Задания по биологии для проверки знаний учащихся 10 классов по теме:
«БИОСИНТЕЗ БЕЛКА»
№1 – тест
Выберите 1 правильный ответ:
А1. Участок молекулы ДНК, несущий информацию об одной молекуле белка – это
1) ген 2) фен 3) геном 4) генотип
А2. Синтез белка в клетке происходит
1) на рибосомах в ядре 2) на рибосомах в цитоплазме
3) в клеточной стенке 4) на внешней поверхности цитоплазматической мембраны
А3. Транскрипция у эукариот происходит в
1) цитоплазме 2)эндоплазматическом ретикулуме 3) лизосомах 4)ядре
А4. В соответствии с принципом комплиментарности гуанин в молекуле ДНК образует пару с
1) цитозином 2)аденином 3)тимином 4) уроцилом
А5. Процесс трансляции не происходит
1) в цитоплазме 2)в ядре 3)в митохондриях 4) на мембранах шероховатой эндоплазматической сети
А6. Процесс трансляции происходит
1) в цитоплазме 2)в ядре 3)в митохондриях 4) в хлоропластах
А7. Одна аминокислота кодируется
1) 4 нуклеотидами 2) 2 нуклеотидами 3) 1 нуклеотидом 4) 3 нуклеотидами
А8. Один триплет ДНК содержит информацию о:
1) последовательности аминокислот в белке; 2) одном признаке организма;
3) одной аминокислоте, включаемой в белковую цепь; 4) начале синтеза и РНК.
№2
В1. Установите соответствие между биологическим процессом и его свойствами
Свойство — Биологический процесс
А) представляет собой синтез РНК на матрице ДНК
Б) происходит в цитоплазме
В) удвоение молекулы ДНК
Г) происходит на рибосомах
Д) представляет собой синтез белка
1) транскрипция
2) трансляция
3) репликация
В2. Установите последовательность явлений и процессов, происходящих в процессе синтеза белка
А) поступление молекулы и-РНК из ядра в цитоплазму
Б) взаимодействие молекулы т-РНК, несущей первую аминокислоту данного белка, с рибосомой в комплексе с и-РНК
В) образование пептидной связи
Г) синтез молекулы и-РНК на матрице ДНК
Д) терминация трансляции
Е) связывание молекулы и-РНК с рибосомой
В3. С помощью матричных реакций в клетке эукариот синтезируются
1) нуклеотиды
2) белки
3) аминокислоты
4) жиры
5) ДНК
6) РНК
В4. Установите соответствие
Характеристика — Нуклеиновая кислота
А) Транспортирует активированные молекулы аминокислот к месту синтеза белка
Б) Является составной частью рибосом
В) Не способна к репликации
Г) Содержит углевод-дезоксирибозу
Д) Является главным хранителем генетической информации
Е) Состоит из одной полинуклеотидной цепи
1) ДНК
2) РНК
№3 — задачи
Д1. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок мол-лы ДНК, в которой закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: — изо – лей – мет – тре – цис –
Д2. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок мол-лы ДНК, в которой закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: — ала – вал – сер – про – тре –
Д3.Какая последовательность аминокислот зашифрована след. последовательностью нуклеотидов в ДНК: -ГЦЦЦТУФЦЦЦЦЦ-
Д4. Какая последовательность аминокислот зашифрована след. последовательностью нуклеотидов в ДНК
С4. Сколько нуклеотидов содержит ген ,кодирующий фермент рибонуклеазу , если он состоит из 16 аминокислот?
С5. Фрагмент молекулы ДНК содержит 1230 нуклеотидных остатков. Сколько аминокислот будет входить в состав белка, который кодируется этим геном?
С1. Содержание нуклеотидов в цепи и-РНК следующее:
Аденилового – 40%
Гуанилового – 20%
Цитидилового – 10%
Урацилового – 30%
Определите процентный состав нуклеотидов участка двухцепочечной молекулы ДНК, являющегося матрицей для этой и-РНК.
С2. В одной цепочке молекулы ДНК имеется:
Аденоловых остатков – 31%
Тимидиловых – 25%
Цитидиловых – 19%
Рассчитайте, каково процентное соотношение нуклеотидов в двухцепочечной ДНК.
С3. Участок молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов: А-Г-Ц-Т-Т-Г-А-А-Ц-Т-Ц-Т.
Запишите последовательность нуклеотидов и-РНК, которая будет синтезироваться на этом участке при транскрипции.
С6. Участок молекулы и-РНК имеет последовательность УЦГАГЦУУАЦГУ. Запишите последовательность нуклеотидов молекулы ДНК, с которой была синтезирована данная и-РНК в процессе транскрипции.
