Серебряный или серебрянный — как правильно? | Образование | Общество

Есения Павлоцки

Примерное время чтения: 5 минут

148139

Сюжет Говорим и пишем по-русски грамотно

Shutterstock.com

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Существует правило, закономерность, согласно которой прилагательное, образованное от существительного при помощи суффиксов -ин, -ян, -ан, пишется с одной буквой н. Эти суффиксы обладают абстрагированными значениями — ‘сделанный из того или иного материала’ или ‘относящийся к чему-либо, предназначенный для чего-либо’. Слово серебряный, которое образовано при помощи суффикса

–ян, пишется с одной буквой н. Соответственно, серебряный — сделанный из серебра.

Путаницу, бросающую тень на слово серебряный, создают слова-исключения — стеклянный, оловянный, деревянный. Вот о них и стоит сказать отдельно.

Языковые исключения — это не намеренно усложненные или «непричесанные» случаи, которым не нашлось места в классификации просто потому, что создатели классификации плохо старались. А это заблуждение, к слову, чрезвычайно распространенное. Отсюда и предложения упростить систему, выбросить «ненужное» и зажить уже наконец счастливо со словами деревяный, стекляный и оловяный.

Исключениями в школе называют важные для запоминания случаи, необходимые грамотному носителю языка, но с позиций современного русского языка очень трудные для объяснения.

Почему они так трудны? Если вы слышите слово «исключение», знайте, что этот тревожный «сквознячок» летит к нам из исторической грамматики. И представьте себе, насколько сложно (и бесполезно) при существующей программе рассказывать школьнику, почему определенные слова не вписываются в систему, но все равно к ней относятся.

Но мы попробуем всё же понять, почему стеклянный, оловянный

и деревянный находятся в особом статусе.

Дело в том, что в древних славянских языках существовали сверхкраткие гласные фонемы, которые обозначались буквами ъ («еръ») и ь («ерь»). Они происходили от праиндоевропейских кратких ŭ и ĭ. Их также называют «иррациональными гласными» и «полугласными». И ещё в период славянской общности началось ослабление звучания подобных гласных — явление, называемое падением редуцированных.

Процесс падения редуцированных [ъ] и [ь] произошел в древнерусском языке примерно во второй половине XII в. и стал следующей глобальной ступенью развития нашего языка. Суть этого процесса заключалась в исчезновении [ъ] и [ь] в слабой позиции и переходе их в [о] и [э].

Что представляла собой языковая система со сверхкраткими гласными и к чему привело их исчезновение? До падения редуцированных гласные произносились одинаково и в ударной, и в безударной позиции; ударение очень сильно отличалось от того, которое мы знаем сегодня: оно было музыкальным. Это значит, что ударный гласный произносился с повышением тона голоса и с большей силой, а долгота звука оставалась прежней.

Однако в XII в. в результате развития отношений с Византией, с европейскими государствами, а также развития экономики произошло изменение темпа жизни и, соответственно, темпа речи. (Схожие процессы, результат которых уже виден особенно хорошо в интернет-общении, мы наблюдаем и сегодня.) В ускоренном потоке речи гласные стали произноситься короче: гласные полного образования сокращались до редуцированных, а редуцированные в слабых позициях совсем исчезали: съна – сна, кънига – книга. А еще в определенных позициях [ъ] и [ь] переходили в гласные полного образования: например, сънъ – сон, дьнь – день.

Просто для того, чтобы понимать, каким язык был с редуцированными гласными, посмотрите на примеры их отголосков в современном русском языке: произнесите слово министр

или психиатр. Вы точно видели или слышали, как люди пишут и говорят, например, психиатор или психиатыр. Вот эта как будто бы нужная, но отсутствующая гласная между т и р — сверхкраткая. Теперь произнесите слово красота в потоке речи, быстро — получите [краста], причем между с и т вы услышите нечто похожее на неопределенный гласный звук вроде [ы], [а] и [э] одновременно — это и будет [ъ].

Так вот раньше в словах стеклянный, оловянный и деревянный был не один суффикс, а два. Помимо суффикса

–ян был и суффикс –ьн — с редуцированным [ь]. Как он там появился — это другая история, но не будем углубляться еще больше, чтобы не запутаться.

Так вот когда редуцированные пали по названным выше причинам, в словах стеклянный, оловянный и деревянный остались суффикс –ян и суффикс –н уже без утраченного [ь]. Таким образом, этим словам достался «исключительный» суффикс –янн.

Но мы помним, что к слову серебряный этот случай не имеет отношения, потому что здесь есть только суффикс

–ян — с одной н.

