Итоговое сочинение: Верно ли, что мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию?

Многомудрый Литрекон высоко ценит моральные качества личности. Об этом он повествует в итоговом сочинении на тему: Верно ли, что мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию? Аргументы он взял из книг «Тихий Дон», «Война и мир», «Чудесный доктор», «Капитанская дочка».

Вариант 1

(400 слов) Отражает ли мораль стремление человека к самосовершенствованию? На этот вопрос мы находим ответ в жизни, анализируя поведение знакомых и друзей. Тот, кто старается жить честно и в ладу с совестью, всегда нацелен на развитие и в других сферах. Об этом нам говорят и многочисленные примеры из литературы.

Для детального анализа темы рассмотрим один из таких примеров. В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» Наталья Коршунова воплощала в себе все качества идеальной женщины и была эталоном в своей среде. Трудолюбивая, заботливая, отзывчивая, кроткая и покладистая девушка завоевала симпатию многих читателей. Но не только характером угодила нам Наталья. Героиня была настоящей красавицей и хранительницей домашнего очага. Верная и любящая жена, нежная и сильная мать — все это сказано о ней. Нельзя сказать, что все это дано ей от рождения. Наталья вкладывала силы в самосовершенствование: много работала, всю себя посвящала семье, старалась угодить мужу и сохранить брак. Ее добродетели — это результат осознанных усилий. И высокие моральные принципы героини были выстраданы ею. Несмотря на измены мужа, она держала себя в чистоте и была верна ему. Несмотря на одиночество, она воспитывала детей и взваливала на себя все тяготы жизни без опоры в лице супруга. Ее стойкие нравственные убеждения действительно отражают стремление этой натуры к развитию и преуспеянию во всех ипостасях, где раскрывается настоящая женщина.

Похожий пример описал Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Марья Болконская — одухотворенная и возвышенная личность, которая тоже стремилась к самосовершенствованию во всех его проявлениях. Читатель часто становится свидетелем работы ее совести. Героиня часто одергивала себя и упрекала за то, что ее чувства или поступки не соответствовали заданным стандартам. Постоянно получая оскорбления от отца, она не винила его, а искала причины недовольства в себе и хотела исправиться. Чтобы не раздражать отца, она шла на немыслимые компромиссы: принимала своих гостей тайком, показывала письма от подруги, смирялась с вынужденным одиночеством. Все это она делала для того, чтобы стать лучше и принести себя в жертву на алтарь семейных взаимоотношений. О ее желании развиваться говорят не только высокие нравственные требования к себе, но и многочисленные проявления духовности. Марья была религиозной девушкой и много молилась. В вере она находила источник силы и мудрости. Очевидно, что ее незаурядные моральные качества и убеждения говорят о желании усовершенствовать свою натуру.

Таким образом, мораль, вне всякого сомнения, свидетельствует о стремлении человека к самосовершенствованию. Когда мы очищаем душу и прислушиваемся к голосу совести, то развиваем свою натуру. Люди, которые ведут себя порядочно и благородно, всегда идут по пути эволюции.

Вариант 2

(411 слов) Наличие моральных качеств всегда доказывает стремление личности к самосовершенствованию. Если человек демонстрирует добродетель, он явно следит и за другими сторонами своей натуры, желая возвыситься и развить себя. Об этом явлении писали многие отечественные авторы.

Например, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» изобразил героя, саморазвитие которого тесными узами связано с проявлениями морали. Петр Гринев отправился на службу в отдаленную часть и с этого момента начал самостоятельную жизнь вдали от родительского присмотра. В первые дни юноша был еще недорослем, который дорвался до свободы и играет с ней. Он проиграл крупную сумму на бильярде и выпил лишнего, а потом с упреками и грубостью вынудил своего слугу заплатить долг. Петр унизил Савельича, который был с ним с самого его детства и искренне любил его. Спустя некоторое время совесть подсказала барину, что он был не прав. И в этом переломном моменте из недоросля Петр превращается в мужчину: он признает свою вину и просит прощения у своего крепостного. В дальнейшем нравственные принципы еще не раз будут направлять Гринева на правильную тропу. Благодаря отзывчивости, порядочности, доброте и чуткости Петр обретет смелость, упорство, силу духа. Стремясь защитить слабых, он победит сильных. Именно моральные качества героя стали стимулами для всестороннего развития его натуры.

