Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию: алгоритм решения

За задание 21 в ЕГЭ по обществознанию можно получить 3 балла, всего лишь правильно прочитав график, но многие выпускники все равно допускают на нем ошибки. Чтобы с вами такого не случилось, в статье разбираем теорию для этого задания и приводим алгоритм решения. Пользуйтесь!

В этой статье:

Особенности задания 21Равновесная цена, спрос и предложениеКак решать задание по алгоритмуЗадание 21 в ЕГЭ по обществознанию: решение

Задание 21 — не единственное, которое дается сдающим экзамен с трудом. На своем курсе подготовки к ЕГЭ по обществознанию в MAXIMUM Education я разбираю все задания экзамена, объясняю критерии оценивания и правила заполнения бланков и делюсь лайфхаками, которые облегчат подготовку и помогут добиться желаемого результата. Увидимся на занятиях!

Особенности задания 21

Задание 21 — это задание из второй части ЕГЭ по обществознанию, которое проверяет ваши теоретические знания из блока «Экономика».

Для его решения нужны умения и навыки анализировать экономический график по этим критериям:

  • изменение равновесной цены;
  • изменение спроса и предложения.

Именно поэтому для выполнения задания 21 необходимы отличные знания теории по спросу и предложению, а также сути равновесной цены. 

Максимальный балл за задание — 3.

Равновесная цена, спрос и предложение

В рамках рынка и рыночных отношений механизмы спроса и предложения являются одними из ключевых. Разберемся в них подробнее.

Спрос

Начнем со спроса и факторов, которые могут его изменять. Если говорить простым языком, то спрос — это наше желание и возможность приобрести определенный товар или услугу. То есть спрос — это механизм, отражающий поведение потребителей. На экономическом графике спрос обозначается буквой D от английского слова demand.

Спрос (D) — желание и возможность покупателя приобрести определенное количество товаров или услуг по определенной цене в определенный момент времени.

Как определить характер изменения спроса: увеличивается он или уменьшается? Все очень просто:

1. Стрелка вправо (→) — спрос увеличивается: большее количество людей готовы приобрести тот или иной товар или услугу.

2) Стрелка влево (←) — спрос уменьшается: меньшее количество людей готовы приобрести тот или иной товар или услугу.

Теперь давайте определим факторы, влияющие на изменение спроса. Знание этих факторов поможет вам со 100%-й уверенность справиться с заданием 21.

Предложение

Предложение отображает процессы со стороны продавца или производителя товара, услуги. На экономическом графике спрос обозначается буквой S от английского слова supply.

Предложение (S) — желание и возможность продавца продать определенное количество товаров или услуг по определенной цене в определенный момент времени.

Характер изменений предложения носит такой же характер, как и у спроса:

1. Стрелка вправо (→) — предложения увеличивается: продавец или производитель готов и может продать большее количество товаров или услуг.

2. Стрелка влево (←) — предложение уменьшается: продавец или производитель готов и может продать меньшее количество товаров или услуг.

Для лучшего понимания того, что может повлиять на предложение, зафиксируем основные факторы, которые оказывают влияние на изменения предложения. 

Этой таблицей вы можете пользоваться, когда будете тренироваться решать задание 21 ЕГЭ по обществознанию. 

Равновесная цена

Нам осталось разобраться с понятием равновесной цены или состояния. В задании 21 часто могут попросить провести анализ влияния спроса и предложения на равновесную цену. На рынке и продавцы, и покупатели стремятся добиться договоренностей, которые устроят обе стороны. Когда они приходят к согласию, рынок достигает равновесия. На графике равновесная цена находится на пересечении между кривой спроса и предложения.

Равновесная цена — это цена, при которой потребитель готов приобрести товар или услугу, а производитель готов продать. Достигается полный компромисс между производителем и покупателем.

Давайте зафиксируем, как будет изменяться равновесная цена при изменении спроса и предложения.

