Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) (задание 12 КИМ ЕГЭ)
Автор — Афанасьева Маргарите Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии и биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7 имени А. С. Пушкина» города КурскаЦели:
- образовательные: на основе изученных в курсе органической химии 10 класса понятий изомерии, структурной формулы, классификации и номенклатуры органических соединений, закрепить знания обучающихся по изученным темам, отработать навыки решения тестовых заданий различных типов;
- воспитательные: продолжить формирование научной картины мира, умение находить решения в различных ситуациях, обосновывая собственную точку зрения;
- развивающие: развивать у обучающихся способность анализировать, систематизировать, делать выводы по теме.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал кейса.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя
Древний Египет. Самые почитаемые люди – жрецы. В Древнем Египте их искусству обучали только самых подготовленных, прошедших процедуру серьезных испытаний: огонь, вода, угроза смерти… и шанс еще раз тщательно подумать, с какой стороны будет закрыта дверь в храм. Преодолев эту суровую систему, Пифагор основал собственную школу, и испытания при поступлении в нее были очень серьезными.
Древний Вавилон
Нередко, результаты, достигнутые при испытаниях, были предметом гордости того или иного народа, а иногда служили даже для извлечения доходов. Индийский царь Девсарам, чтобы испытать мудрость иранцев, прислал им шахматы. Девсарам думал, что иранцы не сумеют разгадать смысл этой игры, и потому, по условию, отошлют в Индию подать. Однако один из визирей понял правила игры и, в свою очередь, изобрел игру, называемую сейчас нарды, которую он отослал в Индию, и там выяснилось, что разгадать правила игры в нарды индийцы не сумели.
В 1884 году выходит первая книга с материалами тестирования, которая содержит задания и ответы к ним с оценкой по пятибалльной шкале. Книга была сборником заданий по математике, истории, грамматике, навигации, примерных текстов для сочинений.
А спустя 120 лет тестовые испытания пришли в Россию для всех выпускников сначала 11, а затем и 9-х классов.
Но прежде чем мы перейдем к теме занятия несколько вопросов:
- Поднимите руки те, кто из вас считает, что знания по химии пригодятся для продолжения обучения в ВУЗе?
- Поднимите руки те, кто из вас считает, что знания по химии пригодятся в дальнейшем в повседневной жизни?
- Поднимите руки те, кто считает, что знания по химии в дальнейшей жизни не пригодятся?
(Результаты опроса фиксируются, так как будут использованы в конце урока при подведении итогов).
Сегодня в рамках занятия элективного учебного предмета мы повторим вопросы классификации и номенклатуры органических веществ.
Итак, тема занятия: «Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)» (задание 12 КИМ ЕГЭ)
Система названий веществ – интереснейший предмет для исследования, так как на протяжении веков в истории химии появилось огромное количество названий, данных первооткрывателями веществам. Поэтому наряду с международной, тривиальные названия в органической химии используются и по сей день довольно часто.
Вот два примера:
Отечественный пирацетам и импортный ноотропил (препарат эффективен при восстановлении после инсульта) |
|
|
|
венгерский седуксен и польский реланиум (сильнодействующий препарат, внесен в список психотропных веществ) |
Поэтому при подготовке к ЕГЭ вам необходимо знать два названия вещества: международной номенклатуры и тривиальные.
3. Устный опрос
А) Ацетилен — представитель класса ______________, имеет формулу _______;
Б) Дивинил – это ______________ (класс), потому что название по международной номенклатуре __________________;
В) Глицерин – это не аминокислота, а ________________ (класс), так как название вещества — _______________;
4. Переход к отработке навыков решения тестовых заданий
(Разбор задания 12 КИМ ЕГЭ совместно с учителем.)
12. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 2 -метилбутен-1 Б) анилин В) 2,3 – диметил, 5 – этилдекан |
|
1) алканы 2) амины 3) алкины 4) алкены
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
5. Самостоятельная работа обучающихся с тестовыми заданиями (форма работы – решение кейса)
Кейс
Анна Ивановна – выпускница химического факультета Московского государственного университета. Однако в силу обстоятельств, она много лет не работала по специальности.
Подруга Анны Ивановны, с которой они вместе учились, работает в Центре тестирования. Она и предложила Анне Ивановне попробовать устроиться к ним на работу.
Для успешного прохождения собеседования Анне Ивановне было предложено составить одно из заданий КИМов по химии.
В ее распоряжении был необходимый информационный материал и через 15 минут Анна Ивановна с заданием справилась.
Однако на работу ее не приняли.
Что же не так было с тестом, составленным Анной Ивановной?
Задание:
- Проанализируйте тест, составленный Анной Ивановной.
- Найдите ошибки и исправьте их.
- Из имеющегося информационного материала предложите свой вариант вопроса № 12 КИМов ЕГЭ.
1. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 3,5 – диметилгексан Б) 3 – метилгептин – 1 В) метилбензол |
|
1) алканы 2) алкены 3) алкины 4) арены |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
2. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 2,2 – диметил, 4 – этилоктен — 1 Б) 2,3 – диметилбутадиен – 1,3 В) метилциклопентан |
|
1) алкины 2) циклоалканы 3) алкадиены 4) алканы |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
3. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 3 – метил, 4 – этилгептен — 3 Б) 1,2 — диметилбутан В) пентадиен – 1,3 |
|
1) алкены 2) арены 3) циклоалканы 4) алкадиены |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
4. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) Б) В) |
|
1) алканы 2) алкены 3) алкадиены 4) алкины |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Вещества: Метилциклопропан; аланин; 3 – метилгептанол-1; 3 – метилгексин — 1; 3 – метилоктаналь; 2 – метилпентин — 2;3,3 – диметилгептадиен – 1,4; 2,2,5,5 — тетраметилоктан
Работа с тестом занимает у обучающихся от 15 до 20 минут. Затем подводятся итоги работы, тесты собираются учителем и проходит устное обсуждение.
Проверка кейса
1. (Задание составлено правильно)
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 3,5 – диметилгексан Б) 3 – метилгептин – 1 В) метилбензол |
|
1) алканы 2) алкены 3) алкины 4) арены |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
2. (Первая формула (А) составлена неправильно – возможное правильное вещество – 2,3 – диметил, 4 – этилоктен – 1). Кроме того, это — алкен (в ответах данного класса веществ – нет)
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 2,2-диметил,4-этилоктен-1 Б) 2,3 – диметилбутадиен – 1,3 В) метилциклопентан |
|
1) алкены 2) циклоалканы 3) алкадиены 4) алканы |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: (с учетом исправленных ошибок)
3. (Первая формула (А) составлена неправильно – возможное правильное вещество – 3 – метил, 4 – этилгептен – 1). Вторая формула (Б) неправильно – названа – правильное название – 3 – метилпентан). Это алкан. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 3-метил,4-этилгептен-3 Б) 3 — метилпентан В) пентадиен – 1,3 |
|
1) алкены 2) арены 3) алканы 4) алкадиены |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
4. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
КЛАСС/ГРУППА |
А) 3,3-диметилгептадиен-1,4 Б) 3-метилгексин-1 В) 2,2,5,5-тетраметилоктан |
|
1) алканы 2) алкены 3) алкадиены 4) алкины |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Вещества: Метилциклопропан; аланин; 3 – метилгептанол-1; 3 – метилгексин — 1; 3 – метилоктаналь; 2 – метилпентин — 2;3,3 – диметилгептадиен – 1,4; 2,2,5,5 — тетраметилоктан
6. Веселые картинки….
Размести в таблице картинки, вспомнив тривиальные названия кислот.
Название карбоновой кислоты |
Где встречается, тривиальное название |
Метановая |
|
Этановая |
|
Бутановая |
|
Пентановая |
|
Этандиовая |
|
Картинки:
Проверка:
Название карбоновой кислоты |
Где встречается, тривиальное название |
Метановая |
муравьиная
|
Этановая |
уксусная
|
Бутановая |
масляная
|
Пентановая |
валериановая
|
Этандиовая |
щавелевая
|
7.
Рефлексия, подведение итогов занятияВ начале урока мы провели опрос, который повторяем снова. (Детям предлагается ответить на вопросы начала урока о том, насколько им пригодятся знания по химии. Результаты двух опросов – в начале и в конце урока — сравниваются и анализируются учителем).
8. Подведение итогов урока
Рождаясь, человек получает по наследству от родителей способности к определенной деятельности, которые он развивает всю жизнь. Насколько хорошо у него это получается, показывают жизненные испытания, которые человек преодолевает в течение всей жизни. Одно из таких испытаний – Единый государственный экзамен. Надеюсь, что все у всех получится.
9. Домашнее задание
Составить 5 заданий вопроса 12 спецификации ЕГЭ 2017 года.
ID_2362 1/6 neznaika.pro — PDF Free Download
3) гомологи 4) одно и то же вещество
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 1. Органическое вещество, молекулярная формула которого С 7 Н 8, относится к гомологическому ряду 1) метана 2) этилена 3) бензола 4) ацетилена 2. К алкенам относится
ПодробнееЗадания В1 по химии
Задания В1 по химии 1. Установите соответствие между названием соединения и общей формулой гомологического ряда, к которому оно принадлежит. НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ А) бутан Б) ацетилен В) бутадиен-1,3 Г)
ПодробнееКонтрольный тест по органической химии.
