Тест с ответами по социологии (25 вариантов) – пройти тест онлайн бесплатно

    Авторам

    8-800-333-85-44

    Оформить заявку

    Вход

    • Справочник
    • Онлайн-калькуляторы
    • Тесты с ответами

    Выполним любые типы работ

    • Дипломные работы
    • Курсовые работы
    • Рефераты
    • Контрольные работы
    • Отчет по практике
    • Эссе
    Узнай бесплатно стоимость работы

    Социологические дисциплины

    Социологические дисциплины

    Социологические дисциплины

    Социологические дисциплины

    Социологические дисциплины

    Социологические дисциплины

    Социологические дисциплины

    Социологические дисциплины

    Социологические дисциплины

    • Контрольная работа

      от 1 дня /

      от 100 руб

    • Курсовая работа

      от 5 дней /

      от 1800 руб

    • Дипломная работа

      от 7 дней /

      от 7950 руб

    • Реферат

      от 1 дня /

      от 700 руб

    • Онлайн-помощь

      от 1 дня /

      от 300 руб

    Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!

    Тесты по социологии с ответами

    Тесты по социологии с ответами для студентов ВУЗов

    1 — Тест. Социология – это наука о поведении:

    а. индивидуума в пределах социального института;

    б. личности в обществе;

    +в. больших социальных групп.

    2. Кто ввел термин «социология» непосредственно в научный оборот?

    а. Г. Спенсер;

    + б. О. Конт;

    в. И. Кант.

    3. В какой временной период социология как наука возникла?

    а. После Великой Французской революции 1789 г.;

    +б. В первой половине XIX в.;

    в. После Первой мировой войны.

    4. Объектом изучения социологии как науки не является:

    а. общество;

    +б. социальная жизнь общества;

    в. социальные институты.

    5. Какая из функций социологии связана с выражением посредством концепций и теорий науки интересов конкретных социальных групп, политических партий и движений?

    а. общественно-политическая;

    б. описательная;

    +в. идеологическая.

    6. Общественный прогресс по О. Конту является предметом изучения следующей отрасли науки:

    +а. социальной динамики;

    б. социальной статики;

    в. социальной статистики.

    7. Кто является автором классической теории бюрократии, где впервые были сформулированы основные принципы построения и функционирования административных учреждений?

    +а. М. Вебер;

    б. К. Маркс;

    в. Э. Дюркгейм.

    8. Кем из научных деятелей, исходя из принципа дезинтеграции любого социального организма, конфликтологическое направление в социологии разрабатывалось?

    +а. Р. Даррендорфом;

    б. О. Контом;

    в. М. Фуко.

    9. Общество, по мнению Г. Спенсера – это социальный организм, сходный с организмом биологическим. Что отличает социальный организм от биологического?

    а. рост на протяжении всего своего существования;

    +б. способность мыслить и чувствовать развита у каждого отдельного элемента;

    в. дифференциация структуры элементов сопровождается соответствующим разделением их функций.

    10. Совокупность элементов общества и их взаимоотношений – это:

    а. кастовая система;

    б. социальные институты;

    +в. социальная структура общества.

    11. Выделите соответствующую дефиницию для термина «социальный институт»:

    а. учреждение, в котором работают социологи;

    б. определенная обособленная общность людей;

    +в. сложившаяся исторически, стойкая форма организации и регулирования совместной жизни людей.

    12. Исторически сложившаяся в социуме система норм, правил и требований поведения, включающая в себя также нравственные ценности, устои, порядки и предписания:

    +а. мораль;

    б. этикет;

    в. кодекс чести.

    13. Подберите соответствующее определение термину «гражданское общество»:

    а. общество граждан;

    +б. совокупность социальных отношений и институтов, которые функционируют вне зависимости политической власти, однако могут на нее влиять; общество автономных субъектов;

    в. определенное обособленное множество людей, имеющих общие ценности и связанных системой отношений.

    14 — Тест. Первые представления об управлении зародились:

    а. во времена основания Древнего Рима;

    +б. во времена первобытнообщинного строя;

    в. в Средние века.

