ЕГЭ: русский язык. Задание 11. Теория и практика. Ч. 1: прилагательные

ЕГЭ: русский язык – задание 11  посвящено правописанию суффиксов. В первой части урока будем разбирать теорию и практиковаться в написании суффиксов прилагательных.

Все части урока по 11 заданию — по ссылкам:

  • ЕГЭ: русский язык – задание 11 – правописание суффиксов существительных
  • ЕГЭ: русский язык – задание 11 – правописание суффиксов глаголов и наречий

Как правильно находить суффиксы в 11 задании?

Начинайте выполнять задание 11 в ЕГЭ по русскому языку с точного определения суффиксов. Как ни странно, даже на этом этапе часто допускаются ошибки. Прежде всего для каждого слова из теста, найдите мотивирующее слово. Т. е. слово, от которого произведено то, с которым работаете.

Давайте потренируемся. Как пишется слово «гуттаперч..вый»? Задание с подвохом. Далеко не все сейчас знают, что такое «гуттаперч…вый». Если положиться на интуицию, не понимая, от какого слова образовано данное, то велика вероятность выделить суффикс «ЧИВ» и в соответствии с правилом вставить букву «И». Если же Вы знаете, что «гуттаперча» – это материал, то легко определите суффикс прилагательного правильно. «Гуттаперч» – производящая основа, а значит суффикс либо «ЕВ», либо «ИВ».  И тогда, применяя нужное правило, мы выберем «ЕВ».

Правильно: «гуттаперчЕвый».

Разберем список правил русского языка о правописании суффиксов прилагательных.

Правописание суффиксов прилагательных
Теория.
Правописание суффиксов ИВ — ЕВ, ЧИВ — ЛИВ (правила и таблица)Правописание суффиксов чив лив ев ив ЕГЭ русский язык задание 11

ЕВ – ИВ

В суффиксе ЕВ/ИВ пишем «И» под ударением:  красивый,  без ударения «Е»: сиреневый.    Исключения:  милостивый,  юродивый.

ЧИВ – ЛИВ

В суффиксах ЧИВ, ЛИВ всегда пишем «И»: находчивый, назойливый.

Главное не путать суффиксы ЧИВ-ЛИВ и ЕВ-ИВ между собой. Определяйте основу слова внимательно, как в случае со словом «гуттаперчевый»!

Практика. Упражнения на правописание суффиксов ИВ — ЕВ, ЧИВ — ЛИВ 

Упр. 1 От данных слов образуйте прилагательные, выделите корни и суффиксы

Придира, отзыв, обида, эмаль, правда, расчет, дождь, привереда, непоседа, причуда, забывать, уживаться, каракуль, марля, соя, корень, находить, стиль, стержень, предпринимать, разговор, калий, магний, красота, доля, лесть, нуль, грязь, совесть, кокетничать, спесь, тень, играть, зависть, жалость.

Упр. 2 Выделите корни, суффиксы, поставьте ударения, где необходимо. Вставьте буквы.

Игр…вый, крас…вый, плакс…вый, расчётл..вый, учт…вый, алюмини…вый, бо…вой, надоедл..вый, бол…вой, брон…вой, горноста…вый, гост…вой, гряз…вой, обидч..вый, разговорч..вый, дол…вой, дожд…вой, дрожж…вой, кали…вый, каракул…вый, прожорл..вый, кил…вой, кле…вой, завистл. .вый, корн…вой, кра…вой, марл…вый, натри…вый, никел…вый, нул…вой, нутриевый, па…вой, пить…вой, доверч…вый, пул…вой, рул…вой, со…вый, сол…вой, стержн…вой, стил…вой, стро…вой, тен…вой, ткан…вый, тюл…вый, уступч..вый, тюлен…вый, прозорл…вый.

Теория. Правописание суффиксов ЧАТ, ИСТ, ЕВ, ЕВИТ, ЕВАТ — ОВ, ВОИТ, ОВАТ, ЕНЬК — ОНЬК
(правила и таблица)
Правописание суффиксов чат ист ев еват евит ов оват овит еньк оньк ЕГЭ русский язык задание 11

ЧАТ

Суффикс ЧАТ всегда с «а»:   узорчатый, бревенчатый, бугорчатый.

ИСТ

Суффикс ИСТ всегда с «и»бугристый, золотистый

ЕВ, ЕВИТ, ЕВАТ – ОВ, ОВИТ, ОВАТ

Е после мягких согласных, шипящих и буквы ц: ситцевый, речевой, рубцеватый, глянцевитый

О после твердых согласных, кроме ц: деловой, плодовитый, плоховатый.

ЕНЬК – ОНЬК

После твердых согласных (кроме шипящих и ц) употребляется суффикс -оньк-, а после мягких согласных, шипящих и ц употребляется суффикс -еньк-. Суффикса -иньк- в прилагательных не бывает.

Пример: лёгонький, но богатенький, дешевенький

Теория. Правописание суффиксов ЕЧ-Н — ИЧ-Н, ЕЧ — АЧ (правила и таблица)

Правописание суффиксов еч-н ич-н еч-ач ЕГЭ русский язык задание 11

Как писать, например, слово «пуш..чный«?

В этом случае ЕЧ\ИЧ часть основы, а Н – суффикс. Однако такие вопросы все равно встречаются в ЕГЭ по русскому языку. 

