Методы селекции

Таблица 54. Основные методы селекции (Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.,1991)

Методы Селекция животных Селекция растений
Подбор родительских пар По хозяйственно ценным признакам и по экстерьеру (совокупности фенотипических признаков) По месту их происхождения (географически удаленных) или генетически отдаленных (неродственных)
Гибридизация:
а) неродственная (аутбридинг)
Скрещивание отдаленных пород, отличающихся контрастными признаками, для получения гетерозиготных популяций и проявления гетерозиса. Получается бесплодное потомство Внутривидовое, межвидовое, межродовое скрещивание, ведущее к гетерозису, для получения гетерозиготных популяций, а также высокой продуктивности
б) близкородственная (инбридинг) Скрещивание между близкими родственниками для получения гомозиготных (чистых) линий с желательными признаками Самоопыление у перекрестноопыляющихся растений путем искусственного воздействия для получения гомозиготных (чистых) линий
Отбор:
а) массовый
Не применяется Применяется в отношении перекрестноопыляющихся растений
б) индивидуальный Применяется жесткий индивидуальный отбор по хозяйственно ценным признакам, выносливости, экстерьеру Применяется в отношении самоопыляющихся растений, выделяются чистые линии – потомство одной самоопыляющейся особи
Метод испытания производителей по потомству Используют метод искусственного осеменения от лучших самцов-производителей, качества которых проверяют по многочисленному потомству Не применяется
Экспериментальное получение полиплоидов Не применяется Применяется в генетике и селекции для получения более продуктивных, урожайных форм
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МУТАГЕНЕЗ Применяется для получения исходного материала для селекции высших растений и микроорганизмов
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ Создание новых комбинаций генов в молекуле ДНК имеет большие перспективы в микробиологии для получения лекарственных препаратов

В селекции растений широко применяют гибридизацию и отбор – массовый (без учета генотипа) и индивидуальный. В растениеводстве по отношению к перекрестноопыляющимся растениям нередко применяется массовый отбор. При таком отборе в посеве сохраняют растения только с желательными качествами. При повторном посеве снова отбирают растения с определенными признаками. Индивидуальный отбор сводится к выделению отдельных особей и получению от них потомства. Индивидуальный отбор приводит к выделению чистой линии – группы генетически однородных (гомозиготных) организмов. Путем отбора были выведены многие ценные сорта культурных растений. Для внесения в генофонд создаваемого сорта растений или породы животных ценных генов и получения оптимальных комбинаций признаков применяют гибридизацию с последующим отбором. При скрещивании разных пород животных или сортов растений, а также при межвидовых скрещиваниях в первом поколении гибридов повышается жизнеспособность и наблюдается мощное развитие. Это явление получило название гибридной силы, или гетерозиса. Оно объясняется переходом многих генов в гетерозиготное состояние и взаимодействием благоприятных доминантных генов.

При последующих скрещиваниях гибридов между собой гетерозис затухает вследствие выщепления гомозигот.

Используют также полиплоидию, благодаря которой выведены высокоурожайные полиплоидные сорта сахарной свеклы, хлопчатника, гречихи и др. Таким путем Г. Д. Карпеченко (1935) получил межвидовой капустно-редечный гибрид. Каждая из исходных форм имела в половых клетках по 9 хромосом. В этом случае клетки полученного от них гибрида имели 18 хромосом. Но некоторые яйцеклетки и пыльцевые зерна содержали все 18 хромосом (диплоиды), а при их скрещивании создано растение с 36 хромосомами, которое оказалось плодовитым. Так была доказана возможность использования полиплоида для преодоления нескрещиваемости и бесплодия при отдаленной гибридизации.

Один из приемов селекции – выведение чистых линий путем многократного принудительного самоопыления растений: потомство такого растения становится гомози-готным по всем генам; в дальнейшем скрещивают особи двух чистых линий, что резко повышает урожайность гибридов первого поколения, их жизнестойкость. Это явление называется гетерозисом. Однако в последующих поколениях гетерозис снижается, урожайность уменьшается, и поэтому в практике используют только гибриды первого поколения.

