3. Роль государства в политической системе общества

Понятия государство и политическая система общества соотносятся между собой как часть и целая, при этом государство — это часть, а политическая система общества, соответственно, — целое.

Государство, являясь частью политической системы общества, занимает в ней особое, центральное, ведущее место и положение, придавая последней устойчивость, упорядоченность, целостность.

3.1. Особое место государства в политической системе общества определяется следующими обстоятельствами:

1) государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединенного в пределах границ государства по принципу гражданства;

2) государство является единственным носителем суверенитета, который заключается в

верховенстве государственной власти в пределах территориальных границ страны и в самостоятельности, независимости государства в международных отношениях;

3) государство обладает специальным аппаратом — аппаратом управления и аппаратом принуждения, необходимыми для управления обществом.

Здесь следует иметь в виду, что у политических партий и общественных организаций могут быть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре таких органов, как суды, милиция, прокуратура, органы государственной безопасности. Кроме того, партийные и общественные органы не обладают, как это имеет место у государственных органов, государственно-властными полномочиями.

4) особая роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно обладает монополией на законотворчество;

5) государство обладает специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, государственным бюджетом, государственной казной, валютой и т.д.).

Особая роль государства в политической системе общества проявляется и в том, что именно оно предоставляет гражданам конституционное право на объединение, включая право на объединение в профессиональные союзы для защиты своих интересов. На конституционном уровне закреплена и свобода деятельности общественных объединений.

3.2. Государство определяет статус общественных объединений, а также государство в лице суда, прокуратуры и иных государственных органов защищает права общественных объединений, одновременно контролируя соблюдение ими правовых норм.

3.3. В жизни общества, в экономике государство всегда выступало как собственно политическая организация. Однако не следует абсолютизировать политический характер государства и рассматривать его как чисто политический институт, поскольку его деятельность имеет организационные, финансовые и иные аспекты. Чрезмерное усиление вмешательства государства в политическую жизнь общества может привести к огосударствлению политической системы и в результате — к произволу и беззаконию в общественной жизни.

Вопрос 10. Соотношение государства и экономики.

Проблема соотношения государства и экономики может и должна рассматриваться не только в общетеоретическом, но и в сугубо прикладном, практическом плане, применительно к выяснению и решению какого-либо конкретного вопроса, достижению конкретной цели, определению характера взаимоотношений того или иного конкретного государства с соответствующей ему конкретной экономикой.

ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Тест по дисциплине: Обществознание

По теме:  ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

 

ВАРИАНТ №1

ЧАСТЬ А:

1. Что из указанного непосредственно связано с понятием «власть»?

А) самопознание;

Б) авторитет;

В) социализация;

Г) урбанизация.

 

2. Носителем политической власти в государстве являются

А) общество потребителей;

Б) парламент;

В) коллегия адвокатов;

Г) администрация предприятия.

 

3. Государство в отличие от партии

А) является политической организацией;

Б) имеет право издавать законы;

В) разрабатывает политику;

Г) имеет органы управления и руководства.

 

4. Правительство страны ограничило ввоз иностранных товаров. К каким сферам общественной жизни относится данный факт:

А) экономической и социальной;

Б) социальной и духовной;

В) экономической и духовной;

Г) политической и экономической.

 

5. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что оно

А) обладает исключительным правом издавать законы;

Б) стоит на защите прав интересов граждан;

В) имеет политического лидера и правящую партию;

Г) разрабатывает политическую идеологию.

 

6. Понятия «пропорциональная», «мажоритарная», «смешанная» относятся к характеристике системы

А) политической;

Б) избирательной;

В) партийной;

Г) экономической.

 

7. В нормативную подсистему политической системы входят:

А) политические институты и организации;

Б) отношения между социальными группами;

В) государственные учреждения;

Г) законы, регулирующие жизнь общества.

 

8. Тоталитарное государство характеризуется следующим из перечисленных признаков:

А) в СМИ представлен широкий спектр политических взглядов;

Б) массовая агитация и пропаганда  осуществляется единственной  в стране партией;

В) деятельность оппозиционных сил регламентирована законами;

Г) полномочия главы государства ограничены представительными органами власти.

