Окончания глаголов 1 и 2 спряжения (таблица с примерами и исключениями)

Личные окон­ча­ния гла­го­лов пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния отли­ча­ют­ся сво­им напи­са­ни­ем. В боль­шин­стве окон­ча­ний гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «е», а у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния — бук­ва «и».

Глагол явля­ет­ся изме­ня­е­мой частью речи. Он изме­ня­ет­ся по вре­ме­нам, лицам и чис­лам.

Спряжение глаголов

Определение

Изменение гла­го­лов по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

В рус­ском язы­ке у гла­го­лов выде­ля­ют пер­вое и вто­рое спря­же­ние, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся сво­и­ми окон­ча­ни­я­ми.

Таблица спряжения глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спря­же­ния
ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн. ч.Ед. ч.Мн. ч.
1-е-у (-ю)-ем (-ём)иду, узнаюидем, узна­ем
2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)идешь, узна­ешьиде­те, узна­е­те
3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)идет, узна­етидут, узна­ют
Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спря­же­ния
ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн. ч.Ед. ч.Мн. ч.
1-е-у (-ю)-имслав­лю, научусла­вим, научим
2-е-ишь-итесла­вишь, научишьсла­ви­те, научи­те
3-е-ит-ат (-ят)сла­вит, научитсла­вят, научат

Легко опре­де­лить спря­же­ние у гла­го­лов с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми, напри­мер:

петь:

  • 1 лицо я пою́ — мы поём
  • 2 лицо ты поёшь -вы поёте
  • 3 лицо девоч­ка поёт — дети пою́т.

Значит, гла­гол «петь» пер­во­го спря­же­ния.

Лете́ть

  • 1 лицо я лечу́ — мы лети́м
  • 2 лицо ты лети́шь — вы лети́те
  • 3 лицо  само­лёт лети́т — пушин­ки летя́т.

А этот гла­гол, несмот­ря на конеч­ное -еть, отне­сем в соот­вет­ствии с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми ко вто­ро­му спря­же­нию.


Окончания глаголов второго спряжения

У мно­гих гла­го­лов окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, что доста­вит затруд­не­ния в их напи­са­нии. Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние гла­го­ла, опре­де­ля­ем его при­над­леж­ность к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла. Так, ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся:

1. гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -ить:

Примеры

косить, хва­лить, кле­ить, мучить

Исключение

гла­го­лы «брить», «сте­лить» и одно­слож­ные (пить, лить и др.)

2. семь гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть:

Примеры

видеть, вер­теть, оби­деть, зави­сеть, нена­ви­деть, тер­петь, смот­реть

3. четы­ре гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать:

Примеры

слы­шать, дышать, дер­жать, гнать

Проспрягаем гла­гол «видеть»:

  • 1 лицо я ви́жу — мы ви́дим
  • 2 лицо ты ви́дишь — вы ви́дите
  • 3 лицо он ви́дит — они ви́дят

Эти гла­го­лы — исклю­че­ния выучим с помо­щью сле­ду­ю­щей сти­хо­твор­ной запо­ми­нал­ки:

Имеем в виду, что одно­ко­рен­ные гла­го­лы с при­став­ка­ми отно­сят­ся сюда же (воз­не­на­ви­деть, разо­гнать, вытер­петь и пр.). Убедимся в этом на при­ме­ре при­ста­воч­но­го гла­го­ла «рас­смот­реть», кото­рый име­ет без­удар­ные окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния:

  • 1 лицо я рас­смотрю́ — мы рассмо́трим
  • 2 лицо ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
  • 3 лицо он рассмо́трит — они рассмо́трят.

Окончания глаголов первого спряжения

Все осталь­ные гла­го­лы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся в неопре­де­лен­ной фор­ме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, отно­сят­ся к пер­во­му спря­же­нию.

Посмотрим лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла «купать», кото­рый закан­чи­ва­ет­ся на -ать. По это­му при­зна­ку изме­ним его по лицам и чис­лам по пер­во­му типу спря­же­ния:

  • 1 лицо я купа́ю — мы купа́ем
  • 2 лицо ты купа́ешь — вы купа́ете
  • 3 лицо он купа́ет — они купа́ют

Вывод

В боль­шин­стве лич­ных без­удар­ных окон­ча­ний гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «е», а у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния — бук­ва «и».