Человек, стремящийся к самосовершенствованию, всегда уделяет особое внимание своей морали. Это подтверждает и пример из рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». Профессор Пирогов был известным врачом и очень талантливым специалистом в своем деле. О его достижениях знали все обитатели города. Без сомнения, он был очень умным и умелым человеком, который много времени посвящал саморазвитию. Но больше всего людей восхищали даже не его успехи в медицине, а доброта, с которой он обращался к окружающим. Автор описал именно такой случай: по дороге Пирогов встретил бедняка, находящегося на грани отчаяния. Мерцалов потерял работу, и вся его многочисленная семья оказалась зимой в холодном подвале без еды. Дочка его тяжело заболела, а он даже не мог ничем помочь ей, и поэтому был готов уже к крайним мерам. Но Пирогов выручил нуждающегося человека: он пришел к нему в подвал, осмотрел домочадцев, выписал лекарства и оставил крупную сумму денег. С этого дня жизнь семьи наладилась. Мерцалов нашел работу, и его дочь выздоровела. Пирогов стал спасителем этих незнакомых ему людей, но даже не назвал своего имени, что говорит о его скромности и бескорыстии. Высокая мораль героя и вправду отражает его стремление к саморазвитию.

Таким образом, тот, кто занимается работой над собой, всегда начинает с моральных устоев. Порядочность, честность, доброта — все это отражает желание человека усовершенствовать себя. Если он развивает душу, то отличается высоконравственным поведением.

Тест по теме «Мораль»

Вариант — 1

№ 1 Верны ли следующие суждения о патриотизме?  

А. Патриотизм не исключает уважения к другим народам.

Б. Патриотизм проявляется в готовности служить процветанию своего Отечества. 

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 2 Верны ли следующие суждения о морали? 

А. Мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию.

Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение. 

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 3 Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях?  

А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбу Родины.

Б. Гуманизм предполагает признание высшей ценности человека.

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 4 Верны ли следующие суждения о морали? 

А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.

Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 5 Верны ли следующие суждения о патриотизме? 

А. Патриотизм — чувство любви к Отечеству и преданности ему.

Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества. 

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 6 Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает 

1) требование права

2) норму морали

3) научный закон

4) правило этикета

№ 7 Верны ли следующие суждения о социальных нормах?  

А. Все социальные нормы охраняются силой государства.

Б. Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и предписывающими. 

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 8 Верны ли следующие суждения о социальных нормах? 

А. Главная задача социальных норм — регулировать общественную жизнь, деятельность людей.

Б. Социальные нормы позволяют сделать жизнь общества более стабильной и предсказуемой.

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 9 Правовая норма, в отличие от других социальных норм

1) исходит от государства

2) контролирует девиантное поведение

3) формирует эталон поведения

4) носит неформальный характер

Вариант — 2

№ 1 Верны ли следующие суждения о морали? 

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством. 

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 2 Верны ли следующие суждения о морали? 

А. Моральные нормы возникли с появлением государства.

Б. Одним из признаков морали является добровольность выполнения ее требований.

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 3 Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях?

А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбы Родины.

Б. Гуманизм предполагает признание высшей ценности человека. 

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 4 Какие термины относятся к понятию «социальные нормы»?

1) мышление, речь

2) предупреждение, запрет

3) воспитание, образование

4) класс, сословие

№ 5 Верны ли следующие суждения о социальных нормах? 

А. Все социальные нормы имеют формальный характер.

Б. Как правило, социальные нормы фиксируются в нормативных правовых актах. 

