Великий Волжский путь: география и способ передвижения
Название Великого Волжского пути связано с его географическим положением. Величественная Волга, несущая свои могучие воды долгие километры от Валдая до Каспийского моря, издревле была основным звеном, связывавшим Северо-Западную Русь и богатые страны Востока. Кроме того, Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь был самый ранним из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Стоит подробнее познакомиться с историей Великого Волжского пути.
Основные вехи и факторы развития Волжского пути.
Возрастание экономического значения Волжского пути можно связать с несколькими факторами. Прежде всего, арабские завоевания на время закрыли для европейцев привычные торговые маршруты через Византию — купцы были вынуждены искать другие пути доступа в богатейшие восточные земли. С другой стороны, важную роль играл скандинавский фактор — многочисленные искатели приключений из Северной Европы ринулись на юго-восток, в том числе и на территорию расселения славянских и финно-угорских народов. Активное государственное строительство требовало значительных денежных средств — а торговля с Востоком могла на порядок обогатить раннесредневековые государства. Таким образом, Волжский торговый путь обретает своё экономическое значение уже в VIII веке. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.
В то время, когда воины с мечом в руках шли завоевывать новые земли, когда рождались новые государства и появлялись новые границы, разделяющие народы, одновременно прокладывались новые торговые пути на воде и на суше, которые соединяли народы, доказывая им необходимость мирного сосуществования. К концу X века Хазарское государство было уничтожено, печенеги перерезали Волжский путь. С этого времени главной линией сообщений, по мнению ряда исследователей, становится Волховско-Днепровский «Путь из варяг в греки» и основные материальные результаты торговли со Средиземноморьем концентрируются в Киеве.
Однако, уже с XIV в. значение Великого Волжского торгового пути восстанавливается, растет роль таких центров, как Казань, Нижний Новгород, Астрахань. Покорение Иваном Грозным в середине XVI века Казанского и Астраханского ханств привело к объединению всей Волжской речной системы в руках России, что способствовало расцвету волжской торговли в XVII веке. Возникают новые крупные города — Самара, Саратов, Царицын; большую роль играют Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. По Волге плавают большие караваны судов.
Способ передвижения и виды судов.
«Великий Волжский путь» способствовал динамичной торговле варягов, славян и финно-угров с хазарами и арабами. Чтобы отправиться в такое трудное, далекое и опасное путешествие, необходимо выбрать транспортное средство. В VIII-X века выбор судна был невелик, в основном это плоскодонные парусно-вёсельные суда, такие как дощаник, насад и струга.
Дощаник представлял собой плоскодонное деревянное речное судно, которое могло варьироваться по размеру, с палубой (или полупалубой) и одной мачтой, использовавшийся, главным образом для транспортных целей, на большинстве рек России. Грузоподъемность дощаника от 7 до 200 тонн.
Насад — это речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом. Имело одну мачту и парус. Известны с XI века, использовались для перевозки грузов и войск.
Струг являлся плоскодонным парусно-гребным судном восточных славян VI–XIII вв. Струги вмещали до 10–12 человек и использовались для перевозки людей и грузов по рекам и озерам. Имели весла и съемную мачту с небольшим прямым парусом, который ставили при попутном ветре, и приспособления для транспортировки волоком.
Для купеческих караванов подходили самые крупные суда — дощаники, чтобы запастись всей необходимой провизией и товарами.
География и маршруты Волжского пути.
Путешествие по Великому Волжскому пути начиналось в Бирке — крупнейшим торговом центре шведских викингов в 800-975 гг. Пересекая Балтийское море, потом добираясь до места впадения в Волхов реки Ладожки (Елены), мы встречаем на своем пути старинную крепость Ладога. Возможно, именно это поселение было первым столичным городом и местом, где бывал легендарный Рюрик.
От Ладоги путь в восточные страны лежал по мелким речкам Северо-Западной Руси. Следовательно, существовало несколько способов пройти Великий Волжский путь. Исследователи отмечают несколько маршрутов, по которым караваны достигали волжских вод. Основным считается «Селигерский путь»: по Волхову корабли шли к озеру Ильмень, на берегах которого был основан Новгород, после чего преодолевали несколько волоков и мелких речушек на Восток, пока не достигали Волги. Тем не менее, до появления Новгорода существовал ещё и другой маршрут: от Ладоги купцы шли до современного Белоозера, затем поворачивали на Юг, в ярославское Поволжье. О существовании этого маршрута также свидетельствуют многочисленные клады, найденные археологами.