В прилагательных, образованных от существительных, оканчивающихся на -ка, после мягких согласных, шипящих и ц в безударном положении пишется еч-н. (галЕЧНый (гальКА), рубашЕЧНый (рубашКА))

 В прилагательных, образованных от существительных, оканчивающихся на -ик и -ица, пишется ич-н (празднИЧНый – праздниИК, рознИЧНый – рознИЦа).

ЕЧ – АЧ

В прилагательных на -чий, образованных от существительных на -шка, перед ч пишется е в положении не под ударением, например: стару́шечий, куку́шечий, лягу́шечий, индю́шечий.

Но известны и образования на -ачий с ударяемым а, например: кошáчий, лягушáчий, индюшáчий.

Практика. Упражнения на правописание суффиксов
 ЧАТ, ИСТ, ЕВ, ЕВИТ, ЕВАТ — ОВ, ВОИТ, ОВАТ, ЕНЬК — ОНЬК, ЕЧ-Н — ИЧ-Н, ЕЧ — АЧ
(правила и таблица)

Упр. 3 От данных слов образуйте прилагательные, выделите корни и суффиксы

Оват-, -еват-: белый, крючок, ноздри, синий, розовый, молодец, слабый, темный, сладкий, грубый, рыжий.

Оньк-, -еньк-: хороший, плохой, высокий, жалкий, мелкий, глубокий, черный, слабый, свежий, сладкий, кислый, дешевый, красивый, молодой, старый, худой, легкий, сухой, родной, мягкий.

-Чат-: брусок, решетка, клетка, сетка, чешуйка, колено, крупица, веснушка.

Упр. 4 Выделите корни, суффиксы, поставьте ударения, где необходимо. Вставьте буквы.

Надрыв..стый, бревен..ый, беж…вый, га..чный, дар…витый, дом…витый, взры-в..ый, черн..нький, спич..чный, луг…вой, прыщ…ватый, сух..нький, угл…ватый, угр…ватый, извил..стый, щегол…ватый, глянц…вый, ковш…вый, пальц…вой, парч…вый, рыж…ватый, сланц…вый, домработн..чный, свинц…вый, старуш…чий, кош…чий.

Теория. Правописание прилагательных с суффиксом К — СК
(правило и таблица)

К – СК

Правописание суффиксов к ск ЕГЭ русский язык задание 11
  1. Выбирая между суффиксами К и СК первым делом надо определить разряд прилагательного. Если прилагательное качественное (т.е. имеет краткую форму и/или сравнительную форму), то выбираем К.

Пример: рез..ий (качественное — резок, резче) — К. Резкий.

2. Если прилагательное относительное, то смотрим, на что заканчивается производящая основа.  

Если на К, Ч, Ц, то — все равно суффикс К: немецкий (немец), грецкий (грек), ткацкий (ткач).

Исключения: угличский, узбекский, таджикский.

3. Если основа относительного прилагательного заканчивается на другие буквы, то используем суффикс СК.

Но часто возникает вопрос, сколько С писать в прилагательном.

Смотрим, на что заканчивается основа.

  • Если на Д, Т, З, С, то к основе присоединяется СК: городской (город), детский (дети), французский (француз), русский (Русь)
  • Но если основа на С, которая стоит после любой главной, то убирается С из основы, но прибавляется СК: уэльский (Уэльс)
  • Если на СС, то в основе сохраняется только одна С и прибавляется СК: одесский (Одесса)
  • Если на СК, то смотрим от русского или иностранного географического названия образовано прилагательное. Если слово русское, то слово образуется без суффикса (сохраняется только СК основы): минский (Минск — корень). Если название иностранное, то сохраняется С от основы и прибавляется СК: этрусский (этруск).
    Искл.: баскский (баск), оскский (оски).
  • Если на Л, то  прибавляется Ь и СК: уральский (Урал)
  • Если на НЬ, РЬ, то Ь, наоборот, отнимается, но прибавляется СК: тюменский (Тюмень). Только в прилагательных, образованных от названий месяцев Ь сохраняется: ноябрьский, июльский и т.д. (искл. «январский»), а также в устойчивом выражении «день денЬской».
Практика. Упражнения на правописание прилагательных с суффиксом К — СК

Упр. 5 От данных слов образуйте прилагательные, выделите корни и суффиксы 

Вязнуть, Волга, Астрахань, богатырь, калмык, казах, кабак, матрос, низ, дьявол, узбек, Сибирь, Урал, Одесса, Томск, рыбак, знахарь, декабрь, приятель.

Упр. 6 Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обоснуйте ответ.

Канад..кий, низ..кий, штат..кий, гиган..кий, немец..кий, вес..кий, полес..кий, углич..кий, ткац..кий, кулац..кий, черкас..кий, рязан..ский, гаван..ский, октябр..ский, рыбац. .кий, табунщиц..кий, танкис..кий, шляхет..ский, тунгус..кий, астрахан..ский, черкес..кий, звер..ский, дерз..кий, близ..кий, вяз..кий, кавказ..кий, киргиз..кий, одес..кий, матрос..кий, кон..ский, рейн..ский, сибир..ский, француз..кий, уз..кий, бас..кий, этрус..кий, том..ский, ом..ский, кур..ский, сан-францис..кий, рейм..кий, бурлац..кий, фло..кий, гре..кий, сосе..кий, горо..кой, солда..кий, деревен..кий, пира..ский, делега..ский,

Упр. 7 Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обоснуйте ответ.

