Итоговая контрольная работа по биологии 11 класс

Итоговая контрольная работа по биологии в 11 классе.

 

                                    1 Вариант

                    Инструкция  для учащихся.

 

Тест состоит  из частей А, В,С. На выполнение отводится 45 минут.Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

 

                                    Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.

 

1.Элементарной единицей эволюционного процесса является:

            а. Особь

            б. Вид

            в. Подвид

            г. Популяция

2.Основоположником науки систематики является:

            а.

Ч.Дарвин

            б. Ж.Б.Ламарк

            в. К.Линней

            г. М.Ломоносов

3.Примером действия движущей формы естественного отбора является:

            а. Исчезновение белых бабочек в индустриальных районах

            б. Сходство в строении глаза млекопитающих

            в. Выведение нового сорта пшеницы в новых условиях.

г. Гибель длиннокрылых и короткокрылых  птиц во время бурь

4.Особи двух популяций одного вида:

            а. Могут скрещиваться и давать плодовитое потомство

            б. Могут скрещиваться, но плодовитого потомства не дают

            в. Не могут скрещиваться

            г. Могут скрещиваться с особями других видов

5.Примером покровительственной окраски является:

            а. Сходство форм и окраски тела с окружающими предметами

            б. Подражание менее защищенного вида более защищенному

            в. Чередование светлых и темных полос на теле

            г.   Окраска осы

6.Ароморфозом можно считать следующие «приобретения»:

            а. Утрата шерстного покрова слонами

            б. Появление яиц  у пресмыкающихся  и их развитие на суше

            в. Удлинение конечностей лошади

            г. Покровительственную окраску

7.Суть гипотезы А.И. Опарина заключается:

            а. В признании абиогенного синтеза органических соединений

            б. В отрицании абиогенного синтеза органических соединений

            в. В утверждении, что жизнь была привнесена извне

            г. В утверждении, что жизнь существовала вечно

8.Важнейшим событием архея следует считать:

            а. Накопление в атмосфере кислорода

            б. Появление коацерватов

            в. Образование первых органических соединений

            г .Выход животных на сушу

9.Необходимым условием для жизни растений на суше было:

            а. Наличие кислорода в атмосфере

            б. Наличие почвы

            в. Наличие хлорофилла

            г. Наличие «озонового экрана»

10.Одной из причин, по которой сейчас не возникают новые виды человека является:

            а. Отсутствие репродуктивной изоляции между расами

            б. Сходство генотипов всех людей

            в. Принадлежность рас к разным видам

            г. Увеличение скорости передвижения

11.От собирательства съедобных растений к их выращиванию человек перешел на стадии:

            а. Человека умелого

            б. Питекантропа

            в. Неандертальца

            г. Кроманьонца

12.Человек появился на Земле:

            а. В архейскую эру

            б. В палеозойскую эру

            в. В мезозойскую

            г. В кайнозойскую

13.Организмы, как правило приспосабливаются:

            а. К нескольким, наиболее важным экологическим факторам

            б. К одному, наиболее существенному фактору

            в. Ко всему комплексу  экологических факторов

            г. Верны все ответы

14.Причиной огромного увеличения численности кроликов в Австралии стало:

            а. Изобилие пищи

            б. Отсутствие врагов

            в. Сознательный отбор кроликов человеком

            г. Благоприятные климатические условия

15.Энергия солнца используется:

            а. Только продуцентами

            б. Только редуцентами и консументами

            в. Всеми участниками биоценоза, кроме редуцентов

            г. Всеми участниками биоценоза

16.Наилучшим способом участия отдельного человека в сохранении биосферы является:

            а. Отказ от езды на автомобиле

            б. Участие в разработке законов по охране природы

            в. Сокращение потребления мясной пищи

            г. Отказ от браконьерства

17.Выбрать правильно составленную пищевую цепь:

            а. Клевер—-ястреб—-шмель—-мышь

            б. Клевер—шмель——мышь——ястреб

            в. Шмель—мышь—-ястреб—-клевер

            г. Ястреб—-мышь—-шмель—клевер

 

 

                             ЧастьВ.

 

В.1.При выполнении  данного задания выберите из предложенных ниже вариантов правильные ответы. Правильные ответы запишите через запятую напротив номера вопроса.

