Назовите и проиллюстрируйте примерами три главных отличительных признака научного познания. — Студопедия

Поделись с друзьями: 

3. Распределите методы научного познания по уровням научного познания:

 

Методы научного познания Уровни научного познания
1. Наблюдение; 2. Абстрагирование; 3. Эксперимент; 4. Идеализация; 5.Математическое моделирование. а) Эмпирический уровень; б) Теоретический уровень.

 

4. Прочитайте текст Т. Куна и выберите правильный ответ:

«Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований – примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, – все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования. Таковы традиции, которые историки науки описывают под рубриками «астрономия Птолемея (или Коперника)», «аристотелевская (или ньютонианская) динамика», «корпускулярная (или волновая) оптика» и так далее».

Автор приведенного отрывка говорит о…

А) Научно-исследовательской программе; Б) Фальсификации; 3) Парадигме; 4) Философии науки.

5. Соотнесите науки и отрасли знания:

Науки Отрасли наук
1. Физика; 2. Сопротивление материалов; 3. История; 4. Социология; 5. Биология. А) Социально-гуманитарные науки; Б) Технические науки; В) Естественные.    

Повышенный уровень освоения темы:

1. Подготовьте эссе на тему

: «какой смысл философы различных школ вкладывают в понятие «наука»?

2. Впишите недостающее:

Выделяют …. и …. уровни познания.

На … уровне познания выделяют следующие формы: …..

а на …. уровне в качестве форм познания выделяются ……..

3. Определите вид познавательной деятельности, о котором говорится в данном высказывании, и подготовьте эссе, описывающее место и роль этого вида познания в современной культуре: «Многообразные сопутствующие науке идейно-теоретические учения и течения, существующие за ее пределами, но связанные с нею определенной общностью проблематики или методологии.

Примеры такого рода учений – астрология, уфология, хиромантия».

 

 

 ЗАНЯТИЕ 6. «ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Основные понятия: антропогенез, индивид, индивидуальность, личность, свобода

План занятия

1. Происхождение человека: основные концепции.

2. Проблема определения сущности человека. Восточная и Западная философия о человеке. Соотношение биологического и социального в человеке.

3. Индивид, индивидуальность, личность. Роль самосознания в развитии личности. Диалектика личности и общества. Философские концепции об антагонизме личности и общества.

4. Сущность и существование. Проблема свободы.

5. Проблема смысла жизни в различных философских трактовках.

 

Методические рекомендации

При изучении данной темы следует обратить внимание, что обыденное понимание слов «человек», «личность», «свобода», «смысл жизни» не совпадает с их понятийным содержанием в философии. Кроме этого данные понятия имеют длительную историю развития и различные трактовки. Понимание человека (его происхождения, сущности, смысла жизни и др.) в той или иной культуре и эпохе тесно связано с общими представлениями о мире, во многом зависит от господствующей формы общественного сознания (религии, науки).

Изучение вопросов данного семинара имеет большое мировоззренческое значение и может дать наибольший эффект при обращении к первоисточникам, особенно из неклассической философии II пол. XIX – XX вв.: к работам Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, Н. Бердяева, Е. Трубецкого и др. мыслителей. Философская антропология является основой для освоения последующих тем: «Культура и общество» и «Этика как учение о морали».

 

Вопросы для самоконтроля

К вопросу 1:

2.  Что означает понятие «антропогенез»?

2. В чем различие между эволюционистской и креационистской концепциями происхождения человека?

3.Какие еще концепции, кроме теории антропогенеза Ч. Дарвина, можно отнести к эволюционистской концепции происхождения человека?

К вопросу 2:

1. В чем видели сущность человека мыслители Древнего мира?

2.Какова библейская формула сущности человека и какие интерпретации она получила в средневековой, возрожденческой и новоевропейской философии?

3.Что означает понимание человека как социального существа?

4.Есть ли общее в понимании человека в следующих высказываниях: «Человек – это мыслящий тростник» (Паскаль), «Человек – это политическое животное» (Аристотель), «Человек – это животное, способное изготавливать орудия труда» (Франклин)?