    15. Общественное мнение как социально-политический институт – это:

    а. результат, полученный в ходе проведения социологического исследования;

    б. совокупность знаний разных социальных групп, основанная не на специализированной компетенции, и необходимая для повседневной жизни и взаимодействия социальных групп в местности их проживания;

    +в. социальное отношение, выраженное в форме оценочного суждения, между социальными субъектами и субъектом власти по поводу содержания способов решения определенных проблем.

    16. Определенное духовное образование, свойственное обществу и большим социальным группам в нем, выступающее инструментом ориентации в окружающем мире и выражающееся в виде системы чувств, взглядов, идей, теорий, на основе которых общество осуществляет самосознание и самопознание:

    а. духовные ценности;

    +б. общественное сознание;

    в. мораль.

    17. Положение личности или социальной группы в социальной системе – это:

    а. статусный ранг;

    б. социальный набор;

    +в. социальный статус.

    18. Статусный набор – это:

    +а. совокупность всех статусов одного индивида;

    б. совокупность всех статусов в обществе;

    в. совокупность всех ролей, выполняемых в переделах одного статуса.

    19. Отрасль социальной психологии, разработанная Дж. Морено, связанная с исследованиями в количественном измерении структуры и межличностных отношений небольших социальных групп:

    а. психометрия;

    б. психология масс;

    +в. социометрия.

    20. При проведении социологических исследований, тот, кого опрашивает социолог:

    +а. респондент;

    б. интервьюер;

    в. интервьюируемый.

    21. Первые социологические опросы в политической сфере, проведенные в США в 20е годы XIX в. , позволяли определить самое общее направление политических «ветров». Они носили название:

    а. «флюгерные» опросы;

    б. «лиственные» опросы;

    +в. «соломенные» опросы.

    22. Категория «гендер» непосредственно отражает характеристики:

    а. биологического пола;

    +б. социального пола;

    в. распределения ролей в семье.

    23. Назовите ученого-социолога, основателя французской социологической школы, являющегося автором концепции механической и органической солидарности:

    а. О. Конт;

    +б. Э. Дюркгейм;

    в. Т. Парсонс.

    24. К основным элементам социальной структуры общества на макросоциологическом уровне не относятся:

    +а. социальные нормы, социальные ценности;

    б. социальные общности, социальные институты;

    в. социальные организации, социальные группы.

    25. Элемент структуры социологии, представляющий совокупность исследований, которые основаны на сборе, обработке и анализе первичной социологической информации с использованием специфичных методов и инструментов – это:

    а. теоретическая социология;

    б. прикладная социология;

    +в. эмпирическая социология.

    26. Наиболее часто применяемым методом социологических исследований выступает:

    а. анализ первичных и вторичных документов;

    б. наблюдение;

    +в. опрос.

    Тест — 27. В социологии термин «выборка» означает:

    а. процедуру отбора достоверной значимой информации;

    б. процедуру выбора методов и технологии исследования;

    +в. процедуру отбора элементов объекта исследования (как правило, респондентов).

    28. Выберите верный перечень социальных институтов:

    а. экономические, политические, медицинские, религиозные, культурно-образовательные, семейные;

    +б. экономические, политические, религиозные, культурно-образовательные, семейные;

    в. экономические, политические, семейные, этнические;

    29. Процесс включения, вхождения индивида в социальную систему с осваиванием ее социальных норм, правил и ценностей – это:

    +а. социализация индивида;

    б. идентификация индивида;

    в. интеграция индивида.

    30 — Тест. В социологии понятие «личность» означает:

    +а. совокупность социально значимых свойств индивида, являющихся следствием общественного развития, и характеризующих индивида как члена общества;

    б. конкретного человека;

    в. индивида с развитым самосознанием и эмпатией.

    Социология 250 — Заметки о Максе Вебере

    Социология 250 — Заметки о Максе Вебере

    Социология 250

    7 и 12 октября 1999 г.