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 6 Правовые нормы, в отличие от других социальных норм, 

1) поддерживаются силой государства

2) регулируют поведение людей

3) опираются на силу общественного мнения

4) содержат образцы поведения

№ 7 Верны ли следующие суждения о социальных нормах? 

А. Социальные нормы изменяются вместе с развитием общества.

Б. Следование социальным нормам обеспечивается только силой общественного мнения.

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 8 Верны ли следующие суждения о патриотизме? 

А. Патриотизм — чувство любви к Отечеству и преданности ему.

Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества. 

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 9 Правовая норма, в отличие от других социальных норм 

1) исходит от государства

2) контролирует девиантное поведение

3) формирует эталон поведения

4) носит неформальный характер

Стадии морального развития Кольберга

Кольберг (1963) основывался на работе Пиаже и интересовался тем, как меняются наши моральные рассуждения по мере того, как мы становимся старше. Он хотел выяснить, как люди решают, что правильно, а что неправильно. Подобно тому, как Пиаже считал, что когнитивное развитие детей следует определенным закономерностям, Кольберг (1984) утверждал, что мы усваиваем наши моральные ценности через активное мышление и рассуждения, и что моральное развитие проходит через ряд стадий. Шесть стадий Кольберга обычно организованы в три уровня моральных причин. Для изучения нравственного развития Кольберг ставил перед детьми, подростками и взрослыми моральные дилеммы, например следующие:0003

Жена мужчины умирает от рака, и есть только одно лекарство, которое может ее спасти. Единственное место, где можно получить лекарство, — это магазин фармацевта, который, как известно, завышает цены на лекарства. Человек может заплатить только 1000 долларов, но фармацевт хочет 2000 долларов и отказывается продать ему их дешевле или позволить ему заплатить позже. В отчаянии мужчина позже врывается в аптеку и крадет лекарство. Он должен был это сделать? Это было правильно или неправильно?

Почему? (Кольберг, 1984)

Уровень Один-доконвенциональная мораль: На первом этапе моральные рассуждения основаны на концепциях наказания. Ребенок считает, что если последствием действия является наказание, то действие было неправильным. На втором этапе ребенок основывает свое мышление на личном интересе и вознаграждении. — Ты почеши мне спину, я почешу тебе. Самые молодые испытуемые, похоже, отвечали, исходя из того, что произойдет с мужчиной в результате действия. Например, они могут сказать, что мужчина не должен вламываться в аптеку, потому что фармацевт может найти его и избить. Или они могут сказать, что мужчина должен проникнуть внутрь и украсть наркотик, а жена его крепко поцелует. Верные или неправильные, оба решения основывались на том, что физически произойдет с мужчиной в результате действия. Это эгоцентричный подход к принятию моральных решений. Он назвал это самым поверхностным пониманием правильного и неправильного 9.0011 доконвенциональная мораль

. Доконвенциональная мораль сосредоточена на личных интересах . Наказания избегают и ищут награды. Взрослые также могут попадать в эти стадии, особенно когда они находятся под давлением.

Второй уровень — общепринятая мораль: Испытуемые, которые основывали свои ответы на том, что другие люди подумают о человеке в результате его действий, были помещены на второй уровень. Например, они могут сказать, что он должен проникнуть в магазин, и тогда все подумают, что он хороший муж, или он не должен этого делать, потому что это противозаконно. В любом случае правильное и неправильное определяется тем, что думают другие люди. На третьем этапе человек хочет доставить удовольствие другим. На четвертом этапе человек признает важность социальных норм или законов и хочет быть хорошим членом группы или общества. Хорошее решение — это решение, получившее одобрение других или соответствующее закону. Это он назвал

общепринятая мораль , люди заботятся о влиянии своих действий на других . Некоторые дети старшего возраста, подростки и взрослые используют это рассуждение.

Третий уровень — постконвенциональная мораль: Правильное и неправильное основаны на социальных договорах, установленных для блага каждого, и которые могут выйти за пределы личности и социальных условностей. Например, мужчина должен вломиться в магазин, потому что, даже если это противозаконно, наркотик нужен жене, и ее жизнь важнее, чем последствия, с которыми мужчина может столкнуться за нарушение закона.