Контрольный тест по органической химии. 1. Верны ли следующие суждения о понятиях «химическое строение» и «изомерия»: А. Химическое строение определенная последовательность соединения атомов в молекуле
Подробнее10 класс, химия, г, базовый уровень
10 класс, химия,2014-2015г, базовый уровень п\п количество Дата проведения Тема урока Тема Урок часов План. факт. I Теоретические основы органической химии ( 3 часа ) II III IV 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
ПодробнееВведение Раздел II. Углеводороды
Ог л а в л е н и е 392 Введение… 3 Раздел I. Теоретические основы органической химии Глава 1. Элементный анализ органических веществ… 5 1.1. Методы выделения и очистки органических веществ… 5 1.2.
ПодробнееРабочая программа по химии 10 «а» класс
Рабочая программа по химии 10 «а» класс (базовый уровень) Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта
ПодробнееID_8814 1/6 neznaika.pro
1 Химические свойства кислородсодержащих соединений Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных
ПодробнееХИМИЯ. для обучающихся классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углублённым изучением английского языка 1354» Департамента образования города Москвы Рабочая программа ХИМИЯ для обучающихся
ПодробнееЛекции по органической химии
Лекции по органической химии Лектор Сарычева Тамара Александровна, к.х.н., доцент кафедры биотехнологии и органической химии Ну, начнем. Дойдя до конца, мы будем знать больше. Г.Х.Андерсен Рекомендуемая
ПодробнееПояснительная записка. Цели и задачи
1 Пояснительная записка Цели и задачи Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: — освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной
Подробнее1) 2,3,5 триметилгексан 3) 1,2,3,5 тетраметилгексан 2) 2,4,5 триметилгептан 4) 2,4,5,6 тетраметилгексан
Итоговый тест за курс химии 10 класс Вариант 1 Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов 1 под номером выполняемого вами задания (А1 А28) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании программы по химии для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений (авторы И. И.Новошинский, Н.С.Новошинская) без изменений. В основу
Подробнее2018/2019 учебный год
УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь 03.12.2018 836 Билеты для проведения экзамена в порядке экстерната при освоении содержания образовательной программы среднего образования по учебному
ПодробнееУчебно-тематическое планирование по химии Классы: 10А, 10Б Учитель: Летфуллина Вера Константиновна Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа. Плановых контрольных работ 4. Административных контрольных
ПодробнееУчебно-тематический план курса 10 класса Календарно-тематическое планирование уроков химии (10 класс, профильный уровень, 105 часов; 3 ч/нед.) п.п. Наименование разделов и тем курса I Введение (9 часов)
ПодробнееПояснительная записка
1 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Химия 10-11 классы. Базовый уровень» Н.Н.Гара, рассчитана на 36 часов (1 час в неделю). Данная
ПодробнееВАРИАНТ 1 Образовательная организация
ВАРИАНТ 1 Образовательная организация Класс (по списку) ФИО 1. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые не имеют структурных изомеров: 1) этанол 2) уксусная кислота 3) метанол 4) пропан
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИЯ 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИЯ 10 класс Составитель: Павлова Наталья Юрьевна, учитель химии и биологии, первая квалификационная категория 2017 г. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе
ПодробнееЦели и задачи рабочей программы:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по химии для 10 класса составлена на основе следующих документов: 1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 2. Федерального компонента
ПодробнееТема: Спирты и фенолы в заданиях ЕГЭ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН Тема: Спирты и фенолы в заданиях ЕГЭ учитель химии МАОУ СОШ 2 Е.В.Глушкова Часть 1. А1. Реактивом для распознавания каждого
ПодробнееКонтрольная работа по химии 1
Контрольная работа по химии 1 Часть1 1.К соединениям, имеющим общую формулу Cnh3n, относится: а) бензол б) циклогексан в) гексан г) гексин 2. Валентный угол в алканах составляет: а) 180 б) 120 в) 109 28
ПодробнееКлассификация и номенклатура органических веществ. Часть 1
В начале страницы вы можете выполнить тест онлайн (после ввода ответа нажимайте кнопку «Проверить решение»: если ответ неверный, то вводите другой ответ, пока не введёте верный или нажмите кнопку «Показать ответ» и у вас появится правильный ответ на это задание и вы сможете перейти к следующему заданию). В середине страницы вы увидите текстовые условия заданий, а текстовые ответы представлены в конце страницы.
