Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в дистанционном формате (алгоритм работы с текстом при написании сочинения)

Алгоритм как определить главную проблему текста

Посмотреть есть ли в прочитанном тексте какие-то вопросы. Подумать о том, какие проблемы текста в них заключаются. Выбрать главную проблему из всех найденных. Если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям или утверждениям, в которых заключена главная мысль текста. Ответ на вышепоставленный вопрос и определяет главную проблему текста.

Важно помнить! Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.

Итак, правильное определение проблемы в тексте по сути является необходимым для получения высоких баллов за сочинение. Так как, если неправильно определить проблему, то сразу же снимаются баллы по первым четырём критериям. А это, в свою очередь, существенно бьет по вашей итоговой сумме набранных баллов.Говоря детальнее, вы теряете баллы не только за постановку проблемы, но и за комментарии, за позицию автора и также за вашу позицию и обоснование. Фактически, вы теряете сразу 8 первичных баллов из 24 и ваше сочинение уже не проверяют по смыслу, его проверяют уже только по критериям грамотности. Исходя из всего этого, вам необходимо научиться безошибочно определять основную мысль, проблему в тексте, ибо от этого зависит конечный успех. Первое, что вы должны сделать – это детально проанализировать текст, который вам даётся. Напоминаем, что сочинение вы пишете по тексту по которому вы выполняете задания с 22 по 26. Поэтому внимательно выполните сначала эти задания и уже потом переходите к анализу текста. Потому что именно эти задания уже помогут вам проанализировать текст. 22-ое задание помогает вам разобраться в каких-то моментах причинно-следственных связей, а в 23-ем задании вы анализируете средства выразительности.

Тексты на ЕГЭ бывают двух типов: Художественные тексты Публицистические тексты Анализ каждого вида текста отличается друг от друга. Зачастую, в художественном тексте проблема обычно скрыта в героях, персонажах, ситуациях. То есть её автор не высказывает открыто. В публицистических текстах обычно легче найти проблему, так как в них много рассуждений автора. Из этих рассуждений легко найти проблему. Исходя из этого можно сделать вывод, что сначала вы должны определите стиль текста и детально его проанализировать. Поискать те моменты где у вас прослеживается проблема.

Второй момент, который позволит вам безошибочно определить проблему – это определение темы текста. По сути, есть два понятия: Тема Проблема Тема текста это широкая область. Не следует путать тему с проблемой в том плане, что темой могут быть “война”, “дружба”, “любовь” и т.д. Эти понятия не могут быть проблемой. Выпускники, в большинстве своем, допускают именно такую ошибку. Многие формулируют проблему так, что сами того не замечая, уходят в тему. Естественно, что за такую формулировку комиссия отнимает сразу 8 первичных баллов. Как не допустить такую ошибку? Чтобы не перепутать тему с проблемой, необходимо использовать следующий алгоритм(последовательность действий). Определить широкую тему Внутри этой темы определить проблему Проблема это какой-то точечный момент внутри этой широкой области и спорный вопрос, который волнует авторов внутри этой темы. Например, если у нас тема – “дружба”, то внутри этой темы существует множество различных проблем и проблема может быть звучать как: “Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?”.То есть это отдельный какой-то аспект. Если же перед вами военная тема, то проблема может, к примеру, следующей: “Героизм во время войны”, то есть это один из аспектов внутри темы “война”. Также, у вас может быть тема любви и внутри этой темы у вас тоже будет какой-то конкретный аспект, то есть конкретная проблема. Например, “Какое влияние на человека оказывает безответная любовь?”. Еще один действенный способ определения проблемы в тексте, заключается в следующем. Сначала необходимо найти позицию автора и уже к этой позиции найти проблему. Это значительное количество текстов, в том числе публицистических где проще сначала определить позицию автора и уже потом определить проблему потому что позиция автора это четкий ответ автора на проблему которую вы формулируете вначале. Соответственно сначала вы можете найти ответ на эту проблему и уже потом найти сам вопрос, то есть сформулировать саму проблему.

Как определить проблему текста?

Содержание статьи [Показать]

Бывает, что исходный текст, данный на ЕГЭ по русскому языку, вроде бы и понятен, а конкретизировать, сформулировать проблему не получается.

И тогда выпускник пытается как-то ее обрисовать, как-то назвать.

Он уже готов искать позицию автора по этой проблеме, комментировать ее, но сомневается: правильно ли он определил, собственно, проблему?

Чтобы этого не происходило, важно знать, как найти проблему текста и что для этого сделать.

Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:

  1. Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.

  2. Выписывание всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.

Первый способ определения проблемы текста

Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:

  1. Определите основную мысль (идею) текста.

  2. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

  3. Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.

  4. Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.

Например, в тексте №25 К. Г. Паустовского «Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце…» автор повествует о своей поездке в село Михайловское, музей-заповедник А.С.Пушкина, где он познакомился с удивительным человеком, приехавшим в Михайловское уже в третий раз.

Новый знакомый поделился с писателем воспоминаниями о встрече со стихами первого поэта России, рассказал о тех чувствах, переполнивших его, когда он впервые держал в руках книгу с его стихами.

Этот частный случай позволил писателю сделать вывод: любовь к поэзии А. С. Пушкина заставляет людей вновь и вновь приезжать в Михайловское, чтобы еще раз прикоснуться к истокам пушкинской лирики.

Основная мысль текста: творчество А. С. Пушкина обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир.

Вопрос, на который отвечает основная мысль: Какую роль играет поэзия А.С.Пушкина в жизни человека и какое воздействие оказывает на него?

Этот вопрос и будет проблемой данного текста.

Второй способ определения проблемы текста

При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.

Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.

Главное — следовать следующему алгоритму:

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Определите, что является предметом обсуждения в тексте.