Видеоурок для учащихся 5 класса

russkiiyazyk.ru

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения: правописание

Одной из самых сложных тем на уроках русского языка является «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Многим школьникам приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в тонкостях этого вопроса. Попробуем выяснить основные положения и правила.

Глагол как часть речи

Наш язык очень богат и многообразен. Особое место в нём занимает такая важная и порой просто незаменимая часть речи, которую мы ежедневно используем, как глагол. Именно он заставляет нашу речь быть подвижной и динамичной. Прежде чем узнать, какие окончания у глаголов 1 и 2 спряжения, разберёмся, что собой представляет эта морфологическая группа.

Эта часть речи используется очень часто и стоит на втором месте после употребления имён существительных. А всё потому, что она обозначает действие или какое-либо состояние предмета. В начальной форме отвечает на вопрос «что делать?».

Глаголы являются изменяемой группой речи по числам (бежит – бегут), а также по лицам (стираю – стираешь – стирает). Спряжение – так лингвисты называют такое явление. Каждое из них имеет свой особый состав окончаний, речь о которых пойдёт далее. В предложении глаголы могут быть самыми разными членами предложения. В основном они выполняют роль сказуемых.

1 спряжение

В зависимости от того, на какое сочетание букв оканчивается глагол, его относят к первому или ко второму спряжению. Понять это правило легко. Если перед нами слово, имеющее в основе –оть, -ять и другие (кроме -ить), то оно имеет 1 спр. Например: болтать, прыгать, краснеть, пригонять, бороться. Обратите внимание, что это именно сочетание букв, а не флексия, как неверно считают многие школьники.

Запомните: правильно писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения поможет возведение слова в инфинитив. Именно по нему мы сможем отличить одну форму от другой. К примеру, слово «бреется» в инфинитиве будет «брить». Оно заканчивается на –ить, но тем не менее относится к 1 спр. То же самое и с глаголом «стелить». Эти слова принято относить к исключениям.

2 спряжение

Эта группа отличается от первой и другой основой, а также наличием исключений. Зная все эти тонкости, вы легко отличите окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Как определить их, узнаем дальше.

Когда перед нами глагол, имеющий в начальной форме основу на -ить, можем смело утверждать, что это слово 2 спр. Например: говорить, просить, купить, приходить. Однако в эту группу также входят слова, заканчивающиеся на другую основу. Их нужно запомнить, тогда вы не испытаете никаких трудностей, определяя личные окончания глаголов I и II спряжения. Список исключений составляет 11 глаголов: гнать (в шею), дышать (носом), смотреть (на учителя), видеть (драку), слышать (в тишине), ненавидеть (войну), зависеть (от мамы), терпеть (боль), вертеть (мяч), обидеть (младшего), держать (в руках).

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Теперь, когда мы знаем самую основную информацию об этой части речи, нам предстоит узнать и о некоторых сложностях. Каждое из спряжений имеет свой особый набор окончаний. Изменяя глаголы по лицам, мы увидим, что к 1 спр. относятся такие, которые во множественном числе имеют флексию -ут (или -ют). Например: белеть – белеют, показать – покажут. В ед. ч. в окончании обязательно будет буква «е»: кидать – кидаешь, кидает, сеять – сеет, сеешь.

Помните, что таким образом определяют лишь флексии в безударном положении. Рассмотрим слово «жить». Казалось бы, оно оканчивается на –ить и относится ко 2 спр. Теперь поставим его во второе лицо, получим «живёшь» («живёте»), в третье – «живёт» («живут»). Этот пример наглядно показывает, что слово относится к первому спр., поскольку в единственном числе в окончании присутствует буква «е», а во мн. ч. – ут. Таким образом, делаем вывод, что с помощью инфинитива проверяем спряжение лишь тогда, когда сомневаемся в безударном положении. Именно тогда орфограмма оказывается в слабой позиции.

