Примеры слов с приставками без- бес-, раз- рас-
В написании приставок без-/бес, раз-/рас-, заканчивающихся буквами «с» или «з», сделаем выбор в зависимости от того, с какого согласного, звонкого или глухого, начинается корень слова.
Узнаем об этом (с примерами) более подробно. В написании слов с приставками без-/бес-, раз-/рас-, заканчивающимися буквами «з» или «с», в русском языке действует фонетический принцип. Если корень начинается звонким согласным, то в слове пишется приставка с конечным звонким согласным «з», и наоборот, перед корнем с начальным глухим согласным следует выбрать приставку с конечной буквой «с».
Понаблюдаем:
- безделица
- бесплатный
- разбавить
- расхохотаться
Примеры слов с приставкой без-
Чтобы привести примеры слов с приставкой без-, напомним звонкие согласные, которые в письменной речи передаются с помощью десяти букв:
б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р
Остальные согласные являются глухими.
Согласно орфографическому правилу приставка без- пишется в словах, корень которых начинается звонким согласным:
безвольный, бездарный, бездарь, бездумный, безрадостный, безвкусный, безвкусица, безжизненный, безжалостный, безбрежный, безвластный, бездельник, безвластие, бездействие, безбрачие, безнравственный, бездельница, безболезненный.
Запомнить это написание можно легко: корень начинается звонким согласным и приставка без- заканчивается звонким согласным. В таких словах на стыке двух морфем пишутся звонкие согласные. Слово, как звучит, так и пишется.
Примеры слов с приставкой бес-
Приставку бес- напишем в словах, корень которых начинается с глухого согласного:
бескрайний, бескорыстный, бескормица, бесправный, бесправие, беспринципный, беспринципность, бесславный, бесспорный, бесприданница, беспризорник, бесшабашный, бесшумный, бесхлопотный, бесхитростный, бесцветный, бесхребетный, бессонница, бесхозяйственный, бесшумный, бесшерстный, беспорядок, беспорядочный, беспорядочность, бесконечный, бесконечность, бесстыдный.
В этих словах на стыке приставки и корня пишутся глухие согласные.
Примеры слов с приставкой раз-
Приставка раз-, которая заканчивается буквой «з», аналогично пишется перед звонким согласным корня слова:
разделать, раздел, раздеться, раздуть, развернуть, разбросать, разброс, разбить, разблокировать, раздробить, разболеться, развлечься, развести, разбежаться, разбег, разбрестись, раздумать, раздумья, разжалобить, разжужжаться, разжиженный, разгадать, разгадка, разгрузить, разгрузка, разрядить, разрядка.
Примеры слов с приставкой рас-
В соответствии с орфографическим правилом приставку рас- следует написать в словах с корнем, начинающимся с глухого согласного, например:
раскладывать, раскладка, расшуметься, распечатать, распечатка, расстроиться, рассориться, рассмотреть, расклеить, расклейка, расколоть, расчет, рассада, расшить, расхватать, расцвести, расцветить, расцеловать, расчистить.
«Как пишутся приставки раз- и рас-.
«Целевой блок | |
Тема: | Как пишутся приставки раз- и рас-.
|
Цель | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Планируемые результаты
| предметные. — познакомить с приставками РАЗ- и РАС-; сравнить ситуации, правописания слов с приставками двух видов, научить различать ситуации правописания слов с приставками данных видов. метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; коммуникативные – принимают участие в работе парами;
|
|
|
Дата 22.01 | Инструментальный блок |
Тема урока | Как пишутся приставки раз- и рас-.
|
Задачи: | Образовательные: — повторить состав слова; — погружение в проблемную ситуацию; — сравнить слова с приставками двух видов; — научить различать написание данных видов приставок, — сформулировать правило написание данных видов приставок. Развивающие: развивать логическое мышление, операции анализа и синтеза, умение классифицировать. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, чувство коммуникабельности. |
Тип урока | ОНЗ |
Учебно- методический комплекс | учебник Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук О.В., Байкова Т.А., карточки с заданиями, тематические тексты,электронные ресурсы |
Организационно-деятельностный блок | |
Основные понятия | состав слова, приставка, основа слова, корень |
Межпредметная связь | Окр мир |
1.Оргмомент — Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас такой: «Всё, что надо, под рукой!»