Ответы на вопросы теста:
Вопрос № ответ: 1 2 4 1 2 1 43
Ответы на задания №2
Задание № Последовательность ответов
В1
А-1
Б-2
В-3
Г-2
Д-2
В2
Г
А
Е
Б
В
Д
В3
2
5
6
В4
2
2
2
1
1
2
С1.
1) В соответствии с принципом комплиментарности в одиночной цепочке ДНК, являющейся матрицей для синтеза и-РНК, имеется следующее содержание нуклеотидов:
Тимидинового – 40%
Цитидилового – 20%
Гуанилового – 10%
Аденилового – 30%
%
40
20
10
30
и-РНК
А
Г
Ц
У
ДНК
Т
Ц
Г
А
2) т.к. ДНК – это двухцепочечная молекула, построенная по принципу комплиментарности, то в ней содержание тимидиловых остатков равно количеству адениловыхЭ, а суммарно их 40+30=70%, 35% адениловых и 35 тимидиловых. Аналогично цитидиловых и гуаниловых 20+10=30%, цитидиловых – 15% и 15% — гуаниловых.
С2.1) В ДНК имеются цитидиловые, гуаниловые, тимидиловые и адениловые остатки, соответственно в данной цепи молекулы ДНК 100- (31+25+19)=25% гуаниловых остатков.
2) В соответствии с принципом комплиментарности в двухцепочечной ДНК
Т=А
Г=Ц
Адениловых и тимидиловых 31+25=56%, а каждого из них 56:2=28%
Гуаниловых и цитидиловых 44%, а каждого из них 44:2=22%
С3. По принципу комплиментарности участку молекулы ДНК соответствует и-РНК с последовательностью нуклеотидов
У-Ц-Г-А-А-Ц-У-У-Г-А-Г-А
С4.1) Генетический код приплетен, каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидными остатками;2) Следовательно ген, кодирующий рибонукмазу, содержит 16х3=48 нуклеотидных остатков.
С5.1) Каждая аминокислота кодируется 3 нуклеотидными остатками ДНК.
2) Белок будет содержать 1230:3=410 аминокислотных остатков.
С6.АГЦТЦГААТГЦА ТЦГАГЦТТАЦГТ
Проверочная работа тема «БИОЛОГИЯ»
Часть А
Выбери один правильный ответ.
1.При митозе образуются клетки с
А) диплоидным набором хромосом, идентичным материнской клетке Б) гаплоидным набором хромосом С) триплоидным набором хромосом Д) полиплоидным набором хромосом
2. Совокупность приемов и операций используемых при построении научных знаний это
А)научный метод Б) научный факт В)экспериментальный метод Г) описательный метод
3.Метод который позволяет выявить сходства и различия между организмами называется
А) описательным Б) сравнительным В) историческим Г) экспериментальным
4. Способность организма реагировать на внешние и внутренние воздействия называется:
А)развитием Б)саморегуляцией В) раздражимостью Г)обменом веществ
5.Биология – это наука о
А) растениях Б) животных В) растениях и животных Г) жизни
6.Клеточный уровень организации жизни изучает наука
А) биохимия Б) гистология В)цитология Г)экология
7.К доядерным организмам относят
А) вирусы, бактериофаги Б)водоросли и грибы В) бактерии и водоросли Г) амебу и эвглену
8.Клеточная теория была сформулирована
А)Робертом Гуком Б)Ан. Левенгуком В)Шванном и Шлейданом Г)Вихровым и Вавиловым
9.Какие органоиды связаны с делением клетки и передачей наследственной информации
А)хлоропласты, лейкопласты, хромопласты Б)хромосомы , центриоли, нити веретена деления
В)лизосомы, рибосомы, митохондрии Г) центриоли, эндоплазматическая сеть
10.Плазматическая мембрана построена из
А)липидов и белков Б)только из липидов В)липидов и углеводов Г)только из белков
11.Какой процесс протекает в рибосомах животной клети
А) хемосинтез Б) биосинтез В) фотосинтез Г) синтез АТФ
12. Является органоидом, синтезирующим белки.