Задание 11
Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) C
4H8O2 1) сложные эфирыБ) C
4H6 2) ареныВ) C
7H8 3) алкины4) углеводы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием соединения и общей формулой гомологического ряда, к которому оно принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА ОБЩАЯ ФОРМУЛА
А) бутин 1) C
nH2n+2Б) циклогексан 2) C
nH2nВ) пропан 3) C
nH2n-24) C
nH2n-4Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) C
6H12O6 1) простые эфирыБ) C
6H5C2H5 2) спиртыВ) C
6H5CH2OH 3) углеводороды4) углеводы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) пропаналь 1) арены
Б) этиленгликоль 2) альдегиды
В) аланин 3) спирты
4) аминокислоты
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) C
2H6O2 1) многоатомные спиртыБ) C
5H8 2) алкеныВ) C
3H6 3) одноосновные кислоты4) алкины
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием соединения и общей формулой гомологического ряда, к которому оно принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА ОБЩАЯ ФОРМУЛА
А) пропен 1) C
nH2n+2Б) изопрен 2) C
nH2nВ) нонан 3) C
nH2n-24) C
nH2n-4Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) глицерин 1) простые эфиры
Б) глицин 2) альдегиды
В) бутанол-2 3) спирты
4) аминокислоты
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой соединения и общей формулой гомологического ряда, к которому оно принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ОБЩАЯ ФОРМУЛА
А) CH
2=CH-CH2-CH(CH3)2 1) CnH2n+2Б) CH
3-C≡C-CH2-CH3 2) CnH2nВ) C
6H5-CH(CH3)2 3) CnH2n-24) C
nH2n-6Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) CH
3СOOCH3 1) аминыБ) CH
3CH2NO2 2) аминокислотыВ) C
2H5NHCH3 3) сложные эфиры4) нитросоединения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) циклогексан 1) карбоновые кислоты
Б) лактоза 2) аминокислоты
В) стирол 3) углеводороды
4) углеводы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) C
6H12O6 1) аминыБ) HCOOCH
3 2) простые эфирыВ) CH
3OCH3 3) сложные эфиры4) кетоны
5) углеводы
6) углеводороды
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) серин 1) спирты
Б) глицерин 2) фенолы
В) глицилаланин 3) углеводороды
4) углеводы
5) пептиды
6) аминокислоты
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) дезоксирибоза 1) простые эфиры
Б) нитроглицерин 2) сложные эфиры
В) нитробензол 3) углеводы
4) углеводороды
5) пептиды
6) нитросоединения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием вещества и функциональной группой, входящей в состав его молекулы: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) анилин 1) карбоксильная группа
Б) бутаналь 2) нитрогруппа
В) этандиол-1,2 3) аминогруппа
4) карбонильная группа
5) гидроксильная группа
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой вещества и его названием: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА НАЗВАНИЕ
А) C
4H6 1) бутадиен-1,3Б) C
4H4 2) бромэтанВ) C
2H3Br 3) бромэтен4) винилацетилен
5) циклобутан
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой вещества и его названием: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА НАЗВАНИЕ
А) С
2H6O2 1) метанолБ) CH
2O2 2) пропанолВ) C
4H8O 3) этиленгликоль4) муравьиная кислота
5) бутаналь
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) метилбензол 1) амины
Б) анилин 2) альдегиды
В) 3-метилбутаналь 3) углеводороды
4) аминокислоты
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием эфира и его формулой: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ЭФИРА ФОРМУЛА
А) метилпропионат 1) C
3H7-O-C3H7Б) метилэтиловый эфир 2) C
2H5-O-CH3В) этиловый эфир бензойной кислоты 3) CH
3COOC3H74) C
2H5COOCH35) C
6H5COOC2H56) C
6H5COOCH3Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой аминокислоты и её названием: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА НАЗВАНИЕ
А) NH
2CH2COOH 1) фенилаланинБ) CH
3-CH(NH2)-COOH 2) аланинВ) NH
2-CH2-CH2-CH2-COOH 3) валин4) глицин
5) 3-аминобутановая кислота
6) 4-аминобутановая кислота
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между систематическим и тривиальным названиями органических соединений: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ТРИВИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
А) фенилэтен 1) пара-ксилол
Б) 1,2-диметилбензол 2) орто-ксилол
В) 1,4-диметилбензол 3) мета-ксилол
4) дивинил
5) ацетилен
6) стирол
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой аминокислоты и её названием: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА НАЗВАНИЕ
А) C
6H5-CH=CH2 1) изопропилбензолБ) C
6H5-C2H5 2) пропилбензолВ) C
6H5-CH3 3) этилбензол4) бензол
5) толуол
6) стирол
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) крахмал 1) фенолы
Б) рибоза 2) кетоны
В) глицерин 3) спирты
4) углеводы
5) аминокислоты
6) простые эфиры
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) C
3H6O 1) фенолыБ) C
6H6O 2) альдегидыВ) C
3H6O2 3) спирты4) алканы
5) аминокислоты
6) сложные эфиры
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) пентаналь 1) арены
Б) метанол 2) альдегиды
В) глицин 3) спирты
4) алкены
5) аминокислоты
6) алкины
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием соединения и общей формулой гомологического ряда, к которому оно принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА ОБЩАЯ ФОРМУЛА
А) дивинил 1) C
nH2n+2Б) метилпропан 2) C
nH2nВ) метилбензол 3) C
nH2n-24) C
nH2n-45) C
nH2n-6Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой аминокислоты и её названием: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА НАЗВАНИЕ
А) C
2H6O2 1) метанолБ) CH
2O2 2) пропанолВ) C
3H8O 3) этиленгликоль4) бутаналь
5) муравьиная кислота
6) фенол
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) CH
3CHO 1) сложные эфирыБ) C
8H10 2) простые эфирыВ) CH
3NH2 3) альдегиды4) углеводы
5) амины
6) углеводороды
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) HCOOH 1) спирты
Б) CH
3CH2C(O)CH2CH3 2) кетоныВ) CH
3CH2OCH3 3) карбоновые кислоты4) простые эфиры
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) толуол 1) кетоны
Б) ацетон 2) альдегиды
В) 1,2,3,4,5,6-гексахлорциклогексан 3) ароматические углеводороды
4) галогенциклоалканы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА
А) метаналь 1) кетоны
Б) ацетон 2) альдегиды
В) кумол 3) ароматические углеводороды
4) спирты
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответы:
- 132
- 321
- 432
- 234
- 142
- 231
- 343
- 234
- 341
- 343
- 532
- 615
- 326
- 345
- 143
- 345
- 312
- 425
- 426
- 621
- 635
- 443
- 216
- 235
- 315
- 352
- 365
- 324
- 314
- 213
Также предлагаем вам плейлист видео-уроков и видео-объяснений заданий на эту тему:
Установите соответствие между общей формулой класса (группы)органических соединений и названием вещества, которое принадлежит к этому(-ой) классу (группе).