Францу..кий, дама..кий (клинок), тка..кий, ре..кий, кандида..кий, бунтар..ский, прихо..кой, бра..кий, январ..ский, матро..ский, горня..кий (фонарь), у..кий, кавка..кий, гиган..кий, богатыр..ский, папуа..кий, генерал..ский, бли..кий, тугу..кий, рыба..кий, монастр..ский, артиллери..кий, молоде..кий, дилетан..кий, агнел..ский, фламан..кая, мер..кий, кана..кое (правительство), университе..кий, посол..ский, шве..кий, туре..кий, июл..ский, ямщи..кий, шотлан..кий.

Теория. Правописание суффиксов ЕНСК — ИНСК, ИН — АН — ЯН

ЕНСК — ИНСК

Суффикс ИНСК пишется в именах прилагательных, образованных от основ, оканчивающихся на ИН, а также И(Ы), А(Я) (мытищИСКий – МытищИ, екатеринИНСкий – ЕкатеринА)

Суффикс —ЕНСК— пишется в остальных именах прилагательных (нищЕНСКий – нищий)

Исключения: пензенский, пресненский, коломенский

ИН-АН-ЯН-ЕН

Как писать, например, слово «глин..ный» или «кож..ный»?

К сожалению, нет правила о том, какую гласную выбрать перед «Н». Однако почти все трудные слова, которые следует запомнить (включая «ветреный», «масляный\масленый») встречаются в уроке о правописании Н и НН в отыменных прилагательных. Советуем выучить теорию по этой теме и выполнить упражнения. Тогда, скорее всего, Вы запомните все необходимые слова.

О-Е после шипящих

В суффиксах прилагательных под ударением пишется О (алычОвый). Без ударения – Е (грУшевый).

Общая практика

Упр. 8 Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обоснуйте ответ.

Уступч..вый, январ..ский, плюш..вый, прожорл..вый, молодц..ватый, стар..нький, кумач..вый, ноябр..ский, угр..ватый, свинц..вый, разговорч..вый, богатыр..ский, кра..вой, тих..нький, клязьм..нский, сторож..вой, керч..нский, продолг..ватый, пенз..нский, ялт..нский, красив..нький, завистл..вый, рыж..ватый, молодц..ватый, син..ватый, обидч..вый, разговорч..вый, расчётл..вый, грязн..ватый, бел..ватый, лёг..нький, тих..нький, милост..вый, алюмини..вый, юрод..вый, тюл..вый, вин..ватый, ноздр..ватый, кольц..вой, тен..вой, кукуш..чий, старуш..чий, узорч..тый, черепи..чатый, ступен..чатый, бревен..чатый, фрунз..нский, взрывч..тый, брус..атый, весну..атый, бороз..атый, до..атый, рыцар..ский, рязан..ский, день-ден..ской, тянь-шан..ский, декабр..ский, сентябр..ский, губч..тый, звёз..атый, надоедл..вый, сегодн..шний, форел..вый, лазор..вый, натри.

.вый, нутри..вый, убог..нький, краснопресн..нский, грозн..нский, масл..ные руки, масл..ные брюки, масл..ные краски, масл..ное пятно, масл..ная каша, ветр..ная мельница, ветр..ной двигатель, ветр..ная оспа, ветр..ная девушка, масл..ная неделя, ветр..ное поведение.

Упр. 9 Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте ответ.

Свинц…вые тучи; еж…вые рукавицы; ситц…вый фартук; плюш…вый медвеж…нок; грош…вый выигрыш; парч…вый халат; вещ…вой мешок; камыш…вый кот; ключ…вая вода; куч…вые облака; ландыш…вый запах; холщ…вая сумка; пунц…вый закат; кварц…вые часы.

Читайте также:

  • ЕГЭ: русский язык – задание 11 – правописание суффиксов существительных

Все уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Номер 11 из ЕГЭ по русскому: принципы решения

Задание 11 ЕГЭ по русскому языку связано с правописанием суффиксов. Оно включает все главные части речи. В статье разберем основные правила и подготовимся к экзамену. 

Как делать

Прежде чем изучать теорию задания 11 ЕГЭ по русскому языку, составим план решения: 

  1. Прочтите задание, лучше несколько раз. Обычно нужно выбрать номера, в которых пропущена одинаковая буква, но бывают и исключения. Например, иногда в условии указано, какую букву надо искать.
  2. Определите части речи. Это важно, так как правила индивидуальны.
  3. Начните с имен существительных и прилагательных. Правила для них простые, а исключений не так много.
  4. Переходите к другим частям речи. Перед выбором буквы проверяйте вид глагола, ведь от этого зависит ответ. 
  5. Проверьте, не являются ли какие-то из ваших слов исключениями. Если нет, то все в порядке, можно записывать результат. 

Основная теория

Перейдем к теории. Разберем правила к 11 заданию ЕГЭ по русскому языку для каждой части речи отдельно. 

Глаголы

-ова, -ева-, -ыва-, -ива-

Ставим глагол в форму 1 л. ед. числа. Окончание «-ую» или «-юю» — суффикс «-ова-» («-ева-»). Если «-ываю-» или «-иваю-», то «-ива-» («-ыва-»)   

-ва-

Гласная, встающая перед суффиксом, аналогична начальной форме глагола

-ить

Если глагол второго спряжения, то в окончаниях настоящего и будущего времени будет буква «И»  

-л  

Перед «-л» встает буква из начальной формы

 

Им.

прил. 

