Синтаксические нормы. Практикум — презентация онлайн
Похожие презентации:
Синтаксические нормы языка
Синтаксические нормы современного русского языка
Синтаксические нормы
ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм
Синтаксические нормы
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Задание 8
Синтаксические нормы. Теория. Виды синтаксических ошибок
Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления
Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм
Синтаксические нормы (задание 7. ЕГЭ)
1. Практикум.
Синтаксические нормы2. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Находясь в пути, всегда вспоминается дом.Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом
вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к
подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно
относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом
находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то
есть «я».
Верный вариант: Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
Источник: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/171-narushenie-v-postroenii.html
3. Основные трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого
1. Счётный оборот + существительноестудентов, пять часов и т.д.)
(двое Единств. число
(подчеркивает общность, а также для числительных на 1).
Множ. число
(указывает на отдельность предметов).
В Олимпиаде участвуют / участвует двадцать пять
студентов.
2. Слова: больше / меньше, много / мало / Единств. число
Большинство студентов уже сдали экзамен.
большинство
/
меньшинство,
несколько (подчеркивает общность, также для числительных на 1, также На экскурсию записалось только восемь
(приблизительное количество)
часто вместе с одушевленными сущ., также если есть слова отдыхающих.
только, лишь, всего).
Множ. число
(указывает на отдельность предметов).
3. Однородные подлежащие
Единств. число
(однородные подлежащие соединяются предлогом С).
Множ. число
(однородные подлежащие соединяются союзом И).
Спортсмен
и
тренер
отправились
на
соревнования.
Директор с сотрудниками института подготовил
этот проект.
4. Существительное + приложение
Согласуется с главным словом (то есть с существительным).
Журнал «Наука и жизнь» опубликовал серию
материалов.
Студентка-химик проводила эксперимент.
4. Упражнение 1. Найдите и устраните ошибки в образовании грамматических форм.
1. В данном тексте автор поднимает проблему необходимости говорить людямслова, которые помогут воспрять духом, понять, что ты не один и кому-то нужен.
2. Сейчас, не брав в руки книжку, можно все узнать с помощью компьютера.
3. Именно при чтении настоящей поэзии мы начинаем чувствовать глуботу слов,
употребляемых в произведении.
4. Автор пытается подробно разобрать проблему и ставит вопрос о том, кто и зачем
уезжает из России. Он рассматривает двадцатый век, когда были эмигрированы
такие люди, как Ростропович, Барышников, Бродский, и многие другие.
5. Человек не может жить без природы, без взаимоотношения с ней.
6. Заведующая библиотекой имени Достоевского испытывала глубокое
любопытство к нескладистым подросткам.
7. Невольно задумываешься о жизни людей, как им тяжело жить, считав
себя ненужными.
8. Почему люди на праздники приносят букеты? Зачем мы, гуляя,
нарываем полевые цветы и ставим их в вазу на подоконник?
9. В данном тексте Лаптев поднимает проблему невостребования
великих людей в свое время.
10. Ехав угрюмо в карете мимо ревущей толпы и глотая горькие слезы,
Барклай-де-Толли верил в правоту своего решения: именно эта вера
дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в
одиночку.
6. Упражнение 3. Найдите и устраните ошибку в построении словосочетаний.
1) Тревожиться за исход сражения; 2) уверенность в победуроссийских футболистов; 3) обижена на оказанный прием; 4)
уделяем внимание на учебу; 5) обрадоваться приездом друга; 6)
рецензия дипломной работы; 7) отзыв на статью; 8)
препятствовать продвижение по службе; 9) отличать буквы и
звуки; 10) рассержен на опоздание; 11) оплатить за проезд; 12)
правый тапочек; 13) встретить по окончанию лекции; 14) скучаю
по вам; 15) не имеете право; 16) заверил о готовности
участвовать; 17) занят на вечернем представлении; 18) повесить
новую тюль; 19) принять меры о распространении гриппа; 20)
свойственный для исследователя.
7. Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные
признаки обособленных членов, выраженныхпричастными и деепричастными оборотами.
1) По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись
скр_пучие арбы, наполненные черным виноградом.
(Л.Толстой) 2) Хаджи-Мурат остановился, бросив
поводья, и, пр_вычным движением левой руки
отстегнув чехол в_нтовки, правой рукой вынул ее.
(Л. Толстой) 3) В воздухе стоял прозрачный
морозный блеск, захватывающий при дыхании
горло. (И. Куприн) 4) Щурясь от ветра, я гл_жу в эту
темную даль. (И. Бунин)
8. Упражнение 5. Прочитайте. Найдите обособленные члены предложения. Определите, чем они выражены. Перепишите, соблюдая правила
правописанияПо бирюзовому небосклону бесконечно высокому и прозрачно-нежному
местами подернутому словно белоснежным кружевом маленькими
перистыми облаками быстро поднимается золотистый шар солнца жгучий
и ослепительный заливая радостным блеском водяную холмистую
поверхность океана. Как-то торжественно безмолвно кругом. Только
могучие светло-синие волны блестят на солнце своими серебристыми
верхушками и нагоняя одна другую плавно переливаются с тем ласковым
почти нежным ропотом который точно нашептывает что в этих широтах
под тропиками вековечный старик океан всегда находится в добром
расположении духа.
9. Творческий диктант
1. Опоздав на поезд…2. Поняв свою ошибку…
3. Проболев целый месяц…
4. Хорошо отдохнув летом…
5. Встретившись с товарищем…
6. Потеряв адрес…
7. Забыв ключи…
8. Прочитав рассказ…
9. Не заметив меня…
10. Взявшись за дело…
11. Поднявшись на гору…
12. Устав от работы…
English Русский Правила
Правила к заданию 8 ЕГЭ
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:
· Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
· Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
· Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
· Не должно быть избыточного использования союзов.
Ошибка в построении предложения с однородными членами: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их.
ПРИМЕР 1
Предложение:
Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.
Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика).
Верный вариант:
Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.
ПРИМЕР 2
Предложение:
Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.
Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.
Верный вариант:
Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.
ПРИМЕР 3
Предложение:
Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.
Однородные члены: увидели и познакомились.
Верный вариант:
Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
ПРИМЕР 4
Предложение:
Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.
Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.
Верный вариант:
Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.
ПРИМЕР 5
Предложение:
Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.
Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.
Верный вариант:
Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.
ПРИМЕР 6
Предложение:
Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.
Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным союзом «НЕ ТОЛЬКО … НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».
Верный вариант:
Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.
ПРИМЕР 7
Предложение:
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены двойным союзом «КАК … А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть двойной союз «КАК … ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на верную.
Верный вариант:
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.
Ошибка в построении сложного предложения
2016-05-26 20:42:41
Ошибка в построении сложного предложения – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения.
Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:
· Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода;
· Составные союзы не должны быть искаженными;
· В предложении нельзя употреблять лишние союзы.
Ошибка в построении сложного предложения: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении сложного предложения», и исправим их.
ПРИМЕР 1
Предложение:
Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.
Верный вариант 1:
Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Верный вариант 2:
Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
ПРИМЕР 2
Предложение:
Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».
Верный вариант:
Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.
ПРИМЕР 3
Предложение:
Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.
Верный вариант:
Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
ПРИМЕР 4
Предложение:
Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».
Верный вариант:
Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.
ПРИМЕР 5
Предложение:
Текст принадлежит перу Д. С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С. Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову «текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст», чтобы не терялся смысл.
Верный вариант:
Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва.
Неправильное употребление имени числительного
2016-05-26 20:13:57
Неправильное употребление имени числительного – ошибка, которая встречается в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:
· У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
· Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;
· Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
Неправильное употребление имени числительного: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Неправильное употребление имени числительного», и исправим их.
ПРИМЕР 1
Предложение:
Трое спортсменок выступили очень удачно.
Числительное «трое» нужно заменить на «три», так как существительное «спортсменки» женского рода.