Методами скрещивания и индивидуального отбора П. П. Лукьяненко были выведены высокопродуктивные кубанские сорта пшеницы: Безостая 1, Аврора, Кавказ; В. Н. Ремесло на Украине получил сорт Мироновская 808, а затем более урожайные сорта Юбилейная 50, Харьковская 63 и др. В. С. Пустовойт со своими сотрудниками этими методами создал на Кубани сорт подсолнечника, содержащий до 50–52% масла в семенах.

Преодоление бесплодия межвидовых гибридов. Впервые это удалось осуществить в. начале 20-х годов советскому генетику Г. Д. Карпеченко при скрещивании редьки и капусты. Это вновь созданное человеком растение не было похоже ни на редьку, ни на капусту. Стручки занимали как бы промежуточное положение и состояли из двух половинок, из которых одна напоминала стручок капусты, другая – редьки.

Искусственный мутагенез. Естественные мутации сопровождающиеся появлением полезных для человека признаков, возникают очень редко. На их поиски приходится затрачивать много сил и времени. Частота мутаций резко повышается при воздействии мутагенов. К ним относятся некоторые химические вещества а также ультрафиолетовое и рентгеновское излучения. Эти воздействия нарушают строение молекул ДНК и служат причиной резкого возрастания частоты мутаций. Наряду с вредными мутациями нередко обнаруживаются и полезные, которые используются учеными в селекционной работе. Путём воздействия мутагенами в растениеводстве получают и полиплоидные растения, отличающиеся более крупными размерами, высокой урожайностью и более активным синтезом органических веществ. Радиационным облучением с последующим отбором созданы ценные сорта гороха, фасоли, томатов.

Особое место в практике улучшения плодово-ягодных культур занимает селекционная работа И. В. Мичурина. Большое значение он придавал подбору родительских пар для скрещивания. При этом он не использовал местные дикорастущие сорта (так как они обладали стойкой наследственностью, и гибрид обычно уклонялся в сторону дикого родителя), а брал растения из других, отдаленных географических мест и скрещивал их друг с другом.

Подобными методами вывели такие ценные сорта, как груша Бере зимняя Мичурина (от скрещивания южного сорта груши Бере Рояль и дикой уссурийской груши) и яблоня Бельфлер-китайка (родители: американский сорт Бельфлер желтый и китайская яблоня родом из Сибири).

Важным звеном в работе Мичурина было целенаправленное воспитание гибридных сеянцев: в определенный период их развития создавались условия для доминирования признаков одного из родителей и подавления признаков другого, т. е. эффективное управление доминированием признаков (разные приемы обработки почвы, внесение удобрений, прививки в крону другого растения и т. п.). Использовался и метод ментора – воспитание на подвое. В качестве привоя он брал как молодое растение, так и почки от зрелого плодоносящего дерева. Этим методом удалось придать желаемую окраску плодам гибрида вишни с черешней под названием «Краса севера». Мичурин применял также отдаленную гибридизацию. Им получен своеобразный гибрид вишни и черемухи – церападус, а также гибрид терна и сливы, яблони и груши, персика и абрикоса.

Все мичуринские сорта поддерживают путем вегетативного размножения.

Таблица . Методы селекционно-генетической работы И. В. Мичурина (Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.,1991)

