ГДЗ География Алексеев 8 класс Стр. 41

Содержание

  • Вопросы и задания

Параграф 5. Географическое изучение территории России

Вопросы и задания

1. Выпишите незнакомые для вас слова и выражения, встречающиеся в тексте параграфа. Выясните их значение.

Незнакомые слова из параграфа их значение:

Каменная степь – некогда засушливая территория в Центральном-Черноземье, где с помощью грамотной мелиорации был создан сельскохозяйственный район.

Географический атлас – комплект тематический карт, дополняющих друг друга.

2. Пользуясь картами атласа и другой информацией, расскажите об известных вам землепроходцах и исследователях Азиатской России.

Информация об известных мне землепроходцах Азиатской России:

Иван Москвитин – русский землепроходец, атаман пеших казаков. В 1639 году с отрядом казаков под командованием Дмитрия Копылова первым из европейцев достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив.

Василий Поярков – русский землепроходец XVII века. В 1643—1646 годах руководил отрядом, который впервые проник в бассейн реки Амур, открыл реки Зея, Амурско-Зейскую равнину, среднее и нижнее течение реки Амур до устья. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья.

Федот Попов – русский землепроходец, промышленник, организатор и участник экспедиции 1648 года из Северного Ледовитого океана в Тихий, открывшей пролив между Азией и Северной Америкой (Берингов пролив).

3. В честь кого названы город Хабаровск, Командорские острова, море Лаптевых, пролив Невельского, хребет Черского и другие известные вам географические объекты?

Хабаровск – в честь первопроходца Ерофея Хабарова.

Командорские острова – в честь капитана-командора Витуса Беринга.

Море Лаптевых – в честь полярных исследователей братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых.

Пролив Невельского – в честь исследователя Дальнего Востока Г.И. Невельского.

Хребет Черского – в честь исследователя, географа, геоморфолога, геолога и палеонтолога И. Д. Черского.

Мыс Дежнева – в честь землепроходца С.И. Дежнёва.

Мыс Челюскин – в честь штурмана Великой Северной экспедиции С.И. Челюскина.

Берингов пролив, Берингово море – Командорские острова – в честь капитана-командора Витуса Беринга.

Залив Шелихова – в честь русского мореплавателя и купца Г.И. Шелихова.

4. Изучите жизнь и деятельность одного-двух еще мало известных вам землепроходцев или исследователей. Подготовьте реферат к одному из обобщающих уроков.

Сокращенный реферат о Г.И. Невельском.

Геннадий Иванович Невельской (1813–29 (17) апреля 1876) – русский адмирал, исследователь Дальнего Востока, руководитель Амурской экспедиции, основатель г. Николаевска-на-Амуре. Родился Геннадий Иванович Невельской 23 ноября 1813 года в семье потомственных мореходов, послуживших во славу Русского флота. С детства он грезил морями, знал, что пойдет по стопам своих предков. Поступил в Морской корпус, где директором был первый российский кругосветный мореход, великий путешественник И. Ф. Крузенштерн В 1832 году Невельской был произведен в мичманы, но без права носить офицерские погоны. Во время всей своей славной деятельности, до самой смерти Невельской встречался лишь с холодным, даже враждебным отношением к нему со стороны правительственных кругов. Время от времени, приличия ради, Невельского повышали в звании, но и постоянно третировали его заслуги, пытались как-то развенчать их. Когда ему было всего лишь сорок шесть лет, и он был полон сил и энергии, высокие чиновники усадили его в кресло члена Морского технического комитета, куда ссылали обычно полуживых или малодеятельных стариков. Кресло кабинетного служаки стало печальным уделом последних лет его жизни. Обремененный большой семьей, весьма стесненный в средствах и тяжело больной, Геннадий Иванович Невельской — могучая ветвь русского флота — тихо угас весной 1876 года, и имя его было официально предано забвению.

