Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

Форма проведения: викторина, посвященная 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по пройденной теме.
Задачи:
обучающие:
• обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Советский Союз во второй мировой войне»;
• расширить знания о событиях Великой Отечественной войны с помощью информационных технологий;
развивающие:
• развивать умение выделять основные события и устанавливать между ними логические связи, составляя единую систему;
• развивать познавательные и мыслительные способности;
• формировать навыки самостоятельной работы с историческими документами;
• формировать навыки использования информационных технологий;
воспитательные:
• формировать чувство патриотизма, гражданской позиции;
• формировать чувство гордости и уважения к историческому прошлому.


Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, видео «Песочная анимация».

Ход урока.

1. Организационный момент (учитель кратко излагает содержание занятия, ставит цели перед командами, проводит жеребьёвку команд, представляет членов жюри).
Слайд № 1.

Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно,
Не разбейте глиняный сосуд.
В. Высотский

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – особая дата в судьбе целого народа.

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть!
Она, как сила, нам нужна.

2. Викторина.
— Представление команд.

I этап.
 Ребята, перечислите военные планы (операции) воюющих сторон, повлиявших на ход войны.

       
Слайд № 2.
Привести в соответствие:
Военные планы — Характеристики

«Барбаросса»

1. Гитлеровский план захвата Москвы;

«Багратион»

2. План советского контрнаступления под Сталинградом;

«Тайфун»

3. Гитлеровский план молниеносной воны против СССР;

«Цитадель»

4. Советский план по освобождению Белоруссии;

«Кутузов»

5. Гитлеровский план окружения советских войск под Курском;

«Румянцев»

6. Советский план освобождения г. Орла;

«Уран»

7. Советский план освобождения г. Белгорода и Харькова;

Правильный ответ: Барбаросса — 3; Багратион – 4; Тайфун – 1; Цитадель – 5; Кутузов – 6; Румянцев — 7; Уран – 2.

II этап.
Слайд № 3.
Задания на знание терминологии и хронологии.
А) Дайте определения:
Блицкриг
Рельсовая война
Холокост
Авангард
Ленд-лиз
Экспансия
Антигитлеровская
коалиция
Нюрнбергский процесс

В ходе Вов произошло множество ключевых моментов и переломных событий, назовите их.


Слайд № 4.

Б) Расставьте события в хронологической последовательности:

  • 1. Потсдамская конференция
  • 2. Снятие блокады Ленинграда
  • 3. Курская битва
  • 4. Взятие Зееловских высот
  • 5. Первый парад победы
  • 6. Нюрнбергский процесс
  • 7. Начало ВОВ
  • 8. Пакт Риббентропа-Молотова
  • 9. Начало II мировой войны
  • 10. Сталинградская битва

Правильный ответ:
8, 9, 7, 10, 3, 2, 4, 5, 1, 6.

III этап. Города-герои.
Слайд № 5.


А) ГОРОД-ГЕРОЙ — высшая степень отличия, присваиваемая за массовый героизм и мужество, проявленные в Великой Отечественной войне.

  • Каким городам присвоено звание города-героя?
  • Какой город-герой трижды менял своё название?
  • Назовите самый молодой город-герой?

Правильный ответ:
Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Сталинград (ныне Волгоград), Севастополь, Одесса, Киев, Москва, Брестская крепость (крепость-герой), Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск;
2.

Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград;
3. Мурманск.
Слайд № 6.

Б) Соотнесите иллюстрации с названиями городов-героев.
Слайд № 7.
Слайд № 8.
Слайд № 9.
Слайд № 10.

IV этап. Герои Великой Отечественной войны.
Маршалы Советского Союза, участвовавшие в Великой Отечественной войне.
Координацию действий фронтов осуществляли маршалы Советского союза, назовите их имена.
Слайд № 11.

А) Задание: приведите в соответствие цифры и буквы:


А) Жуков Г.К.
Б) Буденный С.М.
В) Рокоссовский К.К.
Правильный ответ:
1 – В; 2 – Б; 3 – А.
Слайд № 12.