  3. Найдите и выпишите все утверждения автора.

  4. Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.

  5. Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.

Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.

Например, читаем внимательно текст № 9 А. П. Чехова «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…» и выписываем следующие утверждения автора:

  • Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.

  • Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.

  • Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.

  • Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.

Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:

1) Что является залогом успешной деятельности человека?

2) В чём проявляется любовь к своей профессии?

3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?

4) Какую роль играет наука в жизни людей?

Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А. П.Чехова.

Важно помнить!

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.

Как найти проблему в публицистическом тексте

Для написания сочинения по исходному тексту на ЕГЭ дают тексты публицистического и художественного стилей.

Автор публицистического текста убеждает своего читателя в правильности своего мнения, для этого он ярко, красиво выражает свои мысли по поводу моментов и ситуаций, описываемых в тексте.

Поэтому в публицистическом тексте найти проблему довольно легко, так как она выражена прямо, то есть в одном из предложений текста.

А это значит, что выпускнику не придется самостоятельно её формулировать.

Необходимо просто внимательно прочитать текст и выписать найденную формулировку.

Проблема в публицистическом тексте выражается:

— тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

— в нескольких авторских предложениях, возможно, в разных абзацах текста (чаще всего в начале и в конце текста).

При работе с публицистическим текстом используйте следующий алгоритм.

Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте

  1. Найдите и выделите ключевые слова в тексте.

  2. Подумайте и решите, как характеризует автор описываемые явления или события.

  3. Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова.

Например: в тексте №11 А. П. Гайдара «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток…» можно выделить следующие ключевые слова: «хлопчик лет пятнадцати», «Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны», «он ещё молод, но ловок, смел», «знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе», «Дети!», «На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых», «острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки — переживают события Великой Отечественной войны», «видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта», «будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».

Из содержания текста и выписанных ключевых слов, ясно, что речь идёт об участии детей в военных событиях Великой Отечественной войны («видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта»).

В то же время автор не просто безучастно констатирует факт участия детей в войне, он с болью сообщает о том, что дети острее, чем взрослые, «переживают события Великой Отечественной войны», с гордостью за молодое поколение вспоминает, как «видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».

Обращаясь к самим детям, участникам Великой Отечественной, А. Гайдар говорит, что в будущем они с гордостью будут вспоминать, «не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».

Таким образом, мы нашли две проблемы в этом тексте:

  1. Проблема участия детей в войне.

  2. Проблема отношения взрослых к участию детей в военных событиях.

Как найти проблему в художественном тексте

В тексте художественного стиля найти проблему труднее, чем в тексте публицистического стиля, потому что автор не называет проблему в художественных текстах открыто.

Она скрыта за описанием поведения и речи героев, их мыслей и взаимоотношений.

Поэтому проблема в текстах художественного стиля определяется через анализ героев.

На что нужно обратить внимание при анализе художественного текста?

— На сюжет.

— На героев (внешность, поведение, речь, диалоги).

— На авторское отношение (пишет с радостью или негодованием, с восхищением или с осуждением..).

Учитывая эти особенности художественного текста, следует использовать другой алгоритм выявления проблемы.

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

  1. Проанализируйте поведение и речь героев.

  2. Посмотрите, какие существительные использует автор, называя человеческие качества, присущие героям текста (доброта, милосердие, долг, совесть, жестокость, зазнайство, трусость и т. д.).

  3. Обратите внимание, какие прилагательные определяют данные качества (положительные или отрицательные).

  4. Сформулируйте проблему, используя полученную информацию.

Например, в тексте №12 Л.Ф. Воронковой «Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца…» писательница приводит довольно интересный случай из жизни дочери председателя совхоза, которая после выступления своего отца на сельском празднике перед молодежью решает остаться в селе и пойти работать на ферму.

Отец же предлагает своей дочери поехать учиться в педагогический институт.

Женя бесконечно уважает своего отца, поэтому она сильно ошеломлена, когда в разговоре с ней о будущей профессии, он сказал: «… я не для тебя произносил мою речь».

В разговоре с дочерью отец сначала выпил воды, что говорит о его волнении, и начал разговаривать «мягко и задушевно» бархатным голосом.

Разволновавшись, видя, что Женя не принимает его доводов, он хлопнул по столу рукой, а в конце разговора попросил ещё подумать, «стремительно вышел из кабинета» и уехал на машине по делам.

«Чувство неслыханного разочарования оглушило девушку», и она, не замечая ничего вокруг, дошла до озера.

И только у воды она успокоилась, поняла, что отец «действительно хочет для неё лучшей доли», но он «дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё».

Исходя из анализа поступков, речи героев и авторских характеристик чувств героев во время и после разговора, можно сформулировать следующие проблемы:

1) Проблема выбора жизненного пути.
2) Проблема понимания родителями счастья ребёнка.
3) Проблема непонимания между представителями разных поколений.
4) Проблема двуличия людей.

ЕГЭ часто сопровождается большим волнением выпускников, и тогда некоторые школьники не могут определиться с конкретной проблемой, позицией автора и основной мыслью текста.

В таком случае можно воспользоваться нашими лайфхаками, которые позволят верно определить проблему текста.

Лайфхаки для определения проблем текста

На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы.

Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:

  • Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.

  • Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.

  • Использование рецензии для нахождения проблемы.

  • Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.

Подробное описание каждого приема смотрите ниже.

Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах

Во время анализа исходного текста для сочинения можно подчеркивать или обводить нужные слова, выражения и предложения прямо на бланках КИМов (Контрольно-Измерительных Материалов).

Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное.

Но не стоит выделять слишком много информации, чтобы не запутаться в примерах.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Экземпляр экзаменационных материалов печатается для каждого выпускника, и никто больше им не будет пользоваться, поэтому право каждого экзаменующегося – работать с текстом в нём так, как ему удобно!

Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста

При работе над сочинением можно вернуться к тестовым заданиям, связанным с анализом исходного текста для сочинения.

В тестовом задании, проверяющем умение выпускников понимать содержание текста, даны варианты ответа на вопрос: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?», — которые по сути являются подсказками для определения проблемы текста.

Например: в задании («Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?») по тексту №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…» есть следующие варианты ответов:

  1. Жизнь каждого человека, вероятно, куда больше, чем он сам.

  2. Каждый человек состоит из многих неосуществлённых планов и упущенных возможностей, иными словами, несбывшихся жизней.

  3. У гениев, обладающих пророческими чертами, не бывает провалов и неудач.

  4. Между жизнью гения и его созданиями существует очевидная связь, ведь они напрямую соотносятся друг с другом.

  5. Наша жизнь без гениев была бы неинтересной.

Ответом на вопрос будут 2 и 5 предложения.

Значит подсказка состоит в том, что проблемы данного текста связаны с осознанием, что мог реализовать человек в своей жизни, а также с пониманием, кто такие гении.

Использование рецензии для нахождения проблемы

Задание, связанное с определением языковых средств выразительности, содержит в себе фрагмент готовой рецензии на исходный текст, который также содержит подсказки для верного определения проблемы и/или позиции автора.

Например: из фрагмента рецензии, данной к тексту № 19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…»: «Д. А. Гранин рассуждает о непростых нравственно-философских проблемах. Для выражения собственной позиции автор использует различные изобразительно-выразительные языковые средства, среди которых приём — (А___(предложения 41, 63-65) и лексическое средство — (Б)___(в предложении 63). …» — мы можем взять следующие подсказки:

Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом».

Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.

Проверка наличия в тексте вопросительных предложений

Посмотреть, есть или нет в тексте вопросительные предложения, а также предложения с многоточиями.

Такие предложения, особенно те, которые стоят в первом или последнем абзаце текста, часто содержат ключ к проблеме.

Например: читая сам текст №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…», находим вопросительные предложения и предложение с многоточием: «Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя?» «Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы?» «Почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил?» «Что такое Моцарт? (51)Тоже появилось нечто божественное и исчезло. (52)Откуда? (53)Почему? (54)Что, сочетание генов?» » А гению…».

Из процитированных предложений видно, что автор задаёт вопросы в двух направлениях:

  1. Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?

  2. Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?

Следовательно, в данном тексте можно выделить две проблемы.

Осталось только выбрать из этих двух проблем ту, которая ближе и понятнее самому выпускнику, чтобы раскрывать её в сочинении.

Внимание!

Напоминаем, что в тексте может быть найдено несколько проблем, выпускник может выбрать любую из них и писать по ней сочинение.

Лучше выбрать ту проблему, которую будет проще всего комментировать и аргументировать.

Решать 18 вариант ЕГЭ по русскому языку 2022 по демоверсии ФИПИ

Тренировочный тест ЕГЭ по русскому языку 2022 (с ответами). Соответствует демоверсии ЕГЭ 2022 года.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 

В весеннем лесу

Мы в весеннем лесу. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу посмотреть. Это распустился цветок медуницы. На толстом зеленом стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розовые, а те, что пониже,— лиловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг нее толпятся молодые березки. Посредине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

Я заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка. В луже оживленно плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, <…> не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здороваясь со мной, издают какие-то урчащие приветственные звуки.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое огромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз положили.

Как хорошо кругом!

(По Г. Скребицкому)

ЗАДАНИЕ 1
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предпоследнем предложении третьего абзаца текста. Запишите этот союз.

 Ответ

 
ЗАДАНИЕ 2
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором предложении третьего абзаца текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДНО, ср.
1. Грунт под водой водоёма, реки, моря. Д. реки. Д. океана. Идти ко дну (также перен.: гибнуть).
2. Нижняя часть углубления, выемки. Д. колодца. Д. оврага. Д. котлована.
3. (мн. донья, -ьев). Низ, основание сосуда, какого-н. вместилища, а также лодки. На самом дне чемодана. С двойным дном (также перен. : о человеке двуличном, способном вести двойную игру).
4. Верхняя часть твёрдого головного убора. Д. цилиндра, котелка.
5. перен. Среда деклассированных, опустившихся людей. Д. общества. Пьеса М. Горького «На дне».

 Ответ

ЗАДАНИЕ 3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. В предлагаемом для изложения отрывке настроение рассказчика передается в последнем предложении: Как хорошо кругом! В этом же предложении  заключена основная мысль текста.
  2. Конкретность изображения, эмоциональность, образность свидетельствуют о том, что это текст художественного стиля. Задача автора текста не только эмоционально изобразить картину окружающего мира, но и показать этот мир глазами рассказчика.
  3. Почти везде в тексте соединение фрагментов с разным типовым значением происходит способом последовательной связи. В качестве средств связи выступают личные местоимения (это, нее, она и др.).
  4. В описаниях предметов (медуницы, лужи, лягушек) построение предложений одинаково: указывается предмет или его часть и рисуются их признаки. Способы выражения признаков различны: имена прилагательные, сравнительные обороты, глагольные сочетания.
  5. Глаголы, использованные писателем, не только связывают между собой указание на местоположение и название соответствующего предмета, но и являются выразительным средством, заключающим в себе признак рисуемой картины (Вокруг… толпятся березки. Посредине синеет… лужа.)