С 1836 по 1846 год Невельской исходил на различных судах Балтийское, Северное и Средиземное моря, мастерски овладел искусством кораблевождения, стал настоящим, опытным моряком. Небольшого роста, крепко сколоченный, подвижный и энергичный, он пользовался особым уважением среди товарищей. Его способности, знания, пытливый ум, доброе и благородное сердце снискали ему любовь моряков. Все считали его достойным вести корабль в любое далекое плавание. Никто уже не сомневался в том, что его ждет блестящее будущее. И никак не могли понять, почему он отказывается от должности старшего офицера на фрегате «Паллада», готовящемся к кругосветному плаванию. А Невельской попросился на маленькое каботажное судно «Байкал», готовое к отплытию в Охотское море. И стал его капитаном. Что влекло его к Охотскому морю? Ведь оно было почти все исследовано. Сахалин в то время значился полуостровом, а вход в Амур со стороны моря считался невозможным. Географические представления о Дальневосточном крае считались незыблемыми. Но Невельской оказался единственным человеком, который на необъятной карте России предчувствовал то «белое пятно», ту географическую загадку, о которой мечтал еще в Морском корпусе. Капитан-лейтенанта Г. И. Невельского ожидала блестящая карьера на Балтике, но он на 8 лет связал свою судьбу с Дальним Востоком. В конце февраля 1847 г. был подписан приказ о назначении его командиром транспорта «Байкал» с целью доставки груза для Петропавловска и Охотска. Выйдя с кронштадтского рейда 21 августа 1848 г., 12 мая 1849 г. «Байкал» вошел в Петропавловскую Гавань, более чем на 3 месяца сократив время в пути. Этот период Г. И. Невельской использовал для исследования устья Амура и Сахалина. Им были обнаружены два глубоких фарватера в лимане Амура и пролив между Сахалином и материком. Правы были его доблестные предшественники Поярков и Хабаров, считавшие Амур великой рекой, в океан впадавшей. О своем открытии он рассказал генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьеву, встретив его в Аяне. Получив полномочия, Г. И. Невельской основывает первое русское селение вблизи Амура, в заливе Счастья – Петровское зимовье. Несмотря на приказ правительства «не касаться берегов Амура», он с разрешения Н. Н. Муравьева 13 (1) августа 1850 г. поднимает Андреевский (русский) флаг на мысе Куенда в устье р. Амур в честь основания нового поселения – Николаевского (г. Николаевск-на-Амуре). Основание Николаевского поста имело большое международное значение – без каких-либо военных операций, мирным путем огромнейшая территория Приамурья, Приморья и Сахалина фактически была закреплена за Российской империей. «Сделанные Невельским открытия, – писал Н. Н. Муравьев, – неоценимы для России! Это заставляет нас безотлагательно приступить к занятию устья Амура, или оно с юга должно быть занято другими». Император Николай I назвал поступок Н. И. Невельского «молодецким», вручил ему орден Владимира четвертой степени, а позднее заявил: «Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен». Летом 1850 года Невельской был высочайшим повелением назначен начальником Амурской экспедиции для дальнейшего исследования этого края. Но, по существу, было несколько подобных экспедиций, в которых активнейшее участие принимали его помощники. Все они принесли весьма ощутимые результаты, хотя сам Невельской вновь был обвинен в самовольных действиях. Что бы он ни делал, какую бы пользу ни приносил России, поступки его или недооценивали, или — что еще хуже — приписывали другим. Так, долгое время считалось, что открытие пролива между Сахалином и материком, а также устья Амура принадлежит губернатору Муравьеву. И хотя его заслуги в освоении Приамурья также очень существенны, но Невельской в этом отношении все-таки истинный первооткрыватель. Замечательный русский писатель А. П. Чехов, посетивший Сахалин в начале XX века, считал, что участники экспедиций Невельского совершили «изумительные подвиги, за которые можно боготворить человека», а Геннадий Иванович Невельской «был энергичный, горячего темперамента человек, образованный, самоотверженный, гуманный, до мозга костей проникнутый идеей, преданный ей фанатически, чистый нравственно».

О своей деятельности на Дальнем Востоке Г. И. Невельской рассказал в книге «Подвиги русских морских офицеров на Крайнем Востоке России, 1849–1855, над которой работал до конца жизни. Она вышла из печати через два года после смерти ее автора.

Источник информации: https://www.kmslib.ru/kraevedenie/nevelskoi

Дополнительные источники информации:

https://ria.ru/20131205/981316420.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Невельской,_Геннадий_Иванович

https://www.prlib.ru/history/619784

https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/gennadij-ivanovich-nevelskoj

http://www.hrono.info/biograf/bio_n/nevelskoy_gi.php

5. Как вы считаете, какие знания по географии необходимы: специалисту по уличной рекламе, издателю газеты, руководителю фирмы по продаже мебели?

Для специалиста по уличной рекламе и издателю необходимы знания о населении (половозрастная структура, национальность, религия, занятость населения по профессиям и отраслям экономики) той территории, где планируется рекламная деятельность для привлечения внимания различными группами населения.

Издатель газеты также должен знать расположение интересных географических объектов для привлечения читателей, интересующихся родным краем.

Руководитель фирмы по продаже мебели должен знать направления транспортных потоков сырья и готовой мебельной продукции.

Trojden | Географическое изучение территории России: Алексеев А. И.

Какие главные задачи стоят перед географической наукой на первых этапах освоения и изучения новых территорий?

На первых этапах познания человеком своего окружения география должна была отвечать на вопрос: где что находится?