сереброграмматикарусский язык

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Латте́ или ла́тте — как правильно?
  • Наверное или наверно — как правильно?
  • Разыскной или розыскной — как правильно?
  • Контроль над или за — как правильно?
  • Ба́ловать или балова́ть — как правильно?

Новости СМИ2

Серебряный или серебрянный — как правильно пишется слово?

Одним из самых сложных слов для людей, пишущих на русском языке, является слово «серебряный». Чаще всего руки тянутся написать его с двумя буквами Н на интуитивном уровне. При этом многие не знают, как по правилам писать: серебрянный или серебряный.

Если писать на компьютере, то любой редактор подчеркнет слово с двумя Н как неправильное. И после этого человек исправит, но в голове не запомнит, почему «серебряный» нужно писать так. Чтобы не допустить ошибки, когда компьютера нет под рукой, важно выучить правила написания прилагательных с суффиксами «-ан-» и «-ян-».

 

Читайте в статье

  • Как пишется правильно: серебрянный или серебряный?
  • Примеры предложений
  • Заключение

Как пишется правильно: серебрянный или серебряный?

Чтобы понять, как правильно пишется слово «серебряный», важно разобрать его по морфемам.

серебряный

  1. Определяем корень слова, подбирая однокоренные слова. В словаре прилагательное описывается как «то, что сделано из серебра (металла) полностью или частично». Однокоренными словами будут серебро, серебрить. Корень слова «серебр-».
  2. Определяем окончание слова. Им является «-ый».
  3. Оставшаяся часть слова является суффиксом. В данном случае он будет «-ян-».

Далее стоит вспомнить правило русского языка о написании одной или двух букв в «-ан-» и «-ян-» прилагательных:

 

«В суффиксах прилагательных «-ин-», «-ан-», «-ян-» пишется только одна буква Н»

 

Примеров, отвечающих данному правилу, множество: кожаный, травяной, куриный, песчаный.

Слово «серебряный» не является исключением из данного правила, так как образовано при помощи существительного «серебро» и суффикса «-ян-». Но почему-то не все могут правильно написать слово с первого раза.

Путаница, бросающая тень на прилагательное, обусловлена ошибочным причислением его к словам-исключениям. Таковыми являются:

  • стеклянный;
  • оловянный;
  • деревянный.

В каждом из них пишется удвоенная согласная НН.

Проблемные моменты могут появиться со словами «серебреный» и «посеребренный». Таковыми являются предметы, покрытые на поверхности серебром: серебреная цепь, посеребренное колье.

В таких словах разница обусловлена наличием или отсутствием приставки. Если она есть, в суффиксе пишется две буквы НН. При отсутствии Н только одна.

 

Примеры предложений

Если запомнить правило отражения на письме слова, дальнейших проблем с употреблением прилагательного не возникнет. Ведь оно не входит в список исключений и подчиняется общей норме русского языка.

Чтобы закрепить знания о правильном написании прилагательного «серебряный», можно рассмотреть несколько примеров его употребления.

  1. Анна в наследство от бабушки получила настоящую фамильную реликвию: серебряный сервиз на 12 персон, который блестел даже после десятилетнего стояния в шкафу.
  2. Ольга долго размышляла, когда стоит крестить малыша. И, когда все же решилась на этот шаг, для таинства выбрала маленький серебряный крестик.
  3. Инна очень любила украшения. В ее коллекции были изделия как из золота, так и из серебра. Причем серебряные украшения были у нее в приоритете.
  4. Мы долго готовились к этому событию. Нам не терпелось поздравить родителей с серебряной свадьбой.
  5. Утром я взглянула в окно и обомлела: сказочные ели стояли неподвижно, были ювелирно покрыты снегом, словно серебряные.
  6. Андрей долго не мог определиться, какое кольцо подарить любимой в день рождения: золотое или серебряное.

 

Заключение

Проблемных моментов с указанием слова возникнуть не должно. Важно запомнить правило русского языка о наличии одной или двух букв Н в суффиксах прилагательных «-ан-» и «-ян-».

Если проанализировать слово и вспомнить норму, то легко появится правильный вариант.

О нас — Правила правописания Silver Moon

О нас — Правила правописания Silver Moon

Особенности программы

Наш флаер продукта содержит дополнительную информацию о программе Silver Moon® Spelling Rules, включая справочную информацию, какие продукты у нас есть и почему учителя любят Silver Moon. Перейдите по ссылке, чтобы скачать нашу листовку.

