Настоящий друг — поучительный рассказ для детей

   
 

 
Была весна. Солнце светило очень ярко, снег уже почти растаял. А Миша очень ждал лето. В июне ему исполнялось двенадцать лет, и родители обещали подарить ему на день рождения новый велосипед, о котором он давно мечтал. У него уже был один, но Миша, как он сам любил говорить, «из него давно вырос». Он хорошо учился в школе, и мама с папой, а иногда и бабушки с дедушками, давали ему деньги в качестве похвалы за отличное поведение или хорошие отметки. Миша не тратил эти деньги, он их копил. У него была большая копилка, куда он складывал все те деньги, которые ему дарили. С начала учебного года у него накопилась значительная сумма, и мальчик хотел предложить родителям эти деньги, чтобы они купили ему велосипед раньше дня рождения, уж очень ему хотелось покататься.
 
У Миши был лучший друг. Его звали Пашка. Они сидели с ним за одной партой и были, как говорили учителя, «не разлей вода». Пашка был старостой в их классе.

На майские праздники их классная руководительница Наталья Григорьевна предложила сходить всем классом в цирк, а деньги на билеты поручила собирать старосте. Паша был прилежный мальчик: он не только записывал, кто сдал деньги на билеты, но и аккуратненько складывал все деньги в пакет, а потом прятал их в своем рюкзаке, чтобы не потерять.
 
И вот, когда до праздников оставалось всего ничего, Пашка потерял этот пакет. Он отлично помнил, как положил его в рюкзак, а потом побежал с мальчишками играть в футбол на школьном стадионе, а рюкзак так и остался в раздевалке. Он вытряхнул всё содержимое рюкзака на пол и перебирал каждый листочек в каждой тетрадке, надеясь увидеть там пакет с деньгами, но никакого пакета и в помине не было.
 
— Наверное, стащили! – сказал Пашка.
— Да нет, скорее всего, ты просто его выронил где-нибудь, — предположил Миша.
— Вот мне влетит и от ребят, и от классной! Ну, вот что теперь делать? Может, объявление дадим, так, мол, и так, потерян пакет с деньгами…Ведь это ж какая сумма…
 
— Да кто тебе поверит, если уж его и нашли, то, наверняка, себе забрали.
 
Миша на минуту задумался, потом громко хлопнул себя по лбу: «Как я сразу не догадался!» «Жди меня здесь, скоро буду», — крикнул он Пашке уже в дверях. Через полчаса Миша вернулся со своей копилкой, высыпал её содержимое на скамейку: «Сколько надо?» Паша отсчитал нужную сумму, остальное вернул Мише. «Миш, ты знаешь…Я всегда знал, что ты настоящий друг…Больше мне и сказать нечего», — одарил Мишу улыбкой Пашка. «А на что копил?» — добавил он. «Да уже неважно», — с лёгкой грустью ответил друг.
 
Вечером мама заметила, что копилка почти пуста. Она позвала в комнату Мишу.
 
— Не удержался, потратил, да?
— Потратил.
— А на что?
— Да, понимаешь, мам, Пашка как наш староста должен был собирать деньги на цирк, он их собрал, а потом потерял, вот я ему и отдал.
— А точно потерял?
— Точно! Пашка бы никогда меня не обманул, я это точно знаю.
— Ну ладно, отдал, так отдал. А вообще, ты знаешь, Миш, ты поступил как настоящий друг.
— Вот и Пашка так сказал.
— Ну, значит, так и есть!
 
На следующее утро Миша проснулся от какого-то странного звука. Он открыл глаза и увидел, как папа опирается на руль новенького блестящего велосипеда и звонит в звонок.
 
— Папа, вы купили мне велосипед?! Но ведь до моего дня рождения еще больше месяца. Да и не заслужил я, деньги вон взял и отдал.
— Как раз заслужил! Чего до лета ждать, снег-то почти растаял. Беги к Пашке и зови его скорей кататься.
 

Читать другие поучительные рассказы
 
 

Рассказ Настоящий друг, Оскар Уайльд

Наступило утро. Старая Водяная Крыса высунула свою голову из норы. Глаза-бусинки злобно поглядели на мир, и короткие колючие усы настороженно зашевелились. Рядом в пруду резвились маленькие утята, желтые как канарейки, а их белоснежная мамаша с яркокрасными лапками пыталась научить их держать голову под водой.

— Вы никогда не попадете в приличное общество, — сказала она, — если не научитесь вовремя убирать голову под воду. И она вновь принялась показывать, как это делается. Но утята ни обращали на нее никакого внимания. Похоже, они были так несмышлены, что не понимали, как это важно — попасть в приличное общество.

— Какие непослушные дети! — сказала Крыса. — Их давно пора утопить.

— Ничего подобного, — ответила Утка. — Все мы когда-нибудь начинали, просто у родителей обычно не хватает терпения.

— Не знаю, не знаю, — сказала Крыса. — Признаться, я в этом мало смыслю: я не создана для семьи. Любовь хороша в своем роде, но дружба достойней. В этом мире я не знаю ничего благородней преданной дружбы. Впрочем, такое встречается слишком редко.

— Скажите на милость, а каким же должен быть преданный друг? — спросила пестрая коноплянка. Она сидела рядом на ивовой веточке и слышала весь разговор.

— Вот, вот! И мне бы очень хотелось это узнать, -сказала Утка и опустила голову в воду, подавая детям хороший пример.

— Дурацкий вопрос! — проворчала Крыса. — На то он и преданный друг, чтобы быть мне преданным.

— А вы ему? — спросила птичка, качаясь на серебристой ветке, и похлопывая крылышками.

— Причем тут я? — удивилась Крыса, — не понимаю.

— Тогда давайте, я расскажу одну историю про дружбу

— предложила Коноплянка.