Химия 20922Установите соответствие между общей формулой класса (группы)
органических соединений и названием вещества, которое принадлежит
к этому(-ой) классу (группе).
ОБЩАЯ ФОРМУЛА | НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА | ||
А) | CnH2n–2 | 1) | метилацетат |
Б) | CnH2n+1OH | 2) | толуол |
В) | (CnH2n+1)2O | 3) | гексан |
Г) | CnH2n–6 | 4) | дивинил |
5) | пентанол | ||
6) | диметиловый эфир |
Светлые нефтепродукты, особенности их производства и современные стандарты
Светлые нефтепродукты — наиболее маржинальные продукты нефтепереработки. К ним относятся бензин, керосин и дизельное топливо. получение соответствующих фракций происходит уже при начальной перегонке нефти, но увеличить их выход по отношению к объему исходного сырья и произвести высококачественный чистый продукт возможно только в результате вторичных процессов нефтепереработки
Первый после дизеля
Светлые нефтепродукты состоят из легких фракций, кипящих при относительно низких температурах. Такие фракции, как правило, почти бесцветны. В первую очередь при упоминании светлых в голову приходит, конечно же, бензин. Хотя справедливости ради нужно сказать, что в структуре мирового потребления бензин уступает по объемам место дизельному топливу, и эта тенденция, по прогнозам экспертов, сохранится. Такой перевес дизеля связан как с многолетним трендом роста автопарка на дизельном топливе и сокращением выпуска бензиновых авто, так и со структурной характеристикой: в случае с дизелем это не только легковые автомобили, но и вся тяжелая коммерческая автотехника, железнодорожный транспорт.
Бензины — легковоспламеняющиеся бесцветные или слегка желтоватые жидкости, представляют собой смесь нефтепродуктов с интервалом кипения от 40 до 200°С. Интересно, что слово «бензин» происходит от арабского словосочетания, означающего «яванское благовоние». Так называли смолу дерева стиракс, известную также как «росный ладан». Позднее из нее стали производить кислоту, названную бензойной. В 1833 году немецкий химик Эйльхард Мичерлих получил из этой кислоты простейшее ароматическое соединение бензол и назвал его benzin. В некоторых языках это название закрепилось за классом легких нефтепродуктов, в состав которых входят ароматические соединения, в том числе бензол.
Составляющие бензина — продукты многих процессов на НПЗ: первичной перегонки (прямогонные бензиновые фракции) и вторичных процессов переработки — крекинга, риформинга, алкилирования, изомеризации, полимеризации, пиролиза и висбрекинга. Также в состав бензина могут входить неуглеводородные соединения — спирты, эфиры и другие компоненты.
Современный нефтеперерабатывающий завод — это сложнейшее технологическое сооружение, занимающее площадь в несколько гектарВторичные процессы относят к физико-химической технологии переработки. Именно химические реакции — конденсации, расщепления, замещения — позволяют регулировать производство и получать углеводородные смеси требуемого состава и качества. Это принципиально отличает вторичную переработку нефти от простой перегонки.
Слово «бензин» происходит от арабского словосочетания, означающего «яванское благовоние». Так называли смолу дерева стиракс. Позднее из нее стали производить кислоту, названную бензойной. в 1833-м немецкий химик Эйльхард Мичерлих получил из этой кислоты простейшее ароматическое соединение бензол и назвал его benzin.