5.Биологизаторские концепции не исключают наличия социальных качеств в структуре личности, равно как и социологизаторские не исключают наличия биологических свойств в человеке. В чем в таком случае заключается «биологизаторство» и «социологизаторство»?

К вопросу 3:

1. В чем разница между понятиями «индивид», «индивидуальность», «личность»?

2. В эпоху Просвещения был выдвинут тезис «Человек – плод окружающей среды». Приведите аргументы «за» и «против» этого тезиса.

3.Назовите проявления негативного и позитивного влияния общества на личность.

К вопросу 4:

1. Чем отличаются понятия «свобода» и «произвол»?

2. Кто в истории философии придерживался принципа «Свобода – это познанная необходимость»? Какой смысл вкладывался в содержание этого тезиса?

3. Согласны ли вы с определением свободы Н. Бердяевым: «Свобода есть космическое (в противоположность хаотическому) состояние мира, любовная соединенность всех его частей»?

К вопросу 5:

1. Что означает понятие «смысл жизни»?

2. За что В. Розанов критикует концепцию эвдемонизма?

3. Какие две основные трактовки смысла жизни в истории философии выделяет Е. Трубецкой? Какое решение проблемы смысла жизни предлагает он сам?

4. Что представляет из себя «абсурдный человек» А. Камю?

5. Почему А. Камю считает, что «Сизифа следует представлять счастливым» (эссе «Миф о Сизифе»)?

 

Литература

К вопросу 1:

1.Борзенков В. Г. Антропогенез // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Сост. И общая ред. И. Т. Касавин. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. Режим доступа: https://epistemology_of_science.academic.ru/51/%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7 (дата обращения: 15.09.2019).

2. Учение о человеке // Философия: мультимедийная слайд-лекция / ОмГТУ, Каф. «Философия и социальные коммуникации». Омск: ОмГТУ, 2014., лекция №11. Режим доступа: https://omgtu.ispringcloud.ru/acc/DO8-KQMyNTU2/s/2556-PbVqy-19Bzp-iVU9U?fv=430238 (дата обращения: 15.09.2019).

 3. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С.101–105.

К вопросу 2:

1. Аристотель, Ф. Ницше, Соловьев // Человек и мир: учеб. электрон. изд. локального распространения: хрестоматия по философии: в 2 кн./ ОмГТУ; сост.: В. О. Бернацкий [и др.]; под ред. В.О. Бернацкого. Кн. II. Человек и общество. Омск; Изд-во ОмГТУ, 2012. С.15–28, 35–37.

2. Рикман, Х.П., Шелер, М., Шопенгауэр, А.

// Философия: учеб. электрон. изд. локального распространения: хрестоматия / ОмГТУ: сост.: В. О. Бернацкий [и др.]: под ред. В. О. Бернацкого. Омск: Изд-во ОмГТУ. 2014. С.78–96, 105–123.

3. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С.97–101.

К вопросу 3:

1. Асмолов А.Г, Леонтьев Д.А. Личность // Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С. Степин. М.: Мысль, 2010. Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHc2733a9b6524f7ca3ca4c2 (дата обращения: 14.09. 2019.)

2. Гайденко П. П. Индивидуум // Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С. Степин. М.: Мысль, 2010. Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01b0ea7e473b0fe93df681b0 (дата обращения: 14. 09. 2019.)

3. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С.110–113, 115-117.

К вопросу 4:

1. Апресян Р. Г. Свобода // Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С. Степин. М.: Мысль, 2010. Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH011d9ed0664e9ab2a7a95b1d (дата обращения: 14.09. 2019.)

2. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 324–329.

3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В. О. Бернацкий [и др.]. Омск, 2009. С. 286–297.

К вопросу 5:

1. Камю А. Миф о Сизифе (Эссе об абсурде) // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. С. 24–100.

2. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни М.: Республика, 1994. С. 12–361.

3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В. О. Бернацкий [и др.]. Омск, 2009. С. 280–286.

Темы докладов и рефератов

1. Ж.-П. Сартр о диалектике сущности и существования человека (по работе «Экзистенциализм – это гуманизм»).

2. Философский смысл Легенды о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского.