Например, в 2023 году появится новая модель планшета: она весит меньше предшественников и имеет улучшенный процессор. Значит, и спрос на эту модель возрастет, а это приведет к повышению равновесной цены. 

Мы разобрались, что такое равновесная цена, спрос и предложение. И самое главное — знаем факторы, влияющие на спрос и предложение, и то, как они, в свою очередь, оказывают эффект на равновесную цену. 

Как решать задание по алгоритму

Чтобы гарантировать себе получение максимального балла за задание и сократить время на его выполнение, изучим алгоритм решения задания 21 в ЕГЭ по обществознанию. 

  1. Внимательно ознакомьтесь с условием и зафиксируйте, на каком рынке произошли изменения.
  2. Определите характер изменения спроса или предложения по стрелке: увеличение или снижение.
  3. Опрределите характер изменения равновесной цены. 
  4. Выделите и зафиксируйте фактор, влияющий на спрос или предложение, пояснив характер влиянения фактора.
  5. Запишите ответ в бланк второй части: характер изменения равновесной цены, спроса или предложения.

Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию: решение

Используем наш алгоритм при решении реального задания. 

Задание

Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию

На графике изображено изменение ситуации на рынке спортивного питания. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. На графике P — цена товара; Q — количество товара.

  1. Как изменилась равновесная цена?
  2. Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.
  3. Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если будет ожидаться рост цен на спортивное питание при прочих равных условиях?

Решение

  1. По условию мы видим, что изменения произошли на рынке спортивного питания.
  2. Произошло изменение спроса: он увеличился, так как стрелка направлена вправо. 
  3. Равновесная цена выросла из-за увеличение спроса.
  4. Увеличение спроса на рынке спортивного питания может быть связано с появлением моды на здоровый образ жизни. 
  5. Предложение и равновесная цена увеличатся из-за ожидания роста цен на спортивное питание. 
  6. Зафиксируем ответ в бланке второй части:
  1. Равновесная цена выросла.
  2. Изменение спроса мог вызвать рост или появление моды на здоровый образ жизни, который подразумевает спортивный и активный образ жизни.
  3. Предложение и равновесная цена увеличатся из-за ожидания роста цен на спортивное питание.

ЕГЭ по обществознанию — обзор, разборы заданий, тесты и справочники

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию станет для вас намного легче с разделом нашего портала. Мы разобрали задачи, привели тесты для самопроверки и тренировки. У нас Вы найдете описание экзамена и полезные рекомендации. Уверены, что с нами Вы успешно сдадите ЕГЭ по обществу в 2022 году!

Общая информация об экзамене

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.

Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.

Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)
  • применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:

  1. человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6)
  2. экономика (задания 7–10)
  3. социальные отношения (задания 11, 12)
  4. политика (задания 13–15)
  5. право (задания 16–19)

Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.

В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания второй части (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работыКоличество заданийМаксимальный первичный балТип заданий
1 часть2035Краткий ответ
2 часть927Развернутый ответ
Итого1962

Время

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут.
Рекомендуемое время для выполнения различных заданий:

  • для каждого из заданий 1–3, 10:  1–4 минуты
  • для каждого из заданий 4–9, 11–28: 2–8 минут
  • для задания 29: 45 минут

В каком порядке лучше сдавать актуарные экзамены?

Если вы только начинаете сдавать актуарные экзамены или уже сдали несколько, вы здесь, потому что хотите узнать, как лучше всего двигаться вперед. Итак, в каком порядке лучше сдавать актуарные экзамены?

Краткий ответ: нет обязательного порядка написания экзаменов, поэтому все зависит от вас, как вы поступите. Но экзамены P и FM, как правило, являются самыми простыми для большинства людей, поэтому вам следует сначала сдать эти два экзамена. Третий экзамен теперь зависит от того, начали ли вы уже готовиться к IFM, так как последнее заседание для этого экзамена будет осенью 2022 года. Он будет заменен ATPA, домашней оценкой, которая будет запущена в январе 2022 года. Сдача IFM в 2022 году даст вам кредит перехода для ATPA. После этого порядок должен определяться исходя из вашего образования и опыта.