 

9. Любое государство характеризуется:

А) политическим плюрализмом;

Б) господством административно-командных    методов управления;

В) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильностью;

Г) подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц.

 

ЧАСТЬ В:

 

В1. Найдите в приведенном ниже списке функции политических партий в демократическом обществе и запишите буквы, под которыми они указаны.

А) разработка и принятие законов;

Б) выдвижение политических лидеров;

В) оппонирование правительству;

Г) контроль над денежной массой;

Д) формирование правоохранительных органов;

Е) представление определенных групп общества.

 

В2. Установите соответствие между политическими институтами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ   ИНСТИТУТЫ

А) представительство совокупных интересов общества

1. государство

Б) политическая социализация граждан

2. партии

В) выдвижение политических лидеров

3. государство и партии

Г) разработка и принятие законов

 

Д) выступление с критикой правительства

 

 

Запишите сочетание цифр и букв.

 

Ответ: ____________

 

В3. Найдите в приведенном ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. тайная подача голосов;

2. наличие возрастного ценза;

3. доступность правдивой информации о кандидатах;

4. равноправие  избирателей;

5. наличие альтернативных кандидатов;

6. регистрация избирателей на избирательных участках.

 

Ответ: _________________

 

В5. Форма государственного устройства, представляющая собой:

А) союзное государство

Б) государственные образования обладают юридически определённой политической самостоятельностью

В) государственные образования не являются государствами в собственном смысле слова, не обладают суверенитетом.

 

Ответ: _____________

 

 

*** ЧАСТЬ С:

 

С1. Выборы в представительные органы власти проводятся как в демократических странах, так и в странах с недемократическим режимами. Укажите три признака, позволяющие характеризовать выборы как подлинно демократические.

 

 

 

 


 

 

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ №1

«ПОЛИТИКА»

ЧАСТЬ А

1

Б

2

Б

3

Б

4

Г

5

А

6

Б

7

Г

8

Г

9

В

ЧАСТЬ В

1

Б, Е.

2

А1, Б3, В3, Г1, Д2.

3

1, 3, 4, 5.

4

Федерация

ЧАСТЬ С

 

 

 

 

 

1

— альтернативность

— освещение в СМИ

— равенство всех участников

— регулярность проведения выборов

— всеобщий характер

— равенство – один избиратель — один голос

— общественный контроль за процедурой выборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ВАРИАНТ №2

ЧАСТЬ А:

1. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и её независимость во внешней политике – это

А) политический режим;

Б) форма правления;

В) форма административного устройства;

Г) государственный суверенитет.

 

2. Политическую сферу общества характеризуют следующие понятия

(укажите правильное сочетание)

А. Власть

Б) Политический режим

В) Маргиналы

Г) Этнос

1) АБ

2) БВ

3) ВГ

4) все перечисленные.

 

3. Сущность любой политической партии выражается в следующем:

А) образование по классовому признаку;

Б) наличие программы и устава;

В) цель создания – борьба за государственную власть;

Г) наличие индивидуального фиксированного членства.

 

4. Страна, где формой правления является полупрезидентская республика

А) Франция

Б) США

В) Италия

Г) Нидерланды

 

5. Проникновение государства во все сферы общественной жизни характерно для политического режима:

А) правового

Б) авторитарного

В) тоталитарного

Г) теократического.

 

6. Свобода совести в демократическом государстве включает в себя (укажите правильное сочетание):

А) Право пропагандировать свои религиозные или антирелигиозные взгляды

Б) Свободу исповедовать любую религию

В) Обязательность получения духовного образования

Г) Запрещение исповедовать религию индивидуально.

1. АБВ

2. ВГ

3. АБ

4. все перечисленное.

 

7. Сущность лоббизма – это…

А) централизованная система власти

Б) процесс влияния групп интересов на органы власти

В) способ формирования элиты

Г) тип легитимной власти.

 

8. В Российской Федерации к ведению местных властей не относится вопрос о (об)…

А) федеративном устройстве и территории РФ

Б) использование природных ресурсов

В) налогообложение

Г) развитии культуры и образования.

 

9. Показателем политического плюрализма является:

А) наличие политической оппозиции;

Б) партийное руководство всеми сферами общества;

В) выборность органов власти;

Г) наличие политической системы.

