правило. Приставки на «з» и «с»: правило

Ра…пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Тогда начнём.

Приставки на –з и –с

В нашем языке действует морфологический принцип орфографии, который основывается на том, что все морфемы пишутся обычно одинаково. Морфема — это часть слова, имеющая какое-то значение: изменяет словоформу (окончание), образует новое слово (приставка или суффикс) или заключает в себе главное лексическое значение (корень). В соответствии с этим принципом правописание согласных и гласных в приставках определяется таким правилом:

Приставки всегда одинаково пишутся, и их правописание не зависит от того, как они произносятся.

Примеры вы можете видеть ниже.

правописание согласных и гласных в приставках

Так обычно пишутся приставки, но не приставка рас- и раз- . Правило правописания для этого случая своеобразное, так называемое фонетическое: как слышится так и пишется. Правило это имеет отношение ко всем приставкам, у которых на конце есть буквы –з или –с.

Примеры:

раз-, рас-: развести, раскрыть;

из-, ис-: изливать, искоренить;

воз-, вос-: возвыситься, восходящий;

вз-, вс-: взвесить, вскрыть;

без-, бес-: безгрещный, бесхитростный;

низ-, нис-: низвергать, нисходить;

через-, черес-: черезвычайный, чересстрочный.

Правописание приставок на з–с, раз-, рас- в том числе, определяется правилом:

Буква з пишется перед согласными звонкими, буква с пишется перед согласными глухими.

Теперь не помешает вспомнить, что мы называем согласными звонкими, а что глухими:

Звонкие согласные

произносятся, когда напрягаются голосовые связки. Приложив к горлу ладонь при их произнесении, можно почувствовать дрожь.

Глухие согласные

произносятся без напряжения голосовых связок, они произносятся без дрожания в горле.

Так пишется приставка рас- и раз-, правило обозначено выделением

разбег

развод

разгром

раздача

разжалобить

раззадорить

разлом

разморило

разнести

разрубить

расправить

расфокусировать

раскатать

раструбить

расширить

рассорить

расходиться

расцепить

расчёт

расщелина

Итак, из всего вышеизложенного следует подтверждение фонетического принципа написания приставки с -с и -з на конце.

Приставки на –з и –с необходимо отличать от приставки с-

Главное отличие приставки с от приставок на –з и –с в том, что с- состоит из одной буквы и всегда пишется одинаково, а перед –з и –с должны быть какие-то буквы.

Сделать – разделаться, сбросить – разбросать, сживать – разжиться, сжигать – разжигать, сжимать – разжимать, сдобрить – раздобрел, сговор – разговор, сберечь – разбирать, свить – развить, сгинуть – разгибаться, сгрести – разгрести.

Слова без приставок

Приставку с- и приставки на з и –с (правило, регулирующее правописание дано выше) нельзя путать со словами без приставок: здание, здесь, здоровье, зрение, зги (не зги не видать).

как пишется раз рас роз рос

В начале этих словах пишется буква з.

Приставки раз-, рас-, роз-, рос- имеют чередование гласных

Существует ещё одна трудность, которую может преподнести приставка рас- и раз-. Правило правописания для приставок на –з и –с не единственное. Есть в этой приставке ещё одна орфограмма.

Правописание гласных в приставке раз-, рас- — роз-, рос- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу. Как пишется раз-, рас-, роз-, рос-? Для этой орфограммы существует особое правило: без ударения пишем раз-(рас-), а в ударном положении будем писать роз-(рос-): раздать – розданный, разливать – розлив, разыграть – розыгрыш, расписывать – роспись, расчеркать – росчерк.

Повторим изученное

В начале нашего исследования мы задались вопросом:

Ра…пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Вернёмся к нему.

Как пишутся приставки на -з и -с? Правило о правописании –з и –с на конце приставок даёт возможность произвести следующее рассуждение:

В слове «распирает» — приставка рас-, потому что после приставки находится глухой согласный звук – [п].

В слове «разбираться» – приставка раз-, так как следует после неё звонкий согласный – [б].

Правило о чередовании о/а в приставке рас- — рос-, раз- — рас- применяем в рассуждении:

В словах «распирает» и «разбираться» безударная приставка, значит, нужно писать букву «А» в этих словах.

Тест

Итак, нами получено знание о том, как пишется приставка рас- и раз-, правило правописания усвоено и отработано. Самое время перейти к практической части и выполнить тест.

Из данных предложений из произведения А. Грина выпишите слова, в которых есть приставки с изученными орфограммами.

правописание приставок на з и с раз рас

1) Пройдёт немало лет, и расцветёт одна сказка, которая запомнится надолго. Однажды, когда ты будешь большой, в морской дали сверкнёт алый парус. Корабль с алыми парусами, рассекая волны, поплывёт прямо к берегу. На берегу будет стоять толпа людей, и ты будешь там. Корабль будет приближаться под звуки прекрасной музыки, и от него поплывёт лодка, вся в коврах, цветах и золоте. В лодке будет стоять прекрасный принц, он протянет к тебе руки и скажет: «Здравствуй, Ассоль! Ты приснилась мне во сне, и вот я приехал за тобой». Ты сядешь с ним в лодку и уплывёшь далеко-далеко в волшебный край, где просыпается солнце. И звёзды опустятся с небес, чтобы увидеть тебя и поздравить с прибытием.

приставка раз рас роз рос

2) Она жила в полусне обеспеченности. Но странная привязанность к сыну была, наверное, одной из склонностей, которые смутно ощущаются, оставляя волю бездейственной. Холодная и неприступная, Лилиан Грэй, оставаясь наедине с сыном, становилась просто мамой, разговаривавшей ласковым голосом о всяких сердечных пустячках, вся сила которых не в смысле, а в чувстве. Она решительно не могла в чём бы то ни было отказать ему и прощала всё.

3) В четырнадцать лет Артур тайком покинул дом. Вскорости из порта вышла шхуна, увозя юнгу с внешностью девочки, переодевшейся для маскарада. Этим юнгой был Грэй. В течение года Артур помотал своё имущество, состоящее из лакированных сапожек и тонкого батистового белья, на пирожном, а остальную часть промотал в карты. Он пил, задыхаясь, водку, с замирающим сердцем на купанье прыгал головой вниз с борта корабля в морскую глубину. Он понемногу растерял всё, кроме своей странной души, летящей и устремлённой. Он потерял слабость и изящество стана, став широк в кости и крепок мускулами, благородная бледность сменилась тёмным загаром, изысканная манера движений исчезла, уступив место уверенной точности работающей руки. Речь утратила текучесть, стала точной и короткой.

Капитан шхуны, суровый моряк, увидев однажды, как мастерски Артур вяжет парус на рею, позвал его к себе в каюту и сказал, раскрыв истрёпанную книгу:

— Слушай внимательно. Начинаем делать из щенка капитана.

