ЕГЭ: Слово о полку Игореве

ЕГЭ: Слово о полку Игореве – историческая основа, автор и время создания, открытие памятника, жанр, план, сюжет, краткое содержание, образы героев и переводы.

«Сло́во о похо́де И́гореве, И́горя, сы́на Святосла́вова, вну́ка Оле́гова» (а именно таково полное название произведения)один из самых известных и загадочных памятников древнерусской литературы. Нам мало что достоверно известно – время создания можно только предполагать, точных сведений об авторе нет. На протяжении целых веков изучения текста велись многочисленные споры, касающиеся интерпретации «темных мест». Раньше их были сотни, сейчас десятки. Но тем интереснее.

Вы можете скачать текст дословного перевода Д. С. Лихачева с пояснительными комментариями или посмотреть видеоурок “Слово о полку Игореве. Читаем вместе”.

ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Историческая основа

В 1185 году состоялся поход древнерусского князя Игоря Святославича на «безбожных» половцев – об этом написано в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.

Надо понимать, что в это время феодальная раздробленность на Руси достигла своего пика. Это время междоусобиц. Т.е., с одной стороны, Русь страдала от набегов половцев, кочевого народа, занимавшего степи между Волгой и Днепром, с другой стороны, от междоусобных войн.

Причем походу Игоря предшествовал другой поход русских князей против половцев, в котором участвовал князь Святослав Киевский, двоюродный брат Игоря. Поход был удачный, но Игорь не смог принять в нем участия. Лавры победителя не давали ему покоя. Вот что означает фраза «прошлую славу себе возьмем, и нынешнюю поделим» – так по словам Святослава рассуждают тщеславные князья перед походом.

Вместе с Игорем в поход пошли: его сын Владимир Путивльский, брат Всеволод Курский и племянник Святослав Рыльский.

В первой битве русские князья одержали победу. Во втором сражении – проиграли. Из пяти тысяч воинов в живых остались единицы. Князья были взяты в плен. Через некоторое время Игорь бежал. Помог ему Оврул, крещеный половец. Сын Игоря Владимир женился на дочери половецкого хана Кончака и через два года вернулся на родину вместе со Всеволодом.

Именно этот сюжет лег в основу оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».

ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Автор, год, век (время) создания

Автор произведения неизвестен. Однако можно предположить, что автор – монах, который до пострига сам участвовал в боевом походе, описанном в произведении. Он хорошо знает Священное Писание и историю, значит, у него был доступ к библиотеке, которая располагалась в монастыре. Или это мог быть высокородный человек, боярин или князь – существует множество таких теорий, вплоть до того, что авторство приписывали самому Игорю. «Слово о полку Игореве» устроено на лирический лад – это не просто историческое осмысление событий, которое содержится в летописи. Это художественное (образное) осмысление, а, значит, автора можно назвать поэтом (или песнотворцем) в широком смысле слова. Но его личность не проявлена, что свойственно древнерусской литературе, автор показывает не себя, а картину времени в целом.

Время создания произведения достоверно неизвестно. Обычно говорят о том, что «Слово…» было написано сразу после похода князя Игоря. То есть наиболее обтекаемой и всех устраивающей формулировкой будет «конец XII – начало XIII века».

Однако приведем теорию А. Н. Ужанкова, специалиста по древнерусской литературе, который указывает на рубеж веков (1200-1201 гг.) как время создания «Слова о полку Игореве». Получилось целое детективное расследование в рамках исторического анализа текста.

Вот как он рассуждает.

Естественно, что текст о неудачном походе князе Игоря мог быть создан только после самого похода, т. е. не ранее 1185 г.

Обратим внимание, что после побега Игоря из плена приведен разговор между преследующими его половецкими ханами Гзаком и Кончаком: «Молвит Гзак Кончаку: “Коли сокол к гнезду летит, соколенка расстреляем своими золочеными стрелами”. Сказал Кончак Гзе: “Коли сокол к гнезду летит, а мы соколенка опутаем красною девицею». Это значит, что автор уже знает, что сын Игоря, Владимир вернется из плена, женившись на дочери Кончака, ведь именно он сравнивается с соколенком, опутанным красною девицею. А это произошло только спустя два года – в 1187 г. (об этом говорится в Ипатьевской летописи).

Второй абзац открывается словами: «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря». Раз Игорь «нынешний», значит – он еще жив, когда создается произведение. Умер Игорь Святославович в 1201 г., значит, «Слово…» не могло быть написано позже.

Также обратим внимание на строку: «Игорю князю бог путь кажет из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему столу золотому». Игорь, по летописи, вначале возвращается в свои княжества – в Путивль, а потом в Новгород-Северский. Но, получается, автор знает, что Игорь будет когда-то на Черниговском престоле. А это произойдет только в 1198г.

И еще одно замечание. Автор обращается к Роману, князю Галицкому, который воевал, в т.ч., с половцами. А князь Роман воевал с половцами не ранее 1200 г.

Таким образом, границы возможного времени создания сужаются до 1200-1201 гг.

ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Когда было открыто  произведение?

Нам неизвестен оригинальный источник «Слова…». Мы знаем это произведение благодаря спискам.

В конце XVIII в. удачливый коллекционер памятников русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин получил в одном из монастырей сборник (в каком именно монастыре и при каких обстоятельствах – вопрос открытый), содержавший список произведения.

Этот сборник, к сожалению, сгорел в огне московского пожара 1812 г. Однако перед этим в 1795 г. была снята копия «Слова о полку Игореве» для Екатерины II («Екатерининская копия»). Также уже случилось первое издание произведения 1800 г., которое готовилось более 10 лет Мусиным-Пушкиным и другими специалистами.

Главное, что нужно понять из этой истории – мы имеем дело не с оригиналом, а со списками списков. Список Мусина-Пушкина, скорее, всего был создан в XVI в. , написан скорописью, без разделения слов. В нем встречались ошибки и описки. А первые издатели тоже, несомненно, внесли мелкие искажения в текст. Поэтому на протяжение веков в науке не смолкали споры вокруг произведения и осуществлялись попытки его «возвращения» к оригиналу.

ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Жанр 

Границы произведений, названных «словом», расплывчаты. Но, пожалуй, «слово» как жанр можно приравнять к «речи». Необязательно рассчитанной на произнесение вслух, перед аудиторией. Это некий рассказ-послание, главная задача которого – воздействие на читателя (слушателя).