 Ответ

ЗАДАНИЕ 4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вОвремя
2) послалА
3) стАтуя
4) граждАнство
5) черпАть

 Ответ

ЗАДАНИЕ 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 

Саудовская Аравия готова к снижению мировых цен на нефть на ДЛИТЕЛЬНЫЙ период времени. 
С ДРУЖЕСТВЕННЫМ визитом прибыла к нам делегация из Конго. 
ДРУЖНЫМИ аплодисментами приветствовали зрители Иосифа Кобзона. 
Душа у Фомича была чуткая, ДОБРОТНАЯ, отзывчивая. 
Технология ВЫРАЩИВАНИЯ вёшенок в домашних условиях очень проста. 

 Ответ

 

ЗАДАНИЕ 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. 

Молниеносная война невозможна только военными силами, как бы ни превосходил нападающий агрессор жертву в области военных сил.

 Ответ

ЗАДАНИЕ 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.  

ИХ проблемы 
слетела с ПЛЕЧ 
СЕМИСТАМИ билетами 
ДОБРЕЙШИЙ человек 
СТРИЖЁТ газон 

 Ответ

 

ЗАДАНИЕ 8

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ 
А) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм 
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 
Г) нарушение в построении сложного предложения 
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1) Когда Печорин видит Бэлу, он захотел её украсть. 
2) Продавец разъяснил о том, что покупатель не прочитал инструкцию и испортил телефон. 
3) Музыка к драме «Маскарад» была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену.  
4) В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов обличил и высмеял чиновную Москву — фамусовых, скалозубов, молчалиных. 
5) Сведений о первом показе зрителям сцен из «Маскарада» в 1852 году до нас дошло мало. 
6) Слушая музыку к драме «Маскарад», вальс звучал в моей душе. 
7) Драма «Маскарад» написан М.Ю. Лермонтовым в 1835 году. 
8) Женившись на Нине, Арбенин сознательно порывает с прошлым. 
9) Об успехе не только пьесы, а также и спектакля писали петербургские газеты спустя полтора года после премьеры.

 

 ответ

ЗАДАНИЕ 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  апл..дировать, ут..лщённый, благораспол..жение
2) упл..тняя (бетон) , к..саться, к..мпаньон
3) вл..стелин, пок..рать, препод..ватель
4) упр..влять, заг..релый, к..рифей
5) компр..мисс, соприк.. снувшись, обог..щение

 Ответ

ЗАДАНИЕ 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. Не..говорчивый, не..дешний, в..крикнуть 
2. Двух..гольный, пред..стория, под..грать 
3. Порт..ера, обез..яний, п..едестал 
4. Р..зыскивать, пр..отцы, н..писать 
5. Пр..амбула, пр..интересный, пр..мьера 

 Ответ

 

ЗАДАНИЕ 11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. ослаб..вать, ливн..вый 
2. молод..нький, догадл..вый 
3. старш..нство, выздоров..ть 
4. француж..нка, снеж..нка 
5. еж..вый, парч..вый 

 Ответ

 

ЗАДАНИЕ 12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. улавлива..мый, напо..нный 
2. (он) грохоч..т, испыту..мые 
3. бор..шься, повес..вший 
4. маш..щий, (они) гон..т 
5. меч..щийся (в беспокойстве), (они) трепещ..т (от страха) 

 Ответ

 

ЗАДАНИЕ 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

Это вовсе (НЕ)ФАМИЛИЯ, а нянькина пословица, — сказал Клим. 
Кроме брата, никто (НЕ)МОГ ни поймать, ни перегнать ее. 
Старшая, Варя, отличалась от сестры своей только тем, что хворала постоянно и (НЕ)ТАК часто, как Любовь, вертелась на глазах Клима. 
Козетта приподнялась, поглядела на него (НЕ)ВИДЯЩИМИ глазами, судорожно пытаясь отыскать в голове хоть одну мысль. 
Вот видите, — говорила Лидия, — она (НЕ)В ГОЛОСЕ. 

 Ответ

 

ЗАДАНИЕ 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 
Было (ОТ)ЧЕГО печалиться: (ПО)ЭТОМУ дому уже не бегали наши выросшие дети. 
Казаки бросились (В)СЛЕД за отступающими и настигли их (ПО)СРЕДИ поля. 
(В)ДАЛЬ широкую и неоглядную (В)СКОРЕ конница помчит. 
Если говорить (В)ОТКРЫТУЮ, то я поступил бы ТАК(ЖЕ). 
Трава И(ТАК) по весне пробивается (ПО)ВСЮДУ: в оврагах и перелесках, по обочинам дорог и троп. 

 Ответ

 

ЗАДАНИЕ 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. 

На долгожда(1)ую прьемьеру балета «Лебеди(2)ое озеро» были прода(3)ы все билеты, даже «избалова(4)ые» зрители жаждали посетить это торжестве(5)ое событие. 

 Ответ

 

ЗАДАНИЕ 16

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
 
 1) В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей.
 2) Илья Репин любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал своё громкое имя. 
 3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных трубах. 
 4) После чемпионата мира по футболу радовались и тренер и футболисты и болельщики команды. 
 5) Тринадцатилетним мальчиком Репин попал на выучку к иконописцу и через три года его стали приглашать в соседние губернии расписывать церкви и писать образа. 

 Ответ

ЗАДАНИЕ 17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Горбоносый красавец (1) принарядившийся для великого праздника (2) шёл бодро (3) обгоняя прохожих (4) спешащих домой к праздничной трапезе (5) и оживлённо беседующих.

 Ответ

 

ЗАДАНИЕ 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).  

«Блеснет заутра луч денницы 
И заиграет яркий день; 
А я (1) быть может (2) я гробницы 
Сойду в таинственную сень, 
И память юного поэта 
Поглотит медленная Лета, 
Забудет мир меня; но ты 
Придешь ли (3) дева красоты (4) 
Слезу пролить над ранней урной 
И думать: он меня любил. 
Он мне единой посвятил 
Рассвет печальный (5) жизни бурной!.. 
Сердечный друг (6) желанный друг (7) 
Приди, приди: я твой супруг!..» 
(А. Пушкин) 

 Ответ

 

ЗАДАНИЕ 19

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

30 октября 1855 года родился Николай Иванович Поздеев — один из самых ярких архитекторов Ярославля (1) творения которого (2) известны каждому жителю города (3) и вызывают восхищение всякого (4) кто оказывается там впервые. 