Методы Сущность метода Примеры
Биологически отдаленная гибридизация:
а) межвидовая
Скрещивание представителей разных видов для получения сортов с нужными свойствами Вишня владимирская X черешня Винклера белая = вишня Краса севера (хороший вкус, зимостойкость)
б) межродовая Скрещивание представителей разных родов для получения новых растений Вишня Х черемуха = Церападус
Географически отдаленная гибридизация Скрещивание представителей контрастных природных зон и географически отдаленных регионов с целью привить гибриду нужные качества (вкусовые, устойчивости) Груша дикая уссурийская Х Бере рояль (Франция)=Бере зимняя Мичурина
Отбор Многократный, жесткий: по размерам, форме, зимостойкости, иммунным свойствам, качеству, вкусу, цвету плодов и их лежкости Продвинуто на север много сортов яблонь с хорошими вкусовыми качествами и высокой урожайностью
Метод ментора Воспитание в гибридном сеянце желательных качеств (усиление доминирования), для чего сеянец прививается на растение-воспитатель, от которого эти качества хотят получить. Чём ментор старше, мощнее, длительнее действует, тем его влияние сильнее Яблоня Китайка (под вой)X гибрид (Китайка Х Кандиль-синап) = Кандиль-синап (морозостойкий)
Бельфлер-китайка (гибрид-подвой) X Китайка (привой) = Бельфлер-китайка (лежкий позднеспелый сорт)
Метод посредника При отдаленной гибридизации для преодоления нескрещиваемости использование дикого вида в качестве посредника Дикий монгольский миндаль Х дикий персик Давида = миндаль Посредник
Культурный персик X миндаль Посредник = гибридный персик (продвинут на север)
Воздействие условиями среды При воспитании молодых гибридов обращалось внимание на метод хранения семян, характер и степень питания, воздействие низкими температурами, бедной питанием почвой, частыми пересадками Закаливание гибридного сеянца.
Отбор наиболее выносливых растений
Смешение пыльцы Для преодоления межвидовой нескрещиваемости (несовместимости) Смешивалась пыльца материнского растения с пыльцой отцовского, своя пыльца раздражала рыльце, и оно воспринимало чужую пыльцу

Селекция животных отличается от таковой у растений: животные дают мало потомков, у них позднее наступает половозрелость, они не размножаются вегетативно и у них отсутствует самооплодотворение. Однако и в селекции животных используют гибридизацию и отбор, как массовый, так и индивидуальный. Учитывают признаки экстерьера родительских пар, родословную производителей, проверяют чистоту породы. Путем близкородственного скрещивания (инбридинга) получают чистые линии, когда все или большинство генов переходят в гомозиготное состояние.

Создавая белую степную украинскую породу свиней, акад. М. Ф. Иванов в качестве исходных форм для скрещивания брал высокопродуктивного английского хряка и неприхотливую к условиям содержания плодовитую украинскую свинью (матку). Затем он провел возвратное скрещивание полученных гибридов с тем же хряком. Так был выведен хряк Асканий I превосходного телосложения (масса 479 кг), которого затем он скрещивал с сестрами, с дочерьми, внучками. Параллельно этой инбридной линии были получены другие аналогичные линии. Несмотря на то что в пределах каждой инбридной линии возникли особи с пониженной жизнеспособностью и другими нежелательными признаками, большинство генов было переведено в гомозиготное состояние. Дальнейшим скрещиванием между собой двух чистых линий с последующим многократным индивидуальным отбором была получена порода степной белой украинской свиньи, сочетающая высокую продуктивность, плодовитость и устойчивость.

Гибриды первого поколения, полученные от скрещивания особей двух инбредных линий, как правило, характеризуются выраженным гетерозисом. Этим широко пользуются в животноводстве для получения хозяйственно ценных форм.

Скрещивание неродственных особей называется аутбридингом. Его осуществляют между особями разных пород одного вида животных и даже в пределах различных родов и видов, т. е. при отдаленной гибридизации. Этим путем получены бесплодный гибрид осла и лошади – мул, гибрид одногорбого и двугорбого верблюда, гибрид яка и крупного рогатого скота (самцы у них бесплодные, а самки плодовиты). Эти гибриды характеризуются гетерозисом, т. е. повышенной жизненностью, обладают долголетием и большей выносливостью по сравнению с родителями.

Тест с ответами: “Селекция”

Категория: Биология.

1. Способы размножения животных:
а) половое,+
б) бесполое,
в) вегетативное.

2. Способы размножения растений:
а) половое,
б) бесполое,
в) вегетативное.
г) верны все ответы+

3. Формы искусственного отбора, применяемые в селекции животных:
а) массовый,
б) индивидуальный.+

4. Скрещивание, при котором возникает инбредная депрессия:
а) близкородственное,
+б) неродственное.