Для России, которая быстро расширялась на восток, долгое время главным вопросом к географам был: что же там точно находится, за Уралом, за пределами знакомых земель? Таким образом, первым этапом было составление географической карты присоединяемых к России земель.

Огромные размеры Азиатской России потребовали многовековых усилий по ее изучению. Первое достоверное известие о походах «за Камень», то есть за Уральские горы, относится к 1364 г. (еще до Куликовской битвы!), когда группа новгородцев перешла через Полярный Урал и дошла до Карского моря. А последние уточнения в схемы расположения горных хребтов, кряжей, нагорий и низменностей на севере Сибири и Дальнего Востока были сделаны с помощью аэрофотосъемки в 1950-х гг.

Таким образом, процесс составления и уточнения географической карты огромных территорий за Уралом, начавшись на два века раньше походов Ермака, продолжался шесть веков!

Степан Петрович Крашенинников (1711—1755)

Солдатский сын, окончивший Славяно-греко-латинскую академию, а затем учившийся в университете в Санкт-Петербурге, студентом второго курса был приглашен участвовать во Второй Камчатской экспедиции (1733—1743). Вначале Крашенинников несколько лет исследовал Сибирь, а в 1737 г. был послан на Камчатку, где в течение четырех лет самостоятельно (с помощью лишь местных «служилых людей» — солдат и казаков) изучил почти всю территорию полуострова.

Книга «Описание земли Камчатки» вышла в 1756 г. — через год после смерти автора. Книга вскоре была переведена на четыре европейских языка и стала образцом географических описаний для нескольких поколений ученых.

История русских географических открытий в Сибири и на Дальнем Востоке запечатлена в географических названиях (топонимах). Некоторые из них (мыс Челюскин, мыс Дежнева и др.) вы уже знаете.

Обнаружить неизвестную ранее землю и нанести ее на карту — это лишь начало географического изучения. Следующий его этап — составление подробного описания (географической характеристики) территории. Эту задачу с XVIII в. начали выполнять экспедиции, организованные Российской академией наук.

Бывают ли географические «закрытия»?

Географические открытия совершались не только на новых землях, но и в староосвоенных, казалось бы давно изученных, районах Центральной России.

Вплоть до 1880-х гг. на картах Восточно-Европейской равнины показывались две возвышенности, тянувшиеся с запада на восток от западных границ России до Урала. Но точные отметки высот были неизвестны. Военный картограф Алексей Андреевич Тилло (1839—1899) в 1874 г. начал очень кропотливую работу по геодезическому определению их высот.

Спустя 15 лет, в 1889 г., он опубликовал первую гипсометрическую (построенную методом изолиний) карту рельефа Европейской России, на которой впервые выделил две возвышенности, простиравшиеся с севера на юг, — Среднерусскую и Приволжскую. А возвышенности, простиравшиеся с запада на восток, с карты были убраны. Следовательно, тщательные исследования территории могут приводить не только к географическим открытиям, но и к географическим «закрытиям».

Могут ли географы помочь преобразовать территорию?

Третий этап географического изучения территории — теоретическое обобщение, выявление географических закономерностей.

Одним из ярких примеров являются исследования знаменитого географа, основателя новой науки — почвоведения, Василия Васильевича Докучаева (1846—1903). Совершив тысячекилометровые экспедиции, Докучаев выявил закономерности образования и взаимодействия почв, растительности и сельского хозяйства.

Это позволило ему осуществить и четвертый этап географического исследования — разработать программу преобразования территории.

Убежденный в том, что именно уничтожение лесов приводит к оскудению сельского хозяйства степной полосы, В. В. Докучаев предложил на нескольких опытных участках восстановить лесной покров и добиться оптимального сочетания лесных, распаханных участков, сенокосов, пастбищ и водоемов.

На засушливом возвышенном месте в Воронежской губернии (название которого — Каменная степь — говорило само за себя) были начаты работы по лесоразведению, устройству защитных лесополос, строительству плотин в оврагах (для создания прудов) и т. д. В результате через 30—40 лет эти земли стали давать урожаи в 1,5—2 раза выше, чем на окрестных полях, засуха как бы стала «обходить» их, изменился микроклимат — летом здесь гораздо прохладнее, а зимой теплее, чем вокруг.

И в наши дни Каменная степь остается примером могучих возможностей человека, вооруженного верной научной теорией, по улучшению своей территории.

Каковы современные задачи географии России?

Как вы уже знаете, период расширения территории России закончился.

Главная практическая задача географии России — улучшить жизнь россиян на уже заселенной и освоенной территории. А для этого надо лучше использовать нашу землю, учитывая объективные законы природы и общества.

