«Капитанская дочка» анализ произведения Пушкина – тема, план, смысл названия и жанр рассказа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 7543.

Обновлено 26 Августа, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 7543.

Обновлено 26 Августа, 2021

События повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Капитанская дочка» по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе и при подготовке к ЕГЭ.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Год написания – 1833–1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» является нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют тема любви и тема воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведёт рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вёл разговоры с участниками событий пугачёвского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. Писателем было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачёва. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

Анализ произведения «Капитанская дочка» требует раскрытия основной мысли данного повествования. Основная мысль данного произведения вынесена в эпиграф: “Береги честь смолоду”.


Наряду с этой мыслью явно звучит ещё одна. Любая власть действует на подавление личности, используя жёсткий режим. Писатель приходит к мнению: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринёва, ради неё он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гринёвым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте со Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить её жизнь.

Пугачёв, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринёва, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нём чувству любви Гринев смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачёву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же с его бездуховностью и мелочным подлым характером не сумел выдержать испытания и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. С помощью различных выразительных художественных средств излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идёт война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачёв, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский писатель дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют пейзажи. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведённые факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергается герой, его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, начинаешь понимать, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твёрдые убеждения и сильная воля дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Капитанской дочки», а для основных подготовили отдельные страницы:

  • Характеристика Гринёва
  • Характеристика Пугачёва
  • Характеристика Маши Мироновой
  • Характеристика Швабрина
  • Характеристика Савельича
  • Характеристика капитана Миронова

Жанр

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.

Современники поэта были убеждены, что его книга, отображающая реальные события, относится к направлению реализм, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачёв, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Maksim Zhukov

    9/12

  • Наталия Бойко

    11/12

  • Ольга Иванова

    12/12

  • Айгуль Максутова

    12/12

  • Ольга Васильева

    12/12

  • Давид Субботин

    10/12

  • Алла Лодянова

    9/12

  • Наталья Карпенко

    11/12

  • Никита Скопец

    12/12

  • Артём Ганин

    12/12

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 7543.


А какую оценку поставите вы?

Проверочная работа по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Определите жанр произведения

yurii Фев 25, 2023

Вид материалаДокументы

Подобный материал:

  • Урока: Перепечина Ольга Леонидовна Тема урока: Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина, 149.7kb.
  • «Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», 292.61kb.
  • Анализ произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка», 33.02kb.
  • А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Цель: Повесть «Капитанская дочка» как волшебная, 28.22kb.
  • Тест по произведениям «Капитанская дочка», «Мцыри», «Ревизор», «Ася» (8 класс) 1 вариант,
    78.03kb.
  • Литературная игра «Умники и умницы»по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», 85.65kb.
  • А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Данная презентация, 102.52kb.
  • План. 1 Герои произведения. 2 Блиц опрос «По страницам текста» 3 Жанр произведения, 79.22kb.
  • Родительские наказы в повести А. С. Пушкина, 489.99kb.
  • Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», 37.16kb.

Проверочная работа по повести А. С.Пушкина «Капитанская дочка»

1. Определите жанр произведения.

а) роман

б) историческая повесть

в) семейно-бытовая хроника

г) мемуары

2. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица

а) автора

б) повествователя

в) Маши Мироновой

г) Петра Гринева

д) Пугачева

3. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью

а) композиции

б) эпиграфов

в) вставных элементов

г) прямой авторской оценки

д) выбора героя

4. Какие исторические личности упоминаются в повести?

а) Пугачёв

б) граф Минин

в) Елизавета

г) Екатерина I

5. Назовите художественные приемы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева.

а) авторская оценка

б) портрет

в) отношение других персонажей

г) эпиграфы

д) речевая характеристика

е) вставные элементы

6. В чем заключается смысл названия повести?

Маша Миронова-

а) единственный женский персонаж повести

б) идейный и художественный центр повести

в) возлюбленная Петра Гринева

г) дочь погибшего русского офицера

7. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.


а) экспозиция

1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

б) завязка

2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

в) кульминация

3) детство Петруши в родовом имении

г) развязка

4) знакомство Гринёва с главной героиней повести

8. С какой целью в повесть вводится сон Петруши?

а) характеризует Гринева

б) предвещает развитие отношений двух персонажей

в) характеризует Пугачева

г) подчеркивает кровожадность Пугачева

9. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный… »?

а) автору

б) Екатерине II

в) Петруше Гриневу

г) Петру Андреевичу Гриневу — автору мемуаров

д) Савельичу

10. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

Пугачев; Швабрин; Екатерина II; Гринев; оренбургские генералы.

11.Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

а) проблема любви

б) проблема чести, долга и милосердия

в) проблема роли народа в развитии общества
г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства

12. Каким показан в повести Савельич?

а) забитым, безгласным крепостным

б) послушным, рабски преданным своим господам
в) глубоким, наделенным чувством собственного достоинства

г) любящим, заботливым помощником и советчиком

13. Отметить верное суждение

а) Литературный характер — это образ конкретного чело­века, в котором через индивидуальные качества выра­жаются типические черты времени

б) Литературный характер — это художественное изображе­ние человека

в) Литературный характер — это персональные черты, при­сущие герою

14. Какие символические образы используются А. С Пушкиным в
повести «Капитанская дочка»?

а) путь, дорога

б) могила

в) буря, буран

г) орел, ворон

д) кинжал

е) виселица

15. Какие черты русского национального характера показаны А. Пушкиным в образе Пугачева?

а) ум, сметливость

б) лень, бездеятельность

в) удальство, широта натуры

г) склонность к пьянству

д) память на добро, благодарность

16. Чей это портрет?

«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

а) Марии Мироновой

б) Василисы Егоровны

в) Екатерины II

г) Авдотьи Васильевны

Мастер-класс по сторителлингу – The Irish Times

Петр Гринев, русский дворянин, вспоминает тяжелую интерлюдию своей юности, которая должна была стать решающим моментом в его жизни. Его подход остроумен и прямолинеен; ему мало доверяют, хотя по мере того, как история разворачивается и становится напряженной и мрачной, он действительно приобретает все большую находчивость. Он вырос в поместье своего отца. «Нас было девять детей. Все мои братья и сестры умерли в младенчестве». Итак, рассказчик, не ожидая сочувствия, дает понять, что он воспитывался как единственный ребенок, и родители явно баловали его.

Как подполковник в отставке, считавший князя Б близким родственником, его отец имел социальные связи, которые обеспечили Гриневу легкий переход во взрослую жизнь: «Я был зачислен сержантом в Семеновский полк еще в утробе матери. Приснилась Мать – не дай Бог! – родив дочь, Отец уведомил бы начальство о смерти не явившегося на службу сержанта. . . Считалось, что я в отпуске, пока не закончу учебу».

Все шло хорошо с пятилетнего возраста под присмотром верного старого егеря отца Савельича, который научил Петра читать и писать по-русски. Однако, достигнув 12 лет, Гринев переживает первую из нескольких перемен в своей молодой жизни: «Отец тогда нанял мне француза».

Аристократический тон рассказчика едва уловим, но не звучит надменно. На протяжении всей этой дерзкой романтической авантюры, в которой есть несколько серьезных посылов, но избегается полемики, Пушкин демонстрирует проницательное понимание социального класса. Это хорошо известная история, уходящая корнями в бунт Пугачева, когда казаки восстали против Екатерины II между 1773 и 1775 годами, и она мастерски рассказана с интригующим элементом амбивалентности. Несколько персонажей раскрывают более одной стороны, в том числе рассказчик, интересное сочетание порыва и чести.

ПОДРОБНЕЕ

Вместо того, чтобы учить мальчика французскому и немецкому языкам, учитель французского начинает пить и учить русский язык от своей подопечной. Пушкин устанавливает ощущение легкости; тон рассказчика предполагает привязанность к своему прошлому. У учителя и ученика все хорошо, пока интерес француза к служанкам не заставляет отца ворваться в класс, чтобы обнаружить спящего ленивого репетитора и школьника Гринева, деловито рисующего большую карту мира, которую ему заказали. из Москвы – в воздушного змея. Француз уволен, а рассказчик возвращается на восторженное попечение верного старика Савельича.

Однажды, когда мать рассказчика готовит варенье из меда, его отец спрашивает, сколько лет их сыну. Услышав, что ему исполнилось 16 лет, отец решает, что пора идти на военную службу. Мать расстроена. Иначе обстоит дело с рассказчиком, и он описывает свой восторг: «Я был бы офицером в гвардии; это означало, что я буду наслаждаться высшим человеческим счастьем».