5. Цели, для которых осуществляются близкородственное скрещивание:
а) усиление жизненной силы,
б) усиление доминантности признака,
в) получение чистой линии.+

6. Гетерозис выражается в….
а) повышение продуктивности гибрида,+
б) усиление плодовитости гибрида,
в) получение новой породы или сорта.

7. Как размножаются гетерозисные гибриды у растений?
а) вегетативно,+
б) половым путем,
в) не размножаются.

8. Гетерозисные гибриды у животных размножаются:
а) вегетативно,
б) половым путем,
+в) не размножаются.

9. Полиплоидия встречается у….
а) растения,+
б) животные,
в) человек.

10. Возможно ли применение в селекции животных метода ментора?
а) да,
б) нет.+

11. Эти способы селекции в селекции растений:
а) полиплоидия+
б) гетерозис
в) отдаленная гибридизация+
г) мутагенез
д) массовый отбор+
е) индивидуальный отбор

12. Вставьте пропущенное слово:
Искусственно созданная человеком совокупность особей животных одного вида, характеризующаяся определенными наследственными особенностями -…….
Ответ: порода

13. Что позволяет использование методов биотехнологии в селекции?
а) Ускорить размножение нового сорта.+
б) Создать гибрид растения и животного.
в) Ускорить размножение новых пород.
г) Выявить наследственные заболевания у человека.

14. Название метода выделения отдельных особей среди сельскохозяйственных культур и получения от них потомства:
а) Массовым отбором.
б) Межлинейной гибридизацией.
в) Отдаленной гибридизацией.
г) Индивидуальным отбором.+

15. Что применяют в селекционной работе с микроорганизмами?
а) Близкородственное разведение.
б) Методы получения гетерозиса.
в) Отдаленную гибридизацию.
г) Экспериментальное получение мутаций.+

16. Центром происхождения около 90 видов культурных растений, в том числе кукурузы является:
а) Восточноазиатский.
б). Центральноамериканский.+
в) Южноазиатский
г) Абиссинский тропический.

17. При помощи чего происходит преодоление бесплодия межвидовых растительных гибридов?
а). Гетерозиса.
б) Индивидуального отбора.
в) Массового отбора.
г) Полиплоидии.+

18. Что не применяется в селекционной работе с растениями?
а) Отдаленную гибридизацию.
б) Массовый отбор.
в) Испытание производителей по потомству.
+г) Индивидуальный отбор.

19. Что не применяют в селекционной работе с животными?
а) Родственное скрещивание.
б) Полиплоидию.
+в) Межлинейную гибридизацию.
г) Неродственное скрещивание.

20. К каким методам относят искусственный перенос нужных генов от одного вида живых организмов в другой вид, часто далекий по своему происхождению?
а) Клеточной инженерии.
б) Хромосомной инженерии.
в) Отдаленной гибридизации.
г) Генной инженерии.+

21. Первый этап селекции животных:
а) Бессознательный отбор.
б) Гибридизация.
в) Одомашнивание.+
г) Методический отбор.

22. Генная инженерия характеризуется:
а) встраиванием генов+
б) встраиванием группы генов+
в) Выращиванием клетки
г) Выращиванием ткани
д) переносом генов+
е) Выращиванием культуры клеток

23. Вставьте пропущенное слово, чтобы закончить предложение:
Наука о выведении новых групп живых организмов …….
Ответ: селекция

24. Селекция, как наука…
а) селекция – отбор наиболее ценных для человека сортов растений и пород животных;+
б) селекция – род практической деятельности людей, связанный с выведением новых сортов растений и пород животных;
в) селекция – это наука о культурных сортах растений и породах животных;
г) селекция – это часть генетики, изучающая породы животных и сорта растений.

25. Главным фактором одомашнивания растений и животных является:
а) искусственный отбор
б) естественный отбор+
в) приручение
г) бессознательный отбор

26. Кем создан закон гомологических рядов наследственной изменчивости?
а) Н.И.Вавилов+
б) Т.Морган
в) И.В.Мичурин
г) С.С.Четвериков

27. Что позволяет знание закона гомологических рядов наследственной изменчивости?
а) разрабатывать методы получения новых мутаций;+
б) предсказывать появление определённых мутаций у близких видов и родов;
в) предсказывать места появления новых форм растений или животных;
г) создавать благоприятные условия для роста и развития растений.

