10. Что характерно исключительно для элитарной культуры
1) выражение изысканных вкусов привилегированной части общества
2) коммерческая направленность
3) сложность содержания
4) общедоступность
5) расчет на узкий круг знатоков
6) анонимность
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Человек, сидящий на скудном «пайке» массовой культуры, существенно обедняет свою духовную жизнь. (2) Массовая культура зародилась почти столетие назад. (3) С тех пор были значительно усовершенствованы технические средства, используемые при ее создании и тиражировании. (4) Однако ее продукты остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и зрителя.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов
Средства массовой информации
1) литература
2) телевидение
3) театр
4) киноискусство
2. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации?
А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории
Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются СМИ
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации?
А. СМИ способствуют поддержанию преемственности развития общества.
Б. Содержание информации, распространяемой СМИ, отражает запросы определенной аудитории.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Завершите фразу.
Средства систематического распространения информации (через печать, радио, телевидение, кино, компьютерные сети, звукозапись, видеозапись и др.) называются средствами_____________________________________.
Искусство, его формы, основные направления
1. Искусство в отличие от науки
1) является компонентом духовной культуры общества
2) постигает мир с помощью художественных образов
3) образует социальный институт
4) предполагает творческую деятельность
2. Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется
1) правдоподобностью результатов
2) созданием художественных образов
3) ясностью и целостностью выражения
4) созданием материальных ценностей
3. Воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе:
1) искусства
2) науки
3) производства
4) образования
4. Общим для науки и искусства является:
1) отражение действительности в художественных образах
2) обоснованность предположений
3) стремление к постижению действительности
4) формирование чувства прекрасного
5. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А.Искусство как компонент культуры отличается наибольшей устойчивостью форм.
Б.Одним из проявлений новаторства в искусстве служит смена художественных стилей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о видах искусства?
А.Балет является одним из видов искусства.
Б.Документальные фильмы и хроники не являются видом искусства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны
7. Установите соответствие между видами искусства и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИМЕРЫ ВИДЫ
1) Поэма «Слово о полку Игореве» А) музыка
2) Памятник «Тысячелетие России» Б) литература
3) Сфинкс В) скульптура
4) Опера «Хованщина»
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)
1 | 2 | 3 | 4 |
Тесты по обществознанию «Духовная жизнь общества».
| Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему:Тема ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Духовная жизнь общества:
- Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Доминирующая культура; суб- и контркультуры.
- Средства массовой информации.
- Искусство: формы и основные направления.
- Наука. Образование и самообразование.
- Религия как феномен культуры.
- Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.
Основные понятия: культура, материальная культура, духовная культура, культурный человек, внешняя культура, внутренняя культура, духовная культура, духовная жизнь общества, «диалог культур», мировоззрение, образование, гуманизация образования, гуманитаризация образования, интернационализация образования, самообразование, наука, искусство, эстетическая культура, эстетика, вера, религия, религиозное сознание, религиозный культ, религиозные ценности, мораль, моральные ценности, нравственные идеалы, совесть, нормы морали, народная культура, массовая культура, элитарная культура.
Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех.
А1. Первоначально культурой называли:
1) ораторское искусство
2) умение рисовать
3) способы возделывания почвы
4) Воспитанность
А2. Культура в широком смысле слова — это:
1) все виды преобразовательной деятельности
2) виды искусства
3) производство духовных ценностей
4) образованность человека
А3. К духовным ценностям относится:
1) микроскоп
2) компьютер
3) научное открытие
4) телевидение
А4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:
1) появление новых произведений искусства
2) углубление знаний о культуре
3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению
4) реставрацию памятников культуры
А5. Спецификой массовой культуры является:
1) зрелищность
2) доступность
3) оригинальность
4) узнаваемость
А6. Верны ли следующие суждения?
А. Элитарная культура враждебна массовой.
Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верно А и Б 4) оба неверны
А7. Верны ли следующие суждения?
А. Наука — это система знаний
Б. Наука — это производство знаний.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верно А и Б 4) оба суждения неверны
А8. Система образования регулируется:
1) государством
2) обществом
3) социальной группой
4) отдельными людьми
А9. Гуманизация образования — это:
1) уменьшение учебной нагрузки
2) возможность получить образование в другой стране
3) внимание к индивидуальным особенностям личности
4) свободное посещение, занятий
А10. К мировым религиям не относится:
1) христианство
2) буддизм
3) иудаизм
4) ислам
А11. Искусство в широком смысле слова — это:
1) высокий уровень мастерства
2) художественное отражение действительности
3) правильное отражение действительности
4) все вышеперечисленное
А12. Мировоззрение формируется под влиянием:
А. Личного опыта.
Б. Окружающей культурной среды.
В. Образования и воспитания.
Г. Психологических особенностей личности.
1) верно А и Г 2) верно А В Г
3) верно В и Г 4) верно А Б В Г
А13. Способность личности к моральному самоконтролю называется:
1) совестью
2) убеждением
3) талантом
4) этикетом
А14. Осознание личностью своей значимости называется:
1) честью
2) достоинством
3) уважением
4) признанием
А15. Нормы морали охраняются:
1) государством
2) обществом
3) церковью
4) политическими партиями
А16. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью:
1) национальной культуры
2) элитарной культуры
3) массовой культуры
4) народной культуры
А17. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металлов?
1) культурно-мировоззренческую
2) производственную
3) социальную
4) нравственную
А18. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.
Б. Цель науки — теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А19. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?
А. Формы культуры определяют ее носители.
Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А20. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом, происходит его социализация
Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А21. К средствам массовой информации относится:
1) литература
2) телевидение
3) театр
4) киноискусство
А22. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре:
1) массовой ..
2) народной
3) экранной
4) художественной
А23. Проблему повышения социально-нравственной ответственности ученого в наши дни определяет:
1) борьба за авторские права
2) появление новых научных открытий
3) стремление к научной истине
4) неоднозначность последствий научных открытий
А24. Экстенсивный путь развития образования означает:
1) увеличение разнообразных типов образовательных учреждений
2) увеличение количества преподаваемых дисциплин в школе
3) интеграция учебных дисциплин
4) повышение качества преподавания
А25. Какой признак характеризует среднее образование в РФ:
1) государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке
2) преподавание на иностранных языках является обязательным
3) среднее образование является в РФ обязательным
4) учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения
А26. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?
А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.
Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием СМИ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А27. Верны ли следующие суждения о СМИ?
А. СМИ способствуют поддержанию преемственности развития общества.
Б. Содержание информации, распространяемой СМИ, отражает запросы определенной аудитории.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
А28. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
А. Самообразование необходимо для заочной формы обучения.
Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А29. Духовный мир человека называется:
1) микрокосм
2) макрокосм
3) космос
4) душа
А30. Фундаментом духовной жизни общества является:
1) познание
2) искусство
3) наука
4) культура
Задания уровня В
Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.
В1. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Способность человека отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, материальными, приземленными стремлениями — это …………… ».
Ответ:_______________
В2. Вставьте пропущенное слово:
«………….. — это особая форма общественного сознания и практически духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей, т.е. ценностей прекрасного».
Ответ:______________
В3. Вставьте пропущенное слово:
«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации — это . ……….» .
Ответ:_________________
В4. Закончите фразу: «Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении — это … »
Ответ:________________
В5. Что из перечисленного ниже характерно исключительно для элитарной культуры?
1) Общедоступность
2) Сложность и противоречивость
3) Расчет на узкий круг знатоков
4) Анонимность
5) Выражение изысканных вкусов привилегированной части общества
Ответ:________________
В6. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.
В7. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.
В8. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?
1) Мюзикл 2) Кино 3) Пляски 4) Анекдоты
5) Сказки 6) Поговорки 7) Законы
Ответ: __________________
В9. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?
1) Фортепианный концерт 2) Философское эссе
3) Детективный роман 4) Героическая былина
5) Эпос 6) Телевидение 7) Радиотрансляция эстрадного концерта
Ответ: ________________
В10. К моральным нормам относятся
1) Уважение к другим народам 2) Верховенство закона
3) Преданность и любовь к Отечеству 4) Бережное отношение к природе
5) Талант 6) Любовь к искусству 7) Честное исполнение долга
Ответ:___________________
Задания уровня С Дайте развернутый ответ.
С1. Перечислите основные виды (формы) искусства.
С2. Какими путями идет накопление культурных ценностей? Раскройте их содержание.
С3. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.
С4. «Наука — сила, она раскрывает отношение вещей, их законы и взаимодействие», (А. Н. Герцен)
1) Какую функцию науки выделяет Герцен?
2) Какие функции науки знаете вы? Перечислите их.
3) Как изменилась роль науки в современном обществе?
4) Приведите два примера возрастания роли науки в обществе.
С5. «Новая религия как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения». М.Светлов
1) Дайте определение религии.
2) Какие компоненты включает в себя религия?
3) Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «новая религия» автор высказывания?
4) Назовите мировые религии. Перечислите основные признаки мировых религий (не менее трех).
С6. Наука — один из главных источников, «питающих» мировоззрение. Прочитайте следующие высказывания и ответьте на вопросы к ним.
- «Кто двигается вперед в науках; но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед». (Аристотель)
- Кто из наук решил извлечь доход, тот и себя обманет, и народ. Унизившись, чтобы снискать чины, Свои познанья он лишит цены. (А. Навои)
- «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». (А. Эйнштейн)
1) О каких этических ценностях науки идет речь в каждом из трех высказываний? Назовите их последовательно, опираясь на высказывания.
2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не потеряли актуальности в наши дни.
3) Значит ли из высказывания А. Эйнштейна, что красота и истина связаны между собой? Ответ обоснуйте.
С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
… Термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И, действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются в культурных контактах.
Однако, пожалуй, в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии — это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются.
Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним значимость различий между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы. Декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий).
Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универсалий:
1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм» ….
2) этноцентризм, основанный на принципе: «Моя культура — лучшая, а остальные — хуже» . .. Касьянов В.В.
1) Что может означать термин «культурах в понимании автора? Приведите цитату из текста.
2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универсалии называет автор? Не противоречит ли это первому утверждению автора?
3) Сформулируйте с опорой на текст главное различие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах?
4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.
С8. Выберите одно из высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. В сочинении-эссе вы должны использовать понятия курса обществознания, приводить конкретные примеры из общественной жизни и собственного опыта. Свою позицию необходимо аргументировать.
1. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб». (И. Кант)
2. «Жизнь коротка — искусство вечно». (Античный афоризм)
3. «Искусство без мысли, что человек без души — труп». (B.Г. Белинский
Ответы по теме Духовная жизнь общества
УРОВЕНЬ А
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ |
1 | 3 | 11 | 2 | 21 | 2 |
2 | 3 | 12 | 4 | 22 | 2 |
3 | 3 | 13 | 1 | 23 | 4 |
4 | 3 | 14 | 2 | 24 | 2 |
5 | 2 | 15 | 2 | 25 | 3 |
6 | 4 | 16 | 3 | 26 | 3 |
7 | 3 | 17 | 2 | 27 | 3 |
8 | 1 | 18 | 3 | 28 | 3 |
9 | 3 | 19 | 1 | 29 | 2 |
10 | 3 | 20 | 4 | 30 | 4 |
УРОВЕНЬ В
№ задания | Ответ |
1 | Духовность |
2 | Искусство |
3 | Мировоззрение или научная картина мира |
4 | Мораль |
5 | 2 3 5 |
6 | 1В 2А 3Б |
7 | 1Б 2А 3А 4Б 5А |
8 | 3 4 5 6 |
9 | 6 7 |
10 | 1 3 4 7 |
УРОВЕНЬ С
С1. Могут быть перечислены: архитектура, скульптура, живопись, кино, театр, цирк и т.д.
С2. Содержание правильного ответа: накопление ценностей происходит по горизонтали и по вертикали; накопление культурных ценностей по вертикали означает передачу культурного опыта от поколения к поколению; накопление культурных ценностей по горизонтали означает, что целые пласты культуры, например художественной, наследуются в качестве ценностей.
С3. Могут быть названы: гимназии, лицеи, колледжи, школы.
С4. 1) Герцен выделяет культурно-мировоззренческую функцию культуры. 2) Содержание правильного ответа: непосредственная производительная сила общества; катализатор процесса непрерывного совершенствования производства; социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления. 3) Роль науки в современном мире возрастает. 4) Могут быть приведены различные варианты примеров, иллюстрирующих утверждение.
С5 1) Религия — это вера в сверхъестественные существа и поклонение им. Может быть дано иное определение религии, принятое в науке. 2) Содержание правильного ответа: мифология; система религиозных догматов; религиозные институты; культовые обряды и т.д. 3) Примерное содержание ответа: Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе духовных ценностей, рождаются новые взгляды, традиции. Возможны иные варианты ответа. 4) Существуют три мировые религии — ислам, христианство, буддизм. Их признаки: большое число последователей; космополитичный (выходящий за рамки отдельных государств и стран) характер; пропагандистская активность; эгалитаризм — проповедь национального и социального равенства.
С6. 1) Речь идет о: А) наука должна быть нравственной (не противоречить основным нравственным принципам) у Аристотеля; Б) не носить исключительно коммерческой направленности у А. Навои; В) наука не должна изменять эстетическим принципам у А. Эйнштейна. Формулировка суждений может быть иной, не искажающей смысл высказываний. 2) Могут быть приведены любые примеры, не искажающие суть высказываний. Например, использование шантажа в применении ядерного оружия в целях политического давления на более слабого соперника, — безнравственно. Или: хищническое разграбление природных ресурсов в коммерческих целях. 3) Содержание правильного ответа может содержать следующие позиции: красота — эстетическая категория, выражающая совершенство художественного образа, соответствие формы содержанию; отсутствие этого соответствия уже не истина. Могут быть приведены другие суждения, вывод из которых соответствует научному пониманию истины и красоты.
С7. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) Должна быть указана цитата: … термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма». 2) В ответе должно быть указано: — культурные универсалии — это такие черты культуры, которые «присущи всем культурам»; — это: различия в возрасте, спорт, гадание и г.д.; Аргументация предполагает указание на то, что: — культурные универсалии и обусловливают индивидуальность и самобытность отдельных культур; — например, в каждой национальной культуре присутствуют свой язык, свои обряды, традиции и т. д., что придает им уникальность. Могут быть приведены любые примеры, не противоречащие суждению. 3) Правильный ответ должен содержать следующие позиции: — релятивизм отрицает признание культурных универсалий. Утверждает, что «каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм»; — этноцентризм тоже не признает культурных универсалий, но предполагает давать оценку другим культурам с позиции высоты своей культуры. 4) Могут быть приведены любые примеры, не искажающие смысл суждения: — фашизм проповедовал превосходство арийской расы над другими (шовинизм) и для нашей страны, в частности, нес угрозу истребления русской культуры; — или: национальная рознь как пример этноцентризма.
Джон Стюарт Милл | Энциклопедия Первой поправки
Джон Стюарт Милль (1806–1873), один из самых влиятельных философов девятнадцатого века, стал путеводной звездой современного либерализма и свободы личности. Аргументы Милля в пользу свободы мысли и обсуждения, свободы вкусов и стремлений, а также ограничения авторитета общества часто повторяются в современных дебатах о свободе слова и ассоциации. Практическое применение принципов Первой поправки часто основывается на аллюзиях на его идеи, наиболее ярко выраженные в его эссе «О свободе» (1859 г.).). (Изображение с Wikimedia Commons, Лондонской стереоскопической компанией, около 1870 г., общественное достояние)
Джон Стюарт Милль (1806–1873), один из самых влиятельных философов девятнадцатого века, стал путеводной звездой современного либерализма и свободы личности.
Заявки на Первую поправку часто ссылаются на идеи Милля
Аргументы Милля в пользу свободы мысли и обсуждения, свободы вкусов и занятий, а также ограничения власти общества часто повторяются в современных дебатах о свободе слова и ассоциации. Практическое применение принципов Первой поправки часто основывается на аллюзиях на его идеи, наиболее ярко выраженные в его эссе «О свободе» (1859 г.).).
Милль был философом и писателем
Милль родился в Лондоне, в семье Джеймса Милля, видного британского интеллектуала. Он был вундеркиндом, с даром к иностранным языкам и философскому мышлению. Как он написал в своей «Автобиографии», опубликованной посмертно, в 1826 году у него случился психический срыв, но он продолжал проводить большую часть своего времени, совершенствуя философию своего отца и друга своего отца, Джереми Бентама, известного реформатора и философа-утилитариста.