А значит, ему свойственно красноречие, расцвет которого наблюдался в XI-XII вв. на Руси. Стилистическая изысканность. Нетрадиционные (лирические) отступления. Необязательность хронологии. Обсуждение глобальных проблем общественно-политического охвата. Смешение ораторского искусства и фольклорных элементов. Из фольклора представлены не только образы, но и отдельные жанры – плач, слав. И крайне важен гражданский пафос.

От воинской повести «Слово…» отличается сюжетным построением, ритмическим рисунком, наличием лирических вставок с раздумьями о судьбе земли русской и пагубности междоусобиц, ветвистой организацией – упомянуто много событий и персонажей, в т.ч. прошлого, крайней стилистической выразительностью.

Хотя произведения в этом жанре, еще раз подчеркнем, могли сильно отличаться друг от друга.

Примеры произведений в жанре «слово»: «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

ЕГЭ: Слово о полку Игореве. План, сюжет и краткое содержание 
1. Вступление

Автор обращается к читателям: «Не начать ли нам, братья, по-стародавнему скорбную повесть о походе Игоревом». А затем вспоминает о сказителе прошлых лет Бояне, который пел славу древнерусским князьям.

2. Князь Игорь и его брат буй-тур Всеволод собираются в поход на половцев

Кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Новегороде, стоят стяги в Путивле“.

3. Солнечное затмение

«Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла». Солнечное затмение – крайне важный для понимания идеи произведения фрагмент. Это дурное предзнаменование, сулящее неудачный исход дела, а то и гибель. Но Игорь, движимый тщеславием, не обращает на него внимания.

«Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный поднялся». Образ тьмы, спустившейся на землю, – это метафора помутнения в душе Игоря. Природа показывает князю, что путь продолжать не надо, но он не хочет видеть знаков.

4. Первое сражение

Первое сражение заканчивается победой русского войска: «Утром в пятницу потоптали они поганые полки половецкие». Воины берут богатую добычу: половецких красных девок, оружие, драгоценных тканей столько, что болото можно замостить. Дружина располагается на отдых.

5. Второе сражение

Битва на реке Каяле. На второй день подходят основные половецкие силы под предводительством половецких ханов Кончака и Гзака. Половцев огромное количество, они окружают русские полки: «половцы идут от Дона и от моря; со всех сторон они русские полки обступили».

«На третий день к полудню пали стяги Игоревы». «Уже, братья, невеселое время настало, уже степь силу русскую одолела».

Войско разбито. Князья попадают в плен.

6. Лирическое отступление о междоусобицах

Общий смысл лирического отступления: были сначала языческие, потом мирные времена Ярослава, а потом – Олега Святославича (по прозвищу «Гориславич»), времена междоусобиц. Олег – это дед Игоря и Всеволода. Ковал крамолу – т.е. ковал ложь. Ненужные войны противопоставляются миру. Тогда при Олеге вместо мирной жизни («редко пахари покрикивали») Русь, терзаемая междоусобицами, страдала от битв и смертей. То было в прежние времена, а теперешняя битва неслыханна.

Возникает фольклорный образ девы-обиды, олицетворение несправедливости, которая стоит на земле. Не могут русские князья половцам противостоять из-за усобиц.

«Война князей против поганых пришла к концу, ибо сказал брат брату: “Это мое, и то мое же”».

7. Сон и золотое слово Святослава

В это время великому князю Святославу Киевскому, который успешно воевал с половцами в предыдущие годы, снится сон: накрывают его черным покрывалом, сыплют жемчуг на грудь, выносят из дома, т.е. снится ему обряд собственных похорон. Бояре говорят, что такой сон – это напоминания, что «два сокола» (Игорь и Всеволод) попали в плен и кручина поселилась в сердце великого князя).

«Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное». Он упрекает Игоря и Всеволода, что они против его воли пошли в поход, без чести для себя. Упрекает он и брата Ярослава Черниговского в том, что не так сильна его власть, как прежде. Неоткуда ждать подмоги: «Одна беда: князья мне не в помощь – худая пора настала. Вот у Римова кричат под саблями половецкими, а Владимир – под ранами».

8. Обращение к русским князьям, сила которых ослабла

Обращение к Всеволоду Большое Гнездо, который не приходит на помощь воевать против половцев. К храброму Рюрику и его брату Давиду, которых призывают вступить в «золотое стремя за обиду русскую». К Ярославу Осмомыслу: «Стреляй же, господине, и в Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!». Обращение к Роману Волынскому, который одерживал победы над половцами, ятвягами и другими народами: «Дон тебя, князь, кличет, зовет князей на победу» и другим князьям.

9. Плач Ярославны

Жена князя Игоря плачет на стене Путивля. Она обращается к ветру, Днепру и солнцу, упрекая их, что не защитили Игоря, и просит их помощи.

Плач полон лирических фольклорных образов: ««О ветр, ветрило! … Зачем мчишь вражьи стрелы на своих легких крыльях на воинов моей лады?», «О Днепр Словутич!… Прилелей же, господине, мою ладу ко мне, чтобы не слала я к нему слез на море рано!», «Светлое и тресветлое солнце!… Зачем, господине, простерло ты горячие лучи свои на воинов лады?»

10. Побег Игоря из плена

«Игорю князю бог путь кажет из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему столу золотому». Помогает ему сбежать половец Овлур. «В полночь Овлур свистнул коня за рекою; Велит князю не дремать… Игорь князь поскакал горностаем к камышу, пал белым гоголем на воду. Кинулся на борзого коня».

11. Возвращение Игоря. Слава участникам похода

«Солнце светит на небе – Игорь князь в Русской земле».

В заключение автор поет славу участникам похода: «Воспев славу старым князьям, а потом молодых величать будем. Слава Игорю Святославичу, буй-туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да здравы будут князья и дружина, поборая за христиан против поганых полков. Князьям слава и дружине! Аминь».

Герои. Образы Бояна, Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны, половцев
Боян

Боян – «соловей старого времени», сказитель прошлых лет, песнотворец-поэт, который, очевидно, тоже жил в XI в. , был знаменит и слагал песни, славящие Ярослава Мудрого и других князей. Автор обращается к Бояну во вступлении и, с одной стороны, подчеркивает, что Боян для него является ориентиром, автор даже стилизует свою речь под его манеру, под его «старые слова», называет Бояна «вещим», т.е. «знающим, провидящим». Но, с другой стороны, автор одновременно противопоставляет ему свой взгляд на сегодняшнюю правду «по былинам нашего времени» – не просто придворное исполнение хвалы князю, а размышление о неудавшемся походе. Более того, произведение посвящено не одному князю, а целому историческому периоду.

Князь Игорь

Главный порок князя Игоря – гордыня. Он ведет дружину не защищать родные земли от набега половцев, а в завоевательный поход, искать себе славы, а воинам богатства.

Он своеволен. Не обращает внимания на солнечное затмение и другие знаки природы. Более того, в соответствии с летописями, солнечное затмение состоялось 1 мая 1185 г., а это околопасхальное время. С точки зрения православия Игорь поступает вероломно, гонясь за славой и наживой в самое светлое и мирное время. Он будто бы чувствует, что будет пленен, но продолжает идти на поводу у тщеславия.

«Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. “Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону”».

Можно сказать, что путь Игоря в произведении – это путь покаяния. На его примере автор обозначает, к чему приводит жизнь по закону: “Это мое и это мое тоже“. К гибели всего войска и пленению. И хотя прямо о том, что Игорь осознал свою ошибку прямо не говорится, когда он бежит из плена, “бог ему путь показывает”, и это, можно предполагать, означает его раскаяние.

Буй-тур Всеволод

Всеволод – курский князь, брат Игоря. Описан как русский богатырь. В его образе есть элементы фольклорной гиперболизации. Он сильный, храбрый, выдающийся воин. Его воины «с конца копья вскормлены», «под шлемами взлелеяны». Автор награждает его прозвищем «буй-тур», что означает «могучий бык».

Особенно отличается Всеволод во втором сражении: «Яр-тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Порублены саблями калеными шлемы аварские тобою, яр-тур Всеволод!»

Святослав Киевский

Назван «отцом» Игоря и Всеволода, потому что он являлся их старшим князем, феодальным главой. Он был их двоюродным братом, а не отцом в прямом смысле слова.

До похода Игоря Святослав организовывал походы русских князей на половцев. И самый удачный – за год до описываемых событий, в 1184г. Поражение Игоря «зло пробудила», т.е. нарушила выгодные условия мира, заключенного Святославом.

Святослав описан как сильный, мудрый воин и князь, грозный и великий: «прибил своими сильными полками и харалужными мечами, наступил на землю Половецкую». Он пленил половецкого хана Кобяка.

Автор «Слова» видит в строгом и безусловном выполнении феодальных обязательств по отношению к слабеющему золотому киевскому столу одно из противоядий против феодальных усобиц, одно из средств сохранения единства Руси. Поэтому образ Святослава идеализируется.

К Игорю и Всеволоду Святослав относится с отеческой нежностью, несмотря на то, что они ослушались его.

Ярославна

Ярославна — это жена Игоря, названная по отчеству, дочь князя Ярослава Владимировича Галицкого (Осмомысла).

Ярославна – один из самых поэтичных персонажей “Слова о полку Игореве”. В ее лице  автор воплотил идеал русской женщины XII века.

Половцы, Гзак, Кончак

Естественно, что к половцам автор относится как врагам, они награждены многочисленнными «неприятными» эпитетами и сравнениями: «поганые полки половецкие», «черный ворон, поганый половчанин», «дети бесовы».

Кончак и Гзак – два половецких хана, которые ведут основные силы половцев и разбивают Игоря во втором сражении: «Гзак бежит серым волком, Кончак ему след прокладывает к Дону великому». Причем Кончак – главный противник, не раз ходивший в походы на Русь.

ЕГЭ: Слово о полку Игореве. Переводы

В русской культуре сложилась особая традиция перевода произведения. В том числе переложениями занимались крупные русские поэты — В. А. Жуковский, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко.

Однако необходимо помнить, что любое (тем более стихотворное) переложение уводит от оригинала. Поэтому лучше, если невозможно прочитать «Слово…» на древнерусском языке, знакомиться с ним в дословном переводе, например, в прозаическом переводе Д. С. Лихачева.

Приведем несколько фрагментов поэтических переложений начала текста, чтобы  можно было составить краткое впечатление об их устройстве и отличиях.

Древнерусский текст

Не лЪпо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повЪстий о полку ИгоревЪ, Игоря Святъславлича! Начати же ся той песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню!
Боян бо вЪщий, аще кому хотяше пЪснь творити, то растЪкашется мыслию по древу, сЪрым вълком по земли, шизымъ орломъ под облакы, помняшеть бо рече първыхъ временъ усобицЪ. Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедЪй; которыи дотечаше, та преди пЪснь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зарЪза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святославличю. Боянъ же, братие, не 10 соколовь на стадо лебедЪй пущаше, нъ своя вЪщиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами княземъ славу рокотаху…

Перевод Н.Заболоцкого

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И. встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака,
И трубила славу Ярославу…

Перевод В. А.Жуковского

Не прилично ли будет нам, братия,
Начать древним складом
Печальную повесть о битвах Игоря,
Игоря Святославича!
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не вымыслам Бояновым.
Вещий Боян,
Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу,
Серым волком по земли,
Сизым орлом под облаками.
Вам памятно, как пели о бранях первых времен:
Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей;
Чей сокол долетал, тот первую песнь пел:
Старому ли Ярославу, храброму ли Мстиславу,
Сразившему Редедю перед полками касожскими,
Красному ли Роману Святославичу.
Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал,
Он вещие персты свои на живые струны вскладывал,
И сами они славу князьям рокотали…

Перевод Бальмонта

Нам начать не благо ль, братья, песню старыми словами,
Песнь, как полк в поход повел он, славный Игорь Святославич?
По былинам лет тех бывших, не по замыслу Баяна,
Эту песнь зачнем мы, братья. Он, Баян, певец тот вещий,
Коль кому восхочет песни, белкой он течет по древу,
По земле он серым волком и орлом под облак сизым.
Вспомнит быль времен тех первых, об усобицах сказанья,
Соколов пускает десять к лебединой стае белой…

Таковы историческая основа, автор и время создания, история открытия памятника, жанр, план, сюжет, краткое содержание, образы героев и переводы “Слово о полку Игореве” – сведения, которые необходимо запомнить, готовясь к ЕГЭ по литературе.

