Функции социальных институтов в таблице
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 250.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 250.
Под социальным институтом понимают комплекс социальных ролей и норм, которые регулируют отношения в ходе реализации этих ролей. К социальным институтам относят государство, семью, армию, церковь. Все они имеют в обществе свой набор функций. Узнаем, каковы функции социальных институтов.
Функции
Наука выделяет основные общие и специфические черты, отражающие назначение социальных институтов.
Попробуем наглядно их представить, составив в виде таблицы социальные институты и их функции.
Функции, общие для всех институтов | |
Функции можно подразделить на явные и латентные (скрытые).
| |
Специфические функции | |
Семья | Материальное, экономическое обеспечение, удовлетворение естественных потребностей человека, а также потребности в заботе, поддержке, воспитание детей, организация совместного хозяйства. |
Школа | Удовлетворение потребности в приобретении новых знаний, общении, познании законов окружающего мира, социализация человека, приобретение необходимых умений и навыков. |
Церковь | Удовлетворение духовных потребностей, общение с единомышленниками, приобретение новых знаний, восприятие ценностей. |
Армия | Социализация личности, приобретение новых знаний и навыков, осуществление важной для государства деятельности, осознание себя гражданином. |
Не всегда социальные институты оказываются способными выполнять свои функции. В том случае, если скрытые функции начинают приобретать негативные черты, а явные функции перестают реализовываться, можно говорить о дисфункции социального института.
Примером дисфункции может служить следующая ситуация: государственный орган, призванный решать насущные проблемы, регулировать общественные отношения, перестает выполнять свои функции. Внешне его участники продолжают занимать свои должности, составлять документы, но их действия перестают отражаться на жизни людей, падает авторитет государственного органа в обществе.
Также стоит проиллюстрировать примером понятия явной и скрытой функции. Рассмотрим советскую школу. Явная цель обучения – приобретение учениками знаний об окружающем их мире, становление их личности, а скрытая – навязывание идеи социализма, создание негативных установок в отношении к капиталистическим странам.
Что мы узнали?
Изучив вопрос о функциях социальных институтов, мы выяснили, что они играют большую роль в жизни общества.
Тест по теме
Доска почёта
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 250.
А какая ваша оценка?
Основные институты общества, их функции и сферы жизнедеятельности общества
Институты общества (социальные институты) — в социологии это модели социальной организации, которые существуют для удовлетворения основных человеческих потребностей.
В учебниках социологии часто встречается такое определение: это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей человека и общества.
Обычно к основным социальным институтам относятся:
- институт семьи — выделяется как один из основных социальных институтов и имеет функцию воспроизводства членов общества;
- институт образования — имеет различные функции по отношению к новым членам общества: передать им накопленные обществом знания, их развитие в духовном и интеллектуальном плане, социализация и обучение социальным взаимодействиям;
- институт государства — функции распределения и потребления материальных благ, обеспечение стабильности, безопасности и защиты прав членов общества;
- институт права — регулирование поведения членов общества и социальных групп (соблюдение правовых и моральных норм данного общества, применение санкций при необходимости).
Иногда и эти два института также причисляют к основным:
- институт науки — социокультурный институт с функциями: познание, передача этого познания новым поколениям и трансформация общества;
- институт церкви — религиозный институт, который выполняет духовные функции объединения членов общества.
Сферы жизнедеятельности общества и социальные институты (таблица)
Социальные институты являются ключевыми элементами каждой сферы жизнедеятельности общества. Всего таких сфер четыре:
- экономическая,
- политическая,
- социальная,
- духовная.
Все вышеперечисленные институты (семья, образование, государство, право, наука, церковь) будут в этой таблице справа вместе с другими примерами институтов, которые также очень важны.
