История как прогресс. Противоречивый характер социального прогресса. Основы философии
История как прогресс. Противоречивый характер социального прогресса
Прогресс – это характеристика такого всеобщего свойства материи, как движение, но в его применении к социальной материи. Одним из всеобщих свойств материи, как было показано ранее, является движение. В ходе движения рассматриваемая структура материи или усложняется, или, наоборот, упрощается. Это философское положение о всеобщности движения проявляется и в жизни общества. Синонимом развития при характеристике общественной жизни выступает понятие прогресс. Прогресс – это усложнение общественной жизни. Его естественным проявлением выступает такое историческое явление, как изменение общественной жизни, развитие истории вообще. Но развивающаяся цивилизация (этап от первобытнообщинного строя до современного состояния) – явление многогранное. В силу сложности социального прогресса будет целесообразным рассмотреть его слагаемые.
Во-первых, существенным показателем прогресса является развитие производительных сил общества. Орудия труда не просто делаются более сложными и эффективными, но они постоянно интеллектуализируются. Человек, создавая орудия труда, машины, технологические линии, вкладывает в них всю сумму общетеоретических и технических знаний своего времени, учитывает весь прежний опыт. Машинизация общественного производства ведет к снижению доли живого труда в производственном процессе, делает труд менее изнурительным.
Во-вторых, повышается производительность труда, т.е. в единицу времени производится все больше и больше продукции. В результате постоянно увеличивается совокупная доля общественного богатства, повышается материальный уровень жизни общества. Материальное положение меняет психологическую атмосферу общества: социальные отношения делаются менее напряженными, снижается тревога за завтрашний день. Увеличивается доля свободного времени, более разнообразным делается досуг.
В-третьих, идет постоянное изменение общественных отношений; слагаемые социальной жизни и, в первую очередь, общественные отношения совершенствуются под влиянием требований совокупной общественной деятельности: появляются новые сферы общественного труда, новые профессионально-социальные группы, занимающие соответствующую нишу в общем укладе общественной жизни. Так, например, в современном культурном мире большое место занял так называемый шоу-бизнес. Сложилась целая индустрия развлечений, где спрос словно соревнуется с предложением, растущее число шоу-групп находит своих поклонников; традиционные формы культурно-массовой работы немного «потеснились», и работа с массами продолжилась, только в более насыщенном режиме. Это и будет примером общественного «укладывания».
В-четвертых, повышается роль субъективного фактора в истории, когда на основе познанных закономерностей общественного развития общество в лице своих лидирующих органов (парламента, правительства, различных административно-хозяйственных структур) вырабатывает стратегию социального развития с опорой на полную базу данных, характеризующих социально-экономическую обстановку как внутри страны, так и в ближайшем соседнем окружении.
В-пятых, особую значимость приобретает прогресс культуры. Общество стремится развивать все ее отрасли, виды и формы, а время осуществляет качественный отбор: песни, романы-однодневки и многое подобное умирают часто в день своего рождения, а подлинная культурная ценность становится общечеловеческим достоянием, будь то книга, кинофильм, художественное изделие. Зритель, читатель, слушатель предпочитает все наиболее человеческое, ценное во все времена.
В-шестых, общество гуманизируется. Постепенно формируется уважительное отношение человека к человеку, осознание человеческого достоинства каждого человека. Подвергаются общественному осуждению хамство, чиновническое чванство, эгоистические жизненные ориентиры. Человек должен стать центральной ценностью бытия – это задача, которую ставит общество перед каждым своим членом.
Однако социальный прогресс имеет и свои негативные стороны, на которые необходимо указать. Наблюдаемое истощение сырьевой базы для промышленного производства становится уже хрестоматийным положением. Для современных городов-мегаполисов превратились в экономическую и социальную проблему промышленные и бытовые отходы, особенно те из них, которые не «перерабатываются» почвенными микроорганизмами. Громада созданных богатств не только поражает воображение, но и вызывает жадность обладания. В итоге деформируется личность, смещаются ценности. Технотронная цивилизация повышает нервно-психические нагрузки. Отсюда частота нервных потрясений, психические расстройства. Растет чувство бессилия индивида перед достижениями современной цивилизации: человек не в состоянии овладеть всей наукой, понять всю технику, все технологии, быть универсальным специалистом, быть «своим» среди достижений мировой культуры. Однобокое развитие науки и техники, сложившееся в условиях противостояния разных типов цивилизаций («социалистический лагерь» – «капиталистический лагерь») привело к небывалому развитию орудий смерти: сегодня одним нажатием кнопки можно уничтожить все человечество, но никакие «кнопки» пока не в состоянии избавить человечество от таких болезней, как чума, сибирская язва, СПИД, наркомания и др.
Человек для своего выживания создал в рамках живой природы искусственную среду, определяемую как «ноосфера»: жилища, транспорт, производственные строения, одежда, суррогаты питания. Окружающие на работе и в быту вещи пропитаны лаками, смолами, используется много полимерных материалов, искусственный радиофон (теле– и радиостанции, многочисленные средства технической радиосвязи, эфир буквально «забит» радиочастотами). Человек рядом с этим живет. Не случайно, сегодня люди при первой возможности стараются изолироваться от цивилизации (стремление скорее уйти в отпуск и провести его в глуши, потребность в физической деятельности, простой пище, защита от информационного потока).
Самые серьезные смещения происходят в духовно-нравственном мире современного человека. Его сознание резко профессионализируется. Чувства уступили место рационально-логической информации, связанной с производством, с профессиональной деятельностью. И общество сегодня ценит именно профессионалов, но не человека вообще. Отсюда трудности сближения людей разных профессий вне производственной сферы. Не случайно частыми становятся факты распада браков «по любви» и утверждения на их место «браков по совместным интересам»: инженеру легче понять инженера, нежели инженеру – педагога.
Что делать обществу «контрпрогрессивного»? Сегодня этот вопрос остро пока не стоит, однако Швейцер в своей Нобелевской речи указал на то, что человек сегодня стал необычайно силен, оставаясь при том же уме (до начала промышленной эры – Ю. Б.).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
История философии как духовная история человечества
История философии как духовная история человечества Приступая к рассмотрению истории философии, следует помнить положение Гегеля, что история философии – это эпоха, выраженная в мысли. Это поможет увидеть за калейдоскопом имен, теорий, концепций саму реальную жизнь
47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура
Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА
Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА Принцип детерминизма является важнейшим принципом марксистско-ленинской философии. Он означает, что все события, совершающиеся в действительности, вызываются при данных условиях определенными причинами,
Глава XX.
ДИАЛЕКТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССАГлава XX. ДИАЛЕКТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА Направленность развития общества тесно связана с соотношением научно-технического и социального прогресса, вопрос о единстве которых нашел отражение в материалах XXV съезда КПСС[450]. Особенность этой
2. Противоречивый характер развития истины
2. Противоречивый характер развития истины Основным тезисом материалистической диалектики в учении об истине является признание ее объективной природы. Объективная истина — это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, т. е. не
Природа общество, история. Проблема социального детерминизма
Природа общество, история. Проблема социального детерминизма Следуя принципу марксистского монизма, Плеханов, Лабриола, Лафарг, Меринг стремились раскрыть материалистическое понимание истории, опираясь на идею материального единства мира, диалектического единства
2.
Противоречивый характер развития истины2. Противоречивый характер развития истины Основным тезисом материалистической диалектики в учении об истине является признание ее объективной природы. Объективная истина — это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, т. е. не
Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА
Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА Принцип детерминизма является важнейшим принципом марксистско-ленинской философии. Он означает, что все события, совершающиеся в действительности, вызываются при данных условиях определенными причинами,
Глава XX. ДИАЛЕКТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
Глава XX. ДИАЛЕКТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА Направленность развития общества тесно связана с соотношением научно-технического и социального прогресса, вопрос о единстве которых нашел отражение в материалах XXV съезда КПСС[448]. Особенность этой
Двигатели прогресса*
Двигатели прогресса* Двигатели прогресса — это люди, ведущие все человечество и все живое к счастью, радости и познанию. Таковы:1) Люди, организующие человечество в одно целое.2) Изобретатели машин, которые улучшают производимые продукты, сокращают работу и делают ее
Глава VII. Экономический расчет при социализме (I): характер и история проблемы Перепечатано из Collectivist Economic Planning, ed. F.A.Hayek (London: George Routledge & Sons, Ltd., 1935)
Глава VII. Экономический расчет при социализме (I): характер и история проблемы Перепечатано из Collectivist Economic Planning, ed. F.A.Hayek (London: George Routledge & Sons, Ltd., 1935) 1Есть все основания полагать, что мы наконец входим в эру аргументированного обсуждения того, что долгое время некритически
«Мнение правит миром».
История народов как история культуры и цивилизации«Мнение правит миром». История народов как история культуры и цивилизации Перед всей просветительской мыслью, отвергавшей теологическое понимание истории, стояла задача найти на земле, в материальном мире, то, что определяет действия людей в качестве исторических
Противоречивый (Contradictoire)
Противоречивый (Contradictoire) Опровергающий что-либо или самого себя. В частности, в логике противоречивыми называют два такие высказывания, одно из которых является отрицанием второго (р и не-р суть противоречивые высказывания) либо включает в себя это отрицание (если р
74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
Общественный прогресс представляет собой очень сложное, противоречивое движение социума. Существует определённый критерий этого процесса. Определение этого критерия расходится. Марксизм исходит из того, что таким критерием является объективный, т.е. рост производительности труда, рост производительных сил общества. По этому критерию можно считать, например, что феодальное общество более прогрессивно, чем рабовладельческое. Но существуют и иные трактовки. Критерием прогресса является рост социальной свободы. Поэтому может быть высокий уровень технологии, но если неразвита свобода человека, его права, то о прогрессе не может быть и речи. Далее, оказалось, что прогресс вообще сомнительное дело, т.к. есть прогресс жестокости, обесчеловечивания, и т.д. Раньше прогресс понимался как прямолинейное движение от низшего к высшему, а оказалось, что есть регресс, войны, разного рода катаклизмы, откатывание назад. Стали говорить о капиталистическом прогрессе и социалистическом. Прогресс трактуют как объективную социальную синергию.
Анализ истории человечества показывает, что в общественном развитии имеют место прогресс, цикличность, регресс. Абсолютизация какого-либо одного из направлений в социальной жизни приводит к одностороннему восприятию человеческой истории. В действительности же общественное развитие многопланово.
В античном обществе господствовала идея круговорота, ибо античный чувственно-материальный космос обязательно требовал идеи вечного возвращения: душа существует вечно и каждый раз после смерти человека отделяется от тела, а затем появляется в ином образе в неизменном плане.
Христианство выдвинуло концепцию движения человечества к более совершенному миру, реализации божественно установленной цели: максимальное приближение человека к Богу, что возможно лишь путем нравственного самосовершенствования каждого индивида. Для культуры феодальной эпохи была свойственна не идея круга или поступи вперед, а идея «преобразования», т.е. стремления к качественному изменению внутреннего мира человека, позволяющему лучше осознать божественное предназначение.
Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения. при этом прогресс мыслился тоже как реализация цели, только не божественной, а природной, как естественная необходимость установления общества Разума. Поэтому мировоззрение человека Нового времени преимущественно рационалистично, а значит, и антропоцентрично, ибо в качестве субстанции общества рассматривается монада — индивид, замкнутый на своих устремлениях и интересах. Гегель критерием развития общества выдвигал прогресс в сознании свободы.
На последующем этапе развития общества наряду с традицией понимания истории как прогрессивной смены общественно-экономических формаций сильны позиции сторонников социального круговорота (цикличности), теории локальных культур и концепций социальной деградации.
Многие современные философы выдвигают концепцию информационного общества, видят в нем будущее человечества. Они выделяют характерные черты этого общества: радикальные преобразования в производстве и технологии, а также и социальных структурах.
Для прошлых времен при всем многообразии линий социального развития объективно преобладала линия прогресса. прогресс — это такой вид социальных изменений, который характеризуется наличием поступательных процессов в обществе и связан с выдвижением цели общественного развития. Анализ сущности прогресса необходимо осуществлять через цель деятельности. Именно сопоставление результата с целью может служить объективным критерием самосовершенствования общества или, наоборот, его деградации. Один из главных вопросов сегодня — разработка системы критериев общественного прогресса. И так как всех критериев прогресса системы, особенно такой, как человеческое общество, может быть бесконечное множество, то, исчерпав запасы совершенствования по очередному критерию или же их группе, система меняет их или приходит к применению других. К.Маркс в качестве критерия общественного прогресса выдвинул развитие творческих сил человека.