28. Основной критерий для установления родства между видами:
а) внешнее сходство
б) генетическое сходство+
в) общие центры происхождения
г) общий ареал распространения

29. В чем заключается практическое значение учения Н.И.Вавилова?
а) оно позволило разработать методы искусственного получения мутаций;+
б) оно позволило целенаправленно выводить новые виды животных;
в) оно позволило одомашнивать новые виды животных;
г) оно позволило сделать всё ранее перечисленное

30. Что применяют в настоящее время в селекции для выведения новых пород и сортов?
а) естественный отбор;
б) бессознательный искусственный отбор;
в) сознательный искусственный отбор;
+г) все формы отбора

31. Положительный эффект от родственного скрещивания?
а) появление в потомстве разнообразных генотипов;
б) получение разнообразных генотипов;
в) повышение гомозиготности особей с полезными свойствами;
г) получение эффекта гетерозиса в первом поколении.+

32. Что такое в растениеводстве чистая линия?
а) потомство, полученное в результате перекрёстного опыления;
б) потомство одной самоопыляющейся особи;+
в) гетерозисное потомство;
г) гетерозиготное потомство.

33. Один из эффектов, которые сопровождают получение чистых линий:
а) повышение плодовитости потомства;
б) бесплодие потомства;
в) снижение жизнеспособности;
+г) повышение жизнеспособности организма.

34. Вставьте пропущенное слово, чтобы закончить предложение:
Явление, при котором происходит многократное увеличение количества хромосом в геноме, называется ……
Ответ:полиплодия

35. Основатель генетики:
а) Грегор Мендель; +
б) Матиас Шлейден;
в) Теодор Шванн;
г) Рудольф Вирхов.

36. Название животных и растений с признаками обоих родителей в результате скрещивания живых существ:
а) доминантами;
+б) гибридами;
в) генами;
г) сортами.

37. Признак, проявляемый в первом поколении гибридов:
а) доминантный; +
б) гибрид;
в) рецессивный;
г) сорт.

38. Признак, не проявляемый в первом поколении гибридов:
а) доминантный;
б) гибрид;
в) рецессивный; +
г) сорт.

39. Название объяснения Менделя:
а) гипотеза чистоты гамет; +
б) гибрид;
в) признак;
г) сорт.

40. Название двух генов, которые контролируют развитие каждого признака:
а) доминантные;
б) аллельные; +
в) рецессивные;
г) чистые.

41. Название особей, у которых аллельные гены одинаковы:
а) доминантные;
б) гетерозиготные;
в) рецессивные;
г) гомозиготные. +

42. Название особи, у которых аллельные гены различны:
а) доминантная;
б) гетерозиготаная;+
в) рецессивная;
г) гомозиготная.

43. Название совокупности внешних признаков, которыми проявляются гены:
а) генотип
б) хронотип
в) фенотип+
г) логотип

44. Название совокупности внешних признаков, которыми проявляется генетическая конституция:
а) генотип+
б) хронотип
в) фенотип
г) логотип

45. Название первой серии опытов Менделя:
а) генотип
б) хронотип
в) дигибридное скрещивание
г) моногибридное скрещивание+

46. Название второй серии опытов Менделя:
а) генотипом
б) хронотипом
в) дигибридным скрещиванием+
г) моногибридным скрещиванием

47. Чем является расщепление в каждой паре генов, которое идет независимо от других пар генов:
а) вторым законом Менделя+
б) законом Дарвина
в) дигибридным скрещиванием
г) моногибридным скрещиванием

48. Американский ученый, который впервые выдвинул идею связи между хромосомами и генами в 1903 году?
а) Мендель
б) Дарвин
в) Сэттон+
г) Морган

49. Чем является механизм, с помощью которого гомологичные хромосомы могут обмениваться генами?
а) мутантными аллелями
б) гигантскими хромосомами
в) классическим распределением
+г) кроссинговером

50. Это понятие не входит в формы взаимодействия генов между собой:
а) комплементарность (дополнительность)
б) эпистаз
в) полимерия
г) кроссинговер+