Б) По какому принципу образованы логические ряды?
А) С. Ильюшин, С. Лавочкин, Н. Поликарпов, А. Туполев, А. Яковлев
Б) Б.М. Шапошников, Г.И. Кулик, И.С. Конев, Н.А. Булгарин
Правильный ответ:
А) советские авиаконструкторы;
Б) маршалы Советского Союза.
Слайд № 13.

В) Личность в истории.
1. Кто был наркомом обороны ВОв:
К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков, С.К. Тимошенко, Б.М. Шапошников.
2. Кто был начальником Штаба партизанского движения в годы войны:
Л.П. Берия, С.М. Буденный, А.М. Василевский, П.К. Понамаренко.
3. Кто из немецких генералов подписал капитуляцию Германии:
Ф. Гальдер, Х.В. Гудериан, В. Кейтель, Ф. Паулюс.
Правильный ответ:
1. С. К. Тимошенко; 2. П. К. Пономаренко; 3. В. Кейтель.

V этап. События. Даты.
Слайд № 14.
Установите соответствие между сражениями и датами:

1. Снятие блокады Ленинграда

1943 г.

2. Форсирование Днепра

1944 г.

3. Освобождение Варшавы

1944 г.

4. Корсунь-шевченковская операция

1945 г.

5. Берлинская операция

1941-1942 гг.

6. Курская битва

1942-1943 гг.

7. Московская битва

1943 г.

8. Сталинградская битва

1945 г.

Правильный ответ: 1 – 1944 г.; 2 – 1943 г.; 3 – 1945 г.; 4 – 1944 г.;
5 – 1945 г.; 6 – 1943 г.; 7 – 1941 – 1942 гг.; 8 – 1942 – 1943 гг.

VI этап. Ордена и медали.
В период Великой Отечественной войны, когда героизм и мужество людей приобрели массовый характер, были учреждены многие награды, в том числе и разовые, которыми награждались участники тех или иных событий.
Слайд № 15.
За какие подвиги давался тот или иной орден, медаль?
Орден Кутузова — за умелый вывод войск из-под удара и нанесение контрудара.
Орден Славы — награждение военнослужащих рядового и сержантского состава Советской Армии, а в авиации – младших лейтенантов, за проявление в боях за Родину храбрость, мужество и бесстрашие.
Орден Отечественной войны  — награждение военнослужащих всех родов войск, а также гражданских лиц, отличившихся в борьбе с фашистами.
Орден Суворова —  за выигранную наступательную операцию с меньшими, чем у противника, силами.
Медаль Нахимова и медаль Ушакова — награждение рядового, старшинского и сержантского состава Военно-Морского Флота.

VII этап.
Плакат Великой Отечественной войны — одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий культуры ХХ века. Его убедительность и высокий патриотический пафос во многом объясняются профессионализмом советских художников-плакатистов, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить средствами плакатной графики. Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941–1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным.
Слайд № 16.
В связи, с какими событиями ВОв связано появление данных плакатов?

VIII этап. Работа с документами.

Слайд № 17.

Прочтите отрывок из приказа Верховного Главнокомандующего (1943 год) и укажите названия городов, о которых идет речь в приказе.

Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала Г.К. Жукова и вставьте пропущенное в тексте название города.

«Отразив все попытки прорваться к Курску… наши войска сами перешли в наступление и 5 августа, ровно через месяц после начала июльского наступления немцев, заняли _______ и ______… Сегодня 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим _________ и _________, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий».

«В битве под _______ гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники. Немецкие войска были отброшены от _________ на запад на 150-300 километров. Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за_____. Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы за __________, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к городу-герою________».

Орел и Белгород

Москва

Слайд № 18.

Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала А.М. Самсонова и вставьте пропущенное в тексте название города.

Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала В. И. Чуйкова и укажите, о какой битве идет речь.

«С 22 июля по 15 августа 1941 года фашистская авиация совершила 18 ночных налетов на _______. В восьми из них участвовало до 120-200 бомбардировщиков, а в десяти – по 50-80 самолётов. Достигнуть цели удалось лишь отдельным бомбардировщикам: за всё это время из 1700 самолётов к________ прорвалось около 70, уничтожено же было до 200 немецких самолётов».

«Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями… Наши бойцы… выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой».

Москва

Сталинградская битва

3. Обобщение.
А) Тема Вов нашла свое отражение в литературе, искусстве, кинематографе. И в наши дни мы не вправе забывать об этой странице нашей истории. Посмотрите, как отражена эта тема в творчестве Ксении Симоновой (см. видео «Песочная анимация»).
Б) Беседа по впечатлениям.
В) ВОПРОСЫ:

1. Роль и место советско-германского фронта во Второй мировой войне.
2. Источники и цена Победы.

4. Подведение итогов викторины.

Презентация

Контрольная работа по теме «Великая Отечественная война».

 

Вариант 1

1. Прочитайте отрывок из приказа немецкого командования и определите, о проведении какой операции говорится в тексте:

«Цель наступления – посредством массированно, беспощадного  и быстро поведённого каждой из атакующих армий наступательного удара из района Белгорода и южнее Орла  окружить находящиеся в районе Курска силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их… Необходимо… как можно лучше сосредоточить наступательные силы на узком участке фронта, чтобы использовать превосходство в отдельных пунктах всех наступательных средств (танков, штурмовых орудий, артиллерии, дымовых миномётов и т. д.) и одним ударом, до соединения обеих  наступающих армий, прорвать фронт противника и окружить его…»

1) «Тайфун»;                 2) «Цитадель»;               3) «Уран»;              4) «Багратион».

2. К начальному этапу Великой Отечественной войны относится:

1) Смоленское сражение;                                 2) Сталинградская битва;

3) битва на Курской дуге;                                4) Берлинская операция.

3.  Реактивная артиллерия (знаменитые «катюши») впервые были применены:

1) В битве за Москву; 2)В Смоленском Сражении; 3)Во взятии Берлина; 4) В ходе форсирования Днепра.

4. Начало блокады Ленинграда:

1) 10 июля 1941г.;    2)  8 сентября 1941г.;      3) 30 августа 1941г.;      4) 15 сентября 1941г.

5. Наступательная операция советских войск под Сталинградом получила название:

1) «Багратион»;       2) «Цитадель»;           3) «Уран»;                4) «Тайфун».

6. Установите соответствие между терминами и их определениями

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А

Демилитаризация

1)

Истребление европейских евреев германскими нацистами.

Б

Холокост

2)

Ликвидация остатков нацизма.

В

Местоблюститель

3)

Организованное перемещение населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Г

Эвакуация

4)

Ликвидация всех вооружений стратегического характера.

Д.

Денацификация

5)

Лицо, замещающее или исполняющее обязанности патриарха.

 

Ответ:_________________________________________________________________

 

7. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) _____________________________ в 1943 г. было одним из проявлений улучшения взаимоотношений Советского государства и Русской православной церкви.

Б) Танки «Тигр» и «Пантера», штурмовые орудия «Фердинанд» противник массово применил в _______________.

В) Встреча советских и американских войск в апреле 1945 г. произошла на реке _______________.

 

Пропущенные элементы:

1) Эльба

2) Курская битва

3) созыв церковного собора для избрания патриарха

4) Дунай

5) Сталинградская битва

6) восстановление храма Христа Спасителя в Москве

 

8.Какой государственный орган был создан  годы ВОВ для оперативного руководства боевыми действиями?

1)Государственный Совет; 2) Совет труда и обороны;

3) Совет народных комиссаров; 4) Ставка Верховного Главнокомандования.

 

9.Назовите термин, о котором идет речь.

Комплекс мероприятий, обеспечивающих перевод вооруженных сил и организаций тыла на военное положение, призыв военнообязанных запаса в армию.

Ответ:_________________________________________________________________________________

10.Ниже приведен список понятий. Все они, за исключением двух, связаны с событиями ВОВ.

1)Курская дуга; 2) план «Барбаросса»; 3) коллаборационизм;4)Мюнхенский сговор; 5) Ленд-лиз; 6)холодная война.

Найдите и запишите порядковые номера понятий, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:___________________________________________________________________________________

11.Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти события Великой Отечественной войны. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны события в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

1) Полное снятие блокады Ленинграда

2) Оборона Брестской крепости

3) Операция «Багратион».

12. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 Со­бы­тие

На­зва­ние населённого

пунк­та (тер­ри­то­рии)

Год

__________(А)

д. Про­хо­ров­ка

__________(Б)

__________(В)

г. Ста­лин­град

1942 г.

Пер­вый воз­душ­ный ноч­ной таран в пе­ри­од

Ве­ли­кий Оте­че­ствен­ный войны

__________(Г)

__________(Д)

Пер­вая встре­ча со­вет­ских и аме­ри­кан­ских войск

в пе­ри­од Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны

__________(Е)

1945 г.

 1) г. Тор­гау

2) 1943 г.

3) г. Москва и Мос­ков­ская об­ласть

4) г. Бу­да­пешт

5) окру­же­ние 6-й гер­ман­ской армии под ко­ман­до­ва­ни­ем Ф. Па­у­лю­са

6) пер­вая встре­ча ли­де­ров стран «Боль­шой трой­ки»

7) 1941г.

8) круп­ней­шее тан­ко­вое сра­же­ние в пе­ри­од Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны

9) 1944 г.

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

13. Что из перечисленного относится к событиям Великой Отечественной войны в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) операция «Багратион»;2) Маньчжурская операция;3) трагедия Перл –Харбора;

4)Ясско-Кишиневская операция; 5) Потсдамская конференция;6) Восточно-Померанская операция

 

 

14. Рас­смот­ри­те схему со­бы­тий од­но­го из пе­ри­о­дов Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

Про­дол­жи­те фразу: «Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме стрел­ка­ми, на­ча­лись в ты­ся­ча де­вять­сот ______________ году».

 

Укажите название города на момент изображенных на схеме событий, который обозначен на схеме цифрой «1»____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

1. Прочтите отрывок из воспоминаний военачаль­ника и укажите название города, о боях за который идет речь.

«Здание освещается огнем пожарищ. По лестнице, мимо статуи Бисмарку, устремляемся на второй этаж…Перескакивая сразу через две-три ступеньки, вырываемся наскакивая сразу наверх. Еще несколько витков — и нашему взору открывается купол рейхстага — тот купол, достичь которого мы так мечтали и на пути, к которому теряли своих товарищей.»

Ответ:___________________________________________________________________________________

2.Смоленское сражение в годы Великой Отечественной войны

1) приостановило на месяц немецкое наступление на Москву;

2) предотвратило полное блокирование Ленинграда немцами;

3) задержало вступление немецких армий в Киев;         

4) завершилось первым «котлом» для немецкой армии.

3. Кто из перечисленных военачальников в годы ВОВ возглавлял один из трех участвовавших в Берлинской операции фронтов(2-й Белорусский)?

1) А. М. Василевский; 2) К.К. Рокоссовский; 3) С.К. Тимошенко; В.И. Чуйков.

4. После какого сражения Второй мировой войны завершился коренной перелом:

1) Московское;     2) Сталинградское;     3) Курское;      4) Берлинское.

5. Какое сражение не относится к «10 сталинским ударам»:

1) Снятие блокады Ленинграда;                2) Освобождение Крыма и Одессы;

3) Корсунь-Шевченковская операция;     4) Курская Дуга.

6. Установите соответствие между терминами и их определениями

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А

Репарации

1)

Чрезвычайный высший государственный орган в период ВОВ, обладал всей полнотой власти в стране, образован 30 июня 1941 г.

Б

ГКО

2)

Секретный план немецкого правительства по проведению этнических чисток на территории Восточной Европы и ее колонизации после обеды над СССР.

В

Ставка Верховного главнокомандования

3)

Название крупной операции советских партизан во время Великой Отечественной войны в августе-сентябре 1943 по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированной территории Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей, Белоруссии и части Украины. 

Г

План «Ост»

4)

Возмещение государством, в силу мирного договора или иных международных актов, ущерба, причинённого им государствам, подвергшимся нападению. 

Д.