 

 Выбрать основные факторы среды, от которой зависит процветание организмов в океане:

            а. Доступность воды

            б. Количество осадков

            в. Прозрачность среды

            г. рН среды

            д. Соленость среды

            е. Скорость испарения воды

            ж. Концентрация  в среде углекислого газа

 

 

В.2.При выполнении  задания установите соответствие примеров приспособлений с их характером. Объедините их правильно в таблицу:

 

 

            а. Окраска шерсти белого медведя

            б. Окраска жирафа

            в. Окраска шмеля

            г. Форма тела палочника

            д. Окраска божьей коровки

            е. Черные и оранжевые пятна гусениц

            ж. Строение цветка орхидеи

            з.  Внешнее сходство некоторых мух с осами

 

 

Покровительственная            окраска

 Маскировка

 Мимикрия

Угрожающая окраска

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

                                               ЧастьС.

 

Дать полный развернутый ответ на вопрос.

 

 

Почему естественный отбор, а не наследственная изменчивость, считается главным направляющим фактором эволюции?

 

            Итоговая  контрольная работа по биологии в 11 классе.

                       

2 вариант

      Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку,не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если остается время, вернитесь к пропущенным заданиям.

 

                                    Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.

 

1.Материалом для эволюционных процессов служит:

            а. Генетическое разнообразие популяций

            б. Вид

            в. Благоприятные признаки

            г. Бесполезные или вредные признаки

2.Сколько видов растений представлено в данном списке( одуванчик лекарственный, клевер, подорожник средний, мята клубненосная):

            а. 1

            б. 2

            в. 3

            г. 4

3.Естественный отбор сохраняет признаки организмов:

            а. Полезные для человека

            б. Вредные для человека

            в. Вредные для вида

            г. Полезные и нейтральные для вида

4.Основной причиной для выделения группы особей в популяцию является:

            а. Внешнее отличие  групп друг от друга

            б. Внутренние отличия групп друг от друга

            в. Изоляция групп друг от друга

            г. Все перечисленные выше причины

5.Подражание менее защищенного вида более защищенному называется:

            а. Маскировка

            б. Мимикрия

            в. Покровительственной окраской

            г. Предупреждающей окраской

6.Разные виды дарвиновских вьюрков возникли путем:

            а. Ароморфоза

            б. Дегенерации

            в. Идиоадаптации

            г. Катагенеза

7.Одним из важнейших этапов возникновения жизни можно считать:

            а. Появление аминокислот

            б. Появление углеводов

            в. Появление нуклеиновых кислот

            г. Появление липидов

8.Эра, в течение которой возникла жизнь, называется:

            а. Ранний протерозой

            б. Архей

            в. Палеозой

            г. Мезозой

9.Мезозойскую эру составляют периоды:

            а. Девон, силур, кембрий

            б. Триас, юра, мел

            в. Палеоген, неоген, антропоген

            г. Девон, неоген, мел

10.Одним из признаков, доказывающих факт существования эволюционных процессов в человеческом обществе является:

            а. Частые наследственные заболевания у “малых “народов

            б. Рождение мулатов

            в. Изменения в лексике, развитие науки , культуры

            г. Все перечисленные выше признаки

11.Переход от человекообразных обезьян к человеку совершился путем:

            а. Ароморфозов

            б. Идиоадаптации

            в. Дегенерации

            г. Катагенеза

12.Основной причиной формирования разных рас стали:

            а. Генетическая изоляция

            б. Экологическая изоляция

            в. Географическая изоляция

            г. Репродуктивная изоляция

13.Ограничивающим фактором можно считать:

            а.Фактор, больше всего отклоняющийся от оптимальных значений

            б.Фактор, наиболее приблеженный по значению к оптимальному

            в. Фактор, не выходящий за пределы оптимального

            г.  Фактор, менее всего отклоняющийся от оптимума

14. Одним из важнейших результатов взаимоотношений между организмами является:

            а. Регуляция численности организмов

            б. Эволюционный прогресс видов

            в. Возникновение генетического разнообразия организмов

            г. Нет верного ответа

15.Агросистема сходна с экосистемой в том, что в ней также:

            а. Отсутствуют цепи питания

            б. Происходит круговорот веществ

            в. Большую роль играет человек

            г. Нет организмов-разрушителей

16.На каждом последующем уровне пищевой цепи утрачивается:

            а. 1% энергии

            б. 10% энергии

            в. 30% энергии

            г. 50% энергии

17.Считают, что “ парниковый эффект” обусловлен увеличением в атмосфере:

            а. Сероводорода

            б. Углекислого газа

            в. Диоксида серы

            г. Озона

 

 

                                Часть В.