Практика

Для качественного закрепления любого правила необходимо выполнить ряд тренировочных заданий. Поскольку начинает изучать тему «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения» 4-й класс, упражнения необходимо давать исходя из уровня их знаний. Учащиеся ещё вернутся к этому вопросу в среднем звене. Например, в 6-7 классах. Поэтому в начальной школе даются самые простые и понятные задания, которые способны решить четвероклассники.

После изучения глагола и его спряжений стоит предложить детям попробовать определить их самостоятельно. Это может быть готовый список слов, а также текст, в котором ребятам предстоит самостоятельно заняться поиском этой части речи. Уже в старших классах можно усложнить задачу: предоставить учащимся возможность самим написать сочинение на какую-либо тему с использованием глаголов обоих спряжений в личных формах. Таким способом они смогут отразить свои знания и пробелы по пройденному материалу. После проведённой работы обязательно нужен анализ темы и рефлексия, которая поможет ребятам усвоить полученные знания.

Целесообразно использовать дидактический материал, в котором будут использоваться исключения. Только в практике дети смогут хорошо потренироваться и понять, как пишутся личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Также можно использовать карточки, на которых будут пропущены буквы в окончаниях глаголов. Например:

Снега та…т в полях.

Когда ты напиш…шь письмо?

Мы выполн…м контрольную на «отлично»!

При этом учащимся необходимо не только вставить нужную букву, но и объяснить свой выбор. Для этого попросите их прописать алгоритм определения окончания. Только после такой работы можно оценить, поняли ли дети эту сложную тему или нет.

Вывод

Изучение морфологии в школьном курсе – дело непростое. Оно требует от ребёнка не только запоминания правила, но и умения рассуждать. Наличие большого списка исключений может сбить учащегося с толку. Но при хорошей тренировке любой школьник сможет легко отличать одно спряжение глагола от другого. А из этого следует, что и с личными окончаниями этой части речи проблем возникнуть не должно.

fb.ru

Буквы е, и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения

Глагол как часть речи (5 класс)

Цели:

обучающая: обобщить знания о грамматических особенностях глагола, его роли в языке; совершенствовать умения распознавать изученные части речи; орфограмму «Буквы е, и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

развивающая: развивать речь учащихся; умения сравнивать, сопоставлять и находить общее в частных лингвистических явлениях; обогащать словарь учащихся, развивать логическое мышление и познавательный интерес;

воспитывающая: воспитывать стремление к самообразованию.

1.Оргмомент

2. Орфоэпическая разминка

В кабинете директора театра раздался звонок.

— Здравствуйте, вам звОнит учительница…

— Не верю. – ответил директор и бросил трубку. Почему не поверил?

Звонит

Торты

Свекла

Бледна

Хвоя

Дремота

Боязнь

Каучук

Щавель

^ ученик выполняет карточку

Карточка для индивидуальной работы

Вставьте буквы. Сделайте вывод, что нужно учитывать при написании омофонов?

Отв__рить свёклу Отв__рить дверь

Пол__скать ребёнка Пол__скать бельё

Пос__деть в парке Пос__деть в старости

Об__жать лужу Об__жать малышей

Разр__дил ружьё Разр__дил морковь на грядке

В это время класс работает с омоформами.

^

Снежное покрывало поле покрывало.

Как определить часть речи слов рой, домой, пила?

Составьте словосочетания

^ . Слово учителя

.Тема урока – Глагол как часть речи.

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков –

В речи быть одним из главных слов.

П.Чесноков

На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. Н.В. Гоголь писал, например: «Движение и его выражения — глагол — является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе».

«Глагол — самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая светлая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначения глагола — выражать само действие!» — это слова русского писателя А. Югова. А вот мнение нашего современника Ю. Бондарева: «По моему глубокому убеждению, вся выразительность прозы в глаголе, ибо глагол — это действенность характера».

Лингвистами глагол выделяется как самая сложная и емкая часть речи, с помощью которой можно описать жизнь в ее движении, развитии. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Самые частые глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие.

Мастера русской речи умело используют в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов; выразительные фразеологизмы, включающие слова этой части речи; глаголы -синонимы, глаголы – антонимы.

На иве распустились почки,
Берёза слабые листочки
Раскрыла — больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.