-чив-, -лив-, -ист- 

Всегда буква «И» 

-еск-, -ческ-, -енн-

Неизменяемая «Е»  

-чат-

Неизменяемая «А»  

-еньк-, -оньк-

Всегда «Е» или «О»  

-ив-, -ев-

«-ив-» только тогда, когда на него падает ударение

-енск-, -инск- 

Если основа заканчивается на «-ин-», «-и-»/«-ы-», «-а-»/«-я-», то «-инск-».

-к-, -ск-

Если основа заканчивается на «К», «Ц», «Ч» или слово имеет краткую форму, то «-к-» . В остальных случаях «-ск-»

 

Им. сущ.

-ек-, -ик-

Для проверки склоняем по падежам, обычно ставят родительный. Если все буквы на месте, то «-ик-». Если буква «убегает», то «-ек-»

-инк-, -енк-

Если слово образовано от существительного, которое оканчивается на «-ина» , то «-инк-». Иначе «-енк-»

-ец-, -иц-

«-ец-» под ударением, «-иц-» без ударения

-ичк-, -ечк-

Если существительное образовано от слова с суффиксом «-иц-», то «-ичк-». Иначе «-ечк-»

-оньк-, -еньк-

«-оньк-» после твердых согласных, «-еньк-» после мягких

-чик-,-щик-

«-чик-» после слов, оканчивающихся на «Т», «Д», «С», «Ж», «З», «-щик-» после остальных

-ист-, -ник-, -навт-, -ер-, -тель-, -ен-, -изн-, -ин-, -инств-, -еств-

Не изменяются

 

Решение номера

Мы разобрали теорию задания. Теперь переходим к практике. 

1. тюлен..вый, отрасл..вой

2. врач..вать, упорств..вать

3. мал..нький, прожорл..вый

4. трущ..ба, туш..нка

5. дом..к, дружоч..к

Проведем разбор каждой буквы. 

1) Оба слова прилагательные, в обоих ударение не на суффиксе, поэтому буква «Е». Подходит.

2) Глаголы. Ставим в форму 1 лица, единственного числа: «врачую», «упорствую». В обоих случаях «-ева-». Подходит.

3) Прилагательные. Слово «маленький» — «Л» мягкая, поэтому буква «Е». «Прожорливый» — неизменяемый суффикс «-лив-». Не подходит.

4) Существительные. Оба случая — словарные слова. Пишется «трущОба» и «тушЕнка». Не подходит.

5) Существительные. Ставим слова в родительный падеж: «домика», «дружочка». В первом слове «И», во втором «Е». Не подходит. 

Ответ: 12.

Теперь вы знаете, как решать задание 11 из ЕГЭ по русскому языку. Конечно, в статье невозможно представить весь материал по этой теме. Более подробно ее разбирают на курсах подготовки к ЕГЭ «Уникум» в онлайн или очном формате. Преимущества онлайн обучения: 

  • учебный портал с тестами и домашними заданиями, который доступен 24/7;
  • «плавная» адаптация к ВУЗу благодаря особому построению учебной программы и работе с преподавателями РУДН;
  • предоставляется возможность участвовать в олимпиадах непосредственно в здании РУДН.

Содержание данной статьи носит ознакомительный характер. Для подготовки к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!

Экзаменационный вопрос по Русской революции: «Современная Далила»

Экзамен задание

Раздел B Вопрос 1 — Российская революция

Изображение Изображение

Вопрос

«Использование как источник, так и ваши идеи, объясните, как действия и восприятие TSARIN Александра способствовала развитию революции в России до февраля 1917 года». (6 баллов)

Ответ учащегося

«Ряд кульминационных факторов привел к Февральской революции, когда царь подписал документ об отречении от престола. Во-первых, это была серьезная ошибка царя, который возглавил армию на фронте во время Первой мировой войны, когда он считался лично ответственным за поражения России и символически покидал Петроград в трудную минуту. Войну также в значительной степени использовали большевики, которые использовали пропаганду для заручиться поддержкой своего дела, поскольку они изображали Россию вовлеченной в «империалистическую войну», в которой некоторые солдаты потеряли мораль на фронте. Кроме того, это позволяло императрице оставаться в ведении политических дел дома, что должно было иметь разрушительные последствия, поскольку ее считали «немецкой шпионкой» из-за ее германского происхождения и «шлюхой» из-за ее сомнительных отношений с целителем Распутиным. самодержавие оказалось коррумпированным и вызвало моральный упадок основной опоры царя, дворянства. Кроме того, инфляция продуктов питания и топлива в результате логистических проблем привела к росту недовольства по мере роста безработицы и нехватки продуктов питания, что достигло апогея, когда пять рабочих были уволены с Путиловского металлургического завода. Это привело к ряду забастовок, которые нанесли ущерб экономике России и вынудили царя подписать письмо об отречении от престола 19 февраля.17».

Вопрос

«Объясните полезность этого источника для понимания причин русской революции до февраля 1917 года. В своем ответе ссылайтесь на другие взгляды и исторические точки зрения». (10 баллов)

Ответ учащихся

«Этот источник в некоторой степени полезен для понимания причин Февральской революции. Его основная сила заключается в признании разрушительного воздействия царицы на революционные настроения благодаря ее непоколебимой вере в защиту самодержавия, ее немецкому происхождению и отношениям с Распутиным, которые потеряли престиж режима. Однако его основные недостатки заключаются в его источнике, который кажется просоциалистическим и, таким образом, преувеличивает недостатки монархии. В нем также большое внимание уделяется важности царицы, которая, хотя и была важной, была не единственным фактором, приведшим к падению режима Романовых, поскольку многие историки считают экономический кризис основным мотивом восстания рабочих. Кроме того, в отличие от отчетов Ленина, он не изображает влияние большевистской пропаганды на революционную ситуацию в России, поскольку он утверждает, что пропаганда, разоблачающая Первую мировую войну (1914-1918) как «империалистическая война» была основной причиной потери царем поддержки солдат, что, в свою очередь, не подавило восстания в феврале 1917 года. почему царь пал в феврале».

