Глухие и звонкие согласные звуки
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: воспроизвести знания о согласных звуках, способах их различения; провести наблюдение над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся распознавать глухие и звонкие согласные звуки. ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки для обратной связи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.
— Прочитайте подписи под картинками. (Гусь, семь, кольцо, ель.)
Способ проверки: взаимопроверка.
3. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. (Шар)
Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит — так воет.
Сядет — землю роет. (Жук)
Звонкий, громкий и прыгучий.
Улетает аж за тучи.
И на радость детворе
Звонко скачет во дворе. (Мяч)
— Произнесите слова-отгадки. Прислушайтесь к звучанию согласных звуков в этих словах.
Что интересного вы заметили? (Одни звуки произносятся с шумом, а при произнесении других слышен голос.)
4. Целеполагание
— Прочитайте тему нашего урока. («Глухие и звонкие согласные звуки».)
Уточните учебную познавательную задачу урока. (Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?)
Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать глухие и звонкие согласные звуки.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 92, упр. 1)
— Какие согласные звуки в этих словах произносятся с шумом?
А при произнесении каких согласных звуков слышится голос?
Подчеркните в словах буквы, обозначающие согласные звуки.
Работа по учебнику (с. 92, упр. 2). Наблюдение над особенностью звучания глухих и звонких согласных звуков.
— Назовите буквы.
Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда.
Послушайте, что вы слышите: шум или голос? (Шум.)
Такие звуки называются глухими согласными звуками.
Аналогичная работа проводится с верхним рядом букв.
— Прочитайте рубрику «Обрати внимание».
Почему одни согласные звуки называются глухими, а другие — звонкими?
Заслушиваются ответы учащихся.
Дополнительный материал.
Подсказка. Как определить, какой согласный звук является звонким, какой — глухим?
Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.
Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки.
Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.
2. Первичная проверка понимания
Работа в тетради (с. 48, упр. 49)
— Назовите буквы.
Произнесите звуки, которые они обозначают.
Догадайтесь, для каких звуков собрал буквы кот. (Для звонких звуков.)
А для каких звуков собрала буквы собачка? (Для глухих звуков.)
Игра «Послушай звук»
Условия игры: учитель произносит слова. Если слово начитается со звонкого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку жёлтого цвета, если слово начитается с глухого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку зелёного цвета.
Слова для игры: малыш, кошка, бабочка, жаба, шапка, тигр, чашка, дрова, носорог, фантик, зебра, ложка, санки.
3. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику (с. 93, упр. 4)
Выполнение задания к упражнению.
Работа по учебнику (с. 93, упр. 4)
— Прочитайте пары слов.
Определите, какими звуками отличаются эти слова.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
— Используя слова для справок, восстановите стихотворные строчки автора Е. Трутневой.
У _________________ и _________________
Вьются стаями _________________
Под окошком _________________
Красотой своей горды.
Слова для справок: георгины, калины, рябины.
— Найдите в стихотворении слова, в которых все согласные звонкие. Подчеркните. (Рябины, горды.)
Объясните значение слова горды.
Заслушиваются высказывания учащихся.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
— Определите, в каком слове все согласные звуки звонкие.
Точка, шина, дом. (Дом.)
Определите, в каком слове все согласные звуки глухие.
Шишка, флаг, книга. (Шишка.)
7. Самостоятельная работа
Работа в тетради (с. 49, упр. 51)
— Впишите пропущенные буквы.
Определите, какие буквы обозначают парный звонкий или глухой согласный звук. (Гора — кора, жить — шить, бочка — почка, дом — том.)
8. Домашнее задание
Выполнить задание в рабочей тетради на с. 48, упр. 50.
9. Подведение итогов урока
— Как различить глухие и звонкие согласные звуки в слове?
10. Рефлексия
— Закончите предложения.
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно…
Урок для меня показался…
Материал урока мне был…
Моё настроение…
Урок 40. звонкие и глухие согласные — Русский язык — 5 класс
Русский язык
5 класс
Урок 40
Звонкие и глухие согласные
Перечень рассматриваемых вопросов:
- Фонетика.
- Позиционные чередования согласных звуков.
- Звонкие согласные звуки.
- Глухие согласные звуки.
- Парные согласные звуки по глухости/ звонкости.
- Сонорные звуки.
- Смыслоразличительный характер.
- Оглушение согласных.
- Озвончение согласных.
- Аллитерация.
Тезаурус
Сонорные звуки – это согласные звуки, при образовании которых голоса больше, чем шума. Сонорные звуки не имеют пары по глухости.
Парные по глухости/ звонкости согласные в сильной позиции меняют лексическое значение слова, поэтому они носят смыслоразличительный характер.
Оглушение согласных – процесс, при котором звонкий согласный, стоящий перед глухим согласным, оглушается (закон уподобления).
Озвончение согласных–процесс, при котором глухой согласный, стоящий перед звонким согласным, озвончается (закон уподобления).
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – 191 с.
Дополнительная литература:
1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.
2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум./ Козулина М. В., – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В русском языке звонкие и глухие согласные различаются участием/ неучастием голоса в образовании согласного звука.Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает барьер в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие согласные:
[б] [бʼ]
[в] [вʼ]
[г] [гʼ]
[д] [дʼ]
[ж]
[з] [зʼ]
[йʼ]
[л] [лʼ]
[м] [мʼ]
[н] [нʼ]
[р] [рʼ]
Звонким является также звук [жʼ], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.
Глухие согласные звуки произносятся без голоса и состоят только из шума, когда голосовые связки остаются расслабленными.
Глухими являются следующие согласные звуки:
[к] [кʼ]
[п] [пʼ]
[с] [сʼ]
[т] [тʼ]
[ф] [фʼ]
[х] [хʼ]
[ц]
[чʼ]
[ш]
[щʼ]
Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): «Стёпка, хочешь щец? – «Фи!». В этой фразе содержатся все глухие согласные.
По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары; звуки в паре должны различаться только одним признаком: наличием голоса, то есть звонкостью/ глухостью.
Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости/ звонкости согласных звуков:
[б] – [п] [бʼ] – [пʼ]
[в] – [ф] [вʼ] – [фʼ]
[г] – [к] [гʼ] – [кʼ]
[д] – [т] [дʼ] – [тʼ]
[з] – [с] [зʼ] – [сʼ]
[ж] – [ш]
Эти звуки являются либо звонкими парными, либо глухими парными.
Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят
[йʼ]
[л] [лʼ]
[м] [мʼ]
[н] [нʼ]
[р] [рʼ]
Такие звуки называются сонорными.
Все непарные звонкие согласные звуки находятся в слове лимонарий.
К глухим непарным относят:
[х] [хʼ]
[ц]
[чʼ]
[щʼ]
Звуки [ш], [ж], [чʼ], [щʼ] называются шипящими.
Парность согласных по глухости/ звонкости носит смыслоразличительный характер, если парные согласные находятся в «сильной» позиции, например:шар – жар, голос – колос.
Слово «сонорный» происходит от лат. «сонорус»– «звонкий», восходит к древнему «свен»– «звучать». То есть русские слова звон, звенеть, звучать являются дальними родственниками слова сонорный. Звуки, которые всегда являются звонкими и не имеют глухой пары, называются сонорными.
Повторение согласных звуков в поэтических произведениях является средством выразительности, оно называется аллитерацией. Аллитерация выделяет и скрепляет слова в строке, придавая поэтическому произведению особую выразительность. Этот троп используется в скороговорках. Сравните:
Тише мыши, кот на крыше,
А котята ещё выше.
Гром гремит, гроза грохочет.
Тренировочные задания:
- «Непарные звонкие согласные»
Выберите непарные звонкие согласные звуки, сонорные.
Текст задания:
[б]
[йʼ]
[н]
[гʼ]
[д]
[м]
[в]
[л]
[лʼ]
[вʼ]
[рʼ]
[з]
[зʼ]
[р]
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, что некоторые звонкие согласные звуки не имеют парности по глухости, их ещё называют сонорными. Для запоминания можно воспользоваться словом лимонарий.
Правильный ответ:
[й ʼ]
[н]
[м]
[л]
[л ʼ]
[р ʼ]
[р]
- «Глухие согласные»
Отметьте слова, в которых все согласные глухие.
Текст задания:
сказка
весна
кашка
шишка
свет
топот
поток
земля
пташка
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: глухие согласные звуки произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума.
Глухими являются следующие согласные звуки:
[к] [кʼ]
[п] [пʼ]
[с] [сʼ]
[т] [тʼ]
[ф] [фʼ]
[х] [хʼ]
[ц]
[чʼ]
[ш]
[щʼ]
Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): во фразе «Стёпка, хочешь щец?» – «Фи!» содержатся все глухие согласные. Также в этом задании использовалось позиционное чередование звуков. В слове сказказвонкий согласный перед глухим согласным оглушается: ска[с]ка.
Правильный ответ:
сказка
кашка
шишка
топот
поток
пташка
Мягкие и твердые согласные таблица русский язык, звонкие и глухие согласные
Звонкие и глухие согласные:
Парные |
Звонкие |
Глухие |
Б |
П |
|
В |
Ф |
|
Г |
К |
|
Д |
Т |
|
Ж |
Ш |
|
З |
С |
|
Непарные
|
Л, М, Н, Р, Й (сонорные) |
Х, Ц, Ч, Щ |
Твердые и мягкие согласные:
Парные Перед А, О, У, Ы, Э – твердые. Перед И, Е, Ё, Ю, Я – мягкие. |
Твердые |
Мягкие |
||
бук |
б |
б‘ |
бег |
|
вал |
в |
в‘ |
висок |
|
год |
г |
г‘ |
гид |
|
дом |
д |
д‘ |
день |
|
зал |
з |
з‘ |
земля |
|
кора |
к |
к‘ |
кит |
|
лом |
л |
л‘ |
лиса |
|
мак |
м |
м‘ |
мера |
|
нос |
н |
н‘ |
нёс |
|
парк |
п |
п‘ |
пир |
|
рубль |
р |
р‘ |
рис |
|
сом |
с |
с‘ |
сено |
|
тон |
т |
т‘ |
тень |
|
фон |
ф |
ф‘ |
фен |
|
халва |
х |
х‘ |
химия |
|
Непарные
|
ж, ш, ц |
ч, щ, й |
Парные согласные буквы и непарные, мягкие и твёрдые, звонкие, глухие, таблицы звуков
Согласные звуки — это звуки, при произношении которых на пути потока воздуха возникают препятствия. Согласных звуков в русском языке 36. Согласные буквы — это буквы, обозначающие согласные звуки на письме. Их в русском языке 21. Все согласные буквы русского алфавита: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Согласные звуки могут быть твёрдыми или мягкими, глухими или звонкими. Согласные буквы могут быть глухими или звонкими, признака твёрдость/мягкость не имеют.
Содержание статьи:
Твёрдые и мягкие согласные
Большинство согласных звуков являются парными по признаку твёрдости/мягкости. Одна и та же буква может представлять соответствующий твёрдый или мягкий звук в разных словах. Например, буква Б обозначает мягкий звук в слове бинт и твёрдый – в слове бык. Мягкость согласного при транскрибировании обозначается запятой (апостроʹфом) справа над значком согласного звука: бʼ.
Мягкими согласные звуки в русском языке становятся, если после них следуют гласные второго ряда (Е, Ё, Ю, Я, И) и Ь. Сравните: спят [спʼат] и спать [спатʼ].
Парные согласные звуки по признаку твёрдость/мягкость
Твёрдые | б | в | г | д | з | к | л | м | н | п | р | с | т | ф | х |
Мягкие | бʼ | вʼ | гʼ | дʼ | зʼ | кʼ | лʼ | мʼ | нʼ | пʼ | рʼ | сʼ | тʼ | фʼ | хʼ |
Иногда ученики забывают, Й,Щи Ч – мягкие или твердые согласные. Определение мягкости/твёрдости непарных согласных часто вызывает трудности, так как их не с чем сравнить.
Классификация парных и непарных согласных, мягких и твердых согласных, звонких и глухих согласных в таблице представлена ниже:
Й, Щ и Ч – всегда мягкие согласные буквы.
Щ и Ч всегда произносятся мягко, независимо от того, какая буква стоит после. Это мягкие непарные шипящие согласные звуки. Они становятся причиной орфографических ошибок в написании слов с сочетаниями ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА (чудо [чʼу], щука [щʼу], чаща [чʼащʼа]).
Й — особая буква. Она представляет согласный звонкий мягкий звук, в транскрипции обозначаемый значком [j] (йот).
[Ж] и [ш] – непарные твердые шипящие согласные звуки. Ц – тоже непарный твёрдый звук. Из-за их твёрдости у школьников возникает распространённая ошибка в сочетаниях ЖИ, ШИ (широкий [шы], жизнь [жы]), ЦЫ- ЦИ (цыплёнок – цирк).