— И про меня там есть? — спросила Крыса. — Тогда я с удовольствием послушаю; я люблю всякие истории.

— И про вас тоже, — ответила Коноплянка, слетая вниз и устраиваясь на берегу. — Это история про Настоящую Дружбу.

Жил да был, — начала птичка, — простой честный парень по имени Ганс.

— Он был человек выдающийся? — спросила Крыса.

— Да нет, — ответила коноплянка. — В нем не было ничего особенного, кроме его доброго сердца и смешного широкого лица, с которого никогда не сходила улыбка.

Он жил совсем один в крохотном домике и с раннего утра работал в своем саду. Ни у кого во всей округе не было такого хорошенького садика. Здесь росли лютики и турецкая гвоздика, пастушья сумка и левкои, алые и желтые розы, сиреневые крокусы, золотистые и пурпурные фиалки. Майоран и базилик, водосбор и сердечник, белая буквица и ирис, нарциссы и пунцовые гвоздики цвели и распускались в свое время; одни цветы сменяли другие, так что в саду всегда было красиво и замечательно пахло. У Маленького Ганса было много друзей, но самым преданным был Большой Хью. Он был богатым мельником, но, несмотря на это, так привязался к Гансу, что не мог равнодушно пройти мимо его сада. Даже если Хью очень спешил, он всегда находил время для того, чтобы перегнувшись через забор, сорвать букет цветов или пригоршню душицы или просто набить карманы вишней и сливами, если дело было осенью.

«У настоящих друзей все должно быть общее», — любил повторять мельник, и Маленький Ганс всегда улыбался и согласно кивал головой. Как хорошо иметь друга с такими возвышенными мыслями! Правда соседи иногда удивлялись, почему мельник, у которого шесть молочных коров, большое стадо длинношерстых овец, а на мельнице запасена сотня мешков муки, никогда не отблагодарит Маленького Ганса. Но сам Ганс никогда не забивал себе голову такими пустяками. Больше всего он любил слушать, как здорово мельник рассказывал про бескорыстность настоящей дружбы. И Ганс продолжал трудиться над своим садом. Так он жил, ни о чем не печалясь, весной, летом и осенью. Но зимой уже не было ни цветов, ни фруктов, и нечего было продавать на рынке. Тяжело тогда было ему от холода и голода, и частенько даже приходилось ложиться спать без ужина, довольствуясь несколькими сушеными грушами или старыми орехами. Но больше всего он страдал от одиночества, потому что в это время мельник никогда не заходил к нему. «Что проку навещать Ганса сейчас? — говорил Большой Хью своей жене. — Когда человеку плохо, надо оставить его одного, и не надоедать ему непрошеными визитами. По крайней мере, я так понимаю дружбу, и, по-моему, я прав. Лучше дождаться весны и тогда проведать его. Он сможет подарить мне большую корзину первоцветов. Я знаю, это доставит ему радость». «Как ты заботишься о других, — отвечала жена. Она сидела в своем любимом уютном кресле около камина, в котором весело полыхали сосновые поленья. Одно удовольствие слушать, как ты рассказываешь про дружбу. Даже наш староста не смог бы лучше сказать, а ведь он живет в трехэтажном доме и носит золотое кольцо на пальце». «Может нам позвать Маленького Ганса в гости? — спросил младший сынишка. — Если бедному Гансу плохо, я поделюсь с ним порцией каши, и покажу ему своих белых кроликов». «Вот дуралей! — вскричал мельник. — Зачем я только трачу деньги на школу? Учился, учился, да все бестолку. Только представь: придет сюда Ганс, увидит теплый очаг, вкусный ужин и бочонок доброго красного вина. Тут-то он нам и позавидует. Ну а зависть — страшное зло, она может очень быстро испортить человека. Я же не хочу навредить Гансу! Как настоящий друг, я сделаю все, чтобы не подвергать его такому искушению. К тому же, если Ганс сюда заявится, он еще чего доброго попросит муки удружить. Но мука — это одно, а дружба — совсем другое, и не стоит их путать». «Как хорошо ты говоришь! — сказала жена Хью, наливая себе большой бокал теплого эля. — Даже спать захотелось». «Многие умеют хорошо работать, — сказал мельник, — но совсем немногие могут хорошо говорить. Значит, говорить гораздо сложнее, чем работать, и гораздо достойней». Тут он сурово посмотрел на другой конец стола, где сидел его сын, которому сразу стало очень стыдно. Сынишка весь покраснел, опустил голову вниз, склонился над чаем и тихонько заплакал. Что с него взять — он еще совсем маленький.

— Это конец истории? — спросила Крыса.

— Конечно, нет, — ответила коноплянка. — Это только начало.

— Вы совсем отстали от жизни, — сказала Водяная Крыса. В наше время все образованные люди начинают рассказывать с конца, потом переходят к началу, и завершают серединой. Это самый модный способ. Я узнала о нем от одного литературного критика, который на днях прогуливался вокруг пруда вместе с каким-то молодым человеком. Он очень подробно описывал этот метод. Он не мог ошибиться, ведь у него была совершенна лысая голова и большие голубые очки. «Вздор!» — кричал критик, стоило молодому человеку раскрыть рот. Но рассказывайте, рассказывайте дальше вашу историю. Мне безумно понравился мельник. У меня тоже целая гамма прекрасных чувств; у нас так много общего!

— А потом, — сказала коноплянка, перепрыгивая с ноги на ногу, — потом зима кончилась. Когда расцвели желтые звездочки первоцветов, Большой Хью решил, что пора навестить Маленького Ганса. «Какое у тебя доброе сердце! — сказала ему жена. — Ты так заботишься о других! Только не забудь взять большую корзину для цветов». Хью связал крылья своей ветряной мельницы тяжелой железной цепью и спустился в деревню с большой корзиной в руках. «Доброе утро, Маленький Ганс», — сказал мельник. «Доброе утро», — ответил Ганс, облокотившись на лопату и широко улыбаясь. «Как зимой — туго приходилось?» — спросил мельник. «Спасибо, что беспокоитесь, — сказал Ганс. — Тяжелое было времечко. Но, слава Богу, теперь уже весна, и мои цветы так хорошо стали расти». «Мы часто вспоминали про тебя зимой. Думали, как ты там поживаешь», — сказал мельник. «Это очень приятно, — сказал Ганс. — А то я уж почти решил, что все про меня забыли». «Ты меня удивляешь, старина! — воскликнул мельник. — Дружба — это навсегда. Друзей не забывают. Это ведь так прекрасно! Ты просто не чувствуешь всей поэзии жизни. Кстати, как мило выглядят твои первоцветы!» «Да, они действительно очень милы, — сказал Маленький Ганс. — Такая удача, что у меня их столько выросло. Я собираюсь отнести их в город, и продать дочери Бургомистра. Надеюсь, что денег хватит, чтобы выкупить мою тачку». «Выкупить тачку? Уж не хочешь ли ты сказать, что продал ее? Это было бы весьма глупо!» «Так оно и есть, — вздохнул Ганс, — мне пришлось это сделать. Слишком тяжелое время — зима. У меня не было денег, чтобы купить хлеба. Сначала я продал серебряные пуговицы со своего воскресного плаща, потом серебряную цепочку, потом любимую большую трубку. А в конце концов, пришлось продать и тачку. Но я надеюсь, что понемногу…» «Ганс! — понизив голос, сказал Хью. — Я тебе подарю .. . МОЮ тачку! Ее, правда, надо немного починить. Одного бортика у нее не хватает, и спицы на колесах малость погнуты, но НЕСМОТРЯ НА ЭТО, я ее тебе ДАРЮ. Это очень благородный поступок, и многие, я знаю, скажут, что это крайне глупо с моей стороны, но что мне до них. Я же не такой, верно? По-моему, великодушие — это главное в дружбе, к тому же у меня есть новая тачка. Решено, можешь считать, что это твоя тачка». «Это очень щедрый поступок, — сказал Ганс, и все его круглое лицо засветилось от счастья. — Я запросто ее починю — у меня как раз есть несколько хороших досок». «Несколько хороших досок, — задумчиво повторил мельник. — Теперь я смогу починить крышу в моем амбаре! Там большая дыра, и если я ее не залатаю, все зерно может сгнить. Как вовремя ты вспомнил! Замечательно, как одно доброе дело сразу влечет другое. Я дал тебе тачку, а ты хочешь дать мне доски. Конечно, тачка гораздо дороже досок, но настоящая дружба не обращает на это никакого внимания. Давай побыстрей свои доски, я сегодня же заделаю эту дыру». «Конечно, конечно», — Маленький Ганс бросился в сарай и вытащил все доски, какие у него были. «Да, маловато у тебя досок, — сказал Хью. — Боюсь, когда я починю крышу, тебе уже не хватит на тачку. Впрочем, тут уж ничего не поделаешь. А теперь, раз я дал тебе мою тачку, надеюсь, ты не откажешься отблагодарить меня своими цветочками. Вот, как раз, и корзина; ты уж ее наполни доверху». «Доверху?» — грустно переспросил Ганс. Это была действительно большая корзина, и Маленький Ганс знал, что если он ее наполнит, то уже нечего будет нести на рынок. А ему так хотелось вернуть свои серебряные пуговицы! «Ну конечно! — сказал Большой Хью. — Я думаю, что по сравнению с тачкой, несколько цветочков — не слишком большое одолжение. Может быть, я не прав, но мне кажется, что настоящая дружба и себялюбие — несовместимы». «Дорогой друг, мой лучший друг! -воскликнул Ганс. — Бери все цветы из моего сада. Наша дружба важней каких-то серебряных пуговиц!» Он побежал и сорвал все свои очаровательные первоцветы, и положил их в корзину мельника. «Счастливо оставаться, Маленький Ганс!» — сказал Большой Хью, и отправился к своей мельнице, держа подмышкой деревянные доски, а в руках огромную корзину цветов. «До свидания!» — ответил Маленький Ганс, и весело стал копаться в садике. Он был очень рад подарку своего друга. Уже следующим утром, когда Ганс закреплял веточки жимолости над портиком дома, с дороги он услышал знакомый голос: «Эй, Ганс!» Маленький Ганс соскочил с лестницы, пробежал через сад и выглянул за забор. Там стоял мельник с огромным мешком муки на спине. «Старина Ганс! — сказал тот. — Ты не отнесешь мой мешочек на рынок?» «Мне, право, неловко, — ответил Ганс, но я сегодня ужасно занят. Надо успеть закрепить вьюн и жимолость, полить все цветы и подстричь траву». «Ну знаешь! — сказал мельник. -А по-моему, это не подружески, особенно, если вспомнить про тачку, которую я собираюсь тебе подарить». «Не говорите так! -взмолился Ганс. — Разрази меня гром, если я поступлю не подружески!» И, нахлобучив шляпу, он поплелся по дороге с тяжеленным мешком за плечами.

День был такой жаркий, а дорога такая пыльная, что не пройдя и половины дороги, Маленький Ганс совсем выбился из сил. Он шел, то и дело останавливаясь, чтобы передохнуть, и только к полудню добрался до рынка. Протолкавшись весь день, он удачно продал муку и поспешил домой, чтобы не столкнуться с разбойниками. «Тяжелый выдался сегодня денек! — сказал он сам себе, укладываясь спать. — Но я рад, что не отказал Хью — он мой самый лучший друг, к тому же он собирается подарить мне тачку».

Рано утром мельник пришел забрать деньги за мешок муки, но Маленький Ганс так устал, что еще лежал в кровати. «Честное слово, — сказал Большой Хью, — ты, дружище, слишком ленив. Тебе надо побольше трудиться, особенно имея в виду тачку, которую я собираюсь тебе подарить. Праздность — это большой грех, и я не хочу, чтобы мои друзья были сонями и лентяями. Ты не должен обижаться, когда я тебе так откровенно все высказываю. Конечно, если бы мы не были друзьями, то мне и в голову не пришло бы так с тобой разговаривать. Тем и хороша дружба, что можно все сказать прямо и ясно. Многие могут говорить сладкие речи, и только настоящие друзья говорят суровую правду, даже если она причиняет боль. Преданный друг так и делает, зная, что этим он принесет пользу». «Простите, пожалуйста, — сказал Маленький Ганс, протирая глаза. — Я так устал вчера, что решил еще немного полежать, и послушать, как поют птицы. Вы не поверите, но я лучше начинаю работать, если послушаю утром птичек». «Вот и замечательно! — сказал Большой Хью, похлопывая Ганса по плечу. — Я как раз хотел, чтобы ты, как оденешься, забежал ко мне на мельницу, и занялся крышей амбара». Бедному Гансу очень хотелось, наконец-то, покопаться в своем саду; и цветы уже два дня никто не поливал. Но он не решался отказать мельнику, который был так добр к нему. «А это будет очень недружественно, если я скажу, что сегодня я занят?» — робко спросил он. «Ну, конечно! — ответил мельник. — Я думал, что я могу попросить тебя о таком пустячке, особенно учитывая тачку, которую я собираюсь тебе подарить. Впрочем, если ты откажешься, я пойду и сделаю это сам». «Что вы, что вы! — испуганно сказал Ганс. — Я уже бегу». Выпрыгнув из кровати, он быстро оделся, и отправился к амбару. Он проработал там целый день. Когда солнце садилось, пришел мельник. «Ты уже заделал дыру?» — спросил он Маленького Ганса. «Все готово», -устало ответил Ганс, слезая с лестницы. «Да, — сказал мельник, — ничто не приносит столько радости, как работа, сделанная для другого». «Какое счастье, настоящее счастье, слышать как вы говорите! — сказал Ганс присаживаясь, и утирая взмокший лоб. — Жаль, что у меня никогда не будет таких замечательных мыслей». «Будут, будут, — ответил Хью, — только надо приложить побольше старания. Пока ты знаком только с практикой дружбы, а потом узнаешь и теорию». «Вы уверены? — с надеждой спросил Маленький Ганс. Без сомнения, — сказал мельник. -Только сейчас тебе пора идти домой и хорошенько отдохнуть; я хочу, чтобы завтра ты отвел моих овечек на горные пастбища». Бедный Ганс не посмел возразить.

Еще до восхода солнца, мельник пригнал к нему своих овец, и Маленький Ганс отправился с ними в горы. Целый день ушел, чтобы сводить их туда и обратно. Вернулся Ганс таким усталым, что заснул сидя на стуле, и проснулся, когда уже вовсю светило солнце. «Как хорошо я поработаю сегодня в садике» — подумал он, и принялся за дело. Однако, ему никак не удавалось поухаживать за своими цветами, потому что мельник то и дело давал ему разные поручения или просил помочь на мельнице. Маленький Ганс очень мучался, ведь цветы могли решить, что он забыл про них. Оставалось утешаться тем, что у него был такой замечательный друг. «Кроме всего прочего, — говорил себе Ганс, — он ведь хочет подарить мне тачку, а это так великодушно». Так Маленький Ганс все время помогал мельнику, а Хью говорил ему такие восхитительные слова про дружбу, что Ганс записывал их в свою записную книжку, и обязательно перечитывал их дома, когда укладывался спать. Он был хороший ученик.

Однажды вечером, когда Маленький Ганс сидел дома у камина, раздался громкий стук в дверь. Это была страшная ночь. Ветер носился и завывал вокруг дома, так что Ганс решил, что это буря бьется к нему в дверь. Но потом раздался еще один стук, и еще, громче всех предыдущих. «Наверное, это какой-нибудь несчастный путник», — подумал Ганс, и поспешил открыть дверь. За ней стоял мельник с фонарем в одной руке и большим посохом в другой. «Маленький Ганс, — сказал он. — У меня беда. Мой малыш упал с лестницы и ушибся. Я пошел за Доктором, но он живет так далеко, а ночь так ветрена, что лучше тебе сходить за ним. Ты же помнишь, что я собираюсь подарить тебе мою тачку, и наверняка не откажешься отблагодарить меня». «Да, да, -вскричал Ганс. — Я с радостью сделаю это для вас. Я отправлюсь прямо сейчас. Только лучше оставьте мне ваш фонарь, потому что ночь так темна, что я могу упасть в какую-нибудь канаву». «Как жаль, — сказал мельник, — но, честно говоря, это совсем новый фонарь, и мне будет очень обидно, если с ним что-нибудь случится…» «Не беда, — сказал Маленький Ганс, — я обойдусь и так». Он схватил свой теплый плащ, красную шерстяную шапку, закутал шарф вокруг шеи, и ступил в ночь.

Какая была ужасная буря! Ночь была так темна, что Ганс еле различал дорогу, а ветер так силен, что Ганс едва удерживался на ногах. Но он смело шел вперед, и через три часа добрался до дома Доктора, и постучал в дверь.

— Кто там? — спросил доктор, выглядывая из окна спальни.

— Маленький Ганс, сэр.

— Чего же ты хочешь, Маленький Ганс?

— Сынишка мельника свалился с лестницы, и сильно ушибся. Мельник очень просил вас приехать к нему.

— Все ясно! — сказал Доктор.

Тут же он приказал седлать, одел свои огромные сапоги, взял фонарь и поехал к мельнице.

А Маленький Ганс поплелся за ним следом. Но буря становилась все сильнее и сильнее, дождь лил как из ведра. Ганс уже не видел дороги, и давно потерял лошадь из виду. Наконец, он совсем заблудился и оказался в болоте. Это было гиблое место, потому что там были большие омуты. Туда и угодил бедняга Ганс.

На похороны собралась вся деревня, потому что все очень любили Маленького Ганса. Мельник стоял впереди всех, у самого гроба. «Я был его лучшим другом, мне и стоять на лучшем месте», — сказал он. Поэтому он шел во главе процессии, одетый во все черное, и поминутно прикладывал к глазам большой носовой платок. «Это большая потеря для каждого из нас», — сказал деревенский кузнец, когда мужчины собрались в уютном трактире, чтобы помянуть Маленького Ганса. «А какие потери у меня! -сказал Большой Хью.- Я, считай, подарил ему мою тачку, а сейчас я и не знаю, что с нею делать. Дома она всегда попадается мне под ноги, притом она так стара, что ее никому не продать. Никогда больше не буду делать никаких подарков. Щедрость всегда оказывается в убытке».

— А дальше? — спросила Водяная Крыса.

— Это уже конец, — ответила коноплянка.

— А что же случилось с мельником? — опять спросила Крыса.

— Понятия не имею! — сказала птичка. Да и не очень-то интересно.

— Я так и знала, что ты его недолюбливаешь, — проворчала Крыса.

— Боюсь, вы так и не поняли, в чем смысл истории, -заметила коноплянка.

— Как, как? — взволновано спросила Водяная Крыса. Смысл истории! Уж не хочешь ли ты сказать, что это была история со смыслом?

— Еще бы!

— Сразу надо было предупреждать! — злобно сказала Крыса. Я бы тогда и слушать ее не стала. Я бы сразу сказала «вздор!» как тот критик. Впрочем, это никогда не поздно. «Вздор!» -прокричала она, взмахнула своим длинным хвостом, и убралась обратно в нору.

Чуть погодя к коноплянке подплыла Утка. «Как Вам понравилась наша Водяная Крыса? — спросила она.- У нее очень много положительных качеств, хотя я, как мать семейства, не могу без слез смотреть на одиноких». «Боюсь, что я ее огорчила, — ответила коноплянка. — Дело в том, что я ей рассказала историю со смыслом». «Ой! — сказала Утка, — это же очень опасно!»

И я с ней полностью согласен.

Иллюстрации: Л.Тодорова.

Мысль осевого века — Путь человека

ИДЕИ, КОТОРЫЕ СФОРМИРОВАЛИ НАШ СОВРЕМЕННЫЙ МИР

  • Мысль осевого века: духовные основы современности

    С 900 по 200 г. до н. мир . В каждой области это было время перемен, социальных волнений и политических потрясений.

    Подробнее

  • Иудаизм: еврейский народ

    Именно в Вавилонском изгнании в шестом веке до н. э. евреи начали воспринимать Яхве как единого истинного Бога, который выходит за рамки границ и пустых ритуалов.

    Подробнее

  • Пророки Осевого Века

    Пророки Осевого Века больше не видели в Яхве бога войны или умилостивляемого пустым ритуалом, они подчеркивали более индивидуальные отношения с Яхве, предполагающие личную ответственность, мораль и справедливость.

    Подробнее

  • Вавилонский плен

    В изгнании евреи узнали, что Яхве можно поклоняться вне Иерусалимского храма, даже в чужой стране. Ему можно было поклоняться в их образе жизни где угодно.

    Подробнее

  • Осевой век Мысль: Индуизм

    Индусы видели в смерти переход собственного духа в другое новое существо, перевоплощающееся в непрерывной череде рождений, смертей и возрождений. Карма была подобна физическому закону: то, что происходит, является следствием собственного выбора и поведения.

    Подробнее

  • Осевой век Мысль: Буддизм

    Сиддаттха Готама — «Пробужденный» — советовал ученикам не принимать ничего просто потому, что это традиционно или исходит из священного текста или харизматичного учителя. Он подчеркивал необходимость проверять свои взгляды, проверять идеи и защищаться от возможности предвзятости.

    Подробнее

  • Мысль осевого века: Зороастр

    Пророк Заратустра, известный грекам как Зороастр, жил около 1200 г. до н. способ, который предвосхитил Осевых Пророков.

    Подробнее

  • Греция: осевая эпоха Европы

    2500 лет назад в Афинах произошло нечто экстраординарное в истории человечества — они организовали радикально демократическое правительство.

    Подробнее

  • Религиозная жизнь

    Греческая религия была частью попытки укрепить здравый смысл, гражданское единство и общность.

    Подробнее

  • Панэллинские игры

    Аргон или состязание были в центре жизни греков в их стремлении к личному совершенству, готовя их как физически, так и умственно к конфликту.

    Подробнее

  • Философы-досократики

    На фоне непрекращающейся борьбы мыслители-новаторы пришли как из восточных, так и из западных регионов греческого мира.

    Читать далее

  • Сократ (470–399 гг. до н. э.)

    Все, что известно о Сократе, основателе западной философии, исходит из рассказов других: в основном философа Платона и историка Ксенофонта, которые оба были его учениками. .

    Подробнее

  • Китай

    Китайские философы осевого века выразили новую этику в ответ на социальные и культурные потрясения. Вместо того, чтобы просто служить своим интересам или интересам друзей, семьи, клана и нации, мы должны взять на себя ответственность за свою жизнь, действия и мысли.