Отзывы учителей

Оба ответа были довольно сильными. Начальное предложение первого ответа требует более пристального внимания к вопросу (восприятие царицы Александры), например. «Участие России в Первой мировой войне усилило ненависть к царице и негативную пропаганду, что еще больше подорвало царскую власть». Остальная часть ответа содержала релевантную информацию и хорошую глубину, хотя ее можно было бы структурировать и организовать более эффективно.

Второй вопрос требует некоторой критической оценки источника. Студент делает ошибку, предположив, что источник является «просоциалистическим». Карикатура на самом деле представляет собой пропаганду союзников военного времени, которая пытается приписать Февральскую революцию в основном или полностью влиянию царицы, Распутина и Германии. Ученик правильно отмечает, что источник «придает большое значение важности царицы, которая, хотя и была важной, не была единственным фактором», приведшим к революции. Источник также сравнивает Николая II с мифическим силачом Самсоном, когда его правление не было ни сильным, ни мудрым. В конце концов, бесхозяйственность и недальновидность самого царя оказались более фатальными, чем действия его жены. Вместе эти ответы набрали бы 13-14 баллов из 16.


Весь контент на этой странице принадлежит © Alpha History 2016. Контент на этом веб-сайте не может быть переиздан или распространен без разрешения. Подписчики должны соблюдать Условия использования при использовании Alpha History или ее контента.

Искать:

Паника перед войной весной 2021 года в России и Украине

Этот документ является частью программы CSIS Understanding Russian Military Today для руководителей.

Резюме

Сосредоточение Россией войск и военной техники вдоль границы с Украиной в апреле 2021 года напомнило о вторжении России в Украину в 2014–2015 годах и вызвало опасения относительно нового раунда российской агрессии против соседа. Хотя наихудший сценарий не осуществился, эти события требуют пристального внимания и глубокого изучения, поскольку они могут повториться, если руководство России решит, что интересы их национальной безопасности снова поставлены на карту.

В результате детального анализа паники этой весны в связи с войной между Россией и Украиной возникает несколько наблюдений. Во-первых, заявления о количестве задействованных российских войск в некоторых отношениях вводят в заблуждение — большинство упомянутых войск уже находились у границ Украины после прошлых вторжений. Во-вторых, российские вооруженные силы, участвовавшие в этих учениях, отрабатывали сложные сценарии, в том числе окружение Операции объединенных сил Украины на Донбассе и блокирование выхода Украины к Черному морю. В-третьих, российские публичные оправдания переброски войск и техники вблизи украинской границы при ближайшем рассмотрении оказались неубедительными. Похоже, что основной движущей силой действий России было желание послать сигналы новой администрации США, а именно, что администрация Байдена не должна пытаться бросить вызов статус-кво в отношении Украины, приближая ее к Организации Североатлантического договора. (НАТО) или помощь в освобождении части оккупированного Донбасса. Наконец, хотя России, возможно, и удалось послать конкретные сигналы администрации Байдена, в случае с Украиной ожидаемый эффект имел неприятные последствия.

Введение

В апреле 2021 года внимание международного сообщества было приковано к последнему витку напряженности между Украиной и Россией. Киев и его международные партнеры обвинили Москву в неспровоцированной концентрации войск и техники вдоль украинской границы. В то же время Москва действовала так, как будто ничего необычного не происходит, и представила это как очередную проверку готовности российских вооруженных сил после зимнего периода учений. 1

Для России нередко используются проверки готовности вооруженных сил для отработки сложных сценариев с участием большого количества войск и техники. Например, в апреле 2019 года Черноморский флот России и 4-я армия ВВС и ПВО Южного военного округа отрабатывали различные элементы боевых действий высокой интенсивности в регионе против гипотетической угрозы со стороны США и НАТО.

Необычным был масштаб и размах российских военных действий вблизи границы с Украиной весной 2021 года. Репортажи и фото- и видеоматериалы о передвижениях техники и войск ВС РФ к украинской границе напоминали о действиях России в 2014–15. В то время у границы с Украиной были дислоцированы российские войска, часть из которых принимала участие в боевых действиях на Донбассе. Учитывая этот опыт, массовое перемещение техники и войск в этом году заставило некоторых экспертов задуматься о наихудшем сценарии — тотальной российской агрессии против Украины, — которая выйдет за рамки более ограниченного применения силы в 2014–2015 годах.

Страх перед войной весной 2021 года поднял несколько интересных вопросов: во-первых, сколько российских войск было задействовано? Во-вторых, к каким возможным сценариям готовились российские войска вдоль украинской границы? В-третьих, каких больших стратегических целей Россия хотела добиться такой массовой концентрацией техники и войск? И, наконец, какие более широкие геополитические последствия могла иметь эта паника в связи с войной?

Необычным был масштаб и размах российских военных действий вблизи границы с Украиной весной 2021 года. О действиях России в 2014 году напоминали отчеты и фото- и видеоматериалы о передвижениях техники и войск ВС РФ к украинской границе. –15.