51. Что вызывает белую окраску обоих генов в доминантном состоянии?
а) отсутствие одного из этих генов+
б) гигантские хромосомы
в) классическое распределение
г) кроссинговер

52. Подавление одного гена другим наблюдают при явлении:
а) полимерия
б) скрещивание
+в) эпистаз
г) кроссинговер

53. Как называется действие одного гена на разные признаки?
а) полимерия
б) плейотропный эффект+
в) эпистаз
г) кроссинговер

54. Год обнаружения добавочной хромосомы, называемую Х:
+а) в 1890 году
б) в 2000 году
в) в 1990 году
г) в 2015 году:

55. Американские цитологи, которые выяснили биологическое значение этой хромосомы
а) Вильсон и Стивенс+
б) Мендель и Дарвин
в) Сэттон и Дарвин
г) Морган и Вильсон

56. Что определяет наличие двух ХХ хромосом у человека и других млекопитающих:
а) мужской пол
б) процесс онтогенеза
в) плейотропный эффект
г) женский пол+

57. Что определяет наличие в геноме особой хромосомы У, у человека и других млекопитающих?
а) мужской пол+
б) процесс онтогенеза
в) плейотропный эффект
г) женский пол

58. Название пола с одинаковыми половыми хромосомами:
а) гетерогаметный
б) гомогаметный+
в) плейотропный эффект
г) альтернативный

59. Название пола с разными половыми хромосомами:
а) гетерогаметный+
б) гомогаметный
в) плейотропный эффект
г) альтернативный

60. Морганом исследовал первого мутанта:
а) белоцветный горох
б) кур
в) мух с белыми глазами+
г) стручки пастушьей сумки

61. Название болезни несвертывания крови:
а) дальтонизм
б) ген лысости
в) ген комолости
г) гемофилия+

62.Родина многих клубненосных растений, в том числе картофеля:
а) Центр Южноазиатский
б) Центр Южноамериканский тропический.+
в) Центр Средиземноморский.
г) Центр Центральноамериканский.

Используете ли вы метод наставника в животноводстве?

Различные отрасли науки, занимающиеся выращиванием сортов культурных растений, пород сельскохозяйственных животных и штаммов бактерий, используют как традиционные, так и новейшие практические приемы и методы. Они будут зависеть, прежде всего, от объекта селекционной работы. Иными словами, при проведении экспериментов с растениями ученый может применять массовый отбор или метод наставника, тогда как при работе с животными или микроорганизмами такие приемы применяются ограниченно, а то и вовсе не используются.

Задачей настоящей статьи будет выяснение вопроса о том, возможна ли теоретически и практически осуществима такая форма племенной работы, как метод наставничества, при создании новых или улучшении существующих пород крупного рогатого скота, свиней и птицы.

Особенности животноводства

Широко известная в научных кругах работа Чарльза Дарвина «Изменения домашних животных и культурных растений под влиянием одомашнивания», написанная в середине 19 в.века, до сих пор является настольной книгой для целой плеяды современных ученых, занимающихся практической деятельностью. В ней названы основные методы селекции: гибридизация, гетерозис и близкородственное скрещивание, основанное на искусственном отборе.

В экспериментах на животных избегают его массовой формы, так как обычно пара родителей дает небольшое количество гибридов, каждый из которых имеет определенную ценность в материальной эквивалентности. Не будем забывать, что для представителей классов Птицы и Млекопитающие, являющихся в основном основными объектами племенной работы, характерно только половое размножение. Это означает, что приемы на основе вегетативных форм (черенкование, черенкование, черенкование) неприемлемы для животных. Для того, чтобы разобраться в вопросе, применяется ли метод наставника в разведении животных, будет логичным сначала уточнить суть этого метода.

Метод учителя

Выдающийся русский ученый, селекционер И. В. Мичурин, блестящие исследования которого легли в основу мировой науки, применил целенаправленный вегетативный подход растений двух различных сортов. В результате оба индивида стали приобретать новые признаки и свойства. Например, изменилась форма, размер или цвет плодов, а также их вкус. Проведя прививку в кроне подвоя, И. В. Мичурин смог создать такие условия, при которых стебель начал получать питательные вещества от материнского.

Все это в конечном итоге изменило ход метаболических реакций в клетках и тканях привитого среза, а значит, и его фенотипические признаки. Вышеупомянутый способ инокуляции стал известен в растениеводстве как метод наставника.

Примеры создания новых сортов плодовых культур

Одним из самых ранних, полученных И. Мичуриным еще в 1908 г., является сорт яблони Бельфлера-Чинака. В качестве привоя селекционер взял черенок американского сорта Бельфлер желтый с выдающимися вкусовыми качествами. Подвоем послужил саженец Китая, крупнопородный — местный сорт, распространенный на территории Средней России. Основными его достоинствами были морозостойкость и устойчивость к основным болезням яблонь – парше и мучнистой росе. Применив метод наставника, ученый в результате гибридизации получил новый сорт, наиболее приспособленный к сложным климатическим условиям северных широт в сочетании с высокими вкусовыми качествами плодов. Яблоки сорта Мичуринский имеют белую мякоть нежного десертного вкуса с тонким ароматом.

Более ста лет эту культуру продолжают выращивать в частных хозяйствах не только России, но и Украины, Армении, республик Северного Кавказа. Садоводы ценят этот сорт еще и за стабильно высокую урожайность и морозостойкость. На селекционных станциях и в плодоводческих питомниках саженцы Бельфлера-Чинаки также используются в качестве подвоя в процессах гибридизации, благодаря чему создано около 13 новых сортов.

Цели и задачи получения направленного образования гибридных растений

Исходя из приведенных фактов, становится понятным огромное значение опытной работы И. В. Мичурина, который не только разработал метод наставника, но и сделал его одним из лидеров выведения новых сортов плодово-ягодных культур.

Опыты преемников ученого — Е. С. Строева, Е. Н. Седова и других сотрудников ВНИИ селекции плодовых культур обобщили цели, достигнутые в результате применения методов направленной селекции гибридных сеянцев.

К наиболее значимым из них относятся следующие: нивелирование неблагоприятных фенотипических признаков у гибридных особей и закрепление желательных для человека свойств у растений создаваемого сорта. Обобщая многочисленные результаты селекции растений, исследователи пришли к пониманию некоторых закономерностей, сопровождающих применение вакцин на практике. Рассмотрим их подробнее.

Условия получения вегетативных гибридов

При использовании метода наставника в животноводстве необходимо учитывать следующие правила:

  • Растение, от которого берут черенок или почку (привой), должно быть вегетативно молодым, не старше 1-2 лет, а в качестве наставника используют отпрыск многолетнего дерева;
  • Рядом с вегетативным прививочным побегом необходимо сохранить большое количество ветвей подвоя, обеспечивающих влияние на фенотипические признаки высаживаемого растения.

Благодаря вышеперечисленным условиям селекционерам удается сформировать у плодово-ягодных культур хозяйственно ценные свойства. Являясь одним из самых популярных и распространенных методов выведения новых сортов сельскохозяйственных культур, этот метод, к сожалению, до сих пор остается недостаточно изученным современными биохимиками и цитологами.

Тканевое машиностроение

На вопрос о том, используется ли метод наставника в разведении животных, ответ будет отрицательным. Интересны в этой связи исследования по биотехнологии, касающиеся клонирования, т. е. синтеза полной копии организма из матрицы (одной или нескольких соматических клеток). В этом случае прослеживается аналогия с вегетативной формой размножения растительных организмов, так как полученный клон животного состоит из однородных по генотипу клеток. Опыты в области тканевой и генной инженерии проводят методом их культивирования на питательной среде. Вся наследственная информация об организме хранится в хромосомах ядер, а значит, всего из одной клетки можно получить неограниченное количество особей — копий.

Характеристика методов селекции животных

Мичурин И.В. разработал метод наставника исключительно для использования его в опытах с растительными организмами, точнее, конкретно с плодовыми и ягодными культурами. Как мы уже говорили ранее, исследования на животных имеют свою специфику. Прежде всего это отсутствие вегетативного размножения у высших позвоночных.