СКАЧАТЬ ФЛАЕР

Поднимите образование вашего ученика на новый уровень.

Учебная программа Silver Moon® Spelling Rules и курсы повышения квалификации были созданы для удовлетворения потребностей как преподавателей, так и учащихся.

Первоначально созданный для обучения в небольших группах, Silver Moon® является решением для тех, кто плохо пишет. Студенты улучшают свое правописание, строя более глубокое понимание нашего языка.

ОТЗЫВЫПОСЕТИТЕ МАГАЗИН

Мы считаем, что правописание важно.

Плохая орфография не связана с интеллектом, хотя может повлиять на уверенность человека и на то, как нас воспринимают сверстники и коллеги. Плохая орфография также может вызывать смущение и разочарование. Исследования показывают, что правописание английского языка составляет от 84% до 9.0% на основе правил. Сильная инструкция по правописанию улучшит правописание, беглость чтения, понимание прочитанного, письменное выражение и уверенность.

ПОСМОТРЕТЬ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Удовлетворение потребностей студентов и преподавателей

С момента своего создания в 2015 году Silver Moon® удовлетворяет потребности преподавателей и студентов. Многие учителя не были обучены преподаванию правил правописания с использованием явного, систематического, кумулятивного и мультисенсорного подхода. Silver Moon® — решение этой проблемы.

Silver Moon® используется со многими типами учащихся, с разным возрастом и разным уровнем обучения. В настоящее время Silver Moon® внедряют учителя специального образования, учителя общего образования, специалисты по чтению, одаренные и талантливые учителя, учителя английского языка как второго (ESL/ELL), частные специалисты/клиники по дислексии, студенты педагогических колледжей и родители. . Мы с гордостью сообщаем, что наши продукты также поддерживаются и распространяются: William VanCleave (WVCED) и eNasco Special Education Supply.

Учебная программа и курсы повышения квалификации Silver Moon® были созданы Келли Стейнке. Келли — бывший учитель специального образования, который, поработав на различных преподавательских должностях по всей стране, увидел общий и постоянный пробел в знаниях учителей в области грамотности, в частности систематической и явной фонетики, фонематического восприятия и структуры слов. Она создала Silver Moon®, чтобы дать учителям столь необходимую информацию, позволяющую им обучать правописанию таким образом, который также повышает грамотность. Все учащиеся извлекают пользу из обучения Silver Moon®, но наибольшую выгоду получают читатели и орфографисты, испытывающие затруднения.

Келли — создатель и автор Silver Moon®, директор и президент READ Learning Educational Services, LLC, «динамичный, проницательный и страстный» оратор/ведущий, президент отделения штата Висконсин Международной ассоциации дислексии, и адъюнкт университетского преподавателя.

Келли Стейнке

Международная ассоциация дислексии

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Подразделение: 

twitterfacebooklinkedininstagram

Вы успешно подписались на нашу рассылку.

Слишком много попыток подписки для этого адреса электронной почты.

Адрес электронной почты*

Имя

Фамилия

*указывается обязательно

Начало работы — Правила правописания Silver Moon

Начало работы — Правила правописания Silver Moon

Могут ли систематические и подробные инструкции по правописанию улучшить чтение?

ДА!

«Правописание и чтение основаны на одном и том же мысленном представлении слова. Знание правописания слова делает его представление прочным и доступным для беглого чтения». Кэтрин Сноу и др. Как правописание способствует чтению и почему оно более регулярно и предсказуемо, чем вы думаете. Автор: Лусия К. Моутс, американский педагог, 2005/2006

ЧТО ПОКРЫВАЕТСЯ?

Инструкция всей группы

Вмешательство в малой группе

Университетский уровень

Исследования

Правила Set-Setrakisite

9 SELE-SELESITION

9595959595959595959595 . Охваченные понятия
◆ Модели закрытых и открытых слогов
◆ Правила деления на закрытые и открытые слоги
◆ Подробные инструкции по 21 систематическому правилу правописания для закрытых и открытых слогов, включая шаблоны шва
◆ Цели обучения, предварительные/последующие тесты и страницы для самостоятельной практики

Правила правописания Silver Moon®, набор 2

3

Охватываемые понятия
◆ Липкие единицы (ing, ang, ong, ung и т. д.), немая е и согласная l+e, модели слогов
◆ Правила деления на слоги для липких единиц, немой е и согласной l+e слоговые модели
◆ Подробные инструкции по 14 систематическим правилам правописания, включая 15 звуковых единиц (ing, ang, ong и т. д.)
◆ Учебные цели, предварительные/последующие тесты и страницы для самостоятельной практики