Но позвольте мне помочь вам решить, какой порядок лучше всего подходит для вас, исходя из вашей текущей ситуации.

Первый экзамен

Как я сказал в коротком ответе выше, экзамен P (вероятность) или FM (финансовая математика) должен быть вашим первым. Большинство людей считают, что экзамен P сложнее, чем FM, из-за всех вычислений, которые он включает.

Итак, большинству людей я рекомендую сдавать Exam FM в качестве первого экзамена.

Но есть одно исключение. Если у вас недавно прошли курсы по продвинутому исчислению, включая двойную интеграцию, тогда вам следует сначала написать экзамен P, пока содержание еще свежо в вашей памяти.

Чем дольше вы не пользуетесь исчислением, тем труднее становится вспомнить. Итак, если вы планируете сдавать экзамен в ближайшее время и только что закончили курс, который включал двойную интеграцию, то вам следует сначала избавиться от экзамена P.

Поскольку теперь вы, надеюсь, приняли решение, вы можете присоединиться к сообществу актуариев-акселераторов, чтобы получать пошаговые инструкции, обучение и мотивацию во время учебы.

Второй экзамен

Решите ли вы сначала написать экзамен P или FM, зависит от нескольких факторов, как указано выше. То, что вы не сдали, будет вторым экзаменом.

Я настоятельно рекомендую вам сначала пройти эти два экзамена. Они самые простые, и темы, которые вы изучите на этих экзаменах, будут полезны для будущих.

Они также научат вас степени приверженности и самоотверженности, необходимой для сдачи актуарных экзаменов.

Третий экзамен

Вашим третьим экзаменом должен быть IFM (инвестиции и финансовые рынки), если вы начали готовиться к какому-либо заседанию до последнего экзамена осенью 2022 года. Помимо экзаменов P и FM, это единственный другой экзамен это принимается как Обществом актуариев, так и Актуарным обществом несчастных случаев. Однако в настоящее время мы не знаем, будет ли после осени 2022 года замещающий экзамен для маршрута CAS, известно только, что первые два экзамена по-прежнему будут эквивалентны.

Что это значит? Что ж, Общество актуариев является основным актуарным обществом в Соединенных Штатах для актуариев страхования жизни. Если вы решите стать актуарием, работающим в сфере жизни, здоровья или пенсионного обеспечения, вы в конечном итоге станете членом Общества актуариев. Для этого вам нужно будет написать экзамены по SOA в будущем.

В качестве альтернативы, Актуарное общество по несчастным случаям является основным актуарным обществом по страхованию имущества и несчастных случаев (P&C) в Соединенных Штатах. Итак, если вы решите стать актуарием, который занимается страхованием автомобилей, домов или другого имущества, вы станете членом Общества актуариев по несчастным случаям. В дальнейшем вам нужно будет сдавать экзамены CAS.

В настоящее время экзамены P, FM и IFM принимаются обоими обществами, поэтому вам не нужно решать, по какому маршруту вы пойдете, пока не выполните эти три экзамена. Однако в дальнейшем, вероятно, вам нужно будет сдать первые два экзамена, а затем принять решение.

Будущие экзамены

Когда вы сдадите четвертый экзамен, вам нужно будет решить, пойдете ли вы по маршруту SOA или маршруту CAS (подробнее об этом здесь).

Скорее всего, вы выберете этот вариант, как только получите свою первую работу, потому что к тому времени вы будете знать, работаете ли вы со страхованием жизни или страхованием ответственности и ответственности.

Для большинства людей то, где вы получите свою первую работу, определяет путь экзамена, который вы будете следовать. И оттуда порядок не имеет большого значения.