 

В.1. При выпонении данного задания выберите из предложенных ниже вариантов правильные ответы. Правильные ответы запишите через запятую напротив номера вопроса.

 

            Выбрать признаки, характерные только для агроценоза:

 

            а.  Единственным источником энергии является солнце

            б. Все химические элементы возвращаются в почву

            в. Поглащенная энергия рассеивается в виде тепла

            г. Часть энергии и веществ извлекаются из круговорота человеком

            д. Действует только естественный отбор

            е. Действуют есиественный и искусственный  отборы

            ж. Используются дополнительные источники энергии

            з. Действие природных факторов не контролируется

            и. Гибнет при отсутствии контроля  со стороны человека

            к. Гибнет при неразумном вмешательстве человека

 

 

В.2. Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические ибиотические. Объедините их правильно в таблицу:

 

            а. Химический состав воды

            б. Разнообразие планктона

            в. Влажность, to почвы

            г. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

            д. Скорость течения воды

            е. Засоленность почвы

            ж. Разнообразие растений

            з. Химический состав воздуха

            и. Наличие в воздухе бактерий

 

 

       Абиотические      факторы

      Биотические         факторы

 

 

 

 

                                    Часть С.

 

 

Дать полный развернутый ответ на вопрос.

 

Популяции песцов, обитающие на Анадыре и Аляске, разделены проливом шириной в 120 км. Можно ли получить от представителей этих популяций плодовитое потомство, если препятствие будет устранено?

                        Ответы к итоговой контрольной работе по биологии в 11 классе

 

 

Вариант 1

 

 № вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 ответы

г

б

а

а

в

б

а

а

б

а

г

г

в

б

г

б

б

 

 

ЧастьВ.

 

В 1:В, Г, Д, Ж

 

В 2:

 

Покровительственная окраска

  Маскировка

 Мимикрия

Угрожающая окраска

   а, б

     г

   ж, з

     в, д, е

 

Часть С

Наследственная изменчивость создает генетическую неоднородность внутри вида,действие мутаций и полового процесса ненаправленно.Т.е. наследственная изменчивость лишь поставляет материал для отбора.Эволюция же-процесс направленный, связанный с выработкой приспособлений по мере прогрессивного усложнения строения и функций животных и растений.Существует лишь один направленный эволюционный фактор-естественный отбор. Движущий отбор преобразует виды( способствует сдвигу среднего значения признака при изменении условий среды).Стабилизирующий отбор закрепляет полезные формы, предохраняет сложившийся генотип от разрушающего мутационного процесса в относительно постоянных условиях среды.

 

                                    Вариант 2.

 

№ вопроса

 1

 2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

  ответы

а

в

г

в

б

в

в

б

б

а

б

в

а

а

б

б

б

 

 

ЧастьВ.

 

В 1:Г,Е, Ж,И

 

В 2:

 

      Абиотические      факторы

     Биотические      факторы

        а, в ,д , е, з

         б, г, ж, и

 

 

ЧастьС.

 

Можно, т. к. речь идет об особях одного вида.

 

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.( 1) Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость. (2) Минимальной единицей эволюции является организм. (3) Направляющий фактор эволюции

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.( 1) Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость. (2) Минимальной единицей эволюции является организм. (3) Направляющий фактор эволюции — борьба за существование. (4) В результате эволюционного процесса формируется биоразнообразие планеты. (5) Географическое видообразование связано с изменениями экологической ниши вида. (6) Географическое видообразование происходит путем расселения особей на новые территории или разделения исходного ареала на фрагменты. (7) Процесс превращения генетически изолированных популяций в новые виды называют видообразованием.

Учебник Курсы Книги Тесты Вопросы Личный кабинет

Учебник Курсы Книги Тесты Вопросы

Личный кабинет

Задание ЕГЭ по биологии
Линия заданий — 24
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

3651. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

(1) Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость. (2) Минимальной единицей эволюции является организм. (3) Направляющий фактор эволюции — борьба за существование. (4) В результате эволюционного процесса формируется биоразнообразие планеты. (5) Географическое видообразование связано с изменениями экологической ниши вида. (6) Географическое видообразование происходит путем расселения особей на новые территории или разделения исходного ареала на фрагменты. (7) Процесс превращения генетически изолированных популяций в новые виды называют видообразованием.