Литература для подготовки докладов и рефератов

К теме 1.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. М.: Политиздат, 1990. С. 319–344. Режим доступа: http://scepsis.net/library/ id_545.html (дата обращения: 08.09.2019).

К теме 2.

Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., Наука, 1991. Том 9–10.

 

Контрольные вопросы и задания

Пороговый уровень освоения темы:

1. Креационистское представление о происхождение человека отражает утверждение:

а) человек есть результат длительной эволюции

б) человек произошел от обезъяноподобного предка

в) человек создан богом по своему образу и подобию

г) человек есть потомок инопланетной цивилизации

2. Выберите верные утверждения, отражающие понимание человека в эпоху Средневековья:

а) Человек – это природное существо

б) Человек – это надприродное существо

в) Человек не является господином природы

г) Человек – образ и подобие бога

д) Жизнь человека определяется судьбой

е) Жизнь человека определяют его свобода воли и божественное провидение

3. Выберите определение свободы, характерное для классической философии (Б. Спиноза, Г. Гегель):

а) свобода – это выбор, тяжкое бремя личностного существования

б) свобода – это познанная необходимость

в) свобода – это ничем не ограниченная возможность следовать своим желаниям

г) свобода – это отчуждение человека от самого себя.

4. Учение, усматривающее смыл жизни в достижении счастья:

а) буддизм                       б) эвдемонизм

в) стоицизм                       в) натурализм

5. Философ, отрицающий наличие смысла жизни человека:

а) В. Франкл                      б) А. Камю

в) Н. Бердяев                      г) Е. Трубецкой

 

Базовый уровень освоения темы:

6.Установите соответствие между философами и их пониманием сущности человека:

Философ Сущность человека
1. Фридрих Ницше А. Человек – биопсихосоциальное существо
2. Зигмунд Фрейд Б. Сущности у человека нет, она свободно избирается в процессе существования
3. Жан-Поль Сартр В. Воля к власти

 

7. Заполните таблицу:

Период развития философии Представление о сущности человека Мыслители
Античность    
Средние века    
Эпоха Возрождения    

 

Повышенный уровень освоения темы:

Напишите эссе на одну из тем:

 1. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский).

2. «Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?» (Ф.Ницше).

3. «Человек – не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития» (Э. Фромм).

4. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю).

5. «Свобода – это не то, что вам дали. Это – то, что у вас нельзя отнять» (Вольтер).

6. «Свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности» (А. Камю).

7. «В чѐм смысл жизни? Служить другим и делать добро» (Аристотель)

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Особенности научного познания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Рахматуллин, Р. Ю. Особенности научного познания / Р. Ю. Рахматуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 16 (75). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/75/12761/ (дата обращения: 08.03.2023).

Как отличить научную деятельность и её результаты от ненаучной? Именно при попытке ответа на этот вопрос появился позитивизм — одно из авторитетных направлений в философии науки. Основатель позитивизма О. Конт заметил, что некоторые проблемы, принимаемые людьми в качестве научных, по существу таковыми не являются. Для разделения научных и ненаучных высказываний он ввел закон подчинения воображения наблюдению, больше известный в современной науке и философии под названием принципа верификации. Согласно этому принципу научными являются только такие высказывания, которые можно проверить на практике или сформулировать в виде «протокольных предложений». Если теорию можно обосновать или опровергнуть с помощью фактов, то мы имеем право называть ее научной. Но если это сделать невозможно, то теория ненаучна. Например, высказывание «Жизнь на Землю была внесена из других планет» в настоящий момент не верифицируемо — его пока нельзя ни обосновать, ни опровергнуть при помощи фактов. Следовательно, оно не должно входить в науку, это только усложнит последнюю, породив массу ненужных проблем.

Думается, выдвинутая Контом идея достойна внимания: она позволяет отделить то, чем должна заниматься наука, от того, чем она заниматься не должна. Ведь есть и другие формы духовного производства (религия, философия, искусство, обыденное познание), которые имеют свои проблемы, решают свои задачи. Таким образом, одним из важных отличительных признаков научного познания является егонаправленность на обоснование своих положений фактами. Позднее, в логическом позитивизме эта особенность науки была названа принципом верификации. Он включил в себя как прямую проверку высказывания при помощи наблюдения или эксперимента, так и его косвенную проверку путем установления логических отношений между непосредственно верифицированными утверждениями.