Волга несла торговый караван в столицу Волжской Булгарии- город Булгар. Город был важным транзитным пунктом на пути купцов, элита которого взимала с торговцев пошлину, а также обеспечивала безопасность торговых караванов. Это был крупный ремесленный центр и экспортер сельскохозяйственной продукции. Для торговцев и путешественников Булгар становился своеобразным водоразделом — границей двух цивилизаций. Для арабов он был воротами в совершенной иной мир: мир славян, финно-угров и скандинавов со своим, непонятным для восточного человека, менталитетом и экзотическими товарами.
Далее, корабли отправлялись в столицу Хазарского каганата Итиль, он выполнял таможенные функции и открывал уже путь в Каспий и арабские земли. Здесь купцы делали последнюю остановку перед продолжением пути в арабские страны.
Проплывая по водам Каспийского моря, купцы замечали корабли, движущиеся навстречу. Всё потому, что торговля была не односторонней. Арабские купцы торговали шелком, пряностями, одеждой и украшениями из стекла, бронзы, янтаря. Кроме этого, восточным торговцам открывался путь в воды Дона из Волги, где стоял мощный город Саркел, и далее в Византию. А из Ладоги торговцы открывали просторы Балтики и Северного моря.
Таким образом, Великий Волжский путь имел огромное значение для развития славянского, финно-угорского, тюркского и скандинавского народов в вопросах зарождения городов, ремесленного производства, международных контактов и формирования транспортных путей, являясь одной из значимых торговых магистралей раннего средневековья, соединяющей Европу и арабский мир.
Вы познакомились с третьей лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Средневековые города на Волжском пути». До новых встреч!
Торговые пути Восточной Европы.
Европу можно представить в виде полуострова, с трех сторон окруженного водой. Совершенно естественно возникла необходимость в установлении прочной связи на узком перешейке суши, к счастью густо пересеченного водными артериями81. Обнаружение пути, связывающего средиземноморский и балтийский регионы, давало серьезный импульс товарообмену между ними и значительные выгоды тому, кто его контролировал. В 770-х годах скандинавами был открыт Великий Волжский путь. Он связал Северное и Балтийское моря с Каспийским морем, Британию и Голландию с Ираном и Ираком.
Основной маршрут
этого пути был следующим: из Балтийского
моря в Финский залив, далее по реке Нева,
Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру
Ильмень; к истоку Волги вел т.н. «Селигенский
путь» по рекам Поле, Явони, озеру Селигер
и реке Селижаровке; дальнейший путь
пролегал собственно по Волге и Каспийскому
морю. От южного побережья Каспия шла
сухопутная дорога до города Рея,
называемого «торговым центром мира»
С торговым маршрутом по Волге были тесно связаны т.н. пушной путь по Каме, пути по Вятке, Оке, Клязьме, Которосле, Мсте. Балтийское море связывала с истоком Волги и река Западная Двина.
Поскольку арабские
купцы не проникали севернее Булгара,
столицы Волжской Булгарии, да и в этом
городе бывали редко из-за ограничительной
политики Хазарского каганата, то в
восточных сочинениях содержатся очень
смутные представления о значительной
части Великого Волжского пути. Отношение
какой-то части Волги к русам привело к
тому, что в арабо-персидских географических
сочинениях X
в. появился гидроним «Русская река»
(нахр ар-рус), обозначавший Волгу или ее
приток
Прекрасным
индикатором торговых путей являются
находки монет. Основной денежной единицей
Восточной Европы с конца VIII
до начала XI
вв. был арабский серебряный дирхем
(стандартный дирхем – ок. 2,93,0
г)
В Восточной Европе многочисленные клады дирхемов IX в. обнаружены в бассейне Оки, в Левобережье Днепра по Десне и Сейму, а также на берегах Волхова. Первые две области находок кладов арабского серебра находятся на территории северян, вятичей и радимичей. Это прямо говорит о том, что подчиненные хазарам славяне, оказывается, не слишком были обременены данью и были способны накапливать богатства, видимо, благодаря участию в торговле92. На территории Старой Ладоги обнаружен клад и отдельные монеты, чеканенные в 749788 гг., и даже одна монета, созданная в прежней столице Халифата Дамаске в 699/700 г. В начале IX в. количество кладов в бассейне Волхова увеличивается. Именно через Ладогу проходило основное торговое движение в страны Балтийского региона и от трети до половины всех попавших на Русь в IXX вв.