Набор правил правописания Silver Moon® 3

Рассмотренные понятия
◆ Образцы слогов, контролируемых R, и групп гласных
◆ Правила деления на слоги для шаблонов команд R и групп гласных
◆ Образцы Bossy W для чтения и правописания
◆ Подробные инструкции по 11 систематическим правилам правописания и 11 дополнительных мини-уроков
◆ «Таблица вариантов правописания» для учащихся и учителей
◆ Учебные цели, предварительные/последующие тесты и страницы для самостоятельной практики

Темп для набора 1:
Ваши ученики не испытывают затруднений в учебе, и они могут выполнять примерно один новый урок каждую неделю при условии, что они еженедельно получают 100 минут специального обучения. Это может быть 20 минут 5 раз в неделю, 50 минут 2 раза в неделю или 33 минуты 3 раза в неделю. Учителя используют одну неделю между каждой частью (всего 3 части) для повторения и дополнительных занятий. Таким образом, всего за 21 урок потребуется примерно 24 недели, чтобы завершить набор 1.

Темп для набора 2:
Ваши учащиеся не учатся с трудом и могут выполнять примерно один новый урок каждую неделю при условии, что они еженедельно получают 100 минут специальных занятий. Это может быть 20 минут 5 раз в неделю, 50 минут 2 раза в неделю или 33 минуты 3 раза в неделю. Учителя используют одну неделю между каждым разделом (всего 3) для повторения и дополнительных занятий. При таком темпе, всего 14 уроков, потребуется примерно 17 недель, чтобы закончить набор 2.

Темп для набора 3:
Ваши учащиеся не испытывают трудностей в учебе и могут выполнять примерно один новый урок в неделю при условии, что они еженедельно получают 100 минут специальных занятий. Это может быть 20 минут 5 раз в неделю, 50 минут 2 раза в неделю или 33 минуты 3 раза в неделю. Вы используете одну неделю между каждым из трех разделов руководства для обзора и расширения деятельности. При таком темпе, всего 11 уроков, потребуется примерно 14 недель, чтобы закончить набор 3. В качестве дополнительного бонуса, набор 3 предлагает 11 мини-уроков для расширения обучения. Если инструкторы решат охватить все 11 мини-уроков, это добавит 11 недель (плюс-минус).

Напишите команде Silver Moon®, чтобы обсудить варианты дистанционного обучения!

В этой настройке можно выбрать три пути реализации.

     ➤ Способ 1: Используйте Silver Moon® от корки до корки, как написано, в порядке презентации.

     ➤ Путь 2: Объедините уроки Silver Moon® с ласточкиным хвостом в объем и последовательность вашего текущего вмешательства в чтение. Это позволяет вам совместить инструкцию по чтению с инструкцией по правописанию.

     ➤ Способ 3: Используйте наш шаблон урока по структурированной грамотности (OG) с объемом и последовательностью Silver Moon®. Уроки Silver Moon® будут использоваться в порядке презентации, но учителя будут расширять урок, включив в него упражнение из 3 частей и дополнительные компоненты чтения, такие как чтение фраз, чтение предложений, чтение рассказа. Запросите наш шаблон урока по электронной почте.

Темп для комплектов 1–3
У ваших учеников проблемы с чтением и/или правописанием. Для их прогресса потребуется больше времени, и им потребуется больше повторной практики и повторения. Им также потребуются специальные уроки для подробного обучения типам слогов и правилам деления.

Темп сильно зависит от выбранного вами пути и учеников, с которыми вы работаете. По этой причине рекомендуется начать с общеобразовательных/рекомендаций по темпу для всей группы и планировать добавлять дополнительные недели для прохождения каждого уровня. Если вы хотите ускорить прогресс, рекомендуется добавлять дополнительные еженедельные минуты.

Напишите команде Silver Moon®, чтобы обсудить варианты дистанционного обучения!

Silver Moon® в настоящее время используется для курсов повышения грамотности для студентов и выпускников в области специального образования, а также для практического/клинического опыта.

Описание
Дайте учителям знания и инструменты, необходимые для улучшения орфографической точности учащихся и чтения на уровне слов, путем подробного и систематического обучения правилам правописания американского английского. Участники получат представление о важности базовых навыков правописания и чтения, таких как фонематическая осведомленность, основные навыки слухового различения, принцип алфавита, фонетика, типы слогов, правила разделения слогов и структура слов. Использование учебной программы Silver Moon® для обучения этим понятиям имеет дополнительное преимущество, поскольку дает учащимся представление и опыт использования планов уроков, основанных на Ортоне Джиллингеме — явных, одновременно мультисенсорных, систематических и кумулятивных. Silver Moon® имеет небольшой сценарий, поэтому он прекрасно подходит для обучения.

