества. «Впервые в истории,— пишет изветный социолог и основатель теории постиндустриального общества Д. Белл,— телевидение создало то, что греки называли ойкуменой, или то, что М.
В настоящее время возникли различные направления и тенденции в изучении массмедиа в целом и телевидения в частности, разработаны новые подходы. Отметим при этом, что в этих исследованиях существует неоднозначная терминология — массмедиа, средства массовой информации (СМИ), средства массовой коммуникации (СМК), массовые коммуникации (mass communications) и др. В общепринятой терминологии коммуникация означает определенный процесс преобразования знаков в знание, а вариант его множественного числа — коммуникации — обозначает знаки, которые придают смысл повседневной жизни, при этом подразумевается наличие различных знаковых систем.
Термин «massmedia» является достаточно распространенным и употребительным. На сегодняшний день это — любое средство коммуникации, которое передает или сообщает то или иное значение. Телефон, кино, телевидение — все они «медиа» [4, с. 78]. В то же время связь со средой проявления и распространения осуществляется в каждом средстве массовой информации по-разному, в зависимости от степени «чистоты» медиума.
В теории Р. Вильямса подчеркивается связь коммуникационных технологий с характером общества, причем история этой связи уходит еще в середину XIX в. — период существования железных дорог и телеграфа. «Массовые коммуникации не следует смешивать с делающими их — специфика массовых коммуникаций состоит в том, что в них по-разному проявляются природа аудитории, коммуникации и коммуникатора» [4, с. 72]. В информационном обществе проявление любого медийного феномена происходит в условиях довольно сложной культурной ситуации, когда социальные и культурные процессы тесно взаимосвязаны, они наполняют технологические феномены культурными смыслами.
В 90-е гг. XX в. наступает новый этап в развитии как мировых, так и отечественных массовых коммуникаций, причем в рамках этого периода процессы, происходящие в отечественных массмедиа, практически совпадают с подобными же процессами в европейских и мировых СМИ. Основными чертами ситуации в мировом медиапространстве конца прошлого века являются, по мнению многих исследователей, его непредсказуемость и неслыханная скорость технологических инноваций, которые, хотя и не позволяют нам выстраивать какие-либо прогнозы относительно того, каким будет потребление продукции в XXI в., не оставляют сомнения в его культурной значимости по отношению к новым информационным технологиям и зависимости от них.
В XXI в. доминантой среди средств массовой коммуникации являются электронные медиа [4, с. 74]. В качестве основных характеристик новой медийной культуры выступают распространение сети Интернет и кабельного телевидения, в связи с этим происходит рост числа каналов, что дает большой простор выбора зрителю. Но все чаще процесс более или менее целостного просмотра той иной передачи заменяется «зэппингом» — постоянным переключением каналов, в связи с чем возникает эффект одновременного просмотра целого ряда передач. Это позволяет говорить о том, что современный потребитель продуктов телевизионной культуры уже не в состоянии воспринять какой-либо смысловой целостности содеражания, но одновременно включает в поле своего сознания ряд элементов, которые, в свою очередь, создают фрагментированный коллаж культурного опыта. Видео, ставшее в последние годы неотъемлемой частью повседневной жизни, связано с процессом массового распространения и используется для того, чтобы фрагменты, не представляющие интереса для зрителя, но занимающие место в коммукационной цепочке, могли быть легко удалены. В результате видео и телевидение становятся своеобразным дайджестом.
Распространение кабельных и спутниковых каналов стало еще одним шагом к освобождению зрителя от «тирании» разработчиков программ. В то же время бурный количественный рост каналов полностью изменил облик не только телевидения, но и культуры в целом. Это касается как исследователей, так и тех, кому предстоит приспосабливаться к новым технологиям, аудитории. «В конце XX века в Европе и в США произошло зарождение нового будущего, представляющего собой электронную супермагистраль в 500 каналов с доступом к универсуму неограниченной интерактивности и возможностью потребительского контроля. Это будущее полно и обещания, и выбора» [5, p. 13]. Но далеко не все относятся к технологическому прорыву столь оптимистично, и прогнозы в данной области весьма противоречивы. Рассмотрим в данной ситуации точку зрения американского футуролога Э. Тоффлера [6].
Одна из основных черт информационного общества, по его мнению, — это уже упомянутая нами непредсказуемость. Изменения, которые непредсказуемы, происходят в одно и то же время в разных направлениях; они и станут основной чертой жизни человечества в цивилизации Третьей волны, причем повлияют они как на общество в целом, так и на индивидуальные судьбы. И эти изменения так или иначе выражаются в экспликации средств массовой информации (средств массовой коммуникации). Соответственно, прогнозирование облика будущего совершенно определенным образом соотносится с тем, что происходит в развитии массмедиа как с технологической, так и с социокультурной точки зрения.
С функционированием современного коммуникативного сообщества тесно связана и его этническая составляющая. Г. Почепцов, в частности, считает этнически значимым для любой науки процесс сбора, обработки и хранения информации.
Он пишет, что «информационные потоки национально специфичны. Невозможно выстроить эффективную коммуникацию без учета этого факта. Важно сочетать внешние и внутренние особенности такой национальной специфичности. Внешние будут отражать данные канала коммуникации, ключевых коммуникаторов. Внутренние— связаны не с формой, а с содержанием самого отбора приоритетов тематики» [7].
В современных условиях процесс коммуникации, безусловно, оказывает большое влияние на деятельность индивида и функционирование общества в целом. Именно с помощью обновленных и усовершенствованных средств массовой коммуникации, через их критическое восприятие и осмысление в настоящее время формируются общественные структуры и общественное мнение.
Коммуникация — это часть процесса глобализации. Невозможно объяснить интеграцию, если внимательно не рассматривать процесс коммуникации и его составляющие [8].
Торговые связи, миграция населения, обмен туристами между странами формируют коммуникационную сеть взаимодействия в мире. Коммуникация невозможна без взаимопонимания. Однако с нарастанием культурных особенностей возможно и увеличение дистанции между коммуникантами в процессе межкультурного и межэтнического взаимодействия. Данная проблема в последнее время рассматривается исследователями с разных сторон. В числе ведущих индикаторов культурно-коммуникативных практик современности С.В. Орлов, например, называет стрит-арт, музыку, технологии [9, с. 8].
Культурный фактор, безусловно, важен в коммуникации. Идентификация субъекта с этносом и культурой определяет его отношение к корням. Мы идентифицируем себя с местом и временем. В то же время мы вступаем во взаимодействие с другими личностями, представителями других народов и носителями иных культурных образцов. Нет ключа к установлению теплых взаимоотношений внутри одного этноса, нет и унифицированного способа установления таких отношений в межэтническом взаимодействии. Но во всех случаях культурный фактор играет детерминирующую роль. Культурная мозаика ощутимо видоизменяет структуру единства мира [10].
Новые средства массовой коммуникации в последние десятилетия существенно изменили сущность и содержание процесса коммуникации. СМИ создают новую реальность — виртуальную, зачастую подменяя подлинную, создают и новую культуру — глобальную, стремясь заменить этнонациональные культуры народов.
Масскульт — феномен, обусловленный ростом высоких технологий и созданием глобального информационного пространства. Но было бы ошибкой отождествлять создание единой мировой культуры только на основе интеграции и создания стереотипизированных образцов американского масскульта. Не случайно во второй половине XX в. на фоне глобализационных процессов проявляется тенденция дифференциации. Не только принятие и уважение этнокультурных ценностей других народов, но и осознание своих собственных могут и должны стать условием развития межкультурных коммуникаций и диалога культур. А современная массовая культура в ее глобальном варианте — это культурная система, образ жизни и способ мышления западной культурной модели. Между тем за каждой этнонациональной культурой стоят своеобразие менталитета, особенности духовных приоритетов, культурной традиции — в противоположность массовой культуре, стереотипизированной, коммерциализированной и основанной во многом на желании угодить как можно более широкой аудитории [11].
Итак, в настоящее время для культуры информационнго общества характерны такие черты: приоритет визуального над словесным, мозаичность, приоритет формы, яркой, привлекательной оболочки, над содержанием, возможно, бедным и скупым, преобладание потребительского желания купить, приобрести что-либо [12, с. 256].
Новые медиа изменяют и способы существования культуры. «Media is message», т.е. «средство само по себе является сообщением». Современный подход к культурным реалиям должен определяться согласно новым категориям, при этом каждая культура хочет занять свое собственное, присущее только ей, место в конгломерате культур мира. М. Кастельс рассматривает понятие «массовая культура» в контексте информационного общества [13, с. 202]. Культурная индустрия, как считает М. Кастельс, во-первых, лишена здравого смысла. Во-вторых, ее формы стандартизированы, реализуются в зависимости от продукта. В-третьих, массовая культура играет, как и прежде, роль психологической защиты для человека, поскольку человеческая психика нуждается в релаксации и отдыхе.
Говоря о массовой культуре, мы часто отождествляем ее с медиакультрой, и ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что массмедиа оказывают определяющее влияние на современного человека, культуру повседневности, моду и жизненные стили. При этом ведущее место среди всех форм массмедиа в конце XX в. принадлежало телевидению. «Телевидение — это форма самой популярной культуры конца XX века. Оно является наиболее распространенной формой проведения свободного времени во всем мире» [14, p. 240]. А в начале XXI в. место телевидения в массовой культуре начали занимать новые медиа, функционирующие на основе интернет- технологий.
Феномен массовой культуры продолжает существовать в информационном обществе в индустрии развлечений, а также в областях, связанных со стандартизированным мышлением. Между тем единое пространство мира — это единое информационное пространство культур. Условием развития личности на уровне социальных групп и сообществ является культурный плюрализм.
Но в современном обществе средства массовой информации продолжают представлять собой угрозу для существования многих культур — угрозу, выраженную в возможности уничтожения этих культур [15, с. 151]. Пропаганда нетерпимости, неприятия ценностей других народов становится условием разжигания этнонациональных конфликтов.
Однако создание нового миропорядка не должно привести к культурной гомогенности общества, стиранию его культурного многообразия. В контексте построения нового миропорядка следует говорить о неоднократном усилении внимания личности к таким ценностям, как взаимоуважение и взаимотерпение, в противоположность материальному обогащению любой ценой. И средства массовой информации должны выступать в данном случае как источник пропаганды ценностей подобного рода.
Список литературы
- Кузнецова Е.В. Проблема развития культурно-коммуникативных процессов на этапе формирования информационной цивилизации // Новые идеи в философии. 2016. Вып. 3(24). С. 294–298.
- Williams R.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Наука, 1999. 310 с.
- Шепинская Е.Н. Телевидение как форма культуры // Массовая культура на рубеже веков: сб. статей. М.; СПб: ДБ, 2005. С. 12–125.
- Wright Ch. Mass Communicftion. A Sociological Perspective. N.Y., 1968. 235 р.
- Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980. 526 p.
- Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: Рефл бук, Киев: Ваклер, 2000. 310 с.
- Кузнецова Е.В. Связи с общественностью как феномен культуры: дис. … канд. филос. наук. Н. Новгород, 2004. 180 с.
- Орлов С.В. Исследование информационного общества как комплексная проблема // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. Вып. 4(24). С. 5–15. DOI: 10.17072/2078-7898/2015-4-5-15.
- Нарочинская Е.А. Этнонациональные конфликты и их разрешение. М., 2000. 232 с.
- Kuznetsova E., Goryacheva О., Patenko G. Phenomenon of Mass Culture Problems and Controversies // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 3. Р. 296–302. DOI 10.5901/mjss. 2015.v6n4s2.
- ТоффлерЭ. Шокбудущего. АСТ, 2001. 510 с.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Наука, 2000. 305 с.
- Price M.E. , 1995. 320р.
- Левин K. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000. 258 с.
Получено 07.10.2016
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
КузнецоваЕ.В. Культура и коммуникативные практики современности: проблемы и противоречия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 3. С. 368–373. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-3-368-373
Глобализация: понятие, причины и последствия
Глобализация стала достаточно знакомым словом, значение которого уже обсуждалось другими до меня на этой конференции. Тем не менее, позвольте мне вкратце изложить, что я понимаю под этим термином. Затем я перейду к рассмотрению того, что вызвало это. Большая часть моей статьи посвящена обсуждению того, что мы знаем и чего не знаем о его последствиях. В заключение я рассмотрю, какие политические реакции кажутся необходимыми.
Концепция
Это мировая экономика, которую мы считаем глобализированной. Мы имеем в виду, что весь мир все больше ведет себя так, как если бы он был частью единого рынка с взаимозависимым производством, потреблением сходных товаров и реагированием на одни и те же импульсы. Глобализация проявляется в росте доли мировой торговли в объеме производства (отношение мирового импорта к валовому мировому продукту, ПГП, выросло с примерно 7% в 1938 г. до примерно 10% в 1970 г.96). Это нашло свое отражение во взрывном росте прямых иностранных инвестиций (ПИИ): ПИИ в развивающиеся страны увеличились с 2,2 млрд долларов в 1970 году до 154 млрд долларов в 1997 году. в день пересекает валютные рынки мира, из них менее 2% напрямую приходится на торговые операции.