Помимо писательства, Милль какое-то время работал в парламенте. Он был защитником прав женщин, включая избирательное право женщин, по-видимому, под влиянием Гарриет Тейлор, на которой он женился в 1851 году. Реформа (1859 г.) и «Подчинение женщин» (1869 г.).
Работа Милля считается предшественником теории рынка идей
Некоторые считают «О свободе» интеллектуальным предшественником теории рынка идей, которая до сих пор преобладает в современной юриспруденции Первой поправки. Цель эссе Милля заключалась в утверждении одного принципа: самозащита — единственная законная причина для вмешательства в свободу другого человека. По словам Милля, «единственная цель, с которой власть может правомерно применяться в отношении любого члена цивилизованного сообщества против его воли, — это предотвратить причинение вреда другим». Утверждать принцип вреда — это одно; защищать его, совсем другое. В своем эссе Милль отказывается от использования договорных аргументов или идей абстрактного права; вместо этого он защищает индивидуальные свободы на утилитарных основаниях — не полезности Бентама и его отца, а «полезности в самом широком смысле, основанной на постоянных интересах человека как прогрессивного существа».
Милль привел утилитарные доводы в пользу свободы мысли и обсуждения
Утилитарный довод Милля в пользу свободы мысли и обсуждения был убедительным. Он утверждал, что проблема любых попыток подавить несоответствующие точки зрения заключается в том, что защитники ортодоксальности ошибочно предполагают свою непогрешимость. То, что сейчас кажется неортодоксальным или даже ложным, позже может оказаться общепризнанным и истинным. Православие, если его не оспаривать, становится просто «мертвым догматом», а не живой истиной. Только при столкновении с альтернативными идеями доктрина, какой бы истинной она ни была, обретает какой-либо смысл или жизненность.
В конечном счете, для Милля прогресс требует, чтобы человечество пожинало как можно больше правды. Однако единственная надежда на обретение социальной и моральной истины заключается в «примирении и сочетании противоположностей» или «столкновении противоположных мнений», то есть в том, что мы называем рынком идей. Поскольку ни одно учение или убеждение не содержит всей истины, общество должно оставаться открытым для любых точек зрения, если оно имеет хоть какую-то надежду на достижение счастья.
Аргументы Милля в защиту личной свободы сыграли важную роль в конкретизации доктрин, лежащих в основе Первой поправки. Принцип вреда использовался для продумывания вопроса о том, существуют ли допустимые ограничения для высказываний — например, ограничения, связанные с явной и реальной опасностью, бранными словами, разжиганием ненависти и даже угрозами национальной безопасности. Однако чаще всего Милль выступает как родоначальник абсолютизма Первой поправки. (Изображение предоставлено Art UK, нарисовано Джорджем Фредериком Уоттсом, 1873 г. , CC BY-NC-ND 4.0)Милль также приводит аргументы в пользу необходимости уважать индивидуальность
Милль приводит аналогичные аргументы в отношении необходимости уважать индивидуальность, проявляющуюся не только в политических убеждениях, но и в индивидуальных вкусах и стремлениях. Он снова утверждает, что общество никогда не должно вмешиваться в чей-либо выбор и привычки, за исключением случаев, когда они причиняют вред другим. Основная причина такой позиции Милля заключается в том, что жизненные эксперименты позволяют людям находить собственные пути к самореализации. Жизненные эксперименты — это средство для осуществления автономии, позволяющее личностному росту и нравственному развитию. Давая свободу экспериментам и поощряя эксцентричность, общество может продвигаться к хорошей жизни.
Критики сосредотачиваются на различных аспектах философии Милля
Критики сосредотачиваются на ряде его идей. Некоторые спорят о том, является ли Милль последовательным утилитаристом или же он сторонник негативной свободы, то есть свободы от государственного контроля. Другие задаются вопросом, может ли различие между эгоцентричными интересами и теми вопросами, которые касаются других, быть осмысленно применено в реальных ситуациях.
Третьи не согласны с самой концепцией свободы слова Милля. Как утверждает теоретик права и литературы Стэнли Фиш, «свободы слова не существует». Рыба означает, что за пределами академического семинара нет рынка или ситуации, в которой идеи существуют или функционируют автономно и без ограничений, независимо от обстоятельств, которые делают их понятными в первую очередь. Каждая идея есть побуждение; каждое слово, потенциально, боевое слово. Не может быть никакого действительного смысла в том, что речь свободна. Речь никогда не бывает свободна от государственного давления; всегда есть пределы дозволенному. Речь никогда не бывает свободна от последствий; одни интересы преобладают над другими; это важно. Другими словами, принцип вреда Милля всегда уже нарушен.
Аргументы Милля в пользу свободы повлияли на доктрины, лежащие в основе Первой поправки
Тем не менее, аргументы Милля в защиту индивидуальной свободы сыграли важную роль в конкретизации доктрин, лежащих в основе Первой поправки. Принцип вреда использовался для продумывания вопроса о том, существуют ли допустимые ограничения для высказываний — например, ограничения, связанные с явной и реальной опасностью, бранными словами, разжиганием ненависти и даже угрозами национальной безопасности. Однако чаще всего Милль выступает как родоначальник абсолютизма, основанного на Первой поправке: «Если бы все человечество, кроме одного, придерживалось одного мнения и только один человек был бы противоположного мнения, то человечество имело бы не больше прав, заставляя замолчать этого одного человека, чем его , если бы он обладал властью, имел бы право заставить человечество замолчать».