 

ЧАСТЬ В:

 

В1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «государство». Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

1) суверенитет, 2) политика, 3) политический режим,) 4) общество, 5) законотворчество, 6) искусство, 7) правовые нормы.

 

Ответ: ___________

 

В2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) На волне предвыборной компании на политической арене страны появилась новая партия, объединившая ряд общественных организаций и движений. (2) Основу программы партии составили требования расширения демократических прав и свобод, гарантии прав частных собственников. (3) Это можно рассматривать как новый шаг на пути развития демократии в нашей стране. (4) В то же время  заметны негативные моменты увеличения числа демократических партий, что может усложнить выбор избирателей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер;

Б) характер оценочных суждений.

Запишите последовательность букв и цифр.

 

Ответ: _____________________

 

В3.   Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками:

 

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ

1. голосование проводится по одномандатным округам

А) пропорциональная

2. победу в округе одерживает кандидат, получивший большинство голосов избирателей

Б) мажоритарная

3. устанавливается избирательный барьер для прохождения в парламент

 

4. места в парламенте распределяются согласно количеству голосов отданных за партийный список

 

 

Запишите выбранные буквы и цифры.

 

Ответ: _______________________-

 

В4.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В словаре ______________(1)  под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием_________(2), политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием___________(3). Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное_______________(4), воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое  явление – и экономическое, и социальное, и культурное – может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть. Политическая деятельность – деятельность в сфере политических, властных _____________(5).

В теории и на практике политическая  деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жёсткостью протекания _____________(6)».

А) отношения;

Б) политология;

В) управление;

Г) политический процесс;

Д) развитие;

Е) общественные сферы;

Ж) социальные группы;

З) власть;

И) общественные движения.

Запишите получившуюся последовательность букв и цифр.

 

Ответ: ___________________________

 

 

*** ЧАСТЬ С:

 

С1. Выборы в представительные органы власти проводятся как в демократических странах, так и в странах с недемократическим режимами. Укажите три признака, позволяющие характеризовать выборы как подлинно демократические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ №2

«ПОЛИТИКА»

ЧАСТЬ А

1

А

2

1

3

В

4

А

5

В

6

3

7

Б

8

А

9

А

ЧАСТЬ В

1

4, 6.

2

1А, 2А, 3Б, 4Б.

3

1Б. 2Б, 3А, 4А.

4

1Б, 2Ж, 3З, 4В, 5А, 6Г или (1Б, 2И, 3З, 4В, 5А, 6Г)

ЧАСТЬ С

 

 

 

 

 

1

— альтернативность

— освещение в СМИ

— равенство всех участников

— регулярность проведения выборов

— всеобщий характер

— равенство – один избиратель — один голос

— общественный контроль за процедурой выборов.

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки:

 

оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнено не менее 90 % предложенных заданий………………………………………………………………………………………………………………………………….. ;

 

оценка «хорошо»… если выполнено не менее 80 % предложенных заданий

оценка «удовлетворительно»   выполнено  не менее 70 % предложенных заданий;

оценка «неудовлетворительно» если выполнено не менее 60 % предложенных заданий

 

 

КОНСТИТУЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | Посольство Социалистической Республики Вьетнам в США. взгляды Коммунистической партии Вьетнама на экономические и политические реформы, социалистические цели, социалистическую демократию и права граждан на свободу.

В Конституции четко указано, что государственная власть находится в руках народа. Государство создано людьми, создано людьми и для людей. Государство обеспечивает и постоянно поощряет право народа на мастерство во всех областях, проводит политику равноправия, единства и взаимопомощи между этническими группами. Народ использует государственную власть через Национальное собрание и народные советы. Эти агентства избираются народом, отражая его волю и устремления.

 

Конституция наделяет всех граждан (как мужчин, так и женщин) равными правами во всех политических, экономических, культурных и социальных сферах, а также в семейных делах, правом на свободу убеждений и религии, правом исповедовать или не исповедовать исповедовать любую религию, право на свободу передвижения и проживания во Вьетнаме, право выезжать за границу и возвращаться домой в соответствии с законом и т. д. является правовым государством. Политическая система была создана при рождении Демократической Республики Вьетнам и включает в себя следующее:

 

Коммунистическая партия Вьетнама — авангард вьетнамского рабочего класса, трудящихся и всей нации; верный представитель интересов рабочего класса, трудящихся и всего народа.