Сфера жизнедеятельности общества | Удовлетворяет потребности | Социальные институты (примеры) |
---|---|---|
Экономическая | Материальные потребность и средства к существованию | Банки, хозяйственные отношения, производство, фирмы, деньги, купля-продажа |
Политическая | Потребность в стабильности, безопасности, порядке в обществе | Парламент, государство, власть, право, закон, суд, партии, армия |
Социальная | Потребность в общении и объединении | Семья, брак, материнство/отцовство, детство, здравоохранение, школа |
Духовная | Потребность к познанию, в созидании добра, красоты, творчестве, религиозной вере | Образование, наука, искусство, религия, церковь, мораль, СМИ |
Основные функции социальных институтов
Основные функции институтов общества могут отличаться у разных авторов.
- обеспечивать удовлетворение важных общественных потребностей;
- вносить гармоничность в действия членов общества и регулировать отношения между ними;
- координировать и объединять деятельность членов общества;
- контролировать поведение людей в соответствии с определёнными социальными нормами и при необходимости применять наказание;
- способствовать большей стабильности социума и предсказуемости поведения членов общества.
Узнайте больше про Социологию.
Дата обновления 04/02/2021.
Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать
- Сферы жизни общества
- Социология
- Социальная структура общества
- Социальная стратификация
- Гражданское общество
- Социальные нормы
- Социальная мобильность
- Консерватизм
- Анархизм
- Аномия
Узнай Что Такое: узнайте значения, понятия и определения.
ПоследниеПопулярныеКонтактыПолитика КонфиденциальностиО нас
2018 — 2023 © 7Graus
Общество, культура и социальные институты
Результаты обучения
- Описать отношения между культурой, обществом и социальными институтами
- Выявление и определение социальных институтов
Как вы помните из предыдущих модулей, культура описывает общие нормы (или приемлемое поведение) и ценности группы, тогда как s общество описывает группу людей, которые живут в определенной географической области и взаимодействуют с ней. другой и разделяют общую культуру. Например, Соединенные Штаты представляют собой общество, в котором представлено множество культур. Социальные институты — это механизмы или модели социального порядка, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей, таких как правительство, экономика, образование, семья, здравоохранение и религия. Некоторые социологические методы сосредоточены на изучении социальных институтов во времени или на сравнении их с социальными институтами в других частях мира. В Соединенных Штатах, например, есть система бесплатного государственного образования, но нет универсальной программы здравоохранения, чего нет во многих других богатых демократических странах. В оставшейся части этого курса мы уделим большое внимание изучению этих конкретных социальных институтов.
Какие правила поведения действуют, когда вы встречаете знакомого в школе, на работе или в продуктовом магазине? Как правило, мы не отступаем, чтобы рассмотреть все тонкости таких нормативных правил. Мы можем просто сказать «Привет!» и спросите: «Как прошли ваши выходные?» или предложите какой-нибудь другой тривиальный вопрос, предназначенный для дружеского приветствия. Мы редко физически обнимаем или даже прикасаемся к человеку, и часто это происходит потому, что в нашей культуре мы рассматриваем это как норму или стандарт приемлемого социального поведения. Только столкнувшись с другой нормой, мы начинаем увидеть культурных различий или даже понять, что это повседневное поведение является частью более крупного процесса социализации. В других культурах отказ от поцелуев и/или объятий может рассматриваться как грубость, но в Соединенных Штатах действуют довольно строгие правила в отношении личного пространства.
Смотреть
Рисунок 1 . Приложения на телефоне — это культурные составляющие общества.
Один из способов понять отношения между обществом и культурой – рассмотреть характеристики телефона. Сам телефон похож на общество, а приложения на телефоне — на культуру:
- Общество и социальные учреждения = физический телефон/защитный чехол для телефона
- Телефон имеет осязаемую структуру, так же как общество имеет определенные структуры и институты. Социальные институты подобны аппаратному обеспечению телефона.
- Культура = программное обеспечение/приложения
- Приложения и программное обеспечение — это неосязаемые инструкции на телефоне, точно так же, как неосязаемая культура обеспечивает правила и данные, которые заставляют общество функционировать.