Размер российской дислокации

По словам пресс-секретаря Пентагона Джона Кирби, весенняя дислокация российских войск у границы с Украиной стала крупнейшей с 2014 года. Примечательно, что Министерство обороны США отказалось предоставить точную статистику по количество российских войск, выведенных к границе с Украиной. Тем не менее, в конце марта Европейское командование США повысило уровень наблюдения с «возможного кризиса» до «потенциально неминуемого кризиса». Он также увеличил скорость полета своих платформ разведки, наблюдения и разведки (ISR), чтобы лучше понимать ситуацию на земле. Украинские власти утверждали, что к середине апреля численность российских войск вдоль общей границы увеличилась до 100–120 000 человек, что, согласно публичным заявлениям, было более или менее принято на Западе как точное число.

13 апреля министр обороны России Сергей Шойгу впервые признал факт переброски дополнительных войск. В частности, он сообщил, что две общевойсковые армии (САА) и три соединения ВДВ были переброшены к западной границе в рамках проверки готовности после зимнего периода учений. В последующем заявлении министр Шойгу уточнил, что речь идет о соединениях 41-й и 58-й САА, а также 7-й и 76-й десантно-штурмовых дивизиях и 9-й воздушно-десантной дивизии.8-я воздушно-десантная дивизия.

Еще до того, как весной Москва начала переброску техники и войск к западной границе, там уже находилось почти 87 тысяч российских военнослужащих. Это стало прямым следствием принятых Россией в 2014–2016 годах решений о создании постоянной военной инфраструктуры вблизи границы с Украиной и в оккупированном Крыму. В результате штаб 20-й САА был переведен в Воронеж из Нижнего Новгорода в 2015 году, а в 2016 году под командованием этой армии были сформированы две мотострелковые дивизии (3-я и 144-я). конец 2016 года с 150-й мотострелковой дивизией и двумя корпусами в оккупированных частях Донбасса под ее контролем. В 2017 году Россия сформировала в Крыму 22-й армейский корпус. Согласно украинским оценкам, предоставленным Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в июле 2020 года, Россия может сформировать 28 батальонных тактических групп (БТГ) с использованием формирований только по другую сторону границы без какого-либо дополнительного развертывания. Таким образом, большая часть сил, приводимых в рамках учений, уже находилась там. Украинские оценки, предоставленные ОБСЕ в июне 2021 года, показывают, что только 12 000 российских военнослужащих были отведены от границы, а остальные остаются на месте. В результате количество оставшихся войск примерно равно тому количеству войск, которое было на границе до учений.

К заявлениям министра Шойгу о переброске к западной границе двух дополнительных САА и трех других соединений ВДВ следует отнестись скептически. Если Россия на самом деле собрала не более 100–120 000 военнослужащих вблизи границы с Украиной, а там уже находилось почти 87 000 военнослужащих, то это означает, что фактически были развернуты лишь некоторые части этих дополнительных формирований. В противном случае общие цифры были бы намного выше, так как каждая российская САА сейчас насчитывает не более 20–30 000 военнослужащих, а каждая парашютно-десантная дивизия — от 6 000 до 6 500 военнослужащих. Заявление Шойгу, вероятно, было сделано преднамеренно в рамках преднамеренной кампании, направленной на то, чтобы российские силы, дислоцированные вблизи Украины, выглядели более грозными, угрожающими и убедительными.

Еще до того, как весной Москва начала переброску техники и войск к западной границе, там уже находилось почти 87 тысяч российских военнослужащих. Это стало прямым следствием принятых Россией в 2014–2016 годах решений о создании постоянной военной инфраструктуры вблизи границы с Украиной и в оккупированном Крыму.

Сценарии России

Учитывая, как российские вооруженные силы использовали проверки готовности после зимних учений для отработки сложных сценариев в прошлом, справедливо предположить, что такая же ситуация имела место этой весной. Действительно, российскому Генеральному штабу было бы странно создать такую ​​концентрацию сил, не проработав каких-то сценариев и оперативных планов. Чтобы Россия вызывала доверие у целевых аудиторий на стратегическом уровне, российские вооруженные силы должны вызывать доверие на оперативном уровне, что означает активное выполнение и совершенствование своих сценариев и оперативных планов.

Есть достаточно оснований говорить, что российские вооруженные силы вблизи украинских границ отрабатывали либо ограниченный удар, чтобы заблокировать доступ Украины к Черному морю, либо более амбициозный план по окружению всех украинских сил на востоке.

Во-первых, согласно источникам, использующим разведывательные данные из открытых источников (OSINT), таким как Conflict Intelligence Team, и сообщениям российских СМИ, в оккупированный Крым были переброшены дополнительные соединения и войска (части 58-й САА и дивизии ВДВ) и район 20-й САА (части 41-й САА), который сосредоточен вдоль северо-восточной части Украины. Такая концентрация примечательна тем, что она была осуществлена ​​на флангах Операции объединенных сил Украины на Донбассе, основной задачей которой является сдерживание подконтрольных России сил в регионе. Размещая в этом районе дополнительные войска, Москва намекала на возможность окружения Операции объединенных сил Украины (от 30 до 35 тысяч военнослужащих). В то время как силы 8-й САА могли контролировать скованные украинские силы на фронте на Донбассе, российские силы будут наносить одновременный удар из Крыма и Воронежской области, чтобы окружить украинские силы.

