Храм Василия Блаженного на Красной площади
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) — яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади. Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.
Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.
Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием. В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.
Архитектура
Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду. Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной — придел в честь Василия Блаженного. Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.
Высота собора составляет 65 метров.
В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один — над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) — над колокольней. Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим. По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 — 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.
Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).
История Покровского собора
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи Алевизова рва, который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного — в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца. Василий Блаженный — легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.
Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.
История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей. Существует версия, что легендарные Барма и Постник — один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения. Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.
Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.
Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке. В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие. По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.
По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.
В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.
В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану. С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея. Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.
После распада Советского Союза — с 1991 года — здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.
Мифы и легенды
Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.
Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.
Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.
Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.
Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.
В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).
В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.
В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.
Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Кирпичные кружева Василия Блаженного — статья на сайте – Кирпич-Черепица.рф
Изначально на месте храма Василия Блаженного была деревянная Троицкая церковь. Во время Казанского похода Ивана Грозного к ней пристраивались отдельные приделы, называемые в честь святых, на дни памяти которых приходились крупные победы русских войск. Идея увековечить победу монументальным храмом-памятником, вероятно, принадлежала митрополиту Макарию. Строили собор легендарные Барма и Постник — скорее всего, псковские зодчие. История, покрытая мраком: по одним летописям их было два, по другим — Барма — это Постников сын, по третьим — начинали оба, а через год Постник отправился возводить кремль в Казани. Самая известная легенда гласит, что Иван Грозный по завершении строительства велел ослепить зодчих, дабы они не создали где-нибудь ещё столь совершенный храм. Впрочем, к реальной истории данный фольклор отношения не имеет.
Покровский собор стоит у южной оконечности Красной площади без подвала. Первый ярус составляют массивные подклеты. Толщина кладки у основания достигает трёх метров. Система продухов не позволяет влаге скапливаться в помещениях и создаёт прекрасный микроклимат, благодаря чему подклеты эффективно использовались для хранения ценностей. Конструкция северного подклета и вовсе уникальна для своего времени: здесь коробовый свод держится на стенах без поддерживающих столбов. В 1588 году на первом ярусе была оборудована церковь канонизированного Василия Блаженного над могилой юродивого.
Второй этаж собора объединяет в себе девять церквей. Центральная Покровская церковь увенчана каменным шатром, вокруг неё располагается обходная галерея и восемь храмов с собственными главами, создающие замысловатый силуэт собора.
Как бы то ни было, в убранстве Покровского собора сохранилось достаточно много кирпича времён Бармы и Постника. Резные порталы-входы сложены из лекальных кирпичей в процессе стройки, причём объёмный декор выполнялся на месте. Пол галереи кирпичный «в ёлку» выстлан более тёмными и устойчивыми к истиранию кирпичами, которые чем-то сродни современному клинкеру. Свод перекрыт плоским кирпичным потолком, который был крайне сложным в воплощении. Для его устройства множество мелких кирпичиков укладывали в форме кессонов, рёбра которых выводили фигурным кирпичом. Напольная кладка преимущественно напоминает современный паркет, хотя есть залы, выложенные «в розетку».
Сегодня храм Василия Блаженного не кажется огромным. Однако вплоть до возведения в Кремле колокольни Ивана Великого, именно он был самым высоким зданием Москвы. 65 метров — это примерный размер современной 20-этажки. Впрочем, из-за обилия кирпичных кружев на фасаде, чёткой пропорциональности и удачному расположению, он является именно украшением места, не конфликтуя с кремлёвским ансамблем.
Не удивительно, что храм, не имеющий аналогов в мировой архитектуре, поражал современников — как русских, так и иностранцев. Размах и сама концептуальная задумка были в духе времени и особенностей личности Ивана Грозного. Встречать царя из похода собрался весь город. Очевидцы писали, что ничего подобного прежде не бывало: всеобщее ликование, Иван Грозный в центре войска. Покровский собор стал одним из этапов продвижения концепции «Москва — третий Рим». Как отмечал выдающийся историк искусств Михаил Ильин, именно поэтому церковь, находящаяся непосредственно при входе на второй ярус названа в честь Входа в Иерусалим — праздника, никак не связанного с победами в Казанском походе. Весь собор задумывался в качестве небесного Иерусалима — города-идеала, сказки, которую стремился сделать былью православный самодержец.