С другой стороны, мужчина не должен нарушать принцип права собственности, потому что это правило необходимо для общественного порядка. В любом случае суждение человека выходит за рамки того, что происходит с ним самим. Он основан на заботе о других; для общества в целом или для этического стандарта, а не для правового стандарта. Этот уровень называется
постконвенциональное моральное развитие
, потому что оно выходит за рамки условностей или того, что думают другие люди, к более высокому, универсальному этическому принципу поведения, который может отражаться или не отражаться в законе. Обратите внимание, что судьи Верховного суда целыми днями думают о том, является ли закон моральным или этическим, что требует способности мыслить абстрактно. Часто это не достигается, пока человек не достигает подросткового или взрослого возраста. На пятом этапе законы признаются общественными договорами. Основания для законов, такие как справедливость, равенство и достоинство, используются для оценки решений и толкования законов.
На шестом этапе взвешиваются индивидуально определенные универсальные этические принципы для принятия моральных решений. Кольберг сказал, что мало кто достигает этой стадии. Шесть этапов можно просмотреть в Таблице 5.6.

Таблица 5.6 Уровни морального мышления Лоуренса Кольберга

Возраст

Моральный уровень

Описание

Маленькие дети – обычно до 9 лет

Доконвенциональная мораль

Стадия 1 : Сосредоточьтесь на личных интересах и избегайте наказания. Мужчина не должен воровать наркотик, так как его могут поймать и сесть в тюрьму.

Этап 2: Требуются награды. Человек на этом уровне будет утверждать, что мужчина должен украсть наркотик, потому что он не хочет потерять свою жену, которая заботится о нем.

Дети старшего возраста, подростки и большинство взрослых

Обычная мораль

Стадия 3: Сосредоточьтесь на том, как ситуационные результаты влияют на других, и на желании угодить и быть принятым. Мужчина должен украсть наркотик, потому что так поступают хорошие мужья.

Стадия 4: Люди принимают решения на основе законов или формализованных правил. Человек должен подчиняться закону, потому что воровство — это преступление.

Редко у подростков и небольшого числа взрослых

Постконвенциональная мораль

Стадия 5 : Люди используют абстрактные рассуждения, чтобы оправдать поведение Человек должен украсть наркотик, потому что законы могут быть несправедливыми, и вы должны учитывать ситуацию в целом.

Стадия 6: Нравственное поведение основано на самостоятельно выбранных этических принципах. Мужчина должен украсть наркотик, потому что жизнь важнее имущества.

Хотя исследования подтвердили идею Колберга о том, что моральное рассуждение переходит от раннего акцента на наказание и социальные правила и нормы к акценту на более общих этических принципах, как и в случае с подходом Пиаже, сценическая модель Колберга, вероятно, слишком проста. Во-первых, люди могут использовать более высокие уровни рассуждений для некоторых типов проблем, но возвращаться к более низким уровням в ситуациях, когда это больше соответствует их целям или убеждениям (Rest, 19).79). Во-вторых, утверждалось, что сценическая модель особенно подходит для западных, а не незападных образцов, в которых верность социальным нормам, таким как уважение к авторитету, может быть особенно важной (Haidt, 2001). Кроме того, часто существует небольшая корреляция между тем, как мы оцениваем моральные уровни, и тем, как мы ведем себя в реальной жизни.

Возможно, самая важная критика теории Кольберга заключается в том, что она может лучше описывать моральное развитие мужчин, чем женщин.

Гиллиган (1982) утверждал, что из-за различий в их социализации мужчины склонны ценить принципы справедливости и прав, тогда как женщины ценят заботу и помощь другим. Хотя существует мало свидетельств гендерных различий в стадиях морального развития Колберга (Turiel, 1998), верно то, что девочки и женщины, как правило, больше сосредотачиваются на вопросах заботы, помощи и связи с другими, чем мальчики и мужчины (Jaffee и Хайд, 2000).