 Ответ

ЗАДАНИЕ 20 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.  

Прокофьев, одеваясь на ощупь в кромешной темноте, говорил (1) что писательство — самое тяжёлое и заманчивое занятие в мире (2) и (3) что (4) если бы он не был геологом (5) то наверняка бы сделался писателем. 

 Ответ

 

ЗАДАНИЕ 21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении? 

(1)Кижи – это музей деревянного зодчества под открытым небом. (2)Он находится в 68 км от города Петрозаводска – столицы Республики Карелия.(3) Общая территория музея насчитывает более 10 тыс. га. (4)На остров Кижи перевезены самые ценные, интересные и типичные деревянные постройки со всей Карелии: древнейшая на Русском Севере культовая постройка – церковь Воскрешения Лазаря (XIV век), несколько часовен, крестьянских домов, большое количество хозяйственных построек. 
(5)Этнографическое собрание музея насчитывает около 30 тыс. предметов, бытовавших в деревнях Карелии в XIX – начале XX века. (6)Около 500 икон хранят своеобразие северной иконописной традиции. (7)Среди них – единственная в России коллекция «небес» из храмов Обонежья.(8)В любом из крестьянских домов посетителя окружают предметы обстановки и вещи, среди которых жили, которыми пользовались крестьяне в давние времена. (9)Передавалось из поколения в поколение и мастерство народных ремесленников: резчиков по дереву и вышивальщиц, гончаров и кузнецов, ткачих. 

 Ответ

 

Прочитайте текст и выполните задания 22-27 

(1)Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и гречкой. (4)Новогодние подарки ребёнку начинали покупать за полгода, не позже, так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. (5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда уходила треть моей нехитрой зарплаты.  

(6)Старший очень долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. (7)По крайней мере, я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов. 

(8)Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. (9)Мы по списку всё исполняли, иногда добавляя что-либо от себя. 

(10)И вот, помню, случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под ёлку. (12)Легли спать в предвкушении – нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка. 

(13)Утром, часов в 9, смотрим – он выползает из своей комнатки. (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: может, Дед Мороз забыл зайти. (15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним и давай выкладывать всё. (16)Там был аэроплан на верёвочке. (17)Там был пароход на подставочке. (18)Солдаты трёх армий в ужасающей врага амуниции. (19)Книга с роскошными картинками. (20)Щит и меч. (21)Первый, ещё игрушечный мобильник.  

(22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно. 

(26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел? 

(27)Вы знаете, я врать не буду – я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. (28)Но, поверьте, это была сущая ерунда. (29)Допустим, он хотел чёрный танк, а мы купили ему зелёный броневик. (30)Что-то вроде того. 

(31)Но обида и некоторый даже ужас были огромны. 

– (32)Он забыл танк! – рыдал ребёнок. – (33)Он забыл! (34)Он забыл! 

(35)Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик под горой игрушек, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе во всём, невидимый за ними, – и рыдает. 

(36)Реакция наша была совершенно нормальная. (37)Мы захохотали. (38)Ну, правда, это было очень смешно. 

(39)Он от обиды зарыдал ещё больше – мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал 

к себе в Лапландию… (40)Я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно.  

(41)Может, у кого-то поведение моего ребёнка вызовет желание воскликнуть: «(42)Набаловок! (43)Кого вы воспитываете! (44)Он вам ещё покажет!» 

(45)Как хотите, я не спорю. (46)Я ж знаю, что он не набаловок. (47)Он отреагировал как ребёнок, которому ещё неведомы несчастье и обман. (48)Этого всего ему вдосталь достанется потом. (49)Уже достаётся. 

(50)Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство, когда сбывалось всё, что должно сбыться, всю жизнь обладает огромным иммунитетом. (51)Я в этом убеждён. 

(52)Мой отец говорил мне эту любимую мою фразу: «(53)Как скажешь – так и будет». (54)Я всё жду, кто мне ещё в жизни может такие слова сказать. (55)Больше никто не говорит. (56)Так как никто не может мне повторить эти слова, я сам часто их говорю своим близким. 

(57)Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. (58)Старший свято блюдёт тайну Деда Мороза. (59)Дед Мороз есть, факт. (60)Каждый год наши младшие пишут ему свои письма. 

(61)Старший самым внимательным образом отслеживает, чтобы броневик был зелёный, чтобы вместо мушкетёров в мешок не попали пираты, чтобы вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтобы воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы.  

(62)Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждёт этих чудес и верит в них. 

(По З. Прилепину*)

 * Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин; род. в 1975 г.) – современный российский писатель, лауреат литературных премий. 

ЗАДАНИЕ 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1) Старший сын рассказчика в раннем детстве не верил в Деда Мороза. 
2) Новогодние подарки для детей покупаются преимущественно на предновогодних распродажах: это позволяет родителям существенно экономить средства. 
3) Детство – время, когда мечты должны сбываться. Это даёт ребёнку в будущем огромный иммунитет в противостоянии несчастьям и обману, учит не безответственности и наглости, а желанию самому творить чудеса. 
4) Рассказчик часто говорит своим близким услышанную от отца фразу.  
5) Подбирая новогодние подарки маленьким детям, родители должны понимать, что в этом деле нет мелочей. 

 Ответ

  

ЗАДАНИЕ 23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1) В предложениях 10–13 содержится повествование.  
2) В предложении 14 содержится элемент описания. 
3) Предложения 15-21 содержат рассуждение. 
4) Предложение 24 объясняет содержание предложения 23. 
5) Предложения 60 и 61 противопоставлены по смыслу. 