пристаки рас и раз правило

4) Она уходила на берег и, дождавшись рассвета, волнуясь и робея, совершенно серьёзно всматривалась в горизонт, ожидая появления алых парусов. Эти минуты были для неё самыми счастливыми среди серых будней, и ей было трудно отказаться от них, хотя они отделали её от всех других людей, делая её посмешищем и изгоем. Одиночество безмерно тяготило её, и у губ уже легла та страдальческая морщинка, которую не изгладить ничем, только радостным оживлением.

приставки на з и с правило

5) Ассоль спешила к морю. Иногда крыши домов или сараев скрывали от неё белый корабль и алые паруса. Тогда Ассоль, боясь исчезновения видения, торопилась изо всех сил, и только снова увидев алые паруса, останавливалась, облегчённо вздохнув. Как только Ассоль появилась в толпе, все замолкли и расступились перед ней в страхе, и она осталась одна в пустоте, растерянная, счастливая и пристыженная. С щеками не менее алыми, чем паруса, с которых она не сводила глаз, она беспомощно протянула руки к чудесному высокому кораблю. От волнения, блеска воды и сияния алого шёлка девушка уже не могла различать, что движется: она сама, корабль или лодка, отделившаяся от корабля.

Проверь себя

1) Расцветёт, рассекая, восходит.

2) Бездейственной, разговаривавшей.

3) Растерял, раскрыв, истрёпанную.

4) Рассвета, безмерно, изгладить.

5) Вздохнув, растерянная, беспомощно, различать.

Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему: Правописание приставок раз-, рас-.

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа № 3

муниципального  образования  

город  Горячий  Ключ

Разработка урока  

по русскому языку

тема «Правописание приставок раз-, рас-»

4 класс

                                                             Учитель МОУ СОШ №3

Черных Виктория Владимировна

1 квалификационная категория

МО г. Горячий Ключ -2010

Тема урока «Правописание приставок раз-, рас-.»

Цель урока:  — повторить написание словарных слов;

                        — вывести с учащимися правило написания приставок раз-, рас-;

                        — вспомнить три лица личных местоимений, их изменеие по    

                          числам и падежам;                                              

                        — воспитывать коммуникативные навыки на этапах анализа    

                          языкового материала.    

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (Учащиеся здороваются с гостями.)

— А сейчас откройте тетради и запишите число.

II. Словарная работа.

—  Вспомним правописание некоторых словарных слов, которые нам продиктует Яна (ученик заранее готовит дома слова для диктовки), а к доске выйдет Саша. (Вызванный к доске ученик записывает под диктовку другого ученика изученные ранее словарные слова).

III. Определение темы урока и постановка цели.

       На доске заранее написаны слова с пропущенными буквами в приставках

РА(З/С)ШИРИТЬ                   РА(З/С)ОГНАТЬ                  РА(З/С)ДВИНУТЬ

— Анишит Йокоповна попросила Машу написать слова в которые нужно правилино вставить согласные буквы з или с. Прочитайте слова. (Вызванный ученик с места читает: «Расширить, разогнать, раздвинуть»).  

— В каких частях слова пропущены буквы? (В приставках.) 

— А сможем ли мы с вами сейчас выбрать нужную букву? (Нет.)

— Действительно. Мы с вами ещё не знаем правила. Вставить буквы в данные слова мы с вами сможем  позже, после того, как узнаем привило их написания. А теперь попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (Выслушиваются ответы детей.)

— Итак, тема урока звучит так: «Правописание приставок раз-, рас-».

 IY. Работа над темой.

Заседание клуба «Ключ и заря»

— Откройте учебники на стр. 17 и прочитаем о чём спорили Миша и Костя на заседании клуба «Ключ и заря».

Выполнение упражнения 10 на стр. 18.

Задание: открой обратный словарь на стр. 179. используй для работы            все глаголы на  –ать из первых двух столбиков слов. Выпиши словарные с

2

приставками раз-, рас-, в два столбика. Подчеркни в каждом слове букву, с которой начинается корень. Какая приставка пишется, если корень слова начинается со ЗВОНКОГО согласного? А если с ГЛУХОГО согласного?

разломать                               расписать

разбросать                             расхватать

разболтать                            раскатать

размешать                             распечатать

                                                 расшатать

                                                 рассчитать

                                                 растоптать

                                                 расслышать

— С каких согласных начинается корень в словах в первом столбике? (Со звонких).

— С каких согласных начинается корень в словах во втором столбике? (С глухих).

Вывод: если корень начинается со звонкой согласной, пишем приставку раз-; если корень начинается с глухой согласной, пишем приставку рас-.

3. Выполнение упражнения 11 на стр.18.

Задание: Запиши слова. Выдели в них приставка. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает? Какой вывод ты можешь сделать.

разобидеть                                       разоружить

разубедить                                       разодеться

Вывод: приставка раз- пишется в словах, у которых корень начинается с гласного.

4. Чтение привила в учебнике на стр. 18.

— Анишит Йокоповна создала нам одну трудность. Сейчас нам предстоит не просто прочитать правило, а выбрать из двух вариантов слов верное, чтобы получилось правило.




Приставка РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных (звонких? глухих?) согласных.



Приставка РАС- пишется в словах, корни которых начинаются с (звонких? глухих?) согласных.




(Учащиеся читают правило, выбирают верное слово и подчеркивают его.) 

3

— Теперь мы можем вставить буквы в приставки слов, написанные Машей. (Ученик вызванный к доске вписывает нужные буквы, объясняя свой выбор правилом.)

РАсШИРИТЬ                   РАзОГНАТь                  РАзДВИНУТЬ

Y. Закрепление.

1. Самостоятельная работа. Тетрадь для самостоятельной работы № 2 упражнение 12 стр. 11.

Задание: Впиши приставку РАС- или РАЗ-. Подчеркни буквы, с которых начинаются корни слов.

Найди выделенные местоимения. Маша считает, что это формы одного и того же местоимения. Миша говорит, что это разные местоимения. Подчеркни правильный ответ. Над местоимениями укажи лицо, число, падеж.

Я ____сердился, да как заору:                  

-Нет! Это чужая квартира.

____вяжите, отпустите

Этих маленьких детей.

Тут Федорины коты

____фуфырили хвосты.

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы ____болелись.

 

А завтра ____скажет он сам

Про все свои подвиги нам.

Кто из лютых когтей

____разъярённых зверей

Нашу бедную Лялечку вызволит?

(К.Чуковский)

Всем очень нужен, знаю я,

____умный

____порядок дня.

(М.Дружинина)

2. Работа в паре. После выполнения работы, соседи по парте обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга правильность выполнения упражнения.

YI. Итог урока.

Творческое задание: заменить выделенные слова синонимами с приставками РАЗ-, РАС-.

На интерактивной доске отображено задание.  