При всем значении мысли о самоценности развития человека нельзя игнорировать экологический критерий прогресса. Сегодня человечество живет за счет природы, биосферы, т.е. уничтожения растений и животных. Но возможности такого развития исчерпаемы.
Великий парадокс нашего времени: все и лучше, и хуже, чем когда-либо прежде
Искусственный риф недалеко от Татеямы, Япония. Из серии ‘Искусственные рифы’ Николаса Флока.
Наш мир сейчас лучше, чем когда-либо в истории человечества, но в то же время никогда не было хуже.
Это противоречие ставит перед нами, казалось бы, неразрешимую загадку: источник нашего прогресса стал источником нашего падения. Все слишком хорошо, чтобы мы могли все изменить, но слишком плохо, чтобы оставить все как есть.
Это великий парадокс современности.
Назад в старые добрые времена? Подумайте еще разВ наши дни пессимизм может прийти легко. Нас окружают депрессивные новости, ностальгирующие политики, которые заручаются поддержкой, вспоминая времена, когда их страна была еще «великой», романтические голливудские фильмы, идеализирующие мифическое прошлое.
Иногда кажется, что СМИ, политика и индустрия развлечений застряли в машине времени только с одним местом: более добрым и нежным прошлым, когда люди все еще оставляли свои двери незапертыми и наслаждались простыми вещами в жизни.
Также известен как «Ла-Ла Ленд».
Но вам не нужна машина времени, чтобы испытывать благодарность за то, что живете сегодняшним днем. Почти по всем параметрам человечество сейчас лучше, чем когда-либо. Мы богаче, здоровее, в большей безопасности, лучше информированы и процветаем, чем когда-либо прежде.
Представьте себе жизнь в 18 веке без телевидения, кино и музыкальных записей, когда в следующий раз вы случайно включите Netflix, Fox Sports или Spotify.
Глобальная продолжительность жизни Подробнее обо всех этих статистических данных см. на веб-сайте «Наш мир в данных». за последнее столетие увеличилось более чем вдвое, достигнув рекордного уровня в 72. За последние четыре десятилетия было создано больше богатства, чем за всю предшествующую историю человечества. Два столетия назад 8 из 10 человек все еще жили в условиях крайней нищеты, сегодня это менее 1 из 10. Войны, болезни и стихийные бедствия сейчас уносят меньше жизней, чем когда-либо в нашей истории. В 1800 году почти половина всех детей умирала в возрасте до пяти лет, но сегодня эта цифра упала до менее 4%. Два столетия назад 88% населения мира были неграмотными; сейчас только 10%. Средний пользователь смартфона в Китае теперь имеет под рукой больше информации, чем президент США в 1919 году.90.
Повседневная жизнь стала намного приятнее. В 19 веке люди (читай: в основном женщины) тратили в среднем 58 часов в неделю на домашние дела — их коллеги 21-го века сократили это время до менее чем 18 часов. За тот же период количество часов, проведенных вне дома (читай: в основном мужчинами), сократилось вдвое, примерно до 40 часов в неделю. Не говоря уже о больших шагах, которых мы добились на пути к гендерному равенству.
Конечно, заманчиво смотреть на подобную статистику скептически. В конце концов, в мире все еще есть ошеломляющее количество страданий. Но тот, кто искренне верит, что в «старые добрые времена» было лучше, просто забывает, какой тоскливой, трудной и однообразной была жизнь большинства людей всего четыре-пять поколений назад.
Просто представьте себе рацион среднестатистического европейца в средние века — крупы, каша, морковь и лук круглый год, мало специй и уж точно никаких свежих фруктов — в следующий раз, когда вы будете бродить по проходам современного супермаркета. Представьте себе жизнь в 18 веке без телевидения, кино и музыкальных записей, когда в следующий раз вы случайно включите Netflix, Fox Sports или Spotify. Учтите, что немногим более века назад дома большинства людей даже не были подключены к канализационной системе, и вы никогда больше не будете смотреть на обычный туалет так, как прежде.
Искусственный риф недалеко от Кикаидзимы, Япония. Из серии «Искусственные рифы» Николаса Флока. К сожалению, верно и обратноеКак это ни парадоксально, несмотря на то, что все вышесказанное несомненно верно, в равной степени верно и то, что наш мир стал хуже, чем когда-либо прежде. Человечество сталкивается с проблемами в масштабах, не похожих ни на что, что мы когда-либо видели.
Глобальное потепление — наиболее широко известный и наиболее актуальный пример. С начала промышленной революции в 1750 году мы извлекли и сожгли накопленную за сотни миллионов лет энергию в виде нефти, газа и угля, высвободив более 2 триллиона тонн CO₂ в атмосферу в процессе. Хотя последствия поражают своей сложностью, сама проблема на самом деле довольно проста: переизбыток CO₂ в нашей атмосфере удерживает солнечное тепло, поднимая среднюю температуру на Земле настолько, чтобы разрушить целые экосистемы.
Если мы продолжим наш текущий путь, часть нашей планеты станет непригодной для жизни из-за сильной жары. Климатическая миграция увеличится. Нехватка еды и воды станет более частой. Ураганы и наводнения будут уносить все больше и больше жертв. Такие города, как Сингапур и Нью-Йорк, могут оказаться под водой. Многие нечеловеческие разновидность столкнется с вымиранием. Не говоря уже о политической напряженности, которую вызовут эти события. Противоборствующие лагеря уже столкнулись в знак протеста, хотя худшее еще впереди.
Владельцы половины мировых активов поместились бы в одном классе.
Климатический кризис идет рука об руку с другой глобальной проблемой: социально-экономическим неравенством беспрецедентных масштабов. Беднейшая половина населения мира несет ответственность только за 14% глобальных выбросов CO₂. Весь африканский континент, где проживает 1,2 миллиарда человек, производит всего 4% выбросов CO₂. Самые богатые 10% в мире несут полную ответственность за половина всех выбросов.
Однако разрушительные последствия глобального потепления будут ощущаться ровно в противоположное направление: наиболее уязвимые в социальном и экономическом отношении люди в мире больше всего пострадают от засухи, дефицита, периодов сильной жары, повышения уровня моря и вынужденной миграции.