Константин Бальмонт

^ Прочитайте предложения. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

А. Сейчас глаголом называют часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и изменяется по временам, числам, лицам (в настоящем времени) и по родам (в прошедшем времени).

Б. В русской азбуке того времени даже была такая буква – Г (глагол).

В. Что такое глагол?

Г. А раньше, в девятнадцатом веке, глагол означал слово речь.

6. Посмотрите на план с лакунами. Дописав пропущенные слова, вы получите полный ответ на вопрос, что называется глаголом.

1. Глагол – это , которая отвечает на вопросы

и обозначает .

2. Глагол изменяется

3. В предложении глагол обычно бывает .

— Прочитайте получившийся текст.

7.Физминутка

Когда я назову глагол, хлопайте в ладоши , если назову слово другой части речи, хлопать не нужно

Подметал, зашивал, самосвал; заплатил, повредил, крокодил, протёр, шатёр, ковёр. Зажёг, дружок

8. Как называется способность глаголов изменяться по лицам и числам?

^

Проспрягаем глаголы постелить, рассмотреть. Что важно помнить?

Это исключения

^ 3л., ед.ч. глаголов. Подберите синоним. Определите спряжение, окончание.

( он) Брос__т взгляд – взглянет

Вставля __т палки в колеса – мешает

Не удар__т лицом в грязь – не опозорится, не осрамится

Пальцем не трон__т – не обидит

Лома__т голову – думает

Не наход__т себе места – волнуется

Тян__т канитель – медлит

Гоня_т лодыря – бездельничает

Понаблюдаем за словами гонять и гнать

^

Задание. Внимательно прочитай и укажи строку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется одинаковая буква .

И


  1. он дыш…т, увид…т, гоня..тся , раздел…т ;

  2. он распил..т, слыш…т, скач..т , гре…т ;

  3. он угон..тся , вылет..т , повер..т , объяв…т ;

  4. он услыш..т. вздрогн…т ,слуша…т ,поздрав..т .

Е

  1. он колыш..т , ре …т . реша…т , осво..т ;

  2. он посе…т , чу…т , вкуша…т , кол…т ;

  3. он кат…тся , утеша …т , кле …т , та…т;

  4. он упуст..т , пове…т , затее…т , стел…т .

Ю

1.они вод..т . клее….т ,бре…т , та…т ;

2.они стро…т , бор..тся , высп …тся ,обве …т;

3. они слуша…т, дремл…т , гоня…тся, леле..т ;

4 . они жал…т , кол…т , пол..т , терп…т .

11. Рефлексия

Чему научились сегодня на уроке? Где новое знание пригодится?

12. Домашнее задание

Информационный лист

1. Орфоэпическая разминка. Расставьте ударение.


Звонит

Торты

Свекла

Бледна

Хвоя

Дремота

Боязнь

Каучук

Щавель

^ .Снежное покрывало поле покрывало.

3. Составьте словосочетания

Рой

Мой

Пила

4. Отв__рить свёклу Отв__рить дверь

Пол__скать ребёнка Пол__скать бельё

Пос__деть в парке Пос__деть в старости

Об__жать лужу Об__жать малышей

Разр__дил ружьё Разр__дил морковь на грядке

5


Хотел бежать но в бороде

Запутался упал и бьется

Встает упал; в такой беде

Арапов черный рой мятется

Шумят толкаются бегут

Хватают колдуна в охапку

И вот распутывать несут…


На иве распустились почки,
Берёза слабые листочки
Раскрыла — больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.

Константин Бальмонт

6.а) Прочитайте предложения. В какой последовательности нужно их расположить, чтобы получился текст?

А. Сейчас глаголом называют часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и изменяется по временам, числам, лицам (в настоящем времени) и по родам (в прошедшем времени).

Б. В русской азбуке того времени даже была такая буква – Г (глагол).

В. Что такое глагол?

Г. А раньше, в девятнадцатом веке, глагол означал слово речь.

__________________________

6.б) Прочитайте . Дописав пропущенные слова, вы получите полный ответ на вопрос, что такое глагол.

1. Глагол – это , которая отвечает

на вопросы и обозначает

2. Глагол изменяется

3. В предложении глагол обычно бывает .