Свяжитесь с нашей командой в Silver Moon®, чтобы запросить пример целей курса университетского уровня. Профессора и адъюнкты, которые рассматривают Silver Moon® для своих курсов повышения грамотности, могут отправить запрос на образец учебного плана, используя нашу контактную форму.

Педагогические и содержательные знания имеют первостепенное значение для наших учителей. Исследования «предполагают, что даже опытные дипломированные учителя часто испытывают большие трудности с задачами, измеряющими фонетические знания или понимание фонематического восприятия».
Ресурс: The Power of RTI and Reading Profiles, Spear-Swerling, 2014

«Снимки мозга детей с дислексией, сделанные до того, как они получили инструкции по правописанию, показывают, что у них наблюдаются другие паттерны нейронной активности, чем у тех, кто хорошо пишет, при выполнении языковых заданий, связанных с написание. Но после специализированного лечения
с выделением букв в словах у них проявились сходные паттерны мозговой активности. Эти результаты важны, потому что они показывают, что человеческий мозг может изменяться и нормализоваться в ответ на инструкции по правописанию, даже при дислексии, наиболее распространенной
неспособность к обучению. .. развитие правописания проходит через три стадии — фонологическую, орфографическую и морфологическую… После получения орфографической инструкции, в которой подчеркивались стратегии сосредоточения внимания и запоминания букв в написанных словах, активность мозга детей с дислексией изменилась на более очень похожи на хороших орфографов. Орфография детей в стандартизированном тесте также улучшилась…»
Ресурс: Изображения мозга показывают, как отдельные дети с дислексией реагируют на лечение правописания: Новости медицины сегодня, февраль 2006 г.
Исследование взято из The Journal of Neurolinguistics, январь 2006 г.

«Слабые орфографисты с трудом запоминают буквы в словах, потому что им трудно замечать, запоминать и вспоминать особенности языка, которые представляют эти буквы. Чаще всего у людей с плохой орфографией есть недостатки в основных языковых навыках, включая способность анализировать и запоминать отдельные звуки (фонемы) в словах… Программы обучения правописанию в классе должны быть организованы таким образом, чтобы обучать последовательности обычных моделей правописания».
Источник: Международная ассоциация дислексии, Информационный бюллетень по правописанию

«…исследования показали, что эффективное обучение правописанию явно обучает студентов моделям звукозаписи. Учащихся учат думать о языке, что позволяет им научиться писать, а не просто запоминать. слова. В результате лингвистически явное обучение правописанию улучшает правописание изучаемых слов и новых слов». «Как слова произносят свое заклинание: правописание является неотъемлемой частью изучения языка» Р. Малатеша Джоши, Ребекка Трейман, Сюзанна Каррекер и Луиза С. Моутс, 2009 г.American Educator

«Правописание и чтение основаны на одном и том же мысленном представлении слова. Знание правописания слова делает его представление прочным и доступным для беглого чтения». Кэтрин Сноу и др. Как правописание помогает чтению и почему оно более регулярно и предсказуемо, чем вы думаете. Автор: Лусия С. Моутс, американский преподаватель, 2005/2006

«В исследованиях нейровизуализации плохо читающие демонстрируют нетипично низкую активность в части мозга, которая обрабатывает правописание слов». Марк Зайденберг, 9 лет0059 Язык со скоростью взгляда: как мы читаем, почему так много не умеют и что с этим можно сделать. (2017)

«…практика правописания переходит в улучшение чтения в целом; недавний мета-анализ показал, что обучение правописанию приносит пользу чтению слов в школьные годы (Graham & Hebert, 2011), а также особенно в начальных классах (Graham & Santangelo, 2014)».
Грэм, С., и Сантанджело, Т. (2014). Делает ли обучение правописанию учащихся более грамотными, читающими и пишущими? Метааналитический обзор. Чтение и письмо, 27, 1703–1743 гг.

«Образовательные последствия этих результатов позволяют предположить, что существует поддержка использования обучения кодированию для повышения уровня грамотности учащихся начальных классов из групп риска, и что обучение кодированию может быть успешным для улучшения навыков чтения и правописания у старших школьников с ограниченными возможностями обучения. Важно отметить, что есть также доказательства, подтверждающие влияние раннего обучения кодированию на более поздние навыки чтения, письма и правописания».