А)лизосомы Б)рибосомы В)пластиды Г) митохондрии
13. Какой тип РНК приносит аминокислоты к месту синтеза белка
А) и-РНК Б) р-РНК В) т-РНК
14. Если одна из цепей ДНК имеет нуклеотидную последовательность ААГТТЦЦТТА , вторая цепь будет иметь строение
А) УУЦААГГААУ Б) ТТГТТЦЦААТ В) ТТЦААГГААТ Г) ААГТТЦЦТТА
15. Процесс переписывания информации с молекулы ДНК на и-РНК
А) трансляция Б) синтезация В) транскрипция Г) трансмиссия
16.Белки- полимеры, мономерами которых являются
А)нуклеотиды Б) аминокислоты В)пептиды Г)моносахариды
17.К моносахаридам относятся
А)Глюкоза Б)лактоза В) гликоген Г)хитин
18.Гликопротеиды – это соединения
А) углеводов с липидами Б) углеводов с белками В) белков с липидами
19. Из глицерина и трех жирных кислот состоят
А) белки Б) углеводы В) липиды Г) молекула ДНК
20.Первичная структура белка имеет
А) пептидную связь Б) водородную связь В) гидрофобную Г) гидрофильную
21.Утрата белковой молекулы своей структуры, называется
А) распадом Б) редупликацией В) денатурацией Г) конъюгацией
22.Двойную мембрану имеют
А) рибосомы Б) комплекс Гольджи В) митохондрии Г) эндоплазматическая сеть
23.Участок молекулы ДНК в котором содержится информация о первичной структуре белка называется:
А) триплет Б) ген В) кодон Г)оперон
24.Катабализм это…
А) образование органических веществ Б) световая фаза фотосинтеза В) распад органических веществ Г)гомеостаз
25.Подготовка клетки к делению и само деление называется
А) митоз Б) мейоз В) амитоз Г) митотическим циклом
26. Фаза между делениями клетки
А) профаза Б) метафаза В) анафаза Г) телофаза Д) интерфаза
27.Организмы использующие кислород окружающей среды называют
А)аэробами Б) анаэробами В)автотрофами Г) гетеротрофами
28.Капсид
А) три последовательно расположенных нуклеотида Б) триплет т – РНК
В) белковая оболочка вируса Г)кольцевая ДНК бактерии
29.Мертвым органическим веществом питаются
А) паразит Б) фототрофы В) сапрофиты Г) гетротрофы
30. Расщепление глюкозы под действием ферментов
А)гликолиз Б)фотолиз В) фотосинтез Г)диссимиляция.
Часть В
В1. Установите соответствие между биологическим процессом и его свойствами
СВОЙСТВО БИОЛОГИЧЕСКИЙ
А) представляет собой синтез ПРОЦЕСС
РНК на матрице ДНК 1) транскрипция
Б) происходит в цитоплазме 2) трансляция
В) происходит на рибосомах
Г) происходит в ядре
Д) представляет собой синтез
Белка
В 2. Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих в процессе синтеза белка
А) поступление молекулы и-РНК из ядра в цитоплазму
Б) взаимодействие молекулы т-РНК, несущей первую аминокислоту данного белка, с рибосомой в комплексе с и-РНК
В) образование пептидной связи между аминокислотами
Г) синтез молекулы и-РНК на матрице ДНК
Д) связывание молекулы и-РНК с рибосомой
Е) отсоединение молекулы белка от рибосомы
В3.Укажите последовательность процессов при митозе
А) деспирализация хромосом
Б) разрушение ядерной оболочки, ядрышка
В) расхождение хроматид к полюсам клетки
Г) расположение хромосом в экваториальной плоскости клетки
Д) образование веретена деления
Е) спирализация хромосом
Ж) образование ядерной оболочки
З) образование двух дочерних клеток
Ответы. Биология
ЧастьА.1а. 2а. 3б. 4в. 5г. 6в. 7а. 8в.9б.10а. 11б. 12б. 13в. 14в. 15в. 16б. 17а. 18б. 19в. 20а.
21в. 22в. 23б.24в.25г. 26д. 27а. 28в. 29в. 30а.
ЧастьВ. В1. А-1. Б-2.В-2. Г- 1. Д-2.
В2. Г,А,Д,Б,В,Е.
В3. Е,Б,Д,Г,В,А, Ж, З.
Биология как наука. История развития биологии. Методы познания живой природы
1 вариант
I. Биология как наука. Задания с выбором одного правильного ответа.
1. Физиология изучает:
а) внешнее строение организмов;
б) строение внутренних органов;
в) функционирование внутренних органов;
г) жизнедеятельность организмов.
2. Зоология – это наука о ..
а) животных; в) растениях;
б) микроорганизмах; г) грибах.
3. Палеонтология изучает..
а) поведение; в) многообразие организмов;
б) развитие организмов; г) вымерших организмов.
4. Генетика – это наука о …
а) клетке;
б) взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;
в) создании новых и улучшении существующих сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
г) закономерностях наследственности и изменчивости.