Храм Василия Блаженного исторически не любили иноземные завоеватели. Его разграбили при Лжедмитрии, Наполеон устроил здесь конюшни, а при отступлении хотел взорвать. Зато в советские времена Покровский собор стал едва ли не единственным культовым сооружением, который систематически реставрировался с 1923 года. Правда, бытуют легенды, что в середине 1930-х его хотели-таки снести. По одной версии, он мешал движению техники на парадах, Петру Барановскому было дано указание изъять из здания ценности, на что он ответил телеграммой, в которой пригрозил покончить с собой. В 1933-м году Барановский действительно получил три года лагерей, но о связи этого дела с заступничеством за храм Василия Блаженного документальных свидетельств нет. По другой легенде, Лазарь Каганович предлагал у южной оконечности Красной площади разместить одну из станций метрополитена. Представляя Сталину макет реконструкции, он снял с плана Покровский собор, на что Иосиф Виссарионович процедил в усы: «Лазарь, поставь на место!»<p></p>
Поделитесь с друзьями:
Современный состаренный кирпич
Вам может быть это интересно
Архитектурная историяИзготовление кирпичей в Римской империи
МатериаловедениеТротуарная плитка из бетона
Архитектурный практикумКаро Семёнович Алабян
НаверхСобор Василия Блаженного
Собор Покрова Богородицы на Рву более известен как Собор Василия Блаженного: Собор Василия Блаженного. Это самая узнаваемая церковь в России.
Собор Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного был построен в 16 веке по приказу Ивана Грозного. С тех пор он очаровывает путешественников, приезжающих в Москву. Некоторым это показалось странным; его необычная красота приводила в восторг окружающих.
Церковь окутана легендами и мифами. Говорят, что жестокий русский царь ослепил зодчего, чтобы тот не построил для кого-либо еще более великолепное здание. Легенда гласит, что Наполеон хотел разрушить собор, когда понял, что не может перенести его в Париж.
Что заставляет людей придумывать все эти истории? Сказочный собор до сих пор возвышается над Красной площадью и поражает воображение своей красотой.
Когда был построен собор Василия Блаженного?
Собор был построен по заказу Ивана Грозного в память о взятии Казанского ханства. Он был построен в период с 1555 по 1561 год.
Собор Василия Блаженного представляет собой группу зданий — центральный храм, окруженный девятью вспомогательными церквями, восемь из которых посвящены восьми победам Ивана над татарами, а меньший храм посвящен Василию Блаженному. Этот знаменитый московский святой был похоронен на территории, и его имя впоследствии стало названием собора.
Строительство храма Василия Блаженного
Кто построил собор Василия Блаженного?
Согласно летописям того времени, собор Василия Блаженного был спроектирован двумя русскими архитекторами: Бармой и Постником. Другая версия предполагает, что Яковлев и Барма были одним человеком. Многие серьезные российские историки считают, что архитекторы не ослепли и поехали строить больше церквей в России.
Третья версия гласит, что храм возводился под руководством зодчего из Западной Европы. Необычная композиция собора Василия Блаженного и сочетание русских и западноевропейских элементов декора доказывают явное влияние из-за рубежа. Последняя версия, однако, не имеет подтверждения в летописях.
Собор Василия Блаженного на Красной площади остается самым необычным храмом России и стал загадочным символом самой Москвы, пережившей революцию и советские времена.
Архитектура собора Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного – один из самых необычных храмов России. Французский аристократ XIX века, маркиз де Кюстин, сравнил собор с «чешуей золотой рыбы, эмалированной кожей змеи, меняющимися оттенками ящерицы, глянцевой розой и лазурью голубиной шеи». Он задавался вопросом, работают ли «мужчины, которые ходят поклоняться Богу в этой коробке с кондитерскими изделиями». мог быть христианином.
Собор Василия Блаженного в начале 19 века
Высота собора Василия Блаженного составляет 65 метров. Долгое время, до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Девять самостоятельных храмов построены на едином фундаменте — и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.
Собор построен из кирпича. В 16 веке этот материал был относительно новым: раньше традиционным материалом для церквей был известняк.
Какой бы сложной ни казалась структура храма, она очень логична. Центром композиции является главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой расположены восемь других столпно-купольных церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду.
План храма Василия Блаженного
Восьмиконечная звезда в христианской символике несет в себе глубокий смысл – она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
Тайна цвета
Церковь в 16 веке выглядела иначе, чем сегодня. Яркий многоцветный узор на его куполах появился лишь в XVII – начале XVIII века. Первоначально собор был окрашен в основном в красный и белый цвета.