Два других фактора подтверждают эту гипотезу. Во-первых, когда в сентябре прошлого года на полигоне Капустин Яр разыгрывались основные операции стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2020», штабы 58-й и 20-й САА привлекались к отработке сценария, предусматривавшего окружение силами противника путем комбинированного двухфлангового удара со схождением в тыл и одновременным отражением контрударов противника. Этот сценарий напоминает ситуацию весны 2021 года, когда Россия усилила оккупированный Крым на юге частями 58-й САА и десантно-штурмовыми соединениями, а также 20-й САА на северо-востоке вместе с 41-й САА.

Во-вторых, когда российские высокопоставленные офицеры сравнивали «Кавказ-2020» и «Кавказ-2016», они сказали, что в ходе последних учений российские силы отрабатывали «локализацию гипотетического приграничного вооруженного конфликта в зоне ответственности Южного военного округа», тогда как итерация 2020 года была сосредоточена на «локализация межгосударственного конфликта с привлечением иностранных сил». Изменение акцента предполагает, что амбиции российского военного руководства возросли за последние четыре года по мере развития и совершенствования вооруженных сил. На «Кавказе-2016» российские силы отрабатывали сценарий Донбасса 2014–2015 годов (то есть стабилизацию ситуации ограниченными силами в случае гипотетического украинского наступления). В 2020 году масштабы российского развертывания были гораздо больше, поэтому основной элемент прошлогоднего стратегического командно-штабного учения «Кавказ» был проведен на полигоне Капустин Яр. Его размеры (60 км в ширину и 120 км в глубину) намного больше, чем у хребта Опук (30 км в ширину и 15 км в глубину, где проходил основной эпизод «Кавказ-2016»), и позволяют проводить гораздо более сложные и масштабные сценарные упражнения. Под эту категорию попадает гипотетическая попытка окружения Операции объединенных сил Украины на Донбассе.

Весной 2021 года в Крыму также происходило активное передвижение войск. Из-за ограниченного маневренного пространства на полуостров были переброшены только части 58-й дивизии САА и ВДВ. Бригады связи как 58-й САА, так и воздушно-десантных войск находились на полуострове в ходе проверки готовности после зимнего периода обучения. Этот факт согласуется с официальными заявлениями о том, что войска в оккупированном Крыму отрабатывали развертывание межвидовой группировки войск на оперативном направлении. Способность войск эффективно развертываться и вести боевые действия в новых местах зависит от эффективной связи и взаимодействия бригад связи.

Примечательно также, что российские вооруженные силы перебросили в оккупированный Крым десантные корабли Балтийского флота, Северного флота и Каспийской флотилии. В активную фазу учений были вовлечены десять тысяч военнослужащих под руководством как министра обороны России, так и начальника Генерального штаба на полигоне Опук, отрабатывая частичное или полное блокирование выхода Украины к морю. Эти десантные корабли позволили русским отработать высадку как минимум двух БТГ. Одновременно в оперативную глубину обороны условного противника десантировались не менее 2000 военнослужащих, эффективно прорвав полосу обороны противника и сделав уязвимым его тыл. Эти российские десантники обычно используются для отражения возможных контратак противника и упорядочения дальнейших наступательных движений своих сил. На всех этапах учения войска поддерживали ударные вертолеты, оперативно-тактические истребители и бомбардировщики. Комбинированные морские и десантные десанты, передвижение БТГ по суше и огневая поддержка с воздуха частично или полностью перекрыли бы выход Украины к морю. Эшелон командования и управления (C2) практиковался в использовании сетей и оборудования управления, контроля, связи и компьютерного ISR (C4ISR) для принятия более быстрых и своевременных решений. Частичное или полное блокирование Россией доступа Украины к Черному морю означало бы еще один серьезный удар по украинской экономике, которая в значительной степени зависит от черноморских портов для экспорта сельскохозяйственной продукции, а также металлов и химикатов.

Масштабные и комплексные учения в оккупированном Крыму этой весной можно рассматривать и с другой точки зрения. Большинство российских сил на полуострове не участвовали в учениях «Кавказ-2020», поскольку основной сценарий отрабатывался на суше (на хребтах Прудбой и Капустин Яр). По сравнению с учениями «Кавказ-2016», когда основной элемент проходил на полигоне Опук, силы и полигоны в Крыму практически не привлекались. Сложные учения этой весной на полигоне Опук можно рассматривать как некую компенсацию за прошлогоднее бездействие.

Таким образом, передвижение и переброска войск и техники весной 2021 года дают достаточно оснований говорить о том, что россияне отрабатывали сложные сценарии (полное или частичное блокирование выхода Украины в Черное море), как это было в оккупированном Крыму, и намекали на возможность более амбициозного сценария (окружение контингента Операции объединенных сил на Донбассе).

Причины действий России

По мере развития событий Россия приводила различные аргументы в оправдание своего решения сосредоточить беспрецедентное количество войск и техники вдоль своих границ с Украиной, в том числе:

  • Как предположил министр Шойгу, это была защитная реакция на учения США/НАТО Defender Europe 2021;

  • Это был превентивный шаг для сдерживания возможного украинского наступления на Донбассе;

  • Русские опасались, что украинцы, воодушевленные прошлогодними успехами Азербайджана в Нагорном Карабахе, предпримут еще одну попытку освободить части оккупированного Донбасса; и

  • Переброска украинских сил на Донбасс стала доказательством того, что Киев замышляет что-то неблаговидное.