Программное обеспечение и приложения на телефоне можно сравнить с культурой. Это элементы, которые придают телефону узнаваемую «личность», точно так же, как культура группы описывает ее убеждения, обычаи и правила жизни. И точно так же, как приложения для телефонов обновляются или изменяются, культура также может меняться с течением времени.
Социальные институты могут быть наиболее заметными, когда они разрушаются. Например, в течение шести дней в январе 2019 года учителя государственных школ в Калифорнии бастовали. Школьный округ Лос-Анджелеса (второй по величине в стране) изо всех сил пытался предоставить замещающих учителей и персонал, чтобы остаться с учениками после того, как 30 000 учителей ушли, требуя меньших размеров классов, большего количества учителей и вспомогательного персонала и повышения на 6,5%. В конце концов они пошли на компромисс с повышением на 6%, увеличением вспомогательного персонала и постепенным сокращением размера класса, но шесть дней вне школы обошлись округу более чем в 125 миллионов долларов. Как крах социальных институтов, подобных этому (общественное образование), влияет на людей? Как это влияет на студентов? Родители? Учителя и администраторы? Как забастовка повлияет на других школьных работников, таких как работники столовой или обслуживающий персонал? Наша система государственного образования отвечает многим сложным потребностям общества, включая обучение и подготовку будущих избирателей и работников, но на более прагматическом уровне она также предоставляет детям место, куда они могут пойти, пока родители работают.
Рассмотрим сложный социальный институт — семью. Когда мы думаем о семье как о социальном институте, мы можем рассмотреть, каким образом определение семьи изменилось с течением времени и как это породило новые формальные нормы (например, законы штатов и федеральные законы). Семья удовлетворяет различные социальные потребности, в том числе юридические (т. е. право принимать медицинские решения), экономические (т. е. право на наследование) и социальные/эмоциональные. Легализация однополых браков была вопросом, разделившим многие государства, и служит наглядным социологическим примером взаимодействия общества и культуры.
Смотреть
Посмотрите это видео, чтобы увидеть конкретные примеры социальных институтов.
Попробуйте
Глоссарий
- культура:
- общие убеждения, ценности и обычаи
- социальные учреждения:
- механизмы или модели социального порядка, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей, таких как правительство, экономика, образование, семья, здравоохранение и религия
- общество:
- человека, которые живут в поддающемся определению, часто географически ограниченном сообществе и имеют общую культуру
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
10.2 Социологические взгляды на семью
Цель обучения
- Обобщить представления о семье, представленные функциональными, конфликтными и социальными интеракционистскими теориями.
Социологические взгляды на сегодняшние семьи и их проблемы обычно подпадают под функциональный, конфликтный и социальный интеракционистский подходы, представленные в главе 1 «Понимание социальных проблем». Давайте рассмотрим эти представления, которые сведены в Таблицу 10.1 «Снимок теории».
Таблица 10.1 Теория Снимок
Теоретическая перспектива | Основные предположения |
---|---|
Функционализм | Семья выполняет несколько важных функций для общества. Он социализирует детей, оказывает эмоциональную и практическую поддержку своим членам, помогает регулировать сексуальную активность и половое размножение и обеспечивает своим членам социальную идентичность. Семейные проблемы возникают из-за внезапных или далеко идущих изменений в структуре или процессах семьи; эти проблемы угрожают стабильности семьи и ослабляют общество. |
Теория конфликта | Семья способствует социальному неравенству, усиливая экономическое неравенство и укрепляя патриархат. Семейные проблемы проистекают из экономического неравенства и патриархальной идеологии. Семья также может быть источником конфликтов, в том числе физического насилия и эмоциональной жестокости, по отношению к своим членам. |
Символический интеракционизм | Взаимодействие членов семьи и интимных пар предполагает общее понимание их ситуаций. Жены и мужья имеют разные стили общения, и социальный класс влияет на ожидания, которые супруги возлагают на свой брак и друг на друга. Семейные проблемы связаны с разным пониманием и ожиданиями супругов в отношении своего брака. |
Социальные функции семьи
Напомним, что с функциональной точки зрения подчеркивается, что социальные институты выполняют несколько важных функций, помогая сохранять социальную стабильность и иным образом обеспечивать функционирование общества. Таким образом, функциональное понимание семьи подчеркивает, каким образом семья как социальный институт помогает сделать общество возможным. Таким образом, семья выполняет несколько важных функций.