Многие искусствоведы считают, что Собор Василия Блаженного был построен как наглядное изображение Небесного Иерусалима. Он должен был символизировать одновременно и город, и рай в центре Москвы.
Как изобразить Небесный город? Должен ли он напоминать Иерусалим? Должно ли оно быть похоже на Кремль? Эпохи меняли вместе с ними представления людей о том, как должен выглядеть рай. Свой яркий современный цвет церковь приобрела более чем через 100 лет после постройки. Яркий узор куполов церкви делает ее похожей на цветущий райский сад.
Собор Василия Блаженного внутри
Собор не очень просторный, но внутри уютный и атмосферный. Вы можете пройти по лабиринту темных галерей от одной часовни к другой, погрузившись в средневековое прошлое здания.
В наши дни церковь является музеем. Каковы основные причины зайти внутрь?
- Найдите раку Василия Блаженного и узнайте историю русских юродивых.
- Сфотографируйте интерьер церкви. В большинстве российских церквей фотосъемка запрещена.
- Найдите тайники в стенах, где в прошлом хранились сокровища
- Узнайте секреты русской церковной акустики
- Настоящей жемчужиной вашего визита станет церковный мужской хор, поющий в одной из часовен.
Интерьер храма Василия Блаженного
Посещение собора
Адрес: Москва, Красная площадь, ближайшие станции метро «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь Революции», «Китай-город».
Время работы:
Церковь открыта ежедневно. Последний вход: за 45 минут до закрытия
Июнь – август: 10:00 – 18:00.
Сентябрь, октябрь, май: с 11:00 до 18:00.
Ноябрь – апрель: 11:00 – 17:00.
Пожалуйста, обратите внимание, что церковь не оборудована для детских колясок. Чтобы попасть на второй этаж, посетителям приходится подниматься по очень крутой лестнице.
Собор Василия Блаженного можно увидеть во время экскурсии по Красной площади. Если у вас будет больше времени, вы сможете посетить музей в сопровождении гида по Москве, который расскажет вам больше о его истории и архитектуре.
Собор Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного: загадочное происхождение разноцветного московского собора
Автор Жаки Палумбо, CNN
После того, как в середине 16 века был построен собор Василия Блаженного, об эклектичной православной церкви, расположенной в самом центре Москвы, начала ходить легенда.
Это был архитектурный подвиг — самое высокое здание в городе благодаря новым знаниям итальянцев в кирпичной кладке — и демонстрация мощи России в конце столетней войны. По слухам, великий князь Московский, по прозвищу Иван Грозный, ослепил его архитекторов, чтобы они никогда больше не смогли спроектировать столь величественное здание.
Тем не менее, происхождение сооружения по большей части окутано тайной.
Спустя почти пять столетий личности архитекторов не могут быть подтверждены, хотя считается, что авторство проекта принадлежит двум архитекторам по имени Барма и Постник Яковлевы. Некоторые историки говорят, что эти два имени на самом деле относятся к одному человеку и что «Барма» на самом деле было прозвищем Постника Яковлева.
Собор Василия Блаженного находится на Красной площади в Москве рядом с укрепленным комплексом Кремля. Фото: Валентин Соболев/Александр Чумичев/ТАСС/Getty Images
«Действительно удивительно, что некоторые из самых основных фактов на самом деле не поддаются проверке», — сказал во время видеоконференции Уильям Брумфилд, историк русской архитектуры и автор недавно вышедшей книги «Путешествия по Российской империи».
Документация скудна, и таким историкам, как Брумфилд, приходится искать улики.
«Мы много раз сталкивались с этой проблемой в истории русской архитектуры, даже в XVIII веке. Было много пожаров, нашествий, катаклизмов. Москва горела в 1812 году во время наполеоновского нашествия. Документов часто просто нет, — пояснил Брумфилд.
Сегодня Собор Василия Блаженного, официально известный как Покровский собор, представляет собой ряд часовен из красного кирпича, окружающих самую большую центральную форму. Каждая часовня увенчана ярким куполом синего, зеленого, красного и желтого цветов. Собор известен во всем мире своим сказочным видом, привлекает около 400 000 посетителей в год и стал важным культурным символом.