5. Объектом изучения цитологии служит уровень …
а) организменный; в) клеточный;
б) популяционно-видовой; г) биосферный
6. Структурные элементы биогеоценотического уровня _ …
а) организмы;
б) биогеоценозы;
в) популяции разных видов;
г) особи и группы особей, входящие в популяцию.
7. Высший уровень организации жизни — …
а) биогеоценотический; в) популяционно-видовой;
б) биосферный; г) клеточный.
8. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма осуществляется на уровне …
а) клеточном; в) молекулярном;
б) организменном; г) популяционно-видовом.
9. Передача наследственной информации осуществляется на уровне …
а) биогеоценотическом; в) клеточном;
б) организменном; г) молекулярном.
I V. Свойства живого.
10. Установите соответствие между критериями живого и их характерными признаками ( Оформление 1) –В) ).
1)Единство биохимического состава2) Дискретность и целостность.
3) Саморегуляция.
4) Размножение.
5) Ритмичность.
А) Из известных более чем 100 хим. элементов для построения живого организма, обязательны шесть – углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор.
Б) Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития является клетка; вне клетки жизни нет.
В) Все живые организмы состоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот, а в общей массе веществ тела основную долю составляет вода (не менее 70-85%).
Г) Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей, которые вместе образуют структурно-функциональное единство.
Д) Организмы способны в процессе метаболизма поддерживать гомеостаз.
Е) Живая система извлекает, преобразовывает и использует вещества из окружающей среды и возвращает в нее продукты распада.
Ж) В процессе их жизнедеятельности между организмами и окружающей средой происходит постоянный обмен веществом и энергией.
З) Организмы приспособлены к меняющимся условиям существования.
И) Организмы избирательно реагируют на внешние и внутренние воздействия.
К) Организмы обеспечивают непрерывность жизни и преемственность поколений.
V. Методы изучения в биологии. Вместо точек вставьте название метода.
11. Метод, при применении которого исследователь искусственно создает ситуацию, позволяющую выявить те или иные свойства биологических объектов, — … .
12. Метод на котором основывается описательный метод, — ….. .
13. Метод, который позволял в процессе сопоставления объектов выявлять сходство и различия — ……
14. Метод, позволяющий выявить закономерности появления и развития организмов, усложнения их структуры и функций — …. .
15. Во время этого метода часто используют компьютер — …… .
Дайте развернутый ответ на вопрос
16.Объясните, почему биология, будучи одной из древнейших наук, необходима современному человеку( приведите не менее 3 примеров).
17. Докажите, что живые организмы «открытые системы»
18. Значение биологии как науки.
Биология как наука. История развития биологии. Методы познания живой природы
2 вариант
I. Биология как наука. Задания с выбором одного правильного ответа.
1. Ботаника – это наука о ..
а) животных; в) растениях;
б) микроорганизмах; г) грибах.
2.Цитология – это наука о …
а) взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;
б) клетке;
в) создании новых и улучшении существующих сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
г) закономерностях наследственности и изменчивости.
3. Закономерности наследственности и изменчивости изучает:
а) экология; в) этология;
б) генетика; г) геология.
4. Анатомия изучает:
а) строение внутренних органов;
б) внешнее строение организмов;
в) функционирование внутренних органов;
г) жизнедеятельность организмов.
5. Активное взаимодействие живого и косного вещества планеты осуществляется на уровне …
а) организменном; в) биосферном;
б) популяционно-видовом; г) биогеоценотическом.
6. На этом уровне идет процесс видообразования.
а) организменный; в) популяционно-видовом;
б) биосферном; г) биогеоценотическом.
7. Структурные элементы тканевого уровня — …
а) органы; в) органоиды;
б) молекулы; г) клетки.
8. Орган является структурным компонентом …. уровня.
а) клеточного; в) молекулярного;
б) организменного; г) популяционно-видового.
9. Вне данного уровня жизни нет.
а) биогеоценотический; в) популяционно-видовой;
б) биосферный; г) клеточный.
IV. Свойства живого.
10. Установите соответствие между критериями живого и их характерными признаками ( Оформление 1) –В) )
1)Единство элементного химического состава.2) Открытость
3)Обмен веществ и энергии.
4)Раздражимость и движение.
5)Единство структурной организации
А) Живая система извлекает, преобразовывает и использует вещества из окружающей среды и возвращает в нее продукты распада.
Б) Организмы приспособлены к меняющимся условиям существования.
В) Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития является клетка; вне клетки жизни нет.
Г) В процессе их жизнедеятельности между организмами и окружающей средой происходит постоянный обмен веществом и энергией.
Д) Из известных более чем 100 хим. элементов для построения живого организма, обязательны шесть – углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор.
