Функция Цветная отмывка—ArcGIS Pro | Документация

Обзор

Цветная 3D-модель поверхности, созданная путем объединения изображений, построенных методами кодированных высот и отмывки. Эта функция использует свойства высоты и азимута, чтобы задать положение источника освещения.

Примечания

Конвертация единиц измерения

Если единицы измерения для z (высоты) единиц являются теми же, что и для x,y (линейных) единиц, то коэффициент z равен 1. Если набор данных находится в системе координат проекции, для масштабирования указано значение Нет и единицы измерения высот и линейные единицы измерения различны, то необходимо определить Z-коэффициент для вычисления различия.

Для конвертации из футов в метры или наоборот, см. таблицу ниже. Например, если единицы высоты ЦМР – футы, а единицы набора данных мозаики – метры, вы будете использовать значение 0,3048 для конвертации единиц высоты из футов в метры (1 фут = 0,3048 метра).

Тип преобразованияКоэффициент преобразования

Футы в метры

0. 3048

Метры в футы

3.28084

Если данные используют географическую систему координат (например, DTED в GCS_WGS 84), где линейными единицами являются градусы, а высота измеряется в метрах, используйте коэффициент преобразования равный 1 и система автоматически конвертирует ваши линейные градусы в метры. Если единицами измерения не являются метры, используйте функцию Конвертация единиц для преобразования высоты в метры перед применением данной функции.

Когда масштабирование устанавливается как Уравненное, то можно использовать Коэффициент Z для преобразования единиц z в метры, и ArcGIS автоматически уравняет широту и долготу в метрах.

Вертикальное преувеличение

Чтобы применить вертикальный масштаб, вы должны умножить коэффициент конвертации на коэффициент масштаба. К примеру, если координатами высот и набора данных являются метры, и вы хотите применить вертикальный масштаб, равный 10, коэффициент для преобразования единиц будет равен коэффициенту конвертации (1. 0), умноженному на коэффициент вертикального масштаба (10.0) – Коэффициент Z, равный 10. Если координатами высот являются метры, а координатами набора данных – градусы, вы должны умножить коэффициент конвертации (1.0) на коэффициент вертикального масштаба (10.0) – Коэффициент Z, равный 10.

Параметры

Входные данные для этой функции:

ПараметрОписание

Растр

Входной набор данных высот.

Тип цветовой схемы

Укажите, что будет использоваться для отображения цветной отмывки – цветовая шкала или цветовая палитра.

  • Цветовая шкала – При выборе цветовой шкалы вам будет предложено выбрать соответствующую цветовую шкалу.
  • Цветовая палитра – При выборе Цветовой палитры вам будет предложено указать файл цветовой палитры, который будет использоваться.
Тип отмывки

Определяет источник освещения для отмывки.

  • Традиционная — Отмывка вычисляется с использованием источника света из одного направления. Можно задать Азимут и Высоту, чтобы контролировать местоположение источника света.
  • Многонаправленная — Комбинирует свет из нескольких источников, чтобы улучшить визуализацию рельефа.
Значение по умолчанию – Традиционная.
Азимут

Азимут – это относительное положение источника освещения вдоль горизонта (в градусах). Это положение указано углом источника освещения, измеряемое по часовой стрелке с севера. Азимут 0 градусов указывает на север, 90 градусов – на восток, 180 градусов – на юг, 270 градусов – на запад.

Высота

Высота – это угол превышения источника света над горизонтом в диапазоне от 0 до 90 градусов. Значение 0 градусов указывает, что источник освещения находится на горизонте, т.е. на той же горизонтальной плоскости, что и фрейм привязки. Значение 90 градусов указывает, что источник освещения находится прямо над головой. Значение по умолчанию — 45 градусов над горизонтом.

Масштабирование

Результат отмывки рельефа может быть динамически масштабирован путем изменения коэффициента Z. Для этого существует две опции:

  • Нет – Масштабирование не применяется. Эта опция удобна при наличии одного набора растровых данных, покрывающего небольшую территорию. Не рекомендуется для глобальных наборов данных с большими колебаниями высот или мультимасштабных карт, так как будет создаваться рельеф местности с небольшими перепадами для небольших масштабов.
  • Уравненное – применяется нелинейная корректировка с использованием значений по умолчанию для Степень размера пиксела и Коэффициент размера пиксела, что позволяет учитывать широкий спектр изменений высоты (масштаб по высоте) при приближении и удалении изображения. Опция Уравненное рекомендуется при использовании глобального набора данных.
По умолчанию – NONE.
Коэффициент Z

Коэффициент z является коэффициентом масштабирования, используемым для конвертации значений высоты для двух целей:

  • Конвертация единиц измерения высоты (метров, футов…) в единицы измерения горизонтальных координат набора данных, это могут быть футы, метры или градусы.
  • Придание визуального эффекта преувеличения рельефа.
Степень размера пиксела

Степень размера пиксела учитывает изменения высоты (или масштаба) по мере увеличения и уменьшения масштаба просмотра карты. Это экспонента, примененная к значениям размера пикселей в выражении, управляющем степенью изменения Z коэффициента, что позволяет избежать значительных потерь рельефа.

Этот параметр доступен только если типом Масштабирования является Уравненное. Значение по умолчанию равно 0.664.

Коэффициент размера пиксела

Коэффициент размера пиксела учитывает изменения масштаба по мере увеличения и уменьшения отображения карты. Он управляет скоростью изменения Коэффициента Z.

Этот параметр доступен только если типом Масштабирования является Уравненное. Значение по умолчанию равно 0.024.

Отключить интерполяцию по умолчанию пикселов на границах.

Показывает, будет ли отключена интерполяция по умолчанию пикселов на границах.

  • Не выбрано – Билинейная интерполяции будет применяться равномерно для пересчета затененного рельефа. Используется по умолчанию.
  • Выбрано – Билинейная интерполяция будет выполняться для затененного рельефа, исключая ребра растров или расположенные по соседству с пикселами NoData. Эти пикселы будут заполняться с NoData, поскольку это позволит снизить эффект острых ребер, который может возникнуть.

Использование этой опции позволит избежать каких-либо артефактов пересчета, которые могут возникнуть вдоль ребер. Значения выходных пикселов вдоль ребер растра или прилегающих к пикселам без значения будут заполняться как NoData; поэтому рекомендуется, чтобы эта опция использовалась только тогда, когда есть другие растры, дающие наложение пикселов, так чтобы области NoData отображались перекрывающими пикселами, вместо того, чтобы быть пустыми. Когда перекрывающиеся пикселы доступны, эти области NoData будут отображать пересекающие значения пикселов, вместо того, чтобы быть пустыми.

Связанные разделы

Отзыв по этому разделу?

Будни клуба :: Лекции :: Ориентирование

Скачать в формате «.doc»

Справочная информация

1. Компас – это прибор для определения сторон света (север, юг, запад, восток). Стрелка компаса (обычно красная) указывает на север. Если смотреть на север, справа будет восток, сзади – юг, слева – запад.

Азимут на какой-либо объект – это угол между направлением север и направлением на данный объект. При этом важно понять и запомнить, что измерение «угла – азимута» идет от направления на север по часовой стрелке. Азимут измеряется в градусах. Северное направление имеет азимут 0 градусов, восточное – 90, южное – 180, а западное – 270.

Если вам вдруг показалось, что азимут на запад – 90 градусов или минус 90, вы ошиблись, и мы еще раз вам напоминаем: измерение ведется строго по часовой стрелке.

2. Карта — это всего лишь уменьшенное изображение местности (в масштабе, с помощью условных обозначений). Карты бывают разные. Чаще всего в пользовании у туристов бывают топографические карты и карты для спортивного ориентирования. Главное различие между этими картами заключается в разных условных знаках, хотя они очень похожи.

Основные особенности этих двух видов карт.
1) Карта для спортивного ориентирования. Рассмотрите карту и таблицу условных знаков. Обратите внимание на то, что спортивные карты не содержат надписей (названий населенных пунктов, рек и пр.). Очень многое на карте «говорит» цвет, которым обозначен тот или иной объект. На спортивных картах открытые пространства (поля, широкие просеки, отдельные полянки в лесу) обозначаются желтым цветом, а лес – белым. Если лес густой и труднопроходимый, то на карте его обозначают зеленым цветом различной интенсивности: чем лес гуще, тем темнее зеленая заливка.