Теории морального развития | Подростковая психология

Теории нравственного развития

Основатель психоанализа Фрейд (1962) предположил существование противоречия между потребностями общества и индивидуума. Согласно Фрейду, нравственное развитие происходит, когда эгоистичные желания человека вытесняются и заменяются ценностями важных агентов социализации в жизни (например, родителей). Сторонник бихевиоризма, Скиннер (1972) также сосредоточился на социализации как на основной силе морального развития. В отличие от представлений Фрейда о борьбе между внутренними и внешними силами, Скиннер сосредоточился на силе внешних сил (условных подкреплений), формирующих индивидуальное развитие. Хотя и Фрейд, и Скиннер сосредотачивались на внешних силах, влияющих на мораль (родителях в случае Фрейда и поведенческих случайностях в случае Скиннера), Пиаже (1965) сосредоточены на индивидуальном построении, толковании и интерпретации морали с социально-когнитивной и социально-эмоциональной точек зрения.

Кольберг (1963) расширил представления Пиаже о нравственном развитии. В то время как они оба рассматривали нравственное развитие как результат преднамеренной попытки улучшить координацию и интеграцию своей ориентации в мире, Кольберг предложил систематическую 3-уровневую 6-этапную последовательность, отражающую изменения в моральном суждении на протяжении всей жизни. В частности, Кольберг утверждал, что развитие идет от эгоистичного желания избежать наказания (личного), к заботе о групповом функционировании (социальному), к заботе о последовательном применении универсальных этических принципов (моральному).

Туриэль (1983) выступал за подход к социальному познанию, основанный на социальной сфере, описывая, как люди различают моральные (справедливость, равенство, справедливость), социальные (конвенции, групповое функционирование, традиции) и психологические (личные, индивидуальные прерогативы) концепции от ранних в развитии на протяжении всей жизни. Результаты исследований, проведенных за последние 40 лет, подтверждают эту модель, демонстрируя, как дети, подростки и взрослые отличают моральные правила от общепринятых, идентифицируют личную сферу как нерегулируемую область и оценивают многогранные (или сложные) ситуации, в которых участвует более одного человека. домен.

За последние 20 лет исследователи расширили область нравственного развития, применяя моральные суждения, рассуждения и атрибуцию эмоций к таким темам, как предрассудки, агрессия, теория разума, эмоции, эмпатия, отношения со сверстниками и взаимодействие родителей и детей. .

Теория нравственного развития Пиаже

Чтобы понять взрослую мораль, Пиаже считал, что необходимо изучить как то, как мораль проявляется в мире ребенка, так и факторы, которые способствуют возникновению центральных моральных понятий, таких как благосостояние, справедливость и права. Опрашивая детей, Пиаже (1965) обнаружили, что маленькие дети были ориентированы на властные предписания и что с возрастом дети становятся автономными, оценивая действия на основе набора независимых принципов морали.

Он разработал две фазы нравственного развития, одна из которых характерна для детей, а другая – для взрослых.

Гетерономная фаза

Первой является гетерономная фаза. Эта фаза, более распространенная среди детей, характеризуется идеей о том, что правила исходят от авторитетных фигур в жизни человека, таких как родители, учителя и Бог. Это также включает в себя идею о том, что правила постоянны, несмотря ни на что. В-третьих, эта фаза нравственного развития включает в себя убеждение, что «непослушное» поведение всегда должно быть наказано и что наказание будет соразмерным. Этот абсолютизм в нравственном развитии проявляется в детских играх с 5 лет, когда они слепо верят в правила и представления о добре и зле, переданные им старшими.