    Власть, господство, легитимация и власть

    1. Введение

    Классы, статусные группы, партии рассматриваются Вебером как связанные с властью, пытающиеся добиться своей воли даже перед лицом противодействия со стороны других. Вебер утверждает, что честь статуса является более важным источником группового социального действия, чем класс или отношение к рынкам. Группы статусов могут делать это различными способами. Во-первых, статус может быть средством сохранения положения группы, имеющей привилегии. Статусная группа может быть закрытой, с привилегиями, доступными только для участников группы, и запрещенными для тех, кто не входит в группу. Кроме того, статусная группа может привести к развитию партий для продвижения некоторых конкретных интересов статусной группы. Таким образом, статусные группы могут стать средством осуществления власти или авторитета (например, сети старых мальчиков, группы и организации профессионального статуса, религиозные или этнические группы). Социальная честь может быть оказана тем, кто ведет себя так, как считается желательным для статусной группы. Таким образом, концы группы состояний могут быть расширены. Социальное одобрение является средством достижения целей группы, в то время как социальное неодобрение может использоваться как средство дисциплинирования тех, кто ведет себя не одобряемым образом.

    Во-вторых, люди, изначально обладающие ограниченной властью, могут сформировать статусную группу в попытке получить больший контроль над экономическими и социальными ресурсами. То есть, если ресурсы ограничены, формирование группы, способной осуществлять некоторый контроль над распределением этих ресурсов, может быть средством увеличения власти этой группы в обществе. Примером этого может быть профессионализация медицинской профессии в двадцатом веке, и вообще профессионализация любой профессиональной группы является средством достижения этих целей. Ограничения, налагаемые на въезд, могут быть частично экономическими, но они также частично носят социальный характер, имея дело с почетным статусом и престижем. Например, некоторые профессии, в которых преобладали мужчины, исключали женщин. Представляется, что это не столько по экономическим причинам, сколько как попытка увековечить статусные различия, построенные на определенных взглядах на то, что является уместными гендерными отношениями. Партии могут быть сформированы для рационализации некоторых из этих процедур и достижения целей группы.

    2. Власть и господство

    Вебер определял власть как шанс того, что индивидуум в социальных отношениях может реализовать свою волю даже вопреки сопротивлению других. Это очень широкое определение, включающее в себя очень широкий спектр видов власти. Чтобы сделать это определение более полезным при изучении истории и общества, Вебер предлагает в качестве альтернативы или более точного определения понятие господства. Вебер определяет доминирование «как вероятность того, что определенные конкретные команды (или все команды) будут выполняться данной группой лиц» (Вебер, стр. 212). Черты, связанные с доминированием, — это послушание, интерес, убеждение и регулярность. Вебер отмечает, что «всякая подлинная форма господства предполагает минимум добровольного подчинения, т.0020 интерес

    (основанный на скрытых мотивах или искреннем согласии) в послушании» (Вебер, стр. 212). Примеры доминирования могут включать отношения между родителями и детьми, отношения между работодателем и работником, учитель-ученик, доминирование в семье, политическое правило, которое общепринято и соблюдается, или отношения между священником и членом церкви.

    То есть отношение власти, которое является отношением господства, включает следующие

    • Добровольное согласие или послушание. Людей не заставляют подчиняться, а делают это добровольно.
    • Те, кто повинуются, делают это, потому что у них есть в этом интерес или, по крайней мере, они верят, что у них есть такой интерес.
    • Вера в законность действий доминирующего индивида или группы вероятна (хотя Вебер определяет это как авторитет). То есть «конкретное притязание на легитимность в значительной степени и в соответствии с его типом считается действительным» (Вебер, стр. 214).
    • Уступчивость или повиновение не случайны и не связаны с краткосрочными социальными отношениями, а представляют собой устойчивые отношения доминирования и подчинения, так что устанавливаются регулярные модели неравенства.

    Когда доминирование продолжается в течение значительного периода времени, оно становится структурированным явлением, а формы доминирования становятся социальными структурами общества. Временные или преходящие типы власти обычно не считаются господством. Это определение господства также исключает те виды власти, которые основаны на чистой силе, потому что сила может не привести к признанию доминирующей группы или добровольному выполнению ее приказов. Ситуации открытого конфликта и применения силы также относительно необычны. Например, Вебер считает необычными открытые формы классового конфликта и классовой борьбы. Хотя веберовское определение господства может быть узким, это полезный способ изучения отношений, которые становятся структурированными. В то время как отношения между работодателем и работником или другие типы отношений, характеризующиеся доминированием и подчинением, часто связаны с конфликтом, применение силы не всегда или обычно не является их аспектом, и подчиненные действительно подчиняются и безоговорочно принимают это подчинение.