Следует помнить, что их организмы отличаются высокой степенью интеграции всех органов и систем, поэтому изменение одного признака определенного органа под влиянием наставника неизбежно приведет к серьезным нарушениям в работе систем, связанных с это анатомически и физиологически. На практике целесообразно будет ввести в работу с животными следующие приемы, а именно: близкородственную (инбридинг) и отдаленную гибридизацию. Первый используется для создания чистых линий и дальнейшего получения эффекта гетерозиса, а второй – для выведения новых пород животных.

Заявка на наставничество | Ранчо Драконьего Камня

Вы читали наше руководство по уходу? Если нет, сделайте это, прежде чем продолжить.

Да

ИМЯ *

Имя

Фамилия

ИМЯ УКАЗАНО НА FACEBOOK

Если отличается от настоящего имени.

Имя

Фамилия

БИЗНЕС-ИМЯ ЕЖА

Если он у вас уже есть.

СТРАНИЦА НА ФЭЙСБУКЕ

Ваша бизнес-страница ежей в Facebook, если она у вас есть.

http://

ВЕБ-САЙТ

Веб-сайт вашего ежа, если он у вас есть.

http://

АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ

НОМЕР ТЕЛЕФОНА

Номер мобильного, пожалуйста.

(###)

###

####

ФИЗИЧЕСКИЙ АДРЕС

адрес 1

Адрес 2

Город

Штат/провинция

Почтовый индекс

Страна

ДАТА РОЖДЕНИЯ

мм

ДД

ГГГГ

Номер USDA

Если у вас нет лицензии Министерства сельского хозяйства США, укажите, какие экзотические виды у вас есть, и количество самок каждого вида.

Если у вас раньше был наставник, кто это был? Пожалуйста, объясните, почему это наставничество не сработало.

Как давно вы занимаетесь разведением ежей? Как долго вы занимаетесь разведением ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО породистых ежей?

Сколько самцов и самок в настоящее время участвует в вашей программе разведения ежей? Если в настоящее время у вас их нет, опишите, сколько, по вашему мнению, вы хотите.

Чем вы кормите своих ежей? Если у вас в настоящее время нет ежей, чем вы планируете их кормить?

Какое обогащение вы даете своим ежикам? Какие колеса или другие возможности для упражнений вы им предлагаете, если таковые имеются? Если в настоящее время у вас нет ежей, опишите, что вы планируете им предложить.

Можете ли вы прислать нам ПОСЛЕДНИЕ фотографии или видео вашей комнаты для ежей и настроек?

Не требуется, если у вас нет ежей.

Перечислите всех заводчиков, у которых вы приобрели ежей, если таковые имеются:

Если вы никогда раньше не разводили ежей, были ли они у вас в качестве домашнего питомца? Пожалуйста, опишите (сколько ему лет и откуда вы его взяли, или что с ним случилось, если он больше не находится под вашим присмотром).

Перечислите свой опыт разведения других видов, если таковой имеется:

Знаете ли вы, разрешено ли содержание ежей в вашем районе? Это касается вашего города, округа и штата. Требуют ли какие-либо местные постановления разрешение на владение ими?

Каковы цели вашей программы разведения? Пожалуйста, будьте конкретны и расположите цели в соответствии с приоритетом.

Знаете ли вы, есть ли рынок ежей в вашем районе? Приюты рядом с вами заполнены ежами, нуждающимися в доме, или ваш район уже перенасыщен заводчиками?

У вас есть работа? Это полный рабочий день или неполный рабочий день? Расскажите нам об этом.

Будет ли у вас помощь в уходе за стадом ежей? Будьте конкретны (семья, друзья, наемный персонал и т. д.).

Вы берете отпуск? Как часто? Кто будет присматривать за вашим стадом, если вас не станет?

Согласны ли вы со всеми ожиданиями, изложенными в разделе выше этой формы заявки?

Используйте пространство ниже, чтобы сообщить нам что-нибудь еще, что, по вашему мнению, мы хотели бы знать, прежде чем мы примем решение.