Основные характеристики
Важнейшая характеристика бензина — октановое число, которое определяет его детонационную стойкость, то есть способность противостоять самовоспламенению при сжатии. Детонация — нежелательное явление в бензиновом двигателе. Оно возникает, когда часть топлива в цилиндре загорается еще до того, как его достигнет пламя от свечи зажигания, и сгорает быстрее, чем требуется. В результате мощность двигателя снижается, он перегревается и быстрее изнашивается. О детонации свидетельствует характерный стук в моторе. В современных двигателях степень сжатия поршня в цилиндре высока — это дает и большую мощность, и увеличение КПД, а значит, бензины с высокой детонационной стойкостью всё востребованнее.
12%
Увеличения мощности двигателя автомобиля можно достичь за счет использования современного топлива G-Drive
Октановое число — условный показатель. Его оценивают, сравнивая детонационную стойкость бензина с модельной смесью двух веществ — изооктана и н-гептана. Сам показатель соответствует процентному содержанию в этой смеси изооктана, который с трудом самовоспламеняется даже при высоких степенях сжатия. Его октановое число принято за 100. Н-гептан, напротив, детонирует даже при небольшом сжатии. Его октановое число — 0. Если октановое число бензина равно 95, это означает, что он детонирует, как смесь 95% изооктана и 5% гептана.
Углеводороды, которые содержатся в топливах, значительно различаются по детонационной стойкости: наибольшее октановое число имеют ароматические углеводороды и парафиновые углеводороды разветвленного строения (изоалканы), наименьшее октановое число у парафиновых углеводородов нормального строения. Последние в подавляющем большинстве содержатся в прямогонных бензинах, и их октановое число, как правило, не превышает 70. Ароматические углеводороды образуются в процессе каталитического риформинга, а разветвленные парафины — при каталитическом крекинге. Именно эти два процесса в XX веке стали основными процессами вторичной переработки нефти, позволяющими получать бензины с повышенным октановым числом. Сегодня высокооктановые бензиновые фракции также получают в результате процессов алкилирования, изомеризации и гидрокрекинга, или используя в низкооктановых бензинах разнообразные присадки.
Бензиновый купаж
Вообще, производство бензина, как и любого другого современного высококачественного топлива — это целое искусство. Судите сами: каждый из процессов переработки нефти на НПЗ дает бензины в разном количестве, разного состава (соотношение основных компонентов) и с разным октановым числом. Все эти параметры обусловлены не только характеристиками процессов, но также особенностями технологической схемы каждого конкретного производства и составом исходного сырья. Далее необходимо смешать компоненты так, чтобы на выходе получился продукт с требуемыми параметрами.
Со временем помимо таких характеристик, как октановое число, фракционный состав, химическая стабильность, давление насыщенных паров, все большую роль стали играть экологические показатели. Когда-то, чтобы повысить октановое число бензина, в него добавляли тетраэтилсвинец — такой бензин назывался этилированным. Сегодня использование этой присадки полностью запрещено из-за ее токсичности.
Класс качества
Первый экологический стандарт «Евро-1» для отработанных газов автомобилей был введен в Европе 24 года назад — в 1992-м. Просуществовал он недолго — всего три года. «Второй» евро стал более жестким: почти вдвое было снижено допустимое содержание твердых частиц. Но самое радикальное ужесточение произошло с введением «Евро-3» в 1999 году. Новый стандарт предполагал суммарное уменьшение уровня выбросов почти на 40%. «Четвертый» и «пятый» евро продолжили движение в этом направлении, но теперь большое значение стало придаваться выбросам СО2, поскольку весь «цивилизованный мир» начал активную борьбу с глобальным потеплением. «Евро-6» в этом смысле лишь закрепляет тенденцию. Стоит подчеркнуть, что сам термин «стандарт евро» относится исключительно к содержанию вредных веществ в отработанных автомобильных газах, а не в моторном топливе. В России же названия экологических стандартов автоматически перенеслись на качественные характеристики бензина или дизеля, хотя требования к безопасности топлива сформулированы в специальном техническом регламенте Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», в котором принят термин «экологический класс» (от К2 до К5).
«Газпром нефть» одной из первых в России перешла на производство бензинов и дизельного топлива пятого экологического класса — в 2015 году. Окончательно же Россия собирается перейти на топливо стандарта Евро-5 с 1 июля 2016 года.
Большую опасность для людей представляют и некоторые ароматические соединения, в частности ряд полициклических ароматических углеводородов, а также бензол, который признан сильным канцерогеном. Ограничение содержания ароматики — требование, которое позволяет снизить негативный экологический эффект от использования бензина. Для примера, в бензинах класса «Евро-3» содержание ароматики было ограничено 42%, а последний европейский стандарт «Евро-6» подразумевает уже не более 24% ароматических углеводородов. Чтобы добиться соответствия бензина экологическим стандартам, сегодня высокооктановый (с октановым числом 100–104) бензин каталитического риформинга (риформат), содержащий много ароматических углеводородов, смешивают с другими фракциями с меньшим октановым числом, полученными в результате изомеризации, каткрекинга или алкилирования. В результате удается получить и высокое октановое число, и приемлемое содержание ароматики.