Глухие и звонкие согласные звуки
Согласные звуки состоят из шума (глухие) или из шума и голоса (звонкие). Схожие по звучанию согласные образуют пары.
Звонкие согласные звуки, в которых доля шума минимальна, называются сонорными (от латинского sonorus,что значит «звучный»).Это [м] – [мʼ], [н] – [нʼ], [л] – [лʼ], [р] – [рʼ] и [jʼ]. Они не имеют пары по глухости/звонкости.
Согласные буквы и звуки могут быть глухими и звонкими. Значит ли это, что за звонкой согласной буквой всегда стоит звонкий звук, а за глухой буквой – глухой звук? Вовсе нет. Напрмер: кот [кот] и код [кот].
Парные и непарные согласные ведут себя в слове по-разному. Для парных по глухости/звонкости звуков сильной позицией (то есть такой, в которой звук ясно, чётко проявляется) является позиция перед гласным или сонорным звуком. Перед согласной и в конце слова согласный звук может изменять звучание.
Глухие согласные буквы могут представлять звонкие согласные звуки, если стоят перед звонкой согласной. Например: вокзал – во[гз]ал, сбить – [збʼ]ить, косьба – ко[зʼб]а. Этот процесс называется озвончением.
Звонкие согласные буквы представляют глухой согласный звук в конце слова или перед глухой согласной. Например: зуб – зу[п], подпрыгнуть – по[тп]рыгнуть, глаз – гла[с]. Этот процесс называется оглушением.
Часто у детей возникает вопрос: ц – звонкая или глухая согласная? Объясним природу этого звука. [ц] – аффриката, то есть происходит от слияния двух звуков: [т] и [с]. Обе составляющих являются глухими, и образующийся [ц] – тоже глухой.
Таблица глухих и звонких согласных парных:
Звонкие | б | бʼ | д | дʼ | з | зʼ | в | вʼ | ж |
Глухие | п | пʼ | т | тʼ | с | сʼ | ф | фʼ | ш |
Непарные по глухости звонкости согласные звуки:
Звонкие | йʼ | л | лʼ | м | мʼ | н | нʼ | р | рʼ |
Глухие | х | хʼ | ц | чʼ | щʼ |
Запомнить глухие буквы поможет мнемотехника. В фразе «Стёпка, хочешь щец? Фи!» содержатся все глухие согласные буквы и ни одной звонкой.
В каких словах все согласные звуки звонкие? А. Берег Б. Сдобный В. Снова Г. Взморье 1 а и г 2 б и г 3 б и в 4 в и г а2
1 вариант
А1. В каких словах все согласные звуки ЗВОНКИЕ?
А. Берег
Б. Сдобный
В. Снова
Г. Взморье
1) А и Г
2) Б и Г
3) Б и В
4) В и Г
А2. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) началИсь
2) цемЕнт
3) Августовский
4) Эксперт
А3. В каком предложении уместно использовать выражение КАК БЫ (место вставки обозначено прочерком)?
1) Я учусь в лицее и _ собираюсь поступать на филологический факультет МГУ.
2) Скоро _ откроется книжная ярмарка.
3) Журналист _ невзначай упомянул имя известного писателя.
4) Мои одноклассники _ предпочитают легкую музыку.
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Спустившись по крутому склону,
1) на пути лыжника возникло непредвиденное препятствие.
2) лыжников ожидал последний этап соревнований.
3) получался значительный выигрыш во времени.
4) можно было добраться до поселка за час-полтора.
А5. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.
1) Первое время дети скучали по городу, друзьям, оставшимся там, но скоро оценили прелести деревенской жизни.
2) Те, кто прошел курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.
3) У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов.
4) В лагере не хватает спортивного оборудования, а что касается с питанием, оно вполне удовлетворяет всех.
А6. В каком (-их) предложении (-ях) в выделенном слове пишется НН?
А. Книга Юрия Коваля «Сама легкая лодка в мире» проникнута свойстве_ым писателю светлым юмором.
Б. Я читал ее, испытывая восхище_ие перед ярким и своеобычным дарованием автора.
В. Спасибо писателю за подарок, который он преподнес и ю_ому читателю, и тому, кто, читая эту книгу, снова переживает свою молодость.
1) А
2) А, Б
3) В
4) А, В
А7. В каком ряду во всех трех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?
1) п_томки, состр_дание, безотл_гательно
2) раст_рание, патри_тический, т_ряться
3) об_зательный, осв_щение, прод_вец
4) сист_матический, нар_диться, пр_пускной
А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_родители, пр_медление, раз_слать
2) и_чезнуть, во_горание, не_гораемый
3) об_ем, ад_ютант, кон_ячный
4) пр_морский, пр_украсить, без пр_крас
А9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) шипы кол_тся, стел_щийся кустарник
2) игрок выбеж_т, прикрепля_мый
3) увид_л, накач_нный мяч
4) отмет_вший, намеч_нный
А10. В каком варианте ответа указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Е?
А. Из-за убежден_й
Б. От обязанност_й
В. Разогр_вать
Г. Налаж_вать
1) А, Б, В
2) Б, В
3) В
4) А, В, Г
А11. В каком предложении на месте пропуска пишется И (НИ)?
1) Путнику для дружеского общения с местными жителями н_ нужны никакие особенные премудрости.
2) Перспектива ждать несколько часов в душном зале аэровокзала н_мало нас не прельщала.
3) Город наш вовсе н_ отличался архитектурными достопримечательностями.
4) Н_ эффектная внешность и н_ поставленный голос делают актера актером.
А12. Укажите предложение(-я), в котором (-ых) выделенные слова пишутся слитно.
А. Сверкнула молния, и почти в ТО_ЖЕ мгновенье послышался гром.
Б. Мой брат – заядлый грибник, я ТО_ЖЕ люблю собирать грибы.
В. Вы все ТАК_ЖЕ увлекаетесь конным спортом?
Г. На юге страны разводят овец, здесь есть ТАК_ЖЕ фруктовые сады.
1) А и Г
2) только Б
3) Б и В
4) Б и Г
А13. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?
В «Евгении Онегине» Пушкин пропускал строфы (1) ставя лишь их номера (2) обычно (3) из чисто композиционных соображений.
1) 1
2) 1, 2, 3
3) 1, 2
4) 1, 3
А14. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.
Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определенной ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперед и (4) следовательно (5) должна быть заменена.
1) 1, 2, 3, 5
2) 1, 2, 4, 5
3) 1, 3, 4
4) 2, 5
А15. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?
Мы знаем, что Санкт-Петербург иногда называют Северной Пальмирой, но (1) если спросить (2) что же это за Пальмира, с которой сравнивают Петербург (3) то (4) не каждый сможет ответить на этот вопрос.
1) 1, 2, 3
2) 2, 4
3) 1, 3
4) 2, 3
Прочитайте текст и выполните задания 27 – 39.
(1) Писатель живет ради них, своих читателей и зрителей. (2) В романах, повестях, рассказах автор непременно – порою даже непроизвольно – делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.
(3) Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4) Один из читателей в своем письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я сейчас с уверенностью назвать не могу:
(5)
А люди ищут счастья,
Как будто
Счастье,
Счастье есть…
(6) Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7) Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8) Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9) Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас все хорошо?» (10) Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает все хорошо?
(11) А если бы вдруг и было… (12) Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье – это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13) Ведь если даже у вас все вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки… (14) Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15) Они постигли непостижимые сложности бытия. (16) Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17) Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18) Под волей он разумел свободу. (19) Лермонтов искал «свободы и покоя» — и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (20) Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21) «Покой нам только снится…» — через много лет печально констатировал Александр Блок. (22) Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. (23) Но все же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24) Бессмертных житейское благоденствие посещало нечасто. (25) Принято считать Гете баловнем судьбы. (26) А вот Ираклий Андроников показал мне гетевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою почитал счастливой. (27) Вот вам и «абсолютно»!
(28) На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:
(29)
Ты жизнь мне дал,
Но счастья не дал,
(30)
Ты сам на свете был гоним,
Ты в жизни только зло изведал…
(31) Тяжко приходилось бессмертным. (32) «В жизни только зло изведал…» … (33) Это относилось и к самому поэту. (34) Но сколько мудрости и света подарил он людям?!
(По А. Алексину)
А27. Укажите, между какими предложениями в тексте должна быть фраза: «Правда, великим была свойственна противоречивость мечтаний и действий».
1) между 14 и 15
2) между 18 и 19
3) между 19 и 20
4) между 24 и 25
А28. Определите стиль и тип речи текста.
1) художественный стиль; повествование и описание
2) публицистический стиль; рассуждение
3) разговорный стиль; повествование
4) научный стиль; рассуждение
А29. В каком из предложений есть фразеологизм?
1) 6
2) 7
3) 8
4) 9
В1. Назовите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯМИ (из предложения 2).
В2. Из предложения 13 выпишите частицу, омонимичную предлогу.
В3. Из предложений 15-17 выпишите словосочетание, в котором используется связь ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Затем запишите последовательность цифр.
… Автор делится своими размышлениями с собеседником-читателем, впечатление беседы создается, благодаря такому синтаксическому средству, как ____ (предложения 20, 22). Очень активно используются ______, подчеркивающие логическую связь между предложениями и выделяющие ключевые слова (предложения 13, 16, 19, 20, 22, 23, 26, 27).
… Текст читается с интересом и благодаря богатейшей лексике. Обратите внимание, как уместно используются, например, ______ (предложение 18, 24, 26), ____________ (сравните предложения 14 и 24 или 31).
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) устаревшие слова
3) жаргонизмы
4) контекстные синонимы
5) частицы
6) сравнительные обороты
7) инверсия
8) параллельные конструкции
9) периоды
10) неполные предложения, дополняющие предыдущие (парцелляция)
2 вариант
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) нАжился
2) позвОним
3) опошлИть
4) вручИт
А2. В каком предложении вместо слова КРАСОЧНЫЙ нужно употребить КРАСЯЩИЙ?
1) Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.
2) В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними, КРАСОЧНЫМИ.
3) Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.
4) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) красивше
2) много вишен
3) две седьмых
4) посади дерево
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Расположившись на земляной насыпи,
1) зрителям был виден весь стадион.
2) игры на стадионе проходили под одобрительные или возмущённые крики зрителей.
3) у зрителей был прекрасный обзор всего поля.
4) можно было наблюдать за ходом соревнований.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.
2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.
3) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж — широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.
1) 1
2) 1, 2, 3
3) 3
4) 2, 3
А7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) бл_годенствие, прин_ровиться, пол_гаться
2) интелл_ктуальный, зак_зать, распор_диться
3) озаб_ченный, раск_лоть, р_сточек
4) заб_левание, обр_зцовый, уд_стоен
А8. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_следовать, пр_клонный, пр_винтить
2) бе_крайний, ни_падающий, и_черпать
3) под_тожить, об_скать, меж_нститутский
4) не_хватный, пр_молчать, р_зместить
А9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) беспоко_шься, заброш_нный
2) накорм_шь, потревож_нный
3) под жар_шь, независ_мый
4) сыпл_шь, подмеч_нный
А10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. перекра_вая
Б. эмал_вый
В. удоста_вавший
Г. дешев_нький
1) А, Б
2) Б, Г
3) В
4) А, В, Г
А11. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Наш спутник оказался молчаливым, (не)разговорчивым человеком.
2) Егор слыл (не)утомимым тружеником.
3) Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.
4) Домашним животным (не)чего было опасаться людей.
А12. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.
2) Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.
3) Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.
4) Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы XX века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».
1) 1, 2, 3
2) 2
3) 3
4) 1, 2, 3, 4
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.
1) 1, 2, 3, 4
2) 2
3) 3, 4
4) 1, 3
А15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3, 4
3) 1, 3
4) 2, 3
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».
(4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни… (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною…». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».
(10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора…
(13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.
(17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой…
(19)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.
(23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25)Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла. (27)А Чехов разве не отправился спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос — лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её «Чернобыльская молитва», — это творческий и нравственный подвиг. (33)Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.
(34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (З7)Исповедовались.
(По Г.Бакланову*)
*Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) —
русский советский писатель, публицист.
А16. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
1) Милосердие, сострадание к людям, жертвенность всегда были в традиции у великих русских писателей.
2) Любовь к чтению иногда начинается с чтения первых, подаренных к празднику книг.
3) Чтение книг — это прежде всего постижение самого себя, осознание смысла своей жизни.
4) В литературе XX века, в отличие от классической, нет писателей, чьё творчество вызывало бы сильнейший отклик в душах читателей.
А17. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 23—33 содержится описание.