— Молодцы! Вперёд к новым открытиям!
2.Минутка чистописания
На доске записаны: п р с т в к —
-Какие это буквы? -строчные, согласные. (Пишут красиво, каллиграфически
правильно, выводят каждый элемент )
Запишите их в строчку в соединении. (2 раза)
— Какое слово здесь зашифровано? приставка.
— О чём сегодня будем говорить на уроке?
Работа по учебнику.
Найдите формулировку темы в содержании С.3«Содержание».Зачитывают
тему и проговаривают № страницы.)
3. Постановка учебной проблемы
(7-8 минут) -Прочитайте еще раз тему заседания.
– Что нам известно по предложенной теме?
— Знаем, что называется приставкой (определение).
— Прочитайте разговор Миши и Кости. (У. с. 17)
— Что же сказала Анишит Йокоповна?
– Что предстоит узнать?
-Узнать что-то новое о приставках.
4. Определение темы и постановка цели урока.
— Прочитайте слова, записанные на доске
ра . двинуть, ра.учить, ра . ширить.
— Я вам их озвучу.
— Какие части речи есть среди слов? ( глаголы)
— В какой части слова пропущены буквы? (в приставке)
— Какое задание можно выполнить со словами? (Вставить букву. )
— Вставьте буквы.
-Работать будете в парах.
— Кто бы хотел поработать у доски ?
— Если у вас возникает сомнение в слове, оставляйте пустое место для буквы.
Проверка:
— Объяснить написание.
— Выделить корень в словах.
— В приставках какие буквы нужно было вставлять? (С,З)
— Кто затруднился?
— Почему затруднились? (Мы с вами ещё не знаем правило). Вставить буквы в данные слова мы с вами сможем позже, после того, как узнаем правило их написания.
— Попробуйте сформулировать тему урока.
— Если у вас возникает сомнение в слове. Оставляйте пустое место для буквы.
— Тема урока: Правописание приставок рас-, раз-.
— Откройте учебник и проверьте правильно ли мы сформулировали тему
урока. Стр.17
— Какие цели сегодня мы перед собой поставим? (Учиться писать слова с
приставкой рас-,раз-)
1. Сформулировать правило написания приставок рас-, раз-.
2. Научиться правильно писать слова с приставками рас, -раз. (алгоритм).
3. Подбирать самостоятельно слова с приставками рас-, раз-, находить в тексте.
5. Работа над новой темой.
1. Самостоятельная работа в парах по учебнику.
— Приставки как пишутся со словами? (слитно)
— Предлагаю поработать с учебником.
— Откройте учебник на стр.18
— Прочитайте внимательно задание к упр.10
— Какие шаги необходимо выполнить?
1.Словарь стр.179 Глаголы на –ать в столбик?
2. Первый вариант будет выписывать слова с приставкой раз-, второй с приставкой рас-. Выполните задания учебника
3. Подчеркни букву, с которой начинается корень.
4.Какая приставка пишется, если корень начинается со ЗВОНКОГО согласного?
А если с ГЛУХОГО согласного?
— Сверьтесь с доской, оцените себя, если у вас всё так же.
разломать расписать
разбросать расхватать
разболтать раскатать
распечатать
расшатать
рассчитать
растоптать
6.Составление модели правила.
— С каких согласных начинается корень в словах в первом столбике? (Со
звонких).
— С каких согласных начинается корень в словах во втором столбике? (С
глухих).
— Какой вывод можем сделать?
Вывод: если корень начинается со звонкой согласной, пишем приставку раз-; если корень начинается с глухой согласной, пишем приставку рас-.