Во-первых, семья является основной единицей для общение детей . Ни одно общество невозможно без адекватной социализации его молодежи. В большинстве обществ семья является основной ячейкой, в которой происходит социализация. Родители, братья и сестры и, если семья расширенная, а не нуклеарная, другие родственники помогают социализировать детей с момента их рождения.
Одной из важнейших функций семьи является социализация детей. В большинстве обществ семья является основной ячейкой, через которую происходит социализация.
Во-вторых, семья в идеале является основным источником практической и эмоциональной поддержки для своих членов. Оно обеспечивает их едой, одеждой, кровом и другими предметами первой необходимости, а также дает им любовь, утешение и помощь в периоды эмоционального стресса и другие виды поддержки.
В-третьих, семья помогает регулировать половую активность и половое размножение . Во всех обществах существуют нормы, определяющие, с кем и как часто человек должен заниматься сексом. Семья является основной единицей для обучения этим нормам и основной единицей, через которую происходит половое размножение. Одна из причин этого заключается в том, чтобы обеспечить адекватную эмоциональную и практическую заботу о младенцах при их рождении.
В-четвертых, семья предоставляет своим членам социальную идентичность . Дети рождаются в социальном классе своих родителей, расе и этнической принадлежности, религии и так далее. Некоторые дети имеют преимущества на протяжении всей жизни из-за социальной идентичности, которую они унаследовали от своих родителей, в то время как другие сталкиваются со многими препятствиями, потому что социальный класс или раса/этническая принадлежность, в которой они рождаются, находятся в самом низу социальной иерархии.
Помимо обсуждения функций семьи, функциональный взгляд на семью утверждает, что внезапные или далеко идущие изменения в традиционной структуре и процессах семьи угрожают стабильности семьи и, следовательно, стабильности общества. Например, большинство учебников по социологии и браку и семье в XIX в.50-е годы утверждали, что нуклеарная семья, состоящая из мужчины-кормильца и женщины-домохозяйки, была наилучшей формой для детей, поскольку она обеспечивала экономические потребности семьи и воспитание детей. Они предупреждали, что любое изменение в этом устройстве нанесет вред детям и, соответственно, семье как социальному институту и даже самому обществу. Учебники больше не содержат этого предупреждения, но многие консервативные наблюдатели продолжают беспокоиться о влиянии на детей работающих матерей и семей с одним родителем. Вскоре мы вернемся к их опасениям.
Семья и конфликт
Теоретики конфликта согласны с тем, что семья выполняет только что перечисленные важные функции, но они также указывают на проблемы внутри семьи, которые с функциональной точки зрения минимизируются или вовсе игнорируются.
Во-первых, семья как социальный институт способствует социальному неравенству. Поскольку семьи передают свое богатство своим детям и поскольку семьи сильно различаются по размеру своего богатства, семья помогает укрепить существующее неравенство. По мере своего развития на протяжении столетий, и особенно во время индустриализации, семья также становилась все более и более патриархальной ячейкой (поскольку мужчины зарабатывали деньги, работая на фабриках, а женщины оставались дома), помогая укрепить статус мужчин на вершине социальной иерархии.