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5:

2) Элементарной (минимальной) единицей эволюции является популяция
3) Единственный направляющий фактор эволюции — естественный отбор
5) Экологическое видообразование возникает вследствие изменений экологической ниши вида

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 3651.

P.S. Мы нашли статью, которая относится к данной теме, изучите ее — Факторы эволюции 😉

P.S.S. Для вас готово следующее случайное задание. Мы сами не знаем, но вас ждет что-то интересное!

эволюция | Изучайте науку в Scitable

Evolution процесс, в результате которого происходит изменение генетического материала популяции через некоторое время. Эволюция отражает приспособления организмов к их изменяющимся среде и может привести к измененным генам, новым признакам и новым видам. Эволюционные процессы зависят как от изменения генетической изменчивости, так и изменения частот аллелей с течением времени.

изучение эволюции можно проводить в разных масштабах. Микроэволюция отражает изменения в последовательностях ДНК и частотах аллелей внутри вида на протяжении время. Эти изменения могут быть связаны с мутациями, которые могут привести к появлению новых аллелей. в популяцию. Кроме того, в популяцию могут быть введены новые аллели. потоком генов, происходящим при скрещивании между двумя популяциями, несущими уникальные аллели. В отличие от микроэволюции, макроэволюция отражает масштабные изменения на видовом уровне, возникающие в результате накопления многочисленные мелкие изменения в микроэволюционном масштабе. Пример макроэволюция – это эволюция нового вида.

Один механизм, который движущей силой эволюции является естественный отбор, который представляет собой процесс, увеличивающий частота полезных аллелей в популяции. Естественный отбор приводит к организмы, которые имеют больше шансов выжить и размножаться. Еще одна движущая сила за эволюцией стоит генетический дрейф, описывающий случайные колебания в частоты аллелей в популяции. В конце концов, генетический дрейф может вызвать субпопуляцию стать генетически отличной от исходной популяции. Действительно, над длительный период времени, генетический дрейф и накопление других генетических изменения могут привести к видообразованию, которое представляет собой эволюцию нового вида.


Дальнейшее исследование

Концептуальные ссылки для дальнейшего изучения

синтения | ген | черта | генотип | Равновесие Харди-Вайнберга | аллель | видообразование | Уравнение Харди-Вайнберга | узкое место населения | разновидность | частота аллеля | естественный отбор | генетический дрейф | половое размножение | нейтральная теория эволюции

Связанные понятия (15)

Генетика

Клеточная биология

Научная коммуникация

    Планирование карьеры



      Биология 2e, Эволюционные процессы, Эволюция популяций, Генетика популяций

      Теория естественного отбора основана на наблюдении, что некоторые особи в популяции с большей вероятностью проживут дольше и произведут больше потомства, чем другие; таким образом, они передадут больше своих генов следующему поколению. Большой, сильный самец гориллы, например, имеет гораздо больше шансов, чем более мелкий и слабый, стать серебристоспой популяцией, лидером стаи, который спаривается гораздо чаще, чем другие самцы группы. Вождь стаи будет отцом большего потомства, которое разделит половину его генов, и, вероятно, также вырастет больше и сильнее, как их отец. Со временем частота генов большего размера в популяции будет увеличиваться, и в результате популяция в среднем будет увеличиваться. То есть это произошло бы, если бы этот конкретный давление отбора , или движущая сила отбора, были единственным фактором, действовавшим на популяцию. В других примерах лучшая маскировка или более сильная устойчивость к засухе могут оказывать давление отбора.

      Другим способом изменения частот аллелей и генотипов в популяции является генетический дрейф (рисунок), который является просто результатом случайности. Случайно у одних особей будет больше потомства, чем у других — не из-за преимущества, обеспечиваемого каким-то генетически закодированным признаком, а просто потому, что один самец оказался в нужном месте в нужное время (когда мимо прошла восприимчивая самка) или потому что другой оказался не в том месте и не в то время (когда лиса охотилась).

      Art Connection

      Генетический дрейф в популяции может привести к случайному удалению аллеля из популяции. В этом примере кролики с аллелем коричневого окраса ( B ) доминируют над кроликами с аллелем белого окраса ( b ). В первом поколении два аллеля встречаются в популяции с одинаковой частотой, что приводит к значениям p и q, равным 0,5. Только половина особей размножается, в результате чего появляется второе поколение со значениями p и q, равными 0,7 и 0,3 соответственно. Только две особи во втором поколении размножаются, и по воле случая эти особи являются гомозиготными доминантами по коричневой окраске шерсти. В результате в третьем поколении рецессивный 9Аллель 0043b утрачен.