Е) Организмы способны в процессе метаболизма поддерживать гомеостаз.
Ж) Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей, которые вместе образуют структурно-функциональное единство.
З) Организмы обеспечивают непрерывность жизни и преемственность поколений.
И) Организмы избирательно реагируют на внешние и внутренние воздействия.
К) Все живые организмы состоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот, а в общей массе веществ тела основную долю составляет вода (не менее 70-85%).
V. Методы изучения в биологии. Вместо точек вставьте название метода.
11. Благодаря этому методу были заложены основы систематики растений и животных, создана клеточная теория — …. .
12. Этот метод позволяет сравнить существующие факты с данными, известными ранее — ……. .
13. Метод, позволяющий воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать порой не представляется возможным — … .
14. Метод основывается на сборе фактического материала и его описание — …. .
15. Во время этого метода исследователь искусственно создает ситуацию — …. .
Дайте развернутый ответ на вопрос
16. Докажите, что биология-фундаментальная наука.
17. Объясните, чем отличается процесс обмена веществ в живой и неживой природе.
18. Значение биологии как науки.
Ответы:
1 вариант
I.
1. в
2. в
3. а
4. г
5. г
II.
6. в
7. б
8. в
9. в
10. в
11. г
12. г
13. г
III.
14. в
15. в
16. б
17. б
18. г
IV.
19. 1) В
2) Г
3) Д
4) К
5) З
V.
20. эксперимент
21. наблюдение
22. сравнительный
23. исторический
24. моделирование
2 вариант
I.
1. в
2. б
3. б
4. а
5. б
II.
6. а
7. в
8. а
9. в
10. г
11. в
12. г
13. б
III.
14. в
15. в
16. г
17. б
18. г
IV.
19. 1) Д
2) А
3) Г
4) И
5) Ж
V.
20. сравнительный
21. исторический
22. моделирование
23. наблюдение и описание
24. эксперимент
Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения.
Вариант 1.
Выберите один ответ из четырех
1. Процесс трансляции изучают на уровне организации живого
1) организменном 2) молекулярно-генетическом 3) популяционно-видовом 4) биосферном
2. Реализация наследственной информации происходит на уровне
1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биосферном
3. Первым надорганизменным уровнем жизни считается
1) клеточный 2)биогеоценотический 3)биосферный 4) популяционно-видовой
4. Исторически сложившееся устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящееся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы, литосферы, изучают на уровне организации живого
1)популяционно-видовом 2)биосферном 3) биогеоценотическом 4) организменном
5. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне организации живого
1)молекулярно-генетическом 2)биосферном 3) тканевом 4) организменном
6. Способность живых организмов избирательно реагировать на внешнее воздействия специфическими реакциями называют
1)раздражимостью 2)саморегуляцией 3) дифференцировкой 4) онтогенезом
7. Все живые организмы объединяет
1)клеточное строение 2)способность к фотосинтезу
3) наличие ядра в клетке 4) способность к движению
8.Способность живых организмов образовывать себе подобные организмы называется
1)наследственность 2)самовоспроизведение 3) изменчивость 4) саморегуляция
9. Разделение органоидов клетки на основе их различной плотности составляет сущность метода
1) микроскопирования 2) центрифугирования 3) окрашивания 4) сканирования
10. Выращивание тканей вне организма — пример метода
1) культуры клеток 2) микроскопирования 3) центрифугирования 4) генной инженерии
Выберите три правильных ответа.
11. Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются
1) участие в круговороте веществ 4) изменение свойств под воздействием среды
2) клеточное строение 5) неклеточное строение
3) размножение 6) саморегуляция
12. Биосистемы надорганизменного уровня это
1) пшеничное поле 4) караси в озере
2) митохондрия 5)световые и теневые листья на одном кусте сирени
3)бактерии в кишечнике одного человека 6) крупные и мелкие яблоки на одной яблоне
13. Плесневый гриб мукор имеет уровни организации
1)элементарный 4)организменный
2)органоидно-клеточный 5)популяционно-видовой
3)молекулярно-генетический 6)биогеоценотический (экосистемный)
14. Реакции обмена веществ и превращения энергии происходят
1)с участием молекул ДНК 4)в хлоропластах зелёных растений
2)в результате фотосинтеза 5)с участием молекул углекислого газа
3)в процессе размножения организмов 6)под контролем рибосом клетки
15. Какие методы используют для изучения наследственности и изменчивости
1) генеалогический 4) метод меченых атомов
2)микроскопирование 5) центрифугирование
3)цитогенетический анализ 6) гибридологический
Установите соответствие
16. Установите соответствие между примерами самовоспроизведения и уровнями биосистем
Примеры самовоспроизведенияУровни биосистем
А) размножение смородины отводками
Б) редупликация (самоудвоение) ДНК
В) почкование пресноводной гидры
Г) самосборка митохондрий и хлоропластов
Д) образование спор у гриба мукора
Е) дробление зиготы
1) организменный
2) молекулярно-генетический
3) органоидно-клеточный
17. Установите соответствие между примерами саморазвития и уровнями биосистем
Примеры самовоспроизведенияУровни биосистем
А) развитие наружных жабр у головастика
Б) появление подвидов у белки обыкновенной
В) превращение гусеницы в бабочку
Г) появление лишайников на голых скалах
Д) гибель самцов уток во время зимовки
Е) заболачивание пруда
1) организменный
2) популяционно-видовой
3) биогеоценотический (экосистемный)
18. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством.