Более конкретные сведениями приводят восточные авторы о Донском пути. Путь от низовьев Дона по нижней Волге и далее на юг Каспия в произведении персидского географа Ибн Хордадбеха (ум. ок. 912 г.) «Книга путей и стран» (3040-е гг. IX в.) называется традиционным путем купцов-русов96. Вопрос о том, кто имеется в виду в данном случае под русами, нельзя решить однозначно97. Вполне вероятно, это норманны98, но в то же время, несомненно, слой купечества в Восточной Европе формировался не по этническому принципу, и наряду со скандинавами в международную торговлю включились и собственно славяне, которые в итоге вытеснили первых.
И в «Книге путей
и стран» Ибн Хордадбеха, и в «Книге
стран» Ибн ал-Факиха фрагмент о торговле
русов и славян расположен рядом с
рассказом о торговле евреев-рахданитов
(ар-разанийа). Торговые пути еврейских
купцов проходили от Африки, Испании и
Франции через Суэц и Красное море или
Антиохию на Евфрате до Индии и Дальнего
Востока. Рахданиты – досл. с персидского
«знающие дорогу»103
благодаря караванной торговле от Испании
до Китая могли сосредоточить в своих
руках огромные капиталы. Основным
товаром рахданитов были рабы. Но вряд
ли можно говорить о монополии еврейской
торговли на этом маршруте и в Восточной
Европе, а тем более о сговоре рахдонитов
с норманнами
Торговые пошлины стали главной статьей дохода Хазарского каганата, контролировавшего ключевой пункт Великого Волжского пути. В 30-е гг. VIII в. после поражения в войне с арабами столица Хазарии была перенесена из Самандара в устье Волги, где возник город Атиль (Итиль)106 (точное его местонахождение неизвестно)107. Международная торговля способствовала расцвету и Волжской Булгарии. Ал-Истахри и Ибн Хаукаль (X в.) упоминают о дороге ИтильБулгар, как об обычном наезженном маршруте: вверх по Волге нужно было плыть 2 месяца, а вниз – 20 дней108. В первой половине X в. возникает прямой торговый путь из Булгара в Киев, о чем позволяют судить фрагменты из трудов тех же авторов109. Применительно к XIXII вв. этот маршрут хорошо прослежен археологически: вдоль всей трассы сохранились остатки торговых факторий110. В X в. активно функционирует и другой сухопутный торговый маршрут из Булгара в Среднюю Азию (Хорезм и Хорасан)111, вдоль которого также обнаружены караван-сараи и колодцы XXI вв. 112 О том, что пушнина привозится в Булгар из земли славян и далее переправляется в Хорезм или Хорасан непременно отмечают восточные авторы X в.: Ибн Хаукаль, Ал-Мас’уди, ал-Мукаддаси113. Путь из Булгара в Хорезм был, несомненно, известен и в IX в. Так, Ал-Йа’куби (ум. 897 г.) в своем рассказе о Хорезме упоминает об изготавливаемой там одежде из мехов, который мог быть привезен только из Восточной Европы114. Некоторые данные позволяют говорить и об обратном потоке товаров. Ибн Русте и вслед за ним Гардизи писали о том, что русы пользуются «соломоновыми мечами». Местом их производства был, предположительно, Хорасан115. Именно по сухопутному пути из Хорезма через плато Устюрт, земли гузов и башкир в Булгар двигался с посольством в 922 г. Ибн Фадлан116.
Возможно, уже в IX в. существовал еще один торговый маршрут, называемый в современных исследованиях «путем из немец в хазары»117. Предполагают, что проходил он через Киев, далее вниз по Днепру, вверх по Дунаю до Баварской восточной марки, где находилось местечко под названием Ruzaramarcha. «Раффельштеттенский устав» начала X в. свидетельствует о приходе в Восточную Баварию для торговли славян «от ругов или богемов». «Путь из немец в хазары» оказывается составной частью трансъевропейской торговой магистрали КордоваЮжная ФранцияВосточная БаварияРусьХазария. Позднее в связи с появлением в Паннонии венгров западный торговый путь поменял направление (КиевКраковПрага)118. Предположение о функционировании торгового пути из Среднего Поднепровья в Западную Европу соотносится со сведениями Ибн Хордадбеха о европейском маршруте работорговцев рахданитов.