Хотя их нельзя измерить с такой же легкостью, некоторые другие особенности глобализации, возможно, даже более интересны. Все большую долю потребления составляют товары, которые доступны от одних и тех же компаний практически в любой точке мира. Технология, используемая для производства этих товаров, становится все более стандартизированной и не зависит от места производства. Прежде всего, идеи все более и более становились общим достоянием всего человечества.
Я убедился в этом на конференции, на которой я присутствовал четыре года назад и на которой мы обсуждали эволюцию экономической мысли в мире за полвека после Второй мировой войны (Coats 1997). Мы обсуждали, можно ли более точно описать растущую степень конвергенции экономического мышления и техники и исчезновение национальных школ экономической мысли как интернационализацию, гомогенизацию или американизацию экономической науки. Моя собственная основная мысль заключалась в том, что экономическая наука действительно была в значительной степени интернационализирована, что она была существенно гомогенизирована, но лишь в ограниченной степени американизирована, поскольку экономисты неамериканского происхождения продолжают вносить центральный вклад в экономическую мысль, как признал Нобелевский комитет в своей премии. Амартии Сену за несколько недель до проведения этой конференции. Между прочим, наиболее точное изложение изменений в экономическом мышлении за этот период было сделано индийским участником той конференции, который заметил, что его аспиранты раньше возвращались из Кембриджа, Англия, сосредотачиваясь на недостатках Невидимой Руки, а теперь из Кембриджа, Массачусетс, сосредоточив внимание на недостатках Видимой Руки! В том же духе, одним из наиболее убедительных критических замечаний по поводу моей фразы «Вашингтонский консенсус» было то, что консенсус (существенный, хотя и определенно неполный) по экономической политике выходит далеко за пределы Вашингтона.
Однако есть области, где глобализация не завершена, даже в экономической сфере. В частности, миграция очень далека от бесплатной. Высококвалифицированные специалисты обладают относительно высокой степенью мобильности, но те, у кого нет навыков, часто сталкиваются с препятствиями при миграции в страны с более высокой заработной платой. Несмотря на трудности, значительная часть рабочей силы некоторых стран фактически работает за границей: например, около 10% рабочей силы Шри-Ланки сейчас находится за границей.
Более того, глобализация гораздо менее реальна в других областях, чем в экономической. Культура по-прежнему демонстрирует сильные национальные и даже региональные и местные различия. В то время как английский явно находится в процессе превращения в общий мировой язык, по крайней мере, в качестве второго языка, языки меньшинств возвращаются, по крайней мере, в развитых странах. Спорт по-прежнему очень разный во всем мире: американцы до сих пор не научились играть в крикет, а большинство остальных из нас до сих пор не научились понимать, что они видят в бейсболе. Хотя национальное государство гораздо менее доминирующее, чем раньше, при этом значительные полномочия переданы как вниз региональным и местным властям, так и вверх международным, а в Европе — наднациональным институтам (и хотя «вмешательство во внутренние дела другого государства» менее неодобрительно, чем раньше), политика по-прежнему организуется в основном на основе национальных государств.
Причины
Чем объясняется эта глобализация? Это, конечно, не связано с завоеванием, источником большинства предыдущих исторических эпизодов, когда единая экономическая система господствовала над обширной географической территорией. Вместо этого источник лежит в развитии технологий. Затраты на транспорт, поездки и, прежде всего, затраты на передачу информации резко упали в послевоенный период почти полностью из-за технического прогресса. Трехминутный телефонный звонок из США в Великобританию стоил 12 долларов в 1946, тогда как сегодня он может стоить всего 48 центов, несмотря на то, что потребительские цены выросли за прошедший период более чем в восемь раз. В первые послевоенные годы первые компьютеры были завалены грудами перфокарт, а телеграммы были единственным быстрым средством письменного общения. Не было ни факса, ни Интернета, ни электронной почты, ни всемирной паутины, ни компьютеров, ни спутников, ни сотовых телефонов. Сегодня мы наблюдаем явление, о котором полвека назад не мог и мечтать ни один футуролог, например, индийцы с медицинским образованием, проживающие в Бангалоре, которые зарабатывают на жизнь, работая секретарями у американских врачей, переписывая их записи за одну ночь.
Очевидно, что доступность дешевой, быстрой и надежной связи делает возможными такие явления, поскольку это является ключом к интеграции международного рынка капитала. Я предполагаю, что тот же фактор важен для роста многонациональных корпораций, поскольку именно он позволяет им эффективно использовать свою интеллектуальную собственность в различных местах, не теряя возможности сохранять контроль из головного офиса. Но в этом контексте я бы предположил, что действуют и другие факторы, такие как распространение потребительских знаний о том, что доступно, благодаря путешествиям и рекламе, что само по себе поощряется коммуникационной революцией и ее детищами, такими как CNN. Снижение транспортных расходов также является ключевым фактором, лежащим в основе роста торговли.