Грачи давно ходили (…) по двору и начали вить гнёзда в берёзовой роще. Скворцы тоже переселялись (…) поближе к человеческому жилью. Отец сообщал (…), что видел стаю лебедей. Они летели на большой высоте, и отец едва мог их увидеть (…) разглядеть. Река Тверца вышла из берегов (…) и затопила луга.

Слова для справок: рассказывать, разглядеть, разлиться, расхаживать, располагаться.

YIII. Итог урока.

— Правописание какие приставок мы сегодня изучали?

— В каких случаях пишется приставка раз-?

— Когда мы пишем приставку рас-?

YII. Домашнее задание.

Учебник ч. 2 стр.19 упр.12

 

правило. Приставки на «з» и «с»: правило

Образование 7 августа 2016

Ра…пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Тогда начнём.

Приставки на –з и –с

В нашем языке действует морфологический принцип орфографии, который основывается на том, что все морфемы пишутся обычно одинаково. Морфема — это часть слова, имеющая какое-то значение: изменяет словоформу (окончание), образует новое слово (приставка или суффикс) или заключает в себе главное лексическое значение (корень). В соответствии с этим принципом правописание согласных и гласных в приставках определяется таким правилом:

Приставки всегда одинаково пишутся, и их правописание не зависит от того, как они произносятся.

Примеры вы можете видеть ниже.

Так обычно пишутся приставки, но не приставка рас- и раз- . Правило правописания для этого случая своеобразное, так называемое фонетическое: как слышится так и пишется. Правило это имеет отношение ко всем приставкам, у которых на конце есть буквы –з или –с.

Примеры:

раз-, рас-: развести, раскрыть;

из-, ис-: изливать, искоренить;

воз-, вос-: возвыситься, восходящий;

вз-, вс-: взвесить, вскрыть;

без-, бес-: безгрещный, бесхитростный;

низ-, нис-: низвергать, нисходить;

через-, черес-: черезвычайный, чересстрочный.

Правило правописания приставок на –З и –С

Правописание приставок на з–с, раз-, рас- в том числе, определяется правилом:

Буква з пишется перед согласными звонкими, буква с пишется перед согласными глухими.

Теперь не помешает вспомнить, что мы называем согласными звонкими, а что глухими:

Звонкие согласные

произносятся, когда напрягаются голосовые связки. Приложив к горлу ладонь при их произнесении, можно почувствовать дрожь.

Глухие согласные

произносятся без напряжения голосовых связок, они произносятся без дрожания в горле.

Так пишется приставка рас- и раз-, правило обозначено выделением

разбег

развод

разгром

раздача

разжалобить

раззадорить

разлом

разморило

разнести

разрубить

расправить

расфокусировать

раскатать

раструбить

расширить

рассорить

расходиться

расцепить

расчёт

расщелина

Итак, из всего вышеизложенного следует подтверждение фонетического принципа написания приставки с -с и -з на конце.

Приставки на –з и –с необходимо отличать от приставки с-

Главное отличие приставки с от приставок на –з и –с в том, что с- состоит из одной буквы и всегда пишется одинаково, а перед –з и –с должны быть какие-то буквы.

Сделать – разделаться, сбросить – разбросать, сживать – разжиться, сжигать – разжигать, сжимать – разжимать, сдобрить – раздобрел, сговор – разговор, сберечь – разбирать, свить – развить, сгинуть – разгибаться, сгрести – разгрести.

Слова без приставок

Приставку с- и приставки на з и –с (правило, регулирующее правописание дано выше) нельзя путать со словами без приставок: здание, здесь, здоровье, зрение, зги (не зги не видать).

В начале этих словах пишется буква з.

Приставки раз-, рас-, роз-, рос- имеют чередование гласных

Существует ещё одна трудность, которую может преподнести приставка рас- и раз-. Правило правописания для приставок на –з и –с не единственное. Есть в этой приставке ещё одна орфограмма.

Правописание гласных в приставке раз-, рас- — роз-, рос- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу. Как пишется раз-, рас-, роз-, рос-? Для этой орфограммы существует особое правило: без ударения пишем раз-(рас-), а в ударном положении будем писать роз-(рос-):

раздать – розданный, разливать – розлив, разыграть – розыгрыш, расписывать – роспись, расчеркать – росчерк.

Повторим изученное

В начале нашего исследования мы задались вопросом:

Ра…пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Вернёмся к нему.

Как пишутся приставки на -з и -с? Правило о правописании –з и –с на конце приставок даёт возможность произвести следующее рассуждение:

В слове «распирает» — приставка рас-, потому что после приставки находится глухой согласный звук – [п].

В слове «разбираться» – приставка раз-, так как следует после неё звонкий согласный – [б].

Правило о чередовании о/а в приставке рас- — рос-, раз- — рас- применяем в рассуждении:

В словах «распирает» и «разбираться» безударная приставка, значит, нужно писать букву «А» в этих словах.

Тест

Итак, нами получено знание о том, как пишется приставка рас- и раз-, правило правописания усвоено и отработано. Самое время перейти к практической части и выполнить тест.

Из данных предложений из произведения А. Грина выпишите слова, в которых есть приставки с изученными орфограммами.

1) Пройдёт немало лет, и расцветёт одна сказка, которая запомнится надолго. Однажды, когда ты будешь большой, в морской дали сверкнёт алый парус. Корабль с алыми парусами, рассекая волны, поплывёт прямо к берегу. На берегу будет стоять толпа людей, и ты будешь там. Корабль будет приближаться под звуки прекрасной музыки, и от него поплывёт лодка, вся в коврах, цветах и золоте. В лодке будет стоять прекрасный принц, он протянет к тебе руки и скажет: «Здравствуй, Ассоль! Ты приснилась мне во сне, и вот я приехал за тобой». Ты сядешь с ним в лодку и уплывёшь далеко-далеко в волшебный край, где просыпается солнце. И звёзды опустятся с небес, чтобы увидеть тебя и поздравить с прибытием.

2) Она жила в полусне обеспеченности. Но странная привязанность к сыну была, наверное, одной из склонностей, которые смутно ощущаются, оставляя волю бездейственной. Холодная и неприступная, Лилиан Грэй, оставаясь наедине с сыном, становилась просто мамой, разговаривавшей ласковым голосом о всяких сердечных пустячках, вся сила которых не в смысле, а в чувстве. Она решительно не могла в чём бы то ни было отказать ему и прощала всё.

3) В четырнадцать лет Артур тайком покинул дом. Вскорости из порта вышла шхуна, увозя юнгу с внешностью девочки, переодевшейся для маскарада. Этим юнгой был Грэй. В течение года Артур помотал своё имущество, состоящее из лакированных сапожек и тонкого батистового белья, на пирожном, а остальную часть промотал в карты. Он пил, задыхаясь, водку, с замирающим сердцем на купанье прыгал головой вниз с борта корабля в морскую глубину. Он понемногу растерял всё, кроме своей странной души, летящей и устремлённой. Он потерял слабость и изящество стана, став широк в кости и крепок мускулами, благородная бледность сменилась тёмным загаром, изысканная манера движений исчезла, уступив место уверенной точности работающей руки. Речь утратила текучесть, стала точной и короткой.

Капитан шхуны, суровый моряк, увидев однажды, как мастерски Артур вяжет парус на рею, позвал его к себе в каюту и сказал, раскрыв истрёпанную книгу:

— Слушай внимательно. Начинаем делать из щенка капитана.

4) Она уходила на берег и, дождавшись рассвета, волнуясь и робея, совершенно серьёзно всматривалась в горизонт, ожидая появления алых парусов. Эти минуты были для неё самыми счастливыми среди серых будней, и ей было трудно отказаться от них, хотя они отделали её от всех других людей, делая её посмешищем и изгоем. Одиночество безмерно тяготило её, и у губ уже легла та страдальческая морщинка, которую не изгладить ничем, только радостным оживлением.

5) Ассоль спешила к морю. Иногда крыши домов или сараев скрывали от неё белый корабль и алые паруса. Тогда Ассоль, боясь исчезновения видения, торопилась изо всех сил, и только снова увидев алые паруса, останавливалась, облегчённо вздохнув. Как только Ассоль появилась в толпе, все замолкли и расступились перед ней в страхе, и она осталась одна в пустоте, растерянная, счастливая и пристыженная. С щеками не менее алыми, чем паруса, с которых она не сводила глаз, она беспомощно протянула руки к чудесному высокому кораблю. От волнения, блеска воды и сияния алого шёлка девушка уже не могла различать, что движется: она сама, корабль или лодка, отделившаяся от корабля.

Проверь себя

1) Расцветёт, рассекая, восходит.

2) Бездейственной, разговаривавшей.

3) Растерял, раскрыв, истрёпанную.

4) Рассвета, безмерно, изгладить.

5) Вздохнув, растерянная, беспомощно, различать.

Источник: fb.ru

правило. Приставки на з и с: правило

Ра…пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Тогда начнём.

Приставки на –з и –с

В нашем языке действует морфологический принцип орфографии, который основывается на том, что все морфемы пишутся обычно одинаково. Морфема — это часть слова, имеющая какое-то значение: изменяет словоформу (окончание), образует новое слово (приставка или суффикс) или заключает в себе главное лексическое значение (корень). В соответствии с этим принципом правописание согласных и гласных в приставках определяется таким правилом:

Приставки всегда одинаково пишутся, и их правописание не зависит от того, как они произносятся.

Примеры вы можете видеть ниже.правописание согласных и гласных в приставках

Так обычно пишутся приставки, но не приставка рас- и раз- . Правило правописания для этого случая своеобразное, так называемое фонетическое: как слышится так и пишется. Правило это имеет отношение ко всем приставкам, у которых на конце есть буквы –з или –с.

Примеры:

раз-, рас-: развести, раскрыть;

из-, ис-: изливать, искоренить;

воз-, вос-: возвыситься, восходящий;

вз-, вс-: взвесить, вскрыть;

без-, бес-: безгрещный, бесхитростный;

низ-, нис-: низвергать, нисходить;

через-, черес-: черезвычайный, чересстрочный.

Правописание приставок на з–с, раз-, рас- в том числе, определяется правилом:

Буква з пишется перед согласными звонкими, буква с пишется перед согласными глухими.

Теперь не помешает вспомнить, что мы называем согласными звонкими, а что глухими:

Звонкие согласные

произносятся, когда напрягаются голосовые связки. Приложив к горлу ладонь при их произнесении, можно почувствовать дрожь.

Глухие согласные

произносятся без напряжения голосовых связок, они произносятся без дрожания в горле.

Так пишется приставка рас- и раз-, правило обозначено выделением

разбег

развод

разгром

раздача

разжалобить

раззадорить

разлом

разморило

разнести

разрубить

расправить

расфокусировать

раскатать

раструбить

расширить

рассорить

расходиться

расцепить

расчёт

расщелина

Итак, из всего вышеизложенного следует подтверждение фонетического принципа написания приставки с -с и -з на конце.

Приставки на –з и –с необходимо отличать от приставки с-

Главное отличие приставки с от приставок на –з и –с в том, что с- состоит из одной буквы и всегда пишется одинаково, а перед –з и –с должны быть какие-то буквы.

Сделать – разделаться, сбросить – разбросать, сживать – разжиться, сжигать – разжигать, сжимать – разжимать, сдобрить – раздобрел, сговор – разговор, сберечь – разбирать, свить – развить, сгинуть – разгибаться, сгрести – разгрести.

Слова без приставок

Приставку с- и приставки на з и –с (правило, регулирующее правописание дано выше) нельзя путать со словами без приставок: здание, здесь, здоровье, зрение, зги (не зги не видать).

как пишется раз рас роз рос

В начале этих словах пишется буква з.

Приставки раз-, рас-, роз-, рос- имеют чередование гласных

Существует ещё одна трудность, которую может преподнести приставка рас- и раз-. Правило правописания для приставок на –з и –с не единственное. Есть в этой приставке ещё одна орфограмма.

Правописание гласных в приставке раз-, рас- — роз-, рос- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу. Как пишется раз-, рас-, роз-, рос-? Для этой орфограммы существует особое правило: без ударения пишем раз-(рас-), а в ударном положении будем писать роз-(рос-): раздать – розданный, разливать – розлив, разыграть – розыгрыш, расписывать – роспись, расчеркать – росчерк.

Повторим изученное

В начале нашего исследования мы задались вопросом:

Ра…пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Вернёмся к нему.

Как пишутся приставки на -з и -с? Правило о правописании –з и –с на конце приставок даёт возможность произвести следующее рассуждение:

В слове «распирает» — приставка рас-, потому что после приставки находится глухой согласный звук – [п].

В слове «разбираться» – приставка раз-, так как следует после неё звонкий согласный – [б].

Правило о чередовании о/а в приставке рас- — рос-, раз- — рас- применяем в рассуждении:

В словах «распирает» и «разбираться» безударная приставка, значит, нужно писать букву «А» в этих словах.

Тест

Итак, нами получено знание о том, как пишется приставка рас- и раз-, правило правописания усвоено и отработано. Самое время перейти к практической части и выполнить тест.

Из данных предложений из произведения А. Грина выпишите слова, в которых есть приставки с изученными орфограммами.

правописание приставок на з и с раз рас

1) Пройдёт немало лет, и расцветёт одна сказка, которая запомнится надолго. Однажды, когда ты будешь большой, в морской дали сверкнёт алый парус. Корабль с алыми парусами, рассекая волны, поплывёт прямо к берегу. На берегу будет стоять толпа людей, и ты будешь там. Корабль будет приближаться под звуки прекрасной музыки, и от него поплывёт лодка, вся в коврах, цветах и золоте. В лодке будет стоять прекрасный принц, он протянет к тебе руки и скажет: «Здравствуй, Ассоль! Ты приснилась мне во сне, и вот я приехал за тобой». Ты сядешь с ним в лодку и уплывёшь далеко-далеко в волшебный край, где просыпается солнце. И звёзды опустятся с небес, чтобы увидеть тебя и поздравить с прибытием.

приставка раз рас роз рос

2) Она жила в полусне обеспеченности. Но странная привязанность к сыну была, наверное, одной из склонностей, которые смутно ощущаются, оставляя волю бездейственной. Холодная и неприступная, Лилиан Грэй, оставаясь наедине с сыном, становилась просто мамой, разговаривавшей ласковым голосом о всяких сердечных пустячках, вся сила которых не в смысле, а в чувстве. Она решительно не могла в чём бы то ни было отказать ему и прощала всё.

3) В четырнадцать лет Артур тайком покинул дом. Вскорости из порта вышла шхуна, увозя юнгу с внешностью девочки, переодевшейся для маскарада. Этим юнгой был Грэй. В течение года Артур помотал своё имущество, состоящее из лакированных сапожек и тонкого батистового белья, на пирожном, а остальную часть промотал в карты. Он пил, задыхаясь, водку, с замирающим сердцем на купанье прыгал головой вниз с борта корабля в морскую глубину. Он понемногу растерял всё, кроме своей странной души, летящей и устремлённой. Он потерял слабость и изящество стана, став широк в кости и крепок мускулами, благородная бледность сменилась тёмным загаром, изысканная манера движений исчезла, уступив место уверенной точности работающей руки. Речь утратила текучесть, стала точной и короткой.

Капитан шхуны, суровый моряк, увидев однажды, как мастерски Артур вяжет парус на рею, позвал его к себе в каюту и сказал, раскрыв истрёпанную книгу:

— Слушай внимательно. Начинаем делать из щенка капитана.

пристаки рас и раз правило

4) Она уходила на берег и, дождавшись рассвета, волнуясь и робея, совершенно серьёзно всматривалась в горизонт, ожидая появления алых парусов. Эти минуты были для неё самыми счастливыми среди серых будней, и ей было трудно отказаться от них, хотя они отделали её от всех других людей, делая её посмешищем и изгоем. Одиночество безмерно тяготило её, и у губ уже легла та страдальческая морщинка, которую не изгладить ничем, только радостным оживлением.

приставки на з и с правило

5) Ассоль спешила к морю. Иногда крыши домов или сараев скрывали от неё белый корабль и алые паруса. Тогда Ассоль, боясь исчезновения видения, торопилась изо всех сил, и только снова увидев алые паруса, останавливалась, облегчённо вздохнув. Как только Ассоль появилась в толпе, все замолкли и расступились перед ней в страхе, и она осталась одна в пустоте, растерянная, счастливая и пристыженная. С щеками не менее алыми, чем паруса, с которых она не сводила глаз, она беспомощно протянула руки к чудесному высокому кораблю. От волнения, блеска воды и сияния алого шёлка девушка уже не могла различать, что движется: она сама, корабль или лодка, отделившаяся от корабля.

Проверь себя

1) Расцветёт, рассекая, восходит.

2) Бездейственной, разговаривавшей.

3) Растерял, раскрыв, истрёпанную.

4) Рассвета, безмерно, изгладить.

5) Вздохнув, растерянная, беспомощно, различать.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Правописание приставок роз- (рос-), раз- (рас-)

Урок по теме “Правописание приставок роз- (рос-), раз- (рас-)”.

Урок усвоения новых знаний.

Цели и задачи:

  1. Узнать, от каких условий зависит написание букв о и а в этих приставках;
  2. Научиться использовать полученные знания на практике;
  3. Отличать приставки роз- (рос-), раз- (рас-) от омонимичных корней.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

— От каких морфем нужно уметь отличать приставки? Как это сделать?

— От каких условий зависит написание приставок на з-с?

— Какой диалог помогает нам вспомнить все глухие согласные?

— Какую приставку нельзя относить к этой группе? Почему?

  1. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.

— Задание: спишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор графически. (слова на доске)

Ро_вальни, ро_пись, ра_задорить, ро_сыпь, ра_считать, ра_влечься, ро_сказни, ра_дать.

— Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Всё ли здесь понятно? Что необычного вы видите? (в каких-то приставках пишется буква а, а в каких-то — о)

Дети формулируют тему и цели урока.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

— Давайте с вами проследим тенденцию и постараемся сделать вывод. Посмотрите, что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква О. Теперь — что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква А. Как вы думаете, от чего может зависеть написание букв а и о в этих приставках? 

Дети высказывают предположения. Если никто не догадывается, учитель предлагает детям во всех словах проставить ударения.

Дети формулируют правило: В ПРИСТАВКАХ РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ БУКВА О, БЕЗ УДАРЕНИЯ — А.

*правило для более лёгкого запоминания оформляется в виде схемки:

         

  1. Первичная проверка понимания

— На что очень похожи эти приставки?

— Как их отличить друг от друга?

— Давайте потренируемся в разграничении приставок и омонимичных корней.

Распределительный диктант: в левый столбик дети записывают слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-), в правый — с корнями раст-ращ-рос.

Роспуск, расти, растение, росчерк, разжигать, ростовщик, расклад, рассечь, росток, растительность.

*взаимопроверка (0 ош. = 5; 1 ош. = 4; 2 ош. = 3; >2 ош. = 2)

слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-)

слова с корнями раст-ращ-рос

Роспуск, росчерк, разжигать, расклад, рассечь.

Расти, растение, ростовщик, росток, растительность.

  1. Первичное закрепление.

— Задание на раздаточном материале: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.

— Все ли слова необходимо было записать? Какое слово было лишнее? Почему?

  1. Д/З
  2. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Правописание приставок

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 2. Правописание приставок

Приставка, префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении «не», анти —»против», архи — «очень», контр — «против», пан —»весь», суб — «под», транс — «через» и др.

2.1. Правописание неизменяемых приставок
 Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

О-

окликнул, остановка, осадок, онеметь

ДО-

добраться, дойти, догадка

ПО-

поверье, подворье, порезать, полагаться

ПРО-

проварить, пробел, проделка, произрастать

ПРА-

В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

НА-

нападение, накрыть, нагнать

ЗА-

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ-(ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С- (СО-)

сдвинуть
сбиться
сберечь
сдаться
сдружиться
сделать
согнуться

Нет приставки в словах:
здесь,
здешний,
здание,
здоровье,
ни зги
и однокоренных.

2.2. Правописание приставок на …з — …с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С:
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:

пишется З, если дальше идет звонкая согласная.

пишется С, если дальше идет глухая согласная.

Чрезмерный.
Разделить.

Исчисления.
Ниспадать.

Обратите внимание!
Правило не применяется к словам с неизменяемой приставкой С-:
Сдаться.
Сгруппировать.
Запомните слова с буквой З в корне:
Здесь, здание, здоровье, не видно ни зги.



2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Слова, начинающиеся на пре- и при-, имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae- стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре-, которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре- и при- имеют собственно русское происхождение.

Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

Пишем пре- в значении «очень», «весьма», «через», «по-иному» (близка к пере-).

Пишем при- в значении близости, присоединения, приближения,
неполного действия, доведения действия до конца, сопутствующего действия.

престранный
преувеличивать
преступать
преображать

прибрежный
приделать
пригибать
пригрозить
придумать
припевать

Запомним некоторые случаи:

придать форму, блеск
не придавать значения
приданое невесты
придел храма
радиоприемник
восприимчивый
привратник
притворить окно
прибывать к поезду
прибытие
припирать дверь палкой
приклонить голову к плечу
приклониться в дверях
призреть сироту
приступить к делам
неприступный бастион
приходящий врач
приложить усилия
приуменьшить (немного уменьшить)
приставить стул
приткнуться
неприменимый прием
притерпеться к

Правописание приставок РАЗ и РАС

Тема: «Правописание приставок РАЗ- и РАС-»

Учитель: Мелехина Алена Мирославовна

Предмет: русский язык

Класс: 5 класс

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, развития критического мышления

Цель урока: Ознакомление с правописанием приставок РАЗ- и РАС-

Задачи урока:

Обучающие:: 

1.Выявить условия выбора гласных з-с в приставках;

2.Формировать навык написания приставок раз-/рас-;

3.Повторить морфемный разбор слов;

4.Развить умение формулировать определение понятий;

5.Обогащать словарный запас учащихся;

6.Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: 

1.Осуществление системно-деятельностного подхода;

2. Развитие внимания;

3.Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

4.развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

5.развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

6.развивать умение применять новые знания;

7.развитие творческих, речевых способностей учащихся;

8.формирование логических умений;

9.развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

10.развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные: 

1.Воспитание интереса и уважения к родному языку;

2.Воспитание ценностного отношения к слову;

3.Развитие коммуникативных УУД:

4.Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР,используемые на уроке.

Ход урока:

Громко прозвенел звонок- 
Начинается урок 
Наши ушки на макушке, 
Глазки хорошо открыты. 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минутки не теряем. 

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно 
Слушаем внимательно. 

Каждый день, всегда, везде, 
На занятиях, в игре, 
Смело, четко говорим 
И тихонечко сидим.

Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2. Актуализация знаний

 Сегодня урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется. Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала. Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь». Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “1”, если нет – “0”.

1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.

2. Значимая часть слова – морфема.

3. Основа- часть слова без окончания.

4. Окончание — морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.

5. Корень — главная значимая часть слова.

6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.

7. Приставка — морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.

— А теперь давайте проверим ваши ответы. Все справились с заданием? Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки — ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 . 

3. Постановка учебной цели.

— Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть — некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать.

1. Посреди леса, на ра..чищенной и ра..работанной поляне, во..вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
2. Дверь совершенно бе..шумно ра..пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
3. Офицер, ра..горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве …хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
4. Я …хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра..каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени») 
5. Попробуй в…глянуть на молнию, когда, ра…кроивши черные, как уголь, тучи, не…терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
6. Во…вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в..помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра…мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)

— Легко ли читать текст? Почему? (трудно, так как пропущены буквы)

— Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы з-с).

— А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках)

— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок раз- и рас-).

— Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок РАЗ- и РАС- .Запишите число и тему урока.

— Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет)

— Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

— Вы правы. Так какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть?(научиться правильно писать слова с такими приставками, при каком условии надо писать раз-, а когда рас-.)

-Мы должны научиться определять   правильный выбор написания приставки. У вас на столе лежат карточки со словами ра..пределить, ра..будить, ра..сказать, ра..деться, ра..смотреть, ра..бушеваться, ра..вести, ра..смешить. Попробуйте распределить их на 2 столбика, слова, которые пишутся с приставкой РАЗ-, а во второй столбик РАЗ-.

-Молодцы, теперь давайте с вами попробуем сформулировать правило. (затем обратимся к учебнику на с.58)

Алгоритм рассуждения
З или С?
Смотри на следующий после приставки согласный
если звонкий пиши З если глухой пиши С

без- бес
воз – вос
раз – рас

Вывод: от чего зависит написание З, С в конце приставок? ( от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного)

Правильно мы сформулировали правило?(да)

Нам удалось узнать что-то новое о приставках?(да)

О каких приставках вы узнали?(раз-и рас-)

Продолжим узнавать новое о приставках рас, раз.

— Упражнение в правописании приставок раз- и рас-.

— Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки. (с объяснением у доски)

Ра…терзаю, ра…несу, ра…кидаю, ра…пугаю, ра…одеться.

— Сделайте вывод.

— Предположите, будет ли действовать это же правило в отношении приставок из-\ис-, без-\бес-, воз-\воз-

Работа с пословицами и поговорками. БЕЗ или БЕС?
рочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений? А какие пословицы знаете вы?
Дерево без птиц – бе..плодное дерево.
У сильного всегда бе..сильный виноват.
Глупый осудит, умный ра..судит.

Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.
!!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.
Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.

Молодцы ребята! А теперь нам предстоит встретиться с героями пушкинских сказок. Сейчас я буду читать отрывки из известных вам сказок, а вы попробуйте отгадать, из какой сказки отрывок, найти слово на изученную орфограмму…
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой 

2.Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась — и расцвела. 

3.Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы

4.«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась…» 

5.Испугался бесенок, да к деду,
Рассказывать про Балдову победу

Молодцы. Я очень рада, что вы так хорошо знаете сказки Пушкина.

Наше следующее задание — решение тестов 
Отметьте правильный ответ:
1.Слово с приставкой без-
а) бе..предельный
б) бе..численный
в) бе..болезненный
г) бе..шумный

2.Слово с приставкой рас-
а) ра..статься
б) ра..думать 
в) ра..давать
г) ра..говориться

3.Слово с приставкой бес-
а) бе..радостный
б) бе..шумный
в) бе..заветный
г) бе..брежный

4.Слово с приставкой раз-
а) ра..шумелся
б) ра..щелина
в) ра..винтить
г) ра..четливый

Работа в группах.
1 группа – образуйте от данных слов прилагательные

  1. Небо без звёзд (беззвёздное)

  2. Вход без платы (бесплатный)

  3. Пустыня без воды (безводная)

  4. Дорога без конца (бесконечная)

  5. Ребенок без помощи (беспомощный)

  6. Жидкость без цвета (бесцветная)

  7. Плач без звука (беззвучный)

  8. Движение без шума (бесшумное)

  9. Шоколад без вкуса (безвкусный)


2 группа – присоедините к глаголам приставки раз- (рас-), вз- (вс-), из-(ис-).
Бить, кинуть, бежать, смотреть, править

Рефлексия деятельности. (подведение итогов занятия)

— Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

1. Какова была цель нашего урока?

2.Выполнили мы поставленные цели?

3.Понравился ли вам урок? Если да, то хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.

4.Довольны ли вы своей работой в течение урока?

Да — хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.

5.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?

Да — хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.

6.Какая форма работы вам понравилась больше?

 — Подсчитайте свои баллы , выставьте соответствующую оценку за работу.

Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

Домашнее задание

А теперь настала очередь домашнего задания. Задание на ваш выбор. (Задание дифференцированное)

Выберите одну карточку для работы.

1. Карточка с красным заголовком – трудная, на «5»

Составить алгоритм написания приставки РАЗ- и РАС- в словах в форме сказки, то есть описать необходимые действия , а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)

2. Карточка с зелёным заголовком – средней трудности, на «4».

Распределить слова по столбикам.

 Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.

3. Карточка с синим заголовком – простая, на «3».

Составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес Учащиеся получают карточку:

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.

В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).

— Завершая урок, хочу

пожелать вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

 

Спасибо за урок!

Правило

. Префиксы на «z» и «c»: правило

Ра … пираты от желания ра .. писать письменно?

Тогда начнем.

Префиксы для -з и -с

Морфологический принцип действует в нашем языковом правописании, который основан на том факте, что все морфемы обычно пишутся одинаково. Морфема — это часть слова, имеющая некоторое значение: она изменяет форму слова (окончание), формирует новое слово (префикс или суффикс) или содержит основное лексическое значение (корень).В соответствии с этим принципом правописание согласных и гласных в консолях определяется этим правилом:

Префиксы всегда пишутся одинаково, и их написание не зависит от того, как они произносятся.

Примеры, которые вы можете увидеть ниже.

Так что обычно пишутся приставки, а не префикс- и раз-. Правило орфографии для этого случая своеобразное, так называемое фонетическое: как оно слышно и пишется. Это правило применяется ко всем консолям, в конце которых есть буквы -s или -c.

Примеры:

raz-, races-: распустить, раскрыть;

из-, is-: вылить, выкорчевать;

подниматься, подниматься, подниматься;

vz-, vs-: взвешивать, рассекать;

без, без: укоренившийся, простой;

ниже, ниже: опускаться, опускаться;

сквозное, переплетение: необычное, переплетение.

Правило для написания консолей в -3 и -C

Правописание консолей на ss, в том числе, в частности, определяется по правилу:

Буква z написана перед согласными , озвученными , Письмо от написано перед согласными глухим .

Теперь не помнит, что мы называем звонкими согласными, а что глухим:

Голосовые согласные

Произносится, когда голосовые связки затягиваются. Поднося руку к горлу, когда они произнесены, вы можете почувствовать дрожь.

Глухие согласные

они произносится без напряжения голосовых связок, они произносятся без дрожания в горле.

Итак, префикс написан, а правило помечено выбором

запуск

развод

разгром

распределение

к жалости

спровоцировать

неисправность

сана

взрыв

измельчить

Разложить

расфокусировки

рулет

труба

расширить

ссориться

расходятся

расцепить

расчет

расщелины

Итак, из всего вышесказанного необходимо подтвердить фонетический принцип написания префикса с -s и -s в конце.

Префиксы -z и -с следует отличать от префикса с-

Основное отличие консоли от от консолей до -s и -c состоит в том, что c-состоит из одной буквы и всегда написано то же самое, и перед -3 и -c должно быть несколько букв.

Чтобы сделать, это закончить, скинуть, разбросать, жить — чтобы заполучить, сжечь — разжечь, сжать — разжать, сжать — освободиться, сговориться — поговорить, сохранить — разобрать, развить — развить, исчезнуть — разогнуть, разгребать — разгребать.

Слова без приставок

Префикс c- и z и -c (правило, описывающее правописание, приведенное выше) нельзя путать со словами без вложений: построение здесь, здоровье, зрение, зги (не зрение не видеть).

В начале этих слов написано письмо s.

Префиксы альтернативных гласных raz-, raz-, roz-, ros-

Существует еще одна сложность, которую может предложить префикс рас и разд. Правило правописания для консолей на -s и -s не единственное.В этом префиксе есть еще одна орфограмма.

Написание гласных в префиксе различно, роза, роза представлены морфемой с чередованием и не подчиняются общепринятому правилу. Как ты пишешь raz-, roz-, ros-? Для этой орфограммы есть специальное правило: без стресса напишите (гонки), а в ударной позиции мы напишем розы (ros-): раздаем — раздают, разливаем — разливаем, играем — рисуем, красим — раскрашиваем, ничья — ход.

Давайте повторим изученное

В начале нашего исследования мы спросили себя:

Ra… пираты от желания ра .. писать письменно?

Вернемся к нему.

Как они пишут на -s и -c? Правило написания -s и -c в конце префиксов позволяет ввести следующий аргумент:

В слове «burst» — префикс ras-, потому что после префикса слышится глухой согласный звук — [n ].

В слове «понимаешь» — префикс raz-, поскольку оно следует за ее звучным согласным — [b].

Правило чередования а / а в префиксе разложено, и мы используем его в аргументе:

В словах «unbent» и «понимать» безударный префикс, тогда вам нужно написать буква «А» в этих словах.

Test

Итак, мы получили знания о том, как пишется префикс, а также о правилах написания и выработки. Пришло время перейти к практической части и запустить тест.

Из этих предложений из работы А. Грина выпишите слова, в которых есть префиксы с изученными орфограммами.

1) Пройдет много лет, и расцветет одна сказка, которая запомнится надолго. Однажды, когда ты будешь большим, алый парус заиграет в море.Корабль с алыми парусами, рассекающий волны, будет плыть прямо к берегу. На берегу будет толпа людей, и вы будете там. Корабль приблизится к звукам прекрасной музыки, и из него плывет лодка, вся в коврах, цветах и ​​золоте. Прекрасный принц будет стоять в лодке, он протянет вам руки и скажет: «Привет, Ассоль!» Ты мне снился во сне, поэтому я пришел за тобой. «Вы будете сидеть с ним в лодке и плыть далеко, далеко в волшебную страну, где просыпается солнце.И звезды спустятся с небес, чтобы увидеть вас и поздравить вас с прибытием.

префиксных слов — исключения из правила

Важные исключения

Существуют некоторые исключения из основного правила, что префиксные слова не включают дефис:

Корневое слово пишется с большой буквы. Коренное слово — это дата. Дефис, чтобы избежать двусмысленности. Корень состоит из двух слов. Корень и префикс имеют одинаковые буквы. Префикс стоит отдельно. Префикс — из — или квази -.

Корневое слово с большой буквы

Перенести префиксное слово, если корневое слово написано с заглавной буквы:

un- Американец пост- Кейнсианский
0 эра
Ро

Корневое слово является датой

Перенести префиксное слово, если корневое слово является датой:

до 1945 после 1960-е годы

Избегайте неоднозначности

Перенесите префиксное слово, чтобы избежать неоднозначности:

re- крышка (не восстановление ) un- ионизированная (не union
)
0 — судейская карьера (не предвзятая карьера ) повторно создать (не воссоздать )

Корень состоит из двух слов

Перенести слово префикса, если корень состоит из двух слов.Если эти два слова сами переносятся через дефис, оставьте этот дефис:

до дней гражданской войны не- англоязычных посетителей (Оставить дефис в англоязычных .)

Идентичные буквы

Перенести слово префикса, если последняя буква префикса и первая буква корневого слова совпадают. Это не является обязательным, и многие авторы не принимают этот вариант:

co- владелец anti- интеллектуальный non- нативный post- пробный ree ngineer ( Патентные юристы обычно опускают дефис.) ри xamination (то же самое)

Префикс стоит один

Перенести префикс при представлении двух или более выражений, а префикс стоит отдельно.

macro- и micro economics

до и пробных стратегий или пробных стратегий и после проб (дополнительный дефис под общим письмом правило)

Префикс — это из — или квази

Перенести префиксное слово, если префикс — из или квази :

из

мэр Примечание: В качестве стиля лучше использовать прежний вместо префикса ex -.

Таким образом: бывший мэр.

квази- контракт

Предыдущий: Префикс слов Следующий: дефисы и сложные слова

,
Примеры префиксов

Префиксы — это слог или группа слогов, добавляемых в начало слова для изменения его значения. Префиксы помогают усложнить английский язык и позволяют создавать новые слова, которые легко понимают говорящие по всему миру. Понимание нескольких примеров префиксов поможет вам применять логику к новым словам и правильно их декодировать.

Например, рассмотрим префикс de-. Этот префикс означает отменить что-то и обычно прикрепляется к глаголу.Таким образом, вы можете взять глагол активировать , что означает использовать что-то для использования, и изменить его на деактивировать , что означает вывести что-то из употребления. Аналогично, добавление de к другим глаголам меняет их первоначальное значение, как в разлагают , а обесценивают .

Префиксы, которые отрицают

Несколько префиксов служат для того, чтобы новое слово означало противоположность или почти противоположность первоначального значения основного слова. Например:

Значение: без, отсутствует

Примеры: аморальный, анабаптист, аноним

Значение: против, против

Примеры: противоядие, антипатия, антибиотик

Значение: против, против

Примеры: противоречиво, противопоказано, противопоказано contrarian

Значение: обратный, отменить

Примеры: деактивировать, ухудшить, удалить антиобледенитель

Значение: удалить, кроме

Примеры: не согласиться, не одобрить, отключить

Значение: нет, без

Примеры: недопустимо, непроницаемо , несправедливость, необратимая

Значение: нет, без

Примеры: несуществующий, документальный, необоротный,

Значение: нет, противоположный

Примеры: непрямой, неотзывчивый, неуправляемый

Другие общие префиксы

Есть много префиксов которые не отрицают первоначальное значение корневого слова, а скорее изменяют его уникальными способами, такими как выражение отношений времени, места или манны э.

ante-

Значение: до

Примеры: antebellum, допотопный, передний

auto-

Значение: self

Примеры: автобиография, автограф, автомобиль

ок.

около

Примеры: обходить, описывать, обходить

co / com / con

Значение: вместе

Примеры: сосуществовать, сочувствовать, контакт

en

Значение: вводить в ,round

Примеры: encase, endow, envelop,

ex / exo-

Значение: out

Примеры: выдох, разгибание, экзоскелет

extra-

Значение: больше

Примеры: extracurular , инопланетный, экстравертный

гетеро-

Значение: разное

Примеры: гетерогенный, гетеросексуальный

homo-

Значение: то же самое

Примеры: гомогенизация, гомофон, гомосексуализм

гипер-

Значение: экстремальное

Примеры: гиперактивное, гиперпространство, гипертензия,

между

Значение: 000 000

Примеры: интерактивный, пересекающийся, межгосударственный

мега-

Значение: большой

Примеры: мегафон, мегатонна

микро-

Значение: малый

Примеры: микромир, микрофон, микроскоп

Значение: среднее

Примеры: полночь, середина сезона, среднесрочный период

mis-

Значение: неверное

Примеры: неправильное, неправильное понимание, неправильное использование

mono-

Значение: один 9 : моногамный, монотонный

over-

Значение: слишком много

Примеры: overc ook, overdone, overwrought

post-

Значение: после

Примеры: postdate, Постскриптум, послевоенный

pre-

Значение: до

Примеры: префикс, предварительный, preschool

re-

Значение: снова

Примеры: пересмотреть, переоценить, переписать

полу-

Значение: половина, частично

Примеры: полупроводник, семестр, полу-пенсия

sub-

Значение: ниже

Примеры: подчинять, подводная лодка, подпара

trans-

Значение: поперек, изменять

Примеры: транспорт, транссексуалы, переводить

Создание новых слов

Помните, что некоторые префиксы могут совместно использовать значение, такое как -il, -in, -im и -ir, и то, что вы обычно не пишете префикс, если он не присоединен к собственному существительному.После того, как вы освоите эти префиксы, гораздо легче понять значение новых слов, когда вы сталкиваетесь с ними.

Вы также захотите изучать английские суффиксы, так как добавление их к концам слов может еще больше изменить смысл и позволить еще больше творчества и интереса к языку.

Примеры префиксов.

Образование »Страница 2

  • Бизнес
  • Дом и семена
  • Домашний уют
  • Духовное развитие
  • Еда и напитки
  • Закон
  • Другое
    • Здоровье
    • Интернет
    • Art
    • Карьера
    • Компьютеры
    • красота
    • Маркетинг
    • Мода
    • Образование
    • Общество
    • Отношения
    • Публикации
    • Путешествия
    • Реклама
    • Самосовершенствование
    • Спорт и фитнес
    • Технологии
    • Финансы
    • Хобби
    Как размножаются бактерии в благоприятных и неблагоприятных условиях? образование Девиантное поведение образование Форс-мажор — что это? Определение термина, примеры использования образование Что характерно для человека и животного: сходства и различия образование Авиакатастрофа над Синаем: описание, причины, количество погибших образование Температура сжигания угля.Виды угля. Удельная теплота сгорания угля образование Колумбийский университет — ведущий американский университет образование Уйгурский каганат: история, период существования, распад образование Основные черты литературного языка образование Композиция на картину «Аисты» Тихого океана Иван Антонович. Живая картинка образование К гигиеническим свойствам тканей относятся какие свойства? образование Язык номер один образование Начальное профессиональное образование в России образование ,

    Leave A Comment