Появление новых и активизация старых маршрутов в конце IX первой половине X в. связывается с торговой блокадой Хазарского каганата. В 80-х гг. IX в. согласно древнерусским источникам в Киеве захватывает власть князь Олег, он освобождает от дани хазарам племена северян и радимичей. Реакция Хазарии не замедлила себя ждать: приток серебра в Восточную Европу и далее в Скандинавию прекращается. Возможно, осложнения в торговле с восточными странами возникло также из-за происходивших изменений в Степи – приходом новых кочевников-печенегов119. Только в 910-е годы поток серебра с Востока благодаря новым путям возобновился120. Но изменились как число кладов (в сторону увеличения), так и их состав. Большая часть дирхемов, найденных в кладах Восточной Европы в X в., относится к саманидской чеканке121. Держава Саманидов (от имени родоначальника династии Саман-худа) возникла в Средней Азии в самом начале X в. Ее столица находилась в Бухаре. Саманидский правитель носил титул эмира, тем самым подчеркивая формальную зависимость от багдадского халифа. Но возникшее в процессе распада Аббасидского халифата государство Саманидов проводило вполне независимую внутреннюю и внешнюю политику122.
Первый кризис с поступлением восточного серебра в конце IX в. стал одной из причин формирования нового торгового пути, справедливо называемого «становым хребтом Древнерусского государства» т.н. «пути из варяг в греки». Главной составляющей этого пути являлась река Днепр, проходившая сквозь территорию расселения восточных славян. Прокладка днепровского пути обусловила активность в этом направлении скандинавов (до начала X в. их следы в Среднем Поднепровье не прослеживаются), а также первые внешнеполитические акции киевских князей, приступивших к объединению под своей властью всех восточнославянских племенных союзов.
торговых путей | Encyclopedia.com
Три четверти территории России удалены от морей и океанов более чем на 250 миль (400 километров); Россия – самая континентальная страна мира. Несмотря на то, что береговая линия России является второй по протяженности (после Канады), наличие морского льда затрудняет въезд и выезд из нескольких портов страны в течение большей части зимы. Мурманск, например, единственный порт России с теплой водой, страдает от припая два месяца в году. Эти и другие факторы препятствовали развитию русского флота до восемнадцатого века, когда Петр Великий построил Санкт-Петербург, свое знаменитое «Окно на Запад». Соответственно, российские исторические торговые пути проходили в основном в пределах ее обширных внутренних районов.
РАННИЕ ПУТИ
Торговлю в бассейне Черного моря можно проследить до общения между скифами и греками около 250 г. до н.э. Скифские кочевники добывали зерно, рыбу и рабов у своих оседлых подданных и обменивали их в греческих портах на вино, ткани, металлические изделия и предметы роскоши. До нашествия гуннов (375 г. н. э.) персидские аланы и германские готы создали торговую конфедерацию между Балтийским и Черным морями.
Международная торговля в Восточной Европе после 850 г. н.э. буквально создали Киевскую Русь. Используя взаимосвязанную систему рек и волоков на Русской равнине, варяжские торговцы и воины стремились на рынки нижнего течения Волги и Дона, где обменивали меха, рабов и изделия из дерева на серебряные монеты и пряности из Средней Азии. Азии, Аравии и Византии. Первоначально пересекая сарацинский путь между Финским заливом, Ладожским и Онежским озерами, вниз по Волге до Каспийского моря и дальше, варяги в конечном итоге предпочли торговлю с Византией, переживавшей период своего расцвета. После основания Киевской Руси в 879 г., Днепровский торговый путь из варяг в греки вез с севера лен, пеньку, шкуры, рабов, мед, воск, зерно и меха в обмен на шелка, военно-морское снаряжение, вино, драгоценности, изделия из стекла, предметы искусства. предметы (особенно иконы после введения православия в 988 г.).
Крах Хазарской империи (600–900 гг. н.э.) открыл степи для грозных тюрков-кыпчаков, которые в итоге отрезали Киевскую Русь от важнейших соляных месторождений (фактически единственного консерванта пищи) Крыма; таким образом, основные торговые пути сместились с севера на юг на пути с востока на запад. Начиная с XI века соль возили из Галича в Галицко-Волынской области в Киев. Позже значение соли Галицко-Волынской не только для Киевской Руси, но и для тевтонских рыцарей Балтийского побережья привело к переоценке торговли между севером и югом Балтийского и Черного морей к западу от Крыма. Мощь и влияние Галицко-Волынской империи, основанные на торговле солью, сохранялись вплоть до второго века монголо-татарского господства над остальной частью России (1237–1387).