7. Вставьте пропущенные буквы в окончания 3л., ед.ч. глаголов. Подберите синонимы. Определите спряжение, выделите окончание.

Брос__т взгляд

Вставля __т палки в колеса

Не удар__т лицом в грязь

Пальцем не трон__т

Лома__т голову

Не наход__т себе места

Тян__т канитель

Гоня_т лодыря

velikol.ru

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения, правописание

Наибольшие трудности при изучении курса морфологии у учащихся вызывают окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Их очень часто путают друг с другом, забывают немаленький список исключений. Как же быстро и качественно изучить эту тему? Попробуем разобраться далее.

Глагол как часть речи

Прежде чем приступить изучению окончания спряжений глаголов, необходимо разобраться в некоторых тонкостях.

Что заставляет нашу речь «двигаться», оживлять неодушевленные предметы, быть динамичной? Конечно же, это глагол.

Без него наш язык просто невозможно представить. Трудно бы нам пришлось, если бы вдруг исчезла эта часть речи. Даже описывая статичный предмет, мы все равно ее используем. В художественной литературе глаголы используют как действенное средство художественной образности и выразительности.

Например, олицетворение, оживляющее предметы, никогда не обходится без глагола. Сравним: Стрелка часов перемещается по кругу. Часы идут. В каком случае начинает играть наше воображение? Несомненно, во втором. Язык становится более «живым», ярким. Конечно, у часов нет ног, но, тем не менее, именно на сходстве движения и построено олицетворение. Сюда же можно отнести примеры: река несется, ветер воет, гроза бушует.

Именно благодаря глаголам создается такое образное, выразительное ощущение.

Спряжение- это…

Приступая к изучению окончания глаголов 1 и 2 спряжения, нам необходимо выяснить, что означает этот термин.

Почти каждая часть речи по-своему умеет изменяться. Существительные, к примеру, — по падежам и числам. Прилагательные же, помимо этого, еще меняются и по родам. Как же обстоит дело с глаголом? Его можно менять по лицам, а также числам. Именно это и называется спряжением. Каждое из них имеет свой набор личных окончаний. Зачастую их путают между собой. А мы выясним, как качественно запомнить эти нюансы и больше не совершать письменных и устных ошибок.

Стоит напомнить еще одно важное правило, к которому относится спряжение глаголов. 1, 2, 3 — бывает только склонение! А спряжений у глагола всего два. О них и поговорим подробнее.

1 спряжение

Самое большое количество вопросов в курсе изучения частей речи вызывают окончания спряжений глаголов. Определять их следует по инфинитиву. К первому принято относить такие, которые в начальной форме оканчиваются на –оть (пороть), -ать (ломать), -еть (болеть), -ять(гулять) и другие.

Но, как в любом правиле, существуют глаголы-исключения 1 2 спряжения.

Так, к первому также относят еще два слова, оканчивающиеся на —ить: брить и стелить. Это объясняется историческими изменениями этих форм.

Как мы будем определять спряжение? Очень просто: ставим слово в начальную форму. Она отвечает на вопрос «что делать?».

Например: Учащиеся делают уроки. Глагол делают приводим к начальной форме – делать. Смотрим, на что он заканчивается. В данном случае, это –ать. Соответственно, такое слово мы отнесем к первому спряжению.

2 спряжение

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения очень сходны между собой. Но если знать, как правильно их отличать, трудностей не возникнет.

Ко второму спряжению принято относить такие, которые оканчиваются на –ить: говорить, строить, приходить. Как уже было сказано выше, к этому списку не относятся слова брить, а также стелить.

В данном случае исключений гораздо больше, чем в первом спряжении. Ко второму мы отнесем еще целых одиннадцать слов-исключений.

Это семь глаголов на -еть: обидеть (котенка), вертеть (мяч), зависеть (от обстоятельств), видеть (красоту), ненавидеть (наглость), смотреть (фильм), терпеть (издевательства). Также сюда отнесем четыре слова на –ать: гнать (в шею), держать (в руках), дышать (быстро), слышать (песню).

Определяя окончания глаголов 1 и 2 спряжения, необходимо заранее знать список исключений.

Выяснить, к какому из них относится слово, несложно.

Пример: Младенец очень зависит от матери.

