Новости

  • Главная
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)
  • О школе
    • Приём в школу
    • История школы
    • Педагогический коллектив
    • Учащиеся
    • Наши достижения
  • Учебная работа
    • Режим работы
    • Учебный план
    • Рабочие программы
    • Расписание
    • Учебники
    • ГИА-9
    • ГИА-11
    • ВПР
    • Внеурочная деятельность
  • Заочное обучение и экстернат
    • Заочное обучение
    • Экстернат
    • Учебный календарь
    • Методические материалы
  • Воспитательная работа
    • План воспитательной работы
    • Калейдоскоп событий
    • Школьная газета
    • Спартакиада
  • Учебно-методическая работа
    • Методические объединения
    • Методическая копилка
    • Проектная деятельность
  • Я помню, я горжусь!
  • Проекты
    • Сетевые проекты
    • Региональные проекты
    • Олимпиады
    • Конкурсы
    • Акции
  • Информационная безопасность
  • Охрана здоровья
  • Мир, в котором мы живём!
  • Полезные ссылки
    • Школы МИД
    • Образовательные ресурсы
  • Для родителей
    • Новый раздел
  • Карта сайта

Ресурсы

  • Главная

    Специализированное структурное образовательное подразделение Посольства России в Египте средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного (английского) языка

  • Сведения об образовательной организации

    Сведения об образовательной организации

    • Основные сведения

      Основные сведения

    • Структура и органы управления образовательной организацией

      Структура и органы управления образовательной организацией

    • Документы

      Документы

    • Образование

      Образование

    • Образовательные стандарты

      Образовательные стандарты

    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав

      Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав

    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

      Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

    • Стипендии и иные виды материальной поддержки

      Стипендии и иные виды материальной поддержки

    • Платные образовательные услуги

      Платные образовательные услуги

    • Финансово-хозяйственная деятельность

      Финансово-хозяйственная деятельность

    • Вакантные места для приема (перевода)

      Вакантные места для приема (перевода)

  • О школе
  • Учебная работа
    • Режим работы

      Режим работы

    • Учебный план

      Учебный план

    • Рабочие программы

      Рабочие программы

    • Расписание

      Расписание

    • Учебники

      Учебники

    • ГИА-9

      Государственная итоговая аттестация учащихся

    • ГИА-11

      ГИА-11

    • ВПР

      ВПР

    • Внеурочная деятельность

      Внеурочная деятельность

  • Заочное обучение и экстернат

    Заочное обучение и экстернат

  • Воспитательная работа

    Воспитательная работа

  • Учебно-методическая работа

    Учебно-методическая работа

    • Методические объединения

      Методические объединения

    • Методическая копилка

      Методическая копилка

    • Проектная деятельность

      Проектная деятельность

  • Я помню, я горжусь!

    Я помню, я горжусь!

  • Проекты

    Проекты

  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность

  • Охрана здоровья

    Охрана здоровья

  • Мир, в котором мы живём!

    Мир, в котором мы живём!

  • Полезные ссылки

    Полезные ссылки

  • Для родителей
    • Новый раздел
  • Карта сайта

    Карта сайта

Версия для слабовидящих

Объявления

Уважаемые родители!

В разделе Методические материалы размещен список сайтов дистанционного обучения.

* * *

На очном отделении свободных мест нет. 

Уважаемые родители!

Секретарю и директору школы можно позвонить по тел. +20237485636 с 9.00 до 13.00 (кроме пятницы и субботы).        

Тест №16 «Понятие право. Источники права» для подготовки к ОГЭ по обществознанию

п\п

Проблема

Содержание

1

Понятие

право

  • система правовых (юридических) норм;

  • официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации;

2

Компоненты правовой системы

  1. норма праваобщеобязательное формально-оп­ределенное правило поведения, установленное и обеспечен­ное обществом и государством, закрепленное и опублико­ванное в официальных актах, направленное на регулиро­вание общественных прав и обязанностей их участников;

  2. от­расль права — это со­во­куп­ность од­но­по­ряд­ко­вых норм, ре­гу­ли­ру­ю­щих опре­де­лен­ный род об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний

  3. ин­сти­тут права или пра­во­вой ин­сти­тут — это со­во­куп­ность юридических норм, ре­гу­ли­ру­ю­щих однородные общественные отношения внутри определенной отрасли. Например,

  • в трудовом праве — инсти­тут охраны труда;

  • в конституционном — институт гражданст­ва;

  • в гражданском — институт купли-продажи, дарения, наследования;

  • в уголов­но-процессуальном праве — институт потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого.

3

Признаки правовой нормы

  1. Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным вы­ражением его воли.

  2. Издается в конкретной форме, имеет формальную определенность

  3. Поддерживается в своем осуществлении и охраня­ется силой государства.

  4. Представляет собой правило поведения общеобяза­тельного характера

4

Виды правовых норм

управомочивающие — представляющие гражданам возможность действовать соответствующим образом

обязывающие — требующие должного поведения

запрещающие — устанавливающие запреты на совершение определенных действий

5

Источник права

это внешние офици­ально-документальные формы выражения и закрепле­ния норм права, исходящие от государства (нормативно-правовые акты)

6

Виды источников права:

Правовой обычай

Судебный

(юридический) прецедент

Правовая

доктрина

Священные книги

Нормативный

правовой акт

(НПА)

Нормативный

правовой договор

Международно-правовые акты

нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной влас­ти и приобрели в сознании людей обязательное значение. Правовым обычай становится после того, как получает офи­циальное одобрение государства в качестве источника права, например: законы Ману, Русская Правда и Салическая правда.

правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии, на­пример: принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел. Был распространен в эпо­ху Средневековья, постепенно теряет свое значение в Новое время, играет в наши дни главную роль лишь в Велико­британии и англоязычных странах.

изложение правовых принципов представи­телями власти, юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение. В настоящее время это относится к мусульманскому праву, отраженному в зако­нодательстве стран Арабского Востока.

тексты, излагающие религиозные нормы, кото­рым государством придан общеобязательный статус, на­пример: Библия, Коран и др.

официальный письмен­ный документ, который содержит нормы права. Например: конституция государства, иные законы, система подзакон­ных актов (постановления правительства, приказы и инст­рукции министерств, ведомств, решения местных органов власти), содержащие нормы поведения, общие правила.

юридический документ, выражающий вза­имное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей, например договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, договоры между органами государственной власти субъектов РФ, договоры между хозяйствующими субъектами, договоры о выполнении определенных работ

официальные письмен­ные документы, заключенные государствами или иными субъектами международного права, например: междуна­родные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и т. д.

7

Иерархия НПА

В самом общем виде иерархическую систему нормативных правовых актов России можно представить сле­дующим образом:

  • Конституция РФ

  • Федеральные конституционные законы,

  • Федеральные законы (текущие, обычные)

  • законы субъектов федерации

  • указы Президента РФ

  • постановления Правительства РФ

  • нормативные акты министерств и ведомств

  • локальные акты учреждений

п\п

Задание

Правовая норма

1

Верны ли следующие суждения о свободе?

А. Свобода человека — это возможность делать абсолютно всё, что захочется.

Б. Одно из проявлений свободы — возможность делать выбор, учитывая свои интересы и предпочтения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2

Пра­ви­ло по­ве­де­ния че­ло­ве­ка в пра­во­вой си­ту­а­ции, ко­то­рое долж­но обя­за­тель­но вы­пол­нять­ся

1) норма мо­ра­ли 2) со­ци­аль­ная норма 3) норма права 4) по­ли­ти­че­ская норма

3

Право как совокупность норм, в отличие от морали,

1) является более древним институтом 3) регулирует общественные отношения

2) исполняется по привычке, традиционно 4) формально определено

4

Правовые нормы, в отличие от других социальных норм, реализуются через

1) отказ от применения насилия 3) применение морально-нравственных норм

2) волеизъявление народа 4) принятие государственного решения

5

Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

  1. поддерживаются силой государства 3) регулируют поведение людей

  2. опираются на силу общественного мнения 4) содержат образцы поведения

6

Пра­во­вая норма, в от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных норм

 1) не­фор­маль­на 2) об­ще­обя­за­тель­на 3) ис­то­ри­че­ски из­мен­чи­ва 4) ре­ко­мен­да­тель­на

7

Ис­пол­не­ние норм права, в от­ли­чие от норм мо­ра­ли, обес­пе­чи­ва­ет­ся

1) силой го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния 3) мне­ни­ем юри­стов

2) силой об­ще­ствен­но­го мне­ния 4) при­выч­ка­ми и тра­ди­ци­я­ми об­ще­ства

8

Право, в от­ли­чие от мо­ра­ли,

1) охра­ня­ет­ся силой го­су­дар­ства 3) опи­ра­ет­ся на пред­став­ле­ния о добре и зле

2) ре­гу­ли­ру­ет об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния 4) опи­ра­ет­ся на об­ще­ствен­ное мне­ние

9

Пра­во­вая норма, пред­пи­сы­ва­ю­щая пе­ре­хо­дить до­ро­гу по пе­ше­ход­но­му пе­ре­хо­ду на зелёный свет све­то­фо­ра, от­но­сит­ся к  1) за­пре­ща­ю­щей 2) обя­зы­ва­ю­щей 3) упра­во­мо­чи­ва­ю­щей 4) учре­ди­тель­ной

10

Верны ли следующие суждения о праве?

А. Нормы права регулируют общественные отношения с позиции добра и зла.

Б. Нормы права закреплены в официальных документах и их исполнение обеспечивается силой государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11

Верны ли следующие суждения о праве?

А.Нормами права регулируются абсолютно все общественные отношения.

Б. Нарушение норм права влечет за собой применение мер государственного воздействия

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12

Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.

Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13

Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

А. Исполнение правовых норм является свободным выбором граждан.

Б. Правовые нормы исходят от государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

14

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми со­ци­аль­ных норм: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

 

ВИДЫ СО­ЦИ­АЛЬ­НЫХ НОРМ

А) фик­си­ру­ет­ся в за­ко­нах и под за­кон­ных актах

Б) ре­гу­ли­ру­ет­ся об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния

В) охра­ня­ют­ся силой го­су­дар­ства

Г) от­ра­жа­ют об­ще­ствен­ное мне­ние

Д) по­ве­де­ние оце­ни­ва­ет­ся с по­зи­ции добра и зла

 

1) мо­раль­ные

2) пра­во­вые

А

Б

В

Г

Д

3) мо­раль­ные, и пра­во­вые

15

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между дей­стви­я­ми и ви­да­ми со­ци­аль­ных норм, ко­то­рые их ре­гу­ли­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 ДЕЙ­СТВИЯ

 

ВИДЫ СО­ЦИ­АЛЬ­НЫХ НОРМ

А) со­став­ле­ние за­ве­ща­ние

Б) отказ друга дать денег в долг

В) по­лу­че­ние ссуды в банке

Г) отказ опла­тить про­езд в ав­то­бу­се

Д) вы­пол­нение школь­ни­ка­ми до­маш­них обя­зан­но­стей

 

1) пра­во­вые

2) мо­раль­ные

А

Б

В

Г

Д


16

Установите соответствие между примерами социальных норм и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) посещение больного друга

Б) оплата коммунальных услуг

В) помощь соседу-инвалиду по хозяйству

Г) предъявление водительских прав сотруднику полиции

Д) спасение случайным прохожим ребёнка во время пожара

1) моральные

2) правовые

А

Б

В

Г

Д

17

Установите соответствие между правилами поведения и совокупностью норм поведения, к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ СОВОКУПНОСТЬ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ

А) этика 1) мораль

Б) закон 2) право

В) обычаи

Г) традиции

А

Б

В

Г

Д

Д) юридический акт

18

На уроках обществознания школьники узнали много нового о различных социальных нормах, важнейшими среди которых являются мораль и право. Сравните два вида социальных норм, упомянутых в условии задания: моральные и правовые. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) принимаются государством

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

2) регулируют жизнь общества

3) поддерживаются силой общественного мнения

4) устанавливают правила поведения

19

Учи­тель, рас­кры­вая сущ­ность со­ци­аль­но­го кон­тро­ля, оха­рак­те­ри­зо­вал мо­раль­ные и пра­во­вые нормы. Срав­ни­те эти два вида со­ци­аль­ных норм. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

1) со­зда­ют­ся го­су­дар­ством;

2) пред­по­ла­га­ют юри­ди­че­скую от­вет­ствен­ность;

3) опре­де­ля­ют гра­ни­цы доз­во­лен­но­го;

4) ре­гу­ли­ру­ют об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния.

20

Раз­лич­ные виды со­ци­аль­ных норм опре­де­ля­ют гра­ни­цы до­пу­сти­мо­го по­ве­де­ния людей при­ме­ни­тель­но к кон­крет­ным усло­ви­ям. В при­ведённом ниже спис­ке ука­за­ны черты сход­ства пра­во­вых и мо­раль­ных норм и их от­ли­чия. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия. По­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр вне­си­те в ответ.

1) ре­гу­ли­ру­ют об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния

2) вы­ра­же­ны в офи­ци­аль­ной форме

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

3) ис­то­ри­че­ски из­мен­чи­вы

4) вы­ра­жа­ют пред­став­ле­ния о добре и зле

Источники права

21

Исторически наиболее ранней формой выражения права является

1) закон 2) судебный прецедент 3) правовой обычай 4) нормативно-правовой акт

22

Источником права в РФ является

1) нормативно-правовой акт 3) технический паспорт автомобиля

2) прецедент 4) заявление гражданина в суд

23

Пра­во­вой до­ку­мент, из­дан­ный ком­пе­тент­ным ор­га­ном го­су­дар­ствен­ной вла­сти, уста­нав­ли­ва­ю­щий, из­ме­ня­ю­щий или от­ме­ня­ю­щий пра­ви­ла ре­гу­ли­ро­ва­ния об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, на­зы­ва­ет­ся

1) пра­во­вым обы­ча­ем 3) нор­ма­тив­но-пра­во­вым актом

2) пра­во­­вым пре­це­ден­том 4) есте­ствен­ным пра­вом

24

Нормативным правовым актом является

1) телеграмма главе государства в честь юбилея 3) аудиторская проверка фирмы

2) кассационная жалоба в вышестоящий суд 4) Федеральный закон «Об образовании

25

Нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт, в от­ли­чие от дру­гих ис­точ­ни­ков (форм) права,

1) при­ни­ма­ет­ся ком­пе­тент­ным го­су­дар­ствен­ным ор­га­ном (долж­ност­ным лицом)

2) обес­пе­чи­ва­ет­ся силой об­ще­ствен­но­го мне­ния

3) фик­си­ру­ет ре­ше­ние суда по кон­крет­но­му делу

4) от­ра­жа­ет пред­став­ле­ние об­ще­ства о спра­вед­ли­во­сти

26

Нормативный правовой акт

1) обеспечивается силой общественного мнения

2) фиксирует сложившиеся правила поведения

3) принимается компетентным государственным органом

4) всегда отражает существующие обычаи и традиции

27

Пра­во­вой акт, пред­став­ля­ю­щий собой ре­ше­ние по кон­крет­но­му делу, ко­то­рое впо­след­ствии при­ни­ма­ет­ся за общее обя­за­тель­ное пра­ви­ло при ре­ше­нии всех ана­ло­гич­ных дел, на­зы­ва­ет­ся

1) пра­во­вым обы­ча­ем 3) нор­ма­тив­но-пра­во­вым актом

2) пра­во­вым пре­це­ден­том 4) есте­ствен­ным пра­вом

28

Какой вид нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го акта при­ни­ма­ет­ся Фе­де­раль­ным со­бра­ни­ем РФ?

 1) закон 2) рас­по­ря­же­ние 3) указ 4) при­каз

29

Верны ли следующие суждения о праве?

А. В России законы принимаются Государственной думой.

Б. Президент РФ имеет право принимать подзаконные акты — указы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

30

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о меж­ду­на­род­ных документах?

А. Ос­но­во­по­ла­га­ю­щим до­ку­мен­том меж­ду­на­род­но­го права, где впер­вые были пе­ре­чис­ле­ны права и сво­бо­ды человека, яв­ля­ет­ся Все­об­щая де­кла­ра­ция прав человека.

Б. Почти весь ком­плекс прав и сво­бод человека, со­дер­жа­щих­ся во Все­об­щей де­кла­ра­ции и Меж­ду­на­род­ных пак­тах об экономических, социальных, куль­тур­ных правах, вошёл в Кон­сти­ту­цию РФ.

 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Первая поправка | Векс | Закон США

Обзор

Первая поправка к Конституции США защищает право на свободу религии и свободу выражения мнений от вмешательства правительства. Он запрещает любые законы, которые учреждают национальную религию, препятствуют свободному исповеданию религии, ограничивают свободу слова, ущемляют свободу печати, нарушают право на мирные собрания или запрещают гражданам подавать петиции для удовлетворения недовольства правительства. . Он был принят в Билль о правах в 179 году.1. Верховный суд интерпретирует степень защиты этих прав. Первая поправка была истолкована Судом как применимая ко всему федеральному правительству, хотя она прямо применима только к Конгрессу. Кроме того, Суд истолковал пункт о надлежащей правовой процедуре Четырнадцатой поправки как защищающий права, закрепленные в Первой поправке, от вмешательства правительств штатов.

Свобода вероисповедания

Два пункта Первой поправки гарантируют свободу вероисповедания. Пункт об учреждении запрещает правительству принимать законы об установлении официальной религии или отдавать предпочтение одной религии перед другой. Он обеспечивает «отделение церкви от государства». Однако некоторые действия правительства, связанные с религией, были признаны Верховным судом конституционными. Например, не запрещены автобусные перевозки учащихся церковно-приходских школ и соблюдение «голубых законов». Пункт о свободе исповедания запрещает правительству в большинстве случаев вмешиваться в отправление человеком своей религии.

Свобода слова/свобода печати

Самым основным компонентом свободы слова является право на свободу слова. Свобода слова может осуществляться прямым (слова) или символическим (действия) способом. Свобода слова признана правом человека в соответствии со статьей 19 Всеобщей декларации прав человека. Право на свободу слова позволяет людям выражать свое мнение без вмешательства или регулирования со стороны государства. Верховный суд требует, чтобы правительство предоставило веские основания для вмешательства в право на свободу слова, когда оно пытается регулировать содержание речи. Как правило, человек не может нести ответственность ни в уголовном, ни в гражданском порядке за все, что написано или сказано о человеке или теме, если это правдиво или основано на честном мнении и подобных утверждениях.

Менее строгий тест применяется к нейтральному по содержанию законодательству. Верховный суд также признал, что правительство может запретить некоторые выступления, которые могут привести к нарушению общественного порядка или вызвать насилие. Для более незащищенных и менее защищенных категорий речи см. пропаганду незаконных действий, боевые слова, коммерческую речь и непристойность. Право на свободу слова включает в себя другие средства выражения, которые передают сообщение. Уровень защиты речи также зависит от форума, на котором она происходит.

Несмотря на распространенное заблуждение, право на свободу печати, гарантированное Первой поправкой, мало чем отличается от права на свободу слова. Это позволяет человеку выражать себя через публикацию и распространение. Это часть конституционной защиты свободы слова. Он не предоставляет представителям средств массовой информации каких-либо особых прав или привилегий, которые не предоставляются гражданам в целом.

Право на собрание / право на петицию

Право на собрания позволяет людям собираться в мирных и законных целях. Неявным в этом праве является право на ассоциации и убеждения. Верховный суд прямо признал, что право на свободу ассоциации и убеждений подразумевается в Первой, Пятой и Четырнадцатой поправках. Свобода собраний признана правом человека в соответствии со статьей 20 Всеобщей декларации прав человека. Это неявное право ограничено правом объединяться для целей Первой поправки. Оно не включает право на общественную ассоциацию. Правительство может запретить людям сознательно связываться с группами, которые занимаются незаконной деятельностью и пропагандируют ее. Право на объединение также запрещает правительству требовать от группы регистрации или раскрытия информации о ее членах или отказывать в государственных льготах на основании настоящего или прошлого членства человека в той или иной группе. Есть исключения из этого правила, когда Суд считает, что государственные интересы в раскрытии/регистрации перевешивают вмешательство в права Первой поправки. Правительство также может, как правило, не принуждать людей выражать свое мнение, придерживаться определенных убеждений или принадлежать к определенным ассоциациям или группам.

Право обращаться к правительству с просьбой о возмещении ущерба гарантирует людям право просить правительство о возмещении ущерба посредством судебного разбирательства или других действий правительства. Он работает с правом собраний, позволяя людям объединяться и добиваться перемен от правительства.

Федеральный материал
Конституция США
  • Первая поправка
  • Пятая поправка
  • Четырнадцатая поправка
  • Свобода слова: есть ли разница между словом и прессой?
  • Религия и самовыражение
  • Непристойность
  • Право на объединение
Федеральные судебные решения
  • Верховный суд:
    • Исторические решения конституционного права
    • Недавние решения по Первой поправке — религия, пресса, речь
    • Школьный округ округа Маханой против Б. Л.
    • Бюллетень ЛИИ Верховного суда
Государственный материал
Государственные судебные решения
  • Апелляционный суд штата Нью-Йорк:
    • Решения о первой поправке
  • Апелляционные решения других штатов
Международные материалы
Конвенции и договоры
Ключевые интернет-источники
  • Энциклопедия Первой поправки (Университет штата Средний Теннесси)
  • Свобода слова (Национальный фонд искусств)
  • Центр первой поправки Форума свободы
  • Правовое руководство EFF для блоггеров
  • LII Sitewide: Первая поправка
  • Обзор дел Верховного суда за 2000–2019 годы
Дополнительные темы
  • Категория: Права личности
  • Категория: Конституционный закон

[Последнее обновление в декабре 2022 г. группой Wex Definitions] 

Что такое верховенство права

Верховенство закона — это термин, который часто используется, но его трудно определить. Часто можно услышать высказывание о том, что верховенство закона означает правление закона, а не людей. Но что подразумевается под «правлением закона, а не людей»?

Разве законы не принимаются мужчинами и женщинами в их роли законодателей? Разве мужчины и женщины не обеспечивают соблюдение закона как полицейские и не толкуют закон как судьи? И разве не все мы выбираем следовать или не следовать закону в своей повседневной жизни? Как верховенство права существует независимо от людей, которые его создают, интерпретируют и живут по нему?

Самый простой ответ на эти вопросы заключается в том, что верховенство закона никогда не может быть полностью отделено от людей, составляющих наше правительство и наше общество. Верховенство права — это скорее идеал, к которому мы стремимся, но иногда не можем соответствовать ему.

Идея верховенства права существует уже давно. Многие общества, в том числе и наше, разработали институты и процедуры, чтобы попытаться воплотить верховенство закона в реальность. Эти институты и процедуры способствовали определению того, что составляет верховенство закона и что необходимо для его достижения.

В этом разделе «Диалога» представлены цитаты, определяющие компоненты верховенства права в том виде, в каком они понимались в разное время и в разных контекстах. Участникам Диалога предлагается использовать эти цитаты для придания смысла понятию верховенства права. Затем рассматривается рабочее определение верховенства закона, предложенное Всемирным проектом правосудия Американской ассоциации юристов.

Из чего состоит верховенство права?

Ни один свободный человек не может быть взят или заключен в тюрьму, или изгнан, или изгнан, или каким-либо образом уничтожен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него, кроме как по законному приговору его пэров или по закону страны.

— Статья 39 Великой хартии вольностей (1215)

В 1215 году король Англии Иоанн подписал Великую хартию вольностей (или Великую хартию). Группа баронов, могущественных дворян, поддержавших короля в обмен на земельные владения, потребовала от короля подписания хартии о признании их прав.

Статья 39 Великой хартии вольностей была написана для того, чтобы гарантировать, что жизнь, свобода или собственность свободных подданных короля не могут быть произвольно отобраны. Вместо этого нужно было следовать законному суждению сверстников субъекта или законам страны.

Так какое отношение этот древний документ имеет к верховенству закона? Достаточно много. Он признает, что судьба человека не должна находиться в руках одного человека — в данном случае короля. Он требует, чтобы решение в отношении лица было вынесено в соответствии с законом. Великая хартия вольностей посеяла семена концепции надлежащей правовой процедуры, поскольку она развивалась сначала в Англии, а затем в Соединенных Штатах. Надлежащая правовая процедура означает, что каждый имеет право на справедливое и беспристрастное слушание для определения его законных прав.

Если бы люди были ангелами, не было бы необходимости в правительстве. При создании правительства, которым должны управлять люди над людьми, великая трудность заключается в следующем: вы должны сначала дать правительству возможность контролировать управляемых; и, во-вторых, обязывать его контролировать себя.

Джеймс Мэдисон, Federalist Paper No. 51 (1788)

Цитата Джеймса Мэдисона из «Federalist Papers» затрагивает суть проблемы, заключающейся в том, что даже правовое правительство в конечном счете «управляется мужчинами, а не мужчинами». Создатели Конституции США решили эту проблему, разделив власть между различными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной). Эта структура управления, известная как разделение властей, гарантирует, что ни один человек не сможет получить абсолютную власть и стоять выше закона. Каждая ветвь нашего правительства имеет определенный уровень контроля или надзора за действиями других ветвей.

Верховенство закона не зависит от разделения властей в американском стиле. В парламентской системе, например, объединены полномочия исполнительной и законодательной власти; такие процедуры, как вотум недоверия и регулярные выборы, служат проверкой партии, контролирующей парламент. Ключевым моментом является то, что каждая форма правления должна иметь некоторую систему, гарантирующую, что никто в правительстве не будет иметь столько власти, чтобы действовать выше закона.

Принятие законов, которым человек не может и не будет подчиняться, ведет к пренебрежению всеми законами. В республике очень важно, чтобы народ уважал законы, ибо, если мы бросим их на ветер, что станет с гражданским управлением?

— Элизабет Кэди Стэнтон (1860)

Нации очень трудно поддерживать верховенство закона, если ее граждане не уважают закон. Предположим, что люди в вашем сообществе решили, что не хотят, чтобы их беспокоили правила дорожного движения, и начали игнорировать знаки остановки и сигналы светофора. Способность полицейских обеспечивать соблюдение законов будет подавлена, и улицы вашего района быстро станут хаотичным и опасным местом. Верховенство закона действует, потому что большинство из нас согласны с тем, что важно соблюдать закон, даже если полицейский не присутствует, чтобы обеспечить его соблюдение. Наше согласие как граждан подчиняться закону для поддержания нашего общественного порядка иногда описывается как неотъемлемая часть общественного договора. Это означает, что в обмен на блага общественного порядка мы соглашаемся жить по определенным законам и правилам.

Цитата

Элизабет Кэди Стэнтон также подчеркивает еще один важный аспект верховенства закона. Людей нужно просить подчиняться законам, которым они могут и будут подчиняться. Если законы станут невозможными — или даже трудными — для соблюдения, уважение граждан к закону начнет разрушаться.

Не может быть свободного общества без права, управляемого независимой судебной властью. Если одному человеку может быть позволено определять для себя, что такое закон, то это может сделать каждый. Это означает сначала хаос, затем тиранию.

— США Судья Верховного суда Феликс Франкфуртер, США против United Mine Workers (1947)

Судебная независимость означает, что судьи независимы от политического давления и влияния, когда они принимают свои решения. Независимая судебная власть необходима для поддержания верховенства закона. Судьи не должны подвергаться давлению со стороны политической партии, частного интереса или общественного мнения, когда от них требуется определить, чего требует закон. Сохранение независимости судебной системы от этих влияний гарантирует, что у каждого есть равные шансы представить свое дело в суде, а судьи будут беспристрастны при принятии своих решений. Судьи также должны объяснять свои решения в публичных письменных мнениях, и их решения могут быть обжалованы в вышестоящем суде для пересмотра. Эти элементы принятия судебных решений обеспечивают подотчетность судей принципам верховенства права.

С самого начала наши государственные и национальные конституции и законы уделяли большое внимание процессуальным и материальным гарантиям, призванным обеспечить справедливое судебное разбирательство в беспристрастных судах, в которых каждый ответчик равен перед законом. Этот благородный идеал не может быть реализован, если бедный человек, обвиненный в преступлении, должен предстать перед своими обвинителями без помощи адвоката.

— Судья Хьюго Блэк, Гидеон против Уэйнрайта, 372 США 335 (1963)

Заключение Верховного суда по делу Гидеон против Уэйнрайта закрепило право на адвоката малоимущих подсудимых по уголовным делам, неспособных самостоятельно оплатить юридическую помощь. Решение по делу Гидеона было основано на Шестой поправке к Конституции, которая гарантирует обвиняемым по уголовным делам «помощь адвоката». В деле «Гедеон» обсуждался вопрос о том, требует ли эта гарантия помощи от государства предоставления адвоката, если ответчик не может позволить себе осуществить свое конституционное право.

В уголовном процессе государство имеет в своем распоряжении много ресурсов, в том числе адвокатов, которые ведут дело государства. Как отмечает судья Блэк, трудно утверждать, что с ответчиком обращались справедливо и беспристрастно и что ему был предоставлен равный статус перед законом, если ответчик должен предстать перед государством без собственного адвоката.

Я утверждаю, что человек, который нарушает закон, который совесть считает несправедливым, и который добровольно принимает наказание в виде тюремного заключения, чтобы пробудить совесть общества в связи с его несправедливостью, в действительности выражает высочайшее уважение к закону.

— Мартин Лютер Кинг-младший, «Письмо из бирмингемской тюрьмы» (1963)

Слова Мартина Лютера Кинга из бирмингемской тюрьмы напоминают нам о том, что существует различие между законом и справедливостью. Закон, даже если он применяется единообразно, сам по себе не гарантирует справедливого результата. Верховенство права призвано способствовать стабильности, но общество, которое действует в рамках верховенства закона, также должно сохранять бдительность, чтобы гарантировать, что верховенство закона также служит интересам справедливости. Как видно из этой цитаты, сохранение силы верховенства закона иногда зависит от людей, которые готовы рискнуть наказанием во имя справедливости.

[N]Ни законы, ни процедуры, используемые для их создания или реализации, не должны быть секретными; и . . . законы не должны быть произвольными.

— США Судья Апелляционного суда Дайан Вуд, «Верховенство права во времена стресса» (2003 г.)

Комментарии судьи Вуда подчеркивают необходимость, во-первых, открытой и прозрачной системы принятия законов и, во-вторых, законов, которые применяются предсказуемо и единообразно. Важны открытость и прозрачность. Если люди не могут знать и понимать, что такое закон, нельзя ожидать, что они будут ему следовать. В то же время люди заслуживают того, чтобы знать, почему был принят тот или иной закон и почему их просят соблюдать его.

Верховенство закона также требует, чтобы люди могли ожидать предсказуемых результатов от правовой системы; именно это имеет в виду судья Вуд, когда говорит, что «законы не должны быть произвольными». Предсказуемость результатов означает, что люди, которые действуют одинаково, могут ожидать, что закон будет обращаться с ними таким же образом. Если аналогичные действия не приводят к аналогичным юридическим результатам, люди не могут руководствоваться законом в своих действиях, а «верховенство закона» не существует.

Когда мы [американцы] говорим о верховенстве закона, мы предполагаем, что говорим о законе, который продвигает свободу, продвигает справедливость, продвигает равенство.

— США Судья Верховного суда Энтони Кеннеди, интервью с президентом ABA Уильямом Нойкомом (2007 г.)

Судья Кеннеди предполагает, что верховенство закона приобрело особое значение для народа Соединенных Штатов, основываясь на нашей истории обращения к закону для выполнения обещаний свободы, справедливости и равенства, изложенных в учредительных документах нашей страны. Как будет далее обсуждаться в Части II Диалога, наше понимание верховенства закона в Соединенных Штатах действительно развивалось вокруг убеждения, что основной целью верховенства закона является защита определенных основных прав. Конституция Соединенных Штатов представляла собой первую попытку нации создать писаную конституцию законов, которая связывала бы правительство и гарантировала определенные права его народу. Сегодня верховенство закона часто связывают с усилиями по содействию защите прав человека во всем мире.

Что означает верховенство права?

Прочитав предыдущие цитаты и комментарии о верховенстве права, попросите участников Диалога приступить к выяснению значения термина «верховенство закона». При этом попросите участников подумать над следующими вопросами:

  • Определите, какие компоненты цитат и комментариев вы считаете важными для определения верховенства права, а какие факультативными или желательными . Будьте готовы объяснить свои рассуждения.
  • Рассмотрите любые важные аспекты верховенства закона, которые, по вашему мнению, не отражены в цитатах и ​​комментариях. Кто они такие?
  • Сформируйте группы из четырех-пяти участников. Члены каждой группы должны использовать свое индивидуальное понимание верховенства права для создания общего группового определения верховенства права, с которым могут согласиться все члены группы.
  • Поделитесь определениями группы с другими участниками Диалога.
  • Сравните и обсудите сходства и различия между определениями групп. Определите компоненты верховенства права, которые были общими для всех групп.

Верховенство закона и проект ABA World Justice

В 2007 году президент ABA Уильям Нойком учредил проект «Всемирная справедливость». Проект «Всемирное правосудие» признает проблему, состоящую в том, что «верховенство права» — это часто используемый термин, которому редко дают определение». Одной из целей проекта «Всемирное правосудие» является разработка общепринятого определения верховенства закона, которое можно было бы использовать для измерения приверженности верховенству закона как в Соединенных Штатах, так и за рубежом. Основываясь на убеждении, что верховенство закона является необходимым условием для построения обществ, которые предлагают возможности и равенство для всех своих граждан, Проект «Всемирная справедливость» предлагает использовать свое определение верховенства права для создания индекса, который будет измерять, как страны вокруг мир соблюдает — или не соблюдает — верховенство закона.

Проект «Всемирное правосудие» предложил рабочее определение верховенства права, которое включает четыре принципа:

  1. Система самоуправления, в которой все лица, включая правительство, несут ответственность перед законом
  2. Система, основанная на справедливых, обнародованных, широко понимаемых и стабильных законах
  3. Справедливый, надежный и доступный юридический процесс, в котором права и обязанности, закрепленные в законе, обеспечиваются на равной основе
  4. Разнообразные, компетентные и независимые юристы и судьи

Вопросы

для Обсуждение
  • Проект «Всемирное правосудие» утверждает, что «верховенство права является платформой для сообществ возможностей и справедливости и имеет важное значение для решения самых стойких и вредных болезней в мире». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему или почему нет?
  • Сравните определение верховенства закона, данное Всемирным проектом справедливости, с вашими собственными определениями верховенства закона, которые вы разработали индивидуально или в своей небольшой группе.