Аргументы не выдерживают критики. Украина не участвовала в учениях НАТО Defender 2021, которые проводились в основном на Балканах и в гораздо меньших масштабах по сравнению с развертыванием Россией в апреле этого года. То же самое относится и к идее о том, что успехи Азербайджана могут побудить Украину сменить свою позицию на Донбассе со стратегической обороны на наступательную. Это правда, что Украина в 2018 и 2020 годах закупила такую ​​технику, как беспилотные боевые летательные аппараты (БПЛА) Bayraktar TB2, что способствовало успехам Азербайджана в Нагорно-Карабахском регионе.

Однако в Вооруженных Силах Украины по-прежнему отсутствует критическая масса систем (РНБ, С2, РЭБ, дальнобойный огонь и высокоточные боеприпасы) для ведения современной войны, основанной на возможности одновременного ведения боевых действий на передовой и не дать врагам подвести подкрепление с тыла. Без критической массы технологий для современных глубоких операций Украине было бы неосмотрительно переходить от стратегической оборонительной позиции на Донбассе к наступательной. Периодические перемещения украинских сил к линии фронта и обратно не являются чем-то необычным, поскольку они осуществляются непрерывно с 2014 года9.0005

Что повлияло на решение Москвы перебросить дополнительные войска этой весной? Две причины кажутся более правдоподобными, чем другие. Во-первых, 20 января 2021 года Джо Байден вступил в должность президента США. Во время президентской кампании Байден был самым откровенным кандидатом в отношении Украины; как кандидат в президенты, он пообещал сделать Украину одним из основных элементов своей внешней политики и выразил готовность увеличить помощь оборонительным вооружениям. С момента прихода в Белый дом Байден и его команда сделали ряд заявлений, демонстрирующих поддержку украинской власти. Учитывая такие заявления, вполне вероятно, что российское правительство решило действовать упреждающе и обеспечить статус-кво на границах России. Россия доминирует в эскалации, а попытки США и Украины изменить статус-кво, установившийся после событий 2014–2015 годов, обойдутся дорого. Своим ограниченным военным вмешательством на Донбассе Россия ясно дала понять, что не позволит Украине полностью восстановить порядок и суверенитет в регионе.

Другой вероятной причиной было желание предотвратить членство Украины в НАТО. Заявления украинских официальных лиц, в том числе главы Минобороны Украины, выражали заинтересованность в участии в Плане действий по членству в НАТО в 2021 году. Общеизвестно, что евроатлантическая интеграция Украины не идет России на пользу. В результате Москва решила действовать на опережение и наглядно продемонстрировать членам НАТО риски, связанные с возможной интеграцией Украины в НАТО. Как ясно дал понять Владимир Путин в своей последней статье о русской и украинской нациях, Москва сделает все, что в ее силах, чтобы страны бывшего Советского Союза не стали плацдармом для антироссийской деятельности внешних держав, что в первую очередь означает США и НАТО.

Последствия

Похоже, России удалось относительно успешно донести информацию до одной из своих целевых аудиторий. Президент Байден и его команда приняли идею «стабильных и предсказуемых» отношений с Россией, что на практике означает отказ США от шагов, которые могут радикально изменить нынешний статус-кво и выйти за красные линии России. Так, во время саммита НАТО в Брюсселе в июне 2021 года союзники официально подтвердили решение саммита в Бухаресте 2008 года о том, что Украина однажды станет членом НАТО. Но, с другой стороны, публичные заявления правительства США ясно показали, что Вашингтон не поддерживает вступление Украины в НАТО в ближайшее время.

Еще более показательно, что во время весенней паники в связи с войной администрация Байдена рассматривала вариант предоставления Украине экстренного пакета оборонной военной помощи на 100 миллионов долларов, но в итоге решила не продолжать. Такую нерешительность можно расценивать и как принятие идеи о бесполезности бросать вызов России на ее периферии, где она имеет перевес сил и мощи.

С другой стороны, только Россия виновата в желании Украины вступить в НАТО. Чем больше Москва угрожает Украине постоянной военной инфраструктурой или переброской дополнительных войск и техники, тем больше Украина хочет вступить в НАТО, поскольку последняя видит, как быстро может ухудшиться обстановка безопасности без конкретных гарантий безопасности, которые предоставляет НАТО.

Поразительно, как во время этой паники войны президент Украины Владимир Зеленский изменил свое отношение к интеграции в НАТО. Его публичные заявления прошли путь от некоторой двусмысленности во время президентской кампании 2019 года до полной поддержки прошлой весной. В этом история повторилась. Еще на президентских выборах 2014 года Петр Порошенко также не был ярым сторонником интеграции в НАТО, считая, что такой подход может принести мир на Донбассе. Это не помогло, и активное использование российских сил на Донбассе не оставило Украине иного выхода, кроме как попытаться вступить в НАТО. То же самое верно и сегодня. Российские угрозы и агрессивные действия могут повлиять на целевую аудиторию на Западе так, как того хочет Москва, но в отношении Украины это будет иметь противоположный эффект. Другой украинский лидер теперь недвусмысленно хочет, чтобы его страна вступила в НАТО.

Николай Белесков, научный сотрудник Национального института стратегических исследований при Президенте Украины. Ранее он работал в Украинском институте мировой политики.

Взгляды в тексте являются авторскими и не отражают официальную позицию Национального института стратегических исследований и Офиса Президента Украины.

Эта публикация финансировалась Стратегической инициативой России, Европейским командованием США в Штутгарте, Германия. Мнения, аргументы, точки зрения и выводы, изложенные в этой работе, не отражают точку зрения RSI, EUCOM США, Министерства обороны или правительства США.

Этот отчет подготовлен Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частной, освобожденной от налогов организацией, занимающейся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер.