«Элегия» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – идея, жанр, средства выразительности
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 69.
Обновлено
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 69.
Обновлено
Н. Некрасов – один из самых известных борцов за свободу народа. Его произведения, посвященные низшим слоям общества, часто критиковали современники. «Элегия» стала ответом на несправедливую критику, это стихотворение посвящено тяжёлой доле русского народа. Изучают произведение в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Элегия» по плану.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Элегия.
История создания – произведение было написано в 1874 г. , когда поэт уже успел понаблюдать за изменениями, к которым привела отмена крепостного права.
Тема стихотворения – жизнь народа во время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа.
Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащих в нищете своё существование и об их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка парная ААВВ.
Метафоры – «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «вопросы, кипящие в уме»,
Олицетворения – «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне»
Эпитеты – «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «жатва золотая», «крестьянская страда», «прохладная полутьма». .
Сравнения – «влачатся в нищете…, как тощие стада».
История создания
Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его творчестве. Немногие современники поэта понимали и принимали его идеи. Чаще всего в адрес его стихотворений звучала резкая критика. Поэта это не останавливало, лишь подогревало его бунтарские настроения.
Тема
В стихотворении поднимаются актуальные для того времени и литературы проблемы – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа. Тема раскрывается сквозь призму восприятия лирического героя, который сливается в единое целое с автором.
В первых строках лирический герой рассказывает об отношении его современников к «страданию народа».
Здесь он говорит не только от своего имени, поэтому рассказ ведется от первого лица множественного числа. Они считают, что эта тема устарела и поэты не должны тратить на нее время. Лирический герой не пытается угнаться за модой. Он смотрит в глаза реальности и видит, что народ требует помощи поэтов и Музы. Муза, по мнению Некрасова – союзница народа. Она умеет не только оплакивать народ, но и бороться за его судьбу, взывая к вниманию «сильных мира» к простым людям. Уже первая строфа подсказывает читателю, что под образом лирического героя подразумевается поэт.Свобода наконец внесла ли перемену в народную судьбу?».
Раздумья над «новой жизнью» народа становятся источником для новых стихов о судьбе народа. В них лирический герой пытается найти ответ, но, увы, попытки тщётны.
В «Элегии» реализуется идея о необходимости борьбы за свободу, важную роль в которой играет поэтическое искусство. Также поэт утверждает, что нельзя доверять формальному освобождению, ведь оно не означает наступление счастья и конец борьбы.
Композиция
Произведение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащих в нищете своё существование и об их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права. Формальная организация стихотворения соответствует содержанию: текст поделен на четыре строфы с разным количеством стихов (от 10 до 14).
Стихотворный размер – шестистопный ямб. Н. Некрасов использует парную рифмовку ААВВ.
Жанр
Жанр произведения – указан уже в названии – это элегия, так как представляет собой грустные размышления автора на философские темы. Автор с грустью размышляет о жизни народа.
Средства выразительности
Для полного раскрытия темы и донесения до читателя идеи автор использует средства выразительности. Они же помогают передать внутреннее состояние лирического героя. Много в стихотворении метафор: «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», laquo;вопросы, кипящие в уме», олицетворений:
«оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне»,
«наивное увлечение», «старик медленный», «жатва золотая», «тайные вопросы», «крестьянская страда», «прохладная полутьма»
и сравнением – «влачатся в нищете…, как тощие стада»
. Передать смешанные чувства лирического «Я» позволяет оксюморон «слезы сладкие»
. В наборе художественных средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.
Тест по стихотворению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Илья Курятников
6/8
Денис Хатанзеев
7/8
Liybov Balti
8/8
Рейтинг анализа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 69.
А какую оценку поставите вы?
Вопрос 15
Лирика М.Ю. Лермонтова: периодизация; тематика и проблематика; жанры; основные мотивы. Особенности лирического героя. Анализ существенных черт лирики (Лирика пейзажная, гражданская, любовная, философская). Выразительное чтение.
Тематика стихотворений Лермонтова необычайно широка. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Безумное увлечение юным Лермонтовым поэзией великого английского романтика Байрона определило его принадлежность к литературному направлению, которое носит название бунтарского, байроновского романтизма.
Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов XIX века. К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем не похожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя. Лирика Лермонтова (наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина) явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой — герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика — он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк… Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества: Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем. Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение (как в приведенном отрывке), и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире: …Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. Во многих стихотворениях (“Дума”, “И скучно и грустно…”) появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова — идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, убивающей, по мнению Лермонтова, все его поколение в целом и замыкающей личность на себе самой, обрекая ее на одиночество. Мы иссушили ум наукою бесплодной, Тая завистливо от близких и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей… Лучшее, что есть в человеке, — его чувства — “исчезают при слове рассудка”, рефлексия убийственна для чувств и веры. Автор причисляет свое лирическое “я” к “заблудшему” поколению, тем самым сравнивая лирического героя с “плодом, до времени созрелым”. Тема ранней смерти — традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны, И перед властию — презренные рабы. Мотив борьбы — важнейший мотив всей мировой романтической литературы — получил у Лермонтова разнообразное развитие. Борьба является сущностью романтической натуры, ее основой: парус (в одноименном стихотворении) борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть — парус сам начинает искать и “просить” бури, потому что он “не ищет счастья” и “не от счастия бежит”. Внутренний разлад в человеке, разлад, о котором мы говорили в связи с темой разрушительной рефлексии, также не может не порождать конфликта и борьбы в душе человека. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску: …Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски. Образ маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, бездуховность мира, в котором существует лирический герой: …Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяна… Тема веры и безверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтова бросает упрек Богу в несовершенстве мира: К чему творец меня готовил, Зачем так грозно прекословил Надеждам юности моей?.. Добра и зла он дал мне чашу, Сказав: я жизнь твою украшу, Ты будешь славен меж людей!.. Демонический и романтический герои поэм Лермонтова “Демон” и “Мцыри” отрицают Бога, не принимая мира, в котором живут. Однако Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не привести романтическую личность к согласию с Богом. Именно поэтому лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” таким примиряющим началом становится природа: Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он,- Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе,- И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога… Мысль “погружается в сон”, освобождая чувства, а “мирный край”, любовь к нему и единство с ним дают возможность герою “увидеть” Бога. В некоторых стихах Лермонтова романтическим героем-борцом становится Наполеон. Образ вечного бунтаря, познавшего вершину власти и глубочайшее падение, традиционен для русской романтической лирики. В Наполеоне (как и в образе Байрона) для Лермонтова сочетались все черты романтического героя: бунтарство, бегство, изгнание, борьба со всеми и со всем — и одиночество героя как личности: . ..Стоит император один — Стоит он и тяжко вздыхает, Пока озарится восток, И капают горькие слезы Из глаз на холодный песок… В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же тема занимала почетное место в лирике любого автора, причем образ поэта всегда был сближен с образом лирического героя. Не исключение здесь и Лермонтов, однако разрешение конфликта поэта и толпы у него очень своеобразное. Если толпа традиционно наделялась эпитетом “чернь”, “глухая”, “бездушная”, а в сердце ее вселялась корысть, бездуховная приземленность, то образ поэта сближался с образом пророка, певца, изгнанника. Лермонтов решает конфликт иначе. С одной стороны, он более уважительно изображает саму толпу: …Средь них едва ли есть один, Тяжелой пыткой не измятый, До преждевременных добравшийся морщин Без преступленья иль утраты! С другой — он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век, каждая “толпа” рождает “своего” поэта, что поэт един с толпой, он нужен толпе — и толпа нужна ему. Презрение ктолпе Лермонтов называет той “ржавчиной”, которая разъедает сияющий клинок его таланта. Лермонтовский поэт — совершенно особый тип лирического героя. В конфликте поэта с миром автор пытается сохранить объективность, не встает однозначно на сторону поэта (за исключением стихотворения “Смерть поэта”, где конфликт развивается иначе — не между поэтом и толпой, а между поэтом и властью, первый становится жертвой, героем и приобретает тем самым все симпатии автора). В конце творчества появляется “осмеянный пророк”, где образ поэта, не выполнившего своего назначения, полностью лишается авторских симпатий. В целом же, как уже говорилось, к концу творчества все чаще и чаще в лермонтовской лирике начинает появляться совершенно новый тип героя, только на первый взгляд отличающийся от типично лермонтовского. Новый образ человека простого, обыкновенного и усталого, появляющийся в стихотворениях “Валерик”, “Родина”, “Завещание”, “Соседка”, “Выхожу один я на дорогу…”, глубокими корнями связан с лермонтовским романтическим героем. Старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в “Бородино” становится практически будничным, романтическая разлука уступает место наказу другу “все ей рассказать”; лексика романтическая сменяется сниженной, прозаической; тема свободы остается, но связывается это понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я ищу свободы и покоя!”). Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, всё их изменение подчинено внутреннему, глубинному единству этого героя. Главная тема Лермонтова — личность в процессе самопознания и само воплощения, то есть развития. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника — недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи — датой или словами «отрывок», «исповедь», «монолог». Лирика Лермонтова — летопись становления души, и в этой абсолютной искренности — истинное художественное открытие автора. События духовной ЖИЗНИ интересуют поэта В момент их свершения, а не post factum Его волнует сам механизм внутреннего движения. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в его портрете заключены все сущностные бытийные конфликты, все, что в жизни автора не случайно, но является фактом Судьбы. Всему внутреннему строю Лермонтова глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм — с тем культом тайной избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру — и отторжения от людей: Но русский литературный опыт уже обогащен пушкинскими психологизмом и историзмом как основополагающими художественными принципами. И творческий метод Лермонтова, во всяком случае до «Героя нашего времени», можно определить как психологический романтизм. В романтическом ключе поэт отметает, как мы уже говорили, все случайности жизни, то есть все, что в его жизни не от Судьбы, но от случая, от обстоятельств. Каждое же событие, «работающее» на Судьбу, воспринятое как ее проявление и знак, тщательно психологически исследуется, анализируется. Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях личности и Судьбы. Эти категории восприняты Лермонтовым во всей их неоднозначности. И сама неоднозначность понятий приводит к внутренней конфликтности миросознания поэта. Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей. Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека. Исследование духовного мира бесконечно. И эту бесконечность открыл русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.
Михаил Лермонтов | Биография и факты
Лермонтов Михаил
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 15 октября 1814 г. Москва Россия
- Умер:
- 27 июля 1841 г. (26 лет) Пятигорск Россия
- Известные работы:
- «Герой нашего времени» «Демон» «Маскарад» «Странный человек»
- Механизм/стиль:
- Романтизм
Просмотреть все связанные материалы →
Михаил Лермонтов , полностью Михаил Юрьевич Лермонтов , (род. 15 октября [3 октября по старому стилю] 1814, Москва, Россия — умер 27 июля [15 июля] 1841, Пятигорск) , ведущий русский поэт-романтик и автор романа Герой нашего времени (1840; Герой нашего времени ), оказавшего глубокое влияние на последующих русских писателей.
Лермонтов был сыном Юрия Петровича Лермонтова, капитана в отставке, и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. В возрасте трех лет он потерял мать и воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой в ее имении в Пензенской губернии. Богатая природа России, ее народные песни и сказки, ее обычаи и обряды, каторжный подневольный труд крепостных, рассказы и легенды о крестьянских бунтах — все это оказало большое влияние на формирование характера будущего поэта. Поскольку ребенок часто болел, его трижды возили на кавказские курорты, где экзотические пейзажи произвели на него неизгладимое впечатление.
В 1827 году он переехал с бабушкой в Москву и, посещая пансион для дворянских детей (при Московском университете), начал писать стихи, а также занимался живописью. В 1828 году он написал поэмы Черкесы («Черкесы») и Кавказский пленник («Кавказский пленник») в духе английского поэта-романтика лорда Байрона, чье влияние тогда преобладало над молодыми русскими писателями. Через два года было опубликовано его первое стихотворение « Весна » («Весна»). В том же году он поступил в Московский университет, тогда один из самых оживленных центров культуры и идеологии, где учились такие демократически настроенные представители дворянства, как Александр Герцен, Николай Платонович Огарев и другие. Студенты горячо обсуждали политические и философские проблемы, тяжелую судьбу крепостного крестьянства, недавнее восстание декабристов. В этой атмосфере он написал много лирических стихов, более длинных, повествовательных поэм и драм. Его драма Странный человек (1831; «Чужой человек») отражал настроения, бытующие среди членов студенческих обществ: ненависть к деспотическому царскому режиму и к крепостному праву. В 1832 г., поссорившись с реакционным профессором, Лермонтов оставил университет и уехал в Петербург, где поступил в юнкерское училище. После его окончания в 1834 году в чине подпрапорщика (или корнета) Лермонтов был назначен в лейб-гвардии Гусарский полк, дислоцированный в Царском Селе (ныне Пушкин), недалеко от Санкт-Петербурга. Будучи молодым офицером, он значительную часть времени проводил в столице, и его критические наблюдения за аристократической жизнью легли в основу его пьесы 9.0037 Маскарад («Маскарад»). В этот период его глубокая, но безответная привязанность к Варваре Лопухиной, не покидавшее его чувство, отразилась в Княгине Лиговской («Княгиня Лиговская») и других произведениях.
Лермонтов был сильно потрясен в январе 1837 года смертью на дуэли великого поэта Александра Пушкина. Он написал элегию, в которой выразил народную любовь к умершему поэту, обличая не только его убийцу, но и придворную знать, в которой видел палачей свободы и истинных виновников трагедии. Как только стихи стали известны при дворе Николая I, Лермонтов был арестован и сослан в полк, расквартированный на Кавказе. Поездки в новые места, встречи с декабристами (в ссылке на Кавказе), знакомство с грузинской интеллигенцией — с выдающимся поэтом Ильей Чавчавадзе, дочь которого вышла замуж за известного русского драматурга, поэта и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова — а также другим видным грузинским поэтам в Тифлисе (ныне Тбилиси) расширил свой кругозор. Привлеченный природой и поэзией Кавказа и увлеченный его фольклором, он изучил местные языки, перевел и отшлифовал азербайджанскую повесть «Ашик Кериб». Кавказские темы и образы занимают прочное место в его поэзии и в романе Герой нашего времени, , а также в его эскизах и картинах.
Викторина «Британника»
Викторина «Знаменитые смерти в истории»
В результате ревностного заступничества бабушки и влиятельного поэта В.А. Жуковского, Лермонтову разрешили вернуться в столицу в 1838 году. В печати стали появляться его стихи: романтическая поэма Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (1837; «Песнь о царе Иване Васильевиче, молодом телохранителе его и о доблестном купце Калашникове»), реалистические сатирические поэмы Тамбовская казначейша (1838; «Тамбовская казначейша») и Сашка (написано 1839 г., опубликовано в 1862 г.) и романтическая поэма Демон. Вскоре Лермонтов стал популярен; его называли преемником Пушкина и превозносили за то, что он пострадал и был сослан из-за своих либертарианских стихов. Им интересовались писатели и журналисты, к нему тянулись модные дамы. Он подружился с редакцией Отечественные записки, ведущий журнал западноориентированной интеллигенции, а в 1840 г. познакомился с видным прогрессивным критиком В.Г. Белинского, видевшего в нем великую надежду русской литературы. Лермонтов попал в круг петербургских писателей.
В конце 1830-х гг. определились основные направления его творчества. Его свободолюбивые настроения и горько-скептическая оценка времени, в котором он жил, воплотились в его философской лирике («Дума», «Никогда себе…» («Не верь себе…»]). и оригинально осмыслены в романтических и фантастических образах его кавказских стихов 9 .0037 Мцыри (1840) и Демон, над которыми поэт работал до конца жизни. Наконец, зрелая проза Лермонтова дала критическую картину современной жизни в романе « Герой нашего времени, », содержащем всю совокупность его размышлений о современном обществе и судьбах его поколения. Герой Печорин — циничный человек высших достижений, который, испытав все остальное, посвящает себя экспериментированию с человеческими ситуациями. Этот реалистический роман, полный социального и психологического содержания, написанный превосходной прозой, сыграл важную роль в развитии русской прозы.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчасВ феврале 1840 г. Лермонтов предстал перед военным трибуналом за дуэль с сыном французского посла в Петербурге, послужившую предлогом для наказания непокорного поэта. По указанию Николая I Лермонтов был приговорен к новой ссылке на Кавказ, на этот раз в пехотный полк, готовившийся к опасным боевым действиям. Вскоре, вынужденный участвовать в кавалерийских вылазках и рукопашных боях, он отличился в тяжелом бою на реке Валерик, который описывает в «Валерике» и в стихе «Я к вам пишу…» («Пишу тебе…»). Военное командование отметило большое мужество и присутствие духа, проявленные офицером-поэтом.
По настойчивым просьбам бабушки в феврале 1841 года Лермонтову был предоставлен кратковременный отпуск. Он провел в столице несколько недель, продолжая работу над уже начатыми сочинениями и написав несколько стихотворений, отличавшихся зрелостью мысли и талантом ( «Родина» («Родина»), «Любил и я в былиые годы» («И был влюблен»). Лермонтов разработал план издания собственного журнала, планировал новые романы, добивался критики Белинского. Но вскоре получил получил приказ вернуться в свой полк и уехал, полный мрачных предчувствий.В этом дальнем пути он испытал прилив творческой энергии: в его последней тетради записаны такие шедевры русской лирики, как «Утес», «Спор («Спор»), «Свиданья» («Встреча»), «Листок» («Листок»), «Нет, не тебя так пылко я люблю» («Нет, не тебя я любил так горячо») , «Выхожу один я на дорогу…» («Я иду в дорогу один…») и «Пророк» («Пророк»), его последняя работа.0003
По дороге в полк Лермонтов задержался в городе-курорте Пятигорске на лечение. Там он познакомился со многими модными молодыми людьми из Петербурга, среди которых были тайные недоброжелатели, знавшие его репутацию в придворных кругах. Одни молодые люди боялись его языка, другие завидовали его славе. Вокруг него нарастала атмосфера интриг, скандалов и ненависти. Наконец, между Лермонтовым и другим офицером, Н.С. Мартынов; двое дрались на дуэли, закончившейся смертью поэта. Его похоронили через два дня на городском кладбище, и на его похороны собралось все население города. Позднее гроб с телом Лермонтова был перевезен в имение Тарханы, а 23 апреля 1842 года он был похоронен в фамильной усыпальнице Арсеньевых.
Смерть поэта анализируется по плану. Анализ М.Ю. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта. О чем это стихотворение
Главная » Конспект лекций » Смерть поэта анализируется по плану. Анализ М.Ю. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта. О чем это стихотворение
Для Лермонтова Пушкин был подобен кумиру, с которым он хотел познакомиться поближе. Но смерть поэта стала для Лермонтова неожиданностью и потрясением. В отчаянии он пишет стихотворение на смерть поэта, которое посвящает Пушкину.
Смерть поэта: краткий анализ
В своем произведении Михаил Юрьевич Лермонтов пишет о несправедливой смерти великого писателя. Но не только Дантес, он винит в смерти своего кумира. Виновато здесь общество в целом, которое оклеветало, не приняло и обвинило писателя. Лермонтов пишет, что Пушкин бунтовал против мира, который ради забавы только раздувал огонь и издевался, принимая всякую обиду в его сторону за развлечение. И вот теперь, не скрывая, прямым текстом Лермонтов заявляет о лицемерии общества, которое унижало писателя при жизни, а после смерти огорчало фальшивкой. Он задает риторический вопрос, спрашивая, почему их рыдания и жалобный лепет. Поэт также обратился к Дантесу в поэме «Смерть поэта». Его рука не дрогнула, и он хладнокровно нажал на курок пистолета. Поэт пишет, что убийцу бросил рок, а сам Дантес не мог понять, на что он поднял руку. Но дело сделано, поэт убит и теперь мал его приют, и печать на устах его.
Работая над поэмой Лермонтова, знакомимся со второй частью. Здесь писатель обращается с гневной тирадой к потомкам, чьи отцы прославляются. Они теперь стоят у трона, как палачи, не боящиеся законов. Но если над ними не властны земные законы, то поэт напоминает, что есть и Высший, высший божественный суд. Этот суд не покоряется золоту, и всем виновным придется расплачиваться за смерть поэта, и, как пишет Михаил Лермонтов, они не могут своей черной кровью смыть праведную кровь.
История создания
Возвращаясь к истории написания поэмы, невольно возвращаешься во времена, когда прозвучал роковой выстрел, лишивший жизни Пушкина на дуэли. Эта нелепая смерть настолько потрясла Лермонтова, что он тут же написал свое знаменитое стихотворение. Работа стала быстро распространяться среди просвещенной молодежи, чему способствовал друг Лермонтова Раевский. Но так получилось, что была написана только первая часть поэмы. Вторую часть писатель заканчивает позже, когда общество стало защищать Дантеса и клеветать на Пушкина. Затем Лермонтов дополняет поэму «Смерть поэта», в которой критикует тех, кто посмел оклеветать. За это Лермонтов был отправлен в ссылку, но я считаю, что он выполнил свою миссию.
Жанр и идея
Поэма М. Лермонтова Смерть поэта можно разделить на две части, где первая по жанру больше напоминает элегию, а вторая написана в жанре сарказма.
Создавая свою поэму, Лермонтов преследует цель обличить общество, его нравы, указать на его невежество, на то, что оно не способно оценить в лице Пушкина действительно талантливого, искреннего и великого человека. Писатель в своем творчестве показывает противопоставление поэта толпе и черни, и это ему очень хорошо удается.
На уроках литературы в 9 классе М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», посвященная смерти А.С. Пушкин, изучается. В нашей статье вы можете ознакомиться с полным и кратким анализом «Смерти поэта» по плану.
Краткий анализ
История создания — 1837, написанная на смерть Александра Сергеевича Пушкина.
Тема — смерть великого поэта.
Состав — написан в форме лирического монолога, сочетает в себе разные по размеру и ритму строфы, объединенные общей идеей.
Жанр — симбиоз элегии и сатиры (эпиграммы).
Стихотворный размер — первая часть — четырехстопный ямб, вторая — многостопный: пяти-, шестистопный.
Метафоры — «звон золота», «черная кровь», «торжественный венок», «пустое сердце», «ловящее счастье и чины», «унесенные могилой», «печать на губах».
Эпитеты – « бесплатный смелый подарок », «Дивный гений» , «Кровавый миг», «ревность глухая» , «Пламенные страсти», «незначительные клеветники», «страшный суд».
Метонимия – « со свинцом в груди ».
История создания
Стихотворение посвящено А. Пушкину, его трагической гибели. Она была написана в январе 1837 года, через несколько дней после того, как Лермонтов узнал о злополучной дуэли. Потрясенный трагедией, нелепой смертью великого человека, а также слухами, наполнившими «обе столицы», поэт пишет гневное, трогательное стихотворение, в котором обвиняет общество в утрате бесценного для России поэта.
Молниеносно распространяется в высшем свете, копируется в тысяче экземпляров, передается из уст в уста, доходит до императора Николая I. Полный вариант поэмы представляется царю с приговором о революционной направленности работа. Лермонтова взяли под стражу, через некоторое время — сослали на Кавказ за «непозволительную» поэзию.
Популярность молодого поэта на пике, его цитируют, им восхищаются, литературоведы видят в нем гения не меньше, чем в Пушкине. Жаль, что тот, кому посвящено стихотворение, никогда об этом не узнает. Поэт добавил к уже готовому стиху последние 16 строк, узнав, что общество одобряет действия Дантеса, защищает его, не понимая исторической сути утраты. Поэма была впервые опубликована за границей в Германии в 1852 г., на русском языке напечатана без последних 16 стихов в 1858 г., полный вариант — в 1860 г.
Тема
Ведущей темой поэмы является безвременная утрата великого гения, масштабы которой невозможно постичь. Не только талант, но и доброе сердце, благородство, доверчивость и веру в людей, которыми отличался Пушкин, воспевает поэт. Стих, посвященный Дантесу, несет недвусмысленный упрек в его низости и пренебрежении к культуре России, которая ему не родна: «Смеясь, он нагло презирал язык и обычаи чужой земли». Брошенный в Россию «за деньгами и чинами ловить», человек с «пустым сердцем» даже не представлял, с кем ему предстоит воевать… «Не мог понять в этот кровавый миг, зачем он поднял руку!» …
Трагическая случайность, недостойное поведение по отношению к человеку, который, несмотря на свои слабости, был великим гением — все это не оправдывает Дантеса. Он не виновник, а лишь орудие в руках интриганов и завистников. Пушкин не в первый раз выступает против общества, ему не чуждо одиночество, но такой трагедии никто не ожидал: слишком жестока цена. Лирический герой потерян, он не верит в случившееся, несколько раз повторяет факт смерти, как бы пытаясь поверить в происходящее, принять его. В последней строфе поэт открыто говорит о невозможности справедливого суда и верит в высший нетленный суд, на котором убийцы и клеветники получат свое сполна.
Основная мысль в том, что жестокость людей способна на чудовищные ошибки, исправить которые, к сожалению, невозможно. Образ Пушкина отождествляется с образом Иисуса Христа, также невинно пострадавшего при жизни и убитого. Идея произведения состоит в том, чтобы показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его смерти виновато все общество.
Состав
Лирический герой ведет монолог, посвященный смерти Пушкина, острый и суровый взгляд на происшедшее показывает весь масштаб трагедии, что позже оценят историки. Стихотворение, состоящее из нескольких структурных частей, различных по рифмовке, размеру и ритму, писалось в несколько этапов. В первой строфе лирический герой оплакивает смерть товарища-ремесленника, она эмоциональна и трогательна. Он не может поверить в то, что произошло, он подавлен и потерян. Использует разнообразные художественные приемы для достижения цели — передать свое мнение о значении Пушкина в русской литературе.
Следующая строфа затрагивает личность Дантеса, характеризуя его как никчемного беспринципного человека, не заслуживающего даже упоминания. В следующих строфах, меняя стихотворный размер, Лермонтов сбивчиво и эмоционально рассуждает о причинах трагедии, задает вопросы, ответы на которые известны определенному кругу лиц… Он разоблачает то общество, которое толкнуло поэта на смерть. В последней строфе Лермонтов обращается к убийцам, вспоминая высший суд, избежать которого не удастся никому.
Жанр
Первая часть поэмы представляет собой элегию с чертами оды, вторая часть тяготеет к жанру эпиграммы. Стихотворение многогранно, выделить какой-то один жанр достаточно сложно. Сочетание сатиры и элегии передает душевное состояние поэта, узнавшего страшную весть.
Средства выражения
Эпитеты подчеркивают ораторский монолог Лермонтова: «свободный смелый дар», «дивный гений», «кровавый миг», «тупая ревность», «пламенные страсти», «незначительные клеветники», «страшный суд» и другие.
Метафоры умело маскируют и сдерживают гнев автора, облекая его в нужные острые образы: «звон золота», «черная кровь», «торжественный венок», «пустое сердце», «ловля счастья и чинов», « унесённый могилой», «печать на устах». Поэта», которую написал Михаил Лермонтов. Мы также включим размышления об истории ее написания, обратим внимание на проблематику, тему произведения и основные образы.
Поэма написана в 1837 году, и идея ее написания связана непосредственно со смертью великого поэта Александра Пушкина. Надо сказать, что сам Лермонтов в этот период болел, и стихотворение стало его обращением, в котором он открывает всем тайну и обстоятельства смерти Александра Сергеевича.
Жанр, композиция и образность
Поэма «Смерть поэта», анализ которой мы сейчас проводим, состоит из двух частей, которые соответственно можно назвать элегией и сатирой. Первая часть повествует о том, что поэта убил не Дантес, а общество, которое обрекло его на одинокую жизнь. Пушкин не мог вынести одиночества и от этого решился на дуэль, заранее зная, на что идет. Вторая часть содержит несколько измененные высказывания других поэтов и ответ Лермонтова тем, кто был на стороне убийц.
Проблематика поэмы — очевидная борьба добра и зла. Читатель сам приходит к выводам о том, что можно назвать добром, а что злом. Тема тоже очень актуальная и сразу понятная — это тема поэта и поэзии на реальном примере судьбы Александра Пушкина.
Как и положено, анализ «Смерти поэта» должен выявить основные образы произведения. Это:
- Образ Пушкина, который преподносится как «святилище русской поэзии», но в то же время он очень одинокий человек с чувствительной романтической натурой.
- Образы убийц, которых поэт называет «надменными потомками». Он показывает их злыми, жадными, жадными.
- Лирический герой — сам Лермонтов. От себя самого и перед лицом современников он выражает свое отношение, довольно резкое, к смерти поэта.
Непосредственно анализ стихотворения «Смерть поэта»
Это стихотворение наполнено трагическим отношением к обществу и содержит определенный призыв. Одинокий Пушкин бросил вызов обществу и фактически был убит еще до физической смерти. Лермонтов считает, что Пушкину не нужно было светское общество и общение с выходцами из него.
Важно понимать, что образ Пушкина собирательный, и Лермонтов подразумевает, что это судьба всех поэтов, вступивших в борьбу с обществом. В то время, в возрасте 34 лет, Пушкин был удостоен звания, которое мог получить 16-летний юноша. Эта его позиция постоянно высмеивалась в светских кругах. Всем известно, что Пушкин был готов к смерти и даже заранее знал, как он умрет, потому что гадалка предсказала ему именно такой исход, и он поверил в него.
Именно золотая молодежь, богатая и глупая, способна разрушить тонкую натуру гениального поэта. Обращаясь к божественному суду, Лермонтов обращает внимание «убийц» Александра Сергеевича на то, что наказание есть не только для земного суда.
Михаил Юрьевич чувствовал себя в Пушкине любимым человеком и пытался через литературу донести до читателей всю тайну гибели гения. Чтобы другие понимали, к чему может привести отравление души. Научите людей быть добрее и отзывчивее к другим.
Вы прочитали краткий анализ поэмы Михаила Лермонтова «Смерть поэта», и мы надеемся, что он был вам полезен.
Смерть великого поэта Александра Сергеевича Пушкина для многих оказалась настоящей трагедией. Искренние соболезнования выразили поклонники поэта, и, конечно же, М.Ю. Лермонтов не остался в стороне. Свое отношение к такому печальному событию Михаил Юрьевич решил воплотить в собственном стихотворении «Смерть поэта», за которое ему впоследствии пришлось заплатить серьезную цену.
Легко догадаться, когда было написано стихотворение, если знать, кому оно посвящено. Лермонтов создал свое творение в 1837 году, как раз тогда, когда на дуэли с Дантесом был смертельно ранен великий поэт Пушкин. Слухи о смерти Пушкина распространялись с невероятной скоростью, и Михаил Юрьевич тоже был в курсе происходящего. Писатель Святослав Раевский, служивший с Лермонтовым в одном полку, Иван Гончаров, Екатерина Долгорукая — все они могли служить информаторами мятежному Лермонтову о событиях, происходящих на квартире Пушкина. Как и подобает стоящему поэту, свои глубокие чувства он выражает в творчестве. Знакомясь со «Смертью поэта», читатель может оценить всю горечь автора.
Известно, что первоначальный вариант поэмы заканчивался строками «И печать его на устах его», но позднее Лермонтов добавил продолжение. Последние шестнадцать строк, вероятно, были подробностями дуэли Пушкина, рассказанными врачом, пытавшимся спасти поэта.
Поэма о смерти Пушкина стала очень крутым поворотом в судьбе Лермонтова: с одной стороны, за «Смерть поэта» автора отправили в ссылку на Кавказ. Известно, что произведение долгое время находилось под запретом, и оно распространялось списками по всему Петербургу. Стихи дошли до Жуковского, Вяземского, семьи Карамзиных, но были опубликованы только после смерти Лермонтова. С другой стороны, с помощью скандального произведения, написанного в честь покойного поэта, имя автора прогремело в русской поэзии.
Жанр, направление, размер
Лермонтов не просто делится впечатлениями с читателями, а выступает еще одним рассказчиком о том, как умер Пушкин. Весь драматизм произведения ясно говорит о том, что жанр «Смерти поэта» — это элегия … Однако, помимо трагедии, мы можем заметить сарказм и сатиру, казалось бы, совершенно неуместные в этом тексте. Вникая в строки Лермонтова, можно разглядеть его отношение не только к жертве злой молвы, но и к публике, и все становится на свои места: в «Смерти поэта» автор сочетает несочетаемое — скорбь и злую иронию, иными словами, элегия и сатира.
В основном Лермонтов является представителем романтизма … Возможно, вопрос о направлении поэмы поставит некоторых читателей в ступор, мол, это написано о реальном событии, а автор выражает свое реальное отношение к такая ситуация, стало быть, реализм? Несмотря на это, ведь «Смерть поэта» тоже написана в рамках романтизма. Это явно вызвано бунтом автора, его выражением эмоций и попыткой встать против всех, как в своей поэме против всех выступил Пушкин. Кроме того, основными чертами этого направления являются стремление к творческой свободе и несоответствие мечты и реальности. Как Пушкин, великий поэт, всегда стремившийся к Свободе, «пал на клевету от молвы», так и Лермонтов за свой творческий энтузиазм был сослан на Кавказ, и мечты стать великими писателями хотя и осуществились, но все же столкнулись с жестокой реальностью: непониманием со стороны вне других.
Поскольку речь идет о форме произведения, нельзя не затронуть вопрос о размере стихотворения. Лермонтов выразил свой талант не только литературный, но и ораторский в четырехстопном ямбе .
Сочинение
Условно поэма «Смерть поэта» делится на две части:
- В первой автор выражает сожаление по поводу большой утраты – кончины великого поэта. Автор действительно искренне опечален смертью творца, и это заметно по строкам. Он описывает трагедию, случившуюся с Дантесом, при этом называя его не совсем виновным. Конечно, Лермонтов не отрицает того факта, что именно Дантес смертельно ранил Пушкина, но поскольку речь идет о творчестве бунтарского автора, не обошедшегося и без сатиры, виноваты окружающие его люди.
- Итак, во второй части Лермонтов высмеивает общество, от которого слышит только «пустую похвалу ненужному хору и жалкий лепет оправданий». Если сначала мы видим тоску, боль и скорбь по безвременно ушедшему поэту, то потом натыкаемся на обвинения общества, которое ничего не понимает, оклеветало мир. В своих высказываниях Лермонтов вполне серьезен, говоря даже о том, что люди не могут избежать своей вины перед грозным судом, ведь отношение окружения к великому Творцу также является существенной причиной смерти Пушкина, и это не может быть сокрыто перед Богом. Автор уверен, что ответственность понесут те, кто убил поэта, морально предатели, внешне вроде бы невиновные и не причастные к этой печальной истории.
Отдельного внимания заслуживает эпиграф к произведению, взятый из трагедии Ротру. Нас с самого начала настораживают строки: «Будь справедлив и накажи убийцу» — и после этого можно догадаться, что название и год создания поэмы — это только половина намеков на то, что это за произведение Лермонтова.
Образы и символы
Разобравшись, о чем произведение, следует обратить внимание на основные символы стихотворения: главный образ – это, конечно же, образ Поэта. Именно Лермонтов пишет о Пушкине, но за Поэтом может скрываться и сам автор. В стихотворении он говорит о смерти Пушкина не от рук настоящего убийцы, а от рук общества, уничтожающего творца. Нетрудно догадаться, что лирический герой пытается защититься этими строками так же, как и поэт.
Еще одним символом произведения является образ кровожадной толпы, поспособствовавшей гибели Солнца в русской поэзии. Автор отмечает, что кровь поэта омывает руки всем, кто клеветал на него и его семью, распространял и обсуждал постыдные слухи.
Сам автор выступает защитником Пушкина, защитником творчества и свободы пера. Образ Лермонтова – роль прокурора, совесть, прорвавшаяся через лицемерные речи. Он пытается урезонить общество, давая ему пощечину и зачитывая приговор, чтобы оно наказало себя.
Темы
Каждое стихотворение может натолкнуть на определенные мысли, и «Смерть поэта» точно не исключение, а яркое правило. Одной из главных тем в произведении является тема поэта и поэзии. Главное оружие творца — его литературный талант, который и использует Лермонтов для защиты чести ушедшего Пушкина. С помощью творчества человек способен сделать мир лучше — это пытаются донести многие писатели. Однако они так часто сталкиваются с недоразумениями.
Еще одна тема — свобода творчества. Автор настойчиво намекает, что смерть Пушкина была выгодна многим людям, которых кольнула его правда. Например, доподлинно известно, что Дантес согласился на дуэль после письма, в котором Александр Сергеевич высмеивал его гомосексуальные отношения с приемным отцом. Он тщетно пытался скрыть этот факт, женившись на своей старшей сестре Наталье Гончаровой.