Этот крайний разрыв между теми, кто несет наибольшую ответственность за изменение климата, и теми, кто в наибольшей степени пострадал от него, раскрывает обратную сторону прогресса, достигнутого нами за последние два столетия: хотя человечество в целом живет лучше, чем когда-либо прежде, исключительно неравномерно распределены. Несмотря на то, что в последние годы неравенство доходов немного сократилось, в основном в результате резкого роста доходов в Китае и Индии, богатство внутри стран распределялось все более и более неравномерно.
Чтобы понять, насколько абсурден этот разрыв в уровне благосостояния, рассмотрим следующую статистику: 26 богатейших людей мира владеют таким же капиталом, как самые бедные 3,8 миллиарда человек вместе взятые. Владельцы половины мировых активов поместились бы в одном классе.
Искусственный риф недалеко от Барселоны, Испания. Из серии «Искусственные рифы» Николаса Флока. Ископаемый капитализм, источник добра и злаНеслучайно климат и богатство так тесно связаны, поскольку они по сути имеют общее происхождение: ископаемый капитализм. Ископаемое топливо является источником необычайного прогресса человечества за последние два столетия, но также и источником чрезвычайных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня.
Практически все, что делает современную жизнь намного лучше, чем раньше, — резкое увеличение продолжительности жизни, здоровья, безопасности, мобильности и роскоши — стало возможным благодаря запасам ископаемого топлива, которые стали доступны в середине 18 века. Открытие нефти, угля и газа ускорило развитие человечества так, как ничто до и после.
В то же время эта система, основанная на ископаемом топливе, также породила те самые проблемы, которые угрожают нашему современному образу жизни – изменение климата, утрата биоразнообразия, растущее неравенство. Важно отметить, что эти проблемы являются не просто досадным побочным ущербом, они фактически вписаны в ДНК ископаемого капитализма — он оказался настолько успешным9.0045 именно из-за эксплуатации людей, колоний и природных ресурсов нашей планеты. Он известен как «добывающий капитализм» по той причине, что само его существование зависит от истощения людей и планеты.
Благословение оказалось проклятием. Цена нашего прогресса будет оплачена.
Что приводит нас к великой иронии нашего современного парадокса: чтобы сохранить плоды невероятного роста человечества, мы должны оставить все это позади. Чтобы продолжать двигаться вперед, мы должны вернуться к чертежной доске. Двигатель, который движет нашей цивилизацией, должен быть полностью разобран и заменен новой моделью.
Искусственный риф недалеко от Марселя, Франция. Из серии «Искусственные рифы» Николаса Флока. Первый в мире непроизвольный энергетический переходЭтот двигатель, конечно же, наша энергетическая система. Человечество не в первый раз перейдет на новый первичный источник энергии. Мы делали это раньше — три раза, если быть точным. И каждый раз переход полностью преображал наше общество и образ жизни.
Первая революция произошла, когда мы перешли от дерева, торфа и силы человеческих мышц к дереву, торфу и животное сила. Это означало конец нашего кочевого существования охотников-собирателей и проложило путь для развития земледелия, частной собственности и первых постоянных поселений. Вторая революция началась с перехода на пар и уголь, за которым вскоре последовало электричество, открывшее эпоху индустриализации, урбанизации и массового производства. Вскоре после этого последовала третья революция с переходом на нефть и газ, что привело к глобализации и нашей современной экономике, основанной на услугах.
В свете этих революций вряд ли будет преувеличением сказать, что новый переход — на этот раз к возобновляемым источникам энергии — изменит все . История показала нам, что ничто не играет большей роли в формировании человеческого общества, чем источники энергии, на которых оно построено. Британский археолог Ян Моррис описывает это явление как «Великая Цепь Энергии».
Однако между предыдущими энергетическими революциями и нашими нынешними усилиями по переходу на устойчивые источники есть одно существенное различие: на этот раз это происходит в основном ненамеренно.
У нас нет другого выбора, кроме как перейти на устойчивую энергетику — независимо от того, будет ли это более рентабельно.
Предыдущие переходы — от мускульной силы к животной, к пару и электричеству, к нефти и газу — в значительной степени были вызваны новыми открытиями и подстегнуты человеческой изобретательностью. Эти переходы и вытекающие из них преобразования не были навязаны нам извне, а были естественным ответом на безошибочные практические и экономические преимущества новых источников энергии. Конечно, эти так называемые «добровольные» переходы на самом деле сопровождались большим количеством насильственного принуждения в форме рабства и эксплуатации. Но сами переходы не были навязаны нам внешними факторами.
И это именно то, что отличает наш нынешний переход: у нас нет выбора кроме как переключиться на устойчивую энергию – независимо от того, более ли это рентабельно. К счастью, во многих случаях устойчивая энергетика на самом деле является лучшей альтернативой ископаемому топливу, особенно если учесть скрытые затраты на ископаемое топливо, такие как загрязнение, концентрация энергии и социально-экономическое неравенство. Но в настоящее время устойчивые технологии еще не готовы служить основой нашего современного общества.
Возьмем, к примеру, сталь, цемент, удобрения и пластик — четыре ключевых строительных блока для нашего нынешнего образа жизни. Мы сильно зависим от этих материалов для строительства, сельского хозяйства и производства, но их пока нельзя производить по доступной цене или в больших масштабах. без угля, нефти и/или газа. То же самое относится к двум жизненно важным формам мобильности и транспорта: авиаперевозкам и транспортным средствам. контейнерные перевозки. В настоящее время ни самолеты, ни контейнеровозы не могут работать без ископаемого топлива. Это огромная проблема, поскольку они играют центральную роль в нашей глобальной экономике. В устойчивом мире, работающем только на солнечной и ветровой энергии, огромные участки нашей планеты, с экономической точки зрения, стали бы слишком далекими, чтобы до них можно было добраться.
Короче говоря, нынешний энергетический переход — это не добровольное движение к лучшей альтернативе, а императив, навязанный нам присущей нашей нынешней энергетической системе неустойчивостью. Как метко выразился американский философ Ноам Хомский, ископаемый капитализм может существовать только «пока можно делать вид, что разрушительные силы, создаваемые людьми, ограничены: что мир — это бесконечный ресурс, а мир — это бесконечный мусорный бак». ».
Конец этой иллюзии уже близок.