Конечно, нужен был достаточно мирный мир, чтобы побудить экономических агентов использовать возможности глобализации, предоставляемые технологическим прогрессом. Но технологическая основа феномена глобализации подразумевает, что, за исключением прекращения «Pax Americana» или чрезвычайно энергичных сознательных действий, направленных на то, чтобы обратить этот процесс вспять, глобализация никуда не денется.
Последствия
Глобализация, безусловно, позволяет увеличить уровень глобального производства. Будь то в результате старой теории Хекшера-Олина, основанной на различном изобилии факторов в разных странах, или в результате новых торговых теорий, которые объясняют торговлю возрастающей отдачей от масштаба, торговля увеличит мировой объем производства. .[2] Точно так же ПИИ приносят лучшие технологии и другие формы интеллектуального капитала в страны, которым в противном случае пришлось бы обходиться без них или инвестировать значительные ресурсы в изобретение велосипеда для себя. Это может также привести к продуктам, которые в противном случае были бы недоступны для стран, в которых осуществляются инвестиции, что, по-видимому, повышает качество и, следовательно, стоимость мирового производства. А международные потоки капитала могут переносить сбережения из стран, где предельный продукт капитала низок, в те, где он высок, что опять-таки увеличивает мировой объем производства.
Следует ожидать, что глобализация повлияет на распределение доходов, а также на их уровень. Что касается распределения дохода между странами, то стандартная теория предполагает, что выгоду получат все страны. Экономисты давно проповедуют, что торговля взаимовыгодна, и большинство из нас считает, что опыт повсеместного роста наряду с быстрорастущей торговлей в послевоенный период служит тому подтверждением. Точно так же большая часть ПИИ идет туда, где транснациональная корпорация обладает интеллектуальным капиталом, который может внести какой-то вклад в местную экономику и, следовательно, может быть взаимовыгодным для инвестора и получателя. И поток капитала, который финансирует реальные инвестиции, опять-таки, вероятно, принесет пользу обеим сторонам, поскольку ожидается, что доход от инвестиций будет выше, чем процентная ставка, которую должен платить заемщик, в то время как эта процентная ставка также, вероятно, будет выше. выше, чем кредитор мог ожидать дома, поскольку в противном случае у него не было бы стимула отправлять его за границу. Расплывчатые рассуждения о том, что свободная торговля делает богатые страны богаче, а бедные — беднее, не находят поддержки в экономическом анализе. Нет также оснований предполагать, что Север получает выгоду за счет Юга, вводя ограничения на импорт, такие как нетарифные барьеры или сельскохозяйственные субсидии: стандартная теория говорит, что, хотя это действительно приводит к обнищанию Юга, население Севера также страдает, и теряет больше, чем получает производитель. Это говорит о том, что перспективной стратегией устранения таких барьеров является поиск коалиции с северными потребителями, а не участие в нападках на Север, которые просто оттолкнут потенциальных северных союзников.[3]
Воздействие на внутреннее распределение доходов менее очевидно. Стандартная теория говорит, что торговля будет иметь тенденцию наносить ущерб неквалифицированному труду в богатых странах и помогать ему в бедных, поскольку бедные страны смогут экспортировать трудоемкие товары, такие как одежда, в богатые страны, тем самым увеличивая спрос на неквалифицированный труд в в бедных странах и уменьшая его в богатых. То есть в богатых странах есть веская аналитическая причина утверждать, что торговля будет делать богатых богаче, а бедных — беднее. В последние годы среди экономистов развитых стран ведутся оживленные споры о том, является ли увеличение импорта трудоемких товаров главным фактором, вызвавшим падение относительной (а иногда и абсолютной) заработной платы неквалифицированных рабочих в этих странах. стран: большинство экономистов, кажется, пришли к выводу, что это дополнительный фактор, но что основная часть объяснения лежит вместо этого в форме технического прогресса, требующей высокой квалификации (Cline 19).97).