Монгольское иго (1237–1556) изолировало русских от эпохи Возрождения, Реформации и Высокой готики, среди других крупных изменений на Западе. Поскольку они выживали за счет дани, уплачиваемой их русскими подданными, и таможенных пошлин, уплачиваемых участниками международной торговли, монголы разрешили купцам использовать торговые пути с севера на юг, на этот раз между Балтикой, Новгородом и Московией (на севере ) и арабский Ближний Восток и Черное море (на юге). Они даже поощряли возрождение крымских портов, находившихся тогда под руководством итальянских купцов из Венеции, Пизы и Генуи; затем города с греческими названиями стали итальянскими.
ПОСТМОНГОЛЬСКАЯ ТОРГОВЛЯ
Разгром Иваном Грозным астраханских татар в 1556 году во многом решил судьбу бывшей Золотой [или Кыпчакской] Орды. Волжский торговый путь теперь находился во владении Московии вплоть до Средней Азии, откуда царь мог ввозить лошадей, которые служили бы в его шведских походах. Иван также стремился к торговле с Великобританией: во второй половине шестнадцатого века он наладил торговлю между Беломорским портом Архангельском (бревна и пиломатериалы) и Халлом в восточной Англии (готовые изделия).
Невероятным слугой царя Ивана был казак по имени Ермак, который совершал набеги на волжские речные суда, нагруженные лошадьми из Средней Азии. Позже Ермак и его приспешники победят сибирских татар и претендуют на Западную Сибирь от имени царя в 1580-х годах. Это событие открыло Сибирь и Дальний Восток России для российской экспансии и торговли.
Сначала речным и волоковым способом казаки и купцы пересекли Сибирь с запада на восток, достигнув побережья Тихого океана за столетие. По пути они обменивали у туземцев безделушки на ценные меха. Русские поиски меха привели их на Аляску, вдоль тихоокеанского побережья Северной Америки в Сан-Франциско (Форт-Росс) и даже на Гавайи. Позже на изнурительном Большом Сибирском тракте стали использовать автобусные перевозки. Между 1891 и 1916 года русские рабочие построили Транссибирскую магистраль, которая до сих пор является единственной трансконтинентальной магистралью в стране. Между семнадцатым и двадцатым веками торговый путь между Россией и Китаем процветал на пограничном переходе Кяхта. Китайский чай, шелка, меха и предметы роскоши ввозились в обмен на русское сырье.
СОВЕТСКАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
На протяжении большей части своего существования Советский Союз был островом, который стремился к самодостаточности, оставаясь при этом изолированным от остального мира. Как и в имперской России, советская внешняя торговля была ограничена по общей стоимости, количеству обмениваемых товаров и количеству торговых партнеров. Между 1917 и 1991, товарооборот СССР с другими социалистическими странами никогда не опускался ниже 67 процентов. К концу 1980-х годов торговля с развитым миром составляла примерно 22 процента, а остальная часть приходилась на развивающиеся страны.
На протяжении всего советского периода военные стратеги стремились расширить советский военно-морской флот, в который, в свою очередь, вошел торговый флот. Особо важной задачей было освоение Северного морского пути за счет использования тяжелых усиленных, в конечном итоге атомных, ледоколов. К 19В 80-х годах такие ледоколы успешно преодолевали уязвимое арктическое побережье Советского Союза между Мурманском и Беринговым проливом.
К началу ХХI века внешняя торговля России была более открытой, чем когда-либо прежде, но, как и в далеком прошлом, ее собственный экспорт продолжал составлять сырье или грубо обработанные готовые изделия, а ее импорт состоял из качественных Конечный продукт. Основные торговые партнеры включают Китай, Германию, США и Японию.
См. также: разведка; внешняя торговля; география; торговые статуты 1653 и 1667
библиография
Brigham, Lawson W. (1991). Советская Морская Арктика. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института.
Гибсон, Джеймс Р. (1969). Кормление русской пушной торговли. Мэдисон: Издательство Висконсинского университета.
Магочи, Пол Роберт. (1985). Украина: Исторический атлас. Торонто: University of Toronto Press.