Рельеф обозначается коричневым цветом с помощью так называемых горизонталей. Горизонтали – линии, соединяющие точки с одинаковой высотой. Они проводятся через равное расстояние по высоте. По горизонталям можно определить крутизну склона: чем чаще идут линии, тем круче склон. Холмы опоясаны кольцевыми горизонталями, впадины и овраги (обычно русла рек или берега озер) горизонталями, вытянутыми вдоль понижений.
Кроме того, существуют внемасштабные условные обозначения небольших объектов рельефа (холм, ямка) или характерных линейных объектов (насыпь, канава), которые также обозначаются коричневым цветом.
Реки, озера, болота и другие водоемы обозначаются синим цветом.
Антропогенные (созданные человеком) объекты изображаются на спортивной карте черным цветом. Это – постройки, дороги, заборы и т.д.
Тропинки и лесные дороги, а также просеки – черной пунктирной линией, а дороги покрупнее – сплошной, иногда двойной линией.
Также черным цветом показывают различные отдельно стоящие объекты – крупные корни поваленных деревьев (черные крестики), отдельные домики (черные прямоугольники).

2) Топографическая карта. В отличие от спортивной карты на топографической надписи есть: здесь указываются названия всех объектов, если таковые есть.
Цветовая гамма отличается от цветовой гаммы спортивных карт. Открытые пространства обозначаются белым цветом, леса – зеленым, вся гидрография (водные объекты) – синим, рельеф – коричневым, все, что связано с дорогами, тропами – черным, дороги с асфальтовым покрытием – коричневым с черными линиями ограничений.

3. Условные знаки делятся на масштабные, внемасштабные и пояснительные
1) Масштабные условные знаки служат для изображения объектов, размеры которых (длину, ширину, площадь) можно выразить в масштабе карты. Например, массив леса, населенный пункт, озеро и т.п.
2) Внемасштабные условные знаки применяются для изображения предметов, которые не могут быть выражены в масштабе карты. Например, водонапорная башня, отдельный дом и т.п. При изображении такого предмета на карте получилась бы точка.
К внемасштабным условным знакам относят также знаки дорог, ручьев и других линейных предметов, у которых на карте отражена только длина, а ширина не может быть измерена.

3) Пояснительные условные знаки применяются в сочетании с масштабными и внемасштабными для дополнительной характеристики предметов. Например, фигурка дерева на изображении лесного массива показывает преобладающую породу деревьев, стрелка на реке – направление течения.

4. Масштаб карты – это отношение расстояния на карте к соответствующему расстоянию на местности. Он показывает, во сколько раз уменьшили местность, чтобы поместить ее на карту.
Масштаб 1:10 000 показывает, что местность уменьшили в 10 000 раз. То есть 1 см карты соответствует 10 000 сантиметров на местности. Небольшой расчет показывает, что 10 000 см – это 100 метров. Следовательно масштаб 1 : 10 000 по-другому можно назвать: в 1 см 100 м.

Если масштаб записан как 1:10 000 (дробью) он называется числовым. Для того чтобы понять, сколько метров местности в сантиметре карты, нужно зачеркнуть два последних нуля числового масштаба.

5. Как двигаться по маршруту, нанесенному на карту. 1) Сориентируйте карту! Сориентировать карту – значит повернуть ее так, чтоб направления на север на карте и на местности совпадали. Берем компас и определяем северное направление. После этого поворачиваем карту «севером на север».

Чаще всего на спортивных картах север наверху. А вообще его указывает специальная стрелка и направляющие линии. На топографических картах север наверху всегда!
2) Теперь нетрудно определить, в каком направлении начинать движение: если карта сориентирована, направление движения на ней и на местности будут совпадать.
Повернитесь лицом в сторону начала вашего маршрута, опять сориентируйте карту и приступайте к поиску ориентиров.
3) Как правило, движение по карте совершается вдоль каких-либо ориентиров, например, по тропе.
Найдите ее, ведь вы знаете ее направление и стоите к ней лицом. Скажите про себя примерно следующее: «Вот по это тропинке, идущей на северо-запад, я сейчас пойду». Только никуда пока не идите!
4) Проанализируйте, до каких пор вам следует идти по вашей тропе. Варианты могут быть разные: до ее пересечения с ручьем, дорогой, резкого поворота направо и т.д. Четко определите этот ваш «стоп-ориентир». Неплохо понять, какое до него расстояние. Продолжайте внутренний диалог примерно так: «По этой тропе я пройду на северо-запад около 300 метров. Все это время она будет постепенно заворачивать в западном направлении, ее пересекут две просеки. Через 300 м выхожу на третью просеку».
5) Вот теперь можно идти! Старайтесь постоянно представлять, где вы находитесь («Вот я прошел первую просеку. Вот – вторую. Еще 30 метров и будет третья!»). Старайтесь держать карту так, чтобы она все время была сориентирована.
6) Оказавшись на «стоп-ориентире», остановитесь! Теперь вам предстоит определить следующий участок вашего пути и проделать всю работу сначала: ориентируем карту – определяем направление – ищем ориентиры – планируем «стоп-ориентир» — идем, отслеживая путь – приходим – все сначала!
Так постепенно люди доходят до финиша.

6. Как выйти в заданную точку, нанесенную на карте, или (другими словами) найти КП. Если вы уже уяснили и освоили пункт №4, это не должно стать для вас слишком сложной проблемой!
Добавляется одна новая задача – самостоятельная разработка маршрута движения. Советуем вам:
1) Не жалеть время на эту задачу и не начинать движения до тех пор, пока вы мысленно (или с помощью карандаша) полностью не спланируете ваш маршрут.
2) Иметь в виду, что часто вариантов маршрута бывает несколько. Потратьте время на то, чтобы выбрать лучший.
После того, как наш будущий путь спланирован, задача автоматически сводится к предыдущей: движению по маршруту, нанесенному на карту.

7. Безопасность!!!
Стартуя на дистанции ориентирования, обязательно уясни:
1) Какими ориентирами ограничен полигон твоей дистанции. Как правило, это бывают ориентиры, которые трудно не заметить: дороги, крупные просеки, реки и пр. Выходить за пределы ограничивающих ориентиров ни в коем случае нельзя!
2) Что нужно делать, если ты заблудился. Как правило судьи и инструктора дают простую инструкцию типа: «Иди на юг, выходи на шоссе и по шоссе выходи на финиш!» Запомни эту инструкцию и воспользуйся ею при необходимости.


3) Каково КВ (контрольное время) твоей дистанции. По истечении КВ нужно прекратить все поиски КП и немедленно выйти на финиш.

НАПРАВЛЕНИЕ, МАСШТАБ, ШИРОТА И ДОЛГОТА

 

 

© Дэвид Левесон и Гильермо Rocha/Brooklyn College – Науки о Земле и окружающей среде

Азимутальная система = Азимут — это угловое расстояние объекта от местного севера, измеренное вдоль горизонта. Объект, расположенный строго на север, имеет азимут = 0 градусов; строго на восток — азимут = 90 градусов; строго на юг — азимут = 180 градусов; строго на запад — азимут = 270 градусов.
Система квадрантов компаса = В системе квадрантов компаса используются такие термины, как «север», «северо-восток», «юго-запад» и т. д.

 

0°СЕВЕР
Выше 0° и ниже 90° северо-востока (первый квадрант)
90°В.Д.
Выше 90° и ниже 180° на юго-восток (второй квадрант)
180°ЮГ
Выше 180° и ниже 270° на юго-восток (третий квадрант)
270°ЗАПАД
Выше 270° и ниже 360° или 0° к северо-западу (четвертый квадрант)

 

КАК ИЗМЕРИТЬ АЗИМУТ И НАПРАВЛЕНИЕ ПО КОМПАСАМ
Измерьте азимут и направление по компасу от многоквартирного дома до домов Баруха.
Сначала мы рисуем линию, соединяющую два местоположения.

Затем, минуя исходную точку (вашу начальную точку), мы проводим горизонтальную линию, параллельную горизонтальному краю черной толстой границы карты.

После проведите вертикальную линию (проходящую точку начала, вашу начальную точку) параллельно вертикальному краю черной толстой границы карты.