      Как вы думаете, генетический дрейф произойдет быстрее на острове или на материке?

      Небольшие популяции более восприимчивы к силам генетического дрейфа. С другой стороны, большие популяции защищены от случайностей. Если одна особь из популяции из 10 особей умрет в молодом возрасте до того, как оставит потомство следующему поколению, все ее гены — 1/10 генофонда популяции — будут внезапно потеряны. В популяции из 100 человек это всего лишь 1 процент от общего генофонда; поэтому он гораздо меньше влияет на генетическую структуру популяции.

      Ссылка на обучение

      Перейдите на этот сайт, чтобы посмотреть анимацию случайной выборки и генетического дрейфа в действии.

      Стихийные бедствия, такие как землетрясение, в результате которого случайным образом погибает большая часть населения, могут усилить генетический дрейф. Известный как эффект узкого места , он приводит к внезапному уничтожению большой части генома (рисунок). Сразу же генетическая структура выживших становится генетической структурой всей популяции, которая может сильно отличаться от популяции до катастрофы.

      Случайное событие или катастрофа могут снизить генетическую изменчивость популяции.

      Другой сценарий, при котором популяции могут испытывать сильное влияние генетического дрейфа, — это если какая-то часть популяции уезжает, чтобы создать новую популяцию в новом месте, или если популяцию разделяет физический барьер. В этой ситуации эти люди маловероятно представляют все население, что приводит к эффекту основателя. Эффект основателя возникает, когда генетическая структура изменяется, чтобы соответствовать структуре отцов-основателей новой популяции. Исследователи полагают, что эффект основателя был ключевым фактором в генетической истории африканерского населения голландских поселенцев в Южной Африке, о чем свидетельствуют мутации, которые распространены у африканеров, но редки в большинстве других популяций. Вероятно, это связано с тем, что доля колонистов-основателей, превышающая норму, несла эти мутации. В результате у населения наблюдается необычно высокий уровень заболеваемости болезнью Гентингтона (БХ) и анемией Фанкони (ФА), генетическим заболеванием, которое, как известно, вызывает поражение костного мозга и врожденные аномалии — даже рак. А. Дж. Типпинг и др., «Молекулярные и генеалогические доказательства эффекта основателя в семьях с анемией Фанкони африканерского населения Южной Африки», PNAS 98, №. 10 (2001): 5734-5739, doi: 10.1073/pnas.091402398.

      Ссылка на обучение

      Посмотрите этот короткий видеоролик, чтобы узнать больше об эффектах основателя и узкого места.

      Подключение к научному методу

      Проверка эффекта узкого места

      Вопрос: Как стихийные бедствия влияют на генетическую структуру населения?

      Предыстория: Когда землетрясение или ураган внезапно уничтожает большую часть населения, выжившие особи обычно являются случайной выборкой исходной группы. В результате генетический состав популяции может резко измениться. Мы называем это явление эффектом узкого места.

      Гипотеза: Повторяющиеся стихийные бедствия приведут к изменению генетических структур населения; следовательно, каждый раз, когда кто-то запускает этот эксперимент, результаты будут разными.

      Проверьте гипотезу: Подсчитайте первоначальное население, используя разноцветные бусины. Например, красные, синие и желтые бусины могут представлять красных, синих и желтых людей. Записав количество каждой особи в исходной популяции, поместите их всех в бутылку с узким горлышком, из которого одновременно выходит только несколько бусинок. Затем вылейте 1/3 содержимого бутылки в миску. Это представляет выживших людей после того, как стихийное бедствие унесло жизни большей части населения. Сосчитайте количество разноцветных бусин в миске и запишите это. Затем поместите все бусины обратно в бутылку и повторите эксперимент еще четыре раза.

      Проанализируйте данные: Сравните пять популяций, полученных в результате эксперимента. Все ли популяции содержат одинаковое количество разноцветных бусин или они различаются? Помните, что все эти популяции произошли от одной и той же родительской популяции.

      Сформируйте вывод: Скорее всего, пять результирующих популяций будут различаться довольно сильно. Это связано с тем, что стихийные бедствия не избирательны — они убивают и щадят людей случайным образом.