Характеристика живогоСвойства живого
А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.
Б) увеличение размеров и массы.
В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.
Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.
Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.
Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.
1) способность к росту и развитию;
2) обмен веществ и энергии.
19. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения.
ПРОЦЕССМЕТОД ИЗУЧЕНИЯ
А) движение пластид
Б) матричный синтез РНК
В) фотосинтез
Г ) деление клетки
Д) плазмолиз и деплазмолиз
1) световая микроскопия
2) метод меченых атомов
20. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого
А) молекулярно-генетический
Б) клеточный
В) биогеоценотический
Г) видовой
Д) популяционный
Е) организменный
Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения.
Вариант 2.
Выберите один ответ из четырех
1. Процесс транскрипции изучают на уровне организации живого
1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биоценотическом
2. Внутривидовые отношения изучают на уровне организации живого
1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном
3. Элементарной системой, в которой возможно проявление всех закономерностей, характеризующих жизнь, является
1)биосфера 2)биогеоценоз 3) популяция 4) клетка
4. Генные мутации происходят на уровне организации живого
1) организменном 2) популяционно-видовом 3) клеточном 4) молекулярном
5. Межвидовые отношения изучают на уровне организации живого
1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном
6. Сохранение постоянства внутренней среды организма при изменении внешних условий среды называется
1)движение 2)саморегуляция 3) наследственность 4) филогенез
7. Необратимое направленное закономерное изменение объектов живой природы называется
1)наследственность 2)раздражимость 3) размножение 4) развитие
8. Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям называется
1)изменчивость 2)размножение 3) развитие 4) наследственность
9. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки
1) окрашивание 2) центрифугирование 3) микроскопия 4) химический анализ
10. Исследования, связанные с пересадкой гена бактерий, способствующего усвоению азота из атмосферного воздуха, в генотип злаков, проводятся в области
1) микробиологического синтеза 2) генной инженерии 3) клеточной инженерии 4) биохимии
Выберите три правильных ответа.
11. Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются
1)обмен веществ и энергии 4)рост и развитие
2)наследственность и изменчивость 5)неклеточное строение
3)изменение размеров под воздействием среды 6)участие в круговороте веществ
12. Биосистемы надорганизменного уровня это
1) еловый лес 4) сорняки на одной грядке
2) хлоропласт 5)световые и теневые листья на одной березе
3) бактерии в кишечнике одного человека 6) крупные и мелкие яблоки на одной яблоне
13. Эвглена зеленая имеет уровни организации
1)элементарный 4)организменный
2)органоидно-клеточный 5)популяционно-видовой
3)молекулярно-генетический 6)биогеоценотический (экосистемный)
14. Реакции обмена веществ и превращения энергии происходят
1)с участием молекул ДНК 4) в митохондриях
2) в результате дыхания 5) с образованием молекул углекислого газа
3)в процессе размножения организмов 6)под контролем рибосом клетки
15. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки
1)генная инженерия 4) метод меченых атомов
2)микроскопирование 5) центрифугирование
3)цитогенетический анализ 6) гибридизация
Установите соответствие
16. Установите соответствие между примерами саморегуляции и уровнями биосистем.
Примеры самовоспроизведенияУровни биосистем
А) зависимость высоты травостоя от осадков
Б) рефлекторная секреция желудочного сока
В) поддержание постоянства состава цитоплазмы
Г) избирательная проницаемость плазмалеммы
Д) увеличение жизненной емкости легких
Е) снижение численности травоядных насекомых
1) органоидно-клеточный
2) организменный
3) биогеоценотический (экосистемный)
17. Установите соответствие между характеристикой и уровнем организации, к которому она относится.
ХарактеристикаУровень организации
А) состоит из биологических макромолекул.
Б) элементарной единицей уровня служит особь.
В) возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.