В 1935 году К. Поппер предложил для установления научности теории применить более жесткий критерий — принцип фальсификации. Суть этого принципа сводится к поиску факта, который способен опровергнуть существующую теорию или гипотезу. Если же её принципиально невозможно опровергнуть никакими способами, то она ненаучна, замечает Поппер. Например, суждение «Бог сотворил мир за шесть дней» не является научным, т. к. мы не знаем способа его опровержения.

На другую особенность науки указал такой авторитетный специалист в области гносеологии, как И. Кант: «Наука — это система, то есть приведенная в порядок на основании определенных принципов совокупность знаний», — писал он [1, c. 56]. Принцип системности науки прежде всего реализуется в её стремлении к созданию теорий. Последние позволяют соединить в одну целостность различные знания на основе идеи причинности.

Итак, вторым признаком науки является ее системность, достигаемая при помощи теоретических методов.

Ряд ученых (А. Эйнштейн, П. Л.Капица и др.) считают важнейшим признаком науки её интерсубъективность, то есть стремление описать объект в «чистом» виде, без личностных наслоений. Чтобы наиболее адекватно воспринимать художественное произведение, необходимо чувствовать то же, что чувствовал автор этого произведения в момент его творения. Но для понимания сути положений науки это условие вовсе не обязательно: идея декартовых координат воспринимается всеми независимо от знания того, что чувствовал Декарт, когда делал это открытие. В. С. Степин уточняет этот критерий, рассматривая в качестве определяющего признака науки предметный и объективный характер рассмотрения мира. При научном познании все рассматривается как объект, т. е. нечто противостоящее субъекту. «Наука в человеческой деятельности выделяет только ее предметную сторону и все рассматривает сквозь призму этой структуры. Как царь Мидас из известной древней легенды — к чему бы он не прикасался, все превращалось в золото, — так и наука, к чему бы она не прикоснулась, — все для нее предмет, который живет, функционирует и развивается по объективным законам», — пишет В.  С. Степин [2, c. 59].

Научное знание не уникально, скорее, оно претендует на универсальность. Это является причиной такого его признака, как репродуктивность, то есть воспроизводимость полученных результатов. Во многих науках это означает воспроизводимый экспериментальный результат. Если продукты художественного творчества уникальны, неповторимы, то научные теории и идеи могут быть тиражированы в сколь угодно больших количествах без всякого ущерба своему качеству.

Будучи особой областью культуры, наука нацелена на изучение объектов, оказывающихся вне поля зрения обыденного опыта (элементарные частицы, экономические законы, галактики и т. п.). Для исследования подобных объектов требуются особые средства познания: специальные орудия (приборы), специальный язык (формулы, особые термины и т. п.), специальные способы производства знания (научные методы). Таким образом, следующими признаками науки являются наличие в ней особых объектов исследования, специальных орудий, методов и языка.

Видимо, к критериям научности знания следует относить и его оценку научным сообществом, что выражается, как правило, ссылками на опубликованный текст со стороны известных специалистов (так называемый коэффициент цитируемости).

Особенно хорошо заметны особенности науки при сравнении научного и обыденного познания:

Обыденное познание

Научное познание

Создание несистематизированного конгломерата знаний

Создание систематизированной совокупности знаний

Проверка истинности полученных знаний в повседневной практике

Проверка истинности большей части знаний при помощи научного эксперимента

Использование обыденного языка и орудий, применяемых в общественном производстве и повседневной жизни

Применение специального (эмпирического и теоретического) языка и приборов

Субъектом познания являются все члены общества

Субъектом познания являются специально подготовленные для этого люди

Знания передаются от человека к человеку в непосредственном повседневном общении

Знания передаются, главным образом, в результате специального обучения

Объект отражается в его внешних проявлениях

Стремление к отражению сущности объекта

Нестрогость обоснования, применение в нем слухов, предположений и т.  п.