После того, как вы установите линии ваших координат и линию вашего угла, положите транспортир на исходную точку (вашу начальную точку). Убедитесь, что средняя точка транспортира совпадает с точкой пересечения вертикальных и горизонтальных линий в исходной точке. После этого начиная с 90 градусов подсчитывают количество градусов, на которое ваша линия, соединяющая две точки, отстоит от 90 градусов (наша нулевая линия — см. компасную розу в верхней части этой страницы). Если вы считаете правильно, вы согласитесь, что мы находимся точно на 83,5 градусах в направлении СЕВЕРО-ВОСТОКА. (83,5° СЕВЕРО-ВОСТОКА)

Альтернативный метод измерения угла с помощью транспортира. Вы рисуете свои координаты так же, как и выше, но вместо горизонтального положения транспортира его можно положить вертикально с начальной точкой в ​​нуле. Убедитесь, что средняя точка транспортира совпадает с точкой пересечения вертикальных и горизонтальных линий в исходной точке. После этого, начиная с 0 градусов, подсчитайте количество градусов, на которое ваша линия, соединяющая две точки, отклоняется от 0 градусов. Если вы считаете правильно, вы согласитесь, что мы находимся точно на 83,5 градусах в направлении СЕВЕРО-ВОСТОКА. (83,5° СЕВЕРО-ВОСТОК)

 

Пример 1: Измерьте азимут и направление по компасу от фондовой биржи до мэрии.
После того, как вы настроили свои линии и координаты, наведите транспортир на исходную точку, и вы увидите, что измерение составляет 36,5 градусов на северо-восток. (36,5° СЕВЕРО-ВОСТОК)

Альтернативный метод измерения угла с помощью транспортира — ПРИМЕР 1 — Вы рисуете свои координаты так же, как и выше, но вместо того, чтобы положить транспортир горизонтально, вы можете положить его вертикально с начальной точкой в ​​нуле. Убедитесь, что середина точка вашего транспортира совпадет с точкой, где ваши вертикальная и горизонтальная линии пересекаются в исходной точке. После этого, начиная с 0 градусов, подсчитайте количество градусов, на которое ваша линия, соединяющая две точки, отклоняется от 0 градусов. Если вы правильно посчитаете, вы согласитесь, что мы находимся ровно на 36,5 градусов в направлении СЕВЕРО-ВОСТОКА. (36,5° СЕВЕРО-ВОСТОК)

 

Пример 2: Измерьте азимут и направление по компасу от киноцентра Tribecca Film Center до морского порта South Street.
После того, как вы настроили свои линии и координаты, выровняйте транспортир с исходной точкой, и вы увидите, что измерение составляет 156 градусов на юго-восток (вы можете добавить 66 градусов к 9). 0 или вычесть 24 градуса из 180). (156°) ЮГО-ВОСТОК

Альтернативный метод измерения угла с помощью транспортира — ПРИМЕР 2 — Вы рисуете свои координаты так же, как и выше, но вместо горизонтального положения транспортира вы можете положить его вертикально с начальной точкой в ​​нуле. Убедитесь, что средняя точка транспортира совпадает с точкой пересечения вертикальных и горизонтальных линий в исходной точке. После этого, начиная с 0 градусов, подсчитайте количество градусов, на которое ваша линия, соединяющая две точки, отклоняется от 0 градусов. Если вы считаете правильно, вы согласитесь, что мы находимся точно на 156 градусах в направлении ЮГО-ВОСТОКА. (156° ЮГО-ВОСТОК)

 

Пример 3: Измерьте азимут и направление по компасу от многоквартирного дома до мэрии.
После того, как вы настроили свои линии и координаты, совместите транспортир с исходной точкой, и вы увидите, что измерение составляет 241 градус на юго-запад (вы либо добавляете 61 градус к 180, либо вычитаете 29).градусов от 270). (241°)ЮГО-ЗАПАД

Альтернативный метод измерения угла с помощью транспортира — Пример 3 — Вы рисуете свои координаты так же, как и выше, но вместо того, чтобы класть транспортир горизонтально, вы можете положить его вертикально с начальной точкой в ​​нуле. Убедитесь, что средняя точка транспортира совпадает с точкой пересечения вертикальных и горизонтальных линий в исходной точке. После этого, начиная с 0 градусов, подсчитайте количество градусов, на которое ваша линия, соединяющая две точки, отклоняется от 0 градусов. Если вы считаете правильно, то согласитесь, что мы ровно на 119градусов от нуля. Здесь вы должны помнить, что если вы находитесь в левом квадранте, вы должны вычесть 360 — 119 = 241 градус или вы можете взять 180 в качестве нулевой точки и отсчитать 51 градус до линии 180 + 51 = 241 градус, идущей к ЮГО-ЗАПАДНОЕ направление. (241° ЮГО-ЗАПАД)

 