 Ответ

 
 
ЗАДАНИЕ 24

Из предложений 22–26 выпишите фразеологизм. 

 Ответ

 
 
ЗАДАНИЕ 25

Среди предложений 17–24 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи форм слова и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.  

 Ответ

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

ЗАДАНИЕ 26

«Рассуждения З. Прилепина очень эмоциональны. Наряду с яркими тропами, такими как (А)__________ («нехитрой зарплаты» в предложении 5, «оглушительный плач» в предложении 24) и (Б)__________ (предложение 35), используются такие приёмы, как (В)__________ (предложения 16, 17) и (Г)__________ (предложения 42-44, 53)». 

Список терминов: 

1) цитирование 
2) эпитеты 
3) парцелляция 
4) синтаксический параллелизм 
5) фразеологизм 
6) синонимы 
7) градация 
8) метафора 
9) олицетворение 

 Ответ

ЗАДАНИЕ 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.   Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.  
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.  
Объём сочинения — не менее 150 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

5 лучших способов определить основную идею рассказа: Стратегии чтения

ЧТЕНИЕ ДЛЯ СМЫСЛА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ ИДЕИ ИСТОРИИ

Мы все были в этом, хотя часто это может показаться таким же бесполезным, как поиск этого пресловутая иголка в стоге сена…

Нахождение основной идеи в письменном тексте может быть сложной задачей, но это важный навык понимания прочитанного для наших учащихся. Учащиеся, овладевшие этим искусством, получат от него пользу далеко за периметром школьных ворот. От мелкого шрифта страхового документа до написания рецензии на книгу способность фильтровать текст и определять его основную идею является столь же важным жизненным навыком, сколь и важной целью обучения на основе грамотности. Хотя это не всегда легко, к счастью, мы можем многое сделать, чтобы помочь нашим ученикам отточить свои способности в этой области.

ЧТО ТАКОЕ «ГЛАВНАЯ ИДЕЯ»? ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Говорим ли мы об основной идее абзаца, стихотворения, главы или более длинного текста, поиск основной идеи требует от читателя определения темы произведения, а затем раскрытия того, что хочет автор нам знать об этой теме.

Как это часто бывает, лучше начать с малого. Работая со студентами над тем, как определить основную идею, начните с того, что учащиеся найдут основную идею в предложении, прежде чем перейти к поиску ее в более длинном абзаце. По мере того, как учащиеся постепенно приобретают уверенность в определении основной идеи в абзацах, они вскоре будут готовы перейти к более длинным текстам в виде глав и, в конечном итоге, к полноценным книгам.

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ЛЮБОГО ТЕКСТА – ОТЛИЧНО ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ

Эта обширная коллекция из ☀️ ЗАДАНИЙ ПО ЧТЕНИЮ☀️ охватывает все основные навыки чтения для учащихся начальной/начальной школы. ПОДГОТОВКА НЕ ТРЕБУЕТСЯ! работает со всеми типами текста и мультимедиа. Тысячи учителей приняли это как РЕСУРС для независимых и групповых задач.

  • Более 60 заданий, требующих от учащихся НАПИСАТЬ в различных жанрах и стилях на основе их текста
  • Более 40 занятий, включающих ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ и ТВОРЧЕСКИЕ навыки, связанные с их книгой.
  • 30+ заданий на основе ТЕХНОЛОГИЙ, включая 20 открытых заданий для iPad и Интернета
  • 25+ ГРУППОВЫХ заданий
  • 20+ заданий, требующих ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗУЧЕНИЯ и ИССЛЕДОВАНИЯ понятий в тексте.
  • Более 50 заданий, которые можно использовать с ФИЛЬМАМИ, ГРАФИЧЕСКИМИ РОМАНАМИ и ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ.
  • 15+ заданий, включающих ДРАМУ, МУЗЫКУ и РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
  • 15+ ГРАФИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАТОРОВ, которые можно применить к любому тексту

СКАЧАТЬ СЕЙЧАС

СЛОВА ПО АБЗАЦАМ

Основную мысль предложения обычно довольно просто определить. Часто это так же просто, как определить подлежащее в предложении. С другой стороны, целые главы или книги редко можно легко свести к выражению в форме одной основной идеи. По этим причинам этот абзац предлагает учащимся наиболее подходящий формат, в котором они могут практиковать свои навыки определения основных идей.

Обычно, если автор знает, что делает, мы можем определить одну основную мысль в каждом абзаце. Мы можем думать об этом как о ключевом моменте, который обычно выражается в виде тематического предложения. Его часто можно найти в первом предложении абзаца, а в последующих предложениях содержатся вспомогательные детали. Однако это может произойти в середине, в конце или даже быть разделенным по всему абзацу. Его может и не быть вовсе — по крайней мере, явно.

Писатели — люди творческие, поэтому учащимся потребуются более сложные средства для точного определения основной мысли во всех случаях, и именно в этом вам поможет эта статья.

КАК ВЫРАЖАЕТСЯ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ?

Определение основной идеи может показаться достаточно четкой задачей, так почему же учащимся часто бывает так сложно определить ее? Что ж, правда в том, что так быть не должно. Часто центральная концепция выражается прямо в тексте и ее так же легко идентифицировать, как собственное лицо в зеркале.

Однако основная мысль не всегда будет выражена так явно, и учащиеся должны научиться определять ее, выражена ли она прямо или просто подразумевается, если они хотят полностью понять то, что они читают.

 

ИЗЛОЖЕНИЕ ГЛАВНОЙ ИДЕИ

Внимание — ключ к извлечению основной мысли из текста любого жанра. Учащимся необходимо определить наиболее важную информацию из работы и использовать ее для разработки утверждения, выражающего то, что они считают основной идеей.