Глагол зависит ставим в начальную форму – зависеть. Казалось бы, все просто, он оканчивается на -еть, а потому должен быть 1 спр. Но, вспомнив исключения, мы изменим свою точку зрения: он, как раз-таки, состоит в этом списке и относится ко 2 спр.

Еще один пример: Рабочие строят новый дом.

В начальной форме глагол строить оканчивается на –ить. Он не является исключением, и поэтому мы смело отнесем его ко второму спряжению. Поэтому будьте внимательны, приступая к заданию.

Лучше поможет запомнить 1, 2 спряжение глаголов таблица.

С ее помощью информация становится более структурированной и лучше запоминается.

Изменение по лицам

Теперь мы знаем, что такое спряжение глаголов. Личные окончания глаголов – следующий этап, который необходимо изучить.

Как мы уже отмечали, эта часть речи имеет способность изменяться по лицам.

Напомним: что для того, чтобы определить, к 1-му, 2-му или 3-му лицу относится глагол, необходимо подставлять к нему соответствующие местоимения.

К первому лицу слово я (ед.ч.) или мы (мн.ч.): спрашиваю, пишем.

Ко второму нужно подставить ты (ед.ч.) или вы (мн.ч.): говоришь, посмотрите.

К третьему же — он( оно или она) либо они (мн.ч.).: светит, думают.

Те окончания, которые получились в результате такого изменения слов, и называют личными.

Спряжение глаголов по ударному окончанию

Далеко не во всех случаях мы будем сомневаться, как правильно писать заданное нам слово. Если в глаголе ударение падает на окончание, мы, не раздумывая, употребим его верно.

Например: говорЯт, летЯт, придЕшь.

В данной ситуации окончания находятся в сильной позиции, что не вызывает никаких трудностей.

Будьте осторожны, если слово стоит в инфинитиве. Иногда ударение может только ввести в заблуждение. Например, глагол «жить». Он оканчивается на –ить, которое является ударным. Но при этом в личной форме во мн.числе слово имеет окончание –ут (живут). А это означает, что его нужно отнести к первому спряжению. Поэтому следите за тем, чтобы ударение падало на окончание только тогда, когда слово находится только в личной форме.

Сложные случаи

А что делать, когда окончание является безударным? На такой случай существует специальный набор личных окончаний, по которым мы и узнаем о спряжении.

У первого спряжения в един.числе всегда присутствует буква «е»: стараЕшься, исчезаЕшь, болтаЕшь. Во множественном всегда окончания либо -ут, либо -ют: борЮТся, покажУТся.

Их трудно определить в безударной позиции, но в таком случае придет на помощь инфинитив.

Личные окончания глаголов 2 спряжения отличаются: в единственном мы напишем букву «и»: зависИт, гонИт. Во множественном необходимо употреблять окончания –ат или –ят: строЯТ, держАТ.

Помните, что в безударной позиции окончание более уязвимо и вызывает трудности на письме. По этой причине необходимо ставить слово в начальную форму и по ней определять, к 1 или 2 спр. оно относится.

Вывод

Нам удалось справиться с трудной задачей и указать на тонкости определения окончаний у глаголов. Не торопитесь, когда какое-либо слово вызывает у вас трудности. Вспомните, что в инфинитиве 1 спр.имеет концовку –оть, -еть, -ять и др., а во втором только –ить. К этому правилу еще прибавьте немаленький список исключений. Для того, чтобы запомнить все эти слова, существует множество стихотворений, состоящих только из них.

Личные окончания просто выучите, это совсем несложно. Тогда вы не будете испытывать проблем в их правописании. В случае затруднений вы всегда сможете обратиться к нашей статье, чтобы освежить свои знания по этому вопросу.

fb.ru

Как определить спряжение глагола, если в 1 и во 2 спряжении первого лица, единственного числа, окончания «у»и»ю»

Второе спряжение — все на ить, кроме брить и стелить, плюс одиннадцать глаголов-исключений из стихотворения. Всё остальное — первое спряжение.

1. Если окончание глагола ударное, то спряжение определяется по окончанию. Ударное Е (Ё) – глаголы 1 спряжения, ударное И – глаголы 2 спряжения. 2. Если в глаголе есть приставка ВЫ, то её отбрасывают и действуют по пункту первому. 3. Если окончание глагола безударное, то спряжение определяется по инфинитиву. 4. К глаголам второго спряжения относятся глаголы, оканчивающиеся на –ИТЬ, кроме брить, стелить (и всех, от них образованных). А также 11 глаголов-исключений: 4 глагола на –АТЬ: держать, дышать, гнать, слышать. (и от них образованные), 7 глаголов на –ЕТЬ: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть (и от них образованные). 5. Все остальные глаголы (кроме исключений) и глаголы брить, стелить относятся к первому спряжению. 6. В безударных личных окончаниях глаголов 1 спряжения пишутся буквы Е, У (Ю), глаголов второго спряжения – И, А, (Я). 7. К разноспрягаемым глаголам относятся есть, хотеть, дать, бежать.

(у ю) говорю глагол- сижу- в 3 лице задай (мы) или (они) сидим сидят (им ят) во 2 спряжении

touch.otvet.mail.ru

Буква Е и И в окончаниях глаголов первого и второго спряжения » Ізденіс жолы

ІІІ.Введение в тему урока

а)Организационный момент 

— Что без меня предметы? –

Лишь названья,

А я приду –

 Всё в действие придёт.

 Летит ракета.

Люди строят здания.

 Цветут сады,

И хлеб на полях растёт.

б) Сообщение темы и цели урока. 

— О какой части речи мы будем говорить? (о глаголе) — Правильно, сегодняшний наш урок посвящен глаголам. Что мы знаем о глаголе? (Ответы детей с места: часть речи, отвечает на вопрос что делать? что сделать?,перечисляют морфологические признаки глагола) — А сегодня мы повторим и закрепим спряжения глаголов, научимся  определять спряжение глаголов по окончаниям.

-Откройте тетради, запишите число и тему урока «Буква Е и И в окончаниях глаголов первого и второго спряжения».

 в) введение в тему

-Ребята, у меня для вас есть предложение. Давайте наш сегодняшний урок проведем в  форме деловой игры. Сегодня на уроке вы покажите свои знания по теме «Глагол». Редколлегиям отдела писем, отдела информации, отдела новостей предстоит подготовить к выпуску очередной номер газеты “Спряжение глаголов”.

-Я думаю, сегодняшний урок принесет всем нам радость общения друг с другом. Успехов и удач вам.

I. Работа над первой рубрикой. Редактирование текста

– Работников всех отделов прошу подготовиться к работе.На имя отдела пришло 2 письма, в первом   читатели с удовольствием вспоминают о пословицах и просят их напечатать . Но некоторые глаголы  написаны неразборчиво. Отредактируйте письмо.

Групповая работа

1 гр.-Определите спряжение глаголов.

     Разумно жить – минутой дорож..ть. Не тот стрелок, кто стреля..т, а тот, кто попада..т. Смелый побежда..т,трус погиба..т. Чего в других (не) люб..шь, того и сам (не) делай.Золотые руки на серебро (не) куп..шь.

2 гр.-Озаглавьте текст. Вставьте пропущенную гласную в окончания глаголов и укажите спряжение.

   Конечно, ты люб..шь свой дом и береж..шь его, не так ли? Поэтому ты никогда (не) броса..шь мусор на лестнице.

   Ты всегда вытира..шь ноги перед тем, как войти в свой дом. Ты никогда (не) пиш..шь и (не) черт..шь на стенах. И (не) игра..шь в лифте.

ІІ.Работа над второй рубрикой «Напишите действие  предмета. Укажите спряжение»

1 группа:

  

  

2 группа:

 

  

  

ІІІ.Энерджайзер

 

Слово учителя:

 

-Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:

 

(Учащиеся хором проговаривают)

 

 

 

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя.

 

 

 

ІV. Работа над третьей рубрикой «Образуем новые слова»

  

1гр. Определите спряжения глаголов. Образуйте от них 3-е лицо единственного числа.

 

 Образец: терпеть (ІІ спр.,искл.)- терпит

 

 

 

   Вертеть, зависеть,зеленеть, чернеть, ненавидеть, видеть, смотреть, желтеть.

  

2гр.Поставьте данные глаголы во 2-м лице единственного числа. Обозначьте спряжение.

 

  Образец: держу (ІІ спр.,искл.)- держишь

  

  Слышу, аплодирую, дышу, имею, обманываю, гоню, встречаю, думаю.

  

-А теперь , ребята, давайте покажем свои газеты и оценим труд своих товарищей. (взаимооценивание «Светофор»)

 

отвечают на вопросы

отвечают на вопросы

работают в группе

определяют спряжение глаголов

пишут действие глаголов, указывают спряжение 

танцуют

образуют глаголы 3-е лица, ед.ч.

образуют глаголы 2 лица, ед.ч.

оценивают

1мин.

1мин.

3мин.

3мин.

3мин.

 

2мин.

2мин.

5мин.

ІІІ.Закрепление

— Что вы узнали о спряжении глаголов?

Как отличить глаголы І и ІІ спряжения?

Тестовые задания

1.-ЕМ или –ИМ ?

   Пиш..м, рассказыва..м, приход..м, стро..м, посе..м, дыш..м, смотр..м, терп..м, вид..м, повтор..м, разбира..м, ответ..м.

2.-ЕШЬ или –ИШЬ ?

  Сме..шься, волну..шься, забот..шься, встреча..шься, завис..шь, помн..шь, провод..шь, продолж..шь, похвал..шь, пряч..шь.

3.Вставьте пропущенную гласную в окончаниях глаголов.

  Раду..тся жизни тот, кто зна..т и люб..т своё дело,  смело дума..т о завтрашнем дне, не бо..тся трудностей, чувству..т себя нужным человеком среди других людей и отда..т им свои силы.

анализируют, делают выводы

самостоятельная работа (письменно отвечают на вопросы)

3мин.

6мин.

izdeniszholy.kz

Рассказать о правописании безударных гласных в личных окончаниях глаголов І и II спряжения, а также о правописании –тся

Безударные гласные в личных окончаниях глаголов Чтобы узнать, какая буква пишется в безударном личном окончании глагола, нужно определить его спряжение по неопределённой форме. Ко 2-му спряжению относятся глаголы с безударным личным окончанием на -ить (кроме брить, стелить) ; — семь глаголов на -еть: обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть; — четыре глагола на -ать: слышать, гнать, дышать, держать. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1-му спряжению. У глаголов 1-го спряжения в личных окончаниях пишутся буквы Е, У, Ю; у глаголов 2-го спряжения — И, А, Я. Примечание. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы. Чтобы определить – писать глагол с -тся или -ться, спросите себя, на какой вопрос отвечает этот глагол – «что делать? » или «что делает? «. Если в вопросе есть мягкий знак, значит он есть и в глаголе.

раз тебе нет, значит ты дура

вроде всё правильно, спасибо

спосибо, всё правильно наконетстоки я здал эгзамин по русскому языку

1 спряжение все глаголы на еть, ать, оть, уть, ть (кроме 11 глаголов исключения) а также глаголы на ить: брить, зиждиться, стелить

Чтобы правильно написать личное безударное окончание глагола, нужно поставить глагол в неопределённую форму: Если глагол в неопределённой форме оканчивается на -ИТЬ, то при изменении по лицам и числам он будет иметь в окончании гласную И: (-ит, -ишь, -ите, -им, -ат — -ят). Например: ходить — ходит, ходишь, ходим, ходите, ходят. (2-ое спряжение) Если глагол в неопределённой форме оканчивается не на -ИТЬ, то при изменении по лицам и числам они будут в единственном числе иметь в окончании гласную Е (-ет, -ешь), а во множественном — (-ут, -ют, -ете, -ем), например: ехать — едет, едешь, едут, едете, едем (1-ое спряжение) Исключение! Существуют два глагола: брить и стелить, которые изменяются по 1-ому спряжению, например: брить — бреешь, бреет, бреют, бреете, бреем. Есть одиннадцать глаголов, которые изменяются по 2-ому спряжению: гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать, ненавидеть, а ещё дышать, смотреть, и обидеть, и вертеть. Гнать — гонишь, гонит, гонят, гоните, гоним.

touch.otvet.mail.ru