«Рельсовая война»

5)

Чрезвычайный орган высшего военного управления, осуществлявший в годы ВОВ стратегическое руководство советскими Вооруженными силами, образован постановлением СНК СССР и ЦКВКП(б)  от 23 июня 1941 г.

Ответ:________________________________________________________________________

7. Какое событие произошло в ходе Курской битвы

1) создание Дороги жизни                              2) прорыв блокады Ленинграда

3) крупнейшее танковое сражение                 4)сдача в плен армии фельдмаршала Паулюса

 

 8Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) Подвиг советских солдат, оборонявших «Дом Павлова», произошёл в ходе боёв за город ______________________.

Б) Генерал ____________, командовавший в начале Великой Отечественной войны Западным фронтом, после разгрома фронта в первые дни войны был обвинен в «трусости и халатности» и расстрелян в июле 1941 г.

В) Операция немецких войск по наступлению на Москву осенью 1941 г. называлась ________________.

 

Пропущенные элементы:

1) «Тайфун»

2) Д. Г. Павлов

3) «Цитадель»

4) Севастополь

5) И. С. Конев

6) Сталинград

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

 

 

 

 

9.Назовите термин, о котором идет речь.

 

 Стратегические и политические изменения в ходе военных действий, как: переход стратегической инициативы от одной воюющей стороны к другой; обеспечение надежного превосходства оборонной промышленности и тыловой экономики в целом; достижение военно-технического превосходства в снабжении действующей армии новейшими видами вооружения; качественные изменения в соотношении сил на международной арене.  

Ответ:_____________________________________________________

10. Ниже приведен список понятий. Все они, за исключением двух, связаны с событиями ВОВ.

 

1) Багратионовы флеши;2) план Шлиффена; 3) оккупационные зоны;4) ленд-лиз;5) «большая тройка»

 

Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда. Ответ:___________________________________________________________________________________

 

11.Приказ № 227 «Ни шагу назад!» вышел в течение  битвы:

1) Московская;     2) Сталинградская;      3)   Курская;        4) Оборона Ленинграда.

12. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

Со­бы­тие

Дата

Участ­ник(-и)

На­сту­па­тель­ная опе­ра­ция «Баг­ра­ти­он»

_________ (А)

И. Х. Баг­ра­мян, И. Д. Чер­ня­хов­ский

Ста­лин­град­ская битва

_________ (Б)

___________ (В)

______________ (Г)

Ав­густ–де­кабрь 1943 г.

Г. К. Жуков, К. К. Ро­кос­сов­ский, И. С. Конев

Битва за Моск­ву

__________ (Д)

____________ (Е)

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) М. А. Его­ров, М. В. Кан­та­рия

2) сен­тябрь 1941 г. – ап­рель 1942 г.

3) Я. Ф. Пав­лов

4) битва на Кур­ской дуге

5) битва за Днепр

6) июнь–ав­густ 1944 г.

7) июль 1942 г. – фев­раль 1943 г.

8) И. В. Пан­фи­лов

9) май 1942 г.

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

 13. Кто из советских военачальников руководил взятием Берлина

1) Сталин;     2) Жуков;     3) Рокоссовский;     4). Василевский.

14 . Рас­смот­ри­те схему со­бы­тий од­но­го из пе­ри­о­дов Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны и вы­пол­ни­те за­да­ние

 


Про­дол­жи­те фразу: «Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме стрел­ка­ми, на­ча­лись в ты­ся­ча де­вять­сот ______________ году».

 

Ука­жи­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1»_________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 3

 

 

1. Прочтите отрывок из плана военного командо­вания и укажите название плана.

«Конечной целью операции является создание защити­тельного барьера против азиатской России на линии река Волга — Архангельск. Таким образом, если необходимо, последний индустриальный район русских в Уральских горах может быть уничтожен воздушными силами».

1)«Ост»          2) «Цитадель»                    3)«Тайфун»      4) «Барбаросса»

2.Коренной перелом в ходе Великой Отечествен­ной войны 1941-1945 гг. был достигнут в результате раз­грома фашистских войск

1)под Сталинградом и на Курской дуге                      2)под Москвой

3)в Восточной Пруссии                                                4)на Висле и Одере

3.Кто командовал Центральным фронтом в 1943 г?