Пример 4: Измерьте азимут и направление по компасу от многоквартирного дома до Сохо Гуггенхайма.
После того, как вы настроили линии и координаты, совместите транспортир с исходной точкой, и вы увидите, что измерение составляет 316 градусов на северо-запад (вы либо добавляете 46 градусов к 270, либо вычитаете 44 градуса из 360). (316°) СЕВЕРО-ЗАПАД

Альтернативный метод измерения угла с помощью транспортира — Пример 4 — Вы рисуете свои координаты так же, как и выше, но вместо горизонтального положения транспортира его можно положить вертикально. С вашей начальной точкой на нуле, поэтому будет легко сосчитать. Убедитесь, что средняя точка транспортира совпадает с точкой пересечения вертикальных и горизонтальных линий в исходной точке. После этого, начиная с 0 градусов, подсчитайте количество градусов, на которое ваша линия, соединяющая две точки, отклоняется от 0 градусов. Если вы правильно посчитаете, то согласитесь, что мы находимся ровно на 44 градусах от нуля. Здесь вы должны помнить, что если вы находитесь в левом квадранте, вы должны вычесть 360 — 44 = 316 градусов, или вы можете взять 180 в качестве нулевой точки и отсчитать 136 градусов до линии 180 + 136 = 316 градусов, идущей к СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ направление. (316° СЕВЕРО-ЗАПАД)

Небесные координаты

Очень маленькая сферическая тригонометрия

Вы изучали тригонометрию в средней школе: синусы, косинусы, теорема Пифагора и все такое прочее. Однако, если вы не ходили в действительно хорошую среднюю школу, вы, вероятно, ограничили свои расчеты планарной геометрией. К сожалению, небо не плоскость. Мы измеряем позиции и координаты на внутренней поверхности воображаемой сфера. Это означает, что старые правила больше не всегда работают. Тема сферическая тригонометрия не простая, но в этом курсе мы только заглянем в него.

Учитывая два вектора, a и b , каково расстояние между ними? На плоскости мы можем разбить каждый вектор на его компоненты и воспользуемся теоремой Пифагора:

По поверхности небесной сферы, если мы хотим найти угловое расстояние между двумя точками p1 и p2 , нам нужно использовать закон косинусов. В обычном случае две точки выражаются по прямому восхождению (α) и склонению (δ), например:

В этом случае, закон косинусов становится

что дает нам косинус искомого угловое расстояние γ.

Если нас интересуют очень малые угловые расстояния на небе — разделение между двумя составляющими двойная звезда, например, или расстояние между двумя спутников Юпитера — тогда есть два общих приближения. Во-первых, если мы начнем с координат двух точек по прямому восхождению и склонению, мы можем составить псевдопифагорейскую формулу; все, что нам нужно сделать, это исправить разницу в прямом восхождении косинусом склонения.

Во-вторых, если мы начнем с изображения какой-то очень маленькой области неба вместе с указанием масштаба в угловых секундах, например:

тогда мы можем

  • выберите любые два ортогональных направления на картинке
  • измерить расстояние (в угловых секундах) в каждом направлении
  • используйте старую добрую формулу Пифагора

Упражнения
  1. Полярная звезда, Полярная звезда, близка к склонению = +90 градусов. Если бы вы стояли на Северном полюсе Земли, где Вы бы видели это в небе?
  2. Если бы вы стояли на экваторе, где бы вы увидели Полярис в небе?
  3. Широта Рочестера +43 градуса северной широты. Как далеко над горизонтом находится Полярная звезда, как видно из Рочестера?
  4. Какое склонение у самых южных звезд мы можем увидеть в Рочестере?
  5. Преобразуйте местоположение яркой звезды Регул в десятичные градусы:
                 ПВ = 10:08:22,2 Дек = +11:58:02
      
     
  6. Преобразование координат Арктура в шестидесятеричное представление (ЧЧ:ММ:СС.с, ДД:ММ:СС.с)
                 RA = 213,91317 Dec = +19,17897
      
     
     
  7. Сколько градусов по кругу небесный экватор?
  8. Сколько угловых секунд занимает весь круг небесный экватор?
  9. Каково угловое расстояние между этими двумя точками в градусах?
                       РА дек.
              -------------------------------
               2 часа 0 градусов
               
               В 5 часов 0 градусов
              --------------------------------
       
  10. Каково угловое расстояние между этими двумя точками в градусах?
     РА дек.