Эта статья была впервые опубликована в 2009 году. Леонард Уильямс — почетный профессор политических наук Манчестерского университета в Северном Манчестере, штат Индиана. Он читал курсы по политической теории и американской политике, включая конституционное право. Его исследовательская работа сосредоточена на политических идеологиях со специализацией на современной анархистской мысли. Его последняя книга — «Анархизм: концептуальный подход» (в соавторстве с Бенджамином Фрэнксом и Натаном Джуном).
Отправить отзыв об этой статье
Сладость и горечь детства: результаты фундаментальных исследований вкусовых предпочтений
[1] Волосон В.А. Изысканные вкусы: сахар, кондитерские изделия и потребители в Америке девятнадцатого века. Издательство Университета Джона Хопкинса; Балтимор, Мэриленд: 2002. [Google Scholar]
[2] Смит А. Ф., редактор. Оксфордская энциклопедия еды и напитков в Америке. Издательство Оксфордского университета; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: 2004. [Google Scholar]
[3] Forestell CA, Mennella JA. Онтогенез вкусового восприятия и предпочтения в детстве. В: Doty RL, редактор. Справочник по обонянию и вкусу. 3-е издание Марсель Деккер; Нью-Йорк: 2015. [Google Scholar]
[4] Steiner JE, Glaser D, Hawilo ME, Berridge KC. Сравнительное выражение гедонистического воздействия: аффективные реакции на вкус младенцев человека и других приматов. Neurosci Biobehav Rev. 2001; 25:53–74. [PubMed] [Google Scholar]
[5] Гланц К., Бэзил М., Майбах Э., Голдберг Дж., Снайдер Д. Почему американцы едят то, что они делают: вкус, питание, стоимость, удобство и контроль веса как влияние на еду потребление. J Am Diet Assoc. 1998; 98: 1118–26. [PubMed] [Академия Google]
[6] Берридж К.С. Удовольствия для мозга. Познание мозга 2003; 52:106–28. [PubMed] [Google Scholar]
[7] Малый DM. Вкус находится в мозгу. Физиол Поведение. 2012; 107: 540–52. [PubMed] [Google Scholar]
[8] Малый DM. Индивидуальные различия в нейрофизиологии вознаграждения и эпидемии ожирения. Int J Obes (Лондон) 2009; 33 (Приложение 2): S44–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[9] Нельсон Г., Хун М.А., Чандрашекар Дж., Чжан И, Рыба Н.Дж., Цукер К.С. Рецепторы сладкого вкуса млекопитающих. Клетка. 2001; 106: 381–9.0. [PubMed] [Google Scholar]
[10] Maone TR, Mattes RD, Bernbaum JC, Beauchamp GK. Новый метод безжидкостного придания вкуса недоношенным и доношенным детям. Дев Психобиолог. 1990; 13: 179–91. [PubMed] [Google Scholar]
[11] Nowlis GH, Kessen W. Новорожденные люди различают разные концентрации сахарозы и глюкозы. Наука. 1976; 191: 865–6. [PubMed] [Google Scholar]
[12] Desor JA, Maller O, Turner RE. Предпочтение сладкого у людей: Младенцы, дети и взрослые. В: Weiffenbach JM, редактор. Вкус и развитие: генезис сладкого предпочтения. Типография правительства США; Вашингтон, округ Колумбия: 1977. [Google Scholar]
[13] Розенштейн Д., Остер Х. Дифференциальные реакции лица на четыре основных вкуса у новорожденных. Детский Дев. 1988; 59: 1555–68. [PubMed] [Google Scholar]
[14] Steiner JE. Выражение лица новорожденного, указывающее на гедонику пищевых химических раздражителей. В: Weiffenbach JM, редактор. Вкус и развитие: генезис сладкого предпочтения. Типография правительства США; Вашингтон, округ Колумбия: 1977. [Google Scholar]
[15] Fox NA, Davidson RJ. Вызванные вкусом изменения лицевых признаков эмоций и асимметрия электрической активности головного мозга у новорожденных. Нейропсихология. 1986;24:417–22. [PubMed] [Google Scholar]
[16] Ashmead DH, Reilly BM, Lipsitt LP. Частота сердечных сокращений новорожденных, ритм сосания и амплитуда сосания в зависимости от сладкого вкуса. J Exp Детская психология. 1980; 29: 264–81. [PubMed] [Google Scholar]
[17] Blass EM, Watt LB. Анальгезия, вызванная кормлением грудью и сахарозой, у новорожденных. Боль. 1999; 83: 611–23. [PubMed] [Google Scholar]
[18] Blass EM, Hoffmeyer LB. Сахароза как анальгетик для новорожденных. Педиатрия. 1991; 87: 215–8. [PubMed] [Академия Google]
[19] Барр Р.Г., Пантел М.С., Янг С.Н., Райт Дж.Х., Хендрикс Л.А., Гравел Р. Реакция плачущих новорожденных на сахарозу: эффект «сладости»? Физиол Поведение. 1999; 66: 409–17. [PubMed] [Google Scholar]
[20] Ramenghi LA, Evans DJ, Levene MI. «Аналгезия сахарозой»: абсорбционный механизм или вкусовое восприятие? Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed. 1999;80:F146–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[21] Стивенс Б. , Ямада Дж., Олссон А. Сахароза для обезболивания новорожденных, подвергающихся болезненным процедурам. Кокрановская база данных Syst Rev. 2010 CD001069[PubMed] [Google Scholar]
[22] Миллер А., Барр Р.Г., Янг С.Н. Холодовая прессорная проба у детей: Методологические аспекты и обезболивающий эффект внутриротовой сахарозы. Боль. 1994; 56: 175–83. [PubMed] [Google Scholar]