Одна из стратегий состоит в том, чтобы просто выбрать те экзаменационные темы, которые наиболее тесно связаны с вашей работой. Другой вариант — посмотреть, какие темы кажутся вам наиболее интересными.

Действительно ли результаты экзаменов определяют ценность ребенка?

«Все гении. Если судить о рыбе по ее способности лазить по деревьям, то она всю жизнь будет думать, что она глупая»

Дискриминация, с которой сталкиваются учащиеся из-за их академической успеваемости, является вековой практикой, которую мы продолжаем до сих пор и которая к настоящему времени стала нормой. Мы часто видим, как родители и даже учителя оскорбляют и принижают учеников за их плохую успеваемость. Если мы по-прежнему склонны приписывать ценность ребенка клочку бумаги, преобладающий вопрос здесь звучит так: в чем первопричина того, что это традиционное мышление все еще среди нас даже в 21 веке?

Одной из основных первопричин, несомненно, являются уникальные особенности нашей системы образования, особенно той, которой придерживается индийское общество. Наша индийская система образования всегда склонна и обусловливает общество оценивать ребенка по тому, насколько хорошо он может пересказать уроки, полученные в школах и колледжах, на листе бумаги, а не по тому, насколько он способен применять эти вещи на практике в своих реальных жизненных ситуациях. . Это нелогичное значение, традиционно навязываемое первым, заставляет студентов учиться ради хороших оценок и никогда не учиться ради своего будущего.

Кроме того, то, как наше общество не признает изобилие страстей, талантов и мечтаний, которые есть у детей помимо учебы, оказывает неосязаемое давление и стресс на их головы, из-за которых они почти никогда не удосуживаются получать удовольствие от учебы.

Это заставляет студентов, по крайней мере, большинство из них, поверить в то, что единственный способ добиться успеха — это образование, а все остальное никогда не стоит времени и усилий. Это оставляет многие таланты неиспользованными и неиспользованными.

Принимая во внимание последствия, с которыми сталкиваются такие дети, которые подвергаются дискриминации из-за их плохой успеваемости в учебе, они переживают самые тяжелые эпизоды беспокойства, клинической депрессии и даже суицидальных мыслей. Только в 2019 году мы потеряли более 10 000 драгоценных жизней студентов в результате самоубийств в Индии, причем большинство из них произошло в то время, когда были опубликованы результаты доски и публичных экзаменов. Также шокирует то, что опросы показывают, что по крайней мере 4 из каждых 10 студентов в Индии переживают клиническую депрессию.

Я считаю, что пришло время задать себе очень важный вопрос; Что мы как общество можем сделать, чтобы этого не произошло?

Во-первых, постарайтесь понять, что даже самый лучший в мире тест интеллекта не может определить успешность будущего ребенка. Подготовьте детей к чудовищному миру, ожидающему их у порога, а не к какому-то стандартному тесту. Во-вторых, проанализируйте текущую ситуацию и поймите, что большинство этих детей покончили с собой либо потому, что боялись взглянуть в глаза своим результатам, либо потому, что упустили из виду какую-то академическую цель. Я считаю, что этого можно избежать, убедив их, что никакие вступительные экзамены никогда не определят, насколько успешна их жизнь. Дайте им понять, что не всегда необходимо иметь академические цели, что необходимо, так это то, что они должны постоянно преследовать свои мечты, какими бы они ни были. В-третьих, научите их быть добрыми, сострадательными, решительными, страстными, целеустремленными и уверенными во всех сферах жизни, потому что это делает их уникальными. У нас уже есть куча врачей и инженеров в этом мире, чего нам не хватает, так это людей, научите их быть одними из лучших из них. И последнее, но не менее важное: заверите их в этом; МОЖНО ОШИБАТЬСЯ, МОЖНО ПАДАТЬ, МОЖНО ПЛОХАТЬ… НО НЕЛЬЗЯ ОСТАВАТЬСЯ.