Г) с этого уровня начинаются процессы передачи наследственной информации.
Д) с этого уровня начинаются процессы обмена веществ и энергии.
Е) особь рассматривается от момента зарождения до момента прекращения существования.
1) молекулярный;
2) организменный.
18. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством.
Характеристика живогоСвойства живого
А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.
Б) увеличение размеров и массы.
В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.
Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.
Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.
Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.
1) способность к росту и развитию;
2) обмен веществ и энергии.
19. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения.
ПРОЦЕССМЕТОД ИЗУЧЕНИЯ
А) движение пластид
Б) матричный синтез РНК
В) фотосинтез
Г ) деление клетки
Д) плазмолиз и деплазмолиз
1) световая микроскопия
2) метод меченых атомов
20. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого
А) популяционный
Б) клеточный
В) биогеоценотический
Г) видовой
Д) молекулярно-генетический
Е) организменный
Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения.
Вариант 1.
Выберите один ответ из четырех
1. Процесс трансляции изучают на уровне организации живого
1) организменном 2) молекулярно-генетическом 3) популяционно-видовом 4) биосферном
2. Реализация наследственной информации происходит на уровне
1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биосферном
3. Первым надорганизменным уровнем жизни считается
1) клеточный 2)биогеоценотический 3)биосферный 4) популяционно-видовой
4. Исторически сложившееся устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящееся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы, литосферы, изучают на уровне организации живого
1)популяционно-видовом 2)биосферном 3) биогеоценотическом 4) организменном
5. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне организации живого
1)молекулярно-генетическом 2)биосферном 3) тканевом 4) организменном
6. Способность живых организмов избирательно реагировать на внешнее воздействия специфическими реакциями называют
1)раздражимостью 2)саморегуляцией 3) дифференцировкой 4) онтогенезом
7. Все живые организмы объединяет
1)клеточное строение 2)способность к фотосинтезу
3) наличие ядра в клетке 4) способность к движению
8.Способность живых организмов образовывать себе подобные организмы называется
1)наследственность 2)самовоспроизведение 3) изменчивость 4) саморегуляция
9. Разделение органоидов клетки на основе их различной плотности составляет сущность метода
1) микроскопирования 2) центрифугирования 3) окрашивания 4) сканирования
10. Выращивание тканей вне организма — пример метода
1) культуры клеток 2) микроскопирования 3) центрифугирования 4) генной инженерии
Выберите три правильных ответа.
11. Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются
1) участие в круговороте веществ 4) изменение свойств под воздействием среды
2) клеточное строение 5) неклеточное строение
3) размножение 6) саморегуляция
12. Биосистемы надорганизменного уровня это
1) пшеничное поле 4) караси в озере
2) митохондрия 5)световые и теневые листья на одном кусте сирени
3)бактерии в кишечнике одного человека 6) крупные и мелкие яблоки на одной яблоне
13. Плесневый гриб мукор имеет уровни организации
1)элементарный 4)организменный
2)органоидно-клеточный 5)популяционно-видовой
3)молекулярно-генетический 6)биогеоценотический (экосистемный)
14. Реакции обмена веществ и превращения энергии происходят
1)с участием молекул ДНК 4)в хлоропластах зелёных растений
2)в результате фотосинтеза 5)с участием молекул углекислого газа
3)в процессе размножения организмов 6)под контролем рибосом клетки
15. Какие методы используют для изучения наследственности и изменчивости
1) генеалогический 4) метод меченых атомов
2)микроскопирование 5) центрифугирование
3)цитогенетический анализ 6) гибридологический
Установите соответствие
16. Установите соответствие между примерами самовоспроизведения и уровнями биосистем 121313
Примеры самовоспроизведенияУровни биосистем
А) размножение смородины отводками
Б) редупликация (самоудвоение) ДНК
В) почкование пресноводной гидры
Г) самосборка митохондрий и хлоропластов
Д) образование спор у гриба мукора
Е) дробление зиготы
1) организменный
2) молекулярно-генетический
3) органоидно-клеточный
17. Установите соответствие между примерами саморазвития и уровнями биосистем 121323
Примеры самовоспроизведенияУровни биосистем
А) развитие наружных жабр у головастика
Б) появление подвидов у белки обыкновенной
В) превращение гусеницы в бабочку
Г) появление лишайников на голых скалах
Д) гибель самцов уток во время зимовки
Е) заболачивание пруда
1) организменный
2) популяционно-видовой
3) биогеоценотический (экосистемный)
18. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством. 211221
Характеристика живогоСвойства живого
А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.
Б) увеличение размеров и массы.
В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.
Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.
Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.
Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.