[23] Mennella JA, Pepino MY, Lehmann-Castor SM, Yourshaw LM. Сладкие предпочтения и обезболивание в детстве: влияние семейной истории алкоголизма и депрессии. Зависимость. 2010; 105: 666–75. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[24] Пепино М.Ю., Меннелла Дж.А. Анальгезия, вызванная сахарозой, связана с пристрастием к сладкому у детей, но не у взрослых. Боль. 2005;119: 210–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[25] Cowart BJ, Beauchamp GK. Раннее развитие вкусового восприятия. В: McBride R, MacFie H, редакторы. Психологические основы сенсорной оценки. Лондон, Англия: 1990. стр. 1–7. [Google Scholar]
[26] Coldwell SE, Mennella JA, Duffy VB, Pelchat ML, Griffith JW, Smutzer G, et al. Оценка вкуса с использованием набора инструментов NIH. Неврология. 2013;80:С20–4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[27] Mennella JA, Lukasewycz LD, Griffith JW, Beauchamp GK. Оценка процедуры принудительного выбора Monell, процедуры отслеживания парного сравнения для определения вкусовых предпочтений в отношении сладкого на протяжении всей жизни. Химические чувства. 2011 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[28] Desor JA, Beauchamp GK. Продольные изменения предпочтений в сладком у людей. Физиол Поведение. 1987; 39: 639–41. [PubMed] [Google Scholar]
[29] Dhurandhar NV, Schoeller D, Brown AW, Heymsfield SB, Thomas D, Sorensen TI, et al. Измерение энергетического баланса: когда что-то не лучше, чем ничего. Int J Obes (Лондон) 2014 [Epub перед печатью] doi: 10.1038/ijo.2014.199 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[30] Министерство сельского хозяйства США ARS. Белтсвиллский исследовательский центр питания человека. Исследовательская группа по исследованию продуктов питания (Белтсвилл, Мэриленд) Министерства здравоохранения и социальных служб США. Центры по контролю и профилактике заболеваний. Национальный центр статистики здравоохранения (Хаяттсвилл, Мэриленд) [Дата обращения: 7 января 2015 г.]; Что мы едим в Америке, NHANES 2001–2002, Диетическое интервью — Общее потребление питательных веществ. [http://www.ars.usda.gov/SP2UserFiles/Place/80400530/pdf/0102/Table_1_BIA.pdf]
[31] Министерство сельского хозяйства США ARS. Белтсвиллский исследовательский центр питания человека. Исследовательская группа по исследованию продуктов питания (Белтсвилл, Мэриленд) Министерства здравоохранения и социальных служб США. Центры по контролю и профилактике заболеваний. Национальный центр статистики здравоохранения (Хаяттсвилл, Мэриленд) [Дата обращения: 7 января 2015 г.]; Что мы едим в Америке, NHANES 2003–2004, Диетическое интервью — Общее потребление питательных веществ. [http://www.ars.usda.gov/SP2UserFiles/Place/80400530/pdf/0304/Table_1_NIF.pdf]
[32] ARS Министерства сельского хозяйства США. Белтсвиллский исследовательский центр питания человека. Исследовательская группа по исследованию продуктов питания (Белтсвилл, Мэриленд) Министерства здравоохранения и социальных служб США. Центры по контролю и профилактике заболеваний. Национальный центр статистики здравоохранения (Хаяттсвилл, Мэриленд) Что мы едим в Америке, NHANES 2005-2006, Диетическое интервью — Общее потребление питательных веществ.
[33] Министерство сельского хозяйства США ARS. Белтсвиллский исследовательский центр питания человека. Исследовательская группа по исследованию продуктов питания (Белтсвилл, Мэриленд) Министерства здравоохранения и социальных служб США. Центры по контролю и профилактике заболеваний. Национальный центр статистики здравоохранения (Хаяттсвилл, Мэриленд) [Дата обращения: 7 января 2015 г.]; Что мы едим в Америке, NHANES 2007–2008, Диетическое интервью — Общее потребление питательных веществ. [http://www.ars.usda.gov/SP2UserFiles/Place/80400530/pdf/0708/Table_1_NIN_GEN_07.pdf]
[34] Министерство сельского хозяйства США ARS. Белтсвиллский исследовательский центр питания человека. Исследовательская группа по исследованию продуктов питания (Белтсвилл, Мэриленд) Министерства здравоохранения и социальных служб США. Центры по контролю и профилактике заболеваний. Национальный центр статистики здравоохранения (Хаяттсвилл, Мэриленд) [Дата обращения: 7 января 2015 г.]; Что мы едим в Америке, NHANES 2009–2010, Диетическое интервью — Общее потребление питательных веществ. [http://www.ars.usda.gov/SP2UserFiles/Place/80400530/pdf/0910/Table_1_NIN_GEN_09.pdf]
[35] ARS Министерства сельского хозяйства США. Белтсвиллский исследовательский центр питания человека. Исследовательская группа по исследованию продуктов питания (Белтсвилл, Мэриленд) Министерства здравоохранения и социальных служб США. Центры по контролю и профилактике заболеваний. Национальный центр статистики здравоохранения (Хаяттсвилл, Мэриленд) [Дата обращения: 7 января 2015 г. ]; Что мы едим в Америке, NHANES 2011–2012, Диетическое интервью — Общее потребление питательных веществ. [http://www.ars.usda.gov/SP2UserFiles/Place/80400530/pdf/1112/Table_1_NIN_GEN_11.pdf]