10мг/кг
допустимое содержание серы в бензинах экологичесского класса «ЕВРО-5», что в 50 раз меньше, чем для «ЕВРО-2»
Рабочие лошадки
Основная область применения легких газойлей, полученных при атмосферной перегонке нефти, а также с помощью гидрокрекинга, термического или каталитического крекинга и коксования нефтяных остатков, — изготовление дизельного топлива. В его состав входят углеводороды с интервалом кипения 200—350°C. Дизель состоит из более тяжелых углеводородов, чем бензин и керосин, он более вязкий и темный (прозрачен, но имеет желтова-тый или коричневатый оттенок). Традиционно дизель использовался в первую очередь как топливо для железнодорожного и водного транспорта, грузового автотранспорта, сельскохозяйственной техники, а также в качестве котельного топлива. Однако позднее приобрел популярность и как топливо для легковых автомобилей благодаря экономичности и надежности дизельных моторов.
Термический и каталитический крекинг
Термический крекинг — процесс расщепления молекул тяжелых углеводородов на молекулы с меньшей молекулярной массой при высокой температуре (более 500°C) и высоком давлении. Создание в 1930-х годах в США эффективных катализаторов, ускоряющих процессы крекинга, привело к тому, что каталитический крекинг достаточно быстро вытеснил термический с ведущих позиций среди процессов глубокой переработки нефти. Более высокая скорость протекания реакций позволила уменьшить размеры установок. Снизилась и температура реакции. Кроме того, процесс давал иное соотношение продуктов, позволяя получать бензин с более высоким октановым числом.
Сырьем для каталитического крекинга служат атмосферный и вакуумный газойль. Основные продукты крекинга — пентан-гексановая фракция (т. н. газовый бензин) и нафта крекинга, которые используются как компоненты автомобильного бензина. Также образуются разнообразные газообразные компоненты (метан, этан, этилен, сероводород, пропан, пропилен, бутан, бутилен).
Процесс протекает следующим образом. В нижнюю часть реактора вводится поток нагретого катализатора, в который впрыскивается также нагретое сырье и пар. Испаряясь, сырье поднимается вместе с катализатором в верхнюю часть реактора. В это время и протекают реакции крекинга. Затем катализатор при помощи пара отделяется от полученных продуктов, которые отправляются на разделение в ректификационную колонну. Так как во время реакций на поверхности частиц катализатора оседает кокс — побочный продукт крекинга, — катализатор теряет свою активность и нуждается в очистке. Для этого его направляют в регенератор, где загрязнение выжигается. После этого катализатор снова готов к использованию.
В дизельном двигателе горючая смесь воспламеняется не от искрового зажигания, а в результате сжатия. Это значит, что, в отличие от бензинов, для дизельного топлива высокая детонационная стойкость как раз нежелательна. Главный критерий его качества — воспламеняемость, которая выражается цетановым числом. Подобно определению октанового числа бензина его получают, сравнивая исследуемое топливо со смесью цетана (C16h44) и α-метилнафталина (C11h20). Процентное содержание цетана в смеси с аналогичной воспламеняемостью и даст цетановое число. Высокое цетановое число и хорошая воспламеняемость дизельного топлива снижают время запуска двигателя, уровень выбросов и шум. Еще одна важная качественная характеристика дизеля — низкотемпературные свойства, то есть способность не замерзать при низких температурах.
Установка гидрокрекинга на НПЗ компании NIS в Панчево, СербияБорьба за экологичность привела к запрету тетраэтилсвинца — присадки, повышающей октановое число товарного бензина
Углеводородный состав дизельной фракции более сложен, чем у более легких дистиллятов: в зависимости от процесса получения здесь можно найти и парафиновые углеводороды (алканы), и ароматику, и олефины, и изопарафины. Каждое из этих веществ обладает своими преимуществами и недостатками с точки зрения применения дизеля. Например, у алканов отличная воспламеняемость, но плохая устойчивость к низким температурам. Зато олефины прекрасно переносят морозы, но значительно снижают цетановое число. Это обстоятельство в том числе способствует тому, чтобы производить разные сорта дизельного топлива из различных смесей углеводородов с учетом дальнейшего применения. За основу принимают средние дистилляты прямой перегонки — в советские времена их использовали без лишних примесей — это всем известная солярка. Ценный компонент дизеля — газойль гидрокрекинга, у него высокое цетановое число и малое содержание посторонних примесей. Вообще гидроочистка — обязательный процесс при получении качественного дизеля — в средних и тяжелых дистиллятах скапливается максимальное количество серы и других примесей, бывших в исходном сырье.