Итак, поэт и толпа — следующая, и, видимо, самая актуальная тема поэмы. Ведь если автор не уделяет столько внимания Дантесу, рука которого действительно стреляла в Пушкина, то это о чем-то говорит. Лермонтов находит новых подозреваемых, а главное алиби окружающей толпы — непонимание. Поэт выступает против всех, «против мнений мира», но не находит поддержки. Пушкин, как и Лермонтов, одинок среди людей — вот эта невозможность донести свою мысль и убивает.
Проблемы
Одной из главных проблем, поднятых Лермонтовым в поэме «Смерть поэта», является непонимание. Когда человек чувствует себя одиноким среди людей, это обычно даже хуже, чем когда он просто один. Толпа символизирует надежду встретить поддержку, и когда шансы обрести понимание медленно стремятся к нулю, это может задеть, особенно, творческую натуру. Что делать с этим недоразумением и как с ним бороться? Лермонтов просто ставит этот вопрос, но не отвечает на него, он только пытается выразить свой горячий протест против общества, убившего Пушкина. Именно злая молва заставила его бросить роковой вызов. Он и сам верил в свою жену, но больше не мог терпеть анонимные письма и насмешки за спиной.
Стихотворение «Смерть поэта» — отклик на смерть Пушкина, поэтому Лермонтов поднимает важную проблему несправедливости в мире. Поэт погиб на дуэли, когда был еще молодым, не успевшим перевести столько романов, рассказов и стихов. Он догорел, как факел во мраке, а бессовестные сплетники выжили с лицемерной скорбью на лицах.
Может быть, кто-то из читателей хотел бы помочь поэту и подсказать ему, но не знает, что делать. Приспособиться к толпе или противостоять ей? Лермонтов противится, но за это сослан. Пушкин противился, но, в строках Лермонтова, «он пал, оклеветанный молвой». Может, лучше приспособиться к обществу, и жить станет легче? Великие творцы, вошедшие в историю своей библиографией, не хотят рассматривать этот вариант, но читатель невольно задается еще одним вопросом: стоит ли идти против всех, если иногда это стоит слишком дорого? Однако на этот вопрос в строках автора отчетливо читается ответ: стоит.
Смысл
Основная мысль стихотворения — кроме соболезнований в связи со смертью Пушкина, своего рода предостережение как толпе, мешающей поэту творить, так и самому поэту, всякому, кто в состоянии столкнуться с непониманием как главного героя стихотворения, так и самого автора. Александра Сергеевича не раз критиковали, и, по мнению Лермонтова, это было уважительной причиной его смерти. Вот почему автор осуждает толпу, осуждает Дантеса, который «не мог понять в эту кровавую минуту, на что он поднял руку! ..”.
Основная мысль стихотворения «Смерть поэта» — скорбь по Пушкину, выражающаяся не только в скорби, но и в явном несогласии автора с обвиняемым им обществом. Однако Лермонтов уверен, что каждый провинившийся ответит на Божий суд, неподвластный ни деньгам, ни статусу.
Отдельно следует отметить отношение Лермонтова к Пушкину: автор в восторге от творчества своего героя. Казалось бы, два талантливых творца должны быть конкурентами друг другу, но Михаил Юрьевич настолько уважает поэта, что готов быть наказанным непонятной толпой за честь своего погибшего брата. Он ратует за творчество и за свободу, которая не должна быть предметом злой молвы.
Средства художественной выразительности
В своем творчестве Лермонтов заботился не только о содержании, но и о форме собственного стихотворения. Автор прибегал к многочисленным эпитетам, заметно украшавшим его порыв: «кровавый миг», «пустое сердце», «безжалостная рука».
Автор особенно красиво сравнивает судьбу Пушкина с созданным им самим поэтом — «извлечением ревности глухой…». Мы понимаем, что речь идет о Владимире Ленском, которого, как и его создателя, сразила абсолютно безжалостная рука. Интересно будет отметить, что совпадение не только в призвании Ленского и Пушкина, но и в причине дуэли — ревности. Однако Лермонтов не винит любовь и даже не столько винит Дантеса, брошенного «на ловлю счастья и чинов», сколько винит толпу, которая своим ропотом довела талантливого человека до крайности, напоминая всем клеветникам и сплетникам о наказания, которого нельзя избежать.
И, конечно, противопоставление жестокой, бессердечной, ничтожной толпы честному, простодушному, «мужественному дару» великого творца ярко высвечивает для нас другое средство художественной выразительности — антитезу.
Интересно? Держите его на своей стене! М. Ю. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Главной темой стихотворения является конфликт между поэтом и толпой.
В поэме Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только своего убийцу Дантеса, но и всю окружавшую его толпу. По мнению автора, причина смерти Пушкина в том, что светское общество не понимает «его свободного, мужественного дара», в результате чего поэт обречен на одиночество, которого он не может вынести. Он бросается в чуждый ему мир и умирает.
Стихотворение написано 4-стопным ямбом, но во второй части он заменен свободным (4-5-6-стопным) ямбом, к которому Лермонтов часто прибегал в своей лирике.
Структура стихотворения отличается одновременно сложностью и простотой композиции: общему развитию идеи подчинены несколько законченных фрагментов, каждый со своей стилистикой. В поэме легко выделяются три относительно самостоятельные части.
Первая не просто смерть поэта, а его убийство — неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету»:
.
Leave A Comment