Но он не будет пробовать яркие огни Петербурга. Вместо этого он едет в Оренбург, в форпост в провинции, или, как он выражается, в «глухое захолустье». Он уходит, опять под опекой Савельича. Они регистрируются в гостинице. Когда Савельич выходит за припасами, рассказчика приглашают сыграть в бильярд с импозантным парнем. Мальчик проигрывает игру и не думает об этом, пока в гостиницу не приходит посыльный с просьбой о проигранных 100 рублях. Савельич в ужасе, но долг уплачен. Вскоре после того, как рассказчик и его слуга возобновляют свое путешествие, погода меняется. Старик хочет вернуться, но молодой человек не соглашается, и вскоре они сталкиваются с трудностями. Но из-под снега появляется незнакомец и помогает им спастись. Встреча оказывается знаменательной.

Основа

Среди многих талантов Пушкина есть талант к характеристикам, который часто оказывается основой его рассказов. К тому времени, когда он начал писать «Капитанскую дочку»

, изданную в 1836 году, свой первый и российский роман в прозе, он уже закончил прекрасно пронзительный роман в стихах

«Евгений Онегин»

900 которая выходила частями между 1823 и 1831 годами, прежде чем полное издание появилось в 1833 году. (В том же году Пушкин написал свою эпическую поэму

Медный всадник

, а также несколько рассказов.)

В Татьяне, молодой женщине, которая отчаянно влюбляется в пижонского Онегина, который слишком поглощен собой, чтобы увидеть в тихой девушке женщину она когда-нибудь станет и он будет напрасно свататься, Пушкин создал необыкновенно симпатичную героиню. По общему признанию, Евгений Онегин — замечательная работа, тогда как Капитанская дочка — отчасти история, отчасти приключенческая сказка — более традиционна и в конечном счете сильно романтизирована. Тем не менее, это убедительно, в основном из-за устойчивой откровенности благонамеренного рассказчика.

Пушкина, первооткрывателя русской литературы, помнят не только за его импульсивное поведение, долги и раннюю смерть в 37 лет после дуэли, которую он устроил из-за чести своей жены, но и за то, что он был писателем огромного и разностороннего характера. талант. Он вырос в Москве и, будучи франкоязычным аристократом, научился русскому языку у крепостных, работавших в доме его родителей. Он был своенравным, но в нем была и дисциплинированная сторона. Получив разрешение на работу в государственном архиве, он приступил к серьезным исследованиям. С конца февраля по начало марта 1833 года он прочитал более 1000 страниц документов. К маю того же года он написал свой первый черновик История Пугачева . В августе он ездил в этот район, стремясь взять интервью у очевидцев.

Из этой истории мятежа (закончившегося казнью Пугачева), написанной Пушкиным в двух черновиках и опубликованной в декабре 1834 года, вышел его исторический роман. Может показаться странным сравнивать «Капитанская дочка » со сказкой, но Пушкин заимствует из этого жанра несколько приемов повествования. История также вызывает яркое ощущение двойственной природы России; одно лицо обращено к французской культуре, другое погружено в крестьянский мир местных традиций. Именно эта «другая» Россия очаровывала таких образованных аристократов, как Пушкин.

Когда рассказчик прибывает в отдаленную крепость, в которую его отправили, его приветствуют обычные деревенские жители, которых он встречает. Обмен репликами, неизменно подчеркивающий социальные различия между командиром лагеря и его доброй женой, которые очаровывают рассказчика почти так же сильно, как и его дочь Маша, хорошо переданы Робертом и Элизабет Чендлер в эффективном переводе, богатом нюансами и дополненном вступлением и сноски.

Чендлер также включает интересное примечание о подводных камнях переводов, предваряя его комментарием Джеймса Хауэлла: «Переводы в лучшем случае представляют собой только перевернутые вещи». Затем он признает тонкое языковое разнообразие, которое Пушкин, «обманщик», вызывает в этом соблазнительном спектакле.

Мастер-класс по рассказыванию историй и основной текст русского романа XIX века «Капитанская дочка» — это высокое искусство в самом легком проявлении. Менее чем через два месяца после публикации Пушкин, импульсивный до конца, скончался от ран через два дня после той позорной дуэли. Эйлин Баттерсби, литературный корреспондент

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА Александра Пушкина в рецензии Дерека М. Брауна • Журнал «Кливер»

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА
Александра Пушкина
переведено Робертом Чендлером и Элизабет Чандлер
NYRB, 170 страниц

рецензировано Дереком М. Брауном

Написано в выпуске The New York Review of Books от 5 февраля («Новая политика спасения Украины» ), финансист и филантроп Джордж Сорос говорит, что экономические санкции США и Европейского Союза против России, введенные вместо начала войны из-за российской агрессии в Украине, «сработали гораздо быстрее и нанесли гораздо больший ущерб российской экономике, чем кто-либо другой». можно было ожидать». Эта экономическая война, говорит он, выступая за значительную экономическую помощь Украине, не только серьезно подорвала российскую экономику, но, как и в настоящей войне, нанесла значительный ущерб Европе, «помогая превратить угрозу дефляции в еврозоне в реальность.»