 

Люди в политической системе: как творцы истории, люди составляют решающую силу в процессе социальной эволюции и составляют нынешнюю политическую систему Вьетнама. Все полномочия принадлежат народу, и их полномочия осуществляются через государство. Государство регулирует общество законами под руководством Коммунистической партии Вьетнама.

 

Государство Социалистическая Республика Вьетнам является центральной организацией и опорой политической системы, которая реализует волю и власть народа, действует от имени народа и несет ответственность перед народом за управление все действия общественной жизни и во внутренних и внешних делах.

 

Национальное собрание является высшим представительным органом народа; высший орган государственной власти Социалистической Республики Вьетнам; Национальное собрание выполняет три основные функции: издавать законы, решать важные общегосударственные вопросы, осуществлять высший надзор за всей деятельностью государства.

 

Президент государства является главой государства, избираемым Национальным собранием из числа его депутатов для представления Социалистической Республики Вьетнам во внутренних и внешних делах. Президент имеет двенадцать полномочий, предусмотренных Конституцией, из которых наиболее важными являются провозглашение Конституции, законов и постановлений, возглавить всенародные вооруженные силы и взять на себя председательство в Совете национальной обороны и безопасности, рекомендовать Национальному собранию избрание, смещение или увольнение вице-президента, премьер-министра, председателя Верховного народного суда и главы народной прокуратуры.

 

Правительство является высшим органом государственного управления Социалистической Республики Вьетнам. Правительство имеет тот же срок полномочий, что и Национальное собрание. Правительство управляет осуществлением государственных дел в области политики, экономики, культуры, общества, национальной обороны и безопасности и внешних сношений; обеспечивает эффективность государственного аппарата от центрального до низового уровня; обеспечивает соблюдение и исполнение Конституции и законов; и гарантирует устойчивость и улучшение материальной и духовной жизни людей. Правительство состоит из премьер-министра, являющегося депутатом Национального собрания в соответствии с Конституцией, заместителей премьер-министра, министров и других членов.

 

Народные суды: Верховный народный суд, местные народные суды, военные трибуналы и другие трибуналы, установленные законом, являются судебными органами Социалистической Республики Вьетнам. При особых обстоятельствах Национальное собрание может принять решение об учреждении Специального трибунала. Во время судебного разбирательства присяжные равны и независимы от судей и подчиняются только закону. Судебные процессы проводятся открыто, за исключением случаев, предусмотренных законом. Решения народных судов принимаются коллегиально и решаются большинством голосов. Верховный народный суд — высший судебный орган Социалистической Республики Вьетнам. Он контролирует и направляет судебную работу местных народных судов, военных трибуналов, специальных трибуналов и других трибуналов, если иное не установлено Национальным собранием при учреждении таких трибуналов

 

Народные прокуратуры: Верховная народная прокуратура осуществляет надзор за исполнением закона министерствами, органами министерского уровня, другими государственными учреждениями, местной администрацией, хозяйствующими субъектами, массовыми организациями, народными военными органами и гражданами. Он осуществляет право на судебное преследование, обеспечивает серьезное и единообразное применение закона. Местная народная прокуратура и военная прокуратура осуществляют надзор за исполнением закона и осуществляют предусмотренное законом право на привлечение к ответственности.

 

Общественно-политические организации и народные объединения: Это организации, представляющие интересы различных социальных общностей, участвующих в политической системе со своими принципами, целями и особенностями. В настоящее время во Вьетнаме действуют крупные общественно-политические организации, такие как Вьетнамский Отечественный фронт, Вьетнамский профсоюз, Союз вьетнамских женщин, Коммунистический союз молодежи имени Хо Ши Мина, Ассоциация ветеранов и другие профессиональные организации.
 

Доверие к государственным учреждениям: тенденции и последствия для экономической безопасности

Доверие к государственным учреждениям: тенденции и последствия для экономической безопасности

20 июля 2021 г.

Почему мы должны заботиться о доверии?