[36] Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций [Дата обращения: 7 января 2015 г.]; Продовольственные балансы. [ http://faostat3.fao.org/download/FB/*/E]
[37] Slining MM, Popkin BM. Тенденции потребления и источников твердых жиров и добавленных сахаров среди детей и подростков в США: 1994–2010 гг. Педиатр Обес. 2013; 8: 307–24. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[38] Бертино М., Вемер Ф. Влияние диеты на развитие переносимости сахарозы у крыс. Дев Психобиолог. 1981;14:19–28. [PubMed] [Google Scholar]
[39] Древновски А. Сенсорный контроль плотности энергии на разных этапах жизни. Proc Nutr Soc. 2000; 59: 239–44. [PubMed] [Google Scholar]
[40] Coldwell SE, Oswald TK, Reed DR. Маркер роста различается у подростков с высоким и низким уровнем предпочтения сахара. Физиол Поведение. 2009; 96: 574–80. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[41] Ян Л., Грей В. Педиатрические референтные интервалы для костных маркеров. Клин Биохим. 2006;39: 561–8. [PubMed] [Google Scholar]
[42] Liem DG, Mennella JA. Сладкие и кислые предпочтения в детстве: роль раннего опыта. Дев Психобиолог. 2002; 41: 388–95. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[43] Mennella JA, Pepino MY, Reed DR. Генетические и средовые детерминанты восприятия горького и предпочтения сладкого. Педиатрия. 2005; 115:e216–22. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[44] Mennella JA, Finkbeiner S, Reed DR. Доказательство кроется в пудинге: дети предпочитают меньше жира, но больше сахара, чем матери. Int J Obes (Лондон) 2012; 36: 1285–91. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[45] Mennella JA, Reed DR, Mathew PS, Roberts KM, Mansfield CJ. «Ложка сахара помогает лекарству опуститься»: Маскировка горечи сахарозой у детей и взрослых. Химические чувства. 2014;40:17–25. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[46] Mattes RD, Popkin BM. Потребление непитательных подсластителей у людей: влияние на аппетит и потребление пищи и их предполагаемые механизмы. Am J Clin Nutr. 2009; 89: 1–14. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[47] Салливан С.А., Берч Л.Л. Пропустите сахар, пропустите, соль: опыт диктует предпочтения. Дев Психология. 1990; 26: 546–51. [Google Scholar]
[48] Beauchamp GK, Moran M. Принятие сладкого и соленого вкуса у 2-летних детей. Аппетит. 1984; 5: 291–305. [PubMed] [Google Scholar]
[49] Пепино М.Ю., Меннелла Дж.А. Факторы, способствующие индивидуальным различиям в предпочтении сахарозы. Химические чувства. 2005; 30 (Приложение 1): i319–i20. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[50] Симмен Б., Хладик С.М. Различение сладкого и горького вкуса у приматов: эффекты масштабирования у разных видов. Folia Primatol (Базель) 1998; 69: 129–38. [PubMed] [Google Scholar]
[51] Beauchamp GK, Cowart BJ. Врожденные и эмпирические факторы в развитии вкусовых предпочтений человека. Аппетит. 1985; 6: 357–72. [PubMed] [Google Scholar]
[52] Склафани А. Оральные и посторальные детерминанты пищевого вознаграждения. Физиол Поведение. 2004; 81: 773–9. [PubMed] [Академия Google]
[53] Mennella JA, Nicklaus S, Jagolino AL, Yourshaw LM. Разнообразие — приправа к жизни: стратегии поощрения употребления фруктов и овощей в младенчестве. Физиол Поведение. 2008; 94: 29–38. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[54] Gerrish CJ, Mennella JA. Разнообразие вкусов улучшает восприятие пищи у детей, находящихся на искусственном вскармливании. Am J Clin Nutr. 2001;73:1080–5. [PubMed] [Google Scholar]
[55] Forestell CA, Mennella JA. Ранние детерминанты приемлемости фруктов и овощей. Педиатрия. 2007; 120:1247–54. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[56] Розин П. Приобретение пищевых привычек и предпочтений. В: Mattarazzo HD, Weiss SM, Herd JA, Miller NE, Weiss SM, редакторы. Поведенческое здоровье: Справочник по укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Джон Уайли и сыновья; Нью-Йорк, Нью-Йорк: 1984. стр. 590–607. [Google Scholar]
[57] Розин П., Фоллмек Т.А. Еда нравится и не нравится. Анну Рев Нутр. 1986; 6: 433–56. [PubMed] [Google Scholar]
[58] Reed DR, Tanaka T, McDaniel AH. Разные вкусы: Генетика восприятия сладкого и горького. Физиол Поведение. 2006; 88: 215–26. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[59] Adler E, Hoon MA, Mueller KL, Chandrashekar J, Ryba NJ, Zuker CS. Новое семейство вкусовых рецепторов млекопитающих. Клетка. 2000; 100: 693–702. [PubMed] [Google Scholar]
[60] Chandrashekar J, Mueller KL, Hoon MA, Adler E, Feng L, Guo W, et al. T2R функционируют как рецепторы горького вкуса. Клетка. 2000;100:703–11. [PubMed] [Google Scholar]
[61] Meyerhof W, Batram C, Kuhn C, Brockhoff A, Chudoba E, Bufe B, et al. Диапазоны молекулярной чувствительности рецепторов горького вкуса TAS2R человека. Химические чувства. 2010;35:157–70. [PubMed] [Академия Google]