2) Предложения 1—3 подтверждают суждение, высказанное в предложении 4.
3) В предложениях 15—16 представлено повествование.
4) В предложениях 19—22 представлено рассуждение.
А18. Укажите номер предложения, в котором использован фразеологизм.
1) 10
2) 16
3) 21
4) 4
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В1. Укажите способ образования слова СОЧУВСТВИЕ (предложение 21).
В2. Из предложений 10—12 выпишите притяжательные местоимения.
В3. Из предложения 13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует синтаксическое средство выразительности, как ______ (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как _____ («В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и _____ (предложения 2—3, 8—9). Такой троп, как _____ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества.
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) литота
3) лексический повтор
4) эпитеты
5) цитирование
6) диалектизм
7) развёрнутая метафора
8) риторический вопрос
9) восклицательные предложения
ОТВЕТЫ
№ задания | 1 вариант | 2 вариант |
А1 | 2 | 4 |
А2 | 4 | 4 |
А3 | 3 | 1 |
А4 | 4 | 4 |
А5 | 4 | 3 |
А6 | 1 | 3 |
А7 | 3 | 2 |
А8 | 4 | 2 |
А9 | 1 | 3 |
А10 | 2 | 2 |
А11 | 2 | 3 |
А12 | 4 | 1 |
А13 | 3 | 1 |
А14 | 2 | 3 |
А15 | 4 | 2 |
А16 | 3 | 4 |
А17 | 2 | 1 |
А18 | 1 | 2 |
В1 | суффиксальный | Суффиксальный |
В2 | вроде | Мою, её |
В3 | (о) столь желанном | Всегда завидовал |
В4 | 7, 5, 2, 4 | 1,3,5,7 |
Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 2 баллов: 2 балла: нет ошибок; 1 балл: допущена 1 ошибка; 0 баллов: допущены 2 и более ошибок (полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие).
Оценивание:
«5»- 23-21 баллов
«4» — 20-14 балла
«3» — 13 -7 баллов
«2»- 6 и менее баллов
таблица, парные и непарные, буква й и звук ц
Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок [ ], использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ‘ ] свидетельствует о мягкости произношения.
…
Вконтакте
Мой мир
Звуки разделены на:
- Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
- Согласные звуки русского языка выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.
Согласные разделяют на:
- глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
- твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.
Буквы, обозначающие согласные звуки
Глухие
Тихие, прокричать их довольно сложно. Голосовые связки не препятствуют движению воздуха из легких, а звучание образуется за счет изменения формы губ и положения языка.
Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.
Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.
Это интересно! Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализа
Звонкие
При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну, и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.
К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.
При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.
Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.
Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).
Зв. | [б’] | [б] | [в’] | [в] | [г’] | [г] | [д’] | [д] | [ж] | [з’] | [з] | [й] | [л] | [м] | [н] | [р] |
Гл. | [п’] | [п] | [ф’] | [ф] | [к’] | [к] | [т’] | [т] | [ш] | [с’] | [с] | [х] | [ц] | [ч] | [щ] |
Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению. К примеру: дом — том, суд — зуд, код — год.
Глухие и звонкие согласные звуки
Парные согласные
Что означает парность согласных? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.
Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости
Зв. | [б] | [б’] | [в] | [в’] | [г] | [г’] | [д] | [д’] | [з] | [з’] | [ж] |
Гл. | [п] | [п’] | [ф] | [ф’] | [к] | [к’] | [т] | [т’] | [с] | [с’] | [ш] |
В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].
Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.
Парные согласные
Непарные согласные
Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.
Непарные согласные разделяются на:
- соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
- шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Алфавит русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!
Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!
Непарные согласные
Твердые и мягкие
Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.
При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка.
В речи звучание определяет последующая за согласным буква.
Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.
Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной.
Пример различия:
Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.
Фонетическая транскрипция:
[Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].
Правила произношения:
- твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
- мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
- твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
- твердые произносятся, если буква стоит последней в слове: класс, дом;
- согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
- всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
- исключения из правил:
- всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
- всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.
Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове.
Твердые и мягкие звуки
Оглушение
Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.
Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, [г] в речи часто заменяется на [х]. Это относится к дефекту, так как [г], приближенное к [х], считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.
Правила и примеры:
- буква стоит последней в слове: зуб – [зуп], прорубь – [п р о р у п’];
- после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – [с ы р о е Ш к а].
Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие. Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – [з д’ э л к а].
Это интересно! Что это такое и чем отличаются звуки от букв
Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие
Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе
1. | Какие слова начинаются с непарных звонких звуков? | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать, какие слова начинаются с непарных звонких звуков. |
2. | Вспомни непарные согласные звуки | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка выписывать из каждого данного слова букву согласного непарного по звонкости и глухости звука. |
3. | Какие слова начинаются с непарных глухих звуков? | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка определять, какие слова начинаются с непарных глухих звуков. |
4. | Определи слово, которое начинается с непарного звонкого согласного | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка указывать на то слово из нескольких, которое начинается с непарного звонкого согласного. |
5. | Непарный звонкий или глухой? | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать, какие непарные звуки обозначают буквы в словах (звонкие или глухие). |
6. | Определи слово, которое начинается с непарного глухого согласного | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка из нескольких слов определять то, которое начинается с непарного глухого согласного. |
7. | В каких словах все согласные непарные? | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка определять слова, в которых все согласные непарные. |
8. | Запиши слова | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка записывать слова, заменяя многоточие на возможную букву непарного по звонкости и глухости звука. |
9. | Это непарный согласный? | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать ошибки в определении букв непарных согласных. |
Звонкие против глухих согласных
Фонетики (изучающие звучание человеческого голоса) делят согласные на два типа: звонкие и глухие. Звонкие согласные требуют использования голосовых связок для создания характерных звуков; глухие согласные — нет. Оба типа используют дыхание, губы, зубы и верхнее небо для дальнейшего изменения речи. В этом руководстве представлены различия между звонкими и глухими согласными и даны несколько советов по их использованию.
ThoughtCo / Хайме НотЗвонкие согласные
Ваши голосовые связки, которые на самом деле являются слизистыми оболочками, проходят через гортань в задней части горла.Когда вы говорите, напрягаясь и расслабляясь, голосовые связки регулируют поток дыхания, выдыхаемого из легких.
Самый простой способ определить, озвучен согласный или нет, — это приложить палец к горлу. Когда вы произносите букву, почувствуйте вибрацию голосовых связок. Если вы чувствуете вибрацию, согласный звук звонкий.
Это звонкие согласные: B, D, G, J, L, M, N, Ng, R, Sz, Th (как в слове «тогда»), V, W, Y и Z.
Но если согласные — это только отдельные буквы, что такое Ng, Sz и Th? Это обычные звуки, которые производятся путем фонетического смешения двух согласных.
Вот несколько примеров слов, в состав которых входят звонкие согласные:
- проехал
- перчатки
- снаряды
- запустил
- поменял
- колеса
- прожил
- мечты
- обменял
- глобусы
- телефоны
- послушал
- организовал
Безмолвные согласные
Глухие согласные не используют голосовые связки для создания своих жестких перкуссионных звуков.Вместо этого они вялые, позволяя воздуху свободно течь из легких в рот, где язык, зубы и губы взаимодействуют, чтобы модулировать звук.
Это глухие согласные: Ch, F, K, P, S, Sh, T и Th (как в слове «вещь»). Общие слова, использующие их, включают:
- постирал
- пальто
- смотрел
- книги
- сиденья
- выпало
- тележки
Гласные
Гласные звуки (A, E, I, O, U) и дифтонги (комбинации двух гласных звуков) озвучиваются. Сюда также входит буква Y, когда она произносится как длинная E.
Примеры: город, жалость, грубость.
Изменение голоса
Когда согласные объединяются в группы, они могут изменить качество голоса следующего за ним согласного. Отличный пример — прошедшая простая форма правильных глаголов. Вы можете узнать эти глаголы, потому что они заканчиваются на «ed». Однако согласный звук этого окончания может измениться с звонкого на безголосый, в зависимости от предшествующего ему согласного или гласного.Практически во всех случаях E молчит. Вот правила:
- Если «ed» предшествует глухой согласный звук, такой как K, он должен произноситься как глухой T. Примеры: припаркованный, лающий, отмеченный
- Если «ed» предшествует звонкий согласный звук, такой как B или V, это следует произносить как звонкий D. Примеры: ограбленный, процветающий, толкнувший
- Если «ed» предшествует гласный звук, его следует произносить как звонкий D, потому что гласные всегда звонкие. Примеры: freed, fried, lied.
- Исключение: если перед словом «ed» стоит буква T, он должен произноситься как звонкий звук «id».В этом случае произносится буква «е». Примеры: точечный, гнилой, нанесенный
Этот паттерн также встречается во множественном числе. Если согласный перед буквой S произносится, буква S фонетически произносится как Z. Примеры: стулья, машины, сумки.
Если согласный, предшествующий S, глухой, то S также будет произноситься как глухой согласный. Примеры: летучие мыши, парки, трубы.
Связная речь
При разговоре в предложениях конечные согласные звуки могут изменяться в зависимости от следующих слов.Это часто называют связной речью.
Вот пример изменения с озвученного B в слове «клуб» на безголосый P из-за озвученного T в «to» следующего слова: «Мы пошли в клуб, чтобы встретиться с друзьями».
Вот пример замены звонкого D прошедшего простого глагола на глухой T: «Мы играли в теннис вчера днем».
звонких и глухих согласных
звонких и глухих согласных Звонкие и глухие согласные
Слоги и окончания слов
При обсуждении согласных звуков важно проводить различие.Согласные звуки могут быть звонкими или глухими.
Поднесите руку к горлу и произнесите слово « p ick». Вот увидел слово « б иг». Вы заметили что-нибудь другое? Когда вы произнесли слово «большой», ваши голосовые связки должны были завибрировать. Это потому, что / b / звонкий согласный. / p / — глухой согласный.
Пары согласных
Эти пары звуков сформированы одинаково.Единственная разница в том, вибрируют ли голосовые связки. Например, звуки / b / и / p / производятся губами. Однако, когда мы говорим / b /, мы используем голосовые связки для создания этого звука. Звук / b / немного длиннее и сильнее.
Звонкие согласные (движение голосовых связок) | глухие согласные (голосовые связки неподвижны) | ||
/ б / | b ack, a b ove | / п / | p encil, dro p |
/ д / | д ау, в девичестве д | / т / | т wo, wai т |
/ г / | г старый, ru г | / к / | c энди, awa k e |
/ v / | v ery, gi v e | / ф / | f ind, be f руда |
/ ð / | th e, th is | / ɵ / | th дюйм, wi th |
/ z / | z один, га s | / с / | s ee, c ity |
/ ʒ / | mea su re, bei ge | / ʃ / | sh e, di sh |
/ dʒ / | j eans, en j oy | / тʃ / | шасси ange, ri шасси |
/ м / | m ake, sa m e | ||
/ н /, / ŋ / | n o, буксирный n si ng , pi n k | ||
/ л / | л ook, be l ieve | ||
/ r / | r ed, ca r |
Конечные согласные звуки
Слушайте последние глухие и звонкие согласные звуки. Вы слышите разницу?
Безголосый | озвученный |
sa f e | sa v e |
WHI T E | wi d e |
pri c e | pri z e |
la p | la b |
Может быть трудно услышать финальный звук, но послушайте еще раз.Вы слышите разницу в том, как произносится гласный звук? Гласный звук на длиннее на перед звонким согласным.
Какое слово вы слышите?
Практика аудирования
Воспроизвести запись. Наведите указатель мыши на варианты, чтобы увидеть правильный ответ.
1. набор____________ сказал
2. Подобрать ___________ свинья
3.хит____________hid
4. свет ___________ подано
5. сиденье____________seed
6. rip_____________rib
7. город ___________ вниз
8. карточка ____________ охранник
9. слеза____________dare
10. путь ___________ ванна
Теперь послушайте оба слова в каждом наборе. Вы слышите разницу?
Существительные / прилагательные и глаголы
Следующие пары слов пишутся одинаково, но произносятся по-разному.В чем разница в произношении?
Существительные / прилагательные | Глаголы |
использовать | используйте |
закрыть | закрыть |
оправдание | оправдание |
злоупотребление | злоупотребление |
Правило : В приведенных выше парах конечными согласными являются глухие в существительных и прилагательных и озвученные в глаголах .
Важное значение имеет произношение окончаний -s и -ed в английском языке. Англоговорящие люди часто используют эти окончания, и они имеют разные грамматические значения.