Все уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе

«Слово о полку Игореве». Часть 2

На этой странице вы узнаете: 
  • Кто такой Боян и почему он пишется через букву «о»?
  • Как отношение автора к герою связано с природой? 
  • Что означают загадочные, как будто иностранные, слова «буй» и «тур»?
  • Что общего у нас и князя Святослава?

В статье «Слово о полку Игореве. Часть 1» мы подробно обсудили многие загадки «Слова…». В ней мы начали квест по сбору пазлов, а теперь продолжим. Обязательно ознакомьтесь с первой частью, чтобы успешно пройти квест и получить все пазлы! Теперь самое время рассмотреть оставшиеся аспекты произведения. Увлекательного путешествия по Древней Руси!

Сюжет «Слова о полку Игореве»

О чём же «Слово о полку Игореве»?

О походе князя Игоря на половцев. В предыдущей части мы уже сказали о том, что это событие действительно произошло в 1185 году. А что же там происходит, если говорить конкретнее: 

  1. Князь Игорь со старшим братом Всеволодом собирается со своей дружиной выступить в поход на половцев. Он не обращает внимания на дурные предзнаменования природы (солнечное затмение, крик воронов)
  2. Русское войско одерживает победу в сражении, но половцы наносят неожиданный сокрушительный удар. Битва длится три дня и заканчивается поражением князей. Игорь с братом попадает в плен. Половцы вторгаются на Русь.
  3. Великому князю Святославу Киевскому снится страшный вещий сон. Почему вещий? Он предрекает беду, это выражается в символа смерти, которые фигурируют в эпизоде сна. О них мы поговорим немного позже, когда будем анализировать образ Святослава.
  4. Затем Святослав узнает о поражении Игоря и призывает всех князей объединиться, произнося «Золотое слово». 
  5. Жена Игоря, Ярославна, оплакивает своего мужа и его войско, обращается за помощью к силам природы — это описывается в Плаче Ярославны.
  6. Князь Игорь сбегает из плена с помощью природы, возвращается на Русь. 

Кроме основной сюжетной линии есть лирические отступления. О них узнаем совсем скоро.

Ура! В коллекции пазлов оказывается ещё один. 

Композиция «Слова о полку Игореве» 

Как же устроено произведение «Слово о полку Игореве»? 

Существуют разные взгляды на композицию «Слова…». Мы рассмотрим композицию по теории литературоведа И. Н. Сухих.

Композиция «Слова…» состоит из пяти блоков-фрагментов.

Остановимся на некоторых из блоков подробнее:

  1. Лирические отступления

Автор рассуждает на разные темы. Посмотрим на примеры лирических отступлений: 

  • во вступлении автор противопоставляет свою манеру повествования манере Бояна — древнерусского певца:

Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

  • лирическое отступление о битвах прошлых князей:

Князь Олег пришёл на Русь, как ворог,
Внук Даждь-бога бедствовал в походе,
Век людской в крамолах стал недолог.
И не стало жизни нам богатой,

  1. «Золотое слово» Святослава — идейный центр произведения. Именно в этом фрагменте выражается главная идея произведения — необходимость русских князей объединиться.  

Святослав призывает русских князей прекратить междоусобицы и вступиться за Игоря:

За Русскую землю,
За Игоревы раны —
Удалого сына Святославича!

  1. Плач Ярославны — лирический центр произведения. Здесь показаны самые сильные переживания героини. В этом фрагменте выражаются чувства Ярославны и всех русских женщин, мужья которых ушли воевать. 

Героиня плачет по мужу: 

Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!

Ярославна переживает и за все русское войско

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?

Что же значит такое сочувствие героини? А об этом мы поговорим, когда проанализируем ее образ подробнее. Берем найденный пазл и продолжаем наш квест.  

Система образов в «Слове о полку Игореве»

Представь, как было бы интересно пообщаться с жителями других эпох! 

Благодаря этому интересу создаются фильмы и сериалы про давние времена. Например, популярный сериал «Бриджертоны» повествует о высшем обществе Лондона в XIX веке. А мы наслаждаемся костюмами героев, поражаемся их способу мышления и находим сходства с современным миром.  

Так и литература дает нам возможность узнать больше о давно ушедших эпохах.

Через произведения мы знакомимся с героями и находим ответы на многие наши вопросы. Давайте вместе посмотрим на каждого из героев «Слова…».

Боян
Кто такой Боян и почему его имя пишется через букву «о»?
Боян — древнерусский певец и сочинитель песен.
Обрати внимание, что его имя пишется через «о».

Боян в «Слове о полку Игореве» преподносится как реальная историческая личность. Чтобы охарактеризовать героя, посмотрим на отрывок: 

Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, —
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Боян повествовал об исторических событиях  и воспевал князей: его гусли «князям славу рокотали». Певец наделяется качествами провидца, его руки названы вещими — конечно, это просто эпитет, но он подчеркивает способность Бояна видеть будущее. Автор «Слова…» отдает честь древнерусскому певцу, но говорит, что его метод отличается. Посмотрим на этот отрывок: 

 Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

Мы видим, для манеры Бояна характерно развернутое высказывание мысли. Автор даже считает это растеканием мысли по древу —  излишней многословностью.

Манера автора «Слова…» раскрывается в цитате: 

Мы же по-иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира княженья
Доведём до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой

Продолжаем знакомство. На очереди главный герой — безрассудный и отважный Князь Игорь.

Князь Игорь

Думаете, про князя Игоря все забыли и сегодня вспоминают о нем только на школьных уроках литературы? А вот и нет! Большинство из нас слышало об опере “Князь Игорь”. Да-да, это именно тот князь, о котором мы сейчас поговорим. А в основу сюжета оперы легло “Слово о полку Игореве”.

В разговоре о Князе Игоре  нам понадобится авторская оценка — часть понятия позиции автора. 

Авторская оценка выражает отношение автора к образам и событиям произведения и соотносит их с идеалом и с определенными ценностями и нормами.

Как же автор относится к князю Игорю? 

Авторская оценка меняется на протяжении произведения:

Как близость героя с природой показывает отношение автора к нему? 

Дело в том, что в литературе природа — это не просто пейзаж, а полноценное действующее лицо.Природа идеальна и гармонична, поэтому близость к ней — маркер схожих качеств в герое. Именно поэтому помощь от природных сил и близость князя Игоря с ними показывают авторскую оценку. 

Давайте обратим внимание, что автор относится к князю хорошо всегда, даже в начале произведения. Он говорит об отваге Игоря, уважает его как князя. Однако осуждает именно его поступки. Отсюда противоречивость в образе князя Игоря.

Противоречивость образа князя Игоря отражается в цитате:

Игорь-князь и Всеволод отважный —
Святослава храбрые сыны
Вот ведь кто с дружиною бесстрашной
Разбудил поганых для войны!

С одной стороны, герой храбрый воин. С другой — его отвага используется в эгоистичных целях, что приносит беду на Русь.

А теперь приближаемся к разговору о загадочных «буй» и «тур».

Буй-тур Всеволод

А теперь познакомимся с героем, чье имя на первый взгляд нас пугает! 

Буй-тур Всеволод — это брат князя Игоря. Князь Игорь и Всеволод вместе отправляются в поход на половцев, вместе попадают в плен.

Что означают загадочные, как будто иностранные, слова «буй» и «тур»?
Прозвище князя Всеволода — буй тур. Да-да, у князей тоже были свои прозвища, как и у героев современных сериалов. Например, вспомним «Ривердейл», где одного из персонажей зовут Джакхед, что означает «болван» при переводе с английского. Давайте разберемся с прозвищем Всеволода. 
Тур — это дикий бык.
Буй — высокое место, холм, бугор; высокий, сильный.
Такое прозвище показывает физическую силу и мощь Всеволода. В произведении героя называют «Всеволод отважный». Мы понимаем, что автор отмечает смелость героя.
В произведении есть еще один вариант прозвища — «яр-тур».
Яр — значит ярый, неукротимый.

Всеволод участвует в сражении, проявляя стойкость и бесстрашие: 

Славный яр-тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы, острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.

В этом фрагменте мы видим, что после Всеволода на земле остаются разбитые «шишаки» (шлемы воинов) — это значит, что герой убивает половцев.

С мужчинами разобрались, а теперь на очереди — любящая и чуткая Ярославна.

Ярославна

Ярославна — жена князя Игоря. 

В образе героини подчеркивается ее любовь к князю Игорю, сопереживание ему и всему русскому войску.  

Это проявляется в Плаче Ярославны. Этот эпизод мы упоминали в разговоре о композиции. Мы разобрались, что героиня просит у сил природы помочь не только Игорю, но и всему русскому войску. Что этот говорит о характере героини? 

Это сближает ее с другими идеальный женскими образами.

Посмотрим на черты этого образа в характере героини:

На очереди отец земли русской — Святослав! Огромная просьба проявить надлежащее уважение.

Святослав

Поприветствуем Святослава!

Святослав — Киевский князь. Что это значит? 

Киевское княжество на Руси было самым сильным и считалось центром русского государства. Поэтому Святослав — главный князь на Руси. Поэтому именно Святослав призывает русских князей к объединению в «Золотом слове».

Святослава называют отцом князя Игоря и Всеволода. Но не стоит понимать это буквально. Святослав — не отец князей. Он — отец русской земли, потому что возглавляет Киевское княжество. Из-за этого Святослава и называют отцом Игоря и Всеволода. На самом деле, он приходится им двоюродным братом.

Давайте разберемся с характером князя Святослава. В произведении его называют «великим», потому что он самый мудрый из князей. Герой очень переживает за судьбу государства и осуждает поступок Игоря: 

На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?

Что общего у нас и князя Святослава?
Как часто мы, проснувшись утром, берем телефон и начинаем искать значение своего сна в соннике в Интернете.
Хотя в Древней Руси Интернета не было, сны тоже трактовались и могли предвещать разные события. Сон Святослава — вещий и предрекает беду. Об этом говорят символы, которые есть в сне героя.
Посмотрим на фрагмент:

На кровати тисовой меня
Покрывали чёрной пеленою.
Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье,
Сыпали жемчуг на полотно
Из колчанов вражьего изделья.
Златоверхий терем мой стоял
Без конька и, предвещая горе,
Серый ворон в Плесенске кричал
И летел, шумя, на сине-море.

Символы в вещем сне Святослава:
черная пелена — символ смерти
синее вино — яд, символ смерти
жемчуг из вражеских колчанов — символ слез и вторжения врагов
серый ворон — символ беды, смерти

Поздравляю! Мы разобрались с героями «Слова…», а значит получили еще один пазл.

Нам осталось совсем немного.

Коллективные образы в «Слове о полку Игореве»

Давайте сопоставим образы русских воинов и половцев в «Слове…»:

Русское войскоПоловцы
— «бесстрашная дружина»
— «сильные полки»
И повсюду, где лежит ваш путь,
Вся земля от тяжести трепещет
— «половецкой проклятой земли»
И, как барсы лютые, на нас
Кинулись поганые с войною.

Мы видим, что русское войско восхваляется: оно могущественно и сильно, успешно одолевает врагов. Половцы называются погаными — они приносят беду и изводят русское государство.

Дальше посмотрим на ханов половецких земель. Например, на хана Кобяка: 

А того поганого Кобяка
Из железных вражеских рядов
Вихрем вырвал и упал — собака —
В Киеве, у княжьих теремов.

Автор говорит о поражении хана, сравнивает его с собакой — это сопоставление имеет уничижительный и оскорбительный характер.

Хорошо, с русскими воинами, половцами и ханами стало понятнее. А теперь вернемся к природе. 

Мы уже упомянули, что природа — полноценное действующее лицо в произведении. Но о чем мы пока не поговорили — о контрасте русской и половецкой природы. Русь называют живой — и действительно, природа ликует по возвращении Игоря, имеет свойства живого существа. На контрасте,  половецкая степь — мертвая.

Фольклорные черты в «Слове о полку Игореве»

На протяжении анализа произведения мы упоминали о связи героев произведения и природы. Почему же природа играет такую большую роль?

Дело в том, что такое значение природы связано с фольклорной традицией. О том, какие еще черты народного творчества есть в «Слове…», мы и поговорим.

Черты фольклора в «Слове…»:

  1. Былинная традиция: например, Всеволод напоминает Илью Муромца из русских былин — сильного и могущественного воина;
  2. Сравнение героев с животными: Ярославна — кукушка, Всеволод — бык, Святослав — «старый сокол»;
  3. Сказочные мотивы в эпизоде побега князя Игоря из плена: герой превращается в «горностая-белку»;
  4. Постоянные фольклорные эпитеты: «светлое солнце«, «стрелы каленые», «море синее»;
  5. Активная роль природы, она отражает переживания всего народа; после поражения князя Игоря природа реагирует на случившуюся трагедию : «Степь поникла, жалости полна,/ И деревья ветви приклонили».

После возвращения Игоря в Киев природа отражает счастье всей Руси: «И, рассвет весёлый возвещая,/ Соловьи ликуют вдалеке».

Поздравляю, последний пазл найден!

Теперь мы не только знаем все про сюжет, композицию и героев произведения, но и умеем выделять фольклорные мотивы. На этом наш разбор «Слова о полку Игореве» подходит к концу. Давайте посмотрим на результат наших трудов — собранный пазл! 

Термины 

Сюжет — ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных в авторской последовательности.

Композиция — структура произведения, взаимное расположение частей художественного текста.

Фольклор — устное народное творчество.

Фольклорные мотивы — отражение мотивов устного народного творчества в произведении.

Фактчек
  • Композиционно «Слово…» можно разделить на пять блоков: вступление – поход и поражение Игоря – Золотое слово Святослава с историческими отступлениями – плач Ярославны – побег и возвращение Игоря.  
  • Лирическим центром в «Слове о полку Игореве» является Плач Ярославны, а идейным центром — «Золотое слово» Святослава.
  • Образ князя Игоря противоречив: в нем сочетаются храбрость и безрассудство.
  • Ярославна — идеальный женский образ.
  • Святослав не является отцом Игоря и Всеволода.

Проверь себя

Задание 1.
Выбери черты Ярославны, которые позволяют ее отнести к идеальному женскому образу:

  1. Близость к народу
  2. Близость к природе
  3. Верность и любовь к мужу
  4. Способность плакать
  5. Сравнение с кукушкой

Задание 2.
Каким центром можно назвать Плач Ярославны?

  1. Чувственным
  2. Лирическим
  3. Идейным
  4. Тематическим
  5. Сюжетным

Задание 3.
Выбери верные утверждения о Святославе:

  1. Отец Игоря 
  2. Ему снится вещий сон, который предзнаменует победу войск Игоря
  3. Произносит “Драгоценное слово”
  4. Муж Ярославны

Задание 4.
Выбери верные утверждения о князе Игоре:

  1. Игнорирует природное предзнаменование — сильный дождь с грозой
  2. Умирает в битве с половцами
  3. Сбегает из плена
  4. Брат Всеволода
  5. Тщеславен

Ответы: 1. —  1235; 2. — 2; 3. — 1; 4. — 345.

Четыре фундаментальные силы природы

Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Четыре фундаментальные силы природы лежат в основе любого взаимодействия во Вселенной, включая туманность Угольный Мешок, Колдуэлл 99. (Изображение предоставлено НАСА, ЕКА и Р. Сахаи)

Четыре фундаментальные силы действуют на нас каждый день, осознаем мы это или нет. От игры в баскетбол до запуска ракеты в космос и прикрепления магнита к холодильнику — все силы, с которыми мы все сталкиваемся каждый день, можно свести к критической четверке: гравитация, слабое взаимодействие, электромагнетизм и сильное взаимодействие. . Эти силы управляют всем, что происходит во Вселенной.

Гравитация

Гравитация — это притяжение между двумя объектами, обладающими массой или энергией, будь то падение камня с моста, планета, вращающаяся вокруг звезды, или луна, вызывающая океанские приливы. Гравитация, вероятно, является наиболее интуитивно понятной и знакомой из фундаментальных сил, но также и одной из самых сложных для объяснения.

Исаак Ньютон был первым, кто предложил идею гравитации, предположительно вдохновленную падением яблока с дерева. Он описал гравитацию как буквальное притяжение между двумя объектами. Столетия спустя Альберт Эйнштейн в своих общей теории относительности , что гравитация не является ни притяжением, ни силой. Наоборот, это следствие того, что объекты искривляют пространство-время. Большой объект воздействует на пространство-время примерно так же, как большой мяч, помещенный в середину листа, воздействует на этот материал, деформируя его и заставляя другие, более мелкие объекты на листе падать к середине.

Хотя гравитация удерживает вместе планеты, звезды, солнечные системы и даже галактик , она оказывается самой слабой из фундаментальных сил, особенно на молекулярном и атомном уровнях. Подумайте об этом так: насколько сложно поднять мяч над землей? Или поднять ногу? Или прыгать? Все эти действия противодействуют гравитации всей Земли. А на молекулярном и атомном уровнях гравитация почти не влияет на другие фундаментальные силы.

Связанный: В каждом атоме во Вселенной скрывается гигантская тайна

Слабое взаимодействие

Слабое взаимодействие, также называемое слабым ядерным взаимодействием, отвечает за распад частиц. Это буквальное превращение одного типа субатомных частиц в другой. Так, например, эвтрино n (открывается в новой вкладке), которое приближается к нейтрону, может превратить нейтрон в протон, а нейтрино — в электрон. 9-18 метров, или 0,1% диаметра протона, друг от друга, они могут обмениваться этими бозонами. В результате субатомные частицы распадаются на новые частицы, согласно веб-сайту HyperPhysics Университета штата Джорджия (открывается в новой вкладке).

Слабое взаимодействие имеет решающее значение для реакций ядерного синтеза, которые питают солнце и производят энергию, необходимую для большинства форм жизни на Земле. Именно поэтому археологи могут использовать углерод-14 для датирования древних костей, дерева и других ранее живших артефактов. У углерода-14 шесть протонов и восемь нейтронов; один из этих нейтронов распадается на протон, образуя азот-14, который имеет семь протонов и семь нейтронов. Этот распад происходит с предсказуемой скоростью, что позволяет ученым определить, сколько лет таким артефактам.

Слабое взаимодействие имеет решающее значение для реакций ядерного синтеза, которые питают солнце и производят энергию, необходимую для большинства форм жизни на Земле. Пик этой значительной солнечной вспышки пришелся на 10:29 утра по восточному поясному времени 3 июля 2021 года (Изображение предоставлено НАСА). . Разноименные заряды притягиваются друг к другу, а разноименные отталкиваются. Чем больше заряд, тем больше сила. И так же, как и гравитация, эту силу можно ощущать на бесконечном расстоянии (хотя на таком расстоянии сила будет очень и очень малой).

Как следует из названия, электромагнитная сила состоит из двух частей: электрической силы и магнитной силы (открывается в новой вкладке). Сначала физики описывали эти силы как отдельные друг от друга, но позже исследователи поняли, что они являются составляющими одной и той же силы.

Электрическая составляющая действует между заряженными частицами независимо от того, движутся они или неподвижны, создавая поле, посредством которого заряды могут влиять друг на друга. Но однажды приведенные в движение, эти заряженные частицы начинают проявлять вторую составляющую — магнитную силу. Частицы создают магнитное поле вокруг себя, когда они движутся. Поэтому, когда электроны проносятся по проводу, чтобы зарядить ваш компьютер или телефон, или, например, включить телевизор, провод становится магнитным.

Связанный: Наше Солнце уходит в спящий режим?

Электромагнитные силы передаются между заряженными частицами посредством обмена безмассовыми, переносящими силу бозонами, называемыми фотонами, которые также являются частицами света. Однако переносящие силу фотоны, которые переключаются между заряженными частицами, представляют собой другое проявление фотонов. Они виртуальны и не поддаются обнаружению, хотя технически являются теми же частицами, что и реальная и поддающаяся обнаружению версия.0009 Университет Теннесси, Ноксвилл (открывается в новой вкладке).

Электромагнитная сила отвечает за некоторые из наиболее часто встречающихся явлений: трение, упругость, нормальную силу и силу, удерживающую твердые тела вместе в заданной форме. Он даже отвечает за сопротивление, которое испытывают птицы, самолеты и даже Супермен во время полета. Эти действия могут происходить из-за взаимодействия заряженных (или нейтрализованных) частиц друг с другом. Нормальная сила, которая удерживает книгу на столе (вместо гравитации, притягивающей книгу к земле), например, является следствием того, что электроны в атомах стола отталкивают электроны в атомах книги.

Сила, удерживающая книгу на столе (вместо гравитации, притягивающей книгу к земле), является следствием электромагнитной силы: электроны в атомах стола отталкивают электроны в атомах книги. (Изображение предоставлено NASA/Shutterstock)

Сильное ядерное взаимодействие

Сильное ядерное взаимодействие, также называемое сильным ядерным взаимодействием, является сильнейшим из четырех фундаментальных сил природы. Это 6 тысяч триллионов триллионов триллионов (это 39нули через 6!) раз сильнее силы тяжести, согласно веб-сайту HyperPhysics . И это потому, что он связывает фундаментальные частицы материи вместе, чтобы сформировать более крупные частицы. Оно удерживает вместе кварки, из которых состоят протоны и нейтроны, и часть сильного взаимодействия также удерживает вместе протоны и нейтроны ядра атома. -15 метров друг от друга, или примерно в диаметре протона.

Сильное взаимодействие странное, потому что, в отличие от любых других фундаментальных взаимодействий, оно становится слабее по мере того, как субатомные частицы сближаются. На самом деле он достигает максимальной силы, когда частицы максимально удалены друг от друга, согласно Fermilab . Оказавшись в пределах досягаемости, безмассовые заряженные бозоны, называемые глюонами, передают сильное взаимодействие между кварками и удерживают их «склеенными» вместе. Крошечная часть сильного взаимодействия, называемого остаточным сильным взаимодействием, действует между протонами и нейтронами. Протоны в ядре отталкиваются друг от друга из-за одинакового заряда, но остаточное сильное взаимодействие может преодолеть это отталкивание, так что частицы остаются связанными в ядро ​​атома (откроется в новой вкладке).

Связанный: НАСА и Министерство энергетики финансируют три концепции ядерных тепловых космических двигателей

Объединяющая природа

Нерешенный вопрос о четырех фундаментальных силах заключается в том, являются ли они на самом деле проявлениями одной великой силы вселенной.

Если это так, то каждый из них должен иметь возможность сливаться с другими, и уже есть доказательства того, что они могут.

Физики Шелдон Глэшоу и Стивен Вайнберг из Гарвардского университета вместе с Абдусом Саламом из Имперского колледжа Лондона выиграли 9-й0009 Нобелевская премия по физике в 1979 году за объединение электромагнитного взаимодействия со слабым взаимодействием для формирования концепции электрослабого взаимодействия . Физики, работающие над созданием так называемой теории великого объединения, стремятся объединить электрослабое взаимодействие с сильным взаимодействием, чтобы определить электронно-ядерное взаимодействие, которое предсказали модели, но исследователи еще не наблюдали. Последняя часть головоломки потребует объединения гравитации с электронно-ядерным взаимодействием для развития так называемого

теория всего (откроется в новой вкладке), теоретическая основа, которая могла бы объяснить всю вселенную.

Физики, однако, столкнулись с трудностями при объединении микроскопического мира с макроскопическим. В больших и особенно в астрономических масштабах доминирует гравитация, которая лучше всего описывается общей теорией относительности Эйнштейна. Но на молекулярном, атомном или субатомном уровне квантовая механика лучше всего описывает мир природы. И до сих пор никто не придумал хорошего способа объединить эти два мира.

Многие физики стремятся объединить фундаментальные взаимодействия в единую единую теорию — теоретическую основу, которая могла бы объяснить всю вселенную. (Изображение предоставлено Shutterstock)

Физики, изучающие квантовую гравитацию, стремятся описать силу в терминах квантового мира, что может помочь в слиянии. Фундаментальным для этого подхода было бы открытие гравитонов, теоретически переносящего бозон гравитационного взаимодействия. Гравитация — единственная фундаментальная сила, которую физики в настоящее время могут описать без использования переносящих силу частиц. Но поскольку для описания всех других фундаментальных взаимодействий требуются частицы, переносящие взаимодействие, ученые ожидают, что гравитоны должны существовать на субатомном уровне — исследователи просто еще не нашли эти частицы.

Еще больше усложняет историю невидимое царство темной материи и темной энергии , которые составляют примерно 95% Вселенной. Неясно, состоят ли темная материя и энергия из одной частицы или из целого набора частиц, обладающих собственными силами и бозонами-посланниками.

Основная частица-посланник, представляющая интерес в настоящее время, — теоретический темный фотон, который должен обеспечивать взаимодействие между видимой и невидимой вселенной. Если темные фотоны существуют, они станут ключом к обнаружению невидимого мира темной материи и могут привести к открытию пятая фундаментальная сила (откроется в новой вкладке). Однако до сих пор нет доказательств того, что темных фотонов существуют, и некоторые исследования предложили убедительные доказательства того, что эти частицы не существуют .

Дополнительные ресурсы:

  • Посмотрите видео о фундаментальных силах природы
    (открывается в новой вкладке) от Академии Хана.
  • Подробнее о , объединяющем фундаментальные силы (откроется в новой вкладке), из CERN.
  • Узнайте больше о том, как работают фундаментальные силы, в Стандартной модели (откроется в новой вкладке) от CERN.

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Джереми Рем — биолог, который в качестве научного журналиста сменил микроскопы и трупы на ручку и бумагу. Он имеет ученые степени Университета Брауна и Калифорнийского университета в Санта-Круз, а также писал статьи для журналов Nature, Scientific American, Knowable Magazine и National Geographic. Подпишитесь на него в Твиттере @jrehm_sci

Определение природы и значение — Merriam-Webster

природа ˈnā-chər 

1

: внешний мир в целом

2

: природный пейзаж

наслаждались красотами природы

3

а

: характер, темперамент

в его природе было заботиться о других — Ф. А. Суиннертон

ее романтическая натура

б

: врожденный характер или основная конституция (см. конституцию, смысл 2) человека или предмета : сущность

суть спора

4

а

: изначальное или естественное состояние человечества

б

: упрощенный образ жизни, напоминающий это состояние

бегство от цивилизации и возвращение к природе

документы конфиденциального характера

действия церемониального характера

6

: физическая конституция или побуждения организма

особенно : орган или функция выделения

— используется в таких фразах, как зов природы

7

:

генетически контролируемые качества организма

природа … модифицированная воспитанием — E. Г. Конклин

8

а

: творческая и контролирующая сила во вселенной

б

: внутренняя сила (такая как инстинкт, аппетит, желание) или сумма таких сил в индивидууме

9

: спонтанное отношение (как щедрость)

Синонимы

  • символ
  • глина
  • цветов
  • цвет лица
  • конституция
  • гений
  • личность
  • сам
  • тон

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Он посвятил себя изучению природа .

Это цвет, которого нет в природе . Голод — это способ, которым природа говорит вам есть. Гравитация является одним из основных законов природы . Она очень конкурентоспособна по природе .

Недавние примеры в Интернете Космическое Яйцо, Голограммы и Абсолютные Вещи начинают становиться действительно рискованными, когда в отчете объясняется природа вселенной, в которую мозг посылает эти сигналы. — Сьюзен Лахи, Popular Mechanics , 12 апр. 2023 г. Морено сказал, что сообщения неточны и неверно истолковывают природу структуры городского планирования. — Изабелла Фертель, USA TODAY , 10 апреля 2023 г. Также неотразимы вопросы, которые роман поднимает об инновациях и этике, а также о самой природе человека. —Эрин Дуглас, The Christian Science Monitor 901:40 , 10 апр. 2023 г. Интуитивный характер нагрева и использования горелок делает этот гриль более стабильным по температуре. — Камрин Рабидо, Peoplemag , 10 апреля 2023 г. Какова была природа взаимодействия Флетчера с Фигероа? — Дэн Итон, Сан-Диего Юнион-Трибьюн , 10 апреля 2023 г. В письмах, рассмотренных Bloomberg, которые были отправлены компаниям, включая Circle Internet Financial, BILL Holdings Inc., BlockFi Inc. и Eiger BioPharmaceuticals Inc., Уоррен и Окасио-Кортез задали вопросы о характер их связи с СВБ. — BostonGlobe.com , 10 апреля 2023 г. Повсеместный характер загрязнения морского мира пластиком привлек к себе всеобщее внимание в последнее время в связи с обнаружением микропластика (частиц пластика размером менее 5 мм) в различных морских организмах, включая рыбу, мидии и ракообразных. — Шармила Вайдьянатан, 9 лет.0139 Кварц , 10 апреля 2023 г. Думаю, это природа игры. — Дуэйн Рэнкин, , Республика Аризона, , 9 апреля 2023 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «природа». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Среднеанглийский, из среднефранцузского, из латинского natura , из natus , причастие прошедшего времени от nasci родиться — больше в нации

Первое известное употребление

14 век, в значении, определенном в смысле 3b

Путешественник во времени

Первое известное использование природы было в 14 веке

Посмотреть другие слова того же века

Словарные статьи Около

природа

natura non facit saltum

природа

натуральный

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Природа.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/nature. По состоянию на 13 апреля 2023 г.

Copy Citation

Kids Definition

природа

сущ.

природа ˈnā-chər 

1

: основное качество, характер или способ существования или образования вещи или человека

Nature из стали

2

: Вход 1 А, SORT

и вещи этого Nature

3

: Disposition SNECTS 3A 3A 3A 3A 3A 3A 3A 3A 3A 3A 3A 3A 3A 3A 3A 3A 3A 3A 3A. счастливый природа

4

: сила или совокупность сил, которые, как считается, управляют вселенной

ваша щедрая природа хорошо известна

6

: изначальное или естественное состояние человечества : первобытная жизнь

вернуться к природе

7

: физической вселенной

изучение природы

8

: работы живого организма

оставить лекарство природе

особенно : выделительная функция

— используется в таких фразах, как зов природы

9

: природный пейзаж

красота природы

этимология

Среднеанглийское nature «нормальное или существенное качество чего-то, природа», от раннего французского природа (то же значение), от латинского natura (то же значение), от natus, причастие прошедшего времени от nasci «родиться» — относится к врожденному, родному

Еще от Merriam-Webster о

природе

Английский: Перевод nature для говорящих на испанском языке

Britannica English: Перевод nature для говорящих на арабском языке

Britannica.