Искусственный риф недалеко от Кань-сюр-Мер, Франция. Из серии «Искусственные рифы» Николаса Флока. Революция во время мира и процветанияУчитывая все обстоятельства, они приводят к довольно удручающим выводам. У нас нет другого выбора, кроме как отказаться от величайшего источника прогресса, который когда-либо знало человечество. Альтернативные источники энергии лучше в некоторых отношениях, но все же совершенно неадекватны в других. И люди, которые несут наибольшую ответственность за бардак, в котором мы находимся, также получают наибольшую выгоду от нашей нынешней системы, в то время как те, кто пострадал больше всего, меньше всего способны проводить изменения.
Что еще хуже, еще предстоит выяснить, совместимы ли изменения, которые мы должны сделать, с тем, что мы стремимся защитить: жизнью в свободном демократическом обществе.
Демократия призвана предотвратить такое резкое ниспровержение статус-кво.
Мы находимся под огромным давлением, чтобы как можно быстрее перейти к безуглеродной экономике. Если мы намерены удерживать глобальное потепление в управляемых пределах, мы должны сократить выбросы до ноль в ближайшие 30 лет. Чтобы понять, насколько это быстро, рассмотрим инкубационные периоды нефти, угля и газа: для этих трех источников энергии потребовалось 60 лет для роста с 5% нашего энергоснабжения до их соответствующих максимумов в 50%, 40% и 25%. Если бы устойчивая энергетика следовала той же схеме, то солнечная энергия, ветер и биомасса не были бы нашими основными источниками энергии до 2079 года. То есть на 30 лет позже. И помните, нам нужна устойчивая энергия, чтобы не только стать доминирующим источником, но и покрыть всех наших потребностей в энергии.
Добавьте к этому существующее — и, вероятно, растущее — сопротивление этому переходу и сохраняющийся скептицизм в отношении изменения климата, и станет ясно: демократия, основанная на участии и поддержке населения, — не самый быстрый способ добиться социальных преобразований такого масштаба. Наоборот, демократия призвана предотвратить столь резкое ниспровержение статус-кво. Как недавно заметил корреспондент Рутгер Брегман, в военное время обычно происходили быстрые и далеко идущие изменения в структуре общества.
Трудно сохранять оптимизм перед лицом таких фактов. На самом деле этого достаточно, чтобы любой почувствовал себя циничным, даже бессильным. Неудивительно поэтому, что везде, куда бы мы ни повернулись, нас окружает цинизм – у кулера с водой, за кухонным столом, в ток-шоу на телевидении и радио. «Я думал о том, чтобы стать вегетарианцем, но если все остальные продолжат…» «Какой смысл инвестировать в солнечную и ветровую энергию, когда Китай все еще…» «Протесты против изменения климата — это хорошо, но ничего не изменится пока мы все…»
Искусственный риф недалеко от Кань-сюр-Мер, Франция. Из серии «Искусственные рифы» Николаса Флока. Повод для оптимизма: способность человечества к сотрудничествуНесмотря на все это, есть веские основания полагать, что человечество способно решать стоящие перед нами задачи. Причины, которые настолько очевидны, что мы с трудом их даже замечаем. Причины, которые заставляют нас сильно недооценивать нашу индивидуальную силу и нашу коллективную изобретательность. Причины, которые проникают в самое сердце человеческой натуры и в первую очередь причина, по которой мы пришли к господству над планетой.
В ближайшие месяцы я хочу глубже изучить эти основные причины для оптимизма. Конечно, не сказать вам «расслабьтесь, все будет хорошо» — это было бы ложью.
Вместо этого я намерен показать, что наш коллективный цинизм основан на ряде упрямых мифов и заблуждений. Ежедневное появление этих мифов в новостях заставило нас принять их как евангельскую истину: например, о том, что мы слишком разделены, чтобы найти единое решение, или о том, что настоящие изменения возможны только в том случае, если все заодно.
Все, что мы знаем, делаем и делаем – это совместные усилия.
В предыдущем эссе я писал об одной из самых важных причин для надежды, которую я назвал «повседневным чудом»: непревзойденная способность человечества к сотрудничеству. Конечно, ни один вид не существует в полной изоляции, но человечество уникально в той степени, в которой мы сотрудничаем друг с другом. Мы работаем вместе в таком масштабе, что нам трудно даже наблюдать за этим. Сеть, соединяющая нас, слишком обширна, чтобы ее можно было увидеть невооруженным глазом. Это настолько уникальная часть того, что значит быть человеком, что вы могли бы привести доводы в пользу переименования нас homo cooperans — «кооперативный вид».
Американский экономист Леонард Рид классно проиллюстрировал степень человеческого сотрудничества в 1950-х годах, задав, казалось бы, простой вопрос: сколько людей нужно, чтобы сделать карандаш?
Ответ: сотни миллионов.
Сотни миллионов людей? Немного графита и немного дерева? Вы держите пари. Графит нужно добывать, для чего нужна сталь, которая производится на сталелитейных заводах, которые работают на электричестве, которое вырабатывается из нефти и газа, которое нужно транспортировать, для чего нужна инфраструктура.
И так далее, и тому подобное.
Этот список невероятно длинный, почти бесконечный. Без изобретения колеса не было бы грузовиков для доставки карандашей. И если бы не изобрели плуг, у водителей грузовиков не было бы упакованного обеда. В какой-то мере все, что мы делаем, связано со всем остальным: у нас не просто семь или даже семьдесят коллег, а семь миллиардов.
Хотя Леонард Рид использовал пример с карандашом, чтобы отстаивать либертарианское мировоззрение, согласно которому все можно оставить «свободному рынку», я имею в виду не это. Наоборот, я бы сказал, что идея о том, что «рынок» может решить все, является большой частью того, что в первую очередь привело нас к этой неразберихе.
Но более глубокий философский тезис, который он делает в своем мысленном эксперименте, остается в силе: все, что мы знаем, делаем и делаем, является совместным усилием. Ничто из того, что вы видите вокруг себя — от карандаша, которым вы пишете, до города, в котором вы живете, — не было создано одним человеком, работающим в изоляции. Вместо этого наше общество является результатом буквально тысячелетнего обмена знаниями и бесконечных производственных цепочек.
Искусственный риф недалеко от Хацусимы, Япония. Из серии «Искусственные рифы» Николаса Флока. Семь миллиардов голов лучше, чем однаЭтот простой факт раскрывает фундаментальную истину о человеческом существовании: наше общество на больше, чем сумма его частей. Человеческие знания, навыки и достижения не просто накапливаются, но подвержены невероятному мультипликативному эффекту. Знания уникальны тем, что они растут, когда ими делятся (как и любовь, на что, вероятно, указали бы романтики). И, к счастью, мы, люди, очень хорошо умеем делиться.