Представляется более трудным сомневаться в том, что экспорт трудоемких товаров был фактором, который что-то сделал для увеличения спроса на неквалифицированную рабочую силу и, следовательно, для выравнивания распределения доходов в странах-экспортерах, таких как Шри-Ланка. Следовательно, я считаю, что это выдает прискорбное отсутствие заботы о перспективах бедных, когда я слышу, как я слышал во время этой конференции, что экспорт одежды каким-то необъяснимым образом очерняется как вероятное негативное воздействие. С другой стороны, некоторые последствия коммуникационной революции, несомненно, должны были привести к неравенству в распределении доходов в этих странах: подумайте об индийских врачах, которые действуют как секретари у американских врачей, а не лечат индийских пациентов, тем самым зарабатывая больше для сами, а также склонны повышать зарплату другим врачам в Индии, которые относительно богаты по индийским меркам. Точно так же дифференциальная мобильность квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы имеет тенденцию подтягивать заработную плату квалифицированных работников в развивающихся странах до мирового уровня, тем самым оставляя меньше для немобильных бедняков. Тот же результат будет иметь место, если владельцы высокомобильного капитала смогут уклоняться от налогов, инвестируя за границей, а также если правительства будут вынуждены избегать обложения высокими налоговыми ставками международного мобильного капитала или тех, кто может быть вынужден эмигрировать в надежда сохранить эти факторы дома. Таким образом, чистое влияние глобализации на распределение доходов в развивающихся странах кажется мне весьма двусмысленным.
Какое влияние глобализация может оказать на долгосрочные возможности экономического роста в развивающихся странах? Мое видение процесса роста состоит в том, что он начинается, когда элита в развивающейся стране приходит к пониманию возможностей применения технологий мирового класса в своей стране и вводит институциональные механизмы, которые позволяют личным стремлениям к личным интересам служить общему делу. , общественное благо. Как только это произойдет, страна сможет расти быстрыми темпами, если этому процессу не помешает какой-либо политический случай, пока она не догонит передовые технологии и, следовательно, не достигнет уровня жизни развитых стран. Глобализация имеет тенденцию к тому, чтобы технологии и знания для этого процесса были более доступными и, следовательно, позволяли сдвинуть этот процесс во времени. (Сингапур может быть небольшой страной, но в истории нет ни одной страны, в которой не было бы крупных открытий полезных ископаемых, перешедших от крайней нищеты к богатству менее чем за 30 лет. )
Но верно и то, что глобализация несет с собой новые опасности. Острота восточноазиатского кризиса была в первую очередь результатом того, что страны подвергали себя воздействию международного рынка капитала до того, как они заработали несомненную репутацию способных и готовых обслуживать свои долги во что бы то ни стало, а это означало, что когда инвесторы забеспокоились о своей потенциальной уязвимости в результате кризиса в Таиланде, не нашлось других инвесторов, готовых вмешаться и предложить стабилизирующие спекуляции даже после того, как обменные курсы и процентные ставки явно превысили допустимые пределы. Конечно, можно возразить, что эту повышенную уязвимость к внешним потрясениям следует сопоставлять со сниженной уязвимостью к внутренним потрясениям: подумайте, насколько больше Бангладеш пострадала бы в этом году (19).98), если бы международное сообщество не предоставило помощь, чтобы частично компенсировать расходы, связанные с наводнениями, не говоря уже о том, насколько сильнее был бы голод или даже голод, если бы Бангладеш не смогла импортировать дополнительный рис. Но это не дает права сбрасывать со счетов повышенную опасность внешних потрясений. Кроме того, я должен отметить, что профессор Индраратна предложил вам гораздо более длинный и творческий список опасностей, чем я здесь обозначил, который выходит за рамки узких экономических вопросов и рассматривает роль глобализации в распространении таких неприятных явлений, как наркотики, секс-торговля, преступность. , и терроризм.
Вопросы политики
Если я прав, утверждая, что глобализация связана с технологическим развитием, а не политическими выборами, то пытаться обратить ее вспять было бы все равно, что играть в короля Канута. Было бы более продуктивно стремиться максимизировать преимущества, которые он предлагает, и минимизировать риски, которые он создает. Позвольте мне обсудить то, что я вижу в этом, ограничиваясь узкими экономическими вопросами.
Из сказанного выше становится ясно, что я не вижу особых причин сомневаться в том, что граждане развивающейся страны могут рассчитывать на выгоды от того, что они открыты для торговли и ПИИ. Это дает им преимущества, заключающиеся в том, что они могут относительно эффективно использовать свой обильный неквалифицированный труд и иметь доступ к технологиям мирового уровня. Однако, если они будут полагаться только на эксплуатацию неквалифицированной рабочей силы, они никогда не смогут подняться выше уровня жизни своих беднейших конкурентов, которые будут экспортировать аналогичные товары. Для постепенного повышения уровня жизни важно повышать образовательные стандарты не менее важно, чем в условиях относительно закрытой экономики. В первом приближении можно резюмировать политический совет о том, как добиться процветания в глобальной экономике, следующим образом: дать своим гражданам соответствующий набор навыков с помощью образования, а затем позволить им заниматься производством того, что полезно для мировой экономики. .
Однако второе приближение требует признания также повышенных рисков полной подверженности мировой экономике. Есть ли способы снизить эти риски? Я убежден, что есть по крайней мере один важный аспект, в котором благоразумие подсказывает, что развивающимся странам разумно ограничить свою интеграцию в мировую экономику, и это касается либерализации потоков краткосрочного капитала. Если спросить, что отличает те страны, которые пострадали от заражения восточноазиатским кризисом, от тех, которые избежали его, то ответ мне кажется очень ясным: жертвами были те, кто накопил значительный объем краткосрочного долга в долларах по мере того, как в результате обеспечения конвертируемости счета операций с капиталом, в то время как избежали катастрофы те, кто проявлял осторожность в либерализации своих счетов операций с капиталом в краткосрочной перспективе. Поскольку нет убедительной аналитической причины или эмпирического доказательства (Родрик 1998) за веру в то, что свобода краткосрочных потоков капитала является важным фактором, способствующим экономическому росту, не говоря уже о справедливости распределения, я заключаю, что благоразумие предполагает стремление отсрочить, а не ускорить этот конкретный этап либерализации.
Кроме того, необходимо задаться вопросом, существуют ли механизмы, которые могут защитить людей, когда риски для экономики действительно материализуются. Недавний опыт Восточной Азии снова поучителен: Всемирный банк приложил немало усилий для ускоренного развития сетей социальной защиты в странах, пострадавших от кризиса в прошлом году. Я уверен, что многие из вас помнят, что в прошлом Банк критиковал Шри-Ланку за то, что она вложила слишком много ресурсов в слишком широкую систему социальной защиты, но я не вижу никакого противоречия: Банк был обеспокоен тем, что Шри-Ланка пытаясь обеспечить страховку дороже, чем может себе позволить экономика, и настолько неизбирательно, что подрывает стимулы. Эти соображения нужно принимать во внимание, но в то же время, как Дэни Родрик (1997), подчеркивается в работе, открытая экономика особенно остро нуждается в адекватной системе социальной защиты. Я надеюсь, что вы найдете некоторое подтверждение того, что Банк не забывает о проблемах, которые мотивировали вашу щедрую политику социального обеспечения, тем фактом, что мы в последнее время так активно продвигаем дело сетей социальной защиты в Восточной Азии.
Есть ли способ смягчить потенциальное негативное влияние на распределение доходов за счет увеличения возможностей уклонения от уплаты налогов и последующего стимула к ограничению налогов на мобильные факторы, о которых я говорил выше? Такие меры, безусловно, можно предусмотреть, хотя они потребуют обширных международных соглашений в форме обмена налоговой информацией и возможного удержания налогов с доходов, полученных иностранцами. Я надеюсь, что такие вопросы станут частью будущей повестки дня международных переговоров. Глобализованному миру придется иметь дело с более широкой политической повесткой дня, чем просто либерализация, если исход должен быть достаточно справедливым.
Заключительные замечания
Я утверждал, что глобализация имеет технологическую основу и поэтому никуда не денется. Разумная политика включает в себя вопрос о том, как можно получить максимальную отдачу от нее, ограничивая при этом риски, которые она несет. Ответы на экономическом уровне, как я предположил, включают обучение граждан соответствующим навыкам и открытие для торговли и ПИИ при сохранении контроля над краткосрочными потоками капитала, создании надлежащей системы социальной защиты и поиске международных действий, чтобы обратить вспять эрозию экономической база налогообложения.
Ссылки
Клайн, Уильям Р. (1997), Торговля и распределение доходов (Вашингтон: Институт международной экономики).
Коутс, А.В. (1997), Интернационализация экономики после 1945 года (Дарем, Северная Каролина и Лондон: издательство Duke University Press).
Родрик, Дэни (1997), Не зашла ли глобализация слишком далеко? (Вашингтон: Институт международной экономики).
____ (1998 г.), «Кому нужна конвертируемость счета операций с капиталом?», в Очерки международных финансов нет. 207 (Принтон: Международная финансовая секция).