Автономная фаза

Вторая фаза в теории нравственного развития Пиаже называется Автономной фазой. Эта фаза чаще встречается после того, как человек повзрослел и перестал быть ребенком. На этом этапе люди начинают рассматривать намерения, стоящие за действиями, как более важные, чем их последствия. Например, если человек за рулем сворачивает, чтобы не сбить собаку, а затем сбивает дорожный знак, взрослые, скорее всего, будут менее сердиты на этого человека, чем если бы он или она сделали это нарочно, просто для развлечения. Несмотря на то, что результат тот же, люди более снисходительны из-за доброго намерения спасти собаку. Эта фаза также включает идею о том, что у людей разная мораль и что мораль не обязательно универсальна. Люди в автономной фазе также считают, что правила могут нарушаться при определенных обстоятельствах. Например, Роза Паркс нарушила закон, отказавшись уступить свое место в автобусе, что было нарушением закона, но, тем не менее, многие люди считают это моральным. На этом этапе люди также перестают верить в идею имманентной справедливости.

Теория морального развития Кольберга

Психолог Лоуренс Кольберг (1927–1987) расширил фундамент, который Пиаже заложил в отношении морального и когнитивного развития. Кольберг, как и Пиаже, интересовался моральными рассуждениями. Моральные рассуждения не обязательно приравниваются к моральному поведению. Наличие определенного убеждения не означает, что наше поведение всегда будет соответствовать этому убеждению. Чтобы развить эту теорию, Кольберг ставил моральные дилеммы перед людьми всех возрастов, а затем анализировал их ответы, чтобы найти доказательства их конкретной стадии морального развития. Представив людям эту и другие дилеммы, Колберг рассмотрел ответы людей и поместил их на разные этапы морального рассуждения. Согласно Кольбергу, человек прогрессирует от способности к доконвенциональной морали (до 9 лет) к способности к общепринятой морали (ранний подростковый возраст) и к достижению постконвенциональной морали (после достижения формального операционального мышления), чего полностью достигают лишь немногие.

Моральные стадии по Кольбергу

Используя стадийную модель, аналогичную модели Пиаже, Кольберг предложил три уровня с шестью стадиями морального развития. Индивидуумы проходят эти этапы универсально и последовательно по мере того, как формируются убеждения о справедливости. Он назвал уровни просто доконвенциональным, конвенциональным и постконвенциональным.

Рисунок  9.2.1. Кольберг выделил три уровня моральных рассуждений: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный: каждый уровень связан со все более сложными стадиями морального развития.

Доконвенциональный: послушание и взаимная выгода

Доконвенциональный уровень нравственного развития примерно совпадает с дошкольным периодом жизни и с дооперациональным периодом мышления Пиаже. В этом возрасте ребенок еще относительно эгоцентричен и нечувствителен к моральным последствиям действий для других. Результатом является несколько недальновидная ориентация на мораль. Первоначально (стадия 1 по Кольбергу) ребенок усыновляет  этика повиновения и наказания — своего рода «мораль избегания неприятностей». Правильность и неправильность действий определяются тем, вознаграждаются ли действия или наказываются властями, такими как родители или учителя. Если угощение печеньем вызывает у взрослых ласковые улыбки, то взять печенье считается морально «хорошим». Если вместо этого он приносит порицание, то это морально «плохо». Ребенок не думает о том, за что можно похвалить или поругать действие; на самом деле, говорит Кольберг, он был бы неспособен на стадии 1 рассмотреть причины, даже если бы их предложили взрослые.

В конце концов, ребенок учится не только реагировать на положительные последствия, но и учится, как производить их, обмениваясь услугами с другими. Новая способность создает Стадию 2, этика рыночного обмена . На этом этапе нравственно «хорошее» действие — это действие, выгодное не только ребенку, но и другому человеку, непосредственно участвующему в нем. «Плохое» действие — это действие, в котором отсутствует эта взаимность. Если обмен бутерброда с вашего обеда на печенье с обеда вашего друга является взаимоприемлемым, то обмен является морально хорошим; в противном случае это не так. Эта точка зрения впервые вводит в мышление ребенка тип справедливости. Однако он по-прежнему игнорирует более широкий контекст действий — воздействие на людей, не присутствующих или не вовлеченных напрямую. На этапе 2, например, также считается морально «хорошим» платить однокласснику за выполнение домашнего задания за другого ученика — или даже за то, чтобы избежать издевательств — при условии, что обе стороны считают договоренность справедливой.