Стремление к строгой доказательности, получению достоверных выводов

Взятые в совокупности, указанные выше признаки и должны помочь человеку определить с каким знанием он имеет дело — с научным или ненаучным.

Профессор В. В. Ильин предлагает разделить критерии научности знания на три уровня: а) универсальные критерии, к которым он относит воспроизводимость опытных данных, интерсубъективность, непротиворечивость, проверяемость, рациональность; б) исторически преходящие критерии. Они существуют лишь в рамках определенной исследовательской культуры в виде норм познавательной деятельности, образцов обоснования и изложения научного знания; в) узкодисциплинарные критерии. К ним он относит нормы, принятые в определенных областях познания. К примеру, в физике — это требования к эксперименту и способу его описания; в математике — требования к оформлению математического языка; в социологии — нормы проведения социологического исследования и обработки его результатов [3, c. 25–26].

На наш взгляд, существуют и ряд критериев, связанных с мировоззренческой позицией ученого. Например, если ученый верующий, то для него важным фактором оценки научного знания является его совместимость с сакральными идеями и ценностями. Эта идея подробно отражена нами во многих работах [4; 5; 6; 7; 8; 9].

Литература:

1.      Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 56.

2.      Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

3.      Ильин В. Критерии научности знания. М., 1989.

4.      Жуковский В. И., Пивоваров Д. В., Рахматуллин Р. Ю. Визуальное мышление в структуре научного познания. Красноярск, 1988.

5.      Рахматуллин Р. Ю. Онтологизированные образы в научном познании: генезис и функции: дисс…. д. филос. н. Уфа, 2000.

6.      Рахматуллин Р. Ю. Методология науки и научного познания: пособие для аспирантов. Уфа, 2004.

7.      Абдуллин А. Р., Рахматуллин Р. Ю. История и философия науки: пособие для аспирантов. Уфа, 2007.

8.      Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4.

9.      Рахматуллин Р. Ю. О метафизических основаниях внеисторического в праве // Молодой ученый. 2013. № 11.

Основные термины (генерируются автоматически): научное знание, научное познание, обыденное познание, особенность науки, признак науки, знание, идея, критерий научности знания, наука, помощь фактов, принцип верификации, проверка истинности, субъект познания.

Отличительные признаки научных исследований – бизнес-образование

Методы исследования

муаззам 19 комментариев

Основные характеристики, которые отличают научные исследования от обычных исследований.

1. Целенаправленность

«Исследование должно иметь определенную цель или цель».

2. Строгость

«Хорошая теоретическая база и продуманная методологическая конструкция придают исследованию строгость. Строгость указывает на тщательность и степень точности в исследованиях».

3. Проверяемость

«Научные исследования поддаются проверке логически разработанной гипотезы, чтобы увидеть, подтверждают ли данные обоснованную догадку или гипотезу».

4. Воспроизводимость

«Результаты проверки гипотезы должны подтверждаться снова и снова, когда одно и то же исследование проводится в других подобных обстоятельствах».

5. Точность и достоверность

«Прецизионность означает близость результатов к реальности на основе выборки. Прецизионность отражает степень точности и достоверности результатов на основе выборок. Также известен как доверительный интервал в статистике.
Уверенность относится к вероятности того, что наша оценка верна, так что мы можем с уверенностью заявить, что в 95% случаев наши результаты будут верны, и только 5% вероятность того, что наши результаты будут ложными».

6. Объективность

”Вывод, сделанный посредством интерпретации результатов анализа данных, должен быть объективным, то есть он должен основываться на фактах выводов, полученных из фактических данных, а не на наших собственных субъективных или эмоциональных оценках. ».

7. Обобщаемость

«Это относится к масштабу воспроизводимости результатов исследования в одних организационных условиях для других, чем шире диапазон воспроизводимости решения, полученного в результате исследования, тем полезнее исследование для пользователя. ”

8. Скупость

«Простота в объяснении явления или проблемы, которая возникает при поиске решения проблемы, предпочтительнее, чем сложная структура исследования.