Доверие является неотъемлемой частью функционирования любого общества. Доверие друг к другу, к нашим общественным институтам и нашим лидерам — все это важные составляющие социального и экономического прогресса, позволяющие людям сотрудничать и выражать солидарность друг с другом. Это позволяет государственным органам планировать и проводить политику и предоставлять услуги. Было обнаружено, что большее общественное доверие улучшает соблюдение правил и сборов налогов, даже уважение прав собственности. Это также придает уверенность потребителям и инвесторам, что имеет решающее значение для создания рабочих мест и функционирования экономики в целом. Успех в достижении каждой из Целей в области устойчивого развития (ЦУР) — от ликвидации бедности (ЦУР 1) до борьбы с изменением климата (ЦУР 13) и построения мирных и инклюзивных обществ (ЦУР 16) — будет зависеть от доверия граждан и бизнеса к государственным институтам. и друг в друге.

Правительства также опирались на общественное доверие, чтобы эффективно решать все этапы реагирования на пандемию COVID-19 — от сдерживания до смягчения последствий и вакцинации. Предварительные данные показали, что более высокий уровень доверия к национальным государственным учреждениям связан с более низкими национальными показателями смертности от COVID-19. Это согласуется с данными предыдущих кризисов в области здравоохранения, включая атипичную пневмонию, вирус h2N1 и лихорадку Эбола, когда было обнаружено, что высокое общественное доверие является решающим фактором для успешных ответных мер. Правительствам необходимо будет рассчитывать на восстановление общественного доверия, а в тех случаях, когда ответные меры правительства оказались в значительной степени неэффективными, при планировании и реализации инклюзивного восстановления.

Тем не менее, растет беспокойство по поводу кризиса общественного доверия, который способствует, среди прочего, поддержке экстремистских политических взглядов, росту общественного недовольства, протестам и, в некоторых случаях, насильственным конфликтам. Генеральный секретарь ООН недавно предупредил о «дефиците доверия», который угрожает подорвать прогресс в достижении ЦУР.

Измерение доверия

Трудно измерить, доверяют ли люди своим институтам и друг другу. Опросы общественного мнения включают вопросы, в которых непосредственно задаются вопросы об уровне доверия респондента к другим людям, например к соседям (межличностное доверие), или к различным государственным институтам, включая национальные правительства, полицию и средства массовой информации. Всемирный обзор ценностей, Всемирный опрос Гэллапа и различные региональные барометры, среди прочего, задают вопросы об институциональном доверии или уверенности, что позволяет проводить сравнения между странами. С большинством серий, начинающихся в конце 1990-х годов, они также позволяют оценить тенденции последних десятилетий. Долгосрочные тренды доступны только для нескольких европейских стран и США.

Опросы общественного мнения поднимают вопросы об интерпретации проблемы людьми, особенно в разных странах и культурах. Понятия доверия, благонадежности, добросовестности, уверенности, компетентности и опыта, например, все могут быть сведены в единый пункт «доверие» в опросах. Кроме того, мнения могут не обязательно отражать фактическое поведение респондента.

Также использовались косвенные методы измерения доверия. Например, в демократиях явка избирателей использовалась как косвенный показатель доверия к политическим институтам. Потребление бутилированной воды на душу населения – еще один возможный косвенный показатель доверия к учреждениям, связанным с водоснабжением. Однако применение этих методов часто ограничивается исследованиями конкретных стран. Также может быть сложно или дорого собрать достаточное количество косвенных наблюдений, чтобы сделать значимые выводы. Выборы, например, обычно происходят только раз в четыре или пять лет.

Всесторонний обзор, проведенный ОЭСР, показал, что, несмотря на свои ограничения, опросы общественного мнения остаются простым, интуитивно понятным и экономичным методом измерения доверия и, в частности, выявления общих закономерностей и тенденций во времени и в разных странах. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что вопросы опроса о доверии хорошо понятны респондентам и что результаты различных опросов общественного мнения согласуются друг с другом. Углубленные страновые исследования часто дополняют данные из различных источников — прямых и косвенных — для получения более полной картины.