Улучшение жизни людей на староосвоенных территориях — очень сложная научная задача, гораздо более сложная, чем новое строительство на новом месте! Эти территории уже давно используются человеком, на них сложилась сеть городов и сел, построено множество промышленных предприятий, транспортных магистралей и многое, многое другое.

Очень редко бывает, чтобы все это гармонично сочеталось, не мешая друг другу. Постоянно возникают проблемы, например выбросы промышленных предприятий губят леса, отравляют сельскохозяйственные угодья, загрязняют реки, поэтому купаться в них небезопасно, воду нельзя пить (а откуда же ее брать для водоснабжения?) и т. д. Поэтому использование территории людьми надо постоянно регулировать и совершенствовать.

Особенно сложная ситуация складывается в последние годы, когда многие предприятия закрываются, не выдержав конкуренции с импортными товарами или из-за отсутствия государственных заказов (например, военные заводы).

В таких случаях жителям этих территорий приходится «на ходу» перестраиваться — находить себе новые занятия на месте, уезжать на заработки в другие районы или просто производить продукты питания на своих земельных участках и т. д. В любом случае использование территории меняется, и география может помочь нам регулировать эти процессы, не допуская, чтобы решение одних проблем порождало другие.

Какие бывают источники географических знаний?

Русские землепроходцы отправлялись на восток, почти ничего не зная о тех землях, которые им предстояло пройти и разведать. При последующем описании земель уже использовались составленные ранее хотя бы приблизительные карты, рассказы бывалых людей и главное — личные наблюдения исследователей (так, например, работал С. П. Крашенинников).

Позже для изучения территории начали использовать специальные инструменты, например барометры, геодезические приборы, то есть уже проводились инструментальные съемки местности. Наконец, с появлением авиации и искусственных спутников Земли географы получили возможность использовать аэро- и космические снимки земной поверхности.

Объем получаемой информации возрос на несколько порядков!

Но все это — источники информации, используемые специалистами. А какую географическую информацию может получить, например, простой школьник? Самый массовый вид такой информации — географические карты и схемы. Вы уже знакомы с картами мира и отдельных материков. Каждый школьник использует географические атласы — комплекты карт, дополняющих друг друга.

Другой вид источников информации — различного рода справочники, словари, энциклопедии. В последние годы они все чаще появляются на компакт-дисках — это компьютерные энциклопедии и справочники. Наконец, огромная географическая информация собрана в виде географических описаний в книгах, журналах и даже в газетах и туристских буклетах.

ВЫВОДЫ

В разные исторические периоды перед географией вставали разные задачи. Даже россиянин, привыкший во всем к большим размерам, поражается, глядя на карту Российского государства разных веков, где отмечены пути следования землепроходцев и экспедиций, и осознает, сколько сил, средств, человеческих жизней положено на освоение огромной территории России. Имена одних путешественников запечатлены на географической карте, другие мы будем хранить в нашей исторической памяти.

Жизнь современной географии не менее насыщенна, не менее сложна. Среди основных решаемых задач — поиски более разумных путей организации хозяйства и улучшения жизни населения на уже давно обжитой территории. А это требует глубоких комплексных географических знаний.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • 1. Выпишите незнакомые для вас слова и выражения, встречающиеся в тексте параграфа. Выясните их значение.
  • 2. Пользуясь картами атласа и другой информацией, расскажите об известных вам землепроходцах и исследователях Азиатской России.
  • 3. В честь кого названы город Хабаровск, Командорские острова, море Лаптевых, пролив Невельского, хребет Черского и другие известные вам географические объекты?
  • 4. Изучите жизнь и деятельность одного-двух еще мало известных вам землепроходцев или исследователей. Подготовьте реферат к одному из обобщающих уроков.
  • 5. Как вы считаете, какие знания по географии необходимы:

— специалисту по уличной рекламе,

— издателю газеты,

— руководителю фирмы по продаже мебели (вариант — дорогой одежды),

— руководителю фирмы, занимающейся торговлей квартирами, офисами?

  • 6. О каких российских путешественниках и исследователях сегодняшнего дня вы знаете? В каких районах земного шара они работают? Какие задачи были ими поставлены в ходе исследований? Составьте классную картотеку «Их имена — символ мужества».

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «ПРОСТРАНСТВА РОССИИ»

  • 1. Сравните Россию с другими крупными странами мира по площади, численности населения и географическому положению. Какие из стран наиболее сходны с Россией по выделенным показателям?
  • 2. Как географическое положение и величина территории определяют своеобразие природы России? В чем проявляется это своеобразие?
  • 3. Есть ли преимущества у России как страны, обладающей самой большой территорией?
  • 4. В решении каких проблем страны в последнее время резко возрастает значение географии?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница