23. Виды социальных норм. Общее и особенное в социальных нормах.
Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.
Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:
социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;
норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;
норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.
Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.
По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежитя, нормы традиций и ритуалов.
По содержанию сферы регулируюмых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п.
По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно).
По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).
24. Правовое государство: сущность и основные черты.
Правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.
Формирование правового государства – гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может существовать только при господстве закона, что связывает воедино все меры в области развития и применения права, придает им общую направленность. Правовое государство – не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия.
Принципы правового государства:
господство закона во всех сферах жизни
связанность законом государства и его органов
незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность
взаимная ответственность государства и личности
наличие эффективных форм контроля за реализацией законов
разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов
верховенство и прямое действие конституционного закона
правовая организация системы органов государственной власти
единство прав и обязанностей гражданина
наличие развитого гражданского общества
соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.
studfiles.net
Общие черты и различия между нормами права и корпоративными нормами как видом социальных норм
Ответ №6.
Судебный прецедент (СП)- решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции решении аналогичных дел либо служащие примерным образом толкования закона, не имеющим обязательной силы.
Среди довольно многочисленных и разнообразных
аргументов, приводимых в защиту тезиса
о непризнании
СП в качестве источника современного
российского права, наиболее широкое распространение
получили следующие высказывания:
— утверждение о том, что признание СП в качестве источника права противоречит конституционно -признанному и закрепленному принципу разделения властей. Это одно из важнейших конституционных положений современной России и с ним, естественно, нельзя не считаться;
— тезис о том, что признание СП в качестве … не согласуется с характерными особенностями романо-германской правовой системы, которой традиционно причисляют Россию, и которая, по мнению некоторых отечественных ученых, «не знают такой формы право, как правовой прецедент»;
— мнение о том, что признание СП противоречило бы, с одной стороны , действующей Конституции России и обычному законодательству, а с другой – выступило бы в конфликт с правотворческой деятельностью Федерального Собрания;
Признание в российской правовой системе СП источником права позволит :
-более оперативно восполнять пробелы в нормативно-правовых актах;
-совершенствовать и укреплять судебную защиту прав и свобод человека;
-выступать регулятором баланса (путем механизма сдержек и противовесов) в отношениях между исполнительной и законодательной властью;
— способствовать формированию правовой государственности в Российской Федерации.
Ответ № 7.
Механизм правового
регулирования — это специфическое правовое
воздействие, осуществляемое правом как
нормативным, общеобязательным регулятором.
Это — совокупность взаимодействующих
правовых средств, при помощи которых
достигается результативное правовое
воздействие на общественные отношения.
Этот механизм образуют следующие основные
правовые средства (элементы):
а) правовые нормы;
б) правоотношения, субъективные права
и обязанности;
В целом понятие МПР
позволяет не только собрать вместе
явления правовой действительности
— нормы, правоотношения, юридические
акты и др., но и представить их
в «работающем» виде.
В процессе правового регулирования выделяют
следующие основные стадии:
2) стадия возникновения правоотношений
и реализации субъективных прав и обязанностей;
3) стадия применения права, издание уполномоченным
государственным органом властного индивидуального
акта.
Таким образом, правовые нормы
образуют нормативную основу МПР. «Движущиеся»
части МПР образуют правоотношения
и акты реализации прав и обязанностей.
В целом под эффективностью права понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется прежде всего отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы.
Критерии функциональной эффективности:
-фактическая эффективность,
выражает соотношение между
— социальная эффективность права , использует
показатель, который с фактической стороны
свидетельствует о том, достигли или нет
данные нормы нужного эффекта;
— обоснованность
и целесообразность — это условия и требования,
осуществление которых необходимо для
того, чтобы нормы права достигали высокого
положительного результата в процессе
регулирования. Чем обоснованнее и целесообразнее
содержание правовых норм, тем более они
эффективны;
— экономичность — это положительная эффективность
(полезность) юридических норм, которая
уточнена с учетом количества затраченной
на всех стадиях механизма правового регулирования,
материальных средств, человеческой энергии,
времени, а также иных показателей;
— эффективность
— правоохранительная функция права выражается
главным образом в показателях, характеризующих
состояние правопорядка — динамика правонарушений,
результативность санкций и т.п
— правовой эксперимент, его конечная
цель заключается в выработке оптимального,
наиболее эффективного варианта правового
регулирования.
6. Понятие языковой нормы. Типы норм
Языковые нормы(нормы литературного языка, литературные нормы) — это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:
-соответствие структуре языка;
-массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих людей
-общественное одобрение и признание.
Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом — они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.
К основным источникам языковой нормы относятся:
-произведения писателей-классиков;
-произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
-публикации средств массовой информации;
-общепринятое современное употребление;
-данные лингвистических исследований.
Характерными чертами языковых норм являются:
относительная устойчивость;
распространенность;
общеупотребительность;
общеобязательность;
соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную.
Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в
процессе общественной коммуникации.
Нормированность речи — это ее соответствие литературно-языковому идеалу.
В литературном языке различают следующие типы норм:
нормы письменной и устной форм речи;
нормы письменной речи;
нормы устной речи.
К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
— лексические нормы;
— грамматические нормы;
— стилистические нормы.
Специальными нормами письменной речи являются:
Только к устной речи применимы:
— нормы произношения;
— нормы ударения;
— интонационные нормы.
7. Императивные нормы и вариантные
Языковые нормы, особенно нормы такого развитого литературного языка, как русский язык, – это явление сложное и многоаспектное, отражающее и общественно-эстетические взгляды на слово, и внутренние, не зависимые от вкуса и желания говорящих закономерности языковой системы в ее непрерывном развитии и совершенствовании.
В то же время культура речи предполагает соблюдение этих норм с разной степенью обязательности, строгости, отмечаются колебания норм, что отражается на оценке речи, которая происходит по шкале правильно/допустимо/неправильно. В связи с этим принято различать два типа норм императивные (обязательные) и диспозитивные (восполнительные). Нарушения императивных и диспозитивных норм могут быть осмыслены как грубые и негрубые.
Императивные нормы в языке – это обязательные для реализации правила, отражающие закономерности функционирования языка. Примером императивных норм являются правила спряжения, склонения, согласования и т. п. Такие нормы не допускают вариантов (невариативные нормы), и любые другие реализации расцениваются как неправильные, недопустимые. Например: алфавИт (не алфАвит), прИнял (не принЯл), курица (не кура), благодаря чему (не благодаря чего).
Лингвисты отмечают, что варьирование нормы – это объективное и неизбежное следствие языковой эволюции. Наличие вариантности, т. е. стадии сосуществования старого и нового качества, с их точки зрения, даже полезно, целесообразно: варианты позволяют привыкнуть к новой форме, делают изменение нормы менее ощутимым и болезненным, (например, волнАм – вОлнам, Искристый – искрИстый, трАвниковый – травникОвый). Эти варианты охватывают разные уровни языка: существуют варианты нормы орфоэпические (будни[ш]ний и будни[ч’]ный), морфологические и словообразовательные (спазм муж. род и спазма жен. род, проказить и напроказничать), варианты грамматических форм (чаю и чая, каплет и капает), синтаксические варианты (исполненный чем и исполненный чего, жду письмо и жду письма).
Варьирование формы – это не постоянное свойство конкретных языковых единиц. Колебание продолжается более или менее длительный период, после чего варианты расходятся в значениях, приобретая статус самостоятельных слов. Например, в прошлом необразованного человека (невежду) можно было назвать и невежей. (У И. А. Крылова: Невежи судят точно так. В чем толку не поймут, то все у них пустяк.) В другом случае продуктивный вариант полностью вытесняет своего конкурента (так случилось, например, с вариантами тОкарь и нормативным в XVIII–XIX в. токАрь).
studfiles.net
029 Понятие и общ черты социальных норм
Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных (общественных) отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей — в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватываю лишь стратегические, общественно значимые аспекты социальных взаимодействий. Наряду с правом регулирующие функции в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.Социальная норма — правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право — только одна из систем социальных норм, обладающая значительной спецификой.Общее назначение социальных норм — упорядочить совместное существование людей, обеспечить и согласовать их социальные взаимодействия, придать последним стабильный, гарантированный характер. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения. Они «являются силами, обуздывающими произвол человеческих страстей, вносящими мир и порядок во взаимные отношения людей и противопоставляющими эгоизму частных стремлений интересы общего блага и требований справедливости»Общие признаки социальных норм: 1. Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Этим они отличаются от несоциальных правил (производственно-технологических, математических, физиологических, химических и т. п.), регулирующих взаимодействие человека с природой, техникой, материальными объектами. В отличие от социальных такие нормы называют техническими. Технические нормы носят сугубо прикладной, практический характер. Если социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект, то технические — по типу Субъект-Объект.Иногда технические нормы — как правило, регулирующие вопросы природопользования, управленческой, производственной, медико-санитарной деятельности, — закрепляются в источниках права, приобретая юридическую силу и характер технико-юридических норм.2. Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания — когда, кому и что делать (или не делать), а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Они не регулируют случайные или уникальные ситуации. Предмет регулирования социальных норм — стандартные, типичные, широко распространенные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделей правомерного поведения — что можно, нужно или нельзя делать при наступлении определенных, заранее установленных обстоятельств.3. Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются особенности исторического развития общества, национальная специфика, общекультурные достижения. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой — обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.4. Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий — внутренние (внутри отдельно взятой системы норм) и внешние (между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями). Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.5. Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. Nemo est supra leges (с лат.) — закон превыше всего. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.6. Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило — моральное, религиозное, корпоративное или правовое — должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера
Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности. Среди них — моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, групповые, обычаи, традиции, деловые обыкновения и др. Нормы — это определенные стандарты, образцы, эталоны поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более общество, государство.
Юристы имеют дело прежде всего с правовыми нормами, представляющими для них профессиональный интерес. Но они постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных и технических ориентиров.
В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы — социальные итехнические. Это — наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение.
Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды иразновидности. Правоведы — как гуманитарии, не занимаются техническими нормами, это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо им для своей области знаний. Но им важно четко отграничить их от социальных норм, установить здесь объективные критерии, отличительные признаки.
Водораздел между указанными нормами проходит, главным образом, по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иначе говоря, социальную жизнь, то технические нормы — отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой, отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство», короче, человек и окружающие его неодушевленные предметы.
Технические нормы определяют «наиболее рациональные методы, приемы, средства обращения с естественными и искусственными объектами, в том числе последовательность и содержание технологических операций»[1].
Разумеется, технические нормы нельзя отождествлять с законами природы как объективно существующими, устойчивыми, повторяющимися связями между явлениями. Первые создаются людьми, вторые не зависят от воли человека.
Социальные и технические нормы, помимо предметов, различаются по их содержанию, конструкции, способам фиксации, степени общности, формальной определенности и некоторым другим параметрам. Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Их можно назвать технико-правовыми.
Это, в основном, нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (к примеру, правила противопожарной безопасности, железнодорожного движения и иных видов транспорта, строительных работ, ГОСТов, стандартов, энергоснабжения, хранения взрывчатых веществ и т.п.). Некоторые из них снабжены санкциями.
По мнению А. Ф. Черданцева, подобные нормы, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью государственного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют хотя и специфические, но весьма важные отношения. Свою регламентирующую функцию они осуществляют в совокупности с другими правовыми нормами и в этом смысле играют дополнительную (акцессорную) роль. Наиболее тесно они связаны с бланкетными нормами[2].
Остальные технические нормы, в частности, действующие в бытовой сфере, не опосредуются правом и, следовательно, за их нарушение не наступает никакой юридической ответственности (например, требования по эксплуатации различных домашних приборов — телевизоров, холодильников, магнитофонов). В случае выхода их из строя по причине неправильного обращения и понесенного ущерба человек сам себя «наказывает».
Серьезные последствия возникают при нарушениях экологического равновесия, и природа жестоко «мстит» за это.
В эпоху НТР роль технических норм многократно возрастает. От их соблюдения или несоблюдения в буквальном смысле зависят жизнь, судьба, здоровье людей.
Именно из-за нарушения подобных правил, инструкций происходят разного рода аварии, крушения. Простая ошибка, невнимательность, оплошность, а тем более грубое игнорирование заданных технологических операций грозят непоправимыми последствиями. Это касается как гражданской, так и военной областей. Век «кнопочной» технологии налагает на человека особую ответственность. Усложняется техника — усложняются и отношения личности с техникой.
Социальные нормы — это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия.
Они страхуют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют в нужное русло. «Урегулированность и порядок являются именно формой общественного упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипации от просто случая и просто произвола»[3].
Социальные нормы так или иначе отражают закономерности общественного развития, но сами в качестве таковых не выступают.
В этой связи представляется не совсем четкой мысль В.Д. Плахова о том, что социальные нормы «суть социологические законы… особый институт, являющийся атрибутом социальной формы движения материи»[4].
Получается, что объективные законы, по которым развивается человеческая история, и есть нормы, что последние представляют собой некие не зависимые от людей изначальные свойства (атрибуты) общества, в то время как они привносятся в его жизнь людьми, социальной практикой. Одни нормы отпадают, другие возникают, третьи навязываются обществу определенными классами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования норм — фактор субъективный.
Другое дело, что сама нужда в них диктуется объективной необходимостью.
Таков генезис социальных норм, в том числе правовых. «Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти»[5].
В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции.
Понятия «норма» и «правило» употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные. Они обычно определяются друг через друга: норма — это правило, а правило — это норма.
Между тем, при более внимательном подходе выясняется, что «правило» — все же более узкий термин, чем «норма».
Правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в диспозициях, не охватывая собою гипотезу и санкцию.
Нормы богаче, содержательнее. Во всяком случае, многие из них.
Однако в широком социальном плане, с учетом большого разнообразия действующих норм и правил (не только юридических), этими нюансами можно пренебречь, что фактически и происходит в теории и на практике.
Мы тоже будем придерживаться этой позиции, памятуя о сделанной оговорке.
Социальным нормам посвящено немало солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости проблемы. При этом особое внимание уделяется нормам права и морали как двум наиболее мощным и эффективным социальным регуляторам, тесно взаимодействующим между собой.
Социальная норма — не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие — то, что фактически утвердилось в жизни, практике. В этом случае реальные поступки и становятся правилом.
Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее». Норма — это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса. И не случайно «поведение, соответствующее норме, встречается чаще, чем отклонение от нее — патология»[
Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовидные отношения. Случайные связи, проступки, мотивы не могут отразиться в норме. Норма — это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах.
Кризисное состояние нашего общества требует последовательного соблюдения всех социальных норм и особенно таких, как правовые, нравственные, политические. Ибо отступление именно от них, т. е. от веками выработанных основ бытия, явилось в конечном счете причиной возникших трудностей. Были отброшены те приоритеты и ориентиры, которых придерживается мир.
Попытки обойти столбовую дорогу цивилизации, найти свой путь окончились неудачей и дорого обошлись народу, поверившему в ложные цели. Наступило прозрение, момент извлечения уроков.
Эксперимент, связанный с отходом от общепринятых норм и условий человеческого существования, завел в тупик, из которого страна вынуждена выходить на уже проложенную магистраль прогресса. Диалектика, как известно, не исключает попятного движения, зигзагов, топтания на месте, при общем поступательном движении, но время потеряно.
Классификация социальных норм. Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с разнообразием самих общественных отношений — предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, аутогенные и гетерогенные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие)[7].
Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность.
С этой точки зрения выделяются:
а) правовые нормы;
б) моральные;
в) политические;
г) эстетические;
д) религиозные;
е) семейные;
ж) корпоративные;
з) нормы обычаев, традиций, привычек, обыкновений.
Это — общепринятая и наиболее распространенная классификация.
Объединяющим началом этих норм является социальный, а не технический характер. Несмотря на различия, они взаимосвязаны и не действуют изолированно одни от других, в «рафинированном» виде.
Что касается так называемых «правил социалистического общежития», то в литературе о них было два мнения. Одно из них трактовало эти нормы предельно широко — как все действующие в социалистическом обществе правила, включая правовые, второе — более узко, как правила, действующие, главным образом, в сфере быта, семьи, житейских отношений.
Не углубляясь в суть этих позиций, отметим, что вряд ли можно говорить о каких-то особых правилах «социалистического жития», поскольку на поверку оказывается, что это — те же нормы человеческой нравственности, которые приняты в любом обществе. Не случайно об этих «правилах» в последнее время никто не вспоминал.
Тем более еще неясно, что такое социалистическое общество и было ли оно у нас.
Такова система социальных регуляторов, принятая в нашем обществе, как, впрочем, и во всяком ином. К ним можно добавить нормы международного права в той части, в которой они не противоречат воле Российского государства (двусторонние и многосторонние договоры, соглашения, пакты, уставы, конвенции, декларации). Россия взяла обязательство привести внутреннее законодательство в соответствие с международными стандартами, в частности, в области прав человека, правосудия, гражданства и других гуманитарных сферах.
studfiles.net
Вопрос 35. Виды социальных норм. Общее и особенное в соц.Нормах
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
— все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям: а) способ создания; б) средства охраны их требований от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды социальных норм. Нормы права — это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются (признаются) государством и охраняются его принудительной силой. Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле. справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением. Нормы общественных организаций (корпоративные) представляют собой правила поведения, содержащиеся а уставах, программах и других документах партий, профсоюзов, общественных объединений, массовых движений. Эти нормы обязательны только для членов данных общественных формирований и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных в уставных документах этих организаций. Нормы религии регулируют отношения между верующими людьми, их участие в отправлении культов, порядок богослужения и т.д. Религиозные нормы в течение тысячелетий регулировали отношения не только между членами религиозных общин, но использовались тж. в качестве правовых норм (в частности, при регулировании семейно-брачных отношений, землепользования, наследования и т.д.). Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.). Нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в обществе при определенных условиях и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Реализация их осуществляется, как правило, без размышлений о том, каково происхождение нормы в силу эмоционального восприятия и определенного автоматизма. Нормы традиций — это правила поведения (особый гид обычаев), выступающие в виде наиболее общих и стабильных направлений деятельности человека, связанные с определенным духовным складом личности, его мировоззрением (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции). Поэтому искоренить традицию можно путем идейного воздействия на людей. Напротив, обычай может быть вытеснен только другим обычаем. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей и официальных приемов (банкетов). Особенность реализации ритуальных норм — их красочность и театрализованность. Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные, нормы культуры, религии и др. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.
Всем социальным нормам присущи общие черты: 1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регулируют отношения между людьми; 2) имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения и адресуются людям и их объединениям; 3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов; 4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях; 5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения; 6) преследуют одну и ту же цель — упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал. Различия между социальными нормами наиболее наглядно прослеживаются на примере сопоставления норм права и норм морали. Они различаются: 1) способом формирования. Нормы права создаются государством, им же отменяются, изменяются, дополняются, поскольку правотворчество — прерогатива государства, а нормы морали — всем обществом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осуществления норм морали не требуется признание их государством, достаточно признания их обществом; 2) формами закрепления. Нормы права закрепляются в специальных актах государства (законах, указах, декретах и др.) и систематизируются, а нормы морали содержатся в религиозных, литературных памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме; 3) методами обеспечения. Нормы права обеспечиваются государственным принуждением или угрозой его применения, а нормы морали — общественным мнением, которое при этом может быть более эффективным, чем санкции нормы, например административный штраф и бойкот, объявленный коллективом одному из своих членов; 4) оценочными критериями поведения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а нормы морали — нравственными критериями: плохо — хорошо, честно — бесчестно, справедливо — несправедливо и др.; 5) характером ответственности за нарушение. Нарушение норм права влечет юридическую ответственность, при этом порядок привлечения к юридической ответственности строго регламентирован действующим законодательством, например порядок наложения штрафа, дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности и др. При нарушении норм морали применяются, как правило, общественное осуждение либо меры общественного воздействия. Здесь нет установленной процедуры применения к нарушителю мер общественного воздействия; 6) уровнем требований к поведению: у морали он выше, чем у норм права. Мораль осуждает всякое антиобщественное поведение, любой поступок может быть оценен с точки зрения требований морали. Право же представляет собой лишь минимум нравственности, так как оно не может требовать высокой нравственности от всех действий людей; 7) пространством действия: у морали оно шире, чем у права, поскольку право регулирует лишь наиболее важные сферы общественных отношений, например отношения власти, собственности, управления, правосудия и т.д. Личные взаимоотношения людей, как правило, не регулируются правом, здесь — поле действия морали, этики, обычаев, традиций. Иначе говоря, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все регулируемое моралью регулируется правом.
studfiles.net
10.3. Основные виды правовых норм
В юридической науке в зависимости от отрасли различаются нормы государственного, административного, трудового, колхозного, гражданского, уголовного и других отраслей права.
Особенно важно разграничение правовых норм по их роли в регулировании общественных отношений на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные.
Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений. А.С. Пиголкин <1> считает неправильным деление норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. «Учитывая то, что любая норма имеет представительно-обязывающий характер, что она касается по крайней мере двух субъектов, необходимо сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо и обязывает другое регулируемого отношения. Здесь, по сути дела, смешиваются две различные вещи — норма права и ее выражение в статьях, пунктах и параграфах нормативных актов. И под видом классификации норм права дается классификация статей нормативных актов. Это особенно видно на примере, когда одна и та же правовая норма может быть выражена в разных статьях нормативных актов и в форме запрещения, и в форме обязывания». В подтверждение своей позиции автор приводит пример, где одна и та же норма права, обязывающая родителей оказывать помощь детям, выражена в одних нормативных актах в форме предписания, а в других — в форме запрета.
———————————
<1> Пиголкин А.С. Нормы советского права и их структура // Вопросы общей теории советского права. М., 1960.
Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение. Они направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение. Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.
Например, ст. 306 ГК РФ: «В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом».
Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей и составляют большинство норм права (ст. ст. 17, 29, 31, 33… КЗоТа РФ).
Например, п. 3 ст. 261 ГК РФ: «Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц».
Регулятивные нормы, в свою очередь, по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий. Такой, например, была норма ч. 5 ст. 100 КоБС РСФСР, устанавливавшая право родителей отозвать данное ими согласие на усыновление, если решение об усыновлении еще не вынесено. Другим примером может быть ст. 301 ГК РФ, в которой говорится, что «собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения». Социальный смысл управомочивающих норм заключается в предоставлении гражданам и другим субъектам права определенной и гарантированной государством возможности поведения.
Управомочивающие нормы отражают различия между государством и иными институтами гражданского общества. Например, в отношении граждан действует норма международного права, в которой определяется, что гражданам разрешено все, что не запрещено. В то же время государственным служащим разрешены только те действия, которые определены рамками их должностных полномочий.
Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные активные действия. К ним можно было отнести ч. 4 ст. 100 КоБС РСФСР, в которой закреплялось, что «согласие родителей на усыновление должно быть выражено в письменной форме».
Например, п. 1 ст. 227 ГК РФ: «Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу». В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.
Запрещающие нормы устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий. В отличие от обязывающих они требуют воздерживаться от совершения тех или иных действий. Такая норма содержалась, например, в ч. 1 ст. 54 КЗоТ РФ, запрещавшей сверхурочные работы. Пункт 3 ст. 302 ГК РФ запрещает «истребовать от добросовестного предъявителя» деньги, а также ценные бумаги…».
Прообразом норм такого вида было понятие «табу», действовавшее в первобытном обществе. По своей природе запретительные нормы носят профилактический характер и направлены на предупреждение возможных правонарушений под страхом применения юридического наказания. Исходящие от государства запреты адресованы, в первую очередь, не всем, а только гражданам, склонным к совершению правонарушений. С их помощью осуществляется обеспечение безопасности и охрана общественного порядка. Эти нормы носят конкретный характер.
Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм.
Среди специализированных норм права можно выделить общезакрепительные (конститутивные), дефинитивные, декларативные (целеустановительные), коллизионные и оперативные нормы. Они не могут быть самостоятельной основой для возникновения правоотношений. Поэтому носят дополнительный характер.
Общезакрепительные нормы закрепляют, фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений. К ним относятся, например, нормы, закреплявшие принадлежность всей власти в СССР народу (ст. 2 Конституции СССР).
Дефинитивные нормы закрепляют определенные юридические понятия, использование которых в официальном обороте создает юридически значимые конструкции и конкретные виды правоотношений. Примером могут служить:
Статья 14 УК РФ, в которой дается определение понятия преступления: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
Статья 48 ГК РФ дает определение понятия юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Статья 195 ГК РФ дает понятие исковой давности: «Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено».
Декларативные (целеустановительные) нормы провозглашают задачи, принципы той или иной правовой деятельности, правовых норм. Таковой является, например, норма ст. 1 ГК РФ, закрепляющая задачи Гражданского кодекса. Пункт 2 статьи 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких. Кроме того, коллизионные нормы призваны решать столкновение норм, разрешение конфликтных и предконфликтных ситуаций.
Например, ч. 2 п. 2 ст. 7 ГК РФ определяет, что, «если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора».
К числу коллизионных можно было отнести и норму ст. 4 Основ уголовного законодательства, устанавливающую, что «все лица, совершившие преступление на территории СССР, подлежат ответственности по уголовным законам, действующим в месте совершения преступления».
Оперативные нормы. С их помощью из действий системы права изымаются устаревшие нормы и вводятся новые.
Например, ст. 3 Федерального закона о введении в действие части первой ГК РФ определила, что «с 1-го января 1995 г. на территории РФ не применяются: раздел 1 «Общие положения», раздел 2 «Право собственности» и т.д.».
По характеру обязательности и степени категоричности нормы права могут быть подразделены на императивные и диспозитивные.
Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. К ним относилась, например, норма, запрещающая компенсацию сверхурочных работ отгулом (ч. 2 ст. 88 КЗоТ).
Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписаний, а также определенность количественных и качественных условий применения и способа их реализации.
Диспозитивные нормы содержат такие правила поведения, которые действуют лишь постольку, поскольку участники общественных отношений не установили для себя в этих отношениях иного правила поведения. Они рассчитаны на отсутствие соглашения между сторонами по определенным вопросам, и их диспозиция формулируется по схеме: «Должно быть то, если иное не установлено законом или договором». Диспозитивной является, например, норма, устанавливающая обязанность нанимателя производить за свой счет текущий ремонт нанятого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Диспозитивность является общеправовой категорией. Свойство диспозитивности проявляется в различных отраслях права, относящихся как к частному, так и к публичному праву. В то же время характер диспозитивности в каждой отрасли права имеет свои особенности.
Некоторые исследователи (Е.В. Васьковский) выделяют два вида диспозитивности: материальная — представляет собой распоряжение объектом процесса; формальная — составляет право распоряжения процессуальными средствами защиты и нападения, т.е. средствами процессуальной борьбы.
По сфере или объему регулирующего действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные.
Общие нормы регулируют общественные отношения определенного рода, а специальные — соответствующий вид данных отношений. Иначе говоря, общие регулируют более широкий круг общественных отношений, применяя достаточно высокую меру их обобщения. Специальные нормы содержат более детализированные предписания по сравнению с общими нормами, ибо полнее учитывают особенности общественных отношений. Так, если норма, требующая для усыновления согласие родителей ребенка, не лишенных родительских прав, является общей, то норма, устанавливающая, что при отсутствии родителей для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие на усыновление опекуна (попечителя), выраженное в письменной форме, является по отношению к первой норме специальной.
Рассмотрим другой пример. В параграфе главы 30 ГК РФ содержатся общие положения договора поставки. А нормы 4 параграфа той же главы регламентируют поставку товаров для государственных нужд. Также нормы по объему действия могут быть разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Но их особенности связаны с определенной категорией субъектов. Так, в трудовом праве общие нормы, распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям служащих.
Нормы по объему их действия еще могут быть разграничены на общие и местные. Так, общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят. Например, п. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права…». Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории. Например, п. 1 ст. 98 Конституции Российской Федерации определяется, что «члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий…».
Отраслевые нормы права предназначены регулировать общественные отношения определенного вида, в рамках конкретной отрасли права (нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, семейного, финансового и иных отраслей права).
Близкими к отраслевым являются корпоративные нормы права. Они издаются и действуют в сфере государственного управления федеральными органами исполнительной власти, обладающими не только надведомственными, но и ведомственными полномочиями. Например, Центральный банк России определил порядок прекращения работы с населением тех банков, которые не войдут в систему страхования вкладов. Эти корпоративные правила касаются только членов банковского сообщества. Корпоративными являются и нормы, регламентирующие характер взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, а также их внутриорганизационные связи на основе складывающихся в новую отрасль норм корпоративного законодательства.
Исключительные нормы делают изъятия из общих и специальных норм. В отличие от специальных норм, регулирующих общественные отношения в соответствии с общими нормами, как бы в одном с ними русле и направлении, исключительные нормы предусматривают предписания, противоположные общим и специальным нормам, т.е. представляют собой исключения из правил. Если ч. 1 ст. 54 КЗоТ РФ закрепляла общее правило, не допускавшее сверхурочные работы, то исключительной по отношению к ней являлась норма ст. 55 КЗоТ, допускавшая сверхурочные работы «в исключительных случаях». Подобные конструкции сохранены и в ныне действующем Трудовом кодексе Российской Федерации. К числу исключительных следует отнести норму, допускающую усыновление в виде исключения без согласия родителей.
Несмотря на относительность, разграничение общих, специальных и исключительных норм имеет не только познавательное, но и непосредственно практическое значение: при разрешении каждого конкретного дела наряду с общими установлениями требуется руководствоваться специальными и исключительными нормами.
По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные.
Поощрительные нормы — это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).
В юридической литературе принято выделять рекомендательные нормы, под которыми понимаются содержащиеся в государственно-правовых актах рекомендации, наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений, обращенные к тем или иным общественным организациям. В качестве примера таких норм можно привести рекомендации колхозам по организации сельскохозяйственного производства и оплате труда колхозникам.
В законодательстве, юридической практике и литературе принято различать нормы материального и процессуального права.
Материальное право — специфическое юридическое понятие, содержащее правовые нормы, предназначенные различными способами упорядочивать поведение субъектов права в различных сферах общественной жизни. Объектом материального права являются общественные отношения различного вида.
Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников. Такие нормы регулируют социальные, политические, имущественные и иные отношения. Они определяют права и обязанности субъектов права, а также содержательную характеристику правоотношений, возникающих между государством и гражданами (населением) в рамках регулятивных и охранительных правоотношений. При помощи материально-правовых норм определяются система, структура и компетенция органов государственной власти. Эти нормы образуют правовую основу, необходимую для функционирования общества и государства.
Процессуальное право — совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права (рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дела об административных правонарушениях и дела, рассматриваемые в порядке конституционного судопроизводства).
Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Так, наряду с известными отраслями материального права существуют гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и арбитражно-процессуальное право.
Большинство правовых норм, содержащих санкции за совершение правонарушений, применяются с обязательным соблюдением устанавливаемых процедур. Такая форма их реализации призвана обеспечивать выяснение истины по делу, обоснованность и законность принимаемого решения уполномоченными на это властными структурами.
В отличие от материальных норм процессуально-правовые нормы основным своим предназначением имеют определение юридических способов охраны, защиты и восстановления нарушенной правовой основы функционирования общества и государства.
Классификация видов норм права может осуществляться и по их юридической силе. Такой критерий деления способствует установлению возможных противоречий между ними. Чаще всего такое бывает при выходе за рамки имеющихся полномочий органов государственной власти и должностных лиц, которые принимают нормативный правовой акт.
Относительно недавно с признанием института частной собственности в Российской Федерации стали признаваться нормы частного и публичного права. Такое деление, известное еще римскому праву, связано с определением отражения интересов отдельных лиц (и их объединений), а также интересов общества (сферы действия государственной власти, органов правосудия). Специалистами отмечается, что официальное признание таких норм права отражает наличие элементов гражданского общества.
Рассмотренные классификации не исчерпывают всех возможных разграничений правовых норм, которые могут быть подразделены и по другим основаниям. Например, по времени действия они бывают: общие — устанавливаются на неопределенный срок действия; временные — устанавливаются на определенный срок (военное или чрезвычайное положение, период военного времени, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций)).
studfiles.net
62. Правовые нормы и обычаи (общее и отличие)
Обычай — социальная норма, представляющая собой правило поведения, утвердившееся в обществе в результате многократного применения, устоявшегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива, социальной группы. Обычай представляет собой привычную (т. е. вытекающую из привычки) для членов общества, социальной группы форму общественной регуляции. Обычай, как правило, поведения связан с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в значительной степени развивающихся по стихийно проявляющимся законам чувств, эмоций, иллюзий, образцов, нравов. Обычай — это правило, соблюдаемое вследствие осознания его как необходимого, общественным и групповым сознанием и обеспеченное общественной санкцией.
Обычаи (и близкие к ним традиции) – это правила поведения, сложившиеся стихийно, естественным путем и в результате многократного повторения закрепившиеся в сознании людей. Они соблюдаются в силу привычки, просто потому, что «так принято», «таков обычай» (например, обычай наряжать елку на Новый год). Обычаи бывают национальные (общенародные) и местные. Они передаются из поколения в поколение в устной форме. Несоблюдение обычаев влечет негативную реакцию со стороны окружения (осуждение, порицание), т.е. меры общественного воздействия.
Главная особенность обычных норм состоит в полном отсутствии их материальной фиксации. Они не закрепляются документально и обеспечиваются силой привычки. Обычай представляет собой привычные для определенной группы людей или общества в целом действия. Причем эти правила могут быть внешне не мотивированы, не содержать логического объяснения. Возможно, когда-то тот или иной обычай имел рациональное обоснование, но со временем оно утрачивается.
Правовые нормы в совокупности предстают как система формально-определенных общеобязательных правил поведения общего характера, исходящих или санкционированных государством и обеспеченных силой государственного принуждения.
Нормы права — это предписания государства и обязательны для исполнения под угрозой государственного принуждения всеми физическими и юридическими лицами, которых они касаются. Нормы права различны по способам воздействия на людей (запрет, обязывание, дозволение), они четко регулируют поведение людей, требуя от них однозначного внешнего поведения и могут быть выражены только в строго определенных данным государством формах — нормативно-правовой акт, юридический прецедент, нормативный договор, правовой обычай и др. Четко установлена и форма каждого вида юридического акта. Конкретное содержание нормы можно подтвердить использованием ее официального текста. Реализация норм права обеспечивается угрозой применения законного насилия, исходящего от государства. Для норм права характерна системность, они организованы в структурированную систему и действуют комплексно.
63. Принципы правового государства
Правовое государство можно определить, как государство, деятельность которого подчинена праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.
Принципы правового государства:
1) Наиболее полное обеспечения прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона). Данный принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Правовое государство должно гарантировать каждому возможность всестороннего развития личности. Права человека первичны, возможность осуществления функций государственной власти вторичны.
2) Последовательное связывание посредством права политической власти, формирования для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона.)
Второй способ воплощается в жизнь с использованием, прежде всего следующих способов и средств:
§ наиболее полное обеспечения прав и свобод человека, т.е. реальное осуществление первого принципа.
§ разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.
§ Федерализм также вносит свой вклад в дело ограничения государственной власти.
§ верховенство закона и его господство в общественной жизни.
§ Взаимная ответственность государства и личности
§ высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе
§ наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
studfiles.net
Leave A Comment