Тенденции институционального доверия

Данные опросов общественного мнения показывают, что уровни институционального доверия значительно различаются в разных странах. Страны с более высоким уровнем дохода, как правило, пользуются более высоким уровнем институционального доверия, чем страны с более низким уровнем дохода, например, в то время как опросы общественного мнения также показывают, что доверие к национальному правительству выше в странах с авторитарным правительством, чем в странах с установившейся демократией. Однако на эти последние отношения могут повлиять проблемы с проведением опросов общественного мнения в строго авторитарных странах. В целом большие межстрановые различия, как правило, сохраняются с течением времени, что позволяет предположить, что те, кто родился в обществах с высоким уровнем доверия, будут более доверчивыми (и наоборот).

Хотя данные о долгосрочных тенденциях ограничены, имеющиеся данные свидетельствуют о заметном снижении институционального доверия в развитых странах. В Соединенных Штатах доверие к национальному правительству упало с 73% в 1958 году до 24% в 2021 году. Аналогичное неуклонное снижение общественного доверия наблюдается в Западной Европе с 1970-х годов. Однако нынешний уровень доверия в Европе не так низок, как в США (см. рис. 1). Эти тенденции могут быть частично обусловлены сменой поколений в отношении к правительству, хотя в Соединенных Штатах существуют лишь небольшие различия между последовательными когортами с точки зрения доверия. В настоящее время процент миллениалов в США (сейчас в возрасте от 23 до 38 лет), которые сообщают, что доверяют правительству, — 25 процентов — близок к проценту представителей старшего поколения.

Более свежие данные опросов общественного мнения в более широком диапазоне стран показывают снижение доверия к большинству государственных органов с 2000 года (см. рис. 1). Доля людей, выражающих доверие или доверие своим правительствам в 62 развитых и развивающихся странах, в среднем достигла своего пика в 2006 году, составив 46 процентов, и к 2019 году снизилась до 36 процентов

.

Дополнительные источники указывают на сопоставимое снижение в других типах учреждений. А именно, доверие к финансовым институтам в этих странах снизилось в среднем на девять процентных пунктов, с 55% до 46% за тот же период. Данные Евробарометра показывают, что доверие к политическим партиям в странах Европейского Союза остается низким, колеблясь в среднем между 15 и 20 процентами в период с 2000 по 2019 год., в то время как доверие к прессе также оставалось относительно стабильным, около 45% за тот же период. Тем не менее, существенные различия между странами и регионами сохраняются, как частично показано на рис. 1.

Еще слишком рано оценивать общее влияние кризиса COVID-19 на уровень доверия. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что после первоначального роста доверия людей в первой половине 2020 года — когда общественное мнение, казалось, «сплотилось вокруг флага», — недавний опрос 28 развитых и развивающихся стран показал, что доверие к национальным правительствам вернулось к прежним (низкий) допандемический уровень.

Что касается усилий по восстановлению после COVID-19, включая развертывание вакцин, то доверие ко всем источникам новостей, включая научные авторитеты, похоже, находится на рекордно низком уровне. Недавнее исследование, проведенное в 140 странах, показало, что недоверие к ученым особенно выражено в развивающихся странах: 84 % жителей стран с высоким уровнем дохода выражают доверие к ученым по сравнению с 62 % населения стран с низким уровнем дохода. Это недоверие к науке также может помешать борьбе с изменением климата.

Экономическая незащищенность и деятельность правительства

Существует множество сложных и взаимосвязанных факторов, влияющих на доверие к учреждениям. Экономические, социальные и экологические проблемы могут сыграть свою роль. Многое зависит от конкретных национальных условий. Однако данные свидетельствуют о том, что в странах, где падение общественного доверия было наиболее заметным в последние десятилетия, существенную роль в этом сыграли два взаимосвязанных фактора, а именно экономическая незащищенность и восприятие плохой или коррумпированной работы правительства.