Мы можем называть это Изложение основной идеи . Это утверждение должно быть простым предложением или двумя. Процесс составления этого высказывания начинается с вопросов по тексту. Не все вопросы применимы к каждому тексту, но они послужат хорошей отправной точкой для извлечения основной мысли из любого текста.

●     Кто – Может ли учащийся определить человека или людей, о которых идет речь в тексте?

●     Что – Может ли учащийся определить тему или основную тему текста?

●     Когда – Может ли учащийся определить ссылку на определенное время или период?

●     Где – Может ли учащийся определить конкретное место или обстановку?

●     Почему – Может ли учащийся указать причину или объяснение того, что происходит в тексте?

●     Как – Может ли учащийся определить метод или теорию в тексте?

Эти вопросы и варианты этих вопросов могут помочь учащимся понять, о чем идет речь в тексте. Два самых важных вопроса из приведенных выше: кто и что . Этого будет достаточно для получения информации, необходимой для определения основной идеи в большинстве случаев. Но фактическая лакмусовая бумажка того, может ли учащийся усвоить центральную идею текста, заключается в том, могут ли они резюмировать то, что они прочитали, своими словами.

Лакмусовая бумажка: подведение итогов и перефразирование

По нашему опыту работы в классе мы знаем, что обучение через обучение является высокоэффективной стратегией обучения. Он также предлагает учителям возможность наблюдать и оценивать понимание их учениками концепций, над которыми они работали. Точно так же, когда мы просим наших студентов резюмировать или перефразировать основную идею отрывка, мы создаем возможность наблюдать за их пониманием того, что они прочитали, и за их способностью определить основную мысль.

Вы также можете поощрять учащихся регулярно практиковать эти навыки, предлагая им перефразировать и обобщать то, что вы сказали или прочитали им в классе, даже на уроках, совершенно не связанных с обучением грамоте. Поощряйте их быть краткими и по существу; вы даже можете установить ограничение в 10 или 15 слов, в пределах которых они должны выражать основную мысль. Держите его худым!

СТРАТЕГИИ УСПЕХА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

Get The Gist

В этом методе каждому учащемуся дается копия абзаца документальной литературы. При желании можно дифференцировать для разных способностей учащихся, выбирая выписки разной сложности. Независимо от уровня сложности подход останется прежним. Предложите учащимся:

1. Спросите себя, о ком или о чем этот абзац.

2. Спросите себя, что является наиболее важной информацией о том, кто или что.

3. Переформулируйте основную мысль в 10 или менее словах.

Вы можете смоделировать эту стратегию для своих учеников, сначала проведя их через весь процесс. Спроецируйте текст на доску для совместного чтения и, при целенаправленной поддержке и подсказках, попросите их ответить на первоначальные вопросы.

Часть 3 описанного выше процесса может быть выполнена в виде совместного письма, которое смоделирует правильный подход, прежде чем учащиеся начнут делать это самостоятельно. Позже, когда учащиеся напишут независимые утверждения основной идеи, они могут сравнить свои ответы и предложить друг другу обратную связь. После сеансов обратной связи им может быть предоставлена ​​дополнительная возможность переформулировать и изменить свои заявления для обеспечения точности и краткости.

С помощью этих процессов учащиеся улучшат свою способность четко и кратко определять и выражать основную мысль.

Получить суть — более длинные тексты

Как мы упоминали ранее, не всегда легко сократить более длинный отрывок, например главу, до одной центральной идеи, а тем более до целой книги! Однако будут времена, когда студентов попросят сделать именно это. Им потребуется системный подход, чтобы помочь им в таких обстоятельствах. Следующий процесс обеспечивает практический подход:

1. Посмотрите на заголовок. Часто заголовок дает хорошее представление о теме текста или, по крайней мере, помогает сориентировать читателя в направлении основной мысли.

2. Посмотрите на первое и последнее предложения/абзацы отрывка. Часто основная мысль вводится и резюмируется соответственно в этих частях текста.

3. Ищите повторяющиеся слова и фразы в отрывке. Частота, с которой они встречаются, будет надежным показателем их относительной важности и направит учащихся к этой неуловимой основной идее.

4. Попросите учащихся задать себе вопрос: « Что автор хочет, чтобы я знал? » — Успешный ответ на этот вопрос потребует от них раскрытия основной мысли текста.

По мере выполнения вышеуказанных шагов учащиеся могут выделять, подчеркивать или обводить ключевые слова и фразы, а затем использовать их, чтобы помочь им сформулировать основную мысль.

 

КАК ОБНАРУЖИТЬ ГЛАВНУЮ ИДЕЮ, ЕСЛИ ОНА ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ

Вывод основной идеи требует, чтобы учащиеся искали закономерности в деталях по мере чтения. Когда основная идея ясна, учащийся должен сначала определить тему письма, прежде чем определить, что автор хочет, чтобы читатель знал об этом. Если основная идея не выражена явно в предложении или абзаце, то она подразумевается, и учащиеся должны сознательно работать, чтобы раскрыть ее, анализируя детали, чтобы сделать вывод об основной идее. Сознательное применение этой стратегии скоро станет второй натурой, и учащийся быстро приобретет навык определения основной идеи, даже если она не сформулирована явно.

Заключение

Чтобы эффективно определить основную мысль в письменной части, учащиеся должны сначала определить тему текста. Затем им нужно будет выяснить, что автор хочет, чтобы мы поняли по этой теме. В этом суть того, как определить главную мысль.

Учащиеся должны понимать, что основная мысль не всегда может быть явной, и им, возможно, придется много работать, чтобы понять, что именно подразумевается в тексте. Независимо от того, является ли основная идея явной или скрытой, она будет присутствовать в каждом абзаце. Учащиеся должны понимать, что он может располагаться в начале, в середине, в конце или даже быть разбит по всему абзацу.