Согласно израильскому философу Ювалю Ною Харари, наша способность к сотрудничеству в больших масштабах является главной причиной того, что люди стали полностью господствовать на планете. Вот почему мы посещаем наших эволюционных предков в зоопарке, а не наоборот.
Благодаря умению человечества сотрудничать, мы не только самый доминирующий вид на земле, но и наши злейшие враги.
Мы, люди, не только инстинктивно сотрудничаем, мы также являемся единственным видом, который формирует кооперативные связи, выходящие далеко за пределы нашего непосредственного окружения и включающие так много людей. От предприятий с тысячами сотрудников до стран с сотнями миллионов жителей, от клубов с десятками тысяч членов до религий с миллиардами последователей. Подобные партнерства позволяют нашему виду использовать коллективные способности решения проблем, которые намного превосходят знания, талант и творческий потенциал любого отдельного человека.
Критики справедливо заметят, что именно эта способность делает человечество настолько разрушительным по отношению к окружающей среде. У них есть точка зрения. Шимпанзе, возможно, не имеют ни малейшего представления о том, как делать смартфоны, но, по крайней мере, им удалось избежать создания экономической системы, основанной на ископаемом топливе, которая угрожает их собственной среде обитания вымиранием, в отличие от их лысых собратьев.
Наша коллективная способность контролировать окружающую среду, казалось бы, подняла нас из пищевой цепи, но также сделала нас величайшей угрозой для нашего собственного выживания. Благодаря умению человечества сотрудничать, мы не только самый доминирующий вид на земле, но и наши злейшие враги.
И все же сотрудничество остается ключом к нашему успеху в будущем: как вид мы способны на огромные, далеко идущие изменения. Как подделка климатического соглашения между 195 странами. Прочитайте Статус ратификации Парижского соглашения. Или принять директиву ЕС о бытовой технике, которая предотвратит в десять раз больше выбросов углекислого газа, чем все Голландское климатическое соглашение. Или инвестировать 30 миллиардов евро Читайте «План Volkswagen по уничтожению Теслы» в Financial Times. как компания в разработке революционно нового электромобиля.
Неудивительно, что изменение климата заставляет нас чувствовать себя беспомощными. Проблема такого масштаба является результатом такой сложной сети взаимодействий, которая слишком сложна для того, чтобы один человек мог полностью ее понять, а это значит, что и решения тоже должны быть. В буквальном смысле мы не можем представить себе, как могло бы выглядеть эффективное решение.
Но тогда мы можем воодушевиться этой фундаментальной истиной о человеческой природе: вместе мы можем.
Эта статья также опубликована на De Correspondent и была переведена с голландского Меган Херши.
Искусственные рифы После Второй мировой войны человечество мечтало о большем. Мы пытались покорить космос. Мы мечтали жить под водой. Ракеты отправлялись на Луну и утопические проекты городов, построенных на морском дне — настоящая Атлантида! – вспыхнули как грибы на нескольких подводных локациях. Но наше воображение не ограничивалось человеческими городами. Начиная с 50-х годов мы проектировали целые подводные города не для людей, а для местной флоры и фауны. В наши дни по всему миру насчитывается около 20 000 подводных «городов», в которых вы можете найти эти так называемые «продуктивные сооружения». Они построены на глубине от 10 до 80 метров, а в некоторых случаях достигают высоты 35 метров! Французский художник Николя Флок посетил эти города, более известные как искусственные рифы. Во введении к работе он заявляет, что эти рифы «… не являются случаем восстановления природой своих прав после ухода человечества, а случаем человека, строящего для природы и, следовательно, больше не противостоящего природе. Искусственный риф становится символом возможного перехода». (Изабель ван Хемерт, редактор изображений) Посмотреть другие работы Николаса ФлокаПротиворечие и гармония
Диалектический материализм (А. Спиркин) | ||
---|---|---|
Предыдущая | Глава 2. Система категорий в философской мысли | Следующий |
Единство противоположностей и противоречие. Один из основных вопросов мировоззрения и методологии познания заключается в следующем: какова причина движения и развитие явлений и находится ли оно в самом мире или вне его? Некоторые отвечают, что так же, как существование часов предполагает часовщика, поэтому существование и движение мира предполагает творца, который правит этим миром. Просто как часы работает, когда его заводит владелец, так что мир движется со скоростью воля высшей силы. Но если существование и движение мир предполагает творца, существование творца сам, по логике такого мышления, должен в свою очередь предполагают существование творца еще более высокого заказ. И это приводит нас к ложной бесконечности. научный мировоззрение не ищет причин движения Вселенной за его пределами. Оно находит их в самой вселенной, в его противоречиях. Научный подход к объекту исследование предполагает умение воспринимать динамическую сущность, сочетание в одном и том же предмете взаимно несовместимые элементы, которые отрицают друг друга и тем не менее в одновременно принадлежат друг другу.
Конечная причина развития любой конкретной системы является взаимодействие. Анализ показывает, что взаимодействие возможно между объектами или элементами объектов, которые не идентичны друг к другу, но разные. Тождество и различие имеют их степени. Разница, например, может быть несущественной или существенное. Крайним случаем различия является противоположная — одна из взаимно предполагаемых сторон противоречие. По отношению к развивающемуся объекту разница является начальной стадией разделения объекта на противоположности. Вступая во взаимодействие, объект стремится, как оно было дополнением к самому себе в том, с чем оно взаимодействие. Там, где нет стабильного взаимодействия, есть только более или менее случайный внешний контакт.
Еще важнее помнить об этом моменте, когда мы говоря о связи между явлениями, находящимися в процесс развития. В целом мире нет развивающийся объект, в котором нельзя найти противоположных сторон, элементы или тенденции: стабильность и изменение, старое и новое, и скоро. Диалектический принцип противоречия отражает дуалистические отношения внутри целого: единство противоположности и их борьба. Противоположности могут вступить в конфликт только в той мере, в какой они образуют единое целое, в котором один элемент так же необходим, как и другой. Эта необходимость противостоять элементы составляют жизнь целого. Более того, единство противоположностей, выражающее устойчивость объекта, относительна и преходяща, а борьба противоположностей абсолютный, выражающий бесконечность процесса разработка. Это связано с тем, что противоречие есть не только отношения между противоположными тенденциями в объекте или между противоположными объектами, но и отношения объект самому себе, то есть его постоянная самоотрицание. Ткань всей жизни соткана из двух виды нитей, положительные и отрицательные, новые и старые, прогрессивные и реакционные. Они постоянно конфликтуют, сражаются друг с другом.