Гравюра с изображением Василия Блаженного около 1700 г. Собор был чуть не взорван Наполеоном Бонапартом в 1812 г. и почти разрушен Иосифом Сталиным в 19 г.35. Credit: Hulton Archive/Getty Images
Шедевр, расположенный на Красной площади города, на протяжении веков претерпевал значительные изменения, расширения и реставрации и даже сменил цвет. Первоначально называвшееся Троицким собором, здание сгорело в 1583 году и было восстановлено в течение следующего десятилетия. Историки точно не знают, как собор выглядел до пожара, но, основываясь на письменных описаниях того времени и гравюре XVII века, они знают, что знаменитые луковичные купола — расклешенные купола, ставшие символом русской православной архитектуры, — были добавлено после.
Храм Василия Блаженного также пережил множество конфликтов и политических изменений: в 1737 году он пережил еще один разрушительный пожар; он был чуть не взорван французским военным генералом Наполеоном Бонапартом в 1812 году, и ему угрожала опасность сноса при правлении коммунистического лидера Иосифа Сталина.
Демонстрация силы
Об этом сооружении известно, что в 1555 году Иван IV приказал построить церковь как демонстрацию военной мощи в честь победы России над Казанским ханством в вековой Руси -Казанские войны.
«(Собор) имел очень ясное политическое значение», сказал Брамфилд. «Это показало силу Ивана Грозного как великого князя — позже он будет известен как первый царь».
«Россия действительно была терра инкогнита», — сказал историк русской архитектуры Уильям Брумфилд. «О нем было так мало известно, и многие рассказы, вышедшие из (России) в 16 веке, были выдумками. Их писали иноземные наемники, находившиеся на службе у Ивана (IV)». Предоставлено: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images
Собор Василия Блаженного не получил своего прозвища до правления сына Ивана, Федора, который построил часовню, посвященную святому Василию — или Василию — Блаженному, юродивому, который был известен Ивану и, как говорили, обладал могуществом пророчеств, включая предсказание великого пожара, бушевавшего в Москве в 1547 году, и будущего царствования Федора. Часовня Святого Василия — последняя воздвигнутая — была построена в его память и находится на вершине склепа, в котором хранятся его останки. Она стала самой популярной часовней, куда приходили помолиться посетители, искавшие исцеления.
Архитекторы церкви, безусловно, воспользовались архитектурным мастерством итальянцев, которые были известны своей прочной кирпичной кладкой и высокой высотой, о чем свидетельствуют такие здания, как культовый купол Флорентийского собора из красного кирпича. Между 1475 и 1510 годами итальянские архитекторы перестроили Кремль, а также две важные церкви, привнеся в Россию свои новые новаторские методы эпохи Возрождения. Их знания включали технологию изготовления крутых шатровых крыш, которые есть в центральной часовне Святого Василия.
Архитекторы храма Василия Блаженного устроили группу часовен в основном симметрично, в каждой из которых был алтарь, посвященный святому, связанному с властью Ивана.
«Они (русские архитекторы) взяли итальянские технологии и научились строить эти высокие вертикальные сооружения и придавать… политическое (и) династическое значение» соборам, — сказал Брумфилд.
Красочные купола
Хотя луковичные купола стали характерной чертой русской архитектуры, по словам Брумфельда, никто точно не знает, как они попали в Царство. Возможно, Святой Василий был первым в регионе, кто принял их.
«В какой-то момент эта идея просто пронеслась по России», — сказал он. «Священники заменяли купола по всей России на купола-луковицы». Они оставались популярными на протяжении веков: от сдвоенных деревянных церквей 18 века на острове Кижи; до памятника Петербурга XIX века – Спаса-на-Крови; до современной Спасо-Преображенской церкви, построенной в 2008 году в Звездном городке.
Теории, согласно Брумфилду, предполагают, что архитекторы Василия Блаженного заимствовали стили купола Османской империи, символизирующие победу над Казанским царством, которое было татарско-тюркским государством. Или они могли ссылаться на купол храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Преображенская церковь в Кижах, Россия, представляет собой деревянный собор, увенчанный множеством луковичных глав. Фото: Shutterstock
«Русские в этот период начали рассматривать свою местность как новую священную землю», — объяснил Брамфилд. В то время Иерусалим находился под властью османов, как и бывшая римская столица Константинополь (ныне Стамбул), и ни один из них не признавал папскую власть. Они считали, что оставили дверь открытой для того, чтобы новый город стал священной столицей.
Цвета тоже не имеют решающей предыстории. Они добавлялись со временем, с конца 17 до середины 19 века, поскольку новые тенденции отдавали предпочтение ярким цветам.
«Русские любят красочные украшения», — сказал Брамфилд, добавив, что цветовая гамма также придает им яркость на фоне пасмурного неба, которого бывает много в долгие темные зимы в стране.
Leave A Comment