Виктор Л. Мот
Золотой век Владимира
Эта страница была создана Кара Джейкобсон. Последнее обновление было сделано Келли О’Нил.
Для этого сайта должен быть включен Javascript. Включите Javascript и перезагрузите страницу.
Империя: пространственная история Российской империи Главное меню О Панели мониторинга Каталог данных MapStories Галереи Игры Кто сказал, что история скучна? Полка для карт Научите наш контент Ссылка на проект Келли О’Нил dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5 Проект «Империя» // Центр российских и евразийских исследований Дэвиса, Гарвардский университет 1 2018-03-30T02:52:36-04:00 Кара Джейкобсон dbec7b06865b1a02274588672f29bb3e4eb87106 9 1 image_header 2018-04-04T04:53:38-04:00 Келли О’Нил dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5 В средние века Владимир был губернским центром Суздальской губернии. Он считался одним из самых зажиточных городов Руси с относительно большим населением. Стратегическое расположение Владимира на речной сети, вероятно, способствовало его росту и процветанию. Наряду с несколькими другими городами на торговом пути, в том числе Киевом и Новгородом, ремесленники Владимира изучили византийские методы глазурования керамики и изразцов, производства изделий из стекла, бисера, оконных красок и создания изящных украшений. Все товары продавались внутри страны и за ее пределами через речную сеть, изображенную на этой карте. Волжский торговый путь доставил восточные товары к Каспийскому морю и вверх по Волге из Булгара во Владимир. В течение 12 века Суздаль установила контроль над Волжским торговым путем, что способствовало подъему экономики Владимира. По мере роста силы и богатства Владимира финансировались такие важные архитектурные памятники, как Соборская церковь (1158 г.) и Золотые ворота (1164 г.). В конце концов князь Андрей Боголюбский перенес столицу северо-восточной Руси из Киева во Владимир.
Некоторое время Владимир был одним из самых могущественных городов Руси. Однако власть Владимира была относительно недолгой из-за нашествия монголов в 1238 году. Владимир и вся Суздальская земля были подчинены хану и Золотой Орде. Москва, которая во времена расцвета власти Владимира была лишь небольшим городом, меньше пострадала от монгольских набегов. Окруженная густыми лесами и болотами, Москва располагалась к северу от монгольского центра власти в степях. Таким образом, Москва осталась практически нетронутой монголами. Благодаря своему стратегическому положению в качестве центра сети рек, показанной на карте выше, а также относительному отсутствию монгольского вмешательства, Москва заменила Владимир в качестве столицы северо-восточной Руси к 1304 году.
- 1 2018-03-30T01:25:06-04:00 Кара Джейкобсон
dbec7b06865b1a02274588672f29bb3e4eb87106 Журнал Александра Келли О’Нил
1
простой
600861 2018-04-04T08:33:05-04:00 Келли О’Нил
dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5
Содержимое этого пути:
- 1 2018-03-30T01:38:25-04:00 Посвящение великому святому Александру Невскому 1 простой 2018-04-04T08:28:47-04:00
- 1 2018-03-30T02:47:37-04:00 Журнал Герцена Продолжение 1 простой 2018-04-04T08:29:36-04:00
- 1 2018-03-30T02:52:36-04:00 Золотой век Владимира. 1 image_header 2018-04-04T04:53:38-04:00
- 1 2018-03-30T02:59:59-04:00 Последняя запись Герцена 1 простой 600861 2018-04-04T04:19:11-04:00
- 1 2018-02-07T00:12:04-05:00 Келли О’Нил
dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5 Владимир Кара Джейкобсон
1
всплеск
705892 2018-03-30T18:31:17-04:00 Кара Джейкобсон
dbec7b06865b1a02274588672f29bb3e4eb87106
Содержимое этого пути:
- 1 2018-03-30T01:10:42-04:00 Добро пожаловать во Владимир 1 Краткое содержание простой 600861 2018-04-04T08:33:42-04:00
- 1 2018-03-30T01:17:32-04:00 Александр Герцен 1 простой 705900 2018-04-04T04:46:28-04:00
- 1 2018-03-30T01:38:25-04:00 Посвящение великому святому Александру Невскому 1 простой 2018-04-04T08:28:47-04:00
- 1 2018-03-30T02:47:37-04:00 Журнал Герцена Продолжение 1 простой 2018-04-04T08:29:36-04:00
- 1 2018-03-30T02:52:36-04:00 Золотой век Владимира.
Leave A Comment