 

Редактировать ( ПРИМЕРЫ )

Поскольку многие посетители этого блога запрашивали примеры научных исследований, вот некоторые из них:

  1. Как чрезмерное использование мобильного телефона повлияет на мышечное развитие подростка?
  2. Какое экономическое влияние CPEC может оказать на рост ВВП Пакистана в 2017 году?
  3.  Почему за 5 лет стоимость недвижимости в Лахоре выросла до заоблачных высот?

Примечание. Это всего лишь примеры того, какой может быть тема исследования, однако у каждого преподавателя есть свое мнение о цели исследования, поэтому он может вообще не принять их в качестве ответов.

Нравится:

Нравится Загрузка…

бизнес, уверенность, обобщаемость, клейма, методы, объективность, экономичность, точность, целесообразность, воспроизводимость, исследование, строгость, научность, проверяемость

клейм науки | Наука или нет?

Эти клейма являются индикаторами того, что наука ведется должным образом. В совокупности они характеризуют существенные черты научного процесса — черты, которые означают, что мы можем доверять научным результатам, даже если они являются продуктами людей с обычными человеческими недостатками.

Замечательные успехи естественных наук обязаны не исключительно рациональному научному методу, а широкому спектру «помощи» исследованиям, разработанным поколениями ученых для преодоления естественных человеческих ограничений.

Сьюзан Хаак, британский философ, Защита науки – в разумных пределах  (2007)

Воспользуйтесь этими ссылками, чтобы получить дополнительную информацию о признаках науки. И сравните их с красными флажками, которые могут указать вам, когда кто-то торгует ложной наукой.

Наука использует модели для объяснения аспектов реального мира. Ученые пытаются объяснить аспекты реального мира, сравнивая их с моделями, основанными на знакомых механизмах. Научные модели должны быть проверяемыми, и они принимаются учеными только после того, как они были проверены в реальном мире.
Научные модели можно опровергнуть Чтобы модель считалась научной, должен быть какой-то способ проверки ее ложности. Модель остается спорной до тех пор, пока в результате таких тестов не появляются фальсифицирующие доказательства.
Научные модели проверяются путем составления прогнозов и проверки их на реальных данных. Тестирование моделей в реальных условиях защищает от принятия желаемого за действительное. Научная модель считается достоверной только после того, как она проверена на данных из реального мира и подтверждена доказательствами. Ученые больше всего доверяют моделям, которые подтверждаются несколькими независимыми линиями доказательств.
Наука использует контролируемые эксперименты для проверки моделей. Эксперименты используются для сбора данных в контролируемых условиях.
Наука использует наблюдения для проверки моделей Там, где условия невозможно контролировать, ученые могут собирать данные, наблюдая ключи к прошлым событиям или явлениям, происходящим в разворачивающихся событиях.
Наука использует рандомизированные контролируемые испытания для проверки моделей Рандомизированные контролируемые испытания используются в статистических исследованиях населения. Процесс случайного отбора и возможность «двойного ослепления» участников означают, что неэкспериментальные переменные могут быть нейтрализованы, если их нельзя контролировать.
Наука количественно определяет неопределенность своих данных и выводов Каждое научное измерение должно включать указание предела погрешности.
Наука обсуждает альтернативные модели и интерпретации Ученые должны активно искать альтернативы предпочитаемым ими моделям. Научная модель действительна только в том случае, если альтернативные модели были рассмотрены, протестированы и признаны ошибочными.
Наука — это коллективное предприятие: ее модели кумулятивны, взаимосвязаны и непротиворечивы Каждая научная модель создается в сотрудничестве с научным сообществом. Те модели, которые выживают, делают это потому, что они вписываются в ткань научного знания и укрепляют ее.
Наука использует экспертную оценку Ученые представляют новые и важные открытия научному сообществу, где другие ученые, работающие в этой области, тщательно изучают их.
Наука строится на вкладе ученых, а не на их авторитете  О работе ученых, какими бы выдающимися и влиятельными они ни были, всегда судят по качеству их доказательств и рассуждений, а не по их авторитету
Научные тесты имеют больший вес, когда они воспроизведены  Научное сообщество будет больше доверять модели, если подтверждающие тесты будут повторяться и подтверждаться учеными, независимыми от первоначальных тестировщиков.

Leave A Comment