    Подробнее

  • Сотня школ мысли

    В хаосе и суматохе кровавых сражений и социальных потрясений периода Весны и Осени и Сражающихся царств возникло новое жизненно важное культурное и интеллектуальное движение, которое по сей день оказывает глубокое влияние на образ жизни и общественное сознание миллионов людей.

    Подробнее

Подробное описание коаксиальных спусков Джека Форстера

Перейти к основному содержанию [введите]

02 июня 2023 г.

Если быть точным, невероятный подъем коаксиального спуска

  • Ролекс
  • Гранд Сейко
  • Джон Майер
  • Говорящие часы
  • Спидмастер
  • Турбийон
  • Просмотр фильмов
  • Булгари
  • Часы для дайвинга
  • Пилотные часы

Представляем новый хронограф Porsche Design Chronograph 1 в честь 75-летия Porsche

Модные часы Часы Chanel имеют значение, и вот почему

Выбор редакции Часы, которые мы хотим носить все лето

Рычажный спуск работает отлично. Так почему же один упрямец решил починить то, что не было сломано?

Джек Форстер

02 декабря 2021 г.


Выбор редакции

  1. Как носить это Vacheron Constantin Patrimony

  2. Покупка, продажа и коллекционирование Вот почему я обменял свой Cartier Santos-Dumont на танк

  3. Часы в дикой природе Дорога через Америку, Эпизод 1 нашего нового документального сериала

Изображение заголовка, Хронометр Omega Speedmaster Master, с коаксиальным калибром 3861

. Изображение Тиффани Уэйд. Примечание к диаграммам: для ясности на большинстве из них не показана внешняя часть баланса и 9.0208 показан только ролик баланса , который находится в центре баланса и несет камни, с помощью которых баланс взаимодействует с остальной частью спуска.

Помню, много лет назад сидел на пресс-завтраке Омега (я забыл конкретно часы или часы, которые мы там видели, хотя я до сих пор помню ту эпоху, когда, если ты писал о часах, ты видел их в человек на регулярной основе). Так случилось, что я получил место рядом с генеральным директором Omega, которым в то время был Стивен Уркхарт. Уркхарт был пожизненным работником часовой индустрии, который, когда он наконец вышел на пенсию в 2016 году, проработал в Omega 17 лет.

Стивен Уркхарт, бывший генеральный директор Omega, ушедший на пенсию в 2016 году.

Уркхарт был в добродушном и разговорчивом настроении — когда вы приближаетесь к пенсионному возрасту, я подозреваю, что вы начинаете чувствовать себя все больше и больше, особенно после десятилетий хорошей работы. солдат, что ты можешь говорить то, что на самом деле думаешь. После пары чашек эспрессо я подумал: «Какого черта?» — и задал ему вопрос, который хотел задать ему много лет. Это был вопрос: действительно ли огромная сумма денег, которую вы потратили на промышленное производство и коммерциализацию коаксиального спуска, существенно повлияла на ваши продажи?

Он засмеялся и (я должен перефразировать, потому что это было не менее десяти лет назад, а я не делал заметок) сказал что-то вроде этого:

Краткая история хронометража: побег история часовых спусков? Для более глубокого погружения ознакомьтесь со статьей президента HSNY Ника Манусоса от 2015 года.

«Почти совсем нет. Послушайте, сначала вам нужно знать, что такое механические часы. нужно знать, что такое рычаг спуска есть. Тогда вам нужно знать, каковы недостатки и преимущества этого спуска. Тогда вам нужно знать, что есть еще один спусковой механизм, называемый спусковым механизмом с фиксатором

, и что у него тоже есть проблемы, но другие, чем у рычага. Тогда вам нужно знать, что если бы вы могли просто объединить преимущества обоих, вы могли бы получить спуск, превосходящий любой из них для наручных часов. Тогда и только тогда вы сможете понять коаксиальный спуск ». 

(Он также сказал, что они видят более длительные интервалы обслуживания, что, когда вы делаете столько часов, сколько производит Омега, ничего не значит).

Вы видите проблему. Я думаю, что с тех пор ситуация определенно улучшилась с точки зрения общего понимания спускового механизма Джорджа Дэниелса, но в целом обоснование его принятия в Omega по-прежнему определенно заслуживает внимания.

Давай попробуем. Я не собираюсь вдаваться во всю долгую и захватывающую историю индустриализации изобретения Джорджа Дэниелса — вместо этого я попытаюсь рассказать о том, почему он вообще чувствовал себя обязанным придумать это. Итак, давайте последуем совету Уркхарта и посмотрим на рычаг и фиксатор, и посмотрим, что они могут рассказать нам о происхождении и обосновании коаксиала.

Дай мне рычаг, и я определю время мира

Вероятно, мы можем принять как данность, что любой, кто читает это, знает основную разницу между механическими и кварцевыми часами. Могу поспорить на реальные деньги, что большинство из нас знает, что в механических часах есть нечто, называемое спусковым механизмом, и что спусковой механизм практически во всех часах, кроме тех, что производятся Omega, Roger Smith и некоторых других, является рычажным спусковым механизмом. . Но давайте начнем с рычага, как прелюдии к пониманию того, что предлагает коаксиальный спуск.

Иллюстрация из Википедии.

На приведенном выше рисунке поддон/камень в позиции 1 блокирует зуб спускового колеса. Давление зуба на поддон удерживает рычаг плотно прижатым к банковскому штифту в положении 2. Импульсный камень в положении 3 только что вошел в вилку в верхней части рычага, а баланс качается против часовой стрелки. Пока баланс продолжает качаться, рычаг будет поворачиваться, разблокируя зуб спускового колеса в позиции 1. Когда спусковое колесо поворачивается, плоская верхняя поверхность незаблокированного зуба спускового колеса будет скользить по поддону, и толчок, который он дает рычагу, быть передано через драгоценный камень в 3, на весы. Наконец, поддон справа перехватит зуб спускового колеса, который заблокирует спусковое колесо и заблокирует рычаг против правого банковского штифта.

Несколько замечаний. Во-первых, один камень на балансировочном ролике сначала разблокирует спусковое колесо, когда оно входит в вилку. Когда он начинает выходить из вилки, он выполняет свою вторую работу: получает импульс для баланса от рычага. Второй момент, на который следует обратить внимание, это то, что спусковое колесо всегда вращается в одном направлении, а это означает, что два поддона по очереди блокируют спусковое колесо. Поэтому первый поддон, фиксирующий данный зуб, называется входным поддоном, а второй — выходным поддоном. (Интересно, какие термины для этих очень специфических элементов есть в других языках. В русском это приветет поддон и дасвиданья поддон? Константин Чайкин знал бы).

Спусковой механизм — очень умная штука. Шестеренки часов вращаются только в одном направлении. Однако осциллятор качается в двух направлениях – даст Бог, на каждое колебание уходит примерно одинаковое время, иначе у вас не будет хронометра. Спусковой механизм должен делать две вещи одновременно. Он должен передавать энергию от шестерни, вращающейся в одну сторону, к балансу, качающемуся в две стороны, и должен считать каждое колебание.

Рычажный спуск в действии; баланс удален для ясности. Рычаг разблокирует спусковое колесо при каждом повороте баланса, что также разблокирует всю зубчатую передачу. Четвертое колесо, приводящее в движение спусковое колесо, совершает оборот один раз в минуту.

Калибр Omega 1861, используемый с конца 1960-х годов в часах Omega Speedmaster Professional (первая версия, 861, была покрыта медью). Механизм представляет собой калибр хронографа с боковым сцеплением и рычажным спуском.

Рычажный спуск работает отлично. Он прочный и дает очень стабильное количество энергии балансу каждый раз, когда толкает его. Он дает импульс в обоих направлениях качания баланса. Он также запускается автоматически — если вы в какой-то момент заведете часы, они начнут идти без необходимости покачивать их, чтобы запустить их (не все спусковые механизмы запускаются автоматически — вы можете иметь часы на полном заводе, и он все равно не запустится, если вы не пошевелите его, чтобы он заработал). Единственная проблема — царапание зуба спускового колеса о поддон. Соскабливание создает трение, а для снижения трения (как для предотвращения износа, так и для предотвращения потери энергии) вам необходимо масло. А масло со временем разрушается, а значит, и точность тоже.

Эта проблема с современными синтетическими смазками гораздо менее серьезна, чем с растительными маслами и китовым жиром, которые использовались часовщиками прошлого, но рано или поздно это должно произойти.

Другой почти совершенный спуск

Теперь есть еще один спуск, который не нуждается в масле – спуск хронометра или спуск с фиксатором (разные термины для одного и того же). В спусковом механизме хронометра нет рычага. Вместо этого спусковое колесо удерживается на месте подпружиненным лезвием — фиксатором. Когда баланс качается, стопор слегка сбивается с места — ровно настолько, чтобы спусковое колесо продвинулось на один зуб. Зуб спускового колеса давит прямо на импульсный камень, и, прежде чем он сможет провернуться дальше, фиксатор возвращается в исходное положение и блокирует дальнейшее вращение спускового колеса.

Иллюстрация стопорного спуска, Сонье, Трактат об часовом искусстве.

На приведенной выше схеме баланс вращается против часовой стрелки. Очень маленький отпирающий камень под номером 1 вот-вот соприкоснется с концом пружины , проходящей через фиксатор. Стопор прикреплен к очень тонкой пластинчатой ​​пружине в позиции 4, и когда драгоценный камень в позиции 1 нажимает на кончик проходящей пружины, он слегка толкает стопор вправо. Это также переместит запирающий камень на 2 вправо, разблокировав спусковое колесо. Спусковое колесо, вращающееся по часовой стрелке, соприкоснется с импульсным камнем в позиции 3, давая импульс балансу. После этого фиксатор вернется в исходное положение как раз вовремя, чтобы зафиксировать следующий зуб спускового колеса. Когда баланс отклонится назад в противоположном направлении, он соприкоснется с проходящей пружиной, но благодаря слабости проходящей пружины и давлению зуба спускового колеса на фиксирующий камень в 2 стопор останется на месте. , а анкерное колесо останется заблокированным.

Стопор и спусковой механизм выполняют одну и ту же работу.

Первый блокирует и разблокирует спусковое колесо. Имейте в виду, что это происходит только в тот момент, когда баланс заставляет это произойти. Это означает, что пока весы качаются с одинаковой скоростью, зубчатая передача перемещается с чрезвычайно регулярными интервалами. Положите руки на колеса дальше в зубчатой ​​передаче, чтобы показать, когда зубчатая передача разблокируется, и у вас есть часы.

Вторая задача — держать баланс в движении. Это также происходит в тот момент, когда баланс разблокирует спуск. (Любители спусковых механизмов заметят здесь небольшое упрощение, но допустим его для ясности). Пока подаваемая энергия постоянна, баланс всегда будет колебаться с одной и той же скоростью.

Золотое спусковое колесо в карманном хронометре Girard-Perregaux, 1889 год. сконструируйте его аккуратно, и вы получите спусковой механизм, который может работать практически бесконечно, так как практически отсутствует трение, и вам не нужно беспокоиться о износе масла. Единственная проблема — и это большая проблема — заключается в том, что если вы слишком сильно ударите по нему, вы выбьете фиксатор из положения, и спусковое колесо начнет вращаться, когда оно не должно. Это означает, что фиксатор не очень полезен для наручных часов, которые часто бьются. (Другие проблемы со спусковым механизмом с фиксатором заключаются в том, что он не запускается самостоятельно и дает импульс только в одном направлении, однако на практике они более абстрактны, чем проблемы реального мира).

Что вам действительно нужно, так это спусковой механизм, который так же устойчив к толчкам, как и рычаг, но дает импульс непосредственно и без трения скольжения.

И здесь на помощь приходит коаксиальный спуск.

Импульс [подается] за счет простого толкающего действия, в отличие от весьма неэффективного скользящего действия, характерного для рычажного спуска.

– Роджер Смит, OBE

Building A Better Watch World

Джордж Дэниелс не был первым, кто обнаружил проблемы с рычажным спуском – эффект пробоя масла был замечен с самого начала, но рычажок спусковой механизм работал так хорошо и имел так мало конкурентов в качестве практичного спускового механизма в часах, что после того, как он был представлен в середине 18 века, он быстро стал стандартным спусковым механизмом во всех часах. Это все еще сегодня. Но часовщики любят экспериментировать, и некоторые из них попытались каким-то образом совместить рычажный и стопорный спуск.

В оригинальном коаксиальном спусковом механизме Джорджа Дэниелса использовались два спусковых колеса на одной оси — отсюда и «коаксиальный спуск». Короче говоря, конструкция сочетала в себе ударопрочность рычага с прямым действием фиксатора почти без трения, что означало, что смазка импульсных поверхностей теоретически больше не нужна, и ее можно использовать в портативном хронометре.

Часы Omega Master Chronometer с коаксиальным калибром 3861, антимагнитным по меньшей мере до 15 000 Гс.

Сегодня существует несколько различных версий коаксиального механизма. Одна из них используется Omega, единственной компанией, успешно использующей безрычажный спуск в промышленных масштабах. Другая версия используется Роджером Смитом. В обоих случаях спусковые механизмы заметно отличаются от оригинальной конструкции Дэниелса — оба были оптимизированы для большей эффективности, например, за счет уменьшения массы спускового колеса. В часах Роджера Смита коаксиальный спусковой механизм теперь использует одно спусковое колесо, которое объединяет функции двойного спускового колеса в оригинальной конструкции Дэниелса.

Коаксиальный спусковой механизм с одинарным спусковым колесом Роджера Смита. Вертикальные зубья на внутренней части колеса, которые в оригинальной конструкции Дэниелса были на отдельном колесе, были объединены с одним колесом.

На приведенной выше диаграмме баланс вращается против часовой стрелки, а камень под номером 1 движется вправо под действием импульса зуба спускового колеса, поскольку спусковое колесо вращается по часовой стрелке. Драгоценный камень в позиции 4 находится в вилке рычага, и по мере того, как баланс продолжает вращаться, рычаг повернется в положение против банковского штифта в позиции 7. При этом поддон в позиции 2 опустится на место и заблокирует зубец в позиции 3. , блокируя анкерное колесо, в то время как драгоценный камень в 6 блокирует один из внешних зубьев анкерного колеса. Когда баланс отклонится назад в противоположном направлении, рычаг будет сдвинут к противоположному валковому штифту, а внутренний зубец в позиции 3 сможет свободно давить на поддон в позиции 2. 

Вы заметите пару интересных моментов. Во-первых, две паллеты в 5 и 6 являются просто стопорными палетами — ни одна из них не дает импульса балансу. Другая заключается в том, что при повороте баланса против часовой стрелки импульс передается через один из длинных зубьев спускового колеса камню в позиции 1, но когда баланс отклоняется назад, импульс передается косвенно, через рычаг, камню в позиции 4. , за счет давления одного из внутренних зубцов спускового колеса на камень поддона в 2.

Как Джорджу Дэниелсу удалось вычислить правильную геометрию коаксиального спуска — это слава и чудо — я не мог себе представить сделал это за сто лет. Он делает все — надежно фиксируется; у вас есть импульс в обоих направлениях; это самозапуск; и нет трения скольжения, поэтому вам (теоретически) не нужно масло на импульсных поверхностях. Единственным недостатком, если его можно так назвать, является то, что это сложный спусковой механизм, и что в его первоначальном воплощении анкерное колесо обязательно было более массивным, чем у стопорного или рычажного спуска.

Один интересный момент, связанный с коаксиальным спусковым механизмом, заключается в том, что импульсные поверхности смазаны маслом (следовательно, «теоретически больше нет необходимости». Однако это не для уменьшения трения. Вместо этого масло используется для сведения к минимуму окисления при ударе. , Роджер Смит сказал HODINKEE: «Мы наносим смазку на одиночные зубья колеса, как это делал Джордж [Дэниелс]. Это предотвращает накопление оксида там, где зуб соприкасается с драгоценным камнем. были применены для борьбы с эффектами. Главное, что следует помнить, это то, что скорость хронометража не будет затронута, поскольку состояние смазки ухудшится, и это связано с тем, что импульс передается посредством простого толкающего действия, в отличие от крайне неэффективного скользящее действие найдено в спусковом механизме рычага».

Текущая версия коаксиального спуска, используемого Omega. В спусковом механизме, а также балансе и пружине широко используются немагнитные материалы. Вы заметите, что здесь также используется тот же основной принцип двух запирающих камней и двух импульсных камней.

Коаксиальный спуск в калибре 9300, также показан механизм хронографа.

Для меня одним из самых интересных моментов в истории спуска является то, что он не был мотивирован только интеллектуальным любопытством. Дэниелс хотел доказать, что кварцевые часы и их создатели, которых он называл «электриками», не могли просто сказать, что механические часы устарели, и, читая его мемуары, мне кажется, что он также хотел потрясти механические часы.