1) способность к росту и развитию;
2) обмен веществ и энергии.
19. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения. 12211
ПРОЦЕССМЕТОД ИЗУЧЕНИЯ
А) движение пластид
Б) матричный синтез РНК
В) фотосинтез
Г ) деление клетки
Д) плазмолиз и деплазмолиз
1) световая микроскопия
2) метод меченых атомов
20. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого АБЕДГВ
А) молекулярно-генетический
Б) клеточный
В) биогеоценотический
Г) видовой
Д) популяционный
Е) организменный
Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения.
Вариант 2.
Выберите один ответ из четырех
1. Процесс транскрипции изучают на уровне организации живого
1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биоценотическом
2. Внутривидовые отношения изучают на уровне организации живого
1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном
3. Элементарной системой, в которой возможно проявление всех закономерностей, характеризующих жизнь, является
1)биосфера 2)биогеоценоз 3) популяция 4) клетка
4. Генные мутации происходят на уровне организации живого
1) организменном 2) популяционно-видовом 3) клеточном 4) молекулярном
5. Межвидовые отношения изучают на уровне организации живого
1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном
6. Сохранение постоянства внутренней среды организма при изменении внешних условий среды называется
1)движение 2)саморегуляция 3) наследственность 4) филогенез
7. Необратимое направленное закономерное изменение объектов живой природы называется
1)наследственность 2)раздражимость 3) размножение 4) развитие
8. Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям называется
1)изменчивость 2)размножение 3) развитие 4) наследственность
9. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки
1) окрашивание 2) центрифугирование 3) микроскопия 4) химический анализ
10. Исследования, связанные с пересадкой гена бактерий, способствующего усвоению азота из атмосферного воздуха, в генотип злаков, проводятся в области
1) микробиологического синтеза 2) генной инженерии 3) клеточной инженерии 4) биохимии
Выберите три правильных ответа.
11. Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются
1)обмен веществ и энергии 4)рост и развитие
2)наследственность и изменчивость 5)неклеточное строение
3)изменение размеров под воздействием среды 6)участие в круговороте веществ
12. Биосистемы надорганизменного уровня это
1) еловый лес 4) сорняки на одной грядке
2) хлоропласт 5)световые и теневые листья на одной березе
3) бактерии в кишечнике одного человека 6) крупные и мелкие яблоки на одной яблоне
13. Эвглена зеленая имеет уровни организации
1)элементарный 4)организменный
2)органоидно-клеточный 5)популяционно-видовой
3)молекулярно-генетический 6)биогеоценотический (экосистемный)
14. Реакции обмена веществ и превращения энергии происходят
1)с участием молекул ДНК 4) в митохондриях
2) в результате дыхания 5) с образованием молекул углекислого газа
3)в процессе размножения организмов 6)под контролем рибосом клетки
15. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки
1)генная инженерия 4) метод меченых атомов
2)микроскопирование 5) центрифугирование
3)цитогенетический анализ 6) гибридизация
Установите соответствие
16. Установите соответствие между примерами саморегуляции и уровнями биосистем. 321123
Примеры самовоспроизведенияУровни биосистем
А) зависимость высоты травостоя от осадков
Б) рефлекторная секреция желудочного сока
В) поддержание постоянства состава цитоплазмы
Г) избирательная проницаемость плазмалеммы
Д) увеличение жизненной емкости легких
Е) снижение численности травоядных насекомых
1) органоидно-клеточный
2) организменный
3) биогеоценотический (экосистемный)
17. Установите соответствие между характеристикой и уровнем организации, к которому она относится. 122112
ХарактеристикаУровень организации
А) состоит из биологических макромолекул.
Б) элементарной единицей уровня служит особь.
В) возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.
Г) с этого уровня начинаются процессы передачи наследственной информации.
Д) с этого уровня начинаются процессы обмена веществ и энергии.
Е) особь рассматривается от момента зарождения до момента прекращения существования.
1) молекулярный;
2) организменный.
18. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством. 211221
Характеристика живогоСвойства живого
А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.
Б) увеличение размеров и массы.
В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.
Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.
Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.
Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.
1) способность к росту и развитию;
2) обмен веществ и энергии.
19. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения. 12211
ПРОЦЕССМЕТОД ИЗУЧЕНИЯ
А) движение пластид
Б) матричный синтез РНК
В) фотосинтез
Г ) деление клетки
Д) плазмолиз и деплазмолиз
1) световая микроскопия
2) метод меченых атомов
20. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого ДБЕАГВ
А) популяционный
Б) клеточный
В) биогеоценотический
Г) видовой
Д) молекулярно-генетический
Е) организменный
Leave A Comment