Примеры: final -s
Грузовик s больше, чем автомобиль s . (множественное число)
Это кабинет инструктора . (притяжательный)
Джон работает с усердно каждый день. (третье лицо единственного числа)
Она и идёт на пляж.(сокращение от «is»)
Это год была холодная зима. (сокращение от «имеет»)
Примеры: final -ed
Они посещают ed New York. (глагол прошедшего времени)
Вот отчет revis ed . (прилагательное)
Я прожил здесь ed год. (причастие прошедшего времени)
Встреча началась ed раньше. (причастие прошедшего времени)
Лампочка была изобретена Томасом Эдисоном под номером ed . (причастие прошедшего времени)
Какой звук вы слышите?
Какой звук вы слышите: / s /, / z / или / iz /? Наведите указатель мыши на варианты, чтобы увидеть правильный ответ.
ожидания ___________ / s / / z / / iz /
марки __________ / с / / з / / из /
платья _________ / s / / z / / iz /
смеется ___________ / s / / z / / iz /
желания ___________ / s / / z / / iz /
дает ____________ / с / / з / / из /
В английском языке окончания -s могут звучать как / s /, / z / или / iz /
./ с /
В словах, оканчивающихся на глухой звук, произносите финальные -s как / s /.
Конечный звук | Word |
/ п / | Keep / kee пс |
/ т / | ждать / вай ts |
/ к / | внешний вид ks |
/ ф / | смех / лау ghs |
/ ɵ / | Земля / колос -е |
/ z /
В словах, оканчивающихся на звонкий звук, произносите финальные -s как / z /.
Конечный звук | Word |
/ б / | лаборатория / la bs |
/ д / | затухание / плавность des |
/ г / | мешок / ba GS |
/ в / | live / li ves |
/ ð / | дышать / бреа thes |
/ м / | комната / комната мс |
/ п / | вентилятор / фа нс |
/ ŋ / | кольцо / кольцо ngs |
/ л / | продам / продам ls |
/ р / | автомобиль / ca RS |
гласных: a, e, i, o, u | г / г н. э. he / h e’s пл. / Пл айс |
/ iz /
В словах, оканчивающихся на -sh, -ch, -x, -ss, -ge и звук / z /, добавьте дополнительный слог / iz /.
Конечный звук | Word |
/ с / | класс / класс sses |
/ з / | закрыть / закрыть ses |
/ ʃ / | блюдо / di shes |
/ тʃ / | улов / кошка ches |
/ dʒ / | возраст / ges |
Послушайте и скажите вместе с говорящим следующие пословицы. Обратите внимание на финальные звуки. Наведите указатель мыши на слова, чтобы убедиться, что вы произнесли правильные окончания.
1. Не все, что блестит, золото.
2. Ранняя пташка ловит червя.
3. Яблоко в день убережет врача.
4. Практика ведет к совершенству.
5. Один хороший поворот заслуживает другого.
6. Дьявол танцует в пустом кармане.
7. Последняя капля ломает верблюдов.
Какой звук вы слышите?
Какой звук вы слышите: / t /, / d / или / id /? Наведите указатель мыши на варианты, чтобы увидеть правильный ответ.
мойка ____________ / т / / д / / id /
очищено ____________ / т / / д / / id /
ждал _____________ / т / / д / / id /
сдано _____________ / т / д / / id /
кричал _____________ / т / / д / / id /
фиксированный ______________ / т / / д / / id /
танцевальный ____________ / т / / д / / id /
/ т /В словах, оканчивающихся на глухой звук, заключительный -ed произносится / т /.
Конечный звук | Word |
/ п / | стоп / стоп ппед |
/ к / | разговор / тал ked |
/ ф / | смех / лау ghed |
/ с / | пасс / год ssed |
/ ʃ / | rush / ru shed |
/ тʃ / | часы / ват чед |
/ д /
В словах, оканчивающихся на звонкий звук, финальный -ed произносится как / d /.
Конечный звук | Word |
/ б / | руб / ру кровать |
/ г / | джог / дзё гед |
/ в / | живая / ли вед |
/ ð / | дышать / бреа thed |
/ з / | закрыть / закрыть sed |
/ dʒ / | сдача / канал ged |
/ м / | мечта / дреа средний |
/ п / | обучение / обучение ned |
/ ŋ / | неправильно / wro nged |
/ л / | звонок / ca lled |
/ р / | ответ / ответ красный |
гласных звука: а, э, и, о, и | шоу / ш причитается cry / cr ied пл. / Пл айед |
/ id /
В словах, оканчивающихся на / т / или / д / звук, добавьте слог / id /.
Конечный звук | Word |
/ т / | создать / создать ted краска / краска ted старт / звезда ted хочу / ван тед |
/ д / | нужно / в девичестве ded руководство / графический интерфейс ded включает / включает ded |
В естественной речи иногда мы c меняем, перемещаем или опускаем окончание слова, потому что мы связываем или соединяем его со следующим словом.
Попрактикуемся в соединении окончаний -s и -ed со следующими словами.
Ссылка на слова, которые начинаются с гласного звука.
Когда одно слово заканчивается согласным звуком, а следующее слово начинается с гласного звука, мы часто связываем эти два слова. Похоже, мы берем последний согласный звук и помещаем его в начало следующего слова.
calle d u p__________ звучит как call dup
напряжение d o ut_______ напряжение dout
walke d i n_________ walk din
приготовлено i t_________ повар dit
pas s o n_____________ звучит как pass son
Марка — это rm__________ Mark sarm
John ‘ s i n____________ John zin
захват es u p___________catchi zup
Ссылка на слова с таким же или похожим звуком.
turne d d own__________ звучит как Turn down
planne d t o go ____________ Plan to go
walke d t o_____________ пешком до
Слушайте и повторяйте
Прослушайте и повторите следующие предложения, обращая внимание на ссылки.
1. У меня есть касса d i n в отеле.
2. Я уже чек д о ут.
3. I majore d i n English.
4. Приносили ли вы в в своей статье?
5. Учитель передал задание до .
6. Я верну d d владею объемом.
7. Мы звоним по телефону или из нашей поездки из-за плохой погоды.
диаграмм согласных | Электронный курс БЕСПЛАТНОГО произношения
Изменение схемы согласных в Википедии Статья по английской фонологии
Иногда бывает сложно назвать согласный звук по его символу, особенно для таких звуков, как / ʃ /, чье имя никто не помнит. Итак, лучший способ вызвать согласную — это перечислить три ее характеристики .