Древние говорили, что все происходит через раздор. Если явление содержит противоположности, оно должно быть в противоречие с самим собой. То же относится и к выражению этого явления в мыслях. Существует очевидное противоречие в том, что явление остается одним и тем же и в то же время постоянно изменяется, т. е. содержит противоположные тенденции.
Противоположные стороны, элементы и тенденции целого, чьи формы взаимодействия противоречие не дано в некоторых вечно готовая форма. На начальном этапе, пока существует только как возможность, противоречие выступает как единство, содержащее несущественное различие. Следующий этап существенное различие в этом единстве. Хотя обладая общей основе, определенных существенных свойств или тенденций в объекты не соответствуют друг другу. Жизненноважный различие порождает противоположности, которые, отрицая друг друга перерасти в противоречие. Крайний случай противоречия является острым конфликтом. Противоположности не стоят в унынии бездействие; они не что-то статичное, как два борца в фотограф. Они взаимодействуют и больше похожи на живую борьбу соответствовать. Всякое развитие порождает противоречия, разрешает их и в то же время рождает новые. Жизнь — это вечное преодоление препятствий. Все переплетено в сеть противоречий.
Противоречия в умах и поступках людей с блестящей точностью и живостью выражен в творчестве много великих художников. Наиболее ярким примером является, пожалуй, Шекспир, так глубоко изображавший внутренний мир человека. проникновения во все противоречивые страсти, огорчение души, столкновение мотивов, конфликт эмоции, соперничество между людьми, критические состояния воли и разума, противоборствующие побуждения добра и зло, благородное и неблагородное, трагическое и комический. С большим умением он прослеживает развитие характера вплоть до превращения его в собственную противоположность и противоречия между его характеры часто составляют индивидуальное выражение противоречий социальных сил и интересы.
У Достоевского, например, утверждение, что все противоречия в жизни «жить вместе» никогда не проигрывает его сила. Какими бы кошмарными они ни были, никто не может убежать от них; они преследуют всех мужчин повсюду.
Равновесие и гармония. Мысли о противоречии и противоположности заставляют нас спросить можно ли категорически сказать, что противоречия всегда, одновременно предполагают и исключают друг друга. Жизнь имеет были свидетелями случаев, когда противоположности не только исключали, но и дополняют друг друга, образуя гармоничный весь. Возьмем, к примеру, проблему психологическая несовместимость в рабочем коллективе, в быту жизни, в семье. Совместимость обязательно предполагает определенные противоречия, дополняющие друг друга и, взятые вместе образуют гармоничное целое, симфонию, в которой наоборот не исключает, а предполагает его противоположный. Следовательно, противоположности могут сочетаться в разных способами, и результатом может быть какофония или симфония. пифагорейцы говорил о гармонии как о чем-то, без чего ничто не могло бы существовать. Греческий врач и мыслитель Алкмеон считал, что здоровье организма зависело от гармоничного сочетания противоположных качеств и сил, на их равновесие, в то время как любое превосходство или доминирование одного из них могло дать подняться до болезни. Этот принцип гармоничного сочетания был применяется ко Вселенной в целом. Если бы не было гармонии, противоречивые и разнородные принципы не могли войти в синтетическое целое Вселенной. Музыкальная гармония, согласие различных тонов или размеров, по-видимому, Пифагор и его единомышленников как просто слышимая форма вселенской гармонии и определяется количественными связи. Это гармония, которая раскрывает тайну внутреннего согласия противоположности. Это единство в разнородном, это согласие в различие, которое можно найти в музыкальной гармонии, заключается в раскрывается во всей Вселенной. Под гармонией мы понимаем сбалансированное и жизнеспособное стабильное сочетание элементов и их связи, их внутренние и внешние взаимодействия, все их движения. Гармонию следует рассматривать как процесс. жизнь Вселенной состоит в постоянном прерывании и восстановление гармонии, равновесия: все течет и уравновешивается, все уравновешивается и течет. Мы могли бы указать ряд форм равновесия, связанных с внутреннее движение: сохранение состояния движения, для например, сохранение состояния светового излучения, процесс жизни, процесс материального и духовного (интеллектуальное) производство и так далее. Равновесие достигается и приводит к стабильному, гармоничному состоянию взаимодействие противоположностей, составляющих данный процесс в целом (например, сбалансированное состояние внутренние процессы живого организма), поддержание взаимодействие одного явления с другим (например, взаимодействие организма и окружающей среды), устойчивость определенной формы или закона (например, устойчивость законов, регулирующих физическое, органическое, социальное и психологическое процессы), равновесие, сохранение основы порождающее заданную форму движения (например, устойчивость полей элементарных частиц как условие происхождения атомов, атомной стабильности, образования неорганические и органические соединения и др. ). В некоторых относительно закрытые системы, равновесие противоположных сил может быть продолжительный. В целях исследования и использования в технологии, исследователи договорились рассматривать определенные состояния материи как существующие в идеально чистом виде и при заданных им соответствующих формулы. Метеорология, например, придает большое значение к изучению относительного равновесия атмосферы, термодинамика изучает относительную термодинамическую равновесие и ядерная физика, радиоактивный равновесие. Химия изучает химическое равновесие.
Существует огромный диапазон так называемых статистических равновесия. Это также характерно для столь высоко сложная живая система как человек, т. динамически сбалансированная система как в телесном, так и в психологическая организация. Когда мы говорим о ком-то, что он «неуравновешенный человек», мы имеем в виду патологическое возбудимость его нервной организации, склонность к вспышкам в приступах гнева, часто без всякой причины.
Противоречия и их разрешение. движение противоречия состоит в том, что оно одновременно понял и решил. Противоречия постоянно включаются и создавалось, возрождалось в новой форме. Решение противоречивая система также является средством движения к новой система, которой исторически суждено прийти на смену ей.