Приводя этот аргумент, похоже, что Сорос читал новое издание New York Review Books русской классики Александра Пушкина, «Капитанская дочка». Те, кто «не знает [своего] народа, или же жестокосердые люди, которым плевать ни на свою, ни на чужую жизнь», — предостерегает Пушкин, стараются заговорить против России.

Пушкин, которого часто считают величайшим поэтом России и родоначальником современной русской литературы, склонность Пушкина к сказочным интуитивным прозрениям подводит читателя к урокам, некогда извлеченным из нравоучений, например к необходимости, чтобы молодой человек «влюбился и принял своих родителей». благословение». Эти повествовательные ритмы, в которых конфликт плавно разрешается, а события необъяснимым образом становятся на свои места, появляются как предсказуемые, но чрезвычайно приятные заключительные фразы к музыкальным отрывкам.

Впервые опубликовано в 1836 году.  Капитанская дочка  – это вымышленный рассказ об историческом восстании против администрации Екатерины II. Роман впервые появился на английском языке как Marie: A Story of Russian Love . В этом выпуске Роберт и Элизабет Чандлер бросают вызов чувствам Роберта Фроста, который однажды заявил, что «поэзия — это то, что теряется при переводе». В этом издании с любовью сохранены все богатство, юмор и поэзия, которыми славится Пушкин. Перевод Чандлеров, несомненно, будет пользоваться популярностью у современных читателей.

Александр Пушкин

В Капитанская дочка , главный герой Пушкина Петр Андреевич Гринев, сын подполковника, «зачислен сержантом в Семеновский полк еще в утробе матери», чтобы он мог быть помещенным в полк, подобающим человеку его класса и звания, по окончании учебы, которую он проводит во время «отпуска». Надеясь на службу в гвардии, которую он приравнивает к «свободе и радостям жизни в Петербурге», его темпераментный отец полон решимости заставить его «служить в настоящей армии», где он будет «трудиться, потеть и нюхать порох».

Под опекой отцовского егеря Савельича он попадает в глухую деревню, где влюбляется в свою капитанскую дочку. Вскоре целомудренные занятия в идиллической обстановке, изобилующей заснеженными степями, прерываются вмешательством разбойника Пугачева, принявшего имя и личность покойного императора Петра III. Стремясь свергнуть императорскую семью и уничтожить дворянство, Пугачев апеллирует к бесправным и радикализирует их так же, как это делают сегодня преступные организации и террористические группировки. Хотя крепость Петра в конечном итоге разграблена, его пощадил этот самозванец, которого он невольно спас от замерзания, дав ему заячью шубу во время сильной метели, предшествовавшей возникновению его восстания.

Акты насилия, совершенные силами повстанцев в этом тексте, несомненно, найдут отклик у тех, кто следует за беспорядками, которые продолжают распространяться в той же части земного шара. Действительно, тот самый фанатизм, который сохранился и овладел войсками Пугачева, характеризует любимая песня предводителя повстанцев, когда-то любимая и крестьянами, и казаками:

Вся хвала тебе, юный сын крестьянина
Что ты воришь по-настоящему и что вы говорите верные слова.
И твоя награда, юноша, молодой сын крестьянина,
Высокий особняк в открытом поле;
Ваша награда — два шеста и перекладина.

Это празднование виселицы — одно из самых язвительных проявлений пушкинского чувства юмора, которое в остальном характеризуется тонкостью и безупречным комедийным моментом, о чем свидетельствует записка, написанная отцом Петра и сопровождающая его в Оренбург, где он размещен. Встречая своего генерала, для которого написано письмо, он предлагает разъяснить выражения, ускользающие от понимания немца, когда он читает письмо вслух. Среди просьб отца — держать мальчика «в перчатках ежа». Обращаясь к Петру за разъяснениями, генерал говорит, что это означает «мягко обращаться с кем-либо, не быть с ним слишком строгим, дать ему волю». Следующая строка начинается с просьбы к генералу «не давать ему слишком волю». «Перчатки ежа зезе не значит вот что вы говорите…»

В то время как Пушкин наполняет историю юмором и приземляется к предсказуемо невероятному финалу, также заманчиво задаться вопросом, предполагает ли Пушкин, что моральная целостность его главного героя ответственна за его успех и возможное счастье.