Во-вторых, семья может быть источником конфликтов и для своих членов. Хотя с функциональной точки зрения предполагается, что семья обеспечивает своим членам эмоциональный комфорт и поддержку, многие семьи делают прямо противоположное и далеки от гармоничных, счастливых групп, изображаемых в телешоу 1950-х годов. Вместо этого они спорят, кричат и применяют эмоциональную жестокость и физическое насилие. Мы вернемся к семейному насилию позже в этой главе.
Конфликтная перспектива подчеркивает, что многие проблемы, которые мы наблюдаем в сегодняшних семьях, проистекают из экономического неравенства и патриархата. Проблемы, с которыми сталкиваются многие семьи, отражают тот факт, что они живут в бедности или на грани бедности. Деньги не всегда приносят счастье, но острая нехватка денег порождает стресс и другие трудности, которые ухудшают функционирование семьи и отношения. Примечание 10.9Во вставке «Применение социальных исследований» обсуждаются другие способы влияния социального класса на семью.
Конфликтность внутри семьи тоже проистекает из патриархата. Мужья обычно зарабатывают больше, чем жены, и многие мужчины продолжают считать себя главой семьи. Когда женщины сопротивляются этому старомодному представлению, возникает супружеский конфликт.
Применение социальных исследований
Социальный класс и семья
Растущее количество исследований в области социальных наук документирует различия социальных классов в том, насколько хорошо семья функционирует: качество ее отношений и когнитивное, психологическое и социальное развитие ее детей. Этот акцент отражает тот факт, что то, что происходит в первые месяцы и годы жизни, может оказать глубокое влияние на то, насколько благополучно будет развиваться новорожденный в детстве, юности и в последующий период. В той мере, в какой это верно, обнаруженные социальные классовые различия имеют неприятные последствия.
По словам социолога Фрэнка Э. Фюрстенберга-младшего, «между социальными классами существуют большие различия» в предродовом опыте матерей, например, в качестве их питания и медицинского обслуживания, а также в медицинском обслуживании, которое получают их младенцы. В результате, говорит он, «дети входят в мир неравно наделенными». Это неравенство усугубляется после их рождения по нескольким причинам.
Во-первых, малообеспеченные семьи гораздо чаще сталкиваются с негативными событиями , такими как смерть, плохое здоровье, безработица, развод и криминальная виктимизация. Когда эти негативные события действительно происходят, говорит Фюрстенберг, «социальный класс влияет на способность семьи смягчить удар… Жизнь на дне просто тяжелее и более жестока». Эти негативные события вызывают сильный стресс; как обсуждалось в главе 2 «Бедность», этот стресс, в свою очередь, вызывает у детей различные проблемы в развитии.
Во-вторых, малообеспеченные родители гораздо реже читают и разговаривают со своими младенцами и детьми младшего возраста, поэтому у них медленнее развиваются когнитивные навыки и навыки чтения; эта проблема, в свою очередь, снижает их успеваемость в школе, когда они поступают в начальную школу.
В-третьих, малообеспеченные родители также имеют меньше возможностей знакомить своих детей с культурой (например, посещать музеи) вне дома, развивать их таланты в искусстве и других областях, а также участвовать во многих внешкольных мероприятиях. которые важны для развития ребенка. Напротив, более богатые родители заставляют своих детей очень активно заниматься этими видами деятельности по схеме, которую социолог Аннет Ларо называет 9.0022 согласованное выращивание . Участие этих детей в этих мероприятиях дает им различные жизненные навыки, которые помогают повысить их успеваемость в школе, а затем и на рабочем месте.
В-четвертых, дети из малообеспеченных семей растут в малообеспеченных районах, в которых часто имеются неадекватные школы и множество других проблем, в том числе такие токсины, как свинцовая краска, которые мешают развитию ребенка. Напротив, говорит Фюрстенберг, дети из более богатых семей «с большой вероятностью будут ходить в лучшие школы и жить в лучших районах. Как будто игровое поле для семей наклонено таким образом, что это едва заметно невооруженным глазом».