Обычный: Соответствие сверстникам и обществу

По мере того, как дети переходят в школьные годы, их жизнь расширяется, включая большее число и круг сверстников и (в конечном итоге) сообщества в целом. Это изменение приводит к общепринятой морали , которые представляют собой убеждения, основанные на том, с чем соглашается большая группа людей — отсюда и использование Кольбергом термина «традиционная». Сначала, на этапе 3, референтной группой ребенка являются его непосредственные сверстники, поэтому этап 3 иногда называют 9-м. 0011 этика коллегиального мнения . Если сверстники считают, например, что вести себя вежливо с как можно большим количеством людей нравственно хорошо, то ребенок, скорее всего, согласится с группой и будет рассматривать вежливость не просто как произвольную социальную условность, а как моральное «добро». ” Этот подход к моральным убеждениям немного более стабилен, чем подход на стадии 2, потому что ребенок принимает во внимание реакции не только одного другого человека, но и многих. Но это все равно может привести к заблуждению, если группа остановится на убеждениях, которые взрослые считают морально неправильными, например, «Воровство в магазинах ради шоколадных батончиков — это весело и желательно».

В конце концов, когда ребенок становится юношей и социальный мир расширяется еще больше, он или она приобретает еще больше сверстников и друзей. Поэтому он или она с большей вероятностью столкнется с разногласиями по этическим вопросам и убеждениям. Разрешение сложностей приводит к Стадии 4, этике закона и порядка , на которой молодой человек все больше формирует моральные убеждения в терминах того, во что верит большинство общества. Итак, поступок нравственно хорош, если он законен или хотя бы обычно одобряется большинством людей, в том числе людьми, которых молодежь лично не знает. Такая установка приводит к еще более устойчивому набору принципов, чем на предыдущем этапе, хотя и не застрахована от этических ошибок. Сообщество или общество может согласиться, например, с тем, что к людям определенной расы следует относиться с преднамеренным неуважением, или что владелец фабрики имеет право сбрасывать сточные воды в общее озеро или реку. Чтобы разработать этические принципы, которые надежно избегают подобных ошибок, требуются дальнейшие этапы нравственного развития.

Постконвенция: общественный договор и универсальные принципы

По мере того, как человек обретает способность мыслить абстрактно (или «формально» в смысле Пиаже), этические убеждения смещаются от принятия того, что делает сообщество  верования, к процессу  посредством которых формируются общественные убеждения. Новый фокус составляет Стадию 5, этику общественного договора . Теперь действие, убеждение или практика являются морально хорошими, если они были созданы посредством справедливых, демократических процессов, уважающих права затронутых людей. Возьмем, к примеру, законы некоторых регионов, требующие от мотоциклистов носить шлемы. В каком смысле этичны законы об этом поведении? Был ли он создан путем консультаций и получения согласия соответствующих людей? Консультировались ли велосипедисты и давали ли они согласие? А как насчет врачей или семей велосипедистов? Разумные, вдумчивые люди не согласны с тем, насколько тщательно и справедливо эти консультации процессы должны быть. Сосредоточив внимание на процессах, посредством которых был создан закон; однако люди думают в соответствии со Стадией 5, этикой общественного договора, независимо от того, какую позицию они занимают в отношении ношения шлемов. В этом смысле убеждения обеих сторон в споре о проблеме иногда могут быть морально обоснованными, даже если они противоречат друг другу.