Противоречия разрешаются, преодолеваются в борьбе. Они и их разрешение стимулирует движение. Взаимодействие противоположности, как противоречие и его разрешение, вот что пробуждает каждое семя к росту и каждую почку к раскрытию лист, цветок или сочный плод. Противоречие и его разрешение придает движение большим и малым вещам и раскрывается в обычном «разумном» порядке вселенная. Они объясняют единство жизни и смерти, биение пульса, движение сил, выделяющихся в кристаллов, в растениях, животных, людях, обществе и в вся вселенная. Если противоречия не разрешены, они не «подстегивать» развитие, они необходимы, но не достаточное условие развития.
Способов разрешения противоречий много, и они зависят от различных условий, в том числе от характера спорящие стороны в случае возникновения противоречий в жизни человека и общества. В некоторых случаях одна сторона противоречие гибнет и другое торжествует, в других и то, и другое стороны гибнут, изнуряя себя в борьбе. Может также быть более или менее продолжительным компромиссом между участники. Разрешение противоречия может быть полным или частичное, мгновенное или поэтапное. Возьмем, для например, нынешний век. Он полон противоречий любого вида и сорта. В общественно-политическом плане ситуация опасно накалилась из-за безудержного гонка вооружений, инициированная империализмом, которая вынуждает социалистическую страны принять меры по укреплению своих оборона. Отношения между некоторыми странами плохие напряженный. Идет ожесточенная идеологическая борьба между страны социализма и капитализма. Что делают народы мирового желания? Что является их главной заботой? Каждый знает, что такое К., и это было изложено полностью на 26-м съезд КПСС — за разрядку. Советский руководство подтвердило позитивными действиями, что оно стремится не нагнетать противоречий между миром социализма и капитализм, а разрешить существующие противоречия путем мирными политическими средствами.
Было бы ошибкой думать, что всякое противоречие приводит к развитию. Например, конфликт между членов семьи вряд ли можно рассматривать как источник разработка. Различные процессы, по-видимому, имеют оптимальную противоречивость, которая способствует развитию наибольшая степень.
Характер противоречия зависит от специфики противоборствующих сторон, а также об условиях их происходит взаимодействие. Внутренние противоречия взаимодействие противоположных сторон внутри данной системы, т. например, внутри определенного вида животных (внутривидовые борьба), внутри данного организма или общества. Внешний Противоречия – это взаимодействие противоположностей, связанных с различные системы, например, между обществом и природой, организма и окружающей среды и так далее. В финале анализа, решающими противоречиями в развитии являются внутренние.
Антагонистические противоречия – это взаимодействие между непримиримо враждебные классы, социальные группы и силы. Как правило, они нарастают до точки конфликта и разрешаются в социальных и политических революциях. Неантагонистический противоречия — это взаимодействия между классами, основные интересы и цели совпадают. Социалистическая революция завершилась тем самым устранил антагонистические противоречия, но не устраняют противоречия вообще. Социализм имеет свою противоречия, например, между развивающимися производство и растущий спрос, между передовыми и отсталые, между творческим мышлением и догматизмом. основное противоречие состоит в том, что во всей совокупности противоречия играют решающую роль в развитии.
Противоречия можно найти в природе, обществе и человеке. думать буквально на каждом шагу. Вся история человечества культура научного познания предполагает борьбу между новые знания и гипотезы и устаревшие положения, столкновение разных, а иногда и совершенно противоположных мнения. Борьба идей — одна из жизненно важных гарантий против мумификации мысли. Великие открытия всегда вызвать оживленную дискуссию и спор, и именно здесь правда рождается. Жизнь — это непрекращающаяся борьба, процесс развития, в котором победитель обычно добивается прогресса в развитии познания хотя бы по какой-либо причине, кроме как необходимость сражаться, еще более насущная усилиями противоположной стороны. Это стимулирует мысль и интеллектуальные способности обеих сторон, тем самым способствуя общему интеллектуальный прогресс.
Констатация противоречий в науке чрезвычайно важно для развития познания. Не следует бойтесь противоречий, ибо каждое противоречие содержит зародыш открытия. Креативное мышление не только утверждает антиномии, но стремится их разрешить. диалектический противоречие в мышлении есть не внутреннее противоречие, не смешение понятий, но взаимодействие противоположных позиции, точки зрения, мнения, концепции. В отличие от бестолкового мышление, диалектические противоречия представляют сознательно воспринимаемые противоречия. Бессознательные противоречия в мысли являются признаком глупости или неправильного рассуждения, которые исправляются либо самим мыслителем, либо другие. Ни может ли теория, которая внутренне противоречива, быть научное значение. Она должна быть усовершенствована и стать внутренне непротиворечивый. Иначе диалектика превратилась бы оправдание полной беспринципности и учить умение сегодня говорить одно, а завтра другое. Когда запутавшись в противоположных выводах, разум чувствует крайне неудобно. Далеко не мешает нам, рекомендации формальной логики, включая правила, защитить нас от элементарных противоречий, от безответственное перескакивание с одного утверждения на другое без какие-либо объективные основания, помогают нам обнаружить и выразить, сознательно указать на фактические противоречия и изменчивость вещей. Под диалектикой мы подразумеваем не противореча самому себе, хотя и это может случиться бессознательно в ходе исследования, когда психические ассоциации бушуют вокруг какой-то идеи; что мы имеем в виду, это противоречие в предмете и отражение этого противоречие в мышлении, где оно сознательно регистрируется и решен. По мере развития науки число возможных противоречий, парадоксов и антиномий не уменьшается, а на самом деле умножается. Великие полеты творческой мысли и открытия были и будут сделаны возможными именно путем разрешения этих противоречий. Противоречия взяты до антиномии обычно оказываются вехами в научный прогресс, точки, где прорывается мысль в то, что было ранее неизвестно.
На первом этапе процесса познания, когда объект воспринимается в его первоначальной целостности и чувственном конкретности, противоречивое единство противоположностей не может быть раскрытый. Поэтому познающий должен начать с ментального анализа. исходного единства, разбивая его на компоненты. Познание аспектов противоречия в их обособленность и даже противоположность предполагает синтез ранее разделенных противоположностей. В результате односторонность исходного аналитического подхода к объекта, когда все его аспекты изучались как изолированные явления, преодолевается.
Антиномии, имеющие объективную основу, представляют собой специфическую форму существования диалектических противоречий в знание. Содержание, которое они отражают, в конечном счете элемент структуры развивающей цели противоречие. Когнитивные антиномии служат формой теоретическое воспроизведение противоречий в научных теории, развитие которых происходит через выявление и разрешение противоречий, обнаруженных в предыдущие теории или уровни исследования.
Leave A Comment