[62] Лунд Э. Непищевые биоактивные компоненты растений: пищевые источники и польза для здоровья глюкозинолатов. Int J Vitam Nutr Res. 2003; 73: 135–43. [PubMed] [Google Scholar]
[63] Бартощук Л.М., Даффи В.Б., Рид Д., Уильямс А. Супердегустация, боли в ушах и травмы головы: генетика и патология изменяют мир наших вкусов. Neurosci Biobehav R. 1996; 20:79–87. [PubMed] [Google Scholar]
[64] Даффи В.Б. Изменение ощущений во рту: значение для диеты и здоровья. Курр Опин Гастроэнтерол. 2007; 23: 171–7. [PubMed] [Академия Google]
[65] Санделл М.А., Бреслин П.А. Изменчивость гена вкусового рецептора определяет, ощущаем ли мы вкус токсинов в пище. Карр Биол. 2006; 16: R792–4. [PubMed] [Google Scholar]
[66] Bufe B, Breslin PA, Kuhn C, Reed DR, Tharp CD, Slack JP, et al. Молекулярные основы индивидуальных различий восприятия горечи фенилтиокарбамида и пропилтиоурацила. Карр Биол. 2005; 15: 322–7. [Статья бесплатно PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[67] Kim U, Jorgenson E, Coon H, Leppert M, Risch N, Drayna D. Позиционное клонирование локуса количественного признака человека, лежащего в основе вкусовой чувствительности к фенилтиокарбамиду. Наука. 2003;299:1221–5. [PubMed] [Google Scholar]
[68] Mennella JA, Pepino MY, Duke FF, Reed DR. Возраст изменяет соотношение генотип-фенотип горького рецептора TAS2R38. БМС Генет. 2010;11:60. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[69] Lipchock SV, Mennella JA, Spielman AI, Reed DR. Восприятие горечи человеком коррелирует с экспрессией матричной РНК горького рецептора во вкусовых клетках. Am J Clin Nutr. 2013;98:1136–43. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[70] Kajuira H, Cowart BJ, Beauchamp GK. Изменение реакции горького вкуса на раннем этапе развития у младенцев. Дев Психобиолог. 1992;25:375–86. [PubMed] [Google Scholar]
[71] Cowart BJ, Yokomukai Y, Beauchamp GK. Горький вкус при старении: снижение чувствительности в зависимости от соединения. Физиология и поведение. 1994; 56:1237–41. [PubMed] [Google Scholar]
[72] Даффи В.Б., Хейс Дж.Е., Дэвидсон А.С., Кидд Дж.Р., Кидд К.К., Бартошук Л.М. Потребление овощей взрослыми студенческого возраста объясняется оральными сенсорными фенотипами и генотипом TAS2R38. Хемосенс Перцепт. 2010;3:137–48. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[73] Липчок С.В., Рид Д.Р., Меннелла Дж.А. Взаимосвязь между генотипом рецепторов горького вкуса и использованием твердых лекарственных форм у детей раннего возраста: ретроспективный анализ. Клин Тер. 2012;34:728–33. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[74] Фишер Р., Гриффин Ф. Фармакогенетические аспекты вкуса. Арцнаймиттельфоршунг. 1964; 14: 673–86. [PubMed] [Google Scholar]
[75] Breslin PA, Beauchamp GK. Подавление горечи натрием: вариации раздражителей горького вкуса. Химические чувства. 1995;20:609–23. [PubMed] [Google Scholar]
[76] Keast RS, Canty TM, Breslin PA. Влияние солей натрия на бинарные смеси горьких соединений. Химические чувства. 2004; 29: 431–9. [PubMed] [Google Scholar]
[77] Mennella JA, Reed DR, Roberts KM, Mathew PS, Mansfield CJ. Возрастные различия горького вкуса и эффективности блокаторов горького вкуса. ПЛОС Один. 2014;9:e103107. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[78] Mennella JA, Pepino MY, Beauchamp GK. Модификация горького вкуса у детей. Дев Психобиолог. 2003;43:120–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[79] Кроэзе Ю.Х., Бартощук Л.М. Подавление горечи, выявленное при стимуляции вкуса раздвоенным языком у людей. Физиол Поведение. 1985; 35: 779–83. [PubMed] [Google Scholar]
[80] Чайлдс Э., де Вит Х. Субъективные, поведенческие и физиологические эффекты острого приема кофеина у легких, независимых потребителей кофеина. Психофармакология (Берл) 2006; 185: 514–23. [PubMed] [Google Scholar]
[81] Холдсток Л., Кинг А.С., де Вит Х. Субъективная и объективная реакция на этанол у умеренно/сильно и легко пьющих людей. Алкоголь Clin Exp Res. 2000;24:789–94. [PubMed] [Google Scholar]
[82] Stevens JC. Обнаружение вкусов в смеси с другими вкусами: проблемы маскировки и старения. Химические чувства. 1996; 21: 211–21. [PubMed] [Google Scholar]
[83] Temple JL. Употребление кофеина детьми: что мы знаем, что нам еще предстоит узнать и почему нам следует беспокоиться. Neurosci Biobehav R. 2009;33:793–806. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[84] Branum AM, Rossen LM, Schoendorf KC. Тенденции потребления кофеина среди детей и подростков в США. Педиатрия. 2014; 133: 386–93. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[85] Glendinning JI. Всегда ли реакция горького отказа является адаптивной? Физиол Поведение. 1994; 56:1217–27. [PubMed] [Google Scholar]
[86] Cogswell ME, Gunn JP, Yuan K, Park S, Merritt R. Натрий и сахар в продуктах прикорма для младенцев и детей ясельного возраста, продаваемых в США. Педиатрия. 2015;135 [PubMed] [Google Scholar]
[87] Бейкер С.
Leave A Comment