Соблюдение надлежащей правовой процедуры определенно должно помочь избежать бездумного подчинения общепринятым моральным убеждениям. Однако как этическая стратегия она тоже иногда может потерпеть неудачу. Проблема в том, что этика общественного договора возлагает на демократический процесс больше веры, чем он иногда заслуживает, и не уделяет достаточного внимания содержанию того, что решается. В принципе (а иногда и на практике) общество могло бы демократическим путем решить убить каждого члена расового меньшинства, но будет ли это решение в соответствии с надлежащей правовой процедурой этичным? Осознание того, что этические средства иногда могут служить неэтичным целям, приводит некоторых людей к Стадии 6, 9-й.0011 этика самовыбора, универсальные принципы . На этом заключительном этапе нравственно хорошее действие основывается на личных принципах, которые применимы как к непосредственной жизни человека, так и к более широкому сообществу и обществу. Универсальные принципы могут включать в себя веру в демократическую надлежащую правовую процедуру (этика Стадии 5), а также другие принципы, такие как вера в достоинство всей человеческой жизни или в неприкосновенность природной среды. На стадии 6 универсальные принципы будут определять убеждения человека, даже если эти принципы означают периодическое несогласие с тем, что принято (стадия 4), или даже с тем, что является законным (стадия 5).

Видео 9.2.1. Шесть стадий морального развития Кольберга объясняет стадии морального мышления и применяет их к примерному сценарию.

Колберг и дилемма Хайнца

Дилемма Хайнца — часто используемый пример, помогающий нам понять этапы морального развития Кольберга. Как бы вы ответили на эту дилемму? Колберга не интересовало, ответите ли вы на дилемму «да» или «нет»: вместо этого его интересовало обоснование вашего ответа.

В Европе женщина была на грани смерти от особого вида рака. Было одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло ее спасти. Это была форма радия, которую недавно открыл аптекарь в том же городе. Изготовление лекарства было дорогим, но аптекарь брал в десять раз больше, чем стоило ему производство лекарства. Он заплатил 200 долларов за радий и 2000 долларов за небольшую дозу препарата. Муж больной женщины, Хайнц, ходил ко всем своим знакомым, чтобы занять деньги, но смог собрать только около 1000 долларов, что составляет половину его стоимости. Он сказал аптекарю, что его жена умирает, и попросил продать дешевле или позволить заплатить позже. Но аптекарь сказал: «Нет, я открыл это лекарство и собираюсь зарабатывать на этом деньги». Поэтому Хайнц впал в отчаяние и ворвался в магазин мужчины, чтобы украсть лекарство для его жены. Это должен был сделать муж? (Кольберг, 1969, с. 379)

С теоретической точки зрения не важно, что, по мнению участника, должен делать Хайнц. Теория Кольберга утверждает, что обоснование, которое предлагает участник, — это то, что важно, форма его ответа. Ниже приведены некоторые из многих примеров возможных аргументов, которые относятся к шести стадиям:

  • Стадия первая (послушание): Хайнц не должен красть лекарство, потому что в результате его посадят в тюрьму, что будет означать, что он плохой человек. ИЛИ Хайнцу следует украсть лекарство, потому что оно стоит всего 200 долларов, а не столько, сколько аптекарь хотел за него; Хайнц даже предложил заплатить за него и больше ничего не воровал.
  • Второй этап (корысть): Хайнц должен украсть лекарство, потому что он будет намного счастливее, если спасет свою жену, даже если ему придется отбыть тюремный срок. ИЛИ Хайнцу не следует красть лекарство, потому что тюрьма — ужасное место, и он скорее будет томиться в тюремной камере, чем из-за смерти жены.
  • Третий этап (соответствие): Хайнц должен украсть лекарство, потому что этого ожидает его жена; он хочет быть хорошим мужем. ИЛИ Хайнц не должен воровать наркотик, потому что воровать плохо, а он не преступник; он пытался сделать все возможное, не нарушая закона, его нельзя винить.
  • Четвертый этап (закон и порядок): Хайнц не должен красть лекарство, потому что закон запрещает воровство, что делает его незаконным. ИЛИ Хайнц должен украсть лекарство для своей жены, но также понести предписанное наказание за преступление, а также заплатить аптекарю то, что ему причитается.