1) К.К. Рокоссовский; 2)Н.Ф. Ватутин; 3) И.С. Конев; 4) А.М. Василевский.

4. В годы Великой Отечественной войны произош­ло событие

1)подписание Мюнхенского договора        2)Ясско-Кишиневская операция

3)сражение под Кунерсдорфом                   4)оборона Царицына

5. Фашисты придавали особое значение захвату Сталинграда, потому что

1)стремились отрезать транспортные пути для доставки нефти из Баку

2)стремились реализовать план «молниеносной войны»

3)опасались открытия второго фронта в 1941 г.

4)обороной города командовал лично И.В. Сталин

6. Установите соответствие между терминами и их определениями

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А

«Рельсовая война»

1)

Деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих.

Б

«Концерт»

2)

Операция, проведенная ЦШПД в немецком тылу в августе-сентябре 1943 г. с целью дезорганизации немецких перевозок в ходе советского наступления под Курском.

В

Саботаж

3)

Особый вид боя, в котором обе стороны пытаются достичь поставленных задач наступлением с целью разгрома противника в короткие сроки.

Г

Хатынь

4)

Операция проведенная ЦШПД в немецком тылу с 19 сентября по конец октября 1943 года с целью пресечения переброски немецких войск в ходе битвы за Днепр.

Д.

Встречный бой

5)

Преднамеренное расстройство или срыв работы при соблюдении видимости ее выполнения.

Ответ:________________________________________________________________________

7. Причинами неудач Красной Армии в первый месяц Великой Отечественной войны были:

1) нежелание советских солдат сражаться за Сталинский режим

2) нехватка опытных командных кадров

3) отсутствие приведения войск в боевую готовность

4) внезапность нападения Германии для советского государственного и военного руководства

 

 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) По итогам Второй мировой войны в состав территории СССР вошёл город ___________________________.

Б) В ______________ 1945 г. СССР вступил в войну против Японии.

В) В годы Великой Отечественной войны была впервые использована ракетно-артиллерийская установка, получившая у советских солдат название __________________________.

 

Пропущенные элементы:

1) «Катюша»

2) Данциг

3) «Град»

4) февраль

5) Кёнигсберг

6) август

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

 

 

 

 

9. Назовите термин, о котором идет речь.

Теория скоротечной войны с достижением победы в кратчайший срок. Созданная в Германии в начале XX в., эта тактика немецкого военного командования потерпела крах в Первой и Второй мировых войнах. 
Ответ:__________________________________________________________________________________

 

10.Ниже приведен список понятий. Все они, за исключением двух, связаны с событиями ВОВ.

1)Коренной перелом; 2) ленд-лиз; 3) «Дорога жизни»; 4) план Мар­шалла; 5) Холодная война

 

Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда. Ответ:___________________________________________________________________________________

 

11. В годы Великой Отечественной войны выдвинулась блестящая плеяда советских полководцев, превзошедших в конечном итоге военачальников противника. К ним относятся

1) М.Н. Тухачевский, С.М. Будённый, К.Е. Ворошилов

2) К.К. Рокоссовский, Н. Ф. Ватутин, И.С. Конев

3) В.М. Молотов, Н.И. Ежов, А.Я. Вышинский; 4) А. Твардовский, К. Симонов, А. Фадеев

 

12.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Событие

Дата

Участник(-и)

Наступательная операция «Оверлорд»

_________ (А)

Д. Эйзенхауэр, Б. Монтгомери

Сталинградская битва

_________ (Б)

___________ (В)

______________ (Г)

Август–декабрь 1943 г.

Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев

Битва за Москву

__________ (Д)

____________ (Е)

 

Пропущенные элементы:

1) М. А. Егоров, М. В. Кантария

2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.

3) Я. Ф. Павлов

4) битва на Курской дуге

5) битва за Днепр

6) июнь–август 1944 г.

7) июль 1942 г. – февраль 1943 г.

8) И. В. Панфилов

9) май 1942 г.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

13.Советский разведчик, работавший в Японии, который передал сообщение о планах Германии развязать войну против СССР 20-22 июня.