    Гидденс (стр. 154 и далее) обсуждает различные уровни легитимности и то, как они могут устанавливаться с течением времени. Там, где люди вырабатывают одинаковые типы поведения, Вебер называет это употреблением. Давно установившиеся обычаи становятся обычаями. Они могут возникать внутри группы или общества на основе постоянного взаимодействия и практически не требуют принуждения со стороны какой-либо конкретной группы. Более сильная степень соответствия — это условность, когда соблюдение не просто добровольно или обычно, но где могут существовать какие-то санкции для тех, кто не соблюдает условность. Это могут быть неформальные санкции, приводящие к легкому неодобрению, или сильные санкции, связанные с дисциплиной или остракизмом. Например, различные формы одежды, связанные с рабочим местом, могут стать условностью или даже применяться в качестве правил. Использование и обычаи часто становятся основой правил, и за их нарушение в конечном итоге могут быть применены некоторые санкции.

    Если конвенция принимается лицом или группой лиц, которые имеют законные полномочия и обязаны налагать санкции, конвенция может стать законом. Это может привести к созданию правового порядка, когда группа берет на себя задачу применять санкции для наказания за проступки, например, клан, духовенство или старейшины. Если это может быть применено к территориальной единице с охраной порядка угрозой физической силы, то это может создать политический порядок, угрозу и применение физической силы административным аппаратом с юридическими, административными, военными или полицейскими функциями.

    3. Виды полномочий

    Вебер определяет власть как легитимные формы господства, то есть формы господства, которые последователи или подчиненные считают легитимными. Законность не обязательно подразумевает рациональность, правоту или естественную справедливость. Скорее, доминирование является законным, когда подчиненный принимает, подчиняется и считает доминирование желательным или, по крайней мере, терпимым и не заслуживающим оспаривания. Это создают не столько действия господствующего, сколько готовность подчиненных поверить в правомерность притязаний господствующего.

    Вебер выделяет три основных типа легитимного господства: традиционное, харизматическое и легальное или рациональное. Эти три формы не составляют всей совокупности типов господства, но они показывают, как одни люди могут осуществлять власть над другими. Власть расширяет и поддерживает власть, и показывает, что изучение ее происхождения может показать, как люди приходят к принятию этого господства как регулярного и структурированного явления. Также обратите внимание, что это идеальные типы, при этом любое фактическое применение власти, вероятно, будет иметь аспекты более чем одного типа власти и, возможно, даже других форм власти, таких как применение силы или принуждения.

    Большая часть последующих разделов основана на Ritzer, «Structures of Authority», страницы 128-136 третьего издания Sociological Theory .

    а. Традиционная власть. Это тип власти, при котором традиционные права влиятельного и доминирующего человека или группы принимаются или, по крайней мере, не оспариваются подчиненными людьми. Это могут быть (i) религиозные, сакральные или духовные формы, (ii) устоявшаяся и медленно меняющаяся культура или (iii) структуры племенного, семейного или кланового типа. Доминирующей личностью может быть священник, лидер клана, глава семьи или какой-либо другой патриарх, или может управлять доминирующая элита. Во многих случаях традиционная власть поддерживается культурой, такой как мифы или связь со священным, символами, такими как крест или флаг, а также структурами и институтами, которые увековечивают эту традиционную власть. По словам Вебера, это традиционалистское господство «покоится на вере в неприкосновенность повседневных рутин». (Герт и Миллс, стр. 29).7). Ритцер отмечает, что «традиционный авторитет основан на заявлении лидеров и вере части последователей в то, что в святости вековых правил и власти есть добродетель» (стр. 132).

    Традиционные формы власти существовали во многих обществах на протяжении большей части истории, и Вебер проанализировал, почему сохранялась эта форма власти и каковы были препятствия на пути развития более рациональных или законных форм власти, характерных для западных обществ. В частности, Вебера интересовало, как эти традиционные формы власти препятствовали развитию капитализма в незападных обществах.

    Различными типами традиционной власти могут быть (i) геронтократия или правление старейшин, (ii) патриархат, при котором должности передаются по наследству.

    Патриархат, безусловно, самый важный тип господства, легитимность которого опирается на традицию. Патриархальность означает власть отца, мужа, старшего в доме, старшего брата над домочадцами и сибом; власть господина и покровителя над крепостными, крепостными, вольноотпущенниками; сеньора над домашней прислугой и домашними чиновниками князя над домашними и придворными чиновниками, дворянами, клиентами, вассалами; родового лорда и суверенного князя над «подданными». (Герт и Миллс, стр. 29).6).

    Такая власть может управлять семьей, домашним хозяйством, кланом или целым обществом. Лидер может возникать естественным образом (по возрастному признаку) или выбираться на основе приверженности традиционным принципам. Пока этот метод отбора принимается другими членами группы, должно быть принято правило авторитета патриарха. Сиди отмечает, что «власть патриарха является личной прерогативой. Он может осуществлять власть без ограничений, «не обремененный правилами», по крайней мере, в той мере, в какой он не «ограничен традицией или конкурирующими силами». Сиди, стр. 56-57). Этот тип власти может иметь мало ограничений для осуществления господства, и для тех, кто в современном обществе, средства, с помощью которых люди выбираются для должностей, или выполняемые действия могут казаться иррациональными.

    Вебер считает более современной формой патримониализм, или правление администрации или военной силы, которые являются чисто личными инструментами господина. Имущество означает «от отца или предков». На уровне домохозяйства или семьи патриархат может сохраняться, но внутри клана, банды или более крупной группы патриарху может быть необходимо полагаться на ту или иную форму управления. В то время как патриарх все еще обладает властью и часто может осуществлять эту власть без ограничений, в других случаях власть патриарха может быть ограничена административным аппаратом, необходимостью полагаться на других для выполнения приказов и т. д. Примеры этого могло включать правление монархов в Европе или правление военачальников.

    Четвертый тип власти — феодализм, исторически важный. Это более рутинная форма правления с «договорными отношениями между лидером и подчиненным». (Ритцер, стр. 133).

    Для Вебера традиционная власть — это средство, с помощью которого создается и сохраняется неравенство. Там, где не бросается вызов авторитету традиционного лидера или группы, лидер, скорее всего, останется доминирующим. Маркс мог бы утверждать, что существуют экономические причины такого господства, но Вебер, скорее, утверждал бы, что общепринятые обычаи или религия составляют основной источник такого авторитета. Почетный статус предоставляется тем, кто обладает традиционными формами власти, и этот статус помогает поддерживать господство. Вебер отмечает, что традиционная власть блокирует развитие рациональных или правовых форм власти. Эта модель традиционной и патриархальной власти может быть применена к отношениям между мужчиной и женщиной. См. Сиди.

    б. Харизматическая власть. Вебер определяет харизматический авторитет как «основанный на преданности исключительной святости, героизму или образцовому характеру отдельного человека, а также на нормативных образцах или порядке, открытых или установленных им» (Вебер, стр. 215). То есть харизма — это качество индивидуальной личности, которое считается экстраординарным, и последователи могут считать это качество наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими или исключительными способностями или качествами. Существуют ли такие силы на самом деле или нет, не имеет значения, важно то, что последователи верят, что такие силы существуют.

    Вебер считает харизму движущей и творческой силой, которая прорывается через традиционный авторитет и установленные правила. Единственной основой харизматического авторитета является признание или принятие требований лидера последователями. Хотя это иррационально, поскольку оно не поддается расчету или систематике, оно может быть революционным, нарушающим традиционные правила и даже бросающим вызов законным авторитетам. (Гидденс, стр. 160-161).

    Определенный лидер может иметь необычные характеристики, которые делают его или ее лидером. Это может быть связано с особым даром лидера, особым стилем речи и действия или экстраординарными качествами. Ритцер отмечает: «Хотя Вебер не отрицал, что харизматический лидер может обладать выдающимися качествами, его чувство харизмы больше зависело от группы учеников и того, как они определяет харизматичного лидера. Грубо говоря, с точки зрения Вебера, если ученики определяют лидера как харизматического, то он или она, вероятно, будет харизматическим лидером, независимо от того, обладает ли он или она на самом деле какими-либо выдающимися чертами» (Ритцер, стр. 134). Примеры харизматических лидеров. в недавней истории Канады включают Дифенбейкера, Трюдо и Левеска, а лидеры культа, такие как Дэвид Кореш или Джим Джонс, являются примерами меньшего масштаба.

    Хотя мы обычно считаем харизматического лидера необычным, есть много людей с необычными характеристиками. Что более важно, так это то, почему люди придают особый статус или честь одному человеку или типу людей. В той мере, в какой последователи готовы предоставить лидеру такой статус, лидер имеет власть преследовать свои собственные цели.

    Харизматичный лидер завоевывает и поддерживает авторитет, исключительно доказывая свою силу в жизни. Если он хочет быть пророком, он должен творить чудеса; если он хочет быть военачальником, он должен совершать героические поступки. Однако, прежде всего, его божественная миссия должна «доказать» себя тем, что те, кто верно подчиняется ему, должны преуспевать. Если у них дела идут плохо, он явно не тот хозяин, которого послали боги.

    Субъекты могут расширять более активное или пассивное ‘узнавание; к личной миссии харизматичного мастера. Его сила основывается на этом чисто фактическом признании и проистекает из верной преданности. Это преданность необыкновенному и неслыханному, тому, что чуждо всем правилам и традициям и поэтому рассматривается как божественное. Это преданность, рожденная страданием и энтузиазмом.

    Подлинное харизматическое господство, таким образом, не знает ни абстрактных юридических кодексов и статутов, ни «формального» способа судебного разбирательства. Его «объективный» закон проистекает конкретно из сугубо личного переживания небесной благодати и из богоподобной силы героя. Харизматическое господство означает отказ от всех привязок к какому-либо внешнему порядку в пользу исключительно подлинной ментальности пророка и героя. Следовательно, его позиция революционна и переоценивает все; он совершает суверенный разрыв со всеми традиционными или рациональными нормами: «Написано, а Я говорю вам»9.0004

    Герт и Миллс, стр. 249-250.

    Последний абзац этой цитаты показывает, что харизматическая форма господства может быть революционной по своей природе, бросая вызов традиционной власти и, возможно, законной власти и рациональности. Харизматическая власть может легко выродиться в традиционную власть, личное или патримониальное правление, при котором власть осуществляется теми, кто окружает харизматического лидера, но исключительно в интересах сохранения этой власти. Но если харизматический лидер изначально заявляет, что традиционные формы власти следует игнорировать, это революционное заявление.

    Ритцер комментирует, что «авторитет, легитимируемый харизмой , основан на преданности последователей исключительной святости, героизму или образцовому характеру лидеров, а также на санкционированном ими нормативном порядке. Все эти способы легитимации власти явно предполагают индивидуальное действующие лица, мыслительные процессы (убеждения) и действия». (Ритцер, стр. 115, 2-е издание). Хотя эти формы власти могут показаться гораздо менее прочными, чем экономическая власть, рациональность или законность, или использование физической силы или принуждения, они не менее реальны как источник власти.

    У харизмы есть недостатки как у долгосрочного источника авторитета, но она может быть весьма эффективной при жизни харизматического лидера. Если она должна быть продолжена, она должна быть преобразована в традиционную или легальную форму власти. Кроме того, оно может осуществляться иррационально, препятствуя развитию более рациональных форм, особенно тех, которые ведут к капитализму. Существует также вероятность того, что применение харизматической власти ведет к развитию законной и рациональной власти.

    в. Законная или рациональная власть. Это власть или легитимное господство, основанное на «рациональных основаниях, основанных на вере в законность принятых правил и в праве тех, кто возвысился до власти в соответствии с такими правилами, отдавать команды» (Вебер, стр. 215).

    Существуют различные способы развития юридической власти. Системы условностей, законов и правил развиваются во многих обществах, и существует множество различных принципов законности. Развитие права на Западе ведет к установлению такой правовой системы, как верховенство права, писаные юридические кодексы, юридические права и правила, а также «профессиональное отправление правосудия лицами, получившими формальное и официальное юридическое образование». систематически.» (Ритцер, стр. 129). На Западе Вебер связывает эти формы с развитием рациональности и бюрократии. Другие правовые формы в обществах других частей мира могли бы развиваться совсем в другом направлении, возможно, блокируя развитие рациональности.

    С развитием рациональной правовой системы, вероятно, появится и политическая система, рационализирующаяся аналогичным образом. С этим связаны конституции, письменные документы, установленные должности, узаконенные способы представительства, регулярные выборы и политические процедуры. Они разработаны в противовес более ранним системам, таким как монархии или другие традиционные формы, в которых нет хорошо разработанного набора правил.

    По мере того, как политическая или правовая система развивается таким рациональным образом, власть принимает юридическую форму. Те, кто управляет или правят, либо имеют, либо кажутся имеющими законное законное право на это. Те, кто находится в подчинении в этой системе, признают законность правителей, полагая, что они имеют законное право осуществлять власть. Те, у кого есть власть, затем осуществляют власть, основываясь на этом праве легитимности.

    Грабб (стр. 65) указывает, как это может произойти. В ранних обществах группа могла осуществлять власть, используя экономическую и физическую силу для господства на территории. Это может привести к установлению правил или правового порядка, довольно немногочисленных и не разработанных вначале. По мере сохранения контроля возникает тенденция к установлению более систематического и всеохватывающего свода законов и правил. Кроме того, правящая группа может взять на себя больше административных задач, что приведет к развитию административной структуры. Первоначально это может быть довольно ограниченным, но по мере развития администрация может перейти от защиты и контроля территории к управлению широким спектром проблем на этой территории. Система может разработать устоявшиеся средства постановки целей, принятия решений и удовлетворения большого количества потребностей населения, так что возникнет бюрократическое государство.

    Эта рационально-правовая форма власти может быть оспорена подчиненными. Эта проблема, как правило, вряд ли приведет к резким изменениям в характере системы очень быстро. Однако, по Веберу, такая борьба не обязательно должна быть классовой, но может быть основана на этнической борьбе, национализме и т. Д., И это в основном политическая борьба. Насколько это верно, следует проверять в каждой конкретной ситуации. Некоторые из нынешних политических столкновений кажутся основанными на классах, другие связаны со статусом или другими проблемами. Фермеры хотят улучшить свою рыночную ситуацию, и это можно интерпретировать как классовую борьбу по Веберу. Борьба Квебека за достижение большей независимости связана с попыткой получить больше свободы для Квебека. В Саскачеване разделение между городскими и сельскими районами можно рассматривать как попытку сохранить различные формы статуса, стили жизни и сообщества.

    Вебер рассматривал будущее как будущее, в котором рационально-правовые типы власти станут преобладать. Хотя мог появиться харизматичный лидер или движение, доминирующей тенденцией было то, что организации становились более рутинными, рациональными и бюрократическими. Именно в этом смысле может быть истолкована юридическая власть. В современных обществах власть в значительной степени осуществляется на основе бюрократии.

    Ссылки

    Эшли, Дэвид и Дэвид Майкл Оренштейн, Социологическая теория: классические утверждения , третье издание, Boston, Allyn and Bacon, 1995.

    Коэн, Айра Дж. , «Теории действия и практики», в Брайан С. Тернер, редактор, The Blackwell Companion to Social Theory , Oxford, Blackwell, 1996.

    Герт, Ганс Генрих и К. Райт Миллс, Из Макса Вебера: Очерки социологии , Нью-Йорк, Oxford University Press, 1958. h43 W3613 1958

    Гидденс, Энтони, Капитализм и современная социальная теория: анализ трудов Маркса, Дюркгейма и Макса Вебера , Кембридж, издательство Кембриджского университета, 1971.

    Грабб, Эдвард Г. ., Теории социального неравенства: классические и современные перспективы , второе издание, Торонто, Холт, Райнхарт и Уинстон, 1990.

    Хадден, Ричард В., Социологическая теория: введение в классическую традицию , Питерборо, Broadview Press, 1997.

    Ритцер, Джордж, Социологическая теория , третье издание, Нью-Йорк, McGraw-Hill.

    Вебер, Макс, Экономика и общество: очерк интерпретирующей социологии , Нью-Йорк, Bedminster Press, 1968.

     

    Последнее редактирование: 7 октября 1999 г.

    Вернуться к Социологии 250.

    Классовое сознание | социология | Britannica

    Ключевые люди:
    Дьёрдь Лукач
    Похожие темы:
    социальный класс

    Просмотреть весь связанный контент →

    классовое сознание , самопонимание членов социального класса. Эта современная социологическая концепция берет свое начало в марксистской теории и тесно связана с ней.

    Хотя сам Карл Маркс не сформулировал теорию классового сознания, он намекнул на это понятие в своей характеристике рабочего класса. Согласно Марксу, рабочие сначала осознают, что разделяют общие обиды на капиталистов (таким образом образуя класс «сам по себе»), и в конечном итоге развивают осознание того, что они составляют социальный класс, противостоящий буржуазии (таким образом становясь классом «для себя»). , пролетариат. Классовое сознание есть исторический феномен, рожденный коллективной борьбой. В этом смысле Маркс не подходил к классовому сознанию как к чисто идеальному. Отвергая любое разделение теории и практики, он использовал термин «сознательные человеческие практики», чтобы подчеркнуть соединение субъективности и объективности в истории.

    В своем плодотворном исследовании классового сознания венгерский философ-марксист Дьёрдь Лукач подчеркивал необходимость проводить различие между классовым сознанием и идеями или чувствами, которых на самом деле придерживаются члены социального класса. Объективный анализ классового сознания, согласно Лукачу, должен учитывать эти мысли и чувства, а также те, которые были бы у членов, если бы они могли получить истинную картину своего положения и общества в целом.

    Поскольку марксизм считает, что социальные классы имеют объективную идентичность и интересы, его концепция классового сознания включает в себя возможность своего антитезиса: ложного сознания. В широком смысле ложное сознание относится к искаженному пониманию своей классовой идентичности и интересов. С точки зрения марксизма, это прежде всего противоречие между исторической миссией рабочего класса (разрушить капитализм и осуществить социалистическую революцию) и его пониманием ее. Проблема ложного сознания породила в марксизме элитарную жилку.

    Хотя ложное сознание является ошибкой, оно не беспочвенно и не чисто фиктивно. Оно само исторически детерминировано. Для Маркса капитализм находится в постоянном и, в конце концов, фатальном состоянии кризиса. Капитализм высвобождает производительные силы, которые подрывают его собственную устойчивость. Например, накопление капитала ведет к усилению экономического неравенства, что снижает покупательную способность рабочих и, в свою очередь, уменьшает прибыль. Лукач предположил, что буржуазия не может противостоять этому кризису, потому что для этого потребуется признать конец классовой структуры и отказаться от своих классовых привилегий. В этом смысле экономическая и политическая идеология буржуазии есть форма ложного сознания, но она тем не менее объективно определяется историческим положением этого класса.

    После Маркса мыслители-социалисты расходились во мнениях о статусе сознания рабочего класса. Некоторые были оптимистичны и считали, что рабочий класс естественно соответствует своим классовым интересам и спонтанно революционен; другие, как Ленин, утверждали, что рабочий класс не обладает инстинктивными социалистическими тенденциями и поэтому нуждается в просвещении революционным авангардом.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    В основополагающем переопределении социолог Майкл Манн исследовал различные измерения классового сознания: классовую принадлежность и идентичность, классовый антагонизм, классовую тотальность (идея о том, что социальные классы охватывают все общество) и видение бесклассового общества. Эти измерения не только являются формальными подкатегориями, но и соответствуют опыту, который порождает классовую осведомленность и классовую солидарность. Например, опыт экономической эксплуатации может привести рабочих к осознанию того, что они заинтересованы в благополучии друг друга, и отсюда у них разовьется классовое сознание и классовая солидарность. Внимание Манна было сосредоточено на самом сознании и, таким образом, в некоторой степени отошло от попытки Маркса внедрить сознание в социальные практики.

    Несмотря на свое марксистское происхождение, концепция классового сознания не обязательно основывается на революционном взгляде на историю.