Обеспечение экономической безопасности является ключевой ролью государства и его институтов и является основой общественного договора между государством и гражданами. Когда экономическая нестабильность становится широко распространенной, доверие к этим институтам может подорваться. В Европе самый резкий недавний спад доверия к национальным правительствам совпал с финансовым кризисом 2008 года, при этом доверие больше всего снизилось в странах, наиболее сильно пострадавших от экономического спада, включая Грецию и Испанию. Во всех странах те люди, которые экономически более обеспечены, а именно группы с высоким доходом и высоким уровнем образования, сообщают о более высоком институциональном доверии, чем остальная часть населения — 68 процентов по сравнению с 52 процентами. Учитывая проблемы, связанные с продолжающимся COVID-19кризиса этот порочный круг между экономической незащищенностью и недоверием, вероятно, усугубится в ближайшие годы, если не будут предприняты согласованные действия.

Плохая работа правительства, скандалы и коррупция также подрывают доверие людей к тому, что государственные учреждения работают в их интересах и интересах страны. Уровень институционального доверия действительно значительно ниже в странах с высоким уровнем коррупции, в то время как деятельность правительства положительно связана с политическим доверием. Качество государственных услуг имеет значение для участия людей и доверия к учреждениям, хотя направление причинно-следственной связи не однозначно, поскольку уровень доверия к учреждениям может также влиять на восприятие качества получаемых услуг.

Более того, люди, которые не доверяют учреждениям, отказываются от выполнения государственных функций и менее склонны платить налоги, что еще больше препятствует предоставлению качественных государственных услуг. Таким образом, отсутствие доверия создает порочный круг, который влияет на управление и функционирование институтов, в том числе на способность решать проблемы экономической нестабильности.

В принципе, экономически незащищенные люди должны настаивать на политике перераспределения и более качественных услуг. Однако им также часто не хватает политического влияния и способности организовывать и лоббировать свои интересы по сравнению с более экономически обеспеченными группами. Это неравенство в политическом влиянии, как правило, сохраняет или даже увеличивает пробелы в возможностях, подрывая доверие к способности правительств удовлетворять потребности большинства. Политическое участие может тогда восприниматься как бессмысленное, если индивидуальные обстоятельства людей или их сверстников, кажется, никогда не улучшаются, создавая порочный круг.

Более широкие возможности подключения и доступ к дополнительной (дез)информации также могут влиять на доверие. Хотя эмпирических данных по-прежнему мало, социальные сети и быстро распространяемые новости — подлинные или фальшивые — меняют общественный дискурс. Социальные сети подчеркивали институциональные сбои (реальные или мнимые), позволяли проводить сложные таргетированные информационные кампании, манипулировали взглядами и подрывали доверие к легитимности результатов выборов. Они также использовались популистскими лидерами для обхода или подрыва других государственных институтов, которые могут обеспечивать контроль над властью или способствовать посредничеству множества интересов, таких как политические партии и СМИ.

Услуги, которые работают для всех

Решение проблемы экономической нестабильности и повышение эффективности и подотчетности государственных учреждений являются взаимодополняющими политическими приоритетами. Правительства, которые эффективно реагируют на потребности своих граждан, скорее всего, укрепят экономическую безопасность большинства и вызовут доверие. Факты показывают, что доверие к правительствам и учреждениям в странах ОЭСР, например, выше там, где налоги и социальные выплаты считаются эффективными и справедливыми. COVID-19Кризис делает необходимость укрепления общественного доверия еще более актуальной. Преодоление кризиса общественного здравоохранения и поддержка восстановления экономики требуют доверия к институтам. Неадекватные ответные меры могут усугубить отсутствие безопасности и политическую нестабильность, подорвав доверие и сорвать прогресс в достижении ЦУР.

Для достижения прогресса на этих фронтах необходима социальная и экономическая политика, направленная на решение проблем, с которыми сегодня сталкиваются люди, — от все более нестабильной занятости до неадекватного медицинского обслуживания и трудностей с доступом к социальной защите, жилью и другим общественным услугам. Так же, как падение институционального доверия — медленный процесс, его восстановление — долгосрочная цель. Это потребует последовательных и предсказуемых государственных инвестиций для сокращения социальных, экономических и политических различий. В краткосрочной перспективе было показано, что конкретные меры политики по расширению охвата социальной защитой укрепляют доверие к государственным органам.

Этот толчок также означает предоставление гражданам, особенно представителям традиционно маргинализированных или недостаточно обслуживаемых групп, возможности участвовать в принятии решений, влияющих на их жизнь, при этом регулярно и простым языком сообщая о политике.