Термические процессы
Термические процессы нефтепереработки позволяют получать различные нефтепродукты под воздействием тепла и высокого давления. Первым из таких процессов стал термический крекинг. В настоящее время различные варианты термических процессов (коксование, пиролиз, флексикокинг, висбрекинг) используются в первую очередь для переработки тяжелых фракций нефти и нефтяных остатков. К примеру, коксование позволяет получать из них твердый нефтяной кокс (состоящий преимущественно из углерода), а также низкокипящие углеводороды, которые можно использовать в качестве сырья для других процессов с последующим получением ценных моторных топлив. Висбрекинг применяют для получения главным образом котельных топлив (топочных мазутов) из гудронов. Флексикокинг предназначен для переработки остатков различных процессов, которые смешиваются с нагретым коксовым порошком и дают на выходе разнообразные компоненты жидких топлив и газ. Пиролиз используется для получения углеводородного газа, содержащего такие вещества, как этилен, пропилен и дивинил, — сырье для нефтехимической промышленности.
Гидропроцессы
В гидропроцессах все реакции происходят под действием водорода. Простейший гидропроцесс — гидроочистка. Она применяется для того, которые другие соединения. При высоком давлении и температуре сырье смешивается с водородом и катализатором. В результате атомы серы освобождаются от предыдущих химических связей и соединяются с атомами водорода, образуя стойкое химическое соединение — сероводород, который легко отделяется в виде газа. Гидроочистке подвергаются бензиновые фракции, керосиновые фракции, дизельное топливо, вакуумный газойль и фракции масел.
Гидрокрекинг — один из видов крекинга, используемый для получения бензина, дизельного и реактивного топлива, смазочных масел, сырья для каталитического крекинга и др. Одновременно с реакциями крекинга происходит гидроочистка продуктов от соединений серы и насыщение водородом непредельных углеводородов, то есть получение устойчивых соединений.
Топливо для фонарей и самолетов
Керосин был первым видом топлива, который стали получать из нефти с помощью перегонки. Первоначально он использовался в основном для уличного освещения. Керосин представляет собой прозрачную, бесцветную или желтоватую, слегка маслянистую на ощупь жидкость — смесь углеводородов, молекулы которых содержат от восьми до 15 атомов углерода. Температура кипения керосинов находится в интервале 150—250°C.
Сегодня керосин применяют в первую очередь как авиационное реактивное топливо, а также в качестве компонента жидкого ракетного топлива, в бытовых нагревательных и осветительных приборах, в аппаратах для резки металлов, как растворитель, а также как сырье для нефтеперерабатывающей промышленности.
Реактивное топливо получают из малосернистого или обессеренного керосина, легкого газойля коксования и гидрокрекированных компонентов. Оно проходит строгую проверку качества по таким параметрам, как плотность, вязкость, низкотемпературные характеристики, электропроводность, коррозионные свойства и др. В реактивных топливах недопустимо присутствие сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, мыла нафтеновых кислот, механических примесей, воды.
Мировое производство реактивного топлива составляет в среднем 5% от перерабатываемой нефти. В мирное время военные потребляют около 10% от общих ресурсов реактивных топлив.
Каталитический риформинг
Каталитический риформинг — процесс переработки прямогонных бензиновых фракций нефти. Его задача улучшать исходное сырье за счет увеличения октанового числа. В процессе риформинга алканы превращаются в так называемые ароматические углеводороды, характерная черта которых — замкнутая структура молекулы или наличие бензольного кольца — группы из шести атомов углерода, соединенных друг с другом по кругу. Самое простое и одно из самых распространенных ароматических соединений — бензол, молекула которого состоит из шести атомов углерода и шести атомов водорода. Свое название эта группа веществ получила благодаря тому, что первые открытые ее представители обладали приятным запахом. В дальнейшем понятие «ароматичность» стали связывать не с запахом, а с определенными химическими свойствами, характерными для этих соединений.
Продукты каталитического риформинга (риформат) используют не только как компонент для производства автобензинов, но и как сырье для извлечения индивидуальных ароматических углеводородов, таких как бензол, толуол и ксилолы. Ароматика, в свою очередь, становится сырьем для производства самых различных пластиков.
Алкилирование
Алкилирование — это процесс, который позволяет получить высокооктановые бензиновые компоненты (алкилат) из непредельных углеводородных газов. В основе процесса лежит реакция соединения алкена и алкана с получением алкана с числом атомов углерода, равным сумме атомов углерода в исходных соединениях. По сути это реакция, обратная крекингу, так как в результате получаются вещества с более длинными цепочками молекул и большей молекулярной массой. Впоследствии алкилат смешивают с низкооктановыми бензиновыми фракциями, получая на выходе облагороженный бензин.
Изомеризация
Изомеризация — процесс получения изоуглеводородов, то есть углеводородов с более разветвленными цепочками атомов углерода, из углеводородов нормального строения. Например, если молекула пентана представляет собой цепочку из пяти расположенных друг за другом атомов углерода, то изопентан — это цепочка из четырех атомов углерода с ответвлением, образованным пятым атомом углерода. Изомеризация позволяет повысить октановое число смеси и используется для облагораживания бензина.
Молекула пентана и молекула изопен-тана (справа)
Leave A Comment