Верный вариант:
Три спортсменки выступили очень удачно.
ПРИМЕР 2
Предложение:
Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.
Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как существительное «сутки» сочетается только с ним.
Верный вариант:
Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.
2016-05-27 01:15:26
Нарушение управления – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.
Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения».
Нарушение управления: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.
ПРИМЕР 1
Предложение:
В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.
Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).
Верный вариант:
В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.
ПРИМЕР 2
Предложение:
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.
Верный вариант:
Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.
ПРИМЕР 3
Предложение:
Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.
Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».
Верный вариант:
Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.
2016-05-27 01:48:34
Нарушение согласования – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Согласование – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, форма зависимого слова также меняется. Чаще всего главное слово выражено существительным, а зависимое – прилагательным или причастием.
Частным случаем нарушения согласования являются ошибки «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» и «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом». Подробную информацию о них можно узнать в отдельных статьях.
Нарушение согласования: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение согласования», и исправим их.
ПРИМЕР 1
Предложение:
Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.
Верный вариант:
Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.
ПРИМЕР 2
Предложение:
Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.
Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.
Верный вариант:
Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
2016-05-25 16:01:02
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Данную ошибку можно также определить как «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» в случае, если причастный оборот стоит после определяемого слова и обособляется запятыми, поскольку причастие является определением. Также эта ошибка может быть названа «Нарушение согласования», поскольку определяемое слово и причастие связаны друг с другом с помощью согласования.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:
· Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
· Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
· Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом», и исправим их.
ПРИМЕР 1
Предложение:
Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.
Верный вариант:
Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.
ПРИМЕР 2
Предложение:
Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.
Верный вариант 1:
Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.
Верный вариант 2:
Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.
ПРИМЕР 3
Предложение:
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».
Верный вариант:
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.
ПРИМЕР 4
Предложение:
Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него.
Верный вариант 1:
Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
Верный вариант 2:
Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
2016-05-25 18:06:46
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и исправим их.
ПРИМЕР 1
Предложение:
Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».
Верный вариант:
Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
ПРИМЕР 2
Предложение:
Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.
Верный вариант:
Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.
ПРИМЕР 3
Предложение:
Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».
Верный вариант:
Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
Дорожная память и прошлое
Дорожная память и прошлое | ШмупМагазин не будет работать корректно в случае, если куки отключены.
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.
Память и прошлое
- Секции 11-20
- Мальчик
Они прошли через город в полдень следующего дня. Пистолет он держал под рукой на сложенном брезенте на телеге. Он держал мальчика рядом с собой. Город был в основном сожжен. Никаких признаков жизни. Машины на улицах покрытые пеплом, все покрыто пеплом и пылью. Ископаемые следы в высохшем иле. Труп в дверном проеме, высохший до кожи. Гримасничая днем. Он притянул мальчика ближе. Просто помните, что вещи, которые вы вкладываете в свою голову, остаются там навсегда, сказал он. Возможно, вы захотите подумать об этом.
[Мальчик:] Ты что-то забыл, да?
[Мужчина:] Да. Вы забываете то, что хотите запомнить, и помните то, что хотите забыть. (14.1)
Память становится для Человека и чумой, и спасением. Бесплодный ландшафт, по которому он и Мальчик бродят, имеет мало общего с миром, который помнит Человек. Это все прах и смерть. Таким образом, воспоминания Человека о более или менее нормальном мире — нашем мире — подчеркивают, насколько ужасными стали вещи. Память обязательно окрашена грустью и потерей для Человека. Тем не менее, он также вспоминает моменты потрясающей красоты из прежнего мира, и они дают пищу и надежду, хотя и только изредка. Мы думаем, что для Человека было бы более точным сказать, что он многое помнит, но не может не связывать все воспоминания с потерей (см. 226.1 ниже).
- Секции 31-40
- Мальчик
Они выскользнули из своих рюкзаков, оставили их на террасе, пробрались через мусор на крыльце и пробрались на кухню. Мальчик держал его за руку. Все так, как он это помнил. Комнаты пустые. В маленькой комнатке за столовой стояла голая железная койка, металлический складной стол. Та же чугунная решетка для угля в маленьком камине. Со стен исчезли сосновые панели, остались лишь полоски обшивки. Он стоял там. Он нащупал большим пальцем в крашеном дереве накидки дырочки от булавок, на которых сорок лет назад держали чулки. Здесь мы праздновали Рождество, когда я был мальчиком. Он повернулся и посмотрел на пустырь двора. Клубок мертвой сирени. Форма живой изгороди. Холодными зимними ночами, когда во время грозы отключали электричество, мы сидели здесь у костра, я и мои сестры, делая уроки. Мальчик наблюдал за ним. Наблюдал за формами, претендующими на него, которых он не мог видеть. Нам пора идти, папа, сказал он. Да, сказал мужчина. Но он этого не сделал. (39.1)
Человек часто опасается, что доапокалиптический мир заберет его. На самом деле, он не доверяет утешительным снам из прежнего мира. Примерно так и происходит в этом отрывке. Мужчина и Мальчик посещают дом детства Мужчины, и воспоминания просачиваются в сознание Мужчины. Однако есть одна проблема: такого рода счастливые воспоминания мешают Человеку сосредоточиться на своем выживании. Они вызывают у него желание сдаться. Мы думаем, что они также служат для отчуждения его от Мальчика, поскольку Мальчик никогда не познавал прежний мир. И, возможно, Мальчик каким-то образом смутно осознает это отчуждение, когда он «наблюдал за фигурами, претендующими на него [Человека], которых он не мог видеть».
- Секции 41-50
Он проснулся к утру, когда огонь догорел до углей, и вышел на дорогу. Все было в огне. Как будто потерянное солнце наконец-то вернулось. Снег оранжевый и трепетный. Лесной пожар пробирался над ними по гребням пороховых бочек, вспыхивая и переливаясь на фоне облачности, как северное сияние. Каким бы холодным он ни был, он стоял там долгое время. Его цвет тронул в нем что-то давно забытое. Сделай список. Прочтите литанию. Помнить. (48.1)
Это момент в романе, когда Человек действительно приветствует память. Утро, свет от лесного пожара осветил пейзаж, и Мужчина тронут внезапным оживлением красок. (Помните, что он и Мальчик видят в основном оттенки серого и черного.) Вместо того чтобы подавлять память, Мужчина заставляет себя составить список того, что было потеряно. Со словом «литания», добавленным туда (повторяющиеся молитвы, используемые в церковных службах), список и память Человека об этих потерянных вещах становятся священными. Это далеко от случайного избегания Человеком хороших воспоминаний в других частях романа.
- Секции 81-90
Он таскал с собой свой бумажник до тех пор, пока в его брюках не появилась угловая дыра. И вот однажды он сел на обочину, достал его и просмотрел содержимое. Немного денег, кредитные карты. Его водительские права. Фотография его жены. Он разложил все на асфальте. Как игровые карты. Он швырнул почерневший от пота кусок кожи в лес и сел, держа в руках фотографию. Потом он тоже положил его на дорогу, а потом встал, и они пошли дальше. (85,1)
Здесь совершенно очевидно, что Человек пытается оторваться от прошлого. Он раскладывает (можно добавить, очень аккуратно) содержимое своего кошелька по дороге: деньги, водительские права, кредитные карты и фотографию жены. Вся его доапокалиптическая личность. Мы думаем, что это довольно грустно — каждый предполагает какую-то часть цивилизованного мира — но необходимо, если Мужчина собирается продвигаться вперед с Мальчиком, не отягощенным прошлым.
У него была колода карт, которую он нашел в ящике комода в доме, и карты были изношены и перекручены, а двойка треф отсутствовала, но все же они иногда играли при свете костра, завернувшись в свои одеяла. Он пытался вспомнить правила детских игр. Старая дева. Какая-то версия Виста. Он был уверен, что в большинстве своем ошибался, и придумывал новые игры и давал им выдуманные названия. Овсяница аномальная или Catbarf. Иногда ребенок задавал ему вопросы о мире, который для него даже не был воспоминанием. Он долго думал, что ответить. Прошлого нет. Что бы вы хотели? Но он перестал выдумывать, потому что эти вещи тоже были неправдой, и рассказы заставляли его чувствовать себя плохо. У ребенка были свои фантазии. Как обстоят дела на юге. Другие дети. Он пытался держать это в узде, но его сердце не было к этому. Чья бы? (90.1)
Одна из странностей в сеттинге Дорога заключается в том, что мало что напоминает людям о доапокалиптическом мире. Там есть мусор, заброшенные дома, колоды карт и кровати, но нет ни животных, ни растений, ни сообщества. (Если не считать кровокультов.) Как объяснить ребенку, что люди когда-то вечером сидели вместе в своих домах и играли в игры с размеченными бумажками? Безопасная домашняя обстановка, вероятно, не имеет особого смысла — большинство отношений в дороге, похоже, основаны на взаимном недоверии и хитрости.
- Секции 91-100
- Мужчина
Он подумал о картинке на дороге и подумал, что должен был каким-то образом удержать ее в своей жизни, но он не знал, как . Он проснулся от кашля и вышел, чтобы не разбудить ребенка. Следуя за каменной стеной в темноте, закутавшись в одеяло, стоя на коленях в пепле, как кающийся. Он кашлял, пока не почувствовал вкус крови, и громко произнес ее имя. Он подумал, что, возможно, сказал это во сне. Когда он вернулся, мальчик проснулся. Мне очень жаль, сказал он. (92.1)
Сюжет Дорога позволяет Маккарти исследовать память и прошлое по-настоящему поразительными способами. Разве мы не чувствуем себя виноватыми, когда начинаем забывать лицо того, кого любили? Поскольку в романе предыдущий мир исчез, а выживание требует, чтобы человек сосредоточился на настоящем, у Маккарти есть возможность исследовать вину забвения конкретно. Очень конкретно: Мужчина оставляет фотографию жены на дороге. Затем он становится на колени в пепле, как кающийся. Сколько еще бетона вы можете получить? Здесь нет абстрактных громких слов, которые вы могли бы найти в более беглых исследованиях памяти. Потеря прошлого в Дорога является универсальной и общей, а не ограниченной мыслями одного персонажа.
- Секции 131-140
К тому времени, как они добрались туда, уже стемнело. Он держал мальчика за руку, пинал конечности и кисти и разжигал костер. Дерево было влажным, но он состриг ножом отмершую кору и сложил палочки для щетки, чтобы они высохли на жаре. Затем расстелил на земле полиэтиленовый пакет, достал из тележки пальто и одеяла, снял с них мокрую и грязную обувь, и они молча сидели, протянув руки к огню. Он пытался придумать, что сказать, но не мог. У него уже было это чувство раньше, помимо оцепенения и тупого отчаяния. Мир сжимается вокруг грубой сердцевины возможных сущностей. Имена вещей медленно следуют за этими вещами в небытие. Цвета. Названия птиц. Вещи, чтобы поесть. Наконец, имена вещей, которые считались правдой. Более хрупкий, чем он мог подумать. Сколько уже ушло? Священная идиома, лишенная своих референтов и, следовательно, своей реальности. Опускаясь, будто что-то пытается сохранить тепло. Вовремя погаснуть навсегда. (137,1)
Кормак действительно превзошел себя языком здесь. Однако мы хотим указать на очень крутой парадокс. Как только Маккарти начинает использовать какой-то очень красивый и извилистый язык, он лукаво намекает, насколько этот язык хрупок. Что произойдет, если вещи, на которые ссылаются слова, исчезнут? Наши слова для этих вещей тоже перестают существовать? А что, если большинство вещей в мире перестанут существовать? Язык тоже исчезает? Вот причудливый способ Маккарти сказать обо всем этом: «Священная идиома лишена своих референтов и, следовательно, своей реальности».
- Секции 191-200
Богатые сны, от которых он не хотел просыпаться. Вещи, которые больше не известны в мире. Холод побудил его потушить костер. Воспоминание о том, как она шла по лужайке к дому ранним утром в тонком розовом платье, облегавшем ее грудь. Он думал, что каждое вызванное воспоминание должно каким-то образом навредить своему происхождению. Как в партийной игре. Скажи слово и передай его дальше. Так что экономьте. То, что вы изменяете в воспоминании, уже имеет реальность, известную вам или нет. (200.1)
«Игра для вечеринок», которую Маккарти упоминает здесь, называется «Телефон». (По крайней мере, мы всегда так это называли.) Вы что-то шепчете на ухо соседке, она шепчет это на ухо своей соседки, и так далее, пока все не услышат. После всех перешептываний и недопонимания эта фраза едва ли напоминает то, что вы сказали изначально. Все смеются над человеческими ошибками, над тем, как мы слышим то, что хотим услышать, и это действительно весело — если только вы не Кормак Маккарти и не видите страшных последствий такой игры. Когда Человек что-то вспоминает, он изменяет исходное воспоминание. (Он может сосредоточиться на одной части воспоминаний или позволить своему нынешнему настроению изменить его взгляд на нее и, таким образом, изменить воспоминание.) Что все это значит? Если Человек действительно хочет сохранить прошлое, он не может об этом думать.
- Секции 221-230
Когда он снова проснулся, ему показалось, что дождь прекратился. Но не это разбудило его. Во сне его посетили существа, которых он никогда раньше не видел. Они не говорили. Он подумал, что они присели рядом с его койкой, пока он спал, а затем, когда он проснулся, ускользнули. Он повернулся и посмотрел на мальчика. Может быть, он впервые понял, что для мальчика он сам чужой. Существо с планеты, которой больше не существует. Рассказы о которых вызывали подозрения. Он не мог сконструировать для удовольствия ребенка мир, который он потерял, не сконструировав также и потери, и он подумал, что, возможно, ребенок знал это лучше, чем он. Он попытался вспомнить сон, но не смог. Осталось только ощущение. Он подумал, что, возможно, они пришли предупредить его. Которого? Что он не смог воспламенить в сердце ребенка то, что было пеплом в его собственном. Даже сейчас какая-то часть его души жалела, что они никогда не нашли это убежище. Какая-то часть его всегда хотела, чтобы это закончилось. (228,1)
Мужчина отчаянно хочет рассказать Мальчику о том, каким был мир до «долгого сдвига света» (88.1). Мы не можем винить его — разве вы не хотели бы, чтобы ваш сын любил мир, а не ненавидел его? И кому понравится мир, в котором оказались Мужчина и Мальчик? Одна проблема: «Он не мог сконструировать для удовольствия ребенка мир, который он потерял, не сконструировав при этом и потери». В основном это означает, что Человек не может говорить о счастливом мире, не всегда намекая на то, что его больше не существует.
- Участки 381-390
Когда-то в горных ручьях водилась ручьевая форель. Вы могли видеть их стоящими в янтарном потоке, где белые края их плавников мягко колыхались в потоке. Они пахли мхом в твоей руке. Полированный и мускулистый и торсионный. На их спинах были вермикулярные узоры, которые были картами мира в его становлении. Карты и лабиринты. Из вещи, которую нельзя было вернуть. Не быть снова правым. В глубоких ущельях, где они жили, все существа были старше человека, и они гудели таинственно. (390.1)
Мы не можем читать этот отрывок без слез. Это мир, который люди теряют в «Дорога » — либо из-за собственного саморазрушения, либо из-за какой-то случайной катастрофы. Однако это почти как если бы в этой памяти о прошлом есть образец того, как мир может начаться заново. Маккарти говорит: «На их спинах были вермикулированные [как черви!] узоры, которые были картами мира в его становлении. Картами и лабиринтами. Того, что нельзя было вернуть обратно.
Мы знаем, что Маккарти говорит, что катастрофу нельзя исправить или исправить. Но не питаете ли вы надежды, что где-то глубоко в лощине до сих пор живет ручьевая форель с узором мира на спине? И что каким-то образом мир можно реконструировать по этому шаблону? Возможно, конечно, что мы попали в ту самую ловушку, которую Человек изо всех сил пытается избежать: ностальгия по затерянному миру.
Больше в дороге Навигация
Это продукт премиум-класса
Разблокировать эти функции
Устали от рекламы?
Присоединяйтесь сегодня и никогда больше их не увидите.
Начало работы
Пожалуйста, подождите…
Раздел 5
Резюме
На следующее утро они начинают обыскивать новые дома. Мальчик видит другого маленького мальчика примерно его возраста и гонится за ним, крича, что не причинит ему вреда. Мужчина гонится за своим сыном и хватает его, спрашивая, что он делает, но самого другого маленького мальчика не видит. Мужчина считает, что за ними наблюдают люди, но они прячутся.
Они движутся на юг, а снег и холод продолжают быть безжалостными. У них почти полностью закончилась еда, и человек чувствует, как старый мир все дальше и дальше уходит от него. Он не может вспомнить определенные цвета или названия птиц. Они натыкаются на другие сгоревшие дома, от которых остались только очертания каждого места.
Они идут вдоль каменной стены мимо остатков фруктового сада и на другой стене находят высушенные человеческие головы и необработанные черепа. Они двигаются медленно и однажды утром, проснувшись из лагеря, обнаруживают, что мимо них топчутся плохие парни, целая армия с красными шарфами на шее. Они несут отрезки трубы и всевозможные дубинки. Там беременные женщины и рабы, запряженные в повозки. Они проходят мимо мальчика и мужчины, которые прячутся вдоль дороги.
Пока они идут, мальчик спрашивает, скажет ли им мужчина, если они скоро умрут. Мужчина говорит, что не знает, но что они не умрут.
Однажды ночью они расположились лагерем в заснеженном лесу, и деревья вокруг них начали падать. Мужчина и мальчик бегут, чтобы уйти с пути падающих деревьев, и прячутся под брезентом, пока он не остановится. На следующее утро они находят тележку, и отец перевязывает им ноги, чтобы они оставались теплыми и сухими.
Мужчина спрашивает мальчика, считает ли он все еще, что они умрут, и мальчик не уверен. Он не знает, стал бы отец лгать ему об этом. Мужчина признает, что может солгать о смерти, но сейчас он не лжет и что сейчас они не умирают.
Они натыкаются на следы колес на снегу. Ночью кто-то прошел мимо их лагеря, и мужчина считает, что идут плохие парни. Он и мальчик прокладывают лабиринт следов на снегу, чтобы за ними нельзя было следовать, и перебираются на возвышенность, откуда они могут наблюдать за дорогой. Проходят двое мужчин, но они проходят мимо, не видя мужчину и его сына.
Анализ
В этом разделе мы видим постоянные опасности, с которыми приходится сталкиваться мужчине и мальчику. Они борются с голодом, холодом и должны уклоняться от плохих парней. В то время как их повседневная цель остается прежней — остаться в живых и двигаться на юг — угрозы, с которыми они сталкиваются, различны, и они должны научиться справляться с этими угрозами различными способами.
Мы видим, что мальчик очень беспокоится о безопасности другого мальчика, задаваясь вопросом, что с ним будет, и спрашивая, могут ли они взять мальчика с собой. Во многих отношениях страх мальчика за другого мальчика представляет страх и беспокойство, которые он испытывает за себя. Он боится потерять отца и остаться совсем один.
Неспособность человека вспомнить птиц, цвета и забавы старого мира иллюстрирует, как старый мир отпадает от него, во многом так же, как и физический мир уменьшается в размерах. Деревья в лесу рушатся, и все, что осталось от старого мира, — это очертания, скелетные остатки домов, амбаров, построек и дорог.
Leave A Comment