Примечания
1. Автор выражает благодарность Бхаскару Калимили за помощь в исследованиях и Маркусу Миллеру за комментарии к предыдущему проекту, а также ряду участников конференции.
2. Позвольте мне заявить о своем несогласии с утверждением сэра Алана Уолтерса о том, что односторонняя свободная торговля в целом предпочтительнее достижения региональной свободной торговли. Его анализ упускает из виду то, что, когда торговые барьеры уже достаточно низки, около 80% выгод от освобождения торговли приходится на лучший доступ к экспортным рынкам, и лишь относительно небольшая часть — на неискаженный доступ к импорту. Это говорит о том, что если Шри-Ланка сможет получить беспрепятственный и гарантированный свободный доступ к индийскому рынку через СААРК (или даже через двустороннее соглашение о свободной торговле), то не только возможно, но и весьма вероятно, что региональная стратегия будет доминировать. односторонняя свободная торговля с точки зрения Шри-Ланки.
3. Есть гораздо более веские основания утверждать, что положения о правах интеллектуальной собственности ВТО, которые были согласованы на Уругвайском раунде, предусматривали обогащение Севера за счет Юга.
Глобализация
Глобализация — это термин, используемый для описания того, как торговля и технологии сделали мир более взаимосвязанным и взаимозависимым. Глобализация также охватывает своими масштабами экономические и социальные изменения, произошедшие в результате. Его можно изобразить как нити огромной паутины, формировавшейся на протяжении тысячелетий, причем количество и протяженность этих нитей со временем увеличивались. Люди, деньги, материальные блага, идеи и даже болезни и опустошения путешествовали по этим шелковым нитям в большем количестве и с большей скоростью, чем когда-либо в нынешнюю эпоху.
Когда началась глобализация? Многие ученые говорят, что это началось с путешествия Колумба в Новый Свет в 1492 году. Однако люди путешествовали в близлежащие и дальние места задолго до путешествия Колумба, обмениваясь по пути своими идеями, продуктами и обычаями. Шелковый путь, древняя сеть торговых путей через Китай, Среднюю Азию и Средиземное море, использовавшаяся между 50 г. до н.э. и 250 г. н.э., пожалуй, самый известный ранний пример. Как и в случае будущих бумов глобализации, новые технологии сыграли ключевую роль в торговле на Шелковом пути. Достижения в области металлургии привели к созданию монет; достижения в области транспорта привели к строительству дорог, соединяющих крупные империи того времени; а рост сельскохозяйственного производства означал, что между регионами можно было перевозить больше продуктов питания. Наряду с китайским шелком, римским стеклом и арабскими специями через эти торговые щупальца распространялись такие идеи, как буддийские верования и секреты изготовления бумаги.
Несомненно, этот тип обмена ускорился в эпоху Великих географических открытий, когда европейские исследователи, ищущие новые морские пути к пряностям и шелкам Азии, вместо этого натолкнулись на Америку. Опять же, технологии сыграли важную роль в морских торговых путях, которые процветали между старыми и недавно открытыми континентами. Новые конструкции кораблей и создание магнитного компаса были ключом к успеху исследователей. Торговля и обмен идеями теперь распространились на ранее не связанную часть мира, где корабли, перевозившие растения, животных и испанское серебро между Старым Светом и Новым, также перевозили христианских миссионеров.
Сеть глобализации продолжала расплетаться в Эпоху Революции, когда идеи о свободе, равенстве и братстве распространялись со скоростью огня из Америки во Францию, в Латинскую Америку и дальше. Он оседлал волны индустриализации, колонизации и войн в восемнадцатом, девятнадцатом и двадцатом веках, благодаря изобретению фабрик, железных дорог, пароходов, автомобилей и самолетов.
В век информации глобализация пошла наперекосяк. Достижения в области компьютерных и коммуникационных технологий открыли новую глобальную эру и изменили определение того, что значит быть «подключенным». Современные спутники связи означали 1964 Летние Олимпийские игры в Токио впервые можно было посмотреть в США. Всемирная паутина и Интернет позволили кому-то в Германии прочитать о последних новостях в Боливии в режиме реального времени. Кто-то, желающий добраться из Бостона, штат Массачусетс, в Лондон, Англия, мог бы сделать это за несколько часов, а не за неделю или больше, как сто лет назад. Эта цифровая революция также оказала огромное влияние на экономику во всем мире: они стали более информационными и взаимозависимыми. В современную эпоху экономический успех или неудача в одном из узлов глобальной сети ощущается в каждой крупной мировой экономике.
Leave A Comment