Условные обозначения согласных звуков следующие:
[звук] [место произнесения] [манера произношения]
Так, например:
- Звук / f / называется — безголосый губно-зубной фрикативный.
- Звук / ʒ / (от зрения) называется — звонкий постальвеолярный фрикативный звук
- Звук / p / называется — глухая двухгубная остановка
Видите? Эти большие фонетические термины не так уж и страшны, если вы разберетесь с ними. Символы IPA тоже довольно просто выучить, если выделить те, которые отличаются от английского письма:
- / θ / — глухой зубной фрикативный — «th» звук от «театра» и «густой»
- / ð / — звонкий зубной фрикативный звук — «й» звук от «тогда» и «скорее»
- / ʃ / — глухой постальвеолярный фрикативный звук — звук «ш» от «корабль» и «ясень»
- / ʒ / — звонкий постальвеолярный фрикативный звук — звук «s» от «мера» и «зрение»
- / tʃ / — глухой постальвеолярный аффрикат — звук «ч» от «ребенка» и «мешочка»
- / dʒ / — звонкий постальвеолярный аффрикат — звук «j» из «john» и звук «g» из «vintage»
- / ŋ / — velar nasal (звонкий избыточный, потому что все носовые звуки озвучены, а то вы просто сопли-ракетами из носа пускаете). — звук «н» от «иду» и «провалил».
- /? / — гортанная остановка — пропадает согласный звук из таких фраз, как «wha (t) time is it»
Кроме того, есть несколько других расхождений между IPA и английским письмом, которые могут сбить вас с толку. Я перечисляю их ниже:
- / j / (звонкий небный аппроксимант) обычно обозначается на английском языке буквой «y» в таких словах, как «молодой» и «двор». Это НЕ звук, который обычно обозначает буква «j» в английском письме («j» в «job» на самом деле означает a / dʒ /).
- Английская буква «g» иногда используется для обозначения / dʒ / звучат тоже, как и в случае со словами «джин» и «настоящий».Просто помните, что этот символ IPA / g / ВСЕГДА представляет собой озвученную велярную остановку от таких слов, как «парень» и «вина».
- Буква «c» на английском языке может быть либо / k / sound, как в «cat» и «car», либо / s / sound, как в «cycle and« cinder »
- The Буква «s» в английском языке часто используется для обозначения звука / z /, а НЕ / s /, как в случае с такими словами, как «тюрьма» и «пропасть».
Помните, когда я рассказывал вам, как пишется английский вещь все испортила? Не позволяйте этому испортить ваше понимание истинной природы звука .Доверьтесь МФА и основным принципам именования согласных, и вы не запутаетесь при изучении новых языков.
Заключительное упражнениеДля сегодняшнего заключительного упражнения назовите каждую из согласных ниже и перечислите одно слово (из любого языка), содержащее этот звук (постарайтесь не прокручивать вверх и не хитрить).
- / s /
- / tʃ /
- / n /
- / ʃ /
- / g /
Следите за обновлениями к следующему уроку, где мы подробнее расскажем о моем методе построения Усильте эти звуки с помощью Flow Training.
Американский английский: безголосые и звонкие согласные
Безмолвные и звонкие согласные
Один из способов классификации согласных — это определение того, глухие они или звонкие. Важно знать разницу между этими типами, потому что длина гласной, которая предшествует согласной, определяется тем, является ли согласная, следующая за ней, глухой или звонкой. Кроме того, знание того, является ли звук глухим или озвученным, поможет вам правильно произносить такие буквы, как « -ed » и « -s » в конце слов.
Во-первых, давайте узнаем, как различать звонкий и глухой согласные. Положите пальцы на переднюю среднюю часть шеи. Теперь произнесите / z / как в слове зоопарк . Теперь давайте сделаем его длиннее: zzzzzzz . Вы должны почувствовать вибрацию голосовых связок. Так вы узнаете, что озвучен звук / z /. Теперь давайте попробуем это со звуком / s /, как в слове sat . Скажите / s /. Теперь продлим его sssssss . На этот раз в голосовых связках не было вибрации, поэтому согласная считается глухой.Это все, что нужно сделать. Положение языка и губ / z / и / s / идентично. Единственная разница между ними — вибрация или отсутствие вибрации. Посмотрите на другие пары согласных, которые воспроизводятся точно так же, за исключением вибрации голосовых связок.
Глухие и звонкие согласные Звуковые пары
Безмолвные | Звонкие | ||||||
/ p / | 138 90 / b71 901 | ||||||
ro p e | ro b e | ||||||
/ t / | t en | / d / | 9012 d / | см. d | |||
/ k / | c lass | / g / | g lass | 28||||
1871 | ba g | ||||||
/ f / | f ault | / v / | v ault | ||||
lea3 f lea | |||||||
/ θ / | th ank | / ð / | th is | ||||
brea th | |||||||
brea | s чернила | / z / | z inc | ||||
pri c e | pri z e | ||||||
ure | / ʒ / | просьба s ure | |||||
wi sh | масса g e | ||||||
/ tʃ / | 9018 9018 | 9018 | j oke | ||||
ri ch | ri dg e |
Звонкие согласные Звуки
Теперь давайте рассмотрим остальные согласные звуки английского языка. Эти согласные все звонкие, но у них нет глухой пары. Убедитесь, что вы чувствуете вибрацию местных шнуров, когда произносите их.
/ м / | м на | |
на м | ||
ле м на | ||
9011 9011 9011 9011 9011 9011 9011 9013 | ||
fu n | ||
a n y | ||
/ ŋ / | goi ng | |
12 | ||
/ l / | l ove | |
wi ll | ||
ye ll ow | ||
/ r / ed | r / ed 9018 9018 9018r | ca r d |
/ w / (*) | w дюйм | |
lo w er | ||
q 9013 j 3 iet / (*) | y es | |
ma y or | ||
y oung |
(*) Буква w и y с их согласным звуком / w / и / j /, соответственно, иногда называют «полугласными», потому что они образованы аналогично гласным, но действуют в отличие от гласных, когда используется в словах. Буква y может использоваться для обозначения различных звуков в разных словах: как гласный звук / ɪ / в m y th и h y mn , как дифтонг / aɪ / звук в m. y , как / i / звук в будет y ond , а согласный звук / j / in y oung и y es . Звук / w / очень близок к гласному звуку / u /, как в w et и soft w .
Безголосый согласный / h / Звук
Этот последний согласный звук глух и не имеет звонкой пары, которой он соответствует.
Фонетическая таблица
Leave A Comment