Проявив настойчивость и с трудом заработанный опыт, учащиеся могут использовать различные методы, а иногда и их сочетание, для быстрого и точного раскрытия основной идеи. Вскоре они смогут применять эти методы к широкому кругу текстов различной длины и сложности.

Ресурсы для преподавателей

Используйте наши ресурсы и инструменты , чтобы улучшить навыки письма вашего ученика с помощью проверенных стратегий обучения.

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ЛЮБОГО ТЕКСТА – ПОДХОДИТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ

Эта обширная коллекция ☀️ ЗАДАНИЙ ПО ЧТЕНИЮ☀️ охватывает все основные навыки чтения для учащихся начальной/начальной школы. ПОДГОТОВКА НЕ ТРЕБУЕТСЯ! работает со всеми типами текста и мультимедиа. Тысячи учителей приняли это как РЕСУРС для независимых и групповых задач.

  • Более 60 упражнений, требующих от учащихся  НАПИСАТЬ  в различных жанрах и стилях на основе их текста
  • Более 40 упражнений, включающих ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ и ТВОРЧЕСКИЕ навыки, связанные с их книгой.
  • 30+ заданий на основе ТЕХНОЛОГИЙ, включая 20 открытых заданий для iPad и Интернета
  • 25+ заданий на основе ГРУПП
  • 20+ заданий, требующих ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗУЧЕНИЯ и ИССЛЕДОВАНИЯ понятий в тексте.
  • Более 50 заданий, которые можно использовать с ФИЛЬМАМИ, ГРАФИЧЕСКИМИ РОМАНАМИ и ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ.
  • 15+ заданий, включающих ДРАМУ, МУЗЫКУ и РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
  • 15+ ГРАФИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАТОРОВ, которые можно применить к любому тексту

СКАЧАТЬ СЕЙЧАС

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО PDF

 ВИДЕО-РУКОВОДСТВО ПО ОБУЧЕНИЮ ГЛАВНОЙ ИДЕЕЙ


СТАТЬИ, СВЯЗАННЫЕ С ГЛАВНОЙ ИДЕЕЙ ИСТОРИИ

Содержание этой страницы написано Шейном Маком Доннчайдом. Бывший директор международной школы и преподаватель английского университета с 15-летним опытом преподавания и администрирования. Последняя книга Шейна, Полное руководство по написанию документальной литературы , можно найти здесь. Редактирование и поддержка этой статьи были предоставлены командой literacyideas.

Разница между темой и основной идеей (видео)

Информационный бюллетень

Привет, ребята! Добро пожаловать в это видео Mometrix по темам и основным идеям.

Тема

Тема — это слово или фраза, к которым относится все в тексте. Проверьте, сможете ли вы угадать тему этих картинок.

Тема бейсбол.

Теперь поищем тему в тексте:

Музыка может быть эффективным средством обучения. Некоторые люди говорят, что музыка помогает им расслабиться и лучше сосредоточиться. Люди слушают музыку и по многим другим причинам. Доказано, что музыка вырабатывает серотонин, один из так называемых гормонов счастья.

Тема — музыка.

Полезным способом определения темы является поиск повторяющихся слов или фраз . Слово музыка в данном случае повторялось в каждом предложении. Слово может не повторяться в каждом предложении, но часто там будет местоимение, которое возвращает нас к теме. Например: «Мне нравится слушать музыку, когда я учусь. Музыка меня успокаивает. Это помогает мне сосредоточиться».

Первые два предложения определяют тему, музыку, а в последнем предложении используется местоимение это , чтобы вернуться к теме.

Некоторые абзацы, однако, не такие кричащие. Некоторые могут быть более сложными. Иногда автор использует разные слова для обозначения одного и того же:

Если вы готовитесь к тестовому дню, лучше всего подойдет Mometrix. Эта компания специализируется на подготовке учебных материалов, которые помогают вооружить вас необходимыми знаниями и помогают предотвратить волнение перед экзаменами. Миллионы студентов использовали этот ресурс, чтобы помочь им успешно сдать экзамены.

Тема — Mometrix, хотя это слово упоминается только один раз. Тема повторяется, но для обозначения одного и того же предмета используется другое слово.

Основная идея

Как только мы нашли тему параграфа , мы можем найти основную идею.

Эта тема может быть полезной, чтобы помочь вам определить основную идею:

\(\text{тема} + \text{основная мысль о теме} = \text{основная идея}\)

«Музыка может быть эффективным инструментом обучения. Некоторые люди говорят, что это помогает им расслабиться и лучше сосредоточиться на том, что они изучают. Некоторые исследования показывают, что многие студенты на самом деле учатся лучше, когда во время учебы слушают таких исполнителей, как Бетховен и Моцарт».

Тема — музыка. Главное по теме: Музыка может быть эффективным средством обучения.

Обратите внимание, что темы выражены в виде слов или фраз, но основные идеи выражены в предложениях.

«Физическая активность дает бесчисленные преимущества. Постоянные физические упражнения облегчают симптомы депрессии. Исследования показывают, что постоянные физические упражнения приводят не только к сокращению времени засыпания и более крепким циклам сна, но и к уменьшению дневной сонливости. Кроме того, улучшенная сердечно-сосудистая система и повышенный уровень эндорфинов стимулируют ум, заставляя течь больше творческих мыслей».

Тема: физическая активность. Основная идея: Физическая активность дает неисчислимые преимущества.

Во многих абзацах основная мысль изложена в первом предложении. Когда автор формулирует основную идею, это называется явной основной идеей. Но главная мысль не всегда в первом предложении.

Это птица, это самолет, это.