В-пятых, семьи с низким доходом в меньшей степени могут позволить себе отправить ребенка в колледж, и им, скорее всего, не хватает социальных контактов, которые более состоятельные родители могут использовать, чтобы помочь своему ребенку найти хорошую работу после окончания колледжа.
По всем этим причинам социальный класс глубоко определяет то, как дети живут от зачатия до раннего взросления и далее. Поскольку этот массив исследований документирует множество негативных последствий проживания в семье с низким доходом, он подчеркивает необходимость широкомасштабных усилий по оказанию помощи таким семьям.
Источники: Бэнди, Эндрюс и Мур, 2012 г.; Фюрстенберг, 2010; Ларо, 2010
Семьи и социальное взаимодействие
Взгляды социальных интеракционистов на семью исследуют, как члены семьи и близкие пары взаимодействуют на ежедневной основе, и приходят к общему пониманию их ситуаций. Исследования, основанные на социальном интеракционизме, дают нам четкое представление о том, как и почему семьи работают именно так, а не иначе.
В некоторых исследованиях, например, основное внимание уделяется тому, как мужья и жены общаются и насколько успешно они общаются (Tannen, 2001). Классическое исследование Мирры Комаровски (1964) обнаружили, что жены в рабочих браках любили говорить со своими мужьями о проблемах, которые у них были, в то время как мужья, как правило, молчали, когда возникали проблемы. Такие гендерные различия менее распространены в семьях среднего класса, где мужчины лучше образованы и более эмоционально экспрессивны, чем их коллеги из рабочего класса, но гендерные различия в общении все еще существуют в этих семьях. Другое классическое исследование, проведенное Лилиан Рубин (1976), показало, что жены в семьях среднего класса считают идеальными мужьями тех, кто хорошо общается и делится своими чувствами, в то время как жены в семьях рабочего класса более склонны говорить, что идеальные мужья — это те, кто не пьют слишком много и кто ходит на работу каждый день.
Согласно символической интеракционистской точке зрения, семейные проблемы часто связаны с различным пониманием, восприятием и ожиданиями супругов в отношении своего брака и своей семьи. Когда эти различия становятся слишком резкими и супруги не могут примирить свои разногласия, может возникнуть супружеский конфликт и, возможно, развод (Kaufman & Taniguchi, 2006).
Ключевые выводы
- В идеале семья выполняет несколько функций в обществе. Он социализирует детей, оказывает практическую и эмоциональную поддержку своим членам, регулирует половое размножение и обеспечивает своим членам социальную идентичность.
- Отражая акцент теории конфликта, семья также может создавать несколько проблем. В частности, по ряду причин оно может способствовать социальному неравенству и подвергать своих членов насилию, спорам и другим формам конфликтов.
- Социально-интеракционистское понимание семьи подчеркивает, как члены семьи взаимодействуют на ежедневной основе. В связи с этим несколько исследований показывают, что мужья и жены общаются по-разному определенными способами, которые иногда препятствуют эффективному общению.
Ссылки
Бэнди, Т., Эндрюс, К.М., и Мур, К.А. (2012). Неблагополучные семьи и последствия для детей: важность эмоциональной поддержки для матерей . Вашингтон, округ Колумбия: детские тенденции.
Фюрстенберг, Ф.Э., младший (2010). Расходящееся развитие: невидимая рука социального класса в Соединенных Штатах. В BJ Risman (Ed.), семьи, как они есть на самом деле (стр. 276–294). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton.
Кауфман, Г., и Танигучи, Х. (2006). Пол и семейное счастье в дальнейшей жизни. Journal of Family Issues, 27 (6), 735–757.
Комаровский М. (1964). Рабочий брак . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
Ларо, А. (2010). Неравное детство: Неравенство в ритмах повседневной жизни. В BJ Risman (Ed.), семьи, как они есть на самом деле (стр.
Leave A Comment