Физминутка
3. Создать новое открытие знания
— А сейчас игра-соревнование. Кто быстрее? Объединитесь в группы. Выполните задания в группах. Цель игры — сделать новое открытие знаний.
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?
4. Сделай вывод. Изобрази модель правила.
1-я гр: разобидеть разоружить разучиться разуметь
2-я гр: разочаровать разохаться разубедить разодеться
3-я гр: разулыбался разукрасил разобщать разахаться
4-я гр: разузнать разувериться разутюжить разыграть
(вывешиваю на доске листы, дети комментируют «Что заметили интересного? Получилось ли открыть новые знания?)
Вывод: приставка раз- пишется в словах, у которых
корень начинается с гласных. МОДЕЛЬ
—Оцените свою работу на данном этапе урока
-У нас получилась модель правила.
-Кто может сформулировать правило?
-Где можем проверить правило?( В учебнике)
7. Чтение правила в учебнике. Стр.18 СЛАЙД
— Анишит Йокоповна создала нам одну трудность. Сейчас нам предстоит не просто
прочитать правило, а выбрать из двух вариантов слов верное, чтобы получилось
правило. Каждый карандашом поставьте точку около того слова, которое
выберете в скобках.
Приставка РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных или (звонких? глухих?) согласных.
Приставка РАС— пишется в словах, корни которых начинаются с (звонких? глухих?) согласных.
(Учащиеся читают правило, выбирают верное слово и называют его.)
— Кто выбрал такие же слова?
— Оцените свою работу на данном этапе урока
— Расскажите друг другу правило.
Итог: — Что сейчас сделали? (вывели правило написания приставок рас- или раз-)
5. Решение проблемной задачи.
— Вернёмся к словам, которые у нас вызвали затруднение в начале урока.
— Сможете вставить теперь правильно букву? Вставьте , запишите в тетрадь, в паре.
— У доски поработают ученик.
— Послушаем ра . двинуть,ра.учить, ра . ширить.
6. Составление алгоритма работы с правилом.
— А чтобы применять правило, что нам нужно? (Алгоритм работы со словом)
— Составим алгоритм работы со словом
1) Выдели приставку
2) Обозначь первую букву корня
3) Определи, какой это звук (звонкий / глухой)
4) Примени правило
8. . Закрепление умения применять новые знания
— Правило вывели, алгоритм составили, что нужно теперь сделать? ( потренироваться в написании слов с приставками рас-,раз-)
1)Комментированное письмо
— Возьмите карточку. Как вы думаете какое задание? Образуйте слова с приставкой рас- или раз-, соедините стрелкой приставку и глагол
раз-
| говорить |
рас- |
дарить | ||
шить | ||
дёргать | ||
обидеть | ||
писать | ||
смотреть |
— Что делали сейчас?
2). Выборочное письмо.
— Перед вами отрывки из произведений детского писателя. Кто прочитает?
— Кто автор? (К.Чуковский)
— Какое задание? Вставить приставку рас- или раз-. Выписать слова в тетрадь.
1вариант — с приставкой рас-
2вариант — с приставкой раз-.
Проверка: фронтальная.
— Назвать слова с приставкой рас- (рассердился, расфуфырили, расскажет)
— Назвать слова с приставкой раз- (развяжите, разболелись, разъярённых)
—Что делали?
9. Рефлексия. Итог урока.
— Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.
1. Какова была цель нашего урока?
2. Выполнили мы поставленные цели?
-Что же вы сегодня выяснили на заседании клуба?
— В чём удалось разобраться? Где испытывали затруднения?
— Когда пишется приставка рас-? А когда – раз-?
(модель схема)
3. Смайлик Если понравился ли вам урок,то улыбку на смайлике,
наполовину – то серьезный смайлик, нет – улыбку вниз
9. Домашнее задание Упр.12, с. 19 в учебнике, правило
RAS — Wiktionary
См. Также: RAS , RAS , Rás , Râs , Rã , RǡS , RăS —, , , , 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , 5, , , , , , .
Английский [править]
Этимология 1 Подробнее об этимологии 2.
Существительное
- Эфиопский царь или принц.
Этимология 2 Дублет
ras (этимология 1) выше, а также resh ; далее связано с reis .Существительное
- Поворотная полоса; плащ.
Замечания по использованию[править]
В основном встречается в именах собственных.
Анаграммы[править]
- ARS, ARs, ASR, RSA, SAR, Sar, Sar., ars, asr
Каталонский[править]
Этимология[править]
От латинского rāsus , причастие прошедшего времени от rādere («скрести, побрить»). Родственный испанскому raso .
Pronunciation[edit]
- (Balearic, Central, Valencian) IPA (key) : /ˈras/
Adjective[edit]
ras ( feminine rasa , masculine plural rasos , женский род множественного числа рас )
- коротко подстриженные
- гладкая, плоская, ровная
- уровень, полный до краев (контейнера)
- UNA Mesura RASA DE FARINA — ONE Уровень Мера муки
Существительное [Редактировать]
RAS M (
66).
- открытая местность, открытая
- ал рас ― в открытый
Производные термины[править]
- al ras
- rasa
Дальнейшее чтение
Произношение
- Генитивное множественное число RASA
произношение [РЕДАКТИРОВАТЬ]
- IPA (ключ) : /RAːS /, [ʁʁS]
VERB /, ediT]
8888888 гг.- императив rase
Произношение[править]
- МФА (ключ) : /rɑs/
Аудио (файл)
- Дефис: ras
- Рифмы: -ɑs
Этимология 1
Аудио | (файл) |
Заимствование из французского раса .
Существительное
- раса, порода
Производные термины[править]
- hondenras
- парденрас
- расчет
- Рассенхаат
- Рассенлер
- Рассеншайдинг
- rassensegregate
- расчет
- vuilnisbakkenras
потомки [править]
- → Индонезийский: RAS
Etymology 2 [Edit]
от среднего голландского Rasch , от старых голландских 233233.
.0325 *раскуз . Родственные слова включают английский rash , немецкий rasch .
Прилагательное
- (датированный) быстрый
Перегиб
гетраст
Производные термины0084
Этимология 1[править]
Из амхарского языка.
Произношение
Существительное
- ras
Этимология 2 Дублет из
рез .Pronunciation[edit]
- IPA (key) : /ʁa/, /ʁɑ/
Adjective[edit]
ras ( feminine rase , masculine plural ras , женский род множественного числа расы )
- короткий
- коротко остриженный (из волос и т. д.)
Производные термины
Связанные термины [РЕДАКТИРОВАТЬ]
- REZ
Дальнейшее чтение [РЕДАКТИРОВАТЬ]
- «RAS», в TRésor de La Langue Française Information [DigiTsized Frings 8.8.
Индонезийский[править]
Индонезийская Википедия имеет статью:
RAS
Wikipedia ID
Etymology [Edit]
от голландской Ras , от Frenchs
. и потомки одной семьи или народа», от итальянского razza (13 век), неопределенного происхождения (подробнее в razza ).
Произношение[править]
- МФА (ключ) : [ˈрас]
- Hyphenation: ras
Noun[edit]
ras ( plural ras-ras , first-person possessive rasku , second-person possessive rasmu , third-person притяжательный расня )
- гонка
- Синоним: rumpun bangsa
Дальнейшее чтение0188 , Джакарта: Агентство развития и воспитания языков — Министерство образования, культуры, исследований и технологий Республики Индонезия, 2016 г.
Итальянский
Этимология ras, «голова»), от протосемитского
*raʾš- («голова»).Произношение
Существительное[править]
рас м ( неизменно )
- (исторический) титул второй высшей степени в иерархии Эфиопской империи; рас
- (образное, уничижительное) любая небольшая местная власть, деспотически осуществляющая власть
- местный авторитет организованной преступности
- (исторический) официальный представитель фашистской партии
Синонимы0035
- раис
См. также[править]
- негус
- degiac (эфиопский командир подразделения, эквивалентного полку, состоящего из двух-трех тысяч человек)
Литовский[править]
Глагол[править]
ras
- будущее единственного числа от третьего лица рости
- будущее множественного числа от третьего лица rasti
Этимология
От голландского ras , от французского race , от среднефранцузского rasse «все предки и потомки одной семьи или народа», от итальянского razza (13 век), неопределенного происхождения (подробнее в razza ) .
Pronunciation[edit]
- (Johor-Riau) IPA (key) : [ˈɾäs]
Noun[edit]
ras ( Jawi spelling رس , plural рас — рас , неофициальный 1-й притяжательный раску , 2-й притяжательный расму , 3-й притяжательный рас06)
- (Ономатопея) звук прикосновения к сухому листу.
- веревка
- Рас кекан
- Хомут для головы Веревка
- Синоним(ы): тали
- Хомут для головы Веревка
- Рас кекан
- гонка
- Рас Китай
- Китайский расовый
- Синоним(ы): кетурунан, пуак, этник, бангса Малайский литературный справочный центр , Куала-Лумпур: Dewan Bahasa dan Pustaka, 2017.
- Китайский расовый
- Рас Китай
- МФА (ключ) : /raːs/
- (анатомия) голова
- (мерное слово для домашнего скота) отдельное животное
- начало
- передняя часть
- мыс, мыс, мыс
- начальник, руководитель
- гвоздика
- Синоним: синна
- топ
- интеллект
- (во множественном числе) главы
- RAS IR-RANDAN
- лавина, оползень, оползень
- снорас
- штейнрас
- такрас
- императив rase
- «ras_2» в Det Norske Akademis ordbok ( NAOB ).
- лавина, оползень, оползень
- снорас
- штейнрас
- такрас
- «рас» в Нюнорский словарь .
Аудио (файл) - Рифмы: -as
- Слоговая система: ras
- родительный падеж множественного числа от rasa
- Рифмы: -as
- past participle of rade
- бритый, бритый
- рад
- răsură
- в день
- Ногли рас paa gav ju stannom?
- Сколько дней ты провел в море?
- Ногли рас paa gav ju stannom?
- dag
- МФА (ключ) : /ˈras/ [ˈras]
- Рифмы: -as
- Слоговая система: ras
- ровность, ровность
- a ras
- Рас-де-Тьерра
- ras con ras
- IPA (key) : /rɑːs/
Audio (файл) - раса (большая группа особей одного и того же вида, обособленная от других на основе общего наследия), порода
- хунд расер ― собака породы
- сотни
- каттр
- расбен
- расбиологи
- расбиологиск
- расчистка
- раскрой
- расдискриминанде
- расдискриминиринг
- расджур
- rasfrände
- rasfråga
- расфёрдом
- расфорфёльельсе
- Расфертрик
- рашат
- рашатаре
- расчет
- рашецаре
- рашунд
- рашигиен
- Рашигениск
- рашаст
- Рашёгферд
- расизм
- расист
- расистск
- раскамп
- раскат
- раскраваллер
- раскриг
- раслак
- раслиг
- раслэра
- rasmotsättning
- Расмэссиг
- располитик
- располитск
- распроблем
- распрограмма
- расрен
- расренхет
- рассегрегация
- Расскиллнад
- Растильхёригет
- Растенканде
- rasåtskillnad
- renrasig
- обрушение (здания)
- селевой поток (геологическая катастрофа)
- обвал, обвал внутрь или вниз
- падение (рыночных цен)
- раса
- окраска
- расера
- разгон
- расгран
- раскант
- расмасса
- Расолицкая
- расриск
- снорас
- stenras
- -SAR, ARS
- (atit] (atit]
(atit]
(atit]
. /раːс/ - Рифмы: -aːs
- гонка (соревнование)
- rasio («раса», глагол)
- Мягкая мутация gras («грация»).
- Спешите, срочно.
- Han gjo л alltihopän fä л ut i ett ras ― Он выполнил все сразу, без перерыва.
- рассан
- Расвилл
- röso
- A
- Б
- С
- Д
- Е
- Ф
- Г
- Х
- я
- Дж
- К
- л
- М
- Н
- О
- Р
- В
- Р
- С
- Т
- У
- В
- Вт
- х
- Д
- З
Мальтийский0253
Этимология В стандартном арабском языке это слово мужского рода, но в некоторых диалектах встречается женский род, поэтому нет необходимости предполагать влияние сицилийского
testa (хотя это не исключено).Произношение[править]
Существительное[править]
ras f ( двойной (устаревший) расейн , множественное число рюс , уменьшительное rwajsa )
Полученные термины [РЕДАКТИРОВАТЬ]
НОРВЕГИНСКОЙ BOKMål [РЕДАКТИРОВАТЬ]
Etymology 1 [EDIT]
от старого норзея RAS , COMP041.
Noun[edit]
ras n ( definite singular raset , indefinite plural ras , definite plural rasa or расен )
Синонимы
Этимология 2
Глагол
Ссылки0004 .
Норвежский нюнорск
Этимология
существительное [EDIT]
RAS N ( Определенный сингл
Синонимы
Ссылки[править]
Произношение
Существительное[править]
ras
румынский
этимология
Произношение
Глагол[править]
ras ( причастие прошедшего времени от rade )
Adjective[edit]
ras m or n ( feminine singular rasă , masculine plural rași , feminine and neuter plural расе )
Склонение[править]
Склонение ras
единственное число | множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
мужской род | средний | женский | мужской род | средний | женский | ||
именительный/ винительный | неопределенный | рас | раса | раши | рас | ||
определенный | расул | раса | рядов | раселе | |||
родительный/ дательный | неопределенный | рас | рас | раши | рас | ||
определенный | расулуи | расей | расилор | раселор |
Антонимы0080
Руссенорск[править]
Этимология[править]
От русского разъ (раз, «время») с семантическим изменением неизвестного происхождения.
Существительное[править]
рас
Синонимы[править]
Производные термины Эрнст Х. Яр (1984)
Russenorsk: Et pidginspråk i Norge [ Russenorsk: язык пиджин в Норвегии ], 2 издание, Осло: Novus ForlagИспанский
From2 9002 Этимология
расар , от расо («уровень»).Произношение[править]
Существительное
Производные термины[править]
Дальнейшее чтение0188 , Real Academia Española, 2014
Swedish[edit]
Swedish Wikipedia has an article on:
ras
Wikipedia sv
Pronunciation[edit]
Etymology 1 [EDIT]
от Old Norse 4949449. 0325 *резо .
Существительное[править]
рас c
Производные термины[править]
Этимология 2 Сравните датский и норвежский
ras .Существительное
Склонение[править]
Склонение рас | ||||
---|---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | |||
Бессрочно | Определенный | Бессрочный | Определенный | |
Именительный падеж | рас | рассет | рас | расен |
Родительный падеж | рас | расетов | рас | расенс |
Связанные термины[править]
Ссылки0004)
См. Также: Roso и Róso
Anagrams [Edit]
- [EDIT]
Этимология 1[править]
От английского раса .
Существительное0004 )
Производные термины
Этимология 2[править]
См. этимологию соответствующей формы леммы.
Существительное[править]
рас
Дополнительная литература50–настоящее время), «рас», в
Geiriadur Prifysgol Cymru Online (на валлийском языке), Центр передовых валлийских и кельтских исследований Уэльского университетаWestrobothnian [править]
Этимология
ras n («порывистость, спешка»).Существительное
Производные термины[править]
Медицинские корни, префиксы и суффиксы: R
Медицинский словарь
Части слова
Словарь Сокращения Части слов
Leave A Comment